Психологическое знание это: Психологические знания | это… Что такое Психологические знания?

Содержание

Особенности психологического знания

12.06.2012

Беглое рассмотрение структуры психологического знания позволяет не только собственно систематизировать его, но и сделать ряд выводов относительно его характера и строения.

1. В структуре этого знания можно выделить компоненты, являющиеся стандартными составляющими любого научного знания и служащие «каркасом» системы познания в любой науке. Вместе с тем в психологии и строение этого каркаса, и некоторые его элементы обладают определенной спецификой. Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.

2. Психологическое знание достаточно бессистемно. Выстроить какую-либо единую «пирамиду» этого знания не представляется возможным. В принципе, можно построить несколько таких «пирамид» — на идейно-методологических основаниях бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и др.

, каждая из которых будет стоять особняком. Но любая из подобных «локальных пирамид», скорее всего, окажется очень неустойчивой, ибо даже знание, накопленное в рамках одной идейно-методологической ориентации, трудно уложить в единую систему. А некоторые элементы психологического знания, например инструментальные технологии, могут вообще остаться за пределами таких конструкций.

3. Психологическое знание релятивно, причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности. Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других, т.е. психологическое знание неотделимо от определенного идейно-методологического контекста его производства. Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микросреды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.

е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими.

4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации, т.е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. Во многом, поэтому создается впечатление (иногда верное, иногда нет), будто, например, практикующие психологи в своей работе опираются не на научное знание, а на смесь интуиции и обыденного опыта.

5. Все вышесказанное не означает, что психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук. Психологическое знание — это тоже Знание (да простит читатель такую тавтологию), но, во-первых, знание плохо организованное, во-вторых, знание «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. В то же время неорганизованность, релятивность и бессистемность психологического знания не следует абсолютизировать.

В принципе любая книга по психологии — это определенным образом организованное психологическое знание. Однако это организованность особого рода, отличающаяся от типовой организации знания в точных науках и определяющаяся не столько онтологией изучаемых объектов (хотя и ею тоже), сколько потребностями познающего субъекта — в основном, потребностью психологического сообщества в облегчении понимания и изучения этих объектов.

Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы, хотя даже в этом случае инвариантность и неизменность понимаются несколько иначе, чем в естественных науках.

Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий. Им придется либо смириться с «вечным кризисом» психологической науки, воспринимая ее как науку, находящуюся на допарадигмальной стадии развития и списывая все ее недостатки на недостаточный уровень ее развития, либо ждать формирования единой парадигмы, которая объединит психологическую науку и придаст психологическому знанию организованный, устойчивый и надситуативный характер, либо они могут попытаться найти нетрадиционные варианты организации психологического знания, не пытаясь выстроить его по образцу естественных наук.

Ключевые слова: Наука

Источник: Манухина С.Ю., Методологические основы психологии

Материалы по теме

Предмет науки управления. Этапы ее развития

Урбанович А. А. Психология управления

Становление психологии как самостоятельной науки

Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Психология как самостоятельная наука

Константинов В.В., История психологии

Конфликтология в системе наук

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина

Язык — речь — слово в филологических науках пушкинского времени

Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 5-е издание,…

Структура социальной психологии

Деркача А.А., Социальная психология

Экспериментальная психология как самостоятельная наука

Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко…

Предмет психологической науки, отрасли психологии

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Помощь с дистанционным обучением: тесты, экзамены, сессия


Скачать 0,7 Mb.

страница1/326
Дата28.02.2021
Размер0,7 Mb.
#100431
ТипТесты

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   326

Работа выполнена авторами сайта ДЦО.РФ

Помощь с дистанционным обучением:
тесты, экзамены, сессия.

Почта для заявок: INFO@ДЦО.РФ


ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в профессию


  1. Особенности психологического знания и определяемые ими требования к психологу-профессионалу.
    Беглое рассмотрение структуры психологического знания позволяет не только собственно систематизировать его, но и сделать ряд выводов относительно его характера и строения. В структуре этого знания можно выделить компоненты, являющиеся стандартными составляющими любого научного знания и служащие «каркасом» системы познания в любой науке. Вместе с тем в психологии и строение этого каркаса, и некоторые его элементы обладают определенной спецификой. Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны. Психологическое знание достаточно бессистемно. Выстроить какую-либо единую «пирамиду» этого знания не представляется возможным. В принципе, можно построить несколько таких «пирамид» — на идейно-методологических основаниях бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и др., каждая из которых будет стоять особняком. Но любая из подобных «локальных пирамид», скорее всего, окажется очень неустойчивой, ибо даже знание, накопленное в рамках одной идейно-методологической ориентации, трудно уложить в единую систему.
    А некоторые элементы психологического знания, например инструментальные технологии, могут вообще остаться за пределами таких конструкций. Психологическое знание релятивно, причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности. Во- первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других, т.е. психологическое знание неотделимо от определенного идейно-методологического контекста его производства. Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микро-) среды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации, т.
    е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. Во многом, поэтому создается впечатление (иногда верное, иногда нет), будто, например, практикующие психологи в своей работе опираются не на научное знание, а на смесь интуиции и обыденного опыта. Все вышесказанное не означает, что психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук. Психологическое знание — это тоже Знание (да простит читатель такую тавтологию), но, во-первых, знание плохо организованное, во-вторых, знание «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. В то же время неорганизованность, релятивность и бессистемность психологического знания не следует абсолютизировать.


На формирование личности профессионала влияют не только способности и мотивация. На него влияет целый спектр индивидуальных психологических особенностей, начиная с типа высшей нервной деятельности, темперамента человека и заканчивая его личностными качествами. Именно рассмотрению некоторых личностных качеств, необходимых психологу-профессионалу, нам и хотелось бы посвятить нашу работу. В общем виде можно составить следующую профессиограмму (перечень качеств необходимых специалисту в данной области для продуктивной работы и оптимальных результатов, а значит, и для формирования профессионализма), включающую в себя качества, которыми, по мнению большинства людей, должен обладать психолог: Внимательность, стремление понять позицию других, Дружелюбие, общительность Способность стать лидером, Вежливость, обходительность, Руководство здравым смыслом, следование предписаниям, Жизнерадостность, Терпеливость, упорство, Большое чувство ответственности, Способность выполнять работу, полную разнообразия, Энтузиазм в трудовой деятельности, Тщательность действий, Схватывание новых идей, самостоятельность суждений, Аккуратность и последовательность в работе, Способность к планированию своего будущего, Способность к устным высказываниям, Хорошая память, Способность обучать других, Умение заботиться о больных, Умение заботиться о посторонних.
  1. Каталог: wp-content -> uploads -> 2019
    2019 -> Примерная основная образовательная программа основного общего образования
    2019 -> Прохождение педагогическими работниками обучения повышения квалификации (стажировки)
    2019 -> Пояснительная записка как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить
    2019 -> О методических рекомендациях
    2019 -> Концепция использования дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области
    2019 -> Сны у коллинских ворот
    2019 -> «Стрелок» на 2019 — 2022 годы


    Скачать 0,7 Mb.


    Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   326


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Знаний | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Олицетворение знания (греч. Επιστημη , Эпистема) в библиотеке Цельса в Эфесе, Турция.

Знание — это то, что известно, а не то, что не известно человеку. Это продукт мышления или мысли, которая обычно использует или работает с такими понятиями, как истина, вера и мудрость. Определение знания должно соответствовать предпосылкам определения и должно отражать природу (или дополнительную специфику или дескрипторы) знания. Поэтому лучший способ определить знание — взять аналогию и использовать ее в качестве модели для определения знания.

Удобная аналогия — определение числа. Число — это абстрактная сущность, которая представляет счет или измерение. Таким образом, знание — это собирательное название абстрактных сущностей, представляющих конечный результат сложных когнитивных процессов, таких как восприятие, обучение, коммуникация, ассоциация и рассуждение, происходящих из разных дисциплин, использующих разные парадигмы для описания реальности и опыта. Ненаучно звучащий термин для такого умственного упражнения называется разбиением на фрагменты. Это процесс, при котором мы получаем разные результаты, видя одно и то же. Срок знание также используется для обозначения уверенного понимания предмета, потенциально с возможностью использовать его для определенной цели.

Говорят, что знание приобретается или создается путем ознакомления, поэтому то, что известно, знакомо нам. Знакомство порождается дифференциацией и изощренностью и обычно работает с небольшими группами людей, которые имеют одинаковый социальный опыт, состоящий в основном из навыков и компетенций профессии или профессии, а также общий язык, то есть словарь и прагматика одного и того же. , два основных фактора, связанные и связанные в определении знания.

Содержание

  • 1 Определение знаний
  • 2 Расположенное знание
  • 3 Частичные знания
  • 4 Управление знаниями
  • 5 Запретное знание
  • 6 Другая классификация знаний
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Внешние ссылки

Определение знания

Утверждая, что знание — это то, что мы знаем, а не то, чего мы не знаем, мы на самом деле занимаемся определением онтологии, вероятно, самого высокого или начального уровня, как в Библии, или любую подобную попытку понять существование, жизнь или бытие в противоположность их противоположностям, о которых мы не имеем прямого опыта или знания, несмотря на тот факт, что они, как термины, являются частью наших систем репрезентаций знания.

См. также: гносеология
»

Мы предполагаем, что обладаем безоговорочным научным знанием вещи, в противоположность знанию ее случайным образом, каким знает софист, когда мы думаем, что знаем причину, от которой зависит факт, как причину этого факта и никакого другого, и, далее, факт не может быть иным, чем он есть. А что научное познание есть нечто такого рода, это очевидно, — свидетельствуют как те, кто ложно утверждает его, так и те, кто действительно им обладает, ибо первые только воображают себя, а вторые также действительно находятся в описанном состоянии. Следовательно, подлинным объектом безоговорочного научного познания является то, что не может быть иным, чем оно есть.

— Аристотель, Апостериорная аналитика (Книга 1, часть 2)

Определение знания — это живая дискуссия для философов. Классическое определение, найденное Платоном [1] (хотя и не в конечном счете одобренное им), гласит, что для того, чтобы иметь знание , должны быть выполнены по крайней мере три критерия; что для того, чтобы считаться знанием, утверждение должно быть обоснованным, истинным и верным. Некоторые утверждают, что этих условий недостаточно, как якобы демонстрируют примеры дела Gettier. Предлагается ряд альтернатив, в том числе аргументы Роберта Нозика в пользу требования, согласно которому знание «отслеживает истину», и дополнительное требование Саймона Блэкберна о том, что мы не хотим говорить, что те, кто соответствует любому из этих условий, «из-за дефекта, порока или неудача’ иметь знание. Ричард Киркхэм предполагает, что наше определение знания требует, чтобы свидетельство верующего было таким, что оно логически обусловливает истинность убеждения.

В противоположность этому подходу Витгенштейн заметил, следуя парадоксу Мура, что можно сказать «Он верит в это, но это не так», но не «Он знает это, но это не так». [2] Далее он утверждает, что они соответствуют не разным психическим состояниям, а скорее разным способам говорить об убеждении. Отличие здесь не в психическом состоянии говорящего, а в деятельности, которой он занимается. Например, в связи с этим знать , что чайник кипит, означает не находиться в определенном состоянии ума, а выполнять определенную задачу с утверждением, что чайник кипит. Витгенштейн стремился обойти трудности определения, обратившись к тому, как «знание» используется в естественных языках. Он рассматривал знание как случай фамильного сходства.

Поскольку любое знание включает понятия и будет выражаться с помощью терминов, взаимозависимости между знанием и языком важны для самого определения. Недавно это было продемонстрировано Hey. [3]

Ситуационное знание

Ситуационное знание — это знание, специфичное для конкретной ситуации. Представьте себе два очень похожих вида грибов, которые растут по обе стороны горы, один питательный, другой ядовитый. Полагаться на знания по одну сторону экологической границы, перейдя на другую, может привести к голоданию, а не к поеданию совершенно здоровой пищи под рукой, или к отравлению по ошибке.

Некоторые методы генерирования знаний, такие как метод проб и ошибок или обучение на собственном опыте, имеют тенденцию создавать ситуативные знания. Одним из основных преимуществ научного метода является то, что теории, которые он генерирует, гораздо менее ситуативны, чем знания, полученные другими методами.

Ситуационное знание часто встроено в язык, культуру или традиции.

Частичное знание

Дисциплина эпистемологии сосредоточена на частичном знании. В нем говорится, что в большинстве реальных случаев невозможно иметь исчерпывающее представление об информационной области, но мы должны жить с тем фактом, что наши знания всегда ограничены.0012 неполный , то есть частичный. Большинство реальных проблем приходится решать, используя частичное понимание контекста проблемы и данных о проблеме. Это очень отличается от типичных простых математических задач, которые мы решаем в школе, где все данные даны, и мы прекрасно понимаем формулы, необходимые для их решения.

Управление знаниями

Основная статья: Управление знаниями

Управление знаниями — это теория управления, возникшая в 1990-е. Он стремится понять, как знания используются и торгуются внутри организаций, и рассматривает знания как самореферентные и рекурсивные. Эта рекурсия означает, что определение знания находится в постоянном движении. Управление знаниями рассматривает знания как информацию в некотором контексте. Знание в этом контексте состоит из информации, дополненной интенциональностью (или направлением). Эта концепция согласуется с моделью DIKW, в которой данные, информация, знания и мудрость помещаются во все более полезную пирамиду.

Основная цель управления знаниями состоит в том, чтобы гарантировать, что правая информация будет доставлена ​​ правильному человеку как раз вовремя, чтобы принять наиболее подходящее решение. В этом смысле управление знаниями не заинтересовано в управлении знаниями per se , а в том, чтобы связать знания и их использование. Это приводит к системам организационной памяти.

Инструменты быстрого сбора знаний объединяются с управлением знаниями для простой и эффективной передачи знаний от одного человека к другому.

Запретное знание

Многие люди считают, что есть жанры или области знаний, которые не следует исследовать, или, другими словами, которые должны быть табуированы. Часто кажется, что знание угрожает религии, философии и личным убеждениям или ценностям, и поэтому не подлежит исследованию. Иногда кажется, что знания приносят больше вреда, чем пользы, и поэтому считается, что они заслуживают контроля или ограничений.

Другая классификация знаний

Знания, научные или иные, в основном бывают двух типов, а именно лексические и процедурные. Лексическое знание представляет собой набор представлений об объектах, свойствах и отношениях, и они, как правило, представляют собой ярлыки, заголовки и названия с соответствующими словесными отрывками или другими модальностями, относящимися к ним. Они по своей природе статичны и номинальны и используются для описания мира в терминах неподвижной картины и застывших временных рамок. Они используются, чтобы наметить топологию, показать пространственное расположение знаний. Примеров таких знаний миллиарды, и их представления обычно устроены в виде каких-то списков, но все они нам на самом деле не нужны, так как есть простые способы их обойти. Поэтому они имеют второстепенное значение для выживания, и их низшая степень называется мелочью.

Процедурные знания, с другой стороны, являются более важным типом знаний, так как это тип знания «как делать» или «ноу-хау». Обычно это тот тип знания, который несет в себе новизну, поэтому хранится в секрете и, следовательно, имеет свою цену. Они имеют форму сообщения, то есть имеют в себе вербальный компонент, и поэтому используются для описания временных отношений. Они также могут быть организованы или отсортированы в виде списков, но временных последовательностей, а не пространственных последовательностей. Они важнее, потому что могут относиться к будущему, к сути всех знаний, в отличие от знаний о прошлом, с которыми ничего не поделаешь. А знание будущего со способностью приспосабливаться или приспосабливаться к нему называется интеллектом.

И, наконец, все наши знания вытекают из нашей концепции пространственно-временного континуума, который является самым низким уровнем рекурсии, используемым нашим мышлением, а это означает, что наше начальное и фундаментальное знание существования относится к определенному моменту времени и точка пространства, по отношению к которой определяются остальные наши знания. И такие специфические точки пространства и времени являются просто именами или словами в нашем мышлении, что нам нужно все время сортировать, как мы все это знаем с тех пор, как это записал Шекспир.

Примечания

  1. ↑ Платон, Театетус
  2. ↑ Людвиг Витгенштейн, Об уверенности , примечание 42
  3. ↑ Привет, Джонатан (2004). Цепочка данных, информации, знаний, мудрости: метафорическая ссылкаPDF (238 КиБ). Издательство: Межправительственная океанографическая комиссия (ЮНЕСКО)

См. также

  • Аналитическое предположение/Синтетическое предположение
  • Априорно/апостериорно
  • Вера
  • Знание здравого смысла
  • ДИКВ
  • Декларативные знания
  • Эпистемическая логика
  • Эпистемология
  • Институциональные знания
  • Интеллект
  • Переплетение
  • Интуиция как бессознательная форма познания.
  • Захват знаний
  • Создание знаний
  • Разделение знаний
  • Интеграция знаний
  • Карты интеграции знаний
  • Экономика знаний
  • Инженерия знаний
  • Извлечение знаний
  • Управление знаниями
  • Относительность знаний
  • Представление знаний
  • Поиск знаний
  • Обучение
  • Метазнание
  • Философский скептицизм
  • Процедурные знания
  • Пропозициональные знания
  • Запомнить или знать суждения
  • Неявное знание
  • Теория познания
  • Традиционные знания
  • Правда
  • Знание — сила
  • Объективистская эпистемология

Внешние ссылки

  • Симпозиум «Диалог знаний о мире» — инициатива по преодолению разрыва между естественными и гуманитарными/социальными науками.
  • Теория познания: проблема Геттье
  • Knowledge@Wharton — предназначен для предоставления бесплатного доступа к материалам курса для студентов, преподавателей и самоучек.
  • Двойственность знаний
  • Философия знаний Глоссарий
  • Коммуникационные технологии и эволюция знаний: от предыстории к веку информации
  • Кибернетика и человеческое знание — Журнал кибернетики второго порядка, автопоэзиса и киберсемиотики
  • Несоизмеримость научного и поэтического знания
  • Программа «Знания для развития» — Институт Всемирного банка
  • Книга о (соответствующих) знаниях Авторы: Т. Л. Кунии, К. В. Рамамурти, Хью Чинг и Та-Ю Ву; Три главы: деньги, здоровье и счастье; Опубликовано Лабораторией полной автоматизации (2007 г.)

Краткое руководство по философии

Общее: Философия: восточно-западная | История философии: Древняя — Средневековая — Современная | Портал
Списки: Основные темы | Список тем | Философы | философии | Словарь философских «измов» | Философские движения | Публикации | Списки категорий . ..больше списков
Филиалы: Эстетика | Этика | Эпистемология | Логика | Метафизика | Философия : образование, история, язык, право, математика, разум, философия, политика, психология, религия, наука, социальная философия, социальные науки.
Школы: Агностицизм | Аналитическая философия | Атеизм | Критическая теория | Детерминизм | диалектика | Эмпиризм | Экзистенциализм | Гуманизм | Идеализм | Логический позитивизм | Материализм | нигилизм | Постмодернизм | Рационализм | Релятивизм | Скептицизм | Теизм
Каталожные номера: Учебник по философии | Интернет-энциклопедия. философии | Философский словарь | Стэнфордская энциклопедия. философии | Путеводитель по философии Интернета

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Что такое самопознание в психологии? 8 примеров и теорий

«Кто я?» Простой, но глубокий вопрос.

Еще один провокационный вопрос: «Почему я веду себя так, а не иначе?»

Если вы задавали себе подобные вопросы, вы не одиноки.

Когда мы не знаем себя или действуем так, как мы не понимаем или не любим, это может быть сигналом того, что перемены нужны. Но как мы меняемся и что нужно изменить?

Эйнштейн однажды подумал: «Сколько людей застряли в ловушке своих повседневных привычек: частично оцепенелых, частично напуганных, частично равнодушных? Чтобы жить лучше, мы должны продолжать выбирать, как нам жить» (Купер, 2001, стр. 131).

Невежество, страх и равнодушие не дают толчка к самопознанию или позитивным изменениям.

И наоборот, самоанализ ведет к самопознанию, что является необходимым первым шагом на пути к позитивным изменениям (Schaffner, 2020).

Давайте посмотрим, как самопознание способствует самосовершенствованию и дает другие преимущества.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши три силовых упражнения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вашим клиентам реализовать свой уникальный потенциал и создать жизнь, полную энергии и подлинности.

Эта статья содержит:

  • Что такое самопознание в психологии?
  • Почему важно самопознание?
  • Как самопознание может привести к самообладанию?
  • Самопознание против самосознания
  • Самопознание, самоидентификация и самооценка
  • 2 реальных примера самопознания
  • 6 теорий о самопознании
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое самопознание в психологии?

Самопознание в психологии — это «действительная подлинная информация о себе, которой человек обладает» (Morin & Racy, 2021, стр. 373). Сюда входит информация о нашем эмоциональном состоянии, личностных чертах, отношениях, моделях поведения, мнениях, убеждениях, ценностях, потребностях, целях, предпочтениях и социальной идентичности (Morin & Racy, 2021).

Самопознание является результатом саморефлексивных и социальных процессов (Morin & Racy, 2021).

Однако самопознание происходит не только от самоанализа. Согласно Брауну (1998), есть пять источников, которые вносят свой вклад в резервуар самопознания.

1. Физический мир

Эта категория информации ограничивается физической информацией, такой как рост, вес и цвет глаз.

2. Социальные сравнения

Этот источник самопознания возникает при сравнении себя с другими. Подкатегории включают восходящие и нисходящие сравнения, в которых мы сравниваем себя с кем-то в лучшем и худшем положении соответственно (Браун, 19 лет).98).

3. Отраженные оценки

Этот источник самопознания проистекает из оценок нас другими. Этот термин обозначает тот факт, что мы видим свое отражение глазами других (Браун, 1998).

4. Самоанализ

Этот источник самопознания извлекается из внутреннего наблюдения за мыслями, чувствами, мотивами и желаниями. Самоанализ переплетается с самопознанием и неразрывно связан с ним.

5. Самовосприятие

В этой категории самопознания мы узнаем о себе, наблюдая и исследуя собственное поведение.

Schaffner (2020) включает два дополнительных источника самопознания:

6. Подходы в стиле когнитивно-поведенческой терапии

Другой источник самопознания проистекает из рационального анализа наших негативных мыслительных процессов с помощью подходов, аналогичных когнитивно-поведенческим Терапия (КПТ).

7. Методы осознанности

Методы осознанности помогают нам оценить и улучшить наши навыки эмоционального интеллекта, развивая самопознание (Schaffner, 2020).

В общем, самопознание достигается через сочетание физического, социального и психологического мира.

Почему важно самопознание?

Самопознание «необходимо для здорового функционирования, потому что хорошее знание себя ведет к реалистичному принятию решений, касающихся ключевых аспектов жизни» (Morin & Racy, 2021, стр. 374).

Действительно, «Люди, которые не видят себя точно, скорее всего, испортят свою жизнь» (Бегли, 2020).

Ключевые аспекты, подверженные риску из-за отсутствия самопознания, включают выбор партнера по жизни, выбор образования и карьеры, а также где и как жить (Morin & Racy, 2021).

Дефицит самопознания приводит к переоценке субъективных сильных сторон, что может привести к снижению удовлетворенности жизнью и плохой успеваемости (Morin & Racy, 2021).

Schaffner (2020) перечисляет пять причин, по которым самопознание необходимо для психологического роста.

  1. Удовлетворяет желание учиться и осмысливать опыт.
  2. Предотвращает разлад между самовосприятием и восприятием нас другими.
  3. Он освобождает нас от иррациональных прихотей нашего бессознательного.
  4. Способствует проактивному реагированию, а не реактивности.
  5. Это необходимый первый шаг к позитивным изменениям.

Хусейн (2017) предполагает, что самопознание требует от нас сбалансированной подозрительности к своим чувствам.

Другие преимущества включают в себя меньше разочарований на работе, меньше неуверенности и зависти, а также меньше стресса по поводу денег. Кроме того, мы обретаем способность брать на себя ответственность за свои эмоции и проявлять больше сочувствия и сострадания (Хусейн, 2017).

Наконец, самопознание помогает формировать наше понимание других и используется в качестве ориентира для оценки других (Brown, 1998).

Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для самосострадания (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

Как самопознание может привести к самообладанию?

Поскольку самопознание включает в себя честную самооценку и другую полученную информацию, мы можем использовать его для позитивных изменений и улучшения аспектов своей жизни.

Самопознание необходимо для «придания осмысленного повествования нашим прошлым, настоящим и будущим действиям, ощущения преемственности во времени, ощущения уникальности и сходства с другими» (Bukowski, 2019).

Познание себя повышает нашу способность жить последовательной и полноценной жизнью. Кроме того, это позволяет нам понять наши основные мотивы и страхи и усиливает контроль над своими эмоциями (Schaffner, 2020).

И наоборот, неспособность распознать свои чувства делает нас уязвимыми и отдает их на милость (Schaffner, 2020).

Звездное самопознание мотивирует нас на амбициозные проекты, отношения и другие задачи. Отсутствие понимания может сдерживать большие устремления (Begley, 2020).

Психосоциальные области, созревшие для изменений

Три области, созревшие для изменений, включают слепые зоны, самообман и триггеры конфликтов.

1. Слепые зоны

Слепые зоны — это бессознательные процессы, которые «обычно искажают доступ к самопознанию и его формирование» (Bukowski, 2019).

Из этого видео мы узнаем, что Брайан Вагнер смотрит на мир иначе, чем большинство людей, и использует свой дар, чтобы помочь другим определить свои личные слепые зоны и преодолеть свои ограничивающие убеждения.

2. Самообман

Baumeister (2010) описывает самообман как разновидность принятия желаемого за действительное. В этом состоянии мы верим в то, во что хотим верить, лишенные строгих обоснований. Различные предубеждения служат средством самообмана.

3. Триггеры конфликта

Триггеры конфликта — это слова или действия другого человека, которые воспринимаются как оскорбительные и создают конфликт (Wilmot & Hocker, 2011). Тайбби (2019) предполагает, что эти триггеры связаны с незаживающими ранами нашего прошлого.

Почему мало кто стремится к самопознанию

  1. Изучение неизвестных аспектов самих себя рискованно, так как может раскрыть информацию, противоречащую нашим нынешним представлениям о себе.
  2. Наша культура больше заинтересована в успехе и продвижении, чем в самоанализе (Huseyin, 2017).
  3. Разнообразие тесно связанных терминов отвлекает искателей информации, создавая барьеры для самопознания (Bukowski, 2019). Такие термины, как самосознание, я-концепция и самоидентификация, разбавляют поле самопознания.

Давайте проанализируем некоторые из этих терминов для большей ясности.

Самопознание против самоосознания

Мы обсудили, насколько полезно самопознание для навигации по жизни, но чем оно отличается от самоосознания?

Самопознание относится к информации о субъективных тенденциях, таких как наше эмоциональное состояние, черты личности и модели поведения (Morin & Racy, 2021).

Психологи рассматривают самосознание как ступеньку на пути к самопознанию (Alicke, Zhang, & Stephenson, 2020).

Гоулман (1997) утверждает, что при самосознании разум исследует переживания и соответствующие эмоции. Это исследование может быть как нереактивным, так и непредвзятым.

Гоулман (1997, стр. 47) упрощает концепцию самосознания, определяя его как «осознание как нашего настроения, так и наших мыслей об этом настроении».

Некоторые преимущества самосознания включают улучшенный эмоциональный интеллект, эмпатию и навыки слушания (Berger, 2018).

Сильная эмпатия и умение слушать играют важную роль в общении и для построения прочных и обогащающих межличностных отношений.

Кроме того, самосознание способствует критическому мышлению и принятию решений. Эти навыки часто ассоциируются с эффективными лидерами (Бергер, 2018).

Повысьте самосознание с помощью одного простого решения – Таша Эйрих


Самопознание, самоидентификация и самооценка

«вызывается» во время взаимодействия с другими» (Appelrough & Desfor-Edles, 2008, стр. 478).

Количество идентичностей, связанных с человеком, соответствует ролям, в которых он участвует, например ребенок, родитель, сотрудник, друг и супруг (Appelrough & Desfor-Edles, 2008).

Выраженность идентичности относится к тому, как человек организует свою идентичность иерархически, поскольку не каждая идентичность имеет одинаковое значение или статус (Appelrough & Desfor-Edles, 2008).

Я-концепция — это образ, который мы формируем о себе, который, в отличие от самопознания, может быть или не быть основанным на реальности (Morin & Racy, 2021). Я-концепцию можно установить с помощью таких оценок, как опросник самооценки. Этот инструмент задает 48 вопросов, оценивающих такие области личности, как моральная, интеллектуальная, социальная, физическая, образовательная и темпераментная.

Я-концепция развивается на основе убеждений о себе, тогда как самопознание происходит из различных источников информации, включая внешние свидетельства (Morin & Racy, 2021).

Отсутствие ясности, стабильности и последовательности в представлении о себе связано с низкой самооценкой, хроническим самоанализом, высоким уровнем невротизма, низкой уступчивостью и низкой добросовестностью (Morin & Racy, 2021).

2 Примеры самопознания из реальной жизни

Самопознание может привести к источнику информации, необходимой для принятия важных решений и необходимых действий для здоровья и благополучия.

Наоми Осака

Смелые действия звезды тенниса Наоми Осака демонстрируют самопознание. Осака неоднократно выигрывала турниры Большого шлема и входит в число самых высокооплачиваемых спортсменок в мире (Келли, 2021 г.).

Осака приняла трудное решение поставить свое психическое здоровье выше своей карьеры и общественного имиджа, отказавшись от участия в пресс-конференциях Открытого чемпионата Франции по теннису 2021 года (Kelly, 2021).

По мере роста общественного энтузиазма Осака отказалась от участия в турнире и впоследствии была оштрафована на 15 000 долларов и прочитала строгую лекцию о нарушениях турнирного кодекса (Kelly, 2021).

Судя по всему, Осака знала себя физически, умственно, социально и профессионально. В социальных сетях она рассказала о затяжных приступах депрессии после своей первой победы на турнирах Большого шлема в 2018 году (Келли, 2021).

Она взяла на себя инициативу отдать предпочтение заботе о себе, а не карьере, несмотря на общественный контроль. Осака — редкий пример того, как самопознание можно использовать для принятия важных, иногда судьбоносных решений.

Виктор Франкл

Виктор Франкл был психиатром и психотерапевтом 20-го века, который, пережив Холокост, вышел из ужасных обстоятельств, чтобы создать логотерапию и написать множество книг (Frankl, 2006).

Он родился в Вене, Австрия, в 1905 году. Получил степень доктора медицины и доктора философии в Венском университете. Ранняя работа Франкла (2006) была посвящена депрессии и самоубийству.

После долгих лет ожидания Франкл получил визу, позволяющую эмигрировать в США. Однако это решение потребовало, чтобы он оставил своих родителей, жену, братьев и сестер. Поразмыслив, Франкл позволил сроку действия визы (Schatzman, 2011).

В 1942 году Франкла вместе с семьей отправили в концлагерь Терезиенштадт. Он был единственным членом семьи, вышедшим из заключения (Schatzman, 2011).

Работа Франкла, ранние достижения и решения, изменившие жизнь, свидетельствуют о мастерстве самопознания и отражают его цели, ценности, убеждения и социальную идентичность.

6 Теории о самопознании

Различные модели и теории пытаются объяснить самопознание. Ниже приведены концепции, объясняющие, как приобретается самопознание.

1. Модель непосредственного наблюдения

Модель непосредственного наблюдения, в первую очередь связанная с Декартом, постулирует, что мы достигаем самопознания через наши собственные непосредственные мысли, отделенные от внешних входных данных или источников. Эта модель обычно используется для сравнения других философских моделей (Gertler, 2003).

2. Модель прозрачности

Модель прозрачности включает в себя принятие решения, рациональное осмысление и вывод о состоянии мира.

Используя эту модель, мы получаем знания не только о наших убеждениях, но и о любом отношении, чувствительном к суждениям. Одним из привлекательных моментов прозрачности является тесная связь между самопознанием и деятельностью (Jongepier, 2021).

3. Социальный конструкционизм

Социальный конструкционизм – это способ понять себя и наш мир посредством использования языка для создания общей реальности (Gergen, 2009). Конструкционисты предполагают, что смысл создается по отношению к другим.

4. «Я-зеркало»

Эта модель, предложенная социологом Чарльзом Хортоном Кули, утверждает, что наше ощущение себя развивается посредством взаимодействия с другими.

В этой теории наша внешность отражается через другого человека. Затем мы выдвигаем гипотезу об их суждении о нас и в результате испытываем эмоцию в отношении этого суждения (Appelrough & Desfor-Edles, 2008).

5. Нарративное Я

Нарративное Я необходимо для интроспективных рассуждений и реконструкции автобиографической памяти. Он включает в себя две ветви мышления:

  1. Парадигматический способ, который обращается к логическим объяснениям, чтобы построить рациональное объяснение реальности
  2. Режим повествования, в котором используются осмысленные интерпретации самих себя для создания последовательного объяснения нашей идентичности

Эти нарративы объединяют прошлые, настоящие и будущие события в связную последовательность (Bukowski, 2019).

6. Теория самовосприятия

Эта теория, предложенная Дэрилом Бемом, предполагает, что люди узнают о себе, наблюдая за поведением и делая выводы (Baumeister, 2010).

Ресурсы с сайта PositivePsychology.com

У нас есть множество ресурсов, которые помогут вам и вашим клиентам повысить самопознание. Ниже приведен список рекомендуемых курсов, статей и бесплатных рабочих листов со всего нашего сайта.

Курс «Внимательность X©»

Этот курс был разработан для повышения внимательности посредством анализа лежащих в основе работы привычных моделей мышления. Сочетание психологии, исследований и практики, лежащих в основе осознанности, помогает участникам лучше понять работу разума, что способствует самопознанию.

Мастер-класс по эмоциональному интеллекту©

Эмоциональный интеллект — это способность управлять эмоциональными переживаниями и интерпретировать их. Люди с высокими навыками эмоционального интеллекта, как правило, лучше справляются с повседневным стрессом (Gohm, Corser, & Dalsky, 2005), имеют значимые и близкие отношения (Schutte et al., 2001) и более высокий уровень благополучия (Fernandez-Berrocal, Alcaide, Extremera). и Писарро, 2006).

Эмоциональный интеллект обеспечивает глубокое понимание субъективных эмоциональных тенденций, что способствует самопознанию. Этот мастер-класс является бесценным курсом для практиков, поскольку он включает в себя высококачественные материалы для практиков для проведения научно-обоснованных учебных занятий.

Кто я?

Этот рабочий лист предлагает клиентам узнать, кто они, рассматривая, как другие и различные временные версии самих себя могут реагировать на вопросы об их личности.

Например, клиенты будут думать о том, как их ближайшие друзья и семья, вероятно, воспринимают их. Они также обдумают, что они могли бы сообщить о своей сегодняшней идентичности прошлой и будущей версиям самих себя.

Рабочий лист личных ценностей

Личные ценности относятся к убеждениям, принципам и идеям, которые отражают сущность каждого человека. Они придают смысл нашим действиям и формируют наши предпочтения, поведение и решения.

Этот рабочий лист помогает клиентам исследовать то, что они считают значимым и важным, и служит основой для определения того, как они могут сосредоточить свою энергию и время.

Замена негативного внутреннего диалога

В этом упражнении признается роль внутреннего диалога в осмыслении нашей жизни. Участникам предлагается переформулировать негативный разговор с самим собой в позитивный, внося позитивные изменения в свой повседневный рассказ.

Отслеживание и оценка успеха

Поскольку мы помним неудачи лучше, чем наши успехи, полезно отслеживать победы, чтобы дополнить свою личную историю успеха. Этот рабочий лист помогает отслеживать успехи, пополняя базу самопознания.

Самооценка самоуверенности Самопознание

Одно из многочисленных преимуществ самопознания заключается в том, что оно помогает обогатить навыки уверенности в себе. Этот рабочий лист побуждает участников исследовать различные положительные стороны себя, чтобы укрепить уверенность и самоэффективность.

87 Вопросы для самоанализа

Эта статья по самоанализу содержит определения, вопросы и упражнения, которые позволяют нам более целостно познать себя.

17 Упражнения для развития силы

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим развить свои сильные стороны, эта коллекция содержит 17 практических инструментов для развития силы. Используйте их, чтобы помочь другим лучше понять и использовать их сильные стороны для улучшения жизни.

Сообщение на вынос

В этом сообщении блога мы обсудили несколько преимуществ и оправданий самопознания.

Самопознание необходимо для личностного роста, принятия решений и точной самооценки. Это противоположно невежеству и помогает нам осмыслить наш опыт.

Важно отметить, что самопознание является важным инструментом, помогающим в процессе изменений. Меняться тяжело. Это требует преднамеренности и мужества.

Мы, люди, проводим большую часть жизни, избегая боли и дискомфорта, связанных с переменами.

Путешествие к самопознанию направлено на то, чтобы вывести нас из зоны комфорта и исследовать те аспекты самих себя, которые обычно игнорируются или избегаются.

Я задаю себе вопрос: «Как я буду себя чувствовать через десять лет, если решу не смотреть на все аспекты себя?»

Нельсон Мандела заявил,

«Нет страсти, которую можно найти, играя по мелочи — соглашаясь на жизнь, которая меньше той, на которую вы способны жить».

Купер, 2001, с. xvii

Хотя изменения могут быть трудными, исцеление, творчество, устойчивость и страсть выкованы через изменения.

Я верю, что ожидание под нашей самозащитой — это скрытая целостность.

Итак, кто ты и на что ты способен? Вам сейчас не интересно?

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три силовых упражнения.

  • Алике М., Чжан Ю. и Стивенсон Н. (2020). Самосознание и самопознание. Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии . Получено 29 июня 2021 г. с https://oxfordre.com/psychology/view/10.1093/acrefore/97801557.001.0001/acrefore-97801 557-e-743
  • .
  • Аппельроу, С., и Десфор-Эдлес, Л. (2008). Классическая и современная социологическая теория . Пайн Фордж Пресс.
  • Баумайстер, РФ (2010). Я. В RF Baumeister & EJ Finkel (Eds.), Передовая социальная психология: состояние науки (стр. 143-175). Издательство Оксфордского университета.
  • Бегли, С. (2020, 18 мая). Сколько самопознания слишком много? Внимательный. Получено 9 июня 2021 г. с https://www. mindful.org/how-much-self-knowledge-is-too-much/
  • .
  • Бергер, Б. (2018, 22 мая). Познай себя: Изучение преимуществ саморефлексии. Институт по связям с общественностью. Получено 7 июня 2021 г. с сайта https://instituteforpr.org/know-thyself-examining-the-benefits-of-self-reflection/
  • .
  • Браун, JD (1998). Сам. Рутледж.
  • Буковски, Х. (2019). Самопознание. В V. Zeigler-Hill & TK Shackelford (Eds.) Энциклопедия личности и индивидуальных различий (стр. 61–76). Спрингер.
  • Купер, РК (2001). Остальные 90% . Три реки Пресс.
  • Фернандес-Беррокаль, П., Алкайде, Р., Экстрира, Н., и Писарро, Д. (2006). Роль эмоционального интеллекта в тревоге и депрессии у подростков. Исследование индивидуальных различий 4 , 16–27.
  • Франкл, В. Е. (2006). Человек в поисках смысла . Маяк Пресс.
  • Герген, К. Дж. (2009). Приглашение к социальному конструктивизму (2-е изд. ) Sage.
  • Гертлер, Б. (2003). Самопознание. В Э. Н. Залта (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Весна 2020 г.). Получено 19 июля 2021 г. с https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/self-knowledge/
  • .
  • Гом, К.Л., Корсер, Г.К., и Дальский, Д.Дж. (2005). Эмоциональный интеллект в условиях стресса: полезный, ненужный или неуместный? Личность и индивидуальные различия , 39 (6), 1017–1028.
  • Гоулман, Д. (1997). Эмоциональный интеллект. Бентам.
  • Гусейн Р. (2017, 29 августа). Почему трудно обрести самопознание и что с этим делать . Искусство благополучия с Реззаном Хусейном. Получено 31 мая 2021 г. с https://www.artofwellbeing.com/2017/08/29/self-knowledge/
  • .
  • Йонгепьер, Ф. (2021). Ценность прозрачного самопознания. Этическая теория и моральная практика , 24 , 65–86.
  • Келли, Дж. (2021, 1 июня). Звезда тенниса Наоми Осака постояла за себя, смело поделилась своими проблемами с психическим здоровьем и ушла с Открытого чемпионата Франции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *