Психология наука о чем: Что такое психология?

Содержание

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ | это… Что такое ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ?

Толкование

ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
— одна из новых психологических дисциплин, имеющих пограничный характер с философией науки, когнитологией и науковедением. Предметом ее исследования является изучение научной деятельности, как отдельных ученых, так и научных коллективов психологическими методами (тесты, статистический, биографический и социологический методы). Уже в конце XIX — начале XX в. намечаются попытки ввести в психологическую науку новый объект эмпирических исследований — личность ученого в се обусловленности биологическими и социальными факторами. (Ф. Гальтон, В. Оствальд, А.А. Потсбня, П.К. Энгельмейер, Ж. Адамар и др.). Одна из центральных проблем психологии науки — анализ процесса научного творчества, изучение тех качеств ученых и необходимых условий, наличие которых делает человека науки способным сделать вызов устоявшимся представлениям и принципам и отстаивать новые взгляды.
Одной из прикладных задач психологии науки, имеющих огромное социальное и практическое значение, является нахождение средств раннего распознавания людей с творческими задатками ученого, методик развития этих способностей, разработка типологий характерологических особенностей ученых для оптимальной ориентации научной молодежи на наиболее подходящие для них виды научной деятельности и отрасли науки. Огромное значение в механизме творческой деятельности ученого имеет ее мотивация. Именно мотивы побуждают конкретного ученого к направленной и напряженной деятельности. Анализ этой мотивации свидетельствует о ее сложной иерархической структуре, задания в каждом конкретном случае специфической конфигурации соотношения внутренней и внешней мотивации. Мотивация же любого поведения, в том числе и когнитивного, существенно связана со всей структурой личности, где познавательные способности и продуктивное воображение играют необходимую, но отнюдь не достаточную, а часто даже и не определяющую роль в творческих достижениях ученого.
Огромное значение играют сила воли, целеустремленность, смелость, лабильность, способность рисковать и принимать на себя всю полноту ответственности за предлагаемые решения, ориентация на большие и социально-значимые ценности и др. Современная психология науки все больше убеждается в том, что науку «делают» не просто умные, знающие люди, а смелые творческие личности, нонконформисты, не любящие и не терпящие стереотипные формы поведения. Дивергентность, оригинальность мышления, свободолюбие, самоутверждение, стремление к необычным решениям трактуются сегодня как самые драгоценные свойства творческой личности в любой сфере деятельности. Не отрицая огромного влияния на творческую деятельность отдельных ученых и научных коллективов накопленного предметно—логического содержания науки, объективной логики ее развития и социально-культурной природы, психология науки делает сознательный акцент на интеллектуально-мотивационной сфере научного познания и творящих науку личностей. (См. научная деятельность, научное открытие, научный консенсус).

Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект. С. А. Лебедев. 2004.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • ПСИХОЛОГИЯ

Полезное


Российская психологическая наука в полиментальном мире //Психологическая газета

Статья уважаемых коллег [1] — своевременный призыв серьезно задуматься о судьбе и пути российской психологической науки и ее будущем. Авторы проделали полезный анализ состояния и тенденций современного развития психологической науки в различных регионах и мире в целом. Выражаю согласие с их основным выводом о том, что «глобальная психология формируется как многополюсное сетевое образование, включающее весьма различающиеся центры» [1, с. 66]. Согласен и с выводом о необходимости расширения диалога с зарубежными коллегами, и с тем, что отечественная психология обладает серьезным теоретико-методологическим базисом и своей творческой спецификой.

Вызывает несогласие только использование авторами иностранного термина «туземные психологии» для психологической науки развивающихся стран. Оно вызывает ассоциации с временами колониализма. В данном случае следует найти более адекватный эквивалент.

Поддерживая практически все суждения коллег, хотелось бы кое в чем развить их анализ и дополнить его некоторыми насущными проблемами.

Прежде всего, возникает философско-мировоззренческий вопрос: разве в современном «глобальном мире» у психологов есть какое-то единое понимание человека, его места и миссии в нашем мире? Единообразная концепция человека, основанная на марксистском учении, имела место разве что в Советском Союзе и других странах социализма в прошлом веке. Ныне в этих странах имеет место идейный плюрализм, а в России государственная идеология конституционно отменена. Известный американский ученый

С. Хантингтон считает, что на глубинном уровне западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. А сам тезис о возможности универсальной цивилизации — это западная идея. Помимо западной, он выделяет еще семь цивилизаций, в том числе православно-славянскую [10]. Вместе с тем, другой американский ученый, Р. Инглхарт, наоборот, утверждает, что страны различных культур идут по одному
универсальному пути
: от ценностей выживания к постматериальным, секулярно-рациональным ценностям [12]. Предводительствуют, как он считает, конечно, западные либеральные страны во главе с США (см. также: [4, 5]).

Ныне на фоне глобальной интернет-коммуникации, миграции и туризма мы сталкиваемся с повсеместными разногласием и полиментальностью [9], доходящими до ценностно-нормативной несовместимости представителей разных менталитетных групп уже внутри стран. Эти процессы искусственно инициируются и управляются в ходе информационно-психологических войн и оранжевых революций, чему мы являемся свидетелями [3]. Часть российских психологов после распада Советского Союза и падения «железного занавеса» восприняли глобализацию и современное состояние мира как некий неизбежный «нормальный» рыночно-капиталистический феномен. Однако опыт антироссийских санкций и последние разработки

интеллектуалов «Римского клуба» свидетельствуют об обратном [11]. Их доклад доказывает пагубность и безнравственность современного капитализма (грандиозные финансовые спекуляции, оффшорное мошенничество, вопиющее социальное неравенство, рост авторитаризма, разрушение природы и климата, возрастание угрозы большой войны и др.). Более того, они признают, что крах социалистической системы и победа Запада привела его к неадекватной «гордыне». Избавление от всех этих глобальных опасностей требует иного мировоззрения, отказа от пагубной жажды наживы и крайнего эгоизма. Высказывается призыв к новому образованию и воспитанию, новым нравственным ценностям. Добавим, что о противоречиях между идеологией капитализма, бизнеса, конкуренции и принципами христианства, братской любви, гуманизма с тревогой писали еще более полувека назад такие западные психологи, как К. Хорни, Э. Фромм, В.
Франкл
[7]. В этом контексте умонастроение и социально-экономическая политика российских либералов-западников выглядит вопиюще ненаучной и неперспективной.

Российские психологи полиментальны, как и все население [6; 8], однако разные типы менталитетов представлены среди них в других соотношениях. И как раз среди университетских психологов наших столичных городов преобладают представители либерально-индивидуалистического менталитета, которые, пользуясь поддержкой либеральных чиновников, курирующих образование и науку, а также либеральных СМИ, способствуют внедрению в российское образование западных и доморощенных инноваций, от которых страдает качество обучения и воспитания наших детей, их российская идентичность. Вместе с тем, в последние годы все чаще можно встретить поборников христианской психологии, которые сотрудничают с Русской православной церковью (РПЦ), преподавая в учебных заведениях. Фактически эти две ментальные группы, как во времена

Ф. Достоевского, продолжают в наши дни противостояние «почвенников» и «западников», уже в психологии. Реже обнаруживают себя сейчас психологи коллективистско-социалистического менталитета. Зато телевидение рекламирует «психологов-астрологов» и экстрасенсов, представителей языческо-шарлатанского менталитета. Вместе с тем, трудно серьезно обсуждать будущее российской психологической науки без четкого представления об идеалах, целях и миссии России. Какую личность мы воспитываем? Куда идем? По крайней мере, уже для многих очевидно, что это не общество потребления и квалифицированных потребителей, ибо такое устройство сулит впереди цивилизационный тупик. Неслучайно прогноз развития психологической науки нашими психологами преимущественно касается сведений о различных методических и технико-технологических новациях [2].

Если говорить о контактах российских психологов с зарубежными коллегами, то прежних затруднений в этом нет. Раньше была проблема языка и общения, но молодое поколение от этого уже не страдает. Главное в другом — профессионализме и самостоятельности, желании творить, а не быть просто последователями-подражателями западных ученых, имея за плечами труды и опыт И. Сеченова, И. Павлова, В. Бехтерева, А. Ухтомского, Г. Челпанова, А. Лазурского, П. Сорокина, Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева, Б. Теплова, Б. Ананьева, В. Мясищева, К. Платонова, Б. Ломова

и др., а также некоторых российских современников. Еще чрезвычайно важное условие: найти зарубежных коллег с действительно близкими научными интересами и даже ментальностью, но именно сейчас этому мешает демонизация России и нагнетание русофобии. Очень мешает научному творчеству необоснованное требование российских чиновников от науки — обязательно печататься на Западе (особенно нелепое для социально-гуманитарных ученых), что породило затратные манипуляции с сомнительными изданиями и индексом Хирша. На самом деле необходимо иметь больше отечественных качественных психологических журналов с иностранным присутствием, соответствующими требованиями к статьям и переводами не только аннотаций, но и самих статей. Кстати, это важно и потому, что родной русский язык позволяет выразить и передать мысли более адекватно и глубоко. Несомненно, следует выстраивать сотрудничество с коллегами на постсоветском пространстве, с российскими психологами-эмигрантами («Русский мир»), психологами стран БРИКС (кроме России входят Бразилия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Пытаться создавать международные психологические центры сотрудничества именно в России и во главе с отечественными учеными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что российская психологическая наука развивается в противоречивых условиях внешней и внутренней полиментальности. При этом представители прозападно-либерального менталитета деструктивно влияют на национально-культурную идентичность, прежде всего, подрастающего поколения и вызывают социальную напряженность, в том числе в психологическом сообществе. Можно предположить, что психологическая наука способна играть действительно важную позитивную роль только в обществе, где человек, правда и справедливость являются реальными ценностями. Если этого нет, психологическая наука постепенно становится инструментом для более изощренного управления и манипуляции людьми. Следует специально отметить, что в современном глобальном мире все явственней прослеживается тенденция, устрашающий «расцвет» которой пророчески воспроизвел О. Хаксли в своем романе-антиутопии о мировом тоталитарном государстве «О дивный новый мир» (1932 г.).

  1. Журавлев А.Л., Мироненко И.А., Юревич А.В. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 57–70.
  2. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 году // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 45–64.
  3. Ковалева Ю. В., Соснин В.А. Психоисторическое противостояние Запада и России в ХХI веке: социокультурные и социально-психологические детерминанты [Электронный ресурс] // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 119–142. URL: http://soc-econompsychology.ru/engine/documents/document317.pdf (дата обращения 26.08. 2018).
  4. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.
  5. Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В.С. Степин. М.: Наука, 2007.
  6. Семенов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов (Хрестоматия) / Сост. А.Л. Свенцицкий. СПб: Питер, 2000. С. 485–492.
  7. Семенов В.Е. Современные методологические проблемы в российской социальной психологии // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 38–45.
  8. Семенов В.Е. Проблемы ценностно-ментальной идентичности российских психологов // Методология современной психологии. Вып. 7 / Под ред. В.В. Козлова и др. Ярославль: ЯрГУ, 2017. С. 352–358.
  9. Семенов В.Е. Российская идентичность и патриотизм в полиментальном обществе [Электронный ресурс] // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 3. С. 116–142. URL: http: // soc-econom-psychology.ru/ engine/documents/document374.pdf (дата обращения 26.08.2018).
  10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2005.
  11. Von Weizsacker E., Wijkman A. COME ON! Capitalism, Short-termism, Population and Destruction of the Planet-A Report to the Club of Rome.Springer, 2018.
  12. Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Princeton, 1997.

Источник: Семенов В. Е. Российская психологическая наука в полиментальном мире // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 1. С. 126-129. DOI: 10.31857/S020595920002990-5

Является ли психология наукой? — Просто психология

Наука использует эмпирический подход. Эмпиризм (основанный Джоном Локком) утверждает, что единственный источник знания исходит от наших органов чувств — например, зрения, слуха и т. д. аргумент (известный как рационализм). Таким образом, эмпиризм — это точка зрения, согласно которой все знания основаны на опыте или могут исходить из него.

Приобретая знания через опыт, эмпирический подход быстро превратился в научный подход и оказал большое влияние на развитие физики и химии в 17-м и 18-м веках.

Идея о том, что знание должно быть получено на основе опыта, т. е. эмпирическим путем, превратилась в метод исследования, в котором используются тщательное наблюдение и эксперименты для сбора фактов и доказательств.

Природа научного исследования может рассматриваться на двух уровнях:

1. Теория и обоснование гипотез.

2. И фактические эмпирические методы исследования (т. е. эксперименты, наблюдения)

Основным эмпирическим методом исследования в науке является эксперимент.

Ключевыми особенностями эксперимента являются контроль над переменными (независимыми, зависимыми и посторонними), тщательное, объективное измерение и установление причинно-следственных связей.

В этой статье

Основные характеристики

Эмпирические данные

  • Относится к данным, полученным путем прямого наблюдения или эксперимента.
  • Эмпирические данные не опираются на аргументы или убеждения.
  • Вместо этого эксперименты и наблюдения проводятся тщательно и подробно описываются, чтобы другие исследователи могли повторить и попытаться проверить работу.

Объективность

  • Исследователи должны оставаться свободными при обучении; они должны стараться оставаться беспристрастными в своих расследованиях. То есть, Исследователи не подвержены влиянию личных чувств и переживаний.
  • Объективность означает, что все источники предвзятости сведены к минимуму и что личные или субъективные идеи устранены. Занятия наукой предполагают, что факты будут говорить сами за себя, даже если они отличаются от того, на что рассчитывал исследователь.

Контроль

  • Необходимо контролировать все внешние переменные, чтобы можно было установить причину (IV) и следствие (DV).

Проверка гипотез

  • Например, заявление, сделанное в начале исследования, которое служит предсказанием и вытекает из теории. Существуют различные типы гипотез (нулевые и альтернативные), которые необходимо сформулировать в форме, которую можно проверить (т. е. операционализованной и однозначной).

Репликация

  • Это относится к тому, можно ли повторить конкретный метод и результаты с разными/одними и теми же людьми и/или в разных случаях, чтобы увидеть, будут ли результаты схожими.
  • Если сообщается о впечатляющем открытии, которое не может быть воспроизведено другими учеными, оно не будет принято.
  • Если мы снова и снова получаем одни и те же результаты при одних и тех же условиях, мы можем быть уверены в их точности вне всяких разумных сомнений.
  • Это дает нам уверенность в том, что результаты надежны и могут быть использованы для создания свода знаний или теории, что жизненно важно для создания научной теории.

Предсказуемость

  • Мы должны стремиться предсказывать будущее поведение на основе результатов нашего исследования.

Научный процесс

До двадцатого века наука в основном использовала принципы индукции — делая открытия о мире посредством точных наблюдений и формулируя теории на основе наблюдаемых закономерностей.

Законы Ньютона тому пример. Он наблюдал за поведением физических объектов (например, яблок) и выводил законы, объясняющие то, что он наблюдал.

Научный процесс теперь основан на гипотетико-дедуктивной модели, предложенной Карлом Поппером (1935). Поппер предположил, что теории/законы о мире должны стоять на первом месте, и их следует использовать для создания ожиданий/гипотез, которые могут быть опровергнуты наблюдениями и экспериментами.

Как указывал Поппер, фальсификация — единственный способ быть уверенным: «Никакое количество наблюдений за белыми лебедями не позволяет сделать вывод, что все лебеди белые, но наблюдения за одним черным лебедем достаточно, чтобы опровергнуть этот вывод».

Дарвиновская теория эволюции тому пример. Он сформулировал теорию и проверил ее положения, наблюдая за животными в природе. Он специально стремился собрать данные, чтобы доказать/опровергнуть свою теорию.

Томас Кун утверждал, что наука не движется к истине постепенно, у науки есть парадигма, которая остается неизменной до тех пор, пока не произойдет сдвиг парадигмы, когда существующие теории не могут объяснить какое-то явление, и кто-то предлагает новую теорию. Наука имеет тенденцию проходить через эти сдвиги; поэтому психология не является наукой, поскольку у нее нет согласованной парадигмы.

Существует множество противоречивых подходов, а предмет психологии настолько разнообразен; поэтому у исследователей разных областей мало общего.

Психология — действительно очень новая наука, большинство достижений которой произошло за последние 150 лет или около того. Однако его можно проследить до Древней Греции, 400 – 500 лет до н.э. Акцент был сделан на философию, когда великие мыслители, такие как Сократ, оказали влияние на Платона, который, в свою очередь, повлиял на Аристотеля.

Платон утверждал, что существует четкое различие между телом и душой, очень твердо верил во влияние индивидуальных различий на поведение и сыграл ключевую роль в разработке понятия «психического здоровья», полагая, что разум нуждается в стимуляции с помощью искусства. чтобы сохранить его в живых.

Аристотель твердо верил в то, что тело сильно влияет на разум — можно сказать, что он был одним из первых биопсихологов.

Психология как наука занимала «второе место» до Декарта (1596 – 1650) писал в XVII в. Он твердо верил в концепцию сознания, утверждая, что именно оно отделяет нас от животных.

Однако он верил, что наши тела могут влиять на наше сознание и что начало этих взаимодействий было в шишковидной железе — теперь мы знаем, что это, вероятно, НЕ так!

Из этой влиятельной работы возникли другие важные философии психологии, в том числе работы Спинозы (1632–1677) и Лейбница (1646–1716). Но единой, научной, единой психологии как отдельной дисциплины еще не было (можно, конечно, возразить, что до сих пор нет!).

На вопрос «Кто является родоначальником психологии?» многие отвечают: «Фрейд». Так это или нет, можно обсуждать, но если бы мы спросили, кто является родоначальником экспериментальной психологии, вряд ли кто-то ответил бы точно так же. Так откуда же взялась современная экспериментальная психология и почему?

Психологии потребовалось так много времени, чтобы стать научной дисциплиной, потому что ей нужно было время для консолидации. Понять поведение, мысли и чувства нелегко, что может объяснить, почему в период между древнегреческими временами и 16-м веком это в значительной степени игнорировалось.

Но, устав от долгих лет спекуляций, теорий и споров, а также принимая во внимание призыв Аристотеля к научным исследованиям в поддержку теории, психология как научная дисциплина начала формироваться в конце 1800-х годов.

Вильгельм Вундт создал первую психологическую лабораторию в 1879 году. Интроспекция использовалась, но систематически (т.е. методологически). Это было действительно то место, с которого можно было начать думать о том, как использовать научные методы для исследования поведения.

Классическим движением в психологии, принявшим эти стратегии, были бихевиористы, которые были известны тем, что полагались на контролируемые лабораторные эксперименты и отвергали любые невидимые или подсознательные силы как причины поведения. Позже когнитивные психологи тоже переняли этот строгий (т. е. тщательный) научный подход, основанный на лабораторных данных.

Психологические подходы

Психоанализ обладает огромной объяснительной силой и пониманием поведения. Тем не менее, его обвиняют в том, что он объясняет поведение только после события, не предсказывает заранее, что произойдет, и не поддается фальсификации.

Некоторые утверждают, что психоанализ приблизился к статусу скорее религии, чем науки. Тем не менее, не только ее обвиняют в нефальсифицируемости (эволюционная теория тоже — почему все так, а не иначе? Потому что она так развилась!), и подобно теориям, которые трудно опровергнуть, — существует вероятность того, что она на самом деле прав.

Клайн (1984) утверждает, что психоаналитическую теорию можно разбить на проверяемые гипотезы и проверить научно. Например, Scodel (1957) постулировал, что орально зависимые мужчины предпочли бы большую грудь (положительная корреляция), но на самом деле обнаружил обратное (отрицательная корреляция).

Хотя теория Фрейда может быть использована для объяснения этого вывода (через формирование реакции — субъект демонстрирует прямо противоположные своим бессознательным импульсам!), Клайн, тем не менее, указал, что теория была бы опровергнута отсутствием значимой корреляции.

Бихевиоризм имеет скупые (т. е. экономические/сокращающие расходы) теории обучения, использующие несколько простых принципов (подкрепление, формирование поведения, обобщение и т. д.) для объяснения широкого спектра поведения от овладения языком до нравственного развития.

Он выдвигал смелые, точные и неопровержимые гипотезы (такие как закон эффекта Торндайка) и обладал твердым ядром центральных допущений, таких как детерминизм от окружающей среды (только когда это допущение столкнулось с подавляющей критикой со стороны теоретиков познания и этологии, бихевиористская парадигма/модель была свергнута).

Бихевиористы твердо верили в научные принципы детерминизма и упорядоченности. Таким образом, они пришли к довольно последовательным предсказаниям того, когда животное может отреагировать (хотя они признали, что идеальное предсказание для любого человека невозможно).

Бихевиористы использовали свои прогнозы для управления поведением как животных (голубей, обученных обнаруживать спасательные жилеты), так и людей (поведенческая терапия), и действительно Скиннер в своей книге «Уолден Два» (1948) описал общество, управляемое в соответствии с бихевиористскими принципами. .

Когнитивная психология – применяет научный подход к ненаблюдаемым психическим процессам путем разработки точных моделей и проведения экспериментов над поведением для их подтверждения или опровержения.

Полное понимание, предсказание и контроль в психологии, вероятно, недостижимы из-за огромной сложности внешних, психических и биологических влияний даже на самое простое поведение (т. е. невозможно контролировать все посторонние переменные).

Таким образом, вы увидите, что нет простого ответа на вопрос «Является ли психология наукой?». Но многие подходы психологии действительно отвечают принятым требованиям научного метода, тогда как другие кажутся в этом отношении более сомнительными.

Альтернативы

Однако некоторые психологи утверждают, что психология не должна быть наукой. Существуют альтернативы эмпиризму, такие как рациональное исследование, аргументация и вера.

Гуманистический подход (еще одна альтернатива) ценит частный, субъективный сознательный опыт и выступает за отказ от науки.

Гуманистический подход утверждает, что объективная реальность менее важна, чем субъективное восприятие человека и субъективное понимание мира. Из-за этого Карл Роджерс и Маслоу придавали мало значения научной психологии, особенно использованию научной лаборатории для исследования поведения как человека, так и других животных.

Субъективное восприятие мира человеком является важным и влиятельным фактором его поведения. Только взглянув на мир с точки зрения отдельных людей, мы можем действительно понять, почему они ведут себя так, а не иначе. Именно на это направлен гуманистический подход.

Гуманизм — это психологическая точка зрения, которая делает упор на изучение человека в целом. Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами человека, совершающего поведение. Гуманистические психологи считают, что поведение человека связано с его внутренними переживаниями и представлением о себе.

Гуманистический подход в психологии сознательно отступает от научной точки зрения, отказываясь от детерминизма в пользу свободы воли, стремясь прийти к уникальному и глубокому пониманию. Гуманистический подход не имеет упорядоченного набора теорий (хотя у него есть некоторые основные предположения). Его не интересует прогнозирование и контроль поведения людей — это могут и должны делать только сами люди.

Миллер (1969) в «Психологии как средстве повышения благосостояния человека» критикует контролирующий взгляд на психологию, предполагая, что понимание должно быть главной целью субъекта как науки, поскольку он спрашивает, кто будет осуществлять контроль и чья интересы будут обслуживаться этим?

Психологи-гуманисты отвергли строгий научный подход к психологии, потому что считали его бесчеловечным и неспособным уловить богатство сознательного опыта.

Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был реакцией на доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.

Представления о поведении, основанные на здравом смысле

В некотором смысле каждый является психологом. Это не означает, что все были формально обучены изучению и обучению психологии. У людей есть здравомыслящие взгляды на мир, на других людей и на самих себя. Эти взгляды здравого смысла могут исходить из личного опыта, воспитания в детстве, культуры и т. д.

Люди имеют здравомыслящие представления о причинах своего поведения и поведения других людей, о личностных качествах, которыми они и другие люди обладают, о том, что должны делать другие люди, как воспитывать своих детей и о многих других аспектах психологии.

Неформальные психологи приобретают знания здравого смысла довольно субъективным (т. е. ненадежным) и анекдотичным путем. Представления о людях, основанные на здравом смысле, редко основываются на систематических (т.

Расовые или религиозные предрассудки могут отражать то, что кажется здравым смыслом в группе людей. Однако предвзятые убеждения редко противоречат тому, что на самом деле имеет место.

Здравый смысл — это то, что каждый использует в своей повседневной жизни, направляет решения и влияет на то, как мы взаимодействуем друг с другом.

Но, поскольку он не основан на систематических данных и не выведен из научных исследований, он может ввести в заблуждение и привести к несправедливому и дискриминационному отношению одной группы людей к другим.

Ограничения научной психологии

Несмотря на разработанную научную методологию (мы думаем), некоторые дополнительные проблемы и аргументы сомневаются в том, что психология когда-либо была наукой.

Ограничения могут относиться к предмету (например, открытое поведение в сравнении с субъективным, частным опытом), объективности, общности, проверяемости, экологической достоверности, этическим вопросам, философским дебатам и т. д.

Наука предполагает, что существуют законы человеческого поведения которые применимы к каждому человеку. Поэтому наука использует как детерминистский, так и редукционистский подход.

Наука изучает открытое поведение, потому что открытое поведение объективно наблюдаемо и может быть измерено, что позволяет различным психологам записывать поведение и соглашаться с тем, что наблюдалось. Это означает, что можно собрать доказательства для проверки теории о людях.

Научные законы поддаются обобщению, но психологические объяснения часто ограничены конкретным временем и местом. Поскольку психология изучает (в основном) людей, она изучает (косвенно) влияние социальных и культурных изменений на поведение.

Психология не существует в социальном вакууме. Поведение меняется со временем и в разных ситуациях. Эти факторы и индивидуальные различия делают результаты исследований надежными только в течение ограниченного времени.

Пригодны ли традиционные научные методы для изучения человеческого поведения? Когда психологи операционализируют свои IV, весьма вероятно, что это редукционистский, механистический, субъективный или просто неправильный подход.

Операционные переменные относятся к тому, как вы будете определять и измерять конкретную переменную, когда она используется в вашем исследовании. Например, биопсихолог может интерпретировать стресс как учащение пульса. Тем не менее, возможно, что при этом мы удаляемся от человеческого опыта того, что мы изучаем. То же самое касается причинно-следственной связи.

Эксперименты стремятся установить, что X вызывает Y, но принятие этой детерминистской точки зрения означает, что мы игнорируем посторонние переменные и тот факт, что в другое время, в другом месте мы, вероятно, не подверглись бы влиянию X. Их так много. переменные, влияющие на поведение человека, что их невозможно эффективно контролировать. Вопрос экологической валидности здесь очень хорошо вписывается.

Объективность невозможна. Это огромная проблема в психологии, так как люди изучают людей, а беспристрастно изучать поведение людей очень сложно.

Более того, с точки зрения общей философии науки нам трудно быть объективными, потому что на нас влияет теоретическая точка зрения (хорошим примером этого является Фрейд). Наблюдатель и наблюдаемое принадлежат к одному и тому же виду, что создает проблемы с отражательной способностью.

Бихевиорист никогда не стал бы исследовать фобию и рассматривать ее как причину бессознательного конфликта, точно так же, как Фрейд никогда не стал бы объяснять ее как поведение, приобретенное посредством оперантного обусловливания.

Эта особая точка зрения ученого называется парадигмой (Kuhn, 1970). Кун утверждает, что в большинстве научных дисциплин есть одна преобладающая парадигма, которой придерживается подавляющее большинство ученых.

Все, что имеет несколько парадигм (например, модели-теории), является преднаукой, пока не станет более унифицированной. При множестве парадигм в психологии дело не в том, что у нас есть какие-то универсальные законы человеческого поведения. Кун определенно утверждал бы, что психология не является наукой.

Проверка (т. е. доказательство) может быть невозможной. Мы никогда не сможем по-настоящему доказать гипотезу; мы можем найти результаты, подтверждающие это до конца времен, но мы никогда не будем на 100% уверены, что это правда.

Это может быть опровергнуто в любой момент. Главной движущей силой этого особого ворчания является Карл Поппер, известный философ науки и сторонник фальсификационизма.

Возьмем знаменитую гипотезу Поппера: «Все лебеди белые». Откуда мы знаем наверняка, что не увидим в будущем черного, зеленого или ярко-розового лебедя? Таким образом, даже если небелого лебедя никогда не видели, мы все равно не доказали нашу гипотезу.

Поппер утверждает, что лучшие гипотезы — это те, которые мы можем фальсифицировать — опровергнуть. Если мы знаем, что что-то не так, то мы знаем что-то наверняка.

Тестируемость: большая часть предмета психологии не поддается наблюдению (например, память) и, следовательно, не может быть точно измерена. Дело в том, что существует так много переменных, влияющих на поведение человека, что невозможно эффективно контролировать переменные.

Итак, приблизились ли мы к пониманию а) что такое наука и б) является ли психология наукой? Вряд ли. Не существует окончательной философии науки и безупречной научной методологии.

Когда люди используют термин «научный», у всех нас есть общая схема того, что они имеют в виду, но когда мы разбиваем ее так, как мы только что сделали, картина становится менее определенной. Что такое наука? Это зависит от вашей философии. Является ли психология наукой? Это зависит от вашего определения. Итак – зачем заморачиваться, и как нам все это заключить?

Слайф и Уильямс (1995) попытались ответить на эти два вопроса:

1) Мы должны по крайней мере стремиться к научным методам, потому что нам нужна строгая дисциплина. Если мы откажемся от поиска унифицированных методов, мы потеряем представление о том, что такое психология (если мы знали ее с самого начала).

2) Нам нужно продолжать попытки разработать научные методы, подходящие для изучения человеческого поведения – возможно, методы, принятые в естественных науках, нам не подходят.

Дополнительная информация

  • Психология как наука (PDF)

Является ли психология наукой? (спойлер: да)

Майкл Федер

11 января 2022 г. • 7 минут

Краткий обзор

  • Психология относится к изучению разума и человеческого поведения.
  • Психологическая дисциплина зависит от научного метода и научных процессов, чтобы делать выводы о человеческом поведении.
  • Психология состоит из многих дисциплин, включая производственно-организационную психологию.
  • Университет Феникса предлагает две программы на получение степени в области психологии, ориентированные на понимание социальных и культурных действий в профессиональной среде.

Люди, интересующиеся происхождением человеческого сознания, поведения и личности, вероятно, в то или иное время читали о психологии. Определенная Американской психологической ассоциацией как изучение разума и человеческого поведения, психология включает в себя ряд дисциплин и направлений.

Те, кто рассматривает возможность дальнейшего изучения этой темы, могут задаться вопросом, является ли психология наукой. В конце концов, вопросы по химии или физике можно проверить в лаборатории и доказать математически.

В психологии, напротив, отсутствуют те элементы, которые связаны с наукой. Тем не менее, это также включает в себя формальные практики и методологии, такие как исследования и эксперименты.

Итак, психология — это наука? Давайте посмотрим поближе.

Является ли психология наукой?

Главный вопрос, который следует рассмотреть, пока мы распаковываем, является ли психология наукой, заключается в следующем: Использует ли психология в основном научные методы и философию для выводов?

Здесь важно рассматривать науку главным образом как метод получения полезной информации из наблюдений. Безусловно, существуют методы дедукции вне сферы науки, и они могут дать полезную информацию. Например, личный опыт может иногда давать полезную информацию.

Что делает науку уникальной среди других методов дедукции, так это то, насколько формальными являются ее методы. Научный метод предписывает определенные критерии для того, чтобы любая дисциплина обучения считалась научной. Вообще говоря, эти принципы таковы:

  • Формулировка гипотезы
  • Вывод доказательств гипотез в экспериментах
  • Воспроизводимость экспериментальных выводов
  • Отчет о выводах для дальнейшего анализа и наблюдений

Это исследование проводится эмпирическим путем , а это означает , что ученые должны делать выводы только на основе данных , полученных без личной предвзятости .

Итак, отвечая на вопрос: является ли психология наукой? Что ж, этот ответ основан на еще большем количестве вопросов: проводят ли психологи эксперименты, которые можно повторять, рецензировать и проверять? Сравниваются ли идеи, извлеченные из таких исследований, с выводами, полученными в результате предыдущих исследований, для формирования полезных теорий?

Если коротко, то да. Но история о том, как психология стала формальной наукой, тоже заслуживает внимания.

Краткая история психологии как науки

Слово психология происходит от греческого слова psyche , означающего душу или дух, и logos , означающего объяснение. На самом деле история психологии как науки уходит своими корнями в Древнюю Грецию.

Такие философы, как Платон и Аристотель, проводили философские исследования природы человеческой души. В своей книге Республика , Платон выдвинул свою теорию о том, что опыт не может повлиять на существенные аспекты человеческой природы. Аристотель, с другой стороны, возлагал истоки человеческого поведения на жизненный опыт.

Хотя эти философы так и не зашли так далеко, чтобы создать научную дисциплину на основе этих теорий, их работа предоставила философский план для утверждения психологии как науки в будущем. Такие философы, как Рене Декарт, Жан-Жак Руссо и Джон Локк, также заложили большую часть философской основы, которая впоследствии была формализована в психологии как науке.

Начиная с середины 1800-х годов теории разума и человеческого поведения начали оформляться в настоящую научную дисциплину. Немецкий физик и врач Герман фон Гельмгольц, например, исследовал, как взаимосвязаны слух и зрение и как можно обмануть чувства. Создавая эксперименты, чтобы доказать ошибочность человеческих чувств, Гельмгольц помог развить дисциплину психофизики, предшественницу психологии как науки.

В течение всего столетия психологи работали над формализацией дисциплины и внедрением научной методологии. Наряду с учебниками и экспериментальными исследованиями было разработано формальное образование по этому предмету. Эксперименты проводились с такими вещами, как чувства, время реакции и восприятие. В результате были получены данные, которые можно было экспериментально воспроизвести, опубликовать и проанализировать.

Хотя многие психологи расходились во мнениях относительно точного происхождения человеческого поведения, и хотя многие субдисциплины и теории то появлялись, то исчезали, именно в это время психология была формализована как наука.

Двигаясь в 20-й и 21-й века, многие психологические теории были засвидетельствованы, оценены, доказаны, опровергнуты и пересмотрены. В целом научный метод использовался для создания полезных и широко применимых теорий.

Почему психология считается социальной наукой?

Что делает психологию социальной наукой в отличие от естественной науки, так это то, что она занимается не только устройством физического мира. Хотя большая часть психологии основана на физическом строении мозга, она также принимает во внимание личные и социальные влияния.

В то время как два электрона могут быть совершенно одинаковыми, и любые экспериментальные выводы, сделанные на основе одного из них, несомненно, применимы и к другому, этого нельзя сказать о двух людях. В то же время между этими двумя людьми достаточно общего, чтобы сделать объективные выводы.

Таким образом, психология определенно не является естественной наукой. Тем не менее центральное место исследования и научный метод в этом исследовании классифицируют его как социальную науку.

По словам профессора Массачусетского технологического института Джона Габриэли, «большинство психологов работают в исследовательских лабораториях, больницах и других полевых условиях, где они изучают поведение людей и животных». Некоторые современные направления исследований:

  • Биологические
  • Познавательный
  • Развитие на протяжении всей жизни
  • Личность
  • Социальный

Итак, как психологи используют науку в своей работе? Рассмотрим различные методы исследования, существующие в психологии.

Методы исследования в психологии

Любая наука имеет два основных вида исследований: фундаментальные исследования и прикладные исследования .

Фундаментальные исследования

Целью фундаментальных исследований является поиск фактов. Это не исследование конкретного применения в повседневной жизни. Габриэли приводит пример биопсихолога, использующего электрические импульсы для изучения нервной системы. Другим примером может быть когнитивный психолог, изучающий различные методы обучения и наблюдающий, как каждый из них влияет на память.

В каждом примере исследование не используется для какого-либо конкретного приложения. Это выполняется, чтобы найти полезную информацию, которая может иметь приложения в будущем.

Прикладные исследования

Прикладные исследования, с другой стороны, сосредоточены на том, как исследования могут решить проблему повседневной жизни. Попытка получить представление о депрессии, пытаясь лечить испытуемых от депрессии, может быть примером прикладного исследования.

Многие психологи проводят как фундаментальные, так и прикладные исследования, и идеи, обнаруженные в одном типе исследований, могут и действительно влияют на результаты другого. Оба выполняются в рамках научного метода и дают результаты эмпирически.

Какие типы программ получения степени по психологии доступны в Интернете?

Лица, планирующие карьеру в области психологии, возможно, захотят узнать, где и как они могут реализовать свою страсть в образовательной среде. Психологи работают в самых разных отраслях: от школ и больниц до центров психического здоровья и консалтинговых фирм. Многие из этих должностей сосредоточены на психическом благополучии отдельного человека, тогда как другие роли сосредоточены на здоровье всей организации. Эти последние профессионалы играют жизненно важную роль в организационном успехе и благополучии на рабочем месте.

Вот некоторые из основных типов отраслевых программ психологии.

Промышленно-организационная психология

Эта дисциплина основана на применении психологии на рабочем месте. В программах этого типа вы, скорее всего, увидите следующие темы:

  • Групповая динамика
  • Организационная культура
  • Лидерство
  • Социальная психология

Получение степени в области организационной психологии может помочь вам подготовиться к нескольким карьерным путям. По данным Бюро трудовой статистики США (BLS), карьера в промышленно-организационной психологии предполагает применение «принципов психологии к проблемам человеческих ресурсов, администрирования, управления, продаж и маркетинга». Психологи в бизнес-организациях могут помочь в разработке методов найма, например, которые точно оценивают навыки и сильные стороны кандидатов.

По данным BLS, в мае 2020 года диапазон заработной платы отраслевых и организационных психологов составлял от 57 440 до 192 800 долларов.

Диапазоны заработной платы не относятся к студентам или выпускникам Университета Феникса. Фактические результаты варьируются в зависимости от множества факторов, включая предыдущий опыт работы, географическое положение и другие факторы, характерные для конкретного человека. University of Phoenix не гарантирует трудоустройство, уровень заработной платы или карьерный рост. Данные BLS имеют географическую привязку. Информацию по конкретному штату/городу можно найти на веб-сайте BLS.

Университет Феникса предлагает степень бакалавра в области промышленно-организационной психологии. Нажмите здесь, чтобы узнать больше!

Прикладная психология

Прикладная психология — это именно то, на что это похоже: психология, которая применяется к повседневным проблемам. Он использует прошлые открытия и новые исследования, чтобы помочь решить проблемы человеческого поведения. Прикладная психология включает в себя ряд направлений, включая защиту прав детей, судебную психологию, средства массовой информации и технологии, а также клиническую психологию.

Примером программы прикладной психологии может быть программа бакалавриата прикладной психологии Университета Феникса со специализацией в области медиа и технологий. В этой программе студенты учатся применять психологические теории в различных отраслях и приобретают навыки для решения сложных бизнес-задач, связанных с технологиями.

Из-за широты тщательного исследования, оценки и анализа становится ясно, почему психология является наукой. Укорененная в философии, связанной с центральными аспектами человеческого сознания и разрабатывавшаяся на протяжении веков, психология обещает предоставить полезные идеи сейчас и в будущем.

Поддержка карьеры

Как найти рычаги воздействия для новой карьеры — Career Support

10 июня 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *