Примеры профессиональных стереотипов: примеры самых известных и распространенных установок человека и что это такое: какие бывают виды в психологии, в жизни людей, в обществе – Стереотипы о профессиях

Содержание

примеры самых известных и распространенных установок человека и что это такое: какие бывают виды в психологии, в жизни людей, в обществе

Различные предрассудки зачастую управляют коллективным сознанием и мировосприятием отдельных личностей. Они могут быть глобальными или локальными, но в обоих случаях являются иллюзией, которая далеко не всегда оказывается истиной. В этой статье я приведу примеры самых распространенных стереотипов и расскажу, как они влияют на жизнь человека.

Что это такое

Стереотипизацию начали рассматривать в 20-х годах ХХ века. Стереотипное мышление характеризуется как узкая парадигма, которая хранится в голове для экономии усилий, требуемых при восприятии тех или иных сложных ситуаций, явлений.  Исследователи выделили две причины формирования таких шаблонов: экономичность разума и стремление сохранить ценности конкретной группы.

У такого рода стандартизации есть следующие характерные черты:

  • устойчивость;
  • избирательность;
  • эмоциональное основание.

Проще говоря, люди используют стереотипы, чтобы не утруждать себя дополнительными размышлениями. Когда же им удается отыскать подтверждение своим мыслям в поведении окружающих, они еще сильнее убеждаются в истинности собственных или коллективных умозаключений. Стереотипизация является определенной заменой мыслительной деятельности.

В той или иной степени каждый из нас подвержен подобным убеждениям с той лишь разницей, что некоторые действительно свято верят в такие «постулаты», а кто-то способен ставить их под сомнение.

Различного рода предрассудки влияют на мировосприятие личности, ее поведение и потворствуют искаженному видению действительности. Шаблоны могут быть навязаны социумом или возникнуть на основе личных наблюдений. Первые более вредоносны, так как навязывают индивиду неверный образ мышления и не дают ему анализировать ситуацию объективно и самостоятельно.

Но все же без стереотипизации общество не могло бы существовать. Она позволяет сознанию выстраивать важные закономерности:

  • вода может намочить;
  • зимой холодно;
  • пламя обжигает.

Зная это, нам не нужно каждый раз убеждаться в своих предположениях на практике.  Однако есть такие стереотипы, которые воздействуют на сознание и подсознание человека, мешая ему жить.

Следует научиться различать предрассудки от реального положения дел. Одно и то же понятие может быть продиктовано внутренними побуждениями личности или навязано ей социумом. Во втором случае индивид ощущает конфликт между своими интересами и тем, что требует от него общественное мнение. Стремление следовать шаблонизации, навязываемой извне, искажает видение реального.

Часто мы судим об окружающих не по их деяниям, а по тому, что говорят о них другие. Например, человек, который изредка посещает церковь, может присваивать себе все черты настоящего христианина, хотя по факту это вовсе не так.

виды стереотипов

Отличие стереотипов от предрассудков

Эти понятия похожи, но обладают некоторыми различиями. Первый термин представляет собой определенное обобщение и зачастую имеет коллективный характер, то есть существует у группы. Второе определение характеризуется более личными проявлениями и формируется на основе опыта конкретного индивида.

Эффект стереотипизации

Это процесс возникновения устойчивого убеждения или образа, когда исходя из собственной или общественной практики человек закрепляет в сознании какую-либо картинку мира.

Встречаясь с неизвестным ранее явлением, мозг начинает анализировать ситуацию и искать в ней что-то знакомое. Полученные установки сопоставляют новый объект с похожей группой, что позволяет быстрее классифицировать данные и при надобности доставать их из памяти.

стереотип это, в психологии

Особенности стереотипного мышления

Мыслить шаблонами, значит – не логически обосновывать информацию, получая различный опыт, а сравнивать происходящее с тем, что уже отложилось в сознании. Таким образом, мир становится более безопасным для разума, так как подчинен определенному порядку.

Стереотипы могут формироваться уже с детства. Это убеждения, ценностные ориентиры, нормы, реакции, оценки, которые ребенок впитывает от взрослых. Когда рассудок подчиняется стереотипизации, это мешает полному и разностороннему развитию личности. Пропадает независимость и объективность взглядов.

Шаблонное поведение чаще всего поощряется социумом. Иными словами, когда человек живет, как все, не стремится проявлять индивидуальность – так просто, спокойно и удобно.

Предрассудки позволяют действовать «на автомате» и не дают взглянуть на ситуацию под другим углом. Стереотипные процессы предполагают наличие установки: поступать только так и никак иначе. Тот, чье поведение обусловлено устойчивыми шаблонами, тяжело воспринимает новое, относясь к нему с недоверием и даже агрессией, так как неизвестная информация нарушает внутренний баланс, комфорт. У него есть конкретная, проверенная модель действий, и он ей следует.

Дарья Милай

Психолог Дарья Милай

примеры стереотипов в жизни

Достоинства и недостатки

Плюсы:

  • автоматизм мышления, который помогает в бытовых вопросах;
  • возможность группировать предметы и явления, облегчая мыслительный процесс;
  • «пропуск» в ту или иную группу социума.

Минусы:

  • отсутствие свободы мысли и действий;
  • замедление развития;
  • шаблонизация мешает принимать новое и учиться;
  • возникновение ошибок, когда ситуация не похожа на привычную, а индивид не может отойти от устойчивого образа;
  • доверчивость, невозможность провести критический анализ.

какие бывают стереотипы

Виды стереотипов в психологии

  1. Шаблоны восприятия.
  2. Этнические.
  3. Гендерные.
  4. Возрастные.
  5. Социальные.
  6. Установки в общении.
  7. Гетеростереотипы.

Стереотипизация может быть поверхностной или глубинной. В первом случае речь идет об убеждениях, сформированных безосновательной оценкой разных внешних характеристик: эмоциональность итальянцев, перфекционизм немцев, лень русских. Как правило, они меняются вследствие развития человечества.

Более глубокий вариант шаблонизации предполагает модели поведения и мышления, передающиеся между людьми годами или даже веками. Например, многие считают обязательными элементами русской традиции балалайку, матрешку, водку и медведей.

какие бывают стереотипы

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

какие бывают стереотипы

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Они формируются под влиянием определенных исторических событий.

Примеры популярных стереотипов в обществе:

  • добиться успеха в карьере без «блата» невозможно;
  • мужчина никогда не плачет;
  • дети – несамостоятельные, беспомощные;
  • евреи – меркантильный народ;
  • женщина на корабле – плохая примета;
  • чем выше цена, тем качественнее товар;
  • без высшего образования нельзя прожить достойно.

Считается, что девушка слаба, пассивна и легкомысленна. Часто ее воспринимают, как «придаток» мужчины. Чтобы компенсировать свою природную неполноценность, она должна стремиться выглядеть красивее всех и хитростью завладеть богатым и привлекательным мужем. Затем нужно родить детей и жить за счет своего покровителя. Даме не надо быть сильной, занимать высокие посты. В противном случае она будет чувствовать себя несчастной.

Своими стереотипами обросли и представители мужского пола. Есть расхожее мнение, что априори являются главными в отношениях. Другая иллюзия – каждый парень любит футбол, помешан на сексе, а еще они страшные бабники. «Все мужики изменяют!» –  наверняка вы не раз слышали такое утверждение.

Родители убеждены, что дети должны оправдывать их ожидания. Все подростки считаются трудными, а их мечты и планы не воспринимают всерьез, списывая порывы и идеи на «юношеский максимализм». Люди среднего возраста находятся в кризисном состоянии. Старики – больные и несчастные. Молодежь думает только о развлечениях и не уважает старших. Безработные – неудачники, а счастье невозможно без огромного счета в банке. Не верить в бога – безумие. Общество пестрит шаблонами о том, что такое «хорошо», а что – «плохо», какой должна быть «нормальная» личность, как и где можно получить «правильные» знания. Однако большинство из них связано со страхами, комплексами, ослаблением аналитического мышления и не подкреплены логикой.

самые распространенные стереотипы

Какими бывают стереотипные установки

Ниже я подробнее опишу наиболее распространенные модели, существующие в общественной парадигме.

Гендерная стереотипизация: женщины и мужчины

  • Девушка – эмоциональное, неразумное, слабое создание. Ее миссия – рожать, вести домашнее хозяйство и заботиться о мужчине.
  • Каждой девочке необходимо учиться наносить макияж, красиво одеваться и правильно вести себя с мальчиками, чтобы в дальнейшем найти того, кто будет полностью обеспечивать ее и детей.
  • Сильные дамы, как правило, одиночки.
  • Мать-одиночка – это несчастная, брошенная жертва.
  • У бизнес-леди нет времени на семейные ценности.
  • Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны. Его задача – зарабатывать деньги, чтобы материально обеспечивать женщину. Им не нужна любовь, они хотят получить только секс.
  • Представителям сильного пола не следует выражать свои чувства,  выполнять «женские» обязанности: готовить, стирать.
  • Настоящий мужик должен работать, содержать семью, водить машину.

Приведенные выше примеры распространенных стереотипов показывают, что многие люди не видят за конкретным человеком индивидуальной личности. Из-за огромного количества штампов, которые мы получаем еще в детстве, возникают проблемы в отношениях: партнеры просто не в состоянии услышать и понять позицию второй половинки.

На моей консультации вы сможете разрушить многие иллюзии касательно энергетики. Вы найдете свое ресурсное состояние, осознаете собственную значимость и перейдете на новый уровень развития своей индивидуальности. 

стереотип человека

Дети

Они обязаны:

  • Во всем слушать взрослых.
  • Воплощать нереализованные планы родителей.
  • Получать хорошие оценки в школе.
  • Поступить в университет по согласованию с мамой и папой.
  • Не умничать.

При этом считается, что все малыши – безобразники, им ничего нельзя доверить, они ломают и портят вещи. Подрастающее поколение распущенное, глупое, молодежь не отдает себе отчет в том, что делает.

Счастье

Обязательными элементами счастливой жизни являются:

  • Деньги.
  • Исполненная мечта.
  • Высокое социальное положение.

А ведь на самом деле у каждого человека своя система координат, ценностей и желаний. Вы вправе самостоятельно решить, что для вас важно.

«Правильное»

  • Только в элитных университетах можно получить хорошее образование.
  • «Нормальные» люди устраиваются на работу вне зависимости от своих желаний. Деятельность не должна нравиться.
  • Нужно жить на родине, а не переезжать в другую страну.
  • Необходимо следовать трендам.
  • Одеваться надо в дорогих магазинах.
  • Нельзя жить без веры в бога.
  • Мнение личности должно соответствовать позиции большинства.

Какими бывают современные профессиональные стереотипы: примеры

К ним относятся усредненные образы приверженца определенной профессии.

Задайте вопрос

стереотипы людей

Полицейские

Эти клише подпитываются различными фильмами и сериалами. Они возникают из-за редкого контактирования рядовых лиц с сотрудниками правоохранительных органов. Наиболее распространенные домыслы:

  • каждый служащий смел и самоотвержен;
  • на заданиях стражи порядка постоянно сражаются с бандитами;
  • при этом все сотрудники полиции берут взятки.

Врачи

  • Они ничем не болеют.
  • Вне зависимости от профиля, хороший доктор знает рецепт от любого заболевания.
  • Настоящий специалист всегда носит при себе аптечку для оказания скорой помощи человеку на улице или в общественном месте.

Юристы

  • Всегда ходят в костюме.
  • Слишком много людей поступают на юрфак, выпускникам сложно найти работу.
  • Они зарабатывают большую сумму.

известные стереотипы

Как происходит их становление

Шаблоны переходят от одного поколения к следующему. Уже в детском возрасте родители закладывают в нас нормы поведения, учат, как правильно поступать, думать. Большое влияние на людей оказывает общество и культурные особенности страны проживания. Эти клише помогают приспособиться к жизнедеятельности в социуме, однако зависимость от стереотипизации приводит к тому, что личность не развивается полноценно, ей проще действовать и мыслить так, как принято, чем рисковать и сталкиваться с новыми моделями жизни.

Как меняются и от чего это зависит

Со временем стереотипное поведение изменяет свой вектор. То, что когда-то было недопустимым, сегодня является обыденностью. Это можно наблюдать на примере трансформации отношения людей к институту брака.

Очевидно и изменение ролевой модели женщины. Теперь она может наравне с мужчиной двигаться по карьерной лестнице, занимать должности, которые раньше считались исключительно мужскими.

что такое стереотипы примеры

Функции

  • Когнитивная. Указывает на необходимость упорядочивания и систематизации новой информации.
  • Аффективная. Позволяет выделять  «своих» и «чужих».
  • Социальная.

Последняя способствует формированию общественных структур, а также:

  • установлению коммуникаций;
  • налаживанию взаимодействия в группе.

Роль в жизни личности

Для осуществления той или иной деятельности индивиду необходимо обрабатывать информацию, анализировать ее. Кроме того, ему важно чувствовать себя частью определенной общности.

Однако чаще всего стереотипное мышление сильно ограничивает людей, мешает расширять кругозор. Из-за своих шаблонов мы упускаем большое количество возможностей, не обращаем внимания на перспективы, ошибаемся в оценивании окружающих.

стереотипы в психологии

Как сражаться со стереотипами

С одной стороны шаблоны помогают разгрузить ум от излишнего напряжения. Но в то же время они становятся ограничителями мысли.

  • Не стоит слепо верить всему, что принято в обществе. Проверяйте получаемые извне данные и делайте выводы, опираясь лишь на собственный опыт.
  • Выделите те модели поведения, которые существуют у вас, но не подтверждены практически. Попытайтесь их доказать или откажитесь от них.
  • Находите опровержение тем установкам, которые не имеют фактического и логического основания.

Заключение

Итак, различного рода предрассудки – неотъемлемая часть общественного сознания. Без них обходиться сложно, но можно контролировать их влияние на жизнь. В этой статье я на примерах объяснила, что такое стереотипы (определение в психологии), каковы самые известные из них, как они влияют на жизнь людей, и существует ли способ не мыслить по шаблонам общества. Если вы чувствуете, что запутались и не можете отделить свое мнение от навязанных установок, запишитесь ко мне на консультацию и узнайте, как вернуться на собственный путь.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Стереотипы о профессиях

Продавцы крадут. Журналисты обманывают. Врачи неразборчиво пишут. Актёры истеричны. Программисты не ухожены. Художники страдают алкоголизмом. Модели глупые. Дизайнеры вычурные. Певцы самолюбивые. Тренеры грубые. Библиотекари занудные. Милиционер, пилот, водитель, машинист — исключительно мужские профессии. Работать секретарём, кассиром, воспитателем под стать слабому полу, но не сильному — стыдно. Фотосъёмка, визаж, репетиторство — и вовсе занятия, которые легко освоит любой.

Продолжать этот перечень можно до бесконечности. Есть в нём хоть толика правды? Навешивание ярлыков, несомненно, упрощает восприятие действительности. Но, с другой стороны, перекрывает воздух новым мыслям и идеям, формируя глупые предрассудки. Стереотип — это устоявшийся шаблон мышления, который имеет мало общего с реальностью.

Стереотипы о профессиях

Как формируются стереотипы?

Шаблоны в восприятии возникают благодаря познавательной деятельности. Наше окружение, интернет, телевидение, СМИ — всё это оказывает достаточное влияние. Стереотипы формируются в нашем сознании с самого детства. Мало того, человечество лелеет их целыми веками, передаёт от поколения к поколению. В итоге становится всё тяжелее различить, где реальность, а где укоренившееся предубеждение.

Стереотипы о профессияхФранцузский фотограф Бруно Ферт создал любопытный фотопроект под названием «Workwears» («Держать рабочий вид») — визуальное сопоставление частной жизни людей и их жизнью на работе. На фото Марк, он пилот вертолётаСтереотипы о профессияхА эта девушка по имени Эммануэль служит в армии и имеет звание лейтенантаСтереотипы о профессияхВинсент — танцор из ПарижаСтереотипы о профессияхЛола — клоун в парижском цирке

Чем опасно стереотипное мышление?

Глубинные, навязчивые стереотипы мешают адекватному восприятию мира. Они являются препятствием не только в выборе профессии, но и в построении отношений с близкими людьми, коллегами. Стереотипное мышление сковывает человека, заставляет действовать по шаблону. Никакой креативности, оригинальности, творчества — только стандартные мысли, механические действия и безропотное подчинение правилам общества. Вера в предрассудки — признак людей, подверженных чужому влиянию и манипуляциям. Разрушение стереотипов — задача для каждого сознательного человека.

Как противостоять стереотипам?

Полностью оградить себя от факторов, формирующих стереотипы, невозможно.

Эффективно истребляет предрассудки в нашем мышлении личный опыт. К примеру, у нас в голове есть картинка типичного представителя какой-либо профессии. Но тут мы знакомимся с таким человеком лично и понимаем, что заблуждались. Полученный опыт входит в конфликт со стереотипом. Личности без гибкого мышления проигнорируют полученную информацию. Думающие и любознательные люди изменят свою картину мира. И мотивация напоследок:

Стереотипы о профессиях

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

Стереотипы о профессиях

Осознание профессиональных стереотипов. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников

Осознание профессиональных стереотипов

Представьте, что вы оказались на праздновании дня рождения у своего более старшего друга. Он знакомит вас со своими гостями. Марина работает психологом в школе для слабовидящих детей. Петр – водитель – «дальнобойщик». Сергей – повар из модного ресторана. Светлана – студентка филологического факультета. А Николай – специалист в области информационных технологий. Вероятно, первое впечатление об этих людях вы составите на основе информации об их профессиях. Более того, вполне возможно, что и представление о профессиях будет связано у вас с образами этих людей, и это обстоятельство может оказать влияние на ваши собственные представления о профессиях и предопределить ваши профессиональные устремления.

Таким образом могут быть заложены основы профессиональных стереотипов. Профессиональный стереотип – это обобщенное убеждение человека относительно членов какой-либо профессиональной группы. Так, например, многие полагают, что бухгалтер – это человек скучный, неэмоциональный и, возможно, даже ограниченный; политик – говорливый, хитроумный и наверняка нечестный; бизнесмен – активный, деловой, беспринципный и жадный. При этом особенность стереотипов заключается в том, что мы начинаем думать, будто такими являются все бухгалтеры, все политики, все бизнесмены – правда, при условии, что мы сами не являемся ни первыми, ни вторыми, ни третьими. В психологии для обозначения этого явления даже существует специальный термин – эффект гомогенности аут-группы (кажущейся однородности внешней группы). Названный эффект заключается в том, что человек воспринимает представителей своей собственной группы как людей, различающихся по ряду характеристик, тогда как представители других групп кажутся одинаковыми. Очевидно, что среди своих коллег человек видит людей с очень разными личностными особенностями, а люди другой, менее знакомой профессии кажутся похожими друг на друга.

Очень многие стереотипы имеют пренебрежительный характер – они часто содержат в себе негативные представления о других профессиональных группах. Возможно, это связано с постоянно существующей потребностью людей в ощущении собственной компетентности. Желая подчеркнуть свое превосходство, мы фиксируем в других отрицательные качества, принижаем имеющиеся достоинства и тем самым облегчаем восприятие себя как успешных и компетентных.

В 50–е годы прошлого века известный американский психолог Г. Олпорт выдвинул гипотезу контактов – идею о том, что если организовать контакты между представителями разных социальных групп, то это снизит вероятность возникновения у них стереотипов относительно друг друга. Действительно, вроде бы опыт общения и получаемая на его основе дополнительная информация о представителях, например, другой профессии должны заставить нас пересмотреть привычные – и часто ошибочные – стереотипы.

Однако все оказалось не так просто. Стереотипы очень устойчивы. Сама по себе полученная информация не изменяет исходные представления. Если человек убежден, что все «новые русские» имеют низкий интеллектуальный уровень и с пренебрежением относятся к соблюдению норм закона, то даже личное знакомство с «новым русским», обладающим блестящим интеллектом и абсолютно законопослушным, вряд ли изменит стереотип. Такой человек будет воспринят как счастливое исключение из правила, и даже информация о существовании еще одного (двух, трех, шестерых), подобного ему, вряд ли повлияет на непоколебимость стереотипа.

Более того, даже люди вроде бы практически одной профессии порой строят отношения между собой на основе стереотипов. Как показали исследования Дэвиса, такое можно обнаружить, например, среди музыкантов симфонического оркестра. Так, музыканты-струнники считают своих коллег – музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, – вздорными, грубыми и крикливыми шутами, склонными к пьянству и дебошам. В свою очередь, музыканты-духовики смотрят на струнников как на рафинированных чудаков – сентиментальных, слабосильных и излишне серьезных.

Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным.

Василий Ключевский

Откуда же берутся стереотипы вообще и профессиональные стереотипы в частности? Как указывает канадский психолог Ж. Годфруа, стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей, авторитетных взрослых, более опытных коллег по работе), а также из средств массовой информации, обычно дающих упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы располагаем недостаточными сведениями.

В основе стереотипов лежат установки, формирующиеся у нас на протяжении жизни. Установка – это состояние готовности, предрасположенности к действию определенным образом. Иногда установки в нас бывают сильны и по отношению к другим людям и профессиям. Наше мнение о профессии, оценки и убеждения приобретаются так же, как и стереотипы, – сначала через взаимодействие с родителями, потом с другими значимыми людьми. Между 20 и 30 годами установки закрепляются и «затвердевают», после чего меняются уже с большим трудом.

Многие профессиональные стереотипы возникают благодаря усвоенным когда-то установкам. Например, установка по отношению к женщинам как к людям, из которых не могут получиться профессионалы, работающие с техникой, находит себе подкрепление порой совершенно нелогичным образом. Если среди десяти водителей, допускающих ошибки и небрежность в управлении автомобилем, найдется хотя бы одна женщина, то в глазах многих этот факт автоматически подтверждает предубеждение, что женщины в принципе не умеют водить.

Стереотипы появляются у людей не только в качестве вредоносных образований. Они выполняют некоторые полезные функции. Прежде всего использование стереотипов помогает людям «экономить мышление», получать потенциально полезную информацию ценой относительно малых интеллектуальных усилий. В сложной, неопределенной ситуации взаимодействия с представителями другой профессиональной группы применение стереотипов поставляет готовые стандарты и объяснения.

Однако получаемая в результате польза оказывается порой довольно относительной. Следовательно, нужно заботиться о преодолении негативных стереотипов и предубеждений. Избавиться от стереотипов (да и то не полностью) удается только тогда, когда между представителями разных групп возникают не просто поверхностные контакты, а активное личностное (человек с человеком) сотрудничество в процессе достижения общей, значимой для всех цели на основе равенства статуса всех вовлеченных участников.

Какие стереотипы существуют относительно профессий ваших родителей? Имеются ли стереотипы у той профессии, на получение которой вы ориентированы?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Стереотипы и их значение в профессиональной деятельности

Содержание 

Введение            2

  1. Понятие стереотипа, виды, функции                                                                  3
  2. Значение стереотипов в профессиональной деятельности                             4
  3. Профессиональная деформация                                                                           5
  4. Причины возникновения профессиональной деформации личности и их     профилактика                                                                                                          8

  Заключение                                                                                                                         10

Список  используемой литературы                                                                                  11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         Мы все живем в мире стереотипов. Чаще всего именно стереотипы определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. А также определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему миру. Благодаря сформировавшимся  стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том, или ином случае; что плохо и что хорошо; кто прав, а кто не прав. Но зачастую это не значит, что так и есть в действительности. Стереотипы, на которых основаны наши суждения, могут быть сформированы на ошибочных предпосылках или условностях принятых в обществе. Соответственно могут быть как истинными, так и ложными.

       Получение образования, выбор профессии также основывается на формировании стереотипов мышления – ряда привычных истин и методов, создающих основу знаний. Многие хорошие специалисты в своей профессиональной деятельности оказываются не в состоянии преодолеть сложившиеся стереотипы и отвергают все, что не укладывается в их мировоззренческую концепцию, сформированную в период получения образования или опыта работы. В результате это приводит к консерватизму в деятельности и в мышлении. Разрушение стереотипов очень болезненный процесс и влечет за собой сопротивление, раздражение и некую растерянность. Не принятие нового определяется подсознательным инстинктом самосохранения, который пытается защитить нас от возможных потрясений, связанных с разрушением устоявшихся стереотипов.

      Стереотипы имеют объективную природу и являются неотъемлемым свойством психики человека делать обобщения. Если бы человек не обладал способностью стереотипизировать, обобщать, упрощать, схематизировать окружающую действительность, он не смог бы быстро ориентироваться в непрерывно растущем потоке информации, которая к тому же постоянно усложняется и все более дифференцируется. Эту возможность обеспечивает способность головного мозга человека вырабатывать обобщенные представления о явлениях и фактах, формирующиеся на основе предыдущих знаний человека, а также поступающей к нему новой информации. Стереотипы передают лишь суть события или явления понятным всем или большинству.

      Существование стереотипов носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны стереотипы значительно упрощают жизненные процессы, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов, а с другой ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащего им.   
 
 

  1. Понятие стереотипа, виды, функции
 

            Стереотип (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для  печати многотиражных изданий. В социуме, стереотип это привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта.

            Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип «красивый — значит, хороший». Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки. Действие этого стереотипа замечено у детей уже с четырехлетнего возраста.

           Также следует отметить в числе стереотипов феномен внутригрупповой пристрастности. Выражается он в более высокой оценке членов группы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп. Понятие «группа» в данном случае может использоваться  в очень широком смысле — от жильцов одного дома до жителей одной страны. Причем данный стереотип выражен даже тогда, когда группа возникает случайно (школьный класс, болельщики одной команды).

           В основе формирования того или иного стереотипа лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации. Однако как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия).

       Формирование стереотипов — это прежде всего функция экономии собственных усилий. Попытка увидеть в привычном  новое, а не обобщать на основе житейского опыта, утомительна, а для занятого человека практически невозможна. Помимо этого, стереотипы выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить основой нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома.

        Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе.

       Несмотря на то, что стереотипы подразумевают «сопротивляемость изменениям», они достаточно чувствительны к социальным условиям той среды, в которой возникают. Поэтому если меняется среда, то и стереотипы меняются. Для примера достаточно вспомнить стереотипы «коммуниста» и «демократа».

      С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей. Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с влиянием средств массовой информации, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достижение, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы. Средства массовой информации приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании — повторение. Через средства массовой информации человек сегодня не только получает необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них поведенческие стереотипы, ценности, идеалы и многое другое. Средства массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального предназначения — распространения информации и превратились в один из факторов формирования мировоззрения. 

  1. Значение  стереотипов в  профессиональной деятельности
 

       Огромное значение в жизни человека имеют профессиональные стереотипы. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Это связано, с одной стороны, с задачами профессионального развития, с другой, с уже имеющимся опытом решения жизненных задач. Основные задачи профессионального развития соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть завершением общего образования, профессиональным самоопределением в ходе профессионального обучения, достижением высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности, профессиональной самореализацией и овладением мастерством. Профессиональные стереотипы характеризуются не только готовностью личности решать предъявляемые ей задачи, но и активно выбирать эти задачи и регулировать в соответствии с ними собственное поведение. Таким образом, в профессиональных стереотипах индивида оказывается сконцентрирован весь опыт решения им жизненных задач на уже ранее пройденных этапах психического развития.

            Процесс профессионального самоопределения начинается с достижением человеком возраста, когда у него начинают формироваться первоначальные мировоззренческие ориентиры (5-7 лет). Начинает формироваться первоначальное представление о будущем роде деятельности. Потом происходит принципиальное самоопределение на счет будущей жизни – человек выбирает между законопослушной жизнью и асоциальной, противозаконной, выбирает работать ради денег или ради работы, долга, выбирать между личной выгодой или долгом перед обществом.

         Ориентация  людей на те, или иные виды профессий во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые связываются с теми или иными профессиями. К примеру, подростки, не включенные в реальную систему производственных отношений, могут строить свои базовые представления о той или иной профессии на доступном им слое социальных стереотипов, которые они воспринимают в кино, литературе, средствах массовой информации, где определенным образом закрепляются связи между профессиями и социальным стереотипами. 

      Под влиянием определенных стереотипов возникает реальная опасность сделать ошибочный выбор. Формируя свое представление о профессии, важно помнить, что оно может неполно или искаженно отражать действительность. Поэтому надо по возможности учитывать и анализировать информацию из самых различных источников, в том числе полученную непосредственно от профессионалов.

       Порой профессиональный стереотип представляет собой часть более обширного поло-ролевого стереотипа. Это явление можно отследить, когда речь заходит о «мужских и женских профессиях». Мужчинам и женщинам приписывают некие наборы свойств, которые определяют, какие профессии можно им выбирать. Зачастую можно услышать изречения типа: «Либо женщина, либо программист»; «Если женщина водитель, это не женщина». «Если психолог мужчина, это не мужчина». Такие заключения говорят о сложившейся системе представлений, которую можно и нужно изменять. Конечно, есть профессиональные сферы, где женщинам труднее, чем мужчинам. Аналогично и мужчинам некоторые области деятельности подходят меньше, чем женщинам. Но на практике существует много исключений.

        Есть и такой стереотип: психотерапевт так переживает за своих клиентов, что сам постепенно начинает страдать нервным расстройством и даже сходит с ума. В действительности умение провести границу между собой и пришедшим за помощью человеком является одним из основных, профессиональных качеств успешного психотерапевта. Взаимодействуя с клиентом, терапевт не «переживает», а концентрируется на сути проблемы. Такой профессионализм можно выработать без ущерба для собственной личности.       

       Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. Наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.  Но профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. 

  1. Профессиональная деформация

     Несомненно, труд положительно влияет на психику человека. Но, относительно разных видов профессиональной деятельности существует перечень профессий, выполнение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Также существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например, монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и др.). 

    Многолетнее выполнение одной  и той же профессиональной  деятельности приводит к появлению  профессиональной усталости, утрате  профессиональных умений и навыков,  снижению работоспособности.

5 жестких гендерных стереотипов, которые мешают нам жить

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Место женщины больше не на кухне, а мужчины все чаще участвуют в партнерских родах, однако вопрос о том, кто должен платить за ужин в ресторане, до сих пор остается без ответа. Оба пола не отличаются друг от друга ни по интеллектуальным способностям, ни по эмоциональному восприятию, и это подтверждают 2 тыс. научных исследований. Но любой из нас легко опишет, какими должны быть «настоящая женщина» и «настоящий мужчина», и эти картинки будут совершенно разными. А все потому, что нами руководят гендерные стереотипы (представления о том, как должны вести себя мужчины и женщины). И если эти социальные установки начинают мешать, то стоит задуматься, не пора ли все изменить.

AdMe.ru рассказывает о гендерных стереотипах, которые не только вызывают жаркие споры в интернете, но и ограничивают нас в жизненном выборе.

Стереотип № 1: Девочки должны быть красивыми и добрыми, а мальчики смелыми и сильными

5 жестких гендерных стереотипов, которые мешают нам жить

Дети не имеют представления о том, как полагается себя вести в соответствии со своим полом, но взрослые быстро дают им это понять. Мальчиков стыдят за слезы, девочек — за порванное платьице. Психолог Кристия Спирс Браун в книге «Как вырастить детей свободными от гендерных стереотипов» рассказывает, что в разговоре с мальчиками взрослые чаще упоминают цифры и природные явления, а в разговорах с девочками — их внешний вид. Угадайте, кто в итоге больше переживает о форме носа и лишнем весе?

Кристия Спирс Браун пишет, что у любого ребенка, независимо от его пола, должны быть игрушки 3 типов: для интеллекта, для тела и для эмоций. Головоломки и конструкторы развивают сообразительность, велосипеды и мячики нужны для физической активности, а игра с куклами и мягкими игрушками учит доброте и умению заботиться.

Не запрещайте мальчику играть с детской посудкой или коляской, а девочке — с игрушечным самосвалом. Не употребляйте фразы «не дерись, ты же девочка», «дай сдачи, ты же мальчик» и не используйте слово «девчонка» в качестве оскорбления. Учите сына готовке и уборке, а дочь — умению обращаться с отверткой и молотком. И тогда, возможно, мальчики в будущем не будут стыдиться своего желания уйти в декретный отпуск, а девочки станут свободнее в выборе профессии, независимо от того, будет ли это работа учителя, пилота или моториста-рулевого.

Стереотип № 2: Мужчина должен платить за женщину в кафе

5 жестких гендерных стереотипов, которые мешают нам жить

Недавно американка Эшли Брэдли пожаловалась в Twitter, что сходила на свидание, где парень, после того как она сказала ему, что у них ничего не выйдет, попросил ее оплатить половину счета за ужин. Это вызвало бурную дискуссию в сети: должен ли мужчина платить за женщину в период романтических встреч? И если да, то за что именно он платит?

Психолог Марина Комиссарова пишет, что традиционные мужские ухаживания (букеты, приглашения на свидание, галантное открывание дверей) являются всего лишь романтическим ритуалом, который не стоит воспринимать как готовность и дальше обеспечивать все нужды женщины. Ухаживания означают интерес мужчины, и это приятно, но если женщина хочет, чтобы ее уважали и с ее мнением считались, она не должна принимать от мужчины постоянную опеку.

Если речь идет о постоянных отношениях, идеальная ситуация — это когда мужчина предлагает заплатить, а женщина отказывается. А если он дарит ей что-нибудь, она тоже дарит что-либо в ответ. Конечно, когда женщине действительно нужна помощь, она может попросить о ней, а мужчина должен быть рад помочь, но это не касается ситуаций, когда она способна позаботиться о себе сама.

Актриса Эмма Уотсон

Профессиональные стереотипы

 

Нельзя обойти вниманием еще один вид стереотипов, влияющих на оценку другого человека, – профессиональные стереотипы.

Профессиональный стереотип – это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Изучением стереотипа психолога занимался В. Ф. Петренко (Петренко, 1988). Согласно стереотипу, «психолог» – сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный. Таких качеств, как счастливый и организованный, у психологов нет. Обнаруженная противоположность «счастливого» целому набору положительных качеств раскрывает наличие специфической «профессиональной вредности» профессии психолога, связанной с обычной невротизацией. Необходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фрустрирующим факторам.

Разновидностью социального стереотипа является имидж. Имидж – образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Имидж – образ, наделяющий социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Это своеобразный «полуфабрикат», рассчитанный на домысливание; он стимулирует воображение, играет скорее регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Имидж обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип.

Следует сказать, что стереотипы – не единственная причина упрощенного и схематичного представления о других людях. Барьерами к пониманию других людей являются механизмы психологической защиты, искажающие истину в нужном человеку субъективном направлении, предрассудки и предубеждения.

Профессиональный стереотип

персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Имидж

образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объектдополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Предрассудки и предубеждения

С момента появления в 1958 г. классической работы Г. Оллпорта «Природа предрассудка» (The Nature of Prejudice, Allport, 1958) в этой области было открыто не так много нового. Оллпорту удалось обнаружить и описать наиболее существенные черты предрассудков.

В основе предрассудка лежит предубеждение, то есть необоснованное негативное представление о других людях. Само по себе негативное представление еще не является предрассудком. Оно становится таковым, если не меняется даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно и опровергается позитивными фактами.

Любой предрассудок, утверждает Г. Оллпорт, является отклонением от трех конкретных норм: нормы рациональности, нормы справедливости и нормы человечности. Склонность к предрассудкам становится чертой характера, укрепляя предубеждения и антипатии в отношении определенных групп людей.

 

Предрассудок

необоснованное негативное представление о других людях, не меняющееся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно.

 

Причинами возникновения предрассудков являются «навешивание» ярлыков, грубый, пренебрежительный по отношению к другим людям стиль воспитания, неожиданные эмоциональные травмы, полученные ребенком при взаимодействии с «чужаками».

Предрассудки распространены и устойчивы, так как, подобно стереотипам, являются экономным способом мышления; их «запускает» тревожность и угроза чувству безопасности. Они являются неотъемлемым свойством авторитарной личности, становятся частью ее мышления. Как оказалось, люди, посещающие церковь, более склонны к предрассудкам, чем остальные. «Скорее всего это происходит потому, что многие люди по складу своего характера нуждаются в предрассудках и в религии, дабы обеспечить себе жизненный комфорт. Некоторые, например, страдают от сомнений и неуверенности в самих себе. Предрассудки повышают их самооценку, религия обеспечивает им чувство безопасности. Другие мучаются чувством вины, и предрассудки предлагают им кого-то в качестве „козла отпущения», а религия дает успокоение» (Оллпорт, 1998, с. 179).

Предрассудки живучи в силу конформизма. Функционирование предрассудков в обществе объясняет такое страшное социальное явление, как фанатизм. Предрассудки – это своеобразные шоры на глазах вполне умных и образованных людей. Они еще более укореняются у тех людей, кто имеет недостаточный опыт и пробелы в образовании, заблуждения и недостаток ума, недостаточное развитие эмпатии и сенситивности, отзывчивости, сострадания, не говоря уже о необходимости высокой нравственности и гуманного отношения к людям.

Избавлению от предрассудков помогает образование, развитие самосознания и интенсивное самопознание, формирование чувства собственного достоинства, которое не позволяет пренебрежительно относиться к другим людям. Предрассудки меняются, если в их изменении обнаруживается социальный, экономический и личностный смысл. Мощным оружием против фанатизма являются социальные науки, и важное место среди них, конечно, занимает психология.

 

Выводы

 

1. Рациональное понимание – это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам. Главная задача – понимание мотивов, позволяющее оценивать поступки людей и прогнозировать их поведение.

2. Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация, свободная от предрассудков и заблуждений, которая должна быть дополнена интуицией, рефлексией, эмпатией.

3. Каузальная атрибуция является одним из способов интерпретации поведения другого человека и заключается в приписывании причин поведения. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в том, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации.

4. Социальные стереотипы регулируют отношения людей и этнических групп, служат частично неосознаваемым фундаментом сохранения социальной и психологической дистанции между людьми. Сокращая путь анализа, раздумья, оценивания, они нередко вносят искажения в процесс взаимопонимания между людьми.

 

Основные понятия

Рациональное понимание

Фундаментальная ошибка атрибуции

Стереотип

Этнический стереотип

Национальный стереотип

Профессиональный стереотип

Имидж

Предрассудок

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Лучшее понимание других людей, по Г. Оллпорту, обеспечивают (выберите нужное):

повышенная самооценка; хорошее знание себя; нонконформизм; умение отвлечься от деталей; отрешенность; знание психологии; интуиция; эмоциональная стабильность; отзывчивость; терпимость; интеллект; порядочность; наблюдательность; жизненный опыт; эмпатия.

2. В чем состоит фундаментальная ошибка каузальной атрибуции?

3. Можно ли по строению тела определить темперамент человека?

4. Что общего и в чем отличие стереотипа и установки?

5. Какова реакция человека, обнаруживающего, что стереотип, которым он воспользовался для оценки, «не подходит» данному человеку?

6. Назовите причины изменения этнических и национальных стереотипов,

7. В чем преимущества и недостатки стереотипного оценивания?

8. Может ли обладать имиджем мероприятие (например, конкурс)?

9. Что общего и в чем отличие имиджа и репутации человека, мероприятия, организации?

10. Исправьте ошибки и неточности в этом определении:

Имидж – образ, представление, методом логических рассуждений наделяющее объект сомнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах объекта, но обладающими привлекательностью для воспринимающего этот объект.

11. В чем причина живучести, стабильности предрассудков?

12. В описании русского человека вычеркните свойства, не соответствующие стереотипу (должно остаться 5-7 свойств):

замкнутый, умный, добрый, наивный, жадный, расчетивый, эгоистичный, педантичный, утонченный, музыкальный, щеголь, фанатик, честный, обаятельный, терпеливый, безалаберный, ленивый, самовлюбленный, предприимчивый, патриот, с юмором, широта души, честолюбивый, хитрый, трудолюбивый.

13. Каким образом, по-вашему, можно противостоять укреплению стереотипов и предрассудков в общественном и индивидуальном сознании?

 

Учебное задание. «Тест на объективность»

 

1. Какими характеристиками отличаются, по-вашему, те, кто особенно тщательно придерживаются принятых правил поведения и никогда не отступают от хорошего тона:

а) вежливы и приятны в общении,

б) строго воспитаны,

в) по существу неискренни и за всем этим старательно скрывают свой истинный характер.

2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. Как вы думаете, они:

а) счастливы,

б) равнодушны друг к другу,

в) скрывают свои отношения от посторонних людей, не доверяют друг другу.

3. Представьте, что вы впервые видите некоторого человека, и он тут же начинает рассказывать вам анекдоты, острить. Каков он?

а) шутник, остряк,

б) чувствует себя неуверенно в вашей компании и таким образом пытается выйти из неприятного для себя положения,

в) просто хочет произвести приятное впечатление.

4. Вы разговариваете с кем-то на тему, интересующую вас обоих. Ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией (движением рук). О чем это, по-вашему, свидетельствует?

а) о его внутреннем волнении,

б) о том, что он слишком устал, переутомлен,

в) о том, что он неискренен.

5. Вы решили узнать поближе кого-то из ваших знакомых. Лучше всего это сделать:

а) пригласив его в какую-то компанию,

б) понаблюдав за ним в каком-либо деле,

в) посмотрев, как он ведет себя в конфликтной, эмоционально-напряженной ситуации.

6. Вы оказались в ресторане с человеком, который, на ваш взгляд, дает официанту слишком большие чаевые. Как вы думаете, почему он так поступает:

а) хочет произвести впечатление на окружающих,

б) хочет завоевать доверие официанта,

в) он – просто добрый и щедрый человек по натуре.

7. Вы знаете людей, которые сами никогда не начинают разговор первыми. Каковы они на самом деле, по вашему мнению:

а) скрытны и не разговаривают, чтобы не выдать себя,

б) слишком робкие,

в) мнительны и боятся, что скажут что-то не так, и их обидят.

8. Некоторых людей, не разговаривая с ними, можно оценить по выражению лица. Что, по-вашему, означает низкий нахмуренный лоб у человека:

а) глуповатость,

б) упрямство,

в) не могу сказать ничего конкретного.

9. Что вы думаете о человеке, который при разговоре не смотрит прямо в глаза:

а) у него – комплекс неполноценности,

б) он недостаточно искренен в том, что говорит,

в) он просто слишком рассеян.

10. Вы, наверное, знаете людей, которые, случись что-либо неприятное, сразу заявляют о том, что они все давно знали и предвидели, но ничего не предпринимали заранее, потому что не хотели попадать в неприятную историю. Что это за люди:

а) люди с волевым характером, выдержанные,

б) люди, у которых попросту нет ничего за душой,

в) хвастуны.

11. Представьте себе человека, имеющего хорошее материальное положение, который всегда покупает очень дешевые вещи. Почему, на ваш взгляд, он так делает:

а) он скромен, непритязателен,

б) он бережлив,

в) он скряга.

12. Вам наверняка когда-либо приходилось оценивать людей по внешнему виду. Полные люди, по-вашему:

а) симпатичнее других, так как всегда общительны, добры и веселы,

б) не очень симпатичны, так как обычно ленивы и бесхарактерны,

в) они – такие же, как и все, среди них есть и хорошие, и плохие люди.

Ключ

 

Номер вопроса  
«Стоимость ответа» а
  б
  в

Оценка результатов и выводы

 

40 и более баллов – человек легко составляет мнение о людях и столь же легко сообщает его тому, к кому это мнение относится. Но в его суждениях о людях немало субъективности и излишней самоуверенности.

31-39 – человек умеет объективно оценивать других и не боится признавать свои ошибки в этом деле.

21 -30 – человек не всегда бывает уверен в правильности своего мнения и иногда бывает необъективен из-за того, что легко меняет свое мнение, поддаваясь влиянию других.

20 и меньше баллов – человек слишком доверчив и способен судить о людях необъективно, довольно поверхностно, часто ошибаясь при этом.

 

Дополнительная литература

Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев, 1989.

Зазыкин В. Г. Психология проницательности: Методические рекомендации. – М., 1997.

Кон И. С. Психология предрассудка // Новый мир. – 1966. – № 9.

Куницына В. Н. Психологические механизмы человеческого взаимопонимания // Личность и коллектив. – Курск, 1980.

Лозовский Б. Н. Искусство взаимопонимания. – М., 1990.

Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. — 1982. — № 5.

Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М., 1996.

Сикевич 3. В. Русские: образ народа. — СПб.: СПбГУ, 1998.

Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.

РАЗДЕЛ VII. Трудности и дефекты общения

 

Глава 18. Трудности межличностного общения

 

Гендерные стереотипы в обществе и на работе

Гендерные стереотипы это некие общие представления и о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли, как правило, ни положительны, ни отрицательны, они просто приблизительно обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, эти стереотипы бывают не верны в каких-то конкретных ситуациях. Кроме того, какие то их аспекты периодически устаревают по мере развития общества и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Гендерные стереотипы

Хотя большинство людей понимают, что стереотипы не всегда соответствуют действительности, но чаще всего в любом случае делают предположения, основанные на поле. Есть много стереотипов, например то, что женщины спешат выйти замуж, а мужчины обожают спорт. Представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и журналы, в рекламе

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной “девчушкой” и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди». Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.

генденые роли

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, старейший и наиболее обсуждаемый феминистками. Вот некоторые другие представления:

  • женщины должны иметь “чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
  • женщины – медсестры и врачи;
  • женщины не так сильны, как мужчины;
  • женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • женщины не должны получать хорошего образования;
  • женщины не занимаются спортом;
  • женщины не являются политиками;
  • женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
  • женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • женщины должны готовить и делать работу по дому;
  • женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
  • женщины должны выглядеть красиво;
  • женщины любят петь и танцевать;
  • женщины не играют в видеоигры;
  • женщины флиртуют;
  • женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

перед телевизором

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.

Гендерные стереотипы в анекдотах

Для представления женщин, пожалуй, наиболее характерными являются целые циклы анекдотов про блондинок и про женщин за рулем. В них рисуется как слабый уровень владения техникой, так и общая легкомысленность. Примеры:

***

Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора.
Загорается желтый – дама стоит, зеленый
– дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит:
– Мадам желает какой-нибудь другой цвет?..

***

– Моня, этот пешеход – самоубийца! Он уже 10 минут бежит перед нашей машиной. Что мне делать?
– Розочка, попробуй съехать с тротуара на дорогу…

Мужские стереотипы представлены, пожалуй, не так ярко. Скорее всего из-за того, что анекдоты придумывают именно мужчины. Чаще всего в них описываются пристрастия мужчин. Например:

***

Сидит рыбак зимой рыбу ловит. Мороз.
Проходит мимо другой рыбак и спрашивает:
– Мужик, ты чего? На улице такая холодина, а ты без шапки.
– Ага, я вот так вчера сидел в шапке, мне выпить предложили, а я не услышал.

***

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *