Уровни способностей в психологии: Уровни развития способностей и индивидуальные различия

Уровни развития способностей и индивидуальные различия

Выделяют следующие уровни способностей:

-репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью):

-творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Различают также теоретические и практические способности. Они различаются тем, что первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Часто они не сочетаются друг с другом.

Стадии развития способностей:

Задатки. Способности. Одаренность. Талант. Гениальность

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней раз­вития способностей:

способность, одаренность, талант, гениальность. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

Одарен­ность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на ма­тематике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности.

Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Следующий уровень развития способностей человека — талант.

Слово «та­лант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «за­рыть свой талант в землю»).

Талант — высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Проявляется и развивается в деятельно­сти, которая отличается принципиальной

новизной, оригинальностью подхода.

Пробуждение таланта, так же как и способностей, вообще, общественно обусловлено (зависит от потребностей эпохи).

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразви­тая, не может быть названа талантом.

Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память — это лишь один из факто­ров, от которых зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениаль­ности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 че­ловек.

Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, до­бившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.

Например, М. В. Ломоно­сов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астро­номии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные каче­ства гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявля­ются ярче.

Условия формирования способностей.

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека).

Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[1] . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

Соотношение биологических и социальных факторов развития способностей

В отечественной психологии в последние десятилетия преобладающими в исследовании проблемы способностей стало психофизиологическое направление. Соответственно исследователями, работающими в русле этого подхода, получены наиболее существенные результаты, касающиеся, прежде всего связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека.

Способности не даются человеку с рождения в готовом виде.

Они не являются врожденными свойствами человека, не передаются по наследству. Большое значение имеют особенности структуры мозга. Эти особенности оказывают влияние на развитие других задатков и в дальнейшем на развитие способностей к любому виду деятельности, в задатках надо усматривать психофизиологические свойства, и прежде всего те, которые проявляются у человека в самом начале овладения какой-либо деятельностью. Большое значение в процессе формирования способностей имеют временные нервные связи, образующиеся в коре мозга. Особенно существенную роль играют быстрота образования и устойчивость условных рефлексов, быстрота процесса образования и устойчивость реакции торможения. Указанные особенности высшей нервной системы, как правило, обусловливают успешность выполнения какой-либо деятельности. Они влияют на быстроту и прочность овладения новыми знаниями, умениями, навыками.

Но само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о появлении и развитии способностей. Необходимо занятие соответствующей деятельностью, только при этом условии возможно развитие задатков в способности.

Рассматривая вопрос о соотношении биологического и социального факторов в развитии и формировании способностей С. Д. Смирнов отмечает, что, говоря о «…задатках как врожденной основе способностей, нужно, прежде всего, иметь в виду особенности нервной системы и организма в целом, определяющие легкость, скорость построения функциональных органов и их свойства». Исходя из такого представления о механизмах формирования человеческих способностей, можно предположить, что генотип, определяющие индивидуальные особенности физиологии человека, должен вносить существенный вклад в детерминацию развития этих способностей.

Психология способностей | Диплом по психологии

Понятие способностей

Способности – это индивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполняемой человеком деятельности (Теплов).

Общая характеристика способностей

  1. Способности – это индивидуальные свойства личности. У разных людей способности различаются.
  2. Способности обусловливают успешность выполнения деятельности. Но успешность выполнения деятельности определяют не только способности, но также мотивация и черты характера, такие как трудолюбие.
  3. Способности определяют легкость и скорость формирования знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения деятельности.
  4. Способности характеризуются такой чертой, как помехоустойчивость, т.е. способности проявляются вопреки неблагоприятным обстоятельствам.
  5. Способности связаны с интересами и мотивами личности.
  6. Большинство способностей проявляются в раннем онтогенезе.

Природа (происхождение) способностей

Способности не определяются однозначно ни наследственностью, ни обучением. Однако нельзя отрицать неравенство людей от рождения по данному критерию. Поэтому способности, в первую очередь, носят биологически обусловленный характер, определяемый связью способностей с задатками.

Задатки – это природные предпосылки возникновения и развития способностей. Это анатомо-функциональные особенности организма человека (строения и функционирования головного мозга, органов чувств и органов движения).

Задатки не определяют развитие способностей. Для развития способностей кроме задатков необходимы определенные условия обучения и воспитания.

Виды способностей

Способности делятся на две большие группы:

  1. Общие способности – способности, от которых зависит успешность выполнения любого вида деятельности. К общим способностям относятся (по Дружинину):
    • Обучаемость – способность к усвоению нового;
    • Интеллект – способность к применению усвоенного;
    • Креативность (способность к творчеству) – способность к преобразованию старых и открытию новых знаний.
  2. Специальные способности – способности, от которых зависит успешность выполнения конкретного вида деятельности. Разновидностей специальных способностей столько же, сколько видов деятельности.

В основе каждого вида способностей лежит мотив: в основе обучаемости – познавательный, в основе интеллекта – адаптации и достижения, в основе креативности – самоактуализации.

Структура интеллекта

В современной психологии нет однозначного ответа на вопрос о структуре интеллекта. Из существующих моделей наиболее общими являются следующие:

  1. Двухфакторная модель Спирмена, включающая общий (генеральный) фактор интеллекта G и специфические (вспомогательные) факторы S – вербальный, числовой и пространственный. Сущность фактора G неизвестна.
  2. Модель Векслера, включающая общий, вербальный и невербальный факторы интеллекта.

Свойства креативности

  1. Преобладание бессознательного начала над сознательным в творческом процессе. Творческий процесс связан с особыми состояниями сознания (сон, алкогольное или наркотическое опьянение и т.п.).
  2. Неконтролируемость творческой деятельности при помощи сознания.
  3. Разноуровневость – замысел и окончательное решение осуществляются на сознательном уровне, гипотезы, идеи и способы – на интуитивном (структурно-уровневая модель творческого процесса Пономарева).

Исследования креативности ведутся в двух направлениях: изучаются интеллектуальные и личностные корреляты творчества, в том числе связь творчества и патологии. Ни на один вопрос однозначного ответа нет.

Уровни способностей

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овла­девать сложившимися образцами деятельности и общения, и творчес­кий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Кроме того, различают следующие уровни способности (другая классификация):

  1. Одаренность – врожденная склонность к успешному выполнению определенной деятельности. Одаренным на­зывают человека, который имеет хорошие задатки к данно­му виду деятельности.
  2. Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто.
  3. Гениальность – высочайший уровень способностей человека. Предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах.

Тесты достижений, способностей и способностей

Многие психологи неточно используют такие названия, как тест достижений, тест способностей и тест способностей, а непсихологи используют их как синонимы. Такая неточность понятна, поскольку на практике тесты с такими названиями часто кажутся очень похожими и используются для сходных целей. Эта запись объясняет теоретическое различие между тестами достижений, способностей и способностей; описывает основное использование этих тестов; и дает краткий обзор типов подшкал, широко используемых в этих тестах, и конструкций, которые они измеряют.

Теоретическое различие между тестами

Тесты достижений предназначены для оценки того, в какой степени человек развил определенный двигательный навык или усвоил определенный объем знаний. Как правило, тест достижений проводится после периода обучения, предназначенного для обучения двигательным или когнитивным навыкам, которые необходимо исследовать. Прототипный тест успеваемости — это периодический экзамен в классе, который проводится для определения того, насколько учащийся усвоил материал. Другие примеры включают письменные тесты и экзамены по вождению, сдаваемые для получения водительских прав, тест Scholastic Assessment Test (SAT) и American College Test (ACT), которые сдают старшеклассники, собирающиеся поступить в колледж, и экзамен Graduate Records Examination (GRE), сдаваемый студентами колледжей, которые хочу поступить в аспирантуру.

Теоретически цель теста достижений носит описательный характер — измерить степень, в которой испытуемый овладел двигательным навыком или областью знаний. На практике, однако, результаты тестов достижений часто интерпретируются как показатель будущих результатов. Например, в то время как тесты достижений, такие как SAT и GRE, оценивают знания испытуемых, накопленные в результате их образовательного опыта, баллы по этим тестам используются для прогнозирования вероятности успеха в более сложных и сложных программах обучения. Эта распространенная практика смешивает функцию оценки производительности (т. е. описательную) тестов достижений с прогнозирующими целями тестов способностей.

Многие тесты достижений и способностей очень похожи внешне, но основной целью тестов способностей является предсказание. Они предназначены для получения информации, которая может быть использована для предсказания некоторых аспектов будущего поведения человека. Тесты на способности оценивают способность испытуемого обучаться как когнитивным, так и моторным навыкам. Часто баллы по широкомасштабному тесту на понимание слов используются для прогнозирования потенциала испытуемого в изучении (и использовании) новых когнитивных навыков. На самом деле, чаще всего тесты на способности используются для прогнозирования будущих результатов в образовательной программе или профессиональной среде. Однако некоторые тесты способностей измеряют двигательные навыки (например, зрительно-моторную координацию или время, необходимое для бега на 40 ярдов). Баллы по тестам способностей, таким как эти, используются для прогнозирования способности испытуемого осваивать (и использовать) желаемые двигательные навыки.

Различие между тестами способностей и способностей очень тонкое, и многие психологи и издатели тестов используют эти термины как синонимы. Однако в целом тесты способностей оценивают наборы когнитивных и моторных навыков, приобретенных в течение длительного периода времени и не относящихся к какой-либо конкретной программе обучения. Например, тесты интеллекта, такие как шкала интеллекта взрослых Wechsler

— третье издание (WAIS-III) и шкалы интеллекта Стэнфорда-Бине, пятое издание (SB5), измеряют вербальное понимание, рабочую память, организацию восприятия и скорость обработки. Эти способности не являются результатом какой-либо конкретной программы обучения. Вместо этого считается, что они являются функцией природной способности человека учиться на жизненном опыте. Тесты способностей являются описательными в том смысле, что они оценивают знания и навыки людей, но они также являются прогностическими, поскольку измеряют качества, которые, как предполагается, влияют на способность человека осваивать новые навыки и решать новые проблемы.

Таким образом, психологи различают тесты достижений, способностей и способностей на теоретическом уровне. Тесты достижений описывают нынешний статус людей, тесты способностей предсказывают их поведение в будущем, а тесты способностей оценивают их врожденный потенциал. На практике, однако, тесты достижений, способностей и способностей часто имеют сходную форму и используются для сходных целей.

Распространенные варианты тестов

Психологи создали такое разнообразие тестов, что даже разработка системы для их классификации является сложной задачей. Большинство тестов измеряют когнитивные способности (например, когнитивные тесты Кендрика для пожилых людей и тест индивидуальных достижений Пибоди), но многие тесты также измеряют двигательные навыки (например, тест на ловкость пальцев О’Коннора и батарея тестов общих способностей USES [GATB]). ). В большинстве тестов требуется использование вербальных способностей и способностей к чтению (например, Батарея многомерных способностей [MAB] и Тест дифференциальных способностей [DAT]), но в некоторых используются невербальные средства измерения способностей (например, Тесты невербального интеллекта, Второй тест). Edition и словарный тест Peabody Picture). Кроме того, тесты различаются количеством измеряемых способностей, их стандартизацией и способом проведения.

Количество способностей

Некоторые тесты измеряют одну способность (например, тест по электротехнике и электронике и система отбора персонала), но многие измеряют несколько способностей (например, Батарея профессиональных способностей вооруженных сил [ASVAB] и Батарея способностей мяча [БАБ]). Оба подхода имеют преимущества.

Батареи различных способностей позволяют получить информацию о широком спектре когнитивных и двигательных навыков и позволяют сравнить относительные сильные и слабые стороны испытуемого. Эти инструменты полезны, когда отдельные лица или организации ищут информацию для принятия решений в отношении профессиональной деятельности и образования. Хотя существуют многочисленные батареи тестов на множественные способности и множественные способности, все они обычно измеряют относительно стандартный набор конструкций.

Более специализированные инструменты, измеряющие одну конструкцию, полезны, когда желательны более сфокусированные предсказания. Получение информации о таких конструкциях, как творческий и художественный потенциал, часто требует использования специализированных инструментов, предназначенных для этой конкретной цели. Кроме того, один инструмент способностей, предназначенный для измерения навыков чтения, математики, пространственного мышления или механики, может измерять эти навыки более точно, чем батарея с несколькими способностями.

Стандартизация

Стандартизированные тесты — это те, которые были проведены группе людей (называемой группой нормы) для получения информации о вероятности каждого возможного результата теста. Сравнение оценки испытуемого с оценками, полученными людьми, составляющими нормальную группу, позволяет психологам интерпретировать оценку. Результаты стандартизированных тестов обычно представляются в виде стандартной оценки, оценки, эквивалентной возрасту, или оценки, эквивалентной классу.

Крайне важно, чтобы группа норм, используемая для интерпретации результатов экзаменуемого, обеспечивала значимую основу для сравнения. Например, было бы неправильно интерпретировать результат теста успеваемости учащегося средней школы, используя нормальную группу, состоящую из учащихся средней школы. Хотя проблема, указанная в этом примере, очевидна, более тонких проблем стали избегать лишь в последнее время. Например, сравнение оценок, полученных женщиной в ходе теста, с оценками, полученными стандартной группой, состоящей исключительно из мужчин, во многих случаях дает сомнительную интерпретацию. Однако эта практика была стандартной не так уж много лет назад.

По этой причине многие тесты имеют более одной группы норм. Например, тест, используемый с детьми начальной школы, может иметь нормальную группу, состоящую из учеников первого класса, вторую нормальную группу, состоящую из учеников второго класса, и так далее до нормативной группы, состоящей из шестиклассников. Кроме того, для каждого класса могут быть предусмотрены отдельные группы норм для девочек и мальчиков. Дополнительные примеры типов нормальных групп, которые могут быть разработаны для теста, включают выпускников колледжей, успешных плотников, афроамериканских юристов и военнослужащих-мужчин.

Точная нормативная интерпретация теста невозможна без соответствующей группы норм, но разработка групп норм требует больших затрат и времени. Это создает две проблемы. Во-первых, многие тесты имеют только одну или несколько групп нормы. Эта практика вынуждает пользователей основывать свою интерпретацию на наиболее релевантной группе норм, а не на непосредственно релевантной группе норм. Иногда релевантная группа норм, соответствующая полу, культурному происхождению или этническому происхождению испытуемого, недоступна, поэтому пользователь вынужден сделать наилучшую интерпретацию, возможную в данных обстоятельствах. Во-вторых, затраты на получение групп норм также означают, что некоторые опубликованные группы норм не актуальны. Каждая группа испытуемых рождается в мире, который во многом отличается от предыдущей группы. Точность и полезность нормативных интерпретаций результатов тестов снижается по мере того, как группа норм становится все более и более устаревшей.

В то время как почти все тесты на способности и способности стандартизированы, типичный тест успеваемости в классе нестандартизирован. Как правило, баллы нестандартизированных тестов представляются в виде процентной доли правильных ответов на вопросы и интерпретируются с точки зрения заранее определенного стандарта (например, A > 90%, B = 89–80%; > 70% = удовлетворительно и < 69). % = Ошибка). Тесты, которые интерпретируются путем сравнения показателей испытуемого с заранее определенным стандартом, а не с группой норм, называются критериальными. Два преимущества тестов, основанных на критериях, заключаются в том, что баллы, полученные в таких тестах, по своей сути значимы, и не накладываются искусственные ограничения на количество испытуемых, которые могут работать на данном уровне.

Проведение тестов

Большинство тестов на достижения, способности и способности можно проводить как для одного человека, так и для группы людей. Исторически сложилось так, что возможность проведения теста группой была необходима для таких тестов, как SAT, ACT и GRE, которые ежегодно сдают сотни тысяч человек. Однако в некоторых случаях информация, которую можно получить из поведенческих наблюдений, сделанных психологом при проведении теста человеку, весьма важна. Хотя вариант индивидуального проведения теста является более дорогостоящим и трудоемким, он важен. Этот вариант, скорее всего, будет желателен при проведении теста для детей, подростков и лиц с ограниченными возможностями обучения или другими проблемами, которые могут помешать их выполнению теста. Некоторые тесты, особенно тесты интеллекта, предназначенные для измерения когнитивных способностей, предназначены исключительно для индивидуального применения.

В последнее десятилетие появилась дополнительная возможность администрирования тестов: компьютерное администрирование тестов. Компьютерное администрирование сочетает в себе преимущество экономического администрирования для большого числа людей с возможностью некоторых поведенческих наблюдений во время проведения теста. Например, задержки ответа (т. е. количество времени, которое требуется испытуемому, чтобы ответить на вопрос) могут быть записаны во время компьютерного администрирования теста. Кроме того, тесты, основанные на теории ответов на задания, могут адаптировать тест к уровню способностей испытуемого.

Администрирование компьютера теперь является основным вариантом для некоторых тестов. Например, GRE проводится с помощью компьютера для экзаменующихся в Соединенных Штатах, Канаде и многих других регионах мира, если не приняты специальные меры для администрирования на бумажной основе. Эта тенденция, вероятно, будет усиливаться, и вполне вероятно, что наиболее широко используемые стандартизированные тесты предоставят возможность для компьютерного администрирования в течение десятилетия.

Измеряемые навыки

Сотни шкал были разработаны для измерения различных аспектов достижений, способностей и способностей. Многочисленные тесты сосредоточены на конкретных областях содержания, таких как пространственные, математические, вербальные и моторные навыки. Многие тесты, измеряющие один когнитивный или моторный навык, обеспечивают альтернативную (а в некоторых случаях и более точную) оценку навыков, измеряемых с помощью комплексных батарей способностей и тестов интеллекта. Несмотря на это удивительное разнообразие вариантов, большинство ведущих тестов оценивают один и тот же набор навыков. Хотя конкретное название навыка варьируется от теста к тесту и между тестами с одинаковыми названиями существуют тонкие различия, конструкции, измеряемые различными тестами, очень похожи.

В следующих разделах описываются некоторые из наиболее часто измеряемых когнитивных и двигательных навыков, а также некоторые составные баллы, полученные путем объединения информации об этих навыках.

Когнитивные навыки

Вербальные способности : Способность понимать значения слов, предложений и абзацев и эффективно их использовать. Показатели этого навыка оценивают, насколько хорошо испытуемый понимает идеи, выраженные словами, и насколько ясно он или она может рассуждать словами. Некоторые тесты включают отдельные субшкалы для измерения компонентов вербальных знаний. Например, ASVAB включает тесты на знание слов и понимание абзацев. WAIS-III, MAB и SB5 содержат словарные тесты. В SB5 также входит тест Вербальные отношения. DAT содержит следующие тесты: Вербальное мышление и использование языка: правописание и грамматика.

Числовые способности : Способность понимать идеи, выраженные в числах. Тесты включают некоторую комбинацию вопросов, которые оценивают числовые вычисления (т. е. способность складывать, вычитать и выполнять другие арифметические вычисления) и числовые рассуждения (т. е. насколько хорошо испытуемый может думать и рассуждать с числами). Шкалы, которые оценивают аспекты этого навыка, среди прочего называются «Арифметика», «Построение уравнений», «Способность к числам» и «Количественный анализ».

Пространственные способности : Способность визуализировать или формировать мысленные образы твердых тел, глядя на планы на плоском листе бумаги. Некоторые элементы требуют, чтобы люди посмотрели на схему и определили, как объект будет выглядеть в трехмерном пространстве, если он будет завершен. Другие просят респондентов посмотреть на изображение или рисунок завершенного объекта и визуализировать в трехмерном пространстве, как этот объект будет выглядеть, если его повернуть в другое положение. Связанные навыки измеряются в тестах под названием «Блочный дизайн», «Матричное рассуждение», «Матрицы», «Складывание и резка бумаги», «Анализ шаблонов», «Пространственные отношения» и «Пространственное пространство».

Абстрактное мышление : Способность понимать идеи, представленные без использования слов или цифр. Тесты на абстрактное мышление представляют проблемы с точки зрения размера, формы, положения или количества с использованием изображений, форм, узоров или какой-либо другой невербальной, нечисловой формы. Шкалы, измеряющие пространственные способности, измеряют один из аспектов этой способности. Другие шкалы, измеряющие аспекты этой способности, среди прочего называются «Восприятие формы», «Сборка объекта», «Завершение изображения» и «Расстановка изображения».

Понимание : Способность использовать дедуктивное мышление (и, в меньшей степени, индуктивное мышление) для получения решений социально значимых проблем и вопросов. Эти тесты оценивают практические суждения и здравый смысл испытуемых, а также их способность справляться с социальной и культурной средой. Другие шкалы, измеряющие аспекты этой способности, называются «Нелепости и сходства».

Двигательные навыки

В некотором смысле двигательные навыки представляют собой выходную функцию человеческих способностей. Понимание и решение проблем происходят незаметно внутри человеческого мозга, но продукт этой умственной деятельности выражается либо в словах, либо в какой-либо физической деятельности. Многие тесты двигательных навыков требуют, чтобы люди использовали свои когнитивные навыки, прежде чем давать какую-либо физическую реакцию. Например, тесты на скорость и точность делопроизводства (т. е. сканирование списков имен или улиц, чтобы увидеть, совпадают ли они или расположены ли они в алфавитном порядке) требуют, чтобы люди использовали как когнитивные, так и двигательные навыки. Другие примеры включают блочный дизайн (т. е. расположение блоков для создания заданного дизайна) и цифровой символ (т. е. преобразование случайно расположенных символов в числа с использованием ключа, который соответствует символам и числам).

Следующие три теста обеспечивают более точную оценку двигательных навыков. Задачи, которые они требуют от людей, просты и не требуют когнитивных навыков для понимания. Как таковые, они обеспечивают четкую меру способности человека выполнять физическую задачу.

Моторная координация : Способность координировать глаза и руки или пальцы в быстрых, точных, точных движениях. Тесты на координацию движений представляют людям страницу с маленькими квадратиками и требуют, чтобы они отметили как можно больше квадратов за короткое время.

Ловкость пальцев : Способность совершать небольшие, быстрые и точные движения пальцами, например, при наборе текста, а также быстро и точно перемещать мелкие предметы, например, при сборке двух или более объектов. Тесты на ловкость пальцев требуют, чтобы люди собирали простые предметы, например, надевали шайбу на заклепку, и разбирали предметы, например снимали шайбы с заклепок и возвращали шайбы и заклепки на место их хранения.

Ловкость рук : Способность быстро и умело выполнять скоординированные движения руками. Тесты на ловкость рук требуют, чтобы люди помещали предметы в определенные положения или поворачивали предметы из одного положения в назначенное положение.

Составные баллы

Составные баллы — это баллы, полученные путем объединения баллов, полученных по двум или более тестам. Часто тестовые баллы интерпретируются как по своему значению как отдельный балл, так и как составная часть. Понятие интеллекта, вероятно, является самым известным составным элементом. Многие тесты интеллекта дают три составных балла: вербальный интеллект, интеллект производительности и общий или полномасштабный балл интеллекта. Другой способ концептуализации интеллекта — с точки зрения психических процессов, формирующих основу когнитивного поведения. Эта точка зрения предполагает, что интеллектуальное поведение включает в себя понимание, организацию, мышление и запоминание. Важными составными показателями, полученными в результате тестов на когнитивные способности, которые отражают этот взгляд на интеллект, являются вербальное понимание, организация восприятия, скорость обработки и рабочая память.

Вербальный интеллект : Получается путем объединения оценок вербальных, числовых и пространственных способностей. Этот композит обеспечивает общую меру способности людей к абстрактному мышлению и способности понимать и осваивать новые навыки. На эту композицию сильно влияют вербальные навыки.

Интеллект производительности : Получается путем объединения баллов по показателям, которые требуют как абстрактных рассуждений, так и манипулирования объектами, такими как кубики, бусины, картинки или кусочки головоломки. Этот композит обеспечивает меру способности к абстрактному мышлению, которая в меньшей степени зависит от использования слов и вербальных навыков. Способность понимать невербальный материал играет более заметную роль в этом композите.

Интеллект : Получается путем объединения оценок вербального интеллекта и интеллекта-исполнения. В таких тестах, как WAIS-III, MAB и SB5, этот композит включает в себя информацию из вербальных и функциональных композитов пяти или шести тестов каждый. В батареях с несколькими способностями, таких как DAT и USES GATB, этот композит включает информацию из показателей вербальных способностей, числовых способностей и пространственных способностей.

Вербальное понимание : Этот составной элемент дает общую оценку способности человека понимать вербальную информацию и работать с ней. Он получается путем объединения баллов по показателям, которые оценивают словарный запас, общую информацию и способность работать с неоднозначной информацией для решения проблем, представленных в устной форме.

Организация восприятия : Этот композит предоставляет информацию о способности человека анализировать информацию, представленную в невербальной форме, и организовывать ее в осмысленный паттерн. Его получают путем суммирования баллов по параметрам, требующим от человека работы с изображениями, блоками или матрицами.

Скорость обработки : Этот композит предоставляет информацию о скорости, с которой человек может работать с абстрактными символами. Его получают путем суммирования баллов по тестам, оценивающим способность работать с абстрактными символами, не имеющими легкодоступного вербального значения.

Рабочая память : Этот композит предоставляет информацию о способности человека удерживать информацию в памяти и работать с ней для решения проблем. Его получают путем объединения баллов за тесты, которые требуют от человека запоминания шаблонов, образованных изображениями бусинок, цифр и букв.

Непреходящий вклад

Разработка психологического теста является одним из наиболее важных и непреходящих вкладов психологии в цивилизацию. Действительно, известные психологи Рене В. Дэвис и Дэвид Любински считают, что психологические тесты выполняют для психологов ту же функцию, что и микроскоп и телескоп для микробиологов и астрономов. Тесты дают психологам возможность видеть явления, которые иначе были бы невидимы. Многие из обогащающих преимуществ, которые психология привнесла в современное общество, были бы невозможны без использования психологических тестов.

Ранние психологи начали работу над первыми тестами достижений, способностей и способностей в конце 1800-х годов. Исследования и инновации вплоть до Второй мировой войны в основном были сосредоточены на разработке методов измерения профессиональных интересов, а также когнитивных и моторных навыков. Современную науку о психологических измерениях можно отнести к десятилетиям исследований тестов, равно как и к плодотворному разнообразию тестов, разработанных психологами. Хотя психологи добросовестно разработали тесты для удовлетворения всего спектра социальных потребностей, их продуктивность в области тестирования достижений, способностей и способностей не имеет себе равных.

Ссылки:

  1. Американская ассоциация исследований в области образования, Американская психологическая ассоциация и Национальный совет по измерению в образовании. (1999). Стандарты педагогического и психологического тестирования. Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация исследований в области образования.
  2. Американская психологическая ассоциация, Объединенный комитет по практике тестирования. (2005). Кодекс честного тестирования в образовании. Вашингтон, округ Колумбия: Автор.
  3. Анастази, А., и Урбина, С. (1997). Психологическое тестирование (7-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
  4. Хэмблтон Р.К., Робин Ф. и Син Д. (2000). Модели ответов на вопросы для анализа данных образовательных и психологических тестов. В HEA Tinsley & SD Brown (Eds.), Справочник по прикладной многомерной статистике и математическому моделированию (стр. 553-581). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
  5. Национальный совет по измерению в образовании. (1995). Кодекс профессиональных обязанностей в образовательном измерении. Мэдисон, Висконсин: Автор.
  6. Spies, RA, & Plake, BS (Eds.). (2005). Шестнадцатый ежегодник ментальных измерений. Линкольн, Небраска: Институт психических измерений Buros.
  7. Уолш, В. Б., и Бетц, Н. Э. (1995). Тесты и оценка (4-е изд.
    ). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

См. также:

    Навыки специалиста по психологии

    Эта статья взята с веб-сайта APA и первоначально была опубликована в 1997 г. Monitor

    Отличительные навыки выпускника факультета психологии Чтобы найти хорошую работу, необходимо знать, какими навыками вы обладаете.

    Автор Nicky Hayes, PhD

    T Следуя выдержке из European Psychologist , приводится список навыков, которые студенты-психологи развивают в ходе обучения, — список, который они могут использовать, чтобы лучше продавать себя.

    Общая ориентация студентов-психологов на психологию обычно отражает ориентацию персонала их факультета и психологию, практикуемую в их стране. Но, несмотря на различия в том, какую информацию получают студенты, у выпускников психологических факультетов есть много общего. Изучение психологии само по себе дает определенный тип осознания и некоторые основные знания, которые разделяют большинство, если не все, психологи. В нижеследующем списке я попытался определить часть этого общего осознания, по называет 13 различных типов навыков или знаний, которые студент-психолог, скорее всего, приобретет к окончанию школы . Одним из важных факторов, делающих психологию особенной, являются не сами психологические навыки, которые часто имеют отношение и к другим дисциплинам, и не конкретные элементы знаний. Именно 90 165 число 90 166 навыков и диапазон знаний делают психологию особенной. Психология отличается тем, что она предоставляет своим выпускникам чрезвычайно богатое и разнообразное портфолио, предоставляя различные формы знаний, которые можно найти в нескольких других дисциплинах, и которые могут подготовить выпускников психологии для выполнения самых разных видов работы.

    1. Грамотность Выпускники факультета психологии очень грамотны и, кроме того, обучены писать в более чем одном формате грамотности. Благодаря курсовой работе они привыкают к написанию эссе, что позволяет им подробно исследовать проблемы; но они также знакомятся с методами краткого письма в заранее заданном формате (навык, очень ценимый в коммерческом и деловом мире), когда пишут отчеты о практических исследованиях.
    2. Умение считать Выпускники факультета психологии также хорошо умеют считать. Их обучают интерпретировать сводки данных и понимать заявления о вероятностях, и они знакомятся с широким спектром статистических процедур и процессов. Столкнувшись с числовой информацией, они с большей вероятностью отреагируют, пытаясь выяснить, что означают цифры, чем вообще избегая их. Напротив, для курсов на получение степени по другим дисциплинам относительно редко выпускаются выпускники, которые одновременно умеют читать и считать, но ожидается, что выпускник психологии будет и тем, и другим.
    3. Компьютерная грамотность Выпускники факультета психологии также обычно владеют компьютерной грамотностью. Они знакомы с использованием компьютеров и могут выбирать и изучать соответствующие пакеты для задач, которые им необходимо выполнять. Хотя относительно небольшое число выпускников психологических факультетов знакомы с компьютерным программированием, в современном мире требуется использование компьютера, и редко кто из выпускников психологических факультетов не имеет какой-либо подготовки в этой области, по крайней мере, в области обработки текстов и статистического анализа.
    4. Навыки поиска информации Иногда полезнее знать, где можно найти информацию, чем запоминать ее напрямую, особенно в тех областях, которые развиваются и изменяются с течением времени. Получение степени по психологии требует значительных навыков поиска информации. Студенты-психологи обучены поиску в библиотечных коллекциях книг, журналах, базах данных на компакт-дисках и ряду других способов получения информации. Умение искать информацию по определенной теме или общей области не является навыком, необходимым для каждой работы, но его всегда стоит иметь.
    5. Исследовательские навыки Студенты-психологи специально обучены методам исследования, и это обучение охватывает целый ряд различных техник. Как правило, к ним относятся экспериментальные методы и методы наблюдения, методы обследования и выборки, а в последнее время и качественный анализ. Вместе они составляют значительный опыт в сборе систематической информации о человеческом опыте или поведенческих знаниях, которые полезны в самых разных областях.
    6. Измерительные навыки Навыки измерения идут рука об руку с исследовательскими навыками, и выпускники факультетов психологии также проходят тщательную подготовку по ним. Через типичный курс по методам исследования студент-психолог узнает, как операционализировать измерение сложного процесса, принципы психометрического измерения, дизайн анкеты и как разрабатывать другие инструменты измерения. Эти навыки знакомы выпускникам факультетов психологии и явно полезны во многих сферах жизни, но их нелегко приобрести без специальной подготовки.
    7. Осведомленность об окружающей среде Знание того, как окружающая среда может влиять на поведение человека, помогает нам понимать людей на работе, дома, в процессе обучения и на отдыхе. Выпускники факультетов психологии знакомы с этим типом знаний во многих формах, от традиционных перспектив стимул-реакция до непосредственного изучения окружающей среды, включая такие явления, как невербальные сигналы, формирование привычек и социальная уместность. Многие непсихологи не особо замечают факторы окружающей среды, но лишь немногие выпускники факультетов психологии не осознают их важности.
    8. Межличностное осознание Студенты факультета психологии также узнают о механизмах социальной коммуникации и потенциальных источниках межличностных конфликтов. Это, конечно, не то же самое, что быть социально квалифицированным, хотя и может этому способствовать. Но такое осознание может иметь большое значение для того, кто имеет дело с повседневными межличностными проблемами. Осознание источников конфликта или непонимания также иногда может привести к способности видеть пути сквозь трудности, которые не были бы очевидны без такого знания.
    9. Навыки решения проблем С самого первого лабораторного занятия выпускники факультетов психологии систематически обучаются навыкам решения проблем. Способность решать целый ряд различных типов проблем, вероятно, является наиболее отличительной чертой выпускника психологического факультета. Выпускники факультета психологии узнают, как применять различные стратегии и подходы к пониманию проблем и как определять практические шаги для реализации решения. Они могут действовать на макроуровне, применяя различные точки зрения или уровни анализа проблемы, или на более базовом уровне с точки зрения выбора подходящих методов и приемов. Это ценный навык, и психологам следует больше знать о нем.
    10. Критическая оценка Студенты-психологи также специально обучаются критической оценке, которая, по-видимому, особенно распространена в Европе. Этот набор когнитивных навыков можно рассматривать как непосредственную тренировку скептицизма: ожидается, что учащиеся будут оценивать, действительно ли свидетельства того или иного явления таковы, какими они кажутся; критически оценить качество аргумента; выявить недостатки и подводные камни того или иного направления деятельности; и предвидеть проблемы или трудности. Эти навыки часто обесцениваются выпускниками психологических факультетов, которые иногда жалуются, что все, чему они научились, кажется негативным, однако тот же самый скептицизм может быть чрезвычайно полезен им в дальнейшей трудовой жизни.
    11. Перспективы На первый взгляд, способность рассматривать проблемы с разных точек зрения или исследовать явления, используя различные школы мысли, кажется относительно эзотерической. Тем не менее, это навык, который может быть удивительно полезен во многих различных контекстах. Способность идентифицировать различные идеологии или парадигмы может прояснить социальные проблемы и дать нам лучшее понимание значения конкретных аргументов или позиций. Выпускников факультетов психологии непосредственно обучают этому навыку, но они часто не осознают, насколько ценным он может быть.
    12. Анализ высшего порядка Выпускники факультета психологии умеют замечать повторяющиеся закономерности в человеческой деятельности или замечать сходство между ситуациями, которые на первый взгляд кажутся совершенно разными. Этот тип анализа более высокого порядка предполагает способность извлекать общие принципы, а не увязнуть в деталях непосредственной ситуации. Опыт изучающего психологию просеивания огромного количества экспериментальных данных и их интерпретации с точки зрения школ мысли и других общих принципов обеспечивает полезную тренировку этого навыка.
    13. Прагматизм Студентам-психологам не нужно долго знакомиться с психологической методологией, чтобы понять, что они никогда не проведут идеальный эксперимент и что им просто придется делать все, что в их силах, с тем, что практично. Их опыт в этом отношении, как правило, дает выпускнику психологии прагматичный подход к работе и решению проблем: ценный навык, который не особенно распространен.

    Заключение

    Я думаю, будет очевидно, что этот портфель навыков может быть ценным для многих видов работы, помимо самой профессии психолога. Но это еще не все. Как утверждает Джон Рэдфорд, психология дает своим студентам всестороннее образование, обучая их мышлению и навыкам рассуждения и поощряя студентов исследовать широкий спектр идей и предположений. В старомодном смысле изучение психологии можно рассматривать как гуманитарное образование, а также как современное обучение. Это гораздо больше, чем просто подготовка к профессиональной работе, основанная на навыках, — это образование само по себе. К сожалению, сами психологи часто не осознают, какими навыками они действительно обладают, или им очень трудно сформулировать, что это такое. Как давно признали спортивные психологи, опыт не является в первую очередь сознательным процессом: он включает в себя глубоко изученные автоматизированные процедуры, которые вступают в действие в соответствующее время без сознательного принятия решений со стороны заинтересованного лица. Психологическое знание имеет тенденцию очень глубоко усваиваться, и как только это происходит, отдельному психологу трудно распознать это знание и осознать, когда он его применяет.

    Получение степени по психологии может привести к появлению различных подходов к социальным и межличностным проблемам, однако многие выпускники факультетов психологии бросают свои курсы, полагая, что они не более проницательны и осведомлены, чем другие люди. Они не чувствуют себя знающими, отчасти потому, что их знания автоматизированы, а не сознательны, а отчасти потому, что они научились не принимать «знание» без вопросов. С другой стороны, выпускник факультета психологии, отважившийся во внешний мир, часто удивляется тому, как другие люди не замечают очевидного. Стиль мышления, приобретаемый при получении степени по психологии, может казаться интуитивно очевидным, но на самом деле он включает в себя долгий и трудный процесс отказа от предыдущих предположений. И эти автоматизированные навыки являются жизненно важным вкладом в способность психолога решать проблемы. Осознание того, что мы узнали благодаря степени психолога, становится еще более трудным из-за того, что многие из когнитивных навыков, которые мы приобретаем в результате изучения психологии, являются скорее негативными, чем позитивными, например, умение не делать поспешных выводов, и воздерживаться от суждений об альтернативных возможностях. Студенты-психологи быстро узнают, что одно событие можно с пользой осмыслить несколькими альтернативными способами и что у данной проблемы может быть несколько психологических причин. Это ценный познавательный навык, но он относительно редко встречается в непрофессиональном познании. Степень психологии, таким образом, на самом деле довольно особенная. Психология объединяет области знаний, охватывающие искусство и науку, и в процессе дает учащимся гуманитарное образование, а также особенно широкий спектр практических и профессиональных навыков. Автоматизированные навыки, которые предоставляет психология, часто трудно сформулировать, но тем не менее они важны. На мой взгляд, было бы неплохо, если бы некоторые серьезные психологические исследования были посвящены выявлению и измерению этих отличительных, но неуловимых навыков.

    Ники Хейс, доктор философии, почетный научный сотрудник Университета Хаддерсфилда, Соединенное Королевство, и член Британского психологического общества. Она специализируется на преподавании и изучении психологии. Ее текущее исследование посвящено практикам пересмотра студентами и социальным представлениям в организациях.

    Эта статья была взята из июньского выпуска European Psychologist (том 1, № 2, стр.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *