Не секрет, что мы с вами живем в мире стереотипов и домыслов, которые появляются из-за банальной нехватки информации (а в некоторых случаях и образования). Представляю вашему вниманию подборку из традиционных, а также нескольких неожиданных стереотипов о России и русских, которые распространены среди иностранцев. Некоторые из них смешны, а некоторые заставляют серьезно задуматься. В рамках подготовки к Amsterdam Navigator Day стереотипOFF разберемся с наиболее популярными из них.
1. Водка. Что тут можно сказать? Водка действительно очень распространена в нашей стране, редкое застолье обходится без ее участия. Кроме того, бутылкой водки мы часто «благодарим» за услугу. Другое дело — водка определенно не должна являться первым, что ассоциируется у иностранцев с Россией. Пусть это будет квас или чай с лимоном, который так поражает англичан, кстати. 2. Медведи. Чтобы развенчать данный миф, достаточно пройтись по основным достопримечательностям российских городов. Здесь можно увидеть не столько медведей, сколько ручных мартышек, экзотических рептилий и птиц. Самих же косолапых чаще можно встретить в зоопарках и цирках. И в тайге, конечно, но, думаю, не стоит этого делать.
3. Матрешка. Не знаю, как вы, а я матрешку видел только у бабушки в деревне и не могу сказать, чтобы сильно ее любил. Детям ясельного возраста, конечно, полезно развивать моторику и пространственное мышление, но я бы точно не назвал игру в матрешки увлекательным и захватывающим занятием. Гораздо веселее, например, бить крапиву палкой.
4. Снег. Жители Красноярска соврать не дадут — в России бывает РЕАЛЬНО холодно. Но иностранцам, которые видят нашу страну исключительно в снегу, достаточно рассказать, что славный город Сочи находится на тоже же широте, что и Марсель, Ницца, Монте-Карло, Флоренция и т.д. И, к слову, теплых дней в Краснодарском крае куда больше.
5. Ушанка. Сломать данный стереотип достаточно легко одним-единственным пояснением: шапка-ушанка является элементом зимней армейской и полицейской формы. Все. Однако следом за ушанкой по популярности следует шапка-пид… кхм. Такая, короче, среднестатистическая вязаная шапочка. И шут бы с ней, да только наиболее запоминающимся способом ношения данного предмета является сдвигание оного на затылок с оголением обоих ушей. Вот таких ассоциаций с русскими точно не хотелось бы.
6. Ядерное оружие.
7. Образование и культура. Как-то грустно ломать данный стереотип, но, к сожалению, заявления «я дура что ли книжки читать?» звучат все чаще. Да и реформы образования, как я уже говорил, до добра не доведут. Образование, которое так ценится за рубежом, является советским, а не российским.
8. Советский союз. Смешная ассоциация, которая не имеет ничего общего с действительностью. Развеять данным стереотип проще простого: открываем главную ЯПа, например. Тут вам и демократы, и фанаты монархии, и анархисты — весь набор.
9. Медлительность и грубость. Лично я таких тугодумов не встречал. Скорее, в отпуске за границей я видел больше неспешного обслуживающего персонала, пешеходов, прогуливающихся по улице со скоростью улитки. Русскому человеку присуща некоторая степень удивительной лени и привычка все делать в последний момент. Но! Она-то как раз и влечет за собой невиданную проворность и энергичность русского человека, который прощелкал все возможные сроки. Про грубость и мрачность ниже.
10. Улыбки. Данный стереотип частично оправдывает себя, однако многим иностранцам, его разделяющим, так и не посчастливилось столкнуться с обратной стороной этой монеты: русские, действительно, часто хмурятся и не обременяют мышцы своего лица излишней работой, но вам не найти более улыбчивых и приветливых людей, чем русские, которые приняли вас в свой круг! Просто русскому человеку претят фальшивые и никому не нужные улыбки на публику.
11. Русские красавицы. Разбивать этот стереотип? Нет, не буду! Наши женщины самые красивые!
12. Курение. Любопытно, что у нас не больше курящих людей, чем в тех же штатах или Китае. Просто там запрещено дымить повсеместно, а среди девушек принято прятать данную привычку: они курят в сторонке, не афишируют.
13. АК-47.
|
9 стереотипов о нашем мире, которые стоит игнорировать
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Каждый из нас иногда руководствуется стереотипами, даже не задумываясь. С другой стороны, все мы становились жертвой клише, которые часто не имеют логического обоснования.
AdMe.ru решил разобраться, откуда взялись мифы, которые управляют нашей жизнью.
1. Блондинки не блещут интеллектом
Почему мы так думаем: Во-первых, есть мнение, что все началось еще в XVIII веке, когда куртизанка Розали Дютте в постановке сыграла роль недалекой блондинки (тогда поговаривали, что она сыграла саму себя).
Во-вторых, большое влияние оказал образ Мэрилин Монро в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок», да и аналогия с куклой Барби сыграла роль.
На самом деле: Каждый из нас понимает, что интеллект не может зависеть от цвета волос, но миф живет.
2. Все в мире делятся на гуманитариев и технарей. Гуманитарии обычно женщины
Почему мы так думаем: Скорее всего, общественные стандарты диктуют женщинам, что математика слишком сложна для них. Есть теория, что исторически мужчины всегда решали конкретные задачи: охотились, изготавливали оружие. Женщины оставались у очага, и им нужно было интуитивно понять, что нужно каждому из членов семьи. Поэтому женщины привыкли подключать фантазию и эмоции к мыслительным процессам.
На самом деле: Доля правды в этом есть, хотя все гораздо сложнее. Наверняка и у вас есть знакомые, которые отлично разбираются в гуманитарной и технической сферах.
3. Бойцовые породы собак чрезвычайно опасны
Почему мы так думаем: Бультерьер, стаффордширский терьер, питбуль, доберман и другие пользуются дурной славой как опасные и агрессивные породы. Этот миф активно поддерживается СМИ.
На самом деле: Каждая порода создается для людей, агрессия по отношению к человеку отсеивается добропорядочными заводчиками. Опасных пород нет — есть опасные владельцы, которые не смогли правильно воспитать собаку. Если такое случается с бойцовой собакой, она может нанести больший ущерб, чем другие породы, так как наделена большей силой.
Кстати, согласно классификации Международной кинологической федерации, бойцовых пород не существует.
4. Мужчины молчаливы, женщины болтливы
15 гендерных стереотипов о мужчинах, которые давно пора оставить в прошлом
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
Скажите честно: доводилось ли вам слышать (если вы мужчина) или произносить фразу «Ты что, не мужик, что ли?», и если да, то как часто? Ее говорят и маленьким мальчикам, если они вдруг позволили себе заплакать после того, как сильно ударились, и юношам, переживающим из-за неразделенной любви, и мужчинам, которые не могут починить лопнувшую канализационную трубу. Звучит эта фраза унизительно, и она способна нанести серьезный вред самооценке человека, да и само понятие «настоящий мужчина» (впрочем, как и «настоящая женщина») — не что иное, как пережиток прошлого, от которого пора избавиться.
AdMe.ru против подобных стереотипов и надеется, что они скоро навсегда исчезнут из нашей жизни.
«Мужику не место на кухне, но вот шашлык готовить должен только он. Не знаешь, как разжечь огонь в мангале? Не мужик!»
«Настоящий мужик должен проводить выходные в спортбаре с друзьями. Смотришь с женой сериальчики? И любовь там есть? Все, тебя из списка вычеркиваем»
Вредные стереотипы о «мужских» и «женских» качествах — Wonderzine
Похоть и целомудренность
Сексуальность — тема многоаспектная и текучая: многое из того, что трактуется как позволительное или непозволительное, нормальное или ненормальное, обусловлено культурными особенностями. В сфере сексуальности сильны гендерные стереотипы, а двойной морали не меньше, чем в любой другой области. Одно из самых затёртых клише о сексе: мужчины его хотят, много, часто и вне зависимости от обстоятельств — хоть война, хоть чума. Не зря «мужская сила» — это один из эвфемизмов для крепкой эрекции. Быть на пике сексуальной активности в любых обстоятельствах — базовое требование к мужчине в фаллоцентричной культуре. Реклама активно и даже навязчиво предлагает средства от импотенции и для «стабильной эрекции».
Женщина необязательно должна в процессе «думать об Англии», но жизнь её сексуальности усложняют предрассудки о том, что секса женщины хотят только от больших чувств, так как любовь им нужна больше. Женщина, сексуальные аппетиты которой сопоставимы с мужскими, в патриархальном сознании продолжает оставаться экзотичной или даже «неправильной». Отдельный аспект сексуальности, а точнее контроля над ней — целомудренность, которую горячо любят, например, «ведические» авторы. Целомудренность называют «красивым качеством, способностью предаться, способностью следовать за одним мужчиной, думать только об одном мужчине, весь свой ум сосредоточить на нём». При этом требование целомудренности в лучшем случае деликатно обходит мужчин, в худшем — напрямую апеллирует к якобы разной природе мужчин и женщин и притчам про чайничек. Подобное отношение породило монструозное явление телегонии, посыл которого прост — заставить женщину держаться одного партнёра, причём того, от которого она заведёт детей.
Стереотипы о сексуальности вредны: женщин осуждают за «фривольное» поведение, а мужчинам не оставляют права выбора и возможности отказаться от секса. Неврозы и стрессы от несоответствия канону вместо творчества и удовольствия в процессе — вот цена подобных традиционных взглядов.
Этностереотип — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 мая 2019; проверки требует 1 правка.Этностереотипы, национальные стереотипы — исторически сложившиеся внешние (гетеростереотипы) или собственные (автостереотипы) представления о складе ума, менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса
Этностереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным [5], поэтому необходимо разграничивать стереотипы и предрассудки, которые бывают только негативными.
Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов[6]:
- специфичностью этнической группы — особенностями, закрепленными в культуре и общественном сознании, выработанными в ходе общественно-исторического развития;
- социально-политическими и экономическими условиями развития этнической группы и особенностями взаимодействия между ними;
- длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.
Этнические стереотипы могут быть двух видов — автостереотипы (описание собственного этноса) и гетеростереотипы (описание другого, не своего, этноса)[6].
Для автостереотипов характерно стремление внести в их содержание идеалы собственного этноса, поддержание наиболее самобытных качеств национального характера.
Для гетеростереотипов характерна склонность к антропостереоретипам, то есть обусловленности стереотипа внешним обликом индивида. В гетеростереотипах, на уровне обыденного сознания, внешний облик представителя соответствующего этноса связывают с определенными психическими чертами. На основе этнических стереотипов возникают соответствующие типы поведения и общения между представителями разных этносов.
На основе стереотипов формируется этнический образ — форма описания этноса, в которой выделяются наиболее значимые и типичные свойства, и которые основываются на чувственном восприятии своего или чужого этноса[1]. Этнический образ служит эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует своё собственное поведение и ожидание его от других людей.[6]
Этнический образ, основанный на автостереотипах, может значительно отличаться от этнического образа, основанного на гетеростереотипах.
Этнический образ, как основанный на автостереотипе, так и на гетеростереотипе, является обобщенной характеристикой и может не совпадать с индивидуальными характеристиками отдельных членов этноса.
Национальные стереотипы могут становится источником как достаточно безобидных культурных явлений, таких как анекдоты (к примеру, анекдоты про хохлов и москалей), или реклама[7], так и для разжигания межнациональной розни[8]. Выражением многих национальных стереотипов могут служить пословицы, такие как «Незваный гость хуже татарина» или, высказывания, ставшие афоризмами, к примеру «Немцы, как никакая другая нация, сочетает в себе качества образцового воина и образцового раба» (Уинстон Черчилль)[9].
С одной стороны национальный стереотип, являясь формой генерализации, обобщения человеческого опыта, при налаживании общения между представителями различных национальностей может служить своего рода подсказкой, облегчающей нахождение взаимопонимания. Однако такое обобщение может выделять и несущественные признаки, исходя из внешней эффектности. Такие стереотипы становятся помехой межкультурному общению
Национальный стереотип является разновидностью стереотипа социального, и по своей структуре и функциям близок к социальной установке[9].
Стереотип — Психологос
Cтереотип — («твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.
Западная традиция У. Липпман
Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.
Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.
Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.
Экономия усилий
Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.
Разметка мира
Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.
Стереотипы и предрассудки
В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.
Динамика стереотипов
Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.
Архетипы и стереотипы
Отечественная традиция
В 20–30-е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе, легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.
Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула.
Осознание необходимости, концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные, звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.
На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.
Источники
- Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
- Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
- Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.
Стереотип — это… Что такое Стереотип?
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный[1] + τύπος — отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.
В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.
Западная традиция (У. Липпман)
Обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык[2].
Экономия усилий
Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.
Разметка мира
Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.
Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.
Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.
Стереотипы и предрассудки
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 19 мая 2011. |
В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.
В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[3], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Гадамера Г. Г. «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков и показано, что предрассудки бывают и позитивными).
Динамика стереотипов
Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.
Половые стереотипы
Половые стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.
Советская традиция
Схема стереотипаВ 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.
Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула[4].
Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.
На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.