Темперамент в психологии это: Темперамент. Что такое «Темперамент»? Понятие и определение термина «Темперамент» – Глоссарий

Содержание

Психологические особенности темперамента

Темперамент

Определение 1

Темперамент — это система индивидуальных характеристик личности, которые отражают эмоциональную и динамическую сторону ее жизнедеятельности.

Темперамент влияет на скорость появления психических процессов, а также на их устойчивость. Темп и ритм деятельности и поведения человека тоже определяется темпераментом. Стоит отметить, что темперамент еще влияет и на других психические особенности личности.

Основой темперамента является вид нервной системы человека. Ведь люди отличаются друг от друга, причем еще с самого рождения.

Люди могут отличаться по:

  • силе процессов возбуждения и торможения
  • уравновешенности процессов возбуждения и торможения
  • сменяемости процессов возбуждения и торможения

Такие различия говорят о том, насколько выносливы нервные клетки у определенного организма. Другими словами, определяют, насколько человек вынослив в психическом плане.

Замечание 1

Выделение четырех типов темперамента помогло объяснить и классифицировать характеристики поведения отдельного человека.

Типы темперамента

Замечание 2

Создателем типов темперамента был Гиппократ. Он являлся древнегреческим философом и врачом. Гиппократ классифицировал людей по жидкости, которая в преобладает в их организме.

Гиппократ выделил четыре типа темперамента:

  • Сангвиник (кровь)
  • Холерик (желчь)
  • Флегматик (слизь)
  • Меланхолик (черная желчь)

В настоящее время представление о темпераменте изменилось. Но названия его типов все равно остались прежними.

Под сангвиником понимается довольно подвижный и уравновешенный тип личности. Данный тип отличается очень быстрой возбуждаемостью. У них очень быстро происходит смена возбуждения на торможение. Сангвиники любят жизнь, довольно активны, общительны, всегда готовы прийти на помощь. Они не стоят на месте, пытаются развиваться и стремятся к лидерству.

Им очень легко привыкнуть к новым условиям жизни. Сангвиники не склонны к долгим переживаниям. У них все хорошо получается в работе, учебе, дружбе и любви. Они могут очень быстро переключиться с одного дела на совершенно другое. Если сангвиник не чувствует внешних раздражителей, то ему становится скучно. У сангвиников возникают яркие чувства и эмоции, но они не отличаются своей устойчивостью. Они могут часто смеяться и улыбаться. Но разозлить их может что угодно, даже самый незначительный пустяк.

Флегматики являются сильными и инертными. Но данный тип тоже является уравновешенным. Флегматик всегда пассивен, тщательно все продумывает и много рассуждает. Иногда такие люди кажутся очень скучными и нудными. Но флегматики любят окружающих людей и желают им только добра. Очень легко управлять флегматиками и контролировать их. Иногда они очень скупы в проявлении чувств и своих эмоций. Но им всегда можно довериться и попросить о помощи. Флегматик обладает высокой работоспособностью, упорством.

Он не любит перемены и хочет, чтобы все оставалось на своих местах.

Холерики представляют собой очень подвижный и неуравновешенный тип личности. У них процессы возбуждения намного сильнее и быстрее процессов торможения. Холерики агрессивны, обладают легкой возбудимостью. Они очень неспокойны и изменчивы по жизни. Им присуще непостоянство, импульсивность. Но в жизни они отличаются своим оптимизмом. Движения и поступки холериков бывают слишком резкими и несдержанными. Они могут часто кричать, терять контроль над своими эмоциями. Стоит отметить, что у холериков часто меняется настроение.

Меланхолики представляют собой неуравновешенный и слабый тип личности. Они очень часто рассуждают на различные темы, склонны к тревожным мыслям и идеям. Они отличаются своим пессимистичным настроем по жизни. Меланхолик все принимает близко к сердцу, боится общаться, очень эмоционален. Он отличается своей заторможенностью и пассивностью. Меланхоликов очень легко обидеть или задеть их чувства.

Такие люди многого боятся, не уверены в собственных силах, слишком обидчивы. Но у меланхоликов очень глубокий внутренний мир, который хорошо развит. Таким людям сложно приспосабливаться к новым условиям.

Психологические особенности темперамента

Темперамент представляет собой необычные свойства психики, которые определяют тип личности.

К психологическим особенностям темперамента можно отнести:

  • Сензитивность
  • Реактивность
  • Активность
  • Пластичность и ригидность
  • Экстраверсия, интроверсия

Сензитивность определяется самой маленькой силой внешних воздействий, которая нужна для появления определенной реакции психики. Также важна и скорость появления такой реакции.

Реактивность связана со степенью непроизвольности реакций психики. Рассматриваются те реакции, которые возникают при внутренних или внешних воздействиях. Причем такие воздействия обязательно должны быть одинаковыми. Примером такого воздействия может быть какое-либо обидно для человека слово.

Активность проявляется в интенсивности воздействия человека на окружающую среду. Речь идет о том, насколько энергично человек влияет на внешний мир. Также рассматриваются способы достижения цели, преодоление человеком различных препятствий и многое другое. Одни люди могут быть в таких ситуациях целенаправленными, серьезными, сосредоточенными и упорными. А другая часть людей не ставит перед собой никакие цели, отступает от задуманного, боится.

Пластичность и ригидность говорят о том, легко ли человек приспосабливается к внешним воздействиям. Пластичным считается тот человек, который легко приспосабливается ко всем изменениям и внешним воздействиям. Он не теряет контроль над собой и своими поступками, не боится. Такие люди просто знают, что мир постоянно меняются. А факторы, которые действуют на них, являются лишь результатом таких изменений.

Экстраверсия, интроверсия показывает на то, от чего в большей степени зависят все реакции и действия какого-либо человека. Поступки личности могут зависеть от впечатлений, эмоций, представлений и различных мыслей. Но человек, который ориентируется на те мысли и эмоции, которые возникли прямо сейчас, является экстравертом. А личность, которая зависит от представлений и образов, которые связаны с прошлым, является интровертом.

Взаимосвязь темперамента, психологических защит и совладания со стрессом //Психологическая газета

Как известно термин «темперамент» (от лат. peramentum) в переводе с латинского обозначает «устойчивая смесь, соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις — «слияние, смешивание») ввели врачи античности

Гиппократ и Гален [3]. Темперамент — это базовая, устойчивая характеристика личности человека. Выделяют три основных параметра темперамента: величина энергетического потенциала человека, скорость реакции и эмоциональный фон [2–4]. Эмоции являются мощным импульсом для решения проблем. В зависимости от темперамента меняется энергетический потенциал: у флегматиков он достаточно мощный и постоянный, у холериков — мощный, но быстро истощающийся, у меланхоликов — маломощный и неустойчивый, а у сангвиников лишь эпизодически проявляется на высоком уровне под влиянием благоприятных условий [3, 6, 9].

Темперамент — врождённый биологический фундамент, на котором формируется личность. Предельный темп и скорость реакции, темп усвоения перемен, инерционность принятия решений и ритм пульсаций — динамические аспекты поведения, определяющиеся темпераментом [3, 6, 9, 10].

Темперамент человека определяет также, насколько легко возникает эмоциональное возбуждение, какой интенсивности оно будет, какой фон настроения будет преобладать и насколько легко он может измениться [2–4, 10].

Таким образом, темперамент можно представить как систему ограничений, некие рамки, внутри которых идет развитие индивидуальности. Всё это является предопределяющим фактором работоспособности, реагирования на кризисные ситуации. Врождённые особенности темперамента несколько нивелируются за счёт развития и обучения, а также под влиянием культурных традиций. Чем значимее для человека его соответствие социальным и этическим нормам, тем существеннее будет данное сглаживание.

Под влиянием воспитания и образования проявления рефлекторного поведения в нормальных условиях будут пристойны. Однако в условиях кризисной ситуации, в напряженном, взволнованном состоянии, возрастает тенденция к врождённым формам поведения, а вероятность использования нестандартных подходов к проблеме падает. То есть врождённые формы реагирования могут вновь проявиться под влиянием экстремальных условий, так как не требуют большого количества энергетических затрат и сложности регулирования. Внутренняя перегрузка, выходящая за рамки адекватного поведения, способна смыть культурные наносы. Л.С. Выготский [2] считал темперамент предпосылкой, а характер — конечным результатом воспитательного процесса. Он отмечал, что если в спокойных условиях темперамент предоставляет личности достаточно широкие границы скорости возможных реакций, то в ситуациях тревоги и страха его влияние на способ и эффективность деятельности усиливается, поскольку такие условия способствуют осыпанию «шелухи» воспитания и обнажают врождённый остов.

При этом стоит заметить, что ощущение внутриличностной перегрузки человека может быть следствием несовместимости и избыточного количества семейных и профессиональных ролей, исполняемых им [3, 8, 11]. Для каждого человека есть определённая совокупность таких ролей, зависящих от обстоятельств, темперамента и возраста. Довольно часто между родителем и ребёнком с разными темпераментами возникают конфликты из-за взаимного непонимания [2–4, 6, 9]. Например, быстрая и взрывная мать холерического темперамента не понимает замедленную дочь-флегматика. Реакция на стрессовые ситуации у людей с разными типами темперамента и формы психологических защит представлены в таблице 1.

Если человек будет осознавать особенности собственного темперамента, то в дальнейшем это поможет ему совладать с собой и не потерять контроль над своим поведением.

Перегрузки провоцируют стресс, увеличивают вероятность того, что человек не справится с обстоятельствами [7]. Усугубить данную ситуацию может повышенное ощущение риска. Лица с разными типами темперамента будут ощущать его в разной мере. Не всех чувство риска приводит к перегрузкам и нарушению поведения. Холерики и сангвиники работают даже лучше в ситуации форс-мажора, а флегматики и меланхолики действуют продуктивнее в условиях, когда направление поиска решения уже заранее определено или имеет место чёткая, формализованная и стабильная структура производственного процесса. Ещё одна особенность, различающаяся у людей с разными типами темперамента, — устойчивость, обеспечивающая работоспособность, — представлена в таблице 2.

Врожденная лабильность, подвижность психических процессов у лиц с разными типами темперамента накладывает свою печать на их прогностические возможности [3, 10, 11]. У выраженного холерика время, используемое для анализа событий, короткое, что, естественно, подкрепляет его тактические возможности и снижает стратегические. Поэтому в случае, когда только анализ длительных временных интервалов ведёт к оптимальному решению, холерики малопродуктивны и, чувствуя это, проявляют агрессию и взрывной негативизм («Кому все это надо!»). Зато у флегматиков оптимальное время анализа существенно больше, что способствует стратегическим решениям. Вместе с тем их медлительность, невозмутимое спокойствие и осмотрительность не позволяют им оперативно оценивать как обстановку, так и собственные действия. В случае необходимости принятия решения у них сразу же формируется внутренний протест («Так серьезные дела не делаются!»).

Обсуждая влияние темперамента на особенности защиты и совладания, надо принять во внимание и деформирующее влияние возраста [8]. У подростков и юношей жизненный тонус высок и скорость реакции максимальна. Поэтому, с одной стороны, может сложиться ошибочное впечатление, что среди молодых больше холериков и сангвиников, чем среди пожилых людей. С другой стороны, при всех формах темперамента в зрелом возрасте скорость обменных процессов замедляется и, соответственно, скорость реагирования сдвигается от холеристических к флегматическим показателям.

Возраст по-разному влияет на лиц разного темперамента [9]. Сангвиники плохо ощущают скоротечность времени, но в среднем возрасте могут обнаружить, что в их жизни осталось мало целей, к которым стоило бы стремиться. Осознавая, что им не суждено быть вечно молодыми, начинают думать, как жить дальше. Флегматики все больше стремятся к собственной значимости — титулам и званиям, то есть ко всему, что гарантирует уверенность, прочность, престиж, поэтому в зрелости не чураются интриг, это отличает их от меланхоликов, которые для этого слишком чувствительны, от холериков, негибких и излишне прямых, и от сангвиников, которым это неинтересно. Достижения одинаковой продуктивности в своей деятельности у лиц с разными типами темперамента, обеспечивается разными психическими затратами. У людей чьи свойства темперамента будут адекватны параметрам задачи, затраты будут минимальны [3, 12]. В противном случае неправильно поставленная задача потребует чрезмерного количества сил и приведёт к быстрому утомлению и даже истощению.

Именно с этих позиций в таблицах 3–6 представлены особенности эмоций, общения, самооценки и поведения в критических ситуациях у лиц с разными видами темперамента

В современной психологической науке [1, 3-6, 8, 11, 12] выделяют следующие основные стратегии преодоления стресса (копинг-стратегии) (рис. 1)

В работах современных психологов [4] приведено большое количество стратегий совладания со стрессом. Основные копинг-стратегии совладания со стрессом приведены на рис. 2.

Преодоление стрессовых ситуаций обеспечивается мобилизацией личных ресурсов, которые проявляются в определенных стратегиях и когнитивных действиях. Характер этих стратегий в значительной степени зависит от особенностей личности, жизненного опыта, а также психологических факторов, которые определяют индивидуальное своеобразие процессов преодоления и совладания. При этом, во-первых, высока значимость свойств темперамента личности в выборе тех или иных стратегий совладания и психологических защит. Во-вторых, существует тесная взаимосвязь между теми личностными конструктами, включая темперамент, с помощью которых возникает определенная реакция на стрессовую ситуацию, и тем, какую стратегию поведения при стрессе человек выберет.

  1. Алексанин С. С., Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю. Подготовка отечественных научных журналов и статей для международных баз данных // Медикобиологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2013. – № 3. – С. 87–94.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл: Эксмо, 2005. – 1129 с.
  3. Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. – 655 с.
  5. Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю., Зотова А.В. Анализ диссертационных исследований по специальности 19.00.04 – «медицинская психология» (1980- 2011): монография. – СПб.: Политехника-сервис, 2012. – 168 с.
  6. Маклаков А. Г. Общая психология. – М., СПб: изд. Питер, 2005. – 583 с.
  7. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / Собр. соч. в память В. Небылицина. – М.: Наука, 1976. – 275 с.
  8. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006. – 507 с.
  9. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий. – М.: Наука, 1979. – 352 с.
  10. Русалов В.М., Трофимова И.Н. О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32, № 3. – С. 74–84.
  11. Рыбников В.Ю., Булыгина В.Г. Диагностические возможности теоретического конструкта «самоконтроль» // Российский психиатрический журнал. – 2015. – Т. 31. – С. 63–69.
  12. Хрусталева Н.С. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. – СПб.: изд.-во СПбГУ, 2018. – 748 с.

Источник: Грановская Р.М., Рыбников В.Ю., Змановская Е.В., Ашанина Е.Н., Хрусталева Н.С., Савельева М.В. Взаимосвязь темперамента, психологических защит и совладания со стрессом // Вестник психотерапии. 2018. № 68 (73). С. 83-99.

Темперамент – Культура и психология

В психологии темперамент в широком смысле относится к устойчивым индивидуальным различиям в поведении, которые имеют биологическую основу и относительно не зависят от обучения, системы ценностей и установок. Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн в начале 1950-х годов начали классическое нью-йоркское лонгитюдное исследование детского темперамента (Thomas, Chess & Birch, 1968). Исследование было сосредоточено на том, как качества темперамента влияют на адаптацию на протяжении всей жизни. Поведение для каждой из этих черт находится в континууме. Если ребенок склоняется к верхнему или нижнему пределу шкалы, это может быть причиной для беспокойства. Конкретными видами поведения являются: уровень активности, регулярность режима сна и приема пищи, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность эмоций, настроение, отвлекаемость, настойчивость и продолжительность концентрации внимания, а также сенсорная чувствительность.

Были обнаружены повторения между категориями, и сегодня психологи обычно используют сокращенный список. Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн (Thomas & Chess, 1977) обнаружили, что многих младенцев можно отнести к одной из трех групп:

  • Легкий
  • Трудно
  • Медленный прогрев

Их исследование показало, что легкие младенцы легко адаптируются к новому опыту, в целом проявляют позитивное настроение и эмоции, а также имеют нормальный режим питания и сна. Трудные дети, как правило, очень эмоциональны, раздражительны и суетливы, много плачут. Они также склонны к нерегулярному питанию и сну. Медленно согревающиеся Новорожденные имеют низкий уровень активности и склонны избегать новых ситуаций и людей. Они медленно адаптируются к новому опыту, но принимают его после многократного воздействия.

Не всех детей можно поместить в одну из этих групп. Примерно 65% детей соответствуют одному из шаблонов. Из 65% 40% соответствовали легкой схеме, 10% попали в сложную схему, а 15% медленно разогревались. Каждая категория имеет свои сильные и слабые стороны, и одна не превосходит другую. Важным аспектом исследования Thomas & Chess (1977) относится к взаимодействию детского темперамента с личностью опекуна и стилем воспитания. Они предположили, что «соответствие» между потребностями детского темперамента и родительской заботой будет способствовать здоровому развитию саморегуляции и самоощущения ребенка. Этот важный баланс известен как соответствие .

Темперамент и культура

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что эти широкие паттерны качеств темперамента удивительно стабильны в детстве. Эти черты также встречаются у детей во всех культурах. Томас и Чесс также изучали темперамент и окружающую среду. Одна выборка состояла из семей белого среднего класса с высоким уровнем образования, а другая — из семей рабочего класса Пуэрто-Рико. Они нашли несколько отличий. Родители детей из среднего класса чаще сообщали о проблемах с поведением в возрасте до девяти лет, а у детей были проблемы со сном. Это может быть связано с тем, что дети начинают дошкольное образование в возрасте от трех до четырех лет.

Де Врис (1974) наблюдал за младенцами и матерями масаи (племя в Восточной Африке) в течение нескольких лет во время периода голода. Исследователь обнаружил, что дети масаи, которые были более требовательны, с большей вероятностью выживали в периоды экологического стресса, чем младенцы, которые были более послушными. Исследователь предположил, что младенцы, которые были более агрессивными и требовательными — или, с точки зрения темперамента, более трудными — с большей вероятностью были накормлены и их потребности были удовлетворены, чем послушные младенцы, которых, возможно, было легче игнорировать. Результаты этих кросс-культурных исследований темперамента демонстрируют, что взаимодействие между экологией, темпераментом и культурой может влиять на человека.

Темперамент | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Личность: Я-концепция · Тестирование личности · Теории · Проблема разума и тела


В психологии темперамент относится к тем аспектам личности человека, таким как интроверсия или экстраверсия, которые часто считаются врожденными, а не приобретенными. Было разработано очень много классификационных схем темперамента; однако ни один из них не достиг общего консенсуса в академических кругах. [1]

Исторически понятие темперамента было частью теории четырех соков с соответствующими им четырьмя темпераментами. Эта концепция играла важную роль в досовременной психологии и исследовалась такими философами, как Иммануил Кант и Герман Лотце. Дэвид В. Кейрси также опирался на ранние модели темперамента при разработке сортировщика темперамента Кейрси. Совсем недавно ученые, ищущие доказательства биологической основы личности, дополнительно изучили взаимосвязь между темпераментом и характером (определяемую в данном контексте как изучил аспектов личности). Однако оказалось, что биологические корреляции трудно подтвердить. [1]

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Факторы темперамента
  • 3 Младенцы, дети и взрослые
  • 4 Девять характеристик темперамента Томаса и Чесс
    • 4.1 Деятельность
    • 4.2 Регулярность
    • 4.3 Начальная реакция
    • 4.4 Адаптивность
    • 4,5 Интенсивность
    • 4.6 Настроение
    • 4.7 Отвлекаемость
    • 4.8 Настойчивость и концентрация внимания
    • 4.9 Чувствительность
  • 5 «Легкий», «сложный» и «медленно разогревающийся»
  • 6 Семейная жизнь
    • 6. 1 Влияния
    • 6.2 Понимание для улучшения
  • 7 История
    • 7.1 Четыре темперамента Рудольфа Штайнера
  • 8 См. также
  • 9 Ключевые тексты
    • 9.1 Книги
    • 9.2 Документы
  • 10 Дополнительный материал
    • 10.1 Книги
    • 10.2 Документы
  • 11 Внешние ссылки

Обзор

Темперамент определяется через конкретные поведенческие профили, обычно сосредотачиваясь на тех, которые легко измерить и проверить в раннем детстве. Обычно проверяемые факторы включают раздражительность, активность, частоту улыбок и приближение или избегание незнакомых событий. [1] Как правило, существует низкая корреляция между описаниями учителями и поведенческими наблюдениями ученых за чертами, используемыми для определения темперамента. [2]

Предполагается, что темперамент связан с биологическими факторами, но оказалось, что их трудно проверить напрямую. [1]

Факторы темперамента

Личностные факторы, которые могут быть связаны с темпераментом, включают:

  • Животная эмоциональность
  • Эмоциональная нестабильность
  • Эмоциональная устойчивость
  • Эмоциональность (личность)
  • Невротизм

Младенцы, дети и взрослые

Александр Томас, Стелла Чесс, Герберт Г. Берч, Маргарет Херциг и Сэм Корн в начале 1950-х годов начали классическое нью-йоркское лонгитюдное исследование детского темперамента (Thomas, Chess & Birch, 1968). Исследование было сосредоточено на том, как качества темперамента влияют на адаптацию на протяжении всей жизни. Чесс, Томас и др. оценивали младенцев по девяти характеристикам темперамента, каждая из которых сама по себе или в связи с другой влияет на то, насколько хорошо ребенок вписывается в школу, с друзьями и дома. Поведение для каждой из этих черт находится в континууме. Если ребенок склоняется к верхнему или нижнему пределу шкалы, это может быть причиной для беспокойства. Конкретными видами поведения являются: уровень активности, регулярность режима сна и приема пищи, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность эмоций, настроение, отвлекаемость, настойчивость и продолжительность концентрации внимания, а также сенсорная чувствительность. Были обнаружены дублирования между категориями, и сегодня психологи обычно используют сокращенный список. [3]

Джером Каган и его коллеги сосредоточили эмпирические исследования на категории темперамента, называемой «реактивность». Четырехмесячных младенцев, которые становились «моторно возбужденными и расстроенными» при предъявлении новых стимулов, называли высокореактивными . Тех, кто оставался «моторно расслабленным и не плакал и не беспокоился по поводу одного и того же набора незнакомых событий», назвали низкореактивными . [1] Эти дети с высокой и низкой реактивностью были повторно протестированы в возрасте 14 и 21 месяца «в различных незнакомых лабораторных условиях». Высокореактивные младенцы преимущественно характеризовались профилем сильного страха перед незнакомыми событиями, который Каган назвал заторможенным. Напротив, низкореактивные дети минимально боялись новых ситуаций и характеризовались раскованным профилем (Каган). Однако при повторном наблюдении в возрасте 4,5 лет лишь небольшая часть детей сохранила свой ожидаемый профиль из-за опосредующих факторов, таких как семейный опыт. Те, кто оставался сильно заторможенным или раскрепощенным после 4,5 лет, подвергались более высокому риску развития тревожности и расстройств поведения соответственно. [1]

Каган также использовал две дополнительные классификации: одну для малоподвижных, но часто плачущих младенцев (депрессивные) и одну для тех, кто проявлял активную активность, но мало плакал (возбужденные). В возрасте 14–17 лет эти группы детей показали разные результаты, в том числе некоторые различия в активности центральной нервной системы. Подростки, которые были классифицированы как высокореактивные, когда они были младенцами, с большей вероятностью были «сдержанными в незнакомых ситуациях, сообщали о мрачном настроении и беспокойстве о будущем [и] были более религиозными». [4]

Соломон Даймонд описал темпераменты, основанные на характеристиках, присущих животному миру: боязливость, агрессивность, аффилиативность и импульсивность. Его работа была продолжена Бассом и Пломином, которые разработали два показателя темперамента: Опись детского темперамента Колорадо, которая включает аспекты схемы Томаса и Чесса, и Опрос детей EAS. [3]

Х. Хилл Голдсмит и Джозеф Кампос использовали эмоциональные характеристики для определения темперамента, первоначально анализируя пять эмоциональных качеств: двигательную активность, гнев, страх, удовольствие/радость и интерес/настойчивость, но позже расширив их, чтобы включить другие эмоции . Они разработали несколько показателей темперамента: Lab-TAB и TBAQ. [3]

Другие системы темперамента включают системы, основанные на теориях темперамента взрослых (например, Батарея оценки темперамента Грея и Мартина для детей).

Девять характеристик темперамента Томаса и Чесса

В исследовании Томаса и Чесса использовались следующие девять черт темперамента у детей по схеме классификации, разработанной доктором Гербертом Берчем: [10]

Активность

Активность относится к физической энергии ребенка. Ребенок постоянно движется или у него есть расслабляющий подход? Ребенку с высокой энергией может быть трудно усидеть на месте в классе, в то время как ребенок с низкой энергией может терпеть очень структурированную среду. Первые могут чаще использовать такие навыки крупной моторики, как бег и прыжки. И наоборот, ребенок с более низким уровнем активности может больше полагаться на навыки мелкой моторики, такие как рисование и сборка пазлов. Эта черта может также относиться к умственной деятельности, такой как глубокое мышление или чтение, — деятельности, которая становится более значимой по мере взросления человека.

Регулярность

Регулярность, также известная как Ритмичность , относится к уровню предсказуемости биологических функций ребенка, таких как пробуждение, утомление, чувство голода и дефекация. Есть ли у ребенка рутинные привычки в еде и сне, или эти события более случайны? Например, ребенок с высокой оценкой регулярности может хотеть есть в 14:00. каждый день, в то время как ребенок с более низкой шкалой регулярности может есть время от времени в течение дня.

Начальная реакция

Начальная реакция также известна как Приближение или Отступление . Это относится к тому, как ребенок реагирует (положительно или отрицательно) на новых людей или окружающую среду. Подходит ли ребенок к людям или вещам в окружающей среде без колебаний, или ребенок уклоняется? Смелый ребенок склонен подходить к делу быстро, как бы не задумываясь, в то время как осторожный ребенок обычно предпочитает некоторое время понаблюдать, прежде чем приступить к новому опыту.

Адаптивность

Адаптивность означает, сколько времени требуется ребенку, чтобы приспособиться к изменениям с течением времени (в отличие от первоначальной реакции). Легко ли ребенок приспосабливается к изменениям в окружающей среде или сопротивляется? Ребенок, который легко приспосабливается, может быстро привыкнуть к новому распорядку, тогда как сопротивляющемуся ребенку может потребоваться много времени, чтобы приспособиться к ситуации.

Интенсивность

Интенсивность относится к уровню энергии положительного или отрицательного ответа. Реагирует ли ребенок на ситуацию интенсивно или реагирует спокойно и тихо? Более активный ребенок может прыгать вверх и вниз, крича от возбуждения, в то время как ребенок с мягкими манерами может улыбаться или не проявлять никаких эмоций.

Настроение

Под настроением понимается общая склонность ребенка к радостному или недовольному поведению. Все дети имеют разнообразные эмоции и реакции, такие как веселые и бурные, счастливые и несчастные. Тем не менее, каждый ребенок биологически склонен иметь в целом положительное или отрицательное мировоззрение. Младенца, который часто улыбается и воркует, можно считать жизнерадостным, тогда как ребенка, который часто плачет или суетится, можно считать буйным.

Отвлекаемость

Отвлекаемость относится к склонности ребенка отвлекаться на другие вещи, происходящие вокруг него. Легко ли ребенок отвлекается на то, что происходит вокруг, или ребенок может сосредоточиться, несмотря на то, что его отвлекают? Легко отвлекающийся ребенок занят внешними событиями и с трудом возвращается к текущей задаче, в то время как редко отвлекающийся ребенок остается сосредоточенным и выполняет поставленную задачу.

Настойчивость и продолжительность концентрации внимания

Настойчивость и продолжительность концентрации внимания относятся к продолжительности времени, в течение которого ребенок занимается заданием, и к его способности продолжать выполнение задания в условиях разочарования, независимо от того, продолжает ли ребенок заниматься делом в течение длительного периода времени или быстро теряет интерес.

Чувствительность

Чувствительность относится к тому, насколько легко ребенка беспокоят изменения в окружающей среде. Это также называется сенсорным порогом или порогом чувствительности . Беспокоят ли ребенка внешние раздражители, такие как шумы, текстуры или свет, или он их игнорирует? Чувствительный ребенок может потерять концентрацию, когда захлопнется дверь, в то время как ребенок, менее чувствительный к внешним шумам, сможет сохранить концентрацию.

«Легко», «трудно» и «медленно разогревается»

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что многих детей можно разделить на одну из трех групп: легкие , трудные и с медленным разогревом (Thomas & Chess 1977). [5] Не всех детей можно поместить в одну из этих групп. Примерно 65% детей соответствуют одному из шаблонов. Из 65% 40% соответствовали легкой схеме, 10% попали в сложную схему, а 15% медленно разогревались. Каждая категория имеет свои сильные и слабые стороны, и одна не превосходит другую.

Thomas, Chess, Birch, Hertzig и Korn показали, что дети Easy легко адаптируются к новым впечатлениям, в целом проявляют позитивное настроение и эмоции, а также имеют нормальный режим питания и сна. Трудные младенцы, как правило, очень эмоциональны, раздражительны и суетливы, много плачут. Они также склонны к нерегулярному питанию и сну. Младенцы медленно согреваются, имеют низкий уровень активности и склонны избегать новых ситуаций и людей. Они медленно адаптируются к новому опыту, но принимают его после многократного воздействия.

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что эти широкие модели качеств темперамента удивительно стабильны в детстве. Эти черты также встречаются у детей во всех культурах.

Томас и Чесс также изучали темперамент и окружающую среду. Одна выборка состояла из семей белого среднего класса с высоким уровнем образования, а другая — из семей рабочего класса Пуэрто-Рико. Они нашли несколько отличий. Среди них были: [5]

  • Родители детей из среднего класса чаще сообщали о проблемах с поведением в возрасте до девяти лет, и у детей были проблемы со сном. Это может быть связано с тем, что дети начинают дошкольное образование в возрасте от трех до четырех лет. Пуэрто-риканские дети в возрасте до пяти лет демонстрировали редкие признаки проблем со сном, однако проблемы со сном стали более распространенными в возрасте шести лет.
  • Родители из среднего класса также придавали большое значение раннему развитию ребенка, полагая, что проблемы в раннем возрасте свидетельствуют о более поздних проблемах в психологическом развитии, в то время как родители Пуэрто-Рико считали, что их дети перерастут любые проблемы.
  • В возрасте девяти лет количество сообщений о новых проблемах у детей из среднего класса снизилось, но у пуэрториканских детей они увеличились, возможно, из-за требований школы.

Семейная жизнь

Влияния

Большинство экспертов согласны с тем, что темперамент имеет генетическую и биологическую основу, хотя факторы окружающей среды и взросление изменяют способы выражения личности ребенка. [11] Различия темперамента или стилей поведения у каждого человека имеют важное значение в семейной жизни. Они влияют на взаимодействие между членами семьи. В то время как некоторые дети могут быстро и легко адаптироваться к семейному распорядку и ладить с братьями и сестрами, другим, более активным или активным, может быть трудно приспособиться. Взаимодействия между этими детьми и их родителями и/или братьями и сестрами входят в число факторов, которые могут привести к стрессу и трениям в семейной жизни.

Родители тоже могут различаться по темпераменту. Взаимодействие родителей и детей также влияет на семейную жизнь. Термин «хорошее соответствие» относится к совпадению или несоответствию между детьми и другими членами семьи. Например, медлительный родитель может быть раздражен очень активным ребенком, или, если и родитель, и ребенок очень активны и интенсивны, это может привести к большому конфликту. Это может быть полезно родителям для выяснения того, как темпераменты влияют на семейные отношения. То, что может показаться поведенческой проблемой, на самом деле может быть несоответствием темперамента родителей и их ребенка. Более внимательно изучив девять черт характера, которые Томас и Чесс выявили в ходе своего исследования, родители могут лучше понять темперамент своего ребенка и свой собственный. Родители также могут заметить, что ситуационные факторы делают темперамент ребенка проблемным; например, ребенок с низкой ритмичностью может вызвать трудности у семьи с сильно расписанным бытом, а ребенок с высоким уровнем активности может быть трудно справиться, если семья живет в тесной квартире наверху от чувствительных соседей.

Родители могут поощрять новое поведение своих детей, и при достаточной поддержке медленно согревающийся ребенок может стать менее застенчивым, а с трудным ребенком станет легче обращаться. Совсем недавно младенцев и детей с проблемами темперамента называли «горячими», чтобы избежать негативных коннотаций « трудный » и « медленный, чтобы согреться ». Написано множество книг, в которых родителям советуют, как воспитывать энергичных детей.

Понимание для улучшения

Понимание темперамента ребенка может помочь переосмыслить то, как родители интерпретируют поведение детей и как родители думают о причинах поведения. Благодаря тому, что родители, имеющие доступ к этим знаниям, теперь помогают им направлять своего ребенка таким образом, чтобы уважать индивидуальные различия ребенка. Понимание детского темперамента и своего собственного помогает взрослым работать с ними, а не пытаться их изменить. Это возможность предвидеть и понять реакцию ребенка. Также важно знать, что темперамент не оправдывает неприемлемое поведение ребенка, но указывает, как родители могут на него реагировать. Внесение небольших и разумных приспособлений к рутине может уменьшить напряжение. Например, ребенку, который ходит медленно по утрам, может потребоваться дополнительные полчаса, чтобы собраться. Знание того, кто или что может повлиять на поведение ребенка, может помочь смягчить потенциальные проблемы. Хотя дети приобретают свой темперамент врожденным поведением, большая часть того, что помогает определить способность ребенка развиваться и действовать определенным образом, определяется родителями. Когда родитель тратит время на выявление и, что более важно, позитивную реакцию на темпераменты, с которыми они сталкиваются, это поможет им направить своего ребенка в попытках понять мир.

Очень важно распознать темперамент ребенка и помочь ему понять, как он влияет на его/ее жизнь и других людей. Не менее важно для родителей распознавать собственный темперамент. Признание темперамента каждого человека поможет предотвратить и решить проблемы, которые могут возникнуть из-за различий между членами семьи.

Темперамент сохраняется во взрослом возрасте, и более поздние исследования Чесса и Томаса показали, что эти характеристики продолжают влиять на поведение и приспособление на протяжении всей жизни.

В дополнение к первоначальным клиническим исследованиям академические психологи проявили интерес к этой области, а такие исследователи, как Бейтс, Басс и Пломин, Каган и Ротбарт, провели большое количество исследований в области личности, нейронауки и поведенческой генетики. .

История

См. также: Четыре сока

Во втором веке нашей эры врач Гален описал четыре темперамента — меланхолический, флегматический, сангвинический и холерический — основанные на четырех соках или телесных жидкостях. Они стали известны как четыре классических темперамента.

Четыре темперамента Рудольфа Штайнера

Рудольф Штайнер подчеркивал важность четырех классических темпераментов в начальном образовании, когда он считал влияние темперамента на личность наиболее сильным. [12] [13] Он предположил, что значение темперамента уменьшается по мере того, как личность становится более развитой после полового созревания; что темперамент человека может меняться, особенно в предпубертатный период; и этот темперамент не является исключительным: люди могут сочетать аспекты нескольких или даже, в редких случаях, всех их. Он также предположил, что люди способны трансформировать свой темперамент.

Для каждого темперамента Штайнер описал все более и более зрелые формы: интроспективный и чувствительный меланхолик может быть угрюмым и погруженным в себя, но может также стать сочувствующим помощником или глубоким мыслителем. Темпераменты Штайнера часто используются в качестве основы для описания и понимания детей в начальной школе в вальдорфских школах.

См. также

  • Четыре темперамента
  • Пять темпераментов
  • Сортировщик темперамента Кейрси
  • Индикатор типа Майерс-Бриггс == Ссылки и библиография ==

Ключевые тексты

Книги

  • Каган, Дж. и Снидман Н., (2004) Длинная тень темперамента, Belknap Press.

ISBN 0674015517

  • Keirsey, D Пожалуйста, поймите меня II

Документы

Дополнительные материалы

Книги

  • Anschütz, Marieke, Дети и их темперамент . ISBN 0-86315-175-2.
  • Кэри, Уильям Б., 9 лет0058 Понимание темперамента вашего ребенка . ISBN 1-4134-7028-9.
  • Даймонд, С. (1957). Личность и темперамент Нью-Йорк: Harper
  • Каган Дж. Пророчество Галена: темперамент в человеческой природе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: основные книги; 1994.
  • Каган Дж., Снидман, Северная Каролина. Длинная тень темперамента . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 2004.
  • Конштамм Г.А., Бейтс Дж.Е., Ротбарт М.К., ред. Темперамент в детстве Оксфорд, Соединенное Королевство: John Wiley and Sons; 1989: 59-73.
  • Невилл, Хелен Ф. и Дайан Кларк Джонсон, «Инструменты управления темпераментом: работа с врожденными чертами вашего ребенка». ISBN 1-884734-34-0.
  • Шик, Линдалл, «Понимание темперамента: стратегии создания семейной гармонии». ISBN 1884734-32-4.
  • Сейфер Р.А., Самерофф А.Дж., Барретт Л.С., Крафчук Э. «Темперамент младенца, измеренный с помощью множественных наблюдений и отчета матери». Развитие ребенка 1994;65(5):1478-1490.
  • Томас, Чесс и Берч (1968). Нарушения темперамента и поведения у детей. New York, New York University Press

Papers

Внешние ссылки

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 JERMEME DELSERMED.0059 2005 Ошибка цитирования: недопустимый тег ; имя «Каган» определено несколько раз с разным содержанием
  2. ↑ Бишип Г. С., Спенс С.Х., Макдональд К. Могут ли родители и учителя предоставить надежный и достоверный отчет о подавленном поведении? Развитие ребенка 2003; 74 (6): 1899–1917.
  3. 3.0 3.1 3.2 Марсель Зентнер и Джон Э. Бейтс, «Детский темперамент: комплексный обзор концепций, исследовательских программ и мер». Европейский журнал науки о развитии [EJDS]. 2008, Том. 2, № 1/2, 7–37
  4. ↑ Каган, Дж., Снидман, Н., Кан, В., и Таусли, С. (2007). Сохранение двух детских темпераментов в подростковом возрасте. Монографии Общества исследований детского развития, Серийный № 287, 72 (2), стр. vii
  5. 5.0 5.1 5.2 PsychPage.com Детский темперамент. URL-адрес, полученный 21 апреля 2009 г.
  6. Фирчоу, Нэнси М.Л.С. Темперамент вашего ребенка: некоторые основы. URL-адрес, полученный 21 апреля 2009 г.
  7. Расширение Университета штата Огайо: понимание темперамента вашего ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *