Определение понятия «сознание» | Psylist.net
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии.
Основные подходы к проблеме
«Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния». Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т.д.
По мнению У. Джеймса, сознание есть «хозяин психических функций», то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.
Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.
Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.
Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это «со-знание», продукт общения знаний.
Представляет интерес система взглядов Л.С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик» [20]. «Сознание есть как бы контакт с самим собой» [21]. Сознание есть сознание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения.
Взгляды на проблему сознания А.Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.
По мнению Б.Г. Ананьева, «как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание» [22]. По Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире» [23].
По мнению Л.М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов [24].
Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: «Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы. …То, что мы называем «несознанием» – это просто иное сознание. …На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы »мертвы«, или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического »Я«, ни того, что нас окружает… По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих »неживых« формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности» [25].
По мнению ряда авторов (например, представителей трансперсональной психологии), возможен выход человека за пределы индивидуального сознания. См.: Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.
Похожие материалы в разделе Общая психология:
- Социогенетическая концепция личности
- Проблема описания структуры личности
- Деятельность. Виды деятельности.
- Основные свойства внимания
- Самооценка личности
- Методы исследования в общей психологии
- Основные закономерности в области ощущений
- Общая психологическая характеристика деятельности
- Речь. Основные свойства речи.
- Эмоции
|
|
Определение психологии разными авторами
от Expert Previews Team
Психология — это дисциплина, изучающая психические процессы и поведение людей с научной точки зрения и относящаяся к изучению психических заболеваний, включая диагностику, лечение, профилактику и ведение психических заболеваний.
Например, если я скажу вам подумать о животном, это будет не кошка. Тогда ваш мозг сначала покажет вам изображение кота.
Психология — это ментальный предмет, как и разум. Информация, данные и анализ эмоций, любви, ненависти, гнева, разочарования и беспокойства.
Определение психологии разными авторами
Согласно Британскому психологическому обществу, «Психология — это научное исследование людей, разума и поведения. Это и процветающая академическая дисциплина, и жизненно важная профессиональная практика».
По данным Американской психологической ассоциации, «Научное исследование поведения людей и их психических процессов».
Уильям Макдугалл (психолог) определяет : «Психология — это наука, цель которой — дать нам лучшее понимание поведения организма в целом и контроль над ним».
Джон Б. Уотсон определяет, «Психология — это наука о поведении. «
Н. Л. Манн определяет: «Психология — это наука, и должным образом подготовленный психолог — это ученый или, по крайней мере, практик, который использует научные методы и информацию, полученную в результате научных исследований».
Фельдман определяет: «Психология — это научное исследование поведения и психических процессов. Оно охватывает не только то, что люди делают, но и их мысли, эмоции, восприятие, процессы мышления, воспоминания и даже биологическую деятельность, которая поддерживает функционирование организма. «
Уильям Джеймс определил «психологию как науку о психической жизни, как о ее явлениях, так и об их состояниях».
Р. С. Вудворт определяет психологию как «науку о деятельности индивида».
Чарльз Э. Скиннер (1938) определяет, «Психология имеет дело с реакцией на любую без исключения жизненную ситуацию. Под реакциями или поведением подразумеваются все формы процессов, приспособлений, действий и переживаний организма».
Определение психологии разных авторов
«Психология — это изучение человеческого поведения и человеческих отношений». _ Crow and Crow
«Психология — это наука о поведении и опыте». _ Берхус Фредерик Скиннер (20 марта 1904 г. – 18 августа 1990 г.),
Согласно Джону Дьюи, «Психология – это наука о фактах, явлениях или личности»
«Психология – это наука о человеческой природе. ” _Boring, Langfield, and Weld
Согласно Hilgard, Atkinson, and Atkinson (1975), «Психология — это наука, изучающая поведение и психические процессы».
По словам Курта Коффки, , «Психология — это научное исследование поведения живых существ при их контакте с внешним миром».
Согласно Джеймсу Древеру, «Психология — это позитивная наука, изучающая поведение людей и животных, поскольку это поведение рассматривается как выражение той внутренней жизни мыслей и чувств, которую мы называем психической жизнью».
Существуют разные виды психологии:
- Аномальная психология
- Поведенческая психология
- Психология здоровья
- Клиническая психология
- Когнитивная психология
- Консультативная психология
- Судебная психология
- Экспериментальная психология
- Психология личности
- Школьная психология
- Социальная психология
- Психология развития
- Педагогическая психология
- Психология человеческого фактора
- Организационная психология
Подробнее:
Определение менеджмента разными авторами
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
- Распечатать
- Копировать ссылку
- Более
Значение, определения, природа и область применения психологии
Что такое психология
Слово « психология » происходит от двух греческих слов «9». 0155 Пыще ‘ и Логос ‘. Психо означает « душа », а « Логос » означает « наука ». Таким образом, психология впервые была определена как « наука о душе ».
Психология как наука о душе:- В древние времена греческие философы, такие как Платон и Аристотель, интерпретировали психологию как науку о душе и изучали ее как раздел философии. Но душа есть нечто метафизическое. Ее нельзя увидеть, понаблюдать и потрогать, и мы не можем проводить научные эксперименты над душой.
Психология как наука о разуме:- Немецкий философ Эммануил Кант определил психологию как науку о разуме. Уильям Джеймс (1892) определил психологию как науку о психических процессах. Но слово «ум» также весьма двусмысленно, поскольку существовала путаница в отношении природы и функций ума.
Психология как наука о сознании:- Современные психологи определяют психологию как «Науку о сознании». Джеймс Салли (1884) определил психологию как «науку о внутреннем мире». Вильгельм Вундт (1892 г.) определял психологию как науку, изучающую внутренние переживания». Но есть три уровня сознания: сознательное, подсознательное и бессознательное, поэтому это определение также не было принято некоторыми.
Психология как т. е. Наука о поведении:- В начале 20-го века, когда психологи попытались превратить психологию в чистую науку, ее стали определять как науку о поведении. Термин «поведение» был популяризирован Дж. Б. Уотсоном.Другие представители — Уильям Макдугал! и У. Б. Пиллсбери. Согласно Р. С. Вудворту, «Первая психология потеряла свою душу, затем она потеряла свой разум, затем потеряла свое сознание. У него все еще есть своего рода поведение» 9.0005
Определения психологии
1. Согласно Уильяму Макдугаллу , «Психология — это наука, цель которой — дать нам лучшее понимание поведения организма в целом и контроль над ним».
2. Согласно Уолтеру Бауэрсу , «психологию можно наиболее удовлетворительно определить как науку о человеческом поведении».
3. Согласно JB Watson , «Психология — это наука о поведении».
4. Согласно Короед и Маркиз , «Психология — это научное исследование деятельности человека по отношению к окружающей его среде».
5. Согласно Н.Л. Манн , «Сегодня психология занимается научным исследованием поведения».
Типы психологии
1. Экспериментальная психология: — Эта отрасль психологии описывает и разъясняет пути и средства проведения психологических экспериментов, следуя научным методам, в контролируемых или лабораторных условиях для изучения психических процессов и поведения. Он подбирает животных, птиц и людей в качестве объектов для этих экспериментов.
2. Геопсихология:- Эта отрасль или область психологии описывает и объясняет взаимосвязь физической среды, особенно погоды, климата, почвы и ландшафтов, с поведением.
3. Психология здоровья:- В этой области психологии факты. принципы и теории психологии используются в задаче сохранения физического и психического здоровья людей. Поскольку считается, что многие из наших физических недугов являются следствием пагубных последствий наших тревог, беспокойств, стрессов, конфликтов и разочарований, психологическая работа с пострадавшими людьми может помочь в профилактике и лечении различных физических и психических расстройств, болезней. и болезни.
4. Спортивная психология:- Эта отрасль психологии занимается изучением поведения игроков и спортивного персонала в отношении деятельности, опыта, ситуаций и условий, преобладающих в мире спорта. Сегодня эта отрасль психологии играет весьма эффективную роль в обеспечении желаемого улучшения процессов и лиц, связанных со спортивным миром, например, в улучшении психического и физического здоровья игроков, прививая им истинные спортивные чувства и дух через соответствующие методы модификации поведения и групповой динамики, обеспечивающие достаточную мотивацию и поднимающие их боевой дух во время соревнований, разрабатывающие методы обучения и наносящие покрытие игрокам за их превосходство в индивидуальной и групповой деятельности и т. д.
5. Психология окружающей среды:- Окружающая среда играет ключевую роль в воздействии на процесс роста и развития. эволюция поведенческих паттернов, изучение специфических личностных характеристик, расстройств и поведенческих проблем и т. д. Описание и анализ процесса и путей его возникновения, а также усилия, которые мы можем предпринять для изменения и структурирования среды для социального благополучия, — все это направлено на то, чтобы сделать предмет экологической психологии. Психолог окружающей среды, таким образом, уделяет больше внимания и веса окружающей среде и средствам для формирования поведения людей в желаемом направлении, решения их личных и социальных проблем и работы над их индивидуальным и социальным прогрессом.
Природа психологии
Психология – это научное изучение и практическое применение наблюдаемого поведения и психических процессов организмов. Психология отличается от других социальных наук, таких как социология, история или экономика, потому что психология конкретно занимается изучением человека. Между учеными и психологами велась долгая дискуссия о признании психологии как науки и ее природы как научной.
Замечания и заключительные замечания известного авторитета Н.Л. Munn можно привести в качестве надежного доказательства для этой цели. Он пишет: « Психология — это наука, и должным образом подготовленный психолог является ученым или, по крайней мере, практиком, который использует научные методы и информацию, полученную в результате научных исследований. »
- факты, принципы и теории, которые подвергаются изменениям при открытии новых фактов и появлении новых принципов и теорий.
- Подобно науке, она верит в причинно-следственную связь. Он провозглашает, что каждое поведение имеет свои корни, фактор его причин и развития.
- Как и в науке, она делает упор на поиск истины. Она изучает факты поведения и описывает законы, управляющие ими.
- Он принимает метод систематического исследования и научный подход, используемый в науке.
- Как и другие науки, психология имеет чистое и прикладное направления.
Со всеми этими свидетельствами можно с уверенностью заключить, что общепризнанной реальностью является то, что психология является наукой.
Сфера психологии
Поле операций и приложений предметной психологии слишком обширно. Область психологии можно понимать как различные подобласти психологии, пытающиеся достичь целей психологии.
1. Психология развития: — Сюда относятся исследования того, как люди растут и меняются на протяжении всей своей жизни, начиная с пренатального периода, через детство, взрослую жизнь и старость. Психологи развития работают в самых разных условиях, таких как колледжи, школы, медицинские центры, бизнес-центры, государственные и некоммерческие организации и т. д.
2. Психология личности:- Этот раздел помогает объяснить как постоянство, так и изменение поведения человека с течением времени, от рождения до конца жизни, под влиянием родителей, братьев и сестер, товарищей по играм, школы, общества и культуры. Он также изучает индивидуальные черты, которые отличают поведение одного человека от поведения другого человека.
3. Психология здоровья:- Здесь исследуются отношения между психологическими факторами и физическими недомоганиями и болезнями. Психологи здоровья сосредотачиваются на поддержании здоровья и поощрении поведения, связанного с хорошим здоровьем, такого как физические упражнения, здоровые привычки и препятствование нездоровому поведению, такому как курение, злоупотребление наркотиками и алкоголизм. Психологи здоровья работают в медицинских учреждениях, а также в колледжах и университетах, где они проводят исследования.
4. Консультирование по психологии: — Основное внимание уделяется проблемам адаптации в сфере образования, социальной жизни и карьеры. Психологи-консультанты советуют студентам эффективные учебные привычки и виды работы, для которых они могут лучше всего подойти, и оказывают помощь, связанную с легкими проблемами социального характера, и укрепляют здоровый образ жизни, экономическую и эмоциональную адаптацию. Они используют тесты для измерения способностей, интересов и личностных характеристик.
5. Педагогическая психология:- Педагоги-психологи занимаются всеми концепциями образования. Это включает в себя изучение мотивации, интеллекта, личности, использования поощрений и наказаний, размера класса, ожиданий, личностных качеств и эффективности учителя, отношений ученика и учителя, отношения и т. д. Они также помогают в разработке Учебная программа, чтобы сделать обучение более интересным и приятным для детей.
Педагогическая психология используется в начальных и средних школах, при планировании и контроле специального образования, обучении учителей, консультировании учащихся, испытывающих трудности, оценке учащихся с трудностями в обучении, такими как плохие навыки письма и чтения и недостаток концентрации.
6. Промышленная и организационная психология:- Частные и общественные организации применяют психологию для управления и обучения сотрудников, контроля за персоналом, улучшения коммуникации внутри организации, консультирования сотрудников и сокращения производственных споров. Таким образом, мы можем сказать, что в организационном и промышленном секторах учитываются не только психологические последствия рабочего отношения сотрудников, но и физические аспекты, чтобы работники чувствовали себя здоровыми.
7. Экспериментальная психология:- Это отрасль, изучающая процессы восприятия, восприятия, обучения, мышления и т. д. с использованием научных методов. Результатом экспериментальной психологии является когнитивная психология, которая фокусируется на изучении высших психических процессов, включая мышление, знание, рассуждение, суждение и принятие решений. Психологи-экспериментаторы часто проводят исследования в лаборатории, часто используя животных в качестве подопытных.
8. Экологическая психология:- Он фокусируется на отношениях между людьми и их физическим и социальным окружением. Например, плотность населения и его связь с преступностью, шумовое загрязнение и его вредное воздействие, влияние скученности на образ жизни и т. д.
9. Психология спорта и физических упражнений:- Изучает роль мотивации в спорте. , социальные аспекты спорта и физиологические проблемы, такие как важность тренировок для развития мышц, координация между глазами и руками, мышечная координация в легкой атлетике, плавании и гимнастике.
10. Когнитивная психология:- Она уходит своими корнями в когнитивное мировоззрение принципов гештальта. Он изучает мышление, память, язык, развитие, восприятие, образы и другие психические процессы, чтобы заглянуть в высшие психические функции человека, такие как понимание, творчество и решение проблем. Имена таких психологов, как Эдвард Толмен и Жан Пиаже, связаны с распространением идей этой школы мысли.
Отрасли психологии
1. Общая психология: — Это относительно большая область или область психологии, которая занимается фундаментальными правилами, принципами и теориями психологии в отношении изучения поведения нормальных взрослых людей.
2. Аномальная психология:- Это та отрасль или область психологии, которая описывает и объясняет поведение ненормальных людей по отношению к их собственному окружению. Причины, симптомы и синдромы, описание и лечение аномалий поведения составляют предмет данного раздела.
3. Клиническая психология:- Клиническая психология появляется после работы и операций знаний и действий, связанных с ненормальной психологией. Знание о ненормальности поведения и основных причинах, симптомах и т. д. обеспечивает необходимую основу для предмета и навыков, необходимых для изучения клинической психологии. Ненормальность и дезадаптация поведения приводит к психическим заболеваниям и заболеваниям. Постановка правильного диагноза таких болезней и заболеваний является задачей клинической психологии. Специалисты, которые обеспечивают такое лечение пациентов, посещающих клинику или больницу, являются известными клиническими психологами.
4. Физиологическая психология:- Эта отрасль психологии описывает биологические и физиологические основы поведения.