№ п/п | Содержание | Дозировка | ОМУ |
Подготовительная часть – 15 мин | |||
1 | Вход в спортивный зал. Построение. Приветствие | 1-1,5 мин | «Класс в одну шеренгу становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Здравствуйте!» «Вольно!» «Меня зовут Карина Константиновна!»; Сообщение темы урока; «По порядку рассчитайсь!» |
2 | Строевые упражнения | 15-20 сек | «Нале-во! Раз, два!» «Кру-гом! Раз, два!» |
3 | Движение в обход | 0,5 круга | «В обход налево, шагом марш!» «Левой, левой! Раз, два, три!» |
4 | Ходьба по залу с заданиями на осанку: а) на носках, руки вверх б) на пятках, руки на пояс в) перекат с пятки на носок, руки пред грудью | 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга | «Ладони направлены друг на друга, живот втянут!» «Туловище прямо!» «Туловище прямо, смотреть вперед!» «Спина прямая, локти на уровне плеч!» |
5 | Бег | 2-3 мин | «Бегом – марш!»
|
6 6.1 | Бег с заданиями: с высоким подниманием бедра | диагональ | «Руки вперед-вниз!» «Бедро поднимать до угла 90º!» |
6.2 | захлестывание голени | диагональ | «Туловище прямо!» «Выполнять как можно чаще!» |
6.3 | прямые ноги | диагональ | «Носки от себя!» «Выполнять как можно чаще!» |
6.4 | приставные шаги а) правым боком б) левым боком | диагональ | «Спина прямая!» «На каждый шаг выпрыгивание вверх!» |
6.5 | скрёстным шагом а) правым боком б) левым боком | диагональ | «Выполнять скручивание тазом!» |
6.6 | ускорение | диагональ | «Бежать быстро!» «Дистанция 4 шага!» |
7 | Восстановление дыхания | 1,5 круга | «Шагом – марш!» «Раз – вдох! Два – выход!» «Дистанция 2 шага!» |
8 8.1 | ОРУ И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс 1-наклон головы вправо 2-влево 3-вперед 4-и. п. | 6-8 раз | «Темп медленный, движения не резкие, спина прямая!» |
8.2 | И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны 1-2-круг предплечьями вовнутрь 3-4-тоже наружу | 6-8 раз | «Локти на уровне плеч!» |
8.3 | И. п. – стойка ноги врозь, руки вперед 1-2-круг вперед руками 3-4-круг назад | 6-8 раз | «Руки прямые!» |
8.4 | И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс 1-наклон вправо, левая рука вверх 2-и. п. 3-наклон влево, правая рука вверх 4-и. п. | 6-8 раз | «Рука прямая, колени не сгибать, смотреть вперед!» |
8.5 | И. п. – широкая стойка, руки на пояс 1-наклон вперед 2-и. п. 3-4-то же | 6-8 раз | «Колени не сгибать, руками касаться пола!» |
8.6 | И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс 1-выпад правой вперед 2-и. п. 3-выпад левой вперед 4- и. п. | 6-8 раз | «Спина прямая, смотреть вперед!» |
8.7 | И. п. – стойка ноги врозь, руки вперед 1-мах правой к левой руке 2-и. п. 3-мах левой к правой руке 4-и. п. | 6-8 раз | «Колени не сгибать, руки прямые, при махе носок на себя!» |
8.8 | И. п. – о. с. 1-прыжком ноги врозь, руки в стороны 2-и. п. 3-4-то же | 6-8 раз | «Руки прямые, смотреть вперед!» |
Основная часть – 20 мин | |||
1 1.1 | Подводящие упражнения. Все упражнения выполняются на месте: И. п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, пальцы рук собраны в кулак. Выполнять естественные движения руками, как в беге. | 4×10 сек. | «Руки зафиксированы в локтевых суставах и выполняют движения только в плечевых суставах!» «Выполнять в медленном, затем в среднем и быстром темпе!» |
1.2 | И. п. – правая впереди, левая сзади, руки согнуты в локтях, пальцы рук собраны в кулак. Выполнять бег на месте с подниманием бедра до 90º. | 4х10 сек. | «Руки зафиксированы в локтевых суставах и выполняют движения только в плечевых суставах!» «Выполнять в медленном, затем в среднем и быстром темпе!» |
1.3 | И. п. – правая впереди, левая сзади, руки согнуты в локтях, пальцы рук собраны в кулак. Выполнять бег «по лестнице» вперед, назад. | 4х10 сек. | «Руки зафиксированы в локтевых суставах и выполняют движения только в плечевых суставах!» «Выполнять в медленном, затем в среднем и быстром темпе!» |
1.4 | И. п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, пальцы рук собраны в кулак. Выполнять поднимание правого бедра до 90º. То же левой. | 4х10 сек. | «Руки зафиксированы в локтевых суставах и выполняют движения только в плечевых суставах!» «Выполнять в медленном, затем в среднем и быстром темпе!» |
2 | Построение в шеренгу, расчет на 1-3 | 1-1,5 сек | «На свои места шагом марш!» «На 1-3 рассчитайсь!» |
3 3.1 | Эстафеты: «Самый быстрый» Инвентарь: 6 кубиков Подготовка: дети в колоне по одному на лицевой линии волейбольной площадки. На расстоянии 10 м. лежит кубик, через следующие 10 м. – второй кубик. Проведение: по команде направляющий бежит до 1-го кубика, берет его и бежит до 2-го кубика. Меняет кубики, бежит до того места, где лежал 1-ый кубик и кладет туда 2-ой. Затем возвращается обратно и встает в конце колоны. Указания: за эстафету выигравшая команда получает 1 балл, занявшая 2 место 2 балла, 3 место – 3 балла. | 2-3 мин | «Кубики не бросать, а класть на линии!» «За фальстарт добавляется 1 балл!» |
3.2 | «Поменяй кубик» Инвентарь: 6 кубиков, 6 обручей, 3 конуса Подготовка: дети в колоне по одному на лицевой линии волейбольной площадки. На расстоянии 10 м. лежит обруч в нем кубик, через следующие 10 м. – второй обруч с кубиком внутри. Через 5 м. установлен конус. Проведение: по команде направляющий бежит до 1-го кубика, берет его и бежит до 2-го кубика. Меняет кубики, бежит до того места, где лежал 1-ый кубик и кладет туда 2-ой. Затем, обегая конус, возвращается обратно и встает в конец колоны. Указания: за эстафету выигравшая команда получает 1 балл, занявшая 2 место 2 балла, 3 место – 3 балла. | 2-3 мин | «Кубики не бросать, класть в обруч!» «За фальстарт добавляется 1 балл!» |
4 | Подвижная игра – «Тишина» Участники идут в колонне по одному. После того как учитель проговорит четверостишье, участники останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конец колонны. | 2-3 мин. | Четверостишье: «Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте малыши». |
5 | Восстановление дыхания | 1 круг | «Раз – вдох! Два – выход!» «Дистанция 2 шага!» |
Заключительная часть – 5 мин | |||
1 | Игра на внимание: «Ладошки» Задача детей развернуть ладони вверх. Учитель ходит вдоль шеренги и хлопает по ладоням детей. Дети должны убирать руки, чтобы учитель их не осалил. Если учитель осалил только одну руку, то она прячется назад и в игре остается другая рука. | 2 мин | «Выигрывает тот, у кого остались в игре две руки!» |
2 | Подведение итогов | 2-3 мин | «Что понравилось, что не понравилось?» «Какие физические качества развивали на этом уроке?» и т. д. |
3 | Организованный выход из спортивного зала | 15 сек | «Нале-во! Раз, два!» «В обход налево шагом – марш!» |
Современный урок физической культуры. Каким он должен быть?
Современный урок физической культуры.
Каким он должен быть?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Учитель физической культуры
МОУ СОШ №9 г. Пушкино
Ходкова Ирина Владимировна
2019 год
«Современный урок физической культуры.
Каким он должен быть?»
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
ДОЛЖНА БЫТЬ ОЗАРЕНА МЫСЛЬЮ.
П. Д. ЛЕСГАФТ
Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.
Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами.
Школьная программа физического воспитания пытается уравновесить две составные части физической культуры, а именно урок и внеклассные формы. Хотя, конечно, неизменной остается первенствующая роль урока, который остается главной формой обучения детей. Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это здоровье ребенка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга.
Требования к современному учителю высокие. Учителя нового поколения, учителя-новаторы стремимся идти в ногу со временем, быть на уровне современных задач, понимаем, что невозможно преподавать физкультуру старыми, дедовскими методами на отжившем свой век оборудовании. Учитель физкультуры должен быть хорошим организатором. Ему нужна широкая разносторонняя подготовка. В нашей школе учитель физкультуры имеет специализированное образование. Каждые 5 лет проходим курсы повышения квалификации. Принимаем активное участие во всех школьных спортивных соревнованиях совместно с детьми. Личным примером пытаемся показать учащимся о необходимости занятий спортом.
Много, очень много проблем у современного учителя физкультуры. От него, помимо больших знаний и умений, широкого кругозора и энтузиазма, требуется и истинное чувство любви к детям. Настоящий педагог каждое утро идет к детям как на праздник, с запасом свежих сил, новых идей и нерастраченных чувств. Я работаю на уроке с полной отдачей сил. Урок – главное! Посещаемость детьми уроков физической культуры в начальном звене 1- 4 классы – 100%. Имеются дети, освобожденные от занятий по справке от врача. 1 % детей не имеют спортивной формы, не имеют сменной обуви.
Школьные спортивные секции — это волейбол, баскетбол посещают ученики среднего и старшего звена. Спортивный зал и площадка ежедневно заняты. В спортивных секциях занято более 70 % учащихся нашей школы. Выпускник школы должен научиться играть во все спортивные игры, чтобы принести это умение в свой дом, на производство, в семью. Дети должны пробегать на выносливость 1000 метров за 6 минут, отжиматься от пола 12 – 16 раз. В наших силах управлять физическим развитием ребенка, его здоровьем. На уроках по легкой и кроссовой подготовке 1-2 классы, я стараюсь научить детей измерять пульс и показатели сравнивать с предыдущим уроком. Каждый ученик сам самостоятельно должен вести учет своих показателей.
Проблемой, выросшей в наши дни до глобальных размеров, является недостаточная двигательная активность детей. Отсюда берут начало многие болезни, отсюда идут многие беды школьной физкультуры. Далеко не все нынешние школьники достаточно физически развиты, не все готовы вступать в единоборство со своими сверстниками. На протяжении ряда лет в НИИ физиологии детей и подростков изучили режим дня учащихся различных городов и сел страны. Результаты этих исследований говорят о сокращении из года в год времени пребывания детей на свежем воздухе, об уменьшении их игровой и в целом двигательной активности. Ребенок дошкольного возраста двигается почти непрерывно. С поступлением же в школу эта активность сокращается почти вдвое. Уроки, домашние задания, телевизор, компьютер забирают все дневное время. Дети испытывают настоящий двигательный голод! Исследования показывают, что младший возраст – самый благоприятный для формирования основных двигательных умений, развития двигательных функций, для воспитания интереса к физической культуре. В нашей школе уроки физической культуры в начальных классах ведут специалисты.
Не менее важная проблема – повышение эффективности физического воспитания, улучшение качества знаний. Для этого и учителю, и родителям необходимо знание возрастных закономерностей развития моторики детей и подростков, чтобы не упустить самое благоприятное время, использовать его для поднятия общего уровня развития. Самые существенные изменения двигательного аппарата ребенка происходят в возрасте 8 – 12 лет. Главные задачи в школе надо успеть, как можно полнее решить именно за 5 – 7 лет обучения детей, иначе будет упущено самое продуктивное время для развития двигательных возможностей школьников. Дети этого возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям динамического характера.
Младших школьников я постепенно приучаю к сохранению статистических поз. Особое значение статистические упражнения имеют для выработки и сохранения правильной осанки. Что касается другого двигательного качества – выносливости, дети этого возраста мало приспособлены к динамической работе. А вот к 14 годам выносливость школьников составляет 50 – 70 %, а к 16 годам – около 80 % выносливости взрослого человека. Вместе с тем выносливость зависит от состояния здоровья, степени тренированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а также от наступления активных фаз полового созревания, когда выносливость может даже снижаться.
Младший школьный возраст – это важнейший период, когда с помощью физкультуры можно значительно поднять не только общефизическую подготовку, но и уровень силы, выносливости. Но в этот же период идет биологическая перестройка детского организма. Необходима строгая постепенность в планировании физических нагрузок подростков. За счет интенсивного развития быстроты движений подростки очень хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам и могут показывать отличные результаты в беге. Эффективность физического воспитания детей значительно повысится, если его акцент будет приходиться на более благоприятные периоды естественного ускоренного развития двигательной системы ребенка.
Физические нагрузки школьников любого возраста должны быть только оптимального уровня, без максимальных напряжений. Максимальная физическая нагрузка не дает эффекта.
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Физическое воспитание – многогранный процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразия взаимообусловленных форм организации занятиями физическими упражнениями. Особое значение в этой системе занимает урок физической культуры как основная и обязательная для всех школьников форма организации физического воспитания. На уроках физической культуры в той или иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно-воспитательного процесса, вырастить молодое поколение, готовое к высоко производительному труду, защите Родины и участию в общественно – политической жизни страны. Важной стороной педагогического процесса на уроках физической культуры является обучение школьников двигательным действиям. Формирование двигательных умений осуществляется в единстве с развитием основных двигательных качеств. Физиологический механизм основных движений формируется в процессе обучения и воспитания человека. Образовательными задачами определяются те знания, умения и навыки, которые должны быть приобретены. Задачи выработки двигательных качеств показывают, развитию каких систем организма надо содействовать в процессе физического воспитания. Каждый школьник уже обладает определенными двигательными качествами – силой, быстротой, выносливостью, гибкостью – и имеет тот или иной двигательный опыт. Его можно научить только тем двигательным действиям, которые он сам сможет выполнить с учетом степени развития функциональных систем его организма и имеющегося запаса приобретенных движений. Как правило, существует прямая связь между уровнем владения техникой движений и степенью развития необходимых для этого двигательных качеств. Случаи несовпадения бывают не часто, они, скорее всего, обусловлены недостаточной координацией движений, умением управлять своими движениями. В процессе обучения и тренировки эти несовпадения исчезают тем быстрее, чем правильнее педагог определит недостаточно развитые качества и точнее выберет средства педагогического воздействия.
Внесение необходимых уточнений в задачи на год в связи с особенностями физического развития учащихся (длина и вес тела, окружность грудной клетки, телосложение, состояние костно-мышечной системы) и их физической подготовленности – это непосредственная и прямая обязанность учителя физической культуры. На уроках физической культуры решаются преимущественно образовательные задачи: подбор упражнений и методических приемов подчиняются оздоровительным задачам. Развитие двигательных качеств происходит в процессе обучения движениям и двигательным действиям, но в полной мере оно может быть осуществлено только при дополнительных занятиях во внеурочное время.
Задачи уроков физической культуры применительно к младшим школьникам можно сформулировать следующим образом:
1. совершенствовать навыки основных видов движений и двигательных действий, приобретенных на уроках в предыдущих классах;
2. повышать уровень физической работоспособности;
3. содействовать поддержанию высокого уровня умственной работоспособности;
4. развивать силовую, статистическую и скоростную выносливость;
5. сообщить определенный круг знаний по основам спортивной тренировки, методике самостоятельных занятий физическими упражнениями и по биомеханической структуре движений;
6. формировать умения самостоятельно подбирать и выполнять физические упражнения с целью личного совершенствования.
КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТСЯ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ:
1. «Спортивность». Тут и физическое развитие, и физическая подготовленность, и спортивное мастерство, мужество, стойкость;
2. Смелость, решительность;
3. настойчивость, упорство в достижении цели;
4. чувство собственного достоинства, да и просто самоуважение;
5. Чувство красоты, эстетическое чувство;
6. Чувство гармонии – согласованность, соразмерность мыслей и поступков.
Статья по физкультуре на тему: «Современный урок физической культуры. Каким он должен быть?»
«Современный урок физической культуры.
Каким он должен быть?»
Двигательная активность детей
должна быть озарена мыслью.
П. Д. Лесгафт
Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.
Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Наши питомцы должны овладеть физической культурой. Вот это особенно важно.
Я считаю, что нельзя по отдельным, возможно нерадивым ученикам судить о постановке физического воспитания в нашей школе. Если команда школы занимает призовые места – хвалят всю школу, считают ее передовой. Заняли место с конца – значит, учитель бездельник. Ведь за успешное выполнение учебной программы грамот и медалей не вручают. От работы по учебной программе быстрых результатов не получить, результаты соревнований сразу видны каждому. Школьная программа физического воспитания пытается уравновесить две составные части физической культуры, а именно урок и внеклассные формы.
Хотя, конечно, неизменной остается первенствующая роль урока, который остается главной формой обучения детей.
Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это здоровье ребенка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга.
Требования к современному учителю высокие.
Мы учителя нового поколения, учителя-новаторы стремимся идти в ногу с жизнью, быть на уровне современных задач, понимаем, что невозможно преподавать физкультуру старыми, дедовскими методами на отжившем свой век оборудовании.
Учитель физкультуры должен быть хорошим организатором. Ему нужна широкая разносторонняя подготовка.
Много, очень много проблем у современного учителя физкультуры. От него, помимо больших знаний и умений, широкого кругозора и энтузиазма, требуется и истинное чувство любви к детям. Настоящий педагог каждое утро идет к детям как на праздник, с запасом свежих сил, новых идей и нерастраченных чувств.
Проблемой выросшей в наши дни до глобальных размеров, является недостаточная двигательная активность детей.
Отсюда берут начало многие болезни, отсюда идут многие беды школьной физкультуры. Далеко не все нынешние школьники достаточно физически развиты, не все готовы вступать в единоборство со своими сверстниками.
На протяжении ряда лет в НИИ физиологии детей и подростков изучили режим дня учащихся различных городов и сел страны. Результаты этих исследований говорят о сокращении из года в год времени пребывания детей на свежем воздухе, об уменьшении их игровой и в целом двигательной активности.
Ребенок дошкольного возраста двигается почти непрерывно. С поступлением же в школу эта активность сокращается почти вдвое. Уроки, домашние задания, телевизор, компьютер забирают все дневное время.
В школе нет спортивных секций для детей младшего возраста. Дети испытывают настоящий двигательный голод!
Исследования показывают, что младший возраст – самый благоприятный для формирования основных двигательных умений, развития двигательных функций, для воспитания интереса к физической культуре.
Не менее важная проблема – повышение эффективности физического воспитания, улучшение качества знаний. Для этого и учителю, и родителям необходимо знание возрастных закономерностей развития моторики детей и подростков, чтобы не упустить самое благоприятное время, использовать его для поднятия общего уровня развития ребенка, да и для роста его спортивных результатов.
Самые существенные изменения двигательного аппарата ребенка происходят в возрасте 8 – 12 лет.
Главные задачи в школе надо успеть, как можно полнее решить именно за 5 – 7 лет обучения детей, иначе будет упущено самое продуктивное время для развития двигательных возможностей школьников.
Дети этого возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям динамического характера.
Подростковый возраст – это важнейший период, когда с помощью физкультуры можно значительно поднять не только общефизическую подготовку, но и уровень силы, выносливости. Но в этот же период идет биологическая перестройка детского организма. Необходима строгая постепенность в планировании физических нагрузок подростков. За счет интенсивного развития быстроты движений подростки очень хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам и могут показывать отличные результаты в беге.
Эффективность физического воспитания детей значительно повысится, если его акцент будет приходиться на более благоприятные периоды естественного ускоренного развития двигательной системы ребенка. Физические нагрузки школьников любого возраста должны быть только оптимального уровня, без максимальных напряжений. Максимальная физическая нагрузка не дает эффекта.
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Физическое воспитание – многогранный процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразия взаимообусловленных форм организации занятиями физическими упражнениями.
Особое значение в этой системе занимает урок физической культуры как основная и обязательная для всех школьников форма организации физического воспитания.
На уроках физической культуры в той или иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно-воспитательного процесса, вырастить молодое поколение, готовое к высокопроизводительному труду, защите Родины и участию в общественно – политической жизни страны.
Важной стороной педагогического процесса на уроках физической культуры является обучение школьников двигательным действиям.
Формирование двигательных умений осуществляется в единстве с развитием основных двигательных качеств.
Физиологический механизм основных движений формируется в процессе обучения и воспитания человека.
Образовательными задачами определяются те знания, умения и навыки, которые должны быть приобретены.
Задачи выработки двигательных качеств показывают, развитию каких систем организма надо содействовать в процессе физического воспитания. Каждый школьник уже обладает определенными двигательными качествами – силой, быстротой, выносливостью, гибкостью – и имеет тот или иной двигательный опыт. Его можно научить только тем двигательным действиям, которые он сам сможет выполнить с учетом степени развития функциональных систем его организма и имеющегося запаса приобретенных движений.
Как правило, существует прямая связь между уровнем владения техникой движений и степенью развития необходимых для этого двигательных качеств. Случаи несовпадения бывают не часто, они, скорее всего, обусловлены недостаточной координацией движений, умением управлять своими движениями. В процессе обучения и тренировки эти несовпадения исчезают тем быстрее, чем правильнее педагог определит недостаточно развитые качества и точнее выберет средства педагогического воздействия.
Материал на тему: Доклад : Урок физической культуры как основная форма укрепления здоровья школьника.
Поспелова И. О.
Доклад на тему:
«Урок физической культуры как основная форма укрепления здоровья
школьника»
Урок физической культуры — основная форма обучения жизненно-важным видам движения, которые имеют, практически, главное значение в укреплении здоровья школьника.
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- развитие физических качеств; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, осанка, чес после выполнения физических нагрузок и т.д.)
Основой программы по физической культуре остаётся урок, который служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у учащихся необходимых знаний, умений, навыков и качеств.
Поскольку уроки физической культуры должны разносторонне воздействовать на организм учащихся, их надо строить комплексно, строго придерживаясь определённых правил:
- учитывать состав учащихся, их пол, физическое развитие и физическую подготовленность;
- правильно сочетаться в расписании уроков с другими уроками в течение учебного дня.
Каждый урок должен соответствовать требованиям моторной плотности. Большинство программных упражнений следует разучивать одновременно со всем классом, а такие упражнения, как прыжки в длину, метание, лазание выполняются поточно, т.е. один за другим в составе нескольких групп.
Нагрузка на уроке должна увеличиваться постепенно. Во вводной части урока учитель организует класс и подготавливает организм учащихся к выполнению учебных и воспитательных задач, реализуемых в основной части. В конце урока уделяется 5 мин. для постепенного перехода в более спокойное состояние (подвижные игры малой подвижности, «класс, смирно!», «Совушка» и т.д., упр. на восстановление дыхания, на релаксацию.
При обучении прыжкам учитель должен помнить, что у младших школьников ещё не завершён процесс окостенения. Во избежания всевозможных травм следует неукоснительно требовать, чтобы учащиеся занимались только в спортивной обуви.
При проведении физических упражнений важно следить за координацией движений верхних и нижних конечностей, поскольку несогласованность действий отражается на качестве дыхания. Следует максимально дифференцировать упражнения по возрасту. Надо оберегать организм занимающегося от частых перенапряжений, длительных мышечных усилий, вызывающих чрезмерное натуживание, чрезмерное эмоциональное напряжение.
Особого внимания требует правильное регулирование нагрузки. Намечать и регулировать ее в каждом отдельном упражнении необходимо с учетом состояния здоровья учащихся, их подготовленности, владения теми или иными навыками. На уроке нагрузка увеличивается волнообразно, то есть имеет место ее повышение или снижение.
Педагог должен внимательно следить за тем, как отдельные учащиеся переносят ту или иную нагрузку. О величине нагрузки можно судить по внешним признакам утомления. Если у ребенка отмечается нарушение координации, усталость, боль в мышцах, то это свидетельствует о средней тяжести утомления. При резком утомлении отличается сильное покраснение или, наоборот, побледнение кожи, общая резкая потливость, резкое учащение пульса, резкое учащенное, поверхностное, аритмичное дыхание, отказ от выполнения упражнений, резкое нарушение координации движений, дрожание конечностей, жалобы на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту.
Нагрузка на уроке определяется интенсивностью выполнения упражнения и объемом.
Физические упражнения на уроке должны оказывать разностороннее влияние на организм: содействовать развитию опорно-двигательного аппарата, формировать хорошую осанку, повышать функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствовать регуляцию центральной нервной системы, стимулировать обмен веществ.
Деятельность учащихся на уроках физической культуры оказывать стимулирующее влияние на развитие организма в целом.
Ввод-ная часть Основ-ная часть | 1.Мотивирующее начало. А)Учитель представляется учащимся класса. -Здравствуйте, ребята! Сегодня проводить урок физической культуры у вас буду я. Зовут меня Анатолий Владимирович. Сегодня мою работу будут оценивать члены высокопрофессионального жюри, а вы будете сегодня моими помощниками. Б)Учитель читает стихотворение: -Прозвенел, друзья, звонок, Начался и наш урок, Мы сегодня будем вместе все играть, Прыгать, заниматься, вывод делать, рассуждать, И чтобы урок наш пошел всем впрок, Активно в работу включайся дружок! А)Построение учащихся в одну шеренгу Б)Проведение разминки (под музыкальное сопровождение осенней мелодии) 1.И.п.(ноги на ширине плеч, руки на поясе) Выполняем наклоны головы: вперед-назад-вправо-влево (3-4 повторения) 2.И.п.(ноги на ширине плеч, кисти рук на плечах) Выполняем вращение плечами на 2 счете, 2 счета-вперед, 2счета-назад (3-4 повторения) 3. И.п.(ноги на ширине плеч, руки на поясе) Выполняем вращение в пояснице круговыми движениями (вправо-влево, 3-4 повторения) 4.И.п.(ноги на ширине плеч, руки на поясе)Выполняем наклоны туловища: вправо-влево-вперед-назад (3-4 повторения) 5. И.п.(ноги на ширине плеч, руки на поясе)Выполняем упражнение «Мельница» (туловище наклонено вперед, выполняем махи руками влево-вправо-влево-вправо) 2.Формирование проблемы урока. -Игра – важное и необходимое средство физического воспитания. Игра оказывает оздоровительное действие на весь ваш организм, совершенствует двигательную активность. -Скажите, может кто-нибудь знает, откуда своё начало берут подвижные игры? (ответы учащихся) -Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени. -Корни всех подвижных игр уходят в древние времена. Многие фольклорные виды (пословицы, прибаутки, загадки, заклички) подтверждают наличие истоков подвижных игр ещё в первобытном обществе. Конечно, разные народы имели свои, присущие только их народу, подвижные игры. Но во многом они были и похожи: игры в кости, игры с мячом. Через игры с песнями люди призывали богов помочь им в сборе урожая, помочь вызвать дождь, солнце, вызвать успех в предстоящих делах и начинаниях. Воспитательной функции игры в те времена мы еще не наблюдаем. Выделяют: сюжетные игры (строго определены правила, есть сюжет), игры-эстафеты, игры с элементами какого-либо соревнования. По двигательным элементам выделяют игры с прыжками, с бегом, с ходьбой, с метанием и т.д. К сложным подвижным играм относятся и такие спортивные игры как: настольный теннис, футбол, баскетбол и т.д. 3.Самостоятельный поиск информации (через игровую деятельность) -Предлагаю вам поиграть в игру «Бой Петухов» (игра с прыжками). Чертится круг диаметром 2-4 м. Два участника игры встают в начерченный круг, стоит каждый на одной ноге, а другую ногу, согнув в колене, захватывают кистью руки за голень. «Петухи» толкают друг друга плечом, подпрыгивая на одной ноге и стараясь заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Победителем становится тот, кому удаётся это сделать. -Давайте с вами подумаем, а какие волевые качества развивает у нас эта игра? (ответы учащихся) Происходит развитие таких волевых качеств, как выносливость, ловкость, развитие внимания, координации движения. 4.Работа в малых группах (в процессе игровой деятельности) -Предлагаю вам разделиться на две команды и поиграть в подвижную игру «Парашютисты» (игра с бегом и прыжками) Играющие делятся на 2 команды. Устанавливаются гимнастические скамейки (это и будут самолеты). У конца скамеек чертится круг( либо обруч), который представляет собой место приземления. По первому свистку учителя парашютисты встают и садятся на гимнастическую скамейку. По второму сигналу учителя парашютисты начинают по одному «выпрыгивать из самолетов», приземлиться должны постараться точно в круг. Приземление считается правильным, когда парашютист попал в обозначенный круг, сохранил устойчивое равновесие, выпрямился в основную стойку и вышел из круга (не теряя равновесия). 5.Межгрупповая дискуссия (результат на обозрение) -Каждая команда подумайте и скажите, в каких сферах деятельности может пригодиться знание парашютного дела? (ответы учащихся — военного, пожарный-парашютист, летчики, космонавты) -А попробуйте ответить на более сложный вопрос. Из каких частей состоит парашют? (ответы учащихся) -Современный парашют состоит из: 1.основного парашюта, называемого «Медуза» 2.запасного парашюта, называемого «Крыло» 3.рюкзака с подвесной системой. -Ребята, скажите, а встречаются ли в природе так называемые «животные-парашютисты», «растения-парашютисты»? (ответы детей) 6.Индивидуальная работа с практическим преобразованием учебных знаний. По первому свистку учителя построение учащихся в одну шеренгу. Расчёт на 1-ый, 2-ой. По второму свистку учителя построение учащихся в две шеренги. По третьему свистку учителя построение учащихся в одну шеренгу. | 2 мин 2 мин 1 мин 5мин 6 мин 5-6 мин 5-6 мин 3-4 мин 4-5 мин | Организация и настройка учителем обучающихся на продуктивную работу в течение всего урока Осмысление роли разминки, как важного первичного элемента урока Получение новых знаний, обобщение и систематизация уже имеющихся знаний. Осознание и анализ полученных данных Создание для обучающихся ситуации, в которой бы они смогли самостоятельно предвидеть и анализировать результат деятельности Создание для обучающихся ситуации, в которой бы они смогли самостоятельно предвидеть и анализировать результат деятельности Создание для обучающихся ситуации, которая послужит началом межгрупповой дискуссии Создание ситуации для самоанализа своей двигательной деятельности и анализа | Проявление дисциплинированности, ответственности, внимательности. Проявление внимательности, усидчивости Проявление дисциплинированности, внимательности. Умение контролировать последовательность выполнения общеразвивающих упражнений. Самоанализ и самооценка выполненных упражнений. Формирование представлений об истории развития подвижных игр. Определение роли подвижных игр для физического развития учащихся. Осознание роли подвижных игр для укрепления здоровья людей. Сопоставление и анализ полученных знаний с уже имеющимися Умение анализировать и объективно оценивать результат своей деятельности Проявление дисциплинированности, ответственности, внимательности. Самоанализ и самооценка результата своей и деятельности одноклассников Умение сотрудничать с одноклассниками. Умение попросить о помощи учителя, своего одноклассника. Проявление дисциплинированности, ответственности, внимательности. Умение сотрудничать с одноклассниками. Умение попросить о помощи учителя, своего одноклассника. Проявление ответственности, внимательности. Умение продемонстриро-вать свои знания. Умение правильно вести дискуссию с одноклассниками. Самоанализ и самооценка результата своей и деятельности одноклассников | Личностные — осознавать здоровьесберегающую ценность урока физической культуры, стремиться к физическому самосовершенствованию, способность к самооценке своей деятельности и оценке деятельности одноклассников. Предметные — осознавать значимую роль уроков физической культуры для здоровья человека, иметь представление об истории появления и развития подвижных игр, знать классификацию подвижных игр, знать правила некоторых подвижных игр, правильно их выполнять, знать способы проверки своей двигательной активности, успешно их применять на практике. Метапредметные- максимально воспринимать новую информацию на слух, учиться её правильно анализировать и извлекать всё необходимое, вести самостоятельный поиск информации в учебниках, в СМИ, правильно аргументировать свое мнение, правильно дискутировать с одноклассниками, умение правильно аргументировать свой выбор, соблюдать правила устного общения, способность омуществлять самоконтроль своей деятельности. |
» Современные подходы проведения уроков физической культуры»
Современные подходы проведения уроков физической культуры.
Автор: учитель физической культуры
МБОУ «Гимназия № 9» г. Тольятти
Юрлов Глеб Анатольевич.
Как заинтересовать школьника занятиями физической культуры?
Этот вопрос актуален. За последние годы произошла существенная переоценка роли физкультуры и её места в школе. Неудовлетворенность результатами физической подготовленности учащихся, потребность в её совершенствовании, стимулировали поиски резервов повышения эффективности обучения. Социально-экономические преобразования, происходящие в России, создали условия для развития инновационных процессов в образовании, поэтому не случайно целью уроков физической культуры на современном этапе является формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня физического развития для активного участия во всех сферах образовательного процесса.
В настоящий момент возросла роль уроков физической культуры в школах, лицеях, гимназиях и других учебных заведениях. Опыт работы школ подтверждает целесообразность введения дополнительных уроков физкультуры. Это повышает организованность обучающихся, способствует развитию самодисциплины и работоспособности. Во многих школах в настоящее время вводятся дополнительные уроки физкультуры, особенно в младшей школе. Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику. Она обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. Приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности. Так же в раннем школьном возрасте для учащихся характерна гиперактивность, которая иногда негативно сказывается на усвоении учебного материала. Задача учителя физкультуры направить энергию ребёнка в нужное русло. Занимаясь физическими упражнениями, дети не только получают знания умения и навыки, но и избавляются от стрессов, получают положительные эмоции, мотивируются на дальнейшую деятельность. Именно в этот период у детей двигательная активность является приоритетной, и очень важно эти приоритеты сохранить. С возрастом появляются другие интересы, изменяется сознание, мышление. Но если у ребёнка ещё в детстве появилась потребность в двигательной активности это, несомненно, поможет ему в любой сфере деятельности. Вспомним бессмертные слова А.В. Суворова «В здоровом теле здоровый дух!» Это не банальные, пафосные слова – это сегодняшняя действительность! Посмотрите на успешных людей нашей страны. Все они, начиная с Президента и премьер-министра, пропагандируют занятия спортом и здоровый, активный образ жизни. В этой ситуации развитие потребности учащихся в двигательной активности является задачей государственного масштаба.
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста как нельзя лучше способствуют восприятию двигательных умений и навыков. Занятия физической культурой должны быть направлены на формирование устойчивого интереса к предмету. Новые движения в период, когда происходит активный физиологический рост организма, усваиваются ребёнком как нечто естественное, что нельзя сказать о более позднем периоде, когда физиологическое развитие уже миновало свой пик. Кроме того, у детей младшего возраста еще очень сильно развита непроизвольная мышечная память. Занятия физической культурой начинаются с адаптационного периода, который ориентируется, в первую очередь, на пассивную обработку полученной информации, даёт возможность мозгу и двигательному аппарату настроиться на систематическую работу.
Проходит адаптационный период, и наступает отдача, ребенок начинает с удовольствием воспроизводить движения, взаимодействуя с другими учениками .
Одной из главных задач на начальном этапе обучения любому предмету является установка высокой концентрации внимания в целях повышения мотивации занимающихся. Поэтому особое внимание на уроках я уделяю разминке. Не секрет, что обычный комплекс общеразвивающих упражнений зачастую воспринимается учениками как необходимая, но самая нелюбимая часть урока. Как следствие снижается мотивация учащихся уже в самом начале занятия. Исходя из собственного опыта, я знаю, как важен правильный настрой детей. Для этого я часто ввожу в разминку игровые, соревновательные моменты. Как показывает практика, игровой метод очень позитивно влияет как на школьников, так и на студентов вузов и даже на взрослых людей, которые проходят обучение на семинарах, тренингах и т.д. Правильный настрой вызывает интерес у детей, желание двигаться дальше. Существует большое количество игр, в которых применяются именно общеразвивающие упражнения. Например, игры «воробьи и вороны», «Стоп», очень популярны у учеников младших классов, и студентов. В среднем школьном звене для разминки больше подходят упражнения на внимание, и общеразвивающие упражнения с элементами соревнований. Здесь целесообразно использовать звуковые сигналы или жестикуляцию. Например, я часто применяю лёгкий бег с выполнением разных заданий по сигналу. Ученик не просто бежит, а бежит, сконцентрировав своё внимание, ожидая сигнала. Также очень важно применять систему небольших «бонусов», когда ребенок не просто выполняет задание, а старается сделать его лучше других. И бонусы эти он получает не когда-то в «эфемерном» будущем (в конце урока, триместра), а здесь и сейчас! Бонусы эти небольшие (меньше раз присесть, отжаться), но интерес к заданию возрастает в разы.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшим развитием, и, исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию школьника, направленно на формированию его физической культуры. Известно, что важнейшее условие становления здорового образа жизни — это адекватная индивидуальным способностям физкультурная деятельность, в процессе которой развиваются двигательные способности детей. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. На достижение этих целей направлена моя деятельность по укреплению здоровья учащихся, содействие гармоническому физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам и способностям. Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно учебной программе, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, играм. Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, как включаются в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся дети к усвоению двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилия и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия. Я понял, что движение – потребность детского организма, а недостаток двигательной активности приводит к ряду заболеваний. Моя задача как учителя физкультуры — мотивировать детей заниматься физическими упражнениями не только в школе, на уроках, но и дома, привлекая к этому родителей. Процесс обучения, воспитания и физического развития строится на основе активизации двигательной деятельности школьников. Мы живем в регионе, где самой природой созданы все условия для благоприятной активной двигательной деятельности и важно использовать эту возможность для оздоровления себя самого и своей семьи. На уроках по лыжной подготовке мы обязательно ходим в лес, что благоприятно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии.
К сожалению, статистические данные показывают, что физическое здоровье нашего общества, в частности, детей далеко от идеала. В своей работе я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, которые необходимо решать: дети не могут правильно двигаться, выполнять ОРУ, некоторые дети имеют подготовительную группу и специальную медицинскую группу, не могут подтягиваться из-за слабости мышц и т.д. Учитывая всё это, я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, дифференцирую задания и стараюсь индивидуально подходить к каждому ребенку, как на уроках физической культуры, так и во внеклассной деятельности. Поэтому, развивая себя физически, учащиеся проявляют больший интерес к основной учебной деятельности, а это задача одна из главных. Занимаясь данной проблемой, я все учебные задачи решаю посредством учебных действий и действий по преобразованию проблемной ситуации. Изучение психолого-педагогической теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова «Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности», дало мне возможность повысить знания детей о том, как научиться управлять своими движениями, как развивать умение управлять своими двигательными действиямии формировать положительное отношение к урокам физической культуры. Я понял, что основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик. Трудоёмкость опыта заключается в том, что ученик усваивает нечто в форме учебной деятельности только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения, что я и стараюсь формировать у ребёнка на уроках физической культуры. Это усвоение должно носить творческий характер, так как только в этом случае наиболее полно развивается личность. Учащиеся осознают: чтобы освоить какие-либо движения, необходима общая база для этого, тогда становиться понятным и другое: чем лучше они подготовятся физически, тем легче будет происходить овладение этими действиями. Я считаю, что одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к формированию навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной деятельности. Чтобы у детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом, необходимо их заинтересовать, организовать физкультурно-массовые мероприятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности.
Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания. Какие двигательные способности развивать? Как протекает развитие различных двигательных способностей в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целенаправленных воздействий и других факторов? Каковы основные положения, средства и методы совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти, урока? Вот далеко не полный перечень вопросов, который возник передо мной при изучении данной проблемы. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. Высокий уровень физической подготовленности обучающихся подтверждается не только качеством знаний, но и их активным участием в городских олимпиадах по физической культуре. Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия — это важнейшая составляющая процесса физического воспитания школьников. Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведённые данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определять дозировку физической нагрузки. Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, то есть выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учёта, который позволяет и мне и учащемуся видеть объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные — это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики- это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д. Детям этой группы я подбираю упражнения с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью и в то же время требовали определенного напряжения. Главное для меня, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха, чтобы к занятиям физической культурой появился интерес, а, значит, будут успехи и награды за их труд. Так, серьезную проблему для большинства мальчиков представляет подтягивание из виса. Поэтому в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика я использую подводящие упражнения: отжимание от пола, подтягивание из виса лежа, подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает мне основание мне для выставления ученику высокой оценки. Проводя работу по формированию навыков самоконтроля в процессе двигательной активности, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре, и в зависимости от этого давать домашние задания, привлекать ребёнка к дополнительной внеклассной работе: участию в городских спартакиадах, конкурсах, различных спортивных мероприятиях. Особенно кропотливо веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии, отличающихся двигательной подготовленностью от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих упражнений. Привлекаю их к участию во внутришкольных соревнованиях и индивидуально подхожу к каждому ребёнку и его родителям.
Для того ,чтобы разнообразить занятия и повысить мотивацию обучающихся в старшей школе, я провожу занятия по современным видам физкультуры (слайд-аэробике, степ-аэробике) Это позволяет старшеклассницам ознакомиться с современными направлениями фитнеса. Как результат — после окончания школы они идут заниматься в фитнес- клубы, где чувствуют себя уже непринуждённо и уверенно.
Последние два года работаю над возрождением незаслуженно забытой исконно русской игры «Лапта». Это очень демократичная, эмоциональная подвижная игра, в которой любой ребёнок с разным уровнем физической подготовки может в полной мере проявить себя. В настоящее время я веду переговоры со спорткомитетом нашего города по вопросу включения лапты в спартакиаду школьников.
Помимо городских конкурсов и спартакиад, провожу внутришколные спортивные мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «В поход за подвигом» и другие. Кроме того, для слабых учеников и учащихся подготовительной медицинской группы использую раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Начальная школа является местом активной деятельности ребёнка. Именно начальная школа самый важный период интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь. При оценке успеваемости в первую очередь учитываю особенности физического развития и типы телосложения. Учащимся с большой массой и длиной тела легче даются упражнения в метаниях на дальность. Я вовлекаю их в работу на занятиях легкой атлетикой. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (висы, упоры) и показать высокие результаты на выносливость. В отличие от них дети, имеющие небольшую массу и длину тела, успешнее справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в заданиях циклического характера, требующих проявления выносливости. Низкие показатели этих учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально. Положительно влияют на организм таких учеников подвижные игры средней и высокой интенсивности, бег средней интенсивности и т.д. Школьники подготовительной группы, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, занимаются с учащимися основной группы. При изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, критерия оценивания к таким ученикам снижаю. Среди учащихся подготовительных групп большое количество детей с нарушением осанки и плоскостопием.
В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня учащиеся сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. Вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки. Вот почему администрация нашей гимназии поставила вопрос об увеличении объема движений детей в школе. Для разнообразия физкультминуток я подобрал новые виды упражнений, которые включил в комплекс гимнастикидля глаз и органов дыхания. У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание обращаю на соблюдение правил техники безопасности этими учащимися при прыжках в длину, занятиях на спортивных снарядах и других сложных в физическом плане упражнениях. Поскольку им не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: прыжками в длину, высоту, акробатикой, снарядной гимнастикой и т.д., на уроках, посвященных данным темам, они осваивают адаптированный мною курс лечебной гимнастики, На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Таким детям ограничивается нагрузка, ими выполняются ОРУ для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющие свод стопы). Основным в дифференцированном подходе является учет индивидуальных возможностей, особенностей каждого школьника. Чтобы претворить этот принцип в жизнь, я собираю сведения о состоянии ученика, об усвоении им учебных заданий, беседую с родителями на родительских собраниях и индивидуально. Но более перспективный путь решения этой проблемы – вооружение ребят знаниями, необходимыми для осуществления самоконтроля своих действий, формирование у них умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала. Заметив ошибку, я выясняю причину ее возникновения и оказываю своевременную помощь ученику, пытаюсь это сделать с учетом свойств характера ребенка. Например: есть дети, которые не принимают помощь до тех пор, пока сами не исчерпают своих возможностей. А есть дети, у которых опускаются руки, если их вовремя не поддержать, не подсказать выхода из затруднения; некоторых надо подводить к освоению упражнения так, чтобы они постепенно преодолевали встречающиеся трудности, которые не были бы для них чрезмерными. По этим признакам выделяю в классе соответствующие группы школьников и осуществляю дифференцированный подход к ним, опираясь на зону ближайшего развития каждого ребенка. Знание анатомо-физиологических особенностей детей и подростков дает мне возможность более рационально и дифференцированно подходить к проведению уроков. Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. Но я всегда помню о главном, что глубокие мышцы спины еще слабы, поэтому нельзя давать длительные статические нагрузки. В работе с этой группой детей я большую часть урока уделяю подвижным играм, благодаря которым развиваются как сильные, так и слабые ученики. Мотивации занятиям физической культурой способствует оформленный мною стенд, на котором дети видят себя, как на уроках физической культуры, так и на спортивных соревнованиях. Полученные грамоты за призовые места видят все ребята школы. Учителям начальной школы мною рекомендованы комплексы физкультурных минуток; упражнения и примерные спортивные часы для группы продленного дня. Оздоровление ребенка не разовое мероприятие, а целенаправленная работа всего коллектива школы и планомерные, систематические занятия в семье. Спортивно–оздоровительная деятельность школы построена на основе соревнований. Ежедневные занятия физическими упражнениями в течение всего года приводят к улучшению физического развития ребёнка, увеличивают его силу и выносливость, улучшают осанку, расширяют двигательные возможности и снижают заболеваемость. В 4-х классах увеличиваются индивидуальные различия школьников. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важны для обучающихся, имеющих и низкие, и высокие результаты в области физической культуры. Изучая широкий круг вопросов, связанных с теорией и методикой преподавания физкультуры, содержанием программ и государственного образовательного стандарта, я пришёл к выводу, что наиболее подходящим для реализации компетентностного подхода является комплексная программа физического воспитания обучающихся 1-4 классов под редакцией В.И.Ляха и А.А.Зданевич. Мой опыт основан на теоретических данных преподаваемого предмета, практической направленности обучения, дифференциации и индивидуализации содержания изучаемого предмета. Ведь физическая культура в школе содействует формированию и развитию способностей личности, позволяющих реализовать индивидуальные возможности и применять полученные знания и умения по физической культуре в собственной жизненной практике. Я считаю, что непременным условием рационально построенного двигательного режима младших школьников является качественное разнообразие движений, а система физкультурно-оздоровительной работы должна обеспечивать дифференцированное применение средств и форм физического воспитания. Систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания – залог успешного сбережения и укрепления здоровья школьников. Спортивную деятельность младших школьников нацеливаю на освоение основ физической культуры, на знакомство с различными видами спорта, приобретение опыта в спортивных соревнованиях. Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Наблюдения показывают, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры я стараюсь использовать игровые и соревновательные методы.
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Тема «Дифференцированный подход к формированию двигательных способностей младших школьников с целью повышения уровня физического состояния через игровую и соревновательную деятельность», над которой я работаю, направлена именно на укрепление здоровья и активизацию самого ребёнка, его двигательных способностей и улучшение физического состояния. В начальной школе одной из целей моей работы – создание условий, позволяющих воспитывать потребность в двигательной активности и здоровом образе жизни.
Статья по физкультуре по теме: Структура урока по физической культуре
Структура урока по физической культуре
Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока.
Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.
Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала.
Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяется последовательность его изучения и методические приёмы обучения.
Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.
Учитель должен решать педагогические задачи, требующих значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.
После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятия.
Таким образом, в построении каждого урока различаются три части:
— первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной;
— вторая часть – направленная на выполнение основных задач урока, условно называется основной;
— третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.
Деление урока на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.
Типовая структура урока, которая принята в РФ, служит основой для построения конкретного урока в соответствии с его задачами.
Типовая структура урока
Вводная часть – 5-10 мин.
Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить организм занимающихся к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений.
Содержание: элементы строя, гимнастические перестроения, ходьба в сочетании с дополнительными движениями рук, ног, туловища, бег, прыжки, общеразвивающие и танцевальные упражнения, игры.
Основная часть – 25-30 мин.
Задачи: решение основных задач урока – изучение нового, повторение с целью совершенствования в выполнении пройденного материала, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, смелости.
Содержание: ОРУ без предметов и с предметами, танцевальные упражнения, ходьба, бег, метания, прыжки, лазанье и перелезание, висы, акробатические упражнения, равновесие, игры с большой подвижностью и др.
В основную часть урока может быть включён любой материал из программы данного класса.
Заключительная часть – 3-5 мин.
Задачи: обеспечит постепенный переход от напряжения и возбуждения, вызванных занятиями во второй части урока, к относительно спокойному состоянию; подвести итоги урока, дать задание на дом, организованно перейти к новым действиям (организованный уход из зала).
Содержание: построение, ходьба, ходьба с песней, ритмические и танцевальные упражнения, дыхательные упражнения, спокойные игры, заключительное слово учителя, задание на дом.
Вводная часть урока
Хорошая организация учащихся – необходимое условие полноценного проведения урока.
По звонку на урок дети должны быть построены. После построения дежурный в присутствии учителя подаёт команды «Равняйсь!», «Смирно!». После команды «Смирно!» учитель приветствует детей. Начиная с 3 класса дежурные отдают рапорт учителю. С этого организационного момента должен начинаться каждый урок.
Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчёта, со свободных действий учащихся, с упражнений типа заданий и игр. Это зависит от плана урока и эмоционального состояния детей (например, после контрольной работы или эмоционального урока лучше применить игры или упражнения типа заданий, и наоборот, если дети пришли на урок слишком спокойными, с ними можно сразу изучать новый материал – элементы строя и перестроения).
В начале вводной части учитель знакомит школьников с задачами урока. Учитель включает в урок упражнения, которые необходимы для проведения вводной части в соответствии с задачами и содержанием урока. Упражнения подбираются такие, которые в сумме обеспечивали бы разностороннее влияние на организм. Они должны быть достаточно знакомы детям, чтобы не затрачивать много времени на их разучивание.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) применяются как средства общей подготовки и как подводящие к тем видам, которые будут изучаться в основной части. Подводящие упражнения обычно проводятся в конце вводной части урока.
Игры во вводной части урока применяются, как правило, организующие, с элементами строя, не вызывающие резкого возбуждения.
Частично вводная часть может быть использована для изучения нового материала, состоящего из элементов строя и гимнастических перестроений.
Если уроки проводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает задача хорошо «разогреть» организм. В этом случае увеличивается количество ОРУ, темп выполнения предлагается более быстрый и времени на вводную часть урока затрачивается несколько больше.
Во вводную часть уроков лыжной подготовки , как правило, входят: построение учащихся, организованный переход и передвижение на лыжах к месту занятий, ОРУ, «разогревание» организма детей путём проведения игр или произвольного передвижения на лыжах.
Основная часть урока
Резкой границы между вводной и основной частью урока нет.
Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной.
Само название, хотя и является условным, определяет значение этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока.
В основную часть урока можно включить любой программный материал.
ОРУ применяются здесь как для достижения умеренного физиологического эффекта, так и для подготовки к другим основным видам упражнений.
Упражнения с предметами и для осанки могут быть включены для решения частной задачи – овладения этими видами движений.
Различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражнения в лазанье, равновесии, висах, акробатические упражнения, переползание вводятся в основную часть урока для решения конкретных педагогических задач, а также с целью значительного физиологического воздействия.
На уроках всегда проводятся подвижные (спортивные) игры. Они обычно включаются в основную часть урока. Часто игры становятся средством решения одной из конкретных задач основной части урока, а иногда занимают по времени почти всю основную часть, и изучение их становится единственной конкретной задачей урока.
Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырёх видов физических упражнений.
В основной части уроков лыжной подготовки имеет место передвижение на лыжах, спуски и подъёмы на склонах, игры на лыжах.
Большое значение имеет правильное расположение практического материала внутри основной части.
В начале основной части изучается новый материал и упражнения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения. Упражнения, связанные со значительной нагрузкой на организм, проводятся после упражнений с меньшей нагрузкой. Тем самым осуществляется принцип постепенного нарастания нагрузки.
Совершенствование пройденного материала проводится после изучения нового. Если новый материал не включается в основную часть урока, то совершенствование пройденного начинается с менее знакомых упражнений.
Для совершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части урока практикуется усложнение условий выполнения упражнений.
Упражнения, которые быстро и сильно повышают эмоциональное состояние детей (прежде всего игры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтобы повышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отразилось на выполнении технически трудных и точных движений.
На уроках физической культуры регулярно учитывается степень усвоения учащимися пройденного материала. По большинству видов физических упражнений это делается в основной части урока. При этом вначале осуществляется подготовка к выполнению упражнений, а затем проводится учёт знаний, умений и навыков.
Заключительная часть урока
Правильно проведённая основная часть урока вызывает у детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.
Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока.
Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путём применения простых построений, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр.
В конце урока учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные стороны и недостатки, делает замечания отдельным учащимся и повторяет задание на дом. Заканчивается урок организованным уходом учеников из зала (с площадки).