Здоровый образ жизни и его составляющие 10 класс обж: Презентация по ОБЖ на тему «Здоровый образ жизни и его составляющие» (10 класс)

конспект урока. Здоровый образ жизни. 10 класс

План — конспект урока. Здоровый образ жизни. 10 класс

Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья.

 

ТЕМА: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием и содержанием здорового образа жизни и его

составляющими.

Урок 20

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

 

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

— Какие инфекционные заболевания возникают наиболее часто на территории РФ?

— Что такое иммунитет? Назовите его основные виды. Кратко оха­рактеризуйте каждый из видов.

— Какие мероприятия проводятся в нашей стране по профилактике инфекционных заболеваний?

— К каким болезням у вас есть иммунитет?

— Какой вид иммунитета не передается по наследству?

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала:

 

Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья.

Что такое здоровье?

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содер­жат пять критериев, определяющих здоровье человека:

  • полное физическое, духовное, умственное и социальное благопо­лучие;
  • нормальное функционирование организма в системе «человек- ок­ружающая среда»;
  • умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям су­ществования в окружающей среде;
  • отсутствие болезни;
  • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Мы остановимся на определении здоровья, которое дано в Уста­ве Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нем указано, что здоровье — это «состояние физического, духовного и социаль­ного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде здоровье можно определить как умение че­ловека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедея­тельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благо­получие в Толковом словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) оп­ределяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».

Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неот­делимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непре­менным условием эффективной деятельности индивидуума, через ко­торую достигаются благополучие и счастье.

Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.

Рассмотрим высказывание по этому поводу из трактата «Об обя­занностях» древнеримского политика, оратора и писателя Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н. э.): «Обязанности мудрого — забо­титься о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям,

законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ра­ди себя, но .й ради детей, родных и друзей, а особенно ради госу­дарства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богат­ства гражданской общины».

Таким образом, здоровье — непременное условие эффективной жизнедеятельности человека.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырех фак­торов:

  • биологические факторы (наследственность) — около 20%;
  • окружающая среда (природная, техногенная, социальная) — 20%;
  • служба здоровья — 10%;
  • индивидуальный образ жизни — 50%.

Из этого распределения следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от на­следственности, факторов окружающей среды и в основном от инди­видуального образа жизни (поведения каждого, его привычек, поступ­ков, стремлений, пристрастий).

В книге Н.М.Амосова «Раздумья о здоровье» говорится: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь соверше­нен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубле­ния болезней».

Сделаем вывод: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это во-первых. Во-вторых, надеяться нам осо­бенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения и главное — в ее постоянном выполнении.

Здоровый образ жизни — это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечиваю­щая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое

долголетие.

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разум­ному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, Формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социаль­но-экономического развития.

Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодежи. Эта мысль подтверждается официальными данными о состоянии

духовного и физического здоровья молодежи в настоящее время. (см. доп. материалы).

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

По нашему мнению, первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработ­ка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное, глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.

Другим составляющим элементом здорового образа жизни явля­ется режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека про­ходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану.

Так, например, режим жизнедеятельности школьника определен учебным планом занятий в школе, режим во­еннослужащего — распорядком дня, утвержденным командиром во­инской части, режим работающего человека — началом и концом ра­бочего дня.

Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни че­ловека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека являет­ся его труд, который представляет целесообразную деятельность чело­века, направленную на создание материальных и духовных ценностей.

Режим жизнедеятельности человека трудоспособного возраста должен быть подчинен прежде всего его эффективной трудовой дея­тельности.

Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питать­ся, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются време­на года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи.  Рит­мичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.

В трудовой деятельности человека участвует весь организм как це­лое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается об­мен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появля­ется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высо­кой работоспособности человека.

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе, при этом подчеркнуть, что отдых — это состояние покоя или активной деятель­ности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.

Наиболее эффективным средством для восстановления работоспо­собности я&ггяется активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармонич­ное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.

Рассказывая о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду ежедневного отдыха от­носится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.

Потребность в сне зависит от возраста, образа жизни, типа нерв­ной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной систе­мы, заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового об­раза жизни.

Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, на­учиться быстро засыпать и крепко спать.

Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правиль­ном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.

Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто при придерживается требований здорового образа жизни.

Выводы

1. Никакие медицинские учреждения не смогут сделать старше­классника здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.

2. Высокая работоспособность зависит от двигательной активнос­ти, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и фи­зического труда.

3. Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и фи­зическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное и недостаточное питание, вредные привычки, не вовремя оказанная и некачественная медицинская помощь и др.

4. Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оп­тимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, позитивное восприятие жизни и др.

5. Долголетие обретают в первую очередь те люди, которые в те­чении всей жизни придерживаются правил здорового образа жизни.

Дополнительные материалы.

Невеселая статистика

По результатам комплексного социологического исследования, проведенного недавно ВНИИ МВД Российской Федерации, среди не­совершеннолетних москвичей в возрасте 14-17 лет доля постоянно и периодически курящих составила 20,8%, постоянно и периодически употребляющих алкоголь — 8%. Распространенность ранних половых связей среди молодежи привела к тому, что 23 подростка из каждой тысячи знакомы с венерическими заболеваниями не понаслышке.

Статистика ГУВД Москвы фиксирует тенденцию к омоложению по­требителей наркотиков. За последние годы число несовершеннолетних потребителей наркотиков увеличилось в 5,3 раза.

Лидирующее место среди подростков, известных органам здра­воохранения как потребители наркотиков, занимают учащиеся школ, лицеев и гимназий — 35,3%. В результате опроса, проведенного среди учащихся столицы, выяснилось, что среди них процент деву­шек, употребляющих наркотики (10,2% в среднем), не намного ни­же, чем юношей (14,9% в среднем).

Спортом же в свободное от занятий время занимаются всего 35,5% несовершеннолетних москвичей в возрасте 14-17 лет.

 

III. Закрепление материала;

— Что включает в себя понятие «здоровье человека»?

 

IV. Итог урока

 

V. Домашнее задание: Задание: 1. Подготовить сообщение на тему «Духовное и физическое состояние молодежи в моем регионе». 2. Составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эф­фективным

 

Тест: Здоровый образ жизни и его составляющие

Тест: Здоровый образ жизни и его составляющие — ОБЖ 10 класс

Английский язык

Астрономия

Белорусский язык

Биология

География

ИЗО

Информатика

История

Итальянский язык

Краеведение

Литература

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ

Русский язык

Технология

Физика

Физкультура

Химия

Черчение

Для учителей

Дошкольникам

VIP — доступ

  • Предметы
  • »
  • ОБЖ
  • »
  • 10 класс
  • »
  • Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни и его составляющие

правильный ответ на вопрос — 1 балл

ОБЖ 10 класс | Автор: Лысик И. А. | ID: 7191 | Дата: 25.1.2016

Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться

Вопрос № 1

Здоровый образ жизни — это

мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье
индивидуальная система поведения и привычек человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья
система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от курения, алкоголя и диетическое питание
это установленный человеком режим физической культурой и спортом, а также профилактика заболеваний

Вопрос № 2

Режим жизнедеятельности человека — это

установленный порядок работы, отдыха, питания и сна
система деятельности человека в быту и на производстве
индивидуальная форма существоаниячеловека в условиях среды обитания
соблюдение этических правил поведения в обществе и культура безопасности человека в окружающей среде

Вопрос № 3

Какие основные функции выполняет питание в жизни челоека?

снижает психологические и физиологические нагрузки
осуществляет необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем
поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой
позволяет успешно преодолевать физические и психологические нагрузки в процессе повседневной деятельности

Вопрос № 4

Основной причной умственного утомления является (-ются)

длительная и интенсивная умственная деятельность
длительная и интенсивная деятельность опорно-двигательного аппарата
нарушение деятельности системы кровообращения
недостаточное питание, возможные конфликты со сверстниками

Вопрос № 5

Двигательная активность — это

ежедневная система физической тренировки организма
периодические физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат
сумма движений, выполняемая человеком в процессе своей жизнедеятельности
способность человеческого организма длительное время выполнять какую-либо работу

Показать ответы

Получение сертификата
о прохождении теста

Доступно только зарегистрированным пользователям

© TestEdu.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *