Предмет и объект психологии как науки: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Психология как наука. История развития психологии

Вопрос 3. Предмет, объект, цели и задачи психологии.

Во втором вопросе лекции была представлена история предмета психологической науки.

В психологии в самом общем плане объектом исследования выступают носители психики: человек и животные. Человек является главным объектом психологической науки. Но в силу того, что любой человек входит в состав различных групп людей (от семьи и профессионального коллектива до человеческого общества в целом), в качестве объекта изучения выступают также и различные социальные образования (группы, коллективы, общество). Поскольку психику человека изучить во всей полноте вне её эволюции невозможно, постольку объектом исследования являются и животные и соответственно их психика входит составной частью в предмет психологии. Таким образом, объектами исследования психологии являются: человек, различные социальные группы людей, животные и их сообщества.

Предметом психологии выступает психика в целом или её отдельные стороны и проявления.

Главный предмет исследования психологии человека как объекта – психика человека.

Психологический мир – мир явлений внутренней жизни человека – чрезвычайно богат и разнообразен. В своем сознании человек хранит образы мира, в котором он живет, он имеет представление об окружающем, понимает и объясняет природный и социальный миры. Иначе говоря, человек имеет свое мировоззрение: картину мира и образ самого себя (образ Я) в этом мире.

В то же время образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в естествознании и обществоведении. Естественно, у каждого индивида он несравнимо менее полон, менее адекватен и расчленен. Основное же отличие заключается в том, что человеческие образы, представления и мысли, по выражению А.Н.Леонтьева, пристрастны: они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. В выражении «субъективный мир человека»14имеется еще один оттенок: человеческое восприятие внешнего мира – это живое, эмоционально окрашенное восприятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира.

Невозможно представить себе человека, лишенного чувств и переживаний: наш внутренний опыт учит, что предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас равнодушными, воспринимаются как внешний фон. Именно наличие высших чувств – стыда, раскаяния, совести, любви, — отличает человека от животного.

Но разум и чувства не исчерпывают всего внутреннего мира человека. Человек мыслит и действует ради чего-то; одно и тоже событие может глубоко затронуть его чувства, а может оставить равнодушным. Есть еще один пласт нашей душевной жизни, который объясняет сложность человеческого поведения, — это область человеческих желаний, стремлений, намерений, интересов, потребностей. Мы всегда чего-то хотим и к чему-то стремимся. Потребности, интересы, идеалы составляют движущие силы человеческого поведения, активность его устремлений.

Внутренняя жизнь человека осознана. Человек отдает себе отчет в своих мыслях, чувствах, целях, поступках. В сознательном волевом поведении он осуществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ставит должное выше желаемого. В сознании человека представлены другие люди, он сам, его место в обществе.

Также человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не может дать себе ясного отчета, движущие причины которых не представлены в его самосознании. Психологический мир человека включает в себя и бессознательные явления. К их числу относятся влечения, автоматизмы, привычки, интуиция. Каждый из нас в той или иной мере задумывался над действиями, побудительная причина которых нам недостаточно ясна.

Все отмеченные выше явления составляют психологическое содержание жизни человека. Каждый из психических процессов вносит свой вклад в богатство внутреннего мира, определяет специфику проявлений человеческой субъективности. Психологический мир отдельного человека уникален и неповторим.

Основная цель психологической науки, определяющая её сущность, — это познание психического, во всех его проявлениях в нашей жизни: от элементарных психических актов (ощущений) до личности и её поведения. В свою очередь, процесс достижения этой цели, предполагает, с одной стороны, выяснение места человека в мире, а с другой, использование полученных психологических знаний в повседневной практике. То есть главная цель как бы определяется двумя частными: одна глобально-теоретическая, другая практическая. Понятно, что этот процесс дробления целей можно продолжить. Отражением этого является дифференциация науки (и, в частности, психологии) на систему отраслевых дисциплин со своими более конкретными и частными предметом, целями и задачами.

Как обычно, достижение цели осуществляется через решение отдельных задач. К основным задачам психологии можно отнести следующие:

  1. Выявление и описание конкретных фактов психической жизни.

  2. Объяснение психических фактов путем раскрытия психологических закономерностей и законов

  3. Выяснение механизмов проявления психологических закономерностей и законов.

Выводы по третьему лекционному вопросу.

Проблема четкого определения объекта и предмета в психологической науке до сих пор актуальна и дискуссионна. Тем не менее, несмотря на отмеченную дискуссионность, примем за главный объект исследования психологии человека, а за главный предмет исследования – психику человека.

Предмет, задачи и методологические основы психологии как науки

 в раздел Оглавление

Глава первая. Предмет, задачи и методологические основы психологии как науки

Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе.
И дело просвещения — научить человечество обращаться с этим сокровищем.
Н.К. Рерих

Психология — достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на современные запросы социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология — это особая область знаний, в которой, с одной стороны, многое не укладывается в рамки обычных представлений (например, парапсихологические явления), а с другой -присутствуют своеобразные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачи любой науки определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний.

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Методология психологии — это результат осмысления ее теории (т.е. совокупности взглядов, представляющих собой результат изучения и осмысления проявления психики людей в процессе их жизни и деятельности) и естественно-научных основ познания ее происхождения.

1.1. Предмет и задачи психологии

КОММЕНТАРИИ

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека — это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное — это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями.

Личность — это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Поведение — внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов как результата отражения воздействий объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач.

  • Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
  • Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.
  • Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.
  • Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).

1.2 Мир психических явлений

КОММЕНТАРИИ

Мир психических явлений — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.

Именуют богатством
блага те, что вовне,
Настоящее благо
Существует во мне.

Р. Тагор

1.3. Этапы развития психологии

КОММЕНТАРИИ

1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

 

Связь между психологией и другими науками

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете о связи между психологией и другими науками.

(i) Психология и физические науки:

Психология – это наука об опыте человека. Но опыт предполагает двойственность субъекта и объекта, оба из которых реальны. Психология имеет дело с психическими процессами, такими как знание, чувство и воля, и для того, чтобы адекватно объяснить их, она должна изучать природу физических стимулов по отношению к знанию и волеизъявлению.

Но между психологией и физическими науками есть разница в трактовке физических объектов. Физические науки исследуют природу физических раздражителей помимо их связи с человеком. Но психология изучает характер взаимодействия человека с физическими раздражителями.

РЕКЛАМА:

Психологическая наука не занимается природой физических раздражителей самих по себе, кроме их отношения к индивидууму. В первую очередь это связано с поведением человека и косвенно с внешними раздражителями.

Физические науки исследуют природу физических явлений, и поэтому они помогают психологии объяснить опыт и поведение человека, которые являются реакциями на физические и социальные стимулы.

(ii) Психология и биология:

Психология – это наука об опыте и поведении. Однако опыт не может быть адекватно объяснен без сопутствующих физиологических процессов. Окружающая среда воздействует на ум через органы чувств; и разум реагирует на окружающую среду через мышцы. Органы чувств и мышцы являются органами тела. Таким образом, психические процессы тесно связаны с телесными процессами.

На самом деле психические процессы рассматриваются многими психологами как функции жизни. Они являются приспособлениями для лучшей адаптации психофизического организма к окружающей среде. Многие современные психологи рассматривают психологию с биологической точки зрения.

РЕКЛАМА:

Они считают, что сознание возникает, когда врожденные реакции не в состоянии приспособить организм к окружающей среде, и что высшие психические процессы развиваются, чтобы все более и более эффективно приспосабливать организм к сложной среде.

Связь между психологической наукой и биологической наукой очень тесная. Опыт и поведение человека можно объяснить с точки зрения некоторых основных понятий биологической науки. Э. Р. Гесс показал, что между психическими и нейронными процессами в человеческой личности существует тесная корреляция.

По его мнению, вполне вероятно, что существует связь между «психическими действиями и организацией мозга».

Субъективный опыт человека тесно связан со структурой головного мозга и свойствами его структурных элементов. Существует тесная связь между организацией мозга и устройством содержания сознания. Таким образом, очевидно, что связь между психологическими и биологическими науками очень велика.

(iii) Психология и физиология:

Психология – это наука об опыте. Переживания индивидуума тесно связаны с физиологическими процессами, особенно нервной системы. Следовательно, психология изучает эти физиологические процессы, чтобы адекватно объяснить психические процессы.

Он не изучает те физиологические процессы, которые не связаны с психическими процессами, поскольку в первую очередь занимается психическими процессами и поведением.

Психологию не следует путать с физиологией. Психология имеет дело с опытом, а именно со знанием, чувством и волей. Они связаны с физиологическими процессами, которые поэтому изучает психология. Психология также имеет дело с поведением, которое является выражением опыта.

Поведение – это телесная реакция человека на физическое и социальное окружение. Следовательно, психология изучает природу различных видов поведения. Она не изучает природу всевозможных физиологических процессов. Физиология же изучает природу всевозможных физиологических процессов — функции всех органов тела.

Бихевиористы стремятся свести психологию к физиологии, которая является биологической наукой. Они отказываются от концепции ума или сознания. Психология имеет дело с поведением, являющимся реакцией всего организма на раздражитель, а не его части. Но физиология изучает реакции различных частей или органов тела.

РЕКЛАМА:

Связь между психологической наукой и физиологией настолько очевидна, что за последнюю четверть века возникла очень важная дисциплина, известная как «физиологическая психология».

Физиологическая психология развивалась большими шагами, перенимая концепции и методы из других смежных дисциплин, таких как нейроанатомия, нейрофизиология, эндокринология, фармакология, клеточная физиология и биохимия. Исследования в области физиологической психологии пролили ценный свет на природу человеческой личности и телесного поведения.

(iv) Психология и логика:

Психология шире, чем логика, потому что она имеет дело со всеми видами психических процессов, а именно со знанием, чувством и волей. Но Логика имеет дело только с мышлением, которое является своего рода знанием. Это не касается чувства и желания.

Но Логика не тождественна психологии мышления, потому что психология — позитивная наука, а Логика — нормативная наука. Психология говорит нам, как мы на самом деле думаем, а логика говорит нам, как мы должны думать, чтобы прийти к истине.

Есть некоторые различия между психологией и логикой. Психология занимается изучением психических процессов, например, концепций, суждений и рассуждений, в то время как логика занимается психическими продуктами, например, понятиями, суждениями и умозаключениями.

Психология имеет дело с процессом рассуждения или мысленного исследования данных, тогда как логика имеет дело с результатом мысленного исследования или поиском новых отношений между данными.

Психология имеет дело с конкретными психическими процессами, а именно с представлениями, суждениями и рассуждениями, связанными с чувством и волей, в то время как логика имеет дело с абстрактными психическими продуктами, а именно с понятиями, суждениями и умозаключениями, отделенными от чувства и воли.

Логика, как нормативная наука, основана на психологии, которая является позитивной наукой. Чтобы знать, как мы должны рассуждать, мы должны знать, как мы рассуждаем. Мы должны знать природу рассуждения, прежде чем мы сможем исследовать условия его достоверности.

Психология имеет дело с фактическим процессом рассуждения. Логика имеет дело с обоснованностью рассуждений и условиями их обоснованности. Тем не менее законы логики обусловлены законами, по которым мыслит человеческая личность. Все виды логического мышления ограничены ограничениями человеческого разума.

В последние годы связь между психологической наукой и логикой очень тесная. Многие современные психологи широко используют некоторые концепции символической логики или математической логики. На эмпирическом этапе развития психологической науки она больше занималась экспериментами.

Однако в последнее время он использует понятия и приемы символической логики для теоретической систематизации психологической науки. Далее ожидается, что с систематизацией теории психологической науки она будет более широко использовать символическую логику.

(v) Психология и философия:

Философия состоит из двух частей: эпистемологии и онтологии. Психология связана с эпистемологией. Психология исследует природу знания, чувства и воли. Он имеет дело со знанием как фактом, а также с природой и развитием знания индивидуального ума.

Он касается достоверности знаний. Психология допускает возможность познания и лишь прослеживает его рост и развитие в индивидуальной психике.

Но эпистемология исследует условия, при которых возможно знание, и имеет дело с действительностью знания.

Он пытается ответить на следующие вопросы:

(1) Возможно ли познание реальности?

(2) Представляет ли знание реальность?

(3) Каков источник истинного знания? Это опыт или разум, или и то, и другое?

(4) Каковы условия достоверности знания?

(5) Каков диапазон, степень или предел знания?

Таким образом, психология является основой эпистемологии. Он исследует природу знания как факта. Эпистемология, с другой стороны, исследует достоверность знания. Чтобы исследовать достоверность знания, мы должны знать, как мы на самом деле знаем.

Локк пытался решить проблемы эпистемологии путем психологического анализа процесса познания. Но Кант пытался решить их критическим методом, пытался выяснить априорные условия познания, являющиеся его предпосылками.

Психология связана с Онтологией или Метафизикой. Психология имеет дело со знанием как с фактом. Эпистемология исследует условия достоверности знания. Метафизика или онтология исследует конечную природу известной реальности.

Метафизика или онтология имеет дело с конечной природой личности, внешнего мира и Бога. Психология вообще не имеет отношения к Богу. Он предполагает реальность разума и внешнего мира, а также способность разума познавать мир. Метафизика доказывает реальность «я», мира и познания мира «я». Метафизика проверяет справедливость фундаментальных предположений психологии.

Психология возникла из философии, как и любая другая наука. Однако по мере развития психологии как самостоятельной науки она отделилась от философии. Недавно было обнаружено, что в психологической науке есть определенные теоретические проблемы, которые носят спекулятивный характер.

Эти спекулятивные проблемы психологической науки относятся к области философии. Философская психология занимается теми проблемами психологической науки, которые имеют философский подтекст.

(vi) Психология и социология:

Психология занимается моделью поведения человека по отношению к окружающей среде, как физической, так и социальной. Внешний мир или свет, звук, вкус, запах, тепло, холод и т. д. составляют физическую среду. Родители, родственники, друзья, враги, товарищи по играм, компаньоны и все люди, с которыми человек вступает в контакт и взаимодействует, составляют его социальную среду.

Индивидуальный разум растет и развивается благодаря взаимодействию с обществом. Он развивает свою личность посредством социального общения. Между личностью и обществом существует постоянное взаимодействие.

Социология изучает природу, происхождение и развитие общества. Он исследует нравы, обычаи и институты общества на всех его стадиях развития от дикаря до цивилизованного состояния. Следовательно, психология тесно связана с социологией.

Социология в первую очередь занимается изучением взаимоотношений между человеческими личностями в социальных группах. Он занимается изучением уз, связывающих людей в обществе. Природа межличностных отношений стала вполне понятной благодаря исследованиям в области психологии.

Таким образом, очевидно, что области психологии и социологии во многом пересекаются. Однако, несмотря на тесную связь между психологией и социологией, между ними есть определенные различия.

Психология занимается в первую очередь переживаниями и поведением человека. Социология, с другой стороны, занимается ролью, которую человек играет в обществе.

Социальная психология занимается коллективным поведением. Он исследует специфические характеристики индивидов, которые они приобретают как члены групп. Он изучает поведение толпы и толпы. Изучает психологические принципы социальной организации. Это место встречи психологии и социологии.

Психология, социология и социальная психология являются различными ветвями социальных наук. Психология и социология занимаются изучением поведения людей в социальной среде. Они изучают поведение с разных точек зрения.

(vii) Психология и образование:

Психология – это наука о поведении человека по отношению к окружающей среде. Образование — это наука о раскрытии способностей ученика и формировании его характера и поведения таким образом, чтобы он стал полезным и хорошо приспособленным членом общества.

Образование – это процесс гармоничного развития способностей человека и приспособления его к социальной среде путем изменения его поведения. Поэтому педагогическая психология применяет общие принципы психологии к практическим потребностям образования. Это дает психологическую основу для образования и делает его обоснованным.

Образование подразумевает двух агентов, а именно учителя и ученика. Учитель должен знать ум ученика. В противном случае он не сможет дать ему соответствующее образование. Существуют особые характеристики детской психики, которые различаются в зависимости от разных стадий ее развития.

Учитель должен использовать принципы психологии для развития у ребенка наблюдательности, внимания, памяти, воображения, мышления, эмоций, воли и характера.

Психология помогает педагогу, рассказывая ему о врожденной одаренности ребенка, о законах его психического развития, о влиянии среды на его психику. Она помогает педагогу, рассказывая ему, как один человек влияет на другого, как групповая жизнь влияет на человека и как корпоративная жизнь школы формирует личность ребенка.

Помогает педагогу, рассказывая ему о том, как строятся системы знаний, как получаются и усваиваются новые знания в уже сформированной системе знаний.

В последние годы для стимулирования творческого поведения используются психологические техники. Джексон и Мессик утверждают, что человеческое изобретение является результатом взаимодействия между творческой личностью, продуктом его творчества и реакцией на него окружающей среды.

Психологические принципы очень успешно применяются в образовательных проектах. «Человек сам создал человеческую цивилизацию посредством своих образовательных замыслов». Таким образом, очевидно, что связь между психологией и образованием очень тесная.

Образование является нормативной наукой. Это ставит точку в образовании. Психология не может помочь науке об образовании определить ее цель. Но он может указать средства достижения цели образования. Он изучает психические процессы, например, мотивы, эмоции и чувства ребенка, подростка и взрослого.

Таким образом, я могу помочь в обучении ребенка, подростка и взрослого. Он изучает поведение индивидуума и группы. Следовательно, это может помочь науке об образовании, которая стремится стимулировать интеллектуальный рост учащегося.

Главная ››

Психология: 2

Психология: 2 Центр Жака Маритена: Психология / Майкл Махер, С.Дж.

ГЛАВА II.

МЕТОД ПСИХОЛОГИИ.

Психология наука. — При описании психологии как науки о человеческом разуме или душе подразумеваются три условия — первое , что психология имеет определенный предмет, природу и деятельность мыслящего субъекта; во-вторых , что он обладает эффективным методом; , в-третьих, , что оно охватывает систематизированную совокупность общих истин или, другими словами, что оно охватывает ряд фактов в их отношении к их всеобщим причинам. В первой главе мы стремились четко обозначить область нашей науки; в настоящем мы предлагаем описать его метод, указывая основные инструменты исследования, которые нам открыты; остальная часть работы будет посвящена удовлетворению третьего существенного требования.

Субъективный или интроспективный метод. — Предметом эмпирической психологии является сознание .

Теперь состояния сознания можно наблюдать только путем интроспекции , то есть путем обращения ума в самого себя. Следовательно, эта способность внутреннего наблюдения должна быть нашим главным инструментом в изучении ума. Его вынесение должно быть первым, а также последним призывом в каждом деле. психологическая проблема. Психические состояния могут быть восприняты только собственным сознанием каждого человека. Их реальность состоит в этом понимании — их esse — это percipi . Поэтому попытка определить их природу или происхождение на основании информации, полученной из любого другого источника, очевидно абсурдна. Однако необходимо проявлять величайшую осторожность, чтобы точно подмечать все аспекты представленных нам явлений и обнаруживать те многочисленные ненавязчивые различия в характере психических явлений, которые могут указывать на глубокое расхождение в природе их источника. Неразумный наблюдатель, впечатленный большей интенсивностью чувственных состояний, может, таким образом, легко проигнорировать более тонкую деятельность нашей высшей рациональной жизни и, таким образом, сформировать представление о разуме, в котором отсутствуют наиболее важные черты.
{1}

Тем не менее, хотя наши ментальные состояния носят мимолетный характер и наслаждаются лишь преходящим существованием, тем не менее следует настаивать на том, что они являются такими же реальными фактами, как и любые другие во Вселенной. Ощущение, интеллектуальное суждение или воля обладают такой же реальностью, как нервный ток, химический раствор или прохождение Венеры; и хотя самый закоренелый скептик не может подвергнуть сомнению существования состояний сознания, изобретательные и проницательные мыслители снова и снова отказывали нам во всякой уверенности в отношении материальных объектов. Этот способ исследования психических явлений посредством внутреннего наблюдения называется 9.0162 Субъективный или Интроспективный Метод.

Объективный метод. — Однако самоанализ должен быть дополнен другими направлениями исследования, если мы хотим сделать наши выводы как можно более достоверными и широко применимыми. Обращение к этим дополнительным средствам информации составляет то, что называется Объективным Методом исследования, поскольку они составляют часть внешнего мира и постигаются только посредством внешних чувств. Но свидетельство, полученное таким образом, имеет по существу второстепенную или дополнительную ценность, и его главное назначение состоит в предположении или подтверждении. Основными формами объективного исследования являются следующие:

1. Другие разумы. — Результаты наблюдений других людей над собственным разумом, поскольку эти результаты могут быть получены из устного описания и сопоставлены с результатами нашего собственного индивидуального опыта.

2. Язык. — Продукты человеческого разума, воплощенные в языке, могут предоставить ценную информацию. Нашими главными ресурсами здесь являются сравнительная филология и изучение различных литератур. Язык был удачно назван кристаллизовавшейся или окаменевшей мыслью, и при умелом обращении с ним можно открыть множество интересных тайн прошлой ментальной истории. Таким образом, богатый и разнообразный словарный запас Профессор Макс Мюллер утверждает, что таганский диалект, содержащий более 30 000 слов, является огромным унаследованным богатством, далеко превосходящим потребности нынешнего поколения, чтобы указать на деградацию этой расы из прежнего состояния значительного умственного развития, а не на постепенная эволюция от более низкого и менее интеллектуального состояния. {2} Точно так же наличие в различных языках слов, обозначающих определенные моральные идеи, может служить важным свидетельством в спорных интерпретациях сознания.

3. Исторический или генетический метод. — Тщательное изучение человеческого разума, проявляющегося в разные периоды жизни и на разных ступенях цивилизации, может пролить свет на законы, управляющие развитием умственных способностей, и на условия, которые привели к возникновению различные обычаи, чувства и способы мышления. Исторические исследования нравов, религий и социальных институтов различных народов могут оказаться здесь очень плодотворными.

4. Психология животных. — Изучение инстинктов, привычек и другой психической деятельности низших животных, если оно проводится в трезвом и рассудительном духе, может оказать значительную помощь в некоторых вопросах. Эта сфера исследования, сгруппированная с только что упомянутой, представляет собой иногда довольно сомнительно достойный титул Сравнительная психология . Однако антропоморфная склонность человека проецировать свои мысли и чувства на других существ делает этот научный инструмент особенно уязвимым для злоупотреблений. Тем не менее, при соблюдении надлежащих мер предосторожности, это может помочь нам материально. С его помощью мы можем успешно применять великие индуктивные методы разности и вычетов. Низшие животные обладают определенными способностями, общими с человеком, но им недостает других, и, следовательно, путем тщательного изучения их действий мы можем различить, в какой мере поведение человека необходимо обусловлено различными способностями.

5. Физиология. — Наука физиология также является ценной информацией. Интимный характер отношений между разумом и организмом, столь сильно подчеркнутый в аристотелевской и схоластической философии, рассматривающей душу как форму тела, с каждым днем ​​получает все больше разъяснений с развитием биологической науки. При исследовании чувственных операций, развития воображения и памяти, формирования привычек и передачи наследственных склонностей очевидна польза знания физической основы этих явлений; но так как все психические процессы, даже самые чисто духовные акты интеллекта и воли, вероятно, сопровождаются или обусловливаются мозговыми изменениями, то нельзя уделять слишком много труда изучению конституции, строения и работы организма. При этом необходимо соблюдать осторожность четко различать два порядка фактов. Психическое состояние и его физиологическое сопровождение или состояние разделены, как говорит профессор Тиндаль, «непреодолимой пропастью». Следовательно, недостаточно открыто признать один или два раза, как признает большинство авторов сенсистской школы, что нервные и психические события разделены различием, превосходящим все другие различия, а затем забыть или заставить читателя забыть. , жизненный характер этой разницы. Психические состояния должны трактоваться и описываться повсюду таким образом, чтобы в уме учащегося не возникало смешения между двумя видами феноменов, и он не должен вводить себя в заблуждение, предполагая, что сознательный процесс был окончательно объяснен, когда его физическое корреляции, или когда вся операция описана туманным физиологическим языком.

6. Патология: Психиатрия. — Рука об руку с физиологией идет патология, дополнительная наука об органических заболеваниях; и возможности, открывающиеся в исследованиях, связанных с этой отраслью знания, для наблюдения за умственной деятельностью в изолированном или ненормальном состоянии, иногда проливают свет на неясные вопросы. Сомнамбулизм, иллюзии, галлюцинации и различные формы помешательства обнаруживают в исключительных условиях особые психические функции и нередко подсказывают или подтверждают объяснение особых психических операций. Точно так же изучение людей, лишенных различных органов чувств, может способствовать научному анализу нормального восприятия и открытию того, как многое связано с различными факультетами. Но и здесь требуется суждение, и мы должны остерегаться придавать слишком большое значение неправильным и исключительным случаям. Эмоциональный интерес, возбуждаемый ненормальными явлениями, может легко привести нас к преувеличению их философского значения и Забвению о том, что в конце концов подлинным предметом нашей науки является мужская ванна в полном объеме . Реальность этой опасности становится очевидной, когда мы обнаруживаем, что психологи основывают свои теории о природе души или ее познавательных операций не на наблюдениях за деятельностью нормального здорового ума, а на сомнительных догадках относительно каких-то темных явлений. плохо понимаемые формы умственной аберрации, которые появляются, возможно, один раз среди ста тысяч человеческих существ.

7. Экспериментальная психология: Психофизика: Психометрия. — Тесно связаны с физиологической психологией некоторые методы исследования , иногда именуемые Экспериментальная психология . Строго говоря, всякий раз, когда мы преднамеренно проявляем или заставляем другого проявлять какую-либо форму умственной деятельности, чтобы наблюдать за ней, мы проводим «психологический эксперимент». Но термин «экспериментальная психология» обычно ограничивается более сложными методами модификации психических операций с целью их изучения. Недавно были изобретены различные остроумные средства для оценки силы и точности воображения, памяти и некоторых органов чувств; и многочисленные «психологические лаборатории» были построены для проведения этих исследований в Германии, Америке и других странах. Условия психометрия и психофизика более конкретно используются для обозначения различных методов, применяемых для измерения продолжительности простых психических процессов, а также отношения между интенсивностью ощущений и их раздражителями. Мы еще вернемся к этой теме.

Эти методы не новы. . — Здесь мы подробно перечислили различные источники, из которых наша наука черпает свои материалы, но, хотя только в последнее время вошло в обычай так подробно классифицировать их, все они, кроме последнего, использовались писателями. по философии разума со времен Платона и Аристотеля. Некоторые недавние авторы время от времени верят, что эти методы индуктивного исследования являются результатом современных открытий и что с их помощью были достигнуты или в ближайшем будущем будут достигнуты удивительные успехи неопределенного характера в нашем познании природы. разума. Однако сравнительно краткое изучение великого труда Аристотеля о душе и его дополнительных трактатов по специальным психологическим вопросам покажет, насколько полно он оценивал ценность этих расширенных полей информации. {3}

Рациональная психология: метод. — Метод, применяемый в рациональной психологии, будет в основном выводным. Из истин, установленных в предыдущей части нашей работы о жизни души, мы сделаем выводы о ее внутреннем строении; от характера деятельности мы будем рассуждать о природе деятеля, от степени совершенства действия мы будем рассуждать до степени совершенства причины.

Атаки на психологию. — Область, только что отведенная психологии, вызывает возражения со стороны авторов самых разных школ в этой стране, так что, возможно, будет уместно добавить несколько дополнительных замечаний в защиту нашей позиции. Противников мы можем разделить на три класса. Некоторые отрицают возможность существования науки рациональной или феноменальной психологии. Другие, допуская существование подлинной науки о явлениях духа, отрицают возможность какого-либо реального знания о природе или существовании души. Другие, опять же, признавая вместе с этим вторым классом ценность эмпирической психологии, исключают из ее рассмотрения различные вопросы, как, например, свобода воли и происхождение интеллектуальных идей, на том основании, что это метафизические или философские проблемы, которые надлежит решить. лечится в другом месте. Что касается этой последней точки зрения, расхождение с нами может заключаться главным образом в методе и классификации. При условии, что эти вопросы удовлетворительно обсуждаются в какой-либо области философии, не представляется существенным, какой отдел выбрать. Мы можем, однако, указать, что психология, философия разума, по-видимому, более четко обязана решать эти проблемы, чем любая другая наука; и, во-вторых, как мы уже говорили, любая попытка адекватного рассмотрения ментальных феноменов неизбежно повлечет за собой определенный философский взгляд на природу наших способностей.

Единственный достаточный ответ писателям второго класса — отрицающим возможность рациональной науки о душе — состоит в том, чтобы разработать систематизированный свод определенных истин относительно ее природы и отношений, существующих между ней и телом. Этого мы постараемся достичь во второй книге настоящего тома. Что работа, претендующая на роль трактата по психологии, должна сделать нечто подобное попытка кажется настолько очевидной, что трудно понять, почему эта обязанность так повсеместно игнорируется в английских руководствах. Влияние Локка и национальная неприязнь к метафизической аргументации во многом способствовали этому, но, вероятно, авторитет шотландской школы имел еще большее значение. Ибо именно Рид и Стюарт были наиболее заинтересованы в удовлетворительном изложении свидетельств, касающихся существования и характера человеческой души, естественно, искали надлежащего подтверждения предмета. К сожалению, идолопоклонство перед эмпирическими фактами и презрение к дедуктивным рассуждениям достигли апогея в школе здравого смысла. Как следствие, преклонение перед бэконовским методом в его наиболее преувеличенно порочной форме причинило то зло в науке о духе, которое оно, несомненно, произвело бы, если бы ему так же верно следовали, в изучении внешней природы. {4} Таким образом, мы находим, что в то время как в Германии и других континентальных странах ментальную философию рассматривали с целью решения самых интересных и важных проблем, которые могут занимать человеческий дух, британские психологи стремились преобразовать свои науку в простую естественную историю психических явлений. Всякая попытка всестороннего рассмотрения нашей психической деятельности клеймит как неправомерное введение философских проблем, и мы, наконец, достигли той стадии, когда даже такой чисто психологический вопрос, как свобода воли, подлежит жесткому бойкоту на основании его связь с дискредитировавшей себя наукой метафизикой.

Возражения против самоанализа. — Что касается третьего класса противников — тех, кто отрицает возможность подлинной науки даже о феноменальной психологии, — поскольку они нападают на основы, на которых зиждется вся наша работа, мы здесь изложим и кратко ответим на их главные доводы. Ведущий представителями этого взгляда были Конт во Франции и доктор Модсли дома. Оба учат, что психология является лишь вспомогательным отделом биологии и что ее следует изучать исключительно или главным образом объективными методами. Доктор Модсли подробно излагает доводы против психологии в первой части своей работы, Физиология разума . Но в этом, как и в других философских вопросах, этот энергичный писатель, по-видимому, не придерживается очень ясных и последовательных мнений даже на протяжении всего тома.

1. Он настаивает на том, что психология как отдельная независимая наука, построенная на интроспекции, невозможна, ибо интроспекция сама по себе невозможна. для наблюдения». ( Физиология разума , с. 17.)

Это утверждение мы оспариваем и в поддержку нашего взгляда апеллируем к внутреннему опыту каждого человека. Во-первых , что касается различных видов нашей чувственной жизни, ощущений, восприятий, влечений, удовольствий и страданий, наша единственная трудность состоит в том, чтобы понять, как могло вообще быть написано такое утверждение, что внимание к ним вызывает их немедленное уничтожение. Жизнь можно было бы без особого труда сделать счастливой, если бы наши неприятные состояния и переживания исчезали, когда мы обращались к ним; но, к сожалению, холод, голод, жажда, болезни, мышечное напряжение и зубная боль не являются такими услужливыми посетителями. Действия зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, безусловно, могут быть изучены как в реальном воздействии на их объекты, так и в том виде, в каком они воспроизводятся в воображении. Во-вторых , то, что мы можем обратить внимание на наши высшие формы умственной деятельности и исследовать их, столь же несомненно. Эмоции, желания, представления об отношениях, рассуждения могут изучаться как параллельно в их прямом ходе {5} , так и после вспоминается по памяти. В любом случае это в равной степени связано с самосознательной силой ума и подразумевает в нас более высокий порядок умственной деятельности, чем тот, который связан с простыми чувственными аффектами. Нашим единственным доказательством этого, как и всякого другого психологического факта, должно быть обращение к собственному сознанию каждого человека.

2. Опять же, максима «индуктивной философии состоит в том, что наблюдение должно начинаться с простых примеров, поднимаясь от них шаг за шагом посредством соответствующих обобщений» (Модсли, стр. 19). Более того, поскольку наука универсальна, психолог должен быть способен созерцать множество образцов, демонстрирующих объект его исследований на различных стадиях его развития. Но интроспекция представляет для исследования только один предмет, и тот самый редкий и исключительный, «сложное самосознание образованного белого человека». Следовательно, даже если бы интроспекция была возможна, ее избавления были бы лишены того свойства всеобщности, которое необходимо для всякой подлинной науки. На это мы можем, во-первых, ответить, что даже если бы несколько анатомов ограничились изучением одного человеческого организма, они все же смогли бы составить набор результатов, содержащих значительную степень согласия. Во-вторых, сравнение наблюдений психологов, обращение к общему опыту и несколько описанных нами объективных методов, которые применялись с самого рождения психологии полностью разрушили силу предполагаемой трудности.

3. Аналогичное возражение выдвигается против необходимого ограничения интроспективного наблюдения одним наблюдателем, «свидетелем, чьи показания не могут быть получены никем, кроме него самого, и чья правдивость, следовательно, не может быть проверена… Наблюдаемое и наблюдатель един, и вряд ли наблюдатель в таком случае будет беспристрастен к чувствам наблюдаемого и будет строго подчиняться правилам точного наблюдения». ( id. ) Ответ на последнее возражение в значительной степени применим и здесь. Далее, (а) психолог, подобно физиологу и любому другому научному исследователю, должен стремиться отбросить предрассудки и подходить к своему предмету беспристрастно. б) Он должен, как и они, проявлять осторожность и усердие. И (в) он должен проверять свои результаты сравнением с результатами других наблюдателей и изучением других умов с помощью различных дополнительных методов.

4. Доктор Модсли также утверждает, что возможности самоанализа очень ограничены. а) «Сознание, которое даже не говорит нам, что у нас есть мозг, безусловно, неспособно дать какой-либо отчет о существенных материальных условиях нашей психической жизни». (стр. 21.) (б) Сама ментальная жизнь также в значительной степени находится за пределами досягаемости интроспекции. «Это истина, которую нельзя слишком отчетливо усвоить, что сознание не соразмерно разуму». (стр. 25). Что касается первой части трудности, то, быть может, физиологу можно было бы несправедливо возразить, что метод внешнего наблюдения, на котором основана его наука, ничего не может сказать нам о психических состояниях, глубоко влияющих на многих людей. физические процессы. Опуская это, однако, достаточно напомнить, что сознательные состояния и умственная деятельность являются реальными фактами, отличающимися по своему характеру от всех физических событий, чтобы дать им такое же право претендовать на то, чтобы образовать адекватную материю для самостоятельной науки, как это делает физиология. отделить от химии или механики. Наконец, изучение физических условий сознательных процессов является законным источником полезной дополнительной информации. информация, как мы уже указывали ранее, полностью признавалась со времен Аристотеля; но, к сожалению, из-за крайне отсталого до сих пор состояния науки физиологии вообще, и особенно в том отделе, который имеет дело с физическими основами душевной жизни, она может дать очень мало надежной информации, сколько-нибудь значимой.

5. Доктор Модсли также утверждает, что иллюзии и галлюцинации душевнобольных кажутся им такими же ясными и очевидными утверждениями сознания, как и интроспективные наблюдения психолога. Поэтому последние ненадежны. Это возражение тривиально. К сожалению, среди исследователей как души, так и тела возможно сумасшествие, но в конечном счете наука не пострадает от таких несчастий.

6. Наконец, в качестве общего доказательства бесполезности субъективной психологии утверждается, что «нет согласия между теми, кто приобрел способность к самоанализу». ( ид. ) Это возражение основано на смешении двух очень разных вопросов: о характере психических состояний, о которых психологи говорят, что они осознают, и о гипотезах или объяснениях, которые они выдвигают для объяснения этих состояний. Что касается первого, то здесь имеется очень большое общее согласие, это обнаружит любой, кто заглянет в психологическую литературу даже самых противоположных школ. С другой стороны, широкое и многообразное расхождение в теориях, выдвинутых для объяснения происхождения и природы психической жизни, недвусмысленно демонстрирует история философии с момента отказа от великого схоластического течения мысли. Но это не вина интроспекции, так же как противоречивые взгляды на источник солнечного тепла не являются отражением надежности телескопа.

Реальные трудности. — Мы так долго рассматривали возражения д-ра Модсли не потому, что мы придаем большое значение его работе, а потому, что обсуждение его аргументов помогает прояснить для учащегося фактические трудности и ограничения интроспективного анализа. Метод. Ибо надо признать что внутреннее наблюдение часто бывает непростым. Психические состояния, в отличие от объектов физической науки, неустойчивы и постоянно меняются. Они не независимы от сопутствующих состояний. Хотя это неправда, что всякая интроспекция должна быть ретроспективной, однако более сильные формы психического возбуждения могут быть адекватно изучены только посредством припоминания. И подражание непосредственному наблюдению за единичным экземпляром с его неизбежными особенностями может быть сопряжено с серьезным риском. Предвзятость и интеллектуальные предубеждения могут бессознательно мешать правильной оценке фактов, и само наше знакомство с нашими психическими состояниями увеличивает труд точного наблюдения. Тем не менее эти препятствия к самонаблюдению могут быть преодолены (а) усердием и вниманием, (б) навыком, приобретаемым практикой размышления, (в) усердием в повторении наших наблюдений в различных условиях и употреблением памяти для последующего изучения состояний, которые не могут быть хорошо изучены во время происходящего; (d) честное усилие быть непредубежденным и беспристрастным в наблюдении фактов и быть начеку против более впечатляющих особенностей воображения и чувственных состояний; наконец, путем (д) наиболее полного использования различных дополнительных объективных методов для проверки и подтверждения результатов прямого самонаблюдения.

Чтения. — О противоположности в природе между психологией и объективными науками, ср. «Философские и теогические эссе » доктора Мартино, «Церебральная психология», стр. 245–253. О различных методах см. Пеш, Institutiones Psych. §§ 25-30; Доктор Гутберлет, Die Psychologie (Мюнстер), стр. 1–15; и Ф. Марк Болдуин, Sense and Intellect , стр. 20-32. О возражениях против возможности психологии см. Пещ, иб. §§ 31-34. О необходимости последовательной теории рациональной психологии даже для полного представления о физиологических условиях психической деятельности см. Physiological Psychology профессора Лэдда, стр. 585, 586; см. также «Разум» и «Психология» автора в Католической энциклопедии .


{1} Справедливость этого замечания поразительно иллюстрируется историей Ментальной Философии в нашей стране тем, как относительная деятельность ума — его способность постигать универсальные отношения — игнорировалась или неверно истолковывалась всеми приверженцами сенсаций. школа от Хартли до доктора Бейна. Работы Стирлинга, Грина, Брэдли и других мыслителей гегелевского направления оказали в последние годы благотворное влияние на повторное открытие этой интеллектуальной способности, которая занимала столь видное место в психологической системе ведущих философов-схоластов. .

{2} См. «Дикарь», Девятнадцатый век , январь 2885 г., с. 120. Профессор Макс Мюллер очень убедительно доказывает, что «великолепные руины диалектов, будь то огнеземельцев, могавков или готтентотов, говорят нам о мыслителях, с которыми в настоящее время никто не может сравниться». На таганском языке говорят аборигены Терра-дель-Фуэго, раса, которую Дарвин считал самой низшей и наименее развитой семьей из когда-либо найденных человеческих существ.

{3} М. Сен-Илер ясно показал, насколько точными были взгляды основателя перипатетической школы на использование индуктивных методов в психологии. (ср. Psychologie d’Aristote , стр. lii. — lxv.)

{4} О реакции на чисто бэконовское учение о методе в последнее время см. Jevons’ Principles of Science , Vol. II. в. ХХIII. Он замечает, что «ее ценность можно оценить исторически по тому факту, что ей не следовал ни один из великих мастеров науки». (стр. 134.)

{5} Г-н Салли, который защищает интроспективный метод, все же кажется, что непосредственное сопутствующее рассмотрение нынешние психические состояния невозможны, что мы можем правильно сказать, что наблюдаем только последние состояния, и что на самом деле «всякая интроспекция есть ретроспекция» Иллюзии , с. 190 и Очерки психологии , с. 5.) Этот принцип является необходимым выводом из сенсуалистской теории психической жизни, но логическая позиция для последователя этой школы — это позиция, принятая д-ром Модсли, а не хромающее и непоследовательное учение мистера Салли. Для ума, не наделенного никакими действиями, существенно более высокими, чем действия чувственного порядка, равно невозможны как самоанализ, так и самоанализ. Но то, что человеческий разум способен одновременно наблюдать свои собственные нормальные состояния, становится очевидным для любого, кто попытается это сделать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *