Гендерные стереотипы | OHCHR
Гендерные стереотипы являются распространенным мнением или предубеждением о свойствах и характеристиках, которыми обладают или должны обладать женщины и мужчины, а также какие роли они выполняют или должны выполнять. Гендерные стереотипы пагубны, когда ограничивают способность мужчин и женщин развивать свои личные способности, стремиться к профессиональному росту и делать жизненный выбор и строить планы.
Пагубные стереотипы способствуют неравенству, несмотря на то, что они могут быть как враждебными (например, о том, что женщины неразумны), так и, на первый взгляд, безобидными (например, что женщины призваны заниматься воспитанием). Например, тот факт, что обязанности по уходу за ребенком часто выполняются исключительно женщинами, основывается на втором из двух видов стереотипов.
Комплексные гендерные стереотипы могут оказывать несоразмерное негативное влияние на определенные группы женщин, такие как женщины из числа меньшинств и коренных народов, женщины-инвалиды, женщины из низших каст или с низким экономическим положением, женщины-мигранты и др.
Формирование гендерных стереотипов подразумевает практику приписывать женщинам и мужчинам конкретные свойства, качества или роли лишь на основании их принадлежности к социальной группе женщин или мужчин. Формирование гендерных стереотипов несправедливо, когда оно ведет к нарушению или нарушениям прав человека и основных свобод.
Примерами могут служить:
- отсутствие уголовной ответственности за супружеское изнасилование на основании общественного представления о том, что женщины являются сексуальной собственностью мужчин; и
- отсутствие эффективного расследования, уголовного преследования и наказания за сексуальное насилие в отношении женщины, например, по причине стереотипа о том, что женщина должна ограждать себя от сексуального насилия за счет скромности в одежде и поведении.
Несправедливое формирование гендерных стереотипов является частой причиной дискриминации в отношении женщин и фактором, способствующим нарушению целого ряда прав, таких как права на здоровье, достаточный жизненный уровень, образование, брак и семейные отношения, труд, свободу выражения мнений, свободу передвижения, участие в политической жизни и представление политических интересов, эффективные средства правовой защиты и свободу от гендерного насилия.
Запрет гендерных стереотипов
Два международных договора по правам человека предполагают конкретные обязательства, касающиеся пагубных стереотипов и формирования неверных стереотипных представлений.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Статья 5:
Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью… изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин;
Конвенция о правах инвалидов
Статья 8(1)(b):
Государства-участники обязуются принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни.
Права на недискриминацию и равенство в соответствии с другими международными договорами по правам человека, такими как Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о правах ребёнка, также подразумевают дискриминацию и неравенство, основанные на стереотипах, в том числе гендерных стереотипах.
Тематические публикации, исследования, доклады и документы
Гендерные стереотипы и судебная система: руководство по проведению семинара (2020)
PDF: English
Соответствующие учебные материалы: English
Руководство для судебных органов о гендерных стереотипах и международных стандартах по правам женщин, Уругвай (2020 г.)
PDF: Español
Руководство для прокуратуры о гендерных стереотипах и международных стандартах по правам женщин, Уругвай (2020 г.)
PDF: Español
Роль судебных органов в борьбе со стереотипами в делах, касающихся сексуальных и репродуктивных здоровья и прав – обзор правовой практики (2017 г.)
PDF: English | Español
Одностраничный бюллетень: Гендерные стереотипы/формирование стереотипов и права женщин (2014)
PDF: English | Русский
Искоренение судебных стереотипов: равный доступ к правосудию для женщин в случаях гендерного насилия (2014 г. )
Word: English
Заказной доклад УВКПЧ: гендерные стереотипы как нарушение прав человека (2013 г.)
Word: English
Внешние ссылки**
Совет Европы*
Unstereotype Alliance*
**Примечание: Управление ООН по правам человека не несет ответственности за содержание на внешних сайтах.
почему мы так зависим от стереотипов и что с этим делать?
Кому я нужна? Даже мама всегда говорила: «Кто тебя такую замуж возьмет?» — жалуется на жизнь моя талантливая подруга Нина. Именно из-за таланта ее не возьмут замуж. Потому что так сказала мама. Нина с детства любила животных: когда ей было пять, принесла домой двенадцать новорожденных котят, которых собирались утопить соседи. С тех пор все облезлые Тузики и Мурзики попадали в родительскую квартиру. Запах стоял удручающий, а мама повторяла, что ни один мужчина у Нины не задержится — не потерпит такой конкуренции. Когда Нина перебралась в свое жилье, она уже смирилась с этим раскладом, а мужчины, словно чувствуя ее настрой, надолго не задерживались. Но однажды Нина посетила приют для животных, где работал мужчина, которого совершенно не пугали неустроенный быт и десятки бездомных кошек и собак. Он выглядел абсолютно счастливым оттого, что делает. Нина впала в депрессию и разругалась с мамой — ведь это она насадила ей ложное убеждение о несовместимости личной жизни и любви к животным.
Человек почему-то всегда склонен верить всем, кроме самого себя
Очень точно об этом сказал писатель Олег Рой: «Когда родители сказали тебе, что художник — это не профессия, ты изменил мечте и пошел учиться на экономиста. Теперь у тебя есть деньги и чувство, что ты упустил что-то важное. Человек почему-то всегда склонен верить всем, кроме самого себя». Вот еще история. Едва начав ходить, моя двоюродная сестра Аня принялась рисовать. Мы ходили на выставки, она знала наизусть известных мастеров и восторгалась, когда ей удавалась копия «Подсолнухов» Ван Гога или «Пруда с лилиями» Моне. Родители-бизнесмены поощряли дочку: покупали мольберты, устраивали в огромной квартире выставки работ и непрерывно хвалили.
Это продолжалось до тех пор, пока Аня не сказала, что собирается поступать в Академию искусств. Тогда родители объявили, что художники — нищие люди, которые не смогли реализоваться в нормальной работе и марают бумагу от безысходности. Так сестра усвоила, что рисовать — это навесить на себя клеймо неудачницы и всю жизнь голодать. Мои доводы с историями Джеффа Кунса, Энди Уорхола и миллиардера Дэмиена Херста не проходили. Теперь у Ани одна мечта — стать женой миллионера.Чужие мнения и общественные стереотипы правят и взрослым миром — правда, удачно маскируясь. «Словарь практического психолога» объясняет понятие стереотипа как «шаблон действия или поведения, применяемый без раздумий, даже неосознанно». Лингвисты, изучающие этот термин, отмечают, что представления человека о мире формируются под влиянием окружения, в котором он живет. Наука утверждает: стереотипы — необходимый нашему сознанию инструмент, он помогает экономить энергию, превращая сложную реальность в набор четких и коротких суждений.
«Стереотип не только упрощает наше восприятие других людей, но и максимально отдаляет от личного контакта, — считает Ольга Корниенко, практический психолог, преподаватель, соискатель ученой степени кандидата наук. — Навешивая ярлыки, мы теряем возможность познать другого человека как личность — неповторимую и нешаблонную. Наша любовь к стереотипам — это стремление к стабильности, определенности мира. При стрессе стереотипы успокаивают. Они помогают лучше адаптироваться в обществе, быть принятым «своими» — социальной группой, формирующей эти установки. Но идеи, которые мы поглощаем не переваривая («Злиться — плохо», «Настоящие мужчины не плачут», «Деньги нужно экономить», «Профессия писателя — для неудачников»), приводят к остановке развития и созависимости. Не разбираясь, насколько они применимы лично к нашей жизни, мы слепо следуем этим указаниям».
Стереотипы не только навязывают ложные убеждения, но и действуют разрушающе — заставляют чувствовать себя несчастным, пребывая «вне стандарта». Например, синдром Барби породил комплексы у людей всего мира и создал такие феномены, как Валерия Лукьянова, Дакота Роуз или Венус Палермо. Существует и «живой Кен» — Родриго Алвес. Жертвы «желания быть желанными», доведенного до абсурда, — жертвы тех же стереотипов, заставляющих нас верить в то, что грудь должна быть высокой, попа — объемной, брови — широкими, телефон — айфоном, карьера — только на любимой работе, фитнес — любимым занятием, мужчина — успешным и состоявшимся, свадьба — на Мальдивах. Иначе счастье будет неполным. Действительно, в культуре потребления образы не только отражают, но и формируют общество, которое находится под постоянным давлением, требующим «дотягивать» до заданного идеала. Точно как на знаменитой карикатуре в The New Yorker, где олень старается воспроизвести позу оленя на дорожном знаке.
Почему мы так стремимся следовать стереотипам? «Это признак личности, посвятившей жизнь тому, чтобы добиться одобрения, — считает Ольга Корниенко. — Эти люди не «сепарировались» от значимых взрослых и продолжают следовать их установкам. Такой человек не научился отделять себя и свою личность от других, он проживает будто не свою жизнь».
Исследователи Джек Нахбар и Кевин Лаузе отмечают, что стереотипы — составная часть массовой культуры. Они формируются на основе возраста («Молодежь слушает только рок-н-ролл»), пола («Все мужчины хотят от женщин только одного»), расы («Японцы неотличимы друг от друга»), религии («Ислам — религия террора»), профессии («Все адвокаты — жулики») и национальности («Все евреи — жадные»). Именно на стереотипах основаны такие явления, как расизм, сексизм и исламофобия.
Одновременно с этим Бенджамин Барбер, автор книги «Джихад против МакМира», считает, что волна международного терроризма во многом вызвана стереотипами. Исламский мир воспринимает Запад как средоточие материализма, потребительства, нарциссизма и безнравственности. Подобные взгляды служат питательной средой для появления террористов. Стереотип, жертвой которого я стала однажды, не соответствует какой-либо классификации.
Я подверглась осуждению со стороны человека, уверенного в том, что я не обладаю нужными качествами для выполнения определенной роли. Человеком этим была мама моего мужа, нужными качествами — умение готовить котлеты, борщи и делать тонны закрутки, ухаживать за мужем и обожать вести хозяйство. Стереотип
Недавно Сэра Хан, профессор Университета Сан-Франциско, опубликовала статью в Journal of CrossCultural Psychology, где утверждает, что доверять стереотипам крайне опасно: они дают информацию в легкой и удобоваримой форме, но весьма далекой от реальности.
Наиболее емко ложность стереотипов сформулировал знаменитый баскетболист Чарльз Баркли: «Вы поймете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер — белый (Эминем), лучший игрок в гольф — чернокожий (Тайгер Вудс), самый высокий баскетболист — китаец (суперзвезда NBA Яо Мин, рост 2 м 29 см), а немцы не хотят воевать в Ираке».Хочу дополнить его слова еще одной историей. Однажды я решилась осуществить свою смелую мечту и написала в ELLE, где мне заказали несколько пробных статей. Никогда до этого я не работала для глянца, тем более известного. Из трех моих статей редактор сайта выбрала только одну, сообщив, что тема хорошая, но текст и стиль никуда не годятся, — и предложила переделать. У меня случилась паника, я лежала на диване и причитала. В итоге первую статью мне помогал писать и редактировать муж — и она подошла! А ведь редактор ELLE могла бы обладать «шаблонным» мышлением и отшить меня после первой же попытки. Да и я могла бы послушать тех, кто говорил: «Ты сначала попробуй куда-нибудь попроще статьи написать, а то сразу в ELLE суешься!»
Но все это я выслушивала уже после того, как моя первая статья была опубликована. А затем наблюдала, как разочарованно и недоверчиво вытягивались лица. Еще бы — ведь для большинства опытных пассивных умников, живущих стереотипами, сам факт твоего успеха там, где «все куплено», «невозможно попасть», «нужен огромный опыт», стал ударом ниже пояса. Будьте смелее, отбросьте стереотипы, плюйте на чужие мнения — если они мешают вам жить жизнью вашей мечты. И наконец, перестаньте бояться: вопреки всем скептическим рациональным убеждениям и опыту «бывалых», мечты таки сбываются!
КАК УЗНАТЬ СТЕРЕОТИП
Впервые термин «стереотип» использовал Уолтер Липпман в 1922 году в книге «Общественное мнение». Он хотел описать метод, с помощью которого общество пытается поделить людей на категории. Липпман выделил четыре разновидности стереотипов.
1. Стереотипы всегда проще, чем реальность, — сложнейшие характеристики они укладывают в два-три предложения. Например, «Мужская полигамность выработалась в процессе эволюции для максимально широкого распространения генов» сокращается до «Все парни изменяют».
2. Люди приобретают стереотипы от родных, знакомых, СМИ, но никогда не формулируют их сами на основе личного опыта. Например, представление об идеальной женщине: блондинке с голубыми глазами, без лишнего веса, с высокой грудью и длинными ногами. Этой картинке в точности соответствует только кукла Барби.
3. Стереотипы мы принимаем как неоспоримые истины, не подвергая критике и осмыслению. Все стереотипы ложны. Они приписывают человеку черты, которыми он якобы обязан обладать в силу своей принадлежности к определенной группе: «Говоря о любви, индусы переходят на язык музыки и танца», «Американцы едят только гамбургеры», «Итальянцы — самые любвеобильные мужчины».
4. Стереотипы очень живучи. По своему воздействию они гораздо сильнее реальности. Если люди убедятся в том, что стереотип не соответствует действительности, они не откажутся от него, а заявят, что исключение только подтверждает правило. Например, встретив делового индуса, мы решим, что это был единственный в мире индус — не танцующий и не поющий.
Теги: интересная психология, личное. психология
Стереотипы в психологии: теория и примеры
В социальной психологии стереотип — это фиксированное, чрезмерно обобщенное мнение об определенной группе или классе людей.
Путем создания стереотипов мы делаем вывод, что у человека есть целый ряд характеристик и способностей, которые, как мы предполагаем, есть у всех членов этой группы — например, «ангел ада», байкер, одетый в кожу.
Одно преимущество стереотипа состоит в том, что он позволяет нам быстро реагировать на ситуации, потому что у нас, возможно, был подобный опыт раньше.
Одним из недостатков является то, что он заставляет нас игнорировать различия между людьми; поэтому мы думаем о людях то, что может быть неправдой (т. е. делаем обобщения).
Использование стереотипов — основной способ упростить наш социальный мир; поскольку они уменьшают объем обработки (т. е. мышления), которую нам приходится делать, когда мы встречаем нового человека.
Стереотипы ведут к социальной категоризации, которая является одной из причин предвзятого отношения (т.
Положительные примеры стереотипов включают судей (фраза «трезвый как судья» предполагает, что это стереотип с очень респектабельным набором характеристик), людей с избыточным весом (которых часто считают «веселыми») и телеведущих (обычно считается очень надежным, респектабельным и беспристрастным). Однако негативные стереотипы кажутся гораздо более распространенными.
Содержание
Расовые стереотипы
Исследователи обнаружили, что стереотипы существуют в отношении различных рас, культур или этнических групп. Хотя термины «раса», «культура» и «этническая группа» имеют разное значение, в настоящий момент мы будем понимать, что они означают примерно одно и то же.
Самое известное исследование расовых стереотипов было опубликовано Кацем и Брейли в 1933 году, когда они сообщили о результатах опроса, заполненного студентами Принстонского университета в США.
Они обнаружили, что учащиеся придерживаются четких негативных стереотипов – лишь немногие учащиеся выразили затруднения при ответах на вопросы анкеты.
Большинство студентов в то время были белыми американцами, а изображения других этнических групп включали евреев как проницательных и корыстных, японцев как проницательных и хитрых, чернокожих как ленивых и беспечных, и американцев как трудолюбивых и умных .
Неудивительно, что расовые стереотипы всегда отдают предпочтение расе владельца и принижают другие расы. Вероятно, правильно будет сказать, что каждая этническая группа имеет расовые стереотипы других групп.
Некоторые психологи утверждают, что это «естественный» аспект человеческого поведения, который приносит пользу каждой группе, поскольку в долгосрочной перспективе помогает идентифицировать себя со своей этнической группой и, таким образом, найти защиту и способствовать безопасности. и успеха группы.
Однако нет никаких доказательств этой точки зрения, и многие авторы утверждают, что это просто способ оправдать расистские взгляды и поведение.
Katz and Braly (1933) –
Расовые стереотипыЦель: Исследовать стереотипное отношение американцев к различным расам.
Метод : Метод анкетирования использовался для исследования стереотипов. Студентам американских университетов был предоставлен список национальностей и этнических групп (например, ирландцы, немцы и т. д.) и список из 84 черт личности. Их попросили выбрать пять или шесть черт, которые, по их мнению, были типичными для каждой группы.
Результаты : Было достигнуто значительное совпадение выбранных признаков. Например, белые американцы считались трудолюбивыми, прогрессивными и амбициозными. Афроамериканцев считали ленивыми, невежественными и музыкальными. Участники были вполне готовы оценивать этнические группы, с которыми у них не было личных контактов.
Заключение : Этнические стереотипы широко распространены и разделяются членами определенной социальной группы.
Оценка исследований
Исследования Каца и Брейли проводились в 1930-х годов, и можно утверждать, что с тех пор культуры изменились, и мы гораздо реже придерживаемся этих стереотипов.
Более поздние исследования, проведенные в 1951 и 1967 годах, обнаружили изменения в стереотипах и степени их соблюдения. В целом стереотипы в более позднем исследовании имели тенденцию быть более позитивными, но вера в то, что определенные этнические группы обладают определенными характеристиками, все еще существовала.
Также следует отметить, что это исследование полностью основано на устных сообщениях и, следовательно, имеет крайне низкую экологическую валидность.
Тот факт, что участники исследования выдвигают стереотипы, когда их спрашивают, не означает, что люди следуют им. Люди не обязательно ведут себя так, как будто стереотипы верны.
Ограниченная информация, которую дают эксперименты, также может создавать характеристики спроса (т. е. участники выясняют, о чем эксперимент, и меняют свое поведение, например, дают результаты, которые хочет психолог).
Наконец, существует проблема социальной желательности анкетирования – люди могут лгать.
Угроза стереотипа
Угроза стереотипа возникает, когда человек находится в ситуации, когда он боится сделать что-то, что непреднамеренно подтвердит негативный стереотип. На это указывает простое осознание того, что негативный групповой стереотип может быть применим к вам в данной ситуации.
Важно понимать, что человеку может угрожать опасность, даже если он не верит в стереотип.
Стил и Аронсон (1995) провели эксперимент с участием афроамериканцев и белых студентов колледжей, которые прошли сложный тест, используя элементы из теста на способности (американский вербальный экзамен GRE) при одном из двух условий.
В состоянии угрозы стереотипа учащимся сказали, что их результаты на тесте будут хорошим индикатором их основных интеллектуальных способностей.
В условиях отсутствия угрозы им сказали, что тест был просто упражнением по решению проблем, а не диагностикой способностей.
Производительность сравнивалась в двух условиях, и результаты показали, что афроамериканские участники показали худшие результаты, чем их белые коллеги, в условиях стереотипной угрозы, но в условиях отсутствия угрозы их производительность была такой же, как у их белых коллег.
В другом исследовании (Ших, Питтински и Амбади, 1999) азиатским женщинам тонко напоминали (с помощью анкеты) либо об их азиатской идентичности, либо о женской идентичности перед сдачей сложного теста по математике.
Результаты показали, что женщины, которым напомнили о своей «азиатскости», показали лучшие результаты, чем контрольная группа, а женщины, которым напомнили о своей женской идентичности, показали худшие результаты, чем контрольная группа.
По словам Стила, угроза стереотипов вызывает «беспокойство в центре внимания» (Steele & Aronson, 19 лет).95, с. 809), что вызывает эмоциональный дистресс и «неусыпное беспокойство», которые могут подорвать работоспособность.
Учащиеся беспокоятся, что их будущее может быть поставлено под угрозу из-за того, как общество воспринимает и относится к их группе, поэтому они не сосредотачивают все свое внимание на контрольных вопросах.
Учащиеся, сдающие тест под угрозой стереотипов, также могут стать неэффективными при выполнении теста, перечитывая вопросы и варианты ответов, а также перепроверяя свои ответы, чаще, чем когда не угрожают стереотипами.
Это также может вызвать «атрибуционную двусмысленность» — человек получает низкую оценку и спрашивает: «Это что-то обо мне или из-за моей расы?»
СсылкиCardwell, M. (1996). Словарь по психологии . Чикаго, Иллинойс: Фицрой Дирборн.
Кац Д. и Брейли К. (1933). Расовые стереотипы ста студентов. Журнал ненормальной и социальной психологии , 28, 280-290.
Ши М., Питтински Т. Л. и Амбади Н. (1999). Восприимчивость к стереотипам: значимость идентичности и сдвиги в количественных показателях. Психологические науки, 10(1) , 80-83.
Стил, К.М., и Аронсон, Дж. (1995). Угроза стереотипов и интеллектуальные тесты афроамериканцев. Журнал индивидуальной и социальной психологии, 69(5) , 797.
21 вещь, которую нужно знать о стереотипах не полностью осознает, что такое стереотипы и как они влияют на то, как мы думаем, чувствуем и действуем по отношению к другим.
Образование покончит с невежеством, которое, в свою очередь, положит конец стереотипам, так что вот 21 вещь, которую вы должны знать о них.
1. Стереотипы «составляют набор ожиданий человека в отношении характеристик социальной группы, включая черты, поведение и роли».
2. Стереотипы исключают из рассмотрения отдельные атрибуты, поскольку все в обозначенной группе считаются одинаковыми.
3. Некоторые стереотипы описательные , которые профессор Майкл Гилл определяет «как убеждения воспринимающих о характеристиках социальной группы и указывающие на атрибуты, роли и поведение, которые описывают эту группу», например, все женщины дружелюбны; все мужчины любят спорт .
4. Другие стереотипы являются предписывающими в том смысле, что они определяют, каким должен быть или должен быть определенный пол. Профессор Гилл говорит об этом так: «они «описывают конкретные нормы поведения, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать» высмеивания или наказания со стороны других». Примеры включают 90 109 женщин, которых следует видеть, но не слышать; мужчины предназначены быть боссами.
5. Это умственные ярлыки, которые могут быть полезны, например, «способность быстро классифицировать людей на основе определенных факторов, чтобы идентифицировать угрозы, друзей и других людей, с которыми вы можете общаться в обществе». Однако эти короткие пути могут быстро привести к проблемам, если мы не приложим усилий для оценки фактов, прежде чем решить, как обращаться с кем-то.
5. Исследования показывают, что у детей есть определенные стереотипы о женщинах, национальностях. и другие социальные группы к 5 годам.
6. Все пользуются стереотипами.
Когда-то психологи считали, что стереотипами пользуются только фанатичные люди. Теперь изучение бессознательного предубеждения раскрывает тревожную правду: мы все используем стереотипы все время, даже не подозревая об этом. Мы встретили врага равенства, и враг — это мы сами. ~ Энни Мерфи Пол, писатель
7. Чаще всего их узнают от родителей, значимых людей и средств массовой информации.
8. Стереотипы поощряют внутренние группы (в которых различия сведены к минимуму) и внешние группы (в которых различия максимальны). Некоторые люди используют стереотипы, чтобы чувствовать себя лучше, например, моя группа лучше, чем «другая» группа.
9. Они направляют наше мышление о других и побуждают нас игнорировать факты, опровергающие стереотип.
Предвзятость подтверждения, также называемая предвзятостью подтверждения или предвзятостью моей стороны, представляет собой тенденцию искать, интерпретировать, отдавать предпочтение и вспоминать информацию таким образом, который подтверждает ранее существовавшие убеждения или гипотезы, уделяя при этом непропорционально меньше внимания альтернативным возможностям. ~ Википедия
10. Мы воспринимаем модели новой информации как более соответствующие стереотипу, чем тому, чем они являются на самом деле.
11. Информация, несовместимая со стереотипным убеждением, привлекает наше внимание, а также внимание других людей. Женщина, которая не боится быть дерзкой и смелой, или мужчина, который показывает эмоции, выделяются.
12. Стереотипы можно изменить. Если вы пойманы и вас заклеймили одним из них, опровергните его, чтобы изменить его.
13. Стереотипы могут привести к предрассудкам, фанатизму и дискриминации.
14. Когда мы судим о людях и группах на основе наших предубеждений и стереотипов и относимся к ним по-разному, мы занимаемся дискриминацией.
15. Стереотипы – это «бездумные» категории (те, которые мы принимаем, не задумываясь), а не «сознательные» (те, которые мы не принимаем слепо, а размышляем и учитываем, прежде чем принять решение.
16. «Лучшее способ ослабить силу стереотипов — это образование». лучше в тесте, чем женщины, набравшие хуже, чем женщины, которые не получили эту подсказку.