В древней греции победителей олимпийских игр называли: Как назвали победителя в соревнованиях Древней греции?

История

Олимпийские игры в Древней Греции

Родина Олимпийских игр – Древняя Греция, город Олимпия. От Олимпии и произошло название игр. Родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Игры начались в 776 г. до н.э. и проводились каждые четыре года в честь бога Зевса. В год игр по Греции и ее колониям проходили гонцы, объявляя о дне начала игр и приглашая людей присутствовать. Таким образом, атлеты (спортсмены) и зрители со всех уголков Балканского полуострова собирались в Олимпии. В Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого происхождения, а также женщины, к играм не допускались (женщин на них не допускали даже в качестве зрителей).

Первоначально вся программа соревнований укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того, как Игры становились все более важным событием в жизни Древней Греции, соревнования стали длиться пять дней. В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву: «Я честно и упорно готовился, и буду честно соревноваться со своими соперниками!». Программа Игр была интересной и разнообразной. Атлеты соревновались в самых различных видах спорта. В Игры входили соревнования по кулачному бою, верховой езде, панкратиону (бой без правил). Кроме того, устраивались гонки на колесницах.

Самым трудным и в то же время самым популярным было пятиборье – пентатлон. В него входили бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба. Все эти виды спорта проводились в один день в определенном порядке, начиная с прыжков. Неизвестно, как именно определялся победитель в пятиборье. По версии одного из историков — атлеты делились на пары и соревновались между собой. Победителем считался атлет, победивший соперника в трех видах состязаний. Затем победители соревновались между собой до тех пор, пока не оставалась финальная пара.

Бег был древнейшим видом спорта. Дорожка стадиона имела 192 метра в длину и была сделана из глины, посыпанной песком. Происходило три основных забега: стадий (одна длина беговой дорожки), диалос (две длины) и долихос (20 или 24 отрезка).

Существовало три вида вольной борьбы. Борьба в стойке: чтобы победить, атлету необходимо трижды бросить на землю своего противника. Борьба на земле: соревнования продолжались до тех пор, пока один из спортсменов не сдавался. Третий вид, панкратион, был наиболее опасным, так как во время боя разрешалась любая тактика, кроме укусов и выбивания глаз. Не было ни весовых категорий (только разделение на возрастные группы), ни ограничения времени поединка. Судья, тем не менее, на поединках присутствовал. Задача его заключалась в том, чтобы не допустить смертельного исхода поединка или тяжелого увечья. Для пущей убедительности он был вооружен палкой.

Метание диска. Дискоболы, так называли участников этого древнего вида спорта, выстраивались один за другим, брали в руку тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращали его рукой и запускали в воздух. Родственным видом спорта для метания диска было метание копья, которое нужно было не только бросить как можно дальше вперед, но и попасть в определенную цель.

Последний день игр посвящался гонкам на колесницах, запряженным двумя или четырьмя лошадьми. Дистанция состояла из 12 кругов вокруг столбов. На старте колесницы выпускались из специальных стартовых ворот. До 40 колесниц принимали участие в одном заезде, поэтому столкновения были неизбежны. Нередко эти состязания, требующие большой силы и ловкости, оканчивались несчастными случаями.

Имя победителя Олимпийских игр – олимпионика, имя его отца, торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпурную накидку, увенчанный венком. Причем въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет 292 раза. В 394 г. н. э. римский император Феодосий I выпустил указ, ограничивающий некоторые языческие ритуалы на территории Империи. Это послужило причиной закрытия Олимпийских игр в Древней Греции.

Занятие №3. История физической культуры. История Античных Олимпийских игр Всеволожская спортивная школа Олимпийского резерва

6 декабря 2019

И снова доброго дня всем будущим чемпионам и их родителям. Мы продолжаем нашу бесплатную, дистанционную программу История физической культуры, записаться на которую можно в системе Навигатор 47

https://xn--47-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/8724-istoriya-fizicheskoi

программа МБУ ВСШОР История физической культуры

Хотели бы Вам напомнить, что тем, кто по окончании программы хочет получить для своего ребёнка Сертификат о прохождении программы. Необходимо пройти регистрацию: официально зарегистрироваться в программе Навигатор 47 и прислать к нам на почту (navigator47vshor@yandex. ru)заявление или передать его во Всеволожск на Приютинскую 13. Сами онлайн уроки, которые будут размещаться на официальном сайте спортивной школы infosixa.beget.tech может читать или смотреть любой желающий. Напоминаем, что программа будет представлять собой видео уроки или текст, размещённый на нашем сайте раз в неделю по средам. Раз в месяц (в конце ноября, декабря, января) будут размещаться контрольные вопросы, правильные ответы на которые уже в конце января позволят Вашему ребёнку получить Сертификат (присылаем на электронную почту, указанную при регистрации) о прохождении программы, а Вам, возможно, узнать что-то новое об истории Олимпийских Игр, выдающихся спортсменах, необычных случаях и тенденциях развития физической культуры в нашей стране и в нашем регионе. А так же, хотим обратить Ваше внимание, что после регистрации в системе навигатор, Вам предоставляется возможность оставлять отзывы в личном кабинете о просмотренных видео уроках и о прочитанной информации. Мы будем рады читать Ваши отзывы, предложения и замечания, чтобы сделать наши уроки более познавательными и интересными для Вас.

Первый блок информации был размещен 6 ноября и в нем мы вели беседу о Петре Францевиче Лесгафте, и первых Олимпийских играх современности, об участии России в них. Наше второе занятие в основном касалось периода после революции 1917 года до Олимпиады в Хельсинки 1952 года, куда впервые приехала команда СССР. Мы старались нестандартно рассказать об этом периоде в разрезе зрелищного спорта в СССР, очень надеемся, что нам это удалось.
Теперь мы переходим к нашему третьему занятию, и как бы возвращаемся к самому началу зарождения Олимпийских игр, а именно к истории Античных Олимпийских игр, о них и пойдет речь в нашем третьем уроке.

История Античных Олимпийских игр

По древнейшему сказанию, Олимпийские игры возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. Согласно мифу, Рея передала новорождённого Зевса Идейским дактилям (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы.

При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.
Существовали и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).
Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в храме Геры в Олимпии ещё во времена Павсания (II век н. э.). С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 728 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н.
э.
Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. ἐκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ἱερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.
Прочитав все выше написанное отметим:
• Олимпийские игры в Древней Греции – одно из величайших событий в эллинской истории. Начало их проведения точно датируется – это 776 год до нашей эры. Местом проведения празднества — Олимпия, поселение и святилище, находившееся в северо-западной части Пелопоннеса. Главную роль в празднествах занимают спортивные состязания, победа является престижной не только для участника, но и для представляемого им города.

• Традиция проведения Олимпийских игр на сегодняшний момент возрождена. Первые Олимпийские игры нашего времени прошли в XIX веке, и на текущий момент они считаются самыми престижными мировыми спортивными состязаниями.

Начало Олимпийских игр

Первые Олимпийские игры в древней Греции

Как мы рассказывали ранее, самые первые Олимпийские игры в древней Греции были проведены в 776 году до н.э. Все последующие игры проходили один раз в четыре года. С этого момента началось ведение записей о победителях игр и был установлен порядок их проведения. Олимпиада начиналась каждый високосный год, в месяц церемонии, соответствующий современному промежутку времени с конца июня до середины июля.

История сохранила большое количество версий, в которых обосновывается зарождение традиции проведения этих спортивных состязаний. Большинство этих версий имеет вид легенд, так или иначе связанных с богами и героями Древней Эллады. Например, первое место в списке занимает легенда, по которой царь Элиды по имени Ифит отправился в Дельфы, где получил сообщение от жрицы Аполлона. Народ Элиды к этому времени был изнурен постоянным вооруженным соперничеством греческих полисов, а потому боги повелели устроить спортивные состязания и атлетические празднества.
.

Таким образом,

царь Ифит в союзе со знаменитым спартанским правителем Ликургом, а также афинским реформатором Клиосфеном заключили соглашение о порядке и правилах проведения соревнований. Проводить празднество было решено в Олимпии, и с тех пор это место стали считать священным, куда запрещено было входить вооруженным людям. Другая легенда гласит, что положил начало играм Геракл, знаменитый сын Зевса, в честь победы своего божественного отца над Кроном.
Также существует легенда, что самые наипервейшие Олимпийские игры в древней Греции устроили между собой ни кто иные, как боги. Именно во время этих состязаний Зевс победил верховного бога Крона, и занял его место, став правителем мира.

Участники Олимпийских игр в древней Греции

Первоначально атлетами могли быть только и исключительно местные жители Олимпии. Однако, к тринадцатым по счету играм, к ним присоединяются жители всей древней Греции. Впоследствии, к участникам олимпийских состязаний присоединяются жители из древнегреческих городов-колоний, прибывавшие отовсюду — от Черного до Средиземного морей.

Участниками Олимпийских игр в древней Греции становились только свободные греки, не совершавшие когда-либо тех или иных преступлений, не нарушавшие клятвы и не запятнавшие себя бесчестными поступками. Соответственно, рабам и чужеземцам невозможно было представлять какой либо греческий город. Что касается возрастных ограничений, то участниками состязаний могли стать как взрослые мужчины, так и юноши, не достигшие возраста 20 лет.
Их называли «эфебы», что переводится как «возмужалые».
Запрещалось участвовать женщинам. Причем ограничение касалось не только участия в соревнованиях, но и самого присутствия на территории, где проходило празднество. Исключением из правила было присутствие жрицы, представительницы богини Деметры, а также возницей квадриг могла быть женщина, соответственно получая право выступать на

ипподроме.

Проживали участники Олимпийских игр на окраине Альтиса, где за месяц до открытия состязаний они тренировались в палестре и гимнастики. Эта традиция стала прообразом олимпийской деревни, имеющей место в современных играх. Расходы на проживание спортсменов в Олимпии, подготовку состязаний и различных религиозных церемоний, брали на себя либо сами атлеты – участники игр, либо город, от которого они выступали.

Рассвет Олимпийских игр

Существует достоверный исторический факт, что во время проведения Олимпийских игр прекращались какие-либо военные действия. Эта традиция называлась экехерия, согласно которой воюющие стороны были обязаны сложить оружие. Также запрещалось производить судебные дела, откладывалось на потом исполнение казней. Нарушителей правила экехерии наказывали штрафом.
Число зрителей и исполнителей Олимпийских игр было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники — чтобы знакомить публику со своими произведениями.

От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Виды Олимпийских игр в древней Греции

Первостепенным, и по всей видимости самым популярным видом спорта, включенным в программу античных Олимпийских игр, был бег. Сохранились сведения даже о том, что древний царь по имени Эндимион устроил состязание по бегу среди своих сыновей, а в качестве награды победитель получил царство. Существовало несколько видов состязаний по бегу. В первую очередь это был аналог современного спринта, бег на короткую дистанцию – фактически с одного конца стадиона до другого. Дистанция составляла 192 метра и называлась «олимпийская стадия». Атлеты выступали в этих соревнованиях абсолютно обнаженными. Бег на дистанцию был самым первым и единственным состязанием за историю Олимпийских игр и, оставался таковым до тринадцатой Олимпиады. Начиная с четырнадцатой, к соревнованиям добавился так называемый «двойной бег».

Атлеты должны были пробежать от одного конца стадиона до другого, затем пробежать вокруг столба и вернуться на место старта. В программу пятнадцатых Олимпийских игр к вышеуказанным состязаниям по бегу добавился долгий бег. Изначально он включал в себя семь стадий, но в последующие годы длина дистанций менялась. Бегуны пробегали стадию, пробегали вокруг столба, возвращались на старт, и разворачивались обратно вокруг другого столба.

В 520 году до нашей эры, во время 65-й Олимпиады появился еще один вид соревнований по бегу – «бег гоплитов». Атлеты пробегали две дистанции в полном вооружении – на них был шлем, поножи и щит. В более поздних Олимпиадах среди вооружения оставили только щит.
Также среди видов Олимпийских игр в древней Греции были и единоборства. Следует отметить, что гибель атлета во время боев не была чем-то особенным, и даже мертвого бойца могли назначить победителем.
Начиная с 18-й Олимпиады в программу игр была включена борьба. Было запрещено наносить удары, сражаться можно было только с помощью толчков. Были две основные позиции – стоя, и на земле. В греческом языке существовало множество названий различных приемов.

Спустя пять Олимпиад среди единоборств появились кулачные бои. Нельзя было пинать противника, делать захваты и подножки.
Руки обматывали специальными ремешками, благодаря чему этот вид состязаний был одним из самых опасных. Источники, сохранившиеся до наших дней, красочно описывают повреждения, нанесенные такими ударами. Особое уважение заслуживал тот боец, который победил, не получив ни одного удара со стороны противника. Если борцы уставали, им давали перерыв на отдых. Если победителя было никак не выявить, то назначалось определенно число ударов, которые противники наносили друг другу по очереди, при этом нельзя было защищаться. Проигравшим считался тот, кто добровольно сдавался, подняв руку.

В 648 году до нашей эры, во время 33-й Олимпиады появился так называемый «панкратион». Этот вид единоборств, включал в себя удары ногами и руками. Разрешалось использовать удушающие приемы, но нельзя было выдавливать глаза и кусаться. Сначала это было соревнование только для взрослых мужчин, а затем, начиная со 145-й Олимпиады, панкратион был введен и для юношей.
Позднее в программу игр добавили пятиборье. В древней Греции этот спорт получил название «пентатлон». Из названия можно догадаться, что состоял этот вид спортивных состязаний из пяти различных видов спорта – начинались они с прыжка в длину, затем были бег на одну дистанцию, метание диска, а также метание копья. Пятым видом спорта была борьба. На сегодняшний день не сохранилось точных сведений о том, каким образом определялся победитель. Считается, что все участники разбивались по парам и состязались между собой. В итоге оставалась одна, последняя пара.
Особой техникой отличался прыжок в длину. Атлеты совершали прыжок прямо с места, не разбегаясь, а чтобы увеличить дальность прыжка, использовались гантели. Среди олимпийских состязаний имели место и конные бега. Примечательно, что в них участвовали женщины, так как в качестве победителя объявляли не наездников, а владельцев животных и колесниц.
За годы существования Олимпийский игр, конные бега видоизменялись. Сначала это были гонки на квадригах, затем, начиная с 33-й Олимпиады, к ним добавились скачки на лошадях. На 93-й появились гонки на колесницах, в которые запрягались две лошади. Состязания подразделялись на две категории — в одной состязались молодые жеребцы, а в другой взрослые кони.

Как проходили Олимпийские игры в древней Греции

Рассказав, про виды Олимпийских игр, мы бы хотели ненадолго, остановится и переключить Ваше внимание на судейство, ведь оно играет не маловажную роль.
Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались элланодиками; они назначались при помощи жребия из местных элийцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ю олимпиаду число их было уменьшено до 8, наконец, со 108-й олимпиады до Павсания их насчитывалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд алитаев, с адитархами во главе.
Прежде чем выступить перед народом, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элладонам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, они посвятили предварительной подготовке, дав в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не окажутся виновными ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были предварительно показать своё искусство перед элланодиками в Олимпийской гимназии.
Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους ἐπίχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию (впрочем, сумма была умеренная). С 540 года до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе. По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными ценными призами.
Дату начала мероприятия назначала специально созданная для этого комиссия, о чем потом специальные люди, именуемые спондофорами, оповещали жителей других греческих государств. Атлеты приезжали в Олимпию за месяц до начала игр, на протяжении этого времени они должны были тренироваться под руководством опытных тренеров.
За ходом соревнований наблюдали судьи – элладоники. Помимо судейской функции в обязанности элладоников входила организация всего олимпийского праздника.
Первый и последний день игр посвящался религиозным ритуалам и церемониям. О последовательности проведения определенного вида состязаний публика узнавала с помощью специальной вывески. Желающие принять в нем участие должны были определить свой порядок с помощью жребия.

Победители Олимпийских игр в древней Греции

Победителей Олимпийских игр в древней Греции называли олимпиониками. Они становились известными во всей Греции, их с почетом встречали на родине, так как атлеты представляли на играх не только самого себя, но и город-государство, откуда он прибывал. В случае трехкратной победы на играх, в Олимпии в честь такого атлета устанавливался бюст. Наградой победителя служил оливковый венок, а также он вставал на пьедестал, функцию которого выполнял бронзовый треножник и брал в руки пальмовые ветви. Также в качестве награды выдавали небольшую денежную премию, но самые настоящие блага он получал уже по возвращению домой. На родине он получал множество различных привилегий.
Начиная с 15-й Олимпиады — 720 г. до н. э., Спарта, имевшая характер военно-организованного родового союза, становится доминирующим по количеству победителей государством. С 15-й по 50-ю Олимпиаду (720—576 гг. до н. э.) сохранились фамилии 71 победителя, из которых 36 — спартанцы. Например, известен некий спартанец Гипосфеп. Впервые он победил в борьбе среди юношей, позднее перейдя во «взрослую» категорию, и там на протяжении пяти Олимпиад одерживал победу. Другими словами, он успешно выступал в состязаниях борцов в течение 24 лет.
В Спарте особое внимание уделялось вопросам физического воспитания граждан-воинов, чтобы с помощью оружия и военной силы закреплять свое господство над покоренными местными жителями. Спартанцы вообще отличались весьма строгими нормами поведения, а также неукоснительным их соблюдением. Например, несовместимым с честью спартанца считалось признание поражения. В связи с этим спартанцам было запрещено публично выступать в соревнованиях по кулачному бою и панкратию, ибо по правилам этих состязаний участник должен был или победить, или признать свое поражение. Сохранилась также легенда об одном старике, запоздавшем к началу соревнований. Весьма неудачно он пытался найти себе хоть какое-нибудь место среди осыпавших его насмешками и оскорблениями зрителей. Эти попытки привели его к группе спартанцев, сидевшей на «трибунах» — склонах холма Кроноса. Как один, спартанцы встали, уступая старику место. Растроганный, он сказал: «Все греки знают правила приличия, но выполняют их только спартанцы!».
В эпоху греческой колонизации влияние Олимпии постепенно распространяется на Малую Азию и прилегающие к ней острова. На 23-й Олимпиаде в кулачном бою победил Ономаст из Смирны, который разработал и правила состязаний кулачных бойцов. На 46-й Олимпиаде победителем в беге стал Полимнестор из Менеста, про которого рассказывают, что он догнал на пастбище зайца.
Гегемония спартиатов в списках победителей заканчивается к 50-й Олимпиаде. Среди западно-греческих городов выделяется основанный на юге Италии Кротон. Знаменитый Милон Кротонский был шестикратным чемпионом по борьбе Олимпийских (532—512 гг. до н. э.) и шестикратным же — Пифийских игр. Современники сравнивали его с Гераклом и Ахиллом, его феноменальная сила стала легендой. Публика ревела от восторга, когда он, неся на плечах живого быка, появлялся на стадионе. Убив быка затем одним ударом в голову, Милон целиком съедал его в течение дня. Погиб Милон Кротонский очень глупо — решив в очередной раз испытать свою силу, застрял в расщепленном дереве и был сожран волками заживо. Всего же в период с 564 по 510 гг. до н. э. в списках победителей мы находим 13 кротонцев. Сложилась даже пословица, что последний из кротонцев равен первому среди остальных греков. Милон из Кротона свою самую первую победу в борьбе он одержал в 540 году до нашей эры, во время 60-й Олимпиады. Позднее, между 532 и 516 годами, он победил пять раз, и только в возрасте 40 лет проиграл более молодому атлету, не получив статус олимпионика в седьмой раз.

Борец по имени Сострат, родом из Сикиона одержал победу в панкратионе три раза. Его секрет был в том, что он ломал пальцы противникам, за что и получил прозвище Пальчик.

Известны случаи, когда победителями становились погибшие участники. Например, Арихион из Филагеи был задушен в ходе поединка, но его противник заявил о своем поражении, так как не смог стерпеть боль от перелома пальца ноги. Под аплодисменты зрителей труп Арихиона был награжден оливковым венком победителя.

Артемидор, прибывший из Тралл, знаменит тем, что должен был участвовать в состязаниях юношеской группы, но не стерпел оскорбления взрослого борца-панкратиониста. После чего Артемидор перешел во взрослую группу и стал чемпионом.

Среди знаменитых бегунов можно отметить родосского спортсмена Леонида. Он на протяжении четырех Олимпиад становился лидером в различных беговых состязаниях.

Шестикратным чемпионом Олимпийских игр стал Астил из Кротона. Он знаменит еще и тем, что, на первых соревнованиях он представлял Кротон, а на следующих двух другой город — Сиракузы. В отместку жители Кротона сделали из его жилища тюремное помещение и разрушили памятную статую.
В истории Олимпийских игр были целые династии победителей. Например, у Посейдора дед по имени Диагор и его дяди тоже становились чемпионами — олимпиониками.

Кроме того, многим известным в наше время мыслителям древности их умственная деятельность не мешала быть участниками различных спортивных соревнований. Например, знаменитый Пифагор был не только силен в математике, но в свое время больше известен как чемпионом по боксу, то есть кулачному бою, а мыслитель Платон – ломал устои не только в философии, но и на арене, становясь чемпионом в панкратионе.
Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI—IV вв. до н. э. — Олимпиады становятся общегреческим праздником, а Олимпия — центром всего спортивного мира. Кроме прочего, Греко-персидские войны первой половины VI в. до н. э. сумели сплотить (хоть и ненадолго) враждовавшие между собой греческие города, и Олимпиады явились олицетворением этого единства. Также и система физического воспитания, популяризируемая Олимпийскими играми, дала свои плоды: греки были явно успешнее в поединках, навыки бега, кулачной борьбы, панкратия пригодились в битвах.
Популярность и успех Олимпийских игр привели к тому, что уже к началу VI в. и в других частях Греции стали проводить подобные соревнования. В 590 (или 582) г. до н. э. были реорганизованы Пифийские игры в Дельфах, в 573 г. до н. э. — Немейские игры в Арголиде, в 572 г. до н. э. — Истмийские игры близ Коринфа. Все эти игры проводились раз в два или четыре года с таким расчетом, чтобы на каждый год выпадали какие-либо состязания. Атлет, побеждавший на всех четырех играх в течение одного периода, получал звание периодоника. В истории сохранились имена спортсменов, ставших периодониками даже несколько раз. Упоминавшийся выше Милон Кротонский занимает среди них первое место — периодоником он был шесть раз. В списках олимпийских победителей присутствует 46 периодоников.
В этот же период появляется звание «триаст» — тройной победитель, одержавший победу в сразу трех состязаниях, проходивших в один день — в беге, двойном беге и в беге с оружием. Два раза звание триаста завоевывал родосец Леонидас, получивший на 4 Олимпиадах подряд 12 венков победителя.
Совершенно очевидно, что состязания, имеющие столь большую популярность, не могли обойтись без определенных, специально разработанных правил и условий их проведения. Ну, а долгая история наверняка способствовала рождению традиций.

Спортивные сооружения в Олимпии

Олимпийский стадион строился постепенно с увеличением популярности игр. Это был первый стадион в Древней Греции, на котором имелись трибуны. После модернизации в V веке до н. э. он мог принимать около 40 тыс. зрителей. Размеры спортивного поля стадиона составляли 212 на 32 метра, а на беговой дорожке могли одновременно бежать двадцать человек.
Олимпийский ипподром имел внушительные размеры — свыше 700 метров в длину и более 300 метров в ширину.
Для тренировок спортсменов использовался Гимнасий — открытое сооружение с беговой дорожкой той же длины, что и на стадионе, окружённое колоннадой. Рядом находилась Палестра — квадратное сооружение с внутренним двором для тренировок в борьбе, кулачном бою и других видах спорта.
В IV веке до н. э. архитектором Леонидом был построен «Леонидойон», выполнявший функцию олимпийской деревни. Здание состояло из центрального двора, окруженного перистилем из 44 колонн, в который выходили комнаты со всех четырёх сторон. Снаружи здания находилась непрерывная колоннада из 138 ионических колонн.
Поскольку Олимпийские игры имели важное религиозное значение, в Олимпии находилась система храмов и святилищ.
После запрета игр сооружения пришли в упадок, были разрушены двумя мощными землетрясениями в VI веке, а ипподром был полностью уничтожен во время наводнения.

Закат Олимпийских игр

Во втором веке до н.э. Олимпийские игры начали терять свою большую значимость, превратившись в соревнования местного масштаба. Это связано с завоеванием древней Греции римлянами. Причинами потери былой популярности считают несколько факторов. Одним из них называют профессионализм атлетов, когда игры стали, по сути, коллекционированием побед со стороны олимпиоников.
Римляне, под чьим господством оказалась Греция, спорт воспринимали исключительно как зрелище, соревновательный дух Олимпиады им не был интересен.

Кто запретил Олимпийские игры в древней Греции

Прекращение тысячелетней истории Олимпийских игр стало следствием изменения религии. Они были тесно переплетены с греческими языческими богами, поэтому их проведение стало невозможным после принятия христианской веры.

Исследователи связывают запрет Олимпийских игр с неким римским императором, Феодосием. Именно он издает в 393 году н.э. свод законов, запрещающих язычество, и Олимпийские игры в соответствиями с этими новыми законодательными актами становятся полностью запрещенными. Лишь спустя столетия, в 1896 году происходит возрождение традиции проведения спортивных Олимпийских игр, ранее в предыдущих уроках, мы уже рассказывали о том кто их возрождал и как они проходили.

Олимпийские игры

Для древних греков Олимпийские игры существовали с мифических времен, но нельзя с уверенностью определить точное время их открытия. Первая Олимпиада была проведена в 776 г. до н.э., и именно в этом году была составлена ​​первая точная хронология греческой истории. Это потому, что после этой даты имена всех олимпийских победителей были официально зарегистрированы. Коройбос, повар из Элиды, сохранил свое имя для потомков как первый победитель игр в гонке на один этап. Атлетические игры проводились каждые четыре года во второе (или, возможно, первое) полнолуние в августе, а празднества длились пять дней.

В играх имели право участвовать только свободные греки-мужчины, и они прибыли со всех уголков Средиземноморья, включая колонии Великой Греции и Понта. Спортсмены соревновались обнаженными, в атмосфере уважения к соперникам и, прежде всего, соблюдения правил. Рабы и женщины были запрещены в святилище под страхом смерти. Однако женщинам было разрешено спонсировать мероприятия, команды, спортсменов и пожертвования по обету. Кроме того, девушки соревновались в своих собственных спортивных соревнованиях в Олимпии, которые также проводились каждые четыре года, а в 632 году были введены соревнования с исключительными видами спорта для мальчиков9. 0003

По сути, с самого начала Олимпийские игры отражали ценности, которые должны были характеризовать греческую цивилизацию в течение следующих пятисот лет. Во-первых, во время игр враждующие греки должны были прекратить все боевые действия, поскольку участие в мирных собраниях было обязательным. С этой целью официальные лица из Олимпии заблаговременно объехали всю Грецию, чтобы объявить о собрании и провозгласить ekecheiria , прекращение всех военных действий (на срок до трех месяцев), чтобы все участники могли найти безопасный проход в святилище.

Что еще более важно, игры отражали идеалы греков, которые вызывали у них восхищение на протяжении тысячелетий: свободный человек, стремящийся достичь совершенства посредством agon (борьбы или состязания), регулируемого справедливыми законами. Как и в играх, греки в своей повседневной жизни интенсивно соревновались друг с другом в политической сфере, в экономике и на поле боя. Они соревновались, придавая огромное значение ценности личности и соблюдая верховенство закона, которое было превыше всего.

Первоначально игры были местным делом, и единственным соревнованием был спринтерский забег, но в 8-м и 7-м веках до н.э. были добавлены соревнования по борьбе, боксу и конному спорту, а также пятиборье прыжок, метание диска и копья, борьба), а также панкратион, который был жестокой формой бокса, практически не соблюдавшей правил. Олимпийские игры в Древней Греции также включали в себя конкурсы стихов и сочинений, и они служили мирной площадкой, на которой греки обсуждали и заключали соглашения по военным, коммерческим и политическим вопросам.

Олимпия объявила игры и выбрала группу хелланодикаев (официальных лиц игры), которые руководили подготовкой к соревнованиям и спортсменами. Участники готовились к соревнованиям десять месяцев, а последний месяц перед началом игр проживали и тренировались в Олимпии. Во время игр тысячи посетителей приезжали в Олимпию, создавая многолюдную сцену с народными лагерями везде, где они могли найти место, чтобы расстелить свое одеяло. Большинство даже не смогли увидеть спортивные соревнования, поскольку стадион с ограниченной вместимостью был полностью занят ранними скваттерами.

В то время как современные Олимпийские игры представляют собой своего рода переполненный цирк, улучшенная инфраструктура в области транспорта, канализации, архитектуры и контроля толпы делает их почти сносным занятием для зрителей. Однако древнее собрание, должно быть, было очень интуитивным делом, ярко описанным Эпиктетом (глава 6):

и хлопотно в жизни. А в Олимпии их нет? Вы не обожженный? Вас не теснит толпа? Вы не без удобного средство для купания? Ты не промокнешь, когда идет дождь? Разве у вас нет изобилия шума, гама и других неприятных вещей? Но я полагаю, что противопоставляя все это великолепию зрелища, ты терпишь и терпишь»

Победа на Олимпийских играх приносила спортсмену славу и большую честь. После каждого события глашатай объявлял победителей, и они были награждены скромным венком. По завершении игр всех победителей чествовали в Пританионе, а тем, кто выиграл в трех соревнованиях, было разрешено посвятить скульптуру своего подобия в Альтисе. Почтение к победителям распространялось на их большую семью и город их происхождения. Родные города этих победителей купались в лучах славы своих Olympionkikes (победители Олимпийских игр) и даровали им почести и привилегии, такие как бесплатные обеды на всю жизнь. Традиция гласит, что города приветствуют своих олимпийских победителей, символически снося часть своих оборонительных стен.

Во времена Римской империи Тиберий выиграл гонку на колесницах в 4 г. до н. э., и по скандальному повороту событий 211-я Олимпиада была отложена до 69 г. н. э., чтобы император Нерон мог принять участие в специальном музыкальном соревновании и гонке на колесницах. Он выиграл гонку, выставив десять лошадей, в то время как все участники могли использовать четыре. В конце концов он был объявлен победителем, хотя и отказался от гонки, но позже рекорды были удалены.

Поскольку игры были объединены с поклонением Зевсу — языческому богу — они не были одобрены христианами поздней Римской империи и были запрещены в 393 г. н.э. императором Феодосием I в его стремлении очистить все языческие праздники. . Он также приказал разрушить храмы Олимпии, и вскоре святилище вместе с Олимпийскими играми было забыто.

Но через 1500 лет после запрета Феодосия возрождение современных Олимпийских игр началось в 1896 году, когда в Афинах были созваны первые современные Олимпийские игры под патронажем и руководством французского барона Пьера де Кубертена. По этому случаю эллинистический панафинейский стадион был отремонтирован для проведения игр в Афинах. Первым греком, выигравшим современные игры, был Спиридон Луис, продавец воды, выигравший марафон.

С 1896 года Олимпийские игры проводятся каждые четыре года в разных странах (прерванные только двумя мировыми войнами), и они стали одним из крупнейших спортивных зрелищных мероприятий в мире, принося миллиарды долларов дохода и пользуясь широким спросом. участие подавляющего большинства народов. Как дань их древним корням, перед каждым олимпийским соревнованием зажигается олимпийский огонь в древней Олимпии, в храме Геры. В образной хореографии, изображающей древних весталок, олимпийский факел зажигается солнечными лучами, сконцентрированными вогнутым зеркалом на его кончике. Затем из Олимпии это пламя отправляется в праздничной эстафете в страну, где проводятся игры, и в конце концов зажигает сложный котел, чтобы отметить начало игр. Пламя горит на протяжении всей Олимпиады, а его угасание знаменует собой ее закрытие.

Афины, Греция, снова принимали Олимпийские игры в 2004 году. Во время этих игр в древней Олимпии проводились соревнования по толканию ядра.

 

См. также:
История Олимпии

Археологические раскопки Олимпии и фотографии

 

Есть несколько моментов, в которых древние Олимпийские игры отличаются от глобальных соревнований, которые мы знаем сегодня. В преддверии Олимпийских игр в Токио Зина Джаннопулу, доцент кафедры классики UCI, подробно рассматривает четыре аспекта, в которых сегодняшние соревнования контрастируют с их древними предшественниками.

Религия

Древние Олимпийские игры были не только спортивным соревнованием, но и религиозным праздником. Первые в истории Олимпийские игры, состоявшиеся в 776 г. до н. э., включали только одно спортивное соревнование: забег на 600 футов, победителем которого стал повар Коройбос. Мероприятие было посвящено Зевсу, главному греческому богу. Вплоть до 393 г. н. э., когда античные Олимпийские игры были запрещены римским императором Феодосием I, спортсмены и зрители собирались в Олимпии каждые четыре года (цикл под названием «Олимпиада»), чтобы почтить Зевса посредством спорта, жертвоприношений и гимнов. Напротив, современные Олимпийские игры, начавшиеся в 189 г.6, представляют собой светское мероприятие, продвигающее национальную и культурную самобытность принимающей стороны в международном контексте.

Визуальные символы Олимпийских игр

  • Логотип из пяти переплетенных колец одинакового диаметра синего, желтого, черного, зеленого и красного цветов, который представляет пять континентов как единое целое, был разработан бароном Пьером. де Кубертен в 1913 году.
  • Современное изобретение, вдохновленное древнегреческой практикой, Эстафета олимпийского огня знаменует начало Олимпийских игр и передает послание мира и дружбы на своем пути. Впервые она была исполнена в 1936 Олимпиада в Берлине.
  • Три медали впервые были вручены на Олимпийских играх 1904 года в Сент-Луисе. Медали для каждой олимпиады имеют свой отличительный дизайн. Золотые медали состоят из не менее 92,5% серебра и должны быть покрыты не менее 6 г золота.
  • Оливковый венок (котинос) представляет собой ветвь листьев дикой оливы со священного дерева в Олимпии, переплетенные в форме круга. Котинос — главная награда победителям древних Олимпийских игр.

Атлеты

Спортсмены («борцы за приз») на древних Олимпийских играх были любителями, поскольку греки считали профессионализм несправедливым преимуществом перед теми, кто не мог позволить себе роскошь очных тренировок. Чтобы стереть социальные маркеры и способствовать легкости движений, древние спортсмены соревновались в обнаженном виде (гимнастка происходит от gymnos , что означает «голый»). До 1970-х годов соревнования на Олимпийских играх были зарезервированы для любителей, теперь определяемых как «спортсмены, которым не платят за занятия спортом». Со временем, благодаря корпоративной поддержке и спонсорству, олимпийские виды спорта позволили соревноваться профессионалам, в том числе в боксе (с 2016 года).

Призы

Древние олимпийские победители считались героями. Они были увенчаны котинос , носили ленты вокруг рук и головы и держали пальмовые ветви. Их пронесли на сильных плечах по стадиону, под бешеные возгласы, до самого города, где они благодарили богов и участвовали в публичных пиршествах. Их города-государства часто платили за статуи или портреты в их честь и давали им значительные материальные вознаграждения. Афинский победитель, например, получал до 500 драхм, древнегреческую валюту и пожизненное бесплатное питание в мэрии, в то время как другие почести включали пожизненную пенсию и специальные места на общественных мероприятиях. На современных Олимпийских играх победители получают три медали — золото для победителя, серебро для первого занявшего второе место и бронзовое для второго занявшего второе место, которые переводятся в денежные призы.

Забавные факты

  • Металл каждой медали представляет одну из эпох человека в греческой мифологии. Боги и смертные жили в мире и согласии в золотой век. Люди серебряного века были наглыми и менее благородными, чем их собратья из золотого века. Наконец, люди бронзового века были склонны к насилию и носили доспехи, выкованные из бронзы.
  • 28-летний американский пловец Майкл Фелпс обладает наибольшим количеством олимпийских медалей на сегодняшний день. Рекорд по наибольшему количеству медалей у женщин принадлежит Лариса Латынина , советская спортивная гимнастка, 18 лет.
  • Спортсмены-победители часто фотографируются закусывающими свои медали . Обычно это делается по просьбе фотографа и основано на старой практике надкусывания золота для проверки его чистоты и подлинности.
  • Олимпийский девиз , «Быстрее, выше, сильнее» (на латыни «Citius, Altius, Fortius»), был официальным девизом Игр с 1894 года. В ответ на пандемию COVID-19 девиз был изменено на «Быстрее, выше, сильнее — вместе».


Ценности

Для древних греков спортивные достижения были высшим проявлением kalokagathia , гармонии тела и разума, проявляющейся в физической красоте и добродетельном поведении. Древнегреческая легкая атлетика дала современным Олимпийским играм представление о том, что достоинства, лежащие в основе спортивного мастерства, важнее, чем само спортивное мастерство: спортсмены, побеждающие нечестным путем, считались вредными для общества, и теперь медали тех, кто соревнуется на допинге, аннулируются. Возможность для спортсменов продемонстрировать такие достоинства, как мужество, настойчивость и самопожертвование, перед большой аудиторией, а также их роль в объединении сообщества и болельщиков были одним из основных элементов Олимпийских игр с древних времен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *