Темперамент это в психологии кратко: Темперамент. Что такое «Темперамент»? Понятие и определение термина «Темперамент» – Глоссарий

Лекция №6 Характер, темперамент для дисциплины ОП.02 Психология

Лекция №6.  Характер, темперамент, способности личности.

 

План:

  1. Понятия «темперамент», «характер», «способности» как свойства личности
  2. Роль темперамента в деятельности

 

Как мы выяснили на предыдущих занятиях, личность представляет собой уникальное образование, в котором сложно переплетены индивидуально-типические (врожденные, биологические) особенности человека и социальные влияния. Личность – это, прежде всего, продукт общественных отношений, но возникает этот продукт на почве генетического наследства. Корни его составляют конституциональные биологические, врожденные особенности, которые и являются основой темперамента.

— Что же такое темперамент?

Темперамент – это совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей человека, которые определяют общую динамику его психической деятельности: общую подвижность, активность, темп и интенсивность психических процессов, быстроту возникновения, силу и внешнее выражение чувств.

Так, например, один человек склонен к медлительности, другой – к торопливости; одному присуща легкость пробуждения чувств, а другой – хладнокровен. Иными словами, под темпераментом понимают динамическую характеристику личности.

Родоначальником учения о темпераменте был древнегреческий ученый, врач Гиппократ (5век до н.э.). Научное объяснение теории темперамента дал И.П. Павлов. (Раскрыть сущность теории темперамента по Гиппократу). В настоящее время вопрос о физиологической основе темперамента продолжает исследоваться учеными. Появляются все новые факты, которые не укладываются в первоначальную схему.

— Какие типы темперамента вам известны?

Холерик – это человек энергичный, инициативный, страстный. Быстрый и порывистый в словах и движениях. В общении вспыльчив и не выдержан. Не умеет ждать. Отличается неустойчивостью настроения. Для него характерны вспышки радости и печали. Способен к агрессии, конфликтен.  Действует всегда смело и решительно, меньше всего думает об опасности.

Он все время должен быть занят делом, иначе свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри. (Пример)

Сангвиник – это жизнерадостный, увлеченный, отзывчивый человек. Часто бывает веселым и оптимистичным. Неудачи и неприятности переносит легко. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам. Общителен, зачастую «душа компании». Однако, ему свойственны легкомысленность, поверхностность. Чувствам не хватает глубины, продолжительности. Мимика богатая, выразительная. Он много обещает, но мало выполняет. Нуждается в постоянном контроле. (Пример)

Флегматик – главной отличительной чертой этого человека является спокойствие, уравновешенность и постоянство. Настроение  ровное и устойчивое. Вид имеет невозмутимый. Мимика и жесты однообразны. Речь и движения замедленны. Они тщательно обдумывают и планируют свои поступки. Не любят неожиданностей и с трудом привыкают к переменам. Обладают высокой работоспособностью и хорошей сопротивляемостью продолжительным раздражителям и трудностям.

Прочно запоминают все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Не любят менять привычки, распорядок жизни, друзей, работу. В меру общительны, они избегают пустых разговоров и неделовых контактов. Трудолюбивые, они упорно идут к своей цели, поэтому всегда достигают успеха. Слабое место – это безразличие, сухость, некоторая «толстокожесть», лень.

Меланхолик – это легкоранимый, глубоко чувствительный человек, болезненно реагирующий на все обстоятельства жизни. Он доброжелателен к людям, отзывчив, проявляет максимум сочувствия. Склонен к пониженному настроению. Это тревожный, неуверенный в себе человек, которого легко можно обидеть. Он подолгу переживает даже мелкие промахи, пасует перед любыми трудностями. Меланхолик не способен отстаивать свои взгляды, зависим. Хорошо чувствует себя только в привычной обстановке. Речь и движения заторможены, голос тихий. Мимика невыразительна. Круг общения ограничен, как правило, одним-двумя друзьями. Способен на сильные и глубокие чувства, хотя вешнее это никак не выражается.

  (Пример)

В чистом виде перечисленные типы темперамента встречаются крайне редко. Скорее можно говорить о выраженности тех или иных черт, которые проявляются в поведении человека.

Каждый темперамент сам по себе не является ни плохим, ни хорошим, так как каждый тип темперамента имеет свои достоинства и свои недостатки.

— Надо ли учитывать тип темперамента в профессиональной деятельности?

Тип темперамента полезно учитывать там, где работа предъявляет особые требования к динамической характеристике психической деятельности.

Приведите пример. (Пример)

Академик И.П. Павлов, изучив физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, уравновешенности и подвижности.

Остановимся на характеристике этих свойств нервной системы.

Сила – это способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (показатель работоспособности)

Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения (неуравновешенность есть преобладание одного из процессов).

Подвижность – это способность нервных процессов быстро сменять друг друга (если смена происходит замедленно, то это – это инертность).

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы И.П. Павлов и выделил 4 типа высшей нервной деятельности:

‒        «безудержный» — сильный, подвижный, неуравновешенный. (Какому типу темперамента соответствует?)

‒         «живой» — сильный, подвижный, уравновешенный.

‒         «спокойный» — Какому типу темперамента соответствует? Охарактеризуйте (сильный, уравновешенный, инертный)

‒         «слабый» — Какому типу темперамента соответствует? Охарактеризуйте (слабый, неуравновешенный, инертный)

Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности как интроверсия-экстраверсия, эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность.

Показатель «интроверсия-экстраверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов – экстраверсия; либо на субъективный мир – интроверсия.

Принято считать, что экстраверты – это люди общительные, стремящиеся быть среди людей; импульсивные и энергичные. Им свойственны гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптивность. Они способны на рискованные поступки, вспыльчивы, склонны к агрессии.

Интровертам присущи необщительность, «уход в себя», богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Эти люди высоко ценят нравственные нормы, предпочитают книги общению.

Показатель «стабильность-нестабильность» характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. На одном полюсе находятся люди с высокой эмоциональной устойчивостью, хорошей адаптивностью; а на другом – люди нервозные, неустойчивые, плохо адаптированные.

— Используя тест Айзенка, мы способны будем определить преобладающий тип темперамента у каждого присутствующего здесь. Этим мы займемся на практическом занятии.

3. – Следующей важнейшей личностной составляющей является характер.

 — Что такое характер, по-вашему?

 

У каждого человека три характера: тот,

который ему приписывают; тот, который

он сам себе приписывает; и наконец, тот,

который есть в действительности.

В. Гюго.

 

Характер – это совокупность психических свойств личности, которые выражают его отношение к миру и к самому себе, сложившихся под влиянием жизненных условий и социального окружения; и проявляющаяся в деятельности и общении. Характер определяет типичные для индивида способы поведения.

Если темперамент тесно связан с врожденными особенностями нервной системы, то характер определяется, прежде всего, воспитанием и самовоспитанием. Если темперамент не может быть ни плохим, ни хорошим; то характер может. Так, например, мы говорим: «сильный характер», «тяжелый характер», «плохой характер» и т.д.

Все черты характера (их более 1,5 тыс. ) можно разделить на четыре группы, которые отражают отношение человека к разным сторонам действительности.

1.      Черты характера, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям. – Приведите пример таких качеств (заботливость, грубость, непринужденность, вежливость и т.д.)

2.      Черты характера, в которых проявляется отношение к труду и результатам деятельности. – Приведите пример таких качеств (аккуратность, бережливость, лень, трудолюбие и т.д.)

3.      Черты характера, выражающие отношение к самому себе. – Приведите пример таких качеств (самокритичность, уважение, мнительность, самодовольство и т.д.)

4.      Четвертую группу составляют волевые черты личности. – Какие вы знаете волевые черты? К ним относятся целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность, выдержка, дисциплинированность и т.д.

Характер развивается постепенно и на ранних этапах жизни – под воздействием воспитания в семье, помимо сознания и воли растущего человека. Черты формирующегося характера ребенка еще нечетки, неустойчивы. Только в школьном возрасте происходит осознание сложившихся отношений и привычного способа поведения, образуются новые привычки, из которых вырастают черты характера. Особое значение в формировании характера имеет труд. Именно в труде формируются наряду с волевыми чертами (такими как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность ), нравственные достоинства личности – честность, гуманизм, чувство собственного достоинства и другие.

Гармоничное формирование характера предполагает активное развитие положительных черт (общительность, доброта, отзывчивость, трудолюбие, ответственность и другие), которые служат многообразным интересам человека и достижению наивысших результатов в избранном виде деятельности. Путь развития гармоничной личности – это путь ее самоактуализации (самовыражения в самой жизни). Этот путь развития направлен на:

— Актуальное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

— Способность к глубокому пониманию жизни;

— Установление с окружающими людьми доброжелательных отношений;

— Принятие себя и других людей такими, какие они есть.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуациями характера. В нашей стране получила широкое распространение классификация характера Личко А.Е.

 Эта типология содержит 11 типов акцентуаций. Это неустойчивый тип, конформный, шизоидный, истероидный, астенический, эпилептоидный, сенситивный, психоастенический, гипертимный, циклоидный и лабильный

— Подробнее с данной типологией вы познакомитесь самостоятельно. В тетради по внеаудиторным работам запишите характеристики всех 12 типов акцентуаций. Вы должны иметь представление об отличительных признаках различных типов акцентуаций.

В медицинской практике и в своем окружении мы можем встретить людей с такими особенностями характера, которые относят к болезненным, патологическим. Болезненные изменения характера носят название психопатий. Согласно критериям разработанным русским психиатром П.Б. Ганнушкиным (1933) психопатический склад личности считается врожденным, стойким свойством индивидуума, которое в процессе жизни может усиливаться или развиваться в определенном направлении.

— Подробнее об этом вы будете говорить в курсе психиатрии.

Для медработника знание особенностей личности больного и его родственников позволит правильно построить отношения с ними, провести беседу, примерно определить характер ВКБ. Медработнику необходимо учитывать все особенности личности  и тип темперамента пациента в процессе общения и выполнения манипуляций. Знание особенностей своего темперамента и характера, позволит медработнику проводить необходимую и своевременную коррекцию своего поведения в процессе работы с пациентом и в отношениях с коллегами.

К психологическим особенностям, отличающим одного человека от другого, относят также  способности.

— Что же такое способности? Почему одного человека называют способным к одному виду деятельности, а другого – ко многим? Кого мы называем способным? Как узнать, есть способности или нет?

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности.

Способности, также как и характер, определяются сочетанием различных свойств личности. Однако, если характер проявляется во всех сферах жизни, то способности лишь в какой-то конкретной области.

Н.А. Добролюбов говорил: «Нет людей неспособных, есть люди неуместные».

— Как вы понимаете это выражение? Способности – это врожденные или приобретенные свойства личности?

Способности нельзя отождествлять с конкретными знаниями, умениями, общим уровнем развития. Нельзя, например, назвать способностями высокий рост баскетболиста или осведомленность об истории развития шахмат у шахматиста. Именно поэтому, в свое время, Н.В. Гоголь был признан неспособным к изучению русского языка. А великому русскому живописцу Сурикову В.М. было запрещено «за такие рисунки даже ходить» мимо Академии Художеств.

Зато умение быстро усваивать новые движения, позы, координировать свои движения; умение быстро запоминать и долго сохранять в памяти информацию – это уже способности. Т.е., если человек выполняет какую-то работу, при этом она дается ему относительно легко и получается хорошо, то можно предполагать наличие у него способностей к этой работе.

— Способности – это врожденные или приобретенные свойства личности? (Притча)

Человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит:

— Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них.

Господин его сказал ему:

— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошёл также и получивший два таланта и сказал:

— Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них.

Господин его сказал ему:

— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошёл и получивший один талант и сказал:

— Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.

Господин же его сказал ему в ответ:

— Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Слово «Талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

В основе способностей лежат задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения. Это, например, свойства ВНД, свойства нервных процессов и тип ВНД, свойства, определяющие быстроту и точность движений, скорость реакций и т.д.

— Как узнать есть способности к той или иной деятельности или нет?

Способности формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Можно прожить всю жизнь и так и не узнать, к чему у тебя есть способности.

Принято различать общие и специальные способности.

Общие – это интеллектуальные свойства личности, которые обеспечивают легкость и продуктивность в овладении знаниями. Они проявляются, в первую очередь, в процессе обучения. Это склонность к труду, работоспособность, устойчивость чувств и воли, умственные способности – логичность, широта, глубина, гибкость ума.

Специальные – это такие свойства личности, которые помогают достичь высоких результатов в различных областях какой-либо деятельности (спортивные, музыкальные, литературные, технические и т.д.)

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает одаренностью.

Мастерство – это совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда.

Высокий уровень развития специальных способностей называется талантом. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной и оригинальностью решений.

 Высший уровень развития способностей (высшая степень творческих проявлений личности) – это гениальность. Творческие и научные достижения гениального человека влияют как на жизнь общества, в котором он живет, так и на эпоху в целом.

— Приведите из истории примеры великих, гениальных людей.

 

Рефлексия:

Что такое темперамент?

Какие типы темперамента вам известны?

Надо ли учитывать тип темперамента в профессиональной деятельности?

Что такое характер?

Что же такое способности?

Почему одного человека называют способным к одному виду деятельности, а другого – ко многим?

Как узнать есть способности к той или иной деятельности или нет?

 

Домашнее задание

Учебник  «Психология для средних медицинских учреждений» Полянцевой О. И., стр. 88-92 конспект; выписать в рабочую тетрадь акцентуации характера по А.Е. Личко (по материалам электронной презентации)

Темперамент человека, его типы и характеристика.

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Темперамент человека, его типы и характеристика»

 

    План

1. Введение.

2. Понятие темперамента, история происхождения и его физиологическая основа.

3. Типы темперамента и их характеристика.

4. Влияние темперамента на положение человека в обществе.

5. Заключение.

6. Список литературы.

    1. Введение.

    Проблема темперамента, связанная с явностью индивидуальных различий меж людьми, интересует мировое общество уже больше 25 столетий.

   Психика каждой личности исключительна и неповторима. Ее уникальность связывают с характерностями развития организма, физиологического и биологического строения, а также с уникальным построением социального общения. В биологических взаимообусловленных подструктурах личности имеется, первоначально, темперамент. Обсуждая темперамент, подразумевают многие психические различия меж людьми — различия по интенсивности, глубине, устойчивости эмоций, энергичности действий, чувствительной восприимчивости, темпу и другие индивидуально-устойчивые, динамические особенности психической деятельности, жизни и поведения.

   И все же, темперамент на данный момент также признают во многом неоднозначной и неразрешенной проблемой. Однако, со всей многообразностью подходов к проблеме практики и ученые считают, что темперамент имеет общебиологический корень, формирующий человека как социальный субъект.

    Темперамент являет собой отражение динамических аспектов поведения, большей частью генуинного характера, потому свойства темперамента особо постоянны и устойчивы в сравнении с иными психическими особенностями личности. Самая специфичная особенность темперамента содержится в том, что разные свойства темперамента личности, имеют закономерною связь меж друг другом, составляя отчетливую организацию, которая характеризует 4 темперамента.

   Люди уже давно пытались осознать и выделить классические особенности психической формации разных личностей, пробуя свести множество образов к их наименьшему числу схематичных образов. Такие схематичные образы с древних времен называли типами темпераментов.

    Подобного рода типологии были полезны в практике, благодаря им прогнозировали поведение человека, с конкретным темпераментом, при какой-либо сложившейся ситуации в его жизни.

    2. Понятие темперамента, история происхождения и его физиологическая основа.

   Темперамент — комплекс типологических особенностей человека, которые проявляются при развитии его психологических процессов: в эмоциональной активности его жизнедеятельности, в силе и быстроте его реакции.

  Темперамент — это пробуждения в психике человека генуинного типа нервной деятельности. В следствии этого, к особенностям темперамента причисляют, в первую очередь, индивидуально-своеобразные и врожденные свойства личности.

   Слово «темперамент» переводится с латыни как «надлежащее соотношение частей», в равной степени по значимости греческое слово «красис» вводит древнегреческий целитель и врач Гиппократ, он полагал, что темперамент есть индивидуальные психологические, анатомические и физиологические особенности человека.

   У одного человека психическая деятельность проходит неизменно ровно. Такой человек внешне все время спокоен, уравновешен и в некотором смысле медлителен. Он редко смеется, его взгляд постоянно холоден и строг. В сложных обстоятельствах или курьезной ситуации, он остается внешне невозмутим. Его жесты и мимика не выделяются выразительностью и разнообразием, твердая походка, речь спокойна. У другого человека психологическая деятельность протекает неравномерно. Он крайне подвижен, беспокоен, шумлив. Его речь страстна и порывиста, мимика богата и разнообразна, движения хаотичны. Нередко такой человек при разговоре машет руками и топочет ногами. Он нетерпелив и суетлив. Свойства темперамента и являются природными свойствами, обусловливающими динамичную сторону психической деятельности индивида. Иначе говоря, природа протекания психической деятельности обусловлена темпераментом, а точнее:

— скорость зарождения психических процессов и их постоянство —  быстрота восприятия, длительная концентрация внимания, живость ума;

—  психический темп и ритм;

—  степень проявления психических процессов — активность воли, сила эмоций;

—  нацеленность психической деятельности на какие-либо конкретные объекты — неизменное устремление человека к свежим впечатлениям от реальной действительности, к новым контактам или направленность индивида на самого себя, на свои идеи и образы.

    Кроме того, динамика психической деятельности обусловлена психическим состоянием и мотивами. Каждый индивид, безусловно от характерных черт его темперамента, при имеющемся интересе работает быстрее и энергичнее, чем при неимении интереса. У каждого человека счастливое событие создает подъем физических и душевных сил, а несчастливое — упадок сил. И наоборот, свойства темперамента выражаются идентично в разнообразных видах деятельности и при самых разных целях. К примеру, при волнении студента в ожидании экзамена, беспокойстве перед выступлением на открытом уроке, волнуется перед стартом на спортивных состязаниях, это означает, что повышенная тревожность является свойством его темперамента. Свойства темперамента особо постоянны и устойчивы в сравнении с иными психическими особенностями человека. Разные свойства темперамента обусловлены связью меж собой, создавая определенную структуру, обрисовывающую тип темперамента.

    При составлении психологических характеристик, распространенных четырех типов темперамента, выделяют такие основные свойства темперамента:

    Сенситивность определима минимальной силой внешних воздействий, необходимой для образования того или иного психологического отклика.

     Реактивность характеризуется величиной импульсивности реакций на внутренние либо внешние влияния однотипной силы — неприятные слова, грубый тон, сильный звук, критические замечания.

     Активность определяет то, сколь интенсивно индивид влияет на внешний мир и осиливает барьеры в достижении цели — целенаправленность, концентрированность внимания, напористость.

   Соответствие активности и реактивности устанавливает, в той или иной мере зависимость деятельности человека —  акцидентные внутренние либо внешние факторы (душевное состояние, случайное явление) либо цели, намерения, убеждения.

    Ригидность и пластичность определяют податливость приспособления человека к внешним влияниям либо в какой мере его поведение косно и инертно.

    Темп реакций представляет собой скорость прохождения различных психических процессов и реакций — быстрота ума, темп речи, активность жестов. Интроверсия и экстраверсия определяют, преимущественную зависимость деятельности и реакции индивида от внешних впечатлений — возникают в настоящее время — экстраверт, или же от образов, мыслей, представлений, которые связаны с будущим и прошлым — интроверт. Эмоциональная возбудимость представляет собой то, сколь слабое влияние нужно для образования эмоциональной реакции и какова скорость ее образования.

    Гиппократ, вслед за ним Гален, определяли так темперамент — особенности поведения, с превалированием в организме одного из четырех элементов:

— превалирование желтой желчи — человек импульсивен, «горяч» — холерик;

— превалирование лимфы — человек спокоен и медлителен — флегматик;

— превалирование крови — человек подвижен и весел — сангвиник;

— превалирование черной желчи — человек грустен и боязлив — меланхолик.

   Несомненно, переломным фактором в истории естественного научного исследования темпераментов оказалась парадигма И.П. Павлова о типах нервной системы, совокупных для человека и высших млекопитающих. И.П. Павлов подтвердил, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, который определяется корреляцией основоположных свойств нервной системы — уравновешенность и мобильность процессов торможения и возбуждения, сила, которые протекают в нервной системе. В свою очередь, тип нервной системы обусловлен генотипом — наследственным типом. И.П. Павлов акцентировал четыре ясно описанных типа нервной системы, иначе, обусловленных комплексов основных свойств нервных процессов.

    Субтильный тип характеризуется субтильностью возбудительного и тормозного процессов — меланхолики. Сильный вспыльчивый тип характеризуют мощным нервозным процессом и релятивно мощным процессом торможения — холерики — неукротимый тип. Сильный уравновешенный динамичный тип — сангвиники — живой тип. Сильный сдержанный тип, но с инертными нервными процессами — флегматики — спокойный тип.

   Сила — дееспособность нервных клеток поддерживать обычную функциональность при высокой интенсивности процессов возбуждения и торможения, способность ЦНС осуществить детерминированную работу без надобности регенерации ее возможностей. Крепкая нервная система выносит значительную нагрузку в ходе продолжительной поры и, напротив, субтильная нервная система не выносит безмерной и долгой нагрузки. Полагается, что личности с наиболее крепкой нервной системой более устойчивы к стрессам. Сила нервной системы по возбудимости выражается в релятивно легком выполнении работы человеком в тяжелой обстановке, ему хватает недолговременного перерыва для возобновления сил от тяжелого труда, он может усиленно трудиться, не теряется в незнакомой ситуации, напористый. Сила нервной системы по торможению являет собой умение человека ограничивать свою активность.

   Сбалансированность нервных процессов отображает корреляцию, равновесие меж торможением и возбуждением. Причем сбалансированность означает идентичную эксплицитность нервных процессов. Мобильность нервной системы выражается в возможности стремительного изменения от одного процесса к иному, от одной деятельности к иной. Человек с преимущественно мобильной нервной системой выделяется ловкостью поведения, лучше адаптируется в иной атмосфере. Описание особенностей разных темпераментов помогает разобраться в качествах темперамента индивида, при яркой выраженности. Люди с ярко проявляющимися качествами определенного темперамента встречаются редко, чаше встречается смешанный темперамент в разной совокупности. По крайней мере, доминирование качеств определенного типа темперамента позволяет соотнести темперамент человека с одним или иным типом.

     3. Типы темперамента и их характеристика.

     Сангвиник.

    Жизнерадостный сангвиник открыт для общения, быстро переходит с одной деятельности на иною, однако ему не нравится однообразие в работе. Он свободно удерживает контроль своих эмоций, быстро адаптируется в непривычной ситуации, проявляет активность при контактах с людьми. Речь его громкая, скоротечная, внятная, ей сопутствуют красноречивые жесты и мимика. Однако, данному темпераменту свойственна некоторая двойственность. В случае, когда раздражители стремительно сменяются, на протяжении всего времени идет поддержание новшества и интереса впечатлений, сангвиник переходит в состояние интенсивного возбуждения и позиционирует себя как человека инициативного, предприимчивого, динамичного.

    В случае длительных и однообразных воздействий раздражителей, состояние возбуждения, активности не поддерживается, у сангвиника пропадает заинтересованность в деле, возникает вялость, равнодушие, уныние. У сангвиника стремительно проявляются такие чувства как, веселье, печаль, симпатии и неприязни, но эти проявления несут неустойчивый характер, скоротечны и поверхностны. Они обусловлены своей скоротечностью как при проявлении, так и при исчезновении, происходит даже замена обратными. Наблюдается быстрая смена настроения, но, как правило, доминирует хорошее настроение.

    Холерик.

   Человек данного темперамента стремителен, сверхподвижен, неуравновешен, легко возбудим, все психические процессы проходят интенсивно, стремительно. Присущее данному типу доминирование возбуждения над торможением, отличается ярким выражением несдержанности, импульсивности, вспыльчивости, нервозности холерика. В следствии этого наблюдается проявление яркой мимики, поспешной речи, резковатых жестов, невоздержанных движений. Человек холерического темперамента проявляет сильные чувства, которые, как правило, выражаются ярко, стремительно возникают; в некоторых случаях наблюдается резкая смена настроения. Присущая холерику неуравновешенность сильно проявляется в его работе: он с наращиванием и страстным желанием приступает к делу, демонстрируя при этом импульсивность и стремительность движений, трудится с воодушевлением, одолевая препятствия.

    Однако, в некоторых случаях, у холерика ресурс нервной энергии быстро иссякает в ходе деятельности, и тогда наступает резкое ее снижение: страстное желание и подъем исчезают, настроение внезапно ухудшается. При контактах в обществе человек холерического типа позволяет себе грубоватость, вспыльчивость, бывает эмоционально несдержан, это зачастую мешает ему адекватно воспринимать действия людей, на данной почве у него возникают разногласия в коллективе. Чрезмерная прямота, горячность, грубость, непримиримость иногда способствуют тяжким и неприятным нахождение в обществе такого человека.

    Флегматик.

  Флегматики медлительны, безмятежны, неспешны, спокойны. В деятельности проявляют серьезность, разумность, напористость. Обычно они завершают начатое дело. У людей данного типа все психические процессы протекают в замедленном темпе. Эмоции флегматика по внешнему виду обнаруживаются слабо, как правило они маловыразительны. Фактор данного — выдержанность, спокойствие и слабая мобильность нервных процессов. При контактах в обществе человек флегматического темперамента постоянно сдержан, уравновешен, в общении знает меру, настроение стабильное.

   Уравновешенность, невозмутимость флегматика выражается в его касательстве к явлениям и событиям жизни, сложно нарушить его эмоциональное спокойствие, задеть за живое. Человеку данного типа темперамента несложно сформировать самообладание, спокойствие, выдержанность. Также, флегматику нужно развивать отсутствующие у него качества — большую мобильность, инициативность, не позволять проявляться — равнодушию к работе, слабости, созерцательности, легко формирующиеся при определенных обстоятельствах. Изредка, у флегматика может наблюдаться безразличие к работе, к миру вокруг него, к обществу и к себе самому.

    Меланхолик.

  У людей меланхолического темперамента психические процессы проходят неторопливо, им тяжело реагировать на основательные раздражители. Долгая и весьма значительная напряженность способствует замедлению их деятельности, а далее и ее завершению. В труде меланхолики как правило неактивны, редко проявляют интерес, так как для этого требуется усильное нервное напряжение. Эмоциональные состояния и чувства у человека с темпераментом меланхолика проявляются медлительно, но обладают значительной силой, глубиной и продолжительностью. Меланхолики ранимы, сложно переживают обиду, неприятности, правда по внешнему их виду этого не скажешь.

   Люди меланхолического склада замкнуты и одиноки, сторонятся контактов с малознакомым человеком, зачастую стесняются, выражают большое смущение в незнакомой ситуации. Что-то исключительное, непривычное, провоцирует у них тормозное состояние. Однако, в спокойной и знакомой обстановке меланхолики ощущают себя умиротворенно и весьма эффективно выполняют свою работу. У меланхоликов несложно развить и усовершенствовать присущую им устойчивость и глубину эмоций, высокую чувствительность к воздействиям извне.

    4. Влияние темперамента на положение человека в обществе.

   Характерные черты человека, обусловленные темпераментом, проявляются в эмоциональной возбужденности, в известной мере направленности к внешнему проявлению чувств, торопливости движений, обшей активности, сенситивности, сдержанности.

    В исследованиях российских ученых общительность связывается с типами темперамента. Согласно парадигме А.Г. Ковалёва, сангвинический тип темперамента устанавливает темп вступления во взаимосвязь, когда нет скованности при контакте с людьми необусловленною от их социального положения, наблюдается легкая адаптация к новой среде. Человек меланхолического типа темперамента, напротив, необщителен, потерян и боязлив в новых условиях, расположен к одиночеству.

    А.И. Ильина в своих исследованиях подтверждает, что сангвиническому типу темперамента свойственны быстрота реакции при контакте, лёгкость знакомства, обширность круга общения, энергичность, но, наблюдается и изменчивость в общении. Люди флегматического темперамента, наоборот, выражают медлительность во взаимодействии, неактивны при контактах, тяжело сживаются с людьми, но устойчивы в поддержке общения.

    Из числа разных типов интерпсихических взаимоотношений важное место занимают симпатии и антипатии, так как во время их формирования значительную роль играют индивидуальные черты человека.

   При формировании интерпсихических взаимоотношений в группе девушек О. В. Ломтатидзе обнаружила доминирующие направленности в выражении симпатий и антипатий, обусловленных типом темперамента.

   Автор выявила характерные черты межличностных взаимоотношений у девушек с различными типами и качествами темперамента, точнее, при выражении симпатий и антипатий. Целенаправленность к принятию у сангвинического, холерического и флегматического типов несомненно различаются.

   Сангвиники отличаются большим рвением к принятию, флегматики пониженным. Средними значениями мотива — боязнь отвержения, несомненно отличаются флегматический и холерический с сангвиническим типом.

  Девушки-холерики активно вступают в интерпсихические взаимоотношения с представительницами своего пола с доминирующим типом темперамента —  холерический, меланхолический или сангвинический.

   Девушек-сангвиников выделяет обилие взаимосвязей с холериками. В наименьшей степени обоюдные симпатии и антипатии обнаруживаются при контактах с меланхоликами.

  Интерпсихические взаимоотношения у девушек-меланхоликов обнаруживаются с представительницами своего пола холерического и холерико-сангвинического типов темперамента, при этом, у последних лишь антипатии.

   Существуют устойчивые отличия симпатий и антипатий холериков с иными типами темпераментов. Холерики предстают динамичным началом в создании равно как позитивных, так и негативных интерпсихических взаимоотношений.

  Девушки-экстраверты удерживают степень симпатий на уровне среднем. У девушек-интровертов обоюдное выражение симпатий проявляется на низком уровне.

   Наиболее постоянные симпатии обнаружены в парах: сангвиник-флегматик, сангвиник-меланхолик, меланхолик-меланхолик, максимальная непостоянность в симпатиях выражается в парах: флегматик-меланхолик, холерик-холерик.

  Характеристики темперамента имеют существенную значимость и в ходе сработанности, и сопоставимости людей в совместной деятельности. Н.Н. Обозов определил, что максимальная общительность людей на производстве возможна в бригадах и звеньях, кроме того, в семейно-супружеских взаимоотношениях при совмещении людей с полярными темпераментами. Таким образом, при других равных обстоятельствах флегматику проще действовать с сангвиником, меланхолику — с флегматиком, а сангвинику — с меланхоликом.

   Типы темперамента, как заметила Р.М. Грановская, налагают собственный отпечаток на методы общения, определяя уровень инициативности в установлении контактов.

   Так сангвиники моментально налаживают социальные контакты. У них нет желания впадать в уныние, отдаваться воле своих страхов и печальных мыслей. В общении они инициаторы, с легкостью входят в группы, готовы завоевывать в них главенствующее место.

   Холерики, выделяющиеся излишней активностью и импульсивностью, тоже моментально налаживают интерпсихические контакты. Тем не менее, если люди при общении по каким-либо причинам не отвечают надеждам холерика, то он вскоре утрачивает к ним всяческий интерес, устанавливает новые связи. Холерика необходимо непрестанно занимать полезным трудом, иначе он может стать основой интерпсихических конфликтных ситуаций в коллективе.

   Социальные контакты флегматики осуществляют неторопливо. В новом обществе, наверняка, закрываются в своем «панцире». Свои эмоции флегматики выражают слабо, длительное время не чувствуют, что кто-то активно привлекает их внимание, однако они стабильны и постоянны в связях, предпочитают быть в маленькой компании старых друзей, в знакомой атмосфере.

  Меланхоликов отличает нерешительность, осмотрительность в контактах, высоким подсознательным восприятием расположения к себе близких и окружающих. Излишняя чуткость провоцирует у них постоянную необходимость в сопереживании. Собственно, чувство сопереживания оказывается для меланхолика своего рода импульсом к налаживанию контактов в обществе.

   В темпераменте проявляется расположенность человека к проявляющимся вокруг явлениям. Каждый человек обязан всегда принимать во внимание характерные черты темперамента другого человека, с которым ему случается трудиться и контактировать. Это является успешным взаимодействием с ними, снижением вероятности образования остроконфликтных ситуаций. Старания при контакте с людьми обязаны являться ориентиром не на изменение ситуации, а на искусное применение достойных качеств и положительных сторон темперамента с одновременным устранением негативных проявлений. В соответствии с типом темперамента у различных людей обнаруживаются разные направленности в симпатиях-антипатиях, в согласованности и совместности людей, в налаживании социальных контактов.

    5. Заключение.

   Даже в наши дни исследователи не могут определенно решить: полагать темперамент генуинным качеством, либо это роль окружающей среды, при становлении темперамента, является ключевой. Все это указывает на явление темперамента как сложного процесса, исследование которого уже долгое время не дает ясных ответов.

  Обусловленность темперамента единым типом нервной системы, приводит к пониманию, что психологическими признаками темперамента являются только постоянные и стойкие индивидуальные характерные черты, сохраняющиеся в течении долгого времени.

   Темперамент тем и увлекателен, что модификация хотя бы отдельных его черт и специфик требует исключительных перемен условий жизни, сложнейших ситуаций. Таким образом, исследование характеристик темперамента может быть полезно, потому как, понимание тип темперамента облегчает общение с людьми, способствует выгодному построению взаимоотношений.

    В данный период изучена взаимосвязанность темперамента с разными индивидуальными характеристиками человека, стилем деятельности; взаимосвязь темперамента с характером, возможностями, эмоциональностью, взаимоотношениями меж людьми.

    В соответствии с особенностями темперамента люди отличаются не конечным итогом действий, а методом достижения результатов. В основе определения свойств темперамента и специфик характера устанавливают профессиональную пригодность личности к различным областям деятельности.

    6. Список литературы.

1. А. В. Батаршев, Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. — М.: Владос пресс, 2001. — 336 с.

2. Э.А. Голубева, Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. — Дубна: Феникс+, 2005. — 512 с.

3. Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: материалы конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б. М. Теплова, 10-11 ноября 2011 г. / под ред. М. К. Кабардова. — М.: Смысл, 2011. — 380 с.

4. Дифференциальная психофизиология: учебно-методическое пособие / Cост. О. В. Грибкова. — Самара: Самар. Гуман. акад., 2008. — 120с.

5. А.Д. Ишков, Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. — М.: АСВ, 2004. — 224 с.

6. О.В. Ломтатидзе, Влияние особенностей темперамента на формирование симпатий и антипатий у девушек. — Екатеринбург, 2008. — 24 с.

Темперамент и личность: какая связь?

 Темперамент и личность



Как темперамент помогает формировать
характеристики нашей личности?


Темперамент влияет на наше взаимодействие с окружающей средой.
Разное взаимодействие = разный опыт.

Темперамент относится к поведенческому стилю, «как» поведения. Личность описывает, «что» делает человек или «почему» он что-то делает. Давно признанные разными, исследователи исследовали связи между биологическими аспектами поведения, наблюдаемыми в темпераменте, и структурой и развитием личности.

В настоящее время одной из самых популярных теорий личности является теория Большой пятерки Пола Косты и Роберта Маккрея. На основе повторного факторного анализа черт личности эти авторы пришел к выводу, что личность состоит из пяти универсальных измерений: экстраверсии, доброжелательности, невротизма, открытости и добросовестности. Они считают, что эти пять факторов могут быть обнаруживаются в самооценке личности у молодых людей, как только они могут оценивать себя, и остаются неизменными в зрелом возрасте.

Исследователи темперамента искали связи между факторами, определенными как темперамент, и факторами «Большой пятерки» как у взрослых, так и у детей. В частности, Ротбарта. Было показано, что анкеты коррелируют с личностными характеристиками, открывая новые возможности для исследований. Исследование Ротбарта продемонстрировало значительные связи с четырьмя Черты личности Большой пятерки, основанные на таких параметрах ее темперамента, как ориентировочная чувствительность, напряженное внимание, экстраверсия и негативный аффект. Только личностная характеристика Доброжелательность не коррелировала значимо ни с одной из шкал темперамента.

Конечно, было проведено множество других исследований, включая растущее число европейских исследований под руководством Гедольфа Конштамма, Ивана Мервьельде и Берита Хагекулла. В США темперамент исследователи Чарльз Халверсон и Рой Мартин опубликовали как теоретические, так и эмпирические статьи о связи темперамент-личность. Темперамент и личность явно связаны, но не одно и то же, основанное как на концептуальных, так и на эмпирических основаниях. Ссылки есть, но их еще предстоит полностью понять.

Выявление качеств темперамента, влияющих на развитие личности в младенчестве и раннем детстве, также является важным вопросом. Меньшее количество исследований рассматривало эту тему, который пытается понять, как темперамент довербального ребенка раскрывается в личностных характеристиках в раннем возрасте, детстве и, в конечном итоге, во взрослой жизни.

Чтобы определить свои качества взрослого темперамента, перейдите по номеру сюда.

Чтобы узнать, как оценивается темперамент в младенчестве и детстве, перейдите по ссылке .

    Связанное содержание: Часто задаваемые вопросы о темпераменте


Объяснение личности: краткий обзор сложной конструкции

Источник: Shutterstock

Область психологии личности занимается оценкой конструкции личности. Конструкты — это просто психологические (в отличие от физически наблюдаемой материи, например, стула) концепции, такие как эмоции и грусть.

Физические переменные могут быть связаны с психологическим конструктом, но не определяют его. Например, печаль часто включает в себя физическое выражение, например, слезы, но определение грусти не слезы.

Определение «я»

Личность — это давняя модель действий, чувств и поведения, которую мы считаем принадлежащей «я» (например, «моя личность»), и которая заставляет нас действовать, чувствовать , и думать определенным предсказуемым образом в различных ситуациях. Например, иногда личность человека описывается прилагательным «общительный». Когда мы говорим, что кто-то общительный, мы имеем в виду, что в целом в социальных ситуациях человек, скорее всего, будет вести себя определенным образом (разговаривать, устанавливать зрительный контакт, выражать эмоции), испытывать набор чувств (возбуждение, энергия, удовольствие) и отображать шаблон мыслей (например, «Я хочу поговорить», «Я хочу нравиться» или «Быть ​​в центре внимания — это хорошо»).

Личность иногда определяется с помощью прилагательных черт, таких как «общительность» или «интроверсия», или категориальных типов, например, «экстраверт» или «параноик»). Различие между чертами и типами занимает центральное место в психологии личности и с самого начала было спорной и обсуждаемой темой. Другой ключевой вопрос для психологии личности заключается в том, какие переменные следует рассматривать как составляющие конструкцию личности помимо мышления, чувств, поведения (черты или типы). Некоторые теоретики концептуализируют мотивацию и привязанность как отличительные личностные переменные. Другие рассматривают ценности как характеристику личности. На мой взгляд, все вышеперечисленное подпадает под категорию личности и более: черты, типы, ценности, мотивация, привязанность, а также способы преодоления, защитные механизмы, стиль решения проблем и другие когнитивные способности или навыки.

Оценка

В дополнение к концептуализации личности область личности также связана с ее измерением/оценкой. Личность можно измерить с помощью опросов, наблюдения за поведением или производительности и проективных задач. Иногда люди осознают, что измеряется конкретный компонент их личности (эксплицитная оценка), а иногда это неочевидно, или человек не может осуществлять сознательный контроль над своими реакциями на инструмент оценки или тест (имплицитная оценка).

Источник: Shutterstock

Личность существует на разных уровнях описания и может быть измерена по-разному. Измерение и описание личности, а также ее объяснение или концептуализация часто руководствуются различными психологическими школами или парадигмами понимания разума, от поведенческих до когнитивных и от гуманистических до психодинамических.

Будущие цели

Я надеюсь разработать и прояснить некоторые из этих концепций в будущих постах с упором на факторно-аналитическую и теоретическую (рациональную) оценку личности, а также на психодинамическую, эволюционную, социально-когнитивную и лингво-описательные модели Я/личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *