Синдром отличницы у взрослых как избавиться: Что такое синдром отличника и как от него избавиться

Содержание

Что такое синдром отличника и как от него избавиться

Галина Чепурко

Редактор полезных и длинных текстов в MC.today

Детей с синдромом отличника часто ставят в пример другим, но во взрослой жизни желание быть лучше всех им чаще мешает. Редакция MC.today разобралась, почему возникает синдром отличника и как от него избавиться.

Что такое синдром отличника

Если ребенок учится лучше всех в классе, побеждает на олимпиадах и постоянно приносит грамоты, это может быть тревожным звонком для родителей. Возможно, у него синдром отличника, нездоровая зависимость от похвалы. Такие люди всегда пытаются заслужить одобрение – от учителя, начальника, семьи и так далее.

Иногда синдром отличника называют перфекционизмом, но психолог Дмитрий Карпачев говорит, что между ними есть разница. Перфекционист стремится к идеалу ради самого идеала, а отличник – только ради одобрения.

Почему возникает синдром отличника

Синдром формируется у детей в школьном возрасте. В этот период многие достижения связаны со школой – отсюда и название. Все действия детей получают одобрение извне – от учителей и тренеров. Стоит насторожиться, если в школе:

  • Учитель выделяет отличников и обесценивает достижения других учеников.
  • Лидеры в классе начинают «давить» других. В таком случае стремление к результату будет важнее ценностей ребенка.

Но только этого недостаточно, чтобы у ребенка появился синдром отличника. Чаще всего комплекс развивается дома. Вот несколько причин, почему возникает синдром отличника из-за семьи:

  • Родители ставят завышенные требования и делают упор на «достигаторстве». Ребенок думает, что любовь близких нужно заслужить.
  • Родители уделяют ребенку мало внимания и компенсируют это похвалой – ребенок начинает измерять любовь родителей их одобрением.
  • Родители строго наказывают ребенка за ошибки.

Чаще синдром появляется у девочек. Дело в том, что они развиваются быстрее мальчиков, поэтому их начинают хвалить раньше. Они воспринимают свой ум и сообразительность как врожденные качества и не отделяют себя от своих достижений. Это делает их уязвимыми к критике и похвале.

Мальчикам же говорят, что нужно приложить больше усилий и все получится. В результате они не связывают достижения со своими врожденными чертами характера. Они знают, что нужно просто больше стараться. Это делает их увереннее в себе.

Как распознать синдром отличника у ребенка и взрослого

Если у ребенка есть синдром отличника, то он будет не только хорошо учиться. Вот несколько проблем, с которыми он столкнется:

  • Будет сильно зависеть от чужого мнения. Ему будет сложно воспринимать критику – от этого он будет терять уверенность в своих силах. И наоборот, если взрослые отметили его успехи, ребенок наполнится чрезмерной самоуверенностью.
  • Будет стремиться получить хорошую оценку любым путем. Для него будут важны не знания, а похвала.
  • Будет бояться ошибиться. Каждую ошибку он будет воспринимать как конец света вместо того, чтобы вынести из нее урок и научиться чему-то новому.

Если в детстве синдром отличника общество одобряет, то взрослым людям с таким комплексом приходится сложно. Вот почему:

  • Они боятся критики окружающих, но никогда не пытаются защитить свою точку зрения.
  • Они всегда вовремя выполняют задание и не выходят за рамки, но им трудно креативить и они не умеют делегировать. Это делает из них хороших исполнителей, но плохих управленцев.
  • Такие сотрудники плохо воспринимают более умных и опытных коллег и любой ценой пытаются получить одобрение начальника.
  • Женщины с синдромом отличницы стараются стать идеальными во всех сферах: быть хорошей женой, мамой, хозяйкой, сотрудницей и так далее. Из-за этого часто выгорают.
  • Родители с синдромом отличника воспитывают таких же детей.

Как избавиться от синдрома отличника

Поскольку синдром отличника у детей и взрослых проявляется по-разному, избавляться от него тоже нужно разными способами.

5 способов избавиться от синдрома отличника у ребенка

Если у вашего ребенка синдром отличника, Дмитрий Карпачев советует:

  1. Хвалите ребенка справедливо.
    Если он достиг чего-то стоящего, скажите ему об этом. Но не нужно отмечать дела, где он не приложил усилий. При этом дарите ребенку достаточно тепла и уделяйте ему внимание.
  2. Хвалите ребенка за знания, а не за оценки. Оценки – это субъективное мнение учителя. Они часто зависят от его восприятия. Он советует не бояться пойти против школьной системы и поощрять ребенка учиться, а не зарабатывать хорошие оценки.
  3. Отделяйте успеваемость в школе от личности ребенка. У каждого человека есть сильные стороны – обратите на них внимание. Ребенок может быть сильным лидером, не бояться высказывать свое мнение, хорошо работать в команде, но не быть отличником. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Научите его оценивать людей не по оценкам, а по поступкам.
  4. Научите выносить опыт из ошибок.
    Ошибаются все. Перестаньте винить ребенка за это. Покажите ему, что из ошибок можно вынести опыт. В будущем это поможет ему выполнить задание лучше.
  5. Научите ребенка прислушиваться к интуиции. Это понизит важность внешней похвалы. Если ребенок знает, что сделал лучшее из того, что мог, он будет уверен в себе и сможет отстоять свое мнение.

6 способов избавиться от синдрома отличника у взрослого

Если этот комплекс у вас, вы должны научиться справляться с ним самостоятельно. Вот что можно делать:

  1. Отмечайте каждый раз, когда вы делаете что-то ради одобрения других. Дмитрий Карпачев считает: так вы поймете масштабы проблемы.
  2. Радуйтесь не только результатам. Путь так же важен, как и результат. Карьерный консультант Диана Рыжкова советует вспомнить, каким образом вы пришли к цели, кто вам в этом помог, чему вы научились во время работы. Удовольствие от пройденного пути длится намного дольше, чем от результата.
  3. Перестаньте сравнивать себя с другими. Психолог, специалист по семейной, телесной терапии и психосоматике Алина Котенко говорит, что люди с синдромом отличника часто сравнивают себя с другими и расстраиваются, когда в чем-то им «проигрывают». Каждый раз, когда это случается, начинайте думать о себе, а не о других. Где вы были год назад, а где сейчас? Чему научились за это время? Каждый человек найдет повод, чем гордиться.
  4. Признайте, что вы неидеальны. Дмитрий Карпачев считает: это нормально – не знать всего. В мире нет идеальных людей.
  5. Хвалите себя чаще. Не ждите похвалы со стороны, учитесь хвалить себя самостоятельно – так считает Диана Рыжкова. Необязательно ждать больших достижений, можно отмечать маленькие победы. Например, вы выполнили важное дело из списка задач на день – просто похвалите себя.
  6. Перестаньте приписывать свои мысли другим людям. Вы не можете знать, что в голове у других людей. Поэтому переживать, что они о вас подумают, нет смысла. Дмитрий Карпачев советует: главным критиком для себя должны стать вы сами.

Выводы

Синдром отличника – это желание заслужить похвалу любым способом. Часто его путают с перфекционизмом, но между ними есть разница: перфекционисты делают хорошо, потому что по-другому не могут и не ожидают одобрения извне.

Комплекс отличника появляется в школьном возрасте из-за слишком высоких требований семьи. Если ребенок зависит от мнения окружающих, тяжело воспринимает критику и боится совершать ошибки, ему нужна поддержка родителей. Взрослые должны показать ему, что личность ребенка и его оценки – не одно и то же. Еще важно научить его правильно относиться к ошибкам и слушать свою интуицию.

Взрослые люди с синдромом отличника пытаются угодить начальнику, партнеру и другим. Они не умеют отстаивать свою точку зрения, боятся делегировать задачи и не проявляют творчества в работе. Чтобы избавиться от синдрома, научитесь себя хвалить самостоятельно, а не ждать этого от других, разрешите себе быть неидеальными и перестаньте себя сравнивать с другими.

как избавиться от синдрома отличникасиндром отличника

Чем опасен синдром отличника и как от него избавиться

Синдром отличника — это твёрдая убеждённость, что идеал достижим, которая приводит к хроническому недовольству и тревогам.

Светлана Комиссарук, доктор философии и профессор Колумбийского университета, полагает, что подобный перфекционизм особенно свойственен поколению «сэндвич» — людям в возрасте от 45 до 60 лет. А ещё она убеждена, что с этим синдромом вполне возможно справиться.

Её книга, «Поколение „сэндвич“. Простить родителей, понять детей и научиться заботиться о себе» вышла в издательстве «Бомбора». С его разрешения Лайфхакер публикует отрывок из 11‑й главы, в котором рассказывается о синдроме отличника.


Если спокойно разобраться, то перфекционизм и внимание к оценке окружающих — не так уж и плохо. Отличники честно и быстро реагируют на конструктивную критику и берут ответственность за ошибку. С такими людьми удобно и надёжно. Они обязательны, доводят начатое дело до конца, не заносчивы и не самовлюблённы. Они поступают порядочно, внимательны к нуждам других. В общем, почти идеальны. Зачем же это менять?

Проблема в том, что в душе у такого отличника — вечная тоскливая неуверенность в себе, самоедство и постоянный страх разоблачения: «Если бы окружающие только знали, какой я на самом деле, они бы не захотели иметь со мной дела и я бы остался голый, как тот король в сказке Андерсена. А вдруг у меня не получится? Может, лучше и не начинать? Моя победа на самом деле пустяки, вот у тех и у тех — действительно получилось, а мои достижения можно легко и быстро обесценить. Я сам с этим обесцениванием легко справлюсь, не дожидаясь разоблачения…»

Что тут скажешь? Людям, идеальным в глазах окружающих, внутри, наедине с собой, бывает совсем плохо. И, за редким исключением, недовольство собой становится хроническим.

Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу. Ведь речь идёт о внутреннем изменении, которое целиком зависит от нас. Никто не даст нам избавленья, как говорится. Что же делать, если мы подвержены синдрому отличника и это отравляет нам жизнь?

Начать нужно с парадоксального шага. Начать нужно с полного согласия, что наш внутренний критик, утверждающий, что нас есть в чём разоблачать и что мы совсем не так совершенны, как кажется… прав. Принять, что мы и правда не отличники. Мы не справляемся на все сто. Мы ленивы, мы срезаем углы, нарушаем стандарты и не доводим дело до конца. Мы всего лишь люди.

Попробуйте сказать себе это вслух (лучше без лишних ушей). Что происходит с вами? Возможно, вы почувствуете страх. Возможно, вам захочется поспорить и оправдаться. Возможно, у вас опустятся руки и вы впадёте в уныние и безразличие. Всё это нормально. Это ваша реакция на вашу оценку. Тут можно и нужно что‑то менять. Это ни от кого больше не зависит, только от вас: поднимать свою самооценку и реагировать на своё несовершенство спокойно.

Радикальное принятие того, что вы всего лишь человек, со своими тараканами, ленью и несовершенством, — первый и главный шаг в преодолении синдрома отличника. Принятие того, что иногда получается на троечку. Что порой вы делаете ошибки. Иногда большие ошибки. И возможно, они случатся снова. Потому что вы — только человек.

Но как же тогда освободиться от привычного стремления всё делать на пять, которое так вредит и мучит? Как перестать тянуться на цыпочках и встать на полную ступню? Не надо освобождаться от стремления сделать на отлично. Просто нужно выбрать из всех своих ролей и задач именно ту, которая действительно требует перфекционизма.

Ведь все мы, понятное дело, хотим видеть нашего доктора, или финансиста, или архитектора, или пилота только перфекционистом. Но при этом никому не обязательно быть отличником во всём! Каждый может выбирать свои битвы. И именно туда направить все свои усилия, позволив себе понизить планку в остальных областях. И ничего не случится.

А самооценка именно в важной нам области заслуженно поднимется. Ведь для этого не надо преуспевать везде и сразу. Кстати, выбор области, в которой сейчас нужно поднажать, отложив всё остальное, мы тоже можем менять. Это наше решение, наша оценка, и поэтому она тоже зависит только от нас. Что бы ни говорили нам окружающие и какие бы гнилые яблоки оценок они нам ни кидали.

Дав себе право на ошибку, вы постепенно станете добрее к себе. Вы станете снисходительнее к своим слабостям и недостаткам. К таким людям, а совсем не к хроническим отличникам, тянутся другие. Ведь рядом с признающим свои недостатки и разрешающим себе ошибку человеком можно тоже не стоять на цыпочках и не стремиться к совершенству. И тоже быть настоящими, а не картонными примерами победителей с советского пионерского плаката.

Ваши дети будут спокойнее рассказывать вам о своих неудачах, поскольку поймут: у всех бывает, даже у родителей. Ваша дочь, вместо наследственного чувства долга и тревожности, станет «достаточно хорошей мамой», по гениальному выражению Винникота. У неё, возможно, не всегда будет идеальный порядок, как когда‑то у вас. Зато она выспится, пока спит ребёнок, и будет брать его на руки и радоваться ему. И ребёнок будет чувствовать, что мама спокойна, а мир — безопасен. Только признав свою неидеальность и смирившись с ней, мы перестанем наконец передавать по наследству синдром отличника.

Светлана Комиссарук детально анализирует все аспекты жизни представителей поколения «сэндвич» и даёт практические советы, основанные на опыте и современных психологических исследованиях.

Купить книгу

Читайте также 🧐

  • 5 препятствий на пути к цели, которые выдумывает наш мозг
  • Как обратить собственную неуверенность себе на пользу
  • Как проявляется синдром самозванца и что с ним делать

Почему люди откладывают выполнение дел прямо перед дедлайном – решение проблемы прокрастинации

Синдром студента – это феномен, при котором люди откладывают выполнение дел непосредственно перед дедлайном. Например, у ученика, который откладывает работу над заданием до вечера, предшествующего сроку его выполнения, проявляется синдром ученика.

Такое поведение называется «синдромом ученика» из-за того, насколько оно распространено среди учащихся. Тем не менее, люди, не являющиеся студентами, также часто демонстрируют его, например, когда речь идет о проектах на рабочем месте.

Поскольку синдром ученика является распространенным явлением и может привести к различным проблемам, таким как ухудшение успеваемости и повышенный стресс, важно понимать его. Таким образом, в следующей статье вы узнаете больше об этом явлении и его причинах, а также увидите, что вы можете сделать, чтобы справиться с ним на практике.

 

Содержание

Прокрастинация и синдром студента

Синдром студента является формой прокрастинации , так как он включает ненужную задержку, которая часто является непреднамеренной и которая, как ожидается, приведет к негативным последствиям для тех, кто ее проявляет .

Соответственно, а также поскольку такое поведение очень характерно для прокрастинаторов, анкеты, которые используются для диагностики прокрастинации, часто содержат утверждения, отражающие синдром студента. Это включает, например, «Когда у меня есть крайний срок, я жду до последней минуты» и «Я не выполняю задания до тех пор, пока они не будут переданы».

 

Примеры синдрома учащегося

Классический пример синдрома учащегося — это учащийся, у которого есть неделя на выполнение домашнего задания, но он откладывает начало до нескольких часов, прежде чем ему придется его сдавать.

Точно так же еще одним примером синдрома студента является студент, который откладывает начало важного школьного проекта на целый семестр, а затем спешит закончить его за день до срока.

Кроме того, синдром студента может проявляться и у людей, не являющихся студентами. Например, профессор колледжа может отложить выставление оценок за несколько часов до сдачи оценок. Точно так же менеджер, который должен написать важный отчет о рабочем месте, может отложить работу над ним до истечения срока его завершения.

Примечание : Синдром студента часто обсуждается в контексте управления проектами, и название этого явления было придумано в книге 1997 года на эту тему («Критическая цепь», Элиягу Голдратт).

 

Опасности синдрома студента

Синдром студента может привести к различным проблемам, таким как:

  • Пропущенные сроки и возможности. Ожидание непосредственно перед крайним сроком, чтобы начать работу, может привести к тому, что люди пропустят крайний срок, особенно если работа займет больше времени, чем они ожидали. Это связано с тем, что люди с синдромом ученика часто ждут, пока у них не останется минимального количества времени для выполнения задач, а это означает, что у них нет запаса прочности, если они неправильно оценивают, сколько времени потребуется для выполнения задачи, или если они испытывают какие-либо проблемы. случаются непредвиденные задержки.
  • Хуже производительности. Даже в тех случаях, когда людям удается выполнить свою работу вовремя, несмотря на синдром учащегося, они часто производят работу более низкого качества, чем в противном случае, из-за их спешки, чтобы сделать вещи в условиях дефицита времени, или из-за таких проблем, как отсутствие достаточно времени, чтобы задать уточняющие вопросы.
  • Увеличение эмоциональных, умственных и физических проблем. Например, откладывание до самого крайнего срока, несмотря на намерение начать раньше, может вызвать у людей чувство разочарования и стресса. Аналогичным образом, если вы поздно ложитесь спать, чтобы закончить задачи накануне назначенного срока, это может привести к таким проблемам, как недостаток сна и истощение.
  • Увеличение межличностных проблем. Например, если кто-то ждет до крайнего срока, чтобы завершить свою часть группового проекта, члены его команды могут разозлиться на него. Точно так же, если кто-то всегда откладывает до последнего возможного момента, прежде чем заняться домашними делами, его партнер может быть разочарован ими.

Кроме того, обратите внимание, что прокрастинация, как правило, связана с различными сопутствующими проблемами, такими как плохая успеваемость, худшая занятость и финансовое положение, ухудшение эмоционального состояния, ухудшение психического и физического здоровья, а также задержка в получении лечения по поводу своего заболевания. проблемы.

 

Распространенность синдрома Стьюдента

Статистических данных о распространенности, в частности, синдрома Стьюдента нет. Однако, учитывая, что синдром студента представляет собой распространенную форму прокрастинации (включая ненужную задержку в начале выполнения задач), его распространенность можно оценить на основе распространенности прокрастинации.

Исследования показывают, что прокрастинация является очень распространенным явлением среди студентов, так как примерно 80–95% студентов в той или иной степени прокрастинируют, примерно 75% считают себя прокрастинаторами и примерно 50% говорят, что они прокрастинируют в последовательным и проблематичным образом. Кроме того, дополнительные исследования выявили прокрастинацию в различных других группах учащихся, в том числе в начальной школе, средней школе и аспирантуре.

Кроме того, прокрастинация также распространена в других группах населения и хронически затрагивает около 20% взрослых.

 

Психология и причины синдрома студента

Синдром студента имеет много потенциальных причин, которые связаны с тем, почему люди в целом прокрастинируют. Большинство из них включают следующее:

  • Мотивационные проблемы. Сюда могут входить такие проблемы, как абстрактные цели, обесценивание будущих результатов, трудности в связывании задач с результатами и расстановка приоритетов в приятных занятиях.
  • Психологические препятствия. Сюда могут входить такие проблемы, как тревога, страх неудачи, боязнь отрицательной обратной связи, неуверенность и неприятие задачи, а также связанные с этим проблемы, такие как самоограничение и обида.

Эти проблемы могут привести к ненужной задержке, даже если они намерены и хотят начать свою работу. Однако в случае синдрома студента по мере приближения срока выполнения задачи психическое состояние людей меняется таким образом, что побуждает их, наконец, приступить к работе.

Например, по мере приближения крайнего срока школьного проекта ценность будущих результатов, связанных с ним, становится яснее, будь то награда за хорошую оценку или наказание за плохую оценку, что может подтолкнуть учащихся для начала. Точно так же, несмотря на то, что неприязнь человека к задаче может поначалу откладывать ее выполнение, возрастающая нехватка времени, которую он испытывает по мере приближения крайнего срока (например, из-за возросшей оценки связанных результатов), может стать достаточно существенной, чтобы подтолкнуть его к выполнению задачи. начать работать над задачей, даже если их неприязнь к ней не изменилась.

Обратите внимание, что у человека может проявляться синдром студента из-за сочетания этих причин. Например, это может произойти, если кто-то страдает как отвращением к задачам, так и абстрактными целями.

Кроме того, некоторые из этих проблем могут быть вызваны или усугублены другими основными проблемами. Например, тревога человека может усугубляться недосыпанием. Точно так же депрессия человека может привести к тому, что он обесценит будущие результаты и, следовательно, будет чувствовать себя совершенно немотивированным.

Наконец, у некоторых людей наблюдается синдром ученика, по крайней мере частично, из-за предпочтения работать под давлением. Например, это может означать, что кто-то намеренно откладывает задачу до крайнего срока, потому что он чувствует, что лучше концентрируется, когда работает в условиях сильного дефицита времени. Этот тип поведения концептуализировали по-разному, некоторые из них противоречивы, включая поиск ощущений , прокрастинацию возбуждения , задержка возбуждения и активная прокрастинация .

 

Связанные понятия

Ключевым явлением, лежащим в основе синдрома студента, является временное дисконтирование , когда люди склонны не принимать во внимание результаты, связанные с задержкой. Например, люди обычно меньше заботятся о наградах, которые они получат через неделю, чем о наградах, которые они получат за день.

Поскольку по мере приближения крайнего срока выполнения задачи, как правило, меняются и связанные с ней результаты (т. е. соответствующие награды и наказания), люди, как правило, больше ценят результаты задачи ближе к крайнему сроку и, следовательно, становятся более мотивированными. Это может привести, по крайней мере частично, к изменение предпочтения , а следовательно, переход от прокрастинации к действию.

Кроме того, люди обычно демонстрируют гиперболическое дисконтирование  в частности, что означает, что чем дальше в будущее результат, тем меньше значение имеет дополнительное увеличение времени (например, разница между немедленным результатом и результатом с задержкой на день составляет больше, чем между исходом с опозданием на год и исходом с опозданием на год и день). Соответственно, эффект дисконтирования более выражен, чем короче оставшаяся задержка, и это наиболее важно, когда ожидается, что результат будет достигнут ближе к крайнему сроку.

Кроме того, другое родственное понятие — это целенаправленная задержка , которая в данном контексте включает преднамеренную отсрочку до крайнего срока, потому что ожидается, что это принесет больше пользы, чем нет. Это может произойти, например, когда кто-то знает, что задача может быть отменена, поэтому он считает, что эффективнее дождаться крайнего срока, прежде чем выделять на нее ресурсы. Однако этот тип поведения обычно не считается формой прокрастинации и, как правило, также не считается причиной синдрома ученика.

Наконец, студенческий синдром также связан с концепцией стиля действия в срок темпа, который включает в себя выполнение большей части или всей работы за короткий период времени непосредственно перед сроками (в отличие, например, от их завершения). рано или постоянно). Однако этот стиль стимуляции считается нейтральным в том смысле, что он может привести как к отрицательным, так и к положительным результатам, тогда как синдром студента связан с промедлением, которое считается отрицательным.

 

Как избежать синдрома студента

Чтобы избежать синдрома студента (т. е. перестать откладывать дела до крайнего срока), вы должны в первую очередь выяснить, что заставляет вас откладывать, а затем использовать соответствующие анти -методы прокрастинации, которые помогут вам решить проблему и принять меры своевременно.

Ниже приведены некоторые методы борьбы с прокрастинацией, которые вы можете использовать.

Улучшите планирование:

  • Ставьте перед собой конкретные цели. Например, вместо расплывчатой ​​цели, такой как «подготовиться к предстоящему экзамену», поставьте конкретную цель, например, «в неделю перед предстоящим экзаменом ходить в библиотеку каждый день после того, как я закончу последний урок для день и тратьте на учебу не менее 2 часов».
  • Разбейте свои задачи на небольшие и выполнимые шаги. Например, если вам нужно написать эссе, вы можете начать с таких шагов, как определение названия, создание примерного плана и поиск пяти подходящих академических источников. Обратите внимание, что если рассматриваемый проект большой, то вам вообще не стоит беспокоиться о том, чтобы выяснить все шаги к нему с самого начала. Вместо этого начните с определения только первых нескольких шагов, которые вам нужно сделать, а затем определяйте новые шаги по мере продвижения, чтобы не чувствовать себя перегруженным и не застревать.
  • Установите для себя промежуточные этапы и сроки. Например, если у вас есть один крайний срок для завершения большой исследовательской работы, назначьте себе дополнительные крайние сроки для завершения определенных ее частей.
  • Определите свои циклы продуктивности. Способность людей выполнять определенные задачи зависит от таких факторов, как время суток. Например, может случиться так, что вы лучше всего сможете сосредоточиться на сложных задачах рано утром, до того, как вы начнете иметь дело с электронной почтой или мелкими административными аспектами своей работы. Вы должны максимально учитывать это при планировании и составлении графика своей работы.

Улучшите свое окружение:

  • Измените свое окружение, чтобы вам было труднее прокрастинировать. Например, если вы склонны откладывать написание эссе, потому что постоянно просматриваете социальные сети, отключите подключение к Интернету на своем компьютере, прежде чем приступить к работе.
  • Измените свою среду, чтобы облегчить себе начало работы. Например, если вы знаете, что завтра утром вам нужно готовиться к экзамену, разложите все необходимые учебные материалы на своем столе или в сумке перед сном.
  • Измените свое окружение, чтобы вам было легче продолжать работу. Например, если вы знаете, что можете потерять концентрацию, если будете отвлекаться во время учебы, отправляйтесь заниматься в тихой комнате и оставьте свой телефон на улице.

Измените свой подход:

  • Начните с маленького шага. Например, если вам нужно написать статью, помогите себе начать с того, что сначала напишите только одно предложение. Это может помочь вам подтолкнуть себя к тому, чтобы приступить к выполнению задач, и часто, как только вы это сделаете, вам будет легко продолжать.
  • Начните сначала с лучшей или худшей части. Некоторые люди считают, что, начав с самой приятной или самой легкой задачи дня, они помогают им начать работу, в то время как другие считают, что избавление от самой трудной задачи в первую очередь помогает им избежать прокрастинации с течением времени. Вы можете использовать любой подход, если обнаружите, что он вам подходит.
  • Добавьте временную задержку перед откладыванием. Если вы не можете полностью избежать откладывания на потом, попробуйте сделать отсрочку, прежде чем поддаться своему импульсу сделать это. Например, это может включать в себя счет до 10, прежде чем вам будет разрешено открыть новую вкладку на веб-сайте социальной сети, которую вы обычно используете для прокрастинации.
  • Используйте технику помидора. Это включает в себя чередование запланированных периодов учебы и отдыха. Например, вы можете заниматься 25-минутными отрезками с 5-минутными перерывами между ними и более длинным 30-минутным перерывом после каждых 4 выполненных учебных подходов.

Повысьте свою мотивацию:

  • Сделайте свой прогресс более полезным. Например, вы можете придать своей работе геймифицированный характер и попытаться достичь серии дней, в течение которых вам удается успешно очистить свой список дел, а также, возможно, также вознаградить себя, как только вы достигнете достаточно длинной полосы.
  • Сделайте свою работу более приятной. Например, вы можете слушать любимую музыку во время работы.
  • Визуализируйте себя в будущем. Например, представьте, что вас наградили хорошей оценкой за проект, который вы завершили вовремя, или, наоборот, представьте, что вам приходится решать проблемы, связанные с нарушением сроков проекта.
  • Сосредоточьтесь на своих целях, а не на задачах. Например, если вам нужно поработать над задачей, которая кажется вам скучной, то вместо того, чтобы сосредоточиться на задаче, попробуйте подумать о своих целях для ее выполнения, например о том, что вы хотите получить хорошую оценку.

Измените свое мышление:

  • Разрешите себе совершать ошибки. Например, если вы работаете над эссе, примите тот факт, что ваша работа, скорее всего, не будет идеальной, особенно поначалу. Кроме того, вы можете начать с простого написания чернового черновика, а затем вернуться к нему, чтобы внести улучшения.
  • Обратитесь к своим страхам. Если вы откладываете дела, потому что чего-то боитесь, постарайтесь определить свои страхи и избавиться от них. Например, если вы боитесь, что ваше письмо будет недостаточно хорошим, вы можете сказать себе, что ваша цель — просто начать с того, что что-то запишете, и что вы всегда сможете улучшить это позже.
  • Развивайте сострадание к себе.   Сострадание к себе может помочь уменьшить вашу прокрастинацию, а также различные связанные с ней проблемы, такие как стресс. Он состоит из трех компонентов, которые вы должны продвигать: доброта к себе , которая включает в себя хорошее отношение к себе, гуманность , которая включает в себя признание того, что каждый сталкивается с трудностями, и осознанность , которая включает в себя принятие своих эмоций в не- оценочная манера.
  • Развивайте самоэффективность. Самоэффективность — это вера в вашу способность выполнять действия, необходимые для достижения ваших целей. Это может помочь вам уменьшить вашу прокрастинацию, а также связанные с ней проблемы, такие как беспокойство. Чтобы развить самоэффективность, попытайтесь определить различные стратегии, которые вы можете использовать для успешного выполнения своих задач в срок, и подумайте о своей способности успешно выполнять эти стратегии.

Кроме того, имейте в виду следующее:

  • Если вы испытываете синдром студента из-за таких основных проблем, как СДВГ, депрессия или недостаток сна, вам, вероятно, придется сначала решить эти проблемы, при необходимости воспользовавшись профессиональной помощью, чтобы избежать синдрома студента.
  • Вам, скорее всего, придется использовать несколько методов борьбы с прокрастинацией, чтобы полностью избежать синдрома студента, но даже несколько из них могут иметь огромное значение, когда речь идет о вашей способности делать дела вовремя.
  • Разные техники лучше работают для разных людей в разных обстоятельствах, поэтому только потому, что какая-то техника хорошо работает у других, не означает, что она будет хорошо работать и у вас (и наоборот).

В целом, чтобы избежать синдрома студента, вы должны в первую очередь выяснить, что заставляет вас откладывать дела, а затем использовать соответствующие методы борьбы с прокрастинацией для устранения этих причин. Такие методы включают, например, разбиение больших задач на выполнимые шаги, установление для себя промежуточных сроков, визуализацию себя в будущем и работу со своими страхами.

 

Как уменьшить синдром ученика у других

Когда нужно помочь другим людям избежать синдрома ученика, например, если вы руководитель проекта, учитель или родитель, вы можете воспользоваться тремя основными подходами. используйте:

  • Подход с внешним управлением. Это включает в себя применение соответствующих методов борьбы с прокрастинацией для уменьшения синдрома студента без активного вовлечения людей в процесс. Например, это может включать в себя установку ряда промежуточных сроков выполнения проекта для всех учащихся курса.
  • Внутренний подход. Это включает в себя помощь людям избежать синдрома ученика самостоятельно, практически без внешнего руководства. Внешнее руководство в этом случае может включать что-то минимальное, например, упоминание о проблеме студенческого синдрома и информирование людей о соответствующем ресурсе, таком как эта статья.
  • Совместный подход. Это включает в себя предоставление людям внешнего руководства, а также поощрение их играть активную роль в снижении синдрома ученика. Например, это может включать в себя обсуждение с людьми соответствующих методов борьбы с прокрастинацией и помощь им в выборе и применении предпочитаемых ими методов.

Ни один из этих подходов по своей сути не превосходит другие. Соответственно, вы должны решить, какой из них использовать, исходя из таких факторов, как количество людей, которым вы пытаетесь помочь, и тип ваших отношений с ними. Например, если вы учитель, пытающийся помочь 200 студентам в колледже, вам, вероятно, придется использовать другой подход, чем если бы вы были родителем, пытающимся помочь только своему ребенку.

В связи с этим важно помнить, насколько независимы люди, о которых идет речь. В целом, чем более они независимы, тем больше они должны быть вовлечены в процесс предотвращения синдрома ученика, поскольку это может повысить их мотивацию и сделать процесс более эффективным, а также потенциально привести к большему саморазвитию и росту с течением времени. . Кроме того, предоставление людям чувства контроля также может помочь уменьшить другие проблемы, которые могут привести к синдрому студента, такие как обида и бунт.

Обратите внимание, что почти любой тип отношений может быть полезным, когда речь идет о том, чтобы помочь людям избежать синдрома студента. Например, учитель, скорее всего, будет в хорошей ситуации, чтобы повлиять на академическую ситуацию учащегося, в то время как родитель, вероятно, будет в хорошей ситуации, чтобы повлиять на семейную жизнь учащегося.

Кроме того, иногда полезно обратиться к другим заинтересованным сторонам, которые могут помочь. Например, если вы учитель и думаете, что родители ученика могут помочь ему перестать прокрастинировать, вы можете связаться с ним и объяснить ситуацию.

Наконец, ниже приведен список конкретных действий, которые вы можете предпринять, чтобы помочь людям избежать синдрома студента:

  • Объясните, что такое синдром студента.
  • Помогите им понять, что они проявляют синдром ученика, например, задавая им наводящие вопросы об их прошлом поведении.
  • Покажите им, что эта модель поведения может вызвать у них проблемы, например, когда речь идет об их успеваемости, карьерных перспективах и психическом здоровье.
  • Объясните, что вызывает синдром ученика, и помогите им определить конкретные причины такого поведения в их случае.
  • Укажите им ресурсы, которые могут помочь им справиться с синдромом студента, например, эту статью или руководство по предотвращению прокрастинации.
  • Внедрите от их имени методы борьбы с прокрастинацией, например, разбивая большие задачи на управляемые этапы и устанавливая промежуточные сроки.
  • Устанавливая общие сроки для людей, помните, что предоставление людям большего времени для выполнения задачи не обязательно повысит вероятность того, что они выполнят ее вовремя, а в некоторых случаях это может даже привести к обратным результатам. Это связано с концепцией Закон Паркинсона , который представляет собой поговорку о том, что «работа расширяется, чтобы заполнить время, доступное для ее завершения», и которая означает, что чем больше времени люди заранее посвящают определенной задаче, тем больше времени потребуется для ее завершения. это, даже если бы это могло быть завершено за меньшее время.

В целом, вы можете уменьшить синдром ученика у людей различными способами, например, помогая им понять причины их поведения и помогая им применять соответствующие методы борьбы с прокрастинацией. Конкретный подход, который вы должны использовать, зависит от таких факторов, как то, насколько самостоятельны рассматриваемые люди, скольким людям вы пытаетесь помочь и какие у вас с ними отношения.

 

Резюме и выводы

  • Синдром студента — это явление, при котором люди откладывают выполнение дел до самого крайнего срока.
  • Синдром студента может привести к различным проблемам, таким как срыв сроков, некачественная работа, межличностные конфликты и ухудшение эмоционального состояния.
  • Люди могут демонстрировать этот тип поведения по разным причинам, включая предпочтение работы под давлением, мотивационные проблемы (например, обесценивание будущих результатов) и психологические препятствия (например, тревога), а некоторые из них, в свою очередь, могут быть вызваны или усугублены основными проблемами, такими как депрессия и недостаток сна.
  • Чтобы избежать синдрома студента, вам следует в первую очередь выяснить, что заставляет вас откладывать, а затем использовать соответствующие методы борьбы с прокрастинацией для устранения этих причин, например, разбивая большие задачи на управляемые шаги, устанавливая для себя промежуточные сроки. , визуализируя себя в будущем и обращаясь к своим страхам.
  • Вы можете использовать аналогичный подход, чтобы уменьшить синдром ученика других людей, например, помогая им понять причины их поведения и помогая им применять соответствующие методы борьбы с прокрастинацией.

как избавиться от перфекционизма, психология и лечение для ребенка

Воспитание ребенка – очень важное и ответственное дело. Родители влияют на то, каким будет их ребенок и какие черты будут в нем наиболее развиты. От родителей зависит будущее ребенка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо иметь знания в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода.

Синдром старшей школы или перфекционизм

Для всех родителей ребенок является гордостью. Они хотят, чтобы он был лучшим и добивался успехов во всем, в том числе и в учебе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют строгие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные отметки. Но в этом случае родителям и их детям может угрожать опасность в виде синдрома школьника (отличника).

Психология дает определение отличного синдрома или перфекционизма как психического состояния, при котором человек ставит перед собой изначально высшие цели и любым путем стремится к их достижению, при этом стремясь выполнить поставленную задачу исключительно в совершенстве, часто забывая о других жизненно важных вещах – например, о развлечениях, отдыхе, еде и общении.

Портрет ребенка с отличным синдромом

Ребенок болен синдромом А со следующими симптомами:

  • Самооценка неустойчивая. Похвала вызывает подавляющее доверие, но критика способна вызвать неуверенность в собственных злоупотреблениях в следующем случае.
  • Желание получить отличную оценку всеми доступными ему способами. Возможен обман и ложь. Ребенок способен оклеветать одноклассника, который ответил лучше, скрыть от родителей плохие оценки.
  • Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему кажется, что он все ближе к успеху.
  • Эмоционально неуравновешенный. Например, если родители или учителя не похвалили, начинаются истерики аж до слез. У ребенка возникает ощущение, что никто не хочет ценить его успехи.
  • Неумение преодолевать незамысловатые препятствия на своем пути.
    Ученик может остановить задание прямо посреди урока только потому, что допустил ошибку и ему кажется, что теперь все пропало.
  • Ребенок не способен воспринимать критику и замечания.
  • Ребенок ради хорошей успеваемости может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
  • Неуспеваемость в школе может вызвать апатию. Ребенок может зайти внутрь и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному.
Синдром отличника проявляется как неспособность адекватно реагировать на собственные, даже незначительные неудачи.

Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка является достижение наивысшего балла, причем любым способом, а также одобрение и похвала со стороны окружающих.

По мере взросления ребенка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм — психологическая черта личности со сложной структурой.

Основные симптомы перфекционизма:

  • Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокие требования к себе;
  • Высочайшие стандарты выполнения деятельности с ориентацией на «самых успешных»;
  • Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие;
  • Человек постоянно сравнивает себя с окружающим миром;
  • Оценивает и планирует свои действия по принципу «или все, или ничего»;
  • Внимание фиксируется на его не совсем удачных действиях.

Стремление сделать работу идеально, «отшлифовав» каждую деталь. Перфекционисты постоянно критикуют уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужому слову и практически не могут радоваться результатам своей работы из-за уверенности в том, что она сделана не совсем на другом уровне.

В реальности постоянное стремление к идеалу часто приводит к одиночеству, отсутствию нормального отдыха и развлечений, а также к психическим заболеваниям из-за частого нервного напряжения.

Причины

Различают как врожденный, так и приобретенный синдром. Но она формируется и проявляется как раз в детстве, чаще всего при поступлении ребенка в школу.

Синдром отличника у ребенка может развиваться по нескольким причинам:

  • Низкая самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине неполноценны и делают все, чтобы нивелировать это хорошей учебой.
  • Врожденная потребность в похвале и признании. Часто это естественная черта характера, которую нужно своевременно выявить и постараться сгладить.
  • Необходимость привлечь внимание родителей.
  • Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, не хотят огорчать родителей или учителей.
Дети с отличным синдромом часто не уверены в себе.

Как избавиться от синдрома превосходства?

Лучшее лечение синдрома превосходства – это безусловная любовь родителей к своим детям. Любовь именно такая, потому что он, ребенок, потому что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.

Строго запрещено:

  • Сравните своего ребенка с другими детьми. Сравнивать можно только его собственные результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться что-то лучше, чем какое-то время назад.
  • Выговор за оценку. Даже если вместо отличной оценки ребенок принес плохую отметку, не стоит его ругать, выяснять, что нельзя было сделать и помогать справиться с трудным заданием.
  • Страх совершить ошибку. Ошибка – это опыт, возможность победить трудности, познать себя. Ведь ошибаются все, и ты тоже.
  • Оценивайте своего ребенка по оценкам. Оценка является лишь промежуточным результатом определенного периода времени. И вы любите своего ребенка несмотря ни на что, помните о безусловной любви. Показывайте по возможности.
  • Оттолкнуться Даже когда ты не в настроении, придешь домой, а сын или дочь побежит тебе навстречу, чтобы поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, обязательно поговори с ними. Сразу, пока впечатления свежи. Позже их радость от общения с родителями будет меньше.
  • Нагрузка с задачами. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был всесторонне развит, для этого вы записали его в различные кружки и секции. Но учеба отнимает много сил, они могут не остаться на другие занятия. Ваш ребенок не ленив, возможно, вы переоценили его способности. Пусть ребенок выбирает, куда идти, где ему понравится, а не вы.

Советы родителям

Синдром превосходства у детей чаще всего возникает в результате недостатка внимания и любви. Отличными оценками ребенок бессознательно пытается заслужить дополнительную похвалу от родителей.

Видя нездоровую реакцию ученика на его оценки, постарайтесь открыто показать свою любовь:

  • потому что вам нужно чаще обнимать ребенка, без причины;
  • улыбайтесь ему и смотрите ему в глаза, когда он взволнованно делится с вами чем-то;
  • Говорите слова любви и понимания своему ребенку;
  • спокойно скажи, что любишь его только потому, что он у тебя есть;
  • проводите больше времени вместе, не закрывайтесь, ссылаясь на работу, если ему нужна ваша помощь и совет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *