Психология как наука изучает возраст: Тема 1. Возрастная психология как наука

1. Возрастная психология как наука

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Объект возрастной психологии — возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека. Предмет возрастной психологии — законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в процессе его жизни. Разделами возрастной психологии являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией.

Предмет педагогической психологии — изучение психологических закономерностей обучения и воспитания.

Единство возрастной и педагогической психологии в том, что у них общие объекты изучения — ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, которые являются объектами изучения возрастной психологии, если изучаются в плане динамики возрастного развития, и объектами изучения педагогической психологии, если рассматриваются как обучающиеся и воспитуемые в процессе целенаправленных воздействий педагога.

Возрастная психология тесно примыкает к психологии развития. Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях человека разного возраста, в то время как психология развития — это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии человека. Возрастную психологию нельзя представлять себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей эти моменты находятся в неразрывном единстве.

Возрастная психология, или психология возрастного развития, занимается изучением и представлением в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития человека при его переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики людей, относящихся к разным возрастным группам.

Возрастная психология отмечает основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека при его переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев,

до нескольких лет для людей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых “постоянно действующих” факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма человека, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными, так как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматическго характера, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека, явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития.

Еще один тип изменений, который может рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Такие изменения можно назвать

ситуационными. Они включают в себя то, что происходит в психике и поведении человека под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психики и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные — оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, которое обозначается с помощью понятия “возраст”. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

Понятие “возраст” в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Психологически правильно определенное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии человека, широко используется в разнообразных тестах в качестве точки отсчета для установления уровня психического развития того или иного человека.

Возраст — конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими  для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени — характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые, в основном, лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития

, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения.

Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные нарушения, психоневрозы. Условия развития определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается
законов психического развития
, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.

История появления психологии развития и возрастной психологии

История становления психологии развития (детская и возрастная психология) связана с XIX веком. Тогда она оформилась в самостоятельную отрасль научного знания. Произошло соединение два отдельных направления, которые до этого развивались параллельно.

Этот же период ознаменовался рассмотрением психологии развития начала учеными как самостоятельного направления психологии.

Среди объективных предпосылок ее формирования выделяют:

  • потребности педагогической практики;
  • формирование идеи развития в биологии;
  • создание экспериментальной психологии и формирование объективных способов исследования.

Детская психология: зарождение и развитие

В. Прейер, немецкий ученый-дарвинист выпустил первый во всем мире научный труд по детской психологии. Это была книга под названием «Душа ребенка». Ученый рассказал в ней о ежедневных наблюдениях за развитием своего ребенка. Ему было интересно, как развиваются органы чувств, моторика, воля, рассудок и язык. Основным вкладом Прейера было то, что он исследовал развитие ребенка на самом раннем этапе жизни. Ученый открыл для психологии метод объективного наблюдения, который разработан аналогично с методами естественных наук. Прейер первый, кто обозначил переход от исследования психики ребенка, имеющий интроспективный характер, к объективному исследованию.

Замечание 1

Отмечается, что в данный период педагогика основной своей задачей ставила понимание ребенка. Помимо этого, ученые поняли, что только изучив психологию ребенка, можно понять психологию взрослого человека.

Началом изучения детской психологии, как впрочем и любой другой науки, стал сбор и накопление информации. Долгое время ученые занимались тем, что описывали проявления и последующее развитие психических процессов. Поэтому все знания, которые были накоплены, необходимо было систематизировать и проанализировать, точнее:

  • найти взаимосвязи между различными психическими процессами;
  • осмыслить внутреннюю логику целостного психического развития;
  • определить последовательность этапов развития;
  • исследовать причины и пути перехода с этапа на этап.

Для детской психологии стали применимы знания в смежных науках. Речь идет о генетической психологии, которая изучает появление различных психических функций взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, а также о педагогической психологии. Особое внимание стало уделяться психологии обучения. К. Д. Ушинский, русский педагог, который основал научную педагогику, внес значительный вклад в формирование детской психологии. Его работа «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» – это обращение к учителям. Педагог призывал учителей изучать законы таких психических явлений, которыми важно было бы для них управлять, поступать согласно этим законам и таким обстоятельствам, к которым они хотят учеников приложить.

Развитие возрастной психологии

История становления возрастной психологии напрямую связана с Чарльзом Дарвином, английским естествоиспытателем. Именно он внес своими эволюционными идеями значительный вклад в развитие возрастной психологии. В итоге его идеи стали основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Данную тему развивал и И. М. Сеченов, русский физиолог. Его работа «Рефлексы головного мозга» послужило полным научным обоснованием рефлекторной теории.

Особая веха в истории возрастной психологии выпала на ХХ в. Начало XX в. ознаменовалось началом использования методов экспериментального исследования умственного развития детей. Речь идет о тестировании, применении измерительных шкал и др. Детская психология стала восприниматься как нормативная дисциплина, которая описывает достижения детей во время развития.

Так, ученые решили, что важно определить стадии развития личности в онтогенезе. Данным вопросом стали заниматься ряд ученых: К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и многие другие. Для них было важно понять закономерность смены этапов развития и провести анализ причинно-следственных связей психического развития ребенка. Все это дало почву множеству теорий развития личности. Вот несколько из них: теория трех ступеней детского развития К. Бюлера, психоаналитическая концепция З. Фрейда, когнитивная теория Ж. Пиаже.

Новой ступенью для возрастной психологии стало введение метода формирующего эксперимента, который разработал отечественный психолог Л. С. Выготский. При помощи этого метода стало возможно обозначить закономерности развития психических функций. Использование данного метода послужило основой для появления нескольких теорий развития личности.

Теории развития личности

Существует несколько теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них:

  1. В основе культурно-исторической теории Л. С. Выготского лежит утверждение о том, что интерпсихическое может стать интрапсихическим. На возникновение и развитие высших психических функций влияет употребление знаков как минимум двумя людьми во время совместного их общения. Иначе знак нельзя будет воспринимать как средство индивидуальной психической деятельности.
  2. Теория деятельности, которую разработал А. Н. Леонтьев. Согласно данной теории, деятельность изначально является сознательным действием, после предстает в виде операции, а затем уже перерастает в функцию.
  3. П. Я. Гальперин разработал теорию формирования умственных действий. Он считал, что в основе формирования психических функций находится предметное действие. Иными словами, начало психической функции находится в материальном выполнении действия, после посредством речевой функции завершается в виде умственной деятельности.
  4. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов вывели концепцию учебной деятельности. В данной теории рассматриваются вопросы формирования личности при помощи средств учебной деятельности.
  5. И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков разработали теорию первоначального очеловечивания, в которой раскрыты вопросы начальных этапов формирования психики у слепоглухонемого ребенка.

В последнее время в психологии развития произошли большие изменения, как в содержании, так и в междисциплинарных связях. Так, психология развития влияет и на смежные научные дисциплины, и в тоже время подвергается их влиянию, при этом ассимилируя все то, что способствует расширению ее предметного содержания.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

То, что психология — молодая наука, — это миф

В дискуссиях о статусе психологии как науки принято ссылаться на утверждение, что часть проблемы заключается в том, что психология — это «молодая наука» (см. здесь и здесь) . В недавнем блоге я оспорил это утверждение, и в списке рассылки Общества теоретической и философской психологии старший научный сотрудник в этой области заявил, что я ошибаюсь и что психология действительно «молодая». Он указал, например, что потребовались сотни лет, чтобы увидеть связи между светом, электричеством и магнетизмом, и что психология — это особая наука с особыми проблемами, и мы можем ожидать, что потребуются сотни лет, чтобы разобраться в наших вещах. вне.

В отличие от этой оценки, я остаюсь при своем утверждении, и в этом блоге подробно рассказывается, почему мы должны отказаться от идеи о том, что основная причина, по которой психология изо всех сил пытается получить статус науки, заключается в том, что она «молодая».

Что касается характеристики эпохи психологии, существует общее мнение, что эта область возникает как наука и академический институт в конце 1800-х годов. Конечно, многие «психологические размышления» появились задолго до этого, например, такие книги, как «» Мортона Ханта «История психологии».0008 прояснить. Действительно, с точки зрения таких вопросов, как: Что такое разум?, ​​Что делает человеческий разум особенным?, Какова связь между разумом и реальностью?, Как мы можем изучать разум?, ​​Почему одни люди преуспевают, а другие страдать? эти вопросы так же стары, как письменные представления, и, несомненно, очень беспокоили греков. Таким образом, важно отметить, что в некотором смысле вопросы (философской) психологии явно устарели.

С точки зрения возраста эмпирической науки психологии, мы примерно около 140 лет. Начнем со сравнения психологии с другими науками. Вот список «настоящих» наук на сайте образовательной науки. Хотя я не считал их явно, я бы сказал, что по крайней мере половине, а может быть, и двум третям перечисленных наук меньше 140 лет (например, мы старше генетики и намного старше молекулярной генетики). Таким образом, мы, конечно, не молоды по сравнению с большинством современных наук, более того, мы на самом деле довольно стары. (Обратите внимание, что психология не попала в этот список, так что в каком-то смысле мы даже не были «рождены» с точки зрения господствующих образовательных концепций науки!)

Еще одна причина, которая, как мне кажется, указывает на то, что психологию нельзя считать «молодой», заключается в том, что термин «наука» в полной мере появляется только в 1830-х годах. Таким образом, психология как наука предшествует науке как термину примерно на 40 лет. Итак, психология почти так же стара, как формальный институт науки.

В-третьих, характеристика психологии как «молодой науки» подразумевает, что она еще не успела развиться и что, если бы только было больше времени для выполнения большей работы, она созрела бы. Тем не менее, анализ поля показывает, что это тоже не выдерживает инспекции. Согласно трудовой статистике, насчитывается более ста семидесяти тысяч психологов, и они производят массу продуктов (сотни журналов, вероятно, с сотнями тысяч журнальных статей за последнее десятилетие или около того). Таким образом, дело НЕ в том, что мы не выросли, или в том, что не хватает людей, чтобы над этим работать, или в том, что у нас недостаточно данных и информации. Скорее проблема в том, что мы выросли и разошлись во все стороны, и теперь есть гора вещей, которые хаотично организованы, и проблема такова, что психологи даже не могут распознать проблему фрагментации. Если существует слишком много институциональной инерции, чтобы поле даже признало необходимость большего единства, тогда я не думаю, что аргумент о том, что мы «слишком молоды», не имеет смысла. Дело в том, что мы слишком стары и заблуждаемся.

Наконец, прочитав историю как науки, так и психологии, я пришел к выводу, что время для возможного объединения было созрело. С точки зрения системы ToK отсутствует правильная карта эмерджентной эволюции. В 1920-х годах был очень сильный толчок к организации науки с точки зрения эмерджентной эволюционной перспективы. К сожалению, возникло слишком много противоречивых и конкурирующих моделей, и не было возможности определить «правильную» из них, и эта попытка была потеряна (никто не понял, что ключом к получению правильной карты эмерджентной эволюции было то, что природа состоит из ОБОИХ уровней И измерений). сложности). Мне часто кажется, что если бы я мог вернуться в те дни и поделиться с ними моделью эмерджентной эволюции ToK, история выглядела бы совсем по-другому.

Суть в том, что есть много причин, по которым статус психологии как науки вызывает сомнения, но молодежь не входит в их число.

Исследователи социальных наук слишком полагаются на западных студентов.

Должны ли все наши психологические исследования проводиться с этими детьми?

Фото ЖАН-ПЬЕРА КЛАТО/AFP/Getty Images

Как ты потерял девственность? Может быть, это было в романтическом саду под полной луной, вокруг пахло розами, в объятиях единственной настоящей любви? Может быть, это было на пьяной вечеринке после выпускного вечера, в нижнем белье до щиколоток, в надежде, что никто не увидит, как вы фотографируетесь? Может быть, это было в вашу брачную ночь, может быть, это было задолго до этого. Может быть, это было даже намного позже. В любом случае, я надеюсь, вам понравилось, потому что недавнее исследование показало, что ваше сексуальное благополучие сегодня во многом зависит от того, насколько вам это нравилось тогда. Но есть большая проблема (на самом деле, одна из нескольких) с этим исследованием: это исследование СТРАННОЕ.

Да, конечно, странно, что исследователи проверяли, влияет ли то, как вы теряете девственность, на вашу будущую сексуальную жизнь, но это СТРАННО в методологическом контексте. СТРАННОЕ — это явление, от которого страдают многие исследования в области психологии и других социальных наук: их участники — это подавляющее большинство западных, образованных людей из промышленно развитых, богатых и демократических стран. Они СТРАННЫЕ. И мало того, что они СТРАННЫЕ, они в подавляющем большинстве являются студентами колледжей в Соединенных Штатах, участвующими в учебе для получения классного балла. Размышляя об источнике данных для многих разрекламированных, чрезмерно интерпретируемых психологических исследований, вы представляете результаты в совершенно новом свете.

СТРАННЫЕ субъекты (возможно, вы были одним из них?), конечно, все еще люди, поэтому вы можете подумать, что то, что можно обобщить для них, должно быть обобщено и для остального человечества. Но на самом деле это не так. СТРАННЫЕ испытуемые из стран, в которых проживает всего около 12 процентов населения мира, отличаются от других групп населения моральными решениями, стилем рассуждений, справедливостью и даже такими вещами, как зрительное восприятие. Это связано с тем, что многие из этих моделей поведения и восприятия основаны на среде и контексте, в котором мы выросли. В нашей психологии есть большая доза социологии. Например, СТРАННЫЕ люди лучше разбираются в оптических иллюзиях, связанных с длиной линий, возможно, потому, что в нашем окружении много прямых линий в таких вещах, как здания.

То, что не попадает в аббревиатуру WEIRD, — это возраст участников. Например, в 67% американских исследований по психологии используются студенты колледжей. Это означает, что многие или даже большинство испытуемых являются подростками. И это имеет большие последствия для поведения. На протяжении всей жизни мозг меняет связи: одни выстраивает, другие теряет. Хотя большинство основных нейронных процессов произошло в подростковом возрасте, они ни в коем случае не завершаются, когда вы достигаете волшебного возраста 18 лет. Подростки и студенты колледжей по-разному оценивают риск по сравнению со взрослыми, например, и более чувствительны к вознаграждению. Такие изменения могут кардинально повлиять на результаты психологического исследования.

При наборе для многих из этих СТРАННЫХ исследований ученые часто делают выборку как можно более однородной, чтобы обнаружить небольшие различия. Возьмем упомянутое выше исследование девственности. Исследователи исключили из выборки всех, чье первое знакомство с сексом было связано с «физической силой» (то есть всех, кто был изнасилован). Это устранило небольшое количество участников (12 из 331 участника). И они исключили всех, кто не имел гетеросексуальных контактов. Образец настолько однородны, что применимы только к гетеросексуальным студентам колледжей, которые в среднем, согласно информации, которую они предоставили исследователям, лишились девственности всего два года назад.

Исследования на людях, конечно же, имеют и другие ограничения. Часто вы можете заставить людей участвовать только в течение короткого периода времени. В случае исследования девственности испытуемые в течение двух недель вели дневник «интимных отношений». Из примерно 300 участников исследователи получили записи в общей сложности о 639.интимные встречи, около двух на человека. Из этих двух интимных встреч на человека со студентами колледжа, потерявшими девственность в среднем за два года до этого, авторы пришли к выводу, что сексуальное удовлетворение в настоящем сильно зависит от того, как вы потеряли девственность, и что последствия того, как вы потеряли девственность может сохраняться на долгие годы.

Большинство этих «интимных отношений» на самом деле не были половым актом; это были переживания, в которых «целью было сексуальное возбуждение». Авторы не сообщают, что включал в себя этот опыт, но это могло быть что угодно, от первой базы до хоумрана. И, как и во многих исследованиях на людях, все встречи измерялись отчетами участников. Конечно, ничего не поделаешь — вряд ли можно держать людей в лаборатории и заниматься сексом друг с другом неделями, но исследования самоотчетов всегда открыты для таких вещей, как преувеличение или сокрытие, особенно когда речь идет об исследованиях о секс, где большое культурное давление вступает в игру.

И есть личные факторы, а также культурные факторы, и все они могут повлиять на результаты исследования. Окрашивают ли нынешние партнеры субъектов их воспоминания о более раннем опыте? Насколько удобно членам группы в целом выражать себя в сексуальном плане? В конце концов, если вы добровольно участвуете в исследовании секса, вы вполне можете быть частью самоотобранной популяции. Так действительно ли существует связь между первым и последующим сексуальным опытом? Возможно, это так, но это также может не распространяться на студентов колледжей, участвующих в исследовании, или на студентов колледжей в целом. И если это так, значит ли это, что это верно для остальных из нас? Если мы действительно — это , обреченные на секс, как в первый раз… большинство из нас облажались. И это только с учетом неуклюжих первых нащупываний, не принимая во внимание многих людей, которые пережили действительно ужасный опыт. Но из внимания средств массовой информации к этой истории можно предположить, что мы все столкнулись с неблагополучной сексуальной жизнью.

com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-f40cf7c869dabacae6729be47f59c97c-component-9@published»> Почему СТРАННЫЕ студенты так популярны в исследованиях? Ну, если честно, они дешевые. Бесплатно в некоторых случаях. Многие заполнят анкету или три за плитку шоколада.

Неплохо быть СТРАННЫМ. И большинство этих исследований имеют ценность. Они могут многое рассказать нам о том, как думают и ведут себя студенты. И многие исследования, вероятно, могут быть распространены на остальную часть населения, по крайней мере, на остальную часть СТРАННОЙ популяции. Но разве большинство странных исследований распространяются на человечество в целом? В случае социального наказания, наверное, нет, но в случае эмоционального выражения, похоже, да. Это зависит от того, какой вопрос вы задаете.

com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-f40cf7c869dabacae6729be47f59c97c-component-11@published»> Психологи стали очень осторожны в этом в последние несколько лет, и они начали действительно изучать СТРАННОЕ население и его репрезентативность. В настоящее время в большинстве исследований тщательно добавляются уточнения, такие как «в студенческом контингенте» или «в западном обществе». Например, исследование потери девственности пришло к выводу, что «в целом, настоящее исследование предоставляет убедительные доказательства связи между потерей девственности и последующим сексуальным функционированием. Эта связь представляет собой важный шаг вперед в понимании развития подростковой сексуальности».

Но СТРАННЫЙ контекст часто теряется при переводе, и многие журналисты и комментаторы легко связывают результаты с населением мира в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *