Влияние физических упражнений на основные системы организма: Влияние занятий физкультуры на основные системы организма – Влияние занятий физкультуры на основные системы организма (стр. 1 из 3)

Содержание

Влияние занятий физкультуры на основные системы организма

Доклад: Влияние занятий физкультуры на основные системы организма

Введение.

Физические упражнения дают человеку чувство бодрости, жизнерадостности, улучшают настроение, что благотворно сказывается на функции центральной нервной системы, которая, в свою очередь, регулирует все жизненные процессы. Люди, страдающие неврозами, начав заниматься физкультурой, отмечают значительное улучшение эмоционального состояния.

Для того чтобы понять, почему занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, необходимо выяснить какое влияние оказывают физические упражнения на различные системы органов человека.

Воздействие физических упражнений 
на сердечно-сосудистую систему

В состав сердечно — сосудистой системы входят: кровь, сосуды, сердце. Кровь является одним из важнейших компонентов данной системы, ее значение велико для нашего организма. Она выполняет ряд функций:

1. Питательная.

2. Выделительная

3. Защитная

4. Регуляторная

5. Транспортная.

Сердце — это центральный орган ССС человека, располагается в грудной клетке. Сердце является источником движения крови, насос и мотор в одном органе. Работа сердца состоит из отдельных фаз: сокращение сердца — систола, расслабления – диастола.

Работа сердечной мышцы тесно связана с работой всех остальных мышц: чем больше они «трудятся», тем больше нужно работать и сердцу. Ясно, что, развивая и тренируя свои мышцы во время занятий физическими упражнениями, мы также развиваем и укрепляем сердечную мышцу. Так, учеными установлено, что в покое у людей, не занимающихся физической культурой и спортом, при каждом сокращении сердце выбрасывает 50-60 см3 крови. У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, в покое при каждом сокращении сердце выбрасывает до 80 см3 крови.

Нетренированное сердце отвечает на физическую нагрузку резким учащением сокращений, а тренированное (даже при большой физической нагрузке) бьется значительно реже, но зато начинает сильнее сокращаться и полностью обеспечивает усиленную потребность организма в кислороде. Сердце меньше устает, лучше питается, нуждается в меньшем отдыхе.

У тех, кто постоянно занимается физической культурой, сердце легче приспосабливается к новым условиям работы.

Важными показателями, оценивающими состояние ССС, являются ЧСС (частота сердечных сокращений) и АД (артериальное давление).

Пульс является важным, простым и информативным показателем состояния организма. Частота пульса – интегральный показатель сдвигов в организме, он довольно точно представляет уровень физической нагрузки. Для оценки реакции ССС используется проба с 20 приседаниями, ортостатическая проба.

При изменении положения тела с горизонтального до вертикального, изменяются условия циркуляции крови, на которые ССС реагирует учащением пульса, что служит для оценки адаптационной реакции. У обследуемого лежа измеряется ЧСС (уд/мин), после чего он спокойно встает. В первые 15 с после вставания снова измеряется ЧСС. По разнице ЧСС лежа и стоя как раз и судят о состоянии ССС на небольшую нагрузку при изменении положения тела. Так, разница до 10 уд/мин свидетельствует о хорошем физическом состоянии и тренированности, а более 20 уд/мин – о переутомлении и неудовлетворительном состоянии.

Так же используется проба с 20 приседаниями. В состоянии покоя, в положении сидя, подсчитывается пульс в течение 10 с. Затем проделываются 20 приседаний за 30 с. После приседаний в положении сидя подсчитывается пульс в первые 10 с. Учитывается не только ЧСС, но и то, как быстро пульс сможет восстановиться до исходного состояния. Чем быстрее это произойдет, тем лучше состояние ССС.

Физические упражнения и система дыхания

Если сердце представляет собой насос, перекачивающий кровь и обеспечивающий ее доставку ко всем тканям, то легкие — главный орган дыхательной системы — насыщают эту кровь кислородом.

Физические упражнения увеличивают поступление кислорода 
в организм, активизируют функцию дыхания. При вдохе легче осуществляется доставка кислорода из воздуха к легким и далее через кровь ко всем тканям организма, при выдохе удаляются продукты обмена, и в первую очередь углекислота.

Под влиянием физических упражнений увеличивается количество воздуха, вентилируемого легкими. Дыхательные мышцы, которые в значительной мере обусловливают качество вдоха, становятся сильнее, реберные хрящи эластичнее. Увеличивается экскурсия грудной клетки, которая определяется разностью ее окружности на полном вдохе и полном выдохе.

Основные физиологические характеристики дыхания:

1. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанный после максимального вдоха.

2. Мощность вдоха-выдоха.

3. Частота дыхания

4. Легочный газообмен.

Если у людей, не занимающихся физическими упражнениями, экскурсия грудной клетки равняется 4-6 см, то у физкультурников она составляет 8-10 см. Физические упражнения повышают потребность организма в кислороде и заставляют легкие усиленно работать. Благодаря этому объем легких значительно увеличивается, они могут пропускать большие массы воздуха, что ведет к обогащению крови кислородом. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется специальным прибором — спирометром, который определяет в кубических сантиметрах объем выдыхаемого воздуха после максимального вдоха. Чем больше этот объем, тем лучше развит дыхательный аппарат. У нетренированных людей средняя величина ЖЕЛ равна 3-4 л, у тренированных до 6 л.

Хорошо развитый дыхательный аппарат — надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком снабжения их кислородом. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) — это первый этап на пути к улучшению здоровья.

У тренированного человека система внешнего дыхания работает более экономично. Так, частота дыхания с 15-18 вдохов в минуту снижается до 8-10, при этом несколько возрастает его глубина. 
Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода.

Возрастающая при мышечной активности потребность организма в кислороде «подключает» к решению энергетических задач незадействованные до этого резервы легочных альвеол. Это сопровождается усилением кровообращения в тканях вступивших в работу органов 
и повышением аэрации (насыщенность кислородом) легких. Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет их. 
Кроме того, хорошо «проветриваемая» при физических усилиях легочная ткань менее подвержена заболеваниям, чем та, которая аэрирована слабее и потому хуже снабжается кровью. Известно, что в местах, где легочная ткань обескровлена, чаще всего возникают воспалительные очаги. И напротив, повышенная вентиляция легких оказывает целительное действие при некоторых хронических легочных заболеваниях.

Недостаточно развитый аппарат внешнего дыхания может способствовать развитию различных болезненных нарушений в организме, ибо недостаточное поступление кислорода влечет за собой повышенную утомляемость, падение работоспособности, снижение сопротивляемости организма и рост риска заболеваний. Такие распространенные болезни, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, нарушение кровообращения головного мозга, так или иначе связаны с недостаточным поступлением кислорода.

Насколько важно повысить использование кислорода, настолько же важно выработать устойчивость организма к гипоксии, 
то есть кислородному голоданию тканей. Потому что возникающие при этом неблагоприятные изменения, которые вначале являются обратимыми, затем ведут к заболеваниям. При гипоксии страдает 

в первую очередь центральная нервная система: нарушается тонкая координация движений, появляется головная боль, сонливость, 
теряется аппетит. Затем снижаются обменные процессы, угнетаются функции внутренних органов. Наступает быстрая утомляемость, слабость, падает работоспособность. Длительное воздействие гипоксии часто приводит к необратимым изменениям в сердце, печени, ускоренному развитию атеросклероза, раннему старению.

Как выработать устойчивость организма к недостатку кислорода? Рецепт прежний — тренировкой. Отличный тренировочный эффект дает продолжительное пребывание в горах на высотах 1500-2500 м, 
где содержание кислорода (порциональное давление) в атмосферном воздухе снижено. Одним из способов является дыхательная гимнастика, в которую включаются упражнения с волевой задержкой дыхания. Наилучшим же средством является опять-таки физические нагрузки, которые приводят организм в состояние высокой устойчивости к недостатку кислорода.

Таким образом, физические нагрузки оказывают как бы двойной тренирующий эффект: повышают устойчивость к недостатку кислорода и, увеличивая мощность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют лучшему его усвоению. Работа системы внешнего дыхания становится более экономичной, снижается вероятность заболевания легочными и связанными с недостаточным поступлением кислорода болезнями.

Для определения функциональных возможностей дыхательной системы используются следующие пробы:

Проба Штанге. В положении сидя делается полный вдох и выдох, затем снова вдох и задержка дыхания. Фиксируется время задержки дыхания. При задержки на 60 с и более – оценка для мужчин – «отлично», менее 40 с – «плохо», а у женщин на 10 с меньше. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 40-55 с. А спортсмены на 60-90 с и более. Чем лучше человек подготовлен, тем на большее время он может задерживать дыхание.

Проба Генче. Заключается в задержке дыхания после выдоха. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание 25-30 с, спортсмены 60 с и больше. Задержка дыхания 50-60 с расцениваются как отлично, 35 и больше- хорошо, 34-20 – удовлетворительно, 10-19 – плохо, меньше 10 – очень плохо.

Влияние физкультуры 
на опорно-двигательный аппарат

Опорно-двигательный аппарат состоит из костного скелета, мышц, связок и сухожилий. Мускулатура внутренних органов и сосудов, характеризующаяся медленными сокращениями и большой выносливостью, является гладкой. Мускулатура сердца и скелетная мускулатура – поперечно-полосатые.

Скелетная мускулатура — главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Она отлично поддается тренировке и быстро совершенствуется.

Хорошо и гармонично развитая мускулатура, обеспечивает способность мышц в широком диапазоне напрягаться, расслабляться и растягиваться помогает человеку иметь прекрасную внешность. К тому же хорошее телосложение, как правило, соответствует и более крепкому здоровью, обеспечивает лучшие функции внутренних органов.

Так, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется кровоснабжение мозга и т.д. Хорошо же развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Тренированные мышцы спины, например, укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают «выпадение» межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Слабо развитая дыхательная мускулатура не в состоянии обеспечить хорошую вентиляцию легких, и наоборот, именно активность дыхательной мускулатуры совершенствует систему дыхания в процессе роста и развития организма. Словом, укрепление мышечной системы не только формирует красивую внешность, 
но и несет здоровье.

Выполняя свою работу, мышцы нашего тела одновременно совершенствуют и функции практически всех внутренних органов. 
В самом деле, если при большой физической активности обменные процессы в мышцах возрастают в десятки раз, то это увеличение должно быть обеспечено ростом активности других органов и систем, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. 
Обязательно вовлекаются в процесс центральная и вегетативная нервные системы, стимулируется работа печени — основной биохимической лаборатории организма, так как многие процессы, осуществляющие деятельность мускулатуры, происходят именно там.

Кроме того, известна и прямая функциональная связь работающих скелетных мышц и сердца посредством гуморальной 
(то есть через кровь) регуляции. Установлено, что на каждые 100 мл повышения потребления кислорода мышцами при нагрузке отмечается рост минутного объема сердца на 800 мл, следовательно, можно сказать, что в определенной мере работа мышц «настраивает» работу сердца.

Происходящие в мышцах разнообразные биохимические процессы в конечном итоге отражаются на функции всех органов и систем. Так, в мышцах происходит активное накопление аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит аккумулятором энергии в организме, причем процесс накопления ее находится в прямой зависимости от деятельности мышц и поддается тренировке.

Мышцы играют роль вспомогательного фактора кровообращения. Широко известно, что для стимуляции венозного кровотока у больных варикозным расширением вен (болезнь, связанная с врожденной слабостью венозной стенки) полезна дозированная ходьба. Она уменьшает отеки, так как сокращающиеся мышцы ног как бы подгоняют, выжимают и подкачивают венозную кровь к сердцу.

Мышцы человека постоянно вибрируют (даже в состоянии покоя), что помогает сердцу нагнетать кровь и в итоге значительно стимулирует кровообращение.

Эта система вспомогательного кровообращения великолепно поддается тренировке с помощью физических упражнений и, будучи активно включенной в работу, многократно усиливает физическую работоспособность. Отсутствие же регулярных физических нагрузок хотя бы в течение 2-3 дней быстро «растренировывает» систему микронасосов.

Мышечное волокно характеризуется следующими основными физиологическими свойствами: возбудимостью, сократимостью 
и растяжимостью. Эти свойства в различном сочетании обеспечивают нервно-мышечные особенности организма и наделяют человека физическими качествами, которые в повседневной жизни 
и спорте называют силой, быстротой, выносливостью и т.д. Они отлично развиваются под воздействием физических упражнений.

Сила лучше и быстрее других качеств растет под воздействием физических нагрузок. При этом мышечные волокна увеличиваются 
в поперечнике, в них в большом количестве накапливаются энергетические вещества и сократительные белки, мышечная масса растет.

Физическая сила скелетных мышц зависит не только от величины мышечной массы, толщины мышечных волокон и количества участвующих в работе двигательных единиц (нервная клетка 
и мышечное волокно, которым она управляет), но и, что очень важно, от согласованности их действий. Хорошо отлаженное, отрегулированное взаимодействие работающих мышц обусловливает правильные координированные движения. Высококоординированные движения в обычной жизни позволяют мышцам работать экономно, когда в движении участвует только минимум нужных двигательных единиц, другие же отдыхают.

Мышечная система функционирует не изолированно. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредствам сухожилий и связок. Развиваясь, мускулатура укрепляет эти образования. Кости становятся более прочными и массивными, сухожилия и связки – крепкими и эластичными. Толщина трубчатых костей возрастает за счет новых наслоений костной ткани, вырабатываемой надкостницей, продукция которой увеличивается 
с увеличением физической нагрузки. В костях накапливается больше солей кальция, фосфора, питательных веществ. Чем больше прочность скелета, тем надежнее защищены внутренние органы 
от внешних повреждений.

Увеличивается способность мышц к растяжению, в результате возросшей эластичности связок совершенствуются движения, увеличивается их амплитуда, расширяются возможности адаптации человека к различной физической работе.

Таким образом, хорошо и гармонично развитая при помощи физических упражнений мускулатура обеспечивает человеку 
не только прекрасную внешность, но и лучшую функцию внутренних органов. Происходящие в мышцах разнообразные процессы 
в конечном итоге благоприятно отражаются на работе всех органов 
и систем. Физические нагрузки способствуют укреплению связок, сухожилий, костей и увеличению их прочности.

Физическая культура и нервная система

Влияние физической активности на нейроэндокринную систему внешне слабо выражено. По этой причине приходится иной раз сталкиваться с утверждением, будто физическая активность идет 
в ущерб интеллектуальному развитию, так как работающие мышцы, усиливая потребление крови, забирают ее у мозга, и деятельность последнего от этого якобы ухудшается.

Результаты научных исследований говорят о другом. В связи 
с физической нагрузкой кровоток в мышцах действительно увеличивается многократно. Но мозг при этом совершенно не страдает, поскольку кровоток увеличивается в результате возросшего минутного объема сердца и частично вследствие перераспределения крови. Установлено, что в состоянии покоя скелетные мышцы потребляют 21% минутного объема кровообращения, органы брюшной полости — 24%, а мозг — 13%. И если минутный объем сердца составит 5800 мл, то абсолютные цифры потребления крови будут соответственно для скелетных мышц – 1200 мл, органов брюшной полости — 1400 мл, а мозга – 750 мл в минуту. При средней физической нагрузке (минутный объем приближенно равен 17500 мл) скелетные мышцы получают 71% (12500 мл), органы брюшной полости — 3% (600 мл), мозг — 4% (750 мл). Таким образом, уменьшился лишь процент потребления крови от общего возросшего кровотока, абсолютная же величина мозгового кровотока практически не изменяется при любых физических нагрузках.

Некоторые исследователи считают, что мозговой кровоток даже улучшается под воздействием физической деятельности и связанной с ней гипервентиляцией легких, поскольку верхушки легких, ритмически заполняясь воздухом при нормальном увеличении дыхания, массируют крупные сосуды, отходящие от аорты и питающие мозг, что стимулирует продвижение крови к мозгу.

Под влиянием регулярных физических нагрузок кровоснабжение мозга не только не страдает, но даже улучшается. Систематические занятия физкультурой улучшают общее состояние нервной системы 
на всех ее уровнях (кора головного мозга, подкорка, нервно-мышечный аппарат). При этом отмечаются большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, поскольку нормализуются процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физической деятельности мозга. В результате частых повторений определенных двигательных приемов создаются новые очаги возбуждения, между которыми устанавливается временная условно-рефлекторная связь. Появление таких стойких центров возбуждения в коре головного мозга помогает подавлять другие патологические очаги возбуждения, связанные, к примеру, с болезнью и поддерживающие ее. Так, при некоторых неврозах физкультура заставляет отступить болезнь.

Физическая активность расширяет пластичность нервной системы, ее способность приспосабливать организм к новой обстановке, новым видам деятельности и исключительно благотворно влияет на психическую деятельность человека: повышается его эмоциональный тонус, появляется бодрость, жизнерадостность, уверенность в себе.

Исключительно большое влияние оказывает физкультура на вегетативную нервную систему, управляющую функцией внутренних органов. Она состоит из двух отделов: симпатического и парасимпатического.

Симпатический отдел нервной системы тесно связан с надпочечниками, выделяющими биологически активные вещества: адреналин и норадреналин. Симпатико-адреналовая система играет основную роль в механизме адаптации к стрессовым ситуациям.

В процессе регулярных занятий физкультурой симпатико-адреналовая система перестраивается, совершенствуется и мобилизует большое количество гормонов адаптации. К ним относятся адреналин, норадреналин и кортикостероиды, вырабатываемые корковым веществом надпочечников. Это главные гормоны, управляющие всей энергетикой организма и обеспечивающие его адаптацию в основных фазах стресса.

Физическая нагрузка, сама являясь стрессом, но физиологическим, постепенно и дозированно воздействуя на механизмы защиты, тренирует их, развивает, увеличивает резервы. Таким образом, физические упражнения развивают и укрепляют симпатико-адреналовую систему, увеличивая в итоге способность организма противостоять любым экстремальным воздействиям, будь то переохлаждение, болезнь или нервно — психическое перенапряжение. Повышенный функциональный уровень нейроэндокринной системы при отсутствии стрессовых ситуаций повышает работоспособность человека, увеличивает заряд бодрости и оптимизма.

Регулярные занятия физической культурой тренируют и парасимпатический отдел нервной системы, приучают организм экономно расходовать и распределять резервы.

Заключение

Физические нагрузки, представляющие собой мощный источник стимулирующих влияний на обмен веществ и деятельность важнейших функциональных систем, являются средством целенаправленного воздействия на организм. Такое воздействие может быть использовано в борьбе с так называемыми процессами обратного развития (инволюцией), в частности в борьбе с преждевременным старением и за активное долголетие.

Тренированный организм более устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды: охлаждению, перенагреванию, колебаниям атмосферного давления, инфекциям. Повышенная устойчивость (резистентность) к инфекциям связана с ростом клеточного иммунитета: в большом количестве вырабатываются специальные клетки крови — макрофаги, которые уничтожают возбудителей многих болезней. Иммунная система защищает организм не только от инфекций: она атакует и уничтожает любые чужеродные клетки, 
в том числе опухолевые. Поэтому наличие мощных иммунных систем означает снижение опасности раковых заболеваний.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние физических упражнений на организм человека очень велико. Систематические занятия физической культурой укрепляют нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы. Их работа становится более экономичной. Предотвращается заболевание многими болезнями, укрепляется здоровье, повышается общая работоспособность, воспитывается ряд очень важных волевых качеств: инициативность, решительность, смелость, настойчивость и другие.

Всем известно благотворное влияние физических упражнений на организм человека, однако далеко не все занимаются физкультурой, ссылаясь на недостаток 

Влияние занятий физкультуры на основные системы организма (стр. 1 из 3)

Введение.

Физические упражнения дают человеку чувство бодрости, жизнерадостности, улучшают настроение, что благотворно сказывается на функции центральной нервной системы, которая, в свою очередь, регулирует все жизненные процессы. Люди, страдающие неврозами, начав заниматься физкультурой, отмечают значительное улучшение эмоционального состояния.

Для того чтобы понять, почему занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, необходимо выяснить какое влияние оказывают физические упражнения на различные системы органов человека.

Воздействие физических упражнений
на сердечно-сосудистую систему

В состав сердечно — сосудистой системы входят: кровь, сосуды, сердце. Кровь является одним из важнейших компонентов данной системы, ее значение велико для нашего организма. Она выполняет ряд функций:

1. Питательная.

2. Выделительная

3. Защитная

4. Регуляторная

5. Транспортная.

Сердце — это центральный орган ССС человека, располагается в грудной клетке. Сердце является источником движения крови, насос и мотор в одном органе. Работа сердца состоит из отдельных фаз: сокращение сердца — систола, расслабления – диастола.

Работа сердечной мышцы тесно связана с работой всех остальных мышц: чем больше они «трудятся», тем больше нужно работать и сердцу. Ясно, что, развивая и тренируя свои мышцы во время занятий физическими упражнениями, мы также развиваем и укрепляем сердечную мышцу. Так, учеными установлено, что в покое у людей, не занимающихся физической культурой и спортом, при каждом сокращении сердце выбрасывает 50-60 см3 крови. У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, в покое при каждом сокращении сердце выбрасывает до 80 см3 крови.

Нетренированное сердце отвечает на физическую нагрузку резким учащением сокращений, а тренированное (даже при большой физической нагрузке) бьется значительно реже, но зато начинает сильнее сокращаться и полностью обеспечивает усиленную потребность организма в кислороде. Сердце меньше устает, лучше питается, нуждается в меньшем отдыхе.

У тех, кто постоянно занимается физической культурой, сердце легче приспосабливается к новым условиям работы.

Важными показателями, оценивающими состояние ССС, являются ЧСС (частота сердечных сокращений) и АД (артериальное давление).

Пульс является важным, простым и информативным показателем состояния организма. Частота пульса – интегральный показатель сдвигов в организме, он довольно точно представляет уровень физической нагрузки. Для оценки реакции ССС используется проба с 20 приседаниями, ортостатическая проба.

При изменении положения тела с горизонтального до вертикального, изменяются условия циркуляции крови, на которые ССС реагирует учащением пульса, что служит для оценки адаптационной реакции. У обследуемого лежа измеряется ЧСС (уд/мин), после чего он спокойно встает. В первые 15 с после вставания снова измеряется ЧСС. По разнице ЧСС лежа и стоя как раз и судят о состоянии ССС на небольшую нагрузку при изменении положения тела. Так, разница до 10 уд/мин свидетельствует о хорошем физическом состоянии и тренированности, а более 20 уд/мин – о переутомлении и неудовлетворительном состоянии.

Так же используется проба с 20 приседаниями. В состоянии покоя, в положении сидя, подсчитывается пульс в течение 10 с. Затем проделываются 20 приседаний за 30 с. После приседаний в положении сидя подсчитывается пульс в первые 10 с. Учитывается не только ЧСС, но и то, как быстро пульс сможет восстановиться до исходного состояния. Чем быстрее это произойдет, тем лучше состояние ССС.

Физические упражнения и система дыхания

Если сердце представляет собой насос, перекачивающий кровь и обеспечивающий ее доставку ко всем тканям, то легкие — главный орган дыхательной системы — насыщают эту кровь кислородом.

Физические упражнения увеличивают поступление кислорода
в организм, активизируют функцию дыхания. При вдохе легче осуществляется доставка кислорода из воздуха к легким и далее через кровь ко всем тканям организма, при выдохе удаляются продукты обмена, и в первую очередь углекислота.

Под влиянием физических упражнений увеличивается количество воздуха, вентилируемого легкими. Дыхательные мышцы, которые в значительной мере обусловливают качество вдоха, становятся сильнее, реберные хрящи эластичнее. Увеличивается экскурсия грудной клетки, которая определяется разностью ее окружности на полном вдохе и полном выдохе.

Основные физиологические характеристики дыхания:

1. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанный после максимального вдоха.

2. Мощность вдоха-выдоха.

3. Частота дыхания

4. Легочный газообмен.

Если у людей, не занимающихся физическими упражнениями, экскурсия грудной клетки равняется 4-6 см, то у физкультурников она составляет 8-10 см. Физические упражнения повышают потребность организма в кислороде и заставляют легкие усиленно работать. Благодаря этому объем легких значительно увеличивается, они могут пропускать большие массы воздуха, что ведет к обогащению крови кислородом. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется специальным прибором — спирометром, который определяет в кубических сантиметрах объем выдыхаемого воздуха после максимального вдоха. Чем больше этот объем, тем лучше развит дыхательный аппарат. У нетренированных людей средняя величина ЖЕЛ равна 3-4 л, у тренированных до 6 л.

Хорошо развитый дыхательный аппарат — надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком снабжения их кислородом. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) — это первый этап на пути к улучшению здоровья.

У тренированного человека система внешнего дыхания работает более экономично. Так, частота дыхания с 15-18 вдохов в минуту снижается до 8-10, при этом несколько возрастает его глубина.
Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода.

Возрастающая при мышечной активности потребность организма в кислороде «подключает» к решению энергетических задач незадействованные до этого резервы легочных альвеол. Это сопровождается усилением кровообращения в тканях вступивших в работу органов
и повышением аэрации (насыщенность кислородом) легких. Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет их.
Кроме того, хорошо «проветриваемая» при физических усилиях легочная ткань менее подвержена заболеваниям, чем та, которая аэрирована слабее и потому хуже снабжается кровью. Известно, что в местах, где легочная ткань обескровлена, чаще всего возникают воспалительные очаги. И напротив, повышенная вентиляция легких оказывает целительное действие при некоторых хронических легочных заболеваниях.

Недостаточно развитый аппарат внешнего дыхания может способствовать развитию различных болезненных нарушений в организме, ибо недостаточное поступление кислорода влечет за собой повышенную утомляемость, падение работоспособности, снижение сопротивляемости организма и рост риска заболеваний. Такие распространенные болезни, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, нарушение кровообращения головного мозга, так или иначе связаны с недостаточным поступлением кислорода.

Насколько важно повысить использование кислорода, настолько же важно выработать устойчивость организма к гипоксии,
то есть кислородному голоданию тканей. Потому что возникающие при этом неблагоприятные изменения, которые вначале являются обратимыми, затем ведут к заболеваниям. При гипоксии страдает
в первую очередь центральная нервная система: нарушается тонкая координация движений, появляется головная боль, сонливость,
теряется аппетит. Затем снижаются обменные процессы, угнетаются функции внутренних органов. Наступает быстрая утомляемость, слабость, падает работоспособность. Длительное воздействие гипоксии часто приводит к необратимым изменениям в сердце, печени, ускоренному развитию атеросклероза, раннему старению.

Как выработать устойчивость организма к недостатку кислорода? Рецепт прежний — тренировкой. Отличный тренировочный эффект дает продолжительное пребывание в горах на высотах 1500-2500 м,
где содержание кислорода (порциональное давление) в атмосферном воздухе снижено. Одним из способов является дыхательная гимнастика, в которую включаются упражнения с волевой задержкой дыхания. Наилучшим же средством является опять-таки физические нагрузки, которые приводят организм в состояние высокой устойчивости к недостатку кислорода.

Таким образом, физические нагрузки оказывают как бы двойной тренирующий эффект: повышают устойчивость к недостатку кислорода и, увеличивая мощность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют лучшему его усвоению. Работа системы внешнего дыхания становится более экономичной, снижается вероятность заболевания легочными и связанными с недостаточным поступлением кислорода болезнями.

Для определения функциональных возможностей дыхательной системы используются следующие пробы:

Проба Штанге. В положении сидя делается полный вдох и выдох, затем снова вдох и задержка дыхания. Фиксируется время задержки дыхания. При задержки на 60 с и более – оценка для мужчин – «отлично», менее 40 с – «плохо», а у женщин на 10 с меньше. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 40-55 с. А спортсмены на 60-90 с и более. Чем лучше человек подготовлен, тем на большее время он может задерживать дыхание.

Проба Генче. Заключается в задержке дыхания после выдоха. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание 25-30 с, спортсмены 60 с и больше. Задержка дыхания 50-60 с расцениваются как отлично, 35 и больше- хорошо, 34-20 – удовлетворительно, 10-19 – плохо, меньше 10 – очень плохо.

Влияние физических упражнений на основные системы организма

Сценарий урока изучения темы

«Влияние физических упражнений на основные системы организма»

Цель темы

Создать условия для овладения учащимися знаниями об основных системах организма и влиянии на них физических упражнений.

Задачи урока

— Знать, основные системы организма.

— Уметь контролировать воздействие физических упражнений на организм.

— Использовать полученные знания в практической деятельности для укрепления и сохранения здоровья.

Основные понятия

Понятия:

— опорно-двигательная система;

— пищеварительная система;

— кровеносная система;

— дыхательная система;

— выделительная система;

— нервная система;

— эндокринная система.

Межпредметные связи

Физическая культура, окружающий мир, биология.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Учебник «Физическая культура 5-7 класс», стр.20 — 23.

Тема: «Влияние физических упражнений на основные системы организма»

Презентация в программе Power Point «Влияние физических упражнений на основные системы организма».

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, прибор для измерения артериального давления (тонометр), прибор для измерения жизненной емкости легких (спирометр), секундомер, геометрические фигуры из бумаги (ромб, треугольник, круг разных цветов).

Этапы урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Информационные объекты

I этап

Организационный

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Учитель настраивает учащихся на продуктивную работу.

Здравствуйте, ребята.

— Тема сегодняшнего урока «Влияние физических упражнений на основные системы организма».

Демонстрация слайда 1.

— Для того чтобы осознанно и правильно укреплять свой организм, необходимо знать, как физические упражнения влияют на его рост и развитие.

— Ребята, а какие системы организма вы знаете? Сколько их всего?

— Человеческий организм состоит из опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной, эндокринной систем.

(Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 2 по щелчку).

— У каждой системы своё предназначение. Однако все они взаимосвязаны, и чем слаженней работают, тем лучше у человека здоровье.

— Как вы, ребята, считаете, оказывают ли физические упражнения на ваш организм?

— Занятие физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на работу и развитие всех систем организма, на его рост и развитие.

Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа. Тему урока.

Ответы учащихся.

Учащиеся дают определение основных систем организма.

— Всего их 7.

Ответы учащихся.

Слайд 1

Слайд 2hello_html_mde4db6e.png

hello_html_m2508301c.png

II этап

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и умений в определение основных систем организма

Учитель организует работу по определению основных систем организма, дает им определение и характеристики.

(Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 3-4 по щелчку).

— Как вы считаете, что составляет опорно-двигательную систему?

Опорно-двигательную систему составляют скелет и мышцы. В скелете человека примерно 200 костей, которые соединены между собой подвижными суставами. Мышцы прикрепляются к костям непосредственно или с помощью сухожилий. Скелет и мышцы обеспечивают движение тела. Кости приводятся в движение сокращением прикрепленных к ним мышц.

— Запишите, пожалуйста, определение опорно-двигательной системы в тетрадь.

— Назовите, пожалуйста, мне упражнения, которые влияют на различные группы мышц.

— Хорошо, давайте, поговорим о пищеварительной системе.

— Как вы, считаете, из чего она состоит?

(Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 5-6 по щелчку).

Пищеварительная система состоит из ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника, пищеварительных желез (слюнные, поджелудочная, печень и др.)

— Пищеварение необходимо для роста и восстановления организма, поддержания умственной и физической работоспособности, а также температуры тела.

— Пища содержит разнообразные питательные вещества, необходимые для жизни человека. В пищеварительной системе они переходят в растворимые вещества, которые легко всасываются в кровь и разносятся ею по всему организму.

-Давайте, запишем, как влияют физические упражнения на пищеварительную систему:

— Регулярные занятия физическими упражнениями, игры на свежем воздухе оказывают тонизирующее, укрепляющее, стимулирующее воздействие на органы пищеварительной системы и на весь организм в целом. Для улучшения пищеварения полезны упражнения для брюшного пресса, на гибкость, растяжение.

— А что вы можете сказать о кровеносной системе? Из чего она состоит?

(Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 7-9 по щелчку).

Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце своими сокращениями проталкивает кровь по сосудам ко всем органам и тканям, где происходит непрерывный обмен веществ.

— И как физические упражнения могут влиять на кровеносную систему?

— Чем лучше работает сердце, тем качественнее организм обогащается кислородом и освобождает от вредных веществ и углекислого газа ткани. Значительное воздействие на работу кровеносной системы оказывают такие физические упражнения, как кросс, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, туристические походы.

— В процессе занятий физическими упражнениями и спортом все системы начинают работать более экономично, происходит утолщение стенок сердца, увеличение его размера и веса.

— Какие вы знание способы измерения пульса?

— А как влияет нагрузка на пульс?

— И интенсивность нагрузки можно проверить из таблицы.

— Посмотрите, какая интенсивность при выполнении физических упражнений учащихся V-VII класса.

(Учитель демонстрирует слайд 10 по щелчку).

— Работа сердца считается хорошей, если пульс после физической нагрузки восстанавливается за 5-10 мин. До своего показателя в покое.

— Важным показателем здоровья и работы системы кровообращения является артериальное давление (АД). Измерить его можно прибором – тонометром.

Хороший показатель АД – 120/60 мм рт.с.

Учитель демонстрирует на ученике работу прибора – тонометра.

— Наш показатель АД – 110/55 мм рт.с.

— Как вы думаете, артериальное давление в норме? Понижено или повышено?

(Учитель предлагает ученикам измерить артериальное давление друг другу, работая в парах).

-Давайте перейдем к понятию «Дыхательная система».

(Учитель демонстрирует слайд 11 по щелчку).

Дыхательная система принимает участие в обеспечении организма кислородом?

— В спокойном состоянии человек делает 16-20 дыхательных движений в 1 мин. При таком темпе дыхания вдох осуществляется за счёт сокращения межреберных мышц и мышц диафрагмы.

(Учитель предлагает ученикам посчитать количество дыхательных движений за 1 минуту).

— Как вы думаете, что является важным показателем функции дыхательной системы?

— Жизненная емкость лёгких (ЖЕЛ). Она определяется максимальным количеством воздуха, которое может выдохнуть человек после максимального вдоха.

— Скажите, а можно ли измерить ЖЕЛ?

— Может кто-то знает, как называется данный прибор?

Учитель демонстрирует прибор спирометр, предлагает ученикам определить уровень ЖЕЛ.

Посмотрите на средние показатели ЖЕЛ учащихся 5-7 классов и сравните, пожалуйста, средние показатели со своими показателями.

(Учитель демонстрирует слайд 12 по щелчку).

— При выполнении физических упражнений резко возрастает потребность работающих мышц и мозга в кислороде. В покое через легкие проходят 6-7 л в 1 мин, а при выполнении таких упражнений, как бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах – до 120-130 л в 1 мин.

— Как вы думаете, какие изменения происходят в организме, благодаря физическим занятиям?

— Молодцы.

— Следующая система организма – выделительная.

(Учитель демонстрирует слайд 13 по щелчку).

— Кто может ответить, какова её функция?

— Выделительная система очищает организм от продуктов распада и удаляет лишнюю воду. Здесь большую роль играют почки – парные органы, лежащие в брюшной полости по обеим сторонам позвоночника на уровне поясницы.

— Может вы знаете, как помогают физические упражнения системе выделения с очищением организма?

(Учитель демонстрирует слайд 14 по щелчку).

— У человека потовые железы преимущественно расположены на лице, ладонях, подошвенных паховых и подмышечных поверхностях.

(Учитель демонстрирует слайд 15 по щелчку).

— Нервная система делится на центральную, к которой относятся головной и спинной мозг, и периферическую (нервные волокна, нервы, соединяющие нервные клетки между собой, а также нервные клетки во всех органах человека)

— Нервная система условно разделяется на соматическую, обеспечивающую регуляцию двигательного аппарата, и вегетативную, регулирующую протекание процессов обмена веществ, работу внутренних органов.

— Какова функция нервной системы?

(Учитель демонстрирует слайд 16 по щелчку).

— Для хорошего функционирования нервной системы рекомендуется заниматься бегом на свежем воздухе, плаванием в открытых водоёмах, ходьбой на лыжах, бегом на коньках. Всё это поможет улучшить состояние нервной системы, оздоровить работу всех органов и систем. Очень полезно для нервной системы закаливающие процедуры.

(Учитель демонстрирует слайд 17 по щелчку).

— Ребята, а что вы можете сказать об эндокринной системе человека?

— Эндокринная система участвует в регуляции функции всех клеток и тканей организма. Благодаря различным железам внутренней секреции эндокринная система вырабатывает и выделяет биологически активные вещества – гормоны.

(Учитель демонстрирует слайд 18 по щелчку).

— А что такое гормоны?

— Правильно. Гормоны могут тормозить или ускорять рост организма, половое созревание, физическое и психическое развитие, регулировать обмен веществ и энергии, деятельность внутренних органов.

— Занятия физическими упражнениями (утренняя зарядка, туристические походы, спортивные игры) помогают стабилизировать работу эндокринной системы. В процессе занятий увеличивается кровоток, обогащение организма кислородом, активизируются обменные процессы организма, улучшается настроение и аппетит.

(Учитель демонстрирует слайд 19 по щелчку).

Учитель организует проведение физкультминутки для глаз.

Ответы учащихся.

— Она состоит из скелета.

— Из мышц, они помогают нам ходить.

Ответы учащихся.

— Пресс, на мышцы живота.

— Отжимание от пола, подтягивание, на мышцы рук.

— Приседания, прыжки, на мышцы ног.

— Наклон: вперед, назад, в стороны.

Ответы учащихся.

Запись учащимися определения «Пищеварительная система» в тетрадь.

Ответы учащихся:

— Из крови и сосудов.

Запись учащимися определения «Кровеносная система» в тетрадь.

Ответы учащихся

Ответы учащихся.

— На запястье.

— На виске.

— Чем больше нагрузка, тем чаще пульс.

— Немного понижено.

— Дыхательная система выводит из организма углекислый газ. Большую роль в которой играют лёгкие, которые осуществляют обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью. Они располагаются в грудной клетке.

Объем наших легких.

— Да.

— Спирометр.

Учащиеся выполняют практическое задание. Определяют уровень жизненной емкости легких.

— Увеличиваются размеры грудной клетки, ее подвижность, возрастает ЖЕЛ, что позволяет успешнее выполнять упражнения, особенно на выносливость.

— При занятиях увеличивается кровоток, ускоряются обменные процессы во всех системах, повышается потовыделение, быстрее происходит восстановление организма.

— Она регулирует, объединяет, согласовывает деятельность всех систем организма.

— Любое нарушение связи между нервной системой и органами приводит к болезни.

— Она отвечает за наше развитие.

— Недостаток гормонов приводит в нарушении показателей роста и веса.

Слайд 3

hello_html_5fddae42.png

Слайд 4

Слайд 5

hello_html_3f2b8d.png

Слайд 6hello_html_680ce9bc.png

hello_html_m48791727.png

Слайд 7

hello_html_m4b08466e.png

Слайд 8

hello_html_m69a16f8a.png

Слайд 9

Слайд 10hello_html_4af2b9d9.png

hello_html_m5420338d.png

Слайд 11

hello_html_m209a3774.png

Слайд 12

Слайд 13hello_html_m3c0252ed.png

hello_html_4eb2d9eb.png

Слайд № 14

Слайд 15hello_html_6ab11486.png

Слайд 16hello_html_762005fd.png

Слайд 17hello_html_1ffd6131.png

hello_html_m5501b8f0.png

Слайд 18

hello_html_24763b8f.png

Слайд 19hello_html_5f63dd75.png

III этап

Первичная проверка понимания

(контрольно-оценочный компонент учебной деятельности)

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция

Учитель организует работу по первичной проверке понимания учащихся пройденного.

(Учитель демонстрирует слайд 20 по щелчку).

— Сейчас, ребята, я прошу вас ответить письменно на вопросы, изображенные на данном слайде.

— Какая система человека состоит из кровеносных сосудов и сердца?

-Важными показателями функции дыхательной системы являются…?

— Какие особые химические вещества вырабатывает эндокринная система?

-В какую систему человека входят желудок, ротовая полость и желудок?

Учитель организует работу учащихся по проверке самостоятельной работы.

(Учитель демонстрирует слайд 21 по щелчку).

— Теперь попрошу полученные результаты оценить и выставить себе оценку за работу.

Учащиеся выполняют самостоятельную письменную работу.

Слайд 20hello_html_m5a9cccf1.png

Слайд 21

hello_html_35eeb79.png

IV этап

Закрепление знаний

(контрольно-оценочный компонент учебной деятельности)

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Рефлексия

Учитель организует работу учащихся по оценке успешности и уровня овладения знаниями.

— Молодцы. Сейчас я прошу устно ответить на поставленные вопросы.

— Влияют ли занятия физическими упражнениями на основные системы нашего организма?

— В чем важность занятий физическими упражнениями для нашего организма?

Выводы, сделанные учащимися в результате совместной работы с учителем, обобщаются.

— В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой.

— Поднимите вверх геометрическую фигуру (кружочек, треугольник, ромб) для определения уровня вашей успешности на уроке.

— Спасибо. Вы хорошо поработали. Я вижу, что все поняли пройденный материал.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание:

Написать какое влияние оказывают физические упражнения на отдельные системы нашего организма.

Например:

На пищеварительную систему – укрепляющее и стимулирующее воздействие.

На кровеносную систему — …

Сдайте листочки с самостоятельной работой. Оценки за урок можете выставить в дневник.

Спасибо за урок!

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопрос, укрепляя свои знания по пройденной теме.

Учащиеся определяют уровень своей успешности.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Карточки сдают учителю.

Слайд 22

hello_html_655db07d.png

Влияние физических упражнений на организм человека

Полноценное здоровье человека зависит от большого количества факторов.

К таким факторам относятся состояние окружающей среды, социально-экономические, природные, биологические и так далее.

Как вы можете улучшить работу своего организма и продолжительность жизни?

Надо правильно организовывать свой режим труда, отдыха, сна, правильное питание и достаточные физические нагрузки, все это поможет вам на долгие годы сохранить высокую работоспособность, отличное здоровье и хорошее настроение.

В нашем современном мире почти у каждого человека снизилась двигательная активность, трудовая деятельность человека стала легче, потому что на предприятиях появилось много робототехники, а дома появились стиральные машинки, микроволновки, пароварки, которые облегчают наш повседневный труд.

В результате этого всего человек стал меньше двигаться, но не надо забывать, что движение — это жизнь.

Если вы мало двигаетесь и у вас сидячий образ жизни, в вашем организме происходит дефицит энергозатрат, из-за этого меняется внутренняя работа систем, что может привести к неправильному обмену веществ и снижению иммунитета.

Но если ваша работа связана с ежедневным физическим трудом, то это тоже негативно может сказаться на работе вашего организма.

Не важно какой у вас образ жизни и чем вы занимаетесь, вы обязательно должны включить в свой режим дня физические нагрузки, такие которые помогут вам всегда быть в хорошей форме, повысят тонус жизни и защитят вас от болезней.

Для каждого человека физические нагрузки должны подбираться индивидуально, это зависит от возраста человека, от его физической активности и здоровья.

Не забывайте, что детей тоже с самого раннего возраста надо приучать к физическим упражнениям.

Важная роль физических упражнений в жизни человека

Очень важно в жизни человека заниматься своим здоровьем, с самого детства физические упражнения приводят в действие все группы мышц, они влияют на суставы, связки, укрепляют их.

Физические упражнения помогают увеличить эластичность мышц и их объем, а также скорость их сокращения.

Мышечная деятельность человека заставляет лучше работать сердце, легкие и все остальные органы.

Физическая активность помогает людям защитить себя от разных болезней и улучшить сопротивляемость организма.

Что происходит с организмом при физических нагрузках?

Если вы регулярно занимаетесь физическими упражнениями, то в первую очередь у вас начинают работать мышцы и опорно-двигательный аппарат.

В мышцах образуется тепло, затем организм начинает увеличивать ваше потоотделение, кровь начинает быстрее циркулировать, доставляя необходимые питательные вещества и кислород к мышцам, сердечно-сосудистая система и опорно-двигательный аппарат усиливают перестройку звеньев, работа внутренних органов улучшается, лучше перерабатывается пища и улучшается ее движение по кишечнику.

Физические упражнения всегда положительно влияют на организм человека, все мышцы, системы и органы начинают активно работать, улучшая работу всего организма.

Влияние физических упражнений на разные органы человека

Каждый орган в организме человека отвечает за определенные функции, и чтобы помочь работе внутренних органов, надо вести активный образ жизни, заниматься спортом, делать зарядку, не забывать об утренних пробежках, можно заняться плаванием и так далее.

Человек, который ведет активный образ жизни, может не только улучшить свое здоровье, но и выполнять больший объем работы, чем человек который ведет сидячий образ жизни.

Физические упражнения помогают не только сохранить здоровье, но и улучшить его работу.

Регулярная физическая нагрузка, здоровый сон, правильное питание и отдых помогают улучшить умственную, эмоциональную и психическую сферы жизни человека. Психоэмоциональные нагрузки такой человек переносит легко без нервных срывов.

Обмен веществ в организме человека

Обмен веществ и энергии в организме проявляется в сложных биохимических реакциях, которые происходят в организме человека.

Рассмотрим, что происходит в нашем организме?

Все питательные вещества, которые поступают в организм человека через еду и питье попадают сначала в желудок, потом они двигаются дальше по желудочно-кишечному тракту, в желудочно-кишечном тракте они расщепляются и уже расщепленные продукты попадают в кровь, затем переносятся к клеткам.

Потом вещества, которые получились в результате биохимической реакции выводятся из организма через мочеполовую систему, легкие и кожу.

Обмен веществ является источником энергии для всех процессов, которые происходят в организме человека.

Обмен веществ и энергия улучшаются от регулярных занятий спортом и физических нагрузок.

Кровеносная система

Сердце является нашим самым важным двигателем или насосом, при помощи сердца происходит движение крови по всему телу.

Физические упражнения и физические нагрузки, увеличивают работоспособность сердечной мышцы, увеличивают массу и размер сердца, в кровь поступает больше кислорода, увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина.

Также повышается активность лейкоцитов, что помогает организму сопротивляться с простудными и инфекционными заболеваниями.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации


Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)


Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.


Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.


Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.


Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу


Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.


Заключение

Физические упражнения и нагрузки — это ваше здоровье сегодня и завтра, приучите себя регулярно заниматься спортом, начните с простой гимнастики по утрам, выберите себе любимый вид спорта, запишитесь в спортивный зал, постепенно вы привыкните и будете вести активный образ жизни. Желаем вам удачи.

Презентация к уроку по физкультуре (5 класс) на тему: Влияние физических упражнений на основные системы организма

Слайд 1

Влияние физических упражнений на основные системы организма Работа учителя физической культуры СОШ№25 г. Сочи , тренера по баскетболу Шпет Виктории Викторовны

Слайд 2

Влияние на опорно-двигательную систему В скелете человека примерно 200 костей, которые соединены между собой подвижными суставами. Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий. Скелет и мышцы обеспечивают движение тела. Занятия физическим упражнениями повышают мышечную силу, под их воздействием утолщаются мышечные волокна, увеличиваются мышцы в целом. Группы мышц : мышцы шеи, плеча, спины, брюшного пояса и др.

Слайд 3

Упражнения для тренировки разных групп мышц 1.Поднимание туловища лежа на спине – мышцы живота. 2.Поднимание ног лежа на спине – мышцы ног и живота. 3.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа(отжимания) – мышцы рук, плечевого пояса, спины. 4.Наклоны вперед – мышцы живота и спины. 5. Наклоны туловища в сторону – мышцы живота и спины, подвижность позвоночника. 6. Поднимание на носки – мышцы и связки голеностопного сустава.

Слайд 4

Влияние на пищеварительную систему Пищеварение необходимо для роста и восстановления организма, поддержания умственной и физической работоспособности, а также температуры тела. Регулярные занятия физ. упражнениями оказывают тонизирующее, укрепляющее, стимулирующее воздействие на органы пищеварительной системы. Полезны упражнения для брюшного пресса, на гибкость, на растяжение.

Слайд 5

Влияние на кровеносную систему Значительное воздействие на работу кровеносной системы оказывают такие физ.упражнения, как кросс, езда на велосипеде, походы. Школьникам необходимо много двигаться, сердце и сосуды быстро реагируют на недостаток движений, в результате нарушается работа сердца, ухудшается умственная деятельность. Наблюдение за пульсом является доступным средством контроля за работой сердечно-сосудистой системы. Пульс в состоянии покоя у мал. – 70-75 уд./мин., у девочек 75-80 уд./мин. Пульс Можно измерить на запястье , виске.

Слайд 6

Любая нагрузка вызывает учащение пульса. Чем больше нагрузка, тем чаще пульс. Работа сердца считается хорошей ,если пульс после физ. Нагрузки восстанавливается за 5-10 мин до своего первичного показателя. Важным показателем состояния здоровья является артериальное давление (АД). Хороший показатель АД – 120/60 мм рт. ст.

Слайд 7

Влияние на дыхательную систему Большую роль играют легкие, которые осуществляют обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью. В спокойном состоянии человек делает 16-20 дыхательных движений в 1 мин. Вдох осуществляется за счет сокращения межреберных мышц и мышц диафрагмы.

Слайд 8

Важным показателем функции дыхательной системы является жизненная емкость легких (ЖЕЛ).Она определяется макс. количеством воздуха, которое может выдохнуть человек после макс. вдоха . В покое через легкие проходит 6-7 л в 1 мин., а при выполнение такие упражнений, как бег, плавание, езда на велосипеде – до 120-130 л в 1 мин. Благодаря занятиям физическими упражнениями увеличиваются размеры грудной клетки, ее подвижность, возрастает ЖЕЛ.

Слайд 9

Влияние на выделительную систему Физические упражнение помогают системе выделения справляться с очищением организма. При занятиях увеличивается кровоток, ускоряются обменные процессы во всех системах, повышается потовыделение, быстрее происходит восстановление организма.

Слайд 10

Влияние на эндокринную систему Занятия физическими упражнениями ( утренняя зарядка, спортивные игры, походы) помогают стабилизировать работу эндокринной системы. В процессе занятий увеличивается кровоток , обогащение организма кислородом, активизируются обменные процессы организма, улучшается настроение и аппетит.

Влияние физических упражнений на организм человека

Влияние физических упражнений на организм человека.     

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности  организма человека. Еще С.П. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать  расстройства здоровья , если нервные аппараты работают хорошо. И наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма .     

Тренировки  активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому  физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.     

Физические  упражнения воздействуют на все группы лиц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным условиям внешней среды.     

Регулярное  занятие физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы.     

При выполнении физических упражнений в  мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается  кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности  распадаются, выделяя  энергию. При  движениях в мышцах дополнительно  открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.      

Если  же мышцы бездействуют – ухудшается их питание, уменьшается объем и  сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничения  в движениях (гиподинамия), пассивный  образ жизни приводят к различным  предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Так, американские врачи, лишив добровольцев движений путем наложения высокого гипса и сохранив им нормальный режим  питания, убедились, что через 40 дней у них началась атрофия мышц и  накопился жир. Одновременно повысилась реактивность сердечно-сосудистой системы  и снизился основной обмен. Однако в  течении последующих четырех  недель, когда испытуемые начали активно  двигаться (при том же режиме питания), указанные выше явления были ликвидированы, мышцы укрепились и гипертрофировались. Таким образом , благодаря физическим нагрузкам удалось восстановление как в функциональном, так и в структурном отношениях.     

Физические  нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Так, например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания. Отмечена высокая способность работать при повышении температуры тела свыше 38°С во время физических напряжений.      

Подмечено, что рентгенологов, занимающихся физическими  упражнениями, меньшая степень воздействия  проникающей радиации на морфологический  состав крови. В опытах на животных показано, что систематические мышечные тренировки замедляют развитие злокачественных  опухолей.     

В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место  занимает влияние коры головного  мозга на регуляцию функций основных систем: происходит изменение в кардиореспираторной  системе, газообмене, метаболизме и др. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем , улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличивается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуется функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.     

Сочетанная  деятельность мышц и внутренних органов  регулируется нервной системой, функция  которой также совершенствуется при систематическом выполнении физических упражнений.     

Существует  тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных  физических упражнений оказывает воздействие  на дыхание и вентиляцию воздуха  в легких, на обмен в легких кислорода  и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода  тканями организма.      

Всякое  заболевание, как известно, сопровождается нарушением функций и их компенсацией. Так вот, физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими («строительными») материалами, что ускоряет выздоровление.     

При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усугубляются тормозные состояния. Физические же упражнения повышают общий тонус, стимулируют  защитные силы организма. Вот почему лечебная гимнастика находит широкое  применение в практике работы больниц, поликлиник, санаториев, врачебно-физкультурных  диспансеров и пр. С большим  успехом используются физические упражнения при лечении различных  хронических  заболеваний и в домашних условиях, особенно если пациент по ряду причин не может посещать поликлинику или  другое лечебное учреждение. Однако нельзя применять физические упражнения в  период обострения заболевания, при высокой температуре и других состояниях.      

Существует  теснейшая связь между деятельностью  мышц и внутренних органов. Ученые установили, что это объясняется наличием нервно-висцелярных связей. Так, при раздражении нервных окончаний мышечно-суставной чувствительности импульсы поступают в нервные центры, регулирующие работу внутренних органов. Соответственно изменяется деятельность сердца, легких, почек и др., приспосабливаясь к запросам работающих мышц и всего организма.     

При применении физических упражнений, кроме  нормализации реакций сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, восстанавливается  приспособляемость выздоравливающего  к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным  заболеваниям, стрессам и т.д. Это  происходит быстрее, если используются гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры и пр.     

При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций.     

Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется  здоровье.

Список  использованной литературы:      

1. Дубровский, В. И. Валеология: здоровый образ жизни : учеб. /                       В. И. Дубровский.- М. : Флинта; RETORIKA-A, 2001.     

2. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь  : учеб. /                                  В. И. Ильинич. -М. : Гардарики, 2005.     

3. Рейзин, В.М. Физическая культура  в жизни студента / В. М. Рейзин, А.С. Ищенко.- Минск : Выш. Шк., 1986. 

Влияние физических упражнений на организм человека (стр. 1 из 4)

Введение

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

2. Важная роль физических упражнений

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым, повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем: происходит изменение в кардиореспираторной системе, газообмене, метаболизме и др. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику. Сочетанная деятельность мышц и внутренних органов регулируется нервной системой, функция которой также совершенствуется при систематическом выполнении физических упражнений.

Если же мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Так, американские врачи, лишив добровольцев движений путем наложения высокого гипса и сохранив им нормальный режим питания, убедились, что через 40 дней у них началась атрофия мышц и накопился жир. Одновременно повысилась реактивность сердечно-сосудистой системы и снизился основной обмен. Однако в течение последующих 4 недель, когда испытуемые начали активно двигаться (при том же режиме питания), указанные выше явления были ликвидированы, мышцы укрепились и гипертрофировались. Таким образом, благодаря физическим нагрузкам удалось восстановление как в функциональном, так и в структурном отношениях. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Так, например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания. Отмечена высокая способность работать при повышении температуры тела свыше 38°С во время физических напряжений. Подмечено, что у рентгенологов, занимающихся физическими упражнениями, меньшая степень воздействия проникающей радиации на морфологический состав крови. В опытах на животных показано, что систематические мышечные тренировки замедляют развитие злокачественных опухолей.

3. Влияние физических нагрузок на различные системы органов.

Одна из доминирующих черт нашего времени — ограничение двигательной активности современного человека. Сто лет назад 96% трудовых операций совершались за счет мышечных усилий. В настоящее время — 99% с помощью различных механизмов. Необходима компенсация дефицита двигательной активности, иначе наступает расстройство, дисгармония сложной системы организма человека.

Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющих совместно общие функции, — системы органов. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает поток раздражителей (t, влажность, солнечная радиация, производственные вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями.

Физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами и сохранение постоянства внутренней среды. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых (что важно!), но и как средство сохранения здоровья (что ещё более важно!).

Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличивается риск возникновения заболеваний.

Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы.

Наряду с разумным сочетанием труда и отдыха, нормализацией сна и питания, отказа то вредных привычек систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.

Человек, ведущий подвижный образ жизни систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями человека.

3.1. Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии.

Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, расщепляются в пищеварительном тракте. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через лёгкие в кровь, принимает участие в процессе окисления, происходящем в клетках.

Вещества, образующие в результате биохимических реакций обмена веществ, выводятся из организма через лёгкие, почки, кожу.

Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, тепловую, механическую и др.)

Занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии.

3.2. Влияние физических нагрузок на кровеносную систему.

Сердце – главный центр кровеносной системы, работающий по типу насоса, благодаря чему в организме движется кровь. В результате физической тренировки размеры и масса сердца увеличивается в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема, что повышает мощность и работоспособность сердечной мышцы.

Кровь в организме человека выполняет следующие функции:

— транспортная;

— регуляторная;

— защитная;

— теплообмен.

При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом:

— увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови;

— повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов;

— ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *