Счастье это в философии: СЧАСТЬЕ — это… Что такое СЧАСТЬЕ?

Содержание

Понятие счастья в философии — AUM News

А что это – счастье? Об этом мы редко задумываемся, а если и углубимся в суть этого слова, то точного определения, в котором сходились бы все, не находим. Для каждого человека понятие «счастье» имеет свое значение и смысл. Но все мы уверены, что если человек счастлив, улыбка светится на его лице, отличное настроение сопровождает повсюду, ему хорошо жить в этом мире. Как определить, сколько именно здоровья, успеха или денег надо для счастья конкретному человеку? И как много людей испытывают счастье? 

Я решила провести своё исследование, чтобы разобраться с этими общечеловеческими вопросами и выяснить, как понятие о счастье меняется в зависимости от возраста человека и, когда же люди ощущают себя счастливыми. В своей работе попыталась выявить специфику категории счастье, соотнести понимание этой категории в основных древнегреческих философских школах и описать видение счастья глазами современного человека. Темы счастья в своих рассуждениях касался практически каждый значимый философ от древности до наших дней. Можно назвать таких античных мыслителей, как Эпикур, Диоген, Сенека, Марк Аврелий и др., при этом у каждой эпохи своё понимание  и объяснение счастья.

Понятие «счастье» имеет многогранное содержание, которое трудно поддается систематизации. Польский исследователь В. Татаркевич написал фундаментальный труд «О счастье и совершенстве человека», который представляет широкий калейдоскоп мнений, оценок, суждений по двум тесно связанным проблемам: проблеме счастья и проблеме человеческого совершенствования.

В этом труде автор выделил 4 основных значения понятия счастья:
1) благосклонность судьбы, удача;
2) состояние интенсивной радости;
3) обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни;
4) чувство удовлетворения жизнью. По Татаркевичу эти четыре значения являются наиболее распространенными, но ни одно из них  смысл понятия счастья полностью не раскрывают.

В философском понимании счастье — понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Ведь не зря древние греки считали, что «счастье» — это  судьба человека, которого оберегают боги.

В своей работе мы должны вспомнить такие древнегреческие философские школы и направления, которые выводили на первый план понятие эвдемонии — счастья, как: гедонизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, кинизм. [1]  Эвдемонизм признает критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Сторонники эвдемонизма считали счастливым того человека, чьи физические и духовные способности могли беспрепятственно развиваться. Благодаря всестороннему развитию способностей человек достигал высшего удовольствия.
 
Таблица 1. Древнегреческие философские направления.

Направление 
 
Предста-вители Основные идеи и
положения
 
Отражение в сегодняшнем дне
Гедонизм Аристипп Счастье в удовольствии и
наслаждении
Современное общество
потребления поддерживает эту позицию
Эпикуреизм Эпикур Счастье в познании
и разумных ограничениях. Счастливой жизнью Эпикур и его последователи считали разумную, нравственную и справедливую жизнь, дающую безмятежность духа и здоровье тела.
Современная наука
построена на рационализме. Эпикурейцами сегодня называют тех, кто, не задумываясь, наслаждается материальными радостями жизни.
Скептицизм Пиррон, Секст
Эмпирик
Счастье в сомнении. Если вокруг закипят страсти, начнутся катастрофы и станет рушиться мир, философу — скептику не будет до этого никакого дела, он сохранит полную невозмутимость, хотя бы ему даже и предстояло погибнуть вместе со всем мирозданием.
 
Мир разнообразен и
противоречив. Сегодня появляется все большее количество людей, к которым можно применить слово «скептик». Безнравственность общества, преступность, рост эпидемий, войны, экономический кризис, пренебрежение духовными ценностями побуждают многих стать на путь скептицизма. Эти люди считают, что таким образом они ограждают себя от неуютной и неприглядной действительности. 
Кинизм
 
(в латинском языке они стали называться циниками)
Диоген,
Антисфен
Киники жили, не стесняясь своих страстей и инстинктов – как животные. Главное положение киников: надо следовать своей природе. Если ты будешь следовать своей природе, ты будешь счастлив. Сегодня имеет место
скорее условный цинизм, проявляющийся в пренебрежении к
вечным ценностям. Сейчас мы понимаем под этим словом наглеца, пренебрегающего нормами морали, но, как видим, современный смысл этого понятия слишком далек от его первоначального содержания.
Стоицизм Сенека, Марк
Аврелий
Счастье в сближении с природой и терпении. Стоики подходят к вопросу обретения счастья фундаментально. Сначала, утверждают они, нужно узнать, каков этот мир. Ведь главная установка: счастье – в гармонии с миром. Чтобы быть в гармонии с миром, надо узнать, каков же он – мир. А для этого надо выяснить, как правильно познать его. Современный человек не склонен себя ограничивать. То единственное, что находится в сфере нашего контроля, это как раз то самое, что может гарантировать нам счастливую жизнь.
 
Так на что же опереться в поисках счастья? Наверное, на все вышеизложенные направления понемногу. Но в первую очередь, нужно:

а) прислушиваться к себе, на мнение близких, ценить интимные моменты;
б) видеть прекрасное в простом, обыденном. Для поиска счастья есть два пути:

1) Внешний путь к счастью, при котором человек будет стараться иметь благополучную семью, хороших друзей, финансовый достаток. При этом какое-то время он, конечно, будет чувствовать себя счастливым, но очень недолго. Привыкнув к тому, чего достиг, снова отправиться на поиски нового счастья. И это может продолжаться всю жизнь.

2) Внутренний путь к счастью — это внутренний рост, где человек духовно развивается, занимается самообразованием, саморазвитием и в какой-то момент также может почувствовать себя счастливыми. Если человек достигает результатов, то получает удовлетворение от самой жизни. Ни один из этих путей не гарантирует нам, что мы найдем постоянное счастье в своей жизни. Поэтому возникает закономерный вопрос: а что же тогда делать? Неужели мы  должны будем искать своё счастье всю жизнь? Чтобы извлечь какие-то практические выводы, я решила опросить однокурсников (Факультет АВИЭТ, ИКТ — 116) узнать, что же для них значит счастье. Приведу некоторые наиболее понравившиеся ответы на вопрос о счастье в таблице №2.
 
Таблица 2. Счастье для меня  – это…

Максим,
 18 лет
Я думаю, нет формулы по достижению счастья в жизни, просто есть цель – стать счастливым. А это зависит только от самого себя, как ты построишь своё счастье.
Тимур, 18 лет Счастье — это не жизнь без забот и печалей, счастье — это состояние души.
Алексей,
18 лет
Счастье — это когда ты уверен, что твои близкие здоровы,  и что всегда и во всём тебя поддерживает любимый человек.
Кирилл,
18 лет
Я думаю, чтобы люди, которых я люблю, ценю и уважаю, были живы и здоровы. И желательно, чтобы они всегда были рядом.
Валентина,
19 лет
Счастье для меня — это найти свое место в жизни, найти достойную работу и, конечно, иметь большую и счастливую семью.
Игорь, 18 лет Счастье у каждого свое. Человек счастлив, когда он ставит цель в своей жизни и  понимает, что у него все получается. Когда нет проблем и все вокруг хорошо.
Максим,
18 лет
То, что мы родились, живём на этой земле, дышим свежим воздухом, физически здоровы, можем улыбаться — уже счастье! Счастье — это когда рядом любимый и когда получаешь стипендию. И, конечно же, мирное небо над головой – это огромное счастье.
Диана, 18 лет Счастье – это общение с людьми, которых я люблю, мое любимое занятие. Счастье – это то, что я учусь в ВУЗе, в котором мечтала учиться. Счастье – это то, что меня понимают мои близкие и родные люди.  Мой список бесконечный, счастье – это, когда всё хорошо и прекрасно в жизни.

 

Ответы моих однокурсников чем-то похожи, но у каждого своё и очень индивидуальное счастье. Я думаю, что «счастье» действительно – это состояние души и оно переменчиво, не вечно, но такое желанное.

С целью  определения и сравнения особенностей представления о счастье взрослых людей и подростков проведено анкетирование, в котором приняли участие учащиеся 9б класса МАОУ СОШ №8 г. Белебея РБ. Всего 25 учащихся в возрасте 15-16 лет, из них 10 мальчиков и 15 девочек. И 10 взрослых, из них 4 мужчины и 6 женщин. Были предложены следующие вопросы:

1) Возраст. Пол.
2) Счастье в твоём представлении.
3) Что нужно для ощущения полного счастья? 4) Какие у вас ощущения, когда вы счастливы?
5) Как можно добиться счастья? В ходе интерпретации полученных данных, выяснилось, что:

а) подавляющее большинство ребят в возрасте 15-16 лет имеют свое сформированное видение счастья, в целом считают себя счастливыми людьми;
б) имеют хорошее представление о том, что доставляет им счастье, и рассматривают себя счастливыми в настоящем. Нужно отметить, мальчиков чаще делает счастливой материальная сторона жизни, а девочки более романтичны и их привлекает духовная сторона, отношения с другими людьми.

В ответе на вопрос, «Как можно добиться счастья?» замечено существенное различие в ответах между подростками и взрослыми. В основном у всех опрошенных взрослых есть свой путь достижения счастья. Нужно отметить и то, что не все подростки имеют представление, как добиться счастья. Таким образом, нами была выявлена некая взаимосвязь между возрастом и представлением о счастье. Полученные результаты исследования заинтересовали нас, особенно ответы подростков. Нужно помочь ребятам, научить их добиваться счастья, искать и видеть счастье в каждом моменте.
 

Счастье – это ПУТЬ, а не ПУНКТ назначения. Вопрос о счастье являлся, является и будет являться актуальным всегда. Поэтому он требует дальнейших изучений.

Что такое счастье | Великие философы о счастье

Что такое счастье ? Как прожить жизнь, полную смысла? Как культивировать  свое благополучие и способствовать процветанию других? Эти вечные и фундаментальные вопросы волновали великих мыслителей разных эпох, так почему бы и нам не обратиться к их мудрости?

Философы Поднебесной о счастье

Центральной идеей в учении древнего китайского мудреца Конфуция была концепция Жэнь. Для обретения осмысленной счастливой жизни Конфуций предлагал культивировать Жэнь – сложную смесь сопереживания, доброты и уважения к другим людям. Он призывал «доводить хорошее в других до завершения, но не доводить плохое в других до завершения».

Вместо того, чтобы конкурировать с помощью подлых и жестоких методов, гнаться за растущими в геометрической прогрессии желаниями, отмечать негативные стороны жизни, «человек Жэнь» сострадателен, благодарен, внимателен к людям, неэгоистичен, предъявляет требования к себе, а не к другим, поэтому не знает обид.

Другой философ Поднебесной Лао-Цзы, основатель даосизма, говорил, что важно ценить то, что мы имеем, жить настоящим и не придавать чрезмерного значения вещам.

«Если ты ищешь полноты в других — ты никогда не будешь полон. Если твое счастье зависит от денег — ты никогда не будешь счастлив. Будь доволен имеющимся; наслаждайся тем, что есть. Когда ты поймешь, что нет ничего, чего бы у тебя не было, весь мир будет принадлежать тебе», — Лао-Цзы.

Счастье в буддийской философии

Перейдем к следующему восточному видению счастья, пришедшему к нам из буддизма. Мне очень нравятся слова Далай-ламы: «Если вы желаете счастья другим, станьте сострадательным. Если вы хотите быть счастливым, станьте сострадательным».

Ориентация не на себя, а на других играет большую роль в ощущении благополучия. Обеспокоенность делами других и желание избавить их от страдания – важный аспект этой древней традиции.

В целом же Гаутама Будда , освободившийся от страдания и достигший просветления, учил принимать вещи такими, какие они есть: не цепляться за приятные и не сопротивляться неприятным. Например, не прогонять печаль, не усиливать и не пытаться продлить радость.

Такой подход должен был избавить его последователей от неизбежного страдания. Да, неприятности и боль им все еще грозили, но этот опыт не делал их несчастными.

Философы Древней Греции о счастье

Давайте перенесемся на европейскую часть Евразийского континента во времена великих древнегреческих философов. Аристотель, размышляя в «Никомаховой этике» о смысле жизни и счастье, говорит о принципе умеренности и необходимости придерживаться золотой середины без излишеств и недостатка. Аристотель считает наиболее счастливым созерцательный образ жизни.

Платон тоже подчеркивает важность умеренного поведения без крайностей. Наше «врожденное» начало, которое стремится к удовольствиям, должно быть уравновешено нашим «приобретенным» началом, которое регулирует страсти с позиции разумной нравственности. Речь идет, вероятно, о высшем контроле над импульсами и желаниями со стороны префронтальной коры над лимбической системой, свойственном человеку разумному.

В таком направлении древнегреческой мысли как эвдемонизм благополучие приравнивается к спокойному и равностному удовлетворению от жизни. Ему сопутствуют самостоятельность, мастерское обращение со средой, добрые взаимоотношения, саморазвитие, принятие себя и осмысленный подход к жизни. В отличие от гедонистического счастья, эвдемонистическое благополучие не связано с бесконечными чувственными удовольствиями и избеганием отрицательных эмоций.

Вместо послесловия…

Конечно, каждый из нас найдет смысл и счастье в разном, многим еще предстоят поиски. Но иногда бывает очень полезно обратиться к мыслям великих умов, ведь ответы на самые важные вопросы уже не раз были найдены.

Завершу этот обзор словами американского философа-экзистенциалиста Генри Торо: «Счастье капризно и непредсказуемо, как бабочка: когда ты пытаешься его поймать, оно ускользает от тебя, но стоит отвлечься — и оно само опустится прямо в твои ладони».


Эту статью отлично дополняют:

Матье Рикар и его путь к счастью

Как медитация делает нас счастливее?

4 кита благополучия

5 привычек, которые делают нас несчастными

9 научно-доказанных способов стать счастливее


Присоединяйтесь к нашему дружелюбному инстаграм-сообществу ! Сообщество единомышленников, уникальный глубокий контент и много вдохновения!

  Хочу подписаться!


Попробуйте медитацию с нашими бесплатными аудиогидами!

Мне интересно!

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки «То, что ты практикуешь, становится сильнее».

Tags: счастье

Счастье — Википедия

Сча́стье (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел»

[1]) — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации[2].

Феномен счастья изучается психологией, философией, физиологией, социологией и экономической теорией, а также религией.

Физиология счастья

Физиология счастья может быть тесно связана с так называемыми «гормонами счастья» — эндорфинами, серотонином и дофамином. Их синтез и круговорот в организме нарушаются при эндокринных, бактериальных и вирусных заболеваниях. Серотонин является нейромедиатором головного мозга, который вырабатывается в шишковидной железе человека. Если эндорфины влияют, в основном, на кратковременные состояния эйфории и радости, то серотонин, его регулярная выработка и процессы захвата в нейронах, в большей степени создают фон счастья и долговременной удовлетворенности. Другой гормон и нейромедиатор, тесно связанный с серотонином, — дофамин. Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит частью «системы поощрения» мозга

[3].

В философии

В античной этике проблема счастья являлась центральной категорией. Первым её исследовал Аристотель, который определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели» (Никомахова этика). Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью.

В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием в философии эпикуреизма. Древнегреческое слово счастье — «эвдемония» (eudaimonia, εὖ — добро, δαίμων — божество) — дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов.

Восточная философия, провозглашая недостижимость счастья в материальном мире, в своих биологическом, физиологическом, социальном, экономическом и логическом аспектах учит практическому пути достижения индивидуальной счастливой жизни.

В этой связи показательна следующая цитата:

К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях.

Аристотель также считал, что друзья есть то благо, которым в числе прочих должен обладать счастливый человек[5].

Показательной является и следующая цитата:

Ведь для полноты жизни человека, которая называется счастьем, недостаточно материального благополучия и физического здоровья. Высшие радости жизни — это радости духовной жизни. Но восприятие и понимание последних прямо пропорционально степени развития сознания. Улучшение материального положения масс должно сопровождаться развитием их сознания, их духовной жизни.

Психология

Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

В позитивной психологии применяется, в частности, следующая формула счастья:

Счастье = глубокое удовлетворение жизнью + максимум положительных эмоций + минимум негативных эмоций.

Причем, положительные эмоции связаны со счастьем в настоящий момент, а глубокое удовлетворение — со счастьем в долгосрочном периоде

[7]. То есть счастье — это радость, которую мы ощущаем, когда стремимся раскрыть свой потенциал.

В соответствии с концепцией представителя гуманистической психологии К. Роджерса, самопознание даёт человеку способность к личностному росту, самосовершенствованию, самоактуализации, что является необходимым условием достижения полноты жизни, ощущения радости жизни, осознания смысла жизни[8]. К специальным средствам самопознания относятся различные современные формы работы психолога: индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения; работа в группе социально-психологического тренинга[9].

Согласно известному психологу Джону Готтману, успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. И это качество называют «эмоциональный интеллект»

[10].

Ряд психологических исследований показывают, что счастье напрямую связано с развитием такого качества как осознанность[11].

Экономика

Экономисты и социологи, изучающие связь между счастьем и деньгами отмечают, что на макроуровне жители богатых стран с высоким уровнем ВВП в среднем ощущают себя более счастливыми, чем жители бедных государств. Что касается микроуровня, вывод большинства экономистов таков: счастье зависит от денег, но чем больше денег, тем меньше они на это счастье влияют[12].

В религии

Никон Оптинский: «Счастью моему нет предела…»

По словам профессора Московской духовной академии, богослова А. И. Осипова[13], счастье является внутренним состоянием человека и не зависит от степени его обеспеченности материальными благами, в подтверждение чего он приводит историю, случившуюся с игуменом Никоном (Воробьёвым), который «в юности был заражён идеями прогресса, свободы, равенства, братства». Как-то раз Никона потрясла опубликованная в газетах информация о самоубийстве сверхобеспеченного двадцатилетнего сына миллионера по причине несчастной любви. Осипов задаётся вопросом: «А что же тогда счастье?». И отвечает: «Это радость!». И вспоминает два случая, первый из которых случился с Никоном Оптинским, последним насельником Оптинского монастыря, арестованным в 1929 году. Рассказывает: «Его обрили, остригли, сняли с него все монашеские одежды, надругались над ним полностью, посадили со шпаной, там он заболел туберкулёзом… Удавалось передавать письма. В одном из последних писем строка: «

Счастью моему нет предела, я наконец узнал, что такое „Царство Божие внутри вас есть“»». Второй случай взят из жития великомученика Евстратия, жившего в третьем веке. Богослов говорит, что «когда с него [Евстратия] снимали кожу… вдруг у него необыкновенно озарилось лицо и он воскликнул: „Мучение это суть радость рабам твоим“. Мучители были настолько потрясены, что некоторые из них бросили орудия казни и тут же сказали: „Я христианин!“. Им тут же снесли головы, конечно». По словам А. И. Осипова, «христианство даёт человеку возможность приобрести истинное счастье». В другой публичной лекции профессор-богослов Осипов дал краткое и ёмкое определение: «Счастье — это быть довольным»[14].

В индуизме олицетворением счастья является богиня Лакшми.

См. также

Примечания

  1. ↑ Счастье // Этимологический словарь Фасмера
  2. ↑ Счастье // БСЭ
  3. ↑ Dopamine | Take Good Care of Yourself
  4. Далай-лама XIV. Два пути к счастью. // Буддийская практика: Путь к жизни, полной смысла = How to Practice. The Way to a Meaningful Life / Пер. А. Капанадзе.
  5. ↑ http://iph.ras.ru/uplfile/histph/yearbook/2011/hphy-2011_stoliarov.pdf с. 126
  6. Тугаринов В. П. Философия сознания (современные вопросы) М., «Мысль», 1971. Стр. 7.
  7. Мария Хайнц. Позитивный тайм-менеджмент: Как успевать быть счастливым. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — С. 35. — 128 с. — ISBN 978-5-9614-4795-8.
  8. ↑ Маралов, 2004.
  9. ↑ Маралов, 2004, § 3. Способы и средства самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  10. Джон Готтман, Джоан Деклер. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей М., «Манн, Иванов и Фербер», 2015. Стр. 17.
  11. ↑ Brown K. W., Ryan R. M. The benefits of being present: Mindfulness and its role in psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84. P. 822—848
  12. ↑ 10 правил счастья — Все новости
  13. ↑ Что такое Счастье
  14. ↑ Осипов Алексей Ильич — Счастье Это . . . — Youtube

Литература

  • Айдинян Р. М. Трактат о счастье СПб.: Алетейя, 2008. — 88 с.
  • Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. М.: Питер, 2003. The Psychology of Happiness, 2nd edition, Michael Argyle.
  • Батин В. Н. Категория счастья в этике Юма // XXV Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. — Л.: 1972.
  • Бахтин М. В. Вечные ориентиры счастья. Полное собрание сочинений. — М., 2001—2003 г. Том 1.
  • Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье /Пер. с фр. Н.Малевич. — СПб.: Издателство Ивана Лимбаха, 2007. — 240 с.
  • Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. — 192 с.
  • Далай-лама XIV. Искусство быть счастливым. — 1999., в соавторстве с доктором Говардом К. Катлером
  • Джидарьян П. А. Представление о счастье в российском менталитете. — М.: 2001.
  • Имянитов Н. С. Счастье как несбыточная мечта // Химия и жизнь. 2006. — № 8 — С. 42-47.
  • Кошелева О. Е. Ракурсы «щастья» в России XVII—XVIII веков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. — М.: ОГИ, 2002. С. 108—117.
  • Маралов В. Г. § 1. Понятие самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития // Основы самопознания и саморазвития. — 2-е, стер.. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. — ISBN 5-7695-0877-9.
  • Новиков М. И. О счастье. — М.: 1965.
  • Ойзерман Т. И. Понятие счастья в системе И. Канта // Историко-философский ежегодник-99. — М.: 2001. С. 149—161.
  • Попов Б. Н. Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. — М.: 1986.
  • Свенцицкая И. С. Счастье и горе у древних греков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. — М.: ОГИ, 2002. С. 16-25.
  • Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. — М., 1981.
  • Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin, 1984.
  • Diener E., Seligman M. E. P. Very happy people // Psychological Science, 2000.
  • Diener E., Suh E., Lucas R.E., Smith H. Subjective well-being: Three decades of Progress // Psychological Bulletin, 1999.
  • Galati, D., & Sotgiu, I. Happiness and Positive Emotions. In: A.Delle Fave (ed.) Positive Psychology. Special issue of Ricerche di Psicologia, anno XXVII, N 1, 2004, 41-62.

Ссылки

Величайшие философы раскрывают секрет счастья

Мудрость окружает нас повсюду, только не все и не везде способны ее разглядеть. Чтобы не сидеть в диком напряжении и не выискивать философию в новой серии «Ворониных», обрати внимание на нашу подборку. Кьеркегор, Сократ, Ницше и многие другие дадут свои ответы на то, что такое счастье.

Бертран Рассел

Довольно неожиданно слышать от любителя точных наук, математики, знатока естественных наук и потрясающего логика, слова, провоцирующие на любовное безрассудство и на что-то необдуманное.

Но его слова абсолютно точны. Полагаться в любви на разум — крайне невежественно, а в нашем случае еще и антинаучно. Тем более, что в любви как в «тетрисе» — чрезмерная осторожность приводит к краху отношений.

Фридрих Ницше

Счастье есть ощущение того, что силы прибавляются, и сопротивление преодолевается.

Для Ницше, знаменитого усатого нигилиста, счастье — это мера контроля своего окружения.

Немецкий философ часто писал о влиянии, о том, что власть или ее отсутствие могут влиять на жизненный опыт людей. Когда че­ло­век со­про­тив­ля­ет­ся, он берет судь­бу в свои руки. Позже из этого ощу­ще­ния может вы­рас­ти сча­стье. А если он постоянно идет на поводу, то у него не то что счастья, полноценной жизни быть не может.

Джон Стюарт Милль

Я научился искать свое счастье, ограничивая свои желания, а не в попытке удовлетворить их.

Джон Стюарт Милль был титаном либерализма, пожалуй, самой важной фигурой в истории этого движения. Он распространял Евангелие либеральных ценностей везде, где только мог.

Когда он пришел к счастью, он принял мудрость древних греков. Вместо того, чтобы заполнять свою жизнь всевозможными ценностями, Милль вверил судьбу в лапы утилитаризма. Он верил в использование вещей для определенных целей, и если они не имели никакого смысла, он просто выбрасывал их из своей жизни.

Сократ

Для Сократа, одного из величайших древних мыслителей, счастье не связано с наградами и похвалой. Его рождает успешность в другой сфере — в сфере личностного развития. Ведь только урезая наши потребности, мы можем научиться ценить простые удовольствия.

Избалованный человек быстро привыкает к хорошему, а его потребности начинают гипертрофированно расти. Человек, довольствующийся малым, знает цену вещам и умеет наслаждаться жизнью без дорогих побрякушек, а с простой бутылкой дешевого шампанского.

Конфуций

Чем больше человек медитирует с хорошими мыслями, тем лучше будет его душе и миру в целом.

Мыслям Конфуция о счастье вторят авторы таких книг, как «Сила позитивного мышления», и последние исследования в когнитивно-поведенческой терапии, которая стремится помочь людям увидеть связь между своими мыслями, чувствами и поведением.

Согласно конфуцианскому мышлению, счастье — это сбывающееся пророчество, которое появляется на свет только тогда, когда мы находим причины для своего существования. И не цепляйся к слову «медитация». Просто верь в хорошее.

Сенека

Все величайшие блага человечества — внутри нас и в пределах нашей досягаемости. Мудрый человек доволен своей судьбой, какой бы она ни была, и не желает того, чего не имеет

Фи­ло­соф-сто­ик, лю­би­мец богачей как древних времен, так и современности, Сенека твер­до верил в то, что те­перь пси­хо­ло­ги на­зы­ва­ют «ло­ку­с кон­тро­лем». У неко­то­рых людей он на­хо­дит­ся сна­ру­жи. Они чув­ству­ют, что их дей­ствия опре­де­ля­ют внеш­ние силы. У дру­гих — кого Се­не­ка счи­тал счаст­ли­вы­ми, — локус на­хо­дит­ся внут­ри. Так что всего-то и нужно, что перестать перекладывать ответственность на других. Всё определяешь ты и только ты.

Лао-цзы

Никто толком и не знает, кем был Лао-цзы — человек, чье имя просто переводится как «старик». Но его мудрость пережила тысячелетия и осталась актуальной. Вдумайся, это изречение было сказано примерно в 600 г. до н. э.

Неко­то­рые ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что люди чув­ству­ют себя наи­бо­лее счаст­ли­вы­ми, когда их занятие тре­бу­ет пол­но­го со­сре­до­то­че­ния и вни­ма­ния: это может быть хо­ро­ший раз­го­вор, твор­че­ская за­да­ча или секс.

Серен Кьеркегор

Жизнь не проблема, которую нужно решить, а реальность, которую нужно прочувствовать.

Именно этому человеку мы в большей степени обязаны появлением такой своеобразной и популярной вещи, как экзистенциализм. В эпоху хипстеров и моды на философию и псевдоинтеллектуализм, он едва не стал религией. А в твит­тере даже появился ак­ка­унт Kim Kierkegaardashian, изысканно соединяющий в себе зачатки тупости и мудрости. Это ли не экзистенциальная бездна?

Кьер­ке­гор имел в виду, что сча­стье со­сто­ит в про­жи­ва­нии на­сто­я­ще­го мо­мен­та. Когда мы пе­ре­ста­ем вос­при­ни­мать внеш­ние об­сто­я­тель­ства как про­бле­мы и на­чи­на­ем ду­мать о них как об опыте, нам легче по­лу­чать удо­воль­ствие от жизни. Как видишь, слишком много зависит от воображения и отношения.

Генри Девид Торо

Счастье капризно и непредсказуемо, как бабочка: когда ты пытаешься его поймать, оно ускользает от тебя, но стоит отвлечься — и оно само опустится прямо в твои ладони.

Неуди­ви­тель­но, что транс­цен­ден­та­лист и сто­рон­ник граж­дан­ско­го непо­ви­но­ве­ния ис­по­ве­до­вал пассивный под­ход к сча­стью. Как он по­дроб­но опи­сал в книге «Уо­л­ден», Торо ста­рал­ся из­бе­гать привы­чек. Он счи­тал, что более ха­о­ти­чный под­ход к жизни при­не­сет ему боль­шее сча­стье. Эта идея вполне со­че­та­ет­ся с мыс­лью дру­гих фи­ло­со­фов, что жить нужно в на­сто­я­щем. Жизнь прошлыми воспоминаниями лишена развития, а следовательно, и смысла, ибо если человек замер на месте, то он выбился из ритма жизни и постепенно деревенеет.

Счастье в философии — Дом Солнца

И уже только поэтому понятие счастья должно выражать определенный срез нравственной жизни человека». (Попов Л.А. Этика. Курс лекций. — М., 1998. — С. 77).

Пониманию сущности сознания счастья мешает не только сложность, этого явления духовной жизни человека, но и то, что само слово «счастье» употребляется в обиходе в различных смыслах. Понятие счастья для каждого человека индивидуально. «Одним счастьем кажется добродетель, другим — рассудительность, третьим — известная мудрость, а иным все это вместе или что-нибудь одно в соединении с удовольствием или не без участия удовольствия, есть и такие, что включают в понятие счастья и внешнее благосостояние».(Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 4. — М., 1984. — С. 66).

Перечисляя различные мнения людей относительно счастья, можно сказать, что для большинства счастье заключается в чем-то наглядном и очевидном: в удаче, в удовольствии, в почете, в богатстве и т.п. «Счастье, говорим мы, — это то же самое, что благополучие и хорошая жизнь». (Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 4. — М., 1984. — С. 302). Поэтому «вопрос о счастье — это не просто вопрос о том, как быть удачливым, довольным или даже добродетельным, но прежде всего в том, в чем заключается хорошая счастливая жизнь и к чему человеку следует стремиться в первую очередь». (Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М., 1998. — С. 295).

Существует еще и определение счастья как «морального сознания, которое обозначает такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не устремление личности, а исполнения этих устремлений. Понятие счастья не просто характеризует определенное конкретное положение или субъективное состояние человека, но и выражает представление о том, какой должна быть вся жизнь, что именно является для него блаженством. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья. Поэтому данное понятие носит еще и нормативно-ценностный характер». (Словарь по этике. Под ред. И.С.Кона — М., 1975. — С. 303).

ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «СЧАСТЬЕ»
Проследив этимологию слова «счастье», можно заметить закономерность. Древнегреческое слово «Eudaimonia» (= истинное счастье) составлялось из двух слов — eu (добро) и daimon (божество), т.е. дословно означало, что судьба человека находится под покровительством богов.

В Риме слово «счастье» означало имя богини — Фортуна. Само слово «Fortuna» имело еще два значения — удача и судьба. Богиня изображалась с рогом изобилия, колесом и рулевым веслом. То есть, она олицетворяла божественную милость, которая может быть дана только достойному. Поэтому восприятие счастья как категории в Римской империи было чисто практическим. Это было благосостояние, возможность выполнения желаний и т.д.

Для более низких слоев общества часто счастье обозначало эсктатическое единение с богами, которые могут даровать более достойную жизнь. Позднее подобное отношение к счастью нашло отражение в христианском учении.

В русском языке слово «счастье» также имеет несколько значений:

1) рок, судьба, участь, доля; т.е. быть счастливым поначалу понималось как «находиться под милостью высших сил»,

2) случайность, желанная неожиданность, успех в делах, т.е. быть счастливым, может означать и то, что человек может быть как бы со-участником своей судьбы.

Но есть еще и третий вариант: счастье — благоденствие, благополучие, покой и довольство; жизнь без горя и забот — это уже более приземленный вариант, что-то похожее на «счастье для бедных».

«Удача» в русском языке имеет также несколько значений — это успех, желанный случай, неожиданно успешный исход дела, а также внезапное счастье, хотя ранним значением этого слова была покорность, уступчивость судьбе. То есть, в русском языке слова «удача» и «счастье» с течением времени стали синонимами и означают примерно то же, что и ранее — нахождение под покровительством неких высших сил. Но, сколько людей, столько и мнений, поэтому можно выделить несколько наиболее распространенных взглядов на счастье. Их мы и рассмотрим далее.

12 величайших философов раскрывают секрет счастья

Сегодня большинство из нас ищут счастья с помощью материальных элементов, но в жизни всегда что-то не так. Величайшие мыслители и философы в истории – от Будды, Торо до Сократа и Кьеркегора – поделились самыми важными составляющими счастья в жизни.

Ниже мы рассмотрим, как открыть истинный смысл жизни от этих могущественных и загадочных философов.

1. Гаутама Будда

«Нет пути к счастью: счастье — это путь.»

Гаутама Будда пропагандировал, что люди могут обрести счастье и удовлетворение посредством различных жизненных событий. Конечной целью является небытие, потому что мы создаем счастье на протяжении всего нашего путешествия.

2. Сократ

«Секрет счастья, видите ли, не в том, чтобы искать больше, а в том, чтобы развить способность наслаждаться меньшим.»

Сократ является одним из величайших мыслителей в истории. По его словам, счастье не достигается через внешние награды. Это происходит из внутреннего успеха. Мы можем ценить радости жизни, уменьшая наши потребности.

3. Бертран Рассел

«Из всех форм предосторожности осторожность в любви, пожалуй, самая губительная для истинного счастья.»

Бертран Рассел был любителем логики, науки и математики. Таким образом, он вряд ли задумывался о таких вещах, как жизнь и счастье. Тем не менее, он предложил отличное объяснение того, как достичь счастья. Он верил, что можно обрести счастье, если они подчинятся телесным эмоциям, чувствам и потребностям.

4. Конфуций

«Чем больше человек настраивается на хорошие мысли, тем лучше будет его мир и мир в целом.»

Конфуций говорит о счастье в своей книге «Сила позитивного мышления» – это самоисполняющееся пророчество. Счастье повторяется все больше и больше, когда мы осознаем его существование.

5. Джон Стюарт Милл

«Я научился искать счастье, ограничивая свои желания, а не пытаясь их удовлетворить.»

Титан либерализма –Джон Стюарт Милль – ключевая историческая личность. Он, как известно, распространяет Евангелие свободы. Он принял и распространил древнегреческую философию счастья – использовать жизнь для достижения цели.

6. Сенека

«Величайшие благословения человечества находятся внутри нас и в пределах нашей досягаемости. Мудрый человек доволен своей судьбой, какой бы она ни была, не желая того, чего у него нет.»

Сосредоточьтесь на внутренних действиях, они приведут вас к счастливому пути, в это верил Сенека.

7. Генри Дэвид Торо

«Счастье похоже на бабочку, чем больше вы преследуете его, тем больше оно ускользает от вас, но если вы переключите свое внимание на другие вещи, оно придет и тихо сядет вам на плечо.»

Генри Дэвид Торо был защитником гражданского неповиновения и автором трансцендентализма. Однако его концепция счастья пассивна. Он верил в жизнь в данный момент.

8. Сорен Кьеркегор

«Жизнь – это не проблема, которую нужно решить, а реальность, которую нужно пережить.»

Сорен Кьеркегор считал, что счастье приходит от присутствия в данный момент и переживания поездки. В тот момент, когда мы начнем воспринимать наши проблемы как опыт, мы достигнем удовлетворения.

9. Лао Цзы

«Если вы в депрессии, вы живете прошлым. Если вы беспокоитесь, вы живете в будущем. Если вы в мире, вы живете в настоящем.»

10. Аристотель

«Счастье зависит от нас самих.»

Аристотель был учеником Платона. Его идея счастья состояла в том, что оно создано самим собой, и мы обязаны его защищать.

11. Фридрих Ницше

«Счастье – это чувство, что сила возрастает, что сопротивление преодолевается.»

Фридрих Ницше был известным усатым нигилистом. Его концептуализация счастья заключалась в том, что оно вытекает из контроля, который мы имеем в нашем окружении.

12. Платон

«Человек, который делает все, что ведет к счастью – зависищее от него самого, а не от других людей – принял самый лучший план для счастливой жизни.»

Платон был учеником Сократа. И оба разделяли один и тот же подход к счастью. Платон верил, что счастье – это личный рост. Мы можем достичь этого с помощью наших успехов и достижений.

4. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О СЧАСТЬЕ. Глава первая ЧЕТЫРЕ ПОНЯТИЯ СЧАСТЬЯ

Каждый хочет быть счастливым;
но чтобы достичь счастья, необходимо
знать, что такое счастье.
Ж. Ж. Руссо


Рассуждения о счастье должны начаться с языкового анализа слова «счастье».

С точки зрения науки требуется, чтобы понятие и слово были адекватны. Этому требованию, однако, не соответствует большинство слов разговорной речи, к которой относится и слово «счастье». Даже когда это слово употребляется в психологических и этических теориях, оно привносит в них из разговорной речи многозначность, сложившуюся на протяжении веков. Рассуждения о счастье нужно поэтому начать с указания на многозначность этого слова и с выделения разных значений понятия счастья.

Говоря о понятиях счастья, В. Татаркевич имеет в виду различные виды содержания, различные представления, трактовки, оттенки значений счастья.– Прим. ред.

Разные понятия счастья имеют то общее, что обозначают что-то положительное, ценное. Тем не менее они различаются между собой. Опустим сразу понятия менее распространенные; опустим также тончайшие понятийные различия и оттенки (Karłowicz J., Kryński А., Niedźwiedzki W. Slownik jezyka polskiego, t.,VI, 1915, s. 587). После этого останется по меньшей мере еще четыре разных понятия счастья, и все они занимают важное место в понятийном инвентарии человечества. Два из них распространены в разговорной речи: одно имеет объективный характер, второе – субъективный. В первом значении «счастье» означает исключительно благоприятные события, которые случаются с кем-либо, во втором – приятные переживания.

Два других значения понятия счастья употребляются чаще в философии, чем в повседневной жизни; из этих двух «философских» понятий одно опять-таки имеет объективный, а второе – субъективный характер.

1. Когда М. Рей пишет: «Кого возносит счастье, тот пусть боится упасть», или когда другой польский писатель Г. Кнапский говорит: «Чего не дало мне счастье, того у меня не отнять», то счастье понимается в объективном значении, как удачное стечение обстоятельств, как благоприятные условия жизни. В этом первом – объективном – значении «счастье» есть не что иное, как везение или удача. «Выпало счастье», «повезло» говорят о том, кто выиграл в лотерею или вышел из трудного положения. В таком же смысле понимается выражение «счастливая игра» или «везение в делах». Здесь всегда речь идет об удачном стечении обстоятельств, о счастливой судьбе, счастливом случае. В таком же значении говорится о счастье и в пословице «Лучше крупица счастья, чем фунт разума». Того, кто выиграл в лотерею, называют счастливым, не спрашивая, что чувствует сам выигравший, как он использовал свой выигрыш, пошел ли он ему на пользу и т.п. Это счастье в житейском, можно сказать, значении.

2. Но когда С. Жеромский пишет в романе «Бездомные»: «Счастье, как теплая кровь, медленной волной влилось в ее сердце», он понимает счастье иначе: субъективно, то есть как вид переживания, как особенно радостное и глубокое чувство. В этом втором – субъективном – значении «счастье» означает не что иное, как состояние интенсивной радости, блаженства или упоения. Здесь, в прямую противоположность первому случаю, речь идет именно о том, что пережил человек, и сравнительно неважно, какие внешние условия породили это переживание. Таково понятие счастья в психологическом значении.

Оба значения заметно различаются. Хотя в польском языке, так же как и во многих других языках, слово «счастье» употребляется в обоих значениях, но другого названия, общего для них, не существует. В латыни объективно понимаемое счастье называли фортуной (fortuna), во французском языке – шансом (chance), в английском – удачей ((luck), а такие слова, как beatitudo, bonheur, happiness, употребляли для иначе понимаемого счастья. Однако большинство людей связывают субъективное счастье с объективным и даже ставят его в зависимость от объективного то есть радость обусловливают удачей и везением – поэтому нет ничего удивительного, что в некоторых языках для них существует общее название.

В обоих пониманиях слово «счастье» означает что-либо благоприятное, однако ни в том ни в другом оно не означает того высшего блага и главной цели жизни, каким, собственно, и считается счастье. Удача вообще не может быть целью деятельности, так как она сопутствует человеку независимо от его действий. А сама по себе удача не столь уж ценна; ценной она становится тогда, когда осознана, почувствована, использована. Тот, кому посчастливилось (в объективном значении), не всегда испытывает счастье (в субъективном значении). И тогда объективное счастье становится маловажным, а то и совсем обесценивается. Правда, люди, мечтая о счастливой судьбе, рассчитывают, что она будет для них источником радости, что она сделает их жизнь приятной, но это ожидание порой бывает обманчивым. Старая польская пословица гласит: «Умеренное счастье – самое лучшее». В ней выражено убеждение в том, что самая большая удача еще не дает полного счастья.

Но точно так же счастье в психологическом понимании – хотя и по другой причине – не может быть главной целью человеческой жизни. Ибо состояние интенсивной радости по природе своей быстротечно. Счастье в этом смысле – нечто мимолетное; и если оно и является благом, то непродолжительным. Для цели жизни этого слишком мало, во всяком случае, большинство людей хотят чего-то большего. Эпиктет писал: «…Когда ты испытываешь привязанность к чему-то, то не относись к этому как к чему-то такому, что не может быть у тебя отнято, но относись как к чему-то такого рода, как глиняный горшок, как стеклянная чаша, чтобы, когда они разобьются, ты, помня, чем они были, не впадал в смятение» (Беседы Эпиктета, кн. третья, XXIV, (85).– «Вестник древней истории», 1976, № 1, с. 243. (Четыре книги «Бесед Эпиктета» в переводе Г, А. Тароняна были опубликованы в журнале «Вестник древней исто¬рии», 1975, № 2 – 4; 1976, № 1 – 2.– Прим. ред.).

Нечто подобное говорил Марк Аврелий: «К чему же можно привязаться в таком потоке проходящих мимо явлений, на чем можно остановиться? Любить эти явления – все равно, что любить пролетающих мимо птиц; мгновение, и они скрылись из глаз». (Марк Аврелий Антонин. К самому себе. Размышле¬ния. Спб., 1895, кн, VI, 15, с. 72–73).

Между тем, говоря о счастье, как нам кажется, нужно иметь в виду, что это одно из высших, если не наивысшее благо, какого может достичь человек. Так считают и тот же Эпиктет, и Марк Аврелий. Эта оценка не может относиться к счастью, понимаемому как удача или интенсивная радость. Она была бы непонятна, если бы слово «счастье» употреблялось только в этих двух значениях. Но на самом деле оно имеет еще и другое значение. В этом значении оно встречается и в разговорной речи, но чаще всего в философии. Философские понятия отличаются от понятий разговорной речи уже тем, что в последней называют счастьем даже одно мгновение, если только оно было очень радостным или очень удачным; для философского понятия счастья важно другое, а именно что счастье является чем-то постоянным, по крайней мере относительно постоянным. Этих понятий, употребляемых в философии (и проникающих из нее в разговорную речь), существует опять-таки два: одно – объективного, другое – субъективного характера.

3. Когда Аристотель определял счастье как «приятную жизнь и жизнь в довольстве» (Аристотель. Этика к Никомаху, кн. I, §2. Спб., 1908, с. 5.) ли когда Боэций разъяснял, что «счастье – это состояние совершенства, достигнутое сочетанием всех благ» (Воёthius. Dе consolatione philosophie, III, 2. (В русском переводе: Боэций, Утешение философское. Спб, 1794, книга третья, с, 62,– Прим. ред.), то они использовали объективное философское понятие счастья. Похожим понятием пользовался и Геродот, когда писал о Телле, что счастье его было в том, что он «погиб за отчизну». При этом он имел в виду не везение или минутную большую радость. И Аристотель, и Боэций, и Геродот понимали счастье как высшее благо, доступное человеку.

Так понимали счастье по-гречески называемое эвдемонией (εύδαιμονία) почти все древние философы.Мерилом счастья в этом его значений было, не удачное стечение обстоятельств, не интенсивная радость, но высота достигнутых благ. Какие это должны быть блага, об этом античная дефиниция счастья умалчивала; выбор их уже не относился к дефиниции счастья, а зависел от понимания того, какие из благ, доступных человеку, являются наивысшими, В этом вопросе древние мыслители не были единодушны. Одни из них полагали, что счастье составляет морально благо, ибо оно является наивысшим из всех; другие придерживались гедонистических взглядов, считая, что цель жизни – наслаждение; третьи выступали за равномерное сочетание всяких благ. Но все они подразумевали под эвдемонией обладание высшими благами. Переживание этих благ было для эвдемонии малосущественным вопросом. Стоики утверждали даже, что счастье-эвдемония не имеет ничего общего с переживанием приятных ощущений.

То же самое понимание счастья сохраняется и у средневековых мыслителей: beatitudo (по-латыни – счастье) они определяли так же, как древние философы эвдемонию. Они были далеки от понимания счастья как удачи или удовольствия. Сущность счастья – в обладании благами, а радость (felicitas) есть только естественный результат обладания благами. Августин Блаженный писал в сочинении «О счастливой жизни», что счастливый человек – тот, который имеет то, что хочет, но не хочет ничего дурного.

«Разве, говорю я, счастлив, по-вашему, человек, который не имеет того, что он хочет? Они отрицают. Почему же? Всякий ли, кто имеет то, что он хочет, счастлив? Тогда мать говорит: если хочет и имеет хорошее – счастлив; если же хочет плохого, сколько бы он его ни имел, – он несчастен». (Аugustinus. De vita beata, X.)

Еще определеннее высказывается Фома Аквинский, когда объясняет, почему тот, кто достиг счастья, уже не может ничего желать: оно ведь наивысшее благо, содержащее в себе все другие блага.

Тhomas Aquinas Summa theologiae, 1906, 1-а, П-ае, q. 2, а.6. См. также: Меrkelbach В. Н. Summa theologiae moralis. P., 1931: «Счастье по форме есть владение или пользование высшим благом». «Суть счастья есть достижение высшего блага».

Таким образом, на протяжении более чем полутора тысячелетий от Аристотеля до Фомы Аквинского повсеместно использовалось именно это объективное понимание счастья, Польский мыслитель конца XVI – начала XVII в. Себастьян Петриций писал: «Счастье заключает в себе все блага». В настоящее время такое понимание счастья-эвдемонии может показаться устарелым. Однако и сегодня употребляется аналогичное понятие, но в менее абсолютном смысле: в современном понимании счастливым является не только тот человек, который обладает высшими благами, но и тот, в чьей жизни добро всегда преобладало над злом, кто имел те блага, к которым стремился и которым умел радоваться; иными словами, счастлив тот, кто имел положительный баланс жизни. О человеке, которому сопутствовала удача жизни, говорят, что он «имел» счастье; о том, кто пережил много радости и упоенья, говорят, что он «знавал» счастье; о том же, в чьей жизни преобладало хорошее, кто имел блага и умел радоваться им, говорят, что он «был» счастливым.

4. Когда современный английский этик говорит, что счастье есть «удовлетворение жизнью в целом», то он имеет в виду еще одно, четвертое, значение счастья, Именно так понимал счастье восьмидесятилетний Гёте, когда писал о себе Цельтеру, что он счастлив и хотел бы прожить свою жизнь вторично. Именно это понимание счастья заняло в современной философии место эвдемонии. 

В противоположность эвдемонии такое понимание им характер субъективный; критерием его служит удовлетворение жизнью, а не обладание благами. При таком понимании счастья не был бы счастливым тот, кто, обладая наивысшими благами, не испытывал бы удовлетворения от них; в конечном счете счастье определяют не блага, а чувства, не то, чем мы обладаем, а то, как мы на это реагируем. Обладание благами, теми или иными, внутренними или внешними, необходимо для счастья, ибо трудно быть счастливым, не имея никаких благ; но одно это еще не есть счастье.

Но, с другой стороны, так понимаемое счастье отличается от счастья «психологического»: одно дело быть довольным жизнью, другое – испытывать интенсивную радость. Правда, Дж. Локк склонный к упрощению понятий, хотел отождествить оба эти понятия и свести «довольство жизнью» к получению от нее интенсивных удовольстви (Локк Дж. Опыт о человеческом разуме, кн. II, гл, 20, 15,-* Избранные философские произведения, М., 1960, с. 245,), но уже Лейбниц в полемике с ним отметил, что есть разница между счастьем и удовольствием, даже и самым интенсивным.

Представление о счастье как удовлетворении жизнью никому не чуждо, но оно неопределенно: обычный человек знает его, но не может ясно сформулировать; над этим должны были потрудиться философы, но и они не смогли сделать это сразу.

Когда итальянский поэт Дж. Леопарди пессимистически заявляет, что, «чем бы ни было счастье, оно недостижимо», его высказывание не может относиться ни к одному из предыдущих трех понятий счастья: ведь неверно было бы утверждать, что нельзя добиться успеха, а также, чт недостижима интенсивная радость и эвдемония; оно приложимо только к четвертому понятию, а именно: невозможно постоянное удовлетворение жизнью.

Гёте в беседе с Эккерманом (в 1824 г.) говорил: «…Вряд ли за свои семьдесят пять лет я провел четыре недели в свое удовольствие» (Разговоры Гёте, собранные Эккерманом, изд. II. Спб., 1905, ч. 1, С, 84.), и тем не менее чуть позже (в 1830 г.) признался Цельтеру, что счастлив и хотел бы прожить свою жизнь вторично. И в этих двух его признаниях не было противоречия: ибо те «четыре недели счастья» были для него временем наивысшей, ничем не омраченной радости, а счастье, в котором он признавался Цельтеру, понималось в другом значении слова – как общее удовлетворение жизнью.

Таким образом, имеются по крайней мере четыре основных значения счастья: счастливым, во-первых, является тот, кому сопутствует счастливая судьба; во-вторых, тот, кто познал самые сильные радости; в-третьих, тот, кто обладал наивысшими благами или, во всяком случае, положительным балансом жизни;

Эта четырехзначность является источником путаницы, ибо четыре понятия, обозначенные одним словом, имеют тенденцию к взаимопроникновению в сознании и образованию одного понятия неоп

Счастье — философское определение

Как определить счастье? Как этого добиться? Сердце древней философии

В древней философии целью человеческой жизни было счастье и идеальное окончание Высшего Добра. Современность (Шопенгауэр, Камю, Сартр, Кант ) гораздо более пессимистично оценивает его возможность. Между ними христианская мораль пыталась заменить счастье добродетелью как целью жизни.

Счастье не состоит в удовольствии, как будто удовольствие может быть достигнуто, удовлетворено, счастье никогда не сдается, это проект: «Наше счастье никогда не будет полным наслаждением, где больше нечего желать, но в постоянном прогрессе новые удовольствия и новые совершенства »(Лейбниц)

Общие определения:

Состояние полного удовлетворения, характеризующееся его полнотой и устойчивостью. Отличное удовольствие, очень эфемерное, и радость, более динамичная, чем счастье.

Определения философов:

Аристотель : «Если верно, что счастье — это деятельность в соответствии с добродетелью, то очевидно, что это то, что соответствует самой совершенной добродетели, то есть частице человека, являющейся высшей. Деятельность этой части нас самих, деятельность, соответствующая ее собственной добродетели, которая является совершенным счастьем »(Никомахова Этика)

Лейбниц : «Наше счастье заключается не в полном удовольствии, где нечего быть желанным, а в постоянном прогрессе к новым удовольствиям и новым совершенствам» (Из монадологии)

Кант : «Счастье — это удовлетворение всех наших склонностей» (Критика практического разума)

Кант : «Сила, богатство, забота, даже здоровье, благополучие и удовлетворенность его состоянием — это то, что мы называем счастьем» (Метафизика морали)

Гегель : «Счастье — это не единственное удовольствие, а устойчивое состояние, с одной стороны, эмоциональное удовольствие, с другой — также обстоятельства и средства, с помощью которых, по желанию, причина удовольствия» (Феноменология ума)

Шопенгауэр : «Позитивное и совершенное счастье невозможно, просто нужно ожидать сравнительно менее болезненного состояния» (Мир как воля и как представление)

Ницше : «Что такое счастье?» Чувство, что сила увеличивается, что сопротивление преодолевается »(Антихрист)

,

Аристотель и счастье

Введение: Аристотельское определение счастья

«Счастье зависит от нас самих». Больше всего на свете Аристотель закрепляет счастье как главную цель человеческой жизни и самоцель. В результате он уделяет больше внимания теме счастья, чем любой мыслитель до современной эпохи. Живя в тот же период, что и Менций, но на другом конце света, он делает некоторые аналогичные выводы. То есть счастье зависит от взращивания добродетели, хотя его добродетели несколько более индивидуалистичны, чем по существу социальные добродетели конфуцианцев.Тем не менее, как мы увидим, Аристотель был убежден, что подлинно счастливая жизнь требует выполнения широкого спектра условий, включая физическое и психическое благополучие. Таким образом он представил идею науки о счастье в классическом смысле, с точки зрения новой области знаний.

По сути, Аристотель утверждает, что добродетель достигается путем поддержания среднего, которое является балансом между двумя эксцессами. Учение Аристотеля о Середине напоминает о Срединном Пути Будды, но есть интригующие различия.Для Аристотеля среднее было методом достижения добродетели, но для Будды Средний Путь относился к мирному образу жизни, который обсуждал крайности сурового аскетизма и чувственного поиска удовольствия. Средний Путь был минимальным требованием для медитативной жизни, а не источником добродетели сам по себе.

Аристотель: Немного предыстории

Aristotle (right) and Plato in Raphael Aristotle (right) and Plato in Raphael

Аристотель и Платон на фреске Рафаэля «Афинская школа» в Апостольском дворце в Ватикане.

Аристотель — один из величайших мыслителей в истории западной науки и философии, вносящий вклад в логику, метафизику, математику, физику, биологию, ботанику, этику, политику, сельское хозяйство, медицину, танцы и театр.Он был учеником Платона, который в свою очередь учился у Сократа. Хотя на самом деле у нас нет ни одного из собственных сочинений Аристотеля, предназначенных для публикации, у нас есть тома лекционных заметок, которые он передал своим ученикам; через них Аристотель должен был оказывать свое глубокое влияние на протяжении веков. Действительно, средневековое мировоззрение иногда считается «аристотелевским мировоззрением», а св. Фома Аквинский просто называет Аристотеля «Философом», как будто другого не было.

Аристотель был первым, кто классифицировал области человеческого знания на отдельные дисциплины, такие как математика, биология и этика.Некоторые из этих классификаций все еще используются сегодня, такие как система видов и видов, преподаваемая на уроках биологии. Он был первым, кто разработал формальную систему рассуждений, в соответствии с которой действительность аргумента определяется его структурой, а не содержанием. Рассмотрим следующий силлогизм: все люди смертны; Сократ — человек; следовательно, Сократ смертен. Здесь мы можем видеть, что до тех пор, пока предпосылки верны, заключение также должно быть верным, независимо от того, что мы заменяем «людьми» или «смертно».«Логика Аристотеля доминировала в этой области мысли до появления современной символической логики в конце XIX века.

Аристотель был основателем лицея, первого научного института, основанного в Афинах, Греция. Вместе со своим учителем Платоном, он был одним из сильнейших сторонников гуманитарного образования, которое подчеркивает образование всего человека, включая его моральный характер, а не просто обучение набору навыков. Согласно Ар

.
Философия: путеводитель по счастью — Лучшие документальные фильмы

Мы склонны признать, что люди во власти должны быть правы. Именно это предположение, что Сократ хотел, чтобы мы бросили вызов, побуждая нас логически подумать о чепухе, с которой они часто выступают, а не ошеломляться их аурой важности и видом учтивой уверенности. Эта серия из шести частей по философии представлена ​​популярным британским философом Аленом де Боттоном, в которой представлены шесть мыслителей, оказавших влияние на историю, и их идеи о стремлении к счастливой жизни.

Сократ о самоуверенности (часть 1) — Почему так много людей идут вместе с толпой и не могут отстаивать то, во что они действительно верят? Отчасти потому, что на них слишком легко влияют мнения других людей, а отчасти потому, что они не знают, когда им доверять.

«Эпикур о счастье» (часть 2) мысли «как путь к счастью.

Сенека на гневе (Часть 3) — Римский философ Люциус Аннаус Сенека (4BCE-65CE), самый известный и популярный философ своего времени, достаточно серьезно отнесся к теме гнева, чтобы посвятить этому предмету целую книгу. Сенека отказался рассматривать гнев как иррациональный взрыв, который мы не можем контролировать. Вместо этого он рассматривал это как философскую проблему и поддается философской аргументации.

Монтень о самооценке (часть 4) — Рассматривает проблему самооценки с точки зрения Мишеля де Монтеня (16-го века), французского философа, который выделил три основные причины плохого самосознания — сексуальная неадекватность неспособность соответствовать социальным нормам и интеллектуальная неполноценность, а затем предлагать практические решения для их преодоления.

Шопенгауэр о любви (часть 5) — Ален Де Боттон исследует немецкого мыслителя 19-го века Артура Шопенгауэра (1788-1860), который верил, что любовь была самой важной вещью в жизни из-за ее мощного импульса к волеизъявлению -Жизнь».

Ницше о трудностях (часть 6) — Британский философ Ален Де Боттон исследует изречение Фридриха Ницше (1844-1900) о том, что любые достойные достижения в жизни происходят из опыта преодоления трудностей.Для него любое существование, которое слишком комфортно, бесполезно, как и беженцы-близнецы, пьющие или исповедующие религию.

В поисках удовольствия в жизни

Перейти к содержанию

26 июля 2020 г.

  • Подписка
  • Магазин
  • Прошлое Проблемы
  • Ум
    • Внимательность
    • Медитации
  • Тело
    • Йога
    • Отношения
  • Дух
    • без границ
    • Сознания
  • Сознательное Культура
    • Искусство
    • Музыка
    • Путешествия
    • События
  • Здоровье
    • Здоровые Рецепты
    • Желательные
    • Аюрведа
  • Eco
    • гуманизм
  • Авторы
  • Контакты
  • О нас
  • Политика
  • конфиденциальности
  • Условия
  • Реклама у нас
  • Поддержка
  • Архив выпусков
  • Моя учетная запись
  • Поиск
  • Подписка
  • Магазин
  • Прошлое Проблемы
  • Ум
    • Внимательность
    • Медитация
  • Тело
    • Йога
    • Отношения
  • Дух
    • без границ
    • Сознание
  • Культура
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *