Спорта и культуры: Спортивная культура — SportWiki энциклопедия

Спорт как универсальная культура

АННОТАЦИЯ

В массовом общественном сознании спорт практически повсеместно воспринимается как самостоятельная и самодостаточная сфера жизни современного общества, в ряду социальных феноменов он занимает место рядом с такими важнейшими явлениями, как культура и образование. Смысл этого понятия настолько глубоко укоренился в общественном сознании, что адекватно понимается в современном обществе и фактически, как и понятие культуры, не нуждается в дефинициях. В результате сложилась парадоксальная ситуация: самые социализированные феномены современности — культура и спорт — не имеют общепризнанных определений, в чем проявляется их онтологическая близость.

Ключевые слова: спорт, культура, Олимпийские игры.

ABSTRACT

In the public mind, sport almost universally perceived as an independent and self-sufficient sphere of life of the modern society. In addition, it ranks among other social phenomena alongside such important ones as culture and education. The meaning of this concept is so deeply ingrained in the public consciousness that it is adequately understood in modern society and in fact needs no definitions as the notion of culture. As a result a paradoxical situation has arisen: the most socialized contemporary phenomena, culture and sports, do not have universally accepted definitions, and this reveals their ontological affinity.

Key words: sport, culture, Olympics.

Будучи важным глобальным феноменом, спорт становится самостоятельным объектом изучения истории, географии, психологии, антропологии и социальных наук. Такой подход имеет право на существование и с концептуальных позиций. Однако мы полагаем, что он обретает строгую логику лишь в трактовке понимания спорта как феномена культуры, то есть явления, связанного с культурой генетически и исторически.

СПОРТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

В современном мире спорт зачастую воспринимается как профессиональный, как спорт высших достижений. Никто не оспаривает значимость любительского спорта и того огромного пласта в жизни общества, который известен под собирательным названием «физическая культура». Более того, в советский период истории спорт четко и определенно обозначался как часть физической культуры, нацеленной на физическое развитие человека, призванное содействовать гармоничному формированию личности. Так, в частности, это трактуется в Большой советской энциклопедии и других авторитетных изданиях той эпохи — времени великих побед наших спортсменов на мировых аренах.

Представление о спорте как части физической культуры и, следовательно, как части культуры вообще восходит к истокам протоспортивных проявлений античной Греции. Именно там был сформулирован прошедший сквозь тысячелетия и не преданый до сих пор забвению цивилизационный принцип «Тот человек некультурный, кто не умеет читать и плавать». В этой формулировке четко обозначено представление о культуре как результате гармоничного синтеза духовного и физического развития человека.

Истоком современного спорта по праву считаются традиции Олимпийских игр в античное время. И это справедливо, как минимум, в силу масштаба этого явления: 293 Олимпиады в период с 776 г. до н. э.

При этом не всегда принимается в расчет, что соревнования атлетов были далеко не единственным видом мероприятий в программах грандиозных празднеств в честь Зевса, чем и были Игры того времени. Важное место в них занимали и разного рода интеллектуальные соревнования, состязания в художественных навыках и т. п.

Известный синтез духовного и физического был характерен не только для Игр в древней Олимпии. Аналогичными в рассматриваемом отношении были также Пифийские, Немейские, Истмийские и другие игры античной Греции. Соотношение духовного и физического в их программах было индивидуальным и определялось условиями пространства и времени той эпохи. Например, судя по историческим данным, в Дельфах, что на склоне Парнасских гор, акцент делался на состязаниях художественной и интеллектуальной направленности. Однако, судя по прекрасному стадиону, гимнасию, и другим спортивно ориентированным объектам этого города, последние проходили не в ущерб соревнованиям по атлетическим видам программ Дельфийских игр.

Отметим, что Олимпийские, Дельфийские и другие Игры античности отражены во множестве дошедших до нас литературных памятников, в частности в произведениях Гомера, Аполлодора, Геродота, Платона и других авторов далекого прошлого. Для нас несомненно, что они дали мощный импульс развитию древнегреческой поэзии, архитектуры, скульптуры, этики и эстетики. А через культуру античной Греции — и культурам других народов, вплоть до современности.

Принадлежность спорта к культуре подтверждается и множеством других аргументов. Вот лишь часть из них.

  • Спорт — это признанная часть истории едва ли не всех стран и народов, это легенды, мифы, традиции, другие духовные ценности цивилизации.
  • Все виды спорта — это результат творчества народов, их вклад в мировую культуру.
  • Спорт — это исторический лексикон, в составе которого множество слов, понятных на большинстве языков без словарей: стадион, ипподром, атлетика, палестра, гимнасий… Среди них и само слово «спорт».

Язык спорта универсален и не требует перевода, что делает спорт поистине универсальной культурой человечества.

Таким образом, спорт во множестве своих проявлений — это феномен культуры и в то же время ее непосредственный исток как в античное, так и в наше время. Поэтому спорт по своей сути — не просто культ силы, выносливости, ловкости и иных физических качеств, а культура их гармонии в сочетании с духовными достоинствами человека. Спорт — это часть культуры человечества, но это и особый вид культуры, специфика которой в том числе в ее изначальной пацифистской направленности.

СПОРТ КАК КУЛЬТУРА МИРА

Несомненно, что Олимпийские и другие игры древности выполняли множество социально значимых функций. Можно предположить, что одна из важнейших из них состояла в обеспечении благоприятного международного (межгосударственного, межплеменного и т. п.) климата. Известно, что в античной Греции на время Олимпийских игр объявлялась экехерия (священное перемирие), прекращались войны между постоянно враждовавшими соседями.

По-видимому, очень непросто определить, какую именно роль сыграли периоды священного перемирия в периоды Олимпийских игр. Но в целом правомерно утверждать, что они были необходимым, эффективным и, вероятно, безальтернативным миротворческим инструментом в эллинском мире. Его востребованность на протяжении столетий дает основание предположить, что Олимпийские и другие игры античности были своего рода проявлением инстинкта самосохранения на популяционном уровне. Они же были важным фактором развития эллинского социума.

Состязания атлетов на стадионах античной Греции стали реальной альтернативой противоборствам воинов на полях сражений. В обоих случаях можно было стяжать славу победителя, но в первом — бескровную и зачастую при этом не менее впечатляющую. До нас дошли имена олимпийских чемпионов античности, им устанавливали памятники, они становились подлинно национальными героями. В те времена родился знаменитый принцип «побеждает один, выигрывают все».

Потенциал миротворческой роли спорта в полной мере осознавал и воссоздатель Олимпийских игр современности барон Пьер де Кубертен. Не случайно, по-видимому, в знаменитой «Оде спорту», перечисляя достоинства спорта, он ведет к высшему из них — его миротворческому потенциалу. Новелла «О спорт! Ты — мир!» логически завершает этот общепризнанный гимн спорту как культуре мира.

Очевидно, что на рубеже XIX и XX вв. для человечества не было проблемы более важной, чем сохранение мира между народами. Поэтому вполне закономерна в тот период инициатива Пьера де Кубертена, понятны и надежды народов на возрождение олимпийского движения как фактора мира. Нельзя не признать, что эти надежды хоть и не в полной мере, но оправдались. Более того, в тех случаях, когда традиции священного олимпийского перемирия грубо попирались, у народов были тем большие основания для осуждения агрессора.

В наши дни, как, вероятно, и в прошлые эпохи, спорт не только прямо, но и косвенно, опосредованно содействует установлению позитивных — от нейтральных до дружеских — отношений между народами. Он активно востребован в современном мире как одно из самых действенных средств межкультурного диалога, в том числе в сложных межкультурных и геополитических ситуациях. Ярким примером такого рода являются Игры Британского содружества наций (Commonwealth Games). Аналогичную во многих отношениях роль играли в свое время Спартакиады народов СССР. И этот список может быть многократно увеличен. Но важнее другое — понять, в какой мере реализован миротворческий потенциал современного спорта.

Отвечая на поставленный вопрос, отметим, что значение этого потенциала в целом признается, свидетельством чего является международный форум «Мир и спорт», очередная встреча которого успешно прошла в Сочи в октябре — ноябре 2012 г.

Однако налицо и недооценка потенциала улучшения межнациональных отношений за счет спортивных мероприятий во многих странах мира, включая и Россию. Ситуация может измениться в лучшую сторону в случае воссоздания, например, аналогов Спартакиады народов СССР в России, на постсоветском пространстве, а возможно, и на пространстве бывшего социалистического содружества государств. Спорт это может! И грех этому не содействовать.

СПОРТ КАК ФЕНОМЕН ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Что же такое спорт как феномен универсальной физической и духовной культуры, в чем его социальная сущность? Отвечая на этот вопрос, отметим, что спорт — это прежде всего традиции поддержания в социуме лучших человеческих качеств, таких как настойчивость, целеустремленность, ответственность, справедливость. Этим традициям тысячи лет, они сопровождают практически всю историю человечества, закономерно ослабевают в худшие времена истории и наоборот. Известно, что люди во всем мире дорожат ими, считают своими, берегут от забвения, поддерживают в меру своих возможностей, стремятся их приумножать. Все это, вместе взятое, позволяет определить социальную сущность спорта, трактуя его как феномен наследия.

Наше понимание сути и смысла спорта как явления общественной жизни современной цивилизации позволяет утверждать, что:

  • спорт — это историко-культурное наследие, важная составная часть всемирного культурного наследия;
  • спорт — один из самых ярких феноменов всемирного наследия, проявляющийся на глобальном и национальном уровнях;
  • спорт как наследие проявляется в форме материальных и нематериальных культурных ценностей.

Человечество де-факто признает спорт как феномен всемирного наследия в форме таких его проявлений, как памятники истории спорта и их ансамбли; памятные места, связанные с историческими событиями мира спорта; спортивные игры и праздники, мемориальные соревнования; выдающиеся достижения отдельных спортсменов и спортивных коллективов и др.

Так, объектом всемирного наследия правомерно признаны руины античной Олимпии на Пелопоннесе. Там же, в Греции, в число объектов всемирного наследия входят Дельфы и Эпидавр с их многочисленными стадионами и другими спортивными сооружениями. Олимпийские стадионы в Афинах не являются всемирным наследием по форме, но являются таковыми по своей сути. Аналогичная ситуация и с олимпийскими стадионами в других городах мира. Несомненным наследием такого рода в Москве являются «Лужники». Очевидно при этом, что ими список особо ценных историко-культурных спортивных объектов в российской столице не ограничивается.

Важно подчеркнуть, что в качестве наследия воспринимаются не только связанные с ним материальные объекты, но и многие нематериальные феномены. Полузабытая лапта, не очень популярные ныне городки и другие русские народные спортивные игры — это примеры такого наследия. Сюда же отнесем явно соревновательные по духу кулачные бои в Древней Руси на разного рода праздниках. Нет необходимости уточнять, что подобные обычаи, игры и праздники присущи практически всем народам России и других стран мира. О них известно этнологам, историкам, краеведам. Но зачастую они, как и разнообразные мемориальные соревнования, не осознаются в обществе в качестве культурного наследия. Формально в настоящее время ни в России, ни в зарубежных странах особо ценные спортивные объекты и явления в качестве наследия не признаны. Это обстоятельство объективно противоречит идеологии и тенденциям развития мировой политики в области наследия.

Современная деятельность в сфере наследия на глобальном уровне концентрируется в ЮНЕСКО и в его Комитете всемирного наследия. 40 лет назад была принята Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. С 1977 г. ведется Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, в котором на конец 2012 г. значатся 963 объекта. С 2001 г. ведется Список всемирного нематериального культурного наследия (213 позиций). Ни в одном из них до сих пор не представлены реально существующие собственно объекты и явления спортивного наследия.

За годы развития идей всемирного наследия в соответствующих списках наряду с такими традиционными категориями как культовые здания и сооружения, выдающиеся архитектурные ансамбли и т. п., появились новые, менее традиционные категории, например, производственные и мемориальные объекты. Появились и специальные отраслевые конвенции по наследию, например, Конвенция об охране подводного культурного наследия. На этом фоне отсутствие инициатив по всемирному спортивному наследию человечества или национальному спортивному наследию в отдельных странах мира не может не удивлять. Тем более, что цели спортивного движения никак не противоречат, а во многом и совпадают с целями деятельности ЮНЕСКО.

В связи с этим полагаем, что настает время инициировать обсуждение вопроса о подготовке и принятии соответствующего международного нормативно-правового акта о всемирном спортивном наследии, ядро которого могло бы составить всемирное олимпийское наследие. Логично, если бы таким актом стала конвенция ЮНЕСКО или МОК либо их совместная конвенция. В принципе возможны и иные форматы такого правового акта. Как паллиатив возможно также появление новой категории в структуре Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Россия могла бы представить проекты таких документов, опираясь на разработки экспертов соответствующих академических и отраслевых учреждений. При этом в любом случае такую работу следовало бы начать с профессионального обсуждения проблемы экспертами ЮНЕСКО, МОК и других международных спортивных структур.

Принятие международной конвенции о спортивном наследии человечества и ведение списка охраняемых объектов и явлений такого наследия будет способствовать обретению спортом как феноменом глобальной универсальной культуры адекватного его сути социального статуса в мировом сообществе. В этом случае спорт становится еще более существенным фактором устойчивого социального развития человечества.

СПОРТ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Объективно спорт как часть физической культуры — это, как показано выше, культурное наследие человечества. В качестве наследия спорт объективно является важным фактором устойчивого развития.

Однако феномен спорта до сих пор, как это ни парадоксально, формально не признан фактором устойчивого развития. В итоговом документе конференции ООН «Рио + 20» спорт не упомянут ни разу — ни прямо, ни косвенно. В материалах других конференций ООН по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992, и Йоханнесбург, 2002) ни спорт и физическая культура, ни их производные также не фигурируют. Иначе как странной такую ситуацию не назовешь.

Это тот случай, когда аргументация за интеграцию спорта в идеологию устойчивого развития выглядит избыточной ввиду очевидности взаимосвязанности и взаимообусловленности этих понятий. По-видимому, просто пора сделать встречные шаги представителям менеджмента сферы спорта и идеологов устойчивого развития, предпочтительно на глобальном уровне. Очевидно, что это полностью соответствует взаимным интересам обеих сфер. И наоборот, затягивание с признанием важности практической интеграции спорта в устойчивое развитие — это упущенные возможности для них.

Заключение

Наиболее характерными трендами в развитии современного спорта обычно называют его профессионализацию и коммерциализацию. Очевидно, что они далеко не всегда содействуют росту его массовости, его проявлению как физической культуры. Изменить ситуацию к лучшему в интересах людей, стран и мира в целом может развитие спорта как проявление универсальной духовной культуры, как части историко-культурного наследия. Именно такой вектор его развитию был задан Пьером де Кубертеном в конце XIX в.

Признание актуальности идей великого подвижника спорта в наше время означает всемерное содействие его развитию как интегрального феномена физической и духовной культуры, как фактора устойчивого развития человечества.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Физическая культура и спорт — Министерство спорта Российской Федерации

обновляется ежедневно


Доклад «О роли субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в развитии физической культуры, спорта и туризма» (docx, 2 670 Kb) 

Календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий среди населения


Положения о соревнованиях

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Статистическая информация

Физическое воспитание населения

Школьный и студенческий спорт

Производственная гимнастика

Региональный опыт организации физкультурно-спортивной работы с населением


Методические рекомендации по использованию различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом (pdf 465 Kb)


Методические рекомендации по повышению эффективности средств массовой информации в пропаганде физической культуры, спорта и спортивного образа жизни в Российской Федерации (doc, 1 110 Kb)

Приложение № 1 (pdf  223 Kb)
Приложение № 2 (pdf  226 Kb)


Методические рекомендации по совместному использованию спортивной инфраструктуры образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы, и организованными группами населения (коллективы спортивных школ, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства (pdf 1 301 Kb)

Методические рекомендации по информационно-пропагандистскому обеспечению мероприятий Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных соревнований Минспорттуризма России (doc, 111 Kb)

Рекомендации по формированию клубной физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения и приобщения к здоровому, спортивному образу жизни детей, подростков, молодежи (doc, 566 Kb)

Рекомендаций по организации физкультурно-спортивной работы с гражданами средних и старших возрастных групп (doc, 837 Kb)



Спорт | Историко-спортивный музей

Спорт

Пролетарский спорт –  без всяких рекордов.

А.А.Зикмунд

Учебный план института предусматривал изучение студентами главным образом медицинских дисциплин и гимнастических систем, а основной специальности – спорту – не уделялось должного внимания. Спорт не был в почете у руководителей института. Многие из окончивших институт, не владели в должной степени техникой физических упражнений и не могли хорошо провести тренировочное занятие. Поэтому институт в эти годы не пользовался авторитетом среди спортивных организаций и спортсменов.

Чем же объясняется, что в специальном учебном заведении по физической культуре спорт был не в почете?

На страницах спортивной прессы того времени очень остро обсуждался вопрос о месте и роли спорта в советской системе физического воспитания. Высказывались разные точки зрения. Одни считали, что спорт как составная часть физической культуры должен занимать в ней свое достойное место. Другие высказывались о недопустимости соревнований по боксу, футболу, снарядовой гимнастике, тяжелой атлетике и  отрицали спортивные соревнования, мотивируя тем, что они порождены буржуазией. Молодежи было рекомендовано заниматься «нормальными уроками по пролетарской физкультуре», «без чемпионства и рекордсменства». Такие выступления в печати привели к исключению из календарей соревнований  по «острым» видам спорта.    

Однако было бы неправильно утверждать, что в то время среди студентов и преподавателей не было выдающихся спортсменов.

Именно в эти годы в стенах института учились Н.Г. Озолин, В.А. Иванов, К.В. Градополов, А.З. Катулин, Д.П. Маров, З.Г. Романова, братья В.М. и Б.М. Дьячковы, В.П. Клепикова, А.А. Тер-Ованесян и многие другие талантливые спортсмены.

Инфизкультовцы участвовали в первенствах Москвы и СССР, совершали дальние лыжные переходы и велопробеги. Воспитанники института успешно выступали и на международных соревнованиях рабочего спорта в Германии, Франции, Швеции, Чехословакии.

Первый стадион России  

Спортивным успехам инфизкультовцев способствовало открытие стадиона на территории института.

При Государственном Институте Физической Культуры 19-го июня с.г. состоится открытие стадиона. Открываемый стадион является первым в России и даст возможность Институту еще шире развить свою работу, которая выражалась до сих пор в следующем: в Институте работали студенты Ин-та, слушатели краткосрочных курсов, Окружные курсы Всевобуча, о-во Сокол, Пролетарское о-во Физич. культуры, Опытная школа при И.Ф.К., скауты и пр.

Торжество открытия начнется с 5 час. вечера, будет состоять из ряда физических упражнений, в которых примет участие вся гимнастическая и спортивная Москва. На торжестве ожидается присутствие народных комиссаров и делегатов Коминтерна.

Объявления в газету «Правда», «Известия», 1921 г.

Еще в 1918 г. возникла мысль о создании при Институте стадиона. По первоначальному проекту стадион был рассчитан на 10 000 человек, но устроен был учебный стадион в 400 м.

Его открытие, состоявшееся 26 июня 1921 г., превратилось в большой физкультурно – спортивный праздник, на котором присутствовали руководитель главного управления Всевобуча Н.И. Подвойский, представители Наркомпроса и Наркомздрава, руководители спортивных организаций Москвы. 

Перед гостями парадом прошла колонна студентов, слушателей курсов и преподавателей института. Затем были организованы массовые гимнастические выступления студентов. В заключение состоялись легкоатлетические соревнования, в которых участвовали сильнейшие спортсмены Москвы.

В августе 1921 г. на стадионе был проведен большой спортивный праздник, сбор от которого пошел в помощь голодающим детям. 

Кроме стадиона для занятий студентов были оборудованы лыжная станция и площадки для детских игр и тенниса.

Спорт

1 — Н. И. Подвойский – первый председатель Высшего совета физической культуры, начальник Главного управления Всеобщего военного обучения,  в  июне 1921 г. выступал на торжественном открытии стадиона института  2 — Парад на открытии стадиона, 1921 г.

Спорт

1 — Встреча с зарубежными спортсменами

Спорт

 

Спортклуб института – СКИ

Спорт

В 1921 г. создается спортивный клуб института (СКИ), тем самым было осуществлено  желание студентов выступать на спортивных соревнованиях единой командой с эмблемой клуба своего института. В числе его организаторов были студенты и молодые преподаватели: Б. Гиппенрейтер, И. Фрейдберг, И. Гребенщиков, П. Сапожников, Н. Кельберер, П.Еринский. О том, как создавался  спортклуб, как он повлиял на развитие спорта в институте можно прочитать в воспоминаниях выпускника 1924 г.  Ильи Михайловича Фрейдберга: «создание клуба, несомненно, себя оправдало, т.к. руководство института в то время исключало соревнования вообще, а студентам это было интересно,  и создание  спортклуба оказало большое влияние на развитие спорта в институте» (см. раздел «Воспоминания»).

И как видно из журналов «Известия спорта» и «Физическая культура», сборные команды клуба по баскетболу, футболу, легкой атлетике и лыжам уже в 1922 г. успешно выступали на спортивных праздниках и в городских соревнованиях.

Спорт

Лучшие легкоатлеты института : Петр Сапожников, Дмитрий Марков, Борис Граменицкий, Илья Фрейдберг

В последующие годы в клубе стали развиваться  новые виды спорта, а спортсмены-инфизкультовцы приобретать всесоюзную известность, сам же  клуб стал называться СКИФ.

В те годы большой популярностью пользовались всевозможные походы и пробеги, «звездные эстафеты», дальние лыжные переходы, в которых самое активное участие принимали члены спортивного клуба института. 

Спорт

1 — Первое участие спортивного клуба Инфизкульта (СКИ) в соревнованиях,1922 г. В мае 1922 г. 10 студенток спортклуба инфизкульта стали чемпионками России в эстафетном беге 10х1000м. — Лучшие легкоатлеты спортивного клуба института 3 — Хоккей с мячом: Встреча по хоккею с Ленинградским институтом ФК, 1927 г

Спорт

1 — Участники популярной легкоатлетической эстафеты «Вечерняя Москва», 1928 г. 2 — Диплом Иванова СКИ 3  — Команда СКИ, кросс им. Ворошилова 

Лыжный пробег 1924 г.

В 1924 г. лучший лыжник института И.И. Гребенщиков в составе команды Москвы участвовал в 26-дневном лыжном переходе.  Пройдено 1406 км по маршруту Архангельск – Москва на лыжах в полном военном снаряжении.

Цель перехода – эксперимент: выносливость лыжного инвентаря и человеческого организма. Перед отправлением участники пробега в целях точного учета всех последующих изменений в их организме подверглись в Гос. институте физкультуры полному антропологическому и физиологическому обследованию.

Спорт

1 — Публикация в журнале «Известия физической культуры» 2 — Н. К. Крупская и победители Всесоюзной лыжной Звездной эстафеты

Первые зарубежные спортивные поездки

В 1924 г. в Чехословакии побывала первая спортивная делегация легкоатлетов из СССР. Студенты ГЦИФК А.Бирзин, Б. Громов, И. Гагулин, С. Спандарян, В. Клепикова, В. Журавлева

Группа выехала из Москвы через Латвию в Прагу (старший — Гагулин). Получили удостоверение, что такая-то группа направляется … Визы не было. Наш консул в Латвии схватился за голову, т.к. у них не было даже паспортов, а только это удостоверение. Ехали на встречу с рабочими спортивными делегациями, поэтому он помог оформить документы.

Борис Громов выехал на 2 дня позднее, он и привез в Прагу знамя. Были не только легкоатлетки, а и пять баскетболисток из Орехово-Зуева. Когда мы приехали в Чехословакию, оказалось, что в рабочей спортивной организации Чехословакии ничего не знают о баскетболе. Немного поучив чехов, девушки вернулись в Россию.

Воспоминания Веры Клепиковой, студентки института

Спорт

1 Команда легкоатлетов института в Праге, 1924 г. 2 — Спортивная делегация СССР в Чехословакии, 1924 г.

Спартакиада 1928 г.

Так и надо – крой Спартакиада!

В.В. Маяковский

Спорт

С 12 по 24 августа 1928 г. Москва жила под знаком Всесоюзной Спартакиады. Спортивный праздник такого масштаба проводился впервые в СССР. В дни Спартакиады вступили в строй стадион «Динамо» и дворец спорта «Крылья Советов». Участвовало 7 225 человек, 612 зарубежных гостей из 14 стран. В программу Спартакиады был включен 21 вид спорта.

С большим успехом выступили на Спартакиаде воспитанники нашего института: Н.Озолин, Д. Марков, В. Дьячков, А. Тер – Ованесян, А. Катулин и др.

Спорт

1Свидетельство Шамановой Марии об окончании техникума ФК при ГЦИФК 2 — Легкоатлетка М. Шаманова завоевала на Спартакиаде 5 первых призов

Чемпионы и призеры Всесоюзной Спартакиады 1928 года:

  • Д. Марков (толкание ядра)

Спорт

  • В.Иванов (борьба)

Спорт

  • А.Катулин (борьба) 
  • В.Дьячков (прыжки с шестом)

Спорт

  • М. Ночевкина (гребля)

Спорт

Литература

  1. И.Г. Чудинов Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры / Исторический очерк. – М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1966.
  2. История физической культуры и спорта/ под ред. В.В.Столбова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Физкультура и спорт, 2000.
  3. Архив музея.

 

Абитуриенту

Код

Направление подготовки

Направленность (профиль)

Вступительные испытания в порядке приоритета

Минимальное количество баллов

Форма проведения вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно

49.03.01

Физическая культура— Спортивная тренировка в избранном виде спорта
— Физкультурное образование,
— Физкультурно-оздоровительные технологии,
— Спортивный менеджмент
1.Биология

36

тестирование*
2.Профессиональное испытание по физической культуре

35

тестирование по теории физической культуры
3.Собеседование по профилю направления подготовки

35

собеседование
4.Русский язык

36

тестирование*

49.03.02

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)— Физическая реабилитация1.Биология

40

тестирование*
2.Профессиональное испытание по физической культуре

35


тестирование по теории физической культуры
3.Собеседование по профилю направления подготовки

35

собеседование
4.Русский язык

40

тестирование*

43.03.02

Туризм— Технология и организация комплексного обслуживания в индустрии туризма1.История

32

тестирование*
2.Обществознание

42

тестирование*
3.Русский язык

36

тестирование*
42.03.02
Реклама и связи с общественностью
— Реклама и связи с общественностью в отрасли физической культуры и спорта 
1.Обществознание

42

тестирование*
2.История

32

тестирование*
3.Русский язык

36

тестирование*

44.03.01

Педагогическое образование — Безопасность жизнедеятельности
— Физическая культура
1.Обществознание

42

тестирование*
2.Профессиональное испытание по физической культуре

35

тестирование по теории физической культуры
3.Русский язык

36

тестирование*

44.03.02

Психолого-педагогическое образование— Педагог-психолог
— Педагог-воспитатель
1. Биология

36

тестирование*
2. Математика

27

тестирование*
3. Русский язык

36

тестирование*

51.03.05

Режиссура театрализованных представлений и праздников— Художественно-спортивные представления и праздники1.Литература

32

тестирование*
2.Профессиональное испытание

35

подготовка и представление режиссерской разработки / замысла театрализованного художественно-спортивного представления / программы по избранной абитуриентом теме, включая собеседование на общую эрудированность абитуриента, владение поступающим информации из истории художественной и спортивной культуры: спортивных зрелищ, театра, кино, телевидения, литературы, музыки
3.Творческое испытание

35

исполнение произведения или отрывка из литературного произведения в жанре басня, проза, стихотворение по собственному выбору, самостоятельного исполнительского этюда, концертного номера, эпизода театрализованного представления
4.Русский язык

36

тестирование*
* для лиц, имеющих профессиональное образование, детей-инвалидов, инвалидов, иностранных граждан и лиц, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях и не сдавали ЕГЭ в указанный период).

Высшее образование (магистратура)

49.04.01

Физическая культура— Управление в области физической культуры и спорта,
— Научно- методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности,
— Профессиональное образование в области физической культуры и спорта,
— Научно- методическое обеспечение психологического сопровождения физической культуры и спорта,
— Информационно-методическое обеспечение физической культуры и спорта,
— Научно-методическое обеспечение медико-биологического сопровождения физической культуры и спорта
Собеседование по профилю направления подготовки

35

собеседование

49.04.03

Спорт— Спорт высших достижений и система подготовки спортсменовСобеседование по профилю направления подготовки

35

собеседование

Современная история спорта, включая культуру, истоки и основные события

Спорт История и эволюция

Обзор Хотя для многих спорт сегодня — это просто другая часть их повседневной жизни, легко забыть, что всего 120 лет назад многие виды спорта, которые мы считаем само собой разумеющимися, еще не существовали, а те, которые существовали, были бы едва узнаваемы. современная спортивная аудитория. История современного спорта подробно описывает эволюцию: от игр, в которые играют в основном для развлечения и досуга, до индустрии, которая может соперничать с любой другой по размеру и мощности.
Влияние массовой культуры С этой эволюцией возросло влияние. Спорт за последние сто лет повлиял на современную популярную культуру и часто отражал изменение социальных взглядов и стандартов. В спорте также наблюдается прогресс в технике и достижения в рекордах и уровнях, которые отражают стремление спортсменов, спортсменок и тренировок быть лучшими. Сейчас мода часто отражает спортивную одежду, отчасти из-за денег, вкладываемых в спорт модными домами, а отчасти из-за нашего желания подражать нашим героям и героиням.
Политика Наряду с увеличением влияния на массовую культуру произошло увеличение политического влияния. Сюда могут входить спортсмены, использующие свою известность, чтобы баллотироваться на посты, соискатели должности, использующие спортсменов для продвижения своей кандидатуры, бойкоты для поощрения интересов — наиболее известное из них — движение против апартеида в Южной Африке и совсем недавно иммиграционный закон, принятый в Аризоне, — и использование спорта как способ достичь определенных демографических групп.
Однако у использования спорта в политике есть и обратная сторона.Это варьируется от террористов, использующих спорт для пропаганды своего дела — наиболее известной на Мюнхенской Олимпиаде — до стран, использующих спорт как способ продемонстрировать, что их конкретная идеология лучше, чем другая, особенно в Советской России.
Возможности для получения стипендии в колледже Развитие спорта также сделало возможным образование многих молодых людей, которые иначе никогда не имели бы такой возможности. Хотя сегодня большинство выдающихся атлетов колледжей часто бросают учебу рано, чтобы стать профессионалами в своем виде спорта, подавляющее большинство атлетов колледжей заканчивают учебу и переходят в другую сферу, помимо своего вида спорта.Для многих из этих студентов занятия спортом сделали возможным поступление в колледж, в частности, благодаря использованию стипендий для колледжей, которые увеличивались в размерах и количестве, поскольку спорт приносил более высокие доходы школам.
Интеграция Мы рассмотрим, как спорт охватил (или, по крайней мере, упростил) интеграцию, глядя на Уилли О’Ри, играющего в хоккей за «Бостон Брюинз», Прентисса Голта, футболиста из Университета Оклахомы, Кенни Вашингтона, первого африканца. -Американский, чтобы играть в НФЛ, полномасштабную и раннюю интеграцию НБА, борьбу футбола с расизмом по сей день, особенно в Европе, и, возможно, самое известное, вступление Джеки Робинсона в бейсбол.
Большой бизнес Нельзя также говорить о современном спорте, не принимая во внимание сильное влияние бизнеса. Спорт и бизнес навсегда стали связанными, даже в колледже, в который якобы играют «любители», а не «профессионалы», несмотря на то, что тренеры и спортивные директора зарабатывают столько же, сколько их коллеги в профессиональных лигах. История спортивного бизнеса показывает, что во второй половине 20-го века бизнес все больше и больше привязывался к спорту, начиная от телевидения и заканчивая спонсорством и правами на название стадионов, а в 1970-х годах и позже.
Заработная плата Еще одним изменением, связанным с потоком бизнеса в спорт, стал приток денег, который, по мнению многих, стал непристойным и неправильным. Однако суть в том, что когда кто-то в чем-либо считается «Лучшим в мире», обычные люди хотят посмотреть или увидеть выступление этих людей — будь то актеры, музыканты или спортсмены. Насколько люди осуждают высокие зарплаты и излишество в спорте, зрители и потребители спорта делают это возможным. Однако за рамками общественного восприятия остаются более серьезные вопросы.Как и во всем в жизни, когда речь идет о больших деньгах и бизнесе, возможности и соблазны обмануть или сделать все возможное, чтобы продвинуться вперед, увеличиваются. В спорте это часто связано с наркотиками или азартными играми.
Цены на билеты Вдобавок рост больших денег и высоких зарплат в играх повлиял на тех, кто теперь может позволить себе ходить на мероприятия. Хотя это влияние чаще всего ассоциируется со спортом в Соединенных Штатах, это не только американское явление, но и отражается в других странах и видах спорта по всему миру.Футбол в Великобритании — отличный тому пример. Многие команды английских лиг когда-то поддерживались местными рабочими, а цены на билеты стоили примерно столько же, сколько заработная плата за один час. Теперь, чтобы получить хорошее место для просмотра ведущей британской футбольной команды, рабочий может легко заплатить более 8 часов заработной платы. По мере того, как спорт становится больше и прибыльнее, он вытесняет тех, кто помог сделать его возможным.
.

PPT — Sport and Culture PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • Sport and Culture Спортивное поведение, раса и этническая принадлежность в спорте Авторы: Брианн, Адам, Ташая и Терренс

  • Факты: • Исследования показывают, что канадский Сегодня дети менее активны, чем они были всего 30 лет назад • Девочки часто менее активны, чем мальчики, особенно после 12 лет • Спорт поощряет участие вне зависимости от навыков, способностей, возраста, пола или других факторов • Риск для здоровья от отсутствия физической активности включает сердце болезни, высокое кровяное давление, диабет, остеопороз, инсульт, депрессия и т. д.• Спорт способствует личному развитию, а также формирует характер.

  • Спортивное поведение: Спортивное поведение демонстрирует тот, кто уважает спорт и играет по правилам, реагирует справедливо и щедро и хорошо относится к игре. и противники, выигрывающие или проигрывающие. Это также может проявляться в плохих проявлениях, например, в нарушении правил, за которым следуют последствия, и в том, что он не является спортсменом, как для официальных лиц, тренеров и других команд.Участие в программах отдыха и общественных спортивных состязаниях приносит пользу людям, так как улучшает их личное развитие, каждый человек развивается и учится разным моральным принципам с помощью спорта, и это позволяет каждому человеку развивать характер

  • Развитие характера • спорт — отличный способ укрепить характерен для юных спортсменов, но это не происходит просто так. • Спорт в руках правильных людей с правильным отношением может стать отличным опытом для воспитания характера.• Спорт имеет потенциал для развития характера, но родители, тренеры и спортивное сообщество должны целенаправленно работать для достижения этой цели. • Они должны продемонстрировать своими словами и действиями ценности спорта и показать им хорошие моральные качества характера, такие как уважение к себе и другим, справедливость, изящество и самодисциплина

  • — родитель должен приложить усилия, чтобы отношения с другими родителями и тренерами показывают спортсменам, что можно построить хорошие отношения с другими, и помогают развить хорошие навыки характера.• -Родители должны убедить своего ребенка, что дело не в результатах или победе, а в опыте, приобретении новых навыков и физических нагрузках. • Родители должны демонстрировать поведение, которое они хотели бы видеть в своих детях.

  • Тренеры должны устанавливать определенные ожидания и поощрять положительного вербального подкрепления. • Тренеры должны заключать четкие соглашения и правила, которые следует соблюдать. • До и после игры или тренировок тренер должен сообщить команде, что они сделали хорошо, чему они должны были научиться из игры, • как они могут улучшить или потренироваться для следующая игра и чего они хотят достичь в следующей игре.• «Талант может побеждать в играх, но командная работа и интеллект побеждают в чемпионатах» (Майкл Джордан). • Хороший тренер заставит своих игроков увидеть, кем они могут быть, а не то, что они есть »(АраПарсегиан).

  • Хорошее / плохое спортивное мастерство: http://www.youtube.com/watch?v=75zZDpYeQWk&feature=related Спортивное мастерство индивидуально для каждого человека, а также зависит от уровня спорта, которым вы занимаетесь. Например, команды домашней лиги против команд представителей или любительские против соревновательных. Большинство детей, которые играют в общественных лигах, играют просто для развлечения, но они все равно не хотят проигрывать.Они только начинают понимать, что такое спортивное мастерство. Они учатся через своих товарищей по команде, своих соперников, тренеров, родителей и наблюдая за профессиональными спортсменами.

  • Программы отдыха и общественные виды спорта: Такие программы, как эти, в основном предназначены для детей, потому что они способствуют развитию спортивного духа, честной игры и помогают формировать индивидуальный характер и личные качества, обучая их нравственности. Еще они учат их веселиться и много работать.Три основные черты характера / личные качества, которые они помогают развить, — это смелость, порядочность и способность стремиться к цели. Они также учат ответственности, уважению к другим, самодисциплине, честности и честной игре. Это также помогает повысить их самооценку, уверенность в себе и способствует мотивации.

  • Расовая и этническая принадлежность в спорте • Спорт предназначен не только для одной группы людей, в него играют во всем мире. • Люди по натуре состязательны, спорт — отличный способ соревноваться и веселиться вместе.• Спорт также дает возможность для различных гонок собраться вместе и соревноваться без какой-либо дискриминации, например, летние и зимние Олимпийские игры

  • Олимпийские игры • Олимпийские игры являются одними из крупнейших многокультурных события в мире, разные страны и разные люди собираются вместе с единственной целью — соревноваться друг с другом в спорте. • Лучшее признание и лучшее понимание других рас пришли из Олимпийских игр • Страны также продемонстрировали улучшение отношений друг с другом после совместных соревнований на Олимпийских играх

  • Стереотипы и расовые проблемы • К сожалению, в мире есть некоторые расовые проблемы. спорт, как профессиональный, так и любительский, это может быть что угодно: от расового оскорбления на поле до целых групп людей, которым запрещают заниматься. • Некоторые гонки имеют стереотипное представление о том, что они лучше или хуже в определенных видах спорта i.е. сборная Ямайки по бобслею на зимних Олимпийских играх 1988 г. • Другим расовым или этническим группам тем или иным образом запрещали участвовать в спортивных состязаниях, например, в Южной Африке, где белые не играли со спортсменами из других слоев общества

  • A Better Понимание • к счастью, многие расовые барьеры постепенно пробила спорта • примером этого является, когда первый ямайский бобслейная команда завоевала золото в 1988 году Олимпийских игр • несмотря на то, что они никогда не видели снега, прежде чем они до сих пор тренировался так же трудно, как остальные команды • http: // www.youtube.com/watch?v=aaov7DNICPg

  • Спорт как социальный уравнитель • В современном обществе спорт рассматривается большинством людей как форма развлечения. • После промышленной революции и обилия информации, которую мы можем свободно получать о других странах, люди стали больше общаться с другими странами и расами. • Распространение информации о спорте позволило людям узнать, что происходит в других странах. У людей также есть возможность расширить свои знания, позволяя общаться с более разнообразной аудиторией.

  • Спорт и беседа • Есть много тем, связанных со спортом, которые люди могут связать, разговаривая с незнакомцами или людьми, которых они только что встретили. • Эти темы можно рассматривать как «безопасную гавань», и их можно обсуждать без возможности споров. • Спорт преодолевает разрывы социальных и экономических различий и позволяет людям оставаться в своей зоне комфорта. • Чувство общности создается, когда люди схожих интересов, даже если они разного происхождения, собираются вместе, чтобы заняться определенным видом спорта.

  • Различные классы и группы • На протяжении всей истории разные виды спорта были связаны с разными классами и группами. Например, игра в поло сегодня связана с белыми гражданами; если бы вы спросили людей из других классов об этом виде спорта, большинство бы не узнало об этом из-за недостаточной освещенности. • Теннис — это спорт, который развивался со временем, и когда-то был интересным для группы людей, принадлежавших к высшему классу. Например, нынешние теннисистки Винус и Серена Уильямс и их отмеченная борьба с происхождением из низшего сословия и их восхождение на вершину женского теннисного мира.

  • Спорт для объединения • Общество теперь использует спорт как инструмент для объединения серых областей, которые существуют среди людей с разным воспитанием и возможностями. • Спорт в случае Венеры и Серены был инструментом для достижения подъема в социальном и экономическом статусе и тем самым сломал расовые стереотипы в теннисе, которые существовали десятилетиями.

  • Расовая идеология • Расовая идеология в спорте не способствует занятиям спортом.• Из-за своей национальности и происхождения он не подходит для занятий различными видами спорта. • Людям, которые хотят заниматься спортом, выходящим за рамки их расовых и этнических корней, говорят, что они не могут преуспеть в этом виде спорта. • http://www.youtube.com/watch?v=FyCnJLNhQeE&feature=related

  • .

    Физическая культура и спорт | Статья о физической культуре и спорте в Free Dictionary

    Физическая культура — один из аспектов общей культуры общества; это сфера социальной активности, направленная на укрепление личного здоровья, развитие физических возможностей и использование физических навыков населения на службе общества. Основными показателями уровня физической культуры в обществе являются здоровье и физическое развитие населения, роль физической культуры в воспитании и образовании, производстве, быте, структура свободного времени; Другими важными показателями являются качество физического воспитания, организация любительского спорта и победы в крупных спортивных соревнованиях.

    Основными видами физической культуры являются физические упражнения; серия физических упражнений и соревнования по упражнениям; закаливание организма; профессиональная и бытовая гигиена; физические нагрузки, такие как пешие прогулки, езда на велосипеде и катание на лодках; физический труд как отдых для людей, ведущих сидячую работу.

    В социалистическом обществе физическая культура является правом народа и важным средством «воспитания нового человека, гармонично сочетающего интеллектуальное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство» ( Progmmma KPSS , 1976, стр.120–21). Физическая культура способствует вовлечению населения в работу и общественную жизнь, повышает эффективность производства. Физкультурно-культурное движение поддерживают различные государственные и общественные организации, например, комитеты физкультуры и спорта всесоюзного, республиканского и областного уровней, профсоюзы, комсомол, общественные спортивные общества, Добровольное общество сотрудничества. С армией, военно-воздушными силами, флотом и спортивными федерациями. Такие организации в настоящее время работают над открытием физкультурного движения для всех людей, опираясь на научную систему физического воспитания для всех социальных слоев.Во многих странах действуют государственные системы норм и требований физического развития и фитнеса для различных возрастных групп; Например, в СССР есть программа «Готов к труду и обороне СССР». Занятия физкультурой — обязательная часть государственных программ в дошкольных учреждениях, всех видах образовательных учреждений, в армии. На различных предприятиях и в учреждениях в рамках рабочего дня запланированы перерывы на занятия художественной гимнастикой. Созданы физкультурно-оздоровительные группы по пропаганде физической культуры и гигиены на промышленных предприятиях, в различных учреждениях, в колхозах, школах.В 1976 году в СССР насчитывалось около 250 000 таких групп, насчитывающих более 50 миллионов членов. В их число входило около 120 000 сельских групп, насчитывающих более 18 миллионов членов. Набор в физкультурно-спортивные секции составил более 20 миллионов человек в общеобразовательных школах, около 2 миллионов в профессионально-технических училищах, более 2 миллионов в средних специальных школах и около 2 миллионов в высших учебных заведениях. Занятия художественной гимнастикой на работе занимались более 22 миллионов человек, из них около 7 миллионов входили в общефизические группы.

    В капиталистическом обществе рабочие имеют лишь ограниченный доступ к физической культуре и культуре в целом. В буржуазных государствах, где развитие физической культуры во многом зависит от интересов монополий и различных коммерческих фирм, не существует стандартных норм физического воспитания, а занятия спортом невозможны для людей большинства социальных слоев и возрастных групп. Чрезвычайно ограниченное количество спортивных организаций трудящихся спонсируется профсоюзами.В капиталистических странах многочисленные стадионы и другие спортивные сооружения принадлежат буржуазным спортивным клубам; членство является запретительным для широких масс и во многих случаях также традиционно ограничивается классовыми барьерами. Как правило, нет государственных дотаций спортивным организациям и спортивным сооружениям. На физическую культуру выделяются средства, прежде всего, на военно-прикладной и престижный зрелищный спорт.

    Спорт как компонент физической культуры играет важную роль в физическом воспитании.Соревнования проводятся по различным сериям упражнений и тренировок. Исторически спорт развивался как особое средство демонстрации и сравнения физических способностей и развития людей.

    В широком смысле термин «спорт» включает в себя спортивные тренировки и соревнования, а также особые социальные отношения, связанные с этими видами деятельности, и социально значимые условия, возникающие в результате них. Спорт имеет значительную социальную ценность в том смысле, что он способствует физической подготовке, дальнейшему моральному и эстетическому воспитанию и удовлетворяет нематериальные потребности; они являются одной из самых распространенных форм дружественных международных отношений.

    Три основных типа организованных видов спорта, которые взаимосвязаны, это любительский спорт, учебный спорт и основные виды спорта. Любительские и учебные виды спорта важны для физического воспитания и физической подготовки населения в целом. Возможности человека заниматься любительским спортом могут быть несколько ограничены его возрастом, состоянием здоровья и уровнем физического развития. Учебные виды спорта преподаются во всех типах учебных заведений и входят в армейскую подготовку. Любительские и учебные виды спорта важны в образовании и воспитании, практической физической культуре, здоровье и отдыхе.Любительский спорт также является основой основных видов спорта и важен для физического развития подрастающих поколений.

    Основные виды спорта предоставляют возможность людям с исключительными талантами и навыками в конкретном виде спорта устанавливать спортивные рекорды, проходя интенсивные специализированные и индивидуализированные тренировки и постоянно стремясь преодолеть свои спортивные ограничения. Они также устанавливают стандарты качества для любительского спорта и внедряют новые эффективные методы спортивного совершенствования.Спортивные рекорды и победы на официальных международных, национальных и других спортивных соревнованиях создают моральный стимул для развития любительского спорта.

    Каждый из многочисленных видов спорта, практикуемых сегодня, имеет свою особую цель, правила игры и стратегию, обычно подчеркивающую решимость и моральные качества игроков. Признанные во всем мире виды спорта условно делятся на пять основных групп: (1) легкая атлетика или виды спорта, основанные на движении, включая легкую атлетику, поднятие тяжестей, плавание, греблю, катание на коньках, лыжный спорт, бокс, борьбу, фехтование и спортивные игры; (2) транспортные виды спорта, включая гонки на мотоциклах, автомобилях, самолетах, планерах, яхтах и ​​ледовых лодках; (3) виды спорта с использованием специального оборудования для поражения цели, такие как стрельба, стрельба из ловушки и стрельба из лука; (4) строительство и гонки на моделях самолетов, автомобилей и лодок; и (5) игры интеллектуального мастерства для двух игроков, такие как шахматы и шашки.

    Спорт исторически включает в себя различные действия, происходящие из повседневной жизни. Спорт древнего происхождения развился на основе особых физических упражнений и движений, используемых в работе и в бою. К движениям, используемым в физкультуре с древних времен, относятся бег, прыжки, метание, поднятие тяжестей, гребля и плавание. Некоторые современные виды спорта развились в XIX и XX веках из существующих видов спорта и связанных с ними сфер культуры; К ним относятся спортивные игры, гимнастика, художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание, спортивное ориентирование и туризм.Технические виды спорта появились вместе с развитием технологий и включают автомобильные гонки, гонки на мотоциклах, велоспорт, авиационные и подводные виды спорта.

    Большинство современных видов спорта, которые практикуются во всем мире и имеют общепринятые процедуры и официальные правила, были формализованы во второй половине 19-го и первой половине 20-го века. В то время впервые были проведены официальные национальные и международные соревнования, и были созданы национальные и международные спортивные ассоциации, спортивные клубы и общества.В 1896 году были учреждены крупнейшие международные спортивные соревнования — Олимпийские игры, которые способствовали популяризации современного спорта в большинстве стран мира. В середине 19 века профессиональный спорт развился, превратившись в отрасль шоу-бизнеса. Профессиональный спорт — это бизнес и источник прибыли для предпринимателей и средство существования для эксплуатируемых профессиональных спортсменов.

    В социалистических странах спорт поддерживается массовым физкультурным движением. Постоянно растет число людей, занимающихся различными видами спорта, постоянно растет количество спортивных школ, спортивных сооружений и объектов.Государственные и общественные организации планируют спортивные программы и выделяют на эти цели значительные суммы денег. Кроме того, действует хорошо организованная система спортивных соревнований.

    В СССР занимаются более 70 видами спорта, включая технические и национальные. Наиболее популярными видами спорта в СССР являются легкая атлетика (на 1976 г. в спортивных коллективах занималось более 6 млн человек), волейбол (5,2 млн), лыжный спорт (4,2 млн), футбол (3,7 млн), баскетбол (3.5 миллионов), стрельба (примерно 3 миллиона), шахматы (2,8 миллиона), шашки (2,5 миллиона) и настольный теннис (2,3 миллиона). В среднем 0,6–0,7 млн ​​человек занимаются гимнастикой, плаванием, гандболом и хоккеем. Всего в национальных видах спорта занимаются 650 тысяч человек. Единая общесоюзная спортивная классификация определяет последовательные уровни физического развития и технических навыков спортсменов, занимающихся различными видами спорта, от любительского до основных. Ежегодно квалификационным нормам соответствуют 16 миллионов человек.

    Высокие достижения в спорте, тренировках и другой спортивной деятельности поощряются присвоением почетных спортивных званий, в том числе звания мастера спорта СССР (с 1 января 1976 г. — 108 500 человек), мастера спорта международного класса. Спорт СССР (3 500), Заслуженный мастер спорта (более 2 000), Заслуженный тренер СССР (около 1 000), Судья национального класса (9 700). Спортсмены также могут получить спортивные знаки отличия и награды.

    Всесоюзный спортивный календарь включает до 300 различных соревнований, в том числе чемпионаты страны по различным видам спорта; спартакиады профсоюзов, вооруженных сил и школьников; юношеские и студенческие игры; и массовые детские соревнования, такие как Кожаный мяч (футбол), Золотая шайба (хоккей) и Белая ладья (шахматы).В 1956 году прошла первая Спартакиада народов СССР. Эти игры, проводимые каждые четыре года, являются крупнейшими спортивными соревнованиями в мире по количеству видов спорта и количеству участников; в 1975 году соревновались 54 миллиона спортсменов, а в финал вышли 7 100 спортсменов из всех союзных республик.

    В 1976 г. действовало 7 всесоюзных и 30 республиканских спортивных обществ, около 7 тыс. Спортивных секций, около 5 тыс. Детских и юношеских спортивных и физкультурно-технических школ, более 200 специальных высших и средних школ, готовящих учителей физического воспитания.Кроме того, здесь имеется более 350 пунктов для спортсменов, более 3000 стадионов, более 60 000 тренажерных залов, более 1300 плавательных бассейнов, примерно 500 000 спортивных площадок, примерно 100 000 футбольных полей, более 18 000 тиров и примерно 7 000 лыжных домиков. Объем производимых спортивных товаров и оборудования ежегодно достигает 2 миллиардов единиц.

    Одним из важнейших факторов развития физической культуры и спорта является внимание, уделяемое им в газетах и ​​журналах, на радио и телевидении, а также в фильмах, искусстве и литературе.В 1976 г. издавалось более 30 спортивных газет и журналов. Издательский дом «Физкультура и спорт» ежегодно выпускает более 250 наименований книг и других изданий общим тиражом около 17 миллионов экземпляров. Центральное телевидение ежегодно посвящает физкультуре и спорту до 900 часов эфирного времени, а Всесоюзное радио передает более 750 часов на эту тему.

    С конца 1940-х годов советские спортсмены принимают участие в международном спортивном движении.В 1976 году спортивные федерации СССР входили в 83 международные спортивные ассоциации. С 1948 по 1976 год советские спортсмены выиграли 1936 чемпионатов Европы, 1391 чемпионат мира и 605 олимпийских чемпионатов. Международные спортивные занятия составляют более 30% всех культурных связей СССР. СССР поддерживает спортивные контакты более чем с 90 странами, а ежегодный обмен командами и тренерами составляет 40 000 человек. К 1976 году в СССР было проведено 44 чемпионата мира, 25 чемпионатов Европы и различные другие крупные международные соревнования.

    Решение Международного олимпийского комитета о проведении летних Олимпийских игр 1980 года в Москве представляет собой достойную оценку уровня развития советского спорта и вклада советских спортсменов в международный спорт и олимпийское движение.

    К 1976 году более 2,5 тысяч спортсменов и работников физической культуры и спорта были награждены орденами и медалями СССР за выдающиеся спортивные достижения и службу.

    Спортсмены СССР и других социалистических стран занимают лидирующие позиции в мировом спорте в результате социальной политики этих стран в области физической культуры и спорта.Так, на летних Олимпийских играх 1976 года спортсмены из социалистических стран заняли первое место в 14 видах спорта из 24, включенных в программу (первое место в СССР занял в восьми видах спорта), второе место в 15 видах спорта и третье в 16 видах спорта. Они завоевали 121 из 198 золотых медалей, 47 из которых — СССР. В десятку сильнейших команд Олимпийских игр вошли сборные СССР, Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, Социалистической Республики Румыния, Народной Республики Болгарии и Венгерской Народной Республики.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    История физической культуры и спорта . Под редакцией В. В. Столбова. М., 1975.
    Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта . Москва, 1974.
    Все о спорте , [фасц.] 1–2. Москва, 1972–74.
    Тер-Ованесян, А.А. Спорт: Обучение, тренировка, воспитание . Москва, 1967.
    Родиченко В.С. Технический прогресс союзник спорта . Москва, 1972.
    Романов А.О. Международное спортивное движение . Москва, 1973.
    Хавин, Б. Все об Олимпийских играх . Москва, 1974.
    Международные спортивные объединения и туристские организации . Москва, 1973.
    Звезды спорта . Москва, 1975.
    Советская система физического воспитания . Под редакцией Г. И. Кукушкина. М., 1975.
    Физическая культура и спорт в СССР в цифрах и фактах (1917–1961) .М., 1962.
    Макарцев Н.А. Страны историисоветского спорта . Москва, 1967.
    Спорт в СССР: Ежегодник, 1937 . М., 1939.

    А.И. К ОЛЕСОВ и Н.И. П ОНОМАРЕВ

    .

    Международный центр истории спорта и культуры

    Международный центр истории спорта и культуры

    Международный центр истории спорта и культуры был основан при университете Де Монфор в 1996 году и сегодня широко известен как ведущий мировой центр изучения истории спорта, в котором работают ведущие историки в этой области.

    Академический коллектив Центра опубликовал множество книг и статей, получивших признание критиков.Центр организовывает крупные конференции, в том числе ежегодные «Историки спорта», часто совместно с ведущими европейскими организациями.

    Здесь, в Международном центре истории спорта и культуры, мы разделяем убеждение, что изучение спорта может помочь пролить свет не только на историю отдыха, но и на общество и его культуру в целом.

    Мы предлагаем преподаваемые курсы для аспирантов, включая степень магистра в области истории спорта и культуры, и мы являемся одним из трех европейских институтов, наряду с Université de Neuchâtel (Швейцария) и SDA Bocconi — School of Management (Милан), которые работают с Международным центром D. «Etude du Sport» (CIES, Швейцария), посвященный менеджменту, праву и гуманитарным наукам в спорте.

    Центр также предлагает возможности для студентов-исследователей и принимает заявки на учебу в докторантуре.

    Международный центр истории спорта и культуры (ICSHC) подтвердил установление официальных связей с недавно созданным Национальным музеем спорта в Париже.


    История спорта и культура MA

    Изучите эту международно признанную степень магистра в ICSHC. Совместите свою учебу с другими обязательствами с помощью этой гибкой программы дистанционного обучения.Вы разовьете твердое историческое и культурное понимание всех аспектов современного спорта, от его традиционных форм до наших дней.

    Sport History and Culture

    Интервью с Клэр Болдинг

    Телеканал

    Клэр Болдинг рассказала DMU о своей работе с Международным центром спортивной истории и культуры над сериалом BBC Radio 4 «Спорт и британцы».

    Clare Balding

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *