Предмет и объект исследования в психологии: 3.3. Определение объекта и предмета исследования.

Объект и предмет курсовой работы. Пример.

Правильная формулировка объекта и предмета является залогом отлично спланированного научного изыскания дипломного проекта.

Исследования, проводимые в гносеологии, привели к тому, что между предметом и объектом появились существенные различия. Занимаясь изучением объективного мира, рассматривая его различные грани, учёный генерирует объективные знания, касающиеся окружающей его действительности. Последующие исследователи обязаны тщательнейшим образом изучить добытые предшественником знания прежде, чем осуществить собственное изучение избранного ими реального объекта. Тогда совокупность знаний предшественника превращается в предмет исследования.

Объект дипломной работы определяет чёткие границы полученных ранее знаний. Он выступает в качестве конкретной области исследования, сферы данных, не нарушая границы которой, автор проекта раскрывает поставленную перед ним тему.

В качестве объекта может выступать явление, порождающее проблемную ситуацию. Для психологического исследования объект представляет собой свойство или состояние, процесс или отношение, деятельность или особенности личности, подвергающиеся процессу познания. В дипломной работе нельзя подразумевать в качестве изучаемого объекта исследования определённую категорию испытуемых. Объектом не могут быть студенты, группы учащихся или инвалиды.

Предмет дипломной работы уменьшает объём сферы знаний, заданных объектом. Исследователь не занимается тщательнейшим изучением всего объекта, а заостряет внимание на отдельных его частях, параметрах и процессах, имеющих для него наибольшее значение. Если сравнивать предмет с объектом, то можно определить, что предмет представляет собой более узкое понятие объекта, его составную часть.

Объект и предмет дипломной работы. Примеры

Приведём примеры формулировок

объекта и предмета дипломного проекта по педагогике. Пусть в качестве объекта выступает учебно-воспитательный процесс в МБОУ СОШ. Тогда предметом могут быть механизмы наиболее эффективного обучения детей в МБОУ СОШ или диагностические методики по выявлению причин неуспеваемости учащихся в МБОУ СОШ.

Отсюда видно, что объект выступает в роли более широкого понятия, чем предмет, сужающий исследование до определённой темы. В большинстве случаев тема дипломного проекта и предмет совпадают.

Приведём другие примеры. В дипломной работе по менеджменту объектом для исследований может быть конкретная организация. Деятельность предприятий зачастую изучается студентами в самых разнообразных аспектах. Поэтому предметом может быть разработка конкурентной стратегии фирмы или особенности финансового менеджмента компании.

Существует ещё один способ, как выделить объект и предмет. Стоит мысленно задать вопрос «Что будет изучаться в дипломной работе?», и ответом будет определение объекта темы исследования. Следует только задать вопросы: «Каким образом будет изучаться объект?», «В каких конкретно аспектах своего существования?», «По какой причине он будет исследован?», и ответ на них послужит предметом дипломного проекта.

Приведём ещё несколько примеров определения объекта и предмета исследования. В дипломном проекте программиста в качестве объекта могут выступать языки программирования, а в роли предмета – или их виды, или теория. В дипломном проекте по информатике объектом могут быть автоматизированные системы, а предметом – автоматизированная система управления компанией или автоматизированная система контроля знаний.

Если Вы после представленных выше рекомендаций всё-таки затрудняетесь с определением

объекта и предмета исследования дипломного проекта, то Вы можете обратиться за помощью к специалистам, работающим на бирже . Мы всегда рады помочь Вам!

Автор: пишем-диплом-сами.рф

БЕСПЛАТНО: получить расчет стоимости

Объект и предмет исследования в психологии — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Объектом исследования какой-либо науки выступает определенный фрагмент реально-сти, на который направлены исследовательские действия данной науки. Предметом исследо-

вания является какая-либо часть (сторона, проявление) объекта. Предмет исследования ука-зывает на аспект изучения объекта, специфику науки, которая исследует объект. В психологии чаще всего объектом исследования выступают носители психики: живот-ные и человек. Поскольку человек чаще всего входит в состав различных групп (семья, про-изводственный коллектив и т.д.), то в качестве объекта психологического исследования мо-гут выступать различные социальные группы.

Предметом исследований в психологии выступает психика в целом или ее отдельные стороны и проявления. Это могут быть психические процессы, состояния, свойства как в от-дельности и на различных уровнях психической организации. Это позволяет исследовать че-ловека как индивидуальность, личность, субъект, индивид и т.д. В ряде теоретических методологических исследований (И.И.Иванова, В.Г.Асеев) ука-зывается, что психика может выступать не только предметом, но и объектом исследования. В советской психологии в качестве предмета исследования чаще всего называлась психическая деятельность человека. А.В.Петровский по поводу предмета психологии указывал, что она изучает «факты, закономерности и механизмы психики». Подобное разночтение позволило В.И.Слободчикову писать, что «собственно единой психологии не существует, а есть раз-личные направления, течения, научные школы…» Проблема четкого выделения объекта и предмета психологии остается актуальной и на сегодняшний день.

2.4 Цели и задачи психологии Основная цель психологической науки состоит в познании психического во всех его проявлениях –от элементарных психических актов (ощущений) до личности и поведения. Процесс достижения этой цели предполагает с одной стороны, выяснение места чело-века в мире, а с другой стороны — использование полученных психологических знаний в по-вседневной практике. Таким образом, цель дробится на глобально-теоретическую и практи-ческую. Следствием такого дробления является дифференциация науки на систему отрасле-вых дисциплин со своими более конкретными целями и задачами.

Достижение цели осуществляется посредством решения отдельных задач. Задачи науки — это своеобразные шаги на пути к достижению цели. К основным задачам психологии относятся следующие: 1.Выявление и описание конкретных фактов психической жизни. 2.Объяснение психических фактов путем раскрытия психологических закономерностей. 3.Выяснение механизмов проявления психологических закономерностей (законов)

2.5 Основные проблемы психологии В.В.Никандров предлагает рассматривать основные проблемы, стоящие перед психоло-гией, в виде совокупности «проблемных осей». Полюса этих осей – оппозиции, отражающие крайние проявления рассматриваемого аспекта. Биологическое — социальное. Проблема заключается в выяснении соотношения (пропор-ций) этих двух начал в природе человека и их вкладе в детерминацию сознания и поведения. Филогенез – онтогенез. Изменение психики человека происходит как в процессе его ис-торического развития (филогенез), так и в процессе индивидуального развития (онтогенез).

Любой человек-это продукт двух процессов и должен рассматриваться при исследовании в этом качестве.

Индивидуальное — общественное. Человек как существо сугубо социальное не мыслим вне общества. Общественное сознание реализуется через действие совокупности индивиду-альных сознаний. Проблема заключается в выяснении психологических механизмов этой реализации и влиянии социальных норм на индивидуальное сознание.

Сознательное — бессознательное. Наличие у человека двух уровней психики, а именно сознательного и бессознательного, ставит проблему их соотношения и проявления в поведе-нии человека. В норме эти два начала сбалансированы.

Типическое (общее)- специфическое (особенное и единичное) Эта ось обусловлена тем, что человек, с одной стороны есть представитель некоторых общностей (как биологических, так и социальных), а с другой- выделяется из них, противостоит им, в частности, проявлени-ем нонконформизма.

Норма- патология. Большинство отраслей психологии оперируют среднестатистиче-скими показателями психики и поведения, имея в виду то, что они и являются «нормой». Между тем, грань между нормой и патологией в ряде случаев является очень тонкой и плохо диагностируемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Глава 2: Исследования в области психологии: цели и идеалы

1. Что из нижеперечисленного не связано с использованием научного метода в психологических исследованиях? [TY2.1]

  1. Стремление к получению знаний путем наблюдения и эксперимента.
  2. Обязательство основывать знания исключительно на здравом смысле и мнении.
  3. Обязательство основывать знания на эмпирических данных.
  4. Приверженность открытию правды.
  5. Обязательство обеспечить правильную интерпретацию результатов.

Ответ:  B

2. Что из следующего способствует развитию знаний и теории в психологии? [TY2.2]

  1. Доказательства, подтверждающие гипотезу.
  2. Доказательства, противоречащие гипотезе.
  3. Доказательства, проверяющие гипотезу.
  4. Все вышеперечисленное.
  5. Только ответы (a) и (c).

Ответ:  D

3. Какое из следующих утверждений верно? [ТИ2.3]

  1. Если результат надежен, его должно быть легко воспроизвести с использованием тех же процедур.
  2. Если вывод надежен, он также будет действительным.
  3. Если результаты надежны, это будет важно.
  4. Если открытие надежно, оно должно быть примером хорошей научной практики.
  5. Если результат надежен, значит, он правильно интерпретирован.

Ответ:  A

4. Какое из следующих утверждений верно? [ТИ2.4]

  1. Основная цель науки — выявить как можно больше фактов.
  2. Основная цель науки — разработать как можно больше теорий.
  3. Основная цель науки — объяснить как можно больше фактов с помощью наименьшего числа теоретических принципов.
  4. Главная цель науки — провести как можно больше исследований с наименьшими затратами.
  5. И (а), и (б).

Ответ:  Нет ответа

5. Что из нижеперечисленного не является общепризнанным признаком хорошего исследования? [TY2.5]

  1. Должен быть общедоступным.
  2. Должен быть кумулятивным.
  3. Должен быть действительным.
  4. Он должен быть надежным.
  5. Это должно поддерживать теорию.

Ответ:  Ответ не дан

6. Какое из следующих утверждений верно? [TY2.6]

  1. Все исследования в области психологии связаны с развитием объяснительной теории.
  2. Все исследования в области психологии демонстрируют приверженность научному методу.
  3. Все исследования в области психологии используют научный метод, даже если исследователи в него не верят.
  4. Интерпретация всех исследований в психологии, как и всех научных исследований, остается под вопросом.
  5. Ничего из вышеперечисленного.

Ответ:  Ответ не дан

7. Прочитав исследование на тему отношения студентов к университетским курсам, Марк проводит исследование, чтобы выяснить, какой любимый предмет у студентов в университете. При этом он обнаруживает, что студенты-психологи последнего курса предпочитают изучать психологию любому другому предмету. На этом основании он делает вывод, что психология является наиболее популярным предметом. Однако Джейн утверждает, что этот вывод неверен, поскольку исследование фактически показывает, что студенты предпочитают предмет, который они в конечном итоге изучают. На чем основано ее возражение против исследования Марка? [ТИ2.7]

  1. Исследование недействительно.
  2. Исследование недостоверно.
  3. Исследование не является кумулятивным.
  4. Исследование неэкономично.
  5. Ничего из вышеперечисленного.

Ответ:  A

8. Если экспериментальный вывод верен, какое из следующих утверждений верно?

  1. Должно быть легко воспроизвести
  2. Он поддерживает экспериментальные предсказания исследователя
  3. Поддерживает теорию исследователя
  4. Произошло по причине, выдвинутой исследователем
  5. Это внесет очевидный вклад в научные знания

Ответ:  D

9. Какое из следующих чисел , а не представляет интерес для бихевиориста?

  1. Реакция человека на мигающий свет.
  2. Различия в реакции разных людей на мигающий свет.
  3. Когнитивные процессы, связанные с реакцией на раздражитель.
  4. Воздействие определенного стимула на поведение.
  5. Различное поведение, возникающее в результате воздействия различных раздражителей.

Ответ:  C

10. Что из следующего является физиологическим показателем?

  1. Показатель кровотока через мозг человека.
  2. Подробная информация о генеалогическом древе человека.
  3. Ответ человека на вопросы в опросе.
  4. Ответ человека на вопросы в ходе эксперимента.
  5. Предпочтение, которое человек отдает одному раздражителю, а не другому.

Ответ:  A

11. Теория A объясняет явление L, явление M и явление N, используя принципы J и K. Теория B объясняет явление L, явление M и явление N, используя только принцип K. Теория C объясняет явление L и явление N, используя принципы J и K. Какое из следующих утверждений верно?

  1. Теория А самая экономная.
  2. Теория Б — самая экономная.
  3. Теория С — самая экономная.
  4. Теория А и Теория С одинаково и наиболее экономны.
  5. Теория А и Теория Б одинаково и наиболее экономны.

Ответ:  B

12. «Аргумент, в котором вещь, подлежащая объяснению, представлена ​​как объяснение (например, когда способность памяти используется для объяснения производительности памяти)». Какой тип аргумента является определением глоссария?

  1. Концептуальный аргумент
  2. Удобный аргумент
  3. Причинный аргумент
  4. Циклический аргумент
  5. Случайный спор

Ответ:  D

13. «Цель объяснить максимальное количество эмпирических результатов с точки зрения наименьшего количества теоретических принципов». Это глоссарий определения какого принципа?

  1. Максимизация.
  2. Скупость.
  3. Надежность.
  4. Срок действия.
  5. Внешняя валидность.

Ответ:  B

14. «Формально — высказывание о причинно-следственной связи между отдельными явлениями (т. е. в форме «А вызывает Б»). Обычно это происходит из определенной теории и предназначено для проверки в исследованиях». Определение какой конструкции является глоссарием?

  1. Прогноз.
  2. Вычет.
  3. Гипотеза.
  4. Обычное рассуждение.
  5. Дедуктивное рассуждение.

Ответ:  C

15. «Относиться к абстракции так, как если бы это была реальная конкретная вещь. В психологии это относится к процессу и результату обращения с эмпирическим открытием, как если бы оно было прямым выражением лежащего в основе психологического процесса (например, рассмотрение результатов тестов интеллекта как выражения интеллекта)». Это глоссарий определения какого процесса?

  1. Овеществление.
  2. Опровержение
  3. Конкретизация.
  4. Ложный консенсус.
  5. Экспериментальное изобретение.

Ответ:  A

Субъективные и объективные исследования в позитивной психологии

Критика исследований счастья заключается в том, что они часто опираются на то, что человек говорит о своем собственном счастье. Называть самоотчетную меру счастья «субъективным благополучием», кажется, мало помогает, потому что критик затем возражает: «Разве это не субъективно?» Ответ заключается в том, что, конечно, самоотчеты субъективны, а это означает, что они основаны на собственной точке зрения респондента. Но термин «субъективный» также несет в себе коннотации капризности и произвольности. Неважно, что самооценка счастья так же надежна и так же стабильна во времени, как и большинство других показателей психологических характеристик, и уж точно в большей степени в наши дни, чем промышленный индекс Доу-Джонса или остаток в наших пенсионных портфелях.

Обвинения в субъективности, т. е. в капризности, были выдвинуты против множества исследований позитивной психологии, в которых самооценка используется для измерения не только счастья, но и силы характера, потока, ценностей, надежной привязанности и так далее.

Кажется, мы готовы принять как правильное то, что люди говорят о неправильных вещах (включая исследования). За исключением таких случаев, как злоупотребление психоактивными веществами и расстройства пищевого поведения, при которых отрицание может быть частью проблемы, предпочтительный способ измерения психологического расстройства основан на самоотчете с помощью анкет или интервью. Почему бы не удостовериться в том, что верно таким же образом? Возможно, мы принимаем самоотчеты о негативном, но не о положительном, потому что у нас есть мучительное сомнение в том, что хорошего, включая счастье, на самом деле не существует. Это предположение, от которого нас призывает отвергнуть позитивная психология.

На этом фоне недавнее исследование заслуживает комментария. Кристофер Овейс и его коллеги (2009) опубликовали статью с внушительным названием: «Дыхательная синусовая аритмия в покое связана с тонической позитивной эмоциональностью». На более простом языке заголовок обещает читателю свидетельство того, что биологическая характеристика связана с благополучием, и это обещание выполняется.

Дыхательная синусовая аритмия (ДСА) отражает нервную регуляцию кардиостимулятора сердца через миелинизированные волокна так называемого умного блуждающего нерва. RSA оценивается путем изучения степени связанной с дыханием вариабельности сердечного ритма. В исследовании, проведенном Оэвисом и его коллегами, RSA 80 студентов колледжей измеряли в лаборатории с помощью соответствующих электрофизиологических устройств. Месяц спустя и шесть-восемь месяцев спустя большинство этих же студентов заполнили анкеты самоотчетов, в которых измерялись такие психологические характеристики, как экстраверсия, покладистость, невротизм, устойчивые положительные и отрицательные настроения, оптимизм и пессимизм.

Были обнаружены статистически значимые корреляции между показателем RSA и психологическими характеристиками, отражающими благополучие: экстраверсия, покладистость, позитивное настроение и оптимизм даже через шесть-восемь месяцев. Корреляции с отрицательными психологическими характеристиками были меньше, особенно во времени.

Исследователи сделали осторожный вывод, что RSA является физиологическим «маркером» положительной эмоциональности. Они не говорили, что RSA является лучшим показателем благополучия, чем самоотчет или тот, который следует предпочесть. В конце концов, оценки RSA были проверены путем проверки их соответствия тому, что сообщали участники исследования. Полученные корреляции были относительно высокими, но не настолько высокими, чтобы подразумевать избыточность между объективными и субъективными оценками.

Я не биологический редукционист, и мне не нужны физиологические маркеры или меры для психологических характеристик, которые я изучаю, чтобы сделать вывод об их реальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *