Список книг для чтения в 2-3 года – Лучшие книги для детей 2-3 лет – Kids Russian Books
В 2-3 года ребенок уже воспринимает книжки не просто в качестве интересных предметов, он начинает постепенно осознавать смысл описанных историй, понимать сюжет, выражать свое мнение по поводу услышанного и увиденного. Самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!
Как читать?
- Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном, после завтрака или перед дневным сном. Большую роль играет обстановка – красивые подушки, мягкое одеяло, любимые игрушки, красивая лампа создают ощущение уюта, безопасности, спокойствия и усиливают приятное впечатление от чтения.
- Читайте одно и то же произведение много раз, если этого просит ребенок. Такая просьба говорит о том, что именно эта книга нашла отклик в душе малыша. Используйте повторное чтение для развития воображения и творческого мышления — просите ребёнка продолжить предложение или придумать свой конец знакомой сказки.
- Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми, как вам кажется, ребенку словами. Значение многих слов в сказках и стихотворениях дети понимают интуитивно, из контекста. Чем больше новых слов встречается в тексте, тем интенсивней будет расширяться словарный запас ребенка.
Что читать?
- Добрые и поучительные народные сказки
- Авторские сказки классиков детской литературы
- Стихотворения и сказки в стихах
- Стихотворные загадки
- Рассказы о природе и животных
Какие книги выбирать?
- Издания с простыми, качественно выполненными и соответствующими тексту иллюстрациями на каждой странице.
- Произведения с лаконичным и содержательным текстом, ограниченным количеством героев и простой сюжетной линией.
- Книги, неподвластные времени. Ориентируйтесь на собственные воспоминания, подумайте, какие произведения запомнились вам из детства.
- Прочные и не слишком дорогие для вас издания – дети в 2-3 года еще не осознают, насколько легко повредить книгу.
Выбирая народные сказки, отдавайте предпочтение добрым историям, поскольку дети в этом возрасте очень впечатлительны и могут испугаться, если сказка страшная.
Лучшие народные сказки для детей 2-3 лет:Репка, Курочка Ряба, Колобок, Теремок, Заюшкина избушка, У страха глаза велики, Маша и медведь, Три медведя, Петушок и бобовое зернышко, Бычок смоляной бочок, Гуси-лебеди, Лиса и журавль, Заяц-хваста, По щучьему веленью, Лиса и тетерев, Вершки и корешки, Лисичка-сестричка и волк, Лисичка со скалочкой, Крылатый, мохнатый да масленый, Петушок – Золотой гребешок, Рукавичка, Пузырь, Соломинка и Лапоть, Петушок и курочка, Зимовье зверей, Коза-дереза, Два жадных медвежонка, Три поросенка, Бабушка, внучка, да курочка, Волк и коза, Как собака друга искала, Крошечка-хаврошечка, У солнышка в гостях, Царевна-лягушка.
Сказки русских авторов
В 2-3 года еще рано читать малышам сказки о волшебстве, принцах и принцессах, сказочных существах и неведомых краях. Лучший выбор для детей этого возраста – сказки в стихах и короткие классические сказки с линейным сюжетом и простыми героями – людьми или животными. Помимо классиков детской литературы и европейских сказочников, чьи произведения пересказывают детям уже не одну сотню лет, стоит также обратить внимание на сказки детских зарубежных авторов XX века, переведенные на десятки языков. Качественные современные издания иностранных книг выручают родителей, которые задаются вопросом «Что бы еще почитать?», когда русская детская классика уже зачитана до дыр, и прививают детям хороший вкус и интерес к чтению.
Лучшие сказки русских авторов для детей 2-3 лет:- Корней Чуковский — Муха-Цокотуха, Тараканище, Телефон, Мойдодыр, Краденое солнце, Айболит, Федорино горе, Бармалей, Путаница, Цыпленок.
- Владимир Сутеев — Под грибом, Яблоко, Цыпленок и утенок, Три котенка, Терем-теремок, Разные колеса, Петух и краски, Палочка-выручалочка, Мышонок и карандаш, Мешок яблок, Кто сказал мяу?, Кот-рыболов, Кораблик, Про бегемота, который боялся прививок.
- Григорий Остер — Котенок по имени Гав, Одни неприятности, Спускаться легче, Где лучше бояться?, Середина сосиски, Так не честно, Хорошо спрятанная котлета, Меня нет дома, Эхо, Тень все понимает, Секретный язык, Будем знакомы, Приключения Пифа.
- Геннадий Цыферов – Жил на свете слоненок, Паровозик Чу-Чу, Как стать большим, Кто кого добрее, Как ослик купался, Пироги, Глупый лягушонок, Дневник медвежонка, Живой мотоцикл, Как лягушки чай пили, Когда не хватает игрушек, Мишкина труба, Надо подумать, Облака, Облачковое молочко, Одинокий ослик, Паровозик из Ромашково, Пароходик, Петушок и солнышко, Про слоненка и медвежонка, Пугало, Сладкий домик.
- Михаил Пляцковский – Босолапки на кожаном ходу, Букашка, которая хотела стать большой, Длинная шея, Ежик, которого можно погладить, Жужуля, Зелёный лягушонок и жёлтая кувшинка, Как две лисы нору делили, Как ослик Алфавит учился уважать старших, Как утенок Крячик свою тень потерял, Разноцветные зверята, Солнышко на память.
- Борис Заходер – Почему рыбы молчат, Хрюк на елке, Мишка-топтыжка, Русачок.
- Владимир Даль — Девочка Снегурочка, Про мышку-норышку, Журавль и цапля, Рак перехитрил лису, Лиса-лапотница, Лиса и Заяц, Лиса и Медведь, Привередница.
- Виталий Бианки — Лис и мышонок, Как Лис Ежа перехитрил, Теремок, Хитрый Лис и Умная Уточка, Первая охота, Терентий-Тетерев, Лис и мышонок, Аришка-трусишка, Хвосты.
- Дмитрий Мамин-Сибиряк – Серая шейка, Сказка про Комара Комаровича, Сказочка про козявочку, Сказка про храброго зайца, Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке, Сказка о том, как жила-была последняя Муха, Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу.
- Сергей Михалков – Почему мыши котов не обижают, Хочу бодаться, Жадный заяц, Зеркало, Волшебное слово, Портрет, Что кошка о себе вообразила.
- Екатерина Карганова – Как цыпленок голос искал, Чуня, Песенка мышонка, Пусть будет «квак», Кто самый красивый?
- Эмма Мошковская – Чужая морковка, Суслик, который хотел быть похожим на человека, Кто самый добрый, Я тоже могу купить такой чемоданчик, Цыпленок шел в Куд-Кудаки.
- Владимир Степанов – Дорога на мельницу, Мельник и медведь, Веснушки, Серебряный ключик, Пингвиненок и цветок, Подковки, Петух и разбойники.
- Софья Прокофьева – Сказка о невоспитанном мышонке, Маша и Ойка, Сказка про башмачки.
- Лев Толстой – Про мышь городскую и мышь полевую, Липунюшка, Теленок на льду, Дуб и орешник, Мыши, Волк и коза, Как мужик гусей делил, Два товарища, Мышь, петух и кот, Уж и еж.
- Борис Житков – Храбрый утенок, Кружечка под елочкой, Цветок, Мыло, Вечер.
- Всеволод Гаршин – Лягушка-путешественница
- Валентина Осеева – Болтушки, Какой день?, Добрая хозяюшка.
- Валентин Берестов – Честное гусеничное, Змей хвастунишка, Как найти дорожку, Аист и соловей.
- Александр Введенский – Мяу.
- Наталья Дилакторская – Приключения Серого Маламыша.
- Исаак Кипнис — Котенок, который забыл как надо просить есть.
- Константин Ушинский – Умей обождать, Ветер и солнце, Как аукнется, так и откликнется, Козлятки и волк, Плутишка кот, Два козлика.
- Галина Лебедева – Как Маша поссорилась с подушкой, Как Маша нянчила воронят, Про снежную бабу.
- Валентин Катаев – Дудочка и кувшинчик, Пряничный домик, Цветик-семицветик.
- Юрий Яковлев – Умка.
-
- Якоб и Вильгельм Гримм — Бременские музыканты, Волк и семеро козлят, Дружба кошки и мышки, Горшок каши, Домовые.
- Шарль Перро – Красная шапочка, Золушка, Кот в сапогах, Спящая красавица.
- Альф Прейсен — Про козленка, который умел считать до десяти, Веселый Новый Год.
- Лилиан Муур – Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду
- Джудит Керр – Тигр, который пришел выпить чаю, Мяули. Истории из жизни удивительной кошки.
- Энид Блайтон – Знаменитый утенок Тим
- Свен Нурдквист – Четыре секрета Финдуса, Где Петсон?, А ну-ка, Петсон!, Финдус переезжает, История о том, как Финдус потерялся, когда был маленький, Рождество в домике Петсона, Петсон грустит, Петсон идет в поход.
- Георг Юхансон – Машины, Машины работают, Мулле Мек и Буффа, Как Мулле Мек и Буффа стали друзьями, Мулле Мек собирает автомобиль, Мулле Мек строит дом, Мулле Мек строит лодку, Мулле Мек делает самолет, Мулле Мек в мастерской, Зимняя история.
- Гунилла Ингвес – серия «Мишка Бруно».
- Мишель Гэ – серия «Зебренок Зу».
- Ротраут Сюзанне Бернер – серия «Карлхен, папа, мама и бабушка Никкель».
- Габриэль Венсан – серия «Эрнест и Селестина».
- Ник Баттерворт – серия «Сторож Вилли».
- Марк Велтхейс – серия «Лягушонок Квак».
- Ларс Клинтинг – серия «Бобер Кастор».
- Лина Жутауте – серия «Тося Бося».
- Беатрис Поттер – Ухти-Тухти.
- Карол Рот – Сказки на ночь
- Элизабет Шоу — День рождения Черепахи, Улитка Каролина, Кабанёнок Кузя.
- Октав Панку-Яшь – Большая новость о маленьком мальчике.
- Ханс Фишер – Котенок Уголек, Домик бабушки Лизетты.
- Эва Виден – Саша играет в машинки.
- Эрвин Мозер – Шустрик и Тишка, Новые приключения Шустрика и Тишки.
- Шэридан Кейв – Куда уложить зайчонка.
- Роже Дювуазьен – Глупая Гусыня, Рождество Петунии, Ослик.
- Карин Норуп – История о том, как Бенджамин спас Анастасию, История о том, как Анастасия спасла Бенджамена.
- Александр Лакруа – Драконы, папа и сын.
- Бенедикт Блатауэй – серия «Красный Паровозик».
- Йорг Мюлле – Два мне, один – тебе.
- Натали Даржан – Подружка Индюшка.
- Фредерик Стэр – Скорая помощь Доктора Мышкина.
Книги с детскими стихами – это обязательный атрибут библиотеки малыша. Детям нравится слушать стихотворения любых форм и размеров – от четверостиший до целых сказок. Стихи, услышанные и запомненные в первые годы жизни, формируют грамотную речь и правильное произношение, развивают память. А еще стихи доставляют детям радость!
Лучшие стихотворения для детей 2-3 лет:- Агния Барто — Циклы стихотворений «Игрушки» и «Младший брат», Девочка-ревушка, Веревочка, Машенька, Я выросла, Мы с Тамарой, Младший брат, Медвежонок-невежа, Девочка чумазая, Есть такие мальчики, Помощница, Зайка в витрине, Разговор с мамой, Кто как кричит, Воробей, Лягушата, Было у бабушки сорок внучат.
- Самуил Маршак – Великан, Мяч, Два дрозда, Кто колечко найдет, Ванька-встанька, Большой карман, Круглый год, Дремота и зевота, Волк и лиса, Детки в клетке, Урок вежливости, Радуга-дуга, Про гиппопотама, Где обедал, воробей?, Приключение в дороге, Курочка ряба и десять утят, Сказка о глупом мышонке, Сказка об умном мышонке, Тихая сказка, Весёлый счет.
- Эдуард Успенский – Берегите игрушки, Что у мальчиков в карманах?, Разноцветная семейка, Матрешка, Над нашей квартирой, Тигр вышел погулять, Рыжий, Жирафы, Разгром, Переводные картинки, Как мы проводили время, Если был бы я девчонкой, Про детей, которые плохо едят в детском саду, Про мокрые штанишки, О смелости, Рыболов.
- Борис Заходер – Собачкины огорчения, Мой лев, Кискино горе, Муха-Чистюха, Сова, Лиса и крот, Песня лягушек, Ванька-встанька, Вопросительная песенка, Дождик, Ежик, Тюленье прилежание, Про сома, Про летающую корову, Кискино горе, Что снится моржу, Считалочка, Мартышкин дом.
- Валентин Берестов – Непослушная кукла, Новогоднее происшествие, Медвежонок, Мишка-хвастунишка, Мурка, Мартышкины качели, Котенок, Кошкин щенок, Гуси, Тучка, В магазине игрушек, Бычок, Песочница, Больная кукла, Про машину
- Корней Чуковский – Поросенок, Ежики смеются, Бебека, Бутерброд, Головастики, Доктор, Елка, Закаляка, Свинки, Слониха читает, Черепаха.
- Владимир Степанов — Человечек из колечек, Веселый тарантас, Кого испугался Гусь?, Зайкина шубка, Круглый кот, Мишкина малина, Маленькая волшебница, Лесные дрыхи, Рукавицы для лисицы, Белый терем — зимний лес, Новогодняя ночь, Как живете? Что жуете?, Лунный зайчик.
- Юрий Кушак – Подарок, Что думает котенок о щенке, Ищет клоуна щенок, Конура с печной трубой, Плюшевый пес, Друзьям о друзьях, Аквариум, Покупал Баран баранки, Плывет кораблик в гости, Вежливые малыши.
- Андрей Усачев – На папе, Дед Мороз, Подарок, Приглашение улитке, Палка, Паповоз, Шуршащая песня, Шарик, Хамелеон, Умная сорока, Подарок маме, Откуда приходит Новый год, Медовая песенка, Когда сова ложиться спать, Как кричит крокодил.
- Михаил Пляцковский – Воробьиный дневник, Все могу я сосчитать, Доктор Дятел, Дудочка, Заводная игрушка, Книжкин голос, Я на облаке летал, У кого растут усы, Светлячок, От улыбки станет всем светлей, Надоедливый сверчок, На что похож гриб, Лягушачья песня, Юля-чистюля.
- Ирина Токмакова – Кукареку, Зоопарк, Медведь, Лягушки, В чудной стране, Где спит рыбка, Поиграем, Баиньки, Тили-тили, Сонный слон, Каша, Ай да суп!, Аист, Зернышко, Дождик, С добрым утром, Подарили собаку, Купите собаку, Котята, Яблонька, Десять птичек стайка, Кораблик, Тили-тили, Поиграем!
- Зинаида Александрова – Мой мишка, Арбуз, Баиньки, Белочка, Белый городок, Большая ложка, Вкусная каша, Гули-гули, Две подружки, Дед Мороз, Елочка, Игрушки, Котята, Шишки, Что взяла, клади на место, Топотушки, Утки, беленькие грудки, Снежок, Раз — Два — Три — Четыре — Пять!, Про девочку Да и мальчика Нет.
- Сергей Михалков – Упрямый лягушонок, Бездельник-светофор, Комар-комарец, Пекарь и пес, Мой щенок, Дядя Степа, Трезор, Пальчики, Котята, А что у вас?, Лесная академия, Толстый жук, Котенок, Песенка друзей.
- Эмма Мошковская – Митя – сам!, Мчится поезд, Капризы, Дождик вышел погулять, Маша и каша, Утренний приказ, Дятел пить захотел, Жадина, Отчего у льва большая грива, Нахальные мыши, Жил на свете один человечек, Я рисую, Олешка родился, Бульдог, Ангина, Вазочка, Какие бывают подарки, Дедушка Дерево, Говорящая кошка, Хитрые старушки, Люблю, когда утро, Крот на крыше, Что говорила щетка, Как заяц научился бегать, Все для всех.
- Елена Благинина – Котенок, Эхо, Радуга, Вот какая мама!, Посидим в тишине, Полюбуйтесь-ка, игрушки!, Мыльные пузыри, Я умею обуваться, Наша Маша, Елочка, Подарок, Мы не ляжем рано спать, Вместе с солнышком встаю, Кот-воркот, Не мешайте мне трудиться, Приходите, поглядите!
- Владимир Орлов – 8 Марта, Азбука имен, Я узнал, что у меня…, Вечерняя песенка, Дом под крышей голубой, Как узнать своего поросенка, Кошкины сапожки, Лето, Цветное молоко, Паук, Две Мухи, Волшебная подушка.
- Владимир Маяковский – Что такое хорошо и что такое плохо, Что ни страница, то слон, то львица.
- Любовь Воронкова — Маша растеряша, Зима.
- Сильва Капутикян — Маша обедает, Двое нас, Добрая тучка, Играем в телефон, Качели, Кто скорей допьет, Хлюп-хлюп, Я уже большая.
- Генрих Сапгир – «Самые» слова, Воспитанная лошадь, Леса-чудеса, Тучи, Про яблоко, Про медведя, Бабочка, Про овечку и человечка, Полосатые стихи, Великан и великанчик, Все наоборот.
- Даниил Хармс – Удивительная кошка, Уж я бегал, бегал, бегал, Лиса и петух, Бульдог и таксик, Веселый старичок, Вкусный пирог.
- Алексей Лаптев – Пик, Пак, Пок; Самый сильный, Песенка, Галчонок, Две росинки, Храбрецы, Музыкант, Цыпленок, Мышка-малышка, Всему свету по секрету, Сорока-белобока, Цыпленок и мышонок, Три гуся, Урок.
- Леонид Куликов – Белочка-умелочка, Про петушка, Как ежик стал колючим.
- Любовь Воронкова – Бедовая курица, Грушевое яблочко, Танин пирожок, Бабушкины дела.
- Иван Бурсов – Заяц, Снежинки, Девяносто пять ежей, Волчок, Мой пластилиновый жираф, Разноцветные котята, Два утенка, Муха-модница, Хитрые санки, Ванька-встанька, Разноцветные котята, Слон купил велосипед.
- Галина Лебедева – Муравьиная страна, Бычок, Вечерком с мамой, Вовкино приключение, Воробей, Горка, Деревце, Дятел, Ежик, Зайчик, Земляника, Коза, Крокодил, Крольчонок, Львенок, Марш лягушек, Мухомор, После дождя, Синий шар.
- Вольт Суслов – Колеса, Часы.
- Николай Заболоцкий – Как мыши с котом воевали.
- Сергей Козлов – Лягушки, Я на солнышке лежу, Облака, белогривые лошадки, Азбука для самых маленьких, В небе туча хмурится, Бегемот, Колыбельная для маленького сома.
- Ирина Пивоварова – Бабушка, Вот бы!, Важные дела, Гостеприимный крот, Два очень смелых кролика, Ежик, Жила была собака, Крошка пони у врача, Заяц, Морские звезды, Улитка, Простой секрет, Овечки на крылечке.
Современные пособия для развития детей — яркие, красочные, прекрасно иллюстрированные — превращают процесс обучения в увлекательную игру. Занятия по таким пособиям не требуют от родителей времени на поиск материала и специальных навыков, поскольку содержат правильно подобранные задания и подробные рекомендации относительно того, как развивать ребенка.
Лучшие развивающие пособия и серии для детей 2-3 лет:- Азбука с крупными буквами. Эта книга – незаменимый помощник для родителей и педагогов, которые хотят помочь своему малышу поскорее научиться читать. Крупные буквы, веселые картинки, простые, занимательные рассказы превратят первые уроки чтения в любимую игру.
- Первый учебник малыша. Занимаясь по книжке, юный ученик получит первые представления об окружающем мире, научится понимать речь взрослых, а затем — произносить свои первые слова: названия членов семьи, предметов окружающего мира, животных.
- Альбом по развитию речи для самых маленьких. Выполняя задания, ребенок научится правильно строить свои высказывания и расширит словарный запас. Упражнения по развитию речи направлены на развитие мышления и воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
- Моя первая книга. Книга разработана специально для малышей от 6 месяцев до 3 лет с учетом особенностей их развития и зрительного восприятия. Яркие цветные иллюстрации будут вновь и вновь притягивать внимание малыша и радовать его, развивая любознательность и желание познавать мир.
- Серия «Школа Семи Гномов». Книги этой серии уже более 10 лет знают, любят и используют в занятиях со своими малышами многие родители. Школа семи гномов — это комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу, по 12 красочных развивающих пособий на каждый год жизни ребенка-дошкольника.
- Серия «Умные книжки». Одна из самых доступных по цене развивающих серий прошла проверку временем и получила признание и одобрение педагогов и родителей. Пособия охватывают все основные аспекты умственного развития ребёнка и превращает занятия в увлекательную игру.
- Серия «Дошкольная мозаика». Красочные пособия с наклейками и интересными заданиями очень нравятся детям и их родителям. Задания охватывают такие аспекты развития ребенка как мышление, грамота, речь, счет, окружающий мир, моторика, внимание, память.
- Серия «Чудесные наклейки». Наклейки в этой серии — многоразовые! Пособия способствуют развитию воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, положительно влияют на речевое и интеллектуальное развитие малыша, учат находить и принимать решения.
- Серия «Это может Ваш малыш». Красочные альбомы для творческих занятий с детьми, разработанные специально для самых маленьких. Пособия помогают малышам познавать окружающий мир, изучать новые слова и формы, проводить досуг с пользой, создавая свои первые шедевры.
топ интересных книг, от которых вы не сможете оторваться
Есть книги, которые нужно читать медленно и вдумчиво, постепенно привыкая к персонажам и происходящему. А есть такие, которые захватывают с первых страниц и заставляют забыть обо всем до последних строчек. Когда нужно скоротать часы во время долгой поездки или занять себя холодным вечером, лучший выбор – книги, которые читаются на одном дыхании. Это может быть динамичный детектив, культовое фэнтези, остросюжетная драма или юмористическая повесть.
«Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд
«Портрет Дориана Грея» – самое известное и актуальное во все времена произведение английского писателя Оскара Уайльда.
Дориан – красивый и тщеславный молодой человек. Он боится старости и уродства. Однажды, любуясь собственным портретом, он озвучивает тайное желание: чтобы вместо него старело изображение, а сам Грей вечно оставался прекрасным. Так и случается… Проходят долгие годы развратной и преступной жизни, но на свежем лице Грея время не оставляет следа. А он уже жалеет о своем даре.
Книга написана в живой и ироничной манере. Наблюдать за постепенной и неотвратимой деградацией главного персонажа пугающе интересно.
«Мальчик в полосатой пижаме», Джон Бойн
Джон Бойн – современный ирландский автор детской и взрослой литературы. Он прославился благодаря роману «Мальчик в полосатой пижаме». Книгу номинировали на несколько престижных премий и успешно экранизировали.
История рассказывает о маленьком Бруно. На фоне – Вторая мировая война. Наивный мальчик ничего не знает о фашизме, военных действиях, концлагерях. Его семья переезжает в окрестности Освенцима, потому что отца повысили по службе. Исследуя новые территории, мальчик находит друга Шмуэля. Тот живет на «ферме» за колючей проволокой. Однажды Бруно решает сходить к Шмуэлю «в гости», и это оборачивается трагедией…
За трогательным сюжетом стоит суровая реальность. Книга небольшая, ее можно прочитать за один вечер, полностью окунувшись в переживания. А итог – переосмысление страшных страниц истории.
«Заповедник», Сергей Довлатов
«Заповедник» – небольшая ироническая повесть советско-американского писателя Сергея Довлатова. Она идеально подходит для первого знакомства с автором.
Разведенный писатель Борис Алиханов устраивается в музей-заповедник «Михайловское» экскурсоводом. Местные порядки он насмешливо и цинично описывает в форме анекдотических историй. Постепенно жизнь в музее отходит на задний план. На передний выходит грустное и сложное прошлое героя. «Заповедник» очень афористичен и давно разошелся на цитаты. Характерный юмор Довлатова заставляет смеяться почти на каждой странице.
«Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка», Стивен Кинг
Знаменитый фильм «Побег из Шоушенка» входит в список лучших картин мирового кинематографа. Это адаптация одноименной книги Стивена Кинга, известной также как «Рита Хейуорт». Повесть написана в несвойственном «королю ужасов» жанре психологического реализма. Как и фильм, книга затягивает с первых минут.
Главный герой Энди Дюфрейн, интеллигентный и хладнокровный банкир, осужден за убийство жены и ее любовника, которое на самом деле не совершал. В тюрьме строгого режима Шоушенк он пытается добиться справедливости. Завязывает отношения с влиятельными заключенными, помогает администрации с финансовыми вопросами и в течение долгих 27 лет планирует побег. «Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка» – емкая, лаконичная книга, которая до последних страниц держит в напряжении.
«Пышка», Ги де Мопассан
Французский писатель Ги де Мопассан – мастер рассказа. Его первая новелла «Пышка» была признана шедевром и в одночасье прославила автора.
Действие рассказа происходит во время франко-прусской войны. Несколько господ из высших слоев общества, две монахини и добродушная полная куртизанка по прозвищу Пышка покидают оккупированный город на дилижансе. Дорога оказывается долгой и непростой. Пышке приходится на собственном опыте узнать, какими лицемерными и жестокими могут быть с виду порядочные и добродетельные люди. Мопассан детально и реалистично изобразил локации, характеры и отношения. Несмотря на небольшой объем произведения, полностью погружаешься в происходящее.
«Десять негритят» («Их было десять»), Агата Кристи
Самый продаваемый детектив Агаты Кристи «Десять негритят» не похож на размеренные расследования Пуаро и мисс Марпл. Это жутковатый психологический триллер. По признанию автора, роман был самым сложным в написании. Кстати, во Франции из соображений политкорректности книга теперь выходит под названием «Их было десять».
На небольшом острове у английского побережья собираются десять незнакомых друг с другом людей. Одни получили приглашение на отдых, других вызвали по работе. Во время обеда на граммофоне проигрывается запись с обвинениями в убийстве. Гости понимают, что попали в ловушку… Кто-то начинает убивать их по одному, как в зловещей считалке, найденной каждым из них в спальне. На острове больше ни души – остается подозревать друг друга.
Агата Кристи великолепно передала мрачную атмосферу страха и недоверия. Динамичное повествование держит в напряжении до непредсказуемой и эффектной развязки.
«Виноваты звезды», Джон Грин
Джон Грин – популярный американский писатель, автор бестселлеров для подростков. Одно из самых известных его произведений – роман «Виноваты звезды» о неизлечимо больных влюбленных.
Книга рассказывает о встрече и отношениях шестнадцатилетней Хейзел и семнадцатилетнего Огастуса. Обоим недолго осталось жить, но они умеют радоваться жизни, шутить и любить. Несмотря на тяжелые темы болезни и смерти, «Виноваты звезды» – светлая и жизнеутверждающая книга. Читается легко и быстро – отличный вариант на выходные. Но могут пригодиться бумажные платочки.
«Шоколад», Джоанн Харрис
Британская писательница Джоанн Харрис прославилась благодаря своей третьей книге. Это была мистическая мелодрама «Шоколад». Роман завоевал несколько литературных премий, побывал во множестве списков бестселлеров и лег в основу успешного фильма, который номинировали на пять «Оскаров».
В вымышленный французский городок приезжает молодая женщина Вианн Роше, чтобы открыть магазин шоколада. Она обладает магическими способностями и использует их в кондитерском искусстве. Благодаря ее сладостям соседи вновь почувствовали вкус к жизни. Но местный священник недоволен ситуацией. Начинается отчаянное противостояние.
«Остров в море», Анника Тор
«Остров в море» – первая книга детской писательницы Анники Тор. Роман отметило жюри Международной литературной премии имени Януша Корчака. Небольшая поучительная повесть подойдет для семейного чтения.
Сюжет развивается в военное время. Две еврейские девочки – Штеффи и Нелли – вынуждены расстаться с родителями и переехать беженцами из Австрии в Швецию. В чужой стране без близких людей непросто. Героиням придется справляться со страхом, бессилием, отчаянием и стыдом. Но жизнь продолжается, и в ней всегда найдется место надежде, дружбе, любви и взаимопомощи. Трогательная история заставляет сопереживать героям и с волнением следить за судьбами девочек.
«Цветы для Элджернона», Дэниел Киз
Культовый роман американского писателя Дэниела Киза родился из одноименного рассказа. За оба произведения автор получил две самые престижные премии в жанре научной фантастики: «Хьюго» и «Небьюла».
Книга написана в форме отчетов, которые составляет умственно отсталый уборщик Чарли Гордон. Он участвует в эксперименте по повышению уровня интеллекта. Операция на мозге прошла успешно. Чарли с каждым днем умнеет. Вскоре его IQ становится выше, чем у профессоров, проводивших эксперимент… Первые части романа написаны корявым безграмотным языком, который улучшается по мере роста интеллекта Чарли. Увлекательно следить за успехами героя, развитием его личности и эмоциями по поводу происходящего.
«Женщина французского лейтенанта», Джон Фаулз
Джон Фаулз – выдающийся английский писатель, яркий представитель постмодернизма. Он создал бессмертные романы «Коллекционер» и «Волхв». Одной из самых популярных его книг стала «Женщина французского лейтенанта» – загадочное и интригующее произведение. В экранизации сыграла блистательная Мэрил Стрип.
Героями и декорациями роман напоминает викторианский. Однако автор намеренно ведет повествование с позиции своего современника, который уже знает о сексуальной революции, теории психоанализа и постмодернистских идеях. Главный герой – небогатый молодой джентльмен Чарльз Смитсон – знакомится с женщиной-изгоем. Ее называют любовницей французского лейтенанта. Ради нее Смитсон бросает невесту. Будет ли у этой истории счастливый финал – зависит от читателя, с которым Фаулз мастерски играет на протяжении всего романа.
«Жареные зеленые помидоры в кафе „Полустанок“», Фэнни Флэгг
Всемирно известная и горячо любимая читателями книга американской писательницы Фэнни Флэгг.
По сюжету жизнерадостная и обаятельная жительница дома престарелых Нинни Тредгуд рассказывает новой подруге Эвелин о своем прошлом. Ее тихая провинциальная жизнь в городке Полустанок была полна событиями. Беседы заряжают Эвелин энтузиазмом и энергией. Такое же воздействие книга оказывает на читателей. Харизматичные персонажи, теплая атмосфера и приятный простой слог – все то, что вы сможете оценить по достоинству.
«Чужак», Макс Фрай
«Чужак» – первый том знаменитого цикла фантастических книг «Лабиринты Ехо». Кстати, если вы не знали – под псевдонимом Макс Фрай пишет Светлана Мартынчик.
Книга состоит из нескольких повестей, которые знакомят читателей с историей сэра Макса. Он попал в магический мир Ехо и начал карьеру в Тайном Сыске. Вместе со своим начальником, могущественным магом Джуффином Халли, он расследует странные дела. Параллельно изучает новый мир и проникается к нему все большей симпатией. Удивительные события в Ехо затягивают так, что не хочется возвращаться в реальный мир.
«Тайное место», Тана Френч
Ирландская писательница Тана Френч – автор популярных детективных романов, которые высоко оценили критики и жюри литературных премий. «Тайное место» – пятая часть цикла о Дублинской полиции. Но это самодостаточная, целостная книга, которая помимо интриги раскрывает многие важные темы.
В престижной частной школе убит ученик. Анонимная записка на доске объявлений для девичьих секретов становится новой зацепкой. Автор погружает читателя в расписанный по минутам день расследования. Параллельно мы становимся свидетелями предыстории трагедии.
«Вий», Николай Гоголь
Тот случай, когда книга из школьной программы читается на одном дыхании. Мистическая повесть «Вий» выделяется среди остальных произведений Гоголя увлекательными поворотами и жуткой атмосферой.
Герой повести – студент Киевской духовной академии Хома Брут. Он должен три ночи читать молитвы в запертой церкви над телом умершей девушки. Покойная оказалась ведьмой. Она ожила и начала охоту на Хому, призвав на помощь нечистую силу во главе с чудовищным Вием. Читать по-настоящему страшно, но и оторваться невозможно.
Лучший способ читать больше книг (и помнить, что вы читали)
«Я просто сижу в своем офисе и читаю весь день».
Так описывает свой день Уоррен Баффет, один из самых успешных людей в мире бизнеса. сидя. Чтение.
Он советует всем больше читать, и это, безусловно, цель, которую мы все можем достичь. Наши личные улучшения в Buffer регулярно возвращаются к книгам, которые мы читаем, — к тому, как мы стремимся читать больше и сделать чтение привычкой. Думаю, вы тоже в той же лодке. Больше читать — одно из наших самых распространенных стремлений.
Так как же нам это сделать? И что нам делать со всей этой информацией, когда она у нас есть?
Читать дальше и запоминать все это — это дискуссия с множеством разных слоев и множеством интересных возможностей. Я рад изложить здесь несколько возможностей о том, как читать больше и запоминать все это, и я хотел бы услышать ваши мысли ниже.
Но сначала давайте установим базовые показатели…
Как быстро вы читаете?
Одним из очевидных способов быстрого чтения является чтение быстрее. Это, вероятно, первое место, где многие из нас будут искать быструю победу в нашей рутине чтения.
Как быстро ты читаешь?
Staples (да, канцелярская цепочка поставок) собирала данные о скорочтении в рамках рекламной кампании по продаже электронных книг. Кампания также включала инструмент скорочтения, который все еще доступен для опробования. Пройди тест и узнай, как быстро ты читаешь.
(Мой результат составил 337 слов в минуту. Ваш?)
Тест на скорочтение Staples включает данные о том, как другие демографические показатели складываются в словах в минуту. По словам Стейплза, средний взрослый читает 300 слов в минуту.
- Третьеклассники = 150 слов в минуту
- Восьмиклассники = 250
- Средний студент колледжа = 450
- Чемпион мира по скорочтению = 4700
Всегда ли чтение быстрее является правильным решением для достижения цели читать больше? Не всегда. Понимание по-прежнему имеет значение, и в некоторых отчетах говорится, что скорочтение или беглое чтение приводит к забыванию деталей и плохому запоминанию. Тем не менее, если вы можете незначительно увеличить количество слов в минуту, сохраняя при этом понимание прочитанного, это, безусловно, может принести дивиденды в вашем стремлении читать больше.
Есть и другой способ взглянуть на вопрос «больше читать».
Сколько вы читаете?
Есть чтение быстро, а есть чтение много. Сочетание этих двух будет лучшим способом зарядить вашу рутину чтения, но каждый из них ценен сам по себе. На самом деле, для многих людей речь идет не о том, чтобы пройти от начала до конца книгу или историю, а скорее о самой истории. Скоростное чтение не очень помогает, когда вы читаете для удовольствия.
В этом смысле желание читать больше может просто означать наличие большего количества времени для чтения и чтения большего количества контента — книг, журналов, статей, постов в блогах — в целом.
Давайте начнем с исходного уровня чтения. Сколько книг вы читаете в год?
Исследование, проведенное Pew Research Center в 2012 году, показало, что взрослых читают в среднем 17 книг в год.
Ключевое слово здесь «средний». На обоих концах есть огромные крайности: и те, кто читает более 17 книг в год, и те, кто читает намного меньше, например, ноль. То же исследование Pew Research выявило 19процентов американцев не читают ни одной книги. Опрос Huffington Post/YouGov, проведенный в 2013 году, показал, что это число может быть еще выше: 28% американцев не читали ни одной книги за последний год.
Желание читать дальше ставит вас в элитную компанию.
5 способов читать больше книг, блогов и статей
1. Читайте для скорости: руководство Тима Ферриса по чтению на 300% быстрее других бестселлеров, является одним из ведущих голосов в области лайфхаков, экспериментов и достижения цели. Так что неудивительно, что у него есть метод скорочтения, позволяющий увеличить вашу скорость чтения в три раза.
Его план содержит две техники:
- Использование ручки в качестве индикатора и индикатора, например, как некоторые люди перемещают палец вперед и назад по строке во время чтения
- Начинайте читать каждую новую строку как минимум с трех слов с начала первое слово строки и конец, по крайней мере, через три слова от последнего слова
Первая техника, трекер/пейсер, в основном является инструментом для освоения второй техники. Феррис называет эту вторую технику «Расширение восприятия 9».0027 . С практикой вы тренируете свое периферийное зрение, чтобы оно стало более эффективным, улавливая слова, которые вы не отслеживаете непосредственно глазом. Согласно Ferriss:
Неподготовленные читатели используют до ½ своего периферийного поля на полях, переходя от 1-го слова к последнему, тратя 25-50% своего времени на «чтение» полей без содержания.
На приведенном ниже изображении с сайта eyetracking.me показано, как эта концепция расширения восприятия может выглядеть с точки зрения чтения: строчка за строчкой в виде змеи). Быстрые движения глаз, называемые саккадами, происходят постоянно, когда мы читаем и когда наши глаза перескакивают с полей на слова. Сведение их к минимуму — ключевой способ увеличить время чтения.
Вывод: если вы сможете улучшить свое периферийное зрение, вы сможете читать быстрее — может быть, не на 300 процентов быстрее, но каждая мелочь имеет значение.
2. Попробуйте совершенно новый способ чтения
Есть ли еще место для инноваций в чтении? Несколько новых инструментов для чтения говорят «да».
Spritz и Blinkist используют уникальные подходы, помогающие вам больше читать: один помогает читать быстрее, а другой помогает быстрее усваивать книги.
Во-первых, Spritz. Как упоминалось выше в разделе о скорочтении, при чтении из стороны в сторону и сверху вниз происходит много ненужных движений.
Spritz полностью отключает все движения.
Spritz показывает по одному слову статьи или книги внутри коробки. Каждое слово центрировано в ячейке в соответствии с Оптимальной точкой распознавания — термином Спритца для обозначения места в слове, которое естественно ищет глаз, — и эта центральная буква окрашена в красный цвет.
Spritz еще не выпустил ничего, связанного со своей технологией, но существует букмарклет под названием OpenSpritz, созданный gun.io, который позволяет вам использовать метод чтения Spritz для любого текста, который вы найдете в Интернете.
Вот как выглядит OpenSpritz при скорости 600 слов в минуту:
На главной странице веб-сайта Spritz есть демо-версия, которую вы можете попробовать сами и ускорить или замедлить скорость по мере необходимости.
Вместе со Spritz появилось новое приложение Blinkist. Blinkist — это не переосмысление того, как мы читаем, а переосмысление того, как мы потребляем книги. Основываясь на убеждении, что мудрость книг должна быть более доступной для всех нас, Blinkist берет популярные произведения документальной литературы и разбивает главы на небольшие части.
Эти так называемые «блики» содержат ключевую информацию из книг, и их можно прочитать за две минуты или меньше. Да, это очень похоже на Cliff Notes. Несмотря на то, что способ подачи информации — великолепный внешний вид и удобство использования на мобильных устройствах, чтобы вы могли учиться, где бы вы ни находились, — делает ее единственной в своем роде.
Вот пример оглавления Blinkist из книги Бена Горовица The Hard Thing About Hard Things :
Я уверен, что мы можем согласиться с тем, что намного легче читать больше, когда книга разбита на 10 частей. главы по две минуты каждая.
3. Узнайте больше, найдя время
Шейн Пэрриш из блога Farnam Street прочитал 14 книг в марте, и он собирает огромные суммы, как в этом месяце, так и за месяц. Как он это делает?
Он делает это приоритетом и экономит время на других занятиях.
Что мешает чтению?Я не трачу много времени на просмотр телевизора. (Единственным исключением является футбольный сезон, когда я смотрю одну игру в неделю.)
Я смотрю очень мало фильмов.
Я не провожу много времени в дороге.
Я не провожу много времени за покупками.
Если вы посмотрите на это с точки зрения необработанных цифр, средний человек смотрит телевизор 35 часов в неделю, среднее время в пути составляет один час в день туда и обратно, и вы можете тратить по крайней мере еще один час в неделю на продукты. Покупка.
В сумме это 43 часа в неделю, и по крайней мере часть из них можно потратить на чтение книг.
4. Купить электронную книгу
В том же исследовании Pew, которое показало читательские привычки американцев, Pew также отметил, что средний читатель электронных книг прочитывает 24 книги в год, по сравнению с человеком без электронной книги, который читает в среднем 15.
Смогли бы вы действительно читать на девять книг в год, просто купив электронную книгу?
Безусловно, технология должна быть простой в использовании, портативной и удобной. Одни только эти факторы могут помочь вам тратить больше времени на чтение, когда у вас есть свободная минута. Эти свободные минуты могут не составить до девяти книг в год, но это все равно будет потраченное время с пользой.
5. Читайте больше, вообще не читая
Это довольно противоречивый совет, и он взят из довольно противоречивой книги.
Как говорить о книгах, которые вы не читали, , написанная профессором литературы Парижского университета Пьером Баярдом, предполагает, что мы рассматриваем акт чтения в спектре и что мы рассматриваем больше категорий для книг, помимо просто «иметь или иметь не читал». В частности, Баярд предлагает следующее:
- книг, которые мы прочитали
- книг, которые мы просмотрели
- книг, о которых мы слышали
- книг, которые мы забыли
- книг, которые мы никогда не открывали.
У него даже есть собственная система классификации для отслеживания того, как он взаимодействовал с книгой в прошлом.
УБ книга мне неизвестнаSB книга я просмотрел
HB книга я слышал о
FB книга я забыл
7 ++ крайне положительное мнение ++0003
+ положительное мнение
– отрицательное мнение
– крайне отрицательное мнение
Возможно, ключом к чтению большего количества книг является просто взгляд на процесс чтения с другой точки зрения? В системе Баярда он, по сути, считает книги, которые он просмотрел, о которых слышал или забыл, как книги, которые он прочитал. Как эти новые определения могут изменить ваш общий объем прочитанного за год?
3 способа запомнить прочитанное
1. Тренируйте свой мозг с помощью впечатлений, ассоциаций и повторений
Отличное место для начала запоминания книг — это понимание некоторых ключевых способов, которыми наш мозг хранит информацию. Вот три конкретных элемента, которые следует учитывать:
- Впечатление
- Ассоциация
- Повторение
Допустим, вы читали книгу Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» , одну из наших любимых книг в Buffer. Вам понравилась информация и вы хотите запомнить как можно больше. Вот как:
Впечатление – Будьте впечатлены текстом. Остановитесь и представьте сцену в своем воображении, даже добавив такие элементы, как величие, шок или камео от себя, чтобы усилить впечатление. Если Дейл Карнеги объясняет свое отвращение к критике, представьте, что вы получаете Нобелевскую премию мира, а затем поднимаете Нобелевскую премию на помост.
(Еще один трюк с впечатлением — прочитать важный отрывок вслух. Для некоторых из нас наша чувствительность к информации может быть выше со звуками, а не с визуальными эффектами.)
Ассоциация – Свяжите текст с чем-то, что вы уже знаете. Эта техника очень эффективно используется при запоминании и построении дворцов памяти. В случае с книгой Карнеги, если есть определенный принцип, который вы хотите сохранить, вспомните время, когда вы были частью конкретного примера, связанного с этим принципом. Предыдущие знания — отличный способ построить ассоциацию.
Повторение – Чем больше вы повторяете, тем больше запоминаете. Это может произойти, если вы буквально перечитаете определенный отрывок, выделите его или запишите, а затем снова вернетесь к нему позже.
Практика этих трех элементов запоминания поможет вам становиться все лучше и лучше. Чем больше вы будете над этим работать, тем больше вы будете помнить.
2. Focus on the four levels of reading
Mortimer Adler’s book, How to Read a Book , identifies four levels of reading:
- Elementary
- Inspectional
- Analytical
- Syntopical
Each шаг основывается на предыдущем шаге. Элементарное чтение — это то, чему вас учат в школе. Проверочное чтение может принимать две формы: 1) быстрое, неторопливое чтение или 2) беглый просмотр предисловия, оглавления, предметного указателя и внутренней обложки книги.
Настоящая работа (и настоящая память начинается) начинается с аналитического и синтопического чтения.
При аналитическом чтении вы внимательно читаете книгу. Более того, вы читаете книгу в соответствии с четырьмя правилами, которые должны помочь вам с контекстом и пониманием книги.
- Классифицировать книги по тематике.
- Укажите, о чем вся книга. Будьте максимально кратки.
- Перечислите основные части в порядке и соотношении. Обведите эти части так же, как вы обрисовали в общих чертах целое.
- Определите проблему или проблемы, которые пытается решить автор.
Последний уровень чтения — синтопический, который требует, чтобы вы читали книги по одному и тому же предмету и ставили перед собой задачу сравнивать и сопоставлять по ходу дела.
По мере продвижения по этим уровням вы обнаружите, что по ходу работы начинаете использовать мозговые техники впечатления, ассоциации и повторения. Подробное изучение книги (как на аналитическом, так и на синтопическом уровне) поможет закрепить впечатления от книги в вашем уме, развить ассоциации с другими книгами, которые вы читали, и идеями, которые вы узнали, а также усилит повторение вдумчивого, изученного материала. характер различных уровней чтения.
3. Держите книгу под рукой (или, по крайней мере, свои заметки в книге)
Одна из наиболее распространенных тем в моем исследовании по запоминанию большего количества книг, которые вы читаете, такова: Делайте хорошие заметки.
Делайте пометки на полях по ходу дела.
Добавляйте в закладки свои любимые отрывки.
Напишите отзыв, когда закончите.
Широко используйте Kindle Highlights.
И когда вы сделаете это, периодически возвращайтесь к своим заметкам, чтобы просмотреть и обновить.
Шейн Пэрриш с Фарнам-Стрит постоянно ведет заметки
и постоянно возвращается к прочитанным книгам.
Закончив книгу, я даю ей постоять неделю или две, а затем снова берусь за нее. Я просматриваю свои заметки и разделы, которые я отметил как важные. Я записываю их. Или дайте ему состариться еще неделю или две.
Даже профессор Пьер Баярд, автор книги Как говорить о книгах, которые вы не читали , отмечает важность ведения заметок и повторения:
Когда наступает забывчивость, он может использовать эти заметки, чтобы восстановить свое мнение об авторе и его работе во время первоначального чтения. Мы можем предположить, что еще одна функция заметок состоит в том, чтобы уверить его, что он действительно читал произведения, к которым они были вписаны, подобно путеводной дорожке, указывающей путь во время будущих периодов амнезии.
Я попробовал этот метод на себе, и он полностью изменил мое восприятие книг, которые я читал. Я смотрю на книги как на инвестиции в будущее обучения, а не как на мимолетное озарение, которое скоро забудется. Я храню все отзывы и заметки о своих книгах в своем личном блоге, чтобы иметь возможность искать их, когда мне нужно вспомнить что-то прочитанное.
(Кроме того, в Kindle есть довольно полезная онлайн-функция, которая показывает вам ежедневную случайную заметку из вашего архива замечаний. Это отличный способ заново пережить прочитанное в прошлом.)
Неважно, какой метод, который у вас есть для ведения заметок и повторения, если он у вас есть. Пусть это будет как можно проще для завершения, чтобы вы могли убедиться, что выполните его.
Вам слово
Сколько книг вы читаете каждый год? Какова будет ваша цель на этот год? Каков ваш лучший совет, чтобы больше читать и больше запоминать? Буду рад услышать ваши мысли в комментариях.
П.С. Если вам понравился этот пост, вам также могут понравиться «Две системы мозга, которые контролируют наше внимание: наука о том, как сфокусироваться» и «5 нетрадиционных способов стать лучшим писателем» (подсказка: речь идет о том, чтобы стать лучшим читателем).
Изображение предоставлено: Патрик Гейдж через Compfight, eyetracking.me, OpenSpritz,
Да, есть правильный способ научить читать
В какой-то момент, обычно в возрасте от 5 до 6 лет, большинство детей начинают читать. Наблюдение за тем, как ребенок превращается из человека, который не умеет читать, в человека, который может и развлекаться, и учиться с помощью книги, для многих родителей является одной из вех и чудес семейной жизни.
Умение читать правильно, плавно, с хорошим пониманием и выносливостью также является важным набором навыков для успешной учебы в школе. Школы это знают. Вот почему в лучших из них первые годы начального образования посвящены обучению детей чтению с использованием научно проверенных методов, чтобы гарантировать, что все дети будут читать на уровне класса.
Но во многих школах, в самых разных районах есть поразительно большое количество детей — примерно каждый третий — которые не овладевают навыками, необходимыми для того, чтобы научиться читать сложным способом. Их путь труден: хотя многие будут пытаться использовать свой интеллект, чтобы залатать пробелы в своих навыках, по мере усложнения работы и усложнения чтения эти дети обнаружат, что не в состоянии идти в ногу со временем.
Это одна из величайших трагедий американской школьной системы. Еще более душераздирающе, когда говоришь с учеными о том, как читается человеческий мозг. По оценкам исследователей, от 2 до 5 процентов детей, большинство из которых имеют нарушения развития или серьезные неврологические проблемы, никогда не научатся читать. Остальные? Если им дать то, что, по мнению экспертов, является правильным обучением, они научатся читать, и большинство из них смогут читать хорошо.
Чтение раненых
Но что происходит с этими детьми, если они не получают правильных инструкций? Эксперты по чтению называют их «учебными потерями». Большинство из них не имеют неврологических проблем. Они не инвалиды. Их школы и, в частности, их учителя начальных классов подвели их.
Что касается результатов, лонгитюдные исследования, которые наблюдают за детьми десятилетиями, рассказывают печальную историю. Если у вашего ребенка проблемы с чтением, это почти как если бы он заразился хронической и изнурительной болезнью. Дети, которые не умеют читать на уровне первого класса, почти всегда остаются плохими читателями в четвертом классе. Семьдесят четыре процента борющихся читателей третьего класса все еще испытывают затруднения в девятом классе, что, в свою очередь, затрудняет окончание средней школы. Те, кому удается продолжать — и кому удается окончить среднюю школу — часто обнаруживают, что их мечты о получении высшего образования разочаровывающе иллюзорны. Вас не удивит, что дети, которым трудно читать, вырастают взрослыми, которым трудно удержаться на постоянной работе; они с большей вероятностью будут испытывать периоды длительной безработицы, нуждаются в социальных услугах и с большей вероятностью окажутся в тюрьме.
Даже если вашему ребенку повезло и он хорошо читает, учащиеся, которых плохо обслуживают начальные школы, в конечном итоге истощают систему государственного образования. Проблемы с чтением — главная причина, по которой учащихся идентифицируют как неспособных к обучению и направляют в специальное образование, часто представляющее собой учебное гетто наихудшего вида.
Правильный способ обучения чтению
Так быть не должно. Ни одна область образования не изучалась, анализировалась и обсуждалась так тщательно, как лучший способ научить учащихся читать. Основополагающие исследования и лонгитюдные исследования, проведенные Национальной академией наук и Национальным институтом детского здоровья и развития человека, в сочетании с МРТ (магнитно-резонансной томографией) и компьютерным моделированием мозга в ведущих академических лабораториях страны дают четкий рецепт эффективного обучения чтению. И все же эта информация практически неизвестна учителям, родителям и тем, кто работает в школьных советах.
Почти в каждом разговоре об обучении чтению педагоги говорят о разных педагогических подходах и разных философиях, как будто одно равно другому. И, возможно, из-за того, что некоторые дети учатся читать так же, как учатся бегать, благодаря наблюдению и просто из любви к этому, может показаться, что почти любой вид обучения чтению может работать с разным уровнем успеха — по крайней мере, для некоторых детей. Но исследователи говорят, что они придумали простую формулу, которая, если ее включить в инструкцию, может гарантировать, что 90 процентов детей читают.
Что показывает исследование? Оказывается, дети, которые, вероятно, станут плохими читателями, как правило, не так чувствительны к звукам произносимых слов, как дети, которые, вероятно, станут хорошими читателями. Дети, которые борются, имеют то, что называется плохой «фонематической осведомленностью», что означает, что их процессор для разделения слов на составные звуки менее проницателен, чем у других детей.
На практике это работает следующим образом: ребенок, которому суждено стать плохим читателем, и ребенок, которому суждено стать хорошим читателем, могут оба понять слово «мешок», но плохой читатель может быть не в состоянии аплодировать каждому из них. три звука в слове или знать, что последний звук — это то, что отличает «мешок» от «плохой». Если ребенок с трудом слышит отдельные звуки, из которых состоят слова, он, скорее всего, споткнется, когда вы попытаетесь научить его, например, тому, что буква t издает звук «тьфу». Это становится настоящей проблемой, когда мы просим этих детей выполнить неврологическое тройное сальто назад, известное как чтение.
И вот важный факт, который вам необходимо знать: ученые снова и снова доказывали, что способность мозга запускать симфонию звуков из текста не зависит от IQ или дохода родителей. Некоторые дети узнают, что b производит звук buh и что в bag три звука, так рано и так легко, что к тому времени, когда они поступают в школу (а иногда даже в дошкольные учреждения), научиться читать почти так же сложно, как чихание. Когда чувство охватывает их, они просто обязаны это сделать. Другие совершенно умные дети с трудом находят разницу между мешок и плохой или миллион других тонкостей в языке.
Многие исследования показали, что фонематический слух — это навык, который можно развивать у детей. И после этого обучения фонематическому восприятию около 100 часов прямого и систематического обучения фонетике обычно могут выполнить работу и гарантировать, что около 90 процентов детей овладеют основами, необходимыми им для того, чтобы стать хорошими читателями.
Уроки чтения
Многие школьные округа приняли подход к чтению, который они называют «сбалансированной грамотностью». Если администраторы в школе вашего ребенка так описывают свою программу чтения, вам нужно будет задать еще несколько вопросов.
В некоторых школах сбалансированная грамотность означает, что учителя PreK работают над буквами и звуками букв. Учителя детских садов, первых и вторых классов проводят упорядоченную последовательность уроков по фонетике и, по мере того как дети становятся компетентными и уверенными в чтении, подталкивают их к открытию для себя лучшего, что может предложить литература и научная литература, в то же время упорно улучшая их понимание посредством еженедельного изучения слов. , орфографические тесты и анализ рассказа.
В других школах сбалансированная грамотность может означать что-то совсем другое и что-то очень похожее на то, что называется «целостным языковым» подходом — который в настоящее время в значительной степени дискредитирован. В этих школах учителя знакомят часть детей со фонетикой (большинство школ теперь признают, что некоторым детям действительно нужна фонетика, чтобы понять код), а также побуждают их угадывать слова по иллюстрациям, а затем и по контексту. По мере того как дети (будем надеяться) становятся более компетентными в чтении, учителя сводят к минимуму изучение языка и посвящают свое время и энергию тому, чтобы заинтересовать детей словами, чтением и книгами. Если вам небезразлична успеваемость вашего ребенка в школе, вам нужно больше первого вида обучения — фонетики и изучения слов — и меньше второго.
Как только вы увидите, что научно обоснованные инструкции по чтению преподаются хорошо, вы захотите, чтобы они были для ваших детей. В течение шести лет Кристина Матускевич, воспитательница детского сада в начальной школе Эдны С. Стивенс в Кромвеле, Коннектикут, считала, что, как и все учителя в ее опрятной пригородной школе, она помогает стать хорошими читателями. Она читала им рассказы, определяла слова и описывала их значение, предлагала им разные хорошие книги и работала над тем, чтобы перевести их на самостоятельное чтение. «У каждого учителя был свой подход к обучению чтению, — говорит Матускевич.
Проблема была в том, что ни один из их подходов не работал очень хорошо. В 2007 году только 70 процентов третьеклассников умели читать. Мало того, каждый год около 33 из 489 детей в классах от дошкольного до второго класса нуждались во внешней поддержке в чтении — программа, которая была дорогостоящей для школы и округа.
Как выглядит «правильный путь»
Директор, Люсиль ДиТунно, решила, что школе нужно использовать другой подход. Сначала она попросила своих учителей установить «блок грамоты» — 90 минут в день, посвященных чтению. Три года назад ДиТунно заплатила 28 000 долларов компании Literacy How, тогдашнему подразделению Haskins Laboratories в Нью-Хейвене, за то, чтобы она еженедельно в течение целого года приводила в школу консультантов, которые обучали учителей научно доказанным методам, помогающим детям научиться читать.
Первая встреча, по словам консультанта по грамотности Венди Норт, была катастрофой. «Мы встали не с той ноги», — говорит Норт. Учителя чувствовали, что их обвиняют в проблемах детей, которых они не учили годами. По ее словам, вместо того, чтобы направить гнев на неадекватное обучение, которое им дали в педагогическом колледже, они чувствовали себя униженными и злыми из-за того, что для обучения тому, что они уже знали, — обучению чтению — привлекались внешние эксперты.
Север выстоял. В наши дни детсадовцы в классе Матускевича учатся иначе, чем их старшие братья и сестры. В течение первой недели в детском саду Матускевич сидит с каждым ребенком и определяет, знает ли он или она буквы и звуки соответствующих им букв. Уровень подготовки детей разный. Итак, осенняя классная работа связана с «сортировкой» — определением букв и соединением их со звуками.
Некоторые дети с обостренным чувством фонематического восприятия уже переходят к тому, что на языке учителей называется «декодируемым текстом» — маленьким книжкам с отдельными строками текста, состоящего из слов, которые можно легко произнести. Примерно через тридцать минут все дети прекращают работу и, широким движением рук на каждый звук, с большим удовольствием поют так называемую «песню о гласных». Когда хор веселых голосов начинает стихать, Норт и Матускевич выглядят довольными. «Обвинение против фонетики в том, что слишком много муштровки», — говорит Норт. «Но посмотрите на этот класс. Здесь никто не страдает».
Учительница начальных классов Анджела ДиСтефано, ветеран педагогической деятельности с 12-летним стажем, рассказывает, как подход к чтению навсегда изменил ее профессиональную жизнь. «До этого я думал, что моя работа — учить детей разделять мой энтузиазм к чтению». Теперь она учит их читать с подробными инструкциями о том, как произносить слова. Не так давно она провела семинар для родителей первоклассников, чтобы научить их некоторым правилам обращения с гласными (например: гласные произносят свой короткий звук в словах с закрытым шаблоном, таких как 9).0076 нажмите и длинный звук в словах с открытым шаблоном, таких как привет , так и мой ), чтобы родители могли подкрепить уроки дома.
Подход «Как грамотность» повысил баллы на промежуточных тестах, и ожидается, что результаты первых третьеклассников, которые научились читать таким образом, будут высокими. Уже сейчас только трое детей в год направляются на дорогостоящее пособие по чтению, что является огромной экономией для округа.
ДиСтефано говорит, что новая программа сделала ее отношения с родителями более прямыми. «Раньше мы могли сказать: «Этот ребенок не читает!» — и пожимали плечами. Мы не знали, что делать. Теперь мы можем сесть с родителем и сказать: «Ваш ребенок изо всех сил пытается понять правило, согласно которому, когда слово оканчивается на «е», средняя гласная произносит свое собственное имя». дома и верните этого ребенка на путь к успеху в чтении».
Семь советов для успешного чтения
- Помните, что умение читать и очень хорошо читать имеет решающее значение для благополучия вашего ребенка.
- Найдите школу, в которой обучение чтению проводится на научной основе. Узнайте, что это такое, и убедитесь, что школа вашего ребенка делает это.
- Дайте понять учителю вашего ребенка, что вы ожидаете частых и подробных отчетов о прогрессе вашего ребенка в основных навыках чтения.
- Если ваш ребенок не продвигается вперед стабильно, будьте готовы действовать. «Ждать и смотреть?» Неа. Бдительное ожидание — хорошая практика для многих аспектов воспитания детей. Прогресс в раннем чтении не является одним из них.
- Будьте готовы столкнуться с некоторым замешательством и защитой от людей, которых вы считаете экспертами. Не пугайтесь.
- В начальной и средней школе учителя должны использовать все более сложные формы изучения слов.