конспект урока. Здоровый образ жизни. 10 класс
План — конспект урока. Здоровый образ жизни. 10 класс
Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья.
ТЕМА: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием и содержанием здорового образа жизни и его
составляющими.
Урок 20
Время: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор
Ход урока:
I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
— Какие инфекционные заболевания возникают наиболее часто на территории РФ?
— Что такое иммунитет? Назовите его основные виды. Кратко охарактеризуйте каждый из видов.
— Какие мероприятия проводятся в нашей стране по профилактике инфекционных заболеваний?
— К каким болезням у вас есть иммунитет?
— Какой вид иммунитета не передается по наследству?
II. Основная часть
— объявление темы и цели занятия
— объяснение нового материала:
Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья.
Что такое здоровье?
Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:
- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
- нормальное функционирование организма в системе «человек- окружающая среда»;
- умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
- отсутствие болезни;
- способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Мы остановимся на определении здоровья, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нем указано, что здоровье — это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В обобщенном виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в Толковом словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».
Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.
Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.
Рассмотрим высказывание по этому поводу из трактата «Об обязанностях» древнеримского политика, оратора и писателя Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н. э.): «Обязанности мудрого — заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям,
законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но .й ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».
Таким образом, здоровье — непременное условие эффективной жизнедеятельности человека.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ
Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырех факторов:
- биологические факторы (наследственность) — около 20%;
- окружающая среда (природная, техногенная, социальная) — 20%;
- служба здоровья — 10%;
- индивидуальный образ жизни — 50%.
Из этого распределения следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий).
В книге Н.М.Амосова «Раздумья о здоровье» говорится: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».
Сделаем вывод: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения и главное — в ее постоянном выполнении.
Здоровый образ жизни — это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое
долголетие.
Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, Формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.
Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодежи. Эта мысль подтверждается официальными данными о состоянии
духовного и физического здоровья молодежи в настоящее время. (см. доп. материалы).
ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
По нашему мнению, первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное, глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.
Другим составляющим элементом здорового образа жизни является режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану.
Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.
Режим жизнедеятельности человека трудоспособного возраста должен быть подчинен прежде всего его эффективной трудовой деятельности.
Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.
В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.
Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе, при этом подчеркнуть, что отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.
Наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности я&ггяется активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.
Рассказывая о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.
Потребность в сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни.
Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.
Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.
Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто при придерживается требований здорового образа жизни.
Выводы
1. Никакие медицинские учреждения не смогут сделать старшеклассника здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
2. Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
3. Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное и недостаточное питание, вредные привычки, не вовремя оказанная и некачественная медицинская помощь и др.
4. Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, позитивное восприятие жизни и др.
5. Долголетие обретают в первую очередь те люди, которые в течении всей жизни придерживаются правил здорового образа жизни.
Дополнительные материалы.
Невеселая статистика
По результатам комплексного социологического исследования, проведенного недавно ВНИИ МВД Российской Федерации, среди несовершеннолетних москвичей в возрасте 14-17 лет доля постоянно и периодически курящих составила 20,8%, постоянно и периодически употребляющих алкоголь — 8%. Распространенность ранних половых связей среди молодежи привела к тому, что 23 подростка из каждой тысячи знакомы с венерическими заболеваниями не понаслышке.
Статистика ГУВД Москвы фиксирует тенденцию к омоложению потребителей наркотиков. За последние годы число несовершеннолетних потребителей наркотиков увеличилось в 5,3 раза.
Лидирующее место среди подростков, известных органам здравоохранения как потребители наркотиков, занимают учащиеся школ, лицеев и гимназий — 35,3%. В результате опроса, проведенного среди учащихся столицы, выяснилось, что среди них процент девушек, употребляющих наркотики (10,2% в среднем), не намного ниже, чем юношей (14,9% в среднем).
Спортом же в свободное от занятий время занимаются всего 35,5% несовершеннолетних москвичей в возрасте 14-17 лет.
III. Закрепление материала;
— Что включает в себя понятие «здоровье человека»?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание: Задание: 1. Подготовить сообщение на тему «Духовное и физическое состояние молодежи в моем регионе». 2. Составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным
Тест: Здоровый образ жизни и его составляющие
Тест: Здоровый образ жизни и его составляющие — ОБЖ 10 классАнглийский язык
Астрономия
Белорусский язык
Биология
География
ИЗО
Информатика
История
Итальянский язык
Краеведение
Литература
Математика
Музыка
Немецкий язык
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Черчение
Для учителей
Дошкольникам
VIP — доступ
- Предметы »
- ОБЖ »
- 10 класс »
- Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни и его составляющие
правильный ответ на вопрос — 1 балл
ОБЖ 10 класс | Автор: Лысик И. А. | ID: 7191 | Дата: 25.1.2016
Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться
Вопрос №
1
Здоровый образ жизни — это
мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье
индивидуальная система поведения и привычек человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья
система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от курения, алкоголя и диетическое питание
это установленный человеком режим физической культурой и спортом, а также профилактика заболеваний
Вопрос №
2
Режим жизнедеятельности человека — это
установленный порядок работы, отдыха, питания и сна
система деятельности человека в быту и на производстве
индивидуальная форма существоаниячеловека в условиях среды обитания
соблюдение этических правил поведения в обществе и культура безопасности человека в окружающей среде
Вопрос №
3
Какие основные функции выполняет питание в жизни челоека?
снижает психологические и физиологические нагрузки
осуществляет необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем
поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой
позволяет успешно преодолевать физические и психологические нагрузки в процессе повседневной деятельности
Вопрос №
4
Основной причной умственного утомления является (-ются)
длительная и интенсивная умственная деятельность
длительная и интенсивная деятельность опорно-двигательного аппарата
нарушение деятельности системы кровообращения
недостаточное питание, возможные конфликты со сверстниками
Вопрос №
5
Двигательная активность — это
ежедневная система физической тренировки организма
периодические физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат
сумма движений, выполняемая человеком в процессе своей жизнедеятельности
способность человеческого организма длительное время выполнять какую-либо работу
Показать ответы
Получение сертификата
о прохождении теста
Доступно только зарегистрированным пользователям
© TestEdu.