Здоровый образ жизни и физика: Урок по теме «Здоровый образ жизни с точки зрения физики» – Статья по физике на тему: Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.

Урок по теме «Здоровый образ жизни с точки зрения физики»

Конспект  урока «Здоровый образ жизни с точки зрения физики»

Цели урока:

  • Обучения: обобщение, систематизация и закрепление знаний  деформации тел, законах диалектического материализма в различных проявлениях природы.

  • Воспитания: показ и раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, воспитание ответственного отношения к здоровью.

  • Развития: совершенствование навыков анализа, синтеза знаний, развитие интереса к здоровому образу жизни.

Тип урока: повторительно-обобщающий семинар.

Метод обучения: эвристическое обучение.

Метод преподавания: объяснительно-побуждающий.

Метод учения: частично-поисковый.

Оснащение урока: плакаты,  ноутбук, экран, презентация.

Ход урока

I. Введение.

Тема  нашего урока: «Здоровый образ жизни с точки зрения физики»

«Единственное, что дается человеку один раз в жизни,
и расходуется всю жизнь — это здоровье»,- 
считал Гиппократ.

Именно теме здорового образа жизни посвящен наш урок.

Тема здоровья сегодня является очень актуальной.

Опорные понятия. Природа наделила человека особым даром-умело приспосабливаться к окружающему нас миру, явлениям происходящим на Земле. Сегодня мы рассмотрим вопросы влияния магнитного поля на организм человека и способы уменьшения вредных воздействий, а так же влияние на человека различных сил и  способы увеличения роста по заказу.

Перед началом урока проведем небольшое тестирование.

II. Основная часть.

Формирование новых понятий, способов действия умений и навыков.

Вступительное слово учителя.

В результате тестирования, ребята, вы увидели как много факторов оказывают влияние на наше здоровье. Профессор медицины Н. Амосов подсчитал, что лишь 1-2 % людей всерьез занимаются своим здоровьем.

Многие вспоминают о нем, когда время упущено и приобретенную болезнь необходимо лечить. А ведь казалось бы куда проще и надежнее беречь и поддерживать свой организм постоянно, с раннего детства. Отсутствие навыков физической культуры – здорового тела – одна из главных причин болезней.

1. ‘Влияние космических условий на жителей Земли’  Сообщение учащегося.

Данная тема – гелиология –подробно исследована российским ученым А.Л.Чижевским. Условия в космосе определяются:

А) хромосомными вспышками на Солнце (пятнами), а следовательно  цикличностью солнечных пятен.

Б) излучением в межпланетном пространстве .

В) условиями в магнитосфере Земли.

А.Л.Чижевский в 1915г. изучал влияние всех этих факторов на физическое состояние человека. Отмечалось, что больные с сердечно – сосудистыми заболеваниями, испытывают приступы и сильные боли в определенный временной промежуток.

В 1930г. ученый составил график зависимости кривой солнечной активности и общей смертности населения. Пики активных образований, всплесков энергии Солнца сопровождались увеличением числа заболеваний. Это составило 30 – 50 % от общего числа больных. Число заболеваний сердечно – сосудистой дистонией увеличивается в день вспышки на Солнце и становится максимальным к следующему дню, т.к. поток заряженных частиц от Солнца достигает Земли за 8 мин.; а на следующий день доходит корпускулярное излучение. Все это приводит к такому процессу, как изменение магнитного поля земли, так называемая магнитная буря, оказывающая на организм губительное действие. В эти дни у ряда людей возникает резкий скачок кровяного давления.

2. Метеоусловия и их влияние на рост заболеваний на Земле.

Метеорологические изменения вызывают в живых организмах ответную реакцию. При понижении давления в воздухе у людей увеличивается артериальное давление крови на сосуды, в частности на сосуды головного мозга.

При повышении атмосферного давления, вызванного прохождением циклонов и тяжелых, холодных масс воздуха и осадков, человек испытывает понижение внутричерепного давления.

Для людей, страдающих понижениями давления ‘хорошими’ являются дни прохождения антициклона. В циклоне на организм оказывает влияние электромагнитные импульсы, действующие на  активность коры головного мозга, а так же на коллоидные системы организма. На 3 – 4 день циклона импульсы влияют на кровеносную систему, вегетативную нервную систему.

Для регулирования кровоснабжения организма, усиления снабжения кровью головного мозга рекомендуются упражнения и физ. Нагрузки меняющие степень давления крови на мозг. Давление жидкости зависит от высоты

P=pgh

Поэтому меняя высоту столба жидкости (крови) над головой мы сможем приучить наш организм к изменениям погодных условий.

Самый простой способ: 1 –2 раза в день выполнять стойку на руках по 1 – 2 мин.

3. Физические характеристики крови.

Кровь – важнейшая составная часть организма. Состоит из плазмы и клеток (лейкоцитов, тромбоцитов, эритроцитов).

Дискомфорт организма в неблагоприятных условиях быстрее всего чувствует кровь, т.к. изменяются ее параметры.

Основные функции и свойства крови связаны с электричеством (параметром PH).

Если число + зарядов равно числу — , то кровь электрически нейтральна (PH=7,0).Тогда отдельно заряженные частицы при своем движении не чувствуют действия электрического поля. Это изоэлектрическое (равное) состояние. К описанию характеристик крови применяют:

  • потенциал подвижных и заряженных клеток, приводящий к движению (дзета – потенциал)

  • напряженность электр. поля клеток приводит к изменению скорости движения клеток крови

  • поверхностный электр. заряд клеток крови.

В результате изменения магнитного поля в крови происходят следующие изменения:

  • Электрический состав крови изменяется, т.к. уменьшается число легких ионов и увеличивается содержание ионизированного кальция Са2+ в крови.

  • Увеличивается скорость оседания эритроцитов, т.к. увеличивается напряженность электрического поля.

  • Увеличивается вялость крови, т.к. измененное поле разворачивает, дезориентирует заряженные элементы плазмы.

Кровь – электромагнитная система, очень чувствительная к изменениям магнитного поля. Поэтому врач в первую очередь смотрит результаты анализа крови.

IV. Учитель.

В этой связи поговорим об уникальной возможности организма, способствующих укреплению механизмов приспособления к неблагоприятным условиям внешней среды — это мышечные нагрузки, занятия физической культурой.

В результате происходит перестройка организма за счет лучшего кровообращения и питания всех органов, выведения шлаков из организма, повышения иммунноустойчивости человека. Перестройка организма происходит, за счет внутренних, часто невостребованных, сил организма. Возможность такой перестройки контролируется правым полушарием головного мозга. Эта способность улучшается усиленным питанием мозга, за счет снабжения крови. Этому способствуют физические упражнения, в основе которых лежат:

  • систематические занятия

  • тренировка иммунной системы методом закаливания (солнечные ванны, водные процедуры)

  • выбор определенных физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей организма.

“Человек есть система, в высшей степени… сама себя 
поддерживающая и даже 
самосовершенствующаяся”. 
И.П.Павлов.

Жители древней Руси утверждали, что путь к здоровью и долголетию лежит через страдания. В 17 веке старец Капитон в 80 лет, носил на себе сзади и спереди 2 каменные плиты общим весом  48кг.; спал, подвесив себя к потолку, питался через день сухарями. Он прожил более 80 лет. Хотя средняя продолжительность жизни в том веке составляла 60 лет.

Добровольно подвергал себя испытаниям и Александр Суворов.

Современного человека трудно увлечь такими методами борьбы за здоровье. Поэтому профессор С.Далецкий, составивший текст, рекомендует ежедневные занятия танцами и разработал комплекс упражнений, для людей с сидячим образом жизни.

Еще Ньютон говорил: “Вся гениальность в том, что я могу больше чем другие высидеть за работой”. 

  • Следить за правильной осанкой, как во время ходьбы, но и при сидении. Таким образом, выполняется условие равновесия рычага.
    В скелете человека все кости, имеющие свободу движения являются рычагами (в черепе, в своде стопы, в позвоночнике). (см. рис. б. в приложение 3)

  • “Ноги”: в положении сидя, кратковременное напряжение мышц ног, поставив их на носочки.

  • “Поднять себя”: взять руками край стула, выпрямить спину, напрягать мышцы рук.

  • “Поворот”: повороты тела на 90° влево, вправо.

  • “Наклоны головы”.

  • Глубокие дыхательные упражнения для выброса углекислого газа из всего объема легких.

V. Рассмотрим вопросы влияния физической нагрузки на скелет человека.

Скелет человека и его деформация.

Позвоночник – его гибкость обусловлена большим сочетанием коротких рычагов с системой тяг (позвонков) и элементов поддающихся деформации (хрящей).

Деформация – это изменение формы и объема в результате силовых воздействий.

Виды деформации: (рис. приложение 3)

При сидячем образе жизни наши суставы испытывают хроническую перегрузку от статического действия силы тяжести. Поэтому, чтобы снять деформацию костей и мышц необходимо чередование рабочей деятельности с активным отдыхом (чередование различных видов деятельности).

Слово учителя: Контрольные вопросы.

1 вопрос: Давайте рассмотрим какие деформации испытывают кости человека?

1. сжатие – /позвоночник, нижние конечности, ступня./

2 вопрос: меры восстановления: обратны сжатию (растяжение этих суставов).

3 вопрос: Какие отделы испытывают изгиб / позвоночник, тазовые кости, конечности./

4 вопрос: Меры восстановления: обратный изгиб (повороты).

5 вопрос: Какие отделы испытывают кручение – /шея, туловище, кисти рук./

6вопрос: Меры восстановления: наклоны в медленном темпе.

“Гениальность – это 95% потения” – настойчиво 
повторял Эдиссон.
Д.И.Менделеев любил повторять: ”… без   
явного усиленного трудолюбия нет ни 
талантов, ни гениев”.

Поэтому для улучшения своей работоспособности, для обеспечения правильного отдыха организму необходим активный отдых и физические упражнения.

VI. Кандидат медицинских наук, А.Палько, разработал целую систему упражнений, способных обеспечить не только полноценный отдых организму, но и увеличить свой рост по заказу,противодействуя силе земного тяготения.

Рост по заказу”. Сообщение учащегося.

Считается, что рост человека приостанавливается в 19 лет у юношей, в 18 лет у девушек. Нов строении позвоночника есть одна способность, позволяющая увеличить рост, даже если он уже прекратился.

Хрящевая ткань позвонков под действием деформации может изменить не только форму, но и объем. Благодаря этому исправление осанки приводит не только к излечению искривления позвоночника (кефозу), но и к его увеличению независимо от возраста.

Одним из факторов является правильный сон, на жесткой, прямой поверхности. Тогда позвоночник расслаблен и хрящи межпозвонковых дисков расходятся на большее расстояние друг от друга. Недаром после сна в правильном положении рост увеличивается на 1 – 2 см.

Все спортсмены волейболисты, баскетболисты отличаются высоким ростом. Это следствие определенных упражнений, их воздействия на  растяжение позвоночника.

Учитель: Комплекс состоит из усиленного действия на позвоночный столб.

Проведение физкультурной паузы на уроке (упражнения 1-3) из приведенного ниже комплекса.

Упражнения: “Хочу расти”.

  1. Подтягивание на носочках вверх.

  2. Поднятие рук и поворот туловища.

  3. Руки за голову, поворот туловища, согнуть тело в пояснице под углом 90°.

  4. Вис на руках, ногах с отягощением.

  5. “Мостик”.

  6. “Мостик” на голове и пятках.

Таким образом происходит избирательное действие на позвоночный столб, что при терпеливом и систематическом выполнении влияет на общую  длину позвоночника и рост человека в целом.

Учитель.

VII. Лечебная физкультура – научная дисциплина, основанная на глубоких знаниях основных законов природы и организма в целом, на диалектико – материалистическом понимании законов природы.

Вопрос к учащимся:Давайте вспомним основные законы материалистической диалектики.

Ответы:

  • Единство и борьба противоположностей (рассказывают о двмжущих силах).

  • переход количество в качество (о революционном изменении мира).

  • закон отрицания (см. приложение 4).

Объяснения учителя и дополнения учащихся.

Современные физические исследования подтверждают эти законы.

1) “Материя существует только в движении, через него она проявляет и обнаруживает себя”.

Движение является формой существования материи”.

Вопрос: Приведите примеры из нашего урока.

Мы рассмотрели несколько приемов лечебной физкультуры продлевающих человеку жизнь и состояние здоровья.

2) Закон перехода количества в качество можно наблюдать на примере химических образований в человеке: появление молекул полимеров крахмала, целлюлозы вызывает появление новых свойств – инертность, происходит отложение и запас белков.

2 пример: количественные подходы к гимнастическим упражнениям ведут к качественной перестройке организма.

3) Закон отрицания раскрывает закон движущей силы природы. Каждый новый этап при своем восхождении отрицает предыдущий.

Например: каждое последующее поколение выше предыдущего на 2,5 см.

Подведем краткий итог:

Наука помогает человеку осознать роль в огромном мире.

Одного философа спросили: “Что самое главное в жизни: богатство или слава”? Мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости”.

Чего я и вам желаю!

Подведение итогов:

Оценка – за индивидуальное выступление

Д/З: Какие физиологические перемены происходят в организме при ношении обуви на большом каблуке. Ответ обосновать.

Статья по физике на тему: Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.

Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.

 В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет содержит мощный потенциал по развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, а также по формированию здорового образа жизни учащихся.

       Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья.

       Один из важнейших факторов здоровья — это организация учебной деятельности:

1.строгая дозировка учебной нагрузки

2. построение урока с учетом особенностей класса

3. проведение физкультминуток

4. соблюдение гигиенических требований

5. благоприятный эмоциональный настрой

Т.к.  основная форма образовательного процесса – это урок, и поэтому,  каким он будет,  зависит непосредственно от учителя. Соблюдение всех факторов влияющих как на здоровье ребенка, так и на формирование культуры здоровья, позволяет создать благоприятный эмоциональный настрой для успешной деятельности.

На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогание, а дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это так важно. Содержание уроков физики открывает широкие возможности для здоровьясбережения, позволяет формировать заинтересованность учащихся в сохранении здоровья.

Приведу примеры некоторых уроков на которых можно поднять вопрос  о вреде курения.

7 класс – диффузия, 8 класс — Атмосферное давление и окружающая среда и т.д.

Сравнительная характеристика вдыхаемой дозы ингредиентов табачного дыма при активном и пассивном курении  (к вопросу о диффузии).

Активный

курильщик

Пассивный

курильщик

Составные части

Вдыхаемая доза, мг (1 сигарета)

Угарный газ

18,4

9,2

Оксид азота

0,3

0,2

Альдегиды

0,8

0,2

Цианид

0,2

0,005

Акролеин  

0,1

0,01

Твердые и жидкие вещества

25,3

2,3

Никотин

2,1

0,04

 

При изучении темы «Механическое движение», решаются так называемые «транспортных задач».  

 1. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0,8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).

2.Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).

3. Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?

Решение таких задач убеждает ребят в необходимости знания  и выполнения  правил  дорожного движения.

 При изучение темы «Электромагнитное поле» необходжимо сформулировать правила электромагнитной безопасности:

1.  Необходимо следить за тем, чтобы дети находились на достаточном расстоянии от работающих электробытовых приборов.

2. Включайте микроволновую печь на кухне, когда семья еще не собралась за столом, и не стойте от нее на расстоянии ближе, чем 1 метр.

3. Работайте на компьютере по 30 мин, с 10 минутными перерывами.

4. Отодвиньте компьютер от кровати, на которой вы спите

5. Не храните телефоны в карманах  сорочек, брюк.

6.  Не оставляйте включенный телевизор в комнате, из которой ушли, особенно в спальне.

7. Если даже на час встаете из-за компьютера, выключайте его.

        При изучении темы «Тепловые явления», можно составить с учащимися  инструкции по безопасности на кухне. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения интересным и творческим, материал, опирающийся на жизненный опыт, легче усваивается, а полученные знания используются на практике

  1. Для чего при наливании в стакан крутого кипятка в него предварительно опускают ложку?
  2. Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых?
  3. Когда скорее остынет чайник с кипятком, когда его поставили на лёд, или когда лёд положили на крышку чайника?
  4. Почему ручки у самовара пластмассовые?
  5. Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры?
  6. Кипит ли вода внутри макарон?
  7. Почему при длительной варке сосисок в натуральной оболочке она лопается?
  8. Почему при раскатывании слоёного теста скалка должна быть постоянно холодной? Что для этого можно сделать?
  9. Чтобы мороженое быстрее растаяло, его слегка разминают ложкой. Зачем?

        Вопросы здоровьесбережения, рассматриваются во всех темах курса физики, всё это позволяет, опираясь на основные законы природы и достижения науки и техники,  формировать культуру здоровья и здорового образа жизни.  

Список литературы:

  1.  Генкова Л.Л., Славков Н.Б.  Почему это опасно?- М.: Просвещение, 1989.
  2. Журнал Физика в школе.- 1992. №1-2
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
  4. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  5. pedsovet.ru
  6. nsportal.ru

Статья по физике на тему: Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.

Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.

 В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет содержит мощный потенциал по развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, а также по формированию здорового образа жизни учащихся.

       Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья.

       Один из важнейших факторов здоровья — это организация учебной деятельности:

1.строгая дозировка учебной нагрузки

2. построение урока с учетом особенностей класса

3. проведение физкультминуток

4. соблюдение гигиенических требований

5. благоприятный эмоциональный настрой

Т.к.  основная форма образовательного процесса – это урок, и поэтому,  каким он будет,  зависит непосредственно от учителя. Соблюдение всех факторов влияющих как на здоровье ребенка, так и на формирование культуры здоровья, позволяет создать благоприятный эмоциональный настрой для успешной деятельности.

На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогание, а дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это так важно. Содержание уроков физики открывает широкие возможности для здоровьясбережения, позволяет формировать заинтересованность учащихся в сохранении здоровья.

Приведу примеры некоторых уроков на которых можно поднять вопрос  о вреде курения.

7 класс – диффузия, 8 класс — Атмосферное давление и окружающая среда и т.д.

Сравнительная характеристика вдыхаемой дозы ингредиентов табачного дыма при активном и пассивном курении  (к вопросу о диффузии).

Активный

курильщик

Пассивный

курильщик

Составные части

Вдыхаемая доза, мг (1 сигарета)

Угарный газ

18,4

9,2

Оксид азота

0,3

0,2

Альдегиды

0,8

0,2

Цианид

0,2

0,005

Акролеин  

0,1

0,01

Твердые и жидкие вещества

25,3

2,3

Никотин

2,1

0,04

 

При изучении темы «Механическое движение», решаются так называемые «транспортных задач».  

 1. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0,8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).

2.Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).

3. Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?

Решение таких задач убеждает ребят в необходимости знания  и выполнения  правил  дорожного движения.

 При изучение темы «Электромагнитное поле» необходжимо сформулировать правила электромагнитной безопасности:

1.  Необходимо следить за тем, чтобы дети находились на достаточном расстоянии от работающих электробытовых приборов.

2. Включайте микроволновую печь на кухне, когда семья еще не собралась за столом, и не стойте от нее на расстоянии ближе, чем 1 метр.

3. Работайте на компьютере по 30 мин, с 10 минутными перерывами.

4. Отодвиньте компьютер от кровати, на которой вы спите

5. Не храните телефоны в карманах  сорочек, брюк.

6.  Не оставляйте включенный телевизор в комнате, из которой ушли, особенно в спальне.

7. Если даже на час встаете из-за компьютера, выключайте его.

        При изучении темы «Тепловые явления», можно составить с учащимися  инструкции по безопасности на кухне. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения интересным и творческим, материал, опирающийся на жизненный опыт, легче усваивается, а полученные знания используются на практике

  1. Для чего при наливании в стакан крутого кипятка в него предварительно опускают ложку?
  2. Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых?
  3. Когда скорее остынет чайник с кипятком, когда его поставили на лёд, или когда лёд положили на крышку чайника?
  4. Почему ручки у самовара пластмассовые?
  5. Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры?
  6. Кипит ли вода внутри макарон?
  7. Почему при длительной варке сосисок в натуральной оболочке она лопается?
  8. Почему при раскатывании слоёного теста скалка должна быть постоянно холодной? Что для этого можно сделать?
  9. Чтобы мороженое быстрее растаяло, его слегка разминают ложкой. Зачем?

        Вопросы здоровьесбережения, рассматриваются во всех темах курса физики, всё это позволяет, опираясь на основные законы природы и достижения науки и техники,  формировать культуру здоровья и здорового образа жизни.  

Список литературы:

  1.  Генкова Л.Л., Славков Н.Б.  Почему это опасно?- М.: Просвещение, 1989.
  2. Журнал Физика в школе.- 1992. №1-2
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
  4. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  5. pedsovet.ru
  6. nsportal.ru

Формирование навыков ЗОЖ в преподавании физики

АМО «Тункинский район»

ГБОУ «Шимкинская школа-интернат среднего общего образования»

Республиканская научно-практическая конференция

«Культура безопасной жизнедеятельности как фактор сохранения здоровья воспитанников интернатных учреждений»

Секция 2. «Пропаганда и формирование ЗОЖ»

Формирование навыков ЗОЖ в преподавании физики

Автор: Бадеева Антонида Петровна

учитель физики

тел.89516210866

Шимки

2016г.

Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия.

Здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим с собою и окружающим миром.

Известно, что источником отрицательного воздействия на организм ребёнка являются: социально – экономические, экологические, медицинские, а также внутри школьные факторы. Различными исследованиями доказано, что сам учебный процесс, его содержание, способы обучения и формы организации деятельности могут являться источником отрицательного воздействия на здоровье детей. Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать всю информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.

Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить. Стандартный урок для них скучен, неинтересен. Поэтому основная задача современного учителя физики правильно преподнести учебную информацию. Такой процесс возможен только при использовании учителем новых технологий, которые позволяют сделать урок более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего поколения.

Физика — не тот предмет, где изучается комплекс физических упражнений, способствующих здоровью.

Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья.

Преподавание предмета позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

В своей работе я применяю:

  • Опорные конспекты

  • Демонстрационный эксперимент

  • Фронтальный лабораторный эксперимент

  • Решение задач практической направленности, в том числе и связанные со здоровье сбережением

  • Игровые моменты

  • Физкультминутки

  • Ауди -и видеоаппаратуру для демонстрации видеофильмов.

  • Использование творческих работ учащихся и т.д.
    Все это не только повышает активность учащихся и развивает творчество, но еще позволяют менять виды деятельности на уроке, что способствует снижению утомляемости и хорошему самочувствию, а значит и сбережению здоровья учащихся.

Содержание уроков физики открывает широкие возможности для здоровьясбережения, позволяет формировать заинтересованность учащихся в сохранении здоровья.

Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

Приведу примеры некоторых уроков, на которых можно поднять вопрос  о вреде курения. В 7 классе – диффузия, 8 классе — Атмосферное давление и окружающая среда

Так, при изучении темы «Механика» можно рассмотреть влияния физической нагрузки на скелет человека.

Скелет человека и его деформация.

Позвоночник – его гибкость обусловлена большим сочетанием коротких рычагов (черепе, в своде стопы, в позвоночнике) с системой тяг (позвонков) и элементов поддающихся деформации (хрящей).

Деформация – это изменение формы и объема в результате силовых воздействий. Виды деформации: сжатие, растяжения, изгибы, кручение…

При изучении темы «Механическое движение», решаются так называемые «транспортные задачи».  

 1. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0,8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).

2.Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).

3. Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?

При повторении формулы P=pgh (Давление жидкости зависит от высоты) мы сможем приучить наш организм к изменениям погодных условий,
меняя высоту столба жидкости (крови) над головой.

При изучении темы «Тепловые явления», можно составить с учащимися  инструкции по безопасности на кухне. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения интересным и творческим, материал, опирающийся на жизненный опыт, легче усваивается, а полученные знания используются на практике

  1. Для чего при наливании в стакан крутого кипятка в него предварительно опускают ложку?

  2. Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых?

  3. Почему ручки у самовара пластмассовые?

  4. Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры?

При изучение темы «Электромагнитное поле» необходимо сформулировать правила электромагнитной безопасности:

1. Необходимо следить за тем, чтобы дети находились на достаточном расстоянии от работающих электробытовых приборов.

2. Включайте микроволновую печь на кухне, когда семья еще не собралась за столом, и не стойте от нее на расстоянии ближе, чем 1 метр.

3. Работайте на компьютере по 30 мин, с 10 минутными перерывами.

4. Отодвиньте компьютер от кровати, на которой вы спите

5. Не храните телефоны в карманах сорочек, брюк.

6. Не оставляйте включенный телевизор в комнате, из которой ушли, особенно в спальне.

7. Если даже на час встаете из-за компьютера, выключайте его.

Вопросы здоровьесбережения, рассматриваются во всех темах курса физики, всё это позволяет, опираясь на основные законы природы и достижения науки и техники,  формировать культуру здоровья и здорового образа жизни.  

Современного человека трудно увлечь такими методами борьбы за здоровье. Поэтому профессор С.Далецкий, рекомендует ежедневные занятия танцами и разработал комплекс упражнений, для людей с сидячим образом жизни.

Еще Ньютон говорил: “Вся гениальность в том, что я могу больше, чем другие высидеть за работой”.

  • Следить за правильной осанкой, как во время ходьбы, но и при сидении. Таким образом, выполняется условие равновесия рычага.
    “Ноги”: в положении сидя, кратковременное напряжение мышц ног, поставив их на носочки.

  • “Поднять себя”: взять руками край стула, выпрямить спину, напрягать мышцы рук.

  • “Поворот”: повороты тела на 90° влево, вправо.

  • “Наклоны головы”.

  • Глубокие дыхательные упражнения для выброса углекислого газа из всего объема легких.

В своей работе я стараюсь формировать интерес к своему предмету, устанавливать доверительные, партнерские отношения, продумывать урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
максимально использовать индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Главным критерием такого урока, по моему глубокому убеждению, является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.
На уроках физики необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью.

Нельзя забывать о психологическом климате на уроке. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.

Моими учащимися проводится научно-исследовательская работа по темам:

1. «Влияние шума на здоровье школьников», где Безотечество Лена выявляла уровень шумового загрязнения в школе, анализировала влияние шума на здоровье школьников и исследовала остроту слуха школьников, учителей и работников школы.

2. «Оценка моих физических возможностей» — в этой работе ученик 9 класса Шубин Артем проанализировал свои физические возможности, используя знания по теме «Механика».

3. При подготовке доклада «Проблема загрязнения мусором Космоса и Земли» Бадеевым Амгаланом была проделана большая работа по изучению влияния на здоровье школьников загрязнений воздуха, шумового загрязнения вокруг школы и др.

Проведение простых опытов позволяет снять динамическую усталость, расслабить зрительный нерв, а определение местонахождения звука позволит сконцентрироваться и продолжить работу.

Ежегодно мои ученики становятся призерами в районном и республиканском Турнире юных физиков. Они занимаются решением задач исследовательского характера.

Никакие запреты, пожелания, угрозы, требования не заставят человека вести ЗОЖ, если он сам сознательно не формирует стиль здорового поведения. Поэтому в основе ведения ЗОЖ лежит мотивация. В формировании здорового образа жизни проблемой остается слабая мотивация его необходимости у школьников. По ряду исследований оказывается, что гораздо большее внимание респонденты уделяют отдельным его факторам, таким как питание, а не всему комплексу мер по его реализации, начиная с гигиенической гимнастики, соблюдению режима дня и др.

Пока очень неубедительно звучат призывы вести здоровый образ жизни без доказательства его решающего влияния на улучшение показателей здоровья на конкретных примерах. Именно в этом большую роль может принадлежать учителю физики.

hello_html_m7fa70789.png

Физическая культура и здоровый образ жизни

В настоящее время здоровье населения России характеризуется низкими показателями. Негативные процессы идут давно, но в последние годы они стали угрожать существованию нации. Сейчас нет практически ни одного показателя здоровья и социального благополучия, который не претерпел бы резкого ухудшения.

Физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, — не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и фактических деятельностных форм по сохранению здоровья и обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущностью здорового образа жизни является обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем, связей индивида и общества.

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей, одним из главных в котором является развитие физической культуры личности. Проблема здорового образа жизни особенно важна в детском и подростковом возрасте, когда закладываются и развиваются знания, умения и навыки физической культуры. Одной из важнейших задач современных образовательных учреждений является укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни. Поэтому тема курсовой работы очень актуальна.

Принимая во внимание все вышеуказанное: 

Цель даннойработы – изучение и исследование оптимальных условий и методов для воспитания физической культуры и формирования здорового образа жизни школьников.

Объектом исследования выступают сами школьники и направленный оздоровительный комплекс мероприятий.

Предмет исследования — процесс воспитания физической культуры и формирование здорового образа в процессе жизнедеятельности школьников.

Гипотеза. Воспитание физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников:

1) должны начинаться на самых ранних стадиях развития, в комплексе мероприятий;

2) взаимосвязано с развитием индивидуальных возрастных особенностей;

3) оказывает оздоровительное воздействие на организм занимающихся.

Задачи: 

1) Изучить литературу по теме исследования;

2) Изучить причины нарушений физиологических функций и систем организма у школьников;

3) Провести коррекционно-педагогическую работу с детьми по воспитанию физической культуры и формированию здорового образа жизни на основе индивидуализации и дифференциации педагогических методов и средств.

Работа имеет практическую значимость, которая выражается в изложении теоретических физиологических и методологических сведений, включении методов диагностики, создании условий, способствующих формированию здорового образа жизни.

Методы исследования: 

а) теоретический анализ методической литературы по проблеме; б) метод наблюдения; в) методы педагогического исследования с использованием стандартных методик.

Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.

Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.

Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.

  1. Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки. Они играют огромную роль в обеспечении получения человеком таких характеристик, как сила воли, дисциплинированность, решительность, выдержка, самообладание, смелость, уверенность. Соревнования в спортивной среде раскрывают многие моральные качества, например, уважение, честность;

  2. Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность. В период активной умственной работы необходимо проведение регулярных спортивных занятий. Однако подбирать систему упражнений требуется в соответствии с индивидуальными особенностями человека и его уровнем здоровья;

  3. Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности. После тренировки человек испытывает эстетическое удовольствие, созданное собственными силами. Этот факт повышает значимость здорового образа жизни, заставляя человека соблюдать все его элементы с целью достижения максимального результата;

  4. Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.

В современности физическая культура и здоровый образ жизни являются типом человеческой жизнедеятельности. Физическое воспитание осуществляет прямое воздействие на человеческие взаимоотношения в пределах общества, формирует человека как личность. Воспитание, имеющее направленность физического типа, а также спортивные занятия, считаются средствами здорового образа жизни. Они осуществляют развитие всесторонних и гармоничных качественных характеристик личности.

hello_html_m5288bea5.jpg

Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.

Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.

Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.

  1. Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки. Они играют огромную роль в обеспечении получения человеком таких характеристик, как сила воли, дисциплинированность, решительность, выдержка, самообладание, смелость, уверенность. Соревнования в спортивной среде раскрывают многие моральные качества, например, уважение, честность;

  2. Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность. В период активной умственной работы необходимо проведение регулярных спортивных занятий. Однако подбирать систему упражнений требуется в соответствии с индивидуальными особенностями человека и его уровнем здоровья;

  3. Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности. После тренировки человек испытывает эстетическое удовольствие, созданное собственными силами. Этот факт повышает значимость здорового образа жизни, заставляя человека соблюдать все его элементы с целью достижения максимального результата;

  4. Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.

ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

hello_html_m6689cc13.jpgБазу культуры физического типа составляют следующие основные принципы:

  • всестороннего и гармоничного личностного развития;

  • взаимосвязи физического воспитания и практической жизни;

  • оздоровительного действия.

Ведение здорового образа жизни и изучение культуры физического типа вместе представляют собой средство, занимающее первое место в обеспечении развития человека как личности. Эти факторы способны не только произвести положительные изменения биологического характера, но и выработать нравственные убеждения, привычки, развить внутренний духовный мир человека. Именно поэтому каждый человек обязан знать о здоровом образе жизни и соблюдать его основные элементы, регулярно давать своему организму физические нагрузки.

О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Укрепление уровня собственного здоровья является долгом всех людей, населяющих нашу планету. ЗОЖ представляет собой активную трудовую, семейную, бытовую, а также деятельность человека, направленную на обеспечение досуга и общественные нужды.

БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Здоровый образ жизни образуют некоторые элементы, среди которых требуется выделить:

  • развитие тяги к здоровым привычкам и навыкам с детства;

  • поддержание благоприятной среды обитания, характеризующейся безопасностью, а также получение знаний о воздействии окружающих предметов и явлений на человеческое здоровье;

  • исключение вредных привычек;

  • формирование и регулярное выполнение принципов правильного питания;

  • ведение физически активной жизнедеятельности, выполняя упражнения, характерные возрастным особенностям, а также учитывающие индивидуальную физиологию;

  • соблюдение гигиенических процедур, а также знание техники оказания первой помощи;

  • регулярное закаливание;

  • в отдельный пункт помимо базовых элементов принято выделять самочувствие: духовное, интеллектуальное, эмоциональное.

Наиболее важными элементами принято считать рациональное питание, процесс закаливания, а также регулярные физические упражнения.

 

ПИТАНИЕ

Существует два закона правильного питания, которые должны соблюдаться каждым человеком.hello_html_df7289b.jpg

  1. Получаемая и расходуемая энергия должна быть уравновешена. При получении излишка энергии (пищи) человек начинает полнеть. Доказано, что этой проблеме в настоящий момент подвержено более 33% людей в нашей стране. Полнота провоцирует развитие атеросклероза, сахарного диабета, появление сердечных болезней, гипертонии, а также других заболеваний.

  2. Рацион человека должен представлять собой разнообразное меню, которое может реализовать потребности организма в необходимых пищевых волокнах, белках, жирах, углеводах, минералах, а также в витаминах. Большинство поступающих с пищей веществ самостоятельно не вырабатываются внутренними органами организма, а их отсутствие грозит развитием опасных болезней, а в некоторых случаях и летальным исходом. 

Каждому нужно знать основные правила рационального питания, которые помогут в обеспечении здорового образа жизни:

  • получение организмом пищи должно осуществляться исключительно при ощущении голода;

  • человеку следует отказываться от еды при наличии болей, лихорадки, повышения температуры, а также во время умственного или физического недомогания;

  • перед сном необходимо воздерживаться от пищи;

  • не стоит есть до и после трудной работы, физической и умственной активности.

Полезный режим питания имеет 4 ступени:

  1. первый завтрак составляет 25% рациона;

  2. второй завтрак составляет 15%;

  3. обед образует 40%;

  4. ужин – 20%.

Человеку необходимо ужинать не позднее, чем за полтора часа до сна. Все приемы пищи рекомендуется осуществлять в одно и то же время, чтобы организм выработал условный рефлекс. Ни в коем случае после еды нельзя выполнять физические упражнения, необходимо оставлять время для переваривания еды. Питание, организованное по всем перечисленным принципам, обеспечивает правильное формирование организма, сохраняет здоровье человека, повышает работоспособность и продлевает жизнь.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Процедуры закаливания являются мощнейшим оздоровительным средством, которое помогает избежать развития многих заболеваний, улучшить кровообращение, нормализовать обмен веществ, повысить работоспособность человека, а также продлить ему жизнь.hello_html_685e6130.jpg

Существует огромное разнообразие видов закаливания, каждый из которых несет пользу человеческому организму. Наибольшую эффективность от закаливания можно получить во время проведения специальных процедур, основанных на температурном воздействии. Во время закаливания, требуется соблюдать принципы процедуры, чтобы извлечь из нее максимальную пользу:

  • закаливание должно иметь систематический и последовательный характер;

  • при выборе процедур требуется учитывать индивидуальные особенности человека, его уровень здоровья и общее состояние эмоционального фона.

Одной из эффективных процедур закаливания считается контрастный душ, принятый по окончанию физической нагрузки. Такой вид закаливания укрепляет нервную систему, сосуды эпителия и подкожной клетчатки, развивает способность к терморегуляции, стимулирует нервные механизмы. Контрастный душ благотворно влияет не только на взрослых, но и на детей.

 

ТРЕНИРОВКИ

Важнейшим условием ЗОЖ является активный двигательный режим, который основан на регулярных тренировках. Занятие спортом позволяет укрепить и сохранить здоровье, развить физические качества человека, сыграть огромную роль в обеспечении профилактики изменений возрастного характера.

Физическое развитие характеризуется следующими качествами:

  • увеличение уровня силового критерия;

  • развитие выносливости и быстроты;

  • работа над улучшением ловкости;

  • работа над гибкостью человеческого тела.

Работа над каждым из них укрепляет здоровье. Однако не каждое качество будет повышать уровень здоровья в том же объеме, как и другие. Чтобы произошло формирование устойчивости к болезням, требуется развивать выносливость, являющееся самым ценным качеством. Желательно, чтобы выносливость развивалась в тесной взаимосвязи с закаливанием и другими элементами здорового образа жизни.

О ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ

hello_html_30a351dd.jpgПостоянные физические упражнения, входящие в основу жизнедеятельности человека, являются главным способом его стремления к гармонии. Стоит учесть, что многая двигательная активность, совершаемая в результате какой-либо работы, не являет собой физические упражнения. Ими можно считать исключительно индивидуально подобранную систему движений, имеющую целенаправленное действие на органы и системы, и отвечающую за формирование качеств физического плана, а также за коррекцию дефектов телосложения.

Физическое воспитание требуется прививать человеку с детства, так как оно позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему, развить костный и мышечный скелет.

Физические нагрузки дадут положительный результат при соблюдении трех важных правил:

  • требуется тщательно подбирать систему упражнений в зависимости от уровня здоровья человека;

  • нельзя заниматься спортом во время болезни или в первые дни после излечения;

  • не следует выполнять упражнения за час до или в течение 2 часов после приема пищи.

Во время спортивных занятий человеческий организм отвечает на него встречной реакцией, активизируя все внутренние органы и системы. Из-за этого происходит расход энергии и улучшение костного и мышечного скелета спортсмена, а также растет подвижность нервных процессов.

Именно благодаря регулярным спортивным тренировкам достигается эффективный рост уровня физической подготовленности человека. С целью достижения максимального оздоровления и улучшения телосложения многие люди придерживаются принципов здорового образа жизни. Это способствует повышению тяги к соблюдению режима занятий спортом, а также ускоряет появление желаемого результата.

ГИГИЕНА СПОРТА

Здоровый образ жизни подразумевает под собой обеспечение безопасной среды, которая окружает человека. На спортивных тренировках также следует проявлять активность в обеспечении оптимальных условий для занятий. В гигиену спорта входит создание мероприятий гигиенического характера, которые будут способствовать укреплению иммунитета, росту работоспособности, выносливости, а также скорейшему достижению результатов.

Так как выполненные упражнения способствуют не только росту мышечной массы, но и создают воздействие на все органы и системы организма, следует обращать особое внимание на гигиену окружающей среды.

  1. В условиях тренировки на природе происходит повышение общего оздоровления, так как наряду с упражнениями проводится закаливание и обогащение организма кислородом. Также происходит увеличение емкости легких.

  2. В условиях пониженных температур:

  • наблюдается усовершенствование функции организма, отвечающей за теплорегуляцию;

  • происходит понижение чувствительности к низким температурам;

  • проводится профилактика простудных заболеваний.

Стоит отметить и получение повышенного эффекта от тренировки, что обусловлено увеличением интенсивности и плотности занятия.

 ГИМНАСТИКА

Основным элементом физического воспитания выделяют гимнастику. Гимнастика являет собой систему, которую образуют специально разработанные физические упражнения, осуществляемые посредством методических приемов. Ее функцией считается общее физическое развитие, а также усовершенствование двигательных навыков и оздоровление.

Существует несколько разновидностей гимнастики:

  • утренняя зарядка – это система физических упражнений, выполняемая после пробуждения на протяжении четверти часа. Зарядка необходима для быстрого перевода человека из пассивного состояния в активное, а также она заряжает бодростью;

  • производственная гимнастика выполняется на протяжении 10 минут средствами простейших упражнений, которые способны настроить человеческий организм на рабочий лад. Во время рабочего процесса такую зарядку следует делать несколько раз, чтобы снять усталость, и повысить работоспособность. Этот вид гимнастики подбирается специально для каждой профессии;

  • профессиональная гимнастика, имеющая прикладной характер, подразумевает под собой регулярное выполнение упражнений, которые развивают только необходимые группы мышц. Обычно этот вид занятий используется для того, чтобы помочь человеку в максимальной мере овладеть трудовым мастерством профессии;

  • основная гимнастика обучает человека прикладным двигательным навыкам (например, бег, ходьба, метания и другие), упражнениям гимнастического и акробатического характера;

  • вспомогательная спортивная гимнастика необходима для развития определенных физических качеств, характерных для разных видов спорта;

  • прикладная военная гимнастика обеспечивает формирование физических навыков к быстрым действиям, учитывая специфику военных специальностей;

  • атлетический тип гимнастической тренировки состоит из системы упражнений с использованием отягощений и без них. Необходима для обретения стройной фигуры и рельефной мускулатуры;

  • лечебную гимнастику используют для восстановления подвижности при повреждении каких-либо частей тела, а также для устранения недостатков телосложения при ранениях, травмах, болезнях.

 БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Физическое воспитание достигается необязательно спортивными тренировками, оно может основываться и на регулярном выполнении любого типа зарядки. Для достижения большей эффективности от здорового образа жизни необходимо хотя бы по утрам выполнять зарядку, основой которой являются некоторые упражнения.

ХОДЬБА В ТЕЧЕНИЕ МИНУТЫ

Во время выполнения дыхание должно иметь ровный характер, спина должна быть выпрямлена.

РАЗМИНАНИЕ МЫШЦ ШЕИ

Для этого необходимо поставить ноги на ширину плеч, а руки расположить на поясе. Головой следует выполнять круговые движения сначала в правую сторону, а потом в левую (по 5). Такие упражнения следует выполнять плавно и медленно.

РАЗМИНАНИЕ РУК

Для этого требуется поднимать руки, соблюдая последовательность:

  • вверх;

  • за область головы;

  • одна рука направлена вверх, вторая в сторону и наоборот.

Повторять цикл действий нужно с первого пункта 6 раз.

РАЗМИНАНИЕ ПРЕДПЛЕЧЬЯ

Необходимо встать так, чтобы ноги были на ширине плеч. Кисти должны быть сжаты в кулак. Предплечьями следует осуществлять круговые движения по 5 раз в каждую сторону.

Базовое положение: верхние конечности согнуты в области локтей, а сами локти разведены в стороны на уровне грудной клетки. Выполняются движения в стороны, распрямляя руки, а назад – обратно сгибая их в локтях. На разведении рук следует сделать вдох, на сведении – выдох. Необходимо осуществить 6 повторов. Руки должны быть на одном уровне на протяжении всего упражнения.

Исходное положение: одна рука направлена вверх, другая – вниз. Энергично, но плавно следует менять положения рук 6 раз. При выполнении требуется следить за ритмичностью дыхания.

Расположив ноги на ширине плеч, нужно направить руки вперед и выполнять туловищем наклоны в направлениях:

Выполнить необходимо 6 циклов наклонов, при этом следует стремиться достать пальцами до пола.

УПРАЖНЕНИЕ НА ПРЕСС

Из положения «лежа» необходимо перевести тело в положение «сидя». Руки должны быть убраны за голову. При выполнении следует следить за дыханием: лежа – вдох, сидя – выдох. Повторить задание нужно 20 раз.

ПРИСЕДАНИЯ

Ноги на ширине плеч, руки расположить на талии. Во время приседания руки вытягиваются вперед, стопы не отрываются от пола. Делать задание нужно 20 раз.

Следует присесть и расставить ноги как можно шире. Руки сжать в замок и начать переносить вес то на левую ногу, то на правую, выполняя присест. Сделать нужно по 10 раз на каждую ногу.

Необходимо выпрямить спину и ровно встать. Осуществлять следует простой перекат с пятки на носок 15 раз. Делать это упражнение необходимо в медленном темпе.

ПРЫЖКИ

Осуществлять прыжки необходимо 15 раз, меняя положение рук и ног: при выдвигании левой ноги вперед, руки необходимо поднять, а при правой вперед – опустить.

Прыжки: ноги в стороны, рука одна вперед, другая назад; ноги вместе – обратное положение рук.

ОТЖИМАНИЯ

Необходимо принять упор «лежа», расставив широко руки. Следует согнуть руки в области локтей, чтобы опустилось туловище, а затем вернуться в исходное положение.

Восстановление сердечного ритма и расслабление мышц: ходьба с замедлением в течение двух минут.

ИТОГ

Физическая культура представляет собой элемент общей человеческой культуры, а также неотъемлемую часть здорового образа жизни. ЗОЖ помогает не только в обеспечении укрепления здоровья, но и способен избавить от врожденных и приобретенных болезней. Ведение здорового образа жизни и занятия спортом необходимы для активизации умственного и физического труда. Особенно в таком физическом воспитании нуждаются дети, чтобы образовался фундамент для их физического развития и здоровья.

«Роль физической культуры в формировании ЗОЖ»

Роль физической культуры в формировании ЗОЖ

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым» 
Жан Жак Руссо
 

С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших и уже в глубокой древности к физической культуре относились как к составляющей здоровья.

В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире.

Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовки у подрастающего поколения (дошкольники, учащиеся, студенты). С каждым годом, согласно официальной статистике, возрастает число молодых людей, подверженных вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, наркозависимость, т. п.). Здоровый образ жизни несовместим с подобного рода явлениями, ведущими к постепенной деградации общества. Главным и обязательным компонентом ЗОЖ является систематическое получение человеком физических нагрузок, в первую очередь, благодаря занятиям физической культурой и спортом.

Не секрет, что регулярные занятия физической культурой способствуют не только укреплению здоровья, но и значительно повышают эффективность учебного процесса. Поэтому вопрос сохранения интеллектуального, научного потенциала страны напрямую зависит от правильного физического воспитания. Образно выражаясь, учеба и спорт должны находиться «в одной упряжке».

Здоровый образ жизни школьника является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить. Важно соблюсти четыре критерия. Школьники должны правильно питаться, проявлять физическую активность, соблюдать режим дня и отказаться от вредных привычек. Следуя этим рекомендациям, можно сохранять отличное самочувствие долгие годы. Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников:

— учебные занятия являются основной формой физического воспитания и могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни школьников;

— занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;

— физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;

— массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и врачом. Данный процесс должен носить систематический характер. Только тогда он дает положительный характер.

Важнейшая, уникальная особенность учебного предмета «Физическая культура» состоит не в процедурах двигательного натаскивания, а в имеющемся у него потенциале для формирования особенных компетенций, специальных знаний, практико-методических умений, способов познания собственного организма и целесообразного воздействия на его функции. Всё это может быть реализовано только в процессе полноценного преподавания данного учебного предмета в качестве общеобразовательной дисциплины.

Готовность педагогических кадров к инновационной деятельности в профессиональной сфере, базирующаяся на компетенциях инновационной деятельности и практическом опыте знакомства с различными вариантами её осуществления, выступает сегодня главным критерием оценки деятельности учителя. Инновационная готовность учителя физической культуры выражается через отношение педагога к нововведениям, целям физической культуры, ученику как субъекту деятельности и собственной учебной деятельности. Установлено, что основными компонентами готовности к инновационной деятельности учителей по физической культуре являются устойчивая мотивация к инновационной деятельности; нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач. Компонентами готовности к инновационной деятельности являются уровень развития знаний, навыков и умений по проведению занятий по физической культуре; уверенность в своих силах и способностях; творческое мышление; сообразительность при решении профессиональных задач.

Задачи, реализуемые на уроках физической культуры таковы:

— развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке;

-ориентировать учащихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение;

-создавать ситуации успеха, стимулировать желание заниматься самостоятельно;

-воспитывать у учащихся положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной деятельности.

Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.

Физическая культура и спорт – это здоровый образ жизни

О физкультура! О спорт! Ты – наслаждение!
Вы верные, неизменные спутники жизни.
Нашему духу и телу вы щедро дарите радость бытия.
Пьер де Кубертен.

Здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранение и улучшение здоровья должно стать повседневной работой начиная с рождения. С современных позиций здоровья детей не может рассматриваться без учета адаптации организма ребенка к окружающей его среде.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание» [6.с10]. В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогом, является воспитание здорового подрастающего поколения. За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается.

Что же нужно растущему организму для сохранения и укрепления его здоровья? Назовем эти потребности.

  1. Двигательная активность — биологическая потребность в движении.
  2. Питание. Главная его функция, обеспечение организма энергией.
  3. Благоприятная внешняя среда.
  4. Соблюдение правил здорового быта, гигиена вашего дома, личная гигиена.
  5. Сильный иммунитет. Большую роль в его поддержании и укреплении играет закаливание.
  6. Отсутствие вредных привычек.

Все это круг разных, но взаимосвязанных составляющих физической культуры.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека [1.с.6].

Физическая культура воплощается в определенном уровне физического развития, подготовленности и образованности, в осознании путей и способов его достижения и проявляется в разнообразных видах и формах деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, рекреационной, реабилитационной, общественной, профессиональной, семейной и др.

Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. В процессе занятий физическими упражнениями решаются задачи оздоровления, обучения и воспитания детей.

Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей.

Чем раньше и прочнее усвоит ребенок азбуку физической культуры и научится заботиться о своем здоровье, тем реже и позднее придется ему сталкиваться в будущем с врачами. Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, взрослым надо много знать и уметь.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания.

Для малыша-дошкольника двигаться так же естественно, как дышать, есть, пить, спать. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми. Лучше постараться направить эту подвижность в нужное русло, использовать её для формирования жизненно важных навыков. Движения необходимы ребёнку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности.

Прогулки, воздушные, солнечные ванны, обливание, обтирание, массаж, гимнастика, плавание способствуют правильному физическому и нервно-психическому развитию ребенка, формированию у него двигательных навыков. Это подготовительный период к переходу к занятиям спортом, которые до определенного возраста не рекомендуются в силу отдельных особенностей детского организма.

Физическая культура — прекрасное средство от болезней. Оздоровительные занятия для детей младшего возраста включают многие элементы отдельных видов спорта и по мере взросления детского организма помогут ребенку с успехом включиться в отдельные виды спорта в соответствии с возрастными критериями допуска в спортивные секции. Сначала дети проходят начальную подготовку, а затем переходят к занятиям с допуском к спортивным соревнованиям.

Каждый ребенок имеет какую-либо способность. Поэтому важно подбирать для него такой вид спорта, который соответствовал бы его склонностям, природным возможностям.

Систематические физические упражнения, соответствующие возрасту ребенка, способствуют развитию всех органов и систем, двигательного аппарата, повышают мышечный тонус, улучшают темп, силу, координацию движений и общую выносливость. Благодаря физическим упражнениям в организме малыша усиливается кровоток, повышается содержание гемоглобина, улучшается обмен веществ[2].Занятия физической культурой улучшают процессы мышления, памяти, способствуют концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма.

Резюмируя вышеизложенное, мы можем сделать следующие педагогические выводы:

Система физического воспитания должна быть ориентирована на:

  1. Оценка физического здоровья, развития и двигательной подготовленности дошкольников необходима не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания, темпа и гармоничности развития, но и для своевременного углубленного специализированного обследования с последующей коррекционно–оздоровительной реабилитацией.
  2. Повышение резервов дыхательной системы за счет регулярных занятий на свежем воздухе.
  3. Органическое сочетание физкультурных занятий с закаливающими процедурами, что способствует совершенствованию терморегуляционного аппарата и системы иммунной защиты.
  4. Регулярность физических нагрузок, способствует нарастанию резервных мощностей организма ребенка.

Десять советов взрослым

Совет 1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не высказывайте свое пренебрежение к физическому развитию.

Совет 2. Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет.

Совет 5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи.

Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты вашего ребенка в выборе физических упражнений.

Совет 7. Не меняйте слишком часто набор упражнений.

Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений.

Совет 9. Не перегружайте ребенка: что доступно взрослому, не всегда полезно ребенку.

Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.

Успехов вам и удачи!

Литература

  1. Степаненкова.Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
  2. Лазарева. Г.Ю. Как приучить ребенка к спорту? – М.: Издательство «АСТ», 2006. – 93 с.
  3. Кузнецова. М.Н. Оздоровление детей в детском саду. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 96 с.
  4. Пономарев. С.А. Растите малышей здоровыми.- М.: Советский спорт, 1989. – 48 с.
  5. Зайцева.В.В. Зачем учиться физкультуре. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 40 с.
  6. Алямовская.В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2004. – 15с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *