Рассказ о природе и о человеке: Человек и природа, связь и ценность (3-4 класс, окружающий мир)

Сочинения-рассуждения по теме «Человек и природа»

Человек и природа в отечественной и мировой  литературе.

Одной из главных проблем современного мира становится влияние человека на природу. С одной стороны, человеку не нужно ходить на охоту, чтобы добывать себе пищу, не нужно добывать огонь, чтобы согреться. С другой стороны,  современные люди забыли, что человек и природа взаимосвязаны, а влияние человека на природу пагубно сказывается на окружающем мире.

Возьмем к примеру, экологическую катастрофу Арала, или Аральского моря, находящегося на границе Казахстана и Узбекистана. Так с масштабным строительством оросительных каналов уровень воды стал стремительно падать. А ведь было время, когда по Аралу ходили рыболовецкие суда и вели рыболовный промысел, поэтому  на его берегу были построены 5 рыбозаводов и 1 рыбоконсервный комбинат. А что сейчас? Площадь акватории резко сократилась. В пределах 100 километров от первоначальной береговой линии изменился климат: стало жарче летом и холоднее зимой, чаще стали наблюдаться засухи. Но самое ужасное, что до 1992 года на территории Арала действовала советская военная биохимическая лаборатория, которая испытывала биологическое  оружие на лабораторных животных.  Существует опасение, что смертельно опасные микроорганизмы, захороненные в почве Арала, могут быть жизнеспособными, а зараженные грызуны могут стать разносчиками болезней. Вспомним, что и чуму в XIV веке разносили по Европе грызуны. А сейчас есть предположение американских ученых, что распространителями лихорадки эбола  стали фруктовые летучие мыши.

Но ведь и в России также актуальна проблема загрязнения окружающей среды (опять же влияние человека на природу). Обратимся к самому глубокому пресноводному озеру в мире Байкалу. В 2014 году (это видно со снимков из космоса) у береговой линии Байкала появилась ажурная пена. Что это такое? Оказывается, из-за выбросов в воду бумажно-целлюлозного завода стали быстро развиваться водоросли, провоцирующие гниение воды. Вот и получается, что болеет озеро – нельзя пить его воду.

А ведь человек – дитя природы. Именно природа растит и воспитывает нас, дает силы, помогает разобраться в самих себе.

В русской литературе есть немало примеров, когда авторы, обращаясь к природе, показывают ее благотворное влияние на человека. Например, рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Это ностальгический рассказ, в нем нет единой сюжетной линии, т.е. сюжета в привычном понимании. Он развивается как цепь ощущений: запах антоновских яблок, картины осени раскрываются через цветовое и звуковое восприятие. Но все ощущения подчинены одной цели: показать тоску по родине, по родному дому.

Таким образом, нельзя отрицать связь природы и человека. Именно через природу (через ее запахи, звуки, воспоминания) человек чувствует любовь к Родине. Человек же, бездумно эксплуатирующий природные ресурсы, получит в результате жестокий урок: экологические  катастрофы.

Человек и природа в отечественной и мировой  литературе.

В современно мире одной из главных проблем становится влияние человека на природу. В последнее время все больше катаклизмов происходит на планете: землетрясения, извержения вулканов, сход оползней, наводнения. Ученые считают, что так планета отвечает человеку на его агрессивное вмешательство. Уже давно ни для кого не секрет, что с запуском космических ракет происходит быстрая смена погоды. Так, например, если с утра светило солнце, то после запуска ракеты внезапно начинаются дожди.

Еще одним ярким примером внедрения человека в природу является строительство большого адронного коллайдера – ускорителя заряженных частиц, что проходит под землей на границе Швейцарии и Франции и его длина составляет 26 км. В этом научном эксперименте принимают участие инженеры, ученые из 100 стран мира. Смысл эксперимента состоит в разгоне частиц атомов по кольцу коллайдера в противоположных направлениях для изучения продуктов их соударений, т.к. ученые считают, что есть некая еле уловимая частица, предсказанная шотландским физиком Питером Хиггсом еще в 1964 году. Иными словами, в столкновении частиц обнаружится ключ к пониманию строения мира. Однако в ученом мире есть  предположение, что ускоритель частиц может вызвать большой взрыв и что Европа как часть континента перестанет существовать. А еще можно спровоцировть образование черных дыр вблизи нашей планеты. Тогда этот неуправляемый процесс человечество не сможет остановить.

Данный эксперимент вызвал большой интерес в мировом сообществе. Писатели стали проявлять интерес к работе коллайдера. В частности,  американский писатель и журналист Дэн Браун в романе «Ангелы и демоны» умело вплетает в канву повествования о профессоре Гарвардского университета Роберте Лэнгдоне детективный сюжет, связанный с большим адронным коллайдером. Оказывается, что ученые Европейского центра ядерных исследований – крупнейшего международного научно-исследовательского учреждения – смогли получить антивещество, которое представляет собой самый мощный из известных человечеству источников энергии. Крошечная капля могла бы в течение целого дня обеспечивать энергией такой город, как Нью-Йорк. Однако оно нестабильно. Оно выбрасывает энергию при любом контакте с воздухом. Эта субстанция похищена неизвестными и угрожает гибелью людям.

Проблема влияния человека на природу поднимается в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». В связи со строительством Братской ГЭС деревня Матера должна быть затоплена, а жители переселены. В книге говорится о борьбе старой и новой жизни, традиции и современной техники. Главная героиня, Дарья Пинигина, прощается с родным домом как с покойником: моет его, белит свою избу, украшает веточками, а ведь через несколько дней санитарная бригада предаст избу огню, будет затоплена не только деревня, но и кладбище, где похоронены предки. Здесь поднята не только этическая проблема, но и проблема влияния научно-технического прогресса на природу.

Таким образом, с развитием высоких технологий мы получаем не только бездуховное поколение, но и ответ природы людям: увеличивается  озоновые дыры, моря высыхают, появляются вспышки пандемий – все это негативно влияет на человечество.

Человек и природа в отечественной и мировой  литературе.

В современном мире на человечество наводят ужас различные пандемии: то свиной грипп, то лихорадка эбола. Так первые вспышки эболы имели место в отдельных деревнях Центральной Африки в зоне влажных тропических лесов, однако самые последние вспышки в Западной Африке охватили крупные города и сельские районы. В них число заболевших растет в геометрической прогрессии, что грозит гибелью населения не только Африки, но и всему человечеству. Американским ученым удалось выяснить, что переносчиками лихорадки стали фруктовые летучие мыши, а затем вирус эболы стал передаваться от человека к человеку. Также есть предположение, что разносчик инфекции находится в реке. Люди, животные пользуются водой из реки, поэтому и происходит заражение.

Я это все говорю к тому, что человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек – неотъемлемая часть природы. И то, что сейчас происходят экологические катастрофы, вспышки инфекций – все это ответ природы человеку за его попустительское отношение к ней.

Рассмотрим на примере рассказа киргизского писателя Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» взаимоотношение человека и природы. В рассказе автор повествует о двенадцатилетнем мальчике из маленького народа нихвы, отправившемся вместе с дедом, отцом и дядей на охоту за нерпой. Айтматов подробно рассказывает о приготовлениях к охоте, об обычаях и нравах этого народа. И вот оно путешествие: бескрайнее море, переливающееся множеством цветов (от лазурного до  темно-фиолетового). Оно пугает своей мощью, и даже удачная охота не оставляет столько впечатлений у Кириска, как море. На обратном пути они попадают в шторм, их жизни находятся на волоске от смерти. Воды и провизии почти нет. Усиливает надвигающуюся катастрофу туман, который несколько суток закрывает звезды – небесные ориентиры. Запас пресной воды на исходе. Для того чтобы Кириск все-таки вернулся живым домой, один за другим прыгают за борт дед, дядя, отец. Спустя несколько дней изможденный мальчик слышит сову, видит родной остров, который, как пегий пес, встречает своего охотника.

Автор приводит нас к мысли, что человек – это дитя природы, она воспитывает и закаляет характер, поэтому, пройдя через потрясения, Кириск возвращается к матери другим человеком. Он прошел школу выживания, он теперь знает цену жизни.

Но природа не всегда так беспощадна к человеку. Например, в романе-эпопее Толстого «Война и мир» она дает силы князю Андрею Болконскому. Так природа воздействует на него под Аустерлицем. Ход мыслей князя меняет величие, вечность и бесконечность природы. Он видел вечное небо Аустерлица, видел бессмысленность, жестокость убийства, поэтому его мечты рухнули разом. Он опустошен. Зато совсем другое влияние природы мы видим в эпизоде «Ночь в Отрадном». После глубокой депрессии Болконский увидел красоту, прелесть, поэзию лунной ночи. В природе нет ничего мертвого – все обновляется. Видя преображенный старый дуб, Болконский понял смысл жизни, ее цель: «Нет, жизнь не кончена в 31 год, — вдруг окончательно, бесповоротно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась, и чтоб все они жили вместе со мной вместе».

Таким образом, природа возрождает людей к жизни, дает силы видеть красоту даже в трудные минуты  жизни, помогает разобраться в самих себе.

Взаимоотношения человека и природы в прозе Махмута Хасанова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 14 (305). Филология. Искусствоведение. Вып. 77. С. 105-108.

А. А. Хайруллина

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ПРОЗЕ МАХМУТА ХАСАНОВА

В произведениях, посвященных взаимоотношению человека и природы, Махмут Хасанов показывает, что человек и природа существуют во взаимной гармонии. Много внимания уделяется воспитанию бережного отношения к природе, рациональному использованию природных богатств. К тому же писатель подчеркивает, что отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл.

Ключевые слова: татарская литература XX в., творчество М. М. Хасанова, тематика произведений, человек и природа.

Махмут Хасанов — известный татарский писатель 60-90-х гг. ХХ в., лауреат Государственной премии Татарстана имени Г. Тукая. Писатель, который тонко чувствовал дыхание времени, перемены, происходящие в стране, новые веяния, и умел высокохудожественно отразить это в своих произведениях.

Татарская литература богата своей историей и традициями. Для нее испокон веков была близка и актуальна тема деревни, ее богатой природы. Вот и большинство своих произведений М. Хасанов посвятил этой теме. Он пишет на татарском языке. Многие произведения писателя переведены на русский язык, например, рассказы «Лесник», «Сюмбуль», «Бессоница», «Подарок» (переводчик — М. Зарецкий), «Среди льдин» (Р. Киямова), романы: «Здравствуй, солнце!» (В. Синицин), «Дороги, дороги…» (И. Троянский), «Весенняя зарница» (В. Чу-креев) и др.

В творчестве М. Хасанова отношения человека и природы занимают особое место. Картины природы в его произведениях удивительным образом выполняют самые различные функции, пронизывают творчество писателя гуманистическим духом и теплым лиризмом. Через картины природы он выражает свое мировоззрение, свою жизненную философию. Он пытается донести до читателя безграничный дух природы, ее вечность, беспредельную красоту, ее цвета и запахи. В красоте и отлажен-ности природы он видит красоту современного общества, отражение гармоничных отношений между людьми, находит в этих отношениях духовное родство. Отношение к природе родного края, ее естественной красоте в нем формируется еще в детстве. Воспоминания юности для него — источник вдохновения, маяк в его будущей жизни. Как известно, детство писателя

прошло на лоне природы: леса и поля, чистые родники и полноводные реки. И именно красота Отчизны сыграла большую роль в воспитании у писателя мировоззрения и тонкого вкуса.

М. Хасанова интересуют окружающая природа, среда, возникающие проблемы, пути их решения. По его мнению, если земля — наш родимый дом, то и ее проблемы должны быть нашими проблемами. Человек — дитя природы. Природа взращивает свое дитя вскармливая, оберегая, защищая. Следовательно, и человек матери-природе должен платить тем же. Человек — самое высокое творческое достижение, гордость природы, ее вершина. Для того, чтобы он был счастлив, духовно богатым следует глубже понимать и изучать природу.

М. Хасанов любит природу, чувствует себя ее неотъемлемой частицей. «Эх, отразить бы в своих произведениях это несравнимое ни с чем блажество природы так, как я ощущаю это в своей душе!» — пишет он [8. С. 7]. Даже в маленьких рассказах он умеет доступно, на понятном читателю языке поведать о красоте родной природы, ее безграничных богатствах, необходимости ее защиты.

Рассказы «Урманчы» («Лесник», 1953), «Сембел» («Сюмбуль», 1953), «Кара колак» («Черное ухо», 1987) и др., повести «Урман шаулый» («Лес шумит», 1952), «Жирэн кашка» («Рыжий конь с белой звездочкой на лбу», 1959) посвящены теме природы. Написанные в разные годы, они отражают отношение человека к природе.

Главная тема рассказа «Лесник» — чувство любви к родной стороне, окружающих человека лесам и рекам, красоте природы. Основной герой произведения — Минзакир-абзый. Всю свою жизнь он проработал лесником. Он знает в лесу каждый кустик, зверя и птицу. Все живое

в природе он воспринимает как своих детей. Только неспокойно на душе Минзакира. Скоро леса совсем изведут, а земли эти останутся под волжской водой. Его тревожные мысли автор так доносит до читателя, что душа содрогается: «На следующий год птицы, что весной прилетят, это место не смогут узнать. Захотят как нынче передохнуть и удивятся, мол, “что же это такое”. Густых лесов и лесных болот в низовьях уже не будет, а будет лишь сверкающая водная гладь. Птицы в растерянности по-кружат-покружат, да и совсем обессилев будут вынуждены опуститься на какой-нибудь пустырь» [5. С. 41].

Минзакир-абый и Гульюзум-апа смогли воспитать любовь к родной земле и в сыне. В противном случае, разве отдыхал бы ежегодно у родителей их хорошо зарабатывающий сын-инженер, называя эти места «курортом без путевки»! Он также, как его отец, приучен ценить красоту родной земли, ее чистый воздух, полезные дары. Подрастающий молодой лес вселяет в Минзакир-абзый надежду, вновь возвращает к жизни, укрепляет надежду на будущее. Связь между лесником и лесом описывается как крепкая, закаленная на протяжении долгих лет связь между отцом и сыном. Простой по сюжету, небольшой по объему, увлекательный по характеру, этот рассказ написан лаконичным, живым языком, что дает читателю возможность прочитать его на одном дыхании, заставляет его задуматься, делать надлежащие выводы. В рассказе «Лесник» писатель мастерски описывая психологические переживания, происходящие в душах главных героев, призывает читателя обратить внимание на богатство земли, на которую упала первая капля крови из пуповины человека, на ее животный мир, на его проблемы, сохранить нашу окружающую среду.

Этот рассказ доказывает всю сложность отношений между природой и человеком. С одной стороны, человек оберегает лес, его природные богатства, заботится о его обитателях. С другой стороны, деревья используются для нужд общества. Как описано в рассказе, люди перед тем, как пилить лес, высаживают новые саженцы. Эта картина дает надежду на будущее, укерепляет веру в него не только в душе Минзакира, но и читателей.

В рассказе «Сюмбюль» описывается растянувшаяся на несколько дней пурга. Кажется, что природа вышла на борьбу с человеком. Несмотря на трудности, причиняемые человеку

природой, настоящий человек труда преодолевает все и достигает успехов. Писатель описывает столкновение природы с человеком и его положительное разрешение. Природная стихия изображается как объект борьбы героя.

В рассказе «Среди волн» описывается гордость Татарстана — полноводная, величественная Волга. Река изображена во всей красоте: бескрайняя ширина, крутые берега, глубокие воды. Но все это возможно только в результате человеческого труда. Иначе баржи, пароходы окажутся на мели.

М. Хасанов — автор и рассказа «Черное ухо». Рассказ написан так, что у читателей пробуждается интерес. В нем описывается, как опытный охотник преследует зайца с рваным ушком. Хитрость, ловкость, храбрость, смекалка зайца изображаются автором чрезвычайно увлекательно. В призведении любовь к живым созданиям природы отображается с тонким юмором.

Эти посвященные природе рассказы писателя лаконичны, интересны, язык понятен, легко читаем. Особенно удаются М. Хасанову пейзажные зарисовки. Бескрайнюю красоту природы он передает такими сравнениями и эпитетами, которые у других писателей не встречаются. В этом рассказе он описывает зайца, используя качества, присущие человеку.

Описывая родную природу, он использует среди множества средств художественной изобразительности такие обороты, как «теплые ветры», «словно из гальки составленые бусы», «погрузившиеся в дрему деревья», «красное, словно не выспавшееся, поднимается солнце» и др.

В основе подачи пейзажа у писателя лежат чувства и переживания, связанные с картинами природы. Сначала он из описанных выше деталей выстраивает образ природы, а затем выражает к этому свое отношение. «Вот где это блаженство, вот где этот рай! Я душу словно в чистой родниковой воде ополоснул» [7. С. 47].

В рассказах писателя постоянно ощущается чувство восхищения и любви к природе, это доказывает использование превознесения, гиперболизации, олицетворения, риторических обращений.

В рассказах, адресованных детям, очень много сведений, интересных читателю. Автор дополняет знания детей о мире природы, знакомит с интересной информацией. Любовь к природе побудила М. Хасанова написать повесть из жизни лесников «Лес шумит». Интересной повесть сделал не только показ отно-

шения человека к лесу, к природе в целом, но и описание сложных взаимоотношений между героями.

Сюжетная линия произведения развивается в двух направлениях: личная жизнь и производство лесного хозяйства, его проблемы. Писатель уделяет серьезное внимание описанию пейзажа в тесной связи с психологией персонажей. В этом произведении пейзаж оказывается чрезвычайно чувствительным к человеческим переживаниям. Для более полного описания психологического состояния персонажа писатель вводит пейзаж. Лес описывается параллельно состоянию героя. Когда жизнь главного героя протекает спокойно, размеренно, лес спокоен, он поет, и, наоборот, когда в душе человека кипят страсти, то и лес шумит, волнуется.

Образ леса дает возможность глубже понять чувства и переживания героев, уловить их во всех тонкостях. Язык автора прост и понятен. В то же время использовано достаточно много средств художественной изобразительности, обогащающих произведение. Среди них можно назвать своеобразное описание леса, неповторимые сравнения, эпитеты, синонимы и другие лексические средства. Например, «словно серебряная монета», «как приставучая муха», «серебристый серп луны», «вдохновенная песня молодой березы», «стройные, золотоствольные, устремленные к белым облакам, сосны», «словно драгоценные камни», «воздух сладкий, словно щербет». Это произведение наряду с воспитанием в читателях чувства любви и восхищения природой родного края еще и подчеркивает необходимость бережного отношения к ее бесчисленным богатствам. Вот слова лесника Бадри-агая: «Разве можно не любить лес?! Издревле он кормил человека, спасал его от разных неприятностей. Лес — это лекарство, источник здоровья. Вдохни хоть раз полной грудью лесной воздух. Он ведь таков, что хоть на хлеб намазывай, ей-богу. Великий русский ученый Менделеев говорил, что посадка леса такое же святое дело, как защита родины от врагов, что по отношению людей к лесу определяется уровень культуры страны» [6. С. 49].

Еще одно посвященное живым обитателям леса произведение — повесть «Рыжий конь с белой звездочкой на лбу». Отношение ко всей живности у деревенских детей сидит в крови. Это, наверное, идет еще от наших предков, особенно характерно для мужчин. М. Хасанов

умеет видеть неразрывное единство между человеком и природой, человеком и животными, отразить это в своих произведениях с характерным только для него изяществом, очаровательно и увлекательно. Основные герои этой повести «помешаны на лошадях». В первую очередь, в произведении находит отражение их искренняя забота о лошадях. К маленьким жеребятам они обращаются с такими красивыми словами, как «маленький мой», «свет очей моих», «наш маленький гость» и др.

Вспомогательным образом в произведении выступает образ лошади. Здесь описаны тесные отношения лошадей и людей. Не зря татарский народ о мужчинах говорит «ир-ат» (в переводе с татарского «мужчина-лошадь»). Автор параллельно описывает лошадей и мужчин. Лошади в тяжелой работе являются физической опорой для людей, а в борьбе — духовной. На состязаниях кони приносят людям победу. По описанию автора, лошади — умные создания, понимающие людей без слов. Во времена войн кони спасали людям жизнь. «Рыжий конь с белой звездочкой на лбу» — произведение, отражающее жизнь татарской деревни, ее красивую природу и трудолюбивых людей. Через любовь дедушки и внука к лошади писатель прославляет родную землю, природу, все живое, людей, наконец, жизнь, воспитывает у молодого поколения дух патриотизма.

Р. Тухватуллин, высоко оценивая повесть, писал: «В произведении через судьбу лошади раскрываются интересные и поучительные страницы жизни народа, сюжет увлекателен и тщательно отработан, язык радует красноречивостью и изяществом» [2. С. 12].

В произведениях на тему природы М. Хасанов воспитывает в читателях умение восхищаться красотой, наслаждаться неповторимыми мгновениями.

На какую бы тему автор не писал, он обязательно описывает природу. Роман М. Хасанова «Шугуровы» — произведение, освещающее жизнь нефтяников Татарстана. Нефть — масло земли, иными словами клад, являющийся большим богатством. Автор с восхищением пишет о безграничных богатствах нашей природы. Нефтедобыча — процесс сложный. Нефтяники эти подземные богатства стараются добывать передовыми методами, то есть не уничтожая родники, не обижая землю, не отравляя воздух. Бережное отношение нефтяников к природе автор описывает наряду с главной темой произведения.

Следовательно, в произведениях М. Хасанова экологические проблемы подняты в широком плане, они и по сей день продолжают оставаться актуальными.

Следующий роман М. Хасанова — это «Весенняя зарница». Название этого поизведения не случайно. По поверьям татарского народа, человека, видевшего весенние зарницы, впереди ждет горькая судьба, жизнь, полная бед и невзгод. В самом начале произведения описывается, как главный герой видит весеннюю зарницу. Это вызывает у читателя интерес, предупреждает о том, что судьба героя будет трагической. В произведении и в дальнейшем судьба героя переплетается с картинами природы. Сенокос, буря на Волге помогают точно описать чувства и переживания героев. Таким образом, с целью более полного раскрытия характеров персонажей, их психологического состояния автор часто обращается к картинам природы и довольно успешено их использует.

В произведениях, посвященных описанию жизни нефтяников, автор держит в центре внимания их бережное отношение к природе. Для них важно не только добыть нефть, но и сохранить живность, обитающую на полях и лугах.

В творчестве М. Хасанова наблюдается эволюция в разработке темы «человек и природа». Если в начальный период творчества писателя («Запах сена», «Брошенное озеро», «Рыжий конь с белой звездочкой на лбу», «Черное ухо» и др.) в произведениях преимущественно слышалось восхищение красотой природы и ее безграничными богатствами, то в более поздних произведениях («Лесник», «Лес шумит», «Шугуровы», «Дороги, дороги. ..» и др.) наряду с мастерски нарисованными картинами природы М. Хасанова начинают волновать нравственно-этические проблемы, связанные с потребительским, неразумным отношением к природным богатствам, все чаще писатель задумывается о необходимости беречь и защищать окружающую среду.

Тема взаимоотношений человека и природы была в центре внимания многих татарских писателей. Например, Мирсай Амир («Агидель», 1935), Амирхан Еники («Родная земля», 1959), Аяз Гилязев («Три аршина земли», 1962), Гу-мер Баширов («Семь родников», 1976) и др. авторы в своих произведениях показывали внутренний мир человека в связи с природой и природными явлениями. Для прозы М. Хасанова характерен глубокий психологизм в в раскрытии этой темы. Отображение нравственного воздействия природы на человека, в соответствии с его высшими моральными ценностями, является новизной творчества писателя.

В произведениях подчеркивается мысль о том, что природа и человек — это единое целое, и они описываются в неразрывном единстве. М. Хасанов в своей прозе делает акцент на том, что человек и природа существуют во взаимной гармонии, пропагандирует идею о том, что защита природы, сохранение ее для будущих поколений является святым долгом каждого.

Список литературы

1. Салихов, Р. Г. Герой и эпоха. Казань, 1999. 352 с.

2. Тухфатуллин, Р. Из самой жизни // Респ. Татарстан. 1997. 21 июля.

3. Хализев, В. Е. Теория литературы. М., 1999. 240 с.

4. Хатипов, Ф. Теория литературы. Казань, 2002. 352 с.

5. Хасанов, М. Лесник. Казань, 1954. 69 с.

6. Хасанов, М. Лес шумит. Казань, 1952. 53 с.

7. Хасанов, М. Чёрное ухо // Хасанов, М. Лесник. Казань, 1987. 78 с.

8. Шарипова, М. Он любил жизнь / М. Ша-рипова, Т. Шарипов // Респ. Татарстан. 1998. 14 авг.

Сборник рассказов о природе человека

Сейчас просматривается:- Рассказы о природе человека :

В деревне жила пара со своим сыном. Их сын все время оставался раздраженным и злился из-за маленьких разговоров. Каждый день он ссорился с соседями. У него даже не было друзей. Родители забеспокоились о сыне. Однажды пришел монах…

Однажды святой вошел во дворец и направился прямо к королевскому двору и начал искать туда и сюда. Увидев это, служитель подошел к святому и сказал ему: «О святой, это царский двор. Разве ты не видишь, что король сидит на троне впереди? Поклонись, ты должен поклониться королю». Святой…

В поезде двое детей играли, прыгали по сиденьям, бегали сюда и мешали всем остальным пассажирам в купе поезда. Рядом сидел их отец, погруженный в какие-то мысли. В промежутках дети смотрели на отца, он улыбался в ответ, а потом дети снова принимались за свои шалости. Пассажиры…

Человек, который раньше путешествовал и продавал игрушки. Однажды он прибыл в королевство, где узнал, что король этого королевства любит новые игрушки. Он отправился во дворец короля, где проходил суд. Продавец игрушек сказал: «Сегодня я покажу вам игрушки, которых вы никогда не видели…

Предположим ситуацию. Вы полны пота, испытываете сильную жажду, у вас пересохло в горле, но поблизости нет воды. В такой ситуации вы стоите в тени дерева, чтобы снять усталость. Перед этим деревом есть здание. Тут же окно квартиры на…

Однажды у городских ворот сидел старик. Мужчина, всадник, увидел его и остановился. Он спросил старика: «Каковы жители этого города?» Старик спросил: «Почему ты спрашиваешь об этом?» Райдер ответил: «Жители города, из которого я приехал, очень непристойны. Я был расстроен…

Давным-давно жил-был король, который держал десять диких собак. Любой сервер, неважно, как долго этот сервер работал на Кинга, всего за одну ошибку сервер будет наказан. Провинившийся слуга в наказание будет брошен перед этими дикими собаками. Собаки нападали и мучили их, а иногда даже…

В деревне жил-был дурак. Все в деревне смеялись над ним. Он прожил всю свою жизнь, съеживаясь и даже не смея говорить. Однажды в деревню пришел монах. Ночью человек подошел к монаху, пал ему в ноги и сказал: «Пожалуйста, благослови меня. Мой…

У JRD Таты был друг, который очень часто терял и терял ручку. Он использовал очень дешевые ручки, так что ему не нужно было беспокоиться о их потере. Друг сказал JRD Tata, что его беспокоит его привычка к небрежности. Однажды JRD предложил ему купить самую дорогую ручку, которую он мог себе позволить…

Когда-то один человек был известен в королевстве как главный вор. Он был хорошо известен и знаменит во всем королевстве. Он был настолько опытен, что никто никогда не мог его поймать. Он всегда оставлял следы, чтобы люди знали, что он украл оттуда. Он украл даже у Кинга…

Информированная история о природе направляет человеческую жизнь

Следуйте

«Сила истории заключается в том, что она обходит риторику и прокалывает сердце»

— Терри Темпест Уильямс

Наши истории определяют, кто мы есть и как мы ведем нашу жизнь

Основная проблема, с которой мы сталкиваемся в этом в этом возраст — это не изменение климата, чрезмерное потребление или рост населения. Наша проблема в том, что мы руководствуемся неточной основной историей о Природе, которая является нашим домом. Другое слово для «истории» — «мировоззрение». Мировоззрение обычно определяется как особая философия жизни или мировоззрение.

 

Чарльз Эйзенштейн в своей книге «Восхождение человечества» говорит:

 

«История рисует конкретную картину того, как устроена или должна быть жизнь, и непосредственно формирует нашу жизнь и наш мир, часто даже без нашего участия. зная о его влиянии».

«Как и другие культуры до нас, мы создали мифологию, созвездие историй, чтобы объяснить Путь Мира. Он включает в себя силы природы, силы человеческой природы, историю нашего происхождения и отчет о нашей роли и функциях во вселенной. Как и во всех культурах, наша мифология не полностью сфабрикована, а является окном в истину, которая видна сквозь искажающую линзу предрассудков нашей культуры. Наши истории в основном бессознательны. История рисует конкретную картину того, какой жизнь является или должна быть, и напрямую формирует нашу жизнь и наш мир, часто даже без нашего ведома о ее влиянии».

Изменение климата, чрезмерное потребление и проблемы с ростом населения являются результатом того, что вы руководствуетесь неточной историей.

Кенни Осубел в своей книге «Мечтания о будущем» [ https://www.amazon.com/Dreaming-Future-Reimagining-Civilization-Nature/dp/1603584595 ] говорит:

«Это не новый гаджет. это сделает нас более устойчивыми как культуру — это изменение сердца и новый взгляд, новый способ видения и оценки мира, в который мы встроены и от которого зависим».

Жизнями современных взрослых людей руководит деструктивное и неверное мировоззрение о том, как действует Природа. Чтобы выжить, наше сознание должно синхронизироваться с тем, как на самом деле действует Природа. Цель этого эссе — предложить список некоторых важных особенностей Природы, о которых мы, люди, не знаем или решили игнорировать.

Наша молодежь может построить светлое будущее, приобретя точную и информативную историю о природе

Этот неполный список, созданный на основе многих источников, включая книгу Кенни Осубеля, может служить отправной точкой для разработки или усовершенствования учебной программы в наших программах экологического образования, в которых наша молодежь находится в процессе подготовки к взрослой жизни, развивая точное мировоззрение.

и сознание, которое содержит информированную историю о Природе.

  • Выживание человека зависит от информированной истории о природе, основанной на хороших научных данных.
  • Нет разделения между людьми и окружающей средой!! Природа может жить без человека, но человек не может жить без природы.
  • Живая биологическая истина состоит в том, что здоровье человека зависит от здоровья окружающей среды.
  • Централизованное командно-административное мировоззрение, разработанное людьми, нисходящие человеческие высокие технологии и глобализированные человеческие культуры характеризуют неблагополучную цивилизацию, противоречащую децентрализованному разуму живых систем.
  • Наш реальный мир — это Природа. Природа состоит из паутины взаимозависимости. «Системы» — это слово, которое ведет нас к паутине жизни и здоровья в целом. Слово «системы» меняет нашу перспективу с «я» и «мне» на «мы», «наш» и «нас».
  • Местные ссылки правят миром. Подумайте о муравьях, косяках рыб, стаях птиц и толпах людей.
  • Взаимодействия между вещами важнее самих вещей.
  • Природа природы постоянно меняется.
  • Главное в игре — устойчивость. Это означает способность как человеческих, так и экологических систем поглощать возмущения и при этом сохранять свои основные функции и структуру. Устойчивость не означает просто вернуться к обычному бизнесу. Это означает обеспечение самой возможности вернуться. Но если происходит изменение экологического режима, устойчивость означает наличие достаточной способности трансформироваться, чтобы соответствовать новому управлению.
  • Первый принцип устойчивого мышления — это системное мышление: все взаимосвязано, от паутины жизни до человеческих систем — «Вы можете решить только всю проблему целиком»,
  • Наша новая декларация независимости исходит от ископаемого топлива и имперских запутанностей.
  • Нет границы, которая защитит Природу от страдающего человечества. Если мы хотим спасти дикое, непоправимое и величественное в Природе, то, по иронии судьбы, нам придется обратиться друг к другу и позаботиться обо всех людях здесь, на Земле.
  • Запах денег и политической воли разрушает человеческое смирение и осторожность, когда мы вступаем в бой с Природой.
  • Природа оптимизирует, а не максимизирует — она создает на благо всей системы.
  • Природа использует взаимозависимость, перерабатывая все материалы, способствуя сотрудничеству и создавая самоорганизующиеся системы.
  • Nature использует экологичное производство с использованием «безопасных для жизни» материалов, химии на водной основе и самосборки.
  • Природа постоянно адаптируется и развивается.
  • Природа изобретательна и авантюристична. Он использует петли обратной связи, чтобы продолжать учиться и реагировать. Он объединяет циклические процессы. Он перекрестно опыляется и мутирует. Он повышает устойчивость за счет разнообразия, децентрализации и избыточности, допуская сбои и встраивая средства защиты, чтобы избежать возможности одновременного сбоя всей системы.
  • Природа работает за счет солнечного света.
  • Природа зависит от разнообразия.
  • Природа вознаграждает сотрудничество.
  • Природа строит снизу вверх.
  • Природа все перерабатывает.
  • Природа создает благоприятные условия для жизни.
  • В природе выживание вида зависит от оптимального использования энергии. В то время как мы, люди, без разбора поглощаем энергию, Природа ее поглощает.
  • Экология – это наука о взаимоотношениях. Восстановление окружающей среды — это создание и поддержание здоровых, функциональных отношений — как между людьми и природой, так и между людьми.
  • Для восстановления природной экологии в первую очередь необходимо восстановить социальную экологию человека. Это означает соединение всех раздробленных агентств и людей.
  • Ограничивающим фактором человеческого благополучия и развития является не капитал, созданный человеком, а сама жизнь.

Для дальнейшего рассмотрения

Экологическая грамотность (экограмотность) — это способность понимать, как природные системы нашей Земли делают возможной жизнь на нашей планете. Очерки на этом веб-сайте предлагают размышления об экограмотности всем педагогам-экологам, студентам и хранителям природы. Акцент делается на следующих ключевых идеях:

  • Наша Земля — это живая система, которая транспортирует и преобразует энергию, необходимую для существования всего живого. Ключом к активной экограмотности, результатом которой является здоровая окружающая среда для всего живого на Земле, является формирование системного взгляда на жизнь в умах и сердцах человечества. Это мировоззрение («История Живой Земли») подкрепляется тем, что вся Природа взаимосвязана и взаимозависима.

  • Педагоги-экологи, их учащиеся, ученые и все хранители природы  — это мощная прогрессивная сила, которая благодаря своим знаниям о природе, наследию, которое они создают, и своим осознанным действиям способны следить за благополучием нашего дома. — Мать-Земля

  • Экологическое образование – это не просто предоставление фактов. Экологическое образование должно быть практическим и основанным на действиях, если мы хотим, чтобы идеи, факты и эффективные стратегии сохранения стали мировоззрением в умах и сердцах всей нашей молодежи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *