Психология когда возникла: Ошибка выполнения

Содержание

Краткая история психологии: от Античности до наших дней

Вы слышали о Зигмунде Фрейде? Наверняка да. Кто-то даже сможет щегольнуть цитатой знаменитого психоаналитика. Но ведь не единым Фрейдом жива психологическая наука! Она развивалась на протяжении многих веков и богата людьми, которые размышляли и делали выводы о природе души, разума, психики.

Мы предлагаем вам расширить свой кругозор и познакомиться с идеями выдающихся мыслителей, а также узнать, как психология из умозрительной дисциплины превратилась в настоящую науку.

Психология в Античном мире

История психологии начинается с Древнего Египта. Именно там примерно в 1550 году до н. э. был создан папирус Эберса – сборник медицинских текстов, один из старейших трудов, содержащих медицинские знания. В нем впервые упоминается о психических состояниях, таких как слабоумие и депрессия.

А вот самым ранним психологическим опытом считается эксперимент фараона Псамметиха I, описанный древнегреческим историком Геродотом в книге «Истории». Дабы определить, какая раса была самой древней – египтяне или фригийцы, фараон сделал следующее: он отдал пастуху двух новорожденных детей и велел вырастить их в отдаленной хижине. Главным условием эксперимента было полное молчание, т.е. пастуху запрещалось разговаривать в присутствии младенцев. Таким способом Псамметих I хотел узнать, на каком языке детьми будет произнесено самое первое слово, и в соответствии с этим сделать вывод о древнейшей расе.

Спустя 2 года из детских уст донеслось долгожданное «bekos». Оказалось, что это фригийское слово, обозначающее «хлеб». Так египтяне решили, что фригийцы были более древней расой, чем они сами [Waterfield R., Dewald C., 1998].

Если рассматривать психологию, как дисциплину, изучающую разум, то философы Древней Греции, безусловно, были первыми, кто внес лепту в ее развитие. Для них понимание устройства души и разума являлось важной частью интеллектуального исследования. Теории древних греков были тесно связаны с этическими, физическими и метафизическими концепциями. Давайте проследим, как развивалась их мысль.

Фалес и Анаксимен

Фалес и Анаксимен – греческие мыслители, которые больше интересовались космогонией и космологией, чем изучением человека. Фалес Милетский полагал, что весь мир обладает душой. Он рассматривал ее, как источник жизни и движения.

Соотечественник Фалеса Анаксимен конкретизировал эту концепцию, проведя аналогию между человеческой душой и веществом, которое, по его мнению, окружало космос. И то и другое он отождествлял с воздухом или дыханием. Такое сравнение означало, что душа человека выполняет жизненно важную функцию.

Представление о единой природе космического пространства и человеческой души принадлежит к той совокупности идей, которые породили веру в душу как элемент Бога в человеке.

Гераклит

Гераклит Эфесский был философом, который развил перечисленные выше концепции. В отличие от Анаксимена он полагал, что основным материалом души является огонь. Под огнем он, скорее всего, понимал нечто похожее на энергию, а не огонь как материальный элемент.

Гераклит считал, что чувства – первый источник информации
о мире, но они могут вводить в заблуждение, когда неверно интерпретированы. Если же душа правильно трактует чувства, то человек способен познать Логос – принцип организации всего в мире или истину.

Здесь можно отследить ряд фундаментально новых идей для того времени. Во-первых, психика (душа) начала восприниматься, как получатель чувственных впечатлений. Во-вторых, интерпретируя их, человек мог понять принцип устройства мира, который не поддается строго эмпирическому исследованию. В-третьих, психика и Логос становились тождественными понятиями. Таким образом, Гераклит хотел сказать, что душа (психика) обладает глубинами, которые невозможно постичь [Green C. D.].

Эмпедокл

Философ и врач Эмпедокл дал чуть более подробное описание процесса чувственного восприятия и мышления. По его мнению, Вселенная представляла собой смесь четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха, а управляли ею две полярные силы: любовь и борьба.

Модель восприятия, по Эмпедоклу, выглядела так: каждый предмет непрерывно источал крошечные частицы, а человек впитывал их через поры в органах чувств. Например, огненные и водянистые выделения от внешних объектов входили в огненные и водянистые поры глаз.

Говоря о мышлении, философ утверждал, что кровь вокруг сердца является средоточием человеческой мысли, а темперамент зависит от того, насколько сбалансированы в ней четыре элемента сущего [Kingsley K. S., Parry R., 2020]. Сегодня подобные умозаключения кажутся наивными, но идеи Эмпедокла и других античных философов были важным этапом в истории становления психологии как науки.

Анаксагор и Демокрит

В отличие от Эмпедокла Анаксагор рассматривал восприятие, как результат взаимодействия противоположностей, полагая, что человек способен распознать внешнее тепло благодаря холоду внутри себя.

В философской системе Анаксагора доминирующее положение занимала концепция Разума, который представлял собой управляющую силу, сотворившую космос из хаоса путем вращения ранее неподвижных масс. Согласно Анаксагору, Разум уникален, изначален, вечен, автономен, неограничен и самодостаточен, а также является частью человеческого существа и действует как ведущая сила души, которая преобладает над телом и полностью настраивает его функции.

По мнению же философа Демокрита, душа представляла собой сеть из сферических и подвижных атомов, пронизывающих всю структуру тела. Он также поддерживал ранее сформировавшуюся идею о том, что она схожа по субстанции с космосом.

Сократ

Будучи одним из величайших мыслителей древности, Сократ видел ценность не в небесных телах, а в бескрайней вселенной человеческой души, и был первым, кто использовал слово «психика», как средоточие разума и характера. Он определял знание, как веру, подкрепленную рациональным объяснением, а также считал, что истина находится внутри каждого человека и не может быть навязана авторитетом извне.

Используя диалектику в качестве основного метода поиска знания, Сократ утверждал, что лучший способ познать собственный внутренний мир – это задавать себе вопросы и осознанно размышлять над ответами. Легко заметить, что подобный подход является основой современного самоанализа и неотъемлемой частью любой психотерапии.

Платон

Платон был учеником Сократа. Опираясь на философию учителя, он полагал, что все знания даны человеку от рождения, а их постижение возможно путем интроспективного исследования своего внутреннего опыта. Платон являлся родоначальником дуализма в психологии, разделяя человека на два независимых и антагонистических элемента: материальное, несовершенное тело и душу, содержащую чистое знание.

Аристотель

Дуализм Платона был в некоторой степени преодолен его учеником Аристотелем, который придерживался идеи о нераздельности души и тела.

Он предполагал, что разум является результатом психической деятельности, и отводил большую роль пониманию психических процессов, происходящих внутри личности, включая работу органов чувств, благодаря которым человек познает окружающую среду.

Аристотель сделал важный вывод о целях, которым служат наши действия, таким образом, предвосхитив идеи, выдвинутые в 20 веке выдающимися психологами Альфредом Адлером и Эдвардом Толменом. Древнегреческий философ утверждал, что действия человека не являются бессмысленными, а всегда преследуют достижение какой-то цели, поэтому понять поведение без ссылки на это намерение непросто.

Также Аристотель считал, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал. В этой мысли прослеживаются нотки самоактуализации – концепции, впоследствии исследуемой психиатром Куртом Гольдштейном и психологом Абрахамом Маслоу.

Как видите, античные философы внести существенный вклад в наше понимание мира и самих себя. Некоторые из их идей сегодня могут показаться странными, но они легли в основу многих областей знания, включая и психологию.

Если узнав об этих идеях, вы по-прежнему сохраняете интерес и продолжаете читать, то, скорее всего, вы обладаете пытливым умом и любите развиваться. Потребность в получении знаний похвальна! Чтобы облегчить этот процесс, приглашаем вас на онлайн-программу «Лучшие техники самообразования». Там вы узнаете специальные приемы, которые помогут лучше усваивать любой прочитанный материал, активизировать мышление, учиться продуктивнее и с интересом.

Психология в Средние века

Период Средневековья зачастую ассоциируется с охотой на ведьм, суевериями и одержимостью демонами. Во многом так и есть, но это не вся правда. Давайте узнаем, как в те времена обстояли дела с изучением разума и развитием психологической науки.

В Средние века исследователи стремились понять связь между человеком и Богом, поэтому теологические взгляды распространились и на психологию. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всеми существами, а люди, являясь вершиной его творения, обладали душой, которая связывает их с божественным. Согласно христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, который отделен от души и тела, что отражало веру в трехстороннюю природу Бога.

Самым ярким представителем психологической мысли того времени был Аврелий Августин, ставший первым философом, который предположил, что у человека есть «внутреннее я»: если он един с ним, то здоров, внутренняя же разобщенность ведет к развитию недугов.

Августин пришел к следующим умозаключениям из разных областей психологии:

  1. Младенцы эгоцентричны и социально не осведомлены. Страх наказания – это препятствие для обучения, поскольку он сдерживает любопытство.
  2. Память – важнейший аспект ума и командный пункт психического функционирования, все навыки и привычки зависят от ее состояния.
  3. Мысли и импульсы, подавляемые во время бодрствования, могут проявиться во сне. При этом христианин не должен испытывать муки совести, поскольку в сновидениях невозможно согрешить.
  4. Все люди испытывают внутреннюю борьбу между собственным «я» и Богом. Этот конфликт приводит к хаосу во внешнем мире.
  5. Любовь лежит в основе счастья, а желание обладать тем, что человек не может иметь, является источником страдания. Необходимо развивать в себе способность к безусловной любви, которая меняет к лучшему характер мышления.

Августин также ввел в оборот термин «первородный грех» и считал, что все люди рождены грешниками. Эта точка зрения оказывала влияние на церковь на протяжении нескольких веков и во многом препятствовала изучению разума вплоть до эпохи Возрождения.

Психология в эпоху Ренессанса

Большое влияние на развитие психологии как науки, оказали прогрессивные идеи гуманизма, появившегося в эпоху Возрождения. Его последователи отвергали веру в божественность как источник человеческого сознания, утверждая, что люди обладают самосознанием и самоопределением. Такая концепция стимулировала интерес ученых к анатомическим и психологическим исследованиям: изобретатель Леонардо да Винчи и другие начали проводить эксперименты, чтобы понять, как рассуждают люди.

В эпоху Ренессанса было много ученых, которые внесли вклад в становление современной психологической науки, однако ключевыми фигурами стали:

Рене Декарт

Французский математик и философ Декарт полагал, что тело и разум – две отдельные сущности, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Эта концепция получила название «картезианский дуализм».  Декарт считал тело физической структурой, подобной машине, которая поддается изучению и измерению, в то время как разум – это сущность, не относящаяся к материальному миру, но являющаяся источником идей и мыслей.

Философ был одновременно и нативистом, и рационалистом: он верил, что некоторые человеческие знания врожденны, а познать истину можно через опыт и деятельность разума. Ему принадлежит высказывание: «Я мыслю, следовательно, существую».

Томас Гоббс

Томаса Гоббса можно назвать первым социальным психологом, поскольку он считал, что понимание психологии людей необходимо для эффективного управления государством. Гоббс пришел к выводу, что личные интересы определяют человеческое поведение, например, жажда удовольствия стимулирует движение к желаемому объекту, а боязнь боли или отвращение приводят к избеганию объекта. Теперь доктрина Гоббса известна как психологический гедонизм.

Джон Локк

В отличие от Декарта, философ Локк придерживался мнения, что разум – это чистый лист, лишенный каких-либо идей, а все знания являются следствием опыта. Он различал только два его источника: ощущение и отражение. Ощущая, человек обращает свои чувства к миру и пассивно получает информацию в виде образов, звуков, запахов и прикосновений. Это приводит к рождению таких идей как «желтый», «кислый» или «мягкий». Во втором случае размышляя, человек обращает свой ум на себя и вновь пассивно получает такие идеи как «мысль», «вера», «сомнение», «воля».

Джордж Беркли

Отчасти взгляды британского философа Беркли совпадали с идеей Локка о том, что знание есть результат чувственного опыта. Однако развивая свою теорию, Беркли пришел к захватывающему дух выводу: мира физических объектов не существует, есть только мир идей. Т.е. представление о том, что материальные предметы существуют, а взаимодействуя с ними, человек переживает некие ощущения, – это всего лишь акт веры, игра разума.

Дэвид Юм

Будучи ярым эмпириком, шотландский философ Юм считал, что все знания происходят из чувственного опыта, поэтому идея о врожденном знании так же, как и метафизические концепции – это всего лишь софизмы. Он ставил под сомнение научные, религиозные и моральные тезисы, поскольку все они полагались на предположения, выходящие за рамки опыта, и, следовательно, могли быть ошибочными. Скептицизм Юма привел его к выводу, что поскольку «я» нельзя наблюдать, оно является своего рода психологической химерой.

Что ж, мы говорим «спасибо» Ренессансу, ставшему важной вехой в истории становления психологии, и переходим к следующему этапу.

Психология как самостоятельная дисциплина

Отцом психологии принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта. Он написал первый учебник по этой дисциплине под названием «Основы физиологической психологии», где в общих чертах изложил ключевые связи между физиологией, мышлением и поведением, а в 1879 году основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

Основным методом исследования Вундта была интроспекция или самонаблюдение, при котором испытуемые концентрировались на собственных психических процессах и сообщали об этом опыте ученым.  Такой подход до сих пор используется в нейробиологии, хотя многие специалисты критикуют интроспекцию за отсутствие объективности.

Тысячи студентов посетили лекции Вундта, сотни получили научные степени по психологии, а ученик Вундта Эдвард Титченер стал основоположником структурализма.

Структурализм

Структуралисты считали, что самый лучший способ понять, как функционирует разум – это разбить его на основные элементы и исследовать каждый из них. Титченер пришел к выводу, что существует три группы ментальных компонентов, которые формируют сознательный опыт:

  1. Ощущения.
  2. Образы.
  3. Привязанности (чувства, эмоции).

В качестве единственного метода исследования этих элементов он использовал интроспекцию (самоанализ), полагая, что те процессы, которые нельзя исследовать с помощью этой техники, не относятся к сфере психологии. В итоге чрезмерная зависимость структуралистов от сомнительной и строгой методологии завела их в бесплодный тупик.

 По сути, структурализм умер вместе с Титченером, а на смену ему пришел альтернативный подход, известный как функционализм.

Функционализм

В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

Поскольку функционалисту Джеймсу было непросто примирить объективную природу психологии с ее ориентацией на сознание, которое не поддается непосредственному наблюдению, со временем он отошел от научно-экспериментального подхода и углубился в философские рассуждения. Его сочинения были написаны доступным, нетривиальным, местами юмористическим и даже разговорным языком, за что их и раскритиковал Вундт. «Это литература. Это красиво, но это не психология», – так он отозвался о книге Джеймса «Принципы психологии» [Fancher R. E., Rutherford A. Pioneers of Psychology: A History., 2017].

В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

Появление психоанализа

Как вы могли заметить, ранняя психология была ориентирована на изучение сознательного ума. Но в конце 19 века австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав тем самым веру в рациональную природу разума.

Согласно Фрейду, поведение во многом определяется прошлым опытом (в том числе ранними детскими воспоминаниями) и внутренними импульсами, о которых человек даже не подозревает. Бессознательное формируется путем вытеснения – процесса, при котором тревожные переживания и подавленные чувства уходят из сознательного ума в некий резервуар, становясь частью бессознательного.  Чтобы исследовать его содержимое, отец психоанализа полагался на гипноз и сновидения, пытаясь расшифровать скрытый в них смысл.

Хотя теория Фрейда вызвала в свое время лавину критики и до сих пор воспринимается со скептицизмом, ее влияние на психологию неоспоримо. Мы не знаем, были ли прав Фрейд, зато уверены, что разбираться в основах психологии просто необходимо. Что нами движет? Почему мы поступаем так, а не иначе? Как понять мотивы поведения других людей? Наш бесплатный онлайн-курс «Психология человека» поможет прояснить ситуацию. Читайте и удивляйтесь, насколько прекрасна эта наука и глубока человеческая психика.

Кратко об истории отечественной психологии

В нашей стране психология как самостоятельная дисциплина начала развиваться в 19 веке. Среди множества талантливых ученых мы выделим лишь несколько ключевых фигур:

Лев Семенович Выготский

Выготский считал, что формирование привычек и поведения происходит в результате социокультурного взаимодействия. Важную роль в процессе человеческого обучения он отводил игре, считая, что она помогает ребенку усваивать культурные нормы и социальные навыки, а также контролировать собственное поведение.

Самая известная теория Выготского в области психологии – это зона ближайшего развития. Она иллюстрирует процесс обучения ребенка и предполагает, что дети учатся решать более сложные задачи с помощью знающих взрослых, осваивая новое под их руководством.

Александр Романович Лурия

Лурия утверждал, что психические процессы и сознательная деятельность человека протекают благодаря работе трех единиц мозга:

  • блока регулировки пробуждения;
  • блока получения, анализа и хранения информации;
  • блока программирования, регулирования и проверки активности.

Интересный факт: если проанализировать работы советского ученого, можно обнаружить сходство между его теорией и популярной (более поздней) гипотезой о триедином мозге нейрофизиолога Пола Маклина.

Иван Петрович Павлов

В 1904 году Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он проводил эксперименты на собаках и известен благодаря открытию классического обусловливания. Ученый обнаружил, что условный раздражитель (звонок), который ассоциировался у собак с видом еды, способен сам по себе вызывать условный рефлекс (слюноотделение).

Павлов не был психологом, но предположил, что обусловливание может вызывать определенное поведение не только у собак, но и у людей. Он оказался прав. Его открытие оказало существенное влияние на развитие психологической школы бихевиоризма.

Бихевиоризм

В начале 20 века подход ученых к психологии резко изменился. Они отказались от акцента на сознательном и бессознательном, направив внимание на изучение поведения. Так появлялся бихевиоризм. Цель его сторонников заключалась в исследовании только полностью объективных и наблюдаемых процессов: никакого самоанализа и обсуждения ментальных концепций.

Одним из самых ярых сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон, который, придерживаясь чисто научного подхода, стремился изучать поведение, не делая никаких предположений, выходящих за рамки опыта, доступного органам чувств.

Уотсон придерживался мнения, что контекст и окружающая среда, в которых находится человек, полностью определяют его поведение. Эту идею впоследствии развил психолог Беррес Фредерик Скиннер. Он ввел в оборот понятие оперантного обусловливания и продемонстрировал на крысах, как наказание и подкрепление влияют на поведение.

Гуманистическая психология

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли доминирующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. И родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что:

  • на поведение человека, в первую очередь, влияет его восприятие окружающего мира;
  • свобода воли и осознанный выбор существуют;
  • потребность в реализации своего потенциала (самоактуализация) естественна для каждого человека;
  • любой опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Важный вклад в развитие гуманистической психологии внес американский психолог Абрахам Маслоу. Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и бихевиористическая теория Скиннера слишком зациклены на патологических аспектах поведения. Поэтому Маслоу углубился в изучение того, что приносит людям счастье: мотивирует, удовлетворяет потребности и приводит к самореализации.

Результатом его изысканий стала теорией под названием «Иерархия потребностей», которая предполагала, что поведение человека определяется пятью категориями потребностей. Как только базовые потребности удовлетворены, появляется мотивация к достижению потребностей более высокого уровня.

Монополия поведенческой психологии сохранялась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не случилась когнитивная революция.

Когнитивная психология

Основные идеи когнитивной революции заключались в том, что человеческий разум работает подобно компьютеру и его можно изучать, как самодостаточную логическую систему независимо от социальных, культурных, ситуационных факторов, а также без ссылки на его физическую основу.

Датой рождения когнитивной психологии принято считать 11 сентября 1956 года. В тот день выдающиеся ученые Джордж Миллер, Ноам Хомский, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон выступили с докладами на симпозиуме по теории информации, проходившем в Массачусетском технологическом институте (Кембридж).

Профессор лингвистики Ноам Хомский утверждал, что ментальная структура языка имеет в основе универсальные, врожденные принципы, которые передаются генетически, и способность к его изучение невозможно объяснить одним лишь подкреплением, раскритиковав тем самым поведенческую теорию Скиннера.

Американский психолог Джордж Миллер также занимался исследованием языка, его книга «Язык и общение» стала отправной точкой в зарождении психолингвистики. Помимо этого Миллер изучал способности человеческой памяти, выдвинув теорию, что большинство людей могут запомнить не более 7±2 элемента информации, используя свою кратковременную память. Миллер также обнаружил, что информация лучше запоминается, когда она разбита на части.

В 1956 году когнитивный психолог Аллен Ньюэлл совместно с политологом, экономистом и социологом Гербертом Саймоном разработали первую рабочую компьютерную программу, которая имитировала способность человека решать сложные проблемы. Она могла доказывать теоремы так же, как и талантливый математик.

С тех пор когнитивная психология стремительно развивается. Благодаря инструментам визуализации мозга, таким как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, у исследователей появилась возможность изучать его внутреннюю работу. А при помощи генетики современные психологи стремятся понять, каким образом физиология и наследственность влияют на психологическое состояние человека.

Современная когнитивная психология изучает психические процессы, связанные с памятью, интеллектом, языком, вниманием, восприятием, воображением, решением проблем, способностью к обучению. Кстати, более подробно об истории развития педагогической психологии вы можете почитать в нашей статье. А если вы желаете разобраться в особенностях своего мышления, научиться решать сложные жизненные задачи без суеты и стресса, улучшить аналитические способности, память и логику, приглашаем на онлайн-программу «Когнитивистика».

В древние времена психология представляла собой некую смесь магии и религии. Ранние, кажущиеся нелепыми, попытки понять устройство человеческой души и мотивы поведения человека в итоге переросли в научную дисциплину. История психологии на этом не заканчивается, она продолжает эволюционировать, помогая людям отвечать на самый главный вопрос: «Кто я такой?»

Друзья, желаем вам быть в ладу с собой, и в случае необходимости не пренебрегать помощью такой великолепной науки, как психология. Успехов!

Кстати:

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

История психологии как науки и период её становления

Психологическая наука развивалась многие сотни лет, обретая новые знания, техники, методики, понятия, теории. Античные авторы уделяли внимание проблемам человеческой души, сознания, разума. История психологии имеет несколько основных этапов, каждый из которых повлиял на становление науки.

Предмет и методы изучения

Психология — самостоятельная наука, которая изучает закономерности, механизмы, факты психической жизни. Если говорить об истории, она может рассказать о том, как теории, основные направления постепенно открывались человеческому уму.

Задачи психологии:

  1. Изучение личности, ее индивидуального развития относительно самой науки.
  2. Исследование различных законов психики.
  3. Изучение социальных, биологических свойств личности.

Методы, которые используются исследователями истории психологии, отличаются от техник, применяемых общей психологией. Основные методики:

  1. Анализ научных ссылок. Исследователи определяют какие исторические документы, теории, фигурировали в определенный временной промежуток, как они влияли на развитие общества.
  2. Изучение архивных материалов. Нахождение древних источников информации, их расшифровка, снабжение примечаниями, сносками.
  3. Интервьюирование — изучение биографии знаменитого ученого. Для этого ему задают ряд предварительно составленных вопросов, позволяющих получить информацию о человеке, не спугнув его.
  4. Категориальный анализ. Учет определенных условий в обществе, способствующих развитий тех или иных концепций, школ.
  5. Систематизация научных высказываний, их расшифровка зависимо от сделанного открытия, окружающего положения в определенный момент времени.
  6. Теоретическая реконструкция. Описание научных систем прошлого, их анализ.
  7. Автобиографический, биографический метод изучения. Метод, предназначенный для воссоздания атмосферы, в которой жили определенные ученые.
  8. Историко-функциональный метод. Выполняется анализ идей, высказываемых учеными в разные временные периоды.
  9. Историко-генетическое изучение. Исследование развития науки в определенные временные эпохи, факторы, воздействующие на появление новых открытий.

История общей психологии — важная наука, при изучении которой используют следующие источники:

  • психиатрия, медицина;
  • художественная литература;
  • военная практика;
  • искусство в различных его проявлениях;
  • практики воспитания, обучения;.
  • документы, написанные психологами в прошлом;
  • исторические материалы;
  • этнография, антропология.

Методы, с помощью которых выполняются историко-психологические исследования, бывают трех типов — планирование, интерпретация, доказательство.

Выделение в отдельную науку

История возникновения и становления психологии занимает огромный промежуток времени, который длится тысячелетия. Как отдельная наука психология начала выделяться только ко второй половине 19 века. К этому моменту скопилось большое количество разрозненных психологических знаний, которые нужно было систематизировать, отделить от других учений, направлений.

Основателем психологической науки был В. Вундт. Его труд «Основы физиологической психологии», который был написан в 1873–1874 годах, объединил в себе множество накопленных знаний в отдельное учение. Ученый назвал его физиологической психологией.

В 1879 году Вундт основал в Лейпциге экспериментальную психологическую лабораторию. Затем появились первые психологи-экспериментаторы. Главным предметом, который изучали начинающие специалисты, стало изучение собственного сознания, поведения.

Другой психолог У. Джеймс распространил объединенные знания Вундта по всей территории Америки. Впоследствии он стал первым профессором этой науки в Гарвардском университете.

Еще один известный ученый, который внес вклад в историю психологии — Э. Титченер. Он окончил Оксфордский университет, после этого работал на Вундта. Переняв от учителя знания, он вернулся в Америку и создал при Корнуэльском университете научную школу экспериментальной психологии.

Основные представители и школы

Существуют разные школы, который образовались с течением времени:

  1. Фрейдизм. Это школа, основанная Зигмундом Фрейдом в начале 20 века. Этот ученый обратил внимание на бессознательное (то что скрыто за рамками сознания), начал проводить исследования по его изучению. Фрейд утверждал, что далеко не всегда субъект может контролировать свои поступки, изменять поведение. Существуют действия, которые являются неосознанными. Их изучение выполняется трактовкой непроизвольных движений, расшифровкой сновидений.
  2. Рефлексология. Основоположниками этой школы являются И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. Оба ученых изучали процессы, происходящие в головном мозге, изменения состояния нервной системы при воздействии посторонних раздражителей.
  3. Генетическая психология, разработанная психологом из Швейцарии Ж. Пиаже. Он создал собственную теорию развития интеллекта. Психолог утверждал, что только умственное развитие может дать человеку правильно представление об окружающем мире.
  4. Классический бихевиоризм. Основоположником этой школы считается Дж. Уотсон. Он называл человеческое поведение комплексом врожденных, приобретенных реакций. При этом бихевиоризм не разделял людей, животных на отдельные группы, практически полностью отрицал важность сознания в жизни людей.
  5. Когнитивная психология. Эта школа психологической науки появилась под влиянием быстрого развития компьютерных технологий.
    Когнитивная психология изучает зависимость поведенческих реакций людей, от имеющихся в их распоряжении когнитивных карт.
  6. Гештальтпсихология — теория, которая пытается защитить целостность психики. Сторонники этой школы утверждали, что в мозгу постоянно возникают электромагнитные поля, которые взаимодействуют между собой.
  7. Описательная психология. Основоположником этой школы считается В. Дильтей. Он утверждал, что жизнь — это совокупность творческих инстинктов, которые образуют единственную реальность.
  8. Гуманистическая психология. Появилось это направление в 60-х годах 20 века. Оно строится на оптимистических мировоззрениях. Гуманисты верят в творческие возможности любого человека, его способность самостоятельно выбирать свою судьбу.

Наиболее выдающиеся представители психологии, которые внесли большой вклад в развитие науки:

  1. Пиаже Жан — годы жизни от 1896 до 1980. Является основоположником генетической эпистемологии. Длительное время изучал развитие, мышление детей. После этого начал изучать степени развития интеллекта.
  2. Айзенк Ганс Юрген — годы жизни от 1916 до 1997. Психолог из Англии, который основал клинико-психологическое направление исследований. Руководил собственной лабораторией в Лондоне.
  3. Вундт Вильгельм — годы жизни от 1832 до 1920. Известный ученый из Германии, который изучал психологию, философию, физиологию, различные языки. Первым объединил психологические знания в отдельную науку, создал лабораторию для практических занятий.
  4. Уотсон Джон Бродус — годы жизни от 1878 до 1958. Ученый из Америки, который стал основоположником бихевиоризма. Призывал других исследователей опираться на объективные методы исследований.
  5. Зигмунд Фрейд — годы жизни от 1856 до 1939. Психолог из Австрии, который создал психоанализ. Он длительное время занимался практической медициной, в результате чего сделал вывод, что многие боли зависят от психологического состояния человека.
  6. Юнг Карл Густав — годы жизни от 1875 до 1961. Ученый из Швейцарии, который изначально сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но позже создал собственное направление — аналитическую психологию. Он определил, что на поведение, развитие людей влияют не только индивидуальные особенности, но и воздействие общества.
  7. Павлов Иван Петрович — годы жизни от 1849 до 1936. Изучал деятельность мозга, нервной системы. Впервые выделил условные рефлексы. Создал собственную международную научную школу.
  8. Рубинштейн Сергей Леонидович — годы жизни от 1889 до 1960. Известный философ, психолог, который был корреспондентом АН СССР. Разработал принципы личностного подхода, детерминизма. Обобщил некоторые достижения психологической науки.
  9. Выготский Лев Семенович — годы жизни от 1896 до 1934. Один из ученых, который начал распространять психологическое учение по СССР. Заложил главные основы отечественной психолингвистики.
  10. Бехтерев Владимир Михайлович — годы жизни от 1857 до 1927. Ученый, изучавший невропатологию, психологию, физиологию. В России открыл экспериментальную лабораторию, а после этого основал Психоневрологический институт, который существует по сей день.

Это далеко не все известнейшие ученые, которые внесли вклад в развитие психологической науки.

Развитие в разный период

На протяжении всей истории психология развивалась во многих странах, появлялись новые школы, теории, направления. Выделяется несколько основных исторических этапов, без которых невозможно представить эту науку в том виде, в котором она есть.

Античные времена

Первые сведения о новой зарождающейся науки появились 7 веке до нашей эры. Тогда новые учения относились к натурфилософии, которая изучала закономерности всего сущего в мире. Люди того времени считали, что все вокруг имеет душу — как живые организмы, так и неодушевленные предметы. В становлении науки большую роль сыграло учение Гераклита.

На более поздних периодах античности исследователи утверждали, что душа — источник нравственности, разума. При этом главный фактор — культура. Постепенно появилась психология сознания. Ее разработали Аристотель, Платон. Ученые выделяли два направления:

  1. Рационализм — его приспешники говорили о том, что получить всеобщие знания возможно только с развитием разума.
  2. Сенсуализм — знания, которые базируются на ощущениях.

Только к периоду эллинизма исследователи дошли до изучения отношений между индивидом и социумом.

Средние века

Во времена средневековья любая наука была тесно связана с религией. Психология не исключение. В период с III по IV век на территории христианского мира античные концепции находились под запретом. Они считались языческими и любой, кто прибегал к их изучению, отлучался от церкви, становился изгоем или подвергался казни. Школы философии сначала закрыли, а затем вытеснили с территории Европы. Возвратились философские, психологические учения только к IX веку.

Начиная с XII века, на территории Европы начинают появляться первые университеты. В XIII веке психологи начали изучать телесную душу человека, не затрагивая духовную, которую защищала церковь. К XV веку труды античных авторов получили огласку, стали доступны для обычных крестьян.

Новое время

В период Нового времени на развитие психологической науки большое влияние оказали новые научные подходы — рациональность, доказательность теорий. Психологи перестают изучать внешние проявления человеческой деятельности, интересуются вопросами развития сознания. Началась активная борьба между рационалистическим, сенсуалистическим подходами.

Ученый Р. Декарт создал специальную теорию рефлекса, в которой описывал непроизвольные движения, совершаемые человеком, особенности поведения животных. В дальнейшем он ввел понятие света разума или рациональной интуиции.

XVIII век

На развитие психологической науки в XVIII веке оказали сильное влияние идеи прогресса. В 1750 году появляется первая направление психологии — ассоцианизм. Это было автономное направление психологической науки, которое оставалось единственным до XX века. Д. Беркли, Д. Юма, Ш. Бонне активно развивали это направление.

Немецкий психолог Х. Вольф издал труды — «Эмпирическая психология», «Рациональная психология». Ж. Ж. Руссо писал о том, что любой человек от рождения добрый, но общество со временем прививает ему множество негативных сторон, которые влияют на его поведение, дальнейшую жизнь.

ХIХ — начало ХХ вв.

Ученый О. Конт составил классификацию разных наук, в которую не вошла психология. Связано это было тем, что она не обладает научной парадигмой. Из-за этого психологическая наука встала перед пропастью потери статуса отдельного направления. Второй вариант касался слияния этой науки с социологией или биологией. Для сохранения автономного статуса, необходимо было разработать методологию. В коротки сроки было предложено несколько практических методик:

  • экспериментальный подход;
  • генетическое наблюдение;
  • логический метод;
  • освоение, анализ проб-ошибок.

Когда появилась теория Дарвина, произошел полный отказ от механистического детерминизма. В психологической науки начали появляться новые отрасли:

  • зоопсихология;
  • генетические исследования;
  • дифференциальные исследования.

К началу ХХ века психологическая наука состояла из множества школ, представители которых преследовали индивидуальные цели, пользовались собственными методиками получения новой информации.

ХХ — начало ХХІ вв.

Период с 1910 по 1930-е годы является кризисным для психологии. В это время появилось множество несоответствий теоретической базы, накопленной с течением времени. Из-за этого начали появляться новые направления, которые распределили накопленные знания между собой:

  • социологически-ориентированная психология;
  • психоанализ, созданный Фрейдом;
  • аналитическая психология Юнга;
  • гештальтпсихология;
  • бихевиоризм.

В середине ХХ века появилось еще несколько направлений:

  • когнитивная психология;
  • логотерапия;
  • гуманистическая психология.

Каждое из представленных направлений развивалось независимо друг от друга. Их последователи разрабатывали новые методики, собирали интересующую информацию, проводили эксперименты.

Настоящее время

Существует огромное количество психологических учений, каждое из которых имеет определенные особенности, изучает отдельные аспекты человеческой жизни, поведения.

Психология стала отдельной наукой только во второй половине 19 века, но впервые учение появилось еще в Древней Греции. Со временем накопилось множество теоретических знаний, которые нужно было распределить по отдельным направлениям, систематизировать. После этого появились психологические школы, занимающиеся исследованиями разных аспектов человеческой жизни.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете об истории становления психологии как науки.

Краткая история психологии

Сегодня психология стала широко распространенной областью изучения. Ученые-профессионалы и любознательные любители теперь регулярно размышляют о внутренней работе разума в поисках ответов и объяснений. Но так было не всегда. На самом деле, по большому счету, психология — относительно новая область, ставшая популярной всего за последние 100 лет.

Однако люди задавались вопросами, связанными с разумом, гораздо дольше, превратив историю психологии в длинную извилистую историю, которая продолжает развиваться и по сей день.

Содержание

Что такое Этимология термина «психология»

Термин «психология» происходит от сочетания греческих слов «psyche» (означает дыхание, жизнь или душа) и «logos» (означает « причина»). Впервые это слово было использовано в английском языке в 1654 году в «Новом методе физики», научной книге.

В нем авторы пишут «Психология — это познание Души». До 19-го века между «разумом» и «душой» не проводилось большого различия, и раннее использование этого термина появлялось в контексте, в котором сегодня могут использоваться другие термины, такие как «философия», «медицина» или «духовность».

Что такое психология?

Психология — это научная дисциплина о разуме и его отношениях с окружающей средой, разработанная путем наблюдения и экспериментов над тем, как мы ведем себя и реагируем на других.

Хотя большинство определений «психологии» относятся конкретно к ментальному восприятию, это не всегда так. «Психология» изучает не только рациональное мышление, но и эмоции, ощущения и общение. Под «окружающей средой» психологи подразумевают как физический мир, в котором находится человек, так и физическое здоровье его тела и его отношения с другими людьми.

Разобравшись, психология включает в себя:

  • Изучение поведения и поиск способов его объективной записи.
  • Разработка теорий об универсальных влияниях поведения.
  • Поиск способов, которыми поведение контролируется биологией, обучением и окружающей средой.
  • Разработка способов изменения поведения.

В чем разница между психологом и психиатром?

Существует много общего между психиатрией и психологией, поэтому может быть трудно полностью оценить различия. Психиатры являются врачами и в первую очередь интересуются биологической психологией. Они часто интересуются, как наше физическое здоровье влияет на наше мышление, и назначают лекарства.

Психологи (особенно психотерапевты) больше интересуются тем, как мы можем изменить свое поведение, не изменяя тело физически с помощью лекарств или медицинских процедур. Они не могут назначать лекарства.

Все отцы-основатели психологии сначала были врачами, и только в середине 20-го века психологию можно было изучать или практиковать без медицинского образования. Большинство современных психиатров также в той или иной степени обучены психологии, в то время как многие клинические психологи посещают курсы биологической психологии. По этой причине науки остаются наложенными друг на друга на благо всех.

Что такое краткая история психологии?

Можно утверждать, что история психологии начинается с древней медицины и философии, поскольку великие мыслители задавались вопросом, откуда взялись наши идеи и почему все мы принимаем разные решения.

Папирус Эберса, медицинский учебник Египта 1500 г. до н.э., содержал главу под названием «Книга сердец», в которой описывалось несколько психических состояний, в том числе описание пациента, чей «разум темен (меланхолик?) и у него вкус его сердце.»

В книге Аристотеля De Anima , или «О душе», исследуется концепция мышления как отдельного от ощущения и разума как отдельного от души. От Лао-цзы до ведических текстов религиозные произведения со всего мира повлияли на психологию, бросив вызов представлениям о человеческой природе и принятии решений.

Первый скачок в рассмотрении разума как объекта научных исследований произошел в эпоху Просвещения 17 века. Такие философы, как Кант, Лейбниц и Вольф, были особенно одержимы пониманием концепции разума, а Кант специально определил психологию как подмножество антропологии.

Значение экспериментальной психологии

К середине 19 века философия и медицина все больше и больше расходились. В этом пробеле была найдена психология.

Однако только когда в 1830 году Густав Фехнер начал экспериментировать с концепцией ощущений, ученые начали придумывать эксперименты для проверки своих теорий. Этот решающий шаг к экспериментированию — то, что укрепляет психологию как науку, а не просто жанр философии.

Европейские университеты, особенно в Германии, были заинтересованы в проведении дальнейших экспериментов, и все больше медицинских школ предлагали лекции по «психологии», «психофизике» и «психофизиологии».

Кто является главным основоположником психологии?

Основателем психологии лучше всего считается доктор Вильгельм Вундт. В то время как другие врачи и философы уже исследовали темы, которые впоследствии стали известны как психология, создание Вундтом первой лаборатории экспериментальной психологии принесло ему титул «отца психологии».

Вундт был врачом, окончившим знаменитый Гейдельбергский университет в 1856 году, прежде чем сразу же заняться наукой. В качестве адъюнкт-профессора антропологии и «медицинской психологии» он написал «Вклад в теорию чувственного восприятия» , «Лекции по психологии человека и животных» и «Принципы физиологической психологии» (считается первым в мире учебником по психологии). .

В 1879 году Вундт открыл первую лабораторию, посвященную психологическим экспериментам. Устроившись в Лейпцигский университет, Вундт посвящал свободное время созданию и проведению экспериментов вне занятий, которые он преподавал.

Кем были первые психологи?

Хотя Вундт считается основателем психологии, именно его ученики должным образом закрепили науку, отличную от психиатрии, и достаточно важную, чтобы лечить ее самостоятельно. Эдвард Б. Титченер, Дж. Стэнли Холл и Хьюго Мюнстерберг воспользовались открытиями Вундта и организовали школы для продолжения экспериментов в Европе и Америке.

Эдвард Б. Титченер использовал исследования Вундта, чтобы создать формальную школу мысли, иногда известную как «структурализм». Титченер считал, что все мысли и чувства содержат четыре различных свойства: интенсивность, качество, продолжительность и степень.

Г. Стэнли Холл вернулся в США и стал первым президентом Американской психологической ассоциации. Холла больше всего интересовала детская и эволюционная психология, а также то, как люди учатся.

Хотя многие из его теорий больше не считаются обоснованными, роль, которую он играл как популяризатор науки в Америке и привозил Фрейда и Юнга с лекциями в страну, помогла ему услышать титул «отца американского психология.»

Хьюго Мюнстерберг перенес психологию в сферу практического применения и часто спорил с Вундтом о том, как следует использовать науку. Мюнстерберг, первый психолог, рассмотревший применение психологических принципов к управлению бизнесом и правоохранительным органам, также неформально интересовался пересечением психологии и развлечений. Его книга, Фотоспектакль: психологическое исследование считается одной из первых когда-либо написанных книг по теории кино.

Что такое Семь основных школ психологии?

Когда человечество вступило в 20-й век, психология начала распадаться на множество школ. Хотя современные психологи имеют поверхностное представление обо всех школах, они часто проявляют интерес к одной или двум в частности. Чтобы правильно понять современную историю психологии, нужно знать семь основных школ и людей, повлиявших на их нынешние формы.

The Seven Schools of Psychology are:

  • Biological psychology
  • Behaviorist psychology
  • Cognitive psychology
  • Social psychology
  • Psychoanalytic psychology
  • Humanistic psychology
  • Existential psychology

What is Biological Psychology?

Биологическая психология, которую иногда называют «поведенческой неврологией» или «когнитивной наукой», изучает, как мысли и поведение взаимодействуют с биологическими и физиологическими процессами.

Считается, что первые практики появились благодаря работам Брока и Вернике. Ранние практики полагались на детальное обследование людей с поведенческими проблемами и последующее вскрытие их тел.

Современные нейропсихологи используют визуализацию, такую ​​как функциональная магнитно-резонансная томография (или фМРТ), для картирования того, как работает мозг, когда кто-то думает о чем-то конкретном или выполняет задачи.

Поведенческие психологи полагаются на исследования на животных, а также на испытания на людях. Сегодня нейропсихологи являются важной частью команд, работающих в передовой области технологий нейронных связей, таких как «Neuralink» Илона Маска, а также в рамках исследования последствий инсульта и рака мозга.

Кто такие Брока и Вернике?

Пьер Поль Брока был французским анатомом и антропологом 19-го века, который изучал мозг пациентов, у которых при жизни были трудности с обработкой речи.

В частности, у этих пациентов не было проблем с пониманием слов, но они не могли их произнести. Обнаружив, что у всех у них была травма в одной и той же области, он понял, что очень специфический участок мозга (нижняя левая часть лобной доли) контролирует нашу способность превращать мыслительные процессы в слова, которые мы можем произносить вслух. Сегодня это известно как «Зона Брока».

Всего несколько лет спустя, на основе исследований Брока, немецкий врач Карл Вернике смог обнаружить область мозга, которая переводит слова в мысли. Эта область теперь известна как «область Вернике», в то время как у пациентов, страдающих двумя формами проблем с обработкой речи, говорят, что у них есть «афазия Брока» или «афазия Вернике», в зависимости от ситуации.

Что такое расовая психология?

Неудачным побочным продуктом биологической психологии стало появление «расовой психологии», псевдонауки, тесно связанной с движением евгеники.

Карл фон Линней, знаменитый «отец таксономии», считал, что разные расы имеют биологические различия, которые делают их умнее, ленивее или более ритуальными. По мере расширения экспериментов и более надежного использования научного метода работы «расовых психологов» были полностью развенчаны.

Что такое бихевиористская психология?

Бихевиористская психология построена на принципе, согласно которому большая часть, если не все, поведение научается, а не индуцируется биологически. Ранние исследователи в этой области верили в «классическое обусловливание» и терапию, известную как «модификация поведения».

Отцом классического обусловливания был Иван Павлов (человек со знаменитыми собаками), чьи эксперименты в 1901 году принесли ему Нобелевскую премию по физиологии.

Более поздние бихевиористы развили ранние идеи в область, известную как «оперантное обусловливание». Работы Б. Ф. Скиннера, пионера в этой области и известного своими работами в области педагогической психологии, до сих пор используются в классах.

Кто такие собаки Павлова?

Павлов использовал в своих экспериментах более 40 собак. Несмотря на это, психолог привязался к одной конкретной колли по кличке Дружок. Дружок ушел из экспериментов, чтобы стать его любимцем.

Знаменитый эксперимент «Собаки Павлова» — хорошо известная история, за которой следует более мрачная история.

Павлов заметил, что при введении пищи у собак выделяется больше слюны. Он даже зашел так далеко, что прооперировал живых собак и измерил, сколько слюны будут выделять их железы.

Благодаря своим экспериментам Павлов смог заметить, что у собак выделяется больше слюны, когда они ожидают еды (скажем, слышат звонок к обеду), даже если им не дают никакой еды. Это указывало на то, что окружающей среды (звонка, предупреждающего о еде) было достаточно, чтобы обучить физической реакции (слюноотделению).

К сожалению, эксперименты на этом не закончились. Ученик Павлова Николай Красногорский сделал следующий шаг – использовал детей-сирот. Просверливая свою слюнную железу, чтобы получить точные размеры, детям сжимали руки, когда им давали печенье. Позже у них будут сжимать руки, и, как собаки до них, они будут выделять слюну даже без еды. Благодаря этому ужасающему процессу Красногорский смог доказать, что собачья физиологическая реакция присутствует и у людей.

Хотя эксперименты Павлова все еще имеют некоторую ценность сегодня, их часто рассматривают в связи с биологической психологией. Павлов продолжал экспериментировать до самой своей смерти, на что он настоял на студенческих записях.

Судьба сирот никому не известна.

Что такое когнитивная психология?

Возможно, самая популярная школа психологии сегодня, когнитивная психология, изучает то, как психические процессы работают отдельно от основных причин. Когнитивистов меньше заботит то, исходит ли поведение из окружающей среды или из биологии, а больше о том, как мыслительные процессы приводят к выбору. Те, кто был обеспокоен, как Альберт Бандура, считали, что студенты могут учиться, просто подвергаясь воздействию процессов, а не за счет подкрепления, которое, как считали бихевиористы, требовалось.

Самым важным достижением этой школы стала когнитивно-поведенческая терапия (или КПТ). Сейчас это одна из самых популярных форм психотерапии, она была разработана психологом Альбертом Эллисом и психиатром Аароном Беком в 1960-х годах.

Поначалу психологи с осторожностью относились к лечению, которое не включало высокий уровень самоанализа, как это делали другие, и известные светила профессии не были убеждены. Однако после повторных экспериментов с впечатляющими результатами в этом убедилось больше терапевтов.

Что такое социальная психология?

Социальная психология, имеющая тесные связи с социальной антропологией, социологией и когнитивной психологией, конкретно занимается тем, как социальная среда человека (и отношения с другими) влияет на его поведение. Психологи, которые наблюдают и экспериментируют с давлением сверстников, стереотипами и стратегиями лидерства, являются частью школы.

Социальная психология возникла в основном из работ тех психологов, которые работали над использованием пропаганды во время мировых войн, а затем и холодной войны между США и СССР.

Однако к 1970-м годам работы таких людей, как Соломон Аш и печально известный Стэнфордский тюремный эксперимент, принесли уроки в гражданскую сферу.

Что такое Стэнфордский тюремный эксперимент?

Разработанный и проведенный профессором Филипом Зимбардо эксперимент 1971 года, проведенный в Стэнфордском университете, должен был воспроизвести опыт заключенных и охранников в двухнедельной симуляции.

Добровольцы (которым платили) были случайным образом выбраны в качестве заключенных или охранников, и им было приказано действовать соответствующим образом.

В течение пяти дней охранники становились «все более жестокими», прежде чем эксперимент был отменен на шестой день. Зимбардо пришел к выводу, что, основываясь на отзывах добровольцев и наблюдениях за студентами, поведение человека зависит не столько от его личности, сколько от социальных обстоятельств, в которых он находится. 

естественно будет действовать как авторитарный.

Несмотря на то, что СМИ много раз адаптировали эту историю, а миф позиционируется как поучительная история о жестокости человечества, реальность была гораздо менее убедительной. Эксперимент и его выводы так и не удалось воспроизвести. Позже было отмечено, что в начале эксперимента надзиратели поощряли охранников плохо обращаться с сокамерниками, а некоторые участники утверждали, что им было отказано в возможности выйти из эксперимента досрочно.

Психологи долгое время отвергали полезность эксперимента, несмотря на то, что считали, что стоит продолжать эксперименты и полностью исследовать теории конформизма, которые пытался доказать Зимбардо.

Что такое психоаналитическая психология?

Психодинамика и психоанализ занимаются концепцией сознательной и бессознательной мотивации, философскими концепциями, такими как Ид и Эго, и силой самоанализа. Психоаналитическая теория фокусируется на сексуальности, подавлении и анализе сновидений. Долгое время оно было синонимом слова «психология».

Если вы представляете себе психотерапию как лежание на кожаном футоне, рассказывающее о ваших снах, в то время как пожилой человек, курящий трубку, делает записи, вы думаете о стереотипе, выросшем из раннего психоанализа.

Популяризированная в конце 19-го века Зигмундом Фрейдом, а затем расширенная Карлом Юнгом и Альфредом Адлером, психодинамика позже потеряла популярность из-за отсутствия научной строгости.

Несмотря на это, работы Фрейда и Юнга являются одними из наиболее изученных работ в истории психологии, и современные эксперты, такие как Оливер Сакс, утверждают, что мы должны пересмотреть некоторые идеи как форму нейропсихоанализа ( самоанализ под объективным визуализирующим наблюдением).

В чем разница между психологией Фрейда и психологией Юнга?

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, австрийский врач и нейробиолог, открыл психологическую клинику всего через четыре года своей медицинской карьеры. Там он проявил интерес к «невротическим расстройствам», погрузившись во все доступные тексты по теории восприятия, педагогике и философии. Его особенно заинтриговали работы немецкого философа Фридриха Ницше и французского невролога Жана-Мартена Шарко.

Изучая гипноз у Шарко, Фрейд вернулся к работе, более чем когда-либо озабоченный погружением в «скрытые глубины» разума. Однако он считал, что «свободные ассоциации» (добровольное предложение всего, что приходит на ум) более эффективно, чем гипноз, и анализ сновидений может дать гораздо больше информации о внутренних мотивах его пациентов.

В методе терапии «психоанализа» Фрейда сны представляли собой подавленное сексуальное желание, часто проистекающее из переживаний раннего детства. Все психические расстройства были результатом несогласия с сексуальным анамнезом, и именно способность понимать бессознательные и сознательные мотивы могла помочь пациенту обрести покой.

Среди наиболее известных концепций Фрейда были «Эдипов комплекс» и «Эго и Ид».

Карл Юнг был, пожалуй, самым известным учеником Фрейда. Начав свои отношения в 1906 году, они много лет переписывались, учились и, как правило, бросали вызов друг другу. Юнг был поклонником ранних работ Фрейда и был полон решимости расширить их.

Однако, в отличие от Фрейда, Юнг не считал, что все сны и мотивации проистекают из сексуального желания. Вместо этого он считал, что выученные символы и образы во сне содержат ответы на вопросы о мотивации. Юнг также считал, что внутри каждого мужчины находится психологический «образ» его женского «я» и наоборот. Он оказал основное влияние на популярное мирянское понятие «интроверсия и экстраверсия», а также был сторонником арт-терапии.

Фрейдистские и юнгианские «психологи» сегодня все еще придерживаются веры в то, что наши сны дают представление о наших мотивах, и тщательно анализируют тысячи символов, чтобы провести их анализ.

Что такое гуманистическая психология?

Гуманистическая или экзистенциальная психология — это относительно новая школа, разработанная в ответ на психоанализ и бихевиоризм. Сосредоточившись на концепции «самореализации» (удовлетворения всех потребностей) и свободы воли, гуманисты считают, что душевного здоровья и счастья можно достичь, просто удовлетворив основной набор потребностей.

Первым основателем этой школы человеческого поведения был Абрахам Маслоу, американский психолог, выдвинувший идею о том, что существуют определенные уровни потребностей и что для удовлетворения сложных потребностей мы должны сначала обеспечить удовлетворение более основных потребностей.

Что такое иерархия потребностей Маслоу?

Концепция удовлетворения основных потребностей перед актуализацией была изложена в работе Абрахама Маслоу 1943 года Теория мотивации человека и была известна как «иерархия потребностей».

Несмотря на явное отсутствие научной строгости, теории Маслоу были довольно охотно приняты отделами образования, коммерческими организациями и терапевтами из-за их простоты. Хотя существует критика, что потребности нельзя «так легко ранжировать» и что некоторые потребности не учитываются, Маслоу предвосхитил это в своей оригинальной работе, рекомендуя свою «пирамиду» не воспринимать слишком строго. «До сих пор мы говорили, что эта иерархия является фиксированным порядком, но она далеко не так строга, как мы могли предположить».

Что такое экзистенциальная психотерапия?

Подмножество гуманизма, прикладная психология экзистенциализма получает дальнейшее влияние от европейской философии середины 20-го века. Первым основателем такой психотерапии был отрекшийся врач и переживший Холокост Виктор Франкл. Его «логотерапия», развившаяся после того, как его исключили из психоаналитической школы, разработанной Альфредом Адлером, была усовершенствована в концентрационных лагерях Терезиенштадт и Освенцим, где он видел, как были убиты остальные члены его семьи.

Франкл считал, что счастье зависит от наличия смысла в жизни, и что как только вы найдете смысл, к которому стремитесь, жизнь станет проще. Это очень понравилось молодежи 1960-х годов, которая чувствовала себя «бесцельной», и его книга «Человек в поисках смысла» стала бестселлером. Несмотря на это, сегодня существует очень мало практиков логотерапии.

Скрытая восьмая школа – гештальт-психология

В то время как семь основных школ психологии изучаются и лечатся путем изучения поведения, существует восьмая школа, полностью посвященная теории восприятия. Гештальт-психология была разработана на раннем этапе истории психологии, непосредственно отвечая работам и трудам Вундта и Титченера. Психологическое исследование было строгим с научной точки зрения, и его результаты впоследствии использовались в современной клинической психологии, а также в неврологии и когнитивной науке.

Научная психология гештальтистов подчеркивала способность человека воспринимать закономерности и то, как восприятие закономерностей управляет мышлением больше, чем восприятие отдельных элементов. Основанная австро-венгерским психологом Максом Вертгеймером, гештальт-психология развивалась параллельно тем школам, которые больше интересовались терапией и больше полагались на физические и биологические науки.

Гештальт-психология, хотя и редко используется для информирования терапии, является одним из краеугольных камней информатики, лежащей в основе «Машинного обучения». Некоторые из основных проблем, с которыми сталкиваются те, кто изучает машинное обучение или «искусственный интеллект», — это те же проблемы, которые изучал Вертхаймер и его последователи. Эти проблемы включают в себя способность человека распознавать объект независимо от его вращения (инвариантность), способность видеть формы в «пространствах, оставленных позади» другими формами (овеществление), а также способность видеть утку и кролика на одном изображении (мультистабильность). ).

Современная психология развилась лишь в последние столетия, но история психологии насчитывает тысячелетия. Записывая наблюдаемое поведение и подтверждая теории с помощью экспериментов, мы смогли превратить философские размышления о разуме в психологические теории, а затем и в академическую дисциплину.

История психологии слишком велика, чтобы ее можно было полностью изучить в чем-то меньшем, чем в учебнике. От первых погружений в экспериментальную психологию до современных специалистов в области психического здоровья, психологическая наука опирается на основополагающие работы многих врачей.

Будущее психологии

Многие из упомянутых здесь психологических теорий были разработаны на ранних этапах развития психологии, но это не означает, что новые теории не разрабатываются.

Последние психологические теории, такие как теория самоопределения и единая теория психологии человека, пытаются решить некоторые из более серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся как общество, и каждый день разрабатывается все больше теорий.

Где будет психология через 15-20 лет, можно только гадать, но ясно, что миллионы людей по всему миру посвятили себя решению этих проблем.

Краткая история психологии

Главная »Основы психологии»Краткая история психологии

Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий

Если мы обратимся к историческим корням психологии, мы обнаружим, что психология является относительно новой областью. Формальное начало современной психологии относится к 1879 году. Психология как современная дисциплина, на которую в значительной степени повлияли западные разработки, имеет короткую историю.

Он вырос из древней философии, занимавшейся вопросами психологического значения. Термин «психология» происходит от двух греческих слов; Психея означает «душа или дыхание» и Логос означает «знание или изучение» (изучение или исследование чего-либо).

Слово «психология» не использовалось до девятнадцатого века, и область психологии фактически не стала самостоятельной наукой до середины девятнадцатого века.

Психология возникла как самостоятельная академическая дисциплина в 1879, , когда немецкий профессор Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, Германия. В этой Лаборатории студентов обучали изучению Структуры разума.

Вундт интересовался изучением сознательного опыта и хотел
проанализировать составляющие или строительные блоки разума. Психологи во времена Вундта
проанализировали структура ума через самоанализ и поэтому назывались
структуралистами . Интроспекция представляла собой процедуру, при которой индивидов или испытуемых в психологических экспериментах просили подробно описать их собственные психические процессы или переживания.

До Вундта было невозможно получить специальность психолога, потому что не было официальных психологов или факультетов психологии. Вундт начал изучать структуру психики, которая относилась к непосредственному (сознательному) опыту, содержанию и процессам субъективного опыта, таким как ощущения, мысли, чувства и эмоции.

Интеллектуальные корни психологии лежат в союзе философии и физиологии. Вундт традиционно считается основоположником или отцом современной психологии. 1879 год считается знаменательным годом, когда психология наконец стала уникальной областью.

Таким образом, формально психология была признана самостоятельной наукой в ​​1879 году.

Американский психолог, Уильям Джеймс , который вскоре после основания назывался функционалистский подход к изучению человеческого разума.

Уильям Джеймс считал, что вместо того, чтобы сосредотачиваться на структуре разума, психология должна вместо этого изучать то, что разум делает и то, как функционирует поведение, заставляя людей взаимодействовать с окружающей средой.

В начале 20-го века в Германии возникло новое направление под названием Гештальт-психология как реакция на структурализм Вундта. Он сосредоточился на организации перцептивного опыта. Гештальт-психологи утверждали, что вместо того, чтобы рассматривать компоненты разума, когда мы смотрим на Мир нашего перцептивного опыта больше, чем сумма компонентов восприятия.

Например, свет от серии мигающих лампочек падает на нашу сетчатку, мы действительно ощущаем движение света.

Еще одна реакция на структурализм пришла в форме бихевиоризма . Около 1910 года Джон Ватсон r отверг идеи разума и сознания как предмет психологии.

Большое влияние на Уотсона оказали работы таких физиологов, как Иван Павлов о классической обусловленности. Для Ватсона, ум не поддается наблюдению, а самоанализ субъективен, потому что он не может быть проверен другим наблюдателем.

По его словам, научная психология должна сосредоточиться на том, что поддается наблюдению и проверке. Он определил психологию как изучение поведения или реакций (на стимулы), которые можно измерить и изучить объективно. Скиннер применил и популяризировал этот подход.

Зигмунд Фрейд основал психоанализ как систему для понимания и лечения психологических расстройств.  Он рассматривал человеческое поведение как динамическое проявление бессознательных желаний и конфликтов . В то время как фрейдистский психоанализ рассматривал человеческие существа как мотивированные бессознательным стремлением к удовлетворению стремления к удовольствию (а часто и к сексуальным) желаниям.

Гуманистическая перспектива в психологии приняла более позитивный взгляд на человеческую природу. Гуманисты, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу подчеркивали свободную волю людей и их естественное стремление расти и раскрывать свой внутренний потенциал.

Гуманисты утверждали, что бихевиоризм с его упором на поведение, определяемое условиями окружающей среды, подрывает свободу и достоинство человека и придерживается механистического взгляда на человеческую природу.

Эти разные подходы заполнили историю современной психологии и обеспечили ее развитие множеством точек зрения.

1879 Вильгельм Вундт основывает первую психологическую лабораторию в Лейпциге, Германия.
1890 Уильям Джейм публикует Принципы психологии.
1895 Функционализм сформулирован как система психологии.
1900 Зигмунд Фрейд разрабатывает Психоанализ.
1904 Иван Павлов получает Нобелевскую премию за работу над пищеварительной системой, которая привела к пониманию принципов развития реакций.
1905 Тест интеллекта , разработанный Бине и Саймоном.
1912 Гештальт-психолог г родился в Германии.
1916 Открытие первого факультета психологии в Калькуттском университете .
1922 Психология включена в Ассоциацию Индийского научного конгресса.
1924 Основана Индийская психологическая ассоциация.
1924 Джон Б. Уотсон публикует «Бихевиоризм», книгу, которая легла в основу бихевиоризма.
1 928 Н.Н. Сенгупта и Радхакамал Мукерджи публикуют первый учебник по социальной психологии (Лондон: Allen & Unwin).
1949 Создано отделение психологических исследований Организации оборонных наук Индии.
1951 Психолог-гуманист Карл Роджерс публикует «Терапия, ориентированная на клиента».
1953 Б. Ф. Скиннер публикует «Науку и поведение человека» , укрепляя бихевиоризм как основной подход к психологии.
1954 Гуманист Психолог Абрахам Маслоу публикует « Мотивация и личность».
1954 В Аллахабаде создано Бюро психологии.
1955 Национальный институт психического здоровья и неврологии (NIMHANS) основан в Бангалоре.
1962 Открытие больницы для душевнобольных в Ранчи.
1973 Конрад Лоренц и Нико Тинберген получают Нобелевскую премию за работу над встроенным модели поведения животных, характерные для определенного вида , которые возникают без какого-либо предварительного опыта/обучения.
1978 Герберт Саймон получает Нобелевскую премию за работу по принятию решений.
1981 Дэвид Хьюбел и Торстен Визель получают Нобелевскую премию за исследование зрительных клеток в головном мозге.
1981 Роджер Сперри получает Нобелевскую премию за исследование расщепленного мозга.
1989 Национальная академия психологии (НАОП) Индия была основана.
1997 Национальный центр исследования мозга (NBRC) основан в Гургаоне, Харьяна.
2002 Даниэль Канеман получает Нобелевскую премию за исследования человеческого суждения и принятия решений в условиях неопределенности.
2005 Томас Шеллинг получает Нобелевскую премию за свою работу по применению Теории игр к пониманию конфликта и сотрудничества в экономическом поведении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *