Психические науки о человеке: Что такое психология?

3.Психология в системе знаний человека о человеке

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентированного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования.

Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, принято считать (и не без оснований), что психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.

Каждый из вас, возможно, в какие-то моменты времени задавался вопросом, о том, как понять другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал, а ответы на проблемные вопросы постепенно оформились в особую область человекознания, которая получила название психология

.

Термин «психология» часто употребляется в нескольких значениях, которые часто смешиваются – это может быть как научное, так и обыденное психологическое знание.

Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую» — это говорит о том, что уже с детства и на протяжении всей жизни, осознанно или нет, каждый человек исследует свой внутренний мир. С другой стороны, человек – существо социальное, и его успешность во многом определяется тем, насколько он может понять других людей и строить с ними свои взаимоотношения. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии. Для того чтобы более четко определить общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

К примеру, житейская и научная психологии по-разному отвечают на вопросы о том, «Почему черная кошка, перебежавшая дорогу, считается дурной приметой?» или «Почему студенты перед экзаменом не стригутся, не моются и т.п.». Так последнее, имеет связь с архаичным представлением об обновлении, новым рождением, состоянием «чистого листа» (ср. : многочисленные обряды инициации, связанными с манипуляциями волосами и изменением гардероба).

Существенные различия научной и житейской психологий связаны со следующими основаниями: предмет исследования, уровень объективности и обобщенности, способ получения и передачи.

Первое – предмет исследования. Как система стихийно складывающихся жизненных явлений обыденная психология представляет собой своеобразный конгломерат обрывочных обобщений

, неточных интерпретаций научных данных, религиозных, этических установок, нередко имеющих характер предрассудков. Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – и все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными», т.к это всегда конкретные обрывочные суждения о всем многообразии психики, без четкой категоризации.

Так, в истории культуры содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа. Это и художественные тексты, и произведения живописи, и даже фольклорные жанры, такие как сказки, пословицы, поговорки, притчи, песни и др. Широко известны моральные афоризмы М. Монтеня, Ф. Ларошфуко, К. Пруткова и др.

Для научной психологии характерно

ограничение предметом исследования проявлений человеческой психики, которые находят свое отражение в специальном языке в виде обобщений.

Так, один из основателей психологии, как научной дисциплины В. Вундт для изучения содержание сознания человека использовал музыкальный прибор – метроном. Он определил, что ощущение – это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания – представлению).

Если сравнить представление о сознании человека в житейской донаучной психологии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного прибора, то на лицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям.

Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Однако, это не следует понимать как ограничение ее исследовательских возможностей. Научная психология активно осваивает фактический материал житейского опыта, поэтому закономерны требования использования имеющегося понятийного аппарата.

Так, выдающейся русский физиолог и психолог И.П.Павлов запрещал своим сотрудникам говорить о подопытных животных: собака «думала, вспоминала, почувствовала». Научное исследование предполагает интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае – рефлекторной теории высшей нервной деятельности. Поэтому, все действия и реакции собак должны описываться в качестве рефлексов, а не сводиться к обыденному представлению о животных.

Житейские психологические знания конкретны, приурочены к определенной ситуации, к решению конкретных задач, к конкретным людям.

Очень часто эти задачи являются прагматическими. В этом и состоит трудность общения: человек понимает другого за счет своего житейского опыта. Это столкновение житейских опытов порождает непонимание между людьми. Научные же знания носят обобщенный характер.

Второе отличие – это уровень объективности знаний. Если для психологии, как научной дисциплины, характерно четкое соблюдение критерия объективности полученных данных как базовой ценности, то житейские психологические знания отличает их зависимость от культурной принадлежности их носителей.

Например, этническая нетерпимость объясняет интеллектуальное превосходство одной расы или национальности над другой. Хотя с точки зрения объективного критерия оценки интеллектуальных возможностей людей этнический фактор не является доминирующим.

В науке получение знаний идет путем стандартного эксперимента, который можно повторить. В жизни идет постоянный несознательный интуитивный эксперимент.

Третье – уровень обобщенности. Для житейских знаний характерна эклектичность (неполнота и противоречивость), конкретность суждения о частном случае. Научные знания обобщены в понятиях, выражающих существенные связи, свойства и отношения.

Например, основания для систематизации житейского опыта в традициях и обрядах, народной мудрости и афоризмах остаются конкретными, ситуативными и очень часто эти выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению): «Делу – время, потехе – час» – «Работа – не волк, в лес не убежит»

Житейские знания отрывочны, фрагментарны, неполны, а научная психология обладает огромным, уникальным материалом, который позволяет психологу работать с системно организованным опытом.

Четвертое – способ получения. Опыт житейской психологии – это всегда индивидуальный опыт, который приобретается случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология базируется на жестких нормах планирования и проведения исследования (гипотеза и ее проверка). А разработка специальных отраслей (например, патопсихология) располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Вот короткий пример. В г. Загорске существует специальный интернат для слепоглухонемых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный «канал», через который они могут вступать в контакт с внешним миром, – это осязание. И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень медленно, он развернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через «временную лупу» (А. И.Мещеряков и Э.В.Ильенков). Очевидно, что в случае развития нормального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно и незамеченно. Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей.

Житейские знания имеют интуитивный характер (много мы осуществляем на уровне интуиции). Здесь проблема в различии мужчины и женщины. Психологический диапазон человека (радость — гадость) зависит от количества нервных клеток, которые соединяют левое и правое полушария. У женщины количество нервных клеток, а значит и нервных связей в 4 раза больше, чем у мужчины (Ех: часто бывает: она ему объясняет что-то и говорит «Ну как ты не понимаешь?» А ему чисто физиологически трудно понять. То, что женщина понимает на уровне интуиции, мужчине надо объяснить четырежды. Но за счет этого мужчина стабильнее, чем женщина).

И, наконец, пятое отличие – способ передачи знаний. Житейские психологические знания не передаваемы (не накапливаются — они умирают с каждым человеком). В этом заключается сущность конфликта поколений. Научные психологические знания аккумулируются в системы, отраженные в понятиях и законах, они фиксируются в литературе, поэтому их можно передать.

Для житейской психологии характерна трудность передачи от поколения к поколению, это только свой собственный опыт. Отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта, однако воспользоваться этим опытом не просто, так как обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто, как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов и ошибки отцов повторяются их детьми.

Иное дело – опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Несмотря на значительные различия, где житейское знание как вы вплетено в живую ткань действия и поступка, а научное, наоборот, стремится отразить психическую реальность в абстрактной, обобщенной и «расчлененной», оба типа знания взаимосвязаны. Многообразны формы сотрудничества научной и житейской психологи, типичный пример которых – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы эффективного разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие, уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой, – развитие раздела психологической науки – изучение личности.

Несмотря на значительные различия, где житейское знание как вы вплетено в живую ткань действия и поступка, а научное, наоборот, стремится отразить психическую реальность в абстрактной, обобщенной и «расчлененной», оба типа знания взаимосвязаны. Многообразны формы сотрудничества научной и житейской психологи, типичный пример которых – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы эффективного разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие, уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой, – развитие раздела психологической науки – изучение личности.

Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Но житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи; наконец, а во-вторых, им проверяется.

Житейские знания

Научные знания

1.Конкретны

2.Нестандартный эксперимент

3.Отрывочны и фрагментарны

4.Интуитивны

5.Непередаваемы

Обобщены

Стандартный эксперимент

Системно организованный опыт Рациональны и осознаны

Зафиксированы в понятиях и законах,

поэтому передаваемы

Разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии. Такого метода лишена житейская психология.

Судьба и связь ее с характером – проблема, которая волнует человеческий ум издавна. Однако известный фатализм всегда доминировал в этом вопросе. Каждому человеку для постижения искусства быть счастливым и преуспевающим в жизни необходима (хотя бы в минимальном объеме) та информация, которая поможет ему вовремя понять себя и свое предначертание, сделать правильный выбор в отношении многих сторон жизни и этим вмешаться в фатальность, пытаясь максимально влиять на ход судьбы.

Нередко только к концу жизненного пути большинство людей начинает понимать себя в достаточной мере, чтобы соизмерять свои возможности с желаниями, чтобы примирить разноречивые стороны своей натуры, чтобы найти общий язык с окружающими. Слишком долго человек действует в жизни на ощупь.

Именно в начале жизненного пути, в момент вступления в пору сознательного отношения к собственной судьбе, человеку важно получить ответ на множество вопросов, связанных с его поведением, характером, чтобы не были зря потрачены время, силы, здоровье, деньги.

Научная психология в целом – это попытка осознать, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

Понятие «психики» довольно сложное и многомерное. Сейчас мы рассмотрели только ее краткую характеристику. В течение последующей части курса общей психологии мы будем детально разбирать особенности человеческой психики. Этот анализ поможет нам освоить целый ряд основных понятий психологической науки и составить представление о некоторых ее основных проблемах.

Итак, предметом психологии является психика и, прежде всего, психика человека. Человек – один из наиболее сложных объектов познания в реальном мире. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность. И психология занимает здесь одно из важнейших мест.

Каждый из вас имеет свое представление о человеке, которое сформировалось в индивидуальном опыте. Но современная наука формирует некий интегральный образ понятия «человек». Человек предстает как представитель биологического вида; как член общества; в-третьих, изучается его предметная деятельность; а также, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Все науки, изучающие человека, тесно связаны между собой. Но какое бы направление не рассматривалось, в той или иной мере в нем представлены различные разделы психологии. В этом смысле психология – это некая универсальная научная дисциплина, изучающая человека во всей его многогранности. В психологии неоднократно предпринимались попытки сформулировать целостное представление о человеке, интегрируя знания смежных наук. Один из наиболее популярных подходов был предложен Б. Г. Ананьевым, выделившим четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens. Это человек в совокупности его биологических, природных характеристик, в которых зафиксирована его принадлежность к человеческому роду.

Каждый человек имеет определенные врожденные особенности. Например, строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта и креативности, строение руки предполагает возможность использования орудий. Всеми эти чертами младенец человека отличается от детеныша животного уже с момента рождения. Это биологические, т.е. индивидные свойства.

К индивидным свойствам относятся возрастно-половые (возраст и половой деморфизм, т.е. принадлежность к мужскому или женскому полу), конституционные (т.е. особенности телосложения) и нейродинамические свойства мозга. Интеграция индивидных свойств обуславливает темперамент и задатки человека.

Итак, индивид – это характеристика человека как носителя биологических свойств. Но человек это не только биологическое существо. Особенность феномена человека заключается в том, что он выделился из животного мира и в эволюции человека прекратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесообразности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов. И все изменения человека в большей мере касаются его социкультурного развития, развития его личности, а биологические изменения имеют второстепенное развитие.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества. Характеристика человека в совокупности его социальных качеств, приобретенных им в процессе культурного развития, определяет понятие личность.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях и имеют существенное значение для него самого и окружающих. К базовым свойствам личности относятся мотивация, характер, способности, воля и чувства.

Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

Конечно, никто не будет оспаривать тот факт, что человек рождается как представитель определенного биологического вида и несет в течение жизни, генетически заложенные характеристики.

Например, сравнительные исследования гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной и той же семье. Более того, дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе.

Однако, после рождения человек оказывается в определенном социальном окружении, накладывающем отпечаток на формирование тех или иных особенностей его психики. Свидетельством того, что человек может сформироваться как социальное существо (сознание, речь и т.п.) только в условиях культурного окружения являются многочисленные примеры «детей-маугли». Это демонстрирует с одной стороны, высокую пластичность человеческой психики (адаптация к любым условиям, нет жесткого ограничения врожденных программ – пример с насекомыми), а с другой стороны, указывает на социокультурную обусловленность механизма развития человека.

Однако нельзя однозначно определить генетические или социальные детерминанты участвуют в формировании поведения и сложных психических свойств личности. Представляется очевидным заключение о взаимной детерминации психики природными и социальными факторами. Исходной предпосылкой психического развития человека выступает его биологическое развитие. Но биологические процессы не игнорируются и не культивируются, а модифицируются, преломляются через социальный контекст жизни, через отношение человека к своим особенностям. Поэтому, психическое развития зависит от того, каким образом генетическая основа будет реализована в культурном контексте жизни человека.

Например, половой деморфизм – фундаментальное, генетически данное разделение органических свойств человека на 2 качественно разные формы: мужскую и женскую. Однако, биологически заданный пол – это лишь предпосылка становления психологического пола человека. Условием является усвоение и реализация системы социальных стандартов – половых ролей, которым человек должен соответствия, чтоб его признавали как мужчину или женщину, т. е. по принципу «или-или». Важным в этом процессе является осознание собственной половой идентичности с помощью социальных стереотипов половой принадлежности. В тех случаях, когда наблюдается размывание этих стереотипов, затруднено и становление психологического пола.

Наиболее обще модель взаимосвязи биологических и социальных факторов в развитии психики можно описать следующим образом: генотип определяет потенциальные пределы развития, а от среды зависит, насколько потенциал будет реализован.

Следующее понятие – это «субъект деятельности». Это понятие занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Понятие «субъект» соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не мог выступать в качестве субъекта деятельности, то он вряд ли мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его культурная эволюция невозможна вне деятельности. Именно понятие субъект деятельности интегрирует в себе основные базовые характеристики человека, представляя его как биосоциальное существо. Поэтому в структуру данного понятия входят следующие человеческие свойства: сознание, активность и способность к деятельности.

Человек как субъект – это индивид, обладающий сознанием и способностью к деятельности, а вследствие этого активному воздействию на окружающий мир и себя.

Итак, человек может рассматриваться во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. Объединение этих трех уровней в единое целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность.

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности. Таким образом, понятие «индивидуальность» объединяет все свойства человека, которые делают его непохожим на других людей. Человек рождается с индивидуально данными анатомо-физиологическими особенностями, которые служат задатками широкой вариативности проявления его индивидуальности в процессе культурного развития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психология изучает многоуровневую организацию природного и социального в человеке. Именно это определяет место психологии в современной системе наук и ее специфику. При этом, связи с различными дисциплинами, с одной стороны обогащают ее новыми фактами, а с другой, продуцируют формирование отраслей психологии на стыке областей научного знания.

Прежде всего это взаимосвязь психологии и философии. «Прежде всего», потому, что до середины XIX в., когда психология стала самостоятельной наукой, вопросы психологии изучались лишь в рамках философии. Но, даже став самостоятельной дисциплиной, психология сохранила тесную связь с философией. Это легко проиллюстрировать так называемыми междисциплинарными проблемами, которые рассматриваются с позиции и психологии, и философии. Например, понятие личного смысла и цели жизни, сущность и происхождение человеческого сознания, природа высших форм человеческого мышления, политические взгляды, моральные ценности и др.

Психология возникла и развивается на пересечении областей общественного и естественно-научного знания. Заимствуя, например, научные данные из биологии, генетики, антропологии, культурологии психология стремиться построить адекватную теорию происхождения и эволюции психики. В тоже время появляются такие отрасли психологии, как зоопсихология, генетическая психология, антропологическая психология, этнопсихология и т.п.

Взаимодействие с другими общественными науками, например с социологией, с одной стороны обогащает психологию данными о процессах социального взаимодействия человека, а с другой способствует развитию социальной психологии.

Это всего лишь небольшой пример тесной связи современной психологии с различными областями науки и практики. С полным основанием можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому, не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность.

В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии. Это позволяет говорить о том, что структура современной психологии – это память становления дисциплины, определяющая во многом и пути ее дальнейшего развития. Образно, структуру психологии можно представить как дерево, имеющее множество ответвлений – отраслей.

1. Психология. Определение, задачи и место психологии в системе наук о человеке

Психология – это наука о человеке. Психология вскрывает общие психологические закономерности, изучает психические состояния и индивидуально-психологические особенности личности уже сложившегося человека.

Психология наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология изучает деятельность, связанную с психическими процессами: мыслительную, сенсорную и др. Её подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя – это чувственно-предметная, материальная деятельность.

Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, т.е. идеальную деятельность.

Основными задачами психологии являются:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

  • научиться управлять ими;

  • использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворения и счастья людей в их повседневной деятельности;

  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Все выдающиеся педагоги говорили, что необходимо понимать свойства человеческой природы, её естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Строить профессиональное образование можно только в соответствии с этими свойствами, потребностями, возможностями.

Жизнь людей обусловлена социальными условиями. Закономерности развития человека носят конкретно-исторический характер и поэтому меняются при изменении социальных условий. Следовательно, меняются закономерности процессов обучения и воспитания.

Психология имеет связь и оказывает влияние на развитие других наук.

Связь между педагогикой и психологией стала традиционной. Педагогика, чтобы стать настоящей наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности.

Известный психолог В.В. Давыдов наиболее точно определил связь психологии и педагогики: «Психология должна учитываться педагогикой». Говоря о связи педагогики с психологией нужно подчеркнуть их двусторонность. Эти науки продолжают оказывать взаимное влияние друг на друга.

Педагогическая психология устанавливает закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процессов обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, умений, навыков. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Объясняется это тем, что в центре ее внимания – человек, изучением которого занимаются эти науки, но в разных аспектах. Психология интегрирует данные этих наук, влияет на них, являясь моделью человекознания. Психологию нужно рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, как практическое применение приобретенных знаний.

NIMH » Мужчины и психическое здоровье

Почему психическое здоровье мужчин важно?

Психические расстройства поражают мужчин и женщин. Распространенность некоторых психических расстройств у мужчин ниже, чем у женщин. Однако другие расстройства диагностируются с сопоставимой частотой у мужчин и женщин или с большей частотой у мужчин, например синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). По данным  Центров по контролю и профилактике заболеваний  , мужчины также чаще умирают в результате самоубийства, чем женщины.

Некоторые симптомы также могут чаще встречаться у мужчин, чем у женщин, и на течение болезни может влиять пол человека. Исследователи только сейчас начинают различать различные биологические и психосоциальные факторы, которые могут влиять на психическое здоровье.

В прошлом году мужчины реже, чем женщины, обращались за психиатрической помощью. Распознавание признаков того, что у вас или у кого-то, кого вы любите, может быть психическое расстройство, является первым шагом на пути к лечению. Чем раньше начнется лечение, тем эффективнее оно может быть.

Психическое здоровье включает эмоциональное, психологическое и социальное благополучие. Узнайте больше о позаботьтесь о своем психическом здоровье.

Каковы симптомы психических расстройств у мужчин?

У мужчин и женщин могут развиваться одни и те же психические расстройства и состояния, но симптомы могут различаться. Некоторые распространенные симптомы включают:

  • Гнев, раздражительность или агрессивность
  • Заметные изменения настроения, уровня энергии или аппетита
  • Проблемы со сном или слишком много сна
  • Трудности с концентрацией внимания, чувство беспокойства или нервозность
  • Повышенное беспокойство или чувство стресса
  • Злоупотребление алкоголем, наркотиками или тем и другим
  • Постоянная печаль или чувство безнадежности
  • Чувство подавленности или проблемы с положительными эмоциями
  • Участие в деятельности с высоким риском
  • Боли, головные боли или проблемы с пищеварением без ясной причины
  • Навязчивое мышление или компульсивное поведение
  • Мысли или поведение, которые мешают работе, семье или общественной жизни
  • Необычное мышление или поведение, которые беспокоят других людей
  • Мысли о смерти или самоубийстве или попытки самоубийства

Психические расстройства можно вылечить : Если вы не знаете, куда обратиться за помощью, обратитесь к поставщику медицинских услуг или посетите веб-страницу NIMH Help for Mental Illnesses. Правильное общение с поставщиком медицинских услуг может улучшить ваше лечение и помочь вам обоим сделать правильный выбор в отношении своего здоровья. Прочтите о советах, которые помогут подготовиться и получить максимальную отдачу от вашего визита. Для получения дополнительных ресурсов, в том числе вопросов, которые можно задать поставщику медицинских услуг, посетите Агентство медицинских исследований и качества .

Если вы или кто-то из ваших знакомых борется с самоубийством или у него есть мысли о самоубийстве, позвоните или отправьте сообщение на 988 Suicide and Crisis Lifeline по телефону 988 или в чате по телефону 988lifeline.org . В опасных для жизни ситуациях звоните по телефону 911 .

Темы и ресурсы о здоровье для мужчин

Популярные темы о здоровье

  • Тревожные расстройства
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Расстройство аутистического спектра
  • Биполярное расстройство
  • Пограничное расстройство личности
  • Депрессия
  • Расстройства пищевого поведения
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Шизофрения
  • Употребление психоактивных веществ и сопутствующие психические расстройства
  • Предотвращение самоубийств

Рекомендуемые брошюры и информационные бюллетени

Дополнительная информация

Федеральные ресурсы

  • Брат, ты всегда в моих мыслях : В рамках этой инициативы Национального института здоровья меньшинств и различий в состоянии здоровья проводятся различные мероприятия для повышения осведомленности о проблемах психического здоровья, связанных с депрессией и стрессом, от которых страдают афроамериканские мужчины и их семьи.
  • Men’s Health   : MedlinePlus Национальной медицинской библиотеки предлагает ресурсы по уникальным проблемам со здоровьем, с которыми сталкиваются мужчины (en español  ).
  • Предупреждение самоубийств среди мужчин среднего возраста: рекомендации для программ предотвращения самоубийств   : Ресурсный центр по предотвращению самоубийств создал этот ресурс, чтобы помочь государственным и общественным программам по предотвращению самоубийств разрабатывать и реализовывать проекты по предотвращению самоубийств среди мужчин среднего возраста (в возрасте 35–64 лет).
  • Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA)   : SAMHSA предлагает публикации, посвященные особым потребностям мужчин.
  • Почему нам нужно говорить о психическом здоровье мужчин   : в этом сообщении в блоге Управления по охране здоровья женщин Министерства здравоохранения и социальных служб США обсуждается важность поддержки психического здоровья мужчин.

Популярные видео

Психическое здоровье и пожилые люди Facebook Live Вопросы и ответы

Узнайте о психическом и эмоциональном благополучии в более позднем возрасте, признаках и симптомах депрессии, а также о способах поддержания и улучшения психического здоровья.

Эксперты NIH обсуждают пересечение суицида и употребления психоактивных веществ

Узнайте о распространенных факторах риска, группах повышенного риска, самоубийствах из-за передозировки наркотиков, методах лечения, профилактике и ресурсах для поиска помощи.

Мужчины среднего возраста 

В этом видеоролике Ресурсного центра по предотвращению самоубийств рассказывается о мужчинах в возрасте от 35 до 64 лет — группе, уровень самоубийств в которой более чем вдвое превышает средний показатель по стране.

Горячие линии здравоохранения

  • 988 Линия помощи при суициде и кризисе   : Линия помощи предоставляет бесплатную и конфиденциальную эмоциональную поддержку людям, находящимся в суицидальном кризисе или эмоциональном стрессе, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, по всей территории Соединенных Штатов. Звоните или пишите 988 , чтобы связаться с обученным кризисным консультантом. Поддержка также доступна в онлайн-чате  . Para ayuda en español, llame al 988.
  • Горячая линия помощи при бедствиях   : Эта горячая линия Управления по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами предоставляет немедленные консультации в кризисных ситуациях для людей, испытывающих эмоциональный стресс, связанный с любым стихийным бедствием или техногенным бедствием. Горячая линия бесплатная, многоязычная, конфиденциальная и доступна 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Звоните или пишите 1-800-985-5990 .
  • Кризисная линия для ветеранов   : это бесплатный конфиденциальный ресурс для ветеранов всех возрастов и обстоятельств. Позвоните по номеру 1-800-273-8255 , нажмите 1; текст 838255 ; или онлайн-чат  , чтобы связаться с круглосуточной поддержкой.
  • Информационные линии NIH Health

Почему мужчины должны участвовать в клинических испытаниях?

Клинические испытания — это научные исследования, в которых изучаются новые способы предотвращения, выявления или лечения заболеваний и состояний. Цель клинических испытаний — определить, работают ли новые тесты или методы лечения и являются ли они безопасными. Хотя люди могут получить пользу от участия в клиническом испытании, они должны знать, что основная цель клинического испытания — получить новые научные знания, чтобы в будущем можно было лучше помочь другим.

Исследователи из NIMH и по всей стране проводят множество исследований с пациентами и здоровыми добровольцами. Сегодня у нас есть новые и лучшие варианты лечения, благодаря тому, что выявили клинические испытания. Поговорите с поставщиком медицинских услуг о клинических испытаниях, их преимуществах и рисках, а также о том, подходят ли они вам.

Чтобы узнать больше или найти исследование, посетите:

  • Веб-страница клинических испытаний NIMH: информация об участии в клинических испытаниях
  • Присоединиться к исследованию: взрослые: список исследований, проводимых в кампусе NIH в Бетесде, штат Мэриленд

Пол и пол могут важным образом влиять на здоровье. Вы можете помочь ученым узнать больше о различиях и сделать выводы, которые улучшат здоровье мужчин и женщин. NIMH стремится к тому, чтобы мужчины, пытающиеся принять решение о включении в клиническое исследование, получали всю необходимую им информацию, чтобы чувствовать себя комфортно и принимать обоснованные решения.

Последнее рассмотрение: май 2023 г.

Если не указано иное, информация на нашем веб-сайте и в наших публикациях является общественным достоянием и может быть повторно использована или скопирована без разрешения. Однако вы не можете повторно использовать или копировать изображения. В качестве источника укажите Национальный институт психического здоровья. Прочтите нашу политику в отношении авторских прав, чтобы узнать больше о наших рекомендациях по повторному использованию контента NIMH.

Что на это влияет и как улучшить поддержку

Опросы, проведенные по всему миру, показывают, что мужчины во всем мире неохотно говорят о своем психическом здоровье и чаще, чем женщины, умирают в результате самоубийства. Вот почему это может происходить — и как некоторые медицинские работники и исследователи пытаются решить эту проблему.

Во всем мире, представители многих рас, национальностей и уровней дохода, мужчины часто избегают получения помощи в связи со своими психологическими проблемами.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), мужчины умирают в результате самоубийств в два раза чаще, чем женщины. А в странах с высоким уровнем дохода самый высокий уровень самоубийств среди мужчин.

В Соединенных Штатах мужчины составляют почти 80% всех смертей в результате самоубийств, сообщают Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Мужчины кончают жизнь самоубийством в четыре раза чаще, чем женщины.

По данным некоммерческой организации Mental Health America (MHA), специалисты в области психического здоровья чаще диагностируют депрессию у женщин, чем у мужчин. В то же время, добавляет организация, более 6 миллионов американских мужчин ежегодно испытывают симптомы депрессии, и большинство из них остаются недиагностированными.

Ситуационные стрессоры также играют важную роль в самоубийствах среди мужчин, многие из которых не имеют задокументированной истории психического здоровья, согласно анализу CDC 2021 года.

Эти стрессоры могут включать в себя что угодно, от проблем в отношениях до ссор, но все они указывают на потребность в «поддержке во время стрессовых переходов», поясняется в пресс-релизе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, профессионального дома одного из соавторов отчета.

Мужчины реже, чем женщины, получают формальную поддержку психического здоровья любого рода.

Недавние исследования объясняют, почему это может происходить, и предлагают способы исправить ситуацию.

Заметка о сексе и гендере

Пол и гендер существуют в спектрах. В этой статье термины «мужской», «женский» или оба будут использоваться для обозначения пола, назначенного при рождении. Кликните сюда, чтобы узнать больше.

Было ли это полезно?

Ежедневно многие мужчины сталкиваются с предписывающими, устаревшими представлениями о гендере, и эта борьба может усугубить их проблемы с психическим здоровьем.

Это также объясняет, почему так много мужчин с трудом признают, что им нужна помощь, и добиваются ее.

«Половые различия в психическом здоровье обычно проявляются в позднем детстве и подростковом возрасте, — писал Саймон Райс, австралийский эксперт в области психического здоровья, в The Lancet Public Health в 2021 году. в дальнейшей жизни, благодаря чему они продолжают формировать психическое здоровье и обращаются за помощью».

В 2022 году Американский журнал общественного здравоохранения опубликовал обзор исследований, посвященных социальной стигме, связанной с психическими заболеваниями. Было обнаружено, что мужчины, которые усвоили эту стигму, с меньшей вероятностью получали помощь в решении своих психологических проблем и с большей вероятностью сталкивались с трудностями и «повышенным риском тяжелого психического заболевания».

Исследования показывают, что люди, которых лечат от депрессии или суицидальных мыслей (будь то с помощью терапии или лекарств), гораздо реже думают о самоубийстве или предпринимают попытки.

Иногда проблемы с деньгами или другими практическими вопросами связаны с суицидальными мыслями. Было показано, что во времена личных трудностей получение материальной или эмоциональной поддержки от других также уменьшает эти мысли.

Для получения дополнительной исследовательской информации и ресурсов для мужского здоровья, пожалуйста, посетите наш специальный центр.

Было ли это полезно?

Цветные мужчины и представители различных рас и этнических групп сталкиваются с дополнительными трудностями, когда дело доходит до заботы об их психическом здоровье.

Национальный альянс по охране психического здоровья отмечает, что только каждый третий чернокожий взрослый с психическим заболеванием получает лечение, несмотря на то, что они чаще испытывают эмоциональный стресс, чем белые взрослые. Поколенческие расовые травмы и насилие в отношении цветных людей, как это обыгрывается в средствах массовой информации, усиливают это бедствие.

Члены сообщества чернокожих также могут испытывать трудности с доверием к медицинским работникам.

По данным MHA, «историческая дегуманизация, угнетение и насилие в отношении чернокожих и афроамериканцев превратились в современный расизм — структурный, институциональный и индивидуальный — и культивируют уникальный недоверчивый и менее богатый опыт сообщества».

Количество самоубийств среди чернокожих и латиноамериканцев в последние годы постепенно росло, а среди белых неуклонно снижалось, отмечает CDC.

Американские индейцы и коренные жители Аляски имеют самый высокий уровень самоубийств среди всех демографических групп. Согласно опросам, члены этих групп на 60% чаще, чем белые, говорят, что «все — это усилия, все время». Травма и нехватка ресурсов являются способствующими факторами.

Октавио Мартинес-младший, доктор медицинских наук, исполнительный директор Фонда психического здоровья Хогга, говорит, что цветные мужчины чаще сталкиваются с бедностью и насилием, более высоким уровнем тюремного заключения и меньшим количеством возможностей трудоустройства.

Влияние таких различий на их психическое здоровье является «двойным ударом», подчеркивает он.

Все эти проблемы, взятые вместе, служат дополнительным барьером для цветных людей, обращающихся за помощью в случае необходимости по поводу своего психического здоровья.

Одни и те же проблемы с психическим здоровьем могут по-разному проявляться у мужчин и женщин. Считается, что это возможный «побочный эффект» их различных взглядов на психическое здоровье.

Мужчины с депрессией могут проявлять повышенный уровень гнева, агрессии и раздражительности или демонстрировать свои страдания другими «культурно приемлемыми» способами. Вместо этого у женщин с депрессией могут проявляться признаки плохого настроения.

Симптомы депрессии у мужчин могут быть физиологическими, например, учащенное сердцебиение, проблемы с пищеварением или головные боли. По данным Национального института психического здоровья, мужчины могут «с большей вероятностью обратиться к врачу по поводу физических симптомов, чем эмоциональных».

Организация отмечает, что мужчины, страдающие депрессией, могут заниматься самолечением алкоголем и другими веществами. Однако это может усугубить их проблемы и поставить их под угрозу других заболеваний.

Итак, что могут сделать специалисты в области психического здоровья и политики, чтобы мужчины чувствовали себя уверенно и комфортно, обращаясь за поддержкой и получая надлежащий уход?

Исследователи говорят, что первым шагом в решении проблем психического здоровья является расширение общей осведомленности и просвещения по самой теме.

В эссе Canadian Family Physician от 2016 года исследователи предложили разрушить стигму, запустив национальные кампании, которые делают обращение за помощью признаком силы и необходимой частью заботы о своем здоровье в целом.

Программы на базе местных сообществ могут помочь противодействовать факторам риска возникновения проблем с психическим здоровьем, особенно среди пожилых мужчин, которые могут чувствовать себя изолированными и с большей вероятностью попытаются совершить самоубийство и умрут от него, чем молодые мужчины.

Однако ни одно вмешательство не будет полным, пока не будут учтены группы, сталкивающиеся с систематической маргинализацией, такие как цветные мужчины и люди различного этнического и расового происхождения.

Специалисты предполагают, что чернокожие мужчины в США с большей вероятностью будут искать поддержки в неформальной обстановке, например, в местах отправления культа или в парикмахерских, и им будет полезно собраться вместе и пообщаться в группе.

Доктор Мартинес пропагандирует мероприятия, которые поощряют цветных мужчин и мальчиков, а также людей с разным прошлым к общению на личном уровне.

«Стигма исчезает, когда мужчины и мальчики видят стойкость и заботу о своем психическом здоровье, смоделированные их отцами, братьями, учителями, религиозными лидерами и друзьями», — говорит он.

Мужчины гораздо чаще, чем женщины, умирают в результате самоубийства. Это несоответствие может быть частично связано с большим нежеланием мужчин обращаться за психиатрической помощью и интернализованными ожиданиями в отношении «мужского поведения».

Мужчины, у которых возникают суицидальные мысли, должны знать, что помощь доступна. Терапия, лекарства, общественные мероприятия и реальная помощь могут уменьшить суицидальные мысли и помочь справиться с депрессией.

Предотвращение самоубийств

Если вы знаете кого-то, кто подвергается непосредственному риску членовредительства, самоубийства или причинения вреда другому человеку:

  • Задайте сложный вопрос: «Вы думаете о самоубийстве?»
  • Слушайте человека без осуждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *