Рассказ на уроке физкультуры: Attention Required! | Cloudflare – Составить рассказ про урок физкультуры со словами:прыгает,занимаются,поднимаются,играют,кувыркается.

На уроке физкультуры🔥 — Сочинения на свободную тему

Сегодня у нас в расписании есть урок физкультуры! Ура! Я очень люблю этот предмет. С вечера у меня около портфеля уже стоит собранная сумка со спортивной формой: белой футболкой, спортивными брюками и кроссовками. Кроссовки обязательны, поскольку нельзя находиться в спортзале в той обуви, в которой ты ходишь по школьным коридорам или по улице, ведь в нем чисто, он в этом году заново отремонтирован и покрашен. Спортивная одежда тоже нужна: негигиенично заниматься спортом в обычной одежде или, наоборот, не переодеться после занятия. С удовольствием

всем классом идем на построение. Все четко, по-военному. “Класс! Стройся! По порядку рассчитайся!” Потом нам объявляют: “Сегодня у нас гимнастика”. Но сначала – разминка. “На первый-второй рассчитайся!” Мы рассчитываемся, выстраиваемся в шахматном порядке и выполняем обычные общие развивающие упражнения: повороты туловища, наклоны, приседания, а затем легкий бег. Мы уже готовы к основной части урока – гимнастическим упражнениям.
Мальчики идут к брусьям, а девочки – к бревну. Чтобы хорошо и красиво выполнить упражнения на брусьях, нужны сильные руки, поэтому наши мальчишки сначала несколько минут отжимаются от стены, а потом от пола. Мне кажется, нелегко сделать хотя бы один переворот, но наш учитель показывает несколько подводящих упражнений; одолев их, некоторые мальчики все-таки выполняют задание. Преподаватель им помогает: поддерживает и подстраховывает, чтобы на уроке не было травм. Ура! Ребята все делают правильно.
Девочки столпились у бревна. У них свой учитель. Им показали композицию – несколько упражнений, связанных между собой. Сначала их нужно запомнить и выучить, затем потренироваться выполнить их на полу в спортивном зале, а только потом – на бревне. Это сложнее: нужно соблюдать равновесие и не упасть. Девочкам тоже помогают – поддерживают за руку и страхуют. Сначала гимнастки шагают по бревну медленно, а затем все быстрее и увереннее.
В середине урока происходит смена снарядов. Теперь мы будем прыгать через козла. Для мальчиков он поднят на большую высоту, чем для девочек. Сначала мы отрабатываем технику разбега, технику толчка, а уже потом – технику самого прыжка. Учитель обязательно нас поддерживает при приземлении на мат. Особенно хорошо и легко получается у тех, у кого хорошая растяжка. И хорошо тем, у кого высокий рост и длинные ноги: раз! – и перепрыгнул.
Конца урока мы ждем с нетерпением: если мы выполним все намеченное на урок, то сможем поиграть в футбол (бывает, и с девочками тоже), или в баскетбол, или в волейбол.
Урок физкультуры всего дважды в неделю. Я считаю, что в наш гиподинамический век – век совсем маленькой физической нагрузки – эти уроки должны быть каждый день. Ведь мы долго сидим, согнувшись над тетрадками, нам даже некогда сделать зарядку. А таких интересных уроков может быть даже два в день!
Физкультура – мой любимый предмет, и вовсе не потому, что тут не задают домашних заданий и не спрашивают у доски новый материал. Просто на этом уроке не нужно молча и неподвижно сидеть за партой, долго писать и слушать не всегда понятные объяснения учителя. Здесь требуется совсем другое – бегать, прыгать, кувыркаться, а иногда даже ползать! Удивительно, ты кричишь и играешь в разные веселые игры, а тебя за это еще и награждают хорошими оценками!
Наш спортзал просторный и высокий. Кольца и брусья, канаты и шведские стенки, мячи и сетки, штанги и маты – это просто рай для мальчишек! Да и девчонки не скучают: для них аэробика и элементы художественной гимнастики, обручи и скакалки. Хотя среди них есть такие спортсмены, что многим мальчишкам дадут фору в беге и плавании, в прыжках и даже силовой гимнастике!
Итак, бегом в раздевалку, быстренько переодеться и – в спортзал! А там есть еще время до звонка побороться с друзьями на матах, покрутить “колесо”, походить на руках, покататься на канате. Как приятно двигаться, как здорово ощущать напряжение мышц и усталость в конце урока! Да здравствует физкультура!

Сочинение Физкультура мой любимый урок в школе

Каждый урок в школе важен. И у каждого ученика есть любимый урок. Для кого-то любимый урок тот, в котором он лучше всего разбирается, для кого-то, — где самый добрый учитель. А для меня любимый предмет в школе — физкультура, ведь это единственный предмет в школе, помогающий нам сохранять наше здоровье.

Многочасовое ежедневное сидение за партой утомляет. Урок физкультуры отлично помогает с этим справиться. Как говорят, профессиональный спорт — это зло, а вот занятия физкультурой очень полезны.

В моём расписании — три урока физкультуры в неделю. Первые два урока объединены в пару, а третий урок отводится на изучения теории. На первых двух уроках мы активно выполняем физические упражнения. Первые полчаса отводятся на разминку. Мальчики и девочки проводят разминку отдельно, каждый ученик показывает по одному упражнению, которое все должны повторить. Далее общая разминка, где упражнения показывает учитель. Обычно эти упражнения связаны с темой, которую мы проходим. Далее мы отрабатываем броски и подачи для баскетбола или волейбола. После этого мы пытаемся выполнить нормативы ГТО по гимнастике. Когда все получили оценки, и все упражнения уже отработаны, учитель разрешает нам сыграть в волейбол, баскетбол или пианербол. Из класса вызываются два капитана, которые набирают свои команды из остальных учеников. После урока идут бурные обсуждения состоявшейся игры и её результатов.

На уроке, отведённом на изучение теории, мы изучаем правила игр, в которые играем на уроках, разбираем наиболее частые ошибки учеников и проводим спортивные викторины. Эти уроки теории проходят не менее увлекательно, чем уроки практики.

В начале осени и второй половине весны мы проводим уроки в парке, находящимся рядом со школой. Там мы сдаём нормативы по бегу. И занятия на свежем воздухе гораздо полезнее занятий в спортивном зале. Весь класс с нетерпением ждёт уроков в парке, ведь там мы занимаемся с учениками из соседней школы, что вдвойне увлекательно.

Урок физкультуры — самый полезный урок для здоровья. Занятия всегда проходят весело и увлекательно, благодаря чётко организованной работе учителя.

Также читают:

Картинка к сочинению Физкультура мой любимый урок в школе

Физкультура мой любимый урок в школе

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Франт в рассказе Старый гений Лескова

    Франт – мужчина средних лет, скверного характера, который ни о чём, кроме собственной выгоды не думает. Его не волнует состояние окружающих, ему также безразличны их переживания

  • Сочинение Народ в повести Капитанская дочка Пушкина

    В произведении Александра Сергеевича четко показан характер русского человека, для которого характерны были наряду с честью и благородством и рабская психология. Такие черты были отчетливо видны

  • Анализ сказки Песочный человек Гофмана

    В произведении Э.Т.В Гофмана Песочный человек, как и в других его произведениях, большую роль играет мистическая обстановка и фольклорные мотивы.

  • Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина сочинение

    В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» повествуется о гимназистке Оле Мещерской. Она была обычной девочкой, которая не выделялась среди толпы прочих гимназисток. Но в период полового созревания Оля стала по-настоящему красивой девушкой

  • Сочинение Моя комната (Описание комнаты) 6 класс

    В моей квартире на четвертом этаже, где я живу с мамой и папой у меня есть своя комната. Моя комната очень просторная, широкая и светлая. В ней помещается много нужных вещей – это мягкая кровать, шкаф для одежды, шкафчик для книг и учебников

План-конспект урока по физкультуре (5 класс) по теме: Дидактический рассказ на уроках физкультуры

ГКОУ школа – интернат с. Великовечное Краснодарского края

     Дидактический  рассказ на уроках                    

               физической культуры   

                                                      Лагунова Наталья Владимировна.

                             

                          Пояснительная записка

Занимательность на уроках физической культуры является одним из способов приближения содержания учебного материала к возрастным возможностям учащихся, обеспечение преемственности школьного развития ребёнка. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечение, а занимательность форм, в которые облекаются физические упражнения.

Важно придать уроку соответствующую окраску, применять необычные формы проведения упражнений, делает урок занимательным. Именно на интересном  и доступном можно приобщать детей к активным движениям.

             Детям младшего школьного возраста обычно надоедает схематизм

стандартных уроков и жёсткая их регламентация. Выполнение полезных, но скучных физических упражнений не вызывает у них особого удовольствия. Занимательность же всегда несёт элементы игрового настроя, делает урок эмоциональным, насыщенным.

             В связи с этим заслуживает внимание проведение физических упражнений под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают рассказ соответствующими движениями, стараясь выполнить услышанную ситуацию в действии (ходьба, бег и т.д). Упражнения приобретают форму игры. Такой приём  способствует стремление детей к выдумке, творчеству, развивает у детей любознательность, воображение.

              Дидактические рассказы обычно носят тематический характер.

 Темы рассказов могут быть разные, например: « В лесу», «В походе»,

«Космическое путешествие на Марс» ит.д. Упражнения и игры под дидактический рассказ можно выполнить в любой части урока. Эти упражнения и движения и движения очень просты и доступны детям.

Вот один из примеров проведения вводной части урока подобным способом.

                   « КОСМИЧЕСКОЕ   ПУТЕШЕСТВИЕ  НА  МАРС»

 

Обращаясь к классу, учитель говорит о том, что ребята отправляются в космическое путешествие на Марс. В колоне по одному учащиеся направляются в обход по залу со словами «Мы идём на космодром, дружно в ногу мы идём».

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Каждая строчка речитатива  повторяется на четыре шага, стихотворные текст можно повторять несколько раз. К концу задания учащиеся образуют замкнутый круг, передвижение по залу продолжается. Учитель подбадривает:

Не зевай по сторонам.

Ты сегодня- космонавт!

По команде остановка на месте со словами:

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Повернулись в круг лицом (поворот налево).

Упражнение начнём.

Выполняется комплекс общеразвивающих упражнений. Учитель показывает каждое упражнение. И.П не фиксируется.

После выполнения комплекса упражнений учитель подаёт команду.

Ждёт нас быстрая ракета

Для полёте на планету.

Отправляемся на Марс.

Звёзды в гости ждите нас.

Подняться на носки, руки вверх. Далее учитель командует.

По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись.

Ходьба на месте, взявшись за руки, имитировать подъём в ракету по ступенькам

Затем ученики садятся в ракету (на пол) а учитель предупреждает.

Аккуратно надо сесть

Чтоб приборы не задеть.

Выполняется несколько приседаний (сед ноги скрестно, сед ноги врозь и.т.д) по команде «Сели- встали).

После выполнения упражнения следует пауза для отдыха и затем звучит команда:

Кресло займи (сесть на пол)!

Пристегнуть ремни (имитируем закрепления ремней)

Три, два, один… летим!

После этих слов учащиеся встают и повернувшись направо, в колонне по одному передвигаются бегом по кругу, руки в стороны. Можно бежать с изменением направления движения (бег1мин) затем следует переход на ходьбу.

Подаётся команда:

В невесомости плывём

Мы под самым потолком.

Ученики расходятся по залу и медленно поднимают руки вверх, в стороны с выносом прямой ноги в различных направлениях, имитируя движения в невесомости. Затем звучит команда:

К Марсу путь был очень длинный

Стоп! Выходим из кабины.

Учащиеся расходятся по залу, а учитель обращает их внимание на препятствия, которые встречаются на пути:

Путь неровный- рвы, канавы.

Их преодолеть вам надо.

Дети перепрыгивают через воображаемые рвы и канавы произвольным способом.

Возвращаться нам пора.

Полетели, детвора.

Медленный бег по кругу, руки в стороны (20-30с) затем переход на ходьбу со словами

Мы с полёта возвратились

И на Землю приземлились.

В конце игры подводятся итоги полёта на Марс.

Список литературы

Журнал «Начальная школа».

Сочинение на тему на уроке физкультуры 5 класс русский

Сегодня у нас в расписании есть урок физкультуры! Ура! Я очень люблю этот предмет. С вечера у меня около портфеля уже стоит собранная сумка со спортивной формой: белой футболкой, спортивными брюками и кроссовками. Кроссовки обязательны, поскольку нельзя находиться в спортзале в той обуви, в которой ты ходишь по школьным коридорам или по улице, ведь в нем чисто, он в этом году заново отремонтирован и покрашен. Спортивная одежда тоже нужна: негигиенично заниматься спортом в обычной одежде или, наоборот, не переодеться после занятия. С удовольствием всем классом идем на построение. Все четко, по-военному. «Класс! Стройся! По порядку рассчитайся!» Потом нам объявляют: «Сегодня у нас гимнастика». Но сначала — разминка. «На первый-второй рассчитайся!» Мы рассчитываемся, выстраиваемся в шахматном порядке и выполняем обычные общие развивающие упражнения: повороты туловища, наклоны, приседания, а затем легкий бег. Мы уже готовы к основной части урока — гимнастическим упражнениям.

Мальчики идут к брусьям, а девочки — к бревну. Чтобы хорошо и красиво выполнить упражнения на брусьях, нужны сильные руки, поэтому наши мальчишки сначала несколько минут отжимаются от стены, а потом от пола. Мне кажется, нелегко сделать хотя бы один переворот, но наш учитель показывает несколько подводящих упражнений; одолев их, некоторые мальчики все-таки выполняют задание. Преподаватель им помогает: поддерживает и подстраховывает, чтобы на уроке не было травм. Ура! Ребята все делают правильно.
Девочки столпились у бревна. У них свой учитель. Им показали композицию — несколько упражнений, связанных между собой. Сначала их нужно запомнить и выучить, затем потренироваться выполнить их на полу в спортивном зале, а только потом — на бревне. Это сложнее: нужно соблюдать равновесие и не упасть. Девочкам тоже помогают — поддерживают за руку и страхуют. Сначала гимнастки шагают по бревну медленно, а затем все быстрее и увереннее.
В середине урока происходит смена снарядов. Теперь мы будем прыгать через козла. Для мальчиков он поднят на большую высоту, чем для девочек. Сначала мы отрабатываем технику разбега, технику толчка, а уже потом — технику самого прыжка. Учитель обязательно нас поддерживает при приземлении на мат. Особенно хорошо и легко получается у тех, у кого хорошая растяжка. И хорошо тем, у кого высокий рост и длинные ноги: раз! — и перепрыгнул.
Конца урока мы ждем с нетерпением: если мы выполним все намеченное на урок, то сможем поиграть в футбол (бывает, и с девочками тоже), или в баскетбол, или в волейбол.
Урок физкультуры всего дважды в неделю. Я считаю, что в наш гиподинамический век — век совсем маленькой физической нагрузки — эти уроки должны быть каждый день. Ведь мы долго сидим, согнувшись над тетрадками, нам даже некогда сделать зарядку. А таких интересных уроков может быть даже два в день!
Физкультура — мой любимый предмет, и вовсе не потому, что тут не задают домашних заданий и не спрашивают у доски новый материал. Просто на этом уроке не нужно молча и неподвижно сидеть за партой, долго писать и слушать не всегда понятные объяснения учителя. Здесь требуется совсем другое — бегать, прыгать, кувыркаться, а иногда даже ползать! Удивительно, ты кричишь и играешь в разные веселые игры, а тебя за это еще и награждают хорошими оценками!
Наш спортзал просторный и высокий. Кольца и брусья, канаты и шведские стенки, мячи и сетки, штанги и маты — это просто рай для мальчишек! Да и девчонки не скучают: для них аэробика и элементы художественной гимнастики, обручи и скакалки. Хотя среди них есть такие спортсмены, что многим мальчишкам дадут фору в беге и плавании, в прыжках и даже силовой гимнастике!
Итак, бегом в раздевалку, быстренько переодеться и — в спортзал! А там есть еще время до звонка побороться с друзьями на матах, покрутить «колесо», походить на руках, покататься на канате. Как приятно двигаться, как здорово ощущать напряжение мышц и усталость в конце урока! Да здравствует физкультура!
.

Статья по физкультуре на тему: Дисциплина на уроке физкультуры.

Дисциплина на уроке физкультуры

     

  Тема статьи — педагогика взаимоотношений между учителем физической культуры и школьниками. Мы произносим много правильных, вроде бы, слов, оправдывая применяемые нами в школе методы принуждения и насилия. И как нам не поверить, что, заставляя ученика беспрекословно подчиняться, мы заботимся именно о нем.

    Ведь, дозволь школьнику делать все, что ему заблагорассудится, рассуждаем мы, если он не будет повиноваться и понимать педагога с полуслова, ни о каком порядке на уроке не может быть и речи. А порядок на уроках физической культуры просто необходим, так как здесь летают тяжелые баскетбольные мячи, не говоря уже о гранатах, ядрах и прочем. Нигде нет такой опасности получить травму, как на наших уроках. Значит, учебный процесс невозможен без порядка.

   О том, как мы его наводим, в какие отношения при этом вступаем с детьми, и попробуем разобраться, рассматривая конкретные ситуации, которые автору этой статьи лично доводилось наблюдать или в которых он сам был в числе действующих лиц.

    Начнем с того, что понимать под порядком. Не обращаясь к наукообразным определениям, представим себе урок физической культуры. Учитель отдает команды, дети четко их выполняют. Учитель — это высшая власть: он знает, что делать, как делать, когда делать, зачем делать. Если ученики такие условия принимают, полностью повинуются его указаниям, мы говорим, что порядок есть.

     Какой путь ведет к достижению такого порядка? Как правило, следующий. Во-первых, до учеников доводят требования к поведению, которые учитель считает необходимым соблюдать. Во-вторых, жестко и неукоснительно следят за выполнением этих требований. Главное здесь, чтобы все происходило без исключений, послаблений и за каждое нарушение следовали наказания, причем неважно, в какой форме. Учащиеся скоро привыкают, и в присутствии учителя порядок обеспечен, а в некоторых случаях и без него дети не шалят, не безобразничают, зная его строгость и дотошность в расследовании нарушений.

   Читатель, наверное, уже понял, что я не за этот путь. Безусловно, обеспечение безопасности школьников на уроках физической культуры — важнейшее направление работы учителя. Я вместе со многими родителями считаю: пусть мой ребенок не научится чему-нибудь, зато я буду спокоен за его здоровье. При этом имеется в виду физическое, если можно так сказать, здоровье ребенка. Однако это только часть его здоровья. Оправдано ли травмировать детей психически, запугивая, унижая, оскорбляя их, ради их послушания, ради видимого, внешнего порядка?

   Начну с примера. По данным исследований психологов, даже малыши начиная с трехлетнего возраста способны выполнять соответствующие их возможностям задания только в том случае, если им совершенно ясен смысл ставящихся перед ними задач. О школьниках в этом плане, думаю, и говорить не стоит. Мне кажется, ученикам можно предлагать что-либо для выполнения лишь после того, как они осмыслили, зачем и для чего им это нужно. Повторю: понять задание, и осознать, и принять его — совсем не одно и то же.     Ученик может понять, что от него хотят, но не принять задание как необходимое ему. А для успешной работы нужно именно принять задание. Другими словами, не только требования учителя должны быть ясны ученику, но в этих требованиях школьнику необходимо помочь отыскать свое, нужное ему. Тогда только можно надеяться, что произойдет смена режимов работы — с чистого исполнительства на сотрудничество с учителем, а впоследствии появится и самостоятельность. Поэтому помимо накопления методических приемов, которые способствуют освоению учащимися учебного материала, педагогу очень важно обращать внимание на то, как осуществляется его взаимодействие с учениками. Такой анализ явится одной из предпосылок повышения педагогического мастерства.

   Попытаюсь на отдельных примерах взаимоотношений учеников с учителем обратиться к этой стороне педагогического процесса. Давая детям задание, учитель должен не забывать о следующем. Во-первых, чтобы дети задание поняли. Этот совет не настолько тривиален, как может показаться поначалу, особенно если речь идет о младших школьниках. Кому не приходилось наблюдать учителей, бушующих в гневе на бестолковых учеников, которые делают совсем не то, что им было сказано. Однако зачастую дети здесь ни в чем не повинны. Они слушали педагога, но поняли его по-своему. Это он не удосужился проверить, что в детском сознании после его объяснения осталось. Отсюда и недоразумения. К слову сказать, в связи с темой нашего разговора и по многим другим причинам, лучше не начинать общение с ребенком с замечания, даже если он, по вашему мнению, его заслужил. Не редкость, когда учитель, выяснив причины, попадает в неловкое положение оказывается, ребенок просто не понял, чего от него требовали.

    Всем учителям, и особенно работающим в начальных классах, важно добиваться от учеников «обратной связи» на свои указания, замечания. Намного чаще, чем мы порой предполагаем, они не так понимают слова учителя. Например, мальчик делает кувырок и не выполняет группировку. Учитель снова и снова указывает на ошибку, но тот упорно продолжает свое: перекатывается через голову в упор присев и лишь тогда обхватывает голени руками* прижимается грудью к коленям. Причины этого в исследуемой нами ситуации оказались в следующем. Положение группировки ученик принимал первоначально из положения упора присев. Поэтому в его представлении «группировка» сочеталась именно с этим положением. Последующие упражнения — перекаты в группировке, группировка лежа на спине — воспринимались им уже как нечто иное, к группировке напрямую не относящееся. Поэтому-то, работая с младшими школьниками, мало ограничиваться односторонними указаниями, а надо еще наладить обратную связь, спрашивать  самих занимающихся, чтобы знать, как они поняли учителя. Итак, во-первых, каждое задание должно быть понятно школьникам. Во-вторых, будучи понятым, каждое задание должно быть ими принято. А это возможно в том случае, когда ученики сами будут ставить перед собой задачи. Что значит самому ставить перед собой задачи? Не берусь ответить на этот сложнейший вопрос полностью, но попробуем вместе хотя бы приблизиться к его пониманию. Например, учитель рассказал учащимся о пользе длительного бега для здоровья и для развития выносливости, рекомендуя от урока к уроку увеличивать продолжительность бега.

   Ученики задание поняли и внешне охотно его выполняют. Одни бегают, лишь бы учитель не приставал к ним, но, пользуясь удобными моментами, отлынивают от занятий бегом. Другие, заботясь об отметке, демонстративно усердствуют на глазах педагога. Третьи вообще никак не относятся ни к бегу, ни к учителю, хотя они и бегают вместе со всеми, но нацелены они на что-то, к физкультуре не относящееся. Есть и четвертые, и пятые, и у всех свои проблемы. Однако, если наша цель — физическое воспитание детей, нам нужно думать о том, как принести детям больше пользы. Но можем ли мы, учителя, лучше конкретного Сережи знать, что ему сейчас больше всего нужно? Наверное — нет,. Поэтому и задача наша видится мне в создании «на уроках условий, чтобы каждый ребенок находил свое, лично ему необходимое в наших заданиях.

   Как это делать? Наверняка многие из коллег найдут свои варианты. Я же рассказываю о том способе, который знаю и опробовал. Вернемся к примеру с бегом. Учитель может сказать: «Сегодня будете бегать 3 минуты, на следующем уроке — 4 минуты» — и т. д. Можно тот же материал преподнести иначе: «Выносливость развивается в том случае, если выполнять какую-либо работу, преодолевая усталость. Поэтому отметьте для себя количество кругов, которое вы пробежите до появления первых признаков усталости, а также запомните, сколько вы после этого сможете пробежать кругов. Перейдите на ходьбу и, отдохнув, попробуйте пробежать еще. На следующем уроке старайтесь свои результаты превзойти». Что сделал учитель во втором случае? Он познакомил учеников со способом развития выносливости. Теперь они (при желании, конечно) смогут ориентироваться на субъективные ощущения, а не на учителя в роли надсмотрщика, смогут ставить свои задачи. Правда, выдвинутое нами предложение — не решение всех проблем, но, по-моему, делается небольшой шаг в направлении предоставления учащимся больших прав, а отсюда и возрастающая их ответственность за свои действия: они сами определяют, сколько кругов им, например, бегать. Таким образом, и достижение конечных результатов будет на их совести.

    Развивая эту мысль, конкретизируем еще один момент. Часто замечания учителя не срабатывают, потому что дети не осознают, что они делали что-то не так. Поэтому простые указания педагога типа «Встань в строй! Не вертись! Не бери мяч!…» часто бывают бесполезными. Если этим заниматься весь урок, учитель может превратиться в пастуха. Эффективнее попросить расшалившегося или провинившегося повторить задание, выяснить, выполнял ли он его, попросить объяснить, почему учителю пришлось обратить внимание на его поведение, и т. п. Как правило, подобные вопросы, произнесенные спокойным тоном, выводят детей из так называемого полевого состояния, в которое они иногда впадают, помогают им разобраться в том, что происходит на уроке, понять свое место в учебном процессе, и прочие.

   А разве нет учителей, которые во вне учебное время бывают с детьми больше, чем на уроках! Их ученики прекрасно понимают, для чего и зачем они занимаются на уроках, им не требуются лишние объяснения. Без труда можно привести еще много примеров. Поэтому дело не в описываемых случаях, а в том, что за ними понимание, осмысление, осознание учениками того процесса (процесса физического воспитания), в который они включены на уроках физической культуры. Только сам учитель на своем конкретном месте, анализируя свои действия и действия детей, пытаясь каждый раз проникать в суть этих действий для выяснений той реальности, которая за ними стоит, сумеет понять, какую в действительности работу он выполняет: «оздоровляет» учащихся, заставляя их выполнять его задания, или они занимаются на его уроках физической культурой.

    Словом, важно не заставлять и принуждать детей бездумно выполнять наши требования, а стараться с возможной полнотой раскрывать перед ними то, что им предлагается. Это касается как освоения учебного материала, так и введения различных правил и требований, регламентирующих поведение учащихся, взаимодействие их с учителем, и также других вопросов.

    Приведу набивший всем оскомину пример с наличием у детей спортивной формы. Конечно, заниматься лучше в спортивной форме — это гигиенично, практичнее и удобнее, менее травмо опасно. Но ведь зачастую занимающиеся не осознают всего этого. Учитель, безусловно, говорит, почему на уроках физической культуры необходима спортивная форма. Однако одно дело — знать, другое — осознавать. Может быть, для достижения этой цели и нужно иногда разрешать кое-кому из забывших форму заниматься на уроке. Но при этом использовать соответствующие ситуации, показывая школьникам преимущества спортивных трусов в сравнении с брюками во время приседаний и взмахов ногами, прыжков и бега в кедах по сравнению с прыжками и бегом в сандалиях. И ни в коем случае, используя на уроках отрицательные примеры, нельзя обижать тех учеников, на примере действия которых вы что-либо демонстрируете. Всегда надо обставить дело так, чтобы предметом обсуждения были не ученики, а какие-то действия, ситуации. Чтобы ребенок не выставлялся на посмешище перед классом.

    Необходимо также видеть, чувствовать, готовы ли учащиеся к восприятию того или иного сообщения им. На практике же, к сожалению, бывают и такие случаи, когда учитель что-либо сообщает детям, заранее уверенный, что его сообщение в данный момент не принесет пользы, не будет усвоено учащимися, так как они не готовы слушать педагога или же им мешают какие-либо другие обстоятельства. Однако педагог, считая, что он выполняет свой долг, что он обязан сделать то или иное сообщение, глаголет в пустоту. Поэтому подчас лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. У учащихся должно сложиться убеждение, что, если учитель взял слово, нужно его слушать, ибо обязательно узнаешь что-то интересное, полезное, важное.

   Опытные учителя, которые за много лет перепробовали в своей работе массу разных методических приемов, наверняка возразят моим рассуждениям. Почему автор статьи упирает все время на сознательность и осмысленность. Разве можно, основываясь лишь на этом, плодотворно строить учебный процесс? Ведь нередки ситуации, когда взаимопонимание с классом не получается. Дети перевозбуждены переменой, прогулкой, предыдущим уроком, да мало ли что может произойти в школе. И в такие моменты взывать к их сознательности бессмысленно.

   Согласен, случается и такое. И в подобных случаях может помочь использование различных упражнений, цель которых — воздействие на подсознательную сферу ребенка, переключение его внимания на другое действие. Наподобие того, как плачущему малышу подсовывают другую игрушку взамен разбитой и он, пораженный ее блеском, забывает о своих огорчениях. Такое не должно становиться правилом, но изредка может применяться. Вот эти упражнения:

 

1.   Под медленный счет учителя выполнение простых движений: руки на пояс, к плечам, вверх, вперед и т.  п. Голос учителя звучит требовательно, но успокаивающе, он сам показывает упражнения. Часть класса, как правило, сразу включается    в    работу,    постепенно    присоединяются и остальные. Иногда бывает достаточно нескольких таких упражнений, чтобы дети успокоились.

 

2.  Нагрузочные упражнения (приседания, наклоны, выполняемые с большой амплитудой) под счет в медленном или среднем темпе.

 

3. Простые упражнения, связанные с подсчетом количества повторений: руки вперед — 2 хлопка в ладоши, руки вверх — 3 хлопка, руки вперед —2 хлопка, руки вниз.

 

  4. Упражнения типа игры «Запрещенное движение»: ученики быстро повторяют все движения учителя,   кроме   заранее   оговоренного   запрещенного движения.

 

5.  Упражнения типа игры   «Класс, смирно!». Дети выполняют наклоны головой, туловищем, движения   руками,   приседания   и   т. д.   только после обращения «Класс!». Без такого обращения команды учителя выполняться не должны.

 

6. Педагог называет одно упражнение, а делает другое,   предупредив   детей,   что   они   должны следовать   словесным   командам,  а   не  показу. Можно и наоборот.

   Очень интересный случай мне пришлось наблюдать на уроке в I классе. Перевозбужденным детям учительница в начале урока сказала: «Вы сейчас не готовы внимательно меня слушать, сделайте несколько упражнений, чтобы успокоиться». И малыши стали придумывать упражнения, чтобы успокоить себя. Через минуту-другую все они успокоились, привели себя в норму. Порядок на уроке был обеспечен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *