Разделы психология: Категория:Разделы психологии — Википедия – Психология и ее разделы

Психология и ее разделы

Название «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с этой наукой. Однако число студентов, впервые приступающих к изучению психологии с целью приподнять эту завесу, достаточно велико. Они надеются таким образом глубже познать себя, а главное — овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей и в конечном итоге воздействовать на них. … мы показали, по каким направлениям развивалась психология в ХХ веке, и обрисовали трудности, с которыми приходится сталкиваться при попытках понять природу человека и происхождение различных форм его поведения. Кроме того, мы старались устранить или, по крайней мере, сгладить представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном ясно понять их тайные замыслы, а, прежде всего, помочь им изменить свою судьбу.

Этот портрет очень мало соответствует действительности. Несомненно, есть люди, как женщины, так и мужчины, изначально обладающие особым «даром» контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других и оказывать им известную моральную поддержку или подводить их ближе к ответам на те или иные вопросы. Но как объективно установить, можно ли считать удовлетворение, получаемое «клиентом» от такого общения, показателем какого-то реального, а не воображаемого успеха? Сколько приходится на одного психолога, достойного этого звания, шарлатанов в этом деле, чья «профессия» находится под защитой закона лишь в немногих странах?

Психология, как мы видели, может продвигаться вперед только при условии методичного исследования механизмов, лежащих в основе поведения; только применение научного метода позволяет получить такие сведения и объективно оценить результаты того иди иного воздействия. А единственную гарантию серьезного проведения такой работы дает солидная подготовка психолога. Эта подготовка может, однако, осуществляться разнообразными способами, подчас весьма далекими от того, каким они должны быть по представлениям широкой публики.

Психологи, как и представители других наук, делятся на две категории: одни заняты поисками новых знаний, а другие — их приложением. Первых интересуют теоретические аспекты; они наблюдают изучаемые явления в естественной обстановке или в лаборатории, стараются интерпретировать полученные результаты и систематизировать их, с тем, чтобы создать схемы, объясняющие поведение. Именно к ним относится главным образом все то, что говорилось до сих пор.

Психологи второй категории более многочисленны. Это к ним непосредственно обращаются люди, которые с трудом приноравливаются к различным сторонам повседневной жизни, как интеллектуальным, так и эмоциональным. Некоторые из этих психологов, кроме того, призваны помогать своими советами при организации управления различными видами человеческой деятельности. В своих действиях они опираются на накопленные теоретические знания и в своей повседневной практике проверяют обоснованность этих знаний и выявляют в них слабые места.

Психология и ее разделы

Прежде чем приступить к рассмотрению теоретической психологии и используемых в ней методов исследования, мы остановимся на той категории психологов, с которой чаще всего можно встретиться в повседневной жизни, т. е. на психологах-практиках.

Прикладные области

Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению проблем, возникающих в области образования или производственной деятельности, третьи создают программы для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям или непосредственно участвуют в таких мероприятиях. Некоторые работают в собственных частных кабинетах, а другие — в школьных управлениях, в общественных, правительственных или частных учреждениях. Кроме того, нельзя забывать о всех тех, кто преподает психологию в средних специальных учебных заведениях, институтах и университетах, иногда совмещая это с научно-исследовательской работой или с помощью обществу.

Мы вкратце опишем функции некоторых из этих профессиональных психологов.

Клинический психолог

Его роль не следует путать с ролью психиатра. Клинические психологи работают главным образом в больницах и центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе проблему путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем, чтобы выбрать и в конечном счете, применить наиболее подходящую терапию.

Психолог-консультант

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь людям, не нуждающимся в

психотерапии; к нему в основном обращаются с проблемами, касающимися отношений между людьми, чаще всего супружеских или семейных. В таких случаях он должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем, чтобы они могли разрешить свои проблемы.

Сексолог пытается оказать помощь людям, озабоченным сексуальными проблемами. В зависимости от серьезности этих проблем он может либо просто помочь клиенту осознать какие-то психологические барьеры, либо — в случае более сложных дисфункций психологического происхождения — предложить соответствующее лечение.

Большую работу проводят и психологи-консультанты, участвующие в работе различных центров по предупреждению самоубийств и разного рода организаций по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Роль такого психолога состоит в том, чтобы помочь обществу осознать возникшие проблемы, нацелиться на них и постараться решить.

Школьный и промышленный психолог

Эти психологи-консультанты, работающие в двух разных областях, выполняют в сущности довольно сходные функции: помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Чаще всего их рекомендации — бывают основаны на результатах собеседований или психологических тестов.

Школьному психологу иногда приходится оказывать психологическую поддержку учащимся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации; психолог либо помогает учащемуся разрешить свои проблемы, либо рекомендует соответствующую психотерапию.

Что же касается промышленного психолога, то ему иногда поручают организацию программ обучения, направленных на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и рабочих. Он может выступать также в роли консультанта как рабочих, так и предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними.

В будущем его все чаще и чаще будут привлекать к пробуждению добросердечия у людей при распределении работы и разделении времени, связанных с реорганизацией деятельности предприятий.

С другой стороны, накопление знаний о мотивациях потребителей приводит к тому, что управляющие предприятиями по производству и торговле потребительскими товарами обращаются к психологам за помощью в стремлении создать оптимальные условия для продвижения товаров на рынок, для рекламы и наилучшего использования торговых площадей.

Педагогический психолог и психолог-эргономист

Если роль школьного или промышленного психолога состоит главным образом в том, чтобы помочь индивидууму приспособиться к школьной или производственной среде, то в функции педагогического психолога и психолога-эргономиста, напротив, входит улучшение условий обучения или труда, с тем, чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям учащихся или рабочих.

Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения: в частности, он использует при этом открытия когнитивных психологов и теоретиков, занимающихся исследованием процессов обучения.

В последнее время некоторые педагогические психологи стали специализироваться в области «управления классом», помогая преподавателям выработать в себе такие психологические и социальные навыки, которые позволяют создать в школе приятную и продуктивную атмосферу.

Со своей стороны психологи-эргономисты на основе накопленных знаний о поведении людей дают рекомендации конструкторам машин и иных устройств, с которыми будут иметь дело рабочие. В этом смысле психолог-эргономист должен одинаково хорошо судить о наилучшем расположении как рычагов управления ротационной машиной, так и кнопок и циферблатов на приборной доске в кабине пилота или же уметь оценивать интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях.

Другие разделы практической психологии

В различные области человеческой деятельности все больше и больше проникают и психологи других специальностей.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, создавая, если представится случай, спрос на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Юридическая психология стремится гуманизировать взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключенными или между последними и их семьями. Знания о поведении человека, которыми владеют специалисты, дают им возможность помогать судам назначать преступникам такие меры наказания, которые способствовали бы их возврату в общество.

Военная психология разрабатывает главным образом способы совершенствования методов командования или укрепления связей между разными группами. Она занимается также изучением методов, применяемых партизанами, и способов внедрения в войска агентов противника.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и накопления отбросов, характерного для нашего общества потребления.

Существуют также специалисты по психологии творчества, стремящиеся понять опыт художника и его формирование у индивидуума. Во всех этих областях трудно отделить теоретиков от практиков; нередко одни и те же люди изменяют и свои взгляды на данную проблему, и используемые методы в зависимости от получаемых результатов.

Область научных поисков

Каждый день выявляются новые факты, применяются новые методы, создаются и испытываются новые способы оценки результатов. Из них лишь немногие сразу находят себе применение, тогда как другие остаются в тени или же вообще забываются в зависимости от моды или потребностей общества. Назначение науки — накапливать факты независимо от того, как их можно будет использовать. Пути познания неисповедимы.

Психологические исследования могут проводиться в рамках ряда типичных тем: психическое развитие индивидуума, базовые свойства личности и ее эволюция, социальные и межличностные взаимодействия.

Все это вполне четко очерченные разделы, знание которых будет обогащаться данными исследований, проводимых по большей части «в естественной обстановке».

Проводятся также фундаментальные исследования, не относящиеся к какой-либо конкретной области психологии. Их проводят чаще всего в лаборатории, используя обычно экспериментальный метод, на котором — мы остановимся в конце этой главы. Разнообразие изучаемых тем и новизна гипотез определяются при этом любознательностью, воображением и изобретательностью исследователей, а также свободой, которую предоставляет руководитель своим сотрудникам.

Генетическая психология

Ученые, занимающиеся генетической психологией, пытаются понять, как происходит психическое развитие человека с первых часов его жизни и до смерти.

До недавнего времени главное внимание уделялось детству и отрочеству, которые казались основными этапами в развитии человека. Однако постепенно центр тяжести все больше перемещался на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти — этапами, которые в неменьшей мере порождают кризисы и напряженность у людей соответствующих возрастов. Вскоре появился также целый ряд исследований, показавших, что девять месяцев внутриутробной жизни — очень важный этап психологического развития; значительная часть восприятий младенца и его связей с миром зарождается еще в утробе матери.

Психология личности

Представители этой области психологии чаще всего относят себя к тому или иному из направлений. В зависимости от того, будет ли это бихевиоризм, психоанализ или гуманистическое направление, роль каждого конкретного фактора в становлении различных свойств личности оценивается по-разному.

Так, например, развитие жестокости у ребенка одни считают результатом подражания «моделям» — взрослым людям или персонажам телевизионных передач, тогда как, по мнению других это «разрядка» накапливаемых напряжений или же синдром «трудного» ребенка, психическое развитие которого тормозится.

Число таких примеров, касающихся принятия мужских или женских ролей, сексуальных ориентаций, отклоняющихся форм поведения или любых других аспектов личности, можно умножить.

Социальная психология

Область социальной психологии уже была нами ранее очерчена. Чтобы дать представление о сложности взаимоотношений, складывающихся между людьми, достаточно добавить, что социальная психология выработала целый ряд своих собственных методов, для применения которых нередко требуется немалая изобретательность. В этом можно убедиться на примере эксперимента, проведенного Милгрэмом.

Фундаментальные исследования

Узнав о психологах, занятых фундаментальными исследованиями, люди, озабоченные проблемой рентабельности, всегда задают себе вопрос: зачем это нужно?

Наиболее многочисленные исследования касаются главным образом таких явлений, как научение и его законы, действие мотивационных факторов, развитие таких когнитивных процессов, как восприятие, память, мышление, речь или решение задач. Некоторая доля (5-10%) исследований проводится исключительно с целью углубить наши знания о поведении.

Для некоторых исследований необходимо применение особых методов или высокая квалификация, и поэтому ими занимаются более узкие специалисты.

Так, психофизиология изучает физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе. Она пытается установить связь между ними и различными аспектами человеческой активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований здесь весьма разнообразны — от вживления электродов в головной мозг до использования приборов, измеряющих частоту сердечных сокращений, регистрирующих электрическую активность головного мозга или кожные реакции и т. п.

Психофармакология призвана испытывать лекарственные вещества и активные факторы, синтезируемые в фармакологических лабораториях, с тем, чтобы описать их воздействия на поведение подопытных животных. Лишь после проведения бесчисленных испытаний и анализа полученных результатов то или иное вещество может быть передано для испытаний на людях и только затем выпущено в продажу.

Зоопсихология использует методы, принятые в психологии, чтобы дополнить данные эталонов о поведении различных видов животных. Она старается лучше понять то, что составляет специфику человеческой природы, устанавливая родственные связи человека с животным миром.

Что касается парапсихологии, то здесь исследователь слишком часто бывает вынужден работать на самой границе официально признаваемой науки. Цель его состоит в том, чтобы проверить, существуют ли в действительности те психологические явления, которые невозможно объяснить на современном уровне наших знаний. Если есть возможность, он пытается выявить элементы, позволяющие найти место этих проявлений в рамках нормальной жизнедеятельности организма, и установить условия, в которых они возникают. При проведении экспериментов в области парапсихологии следует тщательнейшим образом выверять методологию и проявлять крайнюю осторожность в интерпретации результатов.

В этих специализированных разделах фундаментальных исследований все чаще и чаще можно встретить психологов, занятых проблемой искусственного интеллекта. Они пытаются методом моделирования на вычислительной машине лучше понять, как происходит процесс мышления у человека, а также использовать машину для развития у работающих на ней детей новых навыков мышления и исследования задач.

Разделы психологии — это… Что такое Разделы психологии?


Разделы психологии

Разде́л психоло́гии — часть психологии, которая занимается изучением чётко ограниченной части предмета этой науки.

Ниже перечислены различные разделы психологии:

Категории:
  • Списки:Психология
  • Разделы психологии

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Разделы Польши
  • Разделяй и Властвуй

Смотреть что такое «Разделы психологии» в других словарях:

  • Отрасли психологии — Ниже перечислены различные разделы психологии: Общая психология Социальная психология Психология толпы Политическая психология Психология рекламы Этнопсихология Юридическая психология Исправительная психология Криминальная психология Судебная… …   Википедия

  • Институт психотерапии и клинической психологии — (ИПиКП) Международное название The Institute of Psychotherapy and Clinical Psychology Год основания …   Википедия

  • «ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ» — первое отечественное издание подобного рода, содержащее тексты из фундаментальных трудов крупнейших отечественных ученых по основным проблемам инженерной психологии (Хрестоматия по инженерной психологии / Сост.: Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, Б. А.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Вопросы психологии — («Вопросы психологии», )         научный журнал, орган Академии педагогических наук СССР. Основан в 1955 в Москве. Выходит 6 раз в год. Публикует материалы теоретических и экспериментальных исследований по различным отраслям психологии, освещает… …   Большая советская энциклопедия

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ» — научный журнал Российской академии образования, выходит с 1955 г. 6 раз в год. В нем публикуются материалы теоретических и экспериментальных исследований по различным разделам педагогической психологии и смежных психологических дисциплин (включая …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Современные разделы психиатрии — К разделам психиатрии относятся. 1. Детская, подростковая и гериатрическая психиатрия – разделы клинической психиатрии, посвященные особенностям клиники, течения, лечения и профилактики психических расстройств в соответствующем возрасте.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Видеотехника в психологии (video psychology) — Видеоаппаратура используется в психологии для сбора и распространения информ., для оказания помощи людям в осуществлении изменений (поведения, чувств и аттитюдов) и для предъявления эксперим. стимулов. Все эти функции кратко рассмотрены здесь под …   Психологическая энциклопедия

  • Школы психологии —   Это служебный список статей, созданный для координац …   Википедия

  • Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

  • Психология религии — П Психология религии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности[1], а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука… …   Википедия


Основные разделы психологии как науки — Мегаобучалка

Понятие психология

В научном употреблении термин «психология» (греч. psyche – душа, logos – понятие, учение) появился впервые в 16 в. и стал общеупотребительным в 18 в. Он относится к науке, которая занималась изучением психических явлений, т.е. таких явлений, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

«Душа» и «психика» с лингвистической точки зрения – одно и тоже. (Лингвистика – наука о языке, языкознание), т.е. обозначают одни и те же «душевные» явления на русском и греческом языках. С развитием культуры и науки значения этих понятий стали различаться, хотя в языке много осталось слов от корня «душа» (душевный, душевность), а психология стала наукой не о душе, а о психике.

Объект и предмет психологии

Объектом психологии как области научного знания является все то в реальном мире, что выступает действительным или потенциальным носителем психического; совокупность изучаемых психологией явлений реального мира, взаимодействующая с психикой.

Предмет психологии – психика, психическое во всех формах и разновидностях ее существования, закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

То есть мы можем сказать, что предметом психологии являются:

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Представляет собой течение психического явления. Это явление имеет начало, развитие и конец и проявляется в виде реакции.

К психическим процессам относятся:

— познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.

эмоционально-волевые процессы: чувства, воля.

Психические состояния придают текущее своеобразие психической деятельности (психических процессов). Это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности. В зависимости от содержания деятельности и личной значимости этот уровень проявляется в повышенной или пониженной активности личности



Наиболее изучены: общее психическое состояние и эмоциональные состояния (устойчивый интерес, творческий подъем, апатия, угнетенность и др.)

Психические свойства личности – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека: направленность: направленность, темперамент, характер, способности, интерес.

Кроме этих трех, некоторые авторы (Титов В.А.) выделяют психические образования человека: знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

Основные методологические принципы психологии

К основным методологическим принципам психологии относятся:

— признание детерминированности (причинной обусловленности) психических явлений материальной действительностью;

— генетический подход к психическим явлениям – исследование их в развитии;

— признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

— изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов;

— принцип психофизиологического единства – сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологическую основу.

Задачи психологии

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей психических явлений, психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека.

Кроме этого:

— научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности.

— научиться управлять ими;

— использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

— быть теоретической основой практики психологической службы.

Основные разделы психологии как науки

Изучение психологии начинается с усвоения общих (фундаментальных) понятий и положений, характеризующих психику и поведения людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология.

Общая психология

Психология познавательных процессовПсихология личности

Специальные (прикладные) отрасли психологии – выделяют вопросы (решение вопросов), представляющих особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. Достижения этих наук используются на практике.

Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. К специальным отраслям психологии относятся:

Социальная психология – социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой; психологическая совместимость людей; социально-психологические проявления в больших группах.

Возрастная психология – закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду (от младенчества до старости). В связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию).

Педагогическая психология — закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.

Генетическая психология – наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Дифференцированная психология – выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.

Психофизиология (нейропсихология) – изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом.

Инженерная психология – закономерности процесса взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология – психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Клиническая психология – изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, психические изменения, которые происходят во время различных болезней. Патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Юридическая психология – психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.д.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология – поведение человека в условиях боевых условий.

Авиационная, космическая психология – анализ психологических особенностей деятельности летчика и космонавта.

Зоопсихология – особенности психики животных.

Экологическая психология – улучшение условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность человека, изучает проблемы взаимовлияния природы и человека.

Психология рекламы – потребности и ожидания потребителей, разработка психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт.

Итак, для современной психологической науки характерен процесс дифференциации, порождающий ее значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся друг от друга и существенно отличаются. Но они сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через социальную психологию — с общественными и социальными науками, через педагогическую психологию — с педагогикой).

А.Р. Лурия. Основные разделы психологии: Psychology OnLine.Net

Психология, которая еще недавно была одной нерасчлененной наукой, представляет сейчас широко разветвленную систему дисциплин, изучающих психическую деятельность человека в различных аспектах. После того, что мы уже сказали выше, ясно, что некоторые из разделов психологии изучают естественные основы психических процессов и приближаются к биологии и физиологии, в то время как другие изучают общественные основы психической деятельности и приближаются к общественным наукам.

Основное место занимает общая психология, изучающая основные формы психической деятельности и составляющая стержень всей системы психологических дисциплин. В состав общей психологии, кроме теоретического эволюционного введения в науку о психической деятельности, входит рассмотрение ряда специальных разделов. К ним относится анализ познавательных процессов (начиная от ощущений и восприятий и кончая наиболее сложными формами мышления; этот раздел включает в свой состав анализ основных условий протекания психических процессов и анализ законов внимания, памяти, воображения и т.д.), процессов аффективной жизни (потребностей человека, сложных форм переживаний), анализ психологического строения деятельности человека и регуляции его активности и, наконец, — психологию личности и индивидуальных различий.

<…> Разработке общих проблем психологии были посвящены труды многих выдающихся ученых; к числу их относятся такие классики психологии, как В. Вундт в Германии, У. Джемс в США, А. Бинэ, П. Жанэ во Франции и современные ученые Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов в СССР, А. Валлон, А. Пьерон, П. Фресс во Франции, Э. Толман , Дж.Миллер, Дж. Брунер в США, Д. Хэбб в Канаде, Д. Бродбент в Англии и др.

К общей психологии примыкает группа биологических разделов психологической науки. Все они рассматривают естественнонаучные основы психической деятельности человека.

Первой из этих дисциплин является сравнительная психология, или психология животных. Эта дисциплина рассматривает особенности поведения животных на последовательных этапах эволюции, изучает те особенности поведения животных, которые зависят от условий их существования и от их анатомического строения; она включает в свой состав описание того, как меняются формы поведения животного в зависимости от тех требований, которые предъявляет к ним среда, и от тех основных типов приспособления к условиям существования, которые носят очень различный характер при усложнении форм жизни.

Второй из дисциплин, относящихся к биологической группе психологических наук, является физиологическая психология, или психофизиология.

Основы этой науки были заложены еще во второй половине XIX века теми учеными, которые ставили перед собой задачу исследовать психические процессы человека с применением разных физиологических методов и изучить физиологические механизмы психологических процессов; именно эти ученые организовали первые психологические лаборатории и детально разработали такие разделы психологической науки, как учение об ощущении, его измерении и основных механизмах, учение об основных законах памяти и внимания, учение о психофизиологических механизмах движения и т.д.

Естественно, что физиологическая психология сближается с физиологией, в частности, с физиологией органов чувств и физиологией высшей нервной деятельности, отличие же состоит в том, что ученые, занимающиеся этой проблемой, делают своим предметом анализ конкретных форм психической деятельности, изучая ощущения и восприятия, внимание и память человека и строение его двигательных процессов, их изменения в процессе упражнения и утомления, и пытаются, пользуясь наиболее точными методиками, установить их физиологические механизмы и те законы, которые лежат в основе их протекания. Психофизиология, оставаясь специальной психологической дисциплиной, относится к физиологии так же, как биохимия к химии или биофизика к физике, она ни на минуту не отвлекается от того, что изучаемые ею процессы входят в состав сложной психической деятельности человека, не забывает сложных особенностей их структуры и лишь пытается вскрыть лежащие в их основе физиологические механизмы.

Значительная часть знаний о законах протекания отдельн ых психических процессов была накоплена именно этим разделом психологической науки, и имена крупных ученых Фехнера и Вебера (впервые измерили ощущения), Вундта (впервые широко применил психофизиологические методы исследования психических процессов), Эббингауса и Мюллера (впервые подошли к точным методам измерения памяти и ее физиологических механизмов), так же как и имена Пьерона во Франции, Титченера (США) и крупных современных психологов Линдсли (США), Бродбента (Англия), Фресса (Франция) и других тесно связаны с развитием этой области психологической науки.

Этот раздел психологической науки получил огромную информацию из работ видных классиков физиологии — И.П.Павлова, разработавшего учение о высшей нервной деятельности, Н.Е. Введенского, разработавшего учение о патогенезе, А.А.Ухтомского, работы которого позволили ввести новый раздел науки о поведении — учение о доминантах, Л.А.Орбели, сделавшего важный вклад в эволюционную физиологию, а также современных физиологов — П.К. Анохина, разработавшего учение о функциональных системах, Н.А.Бернштейна, внесшего новое понимание организации движения, Г.В.Гершуни и С.В. Кравкова, обогативших науку данными о законах работы слуха и зрения, и других.

Третьей дисциплиной, входящей в состав биологической группы психологических наук, является нейропсихология.

Задачей этой дисциплины является изучение той роли, которую играют отдельные аппараты нервной системы в построении психических процессов.

Легко видеть, что роль подкорковых образований и древней коры в протекании психической деятельности совершенно иная, чем роль новой коры и больших полушарий мозга. Есть все основания полагать, что и роль отдельных зон мозговой коры в организации сложных психичес ких процессов неодинакова и что лобные, височные, теменные и затылочные отделы мозга вносят в протекание психической деятельности свой, совершенно особый вклад.

Эта новая область психологии использует для своих исследований тщательный психологический анализ как раздражений, так и разрушений отдельных участков мозга, прослеживает те изменения в психических процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга и делает из своих наблюдений выводы в отношении внутреннего строения психических процессов.

Эту область психологии представляют исследователи разных стран, к их числу относятся К.С. Лешли и К. Прибрам (США), А.Р. Лурия (СССР), О. Зангвилл (Англия), Б. Милнер (Канада) и другие. Рядом с нейрохирургией можно поставить патопсихологию, которая изучает особенности психических процессов, наблюдаемых у больных с психическими заболеваниями, и позволяет ближе подойти как к научному изучению душевных болезней, так и к выявлению некоторых общих закономерностей психической деятельности, выявляющейся при патологических состояниях.

Патопсихология успешно разрабатывалась многими учеными-психиатрами (Крепелин в Германии, Жанэ во Франции, Бехтерев в России) и современными психологами (Б.В. Зейгарник в СССР, Пито во Франции и др.).

Специальный раздел, стоящий на границах психофизиологии и нейропсихологии, составляет изучение нейронных механизмов психической деятельности. Ученые, разрабатывающие эту область, (Хьюбел и Визел в Англии, Юнг в Германии, Джаспер в Канаде, Е.Н. Соколов и О.С. Виноградова в СССР) ставят перед собой задачу проследить формы работы отдельных групп нейронов и провести анализ тех наиболее элементарных нервных процессов, которые лежат в основе поведения. Важные открытия физиологических механизмов активации и привыкания были получены при исследовании простейших форм поведения на нейронном уровне.

Особое место в системе психологических наук занимает детская, или генетическая, психология.

Значение этого раздела психологических наук для общей психологии заключается в том, что детская, или генетическая, психология Изучает формирование психической деятельности в процессе развития ребенка и позволяет проследить, как складываются сложные психические процессы и какие этапы они проходят в своем развитии.

Детская, или генетическая, психология позволяет подойти к высшим психическим процессам человека как к продукту развития, этим она дает возможность рассматривать сложные формы психической деятельности

Социальная психология: основные разделы

Структура современной социально – психологической науки включает в себя следующие разделы:

  • соц. психология личности;
  • соц. психология общения и межличностного взаимодействия;
  • соц. психология групп.

Социальная психология личности занимается проблемами личностной природы, включенности человека в различные социальные группы и общественного взаимодействия. В центре внимания проблема социализации личности, ее поведенческих мотиваций, влияния социальных норм на поведенческие проявления.

Социальную психологию общения и межличностного взаимодействия интересуют коммуникативные виды и средства, механизмы коммуникаций, виды взаимодействия. Важны для этой области социальной психологии вопросы социального познания: восприятие, понимание, оценка.

Социальная психология групп изучает групповые явления и процессы, малые и большие группы в динамике и развитии, взаимоотношения в группе.

Структура социальной психологии

Ученые считают, что структура социальной психологии строится на двух основных взаимодействиях: дифференциации и интеграции.

Дифференциация предполагает процессы разделения, дробления, выделение разделов социальной психологии. Интеграция, напротив, объединяет социально-психологическую науку с другими отраслями научного знания.

Дифференциация

Определение 1

Дифференциация – итог внутреннего становления науки, показатель самостоятельности научной дисциплины.

Если рассматривать дифференциацию с исторической точки зрения, то это результат длительного развития. На протяжении многих веков психология развивалась в русле философских наук, и только в конце XIX века выделилась в самостоятельную дисциплину. Затем начался период разветвления психологических наук, который по сей день продолжается. А это приводит к новым вычленениям неизученных сторон, связанных с человеческой психикой. В каждой области психологии накапливаются сведения по определенному направлению. Почему происходят процессы дифференциации?

  1. Психология использует для изучения явлений различные методики, отсюда выделились теоретическая, эмпирическая, социальная психология.
  2. Изучаются разные виды жизнедеятельности человека, отсюда появились психология труда, игры, познания и творчества.

Основные разделы психологии

Психология решает широкий спектр задач. Необходимы ее взаимосвязи с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем. Также нужно выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества. В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяют различные подотрасли, которые являются относительно самостоятельными направлениями научных исследований. Они делятся на фундаментальные и специальные.

Фундаментальные, или базовые отрасли имеют общее значение для понимания психологии и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. В силу универсальной значимости их объединяют в термин «общая психология».

Также выделяются специальные, или прикладные, отрасли науки для исследования поведения и психологии людей с конкретной практической или теоретической деятельностью.

Общая психология включаете себя психологию познавательных процессов и состояний, психологию личности, психологию индивидуальных различий, возрастную психологию, социальную психологию, зоопсихологию, психофизиологию.

Зоопсихология изучает особенности психики животных.

Возрастная психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей и т.п.

При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир — психология познавательных процессов.

Раздел науки о душевных явлениях называют психологией личности. Этот раздел включат в себя знания о психологических свойствах и состояниях личности (склонности и способности, характер, потребности и мотивы, воля, чувства, эмоции и др.)

Психологические аспекты межличностных отношений, включенность в них душевных состояний и процессов изучает психология общения.

Специальные отрасли психологических исследований:

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения.

Дифференциальная психология рассматривает психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей.

Педагогическая психология исследует психологические аспекты обучения и воспитания.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медецинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Патопсихология изучаетотклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

 Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Специальная психология‎ виды разделы обьект

Специальная психология – подраздел психологии развития, изучающий проблемы развития детей (реже – взрослых) с определенными физическими или психологическими особенностями, преимущественно врожденными.

Другое название этой области психологической науки – коррекционная психология. Задача специальной психологии – определение особенностей, которые накладывает то или иное отклонение в развитии на личность, их коррекция, а также построение системы обучения и социальной адаптации людей с аномалиями.


Объект и предмет специальной психологии

Объектом специальной психологии является индивидуум с отклонениями от норм развития. Это может быть ребенок, лишенный зрения, слуха, а также умственно отсталые дети, аутисты. Кроме того, объектом коррекционной психологии являются дети с речевыми дефектами.

Специальная психология‎

Специальная психология‎

Предмет коррекционной психологии – формы и стороны особенностей развития личности в условиях депривации (недостаточности).

Выяснено, что первичный дефект (например, слепота), приводит к вторичным личностным изменениям. Они же накладывают отпечаток на мышление, восприятие, характеристики личности – происходят третичные отклонения. Специальная психология рассматривает детей с отклонениями не как дефективных, а как особенных, «других» детей. Главной прикладной задачей спец. психологии является их социальная адаптация. Кроме того, в задачу коррекционных психологов входит работа с семьями таких деток.

Специальная психология работает со следующими категориями людей:
  • дети и взрослые с особенностями физического и психического развития;
  • дети, лишенные контактов со сверстниками;
  • дошкольники и школьники с асоциальным поведением и депрессией.

История специальной психологии

Интерес учёных к людям с отклонениями в развитии до 20 века был эпизодическим. Массовый интерес к проблеме таких детей возникал в странах Европы, США и России после того, как вводилось обязательное обучение. Некоторые малыши не могли обучаться со сверстниками: возникла необходимость дифференциации, определения нормы.

В 1926 году Львом Выготским, психологом, внесшим огромный вклад в отечественную и мировую науку, была открыта «Лаборатория психологии аномального детства». Именно там были заложены основы теории и практики нормы.

Своими истоками современная специальная психология уходит в дефектологию. Специальная психология видит в нестандартном ребенке не дефект, а особенность развития, что качественно отличает её от дефектологии. Как самостоятельный раздел науки коррекционная психология появилась в 60-е годы 20 века. Самыми первыми разделами СП стали тифлопсихология, сурдопсихология и олигофренопсихология.

Сегодня отношение общества к «другим» деткам меняется. Люди начинают осознавать равные права и потребности таких членов общества.

Гуманизация сознания приводит к тому, что люди перестают отворачиваться от непохожих на себя индивидов. Постепенно общественная мораль приходит к выводу о недопустимости изоляции инвалидов, людей с особенностями индивидуального развития.

Интересно, что многие выводы о развитии личности сделаны на основе наблюдений за детьми с отклонениями в развитии. Некоторые методики обучения изначально создавались для «особых» детей, а затем были адаптированы для общей педагогики.

К примеру, Мария Монтессори разрабатывала свою методику обучения для умственно отсталых детей, в результате её малыши показывали лучшие показатели в письме и чтении, нежели сверстники из обычных школ.


После этого её методики приобрели необычайную популярность, и по сей день активно используются.

Разделы специальной психологии
Современная специальная психология имеет следующие направления:
  • Тифлопсихология – помогает слепым от рождения, или потерявшим зрение в течение жизни.
  • Сурдопсихология – изучает психологические особенности и адаптирует глухих взрослых и детей.
  • Олигофренопсихология – незаменима при работе с умственно отсталыми детьми. Основной её целью является обучение таких деток навыкам самостоятельного обслуживания.
  • Логопсихология – вносит вклад в коррекцию дефектов речи детей, что необходимо для хорошего обучения, грамотного письма.
  • Психология людей с нарушениями опорно-двигательной системы.
  • Психология людей с опозданием психического развития, недостатками личностного развития.
  • Психология
    людей с эмоционально-волевыми расстройствами – большой раздел, в значительной мере касающийся особенностей взрослого человека (алкоголизм, наркомания, сексоголизм, анорексия, дисфория – вспышки гнева, и многие другие), но также занимающийся детским аутизмом.
  • Психология одаренности иногда относят к разделу СП, поскольку одаренность и гениальность также являются отклонениями от статистической нормы.

Специальная психология связана со следующими научными дисциплинами: педагогика, ряд медицинских наук (анатомия, психиатрия, невропатология), социология, философия, а также многие разделы психологии.

Ежегодно количество «особенных» деток растет. Именно поэтому потребность в специальной психологии год от года нарастает. ВУЗы готовят специалистов со спецификацией «Коррекционная психология». Спец. психология готовит «маршруты обучения» особенных деток, разрабатывает технологии помощи для них. Выводы психологии даже приводят к изменениям в законодательстве.

Данные специальной психологии помогают при коррекции дефектов речи, присущих огромному числу детей (до 60%). Специальная психология занимается также отклонениями в поведении детей: агрессивностью, нежеланием учиться, суицидальными склонностями, а потому выводы спец. психологии касаются каждого из нас.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *