Виды психологического знания — Психология в жизни человека
Виды психологического знания
|
1. Типы психологических знаний
Психологические знания могут иметь разные источники. Не случайно слова “психология” и “психологический” встречаются не только в научной психологии, но также в обыденной жизни, в искусстве.
В середине XIX в. О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:
религиозное— основанное на традиции и индивидуальной вере;
философское — основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;
позитивное — научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента (цит. по Дружинин, 2001, с.33).
Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая, как подросток, из одежды, которая стала тесной, а не как модница, меняющая платья старого фасона на последний крик моды. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть и стать предметом исследования историков культуры.
Однако, XX в. не отверг ни философское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а об их равноправном сосуществовании. Различные формы знания существуют и развиваются параллельно. В определенные периоды развития цивилизации могут доминировать те или иные формы знания.
Психология — термин, который может применяться к разным видам человеческой практики и знания. Традиционно различают два типа психологических знаний: житейскую и научную психологию. С нашей точки зрения, можно выделить, по крайней мере, пять основных типов психологических знаний, которые отличаются по методам получения знаний, особенностям их построения, способам выражения и обоснования, а также критериям истинности:
житейская психология
научная психология
- искусство
практическая психология
иррациональная психология (Карандашев, 2003).
Существует психология как система обыденных знаний людей о “психике”, поведении других людей, особенностях и закономерностях развития своей и чужой душевной жизни и т. д. Традиционное, обыденное знание зафиксировано в естественном языке в значениях слов, описывающих особенности психики человека, его поведение, личностные черты, способности, мотивы и пр.
Житейские психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Их достоверность проверяется в личном опыте. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний человека.
Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и опыт других людей. Подкрепляясь многократно в опыте большого количества людей, они фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Важный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность.
Люди обмениваются такими знаниями друг с другом, передают их из поколения в поколение в течение всей человеческой истории. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание:
“В тихом омуте черти водятся”, “Мягко стелет, да жестко спать”, “Пуганая ворона и куста боится”, “Хвалу, и честь и славу и дурак любит”, “Семь раз отмерь – один раз отрежь”, “Повторение – мать учения”.Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одна и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба-Яга, Кащей Бессмертный – в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц – в сказках о животных. Сказочные персонажи часто характеризуют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.
Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.
Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность. Поэтому вызывают особый интерес книги с афоризмами классиков. Дейл Карнеги в свое время предпринял опыт обобщения жизненных наблюдений и размышлений известных людей о тайнах человеческого общения. В результате появилась популярная книга “Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей”. Эта и другие его книги написаны занимательно, с множеством примеров, придающих эффект наглядности, что типично для книг, написанных на основе житейской психологии. Все это делает такие книги очень привлекательными для читателей.
Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность, что делает их очень привлекательными для использования при обучении психологии. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хоть и типичных ситуациях. Порой эти знания могут достигать определенного уровня обобщенности и выражаться в пословицах: “Ни радость вечная, ни печаль бесконечная”, “На сердитых воду возят”. Они дают людям практические советы: “В нужде не унывай, в счастье не ослабевай”, “После драки кулаками не машут”.
Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. Ясность и простота изложения, обилие конкретных, образных примеров делает их убедительными для других людей. В пословицах это достигается это часто за счет метафор: “Мелка река, да круты берега”.
Именно яркие иллюстрации и жизненные ситуации делают книги Дейла Карнеги столь привлекательными.
Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.
Однако, в знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Это делает их применимыми для самых разных жизненных ситуаций, порой даже противоположных (“Тише едешь – дальше будешь”).
Как писала Ю.Б. Гиппенрейтер, “отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее силу” (Гиппенрейтер, 1996, с.18).
Знания житейской и научной психологии по сути своей могут быть близки друг к другу или противоречить. В связи с этим люди могут или соглашаться с тем.
В последние годы из-за возросшего интереса людей к психологическому знанию возникла новая сфера: так называемая “поп-психология”, которая характеризуется как упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью культуры, в том числе массовой культуры. Типичные названия книг такого рода: “Сделай себя счастливым”, “Как достичь успеха в жизни”, “Сила ума”, “22 типа мужчин – выбери одного”, “Вредные люди” “Не давите мне на психику”. Неясно, насколько обоснованны эти знания. В значительной степени они являются описанием житейских психологических знаний отдельных людей, которые считают себя особенно опытными в вопросах жизненной психологии. Не следует смешивать такие книги с научно-популярными психологическими знаниями, которые, в отличие от них, представляют собой популяризацию результатов научных исследований.
Вывод: особенности житейских психологических знаний
Достоверность знаний проверяется в личном опыте |
Критерий истинности знаний – правдоподобность |
Конкретность |
Практичность |
Доступность изложения |
Наглядность |
Опора на жизненный опыт и здравый смысл |
Неточность употребляемых понятий |
Пандемия цитирования COVID-19 в области психологических знаний
. 2022 19 мая; 1-15.
doi: 10.1007/s12144-022-03146-3. Онлайн перед печатью.
Деян Паич 1
принадлежность
- 1 Факультет философии, кафедра психологии, Нови-Садский университет, Нови-Сад, Сербия.
- PMID: 35607645
- PMCID: PMC9117083
- DOI: 10.1007/с12144-022-03146-3
Бесплатная статья ЧВК
Деян Пайич. Курс психол. .
Бесплатная статья ЧВК
. 2022 19 мая; 1-15.
doi: 10.1007/s12144-022-03146-3. Онлайн перед печатью.
Автор
Деян Паич 1
принадлежность
- 1 Факультет философии, кафедра психологии, Нови-Садский университет, Нови-Сад, Сербия.
- PMID: 35607645
- PMCID: PMC9117083
- DOI: 10. 1007/с12144-022-03146-3
Абстрактный
Представленное исследование исследует область знаний психологических исследований, опубликованных в 2020 и 2021 годах. Метаданные из 156,942 статьи по психологии, доступные в Scopus, были проанализированы с использованием методов анализа цитирования и библиографического картирования. Принимая во внимание повсеместное распространение пандемии COVID-19 и множество способов, которыми она повлияла на жизнь людей, тот факт, что статьи, связанные с COVID-19, составляют всего от 2% до 7% от общего объема академической продукции в области психологии, может показаться довольно низким. Однако эти статьи привлекли гораздо больше внимания общественности, чем статьи, не связанные с COVID. Они также цитировались в два-восемь раз чаще, в зависимости от используемой меры, и составляют от 16% до 19%.% от общего числа ссылок на статьи по психологии. Результаты показывают, что исследователи на ранних стадиях и те, у кого было меньше статей в Scopus, больше выиграли от публикации статей о COVID. Им удалось поднять свои средние показатели цитируемости до уровня их коллег, которые были гораздо дольше активны и ранее имели более высокую цитируемость. Результаты показывают, что цитируемое авторами поведение в значительной степени следует модели кумулятивного преимущества. Психологические исследования в основном сосредоточены на психическом здоровье, тревоге, депрессии и стрессе. Эта тенденция еще более усиливается из-за пандемии, поскольку некоторые из этих тем часто анализируются как типичные эмоциональные реакции на COVID-19.. Другие соответствующие вопросы также очень хорошо освещены, за исключением вопроса о том, как научные результаты доводятся до сведения общественности. Роль «горячих» статей была разработана с точки зрения практики оценки исследований.
Дополнительная информация: Онлайн-версия содержит дополнительные материалы, доступные по адресу 10.1007/s12144-022-03146-3.
Ключевые слова: библиометрическое картографирование; COVID-19; анализ цитирования; Психологические исследования; Оценка исследования.
© Автор(ы), по эксклюзивной лицензии Springer Science+Business Media, LLC, входящей в состав Springer Nature 2022.
Заявление о конфликте интересов
Конфликт интересов Автор не имеет соответствующих связей или финансового участия с какой-либо организацией или юридическим лицом, имеющим финансовый интерес или финансовый конфликт с предметом или материалами, обсуждаемыми в рукописи.
Цифры
Рис. 1
Отношения между несколькими свойствами…
Рис. 1
Взаимосвязь между некоторыми свойствами библиометрических профилей авторов COVID *
рисунок 1Взаимосвязь между некоторыми свойствами библиометрических профилей авторов COVID *
Рис. 2
Корреляция между средними авторскими…
Рис. 2
Корреляция между средней цитируемостью авторов с учетом и без учета наиболее цитируемого…
Рис. 2Корреляция между средним уровнем цитирования авторов с учетом и без учета наиболее цитируемой статьи о COVID или не о COVID, опубликованной в 2020–2021 гг. *
Рис. 3
Медиана, диапазон квартилей и не выбросы…
Рис. 3
Медиана, диапазон квартилей и диапазон невыпадающих значений коэффициента цитирования для различных типов…
Рис. 3Медиана, диапазон квартилей и диапазон невыпадающих значений коэффициента цитирования для различных типов статей по психологии
Рис. 4
Карта совпадения авторских ключевых слов…
Рис. 4
Карта совпадения ключевых слов авторов из 7909 статей по психологии, связанных с COVID-19
Рис. 4Карта совпадения ключевых слов авторов из 7909 статей по психологии, связанных с COVID-19
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Импакт-факторы и прогноз популярных тем в журнале.
Нильсен МБ, Зейтц К. Нильсен М.Б. и соавт. Ультрашалл Мед. 2016 авг; 37 (4): 343-5. doi: 10.1055/s-0042-111209. Epub 2016 4 августа. Ультрашалл Мед. 2016. PMID: 27490462 Английский.
Сопоставление научной литературы по COVID-19 и психическому здоровью.
Гуль С., Рехман С.У., Ашик М., Хаттак А. Гуль С. и др. Психиатр Дануб. 2020 Осень-Зима;32(3-4):463-471. doi: 10.24869/psyd.2020.463. Психиатр Дануб. 2020. PMID: 33370754
Вклад иранских ученых в исследования COVID-19: библиометрический анализ и визуализация.
Сабери М.К., Фархади А., Карами С., Мохтари Х. Сабери М.К. и др. Med J Ислам Республики Иран. 2021 16 фев; 35:24. дои: 10.47176/mjiri.35.24. Электронная коллекция 2021. Med J Ислам Республики Иран. 2021. PMID: 34169036 Бесплатная статья ЧВК.
Глобальные тенденции исследований COVID-19 с помощью МРТ и ПЭТ/КТ: предварительный обзор с библиометрическим и сетевым анализом.
Ривера-Сотело Н. , Варгас-Дель-Анхель Р.Г., Терновой С.К., Ролдан-Валадес Э. Ривера-Сотело Н. и соавт. Clin Transl Imaging. 2021;9(6):625-639. doi: 10.1007/s40336-021-00460-x. Epub 2021 14 августа. Clin Transl Imaging. 2021. PMID: 34414137 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Глобальный обзор исследований COVID-19 в педиатрии: библиометрический обзор.
Монцани А., Тальяферри Ф., Беллоне С., Дженони Г., Раббоне И. Монцани А. и др. JMIR Педиатр Родитель. 2021 23 июля; 4(3):e24791. дои: 10.2196/24791. JMIR Педиатр Родитель. 2021. PMID: 34081597 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Насколько нас волнует выгорание учителей во время пандемии: библиометрический обзор.
Гомес-Домингес В., Наварро-Матеу Д., Прадо-Гаско В.Х., Гомес-Домингес Т. Гомес-Домингес В. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 10 июня; 19 (12): 7134. дои: 10.3390/ijerph29127134. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35742381 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Рекомендации
- Аллик Дж. Психология личности в первое десятилетие нового тысячелетия: библиометрический портрет. Европейский журнал личности. 2013;27(1):5–14. дои: 10.1002/пер.1843. — DOI
- Алтиг Д., Бейкер С., Барреро Дж. М., Блум Н. , Банн Филип, Чен Скарлет, Дэвис Стивен Дж., Лезер Джулия, Мейер Брент, Михайлов Эмиль, Мизен Пол, Паркер Николас, Рено Томас, Смиетанка Павел, Туэйтс Грегори. Экономическая неопределенность до и во время пандемии COVID-19. Журнал общественной экономики. 2020;191:104274. doi: 10.1016/j.jpubeco.2020.104274. — DOI — ЧВК — пабмед
- Англада-Торт М, Санфилиппо КРМ. Визуализация музыкальной психологии: библиометрический анализ психологии музыки, музыкального восприятия и Musicae Scientiae с 1973 по 2017 год . Музыка и наука. 2019;2:2059204318811786. дои: 10.1177/2059204318811786. — DOI
- Аристовник А., Равшель Д., Умек Л. Библиометрический анализ COVID-19 в области научных и социальных исследований. Устойчивость. 2020;12(21):9132. дои: 10.3390/su12219132. — DOI
- Бай X, Чжан Ф, Ли И. Прогнозирование цитирования научной статьи. Журнал информатики. 2019;13(1):407–418. doi: 10.1016/j.joi.2019.01.010. — DOI
Выпуск 10.
Психологические знания в обществе. Карточки Рианнон КларкКак понимание памяти психологами может помочь пациентам с деменцией?
Деменция — это болезнь, от которой страдают 850 000 человек в Великобритании. К 2025 году она увеличится до 1 миллиона человек. Число людей с деменцией растет, что вызывает обеспокоенность общества. Речь идет о стоимости медицинского обслуживания и жизни с болезнью.
Как наши знания в области когнитивной психологии способствовали развитию общества? (личность, семья, общество, хозяйство)
Индивидуальный подход — помочь человеку лучше справляться с симптомами деменции, рассказав ему о процессе памяти и о том, как его можно улучшить
Семья — показывает семье, как лучше всего заботиться о человеке, объясняя, через что они проходят, и обучая людей тому, как они могут помочь и поддержать.
Общество — показывает обществу, как принимать людей, которые страдают, объясняя, что происходит, и простыми способами сделать их жизнь более вовлеченной.
Экономия. Если эти ближайшие родственники и друзья могут ухаживать за больными дома, потребность в домах престарелых и пребывании в больницах NHS снижается, что является преимуществом.
Какой вклад внесла эпизодическая память?
Мы должны стараться давать контекстуальную информацию, позволять им жить прошлым, спрашивать их о прошлом, использовать подсказки для восстановления воспоминаний, такие как фотографии, и задавать конкретные вопросы, чтобы они могли сосредоточить свои мысли.
Какой вклад внесли исследования в области памяти STM?
Вещи должны быть записаны для них, чтобы они могли продолжать читать.
Какую роль сыграла оперативная память?
Если вы разговариваете с человеком, страдающим деменцией, убедитесь, что он не отвлекается и может обработать одну вещь за раз. Старайтесь не говорить одновременно с ними.
Какой вклад внесла реконструктивная память?
Возможно, они смешивают схемы. Задавайте ограниченные вопросы, внимательно слушайте и старайтесь следовать их мыслительному процессу.
Каковы последствия для общества, если окажется, что агрессия вызвана природой, а не воспитанием?
Агрессия у людей может исходить от природы или воспитания. Можно сказать, что если поведение обусловлено факторами окружающей среды, то кто-то может решить не вести себя таким образом. Однако можно сказать, что если поведение исходит из чьей-то природы, в нем нет элемента выбора.
Как наше знание биологической психологии помогло обществу? (личность, общество, хозяйство)
Индивидуальное лечение и поддержка доступны для людей, которые борются с агрессией, поскольку она имеет биологическую причину. Это снимает вину с человека
Общество — успешное лечение устраняет угрозу агрессивных людей из общества, мы больше не обвиняем их
Экономика — мы не тратим деньги на неправильное лечение или реабилитацию, поскольку теперь мы знаем, что работает
Почему обычные люди совершают геноцид?
Геноцид – это действие, совершаемое с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Это было видно во время Холокоста, который побудил к многочисленным исследованиям предубеждений и послушания. Социальная психология попыталась объяснить это.
Как наши знания социальной психологии способствовали развитию общества? (физическое лицо, общество)
Индивидуум. Это исследование помогло нам лучше понять, что мы будем делать в такой ситуации 9.0003
Общество — дает обществу возможность определить, когда мы находимся в опасности нового инцидента геноцида, и дает возможность предотвратить его.
Является ли влияние образцов для подражания и знаменитостей причиной анорексии?
Нервная анорексия — это расстройство пищевого поведения, которое характеризуется резкой потерей веса и беспокойством, связанным с едой и увеличением веса. Социокультурные факторы обычно связаны с анорексией, поскольку она более распространена в промышленно развитых обществах, где идеалы стройности изображаются в средствах массовой информации.
Какой вклад в развитие общества внесли наши знания в области психологии обучения? (физическое лицо, общество)
Индивидуум — помогает людям осознать, что существуют доступные методы лечения, и делает общество более осведомленным об опасностях социальных сетей. Подчеркивает проблемы с нашим обществом
Общество – уменьшает стигматизацию, показывая, что это болезнь, которую нужно лечить, и что это не выбор.
Как проблемы психического здоровья освещаются в СМИ?
Средства массовой информации склонны использовать резкие слова, такие как «псих» и «маньяк», в заголовках, когда речь идет о людях с проблемами психического здоровья, что может повлиять на общественное мнение.
Какой вклад в развитие общества внесли наши знания в области клинической психологии? (физическое лицо, общество)
Индивидуум — помог нам увидеть реальность психических заболеваний и доказать, что СМИ нельзя доверять.
Общество — помогает нам изменить наше отношение к СМИ и быть более осторожными
Показания очевидцев слишком точны, чтобы им можно было доверять?
EWT используется в качестве доказательства в уголовных процессах в странах по всему миру. Присяжные, как правило, обращают особое внимание на очевидцев и считают доказательства заслуживающими доверия.