Природа и человек сообщение 5 класс: человек и природа, доклад 5 класс (сообщение) 🤓 [Есть ответ] – Attention Required! | Cloudflare

Презентация и конспект урока «человек и природа» 5 класс

Урок природоведения 5 класс по теме:

«Природа и человек»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, продуктивного чтения, информационно-коммуникативные.

Виды деятельности: Анализ текста учебника, работа в тетради, участие в дискуссии.

Планируемые результаты.

Предметные: Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу своей местности.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

Личностные УУД: Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Цель: изучение влияния человека на природу.

Задачи:

образовательная: показать влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;

развивающая: формировать умения анализировать, сравнивать;

воспитательная: эколого-краеведческое воспитание.

Межпредметные связи: география, экология, краеведение.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Ресурсы: атлас, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Работа по теме:

Учитель: Наш урок я хочу начать со стихотворения Острова.

Вы внимательно послушайте и скажите о чем

говориться в стихотворении.

Стих С. Острова Как это страшно – умирание рода,

Всех поголовно, всех до одного

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего

И поползёт проказа запустенья

И пересохнут ниточки воды

И птицы вымрут,

И падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти ни ищи ты,

Какой ты отговоркой ни владей,

Земля защиты, требует защиты,

Она спасенья просит у людей!!!

Вопрос ученикам: Почему наша планета просит у людей защиты? Причина вымирания птиц и растений?

Учитель: Попытайтесь сформулировать тему урока. Какие задачи нам предстоит решить?

Задание №1: прочитать текст параграфа и нарисовать схему влияния человека на природу (отметить и положительное ,и отрицательное влияние )

Анализ схем. Обсуждение. Корректирование.

Задание №2: Дискуссия. Докажите и обоснуйте гипотезу (работа в группах).

1 группа. Человек — раб природы.

2 группа. Человек — царь природы.

3 группа. Человек — часть природы.

Выступление представителей из каждой группы. Обсуждение. Формулирование выводов.

Физкультминутка.

Учитель: Мы пришли к выводу, что человек часть природы. Жизнь и здоровье человека зависит от природы. Так каким же образом мы должны относиться к природе?

Задание №3 .Составьте правила поведения в природе.

Озвучивание правил.

1. Нельзя топтать растения.

2. Нельзя рвать лекарственные растения.

3. Нельзя рубить деревья.

4. Нельзя ловить рыбу сетями.

5. Нельзя рвать цветы.

6. Нельзя убивайте животных.

7.Нельзя оставлять мусор.

Учитель: Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Во всем мире создаются организации, которые следят за состоянием природы, например международная экологическая организация «Гринпис» («Зеленый мир») постоянно выступает против загрязнения воздуха, воды, уничтожения лесов, варварского лова рыбы, добивается сохранения и создания новых охраняемых природных территорий

В нашем крае, в нашем районе тоже есть такая организация по охране природы, которая следит за состоянием природы в районе.

А что можете сделать вы для того чтобы в нашем городе не загрязняли окружающую среду?

(ответы детей: уборка мусора, посадка деревьев, экологическое воспитание младших учащихся).

III Закрепление изученного материала.

Задание №4. Работа в рабочих тетрадях. Заполнить таблицу. Влияние человека на природу.

(взаимоконтроль)

Учитель: Необходимо охранять природу. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

IV. Домашнее задание: Параграф 27. Написать сочинение на тему: «Каким я хочу видеть свой город».

V. Рефлексия.

Красный кружок – понравился урок.

Зеленый кружок – было понятно, но не всё.

Синий кружок – ничего не понравилось.

Конспект урока+презентация урока географии в 5 классе на тему «Человек и природа»

Учитель географии:

Власова Татьяна Владимировна,

МБОУ «СОШ №2» г. Кудымкара

География 5 класс.

Урок 33. Тема: Человек и природа.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения; развития исследовательских навыков; информационно-коммуникационные.

Цель: познакомить учащихся с мероприятиями по охране природы, воспитать бережное отношение к природе родного края, страны в целом, познакомить с понятиями заповедник, национальный парк, заказник.

Формирование УУД:

— предметные: высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности;

— метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с приложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждения их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников;

— личностные: обладать – ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.

Оборудование: учебники, видеофильм «Охрана природы», оценочные листы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

— Доброе утро всем!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов в работе!

Настройтесь все на урок географии.

II. Проверка домашнего задания.

— Ребята, урок назад мы завершили изучать географические оболочки Земли. Кстати сколько их?

— Верно 4. Назовите их.

— Я заметила слабую сторону в том, что некоторые ребята путают их. Поэтому вас я просила хорошо выучить определения. Давайте проверим.

Задание: — Дайте определение понятию — Гидросфера? Что такое Атмосфера? Литосфера это…? И что такое Биосфера?

Учитель: Хорошо, спасибо. Вижу, что все усвоили данный материал. Идем дальше.

(слайды 1,2)

— Ребята, скажите, а по какой теме вы готовились дома к сегодняшнему уроку? «Почва — особое природное тело».

— Предлагаю проверить ваши знания по географическому диктанту.

Задание: Запишите ответы вместо многоточия. Затем проведем взаимопроверку поменявшись листочками с соседом по парте. Время даю на это задание-5мин.

(слайд 3)

1. Верхний плодородный слой земной коры называется…почва.

2. Главное свойство почвы – это ее…плодородие.

3. Условиями, необходимыми для образования почвы, являются: растения, животные, горная порода, влага, тепло, микроорганизмы и долгий период времени.

4. Основатель науки о почвах – В.В.Докучаев.

5. Перегной почвы иначе называется гумус.

6. Самой плодородной почвой является

чернозем.

7. В состав почвы входят песок, глина, вода, минеральные соли, воздух и перегной.

8. Скорость образования почвы составляет от 0,5-2 см за 100 лет.

Учитель: — Время вышло. Обменяйтесь листочками, проверяем со слайда. Посмотрите критерии оценок на доске. Поставьте друг другу оценки и передайте листочки на первые парты, я их соберу.

(взаимопроверка по слайду 4, 5)

— Ребята, посмотрите на слайд кто это? (Василий Васильевич Докучаев). Скажите, почему В.В.Докучаев сравнивает золото с почвой?

Расскажите о нем.

(слайд — В.В.Докучаев)

(ученица подготовила сообщение)

Василий Васильевич Докучаев, русский ученый, всю свою жизнь посвятил изучению почвы и создал науку о почве-почвоведение. Он доказал, что почва – самостоятельное природное тело. Почва – верхний плодородный слой земли большей частью покрытый растительностью.

А говорил он так, что «Почва дороже золота, без золота люди прожить смогли бы, а без почвы нет». Так как почва – это плодородный слой земли. Она – наша кормилица. А значит, именно в ней люди выращивают все то, что им так необходимо — растительную пищу.

Дерево, которое после используется для строительства, создания бумаги и прочее. Если бы не было золота — люди спокойно пользовались бы другими металлами и вкладывали бы деньги в другие вещи, а если бы не было почвы — жизнь на Земле вряд ли была бы возможна.

Учитель: Молодец, очень подробно раскрыла суть данного высказывания.

— Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт? Круговорот веществ в природе прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.

— Ребята, а как Землю называют разными добрыми словами люди? (Матушка, кормилица, землица родная, земелька.)

Почва – это чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Молодцы!

III. Работа по теме урока.

— А теперь настроились на изучение нового материала. Послушайте внимательно стихотворение поэта Сергея Острового и подумайте: о чем сегодня мы будем говорить на уроке.

(стихотворение С.Острового)

Как это страшно – умирание рода,

Всех поголовно, всех до одного

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего

И поползёт проказа запустенья

И пересохнут ниточки воды

И птицы вымрут,

И падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти ни ищи ты,

Какой ты отговоркой ни владей,

Земля защиты, требует защиты,

Она спасенья просит у людей!!!

Вопрос классу: Почему наша планета просит у людей защиты? Причина вымирания птиц и растений? (ответы 1-2 учащихся).

(слайд – выводы по стихотворению)

Учитель: — Это стихотворение у Сергея Острового называется «Красная книга».

— Кто знает, что такое Красная книга?

Это книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. Цвет переплета книги красный. Он как красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!

— А теперь, попытайтесь сформулировать тему и цель урока?

(предположения учащихся. Слайд — тема и цель урока)

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с мероприятиями по охране природы, узнаем, как нужно бережно относиться к природе и познакомимся с понятиями заповедник, национальный парк, заказник.

Работа в тетрадях:

— Запишите в тетрадях число и тему урока: «Человек и природа».

Работа по учебнику: — Поработаем по учебнику.

Задание: Откройте учебники на стр.132. прочитайте текст параграфа и обсуждая в парах заполните таблицу «Воздействие человека на природу». А затем проведем анализ таблиц. Время даю на эту работу не более 7 минут.

(чтение текста, работа по таблице)

Учитель: Итак, кто в паре готов озвучить, что у вас получилось? Назовите отрицательное и положительное влияние человека на природу.

(опрос 1-2 пар)

Учитель: — А теперь, послушайте, какая у меня информация в дополнение вашей.

(слайды таблицы и картинки)

Учитель: А сейчас предлагаю подискутировать в группах (по-рядам).

Задание: — Каждая группа должна доказать и обосновать гипотезу по своей теме. В группах должен быть отвечающий. 3 минутки собраться с мыслями.

(Пишу на доску работа в группах по рядам)

1 ряд: Человек — раб природы.

2 ряд: Человек — царь природы.

3 ряд: Человек — часть природы.

Учитель: — Итак, слушаем выступление представителей из каждой группы. Докажите гипотезу по своей теме.

(Физкультминутка)

Учитель: — Мы пришли к выводу, что человек часть природы. Жизнь и здоровье человека зависит от природы. Так каким же образом мы должны относиться к природе?

— Назовите правила поведения в природе. Что нельзя делать, если отдыхаете на природе?

1. Нельзя топтать растения.

2. Нельзя рвать лекарственные растения.

3. Нельзя рубить деревья.

4. Нельзя ловить рыбу сетями.

5. Нельзя рвать цветы.

6. Нельзя убивать животных.

7.Нельзя оставлять мусор.

Учитель: Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Во всем мире создаются организации, которые следят за состоянием природы, например международная экологическая организация «Гринпис» («Зеленый мир») постоянно выступает против загрязнения воздуха, воды, уничтожения лесов, варварского лова рыбы, добивается сохранения и создания новых охраняемых природных территорий. Заповедников, заказников, национальных парков.

-Кстати, что такое заповедник? Заказник?

В Пермском крае, тоже есть заповедные места и заказники. Два заповедника: Вишерский и Басеги и 20 заказников. Так же на территории Кунгурского района идет работа по созданию национального парка «Сылвенский».

— Ребята, а что можете сделать вы для того чтобы в нашем городе не загрязняли окружающую среду?

(ответы детей: уборка мусора, посадка деревьев, экологическое воспитание младших учащихся).

Учитель: Необходимо охранять природу. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было за себя и свои поступки перед братьями нашими меньшими.

IV. Домашнее задание: — Откройте дневники и запишите д/з: Параграф 27. Написать сочинение на тему: «Каким я хочу видеть свой город».

И по желанию: используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о растениях или животных Пермского края вошедших в Красную книгу.

V. Рефлексия.

— А теперь если:

Все было понятно, и понравился урок — тем ребятам я предлагаю встать,

Если было понятно, но не всё — остаться сидеть на местах,

И ничего не понял, ничего не понравилось — разрешаю выйти из класса.

-Спасибо за урок! Все свободны.

____________________________________________________________________

Дополнительные вопросы: — Дайте определения…

1. Красная книга — книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. Цвет переплета книги красный. Он как красый сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!

2. Заповедники – это специальные территории, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

3. Национальные парки – это охраняемые территории с уникальной природой, в которых организованы специальные маршруты ддля туристов, оборудованы стоянки. Разработаны правила поведения для людей, посещающих их.

4. Заказники – временно охраняемые территории.

Реферат на тему «Человек в мире природы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коденцовская основная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района Воронежской области

Тема: «Человек в мире природы»

(реферат)

выполнила: учащаяся 7 класса

Мищенко Евгения Николаевна

руководитель: учитель

Монцева Наталья Ивановна

с. Коденцово 2016

Оглавление

Введение

  1. Природа в поэзии.

  2. Образы природы в живописи.

  3. Природа и музыка.

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Тема взаимосвязи природы и человеческого общества волнует не только ученых, писателей, художников, композиторов, но и простых людей, школьников.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, как важно беречь природу в её первозданной красоте. Ведь природа – сама жизнь.

Человек связан с природой тысячей неразрывных невидимых «нитей». Вне природы и без природы невозможно существование человечества. «Надо любить всё: зверей, птиц, растения, в этом – красота жизни!» – восклицал А. Куприн. [8] Человек должен все время помнить, что он – совершеннейшее творение природы. Именно человеку природа доверила свое будущее. 
Мы восхищаемся мерцанием звезд, восходом солнца, капельками утренней росы, первыми весенними цветами. Но талантливые люди могут красоту не только увидеть, а и рассказать нам о ней так, чтобы мы испытали удивление перед необычайным миром природы. 

Цель: доказать, что человек – часть природы, что он неразрывно связан с ней невидимыми на первый взгляд «нитями»; показать, как поэзия, живопись, музыка открывают нам необычайный мир природы; повлиять на сознание человека в отношении к природе.

Задачи: 

1. рассмотреть образы природы в произведениях живописи, литературы, музыки.

2. доказать влияние произведений искусства, связанных с природой,   на человеческое сознание.

  1. Природа в поэзии

Русскую поэзию невозможно представить без стихотворений о природе. А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и А. Фет, А. Майков и А. Плещеев – эти и многие другие поэты показали читателю всю прелесть русской природы. Их поэзия волнует наше воображение, наталкивает на глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли и родного слова. Н. Рыленков писал об этом так:

« …Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, 
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно, 
Чтоб вдруг отразили бездонные воды 
Всю прелесть застенчивой русской природы». [9]

Стихи о весеннем утре, о летнем вечере, о временах года, о раскатах грома принадлежат к лучшим произведениям русской классической литературы.

А. С.Пушкин (прил.1), каждому времени года посвятил немало строк, а также у него есть стихи, посвященные лесу, полю, небу, морю, ветру. Читая стихи Пушкина, мы понимаем, что больше всего он любил осень, о ней он написал особенно много прекрасных строк:

«И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм». [ 2 ]

Отличительной чертой стихотворений А. Пушкина о природе является то, что в них есть философские размышления о смысле жизни, о тайнах природы:

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной». [2]
Или:

«Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы». [2]

Как и Пушкин, любил осень М.Ю. Лермонтов (прил.2). Он так написал об осенней красе природы или о грустном настроении, вызванном осенью:

«Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.» [12]

Фантастически — красиво звучат строки его стихотворения «Утёс»:

«Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана.

Утром в путь она умчалась рано

По лазури, весело играя» [14]

Благодаря таким сравнениям, мы представляем красоту и мощь величественных гор и лёгкость «игривой» тучки.

Певцом природы принято называть Ф. И. Тютчева (прил.3). Природа у поэта вызывает размышления, она для него одушевленное, «разумное» существо, как и человек: 
«Есть в осени первоначальной 
Короткая, но дивная пора — 
Весь день стоит как бы хрустальный, 
И лучезарны вечера…» [5]

Среди этих поэтических шедевров музыкальностью и мелодичностью выделяются строки А. Фета (прил.4). Его стихи полны гармонии. Розы грустят и смеются. В цветнике тонко позванивает колокольчик. Георгины обожжены дыханием первого мороза. А пушистая верба раскидывает перед нами свои ветви: 

«Уж верба вся пушистая 
Раскинулась кругом; 
Опять весна душистая 
Повеяла крылом». [4]

Перечислить всех выдающихся русских поэтов, которые писали с любовью о русской природе, невозможно. Но нельзя не назвать, по крайней мере, еще одно имя. Это Сергей Есенин (прил.5). Рожденный в деревне и выросший на природе, он ее знал, понимал, любил, общался с ней трогательно, как и Пушкин, часто оживляя в своих стихах деревья, цветы. Природа в его поэзии — живая, отзывчивая. На его стихи написан известный романс:

«Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком». [1]

И ещё:

«Улыбнулись сонные березки, 
Растрепали шелковые косы. 
Шелестят зеленые сережки, 
И горят серебряные росы». [1]

Стихи русских поэтов о родной природе — это богатство нашей национальной культуры, ее гордость. Неудивительно, что каждый из нас знает наизусть названные строки.

Читая лирические произведения русских поэтов, мы понимаем, что в мире есть красота – это природа, которая восхищает, удивляет, успокаивает, радует нас. Она делает человека выше духовно, заставляет задуматься о смысле жизни, об отношении к окружающему миру. Главное – заметить эту красоту, не пройти мимо! А. Н. Пискунов писал:

«…Сохрани это всё в чистоте первозданной,

Да поможет тебе этот маленький стих.

Мы с тобою лишь часть красоты мирозданья.

Уходя, сохрани красоту для других!» [3]

II. Образы природы в живописи.

Не менее популярны образы природы и в живописи. Серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан и другие. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, художники стремились передать на картинах свои впечатления от окружающей среды и, в частности, природы, наблюдали за ее изменчивостью в зависимости от освещения и времени суток. [6] Они находили новые средства выразительности живописи. Показали могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья.

Величественная, могучая краса северных таёжных просторов показана в картинах Ивана Шишкина (прил.6). В основе многих его картин лежит «портретное» изображение какого-либо места. «Утро в сосновом бору» (прил.12), «Рожь» (прил.11) — картины, не просто изображающие «кусочек» русской природы, а рассказывающие целые истории о российских просторах.

Другой пейзажист – Архип Иванович Куинджи (прил.13). Талантливый художник-самоучка. Его картины поражают эффектом необычного освещения – солнечного и лунного. Куинджи не делал натурных этюдов, а «сочинял» свои картины или писал по памяти. [10] Его замечательные картины: «Украинская ночь» (прил.15), « Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща» (прил.14) и другие.

Лирические «пейзажи-настроения» Исаака Левитана (прил.17) показывают всю прелесть природы средней полосы России. Картины его полны грусти и лиризма, проникнуты глубоким смыслом, например: «Золотая осень» (прил.18), «Вечерний звон» (прил.19), «Над вечным покоем» (прил.20).

Образы природы в живописи Фёдора Васильева (прил.23) приобрели одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. В своих картинах Васильев запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы, а также показал духовную сопричастность человека природе. В его картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Особую популярность приобрели картины Васильева «После грозы» (прил.24), «Оттепель» (прил.25), «Возвращение стада» (прил.26).

III. Природа и музыка.

Мир музыки и мир природы. Как много ассоциаций, дум, эмоций возникает у человека. Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают  определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволяет проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – хозяин природы или только маленькая часть великого целого?

Клод Дебюсси писал о том, что «музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе…только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». [11]

Музыка и стихи — это то прекрасное, без чего человек не может жить. Многие композиторы, поэты сочиняли прекрасные произведения о красоте природы. В природе есть душа, в ней есть язык, и каждому дано услышать этот язык, понять его. Многим талантливым людям-музыкантам удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить его, поэтому, и создали они много прекрасных произведений. Природа мощно звучит в музыке.

Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотиться. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы.

Учились у природы и великие музыканты. Известно, что Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл «Времена года». [13] Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

В дневниках и письмах Петра Ильича Чайковского (прил. 28) можно найти множество примеров его восторженного отношения к природе. Подобно музыке, о которой Чайковский писал, что она «открывает нам недоступные ни в какой другой сфере элементы красоты, созерцание которых не временно, а навсегда мирит нас с жизнью» [7], природа была в жизни композитора не просто источником радости и эстетического наслаждения, но тем, что способно давать «жажду жизни». Чайковский писал в дневнике о своей способности «в каждом листочке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни». [7]

Особое место в репертуаре заняли романсы Сергея Васильевича Рахманинова (прил.27). Его отличают чуткость к поэтическому тексту, которая рождала мелодию, полную живой «дышащей» фразировки.
Одним из самых лучших романсов Рахманинова на слова Ф. Тютчева является романс «Весенние воды», полный будоражащей силы пробуждения природы, молодости, радости и оптимизма.

С восторгом, с замиранием сердца мы слушаем музыку А. Вивальди, И. Гайдна, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, Р. Вагнера, Л. Бетховена и других великих композиторов. Природа в их произведениях – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все писатели, композиторы, художники — это убежденные ценители подлинной красоты. В своих произведениях они показывают нам — зрителям и слушателям, что каждая встреча с природой — это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне.

 Человек – это единое целое с природой. Он не сможет без неё существовать. Любить природу — значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться. Главная задача человека – сохранить и приумножить её богатства. Олицетворяя природу, композиторы и музыканты — исполнители в своих произведениях  не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Закончить своё исследование мне хочется стихотворением М. Ивенсена «Музыка»: [12]

«Послушай, музыка вокруг, она во всём – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели среди зелёной тишины,

И дятла дробь, и поездов гудки чуть слышные в дремоте,

И ливень — песенкой без слов все на одной звенящей ноте.

А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье!

И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!

…Вот потому-то иногда почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели, и скрипка, и гобой».

Список используемой литературы:

1. Есенин С. «Стихотворения и поэмы». Верхне-Волжское книжное изд., — Ярославль,1988.

2. Пушкин А. С. «Полное собрание сочинений». — М. 1992.

3. Пискунов А. Н. «На службе у любви». Стихи и проза. – Читальный зал- Уральское провинциальное изд.

4. Прокушев Ю. П. «Колыбель поэзии». — М. Дет. литер.1982.

5. Шайтанов И. О. «Тютчев: поэтическое открытие природы» — М. 2004.

6. all-biography.ru

7. citaty.info

8. celitelpriroda.ru

9. infourok.ru

10. www.kulturologia.ru

11. www/liveinternet.ru

12. morestihov.ru

13. musik-fantasy.ru.

14. сезоны- года. рф. html.

Приложение 1.

hello_html_m2251cbee.jpg

А. С. Пушкин.

Приложение 2.

hello_html_m55fe848b.jpg

М. Ю. Лермонтов

Приложение 3.

hello_html_59399b59.jpg

Ф. И. Тютчев

Приложение 4.

hello_html_m7350b467.jpg

А. А. Фет

Приложение 5.

hello_html_m29bce246.jpg

С. А. Есенин

Приложение 6.

hello_html_m98708f.jpg

Шишкин И. И.

Приложение 7.

hello_html_454cffb1.jpg

«Корабельные сосны»

Приложение 8.

hello_html_m3aaa0940.jpg

«Лесное озеро»

Приложение 9.

hello_html_m502ed08f.jpg

«Дубы»

Приложение 10.

hello_html_3946accf.jpg

«Сосновый бор»

Приложение 11.

.hello_html_m1950f5c7.jpg «Рожь»

Приложение 12

hello_html_m686388e3.jpg

«Утро в сосновом лесу»

Приложение 13

hello_html_72cedd56.jpg

Куинджи А. И.

Приложение 14.hello_html_m1ad3c891.jpg «Берёзовая роща»

Приложение 15.

hello_html_m584b31f7.jpg

«Украинская ночь»

Приложение 16.

hello_html_m20e41e10.jpg

«Море. Крым»

Приложение 17.

hello_html_m6413e4ca.jpg

Исаак Левитан

Приложение 18.

hello_html_6382f576.jpg

«Золотая осень»

Приложение 19.

hello_html_m566a1963.jpg

«Вечерний звон»

Приложение 20.

hello_html_m1737e9e2.jpg

«Над вечным покоем»

Приложение 21.

hello_html_49c1f576.jpg

«Лесное озеро»

Приложение 22. hello_html_1b0ee4f7.jpg«Осень. Поместье».

Приложение 23.

hello_html_11f766ed.jpg

Фёдор Васильев

Приложение 24.

hello_html_64b844be.jpg

«После грозы»

Приложение 25.

hello_html_21e68598.jpg

«Возвращение стада»

Приложение 26.

hello_html_m36f06338.jpg

«Оттепель»

Приложение 27.

hello_html_50d3fbd4.jpg

Приложение 28.

hello_html_714f21d0.jpg

П. И. Чайковский

План-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему: Человек и природа

Тимофеева Анна Сергеевна, учитель 1 кв. категория, место работы: ГКОУ СО «Тавдинская школа – интернат»

Конспект урока по предмету: «Природоведение», 5 класс, коррекционной школе 8 вида

Тема урока: Человек и природа.

Раздел: Мир, в котором мы живем.

Тип урока: вводный.

Цель:

1.- Дать понятия о окружающем мире.

-Дать представления о видах тел природы.

— Уточнить знания обучающихся  о телах природы.

2.- Развивать слуховое восприятие, в процессе рассказа педагога по средствам уточнения, повторения необходимых фраз.

-Развивать мелкую моторику пальцев в ходе выполнения записей в тетрадь и работы с раздаточным материалом.

-Развивать слуховую память при заучивании определений.

3. – Воспитывать умение контролировать свое поведения на всех этапах урока.

— Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

— Воспитывать уважительное отношение к учителю в ходе выполнения заданий и ответов на поставленные вопросы.

Оборудование: картина  — схема «окружающий мир»;  иллюстрации с изображением тел природы; учебник; тетрадь; карточки для раскрашивания, цветные карандаши, ручка, простые карандаши, календарь природы у каждого ученика.

Словарная работа: окружающий мир.

Ход урока.

Этап урока

Содержание

Коррекционная работа

1.

Оргмомент

Установление дисциплины.

Проверка готовности рабочего места.

Работа с календарем природы.

Все обучающиеся

2. Сообщение темы и постановка цели урока.

Тему урока учитель пишет на доске, ученики в тетрадь.

Все обучающиеся

3.Изучение нового материала.

Рассказ учителя по теме.

1.Показ иллюстраций по ходу рассказа с изображением объектов природы (лес, небо, луна, солнце, луг..)

2.Показ картины – схемы «окружающий мир»

3. Запись определения учителем на доске.

1-2 группа с доски

3 группа с карточки

4. Закрепление материала

1. Работа с раздаточным материалом.

-У каждого ученика на парте конверты с иллюстрациями.

-разложить  иллюстрации по группам:

1.Тела природы естественные

2.Тела природы искусственные

3.Тела природы живые.

2.Составление таблицы.

Тела природы

Виды

Естественные

дерево, небо, луна

Искусственные

лавочка, дом, стол

Живые

собака, птица, кот

3 группа –достает иллюстрации из конвертов и называет, что изображено.

1-2 группа совместно с учителем.

3 группа заполняет в карточке второй столбик

4. Практическая часть

Работа с карточками – раскрасками.

Необходимо раскрасить картинку.

1группа — самостоятельно

2 группа по условным знакам на картинке.

3 группа по образцу

5. Домашнее задание.

Пересказ тексте учебника параграф №1. Ответить на вопросы. Выучить определения. Закончить рисунок

6.Итоги урока.

Оценка работы обучающихся на уроке, выставление оценки.

Приложение к уроку.

Календарь природы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Окружающий мир – это природа, люди и все то, что сделано их руками

Тела природы

Виды

Естественные

Искусственные

Живые

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *