Схема маслоу: ПИРАМИДА МАСЛОУ: ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, УРОВНИ, ВЕРШИНА

Содержание

ПИРАМИДА МАСЛОУ: ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, УРОВНИ, ВЕРШИНА

Косвинцев Михаил

Практикующий маркетолог с опытом работы более 6 лет. Руководитель отдела маркетинга в международной компании ООО ВИДЖЕТ (Zvonobot) . Спикер тематических форумов для предпринимателей и онлайн-курсов по маркетингу.

Пирамида Маслоу — это последовательные потребности людей, которые складываются от самых простых до более глубоких. Пирамида Маслоу — распространённая мотивационная концепция, представляющая иерархию потребностей, которую разработал психолог Абрахам Маслоу. В интернете есть много графических вариаций гипотезы, поиск которых не займет много времени.

Содержание

  1. Теория иерархии потребностей кратко
  2. Биография Абрахама Маслоу и история создания пирамиды потребностей
  3. Принципы и суть пирамиды Маслоу
  4. Структура пирамиды Маслоу
  5. Уровень №1. Физиологические потребности
  6. Уровень №2. Безопасность
  7. Уровень №3. Социальные связи
  8. Уровень №4. Престиж
  9. Уровень №5. Духовность (самоактуализация)
  10. Уровень №6. Познавательные потребности
  11. Уровень №7. Эстетические потребности
  12. Плюсы и минусы пирамиды Маслоу
  13. Применение в жизни
  14. Как использовать теорию потребностей Маслоу в маркетинге
  15. Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
  16. Как оценить потребности клиента по пирамиде Маслоу
  17. Спорные моменты в теории Маслоу
  18. Критика
  19. Любопытные факты
  20. Заключение

Теория иерархии потребностей кратко

В знаменитой пирамиде Маслоу, отображающей иерархию человеческих потребностей, есть пять основных ступеней и две дополнительные. Ступень получения знаний и эстетического удовлетворения находятся перед разделом с реализацией духовных ценностей. 

При этом важно отметить, что один тип желаний не может заменить другой (например, нельзя удовлетворить духовные потребности и не удовлетворять при этом потребностей физиологических). Все ступени важны, нельзя какую-то убрать из графика — возможность достичь полной гармонии появляется только при наличии и достижении желаний всех разделов.

Схематичное изображение пирамиды Маслоу

Биография Абрахама Маслоу и история создания пирамиды потребностей

Маслоу Абрахам был рождён в 1908 году Киевскими эмигрантами Нью-Йорке. Еще в юном возрасте на мальчика возлагают большие надежды, он показывал свои способности в школьный период. 

Он учился менее года на юриста в колледже, однако это направление не заинтересовало его. Психологию Абрахам познал в институте Корнелла. Юноша в 28 году прошлого столетия стал обучаться в Висконсинском университете психологии под предводительством Гарри Харлоу, изучавшим поведения обезьян.

После получения классического бихевиористского образования юноша защитил научную работу, посвященную изучению взаимосвязей социальных качеств и сексуальности у обезьян.

Учёный был какое-то время бихевиористом (изучал поведение людей и животных), но со временем он начал углубляться в эту сферу и общаться с другими учёными из этой сферы. Более всего учёного впечатлил Джон Б. Уотсон. О нем автор отзывался, как о человеке, который привёл его в сферу психологии. 

Однако по словам Абрахама, такая теория хороша только в лабораторных условиях, её нельзя использовать в реальной человеческой жизни. Она не помогает найти полезные и главные ценностные ориентиры, однако она мотивирует человека, обеспечивает стимул действовать.

В 1937 году прошлого века Маслоу стал профессором в Бруклинском колледже и встретил там Альфреда Адлера, Макса Вертгеймера, Эриха Фромма, Рута Бенедикта и других знаменитых психологов. Под их влиянием мужчина начал выполнять уникальные исследования здорового класса общества — это послужило основой теории о самоактуализирующемся человеке.

Если сначала психологов интересовали только люди, у которых есть психические отклонения разного рода, то благодаря Абрахаму исследования проводились со здоровыми и психически уравновешенным личностями, благодаря чему сформировалось позитивное, гуманистическое восприятие человеческой природы.

Такой подход позволил психологу посмотреть на человеческие потребности с новой стороны.

Однако группа бихевиористов такой подход воспринимать не хотела. Люди из такого сообщества не обращали внимание на проявление любви, самореализации и других социальных проявлений, но Маслоу удалось не только провести исследование на их основе, но и предоставить обществу более точное описание человеческой реализации. Из-за этого долгое время социум не хотел принимать психолога всерьёз.

Но в период с 1950-1960 годов в новом гуманистическом направлении исследования психолога стали популярными. В 1967 году Абрахама избрали на пост президента в Американскую психологическую ассоциацию.

Обратите внимание! При создании своей теории Маслоу не строил графиков. Знаменитая пирамида была создана У. Стоппом в 1975 году.

Абрахам Маслоу

Принципы и суть пирамиды Маслоу

Теория Маслоу гласит, что у человеческих потребностей есть далеко не один уровень, все они делятся на несколько секторов — сначала удовлетворяются базовые желания, а затем уже возвышенные стремления.  

По мнению автора, человек может испытывать и удовлетворять высшие потребности только после удовлетворения низшими. Если индивид голодный и ему негде спать, он обращает внимание только на эти проблемы. 

Когда вопросы физического (базового, основного) состояния решены, индивид уже может задумываться о создании семьи, рождении потомства, социальном статусе, карьере и реализации себя как личности.

Следует назвать сразу все ступени, которые входят в пирамиду потребностей Маслоу. Автор считает, что желания человека находятся и должны исполняться именно по такому принципу:

  1. Физиологическая нужда (вода, сон, отдых и еда), которую закладывает природа в каждого человека.
  2. Стремление обезопасить себя от внешних угроз.
  3. Получать и отдавать любовь (общаться с друзьями, семьёй, коллективом, людьми из круга интересов) — все действия, связанные с социумом.
  4. Введение себя и приобретение престижного социального статуса. Если человек получает еду, безопасность и любовь, он начинает задумываться о собственном престиже.
  5. Развитие духовных качеств (развитие талантов, занятия хобби, обретение любимого дела).

После создания пяти ступеней автор добавил ещё две — желание приобрести знания и эстетическое удовольствие.

Структура пирамиды Маслоу

Как уже было сказано выше, знаменитый график содержит несколько ступеней. На первый взгляд, все просто и понятно, однако следует глубже изучить каждую из них.

Уровень №1. Физиологические потребности

Базовый уровень — это нужда физиологических состояний. К ним относится пища, жилье, питье и сон. Когда элементарные средства для жизни отсутствуют, а плотские удовольствия не получены, индивид не может думать о более высоких желаниях. 

Когда голод, холод, жажда и сексуальное желание преобладают над человеком, он может даже не обращать внимания на внешнюю угрозу. Конечно, социальный статус и эмоциональный голод уходят на второй план, впереди остаются только действия, диктуемые природными процессами.

Эту ступень невозможно убрать ни из одного варианта интерпретации пирамиды, она является жизненной необходимостью, а не прихотью, подобный опыт проживал каждый человек.  

Без удовлетворения базовых потребностей невозможно уделить внимание более высоким желаниям. Здоровый организм самостоятельно регулирует температуру, кровяной состав, количество питательных веществ, метаболизм и другие физиологические процессы, нужные для стабильного функционирования организма.

Если в организме дефицит каких-либо веществ, человек становится «счастливым» обладателем парциального голода, из-за чего возникает специфический аппетит. В этом случае организму требуются силы на избавление от недостатка физических ресурсов. При этом индивид не может думать о научных проблемах или вопросах искусства, его волнуют только природные инстинкты.

Однако автор теории в этом случае говорит об удовлетворении высших нужд через базовые желания. Когда индивид испытывает чувство голода, он принимает пищу и чувствует безопасность. Когда возникает потребность в сексе и личность удовлетворяет её, она становится ближе с партнёром, получает и отдаёт любовь. Таким образом, высшие желания автоматически исполняются.

Индивид, который долгое время остается голодным, думает только о еде. Его мироощущение и философия меняются на более примитивные. Ему не нужен социальный статус, уважение и любовь для выживания, основная цель — добыть еды поесть. Поэтому сейчас предлагают купить различные курсы и блоги, в которые входит познание меры голода. 

Уровень №2. Безопасность

Проблемы второй ступени — структурированная жизнь, наличие постоянного дохода, тревожное состояние. Если у индивида удовлетворены желания второго типа, он чувствует себя уверенно и безопасно. Когда чувство голода и жажды проходит, можно создавать безопасность, работать над своей комфортной зоной.

Когда у индивида постоянно включён режим ожидания и тревоги, он не способен думать о других вещах. Если на улицах государства преобладают беззаконие и хаос, есть постоянный риск потерять финансовые накопления и доход, индивид не может сосредоточиться на получении престижного социального статуса, у него меняется мировоззрение и ценностная философия.  

Приоритет нужды в безопасности может становиться в один ряд с физиологическими желаниями. Уверенность в завтрашнем дне должна быть такой же твёрдой, как и уверенность в получении еды, воды и крова. Во многом это зависит от политики и соблюдения государством конфиденциальности граждан.

Уровень №3. Социальные связи

Когда низшие (базовые, основные) потребности удовлетворены, у индивида появляется потребность испытывать любовь и получать её от других членов общества, обрести признание социума, получить привязанность и самому привязаться к другим людям, познакомиться с людьми со схожими интересами. 

Теперь возникает желание создать семью, завести детей, обрести любимого человека, получить поддержку друзей и так далее. У индивида возникает желание найти группы по интересам, со схожим мировоззрением и философией личности. 

Когда физиологическая нужда удовлетворена, личность защищена от внешних угроз и материальной нестабильности, можно работать над чувством одиночества, обсуждать с близкими переживания, успехи и надежды.  

Теперь нужно, чтобы человека кто-то понимал и нуждался в нем. Даже простое письмо в чате или на сайте, пусть, например, даже от бота, станет хорошей базой даже для закрытия основных потребностей.

Ещё когда люди жили в племенах, они собирались группами, чтобы справляться с невзгодами жизни. Сейчас же люди живут цивилизованной жизнью, социальные нормы и материальное состояние сильно изменились. Сейчас люди меньше общаются друг с другом с глазу на глаз, однако потребность в общении не пропала.

Большинство людей только общаются с коллегами на работе, но при этом хотят любви и заботы. Такая ситуация становится глобальной проблемой, ведь каждый человек словно живёт в своей ракушке, не думая о своих и чужих ощущениях. 

Если такие желания не выполняются, человек не адаптируется к социальной среде, что в итоге приведёт к серьёзным психологическим отклонениям и патологиям.

Из-за того, что в социуме надо правильно проявлять чувства и эмоции (не быть, к примеру, слишком нежным по отношению к собеседнику, чтобы последний понял все действия правильно), люди часто ограничиваются базовыми эмоциональными проявлениями. Это влияет на неудовлетворённость.

Уровень №4. Престиж

Каждый психически здоровый индивид рано или поздно нуждается в высокой оценке талантов, признании заслуг перед социумом. Это влияет на состояние эго. Автор графика выделяет два типа уважения:

Желание и стремление, которое основано на личных заслугах, достижениях и успехе (интеллектуальная способность, профессиональный рост). Из-за признания человек становится независимым, уверенным и свободным.

Престиж и репутация, которую другие члены общества выражают конкретной личности. От славы, внимания, статуса и признания окружающими зависит внутреннее эмоциональное состояние личности. Если эти желания достигнуты, человек чувствует, что он нужен и важен для мира.

Когда подобные не удовлетворены, у индивида может возникнуть депрессия, неуверенность в своей нужности, различные психические отклонения. Самооценка, в основу которой ложится заслуженное признание и уважение, самая здоровая и адекватная. При этом она не должна основываться на намеренной похвале, единичном успехе и лести.

Уровень №5. Духовность (самоактуализация)

Эта ступень является последней в любой интерпретации пирамиды. В последней версии добавились ещё два типа, о которых будет рассказано ниже.

Когда все основные потребности удовлетворены, человек может переходить к работе со своим духовным состоянием. Стоять на этой ступени довольно престижно, однако прийти к ней довольно сложно. 

К примеру, человек работает строителем, воспитывает прекрасных детей, имеет хорошие отношения с супругой и постоянный стабильный доход, живёт в демократичном обществе, получает нужную информацию и эстетическое удовольствие. 

Однако строитель также любит сочинять музыку, но не делает этого. Потребность в написании композиций является нереализованным потенциалом, который в итоге все равно не дает человеку жить полноценной жизнью.

При этом потребности пятого уровня не являются эгоистическими, они должны быть гуманными и приносить пользу обществу (картина, музыка, стихи, проза и так далее).

В некоторых случаях потребность в духовном развитии выходит на первый план, заслоняя собой физиологические нужды. Такое случается у творческих людей, есть много примеров из истории, когда голодные и уставшие писатели создавали произведения чуть ли не на улице под дождём, не принимая еду при этом несколько дней или оставаясь полуголодным в течение месяца.

Уровень №6. Познавательные потребности

В первой версии пирамиды этого уровня не было, однако позже Маслоу решил его добавить. Она идет до самоактуализации. Здоровые люди, по мнению автора, хотят изучить неизведанные, таинственные сферы. Если у индивида не возникают вопросы, он начинает скучать. При этом когда личность тянется к знакомым и привычным явлениям, у него появляется компульсивно-обсессивное расстройство и другие психические отклонения.

У людей возникает психологическая патология, когда работа осуществляется по одному принципу, жизнь течет без изменений. Такие люди могут потерять ценность жизни, перестают интересоваться событиями окружающего мира, деградируют в моральном плане.  

В этом случае обрести радость жизни поможет простая смена работы. Маслоу считает, что удовлетворение подобных потребностей особенно важно в детском возрасте. Именно тогда люди больше всего интересуются событиями окружающего мира и его законами. Взрослым же это не всегда интересно, так как базовые знания у них уже имеются.

Уровень №7. Эстетические потребности

Некоторые люди стремятся создать эстетическое пространство вокруг себя, при этом каждый имеет разную тягу к эстетике. Когда вокруг человека некрасивые, уродливые и отвратительные вещи, он может даже заболеть на физическом уровне. 

Эффективное средство избавления от неудовольствия — обратить внимание на внутренне близкие ценности. Психолог считает, что здоровые дети всегда следят за эстетикой окружающей среды.

С внешней стороны эстетические нужды индивид удовлетворяет при помощи создания структуры, системы, порядка, симметрии и так далее. Однако излишнее проявление структурированности (перфекционизм) является психологически отклонением от нормы.

Классическая пирамида Маслоу выглядит так

Плюсы и минусы пирамиды Маслоу

У этой гипотезы есть свои преимущества и недостатки, которые важно знать для более точного понимания системы. Типичная классификационная модель имеет отличия по сравнению с теорией Маслоу. 

Психолог считает, что последнего уровня пирамиды достигают только 2 процента людей. Однако не все люди могут достигать верхних ступеней, удовлетворяя постепенно нижние. В жизни нередко исполнение желаний происходит не последовательно. Часто, к примеру, творческие личности сосредотачиваться на высших ступенях, игнорируя первые.

Применение в жизни

Теория психолога помогает провести анализ программы деятельности окружения индивида, а также сформировать личные потребности. Она помогает задуматься над своими предпочтениями и желаниями, а также быстрее их реализовать. 

Люди могут задуматься о полной свободе, опираясь на семь ступеней, что позволяет избавиться от страхов, переживаний, тревожного состояния и перейти на сторону удовлетворенности и наслаждения моментом.

Немного разбавленная строгая иерархия эмодзи для легкого запоминания ключевых моментов

Как использовать теорию потребностей Маслоу в маркетинге

Грамотная маркетинговая компания может получиться, если ее директора и администрация при создании сложного товара будут опираться на потребности целевой аудитории. 

К примеру, покупателями бизнеса являются ученики и рабочие люди, которые едят в перерыв в сетях быстрого питания, значит, им не нужно разнообразное меню, однако скорость обслуживания и привлекательный внешний вид заведения (не ресторанный, а уютный и простой) точно привлекут их внимание.

Или автосервис занимается продажей автомобилей. В этом случае новый продукт должен быть для клиентов не просто средством передвижения, но и статусом престижа и респектабельности. Важно учитывать форму пирамиды Маслоу в маркетинге, когда маркетолог ищет решение шаблона для обеспечения услуг.

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

Если в работе и бизнесе обращать внимание на знаменитые ступени, карьерный путь будет успешным и быстрым, а фирма достигнет высокого уровня в скором времени.

Благодаря данной теории, можно:

  1. Понять, какую нишу для себя выбрать.
  2. Понять, какое место карьера занимает в жизни конкретной личности.
  3. Провести анализ дохода и инструментов, которые предоставляет компания или рынок.
  4. Автоматизировать процесс производства товаров.
  5. Увеличить количество покупок.
  6. Изучить поведение и нужды сотрудников для продуктивной работы.

Как оценить потребности клиента по пирамиде Маслоу

Благодаря этому графику, можно составить план продаж на длительное время. Теория мотивации помогает понять, какие нужды имеет аудитория, а какие ее желания уже исполнены. Пирамида помогает сделать доход со своего бизнеса стабильным. Маркетологи используют график, чтобы определить уровень удовлетворённости клиента и предложить ему нужный продукт.

Теория мотивации Маслоу

Спорные моменты в теории Маслоу

Многие считают, что сам график создал психолог Абрахам Маслоу. Однако как уже было сказано выше, он лишь высказал теорию. В геометрическую фигуру ступени собрал У. Стопп. 

Актуальность этой теории на данный момент несколько снизилась. Учёные провели исследование, которое показало, что не все люди стремятся создать семью, воспитать детей, а затем стремиться получить уважение социума. 

Многие просто меняют местами ступени пирамиды в процессе жизни и этот процесс является нормальным. Это связано с тем, что единого мнения об иерархии потребностей нет. Как утверждает автор, удовлетворение физиологических нужд является самым необходимым условием.

Часто обобщение происходит неверно. Существует даже теория, что сам Маслоу отказался от своей гипотезы и доработали концепцию мотивации со временем. Об этом говорят его последние труды.

Критика

Как уже было сказано выше, автора долгое время не принимал социум из-за его специфической модели нужд. Сейчас многие учёные опровергают гипотезу психолога, так как они считают, что Маслоу принимает людей за животных, которым всегда что-то нужно. 

Другие же считают, что невозможно полностью удовлетворить потребности одной ступени. Третьи утверждают, что практическое применение графика нереально в современном мире.

Такое мнение распространено в обществе из-за отказа учёного от своей теории. Как уже было неоднократно сказано, психолог решил изменить (дополнить) ступени новыми разделами. Сейчас можно бесконечно менять иерархию, добавлять и убирать сектора.

Автор выдвинул простую гипотезу, надеясь её доказать на практике. Однако сделать этого не получилось, поэтому теория больше относится к философии, чем к практике в маркетинге или карьере.

Любопытные факты

  1. Сам Маслоу не создавал знаменитую пирамиду.
  2. Психолог утверждает, что достичь вершины могут только 2 процента населения планеты.
  3. Существует много альтернативных теорий, которые легче применить на практике в повседневной жизни.

Заключение

Теперь можно сделать выводы. В статье были подробно рассмотрены все ступени теории, которые помогают узнать принадлежность конкретного человека к определённому социальному классу, а также разобраться в собственном психологическом состоянии.  

Концепция не является готовым инструментом для ведения бизнеса или внедрения в маркетинговые проекты. Каждый пункт гипотезы нужно рассматривать, опираясь на современное общество и целевую аудиторию, нельзя интегрировать несколько пунктов. Важно пользоваться комплексным приемом к каждой сфере жизни, чтобы точнее понять законы Мироздания и достичь последней ступени.

Объяснение пирамиды потребностей Маслоу для детей и взрослых: Видео

Мотивируй и властвуй Что нужно знать руководителю о Маслоу, Макклелланде, Герцберге и теории самодетерминации?

Как замотивировать сотрудников?
Пообещать больше денег? Вариант хороший, но сработает не со всеми и не всегда.
А неразумно раздутый фонд оплаты труда еще и всей компании сделает хуже.

 

Великая задача

 

Соберите 10 своих сотрудников в одной комнате и попросите их собрать пазл, выделив 15 минут на выполнение задачи. Пускай это будет пазл с изображением кота. Когда время подойдет к концу, а очертания кота станут очевидными, выдайте каждому из участников лист бумаги и попросите описать свои эмоции с помощью графика. Вертикаль — уровень мотивации, горизонталь — 3 временных отрезка, на которые было разбито выполнение задачи.

Когда вы совместите графики, то увидите, что, несмотря на идентичность выполняемых действий, временного промежутка и условий, мотивация участников окажется диаметрально противоположной. Кто-то не понял, зачем тратить на это время, и недовольно перебирал детальки с самого начала. Кто-то вспомнил, что дома у него болеет настоящий кот, и эти мысли теперь не дают ему покоя. А кто-то обожает пазлы и дома собирает их по ночам в тайне от родственников. Он-то и оставался заинтересованным на протяжении всего задания.

Мы считаем, что в основе менеджмента мотивации лежит индивидуальной подход.
На мотивацию сотрудника могут влиять даже факторы, не относящиеся к работе — больной кот, например. Чтобы руководитель мог работать с мотивацией каждого подчиненного, ему необходимо понимать всю совокупность потребностей, на нее влияющих.

Каждый человек обладает целым рядом потребностей, часто они отличаются друг от друга. Чтобы системно работать с уровнем мотивации, необходимо уметь классифицировать потребности.

В своей практике мы работаем с четырьмя теориями классификации потребностей:
• пирамида Маслоу;
• двухфакторная модель Герцберга;
• трехфакторная модель Макклелланда;
• теория самодетерминации Деси и Райана.

Давайте по порядку!

 

Пирамида Маслоу

 

 

Теория Абрахама Маслоу широко применяется в бизнесе и маркетинге и, в целом, хорошо известна за пределами этих областей. Наверняка кто-то из вас помнит ее еще со времен университета!

Маслоу видит потребности человека как иерархическую структуру, которая удовлетворяется также иерархически — снизу вверх. Следовательно, пока не удовлетворены нижние этажи, о последующих речи идти не может. Эту модель отличает общая сбалансированность и универсальность. Посмотрим на уровни пирамиды, чтобы понять причины ее популярности.

Физиологические потребности

Потребности, необходимые для выживания: сон, пища, крыша над головой и так далее. Когда человек стремится удовлетворить этот уровень потребностей, заработанные деньги тратятся на самое насущное, ни о чем другом он думать пока не не может. Приоритетнее прокормить себя и семью.

Потребность в безопасности

Потребность быть уверенным в завтрашнем дне. Когда человек закрывает базовые физиологические потребности, он хочет чувствовать комфорт вокруг себя: дом, из которого не выселят, работа, с которой не уволят в любой момент, наличие денежных средств, способных обеспечить комфортное существование.

Социальные потребности

Это стремление быть частью коллектива, быть принятым в группу и чувствовать себя в ней равным. На этом этапе для человека становятся важными командная работа и общение с людьми.

Потребность в уважении

На этом этапе человек понимает, что делает что-то лучше других, и хочет, чтобы на это обратили внимание. Эту потребность можно разделить на два спектра:
а) желание карьерного роста, увеличения влияния на других;
б) желание признания, похвалы, места №1 в команде.

Для осуществления этого уровня потребностей в больших компаниях существует множество инструментов: от соревнований, наград и повышений, до возможности ставить машину на корпоративной парковке рядом с начальником.

Потребность в самореализации

Последняя ступень пирамиды — желание работать с интересными задачами, заниматься увлекательным делом, узнавать новое и самосовершенствоваться.

Интересный факт.
Пятая ступень характерна для людей творческих профессий, при этом они могут стремиться к ее удовлетворению, забыв о всех предыдущих ступенях: работать в голоде, нищете и без уважения коллег. В этом случае желание творить становится базовой потребностью, перемещаясь на первую ступень. Мы уверены, что это лишь исключение, подтверждающее правило.

Первые два уровня пирамиды Маслоу — первичные потребности, важные для каждого человека. В свою очередь, остальные потребности называют вторичными, и они уже ярко выражены не у всех.

 

Двухфакторная модель Герцберга

 

 

Согласно подходу Герцберга, все факторы, влияющие на поведение человека, можно разбить на две группы: гигиенические и мотивирующие.

Гигиенические факторы — зарплата, условия труда, рабочие отношения в коллективе. Согласно Герцбергу это то, на что человек ориентируется при поиске работы. Если все это выполнить, сотрудник будет просто готов прийти в вашу компанию. Обратите внимание, факторы тесно пересекаются с первыми двумя уровнями пирамиды Маслоу.

Мотивирующие факторы — интересные задачи, работа в коллективе, обратная связь от руководителя. То, что Маслоу отнес к верхним ступеням своей пирамиды.

Существует причина, по которой эта теория не нравится многим руководителям. Фактически Герцберг утверждает, что ответственность за мотивирующие факторы полностью лежит на руководителях. Компания создает гигиенические условия, благодаря этому люди приходят с желанием устроиться на работу.
Все, что происходит дальше — работа руководителя. Он должен мотивировать сотрудников и учитывать их потребности. Концепция, в шутку называемая в России «пионер, ты в ответе за все», часто не приходится по душе руководящему составу.

 

Трехфакторная модель Макклелланда

 

 

Автор утверждает, что мотивация базируется на трех потребностях:

Потребность в партнерстве

Потребность принадлежать к команде или к разнообразным группам соответствует социальным потребностям по Маслоу. Классический пример: люди, работающие в компании, занимающей не самое перспективное положение на рынке.
Часто они обосновывают свое нежелание сменить место работы тем, что «здесь слишком душевный коллектив и классные люди». Они знают, что могли бы зарабатывать больше, но социальная потребность перевешивает.

Потребность во власти

Потребность в том, чтобы оказывать влияние. Здесь для человека желание управлять, быть первым и влиятельным — главное. Эти желания соответствуют потребности в уважении по Маслоу.

Потребность в достижениях

Речь идет о самореализации, профессиональном росте или признании заслуг. Человек, добившийся успехов, хочет, чтобы его воспринимали как профессионала и уважали за это, но руководить людьми он хочет в меньшей степени.

Проблема модели Макклелланда в том, что она абсолютно не учитывает уровень первичных потребностей. Чтобы вписаться в эту структуру, сотрудник не должен испытывать потребность в безопасности, еде и крыше над головой.

 

Теория самодетерминации Деси и Райана

 

На первый взгляд табличка непростая, поэтому давайте разбираться.

Во главе теории лежит идея об автономной мотивации человека.
Люди склонны проявлять автономную мотивацию, когда их базовые потребности в автономии, компетентности и связанности с другими удовлетворены.

Потребность в автономии
Это потребность в наличии выбора и самоопределении собственного поведения, потребность ощущать себя деятелем, инициатором, причиной собственной жизни и действовать в гармонии со своим «Я».

Потребность в компетенции
Это стремление быть эффективным, справляться с задачами оптимального уровня трудности, откликаясь на вызовы, предъявляемые окружающей индивида средой.

Потребность в связанности
Это желание иметь надежную связь со значимыми людьми, быть понятым и принятым ими, иметь с ними эмоционально теплые взаимоотношения.

Каждый столбец в таблице так или иначе коррелирует с потребностями по Маслоу.
Однако ее главный вывод — чем более автономен человек, тем меньше его мотивируют премии и выплаты. Именно теория самодетерминации объясняет поведение творческих людей, которым призвание куда важнее денег и физических удобств.

 

Каждая из моделей имеет преимущества и недостатки

 

Схема Макклелланда позволяет легко работать с сотрудниками, не имеющих проблем с базовыми потребностями. Однако она считается чересчур упрощенной, и не учитывает тот факт, что даже высший менеджмент иногда может испытывать сложности с удовлетворением физиологических потребностей.

Модель Герцберга учитывает все потребности человека, но возлагает большую ответственность на руководителей. Часто это вызывает у них негативную реакцию, поэтому модель требует более тонкого подхода и пояснения.

Пирамида Маслоу учитывает все ключевые виды потребностей, не прибегает к теме непосредственной ответственности и утилизирует принцип иерархичности. Помимо этого, теория Маслоу легко адаптируется под конкретный бизнес-запрос. Однако кто-то считает ее заезженной и устаревшей и критикует за то, что пирамида не универсальна — некоторые люди готовы «перепрыгнуть» сразу через несколько ступеней.

Теория самодетерминации предлагает понятные инструменты для мотивации, исходя из уровня автономности работника. Но она, как и концепция Макклелланда, оставляет в стороне базовые потребности человека.

Итог: все зависит от компании и особенностей ведения бизнеса!
Иногда лучше даже использовать сразу несколько моделей.

При умении идентифицировать потребность сотрудника по внешним признакам и индикаторам руководитель сможет легко сопоставить реальность с моделью, разработав лучший алгоритм действий для повышения мотивации.

Помните, что теория не важнее практики. Только при умелом совмещении первого и второго можно добиться видимых результатов и вывести компанию на новые высоты.

 

Все необходимые руководителю компетенции мы развиваем на тренинге «Результативное управление». Если требуется углубить знания и практические навыки по каждому направлению, ждем вас на тренингах «Управление проектами», «Управление удаленными сотрудниками» или «Мотивационный менеджмент».

Не нашли интересующий вас тренинг?

Полный список наших тренингов  для развития руководителей смотрите по ссылке.

Теория мотивации иерархии потребностей Маслоу (пояснение диаграммой)

Теория иерархии потребностей Маслоу для мотивации!

Теория мотивации Абрахама Маслоу основана на потребностях человека. Эти потребности классифицируются в последовательной иерархии от более низкого к более высокому порядку в виде пяти кластеров потребностей, как показано на следующем рисунке 10.2:

.

Вышеуказанные пять кластеров потребностей теперь обсуждаются последовательно:

1. Физиологические потребности:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Эти потребности относятся к низшим и самым основным потребностям человека. Они включают в себя удовлетворение фундаментальных биологических потребностей, таких как потребность в еде, воздухе, воде, одежде и крове, обычно выражаемых в именах роти, капада аур макан. Эти потребности оказывают огромное влияние на поведение человека. Предприниматель, также будучи человеком, должен удовлетворять свои физиологические потребности для выживания. Следовательно, он / она мотивирован работать на предприятии, чтобы иметь экономическое вознаграждение для удовлетворения своих основных потребностей.

2. Требования безопасности и защиты:

Второй уровень потребностей в иерархии Маслоу возникает после удовлетворения физиологических потребностей. Потребности в безопасности включают потребность в безопасной среде, свободной от угроз физического и психологического вреда. Эти потребности находят выражение в таких желаниях, как экономическая безопасность и защита от физических опасностей. Удовлетворение этих потребностей требует больше денег, и, следовательно, предпринимателя побуждают больше работать в своем предпринимательском стремлении. Как и физические потребности, они становятся неактивными, как только они также удовлетворены.

3. Социальные нужды:

Человек — животное социальное. Таким образом, эти потребности относятся к принадлежности или принадлежности. Все люди хотят быть признанными и принятыми другими. Точно так же предприниматель мотивирован на взаимодействие с коллегами-предпринимателями, своими сотрудниками и другими людьми.

4. Потребности в уважении:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Эти потребности относятся к самооценке и самоуважению. К ним относятся такие потребности, которые указывают на уверенность в себе, достижения, компетентность, знания и независимость. В случае предпринимателей право собственности и самоконтроль над предприятием удовлетворяет их потребности в уважении, обеспечивая им статус, уважение, репутацию и независимость.

5. Самоактуализация:

Последним шагом модели иерархии потребностей является потребность в самоактуализации. Это относится к самореализации. Термин «самоактуализация» был введен Куртом Гольдштейном и означает актуализировать то, что потенциально хорошо.

Предприниматель может достичь самореализации, став успешным предпринимателем.

В приведенной выше теории иерархии потребностей Маслоу человеческие потребности располагаются в порядке от низшего к высшему. Вторая потребность не доминирует до тех пор, пока первая не будет разумно удовлетворена, а третья потребность не доминирует, пока не будут разумно удовлетворены первые две потребности. Этот процесс продолжается до последней потребности.

Это потому, что человек никогда не бывает удовлетворен. Если одна потребность удовлетворена, возникает другая потребность. Как только потребность удовлетворена, она перестает быть мотивирующим фактором. Для предпринимателей это в основном социальные потребности, потребности в уважении и самореализации, которые мотивируют их работать все больше и больше для их удовлетворения.

Мотивация

Теория потребности в достижениях Макклелланда

Значение предпринимательской мотивации: природа мотивации

Иерархия потребностей Маслоу Теория мотивации (с диаграммой)

РЕКЛАМА:

В этой статье представлен обзор теории мотивации иерархии потребностей Маслоу.

Теория иерархии потребностей Маслоу:

Вероятно, наиболее широко известная теория индивидуальных потребностей и мотивации принадлежит Абрахаму Маслоу, клиническому психологу из США, Маслоу. Он предположил, что каждый человек имеет сложный набор исключительно сильных потребностей и поведение человека в определенный момент обычно определяется его самой сильной потребностью. По мнению психологов, потребности человека имеют определенный приоритет.

По мере удовлетворения основных потребностей человек стремится удовлетворить более высокие потребности. Если базовые потребности не удовлетворены, усилия по удовлетворению более высоких потребностей будут отложены. Маслоу утверждал, что у людей есть пять основных уровней потребностей, которые они обычно удовлетворяют в иерархическом порядке. Он предположил, что потребности человека можно расположить в определенном порядке от потребности низшего уровня к потребности высшего уровня.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Эта иерархия потребностей человека показана на следующем рисунке:

Эту иерархию потребностей можно объяснить следующим образом:

1. Физиологические потребности:

Физиологические потребности берутся за первый или начальный шаг теории мотивации, потому что они являются самыми сильными потребностями до тех пор, пока они не будут разумно удовлетворены. Существуют основные телесные потребности, состоящие из голода, жажды, крова, одежды, воздуха и других жизненных потребностей. Люди сначала пытаются приобрести эти основные жизненные потребности, и только потом они склонны переходить на второй уровень потребностей.

2. Требования безопасности:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

В иерархии потребностей вторыми потребностями являются потребности в безопасности и защищенности. Как только разумный уровень физиологических потребностей удовлетворен (то, что разумно, является субъективной вещью, отличающейся от человека к человеку), люди склонны удовлетворять второй уровень потребностей, которые представляют собой безопасность и стабильность. В современном цивилизованном обществе человек, как правило, защищен от физической опасности или угроз насилия и т.

д., так что потребности в безопасности и безопасности связаны с экономической безопасностью и безопасностью труда, безопасностью источника дохода, обеспечением в старости, страхованием от риска, медицинским обслуживанием. страхование и другие защитные меры для обеспечения удовлетворения физиологических потребностей в будущем, которое может быть непредсказуемым.

3. Социальные нужды:

Когда второй уровень удовлетворен, люди стремятся удовлетворить свои социальные потребности. Человек — социальное животное; он хочет принадлежать к социальной группе, где удовлетворяются его эмоциональные потребности в любви, привязанности, теплоте и дружбе. Социальные потребности можно удовлетворить, находясь в компании друзей, родственников или других групп, таких как рабочие группы или добровольческие группы.

4. Потребность в уважении:

Четвертым в иерархии потребностей является эго или потребность в самоуважении, которая связана с самоуважением, уверенностью в себе, признанием, признательностью, аплодисментами, престижем, властью и контролем. Эти потребности дают людям чувство собственного достоинства и удовлетворения эго.

5. Потребности в самореализации:

На вершине иерархии находится потребность в самоактуализации или потребность в выполнении того, что человек считает миссией в своей жизни. После того, как все другие его потребности удовлетворены, у человека появляется стремление к личным достижениям. Он хочет сделать что-то сложное, и, поскольку этот вызов дает ему достаточный толчок и инициативу для работы, это приносит пользу ему и обществу. Чувство достижения дает ему чувство психологического удовлетворения.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Таким образом, Маслоу предложил следующие точки:

(i) Существует пять уровней потребностей.

(ii) Все эти потребности расположены в иерархическом порядке.

(iii) Удовлетворенная потребность больше не является потребностью. Как только потребность или потребность определенного порядка удовлетворены, она перестает быть мотивирующим фактором.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

(iv) Как только потребность одного уровня будет удовлетворена, появится потребность следующего уровня, поскольку подавленные потребности стремятся быть удовлетворенными.

(v) Физиологические потребности и потребности в безопасности конечны, но потребности более высокого порядка бесконечны и, вероятно, будут доминировать у людей, занимающих более высокие уровни в организации.

(vi) Маслоу предполагает, что различные уровни взаимозависимы и перекрываются. Каждый более высокий уровень, возникающий до того, как потребность более низкого уровня была полностью удовлетворена. Даже если потребность удовлетворена, она будет влиять на поведение из-за взаимозависимых и перекрывающихся характеристик потребностей.

Критический анализ теории Маслоу:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Теория Маслоу получила широкое признание:

(i) Это помогает менеджерам понять, как мотивировать сотрудников.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

(ii) Эта теория очень проста, распространена и легко понятна.

(iii) Он учитывает как межличностные, так и внутриличностные различия в человеческом поведении.

(iv) Эта теория динамична, поскольку представляет мотивацию как меняющуюся силу; переход от одного уровня потребностей к другому уровню.

Но, несмотря на высокую оценку этой теории, многие подвергают ее критике по следующим причинам:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

1. Исследователи доказали отсутствие иерархической структуры потребностей, предложенной Маслоу, хотя у каждого человека есть некоторая упорядоченность для удовлетворения своих потребностей. Некоторые люди могут быть лишены своих потребностей более низкого уровня, но могут стремиться к потребностям самоактуализации. Пример МАХАТМЫ ГАНДИ — один из самых важных. Всегда есть люди, у которых потребность в самоуважении более заметна, чем социальные потребности.

2. Еще одна проблема заключается в отсутствии прямой причинно-следственной связи между потребностью и поведением. Одна конкретная потребность может вызывать разные типы поведения у разных людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *