Психология как наука о: Тема 1.1. Психология как наука

Глава 1. Психология как наука

Юрий Викторович Щербатых Общая психология

ВВЕДЕНИЕ

Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания.

Во-первых, это значительный по объему курс, который длится четыре семестра и содержит большое число дидактических единиц.

Во-вторых, данный предмет изучают на 1–2 году обучения, и вчерашние школьники еще слабо подготовлены к восприятию большого массива абстрактно-логических понятий.

В-третьих, методическое обеспечение данного предмета представлено преимущественно учебниками и пособиями, которые насыщены материалами текстового характера и слабо иллюстрированы рисунками, таблицами и схемами. Особенно трудно дается усвоение содержания «Общей психологии» студентам заочной формы обучения, которые физически не успевают освоить сотни страниц учебника за краткий период сессии.

Все это диктует необходимость издания учебных пособий, кратких по объему и с большим количеством иллюстраций, то есть книг, в которых бы в полной мере реализовались такие принципы дидактики, как наглядность и доступность. К настоящему времени отечественный рынок учебной литературы предлагает студентам в основном два вида учебных пособий:

♦ объемные базовые учебники, содержащие преимущественно текстовый материал;

♦ пособия, содержащие наборы схем и минимальное количество сопровождающего текста.

Данное учебное пособие задумано как недостающее связующее звено между первым и вторым типом книг, в котором оптимально сочетаются иллюстрации и текст.

Другим полезным свойством данного пособия является наличие предметного указателя, облегчающего поиск нужной информации.

При подготовке книги к изданию возникла проблема выбора минимального набора дидактических единиц, которые должны соответствовать требованиям Госстандарта (ГОС) к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Общая психология» по специальности «Психология».

Если рассмотреть существующие в настоящее время базовые учебники по общей психологии, то можно увидеть, что большинство из них не соответствует полностью требованиям Госстандарта. Этому есть как субъективные, так и объективные причины. Субъективные кроются в наличии собственного мнения того или иного автора о содержании данной науки, а объективные причины заключены в содержании самого ГОС.

Требования к обязательному содержанию учебной дисциплины, к сожалению, нельзя назвать оптимальными в плане подготовки специалистов-психологов. Некоторые важные, основополагающие понятия общей психологии в них отсутствуют, в то время как излишне подробно выделены некоторые мелкие, второстепенные моменты. Например, в требованиях ГОС нет таких важных категорий психологии, как темперамент, характер, способности и представления; отсутствует раздел, посвященный методам психологии. В то же время излишне подробно расписаны разделы, посвященные восприятию и мышлению. К тому же часть вопросов, вынесенных к обязательному изучению, носит достаточно дискуссионный характер.

Например, определения таких понятий, как пространственная, временная, информационная, энергетическая характеристики сознания, не являются общепризнанными в психологической науке, а носят излишне абстрактный характер и отсутствуют в базовых учебниках. Тем не менее, как говорили древние, dura lex, sed lex. Требования Госстандарта подлежат неукоснительному исполнению. Другое дело, что стандарт лишь определяет минимальный набор требований, но не точных формулировок, в которых они должны раскрываться. Каждый преподаватель может сам выбирать определения и формулировки тех или иных психологических категорий, исходя из парадигм того направления психологии, в рамках которого он работает.

Автор будет благодарен за критические замечания, которые могут быть высказаны в адрес первого издания данного пособия, и выражает надежду, что его содержание окажется полезным преподавателям и студентам в качестве дополнительного материала при изучении курса «Общая психология».

Профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института,

доктор биологических наук Ю. В. Щербатых

1.1. Предмет и задачи психологии

1.1.1. Психология – наука о психике

В дословном переводе психология – наука о душе (psyche– душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.

Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи.[1]

1Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.

Особенность психологии, определяющая ее трудности, – это

нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.

Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

1.1.2. Особенности психологии как науки

Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Особенности психологии как науки

1.1.3. Основные направления психологии

Основные направления психологии представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Основные направления психологии

Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.

Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики.

Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология

– воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

1.1.4. Предмет психологии

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.

В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Предмет изучения психологии (первая версия)

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Виды психических процессов

Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Разновидности психических процессов

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис.  1.5).

Рис. 1.5. Разновидности психических состояний

О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:

♦ такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;

♦ другое психическое состояние – конфликт – может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.

Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.

Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода – психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия)

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.

Примером психического закона является закон Вебера – Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка – скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Психология как наука | Диплом по психологии

Во все времена человечество интересовали вопросы о душевной жизни человека: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология.

Определение психологии как науки

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение; дословно – наука о душе) – это наука о закономерностях функционирования и развития психики, это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических явлений.

Научная и житейская психология

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:

  • По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
  • По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
  • По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Особенности психологической науки

Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:

  1. Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А. Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
  2. В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
  3. В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
  4. Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.

Предмет психологии

На протяжении истории развития психологической мысли представления ученых о предмете психологии претерпевали серьезные изменения. Можно условно выделить 4 основных этапа развития представлений о предмете психологии в ее истории:

  1. Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
  2. Психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  3. Психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
  4. Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (современный этап).

Единого мнения о предмете психологии не существует и у современных ученых. В общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.

Психология научного мышления и поведения

Психология – это научное исследование мышления и поведения. Наука является одной из наиболее интригующих и культурно важных форм мышления и поведения. Следовательно, научная мысль и поведение должны быть в центре эмпирического внимания психологов.

Психологическая точка зрения на научное мышление и поведение насчитывает почти 100 лет, но только в последние 10 лет она начала превращаться в формальную дисциплину психологии науки.

Психология науки ставит своей целью эмпирическое исследование всего спектра психологических процессов, лежащих в основе научного поведения, интереса, таланта и творчества. Безусловно, эта область незрела и относительно поздно развивается по сравнению с другими научными исследованиями. Почти все знакомы с терминами философия науки, история науки и социология науки. Тем не менее, когда вы упоминаете «психологию науки», многие люди — даже другие психологи — часто не понимают, что вы имеете в виду. Однако за последние пять-десять лет дисциплина психология науки показала некоторые реальные перспективы стать новой дисциплиной в психологии. Действительно, теперь у нас есть небольшое, но активное общество – Международное общество психологии науки и техники (ISPST; www.ispstonline.org), которое регулярно проводит конференции. В этой статье я стремлюсь обобщить и выделить некоторые интересные открытия из этой молодой области.

Фундаментальный аргумент психологии науки заключается в том, что для полной оценки и понимания научной мысли и поведения — от младенца, пытающегося понять свой мир, до исторически великих научных открытий — мы должны применять лучшие теоретические и эмпирические инструменты, доступные психологам. . Психология необычайно хорошо подходит раскрыть механизмы, лежащие в основе научной мысли и поведения.

Однако под наукой я подразумеваю нечто большее, чем мысли и поведение ученых-практиков. Напротив, научное мышление и поведение могут быть как неявными, так и зарождающимися, выраженными детьми и подростками, а также явными и развитыми, выраженными учеными (Feist, 2006; Proctor & Capaldi, 2012). Таким образом, психология науки касается не только психологических сил, стоящих за мышлением и поведением профессиональных ученых. Он также охватывает концепции человеческого развития и научного мышления у младенцев, детей и подростков; талант и интерес к науке у старшеклассников; потеря интереса к науке у студентов колледжей; и даже псевдонаучное мышление и убеждения взрослых. Короче говоря, психология науки касается любого, кто занимается неявным или явным научным мышлением и поведением.

Существует столько психологических наук, сколько основных дисциплин в психологии. Необходимая краткость этой статьи препятствует всестороннему и комплексному рассмотрению всей психологии науки (подробнее см. Feist, 2006; Feist & Gorman, 2013; Gholson et al., 1989; Proctor & Capaldi, 2012; Simonton, 1988). подробное лечение). Тем не менее я попытаюсь предоставить читателю убедительную и репрезентативную выборку тех вопросов, к которым обращалась эта область, и намекнуть на неисследованные вопросы для будущих исследователей психологических основ научного мышления и поведения. Несмотря на то, что психология науки зарождается, она отражает свою родительскую дисциплину и может быть разделена на аналогичные поддисциплинарные группы: нейронаучная, когнитивная, психология развития, социальная, личностная, образовательная и клиническая психология науки.

Нейробиологическая психология Помимо регуляции тела, одной из основных функций мозга является осмысление и организация сенсорной информации. Рискуя упростить, этим же занимается и наука — пытается понять наш опыт физического, биологического и социального миров. Научная мысль включает в себя более систематическую и явную форму повседневного интуитивного или имплицитного мышления (Feist, 2006; Proctor & Capaldi, 2012).

Попытка понять генетические и мозговые механизмы, участвующие в научном мышлении, является прекрасной темой для изучения психологии науки, и все же это неизбежно трудное предприятие. Получить изображения мозга в режиме реального времени для научных рассуждений и решения проблем непросто и недешево. Однако в последнее время несколько психологов начали такие исследования во главе с Джонатаном Фугельсангом и Кевином Данбаром. Они сосредоточились на нейронных механизмах, лежащих в основе научных и причинно-следственных рассуждений.

Fugelsang и Dunbar (2005), например, утверждают, что люди обращают больше внимания на доказательства, когда они касаются правдоподобных теорий, чем когда они касаются неправдоподобных. Они обнаружили, что когда данные согласуются с теорией, активируются нейронные механизмы в области, окружающей гиппокамп — центр обучения и памяти мозга. Когда данные не согласуются с теорией, активируются мозговые механизмы в префронтальной коре, областях, участвующих в обнаружении ошибок, внимании и отслеживании конфликтующих точек зрения. (см. Данбар и др., 2007).

Другие нейробиологи исследовали области мозга, участвующие в двух видах рассуждений, используемых в науке, а именно, дедуктивных и вероятностных рассуждениях (Osherson et al., 1998). По сравнению с задача контроля понимания языка, обе формы рассуждения активировали префронтальные области мозга, связанные с вниманием и рабочей памятью.

Когнитивная психология Из всех субдисциплин когнитивная психология, возможно, является наиболее развитой психологией науки (Твени, 19).98). Решение проблем, предвзятость подтверждения, креативность, аналогия и метафорическое мышление, визуализация и память — все это играет важную роль. в науке, и психологи исследовали эти и другие когнитивные принципы в их применении к научной мысли. Когнитивные психологи науки исследовали мыслительные процессы неученых, решающих научные проблемы, исторических деятелей. в науке и ученых, решающих смоделированные проблемы и проблемы реальной жизни в лаборатории.

Однако за последнее десятилетие все больше и больше когнитивных психологов отправляются в научные лаборатории, чтобы наблюдать, записывать и анализировать мысли и поведение ученых на работе. Кевин Данбар первым применил эту технику. Среди его главных ранних выводов было то, что ученые используют аномалии и неожиданные открытия в качестве источников для новых теорий и экспериментов, и что аналогия очень важна при выдвижении гипотез и интерпретации результатов (Dunbar, 2000). Другие продолжили это направление исследований и аналогичным образом обнаружили, что, пытаясь вычислить аномальный результат, например, ученые-прикладники (метеорологи) с большей вероятностью мысленно манипулировали изображением и вращали его в пространстве, тогда как чистые ученые (астрономы и физики) с большей вероятностью пройдут через концептуальное моделирование («что, если») неожиданного результата (Trickett et al., 2009).).

Психология развития Психологи развития обращаются ко многим интригующим вопросам научной мысли и поведения: как младенцы и дети развивают неявные теории и концепции о том, как устроен мир, и различаются ли эти теории и концепции в разных областях, таких как физический, биологический и социальный миры? Как развивается интерес к науке? В каком возрасте достигается пик научной продуктивности и творчества? Играет ли порядок рождения роль в развитии научных интересов и достижений? А научный интерес у мальчиков и девочек развивается по-разному?

Я могу коснуться лишь нескольких эмпирических данных, которые дали ответы на некоторые из этих вопросов. Недавние исследования показали, что дети в возрасте восьми месяцев понимают вероятность (Gopnik, 2009; Xu & Garcia, 2008) и что дети в возрасте четырех лет могут правильно делать причинно-следственные выводы из гистограмм (Koerber & Sodian, 2009). Другие исследователи развития исследовали, в какой степени дети и подростки могут различать свои идеи (теории) и доказательства своих идей — ключевой компонент научного мышления. В целом, дети, подростки и взрослые, не являющиеся учеными, используют разные критерии при оценке объяснений и доказательств, они не очень хорошо умеют отделять убеждения от фактов (теории и доказательств) и настойчиво приводят свои убеждения в качестве доказательств своих убеждений (Brewer et al. , 2000; Klahr, 2000; Kuhn & Pearsall, 2000). Исследователи обнаружили, что одной из причин невозможности отличить теорию от фактов является вера в то, что знание является достоверным и абсолютным, то есть либо правильным, либо неправильным (Yang & Tsai, 2010). Если дети рассматривают знание как менее достоверное и абсолютное, то они лучше понимают, что доказательства отделены от веры. Козловски (1996), тем не менее, предоставляет убедительные доказательства того, что люди обладают более сложными научными рассуждениями, чем иногда представляют другие ученые.

Социальная психология Социальная психология исследует, как другие люди (реальные или воображаемые) влияют на мысли или поведение человека. Применительно к науке социальная психология исследует, как ученые убеждают других изменить свое мнение (отношение), как группы ученых сотрудничают и конкурируют друг с другом, как лидеры в науке устанавливают политику, влияющую на творчество и продуктивность групп ученых, и как формируется сотрудничество для повышения продуктивности творческой команды (Shadish & Fuller, 19 лет).94).

Одним из наиболее интригующих приложений социальной психологии науки является новаторская работа Роберта Розенталя об эффектах экспериментатора, то есть о том, как экспериментатор — через убеждения, одежду, возраст, пол, внешний вид и личность — может фактически влиять на поведение участников и отсюда бессознательные и невольные результаты исследований (Rosenthal, 1994). Другие недавние социально-психологические исследования в области научного поведения были сосредоточены на том, как компьютерное общение (электронная почта, текстовые сообщения и т. д.) способствует командному сотрудничеству в науке (Aragon et al., 2009).), как конфликты и сотрудничество влияют на научное творчество (Schultz & Seuffert, 2013), как лидерские качества влияют на творческий результат в научных группах (Hemlin et al., 2004) и как разные модели сотрудничества и авторские связи существуют в разных дисциплинах (Liberman & Вольф, 1998).

Психология личности Черты характера делают одно поведение более вероятным, а другое менее вероятным. Вопрос заключается в том, делают ли определенные паттерны личностных черт более вероятными научные мысли, достижения и поведение. Ответ «да».

Результаты метаанализа 26 исследований, в которых сообщалось о величине влияния на связь между личностью и научным интересом, показали, что ученые умеренно более добросовестны и менее открыты опыту, чем неученые (Feist, 1998). Добросовестность характеризуется осторожностью, осмотрительностью, привередливостью и самообладанием, а низкая открытость характеризуется условностью, социализированностью и жесткостью. Точно так же метаанализ 28 исследований, сравнивающих личность творческих и менее творческих ученых, показал, что по сравнению с их менее творческими сверстниками творческие ученые более уверены в себе, открыты для опыта и менее добросовестны (Фейст, 19).98).

Короче говоря, черты личности, которые делают более вероятным научный интерес, — это высокая добросовестность и низкая открытость, тогда как черты, которые делают более вероятным научное творчество, — это высокая открытость, низкая добросовестность и высокая уверенность.

Дин Саймонтон недавно продвинул вперед область психологии личности в науке, количественно определив степень генетического влияния личности на научный талант (Simonton, 2008). Используя размеры эффекта из метааналитических и поведенческих генетических исследований научных талантов, Саймонтон оценил влияние генетического вклада в научную деятельность и достижения. Он обнаружил, что верхние оценки генетических эффектов объясняют от 37 до 48 процентов прогнозируемой дисперсии научных талантов.

Педагогическая психология Психологическая наука может внести большой вклад в улучшение состояния математического и естественнонаучного образования. Ньюкомб и его коллеги (2009) обобщили четыре основные области, в которых психология может внести и уже внесла свой вклад: раннее понимание математики, понимание науки, социальные и мотивационные факторы, лежащие в основе интереса к науке и математике, а также оценка изучения математики и естественных наук. Например, Циммерман и Крокер (2013) утверждают, что как когнитивные, так и метакогнитивные навыки участвуют в изучении научных концепций и процедур. Экклс и др. (цитируется по Newcombe et al., 2009 г.) продемонстрировали силу убеждений и ожиданий успеха, влияющих на решения учащихся о прохождении углубленных курсов математики и естественных наук. Самоэффективность, внутренняя мотивация и самоидентификация — это другие психологические силы, стоящие за интересом, успеваемостью и достижениями в области математики и естественных наук.

Клиническая психология Одна из наименее развитых, но, тем не менее, наиболее интригующих психологических наук имеет дело с психическим здоровьем и наукой. Вопрос в том, есть ли у ученых какие-либо повышенные проблемы с психическим здоровьем по сравнению с неучеными. Действительно, исторически в науке было немало деятелей, страдавших каким-либо психическим расстройством — от Ньютона и Дарвина до Теслы и Фарадея. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала узнать базовый уровень проблем с психическим здоровьем среди населения. Самое последнее исследование показало, что 46% американцев будут страдать по крайней мере от одного поддающегося диагностике эпизода психического расстройства в течение своей жизни (Kessler et al., 2005). Однако ученые-естественники реже, чем представители других творческих групп, страдают психическими заболеваниями (28% против 59%).процентов: Людвиг, 1995). Даже социологи несколько реже страдают от одного приступа психологического расстройства в течение жизни, чем представители других творческих групп (51% против 59%: Ludwig, 1995). Точно так же недавнее самоотчетное исследование с использованием неклинической оценки шизотипии (то есть эксцентричности) предполагает, что ученые менее подвержены необычным переживаниям и когнитивной дезорганизации, чем художники и музыканты (Rawlings & Locarnini, 2008). Из этих результатов можно сделать вывод, что ученые менее склонны к проблемам с психическим здоровьем, чем другие творческие люди. Это вполне может быть так, но прежде чем мы сделаем такой вывод, мы должны сделать одно предостережение: возможно, наука склонна отсеивать людей с проблемами психического здоровья так, как этого не делают искусство, музыка и поэзия. Другими словами, начинающие ученые с проблемами психического здоровья у них будет меньше шансов получить работу или получить степень, чем у начинающих художников. Наука требует постоянного сосредоточения и внимания к проблемам в течение длительных периодов времени; это также требует одного посещения лаборатории или работать над проблемой последовательно.

Если человек не может работать методично и последовательно, он или она вряд ли станет продуктивным ученым.

Выводы До середины 2000-х годов не существовало формальной дисциплины психологии науки. Сейчас он есть, хотя он все еще относительно неразвит и нуждается в более систематической и комплексной работе. Один общий вывод, который можно сделать из этого обзора, заключается в том, что в каждой из многих различных областей психологии — неврологии, познании, развитии, педагогической психологии, личностной, социальной и клинической — есть что сказать о том, кто интересуется наукой, о научных исследованиях. рассуждения и о том, кто станет ученым и математиком. Всеобъемлющий вывод из этих многочисленных областей открытий является одним единым: научный интерес, мысль, талант и достижения можно понять только с точки зрения психологии. Вместе кусочки головоломки того, как ученые развиваются, взрослеют и достигают, могут быть собраны воедино только совокупными открытиями всех психологий науки. Конечно, интеграция всех этих открытий требует точного и творческого теоретизирования не меньше, чем что-либо еще. Как и во многих социальных науках, отсутствует единое теоретизирование, и это является одной из наиболее важных целей для будущего этой области.

В конце концов, одна из важных прикладных целей психологии науки заключается в том, что лучшее понимание исследовательского процесса заставит ученых более осмысленно относиться к своим предположениям и методам, что приведет к улучшению исследований. Действительно, психология науки начала применяться для информирования о развитии и организации научных лабораторий и информирования науки о научной политике. Кроме того, с чисто научной точки зрения, исследованиям науки не хватает этих важных эмпирических и теоретических вкладов в их понимание научной мысли, мотивации, интереса, творчества, социального влияния, психических заболеваний и личности. Наука является движущей силой современного общества; если мы хотим понять эту движущую силу и воспитать в нашей талантливой молодежи больший интерес к науке и научной карьере, то мы должны продолжать применять и развивать здоровую и зрелую психологию науки.

Грегори Дж. Файст находится на факультете психологии Государственного университета Сан-Хосе, Калифорния [email  protected]

Ссылки

Арагон, С., Пун, С. и Сильва, С. (2009). Меняющееся лицо цифровой науки: новые практики научного сотрудничества. Материалы конференции ACM CHI 2009 по человеческому фактору в вычислительных системах, 2009 г. Получено 25 сентября 2012 г. с http://dl.acm.org/citation.cfm?doid=1520340.1520749. Брюэр, В.Ф., Чинн, К.А. и Самарапунгаван, А. (2000). Объяснение у ученых и детей. В ФК Кейл и Р. Уилсон. (ред.) Объяснение и познание (стр. 279).–298). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. Данбар, К. (2000). Как ученые думают в реальном мире: значение для естественнонаучного образования. Журнал прикладной психологии развития, 21, 49–58. Данбар, К.Н., Фугельсанг, Дж.А. и Штейн, К. (2007). Уходят ли когда-нибудь наивные теории? Использование мозга и поведения для понимания изменений в понятиях. В М.К. Ловетт, П. Шах, М.К. Ловетт и П. Шах (ред.) Думая с данными (стр. 193–205). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум. Файст, Г.Дж. (1998). Метаанализ влияния личности на научное и художественное творчество. Личность и социально-психологический обзор, 2, 290–309. Файст, Г.Дж. (2006). Психология науки и истоки научного мышления. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. Файст, Г.Дж. и Горман, Мэн (редакторы) (2013). Справочник по психологии науки. Нью-Йорк: издательство Springer. Фугельсанг, Дж.А. и Данбар, К.Н. (2005). Мозговые механизмы, лежащие в основе сложного причинного мышления. Нейропсихология, 43, 1204–1213. Голсон Б., Шадиш В.Р., Неймейер Р.А. и Хаутс, AC (редакторы) (1989). Психология науки: вклад в метанауку. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Гопник, А. (2009 г.). Философский ребенок. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. Хемлин, С., Оллвуд, К.М. и Мартин, Б. (редакторы) (2004). Среда творческих знаний: влияние на творчество в исследованиях и инновациях. Нортгемптон, Массачусетс: Эдвард Элгар. Кесслер Р.К., Берглунд П., Демлер О. и соавт. (2005). Распространенность расстройств в течение жизни и возраст начала заболевания в соответствии с DSM-IV в репликации Национального обследования сопутствующих заболеваний. Архив общей психиатрии, 62, 593–602. Клар, Д. (2000). Изучение науки: познание и развитие процессов открытия. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. Кербер, С. и Содиан, Б. (2009 г.). Рассуждения на основе графиков у маленьких детей: способность дошкольников интерпретировать ковариационные данные из графиков. Журнал психологии науки и технологий, 2, 73–86. Козловски, Б. (1996). Теория и доказательства: развитие научных рассуждений. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. Кун, Д. и Пирсолл, С. (2000). Эволюционные истоки научного мышления. Журнал познания и развития, 1, 113–129. Либерман, С. и Вольф, К.Б. (1998). Связующее число в научных дисциплинах. Социальные сети, 20, 239–246. Людвиг, А. (1995). Цена величия: Разрешение спора о творчестве и безумии. Нью-Йорк: Гилфорд. Ньюкомб Н. С., Амбади Н., Экклс Дж. и соавт. (2009). Роль психологии в математическом и естественнонаучном образовании. Американский психолог, 64, 538–550. Ошерсон Д., Перани Д., Каппа С. и соавт. (1998). Различные локусы мозга в дедуктивных и вероятностных рассуждениях. Нейропсихология, 36, 369–376. Проктор, Р. В. и Капальди, Э. Дж. (ред.) (2012). Психология науки: неявные и явные процессы. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. Роулингс, Д. и Локарнини, А. (2008). Размерная шизотипия, аутизм и необычные словесные ассоциации у художников и ученых. Журнал исследований личности, 42, 465–471. Розенталь, Р. (1994). О том, чтобы быть собственным исследованием: эффекты экспериментатора в поведенческих исследованиях — 30 лет спустя. В WR Shadish & S. Fuller (Eds.) «Социальная психология науки» (стр. 214–214). 229). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд. Шульц, А.Д. и Сеуфферт, В. (2013). Конфликты, сотрудничество и конкуренция в области науки и техники. В Г.Дж. Feist & MA Gorman (Eds.) Справочник по психологии науки. Нью-Йорк: издательство Springer. Шадиш, В. и Фуллер, С. (ред.). (1994). Социальная психология науки. Нью-Йорк: Гилфорд. Саймонтон, Д.К. (1988). Научный гений: психология науки. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Саймонтон, Д.К. (2008). Научный талант, обучение и производительность: интеллект, личность и генетическая одаренность. Обзор общей психологии, 12, 28–46. Трикетт, С.Б., Трафтон, Дж.Г. и Шунн, К.Д. (2009). Как ученые реагируют на аномалии? Различные стратегии, используемые в фундаментальной и прикладной науке. Темы когнитивной науки, 1, 711–729. Твени, Р. (1998). К когнитивной психологии науки: последние исследования и их последствия. Современные направления психологической науки, 7, 150–154. Сюй, Ф. и Гарсия, В. (2008). Интуитивная статистика по 8-месячным младенцам. Труды Национальной академии наук США, 105, 5012–5015. Ян, Ф. и Цай, К. (2010). Рассуждение о связанных с наукой неопределенных вопросах и эпистемологических перспективах среди детей. Учебная наука, 38, 325–354. Циммерман, К. и Крокер, С. (2013). Изучение науки через исследование. В Г.Дж. Feist & MA Gorman (Eds.) Справочник по психологии науки.

 

Психология как наука: определение и эволюция

Вы когда-нибудь ловили себя на том, что изучаете каталог курсов и чувствуете, что вас тянет в разные стороны? Вы могли бы так же легко погрузиться в философию и физиологию, как и в антропологию или политологию. И вы с энтузиазмом относитесь ко всем этим предметам.

Если это про вас, возможно, ваше будущее связано с психологией. История этой дисциплины связана со всеми упомянутыми областями. Давайте посмотрим, как психология стала областью научных исследований.

  • Что такое психология?
  • Как развивалась психология?
  • В какой степени психологию можно считать наукой?
  • Является ли психология социальной наукой?

Психология как наука Определение

Психология gy определяется как научное исследование психических процессов и человеческого поведения.

Психологи пытаются предсказать, объяснить и описать человеческое поведение. Почему мы делаем то, что делаем? Откуда берутся наши влечения и поведенческие рефлексы? Как мы можем изменить свое поведение или выработать новые модели поведения, чтобы улучшить или обогатить свою жизнь?

Область психологии исследует исчерпывающий перечень психических процессов. Как мы переживаем восприятие? Каковы наши мечты и откуда они берутся? Как мы создаем, переживаем и храним воспоминания? Какова природа наших эмоций и откуда они берутся? Как мы думаем и учимся? Как наше окружение и свободы влияют на наше представление о реальности? Какое влияние наши психические процессы оказывают на тело?

Психологи отвечают на все эти вопросы и используют научные методы для сбора данных и получения возможных ответов и выводов.

Открытия в области психологии могут быть применены к любой области человеческого опыта. Из-за этого существует множество подполей, которые более глубоко изучают определенные области опыта. Психология — это не просто то, что происходит в исследовательской лаборатории или лекционном зале. Сегодня к психологам обращаются в каждой профессии. Они работают в школах, клиниках, маркетинговых фирмах, художественных организациях, полицейских управлениях, юридических фирмах и государственных учреждениях, и это лишь некоторые из них.

Бюсты греческих философов, pixabay.com

Эволюция психологии как науки

Хотя люди изучали природу нашего существования и то, как мы его переживаем, с тех пор, как история знает, область психологии прошла долгий путь, прежде чем, наконец, стала считаться собственно наука.

Психология возникает из исследований, которые мы обычно относим к философии. В 400-х годах до нашей эры Сократ и Платон делали выводы о природе знания и разума, а также об отношении разума к телу. Вскоре после этого Аристотель выступал за то, что можно считать ранним пониманием экспериментирования в своем стремлении понять природу знания.

Психология получила дальнейшее развитие в 1600-х годах с развитием науки и техники. Во Франции XVII века Рене Декарт много писал о природе разума, тела и Бога. Несмотря на примитивность по сегодняшним меркам, он сделал важные наблюдения о нервных путях и рефлексах. В то же время Фрэнсис Бэкон считался основателем современной науки, когда он делал наблюдения о природе разума.

Джон Локк заложил основу эмпиризма, подчеркнув важность опыта для нашего понимания знаний и реальности. Однако только в 1879 г.Вильгельм Вундт основал первую лабораторию психологических исследований в Лейпцигском университете в Германии.

Развитие психологии как науки

Вундт несколько случайно попал в создание первой психологической лаборатории. Он и его ученики создали машину, чтобы помочь в задаче записи времени реакции испытуемых в эксперименте. В результате создания Вундтом родилась первая психологическая исследовательская лаборатория.

Сегодня ведутся споры о возможном чрезмерном охвате психологии. Некоторые задаются вопросом, можно ли изучать мышление. Следует ли изучать только наблюдаемое поведение? Некоторые критикуют применение психологии ко всем областям человеческого опыта. Однако вопрос о природе нашего опыта — это именно то, как родилась психология. Разум невозможно отделить от опыта, поэтому изучение психологии, скорее всего, найдет применение во всех сферах нашей жизни (даже в тех, которые нам еще предстоит открыть в будущем).

В какой степени психологию можно считать наукой?

Поскольку психология использует эмпирический метод, она считается наукой. Он применяет научные методологии к изучению человеческого поведения. Научный метод начинается с исследования, постановки вопроса или формирования гипотезы. Затем мы создаем прогноз на основе гипотезы. Затем следуют эксперименты, анализ данных и сообщение о заключении. Мы можем назвать что-то научным, потому что оно эмпирическое или основано на экспериментах, а не только на логике или теории.

Давайте изучим сон в психологии и проведем его через научный процесс. Исследователи сна постулировали или выдвинули гипотезу, что недостаток сна вредит памяти. Они предсказывают, что те, кто спит меньше часов, чем другие, будут иметь худшие результаты в поиске памяти.

Затем исследователи сна проводят эксперименты в лаборатории сна. У них есть контрольная группа, которая спит восемь часов в сутки, и экспериментальная группа, которая спит меньше пяти или около того часов в сутки. Затем группам предлагается выполнить упражнения, требующие восстановления памяти. Затем психологи анализируют данные, собранные в ходе эксперимента, и составляют отчет о своих выводах.

Психология как социальная наука о поведении человека

Психологию чаще всего относят к общественным наукам. Действительно, это, вероятно, то место, где вы найдете его в каталоге курсов в университете. Психология изучает человеческий разум, людей и их поведение, а также то, как различные среды и социальные ситуации влияют на нас.

Эволюция психологии как науки уходит корнями в прошлое, насколько позволяет история человечества. Тем не менее, она относительно молода как устоявшаяся наука и за короткий промежуток времени добилась быстрого прогресса. Человеческая склонность к исследованию и анализу, вероятно, сохранится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *