Скептичность это: скептичность | это… Что такое скептичность?

СКЕПТИЧНЫЙ — это что такое СКЕПТИЧНЫЙ

Значение слова «СКЕПТИЧНЫЙ» найдено в 29 источниках

найдено в «Толковом словаре Ожегова»

СКЕПТИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна (устар.). То же, что скептический, IIсущ. скептичность, -и, ж.

найдено в «Словаре синонимов»

скептичный прил., кол-во синонимов: 5 • критический (33) • настороженный (15) • недоверчивый (19) • подозрительный (31) • скептический (8) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: недоверчивый, скептический

найдено в «Полном фонетическом разборе слов»


1) Орфографическая запись слова: скептичный
2) Ударение в слове: скепт`ичный
3) Деление слова на слоги (перенос слова): скептичный
4) Фонетическая транскрипция слова скептичный : [ск’ипт’`ин]
5) Характеристика всех звуков:
с [с] — согласный, твердый, глухой, парный
к [к’] — согласный, мягкий, глухой, парный
е [и]

— гласный, безударный
п [п] — согласный, твердый, глухой, парный
т [т’] — согласный, мягкий, глухой, парный
и [`и] — гласный, ударный
ч ч — согласный, твердый, глухой, непарный
н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
ы ы — гласный, безударный
й й — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
10 букв, 6 звук

найдено в «Электронном словаре анаграмм русского языка»

Тик Течий Тесный Тес Текс Теин Сыч Сытник Сыпкий Сын Счеты Счетный Счет Стык Стик Стечкин Степ Стен Стек Спый Спичный Спич Спинет Спин Спик Сныч Сный Снип Скит Скип Скин Скетч Скептичный Скен Скейт Ситный Сип Син Сетный Сет Септик Септ Сент Сени Сек Птенчик Псиный Пнистый Писк Писек Пинск Пинк Пикт Пикетный Пикет Пик Пие Печный Печник Петин Пестичный Пестик Пест Песик Песий Пес Пенс Пенистый Пенис Пектин Пекин Пек Пейс Нытик Ный Нсый Нит Никс Нечистый Нечий Нетчик Нети Нести Нексит Нейти Кси Кич Китч Кит Кисетный Кисет Кипсей Кий Кечий Кетный Кепи Кен Кейс Тип Тис Тнк Ичп Истый Тын Чейн Иск Чепист Чес Честный Чет Четки Четкий Ипс Инст Инк Икт Икс Ейск Чип Чипсет Чипсы Чистый Чинк Чин Чикс Чий Четный Четник Четий Чекист Чек

найдено в «Формах слова»

скепти́чный, скепти́чная, скепти́чное, скепти́чные, скепти́чного, скепти́чной, скепти́чного, скепти́чных, скепти́чному, скепти́чной, скепти́чному, скепти́чным, скепти́чный, скепти́чную, скепти́чное, скепти́чные, скепти́чного, скепти́чную, скепти́чное, скепти́чных, скепти́чным, скепти́чной, скепти́чною, скепти́чным, скепти́чными, скепти́чном, скепти́чной, скепти́чном, скепти́чных, скепти́чен, скепти́чна, скепти́чно, скепти́чны, скепти́чнее, поскепти́чнее, скепти́чней, поскепти́чней (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: недоверчивый, скептический

найдено в «Полной акцентуированной парадигме по Зализняку»

скепти’чный, скепти’чная, скепти’чное, скепти’чные, скепти’чного, скепти’чной, скепти’чного, скепти’чных, скепти’чному, скепти’чной, скепти’чному, скепти’чным, скепти’чный, скепти’чную, скепти’чное, скепти’чные, скепти’чного, скепти’чную, скепти’чное, скепти’чных, скепти’чным, скепти’чной, скепти’чною, скепти’чным, скепти’чными, скепти’чном, скепти’чной, скепти’чном, скепти’чных, скепти’чен, скепти’чна, скепти’чно, скепти’чны, скепти’чнее, поскепти’чнее, скепти’чней, поскепти’чней

найдено в «Морфемном разборе слова по составу»

корень — СКЕПТ; суффикс — ИЧН; окончание — ЫЙ;
Основа слова: СКЕПТИЧН
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный

∩ — СКЕПТ; ∧ — ИЧН; ⏰ — ЫЙ;

Слово Скептичный содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (0): —
  • ∩ корень слова (1): СКЕПТ;
  • ∧ суффикс (1): ИЧН;
  • ⏰ окончание (1): ЫЙ;

найдено в «Малом академическом словаре»

-ая, -ое; -чен, -чна, -чно.

То же, что скептический (во 2 знач.).

[Аянов] немного насмешлив, скептичен, равнодушен и ровен в сношениях со всеми. И. Гончаров, Обрыв.

Синонимы:

недоверчивый, скептический

найдено в «Ударении и правописании»

Ударение в слове: скепт`ичный
Ударение падает на букву: и
Безударные гласные в слове: скепт`ичный

найдено в «Русско-китайском словаре»

-чен, -чна〔形〕=скептический②解; ‖ скептично; ‖ скептичность〔阴〕.

Синонимы:

недоверчивый, скептический

найдено в «Морфологическом разборе прилагательных»

Начальная форма — Скептичный, винительный падеж, единственное число, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное

найдено в «Толковом словаре русского языка»

скептичный, скепт′ичный, -ая, -ое; -чен, -чна (устар.). То же, что скептический.
сущ. скептичность, -и, ж.

найдено в «Толковом словаре русского языка»

СКЕПТИЧНЫЙ скептичная, скептичное; скептичен, скептична, скептично. То же, что скептический во 2 знач.

найдено в «Толковом словаре русского языка»

СКЕПТИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна (устар.). То же, что скептический, || существительное скептичность, -и, ж.

найдено в «Русско-татарском словаре»

-ая -ое скептик, шикләнүле, шикләнеп; с. отношение шикләнеп карау; с. улыбка скептик елмаю

АБВГДЕ

ЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

Левада-Центр : А.

А. Голов: Воскресшее легковерие

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО «ЛЕВАДА-ЦЕНТР» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АНО «ЛЕВАДА-ЦЕНТР».

Версия для печати

Вера – это свободное волеизъявление. Можно верить или не верить во что угодно. Но склонность верить непостоянна. В январе 2000 года 57% взрослого населения страны верили в приметы, в феврале 2006 – 54%, в январе 2008 – 63%. Верили в вещие сны: 51% — 42% — 59%. Предсказаниям астрологов: 33% — 29% — 33%. В то, что на земле появляются инопланетяне: 31% — 22% — 33%. В вечную жизнь: 21% — 16% — 29%. (Опросы 30 декабря 1999 – 3 января 2000, 1600 человек от 18 лет и старше 10-13 февраля 2006, 1600 человек от 18 лет и старше, 18—22 января 2008).

Приведенные цифры показывают, что за последние год-два склонность верить у россиян повысилась, и вернулась к показателям восьмилетней давности, отчасти даже превзошла их. Гораздо больше стало легковерных людей, склонных верить во все или почти во все. И существенно меньше осталось маловерных, скептиков — не верящих ни во что. Если судить по имеющимся данным, в 2000 году легковерных людей в стране было 17%, в 2006 – 11%, а сейчас – 22%; скептиков было 25%, в 2006 – 31%, осталось 21%. На одного легковерного сейчас приходится один скептик, два года назад — три скептика, шесть лет назад – один или два скептика.

Скептицизм, скептичность – это по преимуществу мужское качество, а легковерие – женское. У мужчин маловерие встречается вдвое чаще, чем у женщин, а легковерие – вдвое реже. Цифры таковы. В 2000 году скептиков среди мужчин – 34%, среди женщин 18%. В 2006: 41% — 22%. В 2008: 29% — 14%. Легковерных людей: 11% — 21%, 7% — 14%, 16% — 27%.

Легковерие изживается с возрастом, с накоплением жизненного опыта, самостоятельности. Детская доверчивость мало подходит для взрослой жизни. Специального внимания заслуживает поэтому возрастное распределение легковерия и его изменение за последний период. В 2006 году это распределение показывало повышенное легковерие молодежи – в возрасте 18-24 года — 16%. В 25-39 лет – 11%, в 40-54 года – 10%, в 55 лет и старше – 10%. Теперь: 26-21-21-22%. Форма распределения – та же, но при этом во всех возрастных группах число легковерных удвоилось или почти удвоилось! Взрослые, можно сказать, стали как дети. Еще выразительней распределения скептицизма. В 2006 – умеренный скептицизм, растущий в старших возрастных группах: 27-26-30-37%. Теперь: 15-19-22-22%. Скептицизм резко понизился во всех возрастных группах, и больше всего у пожилых людей.

Нынешний подъем, всплеск легковерия, возврат его к показателям начала 2000 года объясним. Как и тогда, в стране происходит смена власти. Отсюда – возросшая неопределенность даже самого ближайшего будущего. Остается гадать, основываясь на приметах и вещих снах. Вера в приметы сейчас особенно популярна (63%). Прежде всего, среди женщин (72%) и лиц с высоким социальным статусом (71%), у молодежи (68%), жителей Северо-Западного и Дальневосточного регионов (67-69%).

Вера в вещие сны – на втором месте (59%). Это самая «женская» вера (71%), женщины верят в вещие сны так же, как в приметы. Менее популярна вера предсказаниям астрологов (33%). Сравнительно часто она встречается у молодежи (46%). А идущая на равных с ней вера в то, что на земле появляются инопланетяне (33%) особенно характерна для москвичей (43%).

Нынешнее легковерие никак не сказывается на доверии давно известным политикам – Зюганову, Жириновскому. Но для доверия Медведеву значение легковерия существенно. Ему доверяют как политику 31% скептиков — и 42% легковерных людей. Из числа верящих в приметы – 43%, в вещие сны – 43%, в предсказания астрологов – 42%. Заметна роль легковерия и в доверии Зубкову: 11% — 17%. И как ни странно, легковерие все еще существенно для доверия давно известному Путину. Как политику, ему доверяют 56% скептиков – и 64% легковерных людей. От него все еще неизвестно чего ждать, приходится гадать. Если же судить по масштабам распространившегося легковерия, то оказывается, что неопределенность, гадательность нынешней смены власти еще больше, чем это было в начале 2000 года.

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ… ?

да

нет

затруднились ответить

2000

2006

2008

2000

2006

2008

2000

2006

2008

в приметы

57

54

63

39

41

31

4

5

6

в вещие сны

51

42

59

44

52

33

5

6

8

предсказаниям астрологов

33

29

33

57

63

54

10

8

14

в то, что на земле появляются инопланетяне

31

22

33

55

62

47

15

16

20

в вечную жизнь

21

16

29

66

72

56

13

12

15

% по строке

НАЗОВИТЕ 5-6 ПОЛИТИКОВ, КОТОРЫМ ВЫ БОЛЕЕ ВСЕГО ДОВЕРЯЕТЕ

Путин Владимир

Медведев Дмитрий

Зубков Виктор

Жириновский Владимир

Зюганов Геннадий

ВЕРЯТ…

в приметы

68

43

16

11

9

в вещие сны

69

43

16

10

10

предсказаниям астрологов

67

42

15

9

8

в то, что на земле появляются инопланетяне

65

41

17

9

7

в вечную жизнь

61

39

13

8

10

ЧИСЛО ПРЕДМЕТОВ ВЕРЫ ИЗ ПЯТИ

ноль

56

31

11

9

10

один — три

68

41

14

11

8

четыре — пять

64

42

17

8

10

   

ВЕРЯТ…

ЧИСЛО ПРЕДМЕТОВ ВЕРЫ ИЗ ПЯТИ

в приметы

в вещие сны

предсказаниям астрологов

в то, что на земле появляются инопланетяне

в вечную жизнь

ноль

один — три

четыре — пять

ПОЛ

мужской

53

44

26

34

21

29

55

16

женский

72

71

38

33

36

14

60

27

ВОЗРАСТ

18-24 года

68

65

46

39

24

15

59

26

25-39

63

54

31

33

30

19

60

21

40-54

61

60

30

33

27

22

57

21

55 и старше

64

59

30

31

34

22

56

22

ОБРАЗОВАНИЕ

высшее

62

57

32

38

30

18

59

22

среднее

63

59

33

33

28

21

58

21

ниже среднего

64

60

33

31

30

21

57

22

ТИП ПОСЕЛЕНИЯ

Москва

64

61

34

43

30

16

60

24

города с населением

более 500 тыс.

63

61

30

29

28

23

56

21

города с населением

от 100 до 500 тыс.

66

62

33

40

32

16

59

25

города с населением

до 100 тыс.

64

54

35

30

27

23

57

20

село

62

59

32

33

30

21

58

21

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Северо-Западный

67

60

26

31

34

14

69

17

Центральный

63

56

33

34

31

23

54

24

Южный

64

64

39

36

27

18

58

24

Поволжский

62

58

30

30

36

22

55

24

Уральский

61

65

44

44

29

24

45

31

Сибирский

64

57

30

30

19

22

63

15

Дальневосточный

69

49

27

31

18

14

77

9

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СТАТУС

не хватает на продукты

65

61

31

29

36

19

61

20

хватает только на продукты

62

56

28

33

28

22

58

20

хватает на продукты и одежду

65

60

34

33

27

19

60

21

хватает на ТДП

60

58

36

37

34

23

50

27

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

верхняя часть среднего слоя

71

61

33

36

30

20

54

26

средняя часть среднего слоя

66

60

37

36

30

19

56

25

нижняя часть среднего слоя

62

60

29

33

28

20

62

18

низший слой

58

50

26

26

31

26

56

18

РОД ЗАНЯТИЙ

рабочий (в том числе мастер, бригадир), в т. ч. в сельском хозяйстве

62

55

31

33

23

23

58

19

пенсионер (неработающий) по возрасту

65

62

32

31

36

19

57

23

специалист без руководящих функций (со спец.образ.)

60

61

30

35

32

19

59

22

служащий без специального образования

64

60

32

27

28

19

62

19

пенсионер (неработающий) по инвалидности

58

54

25

31

34

33

45

21

учащийся, студент

69

68

51

42

27

14

53

33

домохозяйка

76

74

47

35

32

10

61

29

безработный, временно нетрудоустроен

73

56

36

22

30

17

61

22

независимый предприниматель

62

58

31

51

23

20

56

24

руководитель, управленческий работник

53

45

24

47

35

23

58

20

военнослужащий, МВД, прокуратура

43

50

22

30

40

25

67

8

РАССЫЛКА ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних исследований!

Выберите список(-ки): Уведомления о новых публикациях Еженедельная субботняя рассылка

Email адрес *

Скептицизм | Определение, философия, примеры, история и критика

Сократ

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Пьер Шаррон Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхайм Агриппа Джордж Сантаяна Саломон Маймон
Похожие темы:
философия пирронизм атараксия Академический скептицизм

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

скептицизм , также пишется скептицизм , в западной философии отношение сомневающихся утверждений знания изложено в различных областях. Скептики ставят под сомнение адекватность или надежность этих утверждений, задаваясь вопросом, на каких принципах они основаны или что они на самом деле устанавливают. Они поставили под сомнение, действительно ли некоторые такие утверждения, как утверждается, бесспорны или обязательно верны, и они бросили вызов предполагаемым рациональным основаниям принятых предположений. В повседневной жизни практически все скептически относятся к некоторым заявлениям о знании; но скептики-философы сомневаются в возможности какого-либо знания помимо содержания непосредственно ощущаемого опыта. Первоначальное греческое значение числа 9.0029 skeptikos был «вопрошающим», кем-то, кто был неудовлетворен и все еще искал истину.

С древних времен скептики разрабатывали аргументы, чтобы опровергнуть утверждения догматических философов, ученых и теологов. Скептические аргументы и их использование против различных форм догматизма сыграли важную роль в формировании как проблем, так и решений, предлагаемых курсом западной философии. По мере развития древней философии и науки возникали сомнения в различных основных, общепринятых представлениях о мире. В древние времена скептики оспаривали утверждения Платона и Аристотеля и их последователей, а также стоиков; и в эпоху Возрождения аналогичные вызовы были выдвинуты против требований схоластики и кальвинизма. В 17 веке скептики атаковали картезианство (систему, установленную французским философом и математиком Рене Декартом) вместе с другими теориями, пытавшимися оправдать научную революцию, начатую Коперником, Кеплером и Галилеем. Позже скептическое нападение было направлено против философа-просветителя Иммануила Канта, а затем против философского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и его последователей. Каждый вызов приводил к новым попыткам разрешить скептические трудности. Скептицизм, особенно со времен Просвещения, стал означать неверие — прежде всего религиозное неверие, — и скептика часто сравнивали с деревенским атеистом.

Чувства и приложения

Скептицизм, развитый в отношении различных дисциплин, в которых люди утверждали, что обладают знаниями. Например, задавался вопрос, можно ли получить какое-либо определенное знание в метафизике (философском изучении основной природы, структуры или элементов реальности) или в науках. В древние времена главной формой скептицизма был медицинский скептицизм, который задавался вопросом, можно ли с уверенностью знать причины или способы лечения болезней. В области этики были высказаны сомнения относительно принятия различных нравов и обычаев и утверждения каких-либо объективных оснований для вынесения ценностных суждений. Скептики религии подвергают сомнению доктрины различных традиций. Некоторые философии, такие как философия Канта и его шотландского современника Дэвида Юма, казалось, показали, что никакое знание не может быть получено за пределами мира опыта и что невозможно открыть истинные причины переживаемых явлений. Любая попытка сделать это, как утверждал Кант, ведет к «антиномиям» или противоречивым утверждениям о знании. Доминирующая форма скептицизма (предмет этой статьи) касается знания в целом, ставя под вопрос, можно ли на самом деле что-то узнать с полной или адекватной уверенностью. Этот тип называется эпистемологическим скептицизмом.

Различные виды эпистемологического скептицизма можно различать по областям, в которых возникают сомнения, т. е. направлены ли сомнения на разум, на чувства или на познание «вещей в себе» (вещи такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они кажутся людям-наблюдателям). Формы скептицизма также можно различить с точки зрения мотивации скептика — оспаривает ли он взгляды по идеологическим причинам или по прагматическим или практическим для достижения определенных психологических целей. Среди главных идеологических мотивов были религиозные или антирелигиозные соображения. Некоторые скептики оспаривают утверждения о знании, чтобы их можно было заменить религиозными утверждениями, которые должны быть приняты на основе веры. Другие оспаривают заявления о религиозных знаниях, чтобы ниспровергнуть некоторые ортодоксальные взгляды. Разновидности скептицизма также можно различать в зависимости от того, насколько они ограничены или насколько они основательны — применимы ли они только к определенным областям и к определенным видам притязаний на знание или же они являются более общими и универсальными.

Древний скептицизм

На Западе скептические философские взгляды начали появляться в Древней Греции около 5 века до н.э. Элейские философы (связанные с греческим городом Элея в Италии) отвергали существование множественности и изменения, рассматривая реальность как статичное Единое, и отрицали, что реальность может быть описана в терминах категорий обычного опыта. С другой стороны, Гераклит и его ученик Кратил думали, что мир находится в таком состоянии течения, что нельзя найти о нем постоянной, неизменной истины; и Ксенофан, странствующий поэт и философ, сомневался, что люди могут отличить истинное знание от ложного.

Более развитая форма скептицизма проявилась в некоторых воззрениях, приписываемых Сократу, и во взглядах некоторых софистов (странствующих и вообще корыстных учителей философии, риторики и других предметов). Сократ, как показано в ранних диалогах его ученика Платона, всегда подвергал сомнению притязания других на знание; в Apology он классно признает, что все, что он действительно знает, это то, что он ничего не знает. Враг Сократа, софист Протагор, утверждал, что «человек есть мера всех вещей», — тезис, который был истолкован как подразумевающий разновидность скептического релятивизма: никакие взгляды не являются в конечном счете или объективно истинными, но каждый является просто мнением одного человека. Другой софист, Горгий, выдвинул скептически-нигилистический тезис о том, что ничего не существует; а если бы что-то и существовало, то об этом нельзя было бы узнать; и, если это могло быть известно, это не могло быть сообщено.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Предполагаемым отцом греческого скептицизма, однако, был Пиррон из Элиды (ок. 360–ок. 272 ​​до н. э.), который предпринял редкое усилие, пытаясь жить своим скептицизмом. Он избегал связывать себя какими-либо взглядами на то, каков мир на самом деле, и действовал только по видимости. Таким образом он искал счастья или, по крайней мере, душевного спокойствия.

В Академии возникла первая школа скептической философии, основанная Платоном в III в. до н. э. и получившая поэтому название «академический» скептицизм. Начав со скептических учений Сократа, его лидеры, Аркесилай и Карнеад, выдвинули ряд эпистемологических аргументов, чтобы показать, что ничто не может быть познано, бросая вызов главным образом тем, что было тогда двумя передовыми школами, стоицизмом и эпикуреизмом. Они отрицали, что можно найти какие-либо критерии для различения истинного от ложного; вместо этого можно было установить только разумные или вероятные стандарты. Этот ограниченный, или вероятностный, скептицизм был точкой зрения Академии до I века до н. э., когда там учился римский философ и оратор Цицерон. Его Academica и De natura deorum являются основными источниками современных знаний об этом движении. (Сочинение св. Августина Contra Academicos , составленное примерно пятью веками позже, задумывалось как ответ на взгляды Цицерона.)

Другой важной формой античного скептицизма был пирронизм, по-видимому, разработанный скептиками-медиками в Александрии. Начиная с Энесидема (I в. до н. э.), это движение, названное в честь Пиррона, критиковало академических скептиков за то, что они утверждали, что знают слишком много, а именно, что ничего нельзя знать и что некоторые вещи более вероятны, чем другие. Пиррониане выдвинули ряд тропов, или способов противодействия различным видам притязаний на знание, чтобы добиться эпоха (приостановление судебного решения). Пирронианское отношение сохранилось в трудах одного из его последних лидеров, Секста Эмпирика (II или III век н. э.). В своих Очерках пирронизма и Adversus mathematicos Секст представил тропы, разработанные предыдущими пирронистами. 10 тропов, приписываемых Энесидему, показали трудности, с которыми сталкиваются попытки установить истинность или достоверность суждений, основанных на чувственной информации, из-за изменчивости и различий восприятия человека и животных. Другие аргументы вызвали трудности в определении того, существуют ли какие-либо надежные критерии или стандарты — логические, рациональные или иные — для суждения о том, является ли что-либо истинным или ложным. Кажется, что для разрешения любого разногласия необходим критерий. Однако любой предполагаемый критерий должен был бы основываться либо на другом критерии, что приводило бы к бесконечному регрессу критериев, либо на самом себе, что было бы круговым. Секст предложил аргументы, чтобы оспорить любые претензии философов-догматиков знать больше, чем очевидно, и при этом он представил в той или иной форме практически все скептические аргументы, которые когда-либо появлялись в последующей философии.

Секст сказал, что его аргументы были направлены на то, чтобы привести людей в состояние атараксии (невозмутимости). Люди, которые думали, что могут познать реальность, постоянно беспокоились и разочаровывались. Однако если бы их можно было убедить отложить вынесение приговора, они бы обрели душевный покой. В этом состоянии приостановки они не будут ни подтверждать, ни отрицать возможность познания, а будут оставаться мирными, все еще ожидая, что может развиться. Пирронист не бездействовал в этом состоянии неизвестности, а жил недогматически в соответствии с внешностью, обычаями и природными наклонностями.

Скептицизм | Определение, философия, примеры, история и критика

Сократ

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Пьер Шаррон Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхайм Агриппа Джордж Сантаяна Саломон Маймон
Похожие темы:
философия пирронизм атараксия Академический скептицизм

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

скептицизм , также пишется скептицизм , в западной философии отношение сомневающихся утверждений знания изложено в различных областях. Скептики ставят под сомнение адекватность или надежность этих утверждений, задаваясь вопросом, на каких принципах они основаны или что они на самом деле устанавливают. Они поставили под сомнение, действительно ли некоторые такие утверждения, как утверждается, бесспорны или обязательно верны, и они бросили вызов предполагаемым рациональным основаниям принятых предположений. В повседневной жизни практически все скептически относятся к некоторым заявлениям о знании; но скептики-философы сомневаются в возможности какого-либо знания помимо содержания непосредственно ощущаемого опыта. Первоначальное греческое значение числа 9.0029 skeptikos был «вопрошающим», кем-то, кто был неудовлетворен и все еще искал истину.

С древних времен скептики разрабатывали аргументы, чтобы опровергнуть утверждения догматических философов, ученых и теологов. Скептические аргументы и их использование против различных форм догматизма сыграли важную роль в формировании как проблем, так и решений, предлагаемых курсом западной философии. По мере развития древней философии и науки возникали сомнения в различных основных, общепринятых представлениях о мире. В древние времена скептики оспаривали утверждения Платона и Аристотеля и их последователей, а также стоиков; и в эпоху Возрождения аналогичные вызовы были выдвинуты против требований схоластики и кальвинизма. В 17 веке скептики атаковали картезианство (систему, установленную французским философом и математиком Рене Декартом) вместе с другими теориями, пытавшимися оправдать научную революцию, начатую Коперником, Кеплером и Галилеем. Позже скептическое нападение было направлено против философа-просветителя Иммануила Канта, а затем против философского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и его последователей. Каждый вызов приводил к новым попыткам разрешить скептические трудности. Скептицизм, особенно со времен Просвещения, стал означать неверие — прежде всего религиозное неверие, — и скептика часто сравнивали с деревенским атеистом.

Чувства и приложения

Скептицизм, развитый в отношении различных дисциплин, в которых люди утверждали, что обладают знаниями. Например, задавался вопрос, можно ли получить какое-либо определенное знание в метафизике (философском изучении основной природы, структуры или элементов реальности) или в науках. В древние времена главной формой скептицизма был медицинский скептицизм, который задавался вопросом, можно ли с уверенностью знать причины или способы лечения болезней. В области этики были высказаны сомнения относительно принятия различных нравов и обычаев и утверждения каких-либо объективных оснований для вынесения ценностных суждений. Скептики религии подвергают сомнению доктрины различных традиций. Некоторые философии, такие как философия Канта и его шотландского современника Дэвида Юма, казалось, показали, что никакое знание не может быть получено за пределами мира опыта и что невозможно открыть истинные причины переживаемых явлений. Любая попытка сделать это, как утверждал Кант, ведет к «антиномиям» или противоречивым утверждениям о знании. Доминирующая форма скептицизма (предмет этой статьи) касается знания в целом, ставя под вопрос, можно ли на самом деле что-то узнать с полной или адекватной уверенностью. Этот тип называется эпистемологическим скептицизмом.

Различные виды эпистемологического скептицизма можно различать по областям, в которых возникают сомнения, т. е. направлены ли сомнения на разум, на чувства или на познание «вещей в себе» (вещи такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они кажутся людям-наблюдателям). Формы скептицизма также можно различить с точки зрения мотивации скептика — оспаривает ли он взгляды по идеологическим причинам или по прагматическим или практическим для достижения определенных психологических целей. Среди главных идеологических мотивов были религиозные или антирелигиозные соображения. Некоторые скептики оспаривают утверждения о знании, чтобы их можно было заменить религиозными утверждениями, которые должны быть приняты на основе веры. Другие оспаривают заявления о религиозных знаниях, чтобы ниспровергнуть некоторые ортодоксальные взгляды. Разновидности скептицизма также можно различать в зависимости от того, насколько они ограничены или насколько они основательны — применимы ли они только к определенным областям и к определенным видам притязаний на знание или же они являются более общими и универсальными.

Древний скептицизм

На Западе скептические философские взгляды начали появляться в Древней Греции около 5 века до н.э. Элейские философы (связанные с греческим городом Элея в Италии) отвергали существование множественности и изменения, рассматривая реальность как статичное Единое, и отрицали, что реальность может быть описана в терминах категорий обычного опыта. С другой стороны, Гераклит и его ученик Кратил думали, что мир находится в таком состоянии течения, что нельзя найти о нем постоянной, неизменной истины; и Ксенофан, странствующий поэт и философ, сомневался, что люди могут отличить истинное знание от ложного.

Более развитая форма скептицизма проявилась в некоторых воззрениях, приписываемых Сократу, и во взглядах некоторых софистов (странствующих и вообще корыстных учителей философии, риторики и других предметов). Сократ, как показано в ранних диалогах его ученика Платона, всегда подвергал сомнению притязания других на знание; в Apology он классно признает, что все, что он действительно знает, это то, что он ничего не знает. Враг Сократа, софист Протагор, утверждал, что «человек есть мера всех вещей», — тезис, который был истолкован как подразумевающий разновидность скептического релятивизма: никакие взгляды не являются в конечном счете или объективно истинными, но каждый является просто мнением одного человека. Другой софист, Горгий, выдвинул скептически-нигилистический тезис о том, что ничего не существует; а если бы что-то и существовало, то об этом нельзя было бы узнать; и, если это могло быть известно, это не могло быть сообщено.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Предполагаемым отцом греческого скептицизма, однако, был Пиррон из Элиды (ок. 360–ок. 272 ​​до н. э.), который предпринял редкое усилие, пытаясь жить своим скептицизмом. Он избегал связывать себя какими-либо взглядами на то, каков мир на самом деле, и действовал только по видимости. Таким образом он искал счастья или, по крайней мере, душевного спокойствия.

В Академии возникла первая школа скептической философии, основанная Платоном в III в. до н. э. и получившая поэтому название «академический» скептицизм. Начав со скептических учений Сократа, его лидеры, Аркесилай и Карнеад, выдвинули ряд эпистемологических аргументов, чтобы показать, что ничто не может быть познано, бросая вызов главным образом тем, что было тогда двумя передовыми школами, стоицизмом и эпикуреизмом. Они отрицали, что можно найти какие-либо критерии для различения истинного от ложного; вместо этого можно было установить только разумные или вероятные стандарты. Этот ограниченный, или вероятностный, скептицизм был точкой зрения Академии до I века до н. э., когда там учился римский философ и оратор Цицерон. Его Academica и De natura deorum являются основными источниками современных знаний об этом движении. (Сочинение св. Августина Contra Academicos , составленное примерно пятью веками позже, задумывалось как ответ на взгляды Цицерона.)

Другой важной формой античного скептицизма был пирронизм, по-видимому, разработанный скептиками-медиками в Александрии. Начиная с Энесидема (I в. до н. э.), это движение, названное в честь Пиррона, критиковало академических скептиков за то, что они утверждали, что знают слишком много, а именно, что ничего нельзя знать и что некоторые вещи более вероятны, чем другие. Пиррониане выдвинули ряд тропов, или способов противодействия различным видам притязаний на знание, чтобы добиться эпоха (приостановление судебного решения). Пирронианское отношение сохранилось в трудах одного из его последних лидеров, Секста Эмпирика (II или III век н. э.). В своих Очерках пирронизма и Adversus mathematicos Секст представил тропы, разработанные предыдущими пирронистами. 10 тропов, приписываемых Энесидему, показали трудности, с которыми сталкиваются попытки установить истинность или достоверность суждений, основанных на чувственной информации, из-за изменчивости и различий восприятия человека и животных. Другие аргументы вызвали трудности в определении того, существуют ли какие-либо надежные критерии или стандарты — логические, рациональные или иные — для суждения о том, является ли что-либо истинным или ложным. Кажется, что для разрешения любого разногласия необходим критерий. Однако любой предполагаемый критерий должен был бы основываться либо на другом критерии, что приводило бы к бесконечному регрессу критериев, либо на самом себе, что было бы круговым. Секст предложил аргументы, чтобы оспорить любые претензии философов-догматиков знать больше, чем очевидно, и при этом он представил в той или иной форме практически все скептические аргументы, которые когда-либо появлялись в последующей философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *