Психологические знания: Виды психологического знания — Психология в жизни человека

Виды психологического знания — Психология в жизни человека

Виды психологического знания

    Психологические знания — это знания о психологических особенностях и внутреннем мире людей, и о психологических причинах, объясняющих их поведение.
    К числу психологических явлений относят разнообразные проявления душевной (психической) жизни человека: чувства, память, интеллект, характер, способности и т.д.
    Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники, и разные формы воплощения.
    Анализ способов получения знаний о другом человеке показывает, что на сегодняшний день можно выделить четыре относительно независимых реальностей жизни, в которых представлено это знание.
    

    Это конкретное знание о людях, которые человек получил в процессе своей жизни.

Он проверил их на истинность событиями своей жизни. Человек применил эти знания в воздействии на других людей и таким образом делает их доступными для окружающих. Эти знания можно назвать житейскими, а основанное на них воздействие – житейской психологией. Каждый из нас обладает такими знаниями.

    Это обобщенные знания о людях, которые человек получил в производственном коллективе, классе и т.п. Это знание проверяется на истинность жизнью этой группы, входит в систему ее ценностей как регулятор отношений между членами этой группы и всей группы с другими общностями людей. Материал такого рода знания широко представлен в речевых стереотипах и стереотипах поведения. Это ритуаы, традиции, пословицы и поговорки. Эти знания можно назвать обыденными и, основанное на них воздействие на другого человека – обыденной психологией, которая позволяет предвидеть последствия поведения человека в относительно замкнутой группе людей.

    Это обобщенное знание о людях, которое получено относительно небольшой группой людей – ученых, поставивших своей целью получить обобщенное, закономерное, достоверное знание о людях. Эти ученые-психологии представители смежных наук о человеке пользуются специальными приемами получения знаний, т.е. методами науки. Для них очень важно обсуждение вопроса о соответствии методов науки и ее предмета. Результатом работы ученых является некоторая обобщенная закономерность. При использовании этого знания для воздействиия на человека встает вопрос о степени выраженности этого качества у конкретного человека. Очевидно, что найденную закономерность придется предельно конкретизировать. Итак, обобщенная закономерное знание о человеке, полученное учеными и проверенное на достоверность с помощью специальных методов, может быть названо научным или академичным, а основанная на нем психология –

академическая психология.


    Практическая психология. В целом, появление практической психологии связано с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей. Это вызвано тем, что по мере развития общества увеличивается зависимость больших групп людей от действия одного человека или относительно небольшой группы людей.

1. Типы психологических знаний

Психологические знания могут иметь разные источники. Не случайно слова “психология” и “психологический” встречаются не только в научной психологии, но также в обыденной жизни, в искусстве.

В середине XIX в. О. Конт, основатель позитивизма, предложил кон­цепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сме­няющие одна другую формы знания:

  1. религиозное— основанное на традиции и индивидуальной вере;

  2. философское — основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;

  3. позитивное — научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблю­дения или эксперимента (цит. по Дружинин, 2001, с.33).

Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая, как подросток, из одежды, которая стала тесной, а не как модница, меняющая платья старого фасона на последний крик моды. Старые формы человеческого знания (религиозное и философское) должны неизбежно отмереть и стать предметом исследования историков культуры.

Однако, XX в. не отверг ни фило­софское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а об их равноправном сосуществовании. Различные формы знания существуют и развиваются параллельно. В определенные периоды разви­тия цивилизации могут доминировать те или иные формы знания.

Психология — термин, который может применяться к разным видам челове­ческой практики и знания. Традиционно различают два типа психологических знаний: житейскую и научную психологию. С нашей точки зрения, можно выделить, по крайней мере, пять основных типов психологических знаний, которые отличаются по методам получения знаний, особенностям их построения, способам выражения и обоснования, а также критериям истинности:

  1. житейская психология

  2. научная психология

  3. искусство

  4. практическая психология

  5. иррациональная психология (Карандашев, 2003).

Существует психология как система обыденных знаний людей о “пси­хике”, поведении других людей, особенностях и закономерностях развития своей и чужой душевной жизни и т. д. Традиционное, обыден­ное знание зафиксировано в естественном языке в значениях слов, описывающих особенности психики человека, его поведение, личностные чер­ты, способности, мотивы и пр.

Житейские психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Их достоверность проверяется в личном опыте. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний человека.

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и опыт других людей. Подкрепляясь многократно в опыте большого количества людей, они фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Важный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность.

Люди обмениваются такими знаниями друг с другом, передают их из поколения в поколение в течение всей человеческой истории. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание:

“В тихом омуте черти водятся”, “Мягко стелет, да жестко спать”, “Пуганая ворона и куста боится”, “Хвалу, и честь и славу и дурак любит”, “Семь раз отмерь – один раз отрежь”, “Повторение – мать учения”.

Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одна и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба-Яга, Кащей Бессмертный – в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц – в сказках о животных. Сказочные персонажи часто характеризуют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.

Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность. Поэтому вызывают особый интерес книги с афоризмами классиков. Дейл Карнеги в свое время предпринял опыт обобщения жизненных наблюдений и размышлений известных людей о тайнах человеческого общения. В результате появилась популярная книга “Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей”. Эта и другие его книги написаны занимательно, с множеством примеров, придающих эффект наглядности, что типично для книг, написанных на основе житейской психологии. Все это делает такие книги очень привлекательными для читателей.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность, что делает их очень привлекательными для использования при обучении психологии. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хоть и типичных ситуациях. Порой эти знания могут достигать определенного уровня обобщенности и выражаться в пословицах: “Ни радость вечная, ни печаль бесконечная”, “На сердитых воду возят”. Они дают людям практические советы: “В нужде не унывай, в счастье не ослабевай”, “После драки кулаками не машут”.

Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. Ясность и простота изложения, обилие конкретных, образных примеров делает их убедительными для других людей. В пословицах это достигается это часто за счет метафор: “Мелка река, да круты берега”.

Именно яркие иллюстрации и жизненные ситуации делают книги Дейла Карнеги столь привлекательными.

Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Это делает их, с одной стороны, уважаемыми, а с другой стороны, недостаточно доказательными. Житейскую психологию иногда называют донаучной, подчеркивая тем самым ее недостатки перед психологическими знаниями в науке. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно, и житейские знания имеют свои преимущества, особенно в ситуациях, когда научная психология не успевает за жизнью. Так, например, педагоги, опираясь на профессиональный опыт, мысленно строят для себя определенные психологические классификации учащихся, необходимые им в повседневной работе. Ими выделяются, например, такие типы учащихся как “старательные”, “замкнутые”, “торопливые”, “невнимательные”, “медлительные”, “медлительные, но выполняющие работу на высоком уровне качества”, “слаборазвитые умственно”, способные”. Такие классификации оказываются необходимыми, если педагог не находит в существующей психологической литературе полезной для себя классификации личностей учащихся. Он строит ее самостоятельно на основе анализа жизненной практики наблюдений и пользуется ею, соответствующим образом дифференцируя подход к учащимся.

Однако, в знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Это делает их применимыми для самых разных жизненных ситуаций, порой даже противоположных (“Тише едешь – дальше будешь”).

Как писала Ю.Б. Гиппенрейтер, “отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее силу” (Гиппенрейтер, 1996, с.18).

Знания житейской и научной психологии по сути своей могут быть близки друг к другу или противоречить. В связи с этим люди могут или соглашаться с тем.

В последние годы из-за возросшего интереса людей к психологическому знанию возникла новая сфера: так называемая “поп-психология”, которая характеризуется как упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью культуры, в том числе массовой культуры. Типичные названия книг такого рода: “Сделай себя счастливым”, “Как достичь успеха в жизни”, “Сила ума”, “22 типа мужчин – выбери одного”, “Вредные люди” “Не давите мне на психику”. Неясно, насколько обоснованны эти знания. В значительной степени они являются описанием житейских психологических знаний отдельных людей, которые считают себя особенно опытными в вопросах жизненной психологии. Не следует смешивать такие книги с научно-популярными психологическими знаниями, которые, в отличие от них, представляют собой популяризацию результатов научных исследований.

Вывод: особенности житейских психологических знаний

Достоверность знаний проверяется в личном опыте

Критерий истинности знаний – правдоподобность

Конкретность

Практичность

Доступность изложения

Наглядность

Опора на жизненный опыт и здравый смысл

Неточность употребляемых понятий

Пандемия цитирования COVID-19 в области психологических знаний

. 2022 19 мая; 1-15.

doi: 10.1007/s12144-022-03146-3. Онлайн перед печатью.

Деян Паич 1

принадлежность

  • 1 Факультет философии, кафедра психологии, Нови-Садский университет, Нови-Сад, Сербия.
  • PMID: 35607645
  • PMCID: PMC9117083
  • DOI: 10.1007/с12144-022-03146-3

Бесплатная статья ЧВК

Деян Пайич. Курс психол. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2022 19 мая; 1-15.

doi: 10.1007/s12144-022-03146-3. Онлайн перед печатью.

Автор

Деян Паич 1

принадлежность

  • 1 Факультет философии, кафедра психологии, Нови-Садский университет, Нови-Сад, Сербия.
  • PMID: 35607645
  • PMCID: PMC9117083
  • DOI: 10. 1007/с12144-022-03146-3

Абстрактный

Представленное исследование исследует область знаний психологических исследований, опубликованных в 2020 и 2021 годах. Метаданные из 156,942 статьи по психологии, доступные в Scopus, были проанализированы с использованием методов анализа цитирования и библиографического картирования. Принимая во внимание повсеместное распространение пандемии COVID-19 и множество способов, которыми она повлияла на жизнь людей, тот факт, что статьи, связанные с COVID-19, составляют всего от 2% до 7% от общего объема академической продукции в области психологии, может показаться довольно низким. Однако эти статьи привлекли гораздо больше внимания общественности, чем статьи, не связанные с COVID. Они также цитировались в два-восемь раз чаще, в зависимости от используемой меры, и составляют от 16% до 19%.% от общего числа ссылок на статьи по психологии. Результаты показывают, что исследователи на ранних стадиях и те, у кого было меньше статей в Scopus, больше выиграли от публикации статей о COVID. Им удалось поднять свои средние показатели цитируемости до уровня их коллег, которые были гораздо дольше активны и ранее имели более высокую цитируемость. Результаты показывают, что цитируемое авторами поведение в значительной степени следует модели кумулятивного преимущества. Психологические исследования в основном сосредоточены на психическом здоровье, тревоге, депрессии и стрессе. Эта тенденция еще более усиливается из-за пандемии, поскольку некоторые из этих тем часто анализируются как типичные эмоциональные реакции на COVID-19.. Другие соответствующие вопросы также очень хорошо освещены, за исключением вопроса о том, как научные результаты доводятся до сведения общественности. Роль «горячих» статей была разработана с точки зрения практики оценки исследований.

Дополнительная информация: Онлайн-версия содержит дополнительные материалы, доступные по адресу 10.1007/s12144-022-03146-3.

Ключевые слова: библиометрическое картографирование; COVID-19; анализ цитирования; Психологические исследования; Оценка исследования.

© Автор(ы), по эксклюзивной лицензии Springer Science+Business Media, LLC, входящей в состав Springer Nature 2022.

Заявление о конфликте интересов

Конфликт интересов Автор не имеет соответствующих связей или финансового участия с какой-либо организацией или юридическим лицом, имеющим финансовый интерес или финансовый конфликт с предметом или материалами, обсуждаемыми в рукописи.

Цифры

Рис. 1

Отношения между несколькими свойствами…

Рис. 1

Взаимосвязь между некоторыми свойствами библиометрических профилей авторов COVID *

рисунок 1

Взаимосвязь между некоторыми свойствами библиометрических профилей авторов COVID *

Рис. 2

Корреляция между средними авторскими…

Рис. 2

Корреляция между средней цитируемостью авторов с учетом и без учета наиболее цитируемого…

Рис. 2

Корреляция между средним уровнем цитирования авторов с учетом и без учета наиболее цитируемой статьи о COVID или не о COVID, опубликованной в 2020–2021 гг. *

Рис. 3

Медиана, диапазон квартилей и не выбросы…

Рис. 3

Медиана, диапазон квартилей и диапазон невыпадающих значений коэффициента цитирования для различных типов…

Рис. 3

Медиана, диапазон квартилей и диапазон невыпадающих значений коэффициента цитирования для различных типов статей по психологии

Рис. 4

Карта совпадения авторских ключевых слов…

Рис. 4

Карта совпадения ключевых слов авторов из 7909 статей по психологии, связанных с COVID-19

Рис. 4

Карта совпадения ключевых слов авторов из 7909 статей по психологии, связанных с COVID-19

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Импакт-факторы и прогноз популярных тем в журнале.

    Нильсен МБ, Зейтц К. Нильсен М.Б. и соавт. Ультрашалл Мед. 2016 авг; 37 (4): 343-5. doi: 10.1055/s-0042-111209. Epub 2016 4 августа. Ультрашалл Мед. 2016. PMID: 27490462 Английский.

  • Сопоставление научной литературы по COVID-19 и психическому здоровью.

    Гуль С., Рехман С.У., Ашик М., Хаттак А. Гуль С. и др. Психиатр Дануб. 2020 Осень-Зима;32(3-4):463-471. doi: 10.24869/psyd.2020.463. Психиатр Дануб. 2020. PMID: 33370754

  • Вклад иранских ученых в исследования COVID-19: библиометрический анализ и визуализация.

    Сабери М.К., Фархади А., Карами С., Мохтари Х. Сабери М.К. и др. Med J Ислам Республики Иран. 2021 16 фев; 35:24. дои: 10.47176/mjiri.35.24. Электронная коллекция 2021. Med J Ислам Республики Иран. 2021. PMID: 34169036 Бесплатная статья ЧВК.

  • Глобальные тенденции исследований COVID-19 с помощью МРТ и ПЭТ/КТ: предварительный обзор с библиометрическим и сетевым анализом.

    Ривера-Сотело Н. , Варгас-Дель-Анхель Р.Г., Терновой С.К., Ролдан-Валадес Э. Ривера-Сотело Н. и соавт. Clin Transl Imaging. 2021;9(6):625-639. doi: 10.1007/s40336-021-00460-x. Epub 2021 14 августа. Clin Transl Imaging. 2021. PMID: 34414137 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Глобальный обзор исследований COVID-19 в педиатрии: библиометрический обзор.

    Монцани А., Тальяферри Ф., Беллоне С., Дженони Г., Раббоне И. Монцани А. и др. JMIR Педиатр Родитель. 2021 23 июля; 4(3):e24791. дои: 10.2196/24791. JMIR Педиатр Родитель. 2021. PMID: 34081597 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Насколько нас волнует выгорание учителей во время пандемии: библиометрический обзор.

    Гомес-Домингес В., Наварро-Матеу Д., Прадо-Гаско В.Х., Гомес-Домингес Т. Гомес-Домингес В. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 10 июня; 19 (12): 7134. дои: 10.3390/ijerph29127134. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35742381 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Рекомендации

    1. Аллик Дж. Психология личности в первое десятилетие нового тысячелетия: библиометрический портрет. Европейский журнал личности. 2013;27(1):5–14. дои: 10.1002/пер.1843. — DOI
    1. Алтиг Д., Бейкер С., Барреро Дж. М., Блум Н. , Банн Филип, Чен Скарлет, Дэвис Стивен Дж., Лезер Джулия, Мейер Брент, Михайлов Эмиль, Мизен Пол, Паркер Николас, Рено Томас, Смиетанка Павел, Туэйтс Грегори. Экономическая неопределенность до и во время пандемии COVID-19. Журнал общественной экономики. 2020;191:104274. doi: 10.1016/j.jpubeco.2020.104274. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Англада-Торт М, Санфилиппо КРМ. Визуализация музыкальной психологии: библиометрический анализ психологии музыки, музыкального восприятия и Musicae Scientiae с 1973 по 2017 год . Музыка и наука. 2019;2:2059204318811786. дои: 10.1177/2059204318811786. — DOI
    1. Аристовник А., Равшель Д., Умек Л. Библиометрический анализ COVID-19 в области научных и социальных исследований. Устойчивость. 2020;12(21):9132. дои: 10.3390/su12219132. — DOI
    1. Бай X, Чжан Ф, Ли И. Прогнозирование цитирования научной статьи. Журнал информатики. 2019;13(1):407–418. doi: 10.1016/j.joi.2019.01.010. — DOI

Выпуск 10.

Психологические знания в обществе. Карточки Рианнон Кларк

Как понимание памяти психологами может помочь пациентам с деменцией?

Деменция — это болезнь, от которой страдают 850 000 человек в Великобритании. К 2025 году она увеличится до 1 миллиона человек. Число людей с деменцией растет, что вызывает обеспокоенность общества. Речь идет о стоимости медицинского обслуживания и жизни с болезнью.

Как наши знания в области когнитивной психологии способствовали развитию общества? (личность, семья, общество, хозяйство)

Индивидуальный подход — помочь человеку лучше справляться с симптомами деменции, рассказав ему о процессе памяти и о том, как его можно улучшить

Семья — показывает семье, как лучше всего заботиться о человеке, объясняя, через что они проходят, и обучая людей тому, как они могут помочь и поддержать.

Общество — показывает обществу, как принимать людей, которые страдают, объясняя, что происходит, и простыми способами сделать их жизнь более вовлеченной.

Экономия. Если эти ближайшие родственники и друзья могут ухаживать за больными дома, потребность в домах престарелых и пребывании в больницах NHS снижается, что является преимуществом.

Какой вклад внесла эпизодическая память?

Мы должны стараться давать контекстуальную информацию, позволять им жить прошлым, спрашивать их о прошлом, использовать подсказки для восстановления воспоминаний, такие как фотографии, и задавать конкретные вопросы, чтобы они могли сосредоточить свои мысли.

Какой вклад внесли исследования в области памяти STM?

Вещи должны быть записаны для них, чтобы они могли продолжать читать.

Какую роль сыграла оперативная память?

Если вы разговариваете с человеком, страдающим деменцией, убедитесь, что он не отвлекается и может обработать одну вещь за раз. Старайтесь не говорить одновременно с ними.

Какой вклад внесла реконструктивная память?

Возможно, они смешивают схемы. Задавайте ограниченные вопросы, внимательно слушайте и старайтесь следовать их мыслительному процессу.

Каковы последствия для общества, если окажется, что агрессия вызвана природой, а не воспитанием?

Агрессия у людей может исходить от природы или воспитания. Можно сказать, что если поведение обусловлено факторами окружающей среды, то кто-то может решить не вести себя таким образом. Однако можно сказать, что если поведение исходит из чьей-то природы, в нем нет элемента выбора.

Как наше знание биологической психологии помогло обществу? (личность, общество, хозяйство)

Индивидуальное лечение и поддержка доступны для людей, которые борются с агрессией, поскольку она имеет биологическую причину. Это снимает вину с человека

Общество — успешное лечение устраняет угрозу агрессивных людей из общества, мы больше не обвиняем их

Экономика — мы не тратим деньги на неправильное лечение или реабилитацию, поскольку теперь мы знаем, что работает

Почему обычные люди совершают геноцид?

Геноцид – это действие, совершаемое с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Это было видно во время Холокоста, который побудил к многочисленным исследованиям предубеждений и послушания. Социальная психология попыталась объяснить это.

Как наши знания социальной психологии способствовали развитию общества? (физическое лицо, общество)

Индивидуум. Это исследование помогло нам лучше понять, что мы будем делать в такой ситуации 9.0003

Общество — дает обществу возможность определить, когда мы находимся в опасности нового инцидента геноцида, и дает возможность предотвратить его.

Является ли влияние образцов для подражания и знаменитостей причиной анорексии?

Нервная анорексия — это расстройство пищевого поведения, которое характеризуется резкой потерей веса и беспокойством, связанным с едой и увеличением веса. Социокультурные факторы обычно связаны с анорексией, поскольку она более распространена в промышленно развитых обществах, где идеалы стройности изображаются в средствах массовой информации.

Какой вклад в развитие общества внесли наши знания в области психологии обучения? (физическое лицо, общество)

Индивидуум — помогает людям осознать, что существуют доступные методы лечения, и делает общество более осведомленным об опасностях социальных сетей. Подчеркивает проблемы с нашим обществом

Общество – уменьшает стигматизацию, показывая, что это болезнь, которую нужно лечить, и что это не выбор.

Как проблемы психического здоровья освещаются в СМИ?

Средства массовой информации склонны использовать резкие слова, такие как «псих» и «маньяк», в заголовках, когда речь идет о людях с проблемами психического здоровья, что может повлиять на общественное мнение.

Какой вклад в развитие общества внесли наши знания в области клинической психологии? (физическое лицо, общество)

Индивидуум — помог нам увидеть реальность психических заболеваний и доказать, что СМИ нельзя доверять.

Общество — помогает нам изменить наше отношение к СМИ и быть более осторожными

Показания очевидцев слишком точны, чтобы им можно было доверять?

EWT используется в качестве доказательства в уголовных процессах в странах по всему миру. Присяжные, как правило, обращают особое внимание на очевидцев и считают доказательства заслуживающими доверия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *