Темперамент термин: Темперамент. Что такое «Темперамент»? Понятие и определение термина «Темперамент» – Глоссарий

Словарь терминов, используемых в психиатрии / Ю.А. Александровский. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ВЕДАНТА, 2021. — ТЕМПЕРАМЕНТ

Обобщенный стереотип поведения человека, основанный на его индивидуальном аффективном и моторном реагировании, темпе, скорости, интенсивности психических реакций. Является одним из основных проявлений характерологических особенностей. К основным типам темперамента относят следующие: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Эти типы, впервые описанные Гиппократом, определяют многие поведенческие адаптивные действия человека.

Сангвинический темперамент. Человек с этим темпераментом отличается повышенной реактивностью и активностью при их уравновешенности. Он живо и с большим возбуждением откликается на каждое событие, легко увлекается новым делом. Эмоции возникают и сменяются у него быстро, мимика и пантомимика живые и выразительные. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает слабых звуков и световых раздражителей. Обладает повышенной активностью и в силу этого энергичен и работоспособен, мало утомляется. Реактивность и активность сбалансированы, он без труда сдерживает свои реакции и чувства. Высокая пластичность позволяет легко приспосабливаться к новой обстановке и новым требованиям, способствует быстрому переключению внимания, интересов и стремлений. У сангвиника высокий темп реакции. Он проявляется в общей подвижности, в речи, в быстроте ориентировки, сообразительности, гибкости мышления. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, яркий экстраверт.

Холерический темперамент. Холерик, как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, вспыльчив, нетерпелив, порывист. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Холерики — скорее экстраверты.

Флегматический темперамент. Флегматик — человек с высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью. Только очень сильные впечатления могут вывести его из равновесия и заставить проявить свои переживания. Он обладает незначительной чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. У флегматика чувства возникают медленно, но длительно сохраняются, аффектов не бывает, мимика и жесты однообразны, маловыразительны. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание, привыкает к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Флегматики — интроверты. На внешние впечатления реагируют неярко, живут в мире своих образов, мыслей и переживаний. С новыми людьми сходятся с трудом, не любят компаний, не стремятся быть в центре внимания.

Меланхолический темперамент.  Меланхолик — человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, обиду. Настроение у него изменяется медленно, оно устойчиво, часто носит астенический характер. Мимика и движения маловыразительны, голос тихий, движения бедные. Он не умеет и не любит работать быстро, без отдыха, легко утомляется. Обычно в себе всегда неуверен, особенно в новой обстановке. В привычной обстановке может быть очень контактным, отличается тактичностью, считается с чувствами других людей. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Среди меланхоликов большинство — интроверты.

Источник информации: Словарь терминов, используемых в психиатрии / Ю.А. Александровский. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ВЕДАНТА, 2021.

Отношения к болезни пациентов с разными темпераментами

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.

Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Отношения к болезни пациентов с разными темпераментами

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Свойства темперамента. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков организма” — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum” (лат. “соразмерность”, “правильная мера”). Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

Возникали самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституциональных типологий. Среди них можно выделить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона и др.

2. Четыре вида темперамента. Характеристики

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов и особенностей темперамента, следует сразу оговориться, что нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.

Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.

Положительные стороны холерического темперамента — энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления — общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам — часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, пессимизм. Такой человек чуждается коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве — музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

психология темперамент гиппократ лечение

За годы работы опытный врач становится и психологом, но при этом, не всегда узкая врачебная специализация в состоянии оценить влияние назначенного лечения на психику пациента. У любого врача имеются стандарты лечения той или иной болезни, но если при контакте с пациентом не учитывать психологические особенности последнего, то, сколько бы он не глотал таблеток, лучше не станет.

Рассматривая болезнь изнутри, можно предположить, что она является метафорическим отображением того или иного конфликта. Так, если болит желудок — это связывают с тем, что человек кого-то или чего-то в своей жизни «не переваривает», если болит горло, — (ангина), то человек чего-то боится, не высказывая своих претензий, ну а если болят ноги — человек не хочет куда-то ходить, например, на работу, на дачу и т.д.

В Древнем Китае существовало учение, основанное на энергетическом лечении, согласно которому: «в теле человека находится множество энергетических меридианов, по которым движется энергия, перетекая из одного органа в другой». Другими словами, болезнь возникает тогда, когда в каком-то из меридианов образуется «пробка» и энергия не проходит. Если какой-то орган не получает достаточно энергии для работы, то он перестает нормально функционировать. Причина возникновения «пробок» — сознание человека. Если человек слишком часто испытывает аффект одного вида, страдает орган, отвечающий за эту эмоцию. Скажем печень — вместилище гнева, злости, мочевой пузырь — страха и т.д. То есть, позволяя себе те или иные негативные эмоции, мы сами создаем болезни того или иного органа. И избавляться следует, в первую очередь, именно от этих эмоций, поскольку болезни такого рода приобретают хронический характер и одними лекарствами тут не справиться.

Исследования в области дифференциальной психологии показывают, что у каждого индивида, в зависимости от типа его темперамента, есть свое место наименьшего сопротивления.

Таким слабым местом у холериков, людей со взрывным темпераментом, является печень и желчный пузырь. Соответственно, болезни холериков — холецистит, хронический гепатит, иногда цирроз.

Равновесный тип темперамента (не столь распространенный в человеческой популяции, как остальные) подвергается риску заболеваний эндокринной, а также мочеполовой и дыхательной систем.

У сангвиников слабое место — сердце. Их подстерегает опасность инфаркта, с высокой вероятностью повторного.

Флегматики наиболее устойчивы к заболеваниям, болезням редко удается одолеть этих «гигантов психической стабильности». Однако, если флегматик заболевает, его болезнь протекает тяжело и плохо поддается лечению. Флегматики болеют язвами желудка, причем самыми опасными, не желающими закрываться.

И, наконец, меланхолики — самая невезучая в отношении психосоматики группа темперамента, потому что они имеют несчастье присваивать болезни всех остальных групп.

Как правило, исходя из статистики: в кардиологии обычно из больных пациентов преобладают только 2 типа — сангвиники и меланхолики, в гастроэнтерологии можно встретить холериков с холециститами, панкреатитами, флегматиков — с язвами желудка и меланхоликов — со всем букетом.

Таким образом, зная тип своего темперамента (определить его можно эмпирически или по «подсказке организма» — слабому месту, которое дает себя знать в ситуациях перенапряжения), следует беречь «хрупкую» систему организма особенно, стараться «подстелить соломку» заранее. А во-вторых, на досуге проанализируйте, какие именно эмоции чаще всего берут над вами верх. Как вы обычно реагируете не неприятные ситуации — раздражением, гневом, обидой, печалью, тревогой? Если какая-то из негативных эмоций явно преобладает над прочими или такое чувство возникает в вашей жизни часто, в предсказуемых и повторяющихся условиях, поберегите свое здоровье, научитесь с нею справляться. Для этого есть специальные психотерапевтические упражнения, но техника — всегда второстепенна. Самое главное — это ваше желание изменить что-то в себе. Полюбите себя настолько, чтобы вашему телу не пришлось болеть. И тогда вам с лихвой воздастся!

Подобные документы

Проблема и направления развития дифференциальной психологии. Личность как объект исследования дифференциальной психологии и психодиагностики. Зависимость индивидуальных достижений от динамических особенностей психической деятельности и поведения.

Характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Изучение основных компонентов, определяющих темперамент человека. Основные теории темперамента в исследованиях и трудах отечественных и зарубежных психологов.

Темперамент как характеристика индивидуума со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих психических процессов и состояний. Порядок определения типа темперамента по тесту Айзенка.

Понятие темперамента как индивидуально-своеобразных свойств психики, определяющих динамику психической деятельности человека. Характеристика и особенности типов темперамента. Поведение людей с разными типами темперамента в экстремальных ситуациях.

История происхождения термина «темперамент». Гуморальная и соматическая теории исследования динамических особенностей психики. Характеристика основных свойств холерического, сангвинического, меланхолического и флегматического типов темперамента человека.

Понятие темперамента как индивидуально своеобразной, совокупности динамических проявлений психики. Характеристика основных типов темперамента (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик). Типичные для индивида способы поведения как проявление характера.

Психологические теории темперамента. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности. Современное состояние изучения психологии конфликта. Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

ТЕМПЕРАМЕНТ Синонимы: 37 синонимов и антонимов к ТЕМПЕРАМЕНТ

См. определение темперамент на Dictionary.com

  • отношение
  • цвет лица
  • эго
  • юмор
  • идиосинкразия
  • склонность
  • индивидуальность
  • интеллект
  • менталитет 9Характер
  • конституция
  • самобытность
  • эмоции
  • индивидуализм
  • род
  • макияж
  • особенность
  • душа
  • штамп
  • структура
  • восприимчивость
  • поворот
  • тип
  • способ
  • настроение
  • внутренняя природа

На этой странице вы найдете 80 синонимов, антонимов и слов, относящихся к темпераменту, таких как: отношение, цвет лица, эго, юмор, идиосинкразия , и наклон.

антонимы к слову темперамент

НАИБОЛЕЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

  • неспособность

Тезаурус Roget’s 21st Century, третье издание Copyright © 2013 by Philip Lief Group.

ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ темперамент

Посмотрите, как выглядит ваше предложение с разными синонимами.

Символов: 0/140

ВИКТОРИНА

Проверьте свой природный интеллект с помощью этой викторины по условиям искусственного интеллекта!

НАЧАТЬ ВИКТОРИНУ

Как использовать темперамент в предложении

Мне любопытно, есть ли какие-либо исследования того, как собака в повседневной жизни влияет на вашу траекторию, темперамент и так далее.

ЗАБУДЬТЕ ВСЕ, ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О СВОЕЙ СОБАКЕ (ЭП. 436) СТИВЕН Дж. ДУБНЕР, 22 ОКТЯБРЯ 2020 ФРЭКОНОМИКА, выпуск

Оценщики ABA обнаружили, что добросовестность, судебный темперамент и академический статус Барретта «соответствовали очень высоким стандартам для назначения в Верховный суд», — сказал Рэндалл Ноэль, поверенный из Мемфиса, руководивший обзором.

СЛУШАНИЯ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ БАРРЕТТА, ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: «У НАС ЕСТЬ ГОЛОСОВАНИЕ», — ГОВОРИТ МАККОННЕЛЛ О НОМИНАЦИИ СЫН МИН КИМ, ДОННА КАССАТА, КАРУН ДЕМИРДЖИАН, 15 ОКТЯБРЯ 2020 г., WASHINGTON POST

В этих случаях дети могли общаться со взрослыми и сверстниками на протяжении всего детства независимо от темперамент.

«ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВАШИХ ПРОИСХОЖДЕНИЙ» ИССЛЕДУЕТ, КАК ДЕТИ РАЗВИВАЮТСЯ ВО ВЗРОСЛЫХ САМАХ.

ГЕНДЕР ЭТО ТО, ЧТО ВЫ СДЕЛАЕТЕ ИЗ ЭТОГО — ВЫПУСК 88: ЛЮБОВЬ И СЕКСЧАРЛЬЗ КИНГАГУСТ 5, 2020NAUTILUS

Может быть, просто опишите некоторые действия, или темперамент, или поведение на посту председателя ФРС в средне-недавней истории — последние четыре или пять, шесть десятилетий, какими бы они ни были — которыми вы просто особенно восхищаетесь.

FED UP (EP. 390)STEPHEN J. DUBNER26 СЕНТЯБРЯ 2019FREAKONOMICS

Интеллектуальный темперамент находит свое выражение во многих великих выражениях, которые очень Данте и также очень Томаса, как Par.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РАЗУМ (ТОМ II ИЗ II) ГЕНРИ ОСБОРН ТЕЙЛОР

По правде говоря, современная «проблематическая природа» не имеет очарования для такого прозрачного и простого темперамента, как у него.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГЕРМАНИИ FAY

Нам еще предстояло изучить темперамент столицы, где каждые полчаса производили полное изменение общественного мнения.

ЭДИНБУРГСКИЙ ЖУРНАЛ BLACKWOOD, NO. CCCXXXIX. ЯНВАРЬ 1844 ГОДА. ТОМ. LV.VARIOUS

Это было очень сильным выражением одобрения и необычайно сердечным приемом со стороны человека с темпераментом мистера Сайкеса.

ОЛИВЕР Твист, ТОМ. II (ИЗ 3) ЧАРЛЬЗ ДИКЕНС

Многое было потеряно, приняв равный темперамент, но больше приобретено.

ПОСЛЕДНЯЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОРГАНОСТРОИТЕЛЬСТВЕ ДЖОРДЖ ЛЭЙНГ МИЛЛЕР

СЛОВА, СВЯЗАННЫЕ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ

9вера
  • психическое состояние
  • мышление
  • настроение
  • представление
  • мнение
  • мировоззрение
  • перспектива
  • философия
  • точка зрения
  • позиция
  • поза
  • склонность
  • реакция
  • школа мысли
  • настроение
  • уклон
  • позиция
  • позиция
  • точка зрения
  • темперамент
  • 9 0012
  • точка обзора
  • вид
  • точка обзора
  • способ обзора
  • способ мышления
  • где человек находится
    • воздух
    • углы
    • подходы
    • убеждения
    • склонности
    • предубеждения
    • характеры
    • поведение
    • склонности
    • настроение
    • гарнитуры
    • склонности
    • наклонности
    • 2
    • 2 019 как есть
    • психические состояния
    • образ мыслей
    • мыслительные путешествия
    • настроения
    • понятия
    • мнения
    • взгляды
    • философии
    • точки зрения
    • позиции
    • позы
    • пристрастия
    • предубеждения
    • склонности
    • реакции
    • рутины
    • сказать сос
    • чувства
    • 2 90 комплекты
    • наклоны
    • стойки
    • стойки
    • стойки
    • стойки
    • темпераменты
    • нравов
    • поворотов
    • взглядов
    • где один
    • внешний вид
    • вид
    • атрибут
    • значок
    • изгиб
    • калибр
    • литье
    • комплекс
    • цвет лица
    • 10
    • телосложение
    • 100019 телосложение9
    • расположение
    • эмоции
    • оценка
    • этос
    • кадр
    • кадр ум
    • гений
    • зерно
    • привычка
    • юмор
    • добрый
    • макияж
    • 9Характер 0012
    • набор
    • форма
    • необычность
    • сорт
    • специальность
    • дух
    • стоячий
    • полосатый
    • стиль
    • темперамент
    • темперамент
    • тон
    • черта
    • поворот
    • тип
    • жилка
    • привязанность
    • вид
    • атрибут
    • значок
    • 2 подшипник
    • 12 9 изогнутый
    • калибр
    • литой
    • цвет лица
    • компонент
    • дифференциал
    • расположение
    • отличие
    • назначение
    • дар
    • сущность
    • существенный
    • факультет 9характер 2
    • оригинальность
    • особенность
    • особенность
    • индивидуальность
    • точка
    • свойство
    • качество
    • сингулярность
    • специальность
    • полоса
    • полоса
    • стиль
    • симптом
    • темперамент
    • тенденция
    • вещь
    • отпечаток пальца
    • оттенок
    • тон
    • торговая марка
    • добродетель9 013
      • привязанности
      • виды
      • атрибуты
      • значки
      • сумки
      • подшипники
      • гнутые
      • калибры
      • литье
      • комплекции
      • комплектующие
      • дифференциумы
      • диспозиции
      • отличия
      • признаки
      • дары
      • эссенции
      • предметы первой необходимости
      • способности
      • 19 вкусы
      • 2
      • 2 9 идиосинкразии
      • склонности
      • индивидуальности
      • черты лица
      • манеры
      • знаки
      • настроения
      • природа
      • оригинальность
      • особенность
      • особенность 9Особенности
      • темпераменты
      • склонности
      • вещи
      • отпечатки пальцев
      • оттенки
      • оттенки
      • товарные знаки
      • обороты
      • достоинства
      • филиал
      • бренд
      • порода
      • литье
      • каста
      • характер
      • классификация
      • коллекция
      • окрас
      • степень
      • номинал
      • 2 9 отдел описание
      • обозначение
      • отличие
      • подразделение
      • домен
      • имущество
      • семейство
      • перо
      • рама
      • жанр
      • род
      • сорт
      • зерно
      • группировка
      • иерархия
      • юмор
      • род
      • почки
      • лига
      • марка
      • плесень
      2 природа 2
    • заказ
    • происхождение
    • свойство
    • провинция
    • качество
    • диапазон
    • ранг
    • курс
    • школа
    • секция
    • секция
    • выбор
    • набор
    • источник
    • вид
    • сфера
    • стоя
    • статус
    • полоса
    • стиль
    • костюм
    • темперамент
    разнообразие 2
  • Тезаурус 21 века Роже, третье издание. Copyright © 2013, Philip Lief Group.

    Энциклопедия раннего развития детей


    Темперамент состоит из индивидуальных различий в эмоциях, двигательной активности и реакции внимания на раздражители. Темперамент определяет результаты детей и влияет на то, как они взаимодействуют с окружающей средой и как взрослые и дети реагируют на них.

    Синтез PDF Полная тема PDF

    Информационные листы

    Загрузите бесплатную версию в формате PDF здесь или приобретите печатные копии в нашем интернет-магазине.


    Синтез

    Редактор темы: Мэри К. Ротбарт, доктор философии, Орегонский университет, США

    Автор темы:


    Насколько это важно?

    Темперамент относится к индивидуальным характеристикам, которые, как предполагается, имеют биологическую основу и определяют аффективные реакции, внимание и двигательные реакции человека в различных ситуациях. Например, темперамент может влиять на настроение и эмоции маленьких детей, на то, как они подходят к ситуациям и реагируют на них, на уровень их страха, разочарования, грусти и дискомфорта и т. д. Эти реакции также играют роль в последующих социальных взаимодействиях и социальном функционировании. Темпераментная предрасположенность относится к отличительным образцам чувств и поведения, которые берут свое начало в биологии ребенка и проявляются на раннем этапе развития. Темперамент детей формирует их результаты, отчасти формируя способы, которыми дети вовлекаются и вызывают реакции в своем окружении. Дети по-разному интерпретируют свой экологический опыт в зависимости от своего темперамента.

    Одним из основных параметров темперамента является упорный контроль. Энергичный контроль включает в себя способность добровольно управлять вниманием и подавлять или активировать поведение по мере необходимости, чтобы приспособиться к окружающей среде, особенно когда ребенок не особо хочет этого делать. Эти способности лежат в основе возникновения саморегуляции. Навыки, связанные с усилием контроля, вероятно, очень важны для обучения и адаптации детей, а также для их социальной компетентности. Кроме того, дети, которые плохо регулируются, могут вызвать негативную реакцию как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

    В настоящее время признано влияние темперамента на пути и результаты развития, даже в тех областях, которые традиционно рассматривались почти исключительно как результат социализации, таких как проблемы с поведением, эмпатия и развитие совести.

    Что мы знаем?

    Текущий список параметров темперамента включает три широких основных параметра: экстраверсия/неотложность, связанная с положительной эмоциональностью, уровнем активности, импульсивностью и склонностью к риску; негативная аффективность, связанная со страхом, гневом, печалью и дискомфортом; и Усиленный контроль, связанный с переключением внимания и фокусировкой, перцептивной чувствительностью, тормозным и активационным контролем. Эти факторы были связаны с эмоциональными системами мозга и системами внимания у людей и не-людей.

    Темперамент развивается со временем. В течение первых нескольких месяцев жизни можно наблюдать индивидуальные различия в ориентации внимания, склонности к стрессу, положительном аффекте и подходе, а также фрустрации. В конце первого года жизни и позже могут наблюдаться индивидуальные различия в поведенческом торможении в отношении новых или интенсивных раздражителей. Кроме того, в конце первого года жизни у детей начинает развиваться способность к самоконтролю. Эта способность быстро развивается в первые четыре года жизни с заметным улучшением на третьем году жизни. Принимая во внимание быстрый темп развития в первые годы жизни, неудивительно, что черты темперамента детей проявляют лишь скромную стабильность в младенчестве и отрочестве, а затем обнаруживают значительное увеличение стабильности примерно к трем годам. Однако темперамент, по-видимому, не становится более стабильным в начальной школе и в подростковом возрасте.

    Другими словами, черты темперамента детей дошкольного возраста в значительной степени предсказывают их дальнейшую личность, но есть также убедительные доказательства того, что дети все еще меняются в детстве и подростковом возрасте.

    Имеются убедительные доказательства того, что особенности темперамента детей делают некоторые жизненные события более или менее вероятными. Например, ясно, что контроль, требующий усилий, связан с позитивным развитием даже в первые пять лет жизни, поскольку он был связан с более низким уровнем проблемного поведения и, как было установлено, коррелирует с низким уровнем негативных эмоций и предсказывает их. высокая приверженность уступчивости, высокий уровень социальной компетентности и совести. Выявлены также связи между темпераментом и развитием психопатологии. Обнаружена взаимосвязь между темпераментной боязливой заторможенностью и последующей тревожностью, негативной аффективностью и депрессией. Экстраверсия/неотложность и низкий уровень контроля также связаны с развитием поведенческих проблем. Было обнаружено, что негативная эмоциональная реактивность предсказывает как внутренние проблемы (например, тревогу, депрессию), так и внешние проблемы (например, агрессию, нарушение правил).

    Однако важно помнить, что темперамент — это не судьба. Даже если они основаны на генетических и других биологических процессах, черты темперамента формируются комбинацией генетических и экологических факторов как в раннем развитии, так и в детские годы. Например, четырехмесячные дети, которые демонстрируют высокий уровень двигательной активности и дистресса, называемые высокореактивными, скорее всего, станут заторможенными в отношении незнакомого в возрасте 1-2 лет и сообщают о большем количестве нереалистичных переживаний и более частых приступах депрессии в возрасте. 18, в то время как низкореактивные младенцы, вероятно, перестанут сдерживаться в отношении незнакомого на втором году жизни и подвержены несколько более высокому риску асоциального поведения в возрасте 18 лет. состояние. Серьезно отрицательные результаты требуют очень специфических условий выращивания.

    Другими словами, детский опыт играет роль в том, приводит ли та или иная черта к положительным или отрицательным результатам, и история опыта ребенка в данной ситуации или с другим человеком становится все более важной в жизни ребенка.

    Среди этих переживаний воспитание детей может играть особенно важную роль в смягчении проявлений детских черт. Во-первых, темперамент ребенка и воспитание влияют друг на друга. Например, положительная эмоциональная реактивность ребенка, боязливость и саморегуляция вызывают у родителей теплоту, тогда как отрицательная эмоциональная реактивность ребенка приводит к более негативному родительскому контролю. Во-вторых, темперамент ребенка и воспитание также взаимодействуют, чтобы предсказать результаты. Например, дети с высоким уровнем боязливости с меньшей вероятностью будут иметь проблемы с интернализацией и экстернализацией, если их родители проявляют высокую теплоту и стратегии мягкой дисциплины. Генетически информированные исследования также помогают понять эти взаимодействия.

    Например, было показано, что дети с генетическим риском поведенческих трудностей, характеризующихся плохой физиологической регуляцией, менее уязвимы к таким трудностям, если в раннем возрасте подвергались чуткому уходу.

    Что можно сделать?

    Родители должны понимать, что каждое качество темперамента имеет свои преимущества и недостатки в современном обществе. Кроме того, исследования темперамента показывают важность образования, чтобы помочь воспитателям, учителям и родителям понять, что поведение и эмоции детей не являются исключительно результатом социального обучения. Вместо этого дети с раннего возраста отличаются своей реактивностью и саморегуляцией и могут идти разными путями к результатам развития. Таким образом, опекуны могут стать более принимающими и ценящими каждого отдельного ребенка.

    Черты детей и результаты этих черт могут быть изменены непосредственно с помощью усилий по профилактике и вмешательству. Программы вмешательства были разработаны для изменения типичных моделей поведения детей, включая их способности к саморегуляции, эмоциональную компетентность и навыки преодоления трудностей. Обучение контролю внимания успешно используется с четырехлетними детьми и может быть адаптировано к дошкольным учреждениям.

    Различные стратегии воспитания лучше подходят для детей с определенным темпераментом. Это можно объяснить теорией «хорошего соответствия», предложенной Томасом и Чессом. Застенчивые дети, по-видимому, получают пользу от того, что родители поощряют их исследовать новые ситуации, и они с большей вероятностью останутся застенчивыми и подавленными, если родители чрезмерно опекают их. Агрессивные дети, которыми трудно управлять, похоже, выигрывают от стиля воспитания, включающего более строгий контроль и меньшее родительское негативное отношение. Твердая, последовательная родительская дисциплина особенно важна для детей, у которых есть трудности с саморегуляцией. Поскольку дети с высоким уровнем негативной эмоциональности или проблемами с саморегуляцией представляют собой большую проблему для родителей, чем другие дети, обеспечить им оптимальный уход может быть особенно сложно.

    Их родители, похоже, менее жестко контролируют время, но они также являются теми детьми, которые особенно нуждаются в спокойно-настойчивых усилиях опекуна. Боязливые дети, как правило, рано развивают большую совесть и лучше всего справляются с родительской теплотой и мягкой дисциплиной, которая способствует усвоению совести. Более бесстрашные дети, по-видимому, получают больше пользы от материнской отзывчивости и собственной уверенности в привязанности в развитии совести.

    Индивидуальные различия в силовом контроле, хотя частично обусловленные наследственностью, также связаны с качеством взаимодействия родителей и детей. Теплое, поддерживающее воспитание, а не холодное, директивное воспитание, по-видимому, предсказывает более высокий уровень усиленного контроля. Поэтому важно, чтобы родители и другие опекуны поощрялись к взаимодействию с детьми таким образом, чтобы способствовать развитию контроля, требующего усилий.

    Наконец, некоторые дети в определенных условиях создают большие проблемы для опекунов из-за своего темперамента. В таких случаях опекуны, вероятно, выиграют от дополнительной поддержки и обучения. Им можно помочь избежать негативных реакций, которые естественным образом могут быть вызваны детьми с более трудным темпераментом. Например, родителей успешно обучали тому, как справляться с раздражительными, трудно успокаиваемыми младенцами, чтобы такие дети могли выработать позитивные стратегии выживания и закрепить привязанность к своим опекунам.

    Читать далее

    Дополнительное чтение

    Как стиль воспитания может влиять на темперамент детей?

    Все дети рождаются с уникальным характером и темпераментом. Их темперамент влияет на то, как они ведут себя и реагируют на ситуации. Однако при правильном подходе родители могут смягчить некоторые сложные аспекты темперамента своих детей.

    • Для детей, которые встревожены, напуганы или замкнуты в новых ситуациях, родители могут избегать чрезмерной защиты и мягко поощрять их исследовать новые ситуации.

    • Для бесстрашных детей, которые идут на слишком большой риск, родители могут быть теплыми и любящими, установить четкие границы и четкие графики.

    • Для импульсивных детей родители могут хвалить их за хорошее поведение (когда дети контролируют свои импульсы) и проявлять осторожность в отношении дисциплины.

    В целом, темперамент детей, как правило, лучше, когда родители проявляют большую поддержку и привязанность, устанавливают ограничения, применяют позитивную дисциплину и постоянно реагируют на их потребности.

    Публикации

    Темперамент, воспитание и влияние на развитие

    Темперамент и его влияние на развитие ребенка: комментарии Ротбарта, Кагана, Айзенберга, Шермерхорна и Бейтса

    Отношения между родителями и детьми в раннем детстве и развитие тревоги и депрессии

    Социально-контекстные детерминанты воспитания

    Ресурсы и бюллетени
    Тематический бюллетень

    Темперамент способствует развитию, но не судьбе

    Бюллетень ECLKC.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *