Определение предмета психологии
17.08.2012Прежде чем дать определение предмета психологии, отметим, что существует другая философская категория — объект. В теории познания противопоставление объекта и предмета является относительным, нередко эти два понятия отождествляются. Мы же можем взять за основу трактовку, в соответствии с которой в понятие о предмете исследования входят наиболее существенные (с точки зрения самого исследования) признаки объекта. Так, психология, антропология, физиология человека, медицина, педагогика и другие отрасли знаний имеют один и тот же объект исследования — это человек. Конкретизируя же предмет исследования той или иной науки, мы должны указать, что именно интересует данную науку в объекте.
При определении предмета психологии, в первую очередь указывают на конкретные факты психической жизни. Так, если мы провожаем взглядом удаляющегося человека, то размер его изображения на сетчатке наших глаз уменьшается.
Однако психология, претендующая называться наукой, не может ограничиться описанием фактов. Она должна объяснить эти факты. Это значит найти не столь очевидные, как факты, закономерности, которым эти факты подчиняются. Прокомментируем с этой точки зрения приведенные выше примеры. В первом случае речь идет о конкретном проявлении закона константности восприятия: образ предмета сохраняет относительное постоянство в изменяющихся условиях восприятия. Второй пример объясняется законом переноса отношения, точнее, переноса отношения к учителю на отношение к учебному предмету.
Вместе с тем, раскрывая закономерности психической жизни и двигаясь при этом от конкретного к абстрактному, психология не может отказаться от движения в противоположном направлении.
Она осуществляет и восхождение от абстрактного к конкретному, стремясь выявить, например, как некоторые абстракции (закономерности) помогают раскрыть индивидуальность того или иного человека. Это «восхождение к индивидуальности» дополняет наши представления о предмете психологии. Заметим, что тут психологическое познание начинает приобретать черты искусства, искусства познания другого человека, которое не исчерпывается соединением указанных закономерностей.Итак, предметом исследования в психологии являются конкретные факты психической жизни, психологические закономерности, объясняющие их существование, а также человеческая индивидуальность.
В литературе можно встретить и другие подходы к определению предмета психологии. Например: психология — это наука, изучающая психические процессы (восприятие, мышление, переживание и др.), психические состояния (воодушевление, апатия, тоска, эйфория и др.) и психические свойства человека (решительность, находчивость, импульсивность и др.
К сожалению, лаконичное и изящное определение предмета психологии, подобное тем, которые мы давали треугольнику или глаголу, тут невозможно. Очень уж сложна реальность, которую изучает психология. В различных попытках дать определение психике чаще всего в качестве ключевых используют слова «отражение» («отображение»), «образ», «ориентировка», «регуляция». Термин «отражение» нам, конечно, знаком. Поэтому важно пояснить, какое именно отражение имеется в виду. Может быть, отражение луча света от зеркальной поверхности? Может быть, изменение цвета лакмусовой бумажки как отражение факта присутствия кислоты? Может быть, сужение зрачка как реакция на яркий свет? Нет и нет! Имеется в виду отражение действительности в форме образа, появляющегося в сознании при восприятии предмета или явления и сохраняющегося в их отсутствии.
Эти образы, конечно, не существуют сами по себе, они являются средствами ориентировки человека в объективной действительности. Ориентировка же нужна для регуляции поведения и деятельности. Опираясь на источники (Гальперин П.Я., 1976; Леонтьев А.Н., 1972; Леонтьев Д.А., 2001), можно определить психику как своеобразный аппарат для регуляции поведения и деятельности на основе ориентировки в объективной действительности посредством образов этой действительности.Данное определение предмета психологии, однако, нуждается в пояснениях, относящихся к понятию «образ». Имеется в виду философская трактовка образа, включающая в свой состав не только «наглядные образы» предметов и явлений (образ стола, лошади, ситуации, человека и др.), как это принято в психологии, но и отвлеченные понятия, выражающиеся в логических средствах отображения действительности (понятие о мебели, об организме, о личности, о производственных отношениях и т.д.). Психическое отображение действительности осуществляется не только в образах, но и в эмоциях и чувствах, которые сопровождают образы, а также вызывают их под влиянием тех или иных жизненных обстоятельств.
Психика возникает на некоторой ступени развития животного мира и развивается первоначально по законам биологической эволюции. С появлением человека и общественных отношений психика обретает качественно новый уровень развития — сознание, а поведение становится деятельностью. Это означает, что развитие психики человека подчиняется законам общественно-исторического развития.
Ключевые слова: НаукаИсточник: Штейнмец А.Э., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Становление социологии как науки Ритерман Т.П., Социология |
Краткая характеристика специальных отраслей психологии … |
Основные понятия общей психологии Старовойтенко Е. Б. Современная психология / Науч. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Академический… |
Методы современной психологии Карпов А.В., Общая психология |
Основные уровни и формы научного познания Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с…. |
Методология социальной психологии Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии |
Научная проблема и психология Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко… |
Объект и предмет психологии Милорадова Н.Г., Психология и педагогика |
Предмет и задачи психологии | Уроки психологии в школе
Цель: сформировать представление о психологии как науке, показать ее практическое значение и возможности применения.
Задачи
— раскрыть значение психологических знаний в повседненвной жизни человека,
— показать эволюцию представлений о психологии как науке,
— определить предмет исследования психологии,
— помочь учащимся осознать многообразие применения психологических знаний в личной и производственной сферах.
Ход урока
Вводная беседа-обсуждение. Задайте учащимся следующие вопросы:
— что такое психология и как мы сталкиваемся с ней в жизни?
— чем, на ваш взгляд, занимаются психологи?
— зачем изучать психологию?
В последнее время психология все шире входит в нашу жизнь и становится ближе, понятнее и нужнее все большему числу людей. Многие из нас покупают книги по психологии, проходят тренинги, посещают семинары, с интересом прислушиваются к комментариям психологов в различных ток-шоу по телевизору. Спрос на психологические знания растет, а от него не отстает и предложение — на книжных прилавках можно найти издания по любому вопросу. Популярность психологии закономерна: ведь все мы живем среди людей и хотели бы общаться с ними как можно лучше, так, как нам удобнее, как бы нам хотелось. Все мы в той или иной мере психологи по жизни. Одни приходят к каким-то выводам сами, другие черпают информацию из книг. Там, где есть люди, сразу начинается психология. И наш жизненный опыт только обогатится, если к нему добавятся научные знания по психологии. Все мы хотели бы понять, чего хотят окружающие нас люди, как лучше с ними ладить, как достичь нужного результата, как правильно выбрать стиль общения. Тому, кто не владеет подобными знаниями, нередко приходится строить общение как придется, как получится. А ведь можно было бы достичь максимального результата, приложив минимум усилий. Крылатая фраза гласит: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Как важно предстать в лучшем свете при знакомстве с важным для вас человеком или при приеме на работу. Да и вообще приятно, когда нравишься многим людям и тебя везде хорошо встречают. К тому же, полезно было бы знать свои индивидуальные особенности, чтобы лучше понимать себя, знать, что для тебя важно в жизни и как этого добиться. Хотелось бы выбрать работу в соответствии со своими интересами и возможностями, ведь любимое дело, как известно, приносит наибольшее удовлетворение и помогает реализоваться в жизни. Психология помогает научиться управлять своим эмоциональным состоянием, например, не волноваться на экзамене, а если вдруг все-таки занервничал и забыл — есть способы вспомнить выученный ранее материал (даже есть способ хорошо сдать то, чего не учил вовсе). Крайне необходимы знания по психологии деловым людям, в первую очередь тем, кто работает с людьми: как правильно подать себя, как провести переговоры, как прийти к обоюдовыгодному решению.
Наш сегодняшний мир — это мир торговли или взаимного обмена. Большой сегмент рынка профессий занимают профессии, связанные с продажами: все мы продаем себя, наши силы и время за заработную плату или продаем товар, который производим, — и хотелось бы делать это как можно выгоднее. А для этого надо понимать, что желает приобрести наш заказчик.
Так как дома и в семье нас тоже окружают люди, то и здесь не обойтись без психологических знаний о том, как улаживать конфликты, как наладить счастливую совместную жизнь, как правильно выбрать брачного партнера, чтобы семья не тормозила развитие человека, а помогала добиться желаемого. Для каждого из нас семья — это эмоциональный тыл, и неблагополучие в ней заметно сказывается на учебе и на работе.
Человек давно понял, что для благополучного сосуществования в обществе необходимо изучать отношения между людьми. Ему было интересно узнать, что влияет на поведение людей в разных ситуациях, можно ли управлять поведением одного человека или целых народных масс. Большинство правителей просто не могли обойтись без знания факторов влияния на людей, так называемых рычагов управления, а все современные политические технологии построены с использованием закономерностей человеческой психики. Безусловно, знания эти на протяжении многих веков становились все более глубокими, сложными, более точными, что позволяло лучше понимать мотивы поведения людей. Однако, исследование психологии человека — сложное и кропотливое дело, ведь все психические процессы, такие как внимание, память, мышление и прочие — нематериальны, их нельзя пощупать или увидеть. Как говорил известный киногерой-врач: «Голова — предмет темный и исследованию не подлежит». До некоторых пор так и было, но в настоящее время голова исследованию очень даже подлежит — исследованию глубокому, тщательному, с привлечением многих смежных с психологией наук: биологии, социологии, физиологии, философии и других.
Во все времена многим людям было интересно знать не только мотивы поведения других людей, но и понять, что влияет на их собственные мысли и поведение. Первоначально все внутреннее содержание объяснялось влиянием неких внешних сил, например, богов или духов. Позднее древнегреческие философы пришли к идее о существовании души, находящейся в единстве с телом и влияющей на мысли и поступки человека.
Таким образом, изначально психология выступала как наука о душе. Отсюда и ее название, образованное из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука).
В 17 веке, в связи с развитием естественных наук возникает понятие психологии как науки о сознании — так называлась способность думать, чувствовать , желать. Основным методом изучения считалось наблюдение человеком самого себя, своего поведения и мыслей. Литература того периода изобилует письмами, исповедями, дневниками с описанием внутренних переживаний героев.
В 20 веке психология становится наукой о поведении. Тогда ставилось множество экспериментов, в ходе которых наблюдали за тем, что можно было увидеть непосредственно: поведением, поступками, реакциями человека, — и все это объяснялось воздействием каких-либо внешних факторов. Совершенно не учитывались внутренние причины поведения, их будто бы и не было.
На протяжении 20-го века ученые постепенно пришли к пониманию психологии как науки, изучающей поведение и внутренние психические процессы человека, с практическим применением получаемых знаний.
Предмет исследования психологии — факты, закономерности, механизмы психики, как осознаваемые человеком, так и бессознательные. При этом наряду с изучением процесса взаимодействия людей, отдельными исследованиями изучается и сам человек — его внимание, память, мышление, темперамент, стиль и мотивы поведения.
Психология имеет множество прикладных аспектов применения. Например, клинические психологи помогают врачу правильно настроиться на операцию, а пациенту — быстрее адаптироваться в жизни после выздоровления. Цель работы детского психолога в больнице — помочь маленьким пациентами легче переносить разлуку с родными и неприятные медицинские процедуры. Школьный психолог помогает выбрать подходящую профессию, преодолеть трудности в учебе, уладить конфликты в семье или в школе, научиться общаться с людьми, лучше понимать себя и управлять своим состоянием и настроением. Семейный психолог занимается налаживанием отношений между супругами, между родителями и детьми, рекомендует оптимального брачного партнера, обучает путям выхода из конфликтных ситуаций. Психолог на производстве улучшает психологический климат в коллективе, помогает улаживать конфликты между администрацией и сотрудниками, проводит тренинги профессиональных качеств.
Вопросы
1. Насколько актуально изучение психологии в наши дни?
2. Отличается ли психология сегодняшняя от той, что была раньше, и в чем специфика?
3. Развитие представлений о психологии.
4. Что изучает психология?
5. Прикладные сферы применения психологии.
Домашнее задание
Подумайте и запишите, какие задачи может решать психология в наше время (для чего она нужна, какие запросы общества удовлетворяет). А чем могло бы помочь изучение психологии конкретно тебе?
Калифорнийский университет в Дэвисе | Специальность «Психология»
Колледж литературы и науки
- Бакалавр искусств
- Бакалавр наук
Вы очарованы человеческим поведением? Хотите понять, как люди думают, чувствуют, действуют и взаимодействуют? Психологи проводят исследования, чтобы узнать, что делает людей такими, какие они есть, включая их биологию, окружающую среду и культуру. Эти знания можно использовать для решения реальных проблем практически во всех областях, включая бизнес, консультирование, обучение и технологии, а также для помощи людям, страдающим нервно-психическими расстройствами или переживающим психологический стресс.
Основные требования
Вы начнете свое обучение с общего курса психологии, чтобы познакомить вас с предметом. А после прохождения базовых курсов по методам исследования и статистике вы будете лучше подготовлены к прохождению наших продвинутых курсов по психологии. Если вы хотите получить степень бакалавра наук, вы будете проходить серию курсов по математике, химии и биологическим наукам в дополнение к углубленным предметам. Студенты бакалавриата гуманитарных наук будут иметь возможность пройти ряд гуманитарных и/или естественных наук, изучая углубленный предмет. Независимо от степени или области обучения, нет предела возможностям, когда речь идет о проведении оригинальных исследований, помощи преподавателям в их собственных проектах или участии в стажировках.
Дипломы
Карьера
- Консультант/терапевт
- Психолог
- Психиатр
- Прикладной поведенческий аналитик
- Логопед
- Учитель
- Сотрудник отдела кадров
Аспирантура
- Консультирование
- Психология
- Социальная работа
- Спортивная психология
- Производственно-организационная психология
- Судебная психология
- Медицина
Выпускники Работодатели
- Тесла
- Гугл
- Майкрософт
- Кредитная карма
- Калифорнийский университет в Дэвисе, здоровье
- Пандора
Возможности стажировки
Узнайте о стажировках и вакансиях в кампусе и за его пределами.
Подробнее
Дорожная карта вашего курса
Найдите подробные требования к курсу для вашей программы и наметьте свой путь к выпуску.
Подробнее
Преподаватели, с которыми вы будете работать
Наши студенты работают напрямую с нашими преподавателями в рамках исследовательских проектов и лабораторий.
Подробнее
Глобальные программы обучения
Расширьте свой кругозор, учась за границей или занимаясь глобальным обучением в кампусе.
Подробнее
Исследования бакалавриата
Займитесь своими интересами. Примите участие в одной из сотен наших исследовательских возможностей.
Подробнее
Что я могу сделать со своей специализацией по психологии?
Узнайте, как связать свою специализацию по психологии с карьерными возможностями.
Узнать больше
Изучите психологию с помощью онлайн-курсов и программ
Узнайте о человеческом поведении, психологических расстройствах и многом другом с помощью онлайн-курсов по клинической психологии, психологии развития и социальной психологии, проводимых через edX.
Что такое психология?Психология — это область исследования, которая исследует работу разума и поведения, исследуя, как биологические влияния, социальное давление и факторы окружающей среды взаимодействуют, формируя наши мысли, эмоции и действия. Footnote 1 Психология стремится дать представление о поведении, чтобы помочь нам лучше понять себя и окружающих нас людей. Лучше понимая, как работает наш разум, мы можем стимулировать принятие более эффективных решений и строить более здоровые отношения друг с другом и с окружающей средой. Сноска 2 Эта многогранная дисциплина охватывает множество различных подобластей, включая когнитивную науку, неврологию, социальную психологию, клиническую психологию и психологию развития. Психологи могут использовать свои знания для диагностики и лечения психических расстройств, а также для облегчения состояния людей, страдающих от депрессии, беспокойства и других эмоциональных проблем.
Просмотреть онлайн-курсы по психологии
Просмотреть все курсы
Просмотреть все курсы
Программа онлайн-курса психологииДля новичков в предмете онлайн-курсы по психологии могут стать отличным введением в эту область.
Поведенческая неврология
Развитие человека
Ощущение и восприятие
9 0008Кондиционирование и обучение
Память человека
Познание и интеллект
Мотивация и эмоции
Сексуальность человека
900 08Психологические расстройства
Социальное поведение
Программа бакалавриата или магистра обеспечит более всестороннее обучение психологии, затрагивая основные понятия, теоретические перспективы, исторические тенденции и эмпирические данные в этой области, чтобы учащиеся могли понять, как психологические принципы могут применяться для решения поведенческих проблем. Эти программы могут также включать курсовую работу по научным исследованиям и критическому мышлению, этической и социальной ответственности, общению и профессиональному развитию. Footnote 3
Работа психологаГлубокое понимание психологии может привести к ряду успешных профессий, основанных на помощи другим. Вы можете применить свое образование в любой из следующих ролей:
Клинические психологи: обладают высокоспециализированными навыками диагностики и психологического лечения психических, поведенческих и эмоциональных заболеваний. Они работают с отдельными лицами, парами, семьями и группами и обучены использованию психологических оценок, психотерапии и других терапевтических методов. Сноска 4
Школьные психологи: работают в образовательных учреждениях, помогая детям и учащимся справляться с эмоциональными, академическими и социальными проблемами. Они также могут работать с учителями, персоналом и родителями, чтобы создать благоприятную среду обучения для учащихся.
Социальные работники: предоставляют широкий спектр услуг нуждающимся людям, семьям и сообществам. Они могут предлагать ведение дел, консультирование, защиту интересов или направления в связи с психологическими, финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем, отношениями и злоупотреблением психоактивными веществами.
Терапевты: специализируются на консультировании и лечении людей с депрессией, тревогой, проблемами в отношениях и злоупотреблением психоактивными веществами.
Специалисты по кадрам: работают с работодателями по найму, обучению и удержанию сотрудников. Они несут ответственность за множество задач, включая набор, отбор, компенсацию, льготы и отношения с сотрудниками.
Эрготерапевты: помогают людям с физическими, умственными отклонениями или отклонениями в развитии приобретать навыки для повседневной жизни. Они могут использовать различные методы, чтобы помочь пациентам улучшить их способность выполнять повседневные задачи.
Консультанты по вопросам брака и семьи: консультируют супружеские пары, семьи и отдельных лиц.