Сделано природой и сделано человеком: Живая и неживая природа – что это, определение, описание и фото – Живая/неживая природа. То, что сделал человек.

Содержание

10 современных технологий, которые придумала сама природа

Инженеры любят заимствовать идеи у природы. Это называется биомимикрией, и в штате Монтана даже работает целый институт биомимикрии: там занимаются поддержкой проектов, вдохновленных живыми системами.

Редакция ПМ

Мы уже нашли десять отличных примеров биомимикрии: «подсмотренные» у жирафов средства для защиты вен и артерий, опреснители, «срисованные» с верблюжьих морд и т. д. Во второй десятке представлены ветряки, повторяющие форму китовых плавников, и здания с системой вентиляции, разработанной термитами.

1. Горбатые киты и ветряные турбины

Горбатые киты — одни из самых массивных животных на планете, но двигаются они легко и непринужденно — не в последнюю очередь благодаря аэродинамической форме плавников. Специалисты компании WhalePower обнаружили, что бугорки на поверхности китовых плавников дают 8% увеличение подъемной силы и на 32% уменьшают колебание в нежелательных направлениях по сравнению с гладкой поверхностью такой же формы. Они повторили форму бугорков в дизайне лопастей ветряных турбин.

2. Репейник, собачья шерсть и застежки-липучки

Изобретатель застежки-липучки Velcro Джордж де Местраль позаимствовал идею у репейника. Он заметил, что цветки прилипают к шерсти его охотничьей собаки благодаря множеству крючков, и повторил природный дизайн, использовав нейлон и хлопок. Так появились застежки-липучки, которые в неизменном виде используются по сей день.

3. Бабочки и защита от подделок

Инженеры из канадского Института Саймона Фрезера изобрели новый способ защиты банкнот с помощью приема, «подсмотреного» у голубых бабочек из Коста-Рики. Ученые использовали наноразмерные частицы, преломляющие свет; подделать их гораздо сложнее, чем голограмму. Наночастицами можно защитить от подделки не только банкноты, но и другие объекты.

4. Слоновьи хоботы и бионические руки

В хоботе слона 40 тысяч мышц и ни одной косточки. Немецкие ученые из робоинженерной компании Festo повтроили элементы строения хобота в дизайне бионической руки, которую могут использовать люди с атрофированными или частично парализованными мышцами рук или рабочие, поднимающие тяжелые вещи.

5. Паутина и птицезащитные стекла

Людям часто случается, проходя по лесу, проходить сквозь паутину: наш глаз не замечает ее тонкие нити. А вот птицы не рвут паутину, облетая ее. И наоборот: мы видим оконные стекла, а птицы иногда врезаются в них, травмируя себя, а иногда и разбивая стекло. Ученые из Института биомимикрии Biomimicry 3.8 обнаружили, что птицы обнаруживают паутину благодаря ее способности отражать в ультрафиолете (по крайней мере в случае с пауками-кругопрядами, использующими в нити частицы, отражающие ультрафиолет). Это исследование легло в основу безопасного для птиц стекла марки ORNILUX® Bird Protection Glass с UV-покрытием, повторяющем паттерны пауков-кругопрядов.

6. Альбатросы и дроны

Альбатросы — настоящие короли воздуха: они подчиняют себе воздушные течения и целыми днями планируют, почти не взмахивая своими огромными крыльями. Инженеры из MIT работают над дронами-планировщиками, которые бы так же, как альбатросы, могли летать над морем почти без затрат энергии. Такие дроны могут стать «глазами» спасателей, диспетчеров и других наблюдательных дронов.

7. Акулы и корабельная обшивка

Акулья кожа покрыты крошечными острыми чешуйками в форме буквы V, которые помогают акулам держать на расстоянии паразитические микроорганизмы и более крупных вредителей — например, усоногих рачков, которые губят других морских животных, облепляя их толстым слоем. Микробы и рачки угрожают и корпусам судов — они провоцируют коррозию металла, меняют геометрию корпуса, снижают его обтекаемость и увеличивают расход топлива. В обшивке кораблей американских ВВС для защиты от вредителей используется материал Sharklet, повторяющий микроструктуру акульей кожи

8. Цикады и антибактериальные покрытия

Оказывается, крылья некоторых цикад — это настоящее биологическое оружие. Бактерии гибнут, едва попав на крылья цикад вида Psaltoda claripennis. Насекомые не вырабатывают антибактериальных субстанций, все дело — в структуре наноразмерных волосков, которыми усеяны их крылышки. Бактерии застревают между волосками и медленно погибают от голода. Крылья P. claripennis — первый известный биоматериал с антибактериальными свойствами, обусловленными физической структурой. Ученые рассчитывают создать искусственные материалы с такими же свойствами; из них можно было бы делать оборудование и предметы интерьера для операционных и других помещений, где бактерии — нежеланные гости.

9. Термиты и вентиляция

Термиты, живущие очень близко к экватору, строят термитники с на удивление эффективной системой кондиционирования: внутри их гигантских глиняных домиков всегда прохладно. Поэтому архитекторы с удовольствием заимствуют у термитов идеи конструкции вентиляционной системы. Исследователи выяснили, что в центре термитника всегда сооружается хорошо изолированная большая труба, к которой ведет много труб поменьше. Маленькие трубы нагреваются за день, и по ним теплый воздух отходит от термитника; прохладный же воздух остается внутри. Архитектурное бюро Arup из Зимбабве использует подобную технологию, и она позволяет тратить на кондиционирование помещений на 10% меньше электроэнергии.

10. Глаза гекконов и объективы камер

Гекконы — одни из немногих животных, способных различать цвета при плохом освещении. Их зрение в 350 раз острее человеческого, поэтому ученые из Лундского университета в Швеции мечтают повторить устройство глаз этих ящериц в конструкции фотоаппарата или видеокамеры. Исследователи выяснили, что на сетчатке гекконов больше колбочек, чем у большинства животных, и разнообразие этих клеток у гекконов больше, чем у большинства животных, что делает глаза гекконов чувствительными к большему диапазону световых волн.

10 изобретений, которые человечество подглядело у природы

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Гениальные изобретения, великие открытия и прорывы в науке были сделаны только благодаря наблюдению за природой. Ее творения отличаются максимальной эффективностью, безупречной точностью и экономией ресурсов. А многие вещи, которыми мы пользуемся каждый день, были придуманы задолго до нас.

AdMe.ru собрал для вас 10 самых интересных изобретений, которые мы подглядели у природы.

Нет ничего чище акульей кожи

Акулы — одни из самых чистых существ на планете. Их кожа покрыта большим количеством зубиков. Покрытие зубиков отталкивает опасных микробов и грибковые инфекции. Ученые скопировали структуру акульей кожи на пленке, которую применили в больницах, школах и местах, где обитают опасные микробы.

Гекконы управляют гравитацией

Лапки гекконов покрыты крошечными волосками, которые позволяют им передвигаться буквально по любой поверхности.

Когда люди узнали «секрет» гекконов, был создан клей, который может выдерживать вес 315 кг. И перчатки-липучки на окна, которыми пользуются высотники и астронавты, работают по тому же принципу, что и лапки гекконов.

Кошки видят в темноте

Помните, как глаза кошек светятся в темноте? По правде, они отражают свет, что позволяет им лучше видеть ночью. После того как люди обратили на это внимание, было придумано светоотражающее покрытие, которое нанесли на дорожные знаки по всему миру.

Горбатый кит очень ловкий

Несмотря на свой вес и размеры, киты очень ловкие создания. Изучая китов, ученые заметили бугры в передней части их плавника, которые позволяют разрезать толщу воды, как горячий нож масло.

Основываясь на этом открытии, инженеры изменили лопасти ветровых генераторов и смогли получить на 20 % больше энергии. Позже такую же технологию применили в строении самолетов и вертолетов, увеличив скорость полета.

Лотос самоочищается

Если окунуть лотос в грязную воду, то на нем не останется грязи. Его лепестки покрыты нановолосинками, по которым скатываются капли, смывая всю грязь.

Ученые разработали самоочищающуюся краску с эффектом лотоса. Сейчас такой краской покрывают здания и помещения в больницах, чтобы на них не оседала пыль, бактерии и плесень.

Пустынные жуки умеют добывать воду

Нажмите на картинку, чтобы узнать ответ.

© wikimedia  

Жуки пустыни Нами умеют добывать воду, даже если ее вообще нет. Их панцирь имеет гениальную систему сбора воды прямо из воздуха. Такая способность вдохновила инженеров на создание материала, который добывает влагу из воздуха и обеспечивает самые засушливые регионы питьевой водой. При этом технология остается очень дешевой.

Методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему: Методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

ТЕМА: «ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ»

 

— Посмотри, мой милый друг,

  Что находится вокруг?

  Небо светло-голубое,

  Солнце светит золотое,

  Ветер листьями играет,

  Тучка в небе проплывает.

  Поле, речка и трава,

  Горы, воздух и листва,

  Птицы, звери и леса,

  Гром, туманы и роса.

  Человек и время года –

  Это все вокруг -…ПРИРОДА.

 

—  Мы с вами изучаем природу. А что такое природа?

(природа – это все, что нас окружает)

 

— Действительно, лес, река, небо, воздух, которым мы дышим, вода дождь, снег – все это природа. А есть то, что не относится к природе?

(все, что сделано руками человека)

 

— Как же тогда более точно сформулировать определение природы?

(природа – это все, что нас окружает и не сделано руками человека)

 

— Посмотрите на доску.

 

НА ДОСКЕ:           КОШКА                     ВОДА

                                 ЦВЕТОК                     КАМЕНЬ

                                 ДЕВОЧКА                  ПЕСОК

 

— Как вы думаете, по какому признаку я разделила слова на две группы?

(живые и неживые)

 

— Значит, природу можно разделить на две группы:

 

                                                                  ПРИРОДА

 

 

                                             ЖИВАЯ                           НЕЖИВАЯ

  

 

— Какой вопрос вы мне хотите задать?

(как определить, что относится к живой природе, а что к неживой?)

 

— Молодцы, правильно! Для этого мы должны с вами выделить признаки живого организма.

(дышат, питаются, растут, размножаются)

 

— Давайте проверим, так ли это.

Рассматривается слова первого столбика, и выделяются все признаки.

 

— Приведите  свои примеры живых организмов.

 

— Хорошо, вот сейчас мы проверим, насколько вы усвоили признаки живых организмов.

— Я утверждаю, что забор – это живой организм, так как сделан из дерева, а дерево – это живой организм. Права ли я?   

 

— Кроме выделенных свойств, живые организмы обладают еще другими особенностями.

Как вы думаете, что произойдет с растением, если его не поливать?

(засохнет и погибнет)

 

— А что происходит с человеком, когда к нам организм попадает вирус, например, вирус гриппа?

(слабость, повышается температура…)

 

— Значит, какие еще свойства живых организмов мы выделили?

(могут заболеть и умереть)

 

— Итак, вспомним все, что мы говорили о живом организме.

 

Происходит моделирование определения.

 

НА ДОСКЕ: ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ – ЭТО РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК.

                        ВСЕ ЖИВОЕ ДЫШИТ, ПИТАЕТСЯ, РАСТЕТ, РАЗМНОЖАЕТСЯ,

                        МОЖЕТ ЗАБОЛЕТЬ И УМЕРЕТЬ.

 

По мере того, как дети называют признаки, постепенно вывешиваются части определения. Таким образом, дети сами получают и формулируют определение живого организма.

 

— Ребята, благодаря какому свойству, живых организмов на Земле не становится меньше и число их в природе примерно сохраняется?

(благодаря размножению)

 

— Сейчас мы с вами поиграем, если я называю слово, которое относится к живым организмам, то вы хлопаете в ладоши, если слово относится к неживым предметам, то молчите. (или вариант с презентацией №2)

 

СЛОВА:    МОТОЦИКЛ, СОБАКА, ЛОШАДЬ, РОМАШКА, ТЕЛЕВИЗОР, ТРАВА, ВЕЛОСИПЕД, КОРОВА, ВЕДРО, ГРИБ, ЗАЯЦ, КИРПИЧ.

 

— Как вы думаете, связаны ли живая и неживая природа?

(без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить)

 

— Как вы считаете, «животные»,  к какой природе относится?

 

— На какие группы делятся «животные»?

 

— На этом наш урок закончился. Спасибо за внимание!!!

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки  и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

В дидактических играх  не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что  предметы вокруг них  бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа. 

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы,  реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда  и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга? 

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа  и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение».  Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких  царств состоит мир природы? 

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы»  по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

 

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим  и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1.  «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

 Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы  закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок  и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Скачать картинки к игре «Живая и неживая природа» бесплатно можно по этой ссылке.

 Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира  (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа,  и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар  в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Скачать картинки к игре

Картинки к игре «Природа и рукотворный мир», подготовленные Мариной Анатольевной, можно скачать  бесплатно по этой ссылке.

Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас». 

Популярные статьи:

— Какие бывают самолеты? Зачем нужны самолеты? Познавательная сказка в картинках, развивающие задания для детей. 

— Грибы в познавательных сказках, рассказах, картинках и развивающих заданиях для детей. 

— История утюга в загадках, картинках, стихах и видео для детей. 

— Сказка о зимующих и перелетных птицах. 

— Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Открытый урок по окружающему миру «Живая и неживая природа» 1 класс

Предмет: Окружающий мир
Раздел: Окружающий мир, его изучение.


Тема: Живая и неживая природа.

Цель: Формирование целостной картины мира и осознание человека в нем. 

Задачи: Формировать предметные способы действий: 

 различать объекты природы и изделия человека; 
— различать объекты живой и неживой природы. 

Формировать универсальные способы действий:
— навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

— планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно- познавательными, учебно-практическими задачами;

— целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;

— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять сотрудничество в паре, 

Тип урока (по дидактической цели): Урок открытия нового знания. 
Тип урока (по организационной форме): комбинированный. 

Материально-техническое обеспечение: 
Программы образовательных учреждений О.Т. Поглазова, Смоленск «Ассоциация хх1 век». 
Учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин.Рабочая тетрадь «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. 
Компьютер, мультимедийный проектор, экран,

Ход урока

  1. Организационный момент. Вхождение в урок.

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

-Итак, друзья внимание-

Вновь прозвенел звонок. СЛАЙД № 2

Садитесь поудобнее

Сейчас начнем урок!

-Посмотри мой милый друг Слайд № 3

Что находится вокруг?

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Туча в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва
Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг….природа.

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Цель: настроить детей на плодотворную работу.

-Я приглашаю в путешествие в удивительный мир природы. Но сначала проведем небольшую разминку.

— Я предлагаю вам задание: на доске картинки вам нужно распределить их на две группы ( мальчик, камень, собака, солнце, птица, туча, дерево, игрушка).

Сколько групп получилось?

У нас на доске получились две группы:

Как можно назвать первую? (живая)

Как можно назвать вторую? (неживая)

Какая будет тема нашего урока?

По каким признакам мы определяем что один предмет живой, а другой неживой?

На какой вопрос мы должны ответить?

Почему одни предметы живые, а другие неживые.

Я предлагаю найти ответы на наши вопросы вместе . Готовы?

3.Совместное открытие знаний.

. Цель: научить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой природы.

Совместное открытие знаний.

Что относится к природе, а что не относится?

К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. 

Слайд №4

К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.

Слайд№5

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.

Слайд№6

(Солнце, муравей, игрушки, чайник, дерево, самолет)

Солнце, дерево и муравей – это природа.

Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.

. Определение природы

Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. 

Природа делится на живую и неживую.

 К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды.

СЛАЙД№7 СЛАЙД № 8

К живой природе относятся растения, животные и грибы.

СЛАЙД № 9 СЛАЙД № 10

Физкультминутка

Цель: дать возможность учащимся немного отдохнуть, повысить и удержать умственную работоспособность детей.

СЛАЙД № 11

Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

СЛАЙД № 12

На рисунке изображены две звезды: морская и космическая.

Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.

Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

Признаки предметов живой природы

Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

1. Продолжительность жизни – они растут;

2. питаются;

3. дышат;

4. дают потомство.

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Слайд№13

Сейчас нам нужно подумать

1.Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

Цыпленок, камень, подсолнух.

Слайд№14

Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.

Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит,  камень относится к неживой природе.

Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.

Слайд№15

  1. Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.

(Краб, роза, снеговик)

Лишний — снеговик, он относится к неживой природе. Краб и роза — к живой природе

Слайд№16

( радуга, туча, лягушка)

Лишняя – лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.

3.Применение новых знаний. Работа в парах.

Продолжение работы по теме урока.

Цель: выявить, у кого из учащихся есть затруднения в усвоении данной темы.

Контролирующее задание.

Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)

Коммуникативные УУД

СЛАЙД № 17

Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.

(К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.

К неживой природе относятся горы, облака.)

Физкультминутка

Цель: дать возможность учащимся немного отдохнуть,повысить и удержать умственную работоспособность детей.

СЛАЙД № 18

Мы листики осенние

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

(Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Работа в тетрадях Слайд №19

Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек — часть живой природы.

. Связь живой и неживой природы

Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.

1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.

2. Без воды все живое погибает.

3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

. Охрана природы

Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».      

Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.

Слайд № 20(рыбы)

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы

Слайд№ 21

Рыбы – вода, птицы – воздух, звери – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину!

5.Рефлексия.

Цель: систематизировать знания учащихся полученные на уроке.

Ответили мы на поставленные вопросы?

Какая бывает природа? (живая и неживая)

Чем отличается живая природа от неживой?

Подумайте, а есть ли связь между живой природой и неживой?

Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни?

(воздух,вода, пища, тепло, свет)

А человеку?

Между живой и неживой природой есть тесная связь.

Солнце, воздух и вода –необходимы живым существам.

Как нужно относится к природе? (бережно)

Всегда помните об этом!

6 Итог урока.

Цель: дать оценку успешности достижения целей поставленных учащимися на уроке, учить детей выделять главное, чтобы цель стала осознанной. 

Ребята, вам понравился наш урок? Как работали? Дружно, все вместе. Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?

Мне тоже очень понравилось с вами работать и я хочу вам подарить солнышко.

А солнышко это живая или неживая природа?

Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!

СЛАЙДЫ № 22, 23, 24.

Что такое «невидимые нити» — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Все элементы окружающего мира связаны между собой.

Невидимые нити — это связи, которые существуют между частями природы.

Можно выделить следующие связи:

  • неживая природа ⇄ живая природа;
  • растения ⇄ животные;
  • животные ⇄ животные;
  • человек ⇄ природа.

Неживая природа  ⇄  живая природа

Солнце, воздух и вода — то, без чего не могут существовать живые организмы. Солнце даёт тепло и свет. Воздух нужен для дыхания. Без воды не сможет жить ни один организм.

  

    

И наоборот, живые организмы влияют на неживую природу. Растения выделяют в воздух кислород. Грибы и бактерии обогащают почву.

Растения ⇄  животные

Без растений животные существовать не могут.

  

Растения:

  • служат пищей для животных;
  • обеспечивают животных кислородом;
  • дают место для жизни;
  • служат материалом для построения жилищ (гнёзд, нор).

  

deer-flowers-grass-wildlife-elk-antlers-grassland-pasture-fauna-mammal-prairie-vertebrate-white-tailed-deer-grazing-630523.jpg

  

  

Животные тоже влияют на растения.

  

Животные:

  • опыляют растения;
  • распространяют плоды и семена;
  • защищают растения от насекомых.

  

  

Klkk5CN.png

Животные ⇄ животные

Между животными тоже существуют связи. Например, многие животные заботятся о своём потомстве.

  

  

Но в основном связи между разными животными проявляются в том, что они поедают друг друга.

  

  

Человек  ⇄  природа

Человекчасть природы и без неё жить не может.

  

Природа даёт человеку:

  • пищу;
  • воздух;
  • одежду;
  • материал для строительства жилья;
  • сырьё для фабрик и заводов.

  

  

0014-020-Dobycha-uglja-otkrytym-sposobom.jpg

  

Человек тоже влияет на природу. Часто его необдуманные действия наносят природе вред. Люди не должны нарушать природное равновесие, потому что в природе всё взаимосвязано.

Методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Предмет:   Окружающий   мир

Класс: 1 Д

Тип урока: ОНЗ

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы.

 Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Задачи:

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и  познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

 Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Формировать умения фиксировать шаги УД, тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать  бережное отношение к богатствам живой и неживой  природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

1. а) картинки  гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол,   Луна;

    б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2.  Эталоны по признакам живых предметов:  РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ,  РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ,  ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

3. Учебник, Окружающий мир 1 класс 30 -32 стр.

4. Стакан воды;

 5. Эталоны: живые  природные богатства,  неживые  природные  богатства.

Раздаточный материал:

 1.Конверты с картинками живой и неживой природы; 

2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.

3.Солнышко  для этапа рефлексии.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

— Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Подумайте, всё ли у вас готово для успешной работы? (Учащиеся проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.)

 — Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

 Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса.

 Человек и время года.

 Это всё вокруг… (природа) 

1.С чего мы начнем свою работу?

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.   Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Да, это природа.   Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой?  (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т.е. человек. Какие предметы делает человек своими руками?  ( книги, машины, дома, …).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек  может сделать своими руками?   (Нет)

 ПРИРОДА —  это все  то, что  существует без помощи человека.    Все то, что сделано и создано  руками человека не относится к природе.  

Может человек сделать солнце? – Нет.

Камни? – Нет.

 — Природа и вещи, которые сделал человек,   связаны между собой? (Ответы)

—  Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

 Мы природу   создать не можем, а   пользуемся  ею.

2.Работа в парах.

Ребята, а сейчас поработаем в парах.  Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем,  высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет  вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы — надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски.  Но одно условие.  На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Двое выполняют на доске.  Выполненное задание будет эталоном и  по данному эталону дети проверяют свою работу.

− Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно.  Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец  для проверки. Проверяйте.

 Какие группы вы выделили?  Ответы детей работающих у доски.

1 группа – машина, книга, стол — предметы, которые сделаны руками человека;  

2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна — объекты природы.  

III. Выявление места и причины затруднения.

— Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном — образцом. У какой пары есть ошибки,  исправляем по данному эталону.

1.А что у вас вызвало затруднение?

 -не смогли разделить на 2 группы;

 — мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край парты.

2.Проблемный вопрос:

Ребята, это что?  — Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да.  

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

 А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему — то задумчивый. У него в руке письмо, какое — то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем.  (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут   Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел,  высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет  и ещё  птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. ( на экране самолет и птица)  

— Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

 Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? — самолет.

 Он  живой или нет? Как же отличить живых предметов от  «неживых?» (ответы детей)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере.  Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Питается  — да, кушает;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое   умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? ( О живой).

И значит,  так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются,  дышат, питаются, растут, двигаются,  у всех появляются детки,  рано или поздно все живое   умирает.

На доске эталон:

РОЖДАЮТСЯ

ДЫШАТ

ПИТАЮТСЯ

РАСТУТ

ДВИГАЮТСЯ

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ

УМИРАЮТ

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).  Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается – да, из яиц.

Дышит? – да;

Питается? – да, клюет зерна;

Растет? – да;

Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается? – нет, его делает человек, т.е. сделан руками человека.

 Дышит? – НЕТ;

Питается? – НЕТ;

Растет? – НЕТ;

Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

Детки есть? – НЕТ.

Умирает?- НЕТ. Ломается.  Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ  И  НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа»

1. Применение  знаний  на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик,  ДЕНЬГИ.  Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Деньги – давайте  подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А  у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги — это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству?  Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ!  Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

 А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет.  Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет  прожить без воды. Вода для всех  является природным богатством. 

Наша природа очень богата. Природа — наш щедрый друг, у нее  есть разнообразные богатства. Она  дарит нам  свои   богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на  следующие группы:  Эталон на доске:

— живые  природные богатства

— неживые  природные  богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце,  к какой  природе относится?  (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет.  Детки появляются? Нет. Значит,  какое  богатство? Солнце — неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе  относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

Какое задание вы должны были выполнить? Надо разбирать по признакам:

Дерево — живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.  Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит — листья деревьев дышат, если их закроем  под пленкой, то дерево погибнет;

Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет —  да, сначала оно маленькое потом большое;

Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево (размножается) — у него детки есть?  — да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да

Значит,  мы доказали, что дерево живое, а солнце  неживое  природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее  богатство живой природы или богатство неживой природы?

Неживая природа  тоже является нашим богатством.  Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни.  Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует  в своей жизни и получает полезные вещи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (на отдельных листочках)

— Теперь мы знаем,  что такое живая и неживая природа? ( Да)

— К какому шагу вы перейдете? ( Надо выполнить самостоятельную работу и закрепить то, что мы узнали)

— Для чего важен этот шаг? ( Чтобы учиться применять новое знание.)

—  Приготовили синие  и зеленые карандаши. Перед вами лежат листочки, на которых нарисованы богатство живой и неживой природы. Вы должны зеленым цветом обвести богатства живой природы, а синим  цветом обвести богатства неживой природы.  (Дерево, солнце, облако, лиса, человек, звезда или планета).

 Самопроверка по эталону. (после выполнения работы проводится). На слайде

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

Работу закончили, молодцы. Проверили все вместе. У кого неправильно, то исправляем. Как можно проверить свои результаты?  — По эталону.

 − Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

 − Мы преодолели затруднение? (Да.)

 − Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

  1. Работа по учебнику.

А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Давайте рассмотрим таблицу в учебниках стр. 32 .  

Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить полезные вещи?  Работаем простыми карандашами.

 − Полезные вещи нужно соединить с нужным объектом. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

 − Проверяем по ЭТАЛОНУ.

 Учитель открывает на доске эталон — образец.

 − У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся исправляют свои ошибки.)

А теперь учебники закрыли и убрали на край парты.

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.  Вам нужно найти ответ и  определить: это – живое природное  богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

2.Загадки.  (рисунки вывешиваем  на доске )

1. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука — во лбу

Так похож он  на трубу! (Слон – живое природное богатство)

2.Дом по улице идёт,

 На работу всех везёт

 Не на курьих тонких ножках,

 А в резиновых сапожках. (Автобус  — неживое природное богатство)

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед — неживое природное богатство )

 4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

 Чучело трёхглазое на одной ноге.

 Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти.  (Светофор — неживое природное богатство )

5.  Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево — живое природное богатство)

  

VIII. Рефлексия учебной деятельности  на уроке.

— Что необходимо сделать в конце урока? ( подвести итог нашей работы) 

— каких два основных шага вы выполнили ( мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ)

1. Мы узнали что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой  природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

-В чем было затруднение и почему оно возникло?

Какова была цель? (узнать  богатства  живой  и неживой  природы и  различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да)-

 Чем мы воспользовались при достижении цели? (провели практическое задание  по определению живой и неживой природы, работали  в парах и по учебнику)

У кого остались затруднения? 

Проанализируйте свою работу.  Как мы оцениваем свою работу? На отлично!

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое.  Он теперь никогда не ошибется.

(Слайд Лунтика — улыбчивый, радостный, потом сразу убрать слайд, чтобы дети не отвлекались).

Лунтик  оставил  вам  загадки и подарки —  солнышки. Учитель раздает учащимся солнышки.

Ребята, давайте вспомним, к какой природе относится человек: к живой или неживой? Да, человек часть живой природы. А поскольку человек – сам часть природы, он не может жить без природы и без её богатств. Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом?

  Чтобы природа дала нам свои богатства надо его любить и беречь.   Человеку нужно бережно относится  к природе.

Земля — наш общий дом. Небо, дождь, ветер,  океан и тихий ручеёк, лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей. 

ЗАПОМНИТЕ это правило:

 «Поступай по отношению к природе так,  как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *