Гуманитарные науки \ КонсультантПлюс
Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку
030000 | ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ | ||
030100 | Философия | 62 | Бакалавр философии |
68 | Магистр философии | ||
030101 | Философия | 65 | Философ, преподаватель |
(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием) (см. текст в предыдущей редакции) | |||
030200 | Политология | 62 | Бакалавр политологии |
68 | Магистр политологии | ||
030201 | Политология | 65 | Политолог |
030300 | Психология | 62 | Бакалавр психологии |
68 | Магистр психологии | ||
030301 | Психология | 65 | Психолог Преподаватель психологии |
030302 | Клиническая психология | 65 | Психолог Клинический психолог Преподаватель |
030400 | История | 62 | Бакалавр истории |
68 | Магистр истории | ||
030401 | История | 65 | Историк Преподаватель истории |
030402 | Историко-архивоведение | 65 | Историк-архивист |
030500 | Юриспруденция | 62 | Бакалавр юриспруденции |
68 | Магистр юриспруденции | ||
030501 | Юриспруденция | 65 | Юрист |
030502 | Судебная экспертиза | 65 | Судебный эксперт |
(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием) (см. текст в предыдущей редакции) | |||
030503 | Правоведение | 51 | Юрист |
52 | Юрист с углубленной подготовкой | ||
(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием) (см. текст в предыдущей редакции) | |||
030504 | Право и организация социального обеспечения | 51 | Юрист |
52 | Юрист с углубленной подготовкой | ||
030505 | Правоохранительная деятельность | 65 | Юрист |
51 | Юрист | ||
52 | Юрист с углубленной подготовкой | ||
030600 | Журналистика | 62 | Бакалавр журналистики |
68 | Магистр журналистики | ||
030601 | Журналистика | 65 | Журналист |
030602 | Связи с общественностью | 65 | Специалист по связям с общественностью |
030700 | Международные отношения | 62 | Бакалавр международных отношений |
68 | Магистр международных отношений | ||
(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием) (см. текст в предыдущей редакции) | |||
030701 | Международные отношения | 65 | Специалист в области международных отношений |
030800 | Востоковедение, африканистика | 62 | Бакалавр востоковедения, африканистики |
68 | Магистр востоковедения, африканистики | ||
030801 | Востоковедение, африканистика | 65 | Востоковед, африканист |
030900 | Книжное дело | 62 | Бакалавр книжного дела |
68 | Магистр книжного дела | ||
030901 | Издательское дело и редактирование | 65 | Специалист книжного дела |
030902 | Издательское дело | 51 | Специалист издательского дела |
52 | Редактор | ||
030903 | Книгораспространение | 65 | Специалист книжного дела |
031000 | Филология | 62 | Бакалавр филологии |
68 | Магистр филологии | ||
031001 | Филология | 65 | Филолог Преподаватель |
031100 | Лингвистика | 62 | Бакалавр лингвистики |
68 | Магистр лингвистики | ||
031200 | Лингвистика и межкультурная коммуникация | ||
031201 | Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | 65 | Лингвист, преподаватель |
031202 | Перевод и переводоведение | 65 | Лингвист, переводчик |
031203 | Теория и практика межкультурной коммуникации | 65 | Лингвист, специалист по межкультурному общению |
031300 | Лингвистика и новые информационные технологии | ||
031301 | Теоретическая и прикладная лингвистика | 65 | Лингвист |
031302 | Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере | 65 | Специалист по интеллектуальным системам в гуманитарной сфере |
031400 | Культурология | 62 | Бакалавр культурологии |
68 | Магистр культурологии | ||
031401 | Культурология | 65 | Культуролог |
031500 | Искусствоведение (по видам) | 62 | Бакалавр искусствоведения |
68 | Магистр искусствоведения | ||
031501 | Искусствоведение | 65 | Искусствовед |
031502 | Музеология | 65 | Музеолог |
031600 | Искусства и гуманитарные науки | 62 | Бакалавр искусства и гуманитарных наук |
68 | Магистр искусства и гуманитарных наук | ||
(в ред. Изменения N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст) (см. текст в предыдущей редакции) | |||
031700 | Изящные искусства | 62 | Бакалавр изящных искусств |
68 | Магистр изящных искусств | ||
031800 | Религиоведение | 62 | Бакалавр религиоведения |
68 | Магистр религиоведения | ||
031801 | Религиоведение | 65 | Религиовед, преподаватель |
(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием) (см. текст в предыдущей редакции) | |||
031900 | Теология | 62 | Бакалавр теологии |
68 | Магистр теологии | ||
031901 | Теология | 65 | Теолог, преподаватель |
032000 | Документоведение и архивоведение | 62 | Бакалавр документоведения и архивоведения |
68 | Магистр документоведения и архивоведения | ||
(в ред. Изменения N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст) (см. текст в предыдущей редакции) | |||
032001 | Документоведение и документационное обеспечение управления | 65 | Документовед |
032002 | Документационное обеспечение управления и архивоведение | 51 | Специалист по документационному обеспечению управления, архивист |
52 | Специалист по документационному обеспечению управления, архивист с углубленной подготовкой | ||
032100 | Физическая культура | 62 | Бакалавр физической культуры |
68 | Магистр физической культуры | ||
032101 | Физическая культура и спорт | 65 | Специалист по физической культуре и спорту |
032102 | Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) | 65 | Специалист по адаптивной физической культуре |
032103 | Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм | 65 | Специалист по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму |
(в ред. Изменения N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием) (см. текст в предыдущей редакции) | |||
032200 | Прикладная этика | 62 | Бакалавр прикладной этики |
68 | Магистр прикладной этики | ||
(введено Изменением N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием) | |||
032300 | Регионоведение | 62 | Бакалавр регионоведения |
68 | Магистр регионоведения | ||
(введено Изменением N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием) | |||
032301 | Регионоведение | 65 | Регионовед |
(введено Изменением N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием) | |||
032400 | Реклама | ||
(введено Изменением N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием) | |||
032401 | Реклама | 65 | Специалист по рекламе |
51 | Специалист по рекламе | ||
52 | Специалист по рекламе с углубленной подготовкой | ||
(введено Изменением N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием) |
Какие бывают науки? Гуманитарные, общественные, естественные и технические
Наукой древности, или протонаукой, была философия. Античные философы стремились познать мир в его единстве. Кроме того, знания об окружающем мире не были столь полны, как сейчас, поэтому наука не разделялась на области. Однако поток информации, которая преобразовывалась в знания, все время рос. И неизбежно из общего знания об окружающем мире стали выделяться отдельные науки, создаваться учебные дисциплины и научные специальности. Назвать их все в рамках этой статьи просто невозможно. Перечислим только основные.
Единая наука древности из-за огромного потока информации и новых знаний вынуждена была разделиться на множество наук
Сегодня науки принято разделять на гуманитарные, общественные, естественные и технические. Также существуют точные науки, к которым относят математику, физику, химию.
Общественные и гуманитарные науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность. Они часто пересекаются или даже отождествляются друг с другом, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
К общественным и гуманитарным наукам относятся следующие.
История — наука о прошлом, которая помогает лучше изучить настоящее
История изучает деятельность человека в прошлом. Поэтому выделяют истории отдельных периодов, например Древнего мира. Средних веков, Нового времени. Есть истории различных стран и регионов, например Востока.
Этнография считается частью исторической науки. Она изучает народы и другие этнические образования, их состав, культурно-бытовые особенности, расселение.
Церемония инициации юношей в эфиопском племени хамер — предмет изучения этнографии
К историческим наукам относится и археология.
Кроме того, существует множество вспомогательных исторических дисциплин.
- Палеография изучает историю письма и различные виды древней письменности.
- Сфрагистика изучает печати.
- Эпиграфика исследует надписи на твердых материалах.
- Генеалогия изучает родственные связи людей, историю родов, составление генеалогических древ.
- Геральдика изучает гербы.
- Вексиллология изучает флаги.
- Фалеристика изучает ордена, медали и другие нагрудные знаки.
- Нумизматика исследует историю монетной чеканки и денежного обращения.
- С нумизматикой тесно связана бонистика, изучающая денежные знаки.
Древние надписи на камнях — бесценный материал для исторической науки
Составление генеалогического древа — это тоже предмет науки
В гербе России отражается история страны и ее символов
Интересно, что понятия «фалеристика», «нумизматика», «бонистика» обозначают также и коллекционирование медалей, монет и денежных знаков соответственно, но их следует отличать от одноименных наук, хотя коллекционеры часто бывают истинными знатоками в своих областях.
Культурология исследует культуру в целом. Кстати, наука тоже является частью культуры, но ей посвящена отдельная область — науковедение.
Филология — группа наук, которые изучают культуру того или иного народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Филология делится на классическую и современную. Классическая изучает латынь и древнегреческий язык, а также другие древние языки. К современной филологии относятся, например, славистика, романо-германская филология и т.д.
С филологией тесно связано литературоведение, изучающее художественную литературу.
Лингвистика, или языкознание, — наука о языках. Она может использовать методы точных наук — к примеру, математики, поэтому существует такая дисциплина, как математическая лингвистика.
Юриспруденция — наука, изучающая свойства государства и права.
Политология — наука о политике.
Социология — наука об обществе.
Экономическая география — наука о территориальной организации экономической жизни общества.
Человеческое общество, его культуру, экономическую жизнь изучают такие науки, как этнография, социология, политология, экономическая география
Особое место занимает философия, которую называют наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Хотя есть устойчивое мнение, что философия не относится к наукам, а является особой формой познания мира — рефлексией, то есть размышлениями, над истоками культуры, предельными вопросами бытия. Надо сказать, что в древности под философией понимались все естественные и гуманитарные науки. В наши дни к ней относятся такие области, как этика, которая изучает мораль и нравственность, и эстетика — учение о сущности и формах прекрасного. Философией также называют методологические основы науки в целом и отдельных ее отраслей.
Философией когда-то называли всю науку, сегодня это особая форма познания мира
Естественные науки — разделы знания, которые отвечают за изучение естественных явлений, то есть внешних по отношению к человеку, природных. К естественным наукам относят математику, хотя она чаще рассматривается как точная наука, а также физику, химию, астрономию, физическую географию, биологию и медицину.
Природа, окружающий нас мир — предмет изучения естественных наук
Математика — группа наук, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы. У этой науки существует множество способов классификации. Например, в школе изучают арифметику, элементарную алгебру, элементарную геометрию, теорию элементарных функций и элементы анализа. В высших учебных заведениях на нематематических факультетах изучают высшую математику, которая включает высшую алгебру и математический анализ.
Гораздо более разнообразны дисциплины этой науки, изучаемые на математических специальностях. Это и теория вероятностей, и функциональный анализ, и теория чисел, и топология, и многое другое. Вообще же математику называют царицей наук, и не зря. Математические методы незаменимы во множестве наук, от физики до лингвистики. Не зря ведь великий философ Иммануил Кант сказал: «В каждом отделе естествознания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нем математики».
Иммануил Кант (1824-1804) –великий немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, воздавал должное математике
На заседаниях ученого совета физик Дж. Гиббс обычно молчал. Но однажды велось обсуждение, чему посвятить больше занятий в университете: математике или языкам. И тогда Гиббс заговорил. Он сказал: «Математика — это язык!»
Галилео Галилей когда-то сказал: «Книга природы написана языком математики»
Физика — наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, ее структуре и движении. Она сильнее всех других наук связана с математикой и делится на множество областей, таких как механика, атомная физика, физика твердого тела, жидкостей и элементарных частиц, квантовая физика и др. Существуют и науки, находящиеся на стыке различных областей знания, например химическая физика, геофизика и биофизика.
Астрономия — наука о Вселенной, которая изучает происхождение, развитие, строение и движение небесных тел.
Физическая география — система наук, которые изучают географические оболочки Земли. К ним относятся климатология, география почв, океанология и др.
Геология — наука о составе, строении и закономерностях развития нашей планеты.
Геоморфология — наука о рельефе.
Областью геоморфологии является карстоведение — наука о карсте, процессах и формах рельефа, которые развиваются в растворимых в воде горных породах.
Спелеология изучает пещеры, причем в целом: их происхождение, подземные воды, минеральный состав, органический мир, прошлое пещер и их использование. Спелеология — раздел карстоведения, наука, развивающаяся на стыке физической географии, минералогии и гидрогеологии
Химия — это наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате взаимодействия, а также о законах, которым эти превращения подчиняются. Химия имеет множество отраслей, среди которых самые значительные — это неорганическая и органическая химия, аналитическая, физическая, коллоидная, квантовая химия и др. Биохимия — синтез двух наук: химии и биологии. Она изучает химический состав живых клеток и организмов, а также происходящие в них процессы.
Биология — система наук, изучающая живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. К биологии относится целый ряд наук, из которых назовем лишь основные.
Биология теснейшим образом связана с медицинскими и сельскохозяйственными науками
Ботаника изучает растения. Она подразделяется на такие области, как альгология (наука о водорослях), дендрология (наука о деревьях), палеоботаника (наука об ископаемых растениях), палинология (наука о пыльце ископаемых растений) и др. Зоология изучает животных. В ней выделяют, например, арахнологию — науку о пауках, фелинологию — науку о домашних кошках, кинологию — науку о собаках и многие другие отрасли.
Ботаника подразделяется на много областей, в том числе она изучает и строение цветков различных растений
Генетика занимается изучением наследственности и изменчивости организмов.
Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем.
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Кинология и фелинология изучают наших домашних питомцев — собак и кошек
С биологией тесно связана медицина — система знаний и практических мер, целью которых являются диагностика, лечение и профилактика заболеваний. К ней относятся такие теоретические и практические области, как анатомия и физиология человека, медицинская генетика и биохимия, кардиология и неврология, эндокринология, хирургия и терапия. В медицине используются знания некоторых других наук — физики, химии, психологии.
К техническим относятся науки, которые исследуют технику и явления, важные для ее развития. Среди технических наук можно назвать архитектуру, информатику, электротехнику, ядерную энергетику, материаловедение, электротехнику и многие другие.
Наука и техника помогают друг другу развиваться
Единство наук
100 000 лет назад первые люди двинулись на север из глубин Африки, чтобы расселиться по всей Земле. Тайны их путешествия, растянувшегося на тысячелетия, а также особенности современных народов помогают раскрыть геногеография и этногеномика. Эти удивительные науки функционируют во взаимосвязи сразу нескольких наук — генетики, истории, этнографии, географии. Действительно, самые интересные открытия делаются при сотрудничестве разных наук — ведь мир и природа едины.
Курьезы в науках
Флаг Иркутской области с изображением фантастического зверя бабра
Вексиллология и геральдика иногда сталкиваются с курьезными случаями. Так, на гербе и флаге Иркутска и Иркутской области изображен фантастический хищный зверь с бобриными лапами. Оказывается, в конце XVIII в. на иркутском гербе присутствовало изображение тигра, местное название которого — бабр. Оно и было упомянуто в описании этого геральдического символа. Во второй половине XIX в. все российские гербы создавали и утверждали заново. Художник был родом из европейской части России и не понял, кто такой бабр, поэтому нарисовал сказочного зверя, напоминающего бобра. Он украшает герб Иркутска и сегодня.
Поделиться ссылкой
Входит ли психология в научный клуб?
Во-первых, отказ от ответственности: я гордый обладатель степени бакалавра наук (второй высший класс) в области экспериментальной психологии. Так что не стоит слишком удивляться, когда я говорю вам, что психология — это наука.
Но для многих других людей, особенно ученых из других дисциплин, психология в лучшем случае является «мягкой» наукой. Она не принадлежит к той же возвышенной компании, что и физика, химия или, осмелюсь сказать, нейробиология.
В прошлом году микробиолог и один из основателей RealClearScience Алекс Березов возобновил давние дебаты о научной ценности психологии. В провокационной статье «Держите психологию подальше от научного клуба» Березов утверждал:0003
Пренебрежительное отношение ученых к психологам […] коренится […] в неспособности психологов признать, что они не имеют таких же прав на светскую истину, как точные науки.
Остался без ответа вопрос, как наука приходит к этой так называемой «светской истине». Более того: чем отличается психология, когда дело доходит до исследования реальности?
Модели разума
Во вступительной главе своей последней книги «Магия реальности» биолог-эволюционист Ричард Докинз рассуждает о том, как мы познаем реальность.
Совершенно очевидно, что мы можем использовать наши чувства. Если мы можем что-то увидеть, услышать или почувствовать, если мы можем потрогать это или попробовать на вкус, то мы знаем, что это реально.
Мы также можем использовать машины для улучшения и расширения наших чувств. Бактерии невидимы невооруженным глазом, но мы можем увидеть их в микроскоп. Мы не можем воспринимать радиоволны, но можем преобразовать их в звуки, которые слышим.
Но, как отмечает Докинз:
Существует менее известный способ, с помощью которого ученый может выяснить, что реально, когда наши пять чувств не могут обнаружить это напрямую. Это через модель того, что может происходить, которую затем можно протестировать […]
Мы внимательно смотрим на модель и предсказываем, что мы должны были бы увидеть или услышать и т. д., если бы модель была правильной. Затем мы смотрим, верны ли предсказания или нет. Если они правы, это повышает нашу уверенность в том, что модель действительно отражает реальность […]. Если наши прогнозы неверны, мы отвергаем модель или модифицируем ее и пробуем снова.
Докинз иллюстрирует это положение некоторыми известными примерами научного моделирования. Крик и Уотсон, например, не см. форму двойной спирали ДНК: они построили модель (буквально из картона) и увидели, что ее предсказания согласуются с наблюдениями, сделанными другим ученым, Розалинд Франклин.
Возможно, это лучшее научное рэп-видео на тему ДНК.От генетики до изменения климата построение, тестирование и улучшение моделей реальности — вполне законный способ заниматься наукой — и именно так работает психология. Мы не можем напрямую измерить воспоминания, убеждения или отношения. Но мы может измерять поведение. И мы можем использовать эти измерения для проверки предсказаний наших психологических теорий — наших моделей разума.
Психология – это наука. Но связь гораздо глубже.
Наука мысли
В своей книге 1951 года «Здравый смысл науки» Джейкоб Броновски утверждал, что науку следует рассматривать так же, как и любую другую форму человеческого мышления: «наука создается людьми, и у нее есть свой стиль».
Броновски, несомненно, был бы очарован, узнав о последующем развитии психологических исследований. На каждом шагу мы находим аналогии между наукой и повседневным человеческим познанием.
Хорошим примером является работа ученого-зрителя Ричарда Грегори, который утверждал, что то, как работает наша зрительная система, похоже на научный процесс. Осмысление световых паттернов, попадающих на нашу сетчатку, включает в себя создание гипотез об объектах окружающего нас мира, которые могли породить эти сенсорные «данные».
Эти перцептивные «гипотезы» раскрываются только в тех редких случаях, когда они неверны — когда гипотеза не соответствует действительности и мы испытываем иллюзию.
Профессор Ричард Грегори демонстрирует иллюзию полой маски.Подобные аналоги применяются в теориях языка. Читая рассказ или слушая чью-то речь, мы осмысливаем входящий поток слов, выстраивая модель описываемой ситуации и делая прогнозы относительно того, что будет услышано или прочитано дальше.
Возможно, самая убедительная аналогия связана с исследованием маленьких детей. Психолог развития Элисон Гопник называет детей «Отделом исследований и развития человеческого вида», который учится, исследуя, играя и пробуя новые идеи. Она предполагает, что взрослые ученые на самом деле просто дети, которые еще не выросли!
Почему мы все начинаем как маленькие Эйнштейны.Психология науки
Научная природа повседневного мышления имеет важное значение для понимания человеческого элемента науки.
Что приводит к новым открытиям и идеям? Почему одни завоевывают популярность, а другие игнорируются?
Что нужно, чтобы отказаться от заветной теории, изменить научную модель? Это все вопросы к психологии.
Пожалуй, важнее всего то, что психология играет решающую роль в эффективной коммуникации науки. Как мы видели, люди будут интерпретировать каждое новое свидетельство в свете своих существующих моделей мира.
Недостаточно просто знакомить людей с наукой и надеяться на лучшее.
Наука — наш лучший инструмент для понимания реальности и предсказания будущего.
Но если наука хочет иметь подлинное влияние на человеческие дела, если наши решения должны руководствоваться лучшими научными данными, ученые должны начать серьезно относиться к психологии.
Является ли психология специальностью STEM? Наука против социальных наук
Из-за восприятия психологии как социальной науки или дисциплины, ориентированной на людей, существует некоторое мнение, что психология на самом деле не может быть специальностью STEM. Итак, является ли психология специальностью STEM? Короче да это так.
Психология — наука, объектом изучения которой является разум и поведение человека. В степени психологии студенты изучают научные теории, изучают методы исследования и проводят статистический анализ.
Выпускники факультета психологии могут стать исследователями, которые используют научные методы для анализа данных о поведении, выявления идей и проверки гипотез. В клинической практике работа психолога заключается в применении методов, основанных на фактических данных, для оценки и лечения проблем.
Научные знания и навыки необходимы, когда вы изучаете психологию, а затем, если вы занимаетесь психологической карьерой. Давайте подробнее рассмотрим, почему психология считается областью STEM.
Что такое дисциплина STEM?
Люди, желающие начать карьеру в области психологии, иногда задаются вопросом, входят ли они в область STEM. Карьера в области STEM связана с человеческим прогрессом и инновациями, что делает ее привлекательной для людей, желающих сделать эффективную карьеру, приносящую пользу обществу.
STEM-дисциплины — это академические и карьерные области, сосредоточенные на естественных науках, технологиях, инженерии и математике. Они включают в себя теоретические степени, которые изучают наш мир, а также прикладные области, которые используют науку для улучшения повседневной жизни.
По оценкам, 28 процентов студентов бакалавриата изучают STEM, в том числе психологов. Объединив анализ классификаций университетских курсов и статистику зачисления в Австралию, мы обнаружили, что 28% студентов бакалавриата изучают дисциплину, включенную в университетские списки научных, технических, инженерных и математических степеней.
Дополнительная литература: Список из 117 специальностей STEM на основе классификаций университетов
Не существует определенного списка специальностей, подпадающих под категорию STEM. В то время как некоторые степени, такие как прикладная математика и астрофизика, без проблем классифицируются как дисциплины STEM, другие, такие как психология, могут быть менее четкими.
Все области STEM имеют сильный математический элемент, и это, безусловно, относится и к психологии. Психология считается степенью STEM, если вы считаете ее частью области биологии, которая является одной из естественных наук. Естественные науки состоят из биологических наук (имеющих дело с живыми существами) и физических наук (астрономия, химия, геология и физика).
Гуманитарные науки, биомедицина, наука о здоровье или наука?
Университеты и колледжи обычно предлагают психологию в качестве основной специальности в рамках степени бакалавра наук. Но вы также можете изучать психологию в рамках других программ.
Специализированная степень в области психологии (т. е. степень бакалавра психологии) может быть получена на факультетах или отделениях колледжа, специализирующихся в области естественных наук, гуманитарных наук, биомедицины или здравоохранения. Многие студенты гуманитарных специальностей в Австралии специализируются на психологии. Некоторые студенты, изучающие биомедицину, делают то же самое. Психология даже предлагается в качестве основного направления в рамках бизнес-степеней, таких как степень бакалавра управления человеческими ресурсами (психология).
Отсюда может возникнуть путаница в отношении того, какой степенью на самом деле является специалист по психологии. Специальность обычно предлагается разными факультетами или кафедрами — часто в одном университете или колледже.
Существуют разные способы взглянуть на психологию и интегрировать ее в программу обучения в колледже, а не только с научной точки зрения. Таким образом, несмотря на то, что психология может быть предметом STEM, можно специализироваться на психологии со степенью, которая является легкой с точки зрения содержания STEM.
Одним из способов, которым университеты занимаются классификацией психологии, является использование термина психологическая наука . Студенты, получившие степень бакалавра психологических наук, должны ясно верить, что получили образование STEM.
Почему психология не является социальной наукой
Списки дисциплин социальных наук обычно включают психологию по понятным причинам. Социальные науки изучают поведение человека в отношении социальных и культурных отношений. Поскольку психология изучает разум и поведение, она, кажется, подходит.
Социальные науки [являются] любой отраслью академического исследования или науки, которая занимается человеческим поведением в его социальных и культурных аспектах. Обычно в социальные науки включают культурную (или социальную) антропологию, социологию, психологию, политологию и экономику.
Britannica
Несомненно, психология играет важную роль в широкой области социальных наук. Но психология более фундаментальна. Когда вы изучаете человеческий разум с помощью научного метода, вас интересуют не только люди как социальные существа. Наш мозг включает в себя восприятие, реакцию на раздражители и процессы, которые могут вообще не иметь ничего общего с социальным взаимодействием.
Научный метод – это процесс объективного установления фактов путем проверки и экспериментирования. Основной процесс включает в себя наблюдение, формирование гипотезы, предсказание, проведение эксперимента и, наконец, анализ результатов.
TechTarget.com
В «Международном журнале гуманитарных наук» в 2010 году Йылмаз Озакпынар пришел к выводу, что психология «принадлежит к области биологических наук, поскольку поведение является средством адаптации человека к физической и социальной среде». (ResearchGate)
Что включает в себя психология?
Американская психологическая ассоциация (АПА) определяет психологию как науку о разуме и поведении. Это научная дисциплина, сосредоточенная на анализе и понимании психических процессов и их связи с действиями человека.
Поскольку психология занимается человеческим разумом и его связью с поведением, ученые считают ее «центральной наукой». Другие области науки, технологий и техники используют психологические принципы и исследования в своей работе, ориентированной на человека. Клиническая психология считается одной из наук о здоровье.
Психологию часто считают гуманитарной наукой по сравнению с точной наукой , такой как математика и физика. Это потому, что основное внимание психологии, человеческий разум, очень сложен и трудно поддается наблюдению. В то время как вы можете физически определить уравнение или химическое соединение, ментальные состояния и процессы не имеют физического содержания.
Психология больше связана с наблюдением за людьми, чтобы понять их действия, а не с лабораторной работой, распространенной в других науках. Экспериментальная психология сложна, потому что человеческое поведение имеет много скрытых влияний. Это способствует восприятию психологии как социальной науки. Итак, стоит задаться вопросом, является ли психология правильной дисциплиной STEM.
Почему психология является специальностью STEM
Люди склонны рассматривать психологическую практику как консультационную сессию, на которой психолог может помочь клиенту справиться с проблемами психического здоровья. Поскольку эта дисциплина использует визуальное наблюдение и самоотчет больше, чем лабораторную работу, они думают, что она не использует научный метод. Но этот вывод часто бывает неточным. Вот почему.
Психологи занимаются научной работой
Хотя некоторые области психологии имеют социальные аспекты, такие как социальная психология и промышленная психология, большинство областей психологии сосредоточены на основной научной деятельности. Например, клиническая психология, нейропсихология, когнитивная психология, судебная психология и психология здоровья включают практическую и теоретическую научную работу.
Клинический психолог обычно ставит диагноз и лечит пациентов, а нейропсихолог или когнитивный психолог может проводить научные исследования и публиковать результаты.
Последипломные курсы психологии являются техническими
Психология предлагает квалификации с различными уровнями технической сложности. Студенты, получающие степень младшего специалиста по психологии или другие специальности бакалавриата, могут выполнять ограниченную научную работу. Однако аспирантура по психологии является специализированной и предполагает интенсивную научную работу.
Несмотря на то, что содержание курса может различаться, программы младшего специалиста и бакалавра в первую очередь преподают теорию психологии, методы исследования и другие основы дисциплины. Студенты узнают о концепциях, лежащих в основе человеческого поведения, и их корнях в психических процессах.
Высшие психологические квалификации, такие как MPsych, PhD или PsyD, обеспечивают специализированную подготовку, необходимую для конкретной психологической карьеры. В зависимости от выбранной вами области психология последипломного образования будет включать обучение стратегиям диагностики и вмешательства, психопатологии, неврологии, генетике и статистическому моделированию.
Профессионалы, стремящиеся решать большие проблемы, могут получить степень доктора философии в теоретической области. Те, кто заинтересован в лечении пациентов, получат PsyD и подадут заявку на профессиональную лицензию, прежде чем начать свою клиническую практику.
Психологи используют научные инструменты и методы
Будучи фундаментальной наукой, психологи-практики используют научные инструменты и методологии, такие как электромиография, фМРТ, робототехника и поведенческий анализ, для достижения теоретических и эмпирических достижений.
Практическая работа в полевых условиях требует знакомства с основными научными, математическими и технологическими понятиями. Например, вы можете использовать статистику, компьютерное моделирование и прогностические модели для изучения сложных когнитивных явлений.
Психологам также обычно требуется хорошее знание биологии, включая генетику и эволюцию, которые они используют в своей повседневной работе.
Психология дает научную информацию
Благодаря исследованиям в этой области сегодня мы знаем больше о психических процессах, лежащих в основе обучения, памяти, принятия решений и эмоций. И эти идеи помогли добиться значительных успехов в других областях STEM, включая математику, информатику, машиностроение и аэронавтику.
Например, психологические озарения помогли создать компьютерную мышь и изменить дизайн зубной щетки. Психологические исследования моделей дорожного движения и того, как люди водят машину, привели к появлению в транспортных средствах высоких стоп-сигналов. Многие другие аспекты современной жизни, такие как экраны в кабине самолета, телевизионная реклама и образовательные программы, формируются под влиянием научных открытий психологов.
В конечном счете, не может быть никаких сомнений в том, что психология является предметом STEM, поскольку это основная научная дисциплина, которая использует научные методы для развития человечества. Крупные академические и регулирующие органы также признают статус STEM психологии. В 2009 году рабочая группа Американской психологической ассоциации настаивала на включении психологии в качестве основной дисциплины STEM (или «STEMP», если рекомендация была принята).
Национальный научный фонд рассматривает карьеру как дисциплину STEM и активно выделяет гранты исследователям, проводящим исследования в области психологии. Кроме того, регулирующие органы, такие как НАСА и Министерство внутренней безопасности, относят психологию к карьере STEM.
Почему некоторые считают, что психология не является областью STEM?
Несмотря на явные доказательства в пользу психологии как предмета STEM, существует тенденция рассматривать эту специальность в первую очередь как социальную науку. Одной из причин этого является распространенное заблуждение, что психология не использует научные методы.
Например, исследование 2009 года показало, что в то время как 80 % людей считали, что прочная основа в научных методах имеет решающее значение для инженеров и врачей, только 60 % считали то же самое в отношении психологии . Кроме того, когда их спросили, как, по их мнению, психологи изучают человеческое поведение, 52% ответили, что только «разговаривая» с людьми и «спрашивая их» об их действиях.
Но в психологии это неверно. Специалисты в этой области проводят эксперименты и проводят научные исследования, посредством которых выявляют основы поведения. Известный эксперимент Ивана Павлова с обусловливанием — популярный пример исследования в области психологии.
В отличие от социальных наук, которые обычно изучают абстрактные концепции или аспекты жизни общества, основное внимание в психологии уделяется человеческому разуму. Ум исследуется путем анализа поведения и психических процессов. Возможность заниматься научными исследованиями является веским аргументом в пользу того, чтобы психология считалась специальностью STEM.
Важно знать, что психология является специальностью STEM
Школьникам, переходящим в университет или колледж, понимание того, что психология является предметом STEM, поможет сделать правильный выбор курса.
Если вы хотите преуспеть в этой области и сделать блестящую карьеру, вам потребуются традиционные атрибуты STEM, такие как аналитическое мышление, способность решать проблемы и способность работать независимо. Быть человеком-человеком, который интересуется другими, недостаточно, и на самом деле это может быть слабым показателем успеха.
Слишком много студентов изучают психологию, потому что считают это интересным и могут представить себя в роли консультанта или в другой роли, где они помогают людям. Другие степени могут быть более подходящими, если это является целью, например, в области здравоохранения или социальной работы. Чтобы стать настоящим психологом, например, зарегистрированным психологом или клиническим психологом, вам необходимо пройти углубленную научную подготовку как минимум до уровня магистра.
Соревнование с другими областями STEM за талант
Количество ученых степеней и профессий в области естественных наук, технологий, инженерии и математики значительно выросло за последнее столетие.