Здоровый образ жизни как условие активной жизнедеятельности человека: 9 принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) – Формирование здорового образа жизни. Методы и средства

Здоровый образ жизни — необходимое условие безопасности жизнедеятельности

В работе показано, что для сохранения и укрепления здоровья, для безопасной жизнедеятельности важно включать в свой образ жизни максимальное количество компонентов. Применяя факторы здоровья и безопасного поведения, необходимо привести их в оптимальное соответствие, т.к. каждый из этих факторов учитывает роль и место всех остальных в жизни данного человека.

Для сохранения здоровья взаимодействие человека с окружающей средой должно соответствовать определенным требованиям. Система жизни, в достаточной степени удовлетворяющая этим требованиям, получила название здорового образа жизни [1,2].

Здоровый образ жизни – необходимое условие безопасной жизнедеятельности человека. Только при разумном подходе к своему поведению и привычкам возможно физическое, духовное и социальное благополучие [3,4].

В настоящее время усложняются социальные взаимоотношения между людьми. Возрастает темп жизни, сокращаются сроки «износа» зданий, техники, «устаревают» некоторые профессии, убыстряется развитие науки, культуры. Все это предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его здоровью [5,6]. В связи с этим увеличивается значение социально-психологических, так называемых психогенных факторов, порождающих, прежде всего, невротические расстройства и патологию вегетативной нервной системы, особенно в тех случаях, когда человек оказывается в экстремальной или чрезвычайной ситуациях [7,8].

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком новые проблемы, которые необходимо решать, и эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними [9,10]. Эта способность человека объясняется его психологической уравновешенностью, которая зависит от возможностей его организма приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, получило название «стресс». Канадский ученый Ганс Селье определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов. Действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Стресс – это важное, полезное и необходимое свойство организма, обеспечивающее приспособление к разнообразным условиям внешней среды и, следовательно, жизнеспособность. Однако при длительном действии вызвавшего стресс фактора наступают истощение жизненных сил организма, резкое снижение сопротивляемости, поломка ряда систем, что и приводит к болезням [11].

Природа предложила человеку надежный путь снятия стрессовых проявлений – движение. Неблагоприятные условия среды, эмоциональные реакции, связанные с острыми жизненными ситуациями, всегда требовали действия. Интенсивные мышечные нагрузки позволяют утилизировать, как бы «пережигать» гормоны стресса, очищая наше тело. Кроме того, движение стимулирует выработку в центральной нервной системе особых веществ – эндорфинов (их также называют «гормонами радости»), которые повышая эмоциональный и жизненный тонусы, увеличивают сопротивляемость организма, расширяют пределы его адаптивности. Поэтому можно сказать, что движение не только главный способ борьбы со стрессом, но и его профилактики, поскольку оно повышает устойчивость организма к действию стрессогенных факторов [12,13].

Важный фактор здорового образа жизни и эффективный способ укрепления здоровья — закаливание. Он практически не имеет противопоказаний и может быть рекомендован как физически крепким лицам, так и больным. Необходим только подбор оптимальной для каждого человека дозы закаливающего воздействия и режима закаливания. Кратковременное воздействие на организм холодной воды вызывает в нем мощную активизацию защитных сил. В ответ на него кожа розовеет благодаря работе капилляров, берущих на себя функции сердца, легких и почек одновременно. Прохладная вода снимает утомление и придает бодрость; теплая вода успокаивает и снижает возбуждение.

После водных процедур полезно сделать массаж, активизирующий кровообращение в периферической кровеносной системе. Массаж – это лечебное и профилактическое средство. Он оказывает рефлекторное влияние на функцию внутренних органов, в результате чего ликвидируются застойные явления за счет ускорения кровотока и лимфотока (микроциркуляции), нормализуются обменные процессы, ускоряется регенерация тканей. Массаж в сочетании с лечебной гимнастикой увеличивает подвижность в суставах.

Более сильного воздействия на кожу и соответственно закаливающего эффекта можно добиться с помощью бани с сухим и влажным паром. Банный жар как бы вытапливает, выжигает из организма все те шлаки, которые возникают в нем в результате распада белков и которые не до конца удаляются обычным способом. Вместе с потом из организма удаляются адреналин и норадреналин, дающие нервозность и раздражительность. Молочная кислота, накапливающаяся в мышцах и дающая чувство утомления, также хорошо удаляется в процессе воздействия на тело высокой температуры. Поэтому после бани человек чувствует себя расслабленным, умиротворенным и отдохнувшим. Именно поэтому баня прекрасно лечит депрессию и прогоняет душевную тоску.

Существенное влияние на здоровье не только отдельного человека, но и всего населения в целом оказывает правильно организованное питание. Питание является нормальным, если пища отвечает в полной мере запросам организма, обеспечивает постоянство массы тела и способствует нормальной работе всех органов и систем организма. Каждому человеку следует стремиться правильно организовать режим своего питания. При этом рацион питания должен отвечать возрастным особенностям, а качественный состав пищи – в полной мере соответствовать химическому составу биологически активных веществ (ферментов) организма. Пища должна быть безвредной для организма, т.е. экологически чистой, не содержать болезнетворных микроорганизмов и токсических веществ, восполнять потребность организма в энергии, содержать все вещества, необходимые для роста и развития организма, быть разнообразной. Питание должно быть сбалансировано по содержанию различных пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды [14,15].

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека [16]. Среди законов, принципов и правил экологии можно отметить те, которые непосредственно имеют отношение к здоровью человека, например:

  1. Слабые воздействия могут и не вызывать ответных реакций природной системы, но, накопившись, они приведут к развитию бурного, непредсказуемого динамического процесса. Для человека слабые воздействия различных загрязнений вызывают долгое время незаметные разрушения в организме, которые, накопившись, через несколько лет выливаются в «пышный букет» различных заболеваний.
  2. Вид организма может существовать до тех пор и постольку, поскольку окружающая его природная среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к ее изменениям. Человеческий организм эволюционно не приспособлен к такому мощному воздействию антропогенных загрязнений, которое испытывает в настоящее время. Итог — снижение иммунитета и рост заболеваемости, сокращение продолжительности жизни.
  3. Экологическая ниша, т. е. место вида в природе, обязательно заполняется. Например, возникновение новых заболеваний: СПИД был предсказан учеными за 10 лет до его выявления, как гриппоподобный вирус с высоким летальным исходом. Основанием для предсказания послужило то, что победа над многими инфекционными заболеваниями человека высвободила экологическую нишу.
  4. Биосферный ответ: в ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить пределы, позволяющие этим системам сохранять свойства самоподдержания (самоорганизации и саморегуляции). Ответная сила противодействия природы равна силе антропогенного воздействия.

В настоящее время во многих странах вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания) стали не только медицинской, но и серьезной социальной проблемой. Вредные привычки уносят 70% здоровья человека, являются основной причиной летальных исходов и снижения продолжительности жизни. Состояние человека, вызванное употреблением наркотиков и спиртных напитков, опасно такими серьезными последствиями, как травма, ДТП, утопление, обморожение, ограбление, заражение вензаболеваниями и т. д. Злоупотребляя алкоголем и наркотиками человек лишается важнейшего средства самозащиты — способности контролировать и реально оценивать происходящее. Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая к серьезным нарушениям здоровья. Продолжительность жизни курильщиков на 7-15 лет меньше, чем некурящих. Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память, заметно снижает половую потенцию. У курильщиков чаще, чем у некурящих, рождается неполноценное потомство. Все это и позволяет говорить: «Курить – здоровью вредить» [3,12,17].

Еще в XIX веке известный публицист Д.И.Писарев писал: «Усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил в расстроенное положение и, следовательно, как можно реже нуждался в починке».

Согласно этому высказыванию, рациональная организация жизнедеятельности есть система жизни данного конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия. Поэтому особенно важно организовать жизнедеятельность таким образом, чтобы она учитывала, с одной стороны, необходимость включения в нее всех компонентов здорового образа жизни, а с другой — личность данного человека во всем многообразии его гено- и фенотипических особенностей, социально-экономического, семейно-бытового и профессионального бытия [1,3,18].

Учет профессиональных факторов при формировании рациональной жизнедеятельности предполагает, что выполнение человеком своих профессиональных функций часто сопряжено:

  • с определенным временным режимом работы;
  • с длительным поддержанием высокого уровня психоэмоционального напряжения;
  • с необходимостью выполнения однообразных движений или поддержания статических, неблагоприятных для здоровья поз;
  • с увеличением нагрузки на мозг при снижении двигательной активности (гиподинамии) и т. д.

Задачами рациональной организации жизнедеятельности в отношении профессионального статуса человека должны быть:

  • во-первых, обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности,
  • во-вторых — минимизация неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, влияющих на здоровье человека [2,3,15,19].

Учет социальных факторов предполагает, что данный человек является членом общества, принадлежит к определенной социальной группе и имеет ряд определенных социальных притязаний. Поэтому задачей рациональной организации его жизнедеятельности должно быть сохранение высокого уровня жизнеспособности человека в соответствии с его социальным статусом и уровнем объективно обоснованных социальных притязаний [18,20].

Особой заботы заслуживают школьники и студенты из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья, заключают, что дети, имеющие одного родителя, значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. В таких семьях мать вынуждена, прежде всего, заниматься материальным обеспечением в ущерб вопросам воспитания и укрепления здоровья. В России неполные семьи являются одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки. Их права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов [21,22,23].

При характеристике здорового образа жизни было отмечено, что он включает в себя такие компоненты, как: психофизиологическая регуляция, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, тренировка иммунитета и закаливание, массаж, соблюдение принципов и правил экологии, отказ от вредных привычек, рациональная организация жизнедеятельности.

Жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы, и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Опасности для человека вызывают его собственная жизнедеятельность, разрушение духовно-нравственных основ человеческого общества в условиях искусственного комфорта. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся условиях приводит к тяжелым последствиям.

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности — предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является непременным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с положительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потенциальная опасность или группа опасностей [5,9,18,24].

Решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для его высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости.

Исходя из этого, для сохранения и укрепления здоровья и для безопасной жизнедеятельности, необходимо включать в свой образ жизни все эти компоненты, причем необходимо привести их в оптимальное соответствие, предполагающее, что каждый из этих факторов учитывает роль и место всех остальных в жизни данного человека.

Проектная работа «Значение здорового образа жизни для человека»

ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине физическая культура.

 

На тему: «Значение здорового образа жизни для человека».
 


 

Выполнила

Обучающаяся группы № 53

Грибанова Анастасия

Преподаватель

Стерлигова Н.В.


 

Рязань, 2018г.
 

Содержание.


 

Введение

Сущность здорового образа жизни.

Основные элементы здорового образа жизни.

Заключение.

Список литературы.


     

    Введение

    Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

    Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.

    Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.

    Достижение цели предполагает решение ряда задач:

    1) дать определение сущности здорового образа жизни;

    2) рассмотреть основные элементы здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

    Сущность здорового образа жизни.

    Охрана собственного здоровья ― это непосредственная обязанность каждого человека. Нередко бывает, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20―30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, ― словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Миль штейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

    Здоровый образ жизни ― это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье».

    Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).

    Физическое здоровье ― это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

    Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

    Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

     

    Основные элементы здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: «плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.»

    Плодотворный труд ― важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. Рациональный режим труда и отдыха ― необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
     


     

    Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

    Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

    Первый закон ― равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, ― мы полнеем.

    Второй закон ― «соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах». Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ.
     

    Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов «приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов». Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект

    «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод ― на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% ― от условий, нас окружающих.

    Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье ― наследственность. Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

     


     

    Оптимальный двигательный режим ― важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
     

    Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество ― выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

    Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

    Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена. Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

    Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.

    Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

    Заключение.

    Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

    Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

    Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

    Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты.

    Оптимальный двигательный режим ― важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

    Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.


     

    Список литературы.

    1. Васильков, А. Теория и методика физического воспитания / А. Васильков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 384 с.

    2. Гришина, Ю. Общая физическая подготовка. Знать и уметь / Ю. Гришина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 249 с.

    3. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта / В. Дубровский. — М.: Владос, 2003. — 512 с.

    4. Евсеев, Ю. Физическая культура / Ю. Евсеев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 448 с.

    5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2006. — 368 с.

    6. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни / В.Р. Шуханович // Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 435 с.

    Доклад по теме:»Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизненной деятельности личности» 10 класс

    hello_html_m1cb58b2.jpg

    Тема «Основные составляющие здорового образа жизни

    и их влияние на безопасность жизненной деятельности личности».

    Синелобова Нина,

    ученица 10 класса “Б”

    Проверил:

    Яковлева М.Ю.,

    учитель ОБЖ

    Оценка:

    Москва, 2017

    Образ жизни — показатель того, как личность реализует окружающие условия жизнедеятельности в интересах своего здоровья. Здоровый образ жизни подразумевает прежде всего личное, т. е. индивидуальное, здоровье человека, которое во многом зависит от него самого.

    hello_html_b4b4c5c.gif

    Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с опасными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и т.д.

    hello_html_m62926371.jpg

    Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. В XXI веке мир не стал безопаснее. Сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Наблюдается усиление социальных противоречий, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Распространяются новые инфекционные заболевания.

    hello_html_6611bd27.jpg

    Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

    Условно понятие здорового образа жизни можно разделить на два направления. Первое — активные его формы, когда человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья и обеспечивает собственную безопасность. Второе — человек старается не допустить образования привычек, отрицательно влияющих на его здоровье.

    hello_html_62064178.jpg

    Основные составляющие ЗОЖ:

    • полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ, питание;

    • соблюдение режима труда и отдыха;

    • пребывание на свежем воздухе, закаливание, тренировка иммунитета;

    • соблюдение всех санитарно-гигиенических норм.

    • организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, обеспечивающего суточную потребность организма в движении;

    • преодоление вредных привычек (алкоголь, курение, наркомания)

    • грамотное экологическое поведение;

    • психическая и эмоциональная устойчивость;

    • образование и самообразование по вопросам ЗОЖ.

    Все элементы здорового образа жизни проецируются на человека, его жизненные планы, цели, запросы, поведение.

    Умение человека обеспечить личную безопасность в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях — основная составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие человека.

    Использованная литература:

    1.“Безопасность жизнедеятельности и здорового образа жизни”, Левчук И.П.

    2.Учебное пособие ОБЖ, под ред. Р.И.Айзмана и С.Г.Кривощёкова

    Интернет ресурсы:

    1. https://siberian.mchs.ru/Poleznaja…/Infografika_i_plakati_po_teme_bezopasnos

    2. proekt-service.com/…/plakaty-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-v-usloviyakh-proizvod

    Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

    Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

    Предмет: ОБЖ.

    Класс: 8.

    Дата проведения:

    Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Мусагитов Р.Т.

    Цель: определить, какое значение имеет уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности для формирования индивидуальной системы здорового образа жизни.

    Ход урока

    1. Повторение пройденного материала.

    1. Почему для профилактики наркомании более всего эффективна профилактика первого употребления наркотика?

    2. Какие меры предусмотрены в нашей стране против незаконного распространения наркотических веществ?

    3. В чём заключаются основные причины роста наркомании среди подростков и молодёжи?

    4. Какие основные факты необходимо твёрдо уяснить каждому человеку, чтобы осознанно противостоять наркомании?

    5. Какие качества необходимо постоянно формировать в себе, чтобы уберечься от приобщения к потреблению наркотических веществ?

    1. Сообщение темы и цели урока.

    Тема урока: «Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности».

    Цель урока: определить, какое значение имеет уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности для формирования индивидуальной системы здорового образа жизни.

    1. Изложение программного материала.

    В XXI век человечество вошло в период социальных, технических и культурных перемен, которые явились следствием его достижений во всех сферах.

    Постоянно возрастает техническое обеспечение жизнедеятельности человека. Жизнь в современном мире трудно представить без различных видов транспорта, без многих бытовых приборов, обеспечивающих его жизненные потребности. В то же время деятельность человека приводит к возрастанию проблем в области безопасности жизнедеятельности. С увеличением количества технических средств, используемых в повседневной жизни, возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил эксплуатации и различных неисправностей в их работе. Всё это увеличивает фактор риска для жизни и здоровья человека.

    Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия происходит чаще всего из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме того, отмечено, что большинство техногенных катастроф – рукотворные, а среди основных причин – разгильдяйство, беспечность и равнодушие.

    Общая культура населения нашей страны в области безопасности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности, она отстаёт от стремительных темпов развития цивилизации.

    Наше общество начинает осознавать, что полностью безопасной жизнедеятельность не бывает, а развитие человечества и технический прогресс требуют повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и дела.

    Это должен знать каждый

    Что следует понимать под общей культурой в области безопасности жизнедеятельности

    Это, во-первых, осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

    Это, во-вторых, способность уметь с определённой степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту.

    Это, в-третьих, способность правильно оценивать ход событий и, если есть возможность, избегать опасных ситуаций.

    Это, в-четвёртых, способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации.

    Это, наконец, в-пятых, знания и умения адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

    Приобретённые знания, умения и навыки в области безопасности становятся насущной потребностью в жизни каждого человека, общества и государства, потому что они в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.

    Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение его уровня общей культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в индивидуальной системе здорового образа жизни. Можно утверждать, что здоровый образ жизни – это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни.

    Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которое представляет как индивидуальную, так и общественную ценность.

    Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде, не способен оценить уровень опасности для жизни и здоровья в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход из создавшейся ситуации, позволяющий ему снизить фактор риска для жизни и здоровья.

    Постоянное повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности будет способствовать обеспечению социального благополучия человека и характеризовать уровень его здоровья. Можно отметить, что уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности становится одним из важных критериев, определяющих уровень здоровья человека и общества.

    Внимание!

    Умение человека обеспечить личную безопасность в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях – основная составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие человека.

    IV. Итог урока

    Вопросы для самоконтроля:

    1. В чём заключается отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства?

    2. Какие знания, умения и навыки определяют общий уровень культуры человека в области безопасности жизнедеятельности?

    3. Какое значение имеет уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности для формирования индивидуальной системы здорового образа жизни?

    Домашнее задание

    По материалам данной главы кратко сформулируйте для себя общее понятие здорового образа жизни и его основных составляющих. Постарайтесь сформировать свой образ жизни в соответствии с вашими представлениями о здоровом образе жизни.

    Индивидуальный проект на тему «Занятие физкультурой и спортом как условие формирования здорового образа жизни «.

    Содержание

    6

    1. Исторический экскурс…………………………………………………………………

    6

    1. Определение и основные черты здорового образа жизни…………….

    7

    1. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни…..

    8

    1. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека………………………………………………………………………………………………

    9

    Глава 2. Структурные группы здорового образа жизни……………………

    10

    1. Созидательно-преобразующая группа………………………………………….

    10

    1. Восстановительно-оздоровительная группа…………………………………

    10

    1. Развивающе-поддерживающая группа…………………………………………

    11

    Глава 3. Здоровый образ жизни в суточном режиме для студента……

    12

    1. Учебное время…………………………………………………………………………….

    12

    1. Вне учебное (занятое) время………………………………………………………..

    13

    1. Свободное время…………………………………………………………………………

    13

    1. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента…………………………………………………………

    14

    Заключение……………………………………………………………………………………

    15

    Список использованных источников…………………………………………………..

    16

    Введение

    Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

    Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

    Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, её надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост — вести здоровый образ жизни.

    Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

    Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

    Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

    Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

    Актуальность: здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни увеличением рисков технического, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Поэтому формирование здорового образа жизни является главной задачей каждого человека.

    Цель исследования: познакомить учащихся с понятием здоровый образ жизни, определить его структуру и значение в режиме дня обучающихся.

    Задачи исследования:

    1. Дать определение понятию здорового образа жизни.

    2. Изучить структуру здорового образа жизни.

    3. Рассмотреть проблему формирования здорового образа жизни с позиций психологии здоровья.

    Объект исследования: здорового образа жизни.

    Предмет исследования: здорового образа жизни как общественная ценность.

    Глава 1. Общие предварительные сведения о здоровом образе

    жизни.

    1.1. Исторический экскурс.

    Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие ЗОЖ порождено событиями последних десятилетий. Действительно, о ЗОЖ в средствах массовой информации стали говорить и много, и довольно-таки настойчиво в последние 10-15 лет. Но это вовсе не означает, что ЗОЖ – явление сугубо современное. История убедительно свидетельствует о том, что истоки ЗОЖ лежат во временах седого и чрезвычайно далекого прошлого.

    Общеизвестно, что биологическая жизнь на Земле существует более 3 млрд лет, что в основе существования биологических (растительных и животных) организмов был и остается их приспособительный образ жизни к окружающей действительности. В течение последних 3 млн лет на Земле начался процесс формирования человеческого сообщества. Человеческая цивилизация — качественно новая эпоха развития жизни на Земле. И суть всех этих качественных перемен состоит в том, что с первых шагов своей жизни человечество вело созидательно-преобразующий образ жизни (ОЖ).

    Человечество так же приспосабливалось и продолжает приспосабливаться к тем или иным факторам и капризам окружающей действительности. Но эти приспособительные действия никогда не были основным, главным смыслом жизни человека. С первых шагов своей жизни человечество совершенствовалось и продолжает совершенствоваться в трудовой деятельности, в созидании и сотворении материальных и культурных ценностей. В этом был и остается основной смысл человеческой цивилизации, человеческого бытия.

    Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями далеко и метко бросать камни, копья, дротики и т.д.; когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

    Практически во все времена, во всех государственных образованиях эти проблемы в той или иной мере решались. В спартанской, афинской и римской (рабовладельческих) системах обучения и воспитания всем этим вопросам (в особенности военного и физического воспитания) уделялось повышенное внимание. Примечательно, что великий древнегреческий врач и прогрессивный мыслитель Гиппократ (5-4 вв. до н.э.) в своих трудах неоднократно подчеркивал огромную значимость ЗОЖ в укреплении здоровья эллинов.

    В годы средневековья, в годы нового и новейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получили свое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина, А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили свое дальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО была сформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самая совершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.

    1.2. Определение и основные черты здорового образа жизни

    Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек

    — умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

    — владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

    — постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

    — самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

    Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией — важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ студента.

    ЗОЖ – отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

    1.3. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни.

    ЗОЖ – категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то конечно же подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек) является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир.

    Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Но так как человек – существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были пере нацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал, совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.

    Биологическая энергетика, проходя через человеческое существо, через центральную нервную систему, через сознание и рукотворную деятельность, преобразуется в социальные творения. Биологическое преобразуется человеком в социальное. Биологическая энергия – основной источник сотворения всей человеческой материальной и духовной культуры.

    1.4. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека

    Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

    Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ЗОЖ, на 20% — экологическими; на 20% — биологическими (наследственными) факторами и на 10% — медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.

    Глава 2. Структурные группы здорового образа жизни.

    2.1. Созидательно-преобразующая группа.

    К этой структурной группе относят все те виды жизнедеятельности, в процессе которых человеком производятся материальные, культурные и духовные ценности, поддерживается мир и стабильность в обществе, воспитывается подрастающее поколение, оказывается медицинская помощь и т.д. Молодое поколение (и в частности, студенты) осваивают научные знания и достижения предшествующих поколений.

    В процессе созидательно-преобразующей деятельности человек, как правило, расходует запасы своих сил и энергии, качеств и способностей, умений и навыков. Крайне важно, чтобы эта деятельность была высокопроизводительной, эффективной и мало затратной, чтобы она осуществлялась на основе последних, наиболее совершенных научно-практических достижений, на основе норм и правил НОТ.

    2.2. Восстановительно-оздоровительная группа

    К этой структурной группе относятся все те виды человеческой жизнедеятельности, которые нацелены на восстановление и оздоровление человеческого организма в после производственный (после учебный) период. Характер и направленность восстановления и оздоровления, в конечном счете, предопределяется содержанием и особенностями трудовой (производственной, учебной, профессиональной) деятельности.

    Крайне важно, чтобы в обществе сложилась научно-обоснованная система мер, направленная на восстановление и оздоровление человека, чтобы в ней нашли свое место полноценное (но без излишеств) питание, нормальный сон, активный отдых, соблюдение норм личной и общественной гигиены, чтобы организм получал ежедневную норму физических движений и т.д. Бедность и безработица, трудовая занятость на 2-3 работах и низкая оплата труда, недооценка восстановительно-оздоровительной деятельности, пассивный отдых, алкоголизм, табакокурение и т.д. привели к резкому росту смертности россиян, снижению рождаемости, детской беспризорности и другим негативным последствиям нашей жизни.

    2.3. Развивающе-поддерживающая группа

    К этой структурной группе ЗОЖ относятся все виды человеческой жизнедеятельности, которые направлены на развитие и совершенствование физических сил, качеств, способностей, здоровья человека.

    Двигательная деятельность, физические упражнения и спорт были и остаются единственным средством развития и укрепления человеческих сил и энергии, его физических качеств и способностей. Крайне важно, чтобы каждый человек научился сам осознанно, без какого-либо принуждения пользоваться этими абсолютно доступными для всех нас средствами.

    Глава 3. Здоровый образ жизни в суточном режиме для студента.

    Каждый человек в течение всей своей жизни должен находиться в сфере норм и правил ЗОЖ. Совершенно ясно, что эти нормы и правила у каждого человека в зависимости от возраста будут видоизменяться, что в до трудоспособном (до 15 лет), трудоспособном (16-59) и после трудоспособном (после 60 лет) периодах они будут заметно отличаться друг от друга. Известно, что каждый из отмеченных периодов подразделяется в свою очередь на отдельные под периоды (этапы) и т.д.

    3.1. Учебное время

    Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные и полевые практики, зачетные и экзаменационные сессии – основное время становления личности будущего специалиста высшей квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны из 54-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области ЗОЖ на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации. Мы настоятельно рекомендуем студентам:

    — являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка поможет вам являться на учебу в хорошей физической форме;

    — быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») – враг ваших успехов;

    — умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помните: движения являются лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие – тайные и явные враги вашего профессионального роста.

    3.2. Вне учебное (занятое) время

    Основная направленность ЗОЖ в занятое (несвободное) время нацелена на восстановление и оздоровление студента после учебы. Сон, питание, личная гигиена, ведение (или участие в нем) домашнего и личного подсобного хозяйства, воспитание детей (младших братьев и сестер), уход за лицами преклонного возраста, время и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз и обратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. – вот основные составляющие вне учебного (занятого) времени.

    Во вне учебное время жизнедеятельность студента чрезвычайно многообразна. В это время совершенно отчетливо видно проявление и восстановительно-оздоровительной, и созидательно-преобразующей и развивающе-поддерживающей структурных групп ЗОЖ.

    Занятое время студентов не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы студент выкраивал для себя несколько часов свободного времени.

    3.3. Свободное время

    Свободное время – это пора активной творческой деятельности, самообразования, культурного потребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма, товарищеских встреч и общения, активного отдыха и т.д.

    Свободное время – время само созидания, само сотворения, самосовершенствования. Именно по тому, как человек пользуется свободным временем, можно судить о его ЗОЖ.

    В последнее время резко меняется характер труда. Доля физического труда уменьшается, а умственного – возрастает. Работники умственного труда (это касается и студентов) во время своей трудовой деятельности, как правило, не получают необходимой двигательной, физической нагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядке столкнется с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Все это означает, что объективные (в основном производственные) обстоятельства будут и далее принуждать современного человека (и студентов в том числе) больше, чаще и основательнее обращаться к физической культуре и спорту, овладевать нормами и правилами ЗОЖ.

    3.4. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента.

    Ранее мы уже отмечали, что Госсовет РФ в 2002 году акцентировал внимание на необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди всех социальных групп российского общества, в том числе и среди студентов.

    Нам представляется, что решение этой проблемы в вузах РФ должно осуществляться по следующим трем направлениям:

    — по линии более обоснованного, более уточненного, более целенаправленного ведения всего учебного процесса по физической культуре среди студенчества. мы полностью разделяем утверждение Госсовета РФ о необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ россиян (в том числе и студенчества). Следовательно, каждое учебное занятие по физической культуру и спорту должно быть в конечном счете направлено на формирование и закрепление студентом норм и правил ЗОЖ;

    — по линии самого широкого развертывания массового студенческого самодеятельного физкультурно-спортивного движения;

    — по линии более широкого участия студентов в Универсиадах, спартакиадах, Олимпиадах и. Мы абсолютно убеждены в том, что спорт высших достижений и ЗОЖ не только просто совместимы, но и неотделимы друг от друга.

    Заключение

    Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными.

    Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта «в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации» .

    Список использованных источников.

    1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 года.

    2. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М., 1999.

    3. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». – М., 2002.

    4. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М., 1970.

    5. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. – М., 1993.

    6. Краснов И.С. Формирование здорового образа жизни – важное направление подготовки специалистов высшей квалификации / Вопросы физического воспитания студентов. XXVII, 2003, Изд-во СПбГУ.

    7. Краснов И.С. Пути формирования здорового образа жизни студентов / Вопросы физического воспитания студентов. XXVIII, 2003, Изд-во СПбГУ.

    8. http://referatbox.com/3544/zdorovyj-obraz-zhizni/

    9. http://referatwork.ru/refs/source/ref-128199.html

    10. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=733794

    11. https://infourok.ru/referat_na_temu_zdorovyy_obraz_zhizni-150644.htm

    12. http://урок.рф/blogs/referat_zdorovij_obraz_zhizni_141904.html

    13. http://www.bestreferat.ru/referat-121824.html

    Пояснительная записка

    Тема моего индивидуального проекта называется: Занятие физкультурой и спортом как условие формирования здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

    Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

    Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

    Актуальность: здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни увеличением рисков технического, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Поэтому формирование здорового образа жизни является главной задачей каждого человека.

    Цель исследования: познакомить учащихся с понятием здоровый образ жизни, определить его структуру и значение в режиме дня обучающихся.

    Задачи исследования:

    1. Дать определение понятию здорового образа жизни.

    2. Изучить структуру здорового образа жизни.

    3. Рассмотреть проблему формирования здорового образа жизни с позиций психологии здоровья.

    Объект исследования: здорового образа жизни.

    Предмет исследования: здорового образа жизни как общественная ценность.

    Мы настоятельно рекомендуем студентам

    — являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка поможет вам являться на учебу в хорошей физической форме;

    — быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») – враг ваших успехов;

    — умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помните: движения являются лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие – тайные и явные враги вашего профессионального роста.

    Свободное время – это пора активной творческой деятельности, самообразования, культурного потребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма, товарищеских встреч и общения, активного отдыха и т.д.

    Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверх актуальными.

    «Процесс организации здорового образа жизни.»

    Процесс организации здорового образа жизни.

    От состояния здоровья человеческого организма во многом зависит жизнь человека. Все стороны деятельности личности — производственно-трудовая, семейная, бытовая, духовная, учебная и другие определяются уровнем здоровья. Организация здорового образа жизни человека — основной фактор, который влияет на уровень здоровья. «Здоровье», как понятие — это нормальное психосоматическое состояние человека. Оно отражает его физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивает полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

    По самой сути, здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность. Она занимает верхнюю ступень иерархической лестнице ценностей и в системе таких категорий человеческой жизни, как интересны и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творчество, программа и ритм жизнедеятельности.

    По мере того, как растет благосостояние населения, удовлетворение его естественных первичных потребностей растет и ценность здоровья.

    Выделяют три уровня ценности здоровья: биологический, социальный, личностный.

    · биологический — здоровье, которое изначально предполагает самостоятельную регуляцию организма в гармонии с физиологическими процессами;

    · социальный — здоровье как мера социальной активности деятельного отношения индивида к миру;

    · личностный (психологический) — здоровье как отрицание и преодоление болезни.

    Кроме того ценностями выступают биологическое, психофизиологическое состояние человека его жизнь и здоровье, социальные и природные условия общественной жизни человека, в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение человеческих потребностей, предметы и средства их реализации — продукты материального и духовного производства.

    Ценностный подход требует учитывать мотивационное личностное отношение человека к здоровью, которое выражается не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой. На практике, почти все люди ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или совсем утрачено.

    В иерархии потребностей здоровье занимает ведущие позиции. Будучи качественной характеристикой личности, здоровье способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей для людей важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную жизнь на всех этапах. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

    Для многих студентов содержание здорового образа жизни отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного.

    К основным элементам, составляющим здоровый образ жизни относят:

    · режим труда и отдыха;

    · организацию сна;

    · режим питания;

    · организацию двигательной активности;

    · профилактику вредных привычек.

    Человек, который соблюдает устоявшийся режим труда и отдыха, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В случае, если резервы адаптации исчерпаны, человек испытывает дискомфорт, утомляемость. Поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни очень быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, которая закрепляется цепью условных рефлексов.

    Благодаря этому физиологическому свойству, предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение.

    Режим дня — основа жизнедеятельности для всех студентов. У каждого он индивидуальный, соответствует состоянию здоровья, физическому состоянию, интересам и ценностным ориентациям личности. Необходимо обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы.

    Сон — обязательная и наиболее полноценная форма отдыха. Обычная норма сна для студентов — 8 часов, необходимо учитывать то обстоятельство, что напряженную умственную деятельность надо прекращать за 1,5 часа до отхода ко сну, так как это затрудняет засыпание, приводит к вялости и плохому самочувствию после пробуждения.

    Питание — одним из показателей здорового образа жизни. Каждый студент должен знать принципы правильного питания. Правильное питание — это физиологически полноценный прием пищи с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Основные принципы ПП: достижение энергетического баланса; установления правильного соотношения между белками, жирами, углеводами; сбалансированность минеральных веществ и витаминов; ритмичность приема пищи.

    Режим питания — это главный аспект культуры питания и распределения калорийности пищи в течение суток. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило — полноценно питаться не менее 3-4 раз в день. Нарушения режима питания (еда в сухомятку, редкие или обильные, беспорядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, гастритов, холециститов.

    У большинства людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность значительно ограничена. Это присуще и студентам. Негативным последствием этого является гиподинамия и гипокинезия, которые являются причиной многих болезней. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая задача — определение оптимальных, а также минимально и максимально возможных режимов двигательной активности.

    Минимальный объем двигательной активности должен обеспечивать нормальный уровень функционирования организма. Характеризуется он как оздоровительно-профилактический. Оптимальные границы определяют тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень учебной и другой деятельности. Максимальные границы должны обеспечивать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, которые могут привести к переутомлению, перетренировке, к снижению эффективности учебной деятельности.

    Как уже отмечалось выше, основной формой физического воспитания в вузе являются обязательные учебные занятия в объеме не менее 4-х часов в неделю. Однако, этой формой менее чем на 50% реализуется недельная потребность в двигательной активности. Поэтому не учебные формы занятий именно те, за счет которых реализуется данная потребность.

    Профилактика вредных привычек.

    Вредные привычки — курение, употребление алкоголя и наркотиков — оказывают пагубное влияние на организм человека, снижают умственную работоспособность. Они не совместимы с занятиями физическими упражнениями, здоровым образом жизни.

    Курение — вредная и опасная привычка, которая развивается по принципу условного рефлекса. При курении вместе с табачным дымом поступают многие ядовитые продукты. В основном это никотин и смолистые вещества. Систематическое курение оказывает отрицательное влияние на центральную нервную систему и на организм в целом. Смертельная доза никотина для человека — 50 мг (при выкуривании 1 сигареты в организм поступает около 1 мг никотина). У курильщиков часто отмечаются головные боли, нарушение сна, понижение умственной работоспособности. Курение также вызывает различные заболевания сердечнососудистой и дыхательной систем.

    Употребление алкогольных напитков, как и курение, ведет к резким нарушениям здоровья. Установлено, что даже малые дозы алкоголя угнетают тормозные процессы в центральной нервной системе, что нарушает необходимый баланс между тормозными и возбудительными процессами в пользу последних. При этом у человека резко снижаются умственные способности. Он не может быстро и точно мыслить, становится несконцентрированным, нарушается физическая работоспособность, уменьшается скорость двигательных реакций, снижается сила, ухудшается точность движений.

    Следует особо подчеркнуть социальные негативные последствия алкоголизма. Употребление алкоголя зачастую является причиной уголовных преступлений, травматизма и несчастных случаев. Полный отказ от алкогольных напитков — залог хорошего здоровья, успешной учебы и успеха в жизни.

    К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Их основное свойство — способность вызывать состояние эйфории. Приобщение к наркотическим веществам связано с процессом стойкого привыкания к ним. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотиков. При передозировке наркотиков нередки случаи смерти. При привыкании к препарату отказ от него вызывает состояние абстиненции, которое сопровождается спазмами и болями мышц, в пояснице.

    Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, схожими с шизофренией, деградации личности. Общая деградация наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем.

    Процесс организации здорового образа жизни — это непосредственная обязанность каждого человека, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

    Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный, здороый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. здоровье человек отдых

    Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

    Научный руководитель:

    Дауров Аслан Маметбиевич

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *