Стереотип — Психологос
Cтереотип — («твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.
Западная традиция У. Липпман
Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.
Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.
Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.
Экономия усилий
Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.
к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.Разметка мира
Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом.
Стереотипы и предрассудки
В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.
Динамика стереотипов
Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.
Архетипы и стереотипы
Отечественная традиция
В 20–30-е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе, легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.
Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула.
Осознание необходимости, концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные, звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.
На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.
Источники
- Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
- Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
- Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.
примеры самых известных и распространенных установок человека и что это такое: какие бывают виды в психологии, в жизни людей, в обществе
Содержание
- 1 Что это такое
- 2 Отличие стереотипов от предрассудков
- 3 Эффект стереотипизации
- 4 Особенности стереотипного мышления
- 5 Достоинства и недостатки
- 6 Виды стереотипов в психологии
- 7 Какими бывают стереотипные установки
- 7. 1 Гендерная стереотипизация: женщины и мужчины
- 7.2 Дети
- 7.3 Счастье
- 7.4 «Правильное»
- 8 Какими бывают современные профессиональные стереотипы: примеры
- 8.1 Полицейские
- 8.2 Врачи
- 8.3 Юристы
- 9 Как происходит их становление
- 9.1 Как меняются и от чего это зависит
- 10 Функции
- 11 Роль в жизни личности
- 12 Как сражаться со стереотипами
- 13 Заключение
Различные предрассудки зачастую управляют коллективным сознанием и мировосприятием отдельных личностей. Они могут быть глобальными или локальными, но в обоих случаях являются иллюзией, которая далеко не всегда оказывается истиной. В этой статье я приведу примеры самых распространенных стереотипов и расскажу, как они влияют на жизнь человека.
Что это такое
Стереотипизацию начали рассматривать в 20-х годах ХХ века. Стереотипное мышление характеризуется как узкая парадигма, которая хранится в голове для экономии усилий, требуемых при восприятии тех или иных сложных ситуаций, явлений. Исследователи выделили две причины формирования таких шаблонов: экономичность разума и стремление сохранить ценности конкретной группы.
У такого рода стандартизации есть следующие характерные черты:
- устойчивость;
- избирательность;
- эмоциональное основание.
Проще говоря, люди используют стереотипы, чтобы не утруждать себя дополнительными размышлениями. Когда же им удается отыскать подтверждение своим мыслям в поведении окружающих, они еще сильнее убеждаются в истинности собственных или коллективных умозаключений. Стереотипизация является определенной заменой мыслительной деятельности.
В той или иной степени каждый из нас подвержен подобным убеждениям с той лишь разницей, что некоторые действительно свято верят в такие «постулаты», а кто-то способен ставить их под сомнение.
Различного рода предрассудки влияют на мировосприятие личности, ее поведение и потворствуют искаженному видению действительности. Шаблоны могут быть навязаны социумом или возникнуть на основе личных наблюдений. Первые более вредоносны, так как навязывают индивиду неверный образ мышления и не дают ему анализировать ситуацию объективно и самостоятельно.
Но все же без стереотипизации общество не могло бы существовать. Она позволяет сознанию выстраивать важные закономерности:
- вода может намочить;
- зимой холодно;
- пламя обжигает.
Зная это, нам не нужно каждый раз убеждаться в своих предположениях на практике. Однако есть такие стереотипы, которые воздействуют на сознание и подсознание человека, мешая ему жить.
Следует научиться различать предрассудки от реального положения дел. Одно и то же понятие может быть продиктовано внутренними побуждениями личности или навязано ей социумом. Во втором случае индивид ощущает конфликт между своими интересами и тем, что требует от него общественное мнение. Стремление следовать шаблонизации, навязываемой извне, искажает видение реального.
Часто мы судим об окружающих не по их деяниям, а по тому, что говорят о них другие. Например, человек, который изредка посещает церковь, может присваивать себе все черты настоящего христианина, хотя по факту это вовсе не так.
Отличие стереотипов от предрассудков
Эти понятия похожи, но обладают некоторыми различиями. Первый термин представляет собой определенное обобщение и зачастую имеет коллективный характер, то есть существует у группы. Второе определение характеризуется более личными проявлениями и формируется на основе опыта конкретного индивида.
Эффект стереотипизации
Это процесс возникновения устойчивого убеждения или образа, когда исходя из собственной или общественной практики человек закрепляет в сознании какую-либо картинку мира.
Встречаясь с неизвестным ранее явлением, мозг начинает анализировать ситуацию и искать в ней что-то знакомое. Полученные установки сопоставляют новый объект с похожей группой, что позволяет быстрее классифицировать данные и при надобности доставать их из памяти.
Особенности стереотипного мышления
Мыслить шаблонами, значит – не логически обосновывать информацию, получая различный опыт, а сравнивать происходящее с тем, что уже отложилось в сознании. Таким образом, мир становится более безопасным для разума, так как подчинен определенному порядку.
Стереотипы могут формироваться уже с детства. Это убеждения, ценностные ориентиры, нормы, реакции, оценки, которые ребенок впитывает от взрослых. Когда рассудок подчиняется стереотипизации, это мешает полному и разностороннему развитию личности. Пропадает независимость и объективность взглядов.
Шаблонное поведение чаще всего поощряется социумом. Иными словами, когда человек живет, как все, не стремится проявлять индивидуальность – так просто, спокойно и удобно.
Предрассудки позволяют действовать «на автомате» и не дают взглянуть на ситуацию под другим углом. Стереотипные процессы предполагают наличие установки: поступать только так и никак иначе. Тот, чье поведение обусловлено устойчивыми шаблонами, тяжело воспринимает новое, относясь к нему с недоверием и даже агрессией, так как неизвестная информация нарушает внутренний баланс, комфорт. У него есть конкретная, проверенная модель действий, и он ей следует.
Достоинства и недостатки
Плюсы:
- автоматизм мышления, который помогает в бытовых вопросах;
- возможность группировать предметы и явления, облегчая мыслительный процесс;
- «пропуск» в ту или иную группу социума.
Минусы:
- отсутствие свободы мысли и действий;
- замедление развития;
- шаблонизация мешает принимать новое и учиться;
- возникновение ошибок, когда ситуация не похожа на привычную, а индивид не может отойти от устойчивого образа;
- доверчивость, невозможность провести критический анализ.
Виды стереотипов в психологии
- Шаблоны восприятия.
- Этнические.
- Гендерные.
- Возрастные.
- Социальные.
- Установки в общении.
- Гетеростереотипы.
Стереотипизация может быть поверхностной или глубинной. В первом случае речь идет об убеждениях, сформированных безосновательной оценкой разных внешних характеристик: эмоциональность итальянцев, перфекционизм немцев, лень русских. Как правило, они меняются вследствие развития человечества.
Более глубокий вариант шаблонизации предполагает модели поведения и мышления, передающиеся между людьми годами или даже веками. Например, многие считают обязательными элементами русской традиции балалайку, матрешку, водку и медведей.
Они формируются под влиянием определенных исторических событий.
Примеры популярных стереотипов в обществе:
- добиться успеха в карьере без «блата» невозможно;
- мужчина никогда не плачет;
- дети – несамостоятельные, беспомощные;
- евреи – меркантильный народ;
- женщина на корабле – плохая примета;
- чем выше цена, тем качественнее товар;
- без высшего образования нельзя прожить достойно.
Считается, что девушка слаба, пассивна и легкомысленна. Часто ее воспринимают, как «придаток» мужчины. Чтобы компенсировать свою природную неполноценность, она должна стремиться выглядеть красивее всех и хитростью завладеть богатым и привлекательным мужем. Затем нужно родить детей и жить за счет своего покровителя. Даме не надо быть сильной, занимать высокие посты. В противном случае она будет чувствовать себя несчастной.
Своими стереотипами обросли и представители мужского пола. Есть расхожее мнение, что априори являются главными в отношениях. Другая иллюзия – каждый парень любит футбол, помешан на сексе, а еще они страшные бабники. «Все мужики изменяют!» – наверняка вы не раз слышали такое утверждение.
Родители убеждены, что дети должны оправдывать их ожидания. Все подростки считаются трудными, а их мечты и планы не воспринимают всерьез, списывая порывы и идеи на «юношеский максимализм». Люди среднего возраста находятся в кризисном состоянии. Старики – больные и несчастные. Молодежь думает только о развлечениях и не уважает старших. Безработные – неудачники, а счастье невозможно без огромного счета в банке. Не верить в бога – безумие. Общество пестрит шаблонами о том, что такое «хорошо», а что – «плохо», какой должна быть «нормальная» личность, как и где можно получить «правильные» знания. Однако большинство из них связано со страхами, комплексами, ослаблением аналитического мышления и не подкреплены логикой.
Какими бывают стереотипные установки
Ниже я подробнее опишу наиболее распространенные модели, существующие в общественной парадигме.
Гендерная стереотипизация: женщины и мужчины
- Девушка – эмоциональное, неразумное, слабое создание. Ее миссия – рожать, вести домашнее хозяйство и заботиться о мужчине.
- Каждой девочке необходимо учиться наносить макияж, красиво одеваться и правильно вести себя с мальчиками, чтобы в дальнейшем найти того, кто будет полностью обеспечивать ее и детей.
- Сильные дамы, как правило, одиночки.
- Мать-одиночка – это несчастная, брошенная жертва.
- У бизнес-леди нет времени на семейные ценности.
- Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны. Его задача – зарабатывать деньги, чтобы материально обеспечивать женщину. Им не нужна любовь, они хотят получить только секс.
- Представителям сильного пола не следует выражать свои чувства, выполнять «женские» обязанности: готовить, стирать.
- Настоящий мужик должен работать, содержать семью, водить машину.
Приведенные выше примеры распространенных стереотипов показывают, что многие люди не видят за конкретным человеком индивидуальной личности. Из-за огромного количества штампов, которые мы получаем еще в детстве, возникают проблемы в отношениях: партнеры просто не в состоянии услышать и понять позицию второй половинки.
На моей консультации вы сможете разрушить многие иллюзии касательно энергетики. Вы найдете свое ресурсное состояние, осознаете собственную значимость и перейдете на новый уровень развития своей индивидуальности.
Дети
Они обязаны:
- Во всем слушать взрослых.
- Воплощать нереализованные планы родителей.
- Получать хорошие оценки в школе.
- Поступить в университет по согласованию с мамой и папой.
- Не умничать.
При этом считается, что все малыши – безобразники, им ничего нельзя доверить, они ломают и портят вещи. Подрастающее поколение распущенное, глупое, молодежь не отдает себе отчет в том, что делает.
Счастье
Обязательными элементами счастливой жизни являются:
- Деньги.
- Исполненная мечта.
- Высокое социальное положение.
А ведь на самом деле у каждого человека своя система координат, ценностей и желаний. Вы вправе самостоятельно решить, что для вас важно.
«Правильное»
- Только в элитных университетах можно получить хорошее образование.
- «Нормальные» люди устраиваются на работу вне зависимости от своих желаний. Деятельность не должна нравиться.
- Нужно жить на родине, а не переезжать в другую страну.
- Необходимо следовать трендам.
- Одеваться надо в дорогих магазинах.
- Нельзя жить без веры в бога.
- Мнение личности должно соответствовать позиции большинства.
Какими бывают современные профессиональные стереотипы: примеры
К ним относятся усредненные образы приверженца определенной профессии.
Полицейские
Эти клише подпитываются различными фильмами и сериалами. Они возникают из-за редкого контактирования рядовых лиц с сотрудниками правоохранительных органов. Наиболее распространенные домыслы:
- каждый служащий смел и самоотвержен;
- на заданиях стражи порядка постоянно сражаются с бандитами;
- при этом все сотрудники полиции берут взятки.
Врачи
- Они ничем не болеют.
- Вне зависимости от профиля, хороший доктор знает рецепт от любого заболевания.
- Настоящий специалист всегда носит при себе аптечку для оказания скорой помощи человеку на улице или в общественном месте.
Юристы
- Всегда ходят в костюме.
- Слишком много людей поступают на юрфак, выпускникам сложно найти работу.
- Они зарабатывают большую сумму.
Как происходит их становление
Шаблоны переходят от одного поколения к следующему. Уже в детском возрасте родители закладывают в нас нормы поведения, учат, как правильно поступать, думать. Большое влияние на людей оказывает общество и культурные особенности страны проживания. Эти клише помогают приспособиться к жизнедеятельности в социуме, однако зависимость от стереотипизации приводит к тому, что личность не развивается полноценно, ей проще действовать и мыслить так, как принято, чем рисковать и сталкиваться с новыми моделями жизни.
Как меняются и от чего это зависит
Со временем стереотипное поведение изменяет свой вектор. То, что когда-то было недопустимым, сегодня является обыденностью. Это можно наблюдать на примере трансформации отношения людей к институту брака.
Очевидно и изменение ролевой модели женщины. Теперь она может наравне с мужчиной двигаться по карьерной лестнице, занимать должности, которые раньше считались исключительно мужскими.
Функции
- Когнитивная. Указывает на необходимость упорядочивания и систематизации новой информации.
- Аффективная. Позволяет выделять «своих» и «чужих».
- Социальная.
Последняя способствует формированию общественных структур, а также:
- установлению коммуникаций;
- налаживанию взаимодействия в группе.
Роль в жизни личности
Для осуществления той или иной деятельности индивиду необходимо обрабатывать информацию, анализировать ее. Кроме того, ему важно чувствовать себя частью определенной общности.
Однако чаще всего стереотипное мышление сильно ограничивает людей, мешает расширять кругозор. Из-за своих шаблонов мы упускаем большое количество возможностей, не обращаем внимания на перспективы, ошибаемся в оценивании окружающих.
Как сражаться со стереотипами
С одной стороны шаблоны помогают разгрузить ум от излишнего напряжения. Но в то же время они становятся ограничителями мысли.
- Не стоит слепо верить всему, что принято в обществе. Проверяйте получаемые извне данные и делайте выводы, опираясь лишь на собственный опыт.
- Выделите те модели поведения, которые существуют у вас, но не подтверждены практически. Попытайтесь их доказать или откажитесь от них.
- Находите опровержение тем установкам, которые не имеют фактического и логического основания.
Заключение
Итак, различного рода предрассудки – неотъемлемая часть общественного сознания. Без них обходиться сложно, но можно контролировать их влияние на жизнь. В этой статье я на примерах объяснила, что такое стереотипы (определение в психологии), каковы самые известные из них, как они влияют на жизнь людей, и существует ли способ не мыслить по шаблонам общества. Если вы чувствуете, что запутались и не можете отделить свое мнение от навязанных установок, запишитесь ко мне на консультацию и узнайте, как вернуться на собственный путь.
Стереотип | Определение, психология и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
10 стереотипов о специалистах в области психического здоровья
Каждый из нас в какой-то момент сдерживал себя из-за боязни того, как нас воспримут. Специалисты в области психического здоровья и коучи, при всей их мудрости и обучении человеческому поведению, не застрахованы от этого страха. Профессионалы, занимающиеся частной практикой, вероятно, часами мучались вопросом, как достоверно выразить свой профессиональный имидж в своем маркетинге, в своих консультациях, в своем внешнем виде, на сетевых мероприятиях и в том, что они раскрывают своим клиентам. Если мы чувствуем, что клиенты выбирают или отвергают нас на основании фотографии или рекламного объявления на странице, мы можем цепляться за каждую мельчайшую деталь нашей презентации. И несмотря на всю нашу тонкую настройку, мы все еще сталкиваемся с довольно сильными стереотипами о том, что значит быть профессионалом, помогающим.
С другой стороны, как потребители, мы полагаемся на то, что профессионалы представят себя точно, но также и таким образом, чтобы вызвать у нас интерес. Кроме того, на нас влияют наши сверстники, наша культура, реклама, средства массовой информации, наша личная история, наша врожденная тяга к определенным характеристикам и то, что иногда кажется бесконечным количеством вариантов. Удивительно, как мы вообще можем прийти к каким-то выводам!
Сталкивались ли вы, как профессионал, с любым из следующих стереотипов, причиной неуверенности в себе или более консервативного публичного представления себя? Как потребитель, повлиял ли какой-либо из этих стереотипов на ваш выбор при найме профессионала? Попробуйте бросить вызов каждому из распространенных стереотипов, которые я перечислил ниже:
10 стереотипов о помогающих специалистах
1. Консультирование/терапия/коучинг – это просто пушистая, приторная, бессмысленная чушь.
Вы усвоили все эти пародии Saturday Night Live ! Опыт клиента, использующего любую помогающую профессию, может вызывать гамму эмоций. Одна сессия может показаться теплой и нечеткой, но следующая может оказаться очень сложной. Многое зависит от подхода и философии конкретного профессионала. Если вы ищете доктора Фила грубая любовь подход, сделать домашнее задание и выбрать профессионала соответственно. Есть кто-то для всех.
Чтобы сузить выбор, посетите каталог Psychology Today’s Find a Therapist и найдите профили, которые кажутся вам подходящими. Если вы профессионал, каталог — отличное место, чтобы увидеть, как другие профессионалы творчески описывают себя. Избавьтесь от необходимости приспосабливать свой образ к определенной форме и бороться со стереотипами. Сконцентрируйтесь на том, чтобы аутентично представить себя в своей нише — вы обязаны сделать это перед собой и своими клиентами. (И помните: вы достаточно хороши, вы достаточно умны, и вы нравитесь людям! 1 )
2. Консультант/коуч изменит меня, лишит меня случайных радостей жизни, превратит меня в машину для постановки целей.
Обученные специалисты рано учатся уважать выбор своих клиентов и, за исключением нескольких конкретных ситуаций, не принимают решения за своих клиентов. Многие терапевты, например, используют фразу «клиент-центрированный» или «человеко-центрированный» для описания своего подхода. Эти профессионалы стремятся создать среду, которая поддерживает и уважает индивидуальность и свободу клиента делать свой собственный выбор.
Если вы когда-либо чувствуете, что профессионал, с которым вы работаете, переступает границы, ведет вас в направлении, которое кажется вам неправильным, или подавляет вас своим подходом, вы имеете право и обязаны обсудить ситуацию и возможно, искать кого-то, кто лучше подходит.
Эти услуги по своей сути существуют, чтобы служить благополучию своих клиентов. У них нет скрытых намерений изменить людей или вылепить их, как куски глины. Опять же, сделайте домашнее задание и выберите профессионала, с которым вы чувствуете связь.
3. Консультации или коучинг предназначены только для _______ человек.
Что бы мы ни вставили в этот пробел, мы окажемся неправы — или правы. Воспользоваться этими услугами может практически каждый, и они не ограничиваются какими-либо стереотипами. Вы называете это — президенты, знаменитости, мачо, добрые бабушки и дедушки, брачные терапевты, эксперты по счастью, олимпийские спортсмены — любой может извлечь выгоду из поддержки и другого взгляда помогающего профессионала. Это не ограничивается стереотипами поп-культуры сошли с ума человек или повредили человек.
4. Профессиональные помощники должны жить идеально.
Если вы найдете человека с идеальной жизнью, пожалуйста, укажите мне его направление — я бы хотел посидеть с ним 50 минут! Ни у кого нет идеальной жизни, и совершенство не должно быть ничьей целью.
Schlomo Вымышленный терапевт, например, профессионально обучен своей профессии и предлагает первоклассную психотерапию. Он может быть забронирован за три месяца вперед, потому что он такой феномен. Но у Шломо есть свои проблемы. Его брак разваливается, и он чувствует себя одиноким, когда возвращается домой ночью. Тем не менее, каждое утро Шломо просыпается, приходит в свой офис и снова страстно предлагает лучшую терапию. Хорошо, что Шломо испытывает весь спектр человеческих эмоций, как и все мы, иначе он был бы совершенно не похож ни на кого из нас.
5. Консультанты и тренеры слишком счастливы/сверхпозитивны/не имеют твердого мнения/скучны и т. д.
См. пункт 4 выше. И снова говоря о докторе Филе, этот парень определенно не испытывает недостатка в выражении эмоций или мнений!
Чаще всего специалист по психическому здоровью привносит на сеанс чувство невозмутимости, чтобы фокус был сосредоточен на клиенте и не подвергался влиянию собственных «вещей» терапевта. Но профессионалы, которых я встречал, также любят смеяться, вести себя глупо, проявлять творческий подход, говорить об общих интересах и создавать позитивное, но «настоящее» место для хорошей работы.
6. Эти всезнающие профессионалы могут дать своим клиентам все правильные ответы.
Терапевту, коучу, социальному работнику и т. д. часто задают вопросы: «Что мне делать?», «Каков ответ на эту проблему?», «Что вы предлагаете?» или что-то подобное. директива. Было бы неплохо, если бы кто-то мог точно сказать нам, что делать, чтобы чувствовать себя лучше или перейти к следующему шагу в жизни, но эти ответы лежат внутри нас. Профессионал помогает нам найти их.
Это не значит, что не бывает определенных ситуаций, когда социальный работник или социальный работник предложит следующие шаги для решения конкретной проблемы, но, как правило, решение в конечном итоге остается за клиентом. Что может сделать профессионал , так это обеспечить благоприятную и поощряющую среду для принятия решений, помочь провести мозговой штурм, подготовиться к возможным результатам, выяснить, почему процесс принятия решений кажется трудным, помочь развить чувство собственного достоинства и уверенность в себе, а также целый ряд полезные вмешательства.
7. Эти профессионалы заставляют своих клиентов совершать странные ритуалы, например, вводить их в транс или заставлять ходить по раскаленным углям.
а) Многие из старых страшных вмешательств ушли в прошлое, превратившись в ржавые архаичные медицинские устройства. Разновидности гипноза и электрошоковой терапии (ЭСТ), например, существуют сегодня как основанные на доказательствах высокоразвитые вмешательства. Но черно-белые фотографии сумасшедших домов и шоковой терапии отправлены в музеи.
b) Вмешательства, которые вы не понимаете или не чувствуете себя комфортно, должны быть полностью объяснены и даны ответы на все ваши вопросы. Вы даже можете провести собственное исследование, чтобы проверить эффективность конкретного вмешательства — просто будьте осторожны с неточностями, увековеченными «исследованиями» в Интернете. Если вы похожи на меня и не намерены добровольно ступать босыми ногами на раскаленные угли, ищите профессионала, который практикует соответствующим образом. Некоторым такие ритуалы могут казаться бодрящими и расширяющими кругозор.
c) За исключением очень немногих юридических ситуаций, никто не может заставить вас делать то, чего вы не хотите.
8. Эти профессии незаконны, не основаны на фактах и не требуют высшего образования. Или любой может называть себя консультантом/тренером/социальным работником/и т.д.
Некоторые профессиональные звания, такие как консультант и социальный работник, регулируются и требуют лицензии и обучения в аккредитованном учреждении (минимум степень бакалавра для выполнения некоторых функций, но обычно степень магистра или доктора для получения полной лицензии). Но многое зависит от требований регулирующего органа или юрисдикции конкретного специалиста. Такая профессия, как лайф-коучинг, в настоящее время не требует специального образования или лицензии, но имеет учебные заведения, профессиональные членские организации и профессиональные регистрации. Это не должно означать, что какая-то из этих профессий лучше другой — все они разные, каждая уважается за тип предоставляемых услуг, и каждая стремится предложить лучшие практики в своей области. Как потребители, мы должны делать свою домашнюю работу и выбирать с умом.
9. Консультанты и терапевты используют слишком много «психологической болтовни». 2
Вызывают ли когнитивно-поведенческие вмешательства и диалектико-поведенческую терапию остекление в глазах?
Как и в случае с любой профессией, существующей в мире, помогающий специалист может владеть определенным стилем или языком, связанным с их профессией. Однако они также должны уметь тепло, эффективно и уважительно общаться со своими клиентами. Я чувствую, что, по большей части, помогающие профессии стали менее скучными и менее болтливыми. Если вам придется встретиться с несколькими разными профессионалами, прежде чем вы найдете подходящего, это вполне приемлемо. Попросите первоначальный телефонный разговор или личную консультацию, чтобы получить представление о его или ее стиле.
10. Специалист, которого я выбрал или к которому был назначен, выглядит не так, как надо. Она/он слишком молода/стара/волосата/скучна/эксцентрична/по Фрейду/носит слишком много бежевого цвета/имеет палку в заднице…
покрытый татуировками и называвший себя «чернильным мозгоправом». Разнообразие, которое вы найдете среди этих профессионалов, соответствует разнообразию человечества в целом. Другими словами, помогающие профессионалы такие же, как вы и я. У них есть татуировки, у них есть инвалидность, они разводятся, они мечтают стать космонавтами, они впадают в депрессию, поют в караоке и у них плохие прически.