Предмет изучения психология: Предмет изучения психологии, ее задачи

Содержание

Что такое психология — основные направления и предмет изучения

Что такое психология? Науки подразделяются на точные и социальные, куда причислена психология, занимаясь изучением особенностей психики человека (становление, функционирование в общем и отдельных структур). В контексте данной научной области изучаются особенности не только обособленного пробирочного индивидуума, но также групп людей в своём природном и экспериментальном взаимодействии, и особенностей протекания как эмоциональных, так и волевых паттернов. Если объяснять, что такое психология кратко и понятно, то это отрасль, занимающаяся изучением человеческой души и её самопрезентационные проявления в материальной реальности, со всеми дополнительными аспектами и особенностями, ответвлениями и взаимодействием.

Часто психология как наука касается не столько отдельной жизни, сколько выделения общих особенностей, присущих большинству людей, т.е. это своеобразный поиск закономерностей, позволяющих прогнозировать многие процессы и выделять норму. Являясь нормоцентрированной наукой, психология не может игнорировать патологию, поэтому тесно связана с пограничными областями медицины (психиатрией) и терапии (психотерапии, как немедикаментозного метода лечения расстройств). Отдельно выделяется область патологий психологического состояния – патопсихология и стоит на стыке психологии и психиатрии.

Что такое психология и что она изучает? Как и любая практическая дисциплина, психология подразделяется на множество категорий, основными, где являются фундаментальная (теоретическая, неизменно доказанная и принятая за аксиому) и практическая психология (с появляющимися и действующими методами прямого или косвенного воздействия). Первая занимается выделением неоспоримых фактов, а вторая является непосредственным применением знаний для коррекции или активизации необходимых процессов.

Используется большой спектр методов от субъективных (наблюдение, интроспекция, анализ творчества), до валидизированных тестов и опросников. Наиболее трудоёмким, однако широким по результативности является метод эксперимента. Данные обрабатываются с использованием стандартизированных математических критериев и построения взаимосвязей, после чего возможны уже практические корректирующие воздействующие методы, такие как тренинг, психотерапия, внушение, формирующий эксперимент. В тех отраслях, где тесна связь с биологическим состоянием возможно исследование мозговых структур, а в качестве воздействующего эксперимента используются биологические методы (магниты, излучения, малые токи и прочее).

Пока психология касается возрастных изменений, таких структур как когнитивные функции, мышление и память она во многом пересекается с биологией, логопедией и прочими стандартными науками. Так, где речь заходит об индивидуальном развитии личности, особенностях её формирования, травмирования и обособления существует взаимосвязь со многими духовными традициями, эзотерическими практиками. Это не является отходом от научных норм, но также как медицина начиналась с выявления лечебных растений, психология начиналась с советов шаманов и исповедей у духовника.

Довольно широка и многогранна психология, что это такое простыми словами или кратко объяснить не всегда можно корректно с точки смыслового пространства. Каждый может найти в данной науке своё – практику манипулирования, особенности развития, способы коррекции или способ самопонимания, техники релаксации или объяснение поведения огромных масс. В зависимости от направления внимания исследователя, психология способна принимать личностное направление.

Определение предмета психологии

Пытаясь понять, что такое психология человека на различных исторических этапах были различные попытки определить предмет исследования. Определение понятия, точка зрения и особенности менялись в развитии общей науки, а также от того в контексте какого психологического направления выделялся предмет. В отличие от более стандартных дисциплин, каждое психологическое направление имеет собственную трактовку для изучения. Даже сейчас не сформировано классическое понимание предмета, есть лишь общее направление, но добавлять собственные детали и понимание может каждое из направлений.

Что такое психология человека? Первоначально (ещё в философском понимании, когда психология не была отдельной наукой) предметом изучения и наблюдения считалась душа, после того, как описание души показалось учёным довольно размытым и неточным, то предмет сузили до сознания и его явлений. Предметом был и непосредственный проживаемый опыт, поведение, функции приспособления, внимание уделялось бессознательным процессам, а в других особенностям переработки информации и образов. Современная концепция склоняется к тому, чтобы выбрать предметом экзистенциальные данности, глубинный смысл и проблемы бытия человечества, как основу, формирующую все дальнейшие процессы.

Если отталкиваться от формального определения, то психология изучает психику, особенности её процессов в индивидуальном контексте, но учитывая культурно-исторический. Чтобы полностью понимать предмет психологии мало такого сухого объяснения, а необходимо также и наблюдение за внутренними процессами (чувствами, эмоциями, аффектами), поддающимися только субъективному описанию, а значит, объективность построения предмета будет всегда ставиться под вопрос. Предмет изучает когнитивные данные, особенности и индивидуальные эмоциональные и характерологические проявления в деятельности, окружающей обстановки, в корреляции показателя гендера, пола и многих других внешних факторов.

Объект психологии

Объект психологии – это целая совокупность понятий, характеризующих психические процессы и явления. Обычно сюда относят поведение, как отражение действенной активности, деятельность, как отрасль применения своей активности, взаимоотношения различных социальных уровней (от интимного взаимодействия двух личностей до особенностей общения целых народов).

Сложность трактовки термина приводит к тому, что авторы намеренно обходят этот момент, не давая никакого определения объекту, останавливаясь только на предмете. Другие выделяют объектом человека, психические проявления, также сюда входят группы людей и животные (раздел зоопсихологии). Но нельзя сказать, что подобное определение может быть достаточно корректно, поскольку человека изучают и другие науки, только касаясь иных моментов. Понимая такую ограниченность формулировки, была добавлена мысль о том, что объектом психологии также выступают различные материальные продукты деятельности.

Если брать во внимание научность подхода, то объектом психологии стоит выделять психику в её нормальном развитии, поскольку в психиатрии также изучается психика, но уже с позиции нарушений и отклонений. Необходимость определения объекта психологии исходит исключительно из научной позиции, требующей одинакового подхода и обозначения исследуемой области. Наиболее простая трактовка об изучении продуктов деятельности является наиболее приемлемой, однако и наиболее ограниченной, поскольку не раскрывает внутренних переживаний. Если же оставить область без какого-либо объекта, то восприятие человека расширяется, но не фиксируется в научных рамках.

Объектом выступает как сама психика так весь феноменологический спектр общества, отдельной жизни и исторического периода. Для изучения нематериальных моментов, а именно этим и занимается психология, ей необходимо как-то приземлить и найти доказательства проявлений изучаемых явлений в физическом мире, поэтому используются как наблюдение за реакциями, так и анализ продуктов наравне с переживаниями исключительно субъективного характера.

Основные направления психологии

Направления психологии делятся по основной концепции, предлагаемой автором, чаще имеют название, соответствующее родоначальнику или отражающее основную суть направления. Классическим считается фрейдизм и неофрейдизм, несмотря на то, что их постулаты уже опровергнуты, а все исследования были следствием изучения одного случая или теоретического анализа автора – они были первыми, поэтому изучения начинаются с них.

До сих пор существуют школы, изучающие и практикующие фрейдизм, однако многие паттерны первоначальной теории были подкорректированы. Изучает данная теория сознание и подсознание, концентрируясь на последнем, как наиболее мощному инструменту психики, способному влиять на огромное количество человеческих проявлений. Этот подсознательный уровень связан с биологическими инстинктами, поэтому его влияние и сила так объяснимы с точки зрения доказательной науки, среди прочих биологических факторов огромная роль отдавалась сексуализации психологического пространства, как объяснению смысла поступков и эмоциональных реакций, жизненных мотивов и снов.

Со временем сами последователи отошли от столь биологического восприятия личности и стали больший акцент делать на социальности, влиянии первых лет жизни и главных родительских фигур.

Бихевиоризм также представляет собой биологическое направление, рассматривающее личность только как представителя какого-либо особого набора поведенческих реакций. Основные механизмы деятельности и человеческая психика объяснялась через поведение, его паттерны, устойчивые и неконтролируемые формы, как способ приспособления. На определённых периодах это направление актуально, когда формируются социальные навыки или рассматривается только внешняя деятельность, в остальном оно не состоятельно в анализе глубинных причин и когнитивных структур.

Воспринимать личность и психику, как что-то целостное начала гештальтпсихология, пытающаяся объяснить все феномены путем анализа целостного образа и элементов. Именно тут выделяется единица анализа как психическое понятие, а не как биологическое, предоставляя возможность большей индивидуализации.

Гуманистическая психология продолжает развивать идею целостности и основной направляющей силой у человека считает постоянное развитие и стремление к нему. Тут возникает феноменология личности, её самореализация, как духовного существа, так и индивидуума, обладающего различными задатками. В гуманистической психологии развивается понятие этики и нравственности, отсутствующие в первых биологических направлениях – выделяется поиск истинного смысла существования каждого человека.

Кроме направлений, базирующихся на каком-то психологическом принципе или постулатах, психология подразделяется и на области, где применяются эти знания. Существуют различные особенности и ключевые моменты, куда отводится основное внимание психологического направления.

Социальная психология изучает группы и проявление отдельной личности в конкретном социуме. Относительно рабочих и учебных коллективов направление деятельности может сводиться к уточнению социальной совместимости людей, профориентации, возможной реструктуризации предприятия или же соответствия человека данному посту. Сюда же относятся различные формирующие мероприятия по сплочению коллектива или развитию определённых способностей – тимбилдинги, мозговые штурмы и пр. В больших группах возможно проследить влияние сми, различных выступлений, масс-медиа и телерадиовещания.

Возрастная психология изучает развитие, выделяет нормы развития всех функций, сознания и новообразований. Подразделяется на отдельные ответвления в зависимости от возраста (пренатанальная, геронтологическая и пр.). Это контролирует формирование личности, а также помогает различными методиками закреплять и развивать новые необходимые психические образования.

Тесно с ней связано направление педагогической психологии, специализирующейся на том же процессе развития, но только в рамках образовательного процесса. Тут характерны методики для преподавателей, чтобы построить программу обучения максимально лёгкую и эффективную. В более старшем возрасте её замещает психология труда, работающая не столько с успехом деятельности, сколько с профилактикой выгорания, эффективного использования труда, разработкой норм, чтобы не снижались функции памяти и внимания, что предотвращает несчастные случаи. Отделы подбора персонала и адаптации сотрудников, профориентологи и коучи по развитию профессиональных компетенций используют основополагающие принципы данного направления.

Дифференциальная психология относится к психодиагностике и занимается не выделением общих закономерностей, что характерно для большинства направлений, а наоборот заточена под поиск отличий между разными типами личностей, их реакций в зависимости от ситуаций. Благодаря той сфере возможна более точная формулировка способностей каждого индивида, построение уникального оптимального пути развития, а также коррекция неблагоприятных моментов не с помощью глобального изменения ситуации, а посредством устранения одного фактора, снижающего эффективность.

Узкоспециализированы патопсихология и медицинская психология – первая направлена на диагностику психиатрических патологий, вторая изучает любых соматических пациентов. В этой зависимости была выделена психосоматика, однако она невозможна без понимания базовых принципов клинической психологии.

Направление изучает и врача, выдвигает определённые алгоритмы сообщения плохих новостей, обучает общению с трудными пациентами.

Множество ответвлений основано на профессиональной категории – есть психология рекламы и авиации, инженерная и экстремальная. Для тех, кто связан с творческим направлением или развивает в себе такие способности, рекомендуется обратиться к психологии творчества, занимающейся вопросами поиска новых идей, вдохновения и креативности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 1

Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 1

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ (с.

5–25)

Краткое содержание:

Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.
Психологические аспекты образования. Принципиальная невозможность решения проблем обучения и воспитания детей без участия психологов. Необходимость знания педагогом общей психологии: происхождения, функционирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Значение возрастной психологии для педагогики. Роль дифференциальной психологии, психофизиологии, генетической психологии для обучения и воспитания детей. Психодиагностические проблемы и психологическое консультирование в педагогической практике. Использование данных медицинской психологии, патопсихологии и социальной психологии. Проблема профессиональной психологической подготовленности учителя и воспитателя. Вклад психологии труда, психотерапии и психокоррекции в решение проблем образования.

Определение психологии как науки. Примеры явлений, которые изучает современная психология. Доступность и трудность их научного познания. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Поведение и деятельность как предмет психологии. Основные общие и частные (абстрактные и конкретные) понятия, с помощью которых описываются изучаемые в психологии явления.


ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что – приобретенным, социально обусловленным. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека. Если в ходе эксперимента будет доказано, что интересующие исследователя качества в обучении и воспитании сформировать нельзя, а также будет установлено, что они появляются и развиваются по мере биологического созревания организма, то эти качества можно считать биологически обусловленными – задатками.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. В структуру задатков и способностей входят многие процессы, свойства и состояния человека. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Довольно рано, еще в дошкольном возрасте, обнаруживаются существенные индивидуальные различия между детьми. С их учетом должна строиться практика педагогического воздействия. Достоверную информацию об этих различиях позволяет получить дифференциальная психодиагностика. И здесь опять требуется участие профессионального психолога.

Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идет развитие. Такая научно обоснованная норма устанавливается психологами, они же разрабатывают и проверяют, предлагая школе, методы психологического тестирования уровня развития детей. Систематическое применение тестов позволяет судить о том, как развивается ребенок, и своевременно предпринимать необходимые педагогические меры, направленные на исправление имеющихся недостатков.

Одна из частных задач педагогической практики, которая ставится и решается в ходе такой работы, – выявление нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы), детей с задержками развития (отстающих) и ускоренно развивающихся (одаренных). Две последние категории детей требуют особого внимания к себе: отстающие – потому, что плохо усваивают школьный материал, а одаренные – по причине неполного использования своих возможностей для развития.

Психолого-педагогическая проблема особой сложности, которая не может быть правильно решена без участия психолога, – это определение причин отставания ребенка от своих сверстников в учебе и развитии. Другая проблема, – пожалуй, не менее важная и не менее ответственная, особенно в наши дни, – создание благоприятных условий для развития одаренных детей. И здесь учителю требуется квалифицированная психологическая помощь.

В педагогике давно и много говорится о необходимости индивидуализации обучения, т.е. построении его с учетом уровня психологического развития, достигнутого ребенком, и его индивидуальных возможностей. Точно определить уровень развития и возможности ребенка без участия психолога также практически невозможно. Только с помощью научно проверенных приемов психодиагностики устанавливается индивидуальность ребенка в тех ее проявлениях, которые скрыты от внешнего наблюдения, от учителей, родителей и самого ребенка. Такие индивидуальные различия могут касаться любых психических процессов, свойств и состояний.

Практика обучения и воспитания чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группами детей. Между членами таких групп обычно складываются довольно сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счете адресованные отдельным детям, преломляются (опосредствуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе. Здесь нужны социально-психологические теоретические и методические познания.

В настоящее время в нашей стране создана и развивается психологическая служба в системе образования. Работающие в ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в тесном сотрудничестве с педагогами. Но для того чтобы такое сотрудничество было продуктивным, сам педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний. Их представление и усвоение – задача данного курса.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв.
Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII–XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях – больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология
(рис. 1, табл. 1). На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления.

Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии:

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.

Таблица 1
Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии:

№    п/п    


 

Явления,
изучаемые психологией

 
Понятия, характеризующие эти явления
 1Процессы: индивидуальные, внутренние (психические)

Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.

 

2Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)

Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожностъ, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.

 

3Свойства индивидуальные, внутренние (психические)

Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.

 

4

Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)
 

Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.

 

5

Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие)

 
Готовность, интерес, установка.
6Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.

 

7Процессы: групповые, внутренние

Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.

 

8Состояния: групповые, внутренние

Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.

 

9

Свойства:
групповые,
внешние

Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.

 

10

Процессы: групповые,
внешние

Межгрупповые отношения.

 

11Состояния: групповые,
внешние

Паника, открытость группы, закрытость группы.

 

12Свойства:
групповые,
внешние

Организованность.

 


предметов, необходимых для изучения психологии

Психология, считающаяся помогающей профессией, фокусируется на понимании разума и на том, как помочь людям, страдающим психическим заболеванием. Эта область имеет и другие применения в бизнесе, маркетинге, исследованиях и судебной системе. Для большинства профессий, связанных с психологией, требуется ученая степень, но есть некоторые профессии, для которых требуется только степень бакалавра. Если вы планируете специализироваться на психологии, используйте свой школьный опыт, чтобы подготовиться.

Рассмотреть школьные предметы по психологии

В старших классах важно посещать подготовительные курсы в колледже. Строгость специальности психология требует критического мышления, способностей к математике и естественным наукам и отличных навыков письма.

Курсы Advanced Placement по естественным наукам, математике и английскому языку обеспечат прочную основу знаний для занятий в колледже, которые вы будете посещать. Если доступны курсы по выбору послешкольного образования, пройдите вводный курс по психологии. Это даст вам представление об учебной программе, с которой вы столкнетесь, когда поступите в колледж.

Воспользуйтесь преимуществами общеобразовательных занятий

Прежде чем вы начнете изучать предметы, необходимые для психологии, вы погрузитесь в общеобразовательные занятия. Предлагая широкий обзор колледжа, общеобразовательные классы включают такие темы, как естественные науки, математика, история, ораторское искусство, английский и иностранный язык. Большинство степеней бакалавра включают два года общеобразовательной программы.

Начало базовых занятий по психологии

В рамках вашей общеобразовательной программы будет несколько вводных занятий по психологии. Некоторые из них даже будут учитываться в ваших общих требованиях к образованию. Используйте эти занятия, чтобы подтвердить свой интерес к психологии. Курсы младших классов включают введение в психологию, психологию развития, методы исследования в психологии и ненормальную психологию.

Выбор предметов для психологии

По мере поступления в колледж вы начнете посещать курсы более высокого уровня. У вас также будет выбор предметов по психологии, которые помогут вам начать специализироваться. Обязательные курсы могут включать практический опыт в области психологии, истории и систем в психологии, профессионального развития и этики, а также передовых методов исследования.

Рассмотрите факультативы по психологии

В дополнение к обязательным курсам у вас будет возможность пройти несколько курсов по выбору. Выберите курсы, которые помогут вам изучить потенциальную область специализации. Возможно, вы даже сможете заработать минор со своими факультативами. Общие области, которыми занимаются специалисты по психологии, включают социологию, коммуникации, уголовное правосудие, медицинские науки, связи с общественностью и социальную работу.

Исследуйте внеклассные возможности

Участие во внеклассных мероприятиях показывает, что вы готовы пройти лишнюю милю, чтобы учиться и что-то менять. В большинстве колледжей есть студенческие организации психологов, но вы также можете принять участие в других руководящих должностях, чтобы продемонстрировать свою приверженность личному росту и развитию. Ищите возможности помочь с исследовательскими проектами и подумайте о том, чтобы стать волонтером в доме престарелых или психиатрическом учреждении для подготовки к поступлению в аспирантуру.

Встреча с психологом

Чтобы получить лучшее представление о карьерных возможностях в области психологии, познакомьтесь со многими различными работающими профессионалами во время вашего образовательного путешествия. Поскольку психология применима в самых разных областях карьеры, важно узнать как можно больше о карьерных возможностях и сопоставить их со своими личными интересами. Вы даже можете быть в состоянии затенить психолога в определенных условиях работы.

Подумайте о своих следующих шагах

В начале выпускного года важно определить свои следующие шаги. Для большинства областей карьеры, связанных с психологией, требуется аспирантура. Если вы планируете поступить в аспирантуру, вам следует начать подавать заявление в начале последнего года обучения. Вот список потенциальных областей карьеры в области психологии и минимальные требования к образованию:

  • Аналитик маркетинговых исследований (степень бакалавра)
  • Клинический терапевт (требуется высшее образование)
  • Психолог средней школы (требуется высшее образование)
  • Судебный психолог (требуется высшее образование)
  • Корпоративный менеджер (степень бакалавра) )
  • Психолог по вопросам здоровья (требуется докторская степень)
  • Консультант по вопросам злоупотребления психоактивными веществами (требуется высшее образование)
  • Промышленный организационный психолог (требуется высшее образование)
  • Исследователь (требуется докторская степень)
  • Консультант по генетике (степень бакалавра)

Бакалавр наук (психология) — Университет Голуэя

Вход Очки (2022)

545

Обзор курса

Психология изучает поведение и психические процессы и включает индивидуальные и социальные, человеческие и животные, нормальные и ненормальные аспекты. Школа психологии предлагает модули по всем основным аспектам психологии, включая судебную психологию, социальную психологию, психологию развития и методы исследования. Курс удовлетворяет требованиям к членству выпускников в соответствующих профессиональных обществах (Психологическое общество Ирландии и Британское психологическое общество).

Студенты могут рассмотреть возможность изучения психологии, если они заинтересованы в том, чтобы стать профессиональным психологом, изучать психологию в научно-исследовательском центре, читать лекции по психологии или улучшить свое общее образование, изучая интересную и полезную дисциплину с учетом карьеры более общего типа, например как средства массовой информации, ИТ или управления.

Психология на виртуальном дне открытых дверей

Прочитайте вопросы и ответы из нашей сессии вопросов и ответов «Спросите лектора» по психологии.

Изучите курсы и профессии в области искусства с помощью видеопрезентации.

Приложения и подборки
Кто преподает этот курс

Курс преподают преподаватели факультетов анатомии, фармакологии и физиологии, Школы биологических и химических наук, Школы естественных наук и Школы математических и статистических наук. . Среди лекторов:
 
Доктор Дерек Моррис
Д-р Хелен Додсон
Д-р Линн О’Коннор
Д-р Айлиш Хайнс

Требования и оценка

Ключевые факты s

Вступительные требования

Минимальная оценка H5 по двум предметам и проходные баллы по четырем другим предметы на уровне O6 / H7 в аттестате об окончании школы, включая ирландский, английский, другой язык и три других предмета, признанных для поступления.


Дополнительные требования

Нет

Продолжительность

4 года

Дата следующего начала

Сентябрь 2023

Классы уровня A (2022)

Universityofgalway.ie/alevels

90 088 Среднее потребление

25

Маршруты входа QQI/FET FETAC

1 (Дополнительная информация)

Дата закрытия

Уровень NFQ
Форма обучения
Взвешивание ECTS
CAO

GY104

Код курса

Краткое содержание курса

Психология для первокурсников сдается вместе с двумя другими предметами, выбранными из обширного меню искусств. На втором и последнем курсе бакалавриата (психология) студенты изучают исключительно курсы психологии. Пожалуйста, обратитесь к странице 23, чтобы увидеть предметы, предлагаемые в первый год.

ПЕРВЫЙ ГОД

• Когнитивная психология
• Теории личности
• Методы исследования и практические навыки в психологии
• Социальная психология
• Психология обучения
• Психология развития
• Биология и поведение

Плюс два других предмета выбираются из обширного меню искусств.

ВТОРОЙ ГОД

• Психология развития
• Экспериментальная психология
• Качественные методы исследования
• Биологическая психология
• Психология обучения
• Социальная психология
• Теории личности
• Восприятие, внимание и деятельность
• Методы исследования в психологии
• Память и познание
• Профессиональные навыки в области психологии 

ТРЕТИЙ ГОД

Возможные варианты:
• Обучение за границей
• Стажировка
• Стажировка на исследовательской работе
• Общественная работа
• Обучение служению
• Модули по психологии на выбор
• Модули по другим дисциплинам 

90 094 Один из основных путей:
Анатомия, Биохимия, фармакология или физиология (включая мини-исследовательский проект)
Биостатистика
Биомедицинские науки (методы исследований и приложения)
Факультативы – варианты включают биологию развития и биоинформатику
 
ПОСЛЕДНИЙ ГОД

• Прикладной поведенческий анализ
• Исторические и концептуальные вопросы психологии
• Психологическое измерение: теория и практика
• Передовые методы исследования в психологии
• Вопросы когнитивной неврологии
• Психология здоровья
• Судебная, патологическая и клиническая психология
• Исследовательский проект
• Теория реляционных фреймов
• Поведенческая медицина
• Педиатрические клинические поведенческие вмешательства
• Нейропсихология
• Позитивная психология
• Человеческая сексуальность
• Различные факультативные модули

Информация об учебном плане

Информация об учебной программе относится к текущему учебному году (в большинстве случаев).
Предложения и детали курсов и модулей могут быть изменены.

Глоссарий терминов
Кредиты
Вы должны заработать определенное количество кредитов (также называемых ECTS), чтобы закончить каждый год вашего курса. Вы делаете это, взяв все обязательные модули, а также правильное количество дополнительных модулей, чтобы получить общее количество кредитов в этом году.
Модуль
Экзаменуемая часть предмета или курса, по которой вы посещаете лекции и/или учебные пособия и выполняете задания. Например. Алгебра и исчисление могут быть модулями предмета «Математика». Каждый модуль имеет уникальный код модуля, например. МА140.
Субъект
Некоторые курсы позволяют выбирать предметы, в которых связанные модули сгруппированы вместе. У предметов есть собственное необходимое количество кредитов, поэтому вы должны пройти все обязательные модули этого предмета, а также может потребоваться получить оставшуюся часть общего количества кредитов предмета, выбрав из доступных дополнительных модулей.
Дополнительно
Модуль, который вы можете выбрать для изучения.
Обязательно
Модуль, который вы должны изучить, если выберете этот курс (или предмет).
Необходимая основная тема
Предмет, который вы должны изучить, потому что он является неотъемлемой частью этого курса.
Семестр
Большинство курсов состоят из 2 семестров (триместров) в год, поэтому трехгодичный курс будет состоять всего из шести семестров. Для ясности на этой странице первый семестр второго года обучения будет называться «Семестр 3».
1 год (60 кредитов)


Дополнительно Предмет: Древняя классика (20 кредитов):
Дополнительно CCS315: Средний уровень латыни 1 — 5 кредитов — 1 семестр
Дополнительно CCS205: Древнегреческий язык для начинающих (часть 1) — 5 кредитов — 1 семестр 900 40 Дополнительно CC321: латинские тексты средневековья Ирландия и Великобритания – 5 кредитов – 2 семестр
Дополнительно CC230: Начало латыни, часть 1 — 5 кредитов — 1 семестр
Дополнительно CC1101: Мифология и город в Древней Греции — 5 кредитов — 1 семестр
Re quired CC114: Письменные и устные слова Языки Древнего мира — 5 кредитов — семестр 1
Обязательно CC1100: Классика по 20 предметам — 5 кредитов — семестр 1
Факультативно CCS316: Средний уровень латыни 2 — 5 кредитов — семестр 2
Дополнительно CCS312: Продвинутый курс классической и средневековой латыни 2 — 5 кредитов — семестр 2
Дополнительно CCS206: Древнегреческий язык для начинающих (часть вторая) — 5 кредитов — 2 семестр
Дополнительный CC232: Начало латыни, часть 2 — 5 кредитов — 2-й семестр
Дополнительно CC1102: Империя и литература в Древнем Риме — 5 кредитов — 2-й семестр

Дополнительно Предмет: Археология (20 кредитов):
Обязательно AR113: Доисторическая Ирландия и Европа — 5 кредитов — 1 семестр
Обязательно AR1104: Материальная культура и музеи — 5 кредитов — 1 семестр
Требуется AR1102: Запись памятников в ландшафте — 5 кредитов — семестр 2
обязательно AR1105: Средневековая Ирландия и Европа — 5 кредитов — семестр 2

необязательно Предмет: Классика (20 кредитов):

Дополнительно Предмет: Экономика (20 кредитов):
Обязательно EC1108: Навыки экономики I — 5 кредитов — 1-й семестр
Обязательно EC135: Основы микроэкономики — 5 кредитов — 1-й семестр 9 0040 Требуется EC1109: Навыки экономики II — 5 кредитов — 2-й семестр
Обязательно EC136: Основы макроэкономики — 5 кредитов — 2-й семестр

Дополнительно Предмет: английский язык (20 кредитов):
Обязательно EN124: Введение в английский язык 1 — 5 кредитов — 1 семестр
Обязательно EN1101: Литература и социальный мир — 5 кредитов — 1 семестр 9004 0 Обязательно EN1106: Изучение английского языка — 5 кредитов — Семестр 1
Дополнительно EN1102: Изучение английского языка — 1BA и специализированные программы — 10 кредитов — семестр 1
Обязательно EN125: Введение в английский язык 2 — 5 кредитов — семестр 2

Дополнительно Предмет: французский (20 кредитов):
Обязательно FR1100: Введение во французский язык и культуру — 15 кредитов — 1 семестр
Обязательно FR1101: Введение во французскую литературу в контексте — 5 кредитов — 2 семестр 9029 2

Дополнительно Тема: Gaeilge (20 кредитов):
Обязательно NG1105: An Teanga Bheo — 10 кредитов — 1 семестр
Обязательно NG1107: Scéal agus Pobal na Gaeilge — 5 кредитов — семестр 2
Требуется NG1106: Litríocht agus Cultúr na Linne — 5 кредитов — 1-й семестр

Дополнительно Предмет: География/Tíreolaíocht (20 кредитов):
Обязательно TI150: Основы гуманитарной географии — 5 кредитов — Семестр 1
Обязательно TI1100: География на практике — 10 кредитов — 1-й семестр
Дополнительно TI104: Элементы географии Ирландии — 5 кредитов — 1-й семестр 9004 0 Требуется TI151: Основы физической географии — 5 кредитов — Семестр 2

Необязательно Предмет: немецкий (продвинутый уровень) (20 кредитов):
Обязательно GR1102: Навыки изучения немецкого языка (продвинутый уровень) — 5 кредитов — 1-й семестр
Обязательно GR1100: Немецкий язык и культура (продвинутый уровень) — 15 кредитов — 1-й семестр

Дополнительно Предмет: немецкий (начинающие) (20 кредитов):
Обязательно GR1103: Навыки изучения немецкого языка (начинающие) — 5 кредитов — Семестр 1
Обязательно GR1101: Немецкий язык и культура (начинающие) — 15 кредитов — Sem сложный эфир 1

Дополнительно Предмет: История (20 кредитов):
Обязательно HISK1101: Навыки для историков (1) — 5 кредитов — Семестр 1
Обязательно HI1103: Европа и Ирландия 1789 — 1918 — 5 кредитов — Семестр 1
Дополнительно HI1105: Европа и Ирландия 1789–1918 (Дистанционное обучение) — 5 кредитов — 1-й семестр
Обязательно HISK1102: Навыки для историков (2) –5 кредитов — 2-й семестр
Обязательно HI1104: Европа: от Средневековья к современности — 5 кредитов — 2-й семестр

Дополнительно Предмет: Информационные технологии (20 кредитов):
Обязательно CT1100: Компьютерные системы — 5 кредитов — 1-й семестр
Обязательно CT1120: Алгоритмы — 5 кредитов — 1-й семестр
Требуется d CT1101: Программирование I — 5 кредитов — Семестр 1
Обязательно CT1102: Программирование II — 5 кредитов — Семестр 2

Дополнительно Предмет: итальянский (20 кредитов):
Обязательно IT1100: Итальянский язык и культура — 15 кредитов — 1 семестр
Обязательно IT1101: Италия в кино — 5 кредитов — 1 семестр

Дополнительно Тема: Léann an Aistrucháin (20 кредитов):
Обязательно LN103: Gnéithe den Aistriúchán — 5 кредитов — Семестр 1
Обязательно LN105: Bunscileanna Aistriúcháin — 5 кредитов — 1-й семестр
Обязательно LN1103: Bunscileanna Gramadaí — 10 кредитов — 1-й семестр

Дополнительно Тема: Léann na Cumarsáide (20 кредитов):
Требуется CG1101: Machnamh Criticiúil agus Láithreoireacht — 5 кредитов — семестр 1
обязательный CG1100: Scéalaíocht Dhigiteach — 5 кредитов — семестр 1
обязательный CG1105: Bunús na hIriseoireach ta — 5 кредитов — Семестр 1
Обязательно CG1104: Na Meáin agus an tSochaí — 5 кредитов — Семестр 2

Необязательно Предмет: Математика (20 кредитов):
Дополнительно MA131: Математические навыки –5 кредитов — семестр 1
Дополнительно MA133: Анализ и алгебра 1 — 5 кредитов — семестр 1
Дополнительно MA185: Анализ и алгебра 1 — 5 кредитов — семестр 1
Дополнительно MA135: Анализ и алгебра 2 — 5 кредитов — семестр 2
Дополнительно MA186: Анализ и алгебра 2 — 5 кредитов — семестр 2
Дополнительно MA187: Математические навыки 9029 1 — 5 Кредиты — Семестр 2

Обязательно MA208: Количественные методы для бизнеса — 5 кредитов — Семестр 2

Дополнительно Предмет: Исследования современной ирландской культуры: литература и музыка (20 кредитов):
Обязательно ISSK1100: Знакомство с современной и современной ирландской литературой — 5 кредитов — 1 семестр
Обязательно IS1100: Ирландская музыка и эмиграция — 5 кредитов — 1 семестр 90 292
Обязательно IS1103: Знакомство с ирландской традиционной музыкой и танцами с 1893 года – 5 кредитов – 1-й семестр
Обязательно IS1104: Опыт мигрантов в современной ирландской письменной форме – 5 кредитов – 2-й семестр

Дополнительно Предмет: Философия (20 кредитов):
Обязательно PISK1100: Критическое мышление и убедительное письмо — 5 кредитов — Семестр 1
Обязательно PI108: Введение в практическую этику. Философия — 5 кредитов — 1 семестр

Требуемое ядро Предмет: Психология (20 кредитов):
Обязательно PS122: Введение в психологию 1 — 5 кредитов — Семестр 1
Обязательно PS1103: Введение в методы исследования и практические навыки в психологии — 10 кредитов — 1 семестр
Дополнительно PS1100: Критическое и совместное мышление — 5 кредитов — 1 семестр
Обязательно PS124: Введение в психологию 2 — 5 кредитов — семестр 2
Дополнительно PS137: Введение в методы исследования в психологии — 5 кредитов — семестр 2

Дополнительно Предмет: Социологические и политические исследования (20 кредитов):
Обязательно SP1120: Практика политики — 5 кредитов — 1-й семестр
Обязательно SP1125: Введение в политику — 5 кредитов — 1-й семестр 900 40 Обязательно SP1121: Практическая социология — 5 кредитов — Семестр 2
Обязательно SP1126: Введение в социологию — 5 кредитов — семестр 2

Дополнительно Предмет: испанский (для начинающих) (20 кредитов):
Обязательно Sh2100: Интенсивный курс испанского языка и культуры для начинающих — 15 кредитов — Семестр 1 emester 1

Дополнительно Предмет: испанский (средний уровень) (20 кредитов):
Обязательно Sh2101: Испанский язык и культура среднего уровня — 15 кредитов — 1-й семестр
Обязательно Sh2102: Mundo hispano: An Introduction to the Hispanic World — 5 кредитов — 1-й семестр
90 003

2 год (60 кредитов)


Требуемое ядро Предмет: Психология (60 кредитов):
Обязательно PS413: Методы качественного исследования — 5 кредитов — Семестр 3
Обязательно PS338: Теории личности — 5 кредитов — 3 семестр
Обязательно PS220: Психология обучения — 5 кредитов — 3 семестр
Обязательно PS214: Психология развития 1 — 5 кредитов — семестр 3
Обязательно PS403: Биологическая психология — 5 кредитов — 3 семестр
Факультативно PS412: Экспериментальная психология Практикум I — 5 кредитов — 3 семестр
Дополнительно PS400: Университет Вилланова — 30 кредитов — 4-й семестр
Обязательно PS3104: Профессиональные навыки в области психологии — 5 кредитов — 3-й семестр
Требуется d PS320: Память и познание — 5 кредитов — семестр 4
Обязательно PS428: Социальная психология — 5 кредитов — 4 семестр
Обязательно PS219: Методы исследования в психологии — 5 кредитов — 4 семестр
Обязательно PS415: Восприятие, внимание и производительность — 5 кредитов — 4 семестр
Дополнительно PS414: Экспериментальная психология, семинар 2 — 5 кредитов — 4 семестр 9004 0 Дополнительно PS427: Судебная, ненормальная и клиническая психология — 5 кредитов — 4-й семестр
Дополнительно PS2100: Семинар по экспериментальной психологии — 10 кредитов — 4-й семестр

3 год (60 кредитов)


Необходимое ядро Предмет: Психология (60 кредитов):
Дополнительно PS342: Введение в позитивную психологию — 5 кредитов — 5-й семестр
Дополнительно PS340: Нейропсихология — 5 кредитов — 5-й семестр
Дополнительно 902 91 PS408:
Человеческая сексуальность — 5 кредитов — Семестр 5
Дополнительный PS409: Психология, естественные науки и псевдонауки — 5 кредитов — семестр 5
Дополнительно PS3114: Введение в навыки общения и консультирования — 5 кредитов — 5-й семестр
Обязательно PS322: Психология здоровья — 5 кредитов — 5-й семестр 9004 0 Обязательно PS334: Прикладной анализ поведения — 5 кредитов — Семестр 5
Обязательно PS420: Психологическое измерение: теория и практика — 5 кредитов — Семестр 5
Обязательно PS405: Передовые методы исследования в психологии — 5 кредитов — семестр 5
Обязательно PS325: Исследовательский проект 1 — 5 кредитов — семестр 5
Дополнительно PS338: Теории личности — 5 кредитов — семестр 5
Дополнительный PS3109: Вертикально интегрированный Проекты 1 S1 — 5 кредитов — семестр 5
Дополнительно PS3106: Язык и познание: контекстно-поведенческий подход — 5 кредитов — семестр 6
Дополнительно PS4100: Технология и здоровье – 5 кредитов – 6-й семестр
Дополнительно PS345: Прикладная психология развития – 5 кредитов – 6-й семестр
Дополнительно PS343: Педиатрические клинические поведенческие вмешательства — 5 кредитов — 6 семестр
Дополнительно PS336: Психология, общество и человеческие ценности — 5 кредитов — 6 семестр
Дополнительно LW365: Криминология — 5 кредитов — 6 семестр
Обязательно PS427: Судебная, ненормальная и клиническая психология — 5 кредитов — 6 семестр
Обязательно PS327: Исследовательский проект 2 — 10 кредитов — 6 семестр 9 0040 Требуется PS418: Вопросы когнитивной нейронауки — 5 кредитов — 6-й семестр
Обязательно PS3100: Исторические и концептуальные вопросы психологии — 5 кредитов — 6-й семестр
Дополнительно PS329: Служебное обучение психологии — 5 кредитов — 6-й семестр
Дополнительно PS3101: Моделирование обучения и принятия решений — 5 кредитов — 6-й семестр
Дополнительно PS341: Введение в совместные исследования и прикладные системные науки — 5 кредитов — 6 семестр
Дополнительно PS3107: Введение в психофизиологию — 5 кредитов — 6 семестр
Дополнительно PS3103: Здоровье и благополучие: теория и практика — 5 кредитов — 6 семестр
Дополнительно PS3102: Мозг и поведение: теория и практика — 5 кредитов — 6 семестр
Дополнительно PS339: Поведенческая медицина — 5 кредитов — 6 семестр 9004 0 Дополнительный PS419: Теория реляционных фреймов, язык и Когниция — 5 кредитов — 6-й семестр
Дополнительно PS320: Память и познание — 5 кредитов — 6-й семестр
Дополнительно ED2104: «Создай свою жизнь», 2-й семестр — 5 кредитов — 6-й семестр
Дополнительно PS3110: Вертикально интегрированные проекты 1 S2 — 5 кредитов — 6-й семестр

Дальнейшее образование позволить выпускнику получить доступ к дальнейшему обучению стать профессиональным психологом или получить исследовательскую степень в области психологии (например, докторскую степень в области психологии).

Эта степень дает выпускникам право на поступление в специализированные аспирантские профессиональные программы в Ирландии, Великобритании, США и других странах

Почему стоит выбрать этот курс?

Карьерные возможности

Психология готовит вас к различным междисциплинарным областям, включая неврологию, спортивную науку, укрепление здоровья и образование. Выпускники проходят дальнейшее обучение, чтобы стать профессиональными психологами (например, клиническими или профессиональными психологами) и работать в различных условиях. Например, в службах здравоохранения занимаются лечением психических заболеваний; в образовательных учреждениях они определяют потребности в обучении; а в промышленности они работают над набором и удержанием. Исследователи в области психологии также работают лекторами в колледжах третьего уровня или других исследовательских учреждениях. Многие выпускники также считают, что их степень по психологии помогает им в профессиях, не связанных с психологией, таких как банковское дело, средства массовой информации, информационные технологии и менеджмент, а также система уголовного правосудия.

Степень бакалавра психологии обеспечивает основу для профессиональной карьеры в области психологии, а также для карьеры во множестве родственных областей. Выпускников можно найти во всех секторах занятости, включая:

  • Социальные услуги и здравоохранение
  • Консультирование и терапия
  • Промышленность и торговля
  • Государственная служба
  • Образование
  • Силы обороны
  • Журналистика и СМИ
  • Спорт и отдых
  • Организация и управление
  • Система уголовного правосудия
Кто подходит для этого курса
Результаты обучения
Переносимые навыки Ценность работодателей
Стажировка

На третьем курсе будет ограниченное количество стажировок, связанных с психологией.

Обучение за границей

Связи, которые мы наладили с европейскими университетами, такими как Маастрихт и Мюнхен, означают, что у студентов есть возможность получить часть своего диплома по психологии за границей по программе Erasmus.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *