Здоровый образ жизни определение: Здоровый образ жизни

Содержание

определение, механизмы его формирования. Влияние образа жизни на индивидуальное и общественное здоровье. Роль врачей-специалистов в формировании зож.

до 60-х г.г. 20 в. подход: главное — излечить болезнь, позднее — профилактика болезней, к 90-м г.г.: получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия.

Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел — формирование здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).

Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы

— укреплять здоровье человека;

— предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть;

— вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом.

Формирование ЗОЖ

– это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий.

Элементы ЗОЖ:

1) Медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ

2) Трудовая деятельность людей;

3) Хозяйственно-бытовая деятельность человека — материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность

4) Социальная деятельность семьи — уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье

5) Деятельность, направленная на восстановление физических сил.

Проблемы ЗОЖ (социальные и медицинские аспекты ЗОЖ):

— медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины)

— изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью;

— уровень культуры населения;

— учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т. д.)

— выявление и оценка групп риска;

— активное участие населения;

— разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний).

Принципы формирования ЗОЖ:

сознательный личный образ жизни — индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д.

научность — содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики.

массовость — участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу.

доступность — при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания.

целенаправленность — выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения.

оптимистичность — следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний

актуальность —

выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.

Служба формирования ЗОЖ:

1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения)

2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты

3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник

4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ.

Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО.

Основные задачи службы:

— координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;

— вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;

— постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;

— предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;

— организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.

2.5. Основы организации здорового образа жизни студентов

2. 5. Основы организации здорового образа жизни студентов

 

2.5.1. Понятие «здоровье», его содержание 

 

Жизнь человека во многом зависит от состояния здоровья организма. Практически все стороны деятельности личности – производственно-трудовая, семейная, бытовая, духовная, учебная и другие – в конечном счете, определяются уровнем  здоровья. Если рассматривать удельный вес условий, определяющих состояние здоровья, то оказывается, что здравоохранение, медицинская активность составляет — 8-10%; внешняя среда, природно-климатические условия – 17-20%, генетика, биология человека – 18-22%, образ жизни – 49-53%.

Как видно из приведенных данных, ведущим фактором, влияющим на уровень здоровья, является организация здорового образа жизни человека. Основными факторами риска образа жизни выступают: вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стресс, гиподинамия, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков.

Понятие «здоровье» определяется как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересны и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей относительная ценность здоровья все больше возрастает.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический – изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный – здоровье как мера социальной активности деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) – здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления.

Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье), условия общественной жизни (социальное и природное), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации – продукты материального и духовного производства.

Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей для людей важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

 

2.5.2. Здоровый образ жизни студентов

 

Здоровье студенчества во многом определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Образ жизни студента можно определить как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности.

Cостояние здоровья студентов во многом зависит от образа жизни. В связи с этим повышенное внимание обращается на организацию здорового образа жизни студентов.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом.

Здоровый образ жизни создает для личности такую социальную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой, учебной и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физической отношении жизни.

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают:

— соблюдение режима труда и отдыха;

— соблюдение режима питания и сна;

— соблюдение гигиенических требований;

— организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности;

— отказ от вредных привычек;

— культура межличностного общения;

— содержательный досуг.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями. использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно-значимые, но не всегда совпадают с ценностями. выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

 

2.5.3. Составляющие характеристики здорового образа жизни

 

К основным составляющим здорового образа жизни относят:

— режим труда и отдыха,

— организация сна,

— режим питания.

— оптимальная двигательная активность,

— профилактика вредных привычек.

 

2.5.4. Режим труда и отдыха

 

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы адаптации исчерпываются, человек начинает испытывать дискомфорт, утомляемость. поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству, предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение.

Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать состоянию здоровья, физическому состоянию, интересам и ценностным ориентациям личности. Необходимо обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы.

Для оптимизации режима дня студенту необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиеническими нормами. Относительно их суточный бюджет времени студента состоит из 10-12 ч. учебных занятий (6 ч. аудиторных и 4-6 самостоятельных и 12 часов, отведенных на восстановление). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, их последовательность и правильное чередование учебы и отдыха.

 

2.5.5. Организация сна

 

Сон – обязательная и наиболее полноценная форма отдыха. Обычная норма сна для студентов – 8 часов. Относительно учебной деятельности. необходимо учитывать то обстоятельство, что напряженную умственную деятельность надо прекращать за 1,5 часа до отдыха ко сну, поскольку это затрудняет  засыпание, приводит к вялости и плохому самочувствию после пробуждения.

Различают сон глубокий и поверхностный. Наиболее эффективный глубокий сон. Для этого необходимо исключить перед сном эмоциональную напряженность, проветривать комнату, принимать пищу за 2-3 часа до сна. Распространенное расстройство сна называют бессонницей. Бессонница, вызванная излишним волнением и тревожностью, называется ситуативной. Обычно она проходит с исчезновением беспокойства. Причиной стойкого расстройства сна могут быть употребление снотворных средств, если их принимать периодически.

 

2.5.6. Режим питания

 

Питание является одним из ведущих характеристик здорового образа жизни. Каждый студент должен знать принципы рационального питания. Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижение энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными веществами – белками, жирами, углеводами; сбалансированность минеральных веществ и витаминов; ритмичность приема пищи.

Важным аспектом культуры питания является режим питания и распределение калорийности пищи в течение суток. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило – полноценно питаться не менее 3-4 раз в день. Систематические нарушения режима питания (еда в сухомятку, редкие или обильные, беспорядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, в частности гастритов, холециститов.

При занятиях физическими упражнениями принимать пищу следует за 2-2,5 часа до и спустя 30-40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличивать суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20-25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.

 

2.5.7. Оптимальная двигательная активность

 

Систематическое использование соответствующих полу, возрасту и состоянию здоровья – один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов.

У большинства людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность значительно ограничена. Это присуще и студентам. Негативным последствием этого является гиподинамия и гипокинезия, которые являются причиной многих болезней. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая задача – определение оптимальных, а также минимально и максимально возможных режимов двигательной активности.

Минимальный объем двигательной активности должен обеспечивать нормальный уровень функционирования организма. Характеризуется он как оздоровительно-профилактический. Оптимальные границы определяют тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень учебной и другой деятельности. Максимальные границы должны обеспечивать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, которые могут привести к переутомлению, перетренировке, к снижению эффективности учебной деятельности.

Как уже отмечалось выше, основной формой физического воспитания в вузе являются обязательные учебные занятия в объеме не менее 4-х часов в неделю. Однако, этой формой менее чем на 50% реализуется недельная потребность в двигательной активности. Поэтому внеучебные формы занятий именно те, за счет которых реализуется данная потребность.

Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности. Зимой она, как правило, снижается на 10-15% по отношению к летнему периоду.

 

2.5.8. Профилактика вредных привычек

 

Вредные привычки – курение, употребление алкоголя и наркотиков – оказывают пагубное влияние на организм человека, снижают умственную работоспособность. Они не совместимы с занятиями физическими упражнениями, здоровым образом жизни.

Курение – вредная и опасная привычка, которая развивается по принципу условного рефлекса. При курении вместе с табачным дымом поступают многие ядовитые продукты. В основном это никотин и смолистые вещества. Систематическое курение оказывает отрицательное влияние на центральную нервную систему и на организм в целом. Смертельная доза никотина для человека – 50 мг (при выкуривании 1 сигареты в организм поступает около 1 мг никотина). У курильщиков часто отмечаются головные боли, нарушение сна, понижение умственной работоспособности. Курение также вызывает различные заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Употребление алкогольных напитков, как и курение, ведет к резким нарушениям здоровья. Установлено, что даже малые дозы алкоголя угнетают тормозные процессы в центральной нервной системе, что нарушает необходимый баланс  между тормозными и возбудительными процессами в пользу последних. При этом у человека резко снижаются умственные способности. Он не может быстро и точно мыслить, становится невнимательным. Вместе с этим нарушается и физическая работоспособность, уменьшается скорость двигательных реакций, снижается сила, ухудшается точность движений.

Следует особо подчеркнуть социальные негативные последствия алкоголизма. Употребление алкоголя зачастую является причиной уголовных преступлений, травматизма и несчастных случаев. Полный отказ от алкогольных напитков – залог хорошего здоровья, успешной учебы и успеха в жизни.

К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Их основное свойство – способность вызывать состояние эйфории. Приобщение к наркотическим веществам связано с процессом стойкого привыкания («зависимости») к ним. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотиков. При передозировке наркотиков нередки случаи смерти. При привыкании к препарату отказ от него вызывает состояние абстиненции, которое сопровождается спазмами и болями мышц, в пояснице.

Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, схожими с шизофренией, деградации личности. Общая деградация наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем.

Здоровый образ жизни — familydoctor.org

Все статьи в Здоровый образ жизни

Сортировать по:

  • A-Z
  • Z-A
  • Недавно обновленный

    Тест «Почему я курю?»

    Знание того, почему вы курите, может помочь бросить курить навсегда.

  • Баланс между работой и уходом

    Забота о близком человеке, работая вне дома, может быть непростой задачей. Поговорите со своим работодателем,…

  • Тренировка мозга для пожилых людей

    Упражнения для мозга важны для снижения риска развития деменции.

  • КБД масло

    CBD — это сокращение от каннабидиола. Это химическое вещество, содержащееся в растении Cannabis sativa. Масло CBD не делает…

  • Колоноскопия

    Колоноскопия — это обычная процедура, во время которой врач осмотрит внутреннюю часть толстой кишки, а также…

  • Диета и упражнения для здорового сердца

    Здоровое сердце жизненно важно для общего состояния здоровья. Два самых простых, но самых важных способа помочь…

  • Эффекты воздействия солнца

    Небольшое пребывание на солнце полезно для нас, но чрезмерное воздействие УФ-лучей вредно. Это…

  • Риски гриппа и хронические заболевания

    Хронические заболевания могут увеличить риск госпитализации с гриппом. Делать ежегодную прививку от гриппа — это…

  • Риск гриппа выше для расовых меньшинств

    Люди, принадлежащие к расовым и этническим меньшинствам, с большей вероятностью будут госпитализированы при гриппе. Они…

  • Исследование пищевых привычек

    Чтобы сделать выбор в пользу здорового питания, важно следить за тем, что вы едите и пьете в настоящее время. Опрос пищевых привычек…

  • Генетическое тестирование: что вы должны знать

    Гены находятся в хромосомах и состоят из ДНК. Мы наследуем гены от наших родителей. Наша генная структура…

  • Справочники по здоровью: здоровье — это состояние души и тела

    Принятие здоровых привычек позволяет вам заботиться о своем физическом и психическом здоровье, а также положительно влияет на…

  • Здоровые привычки в возрасте 60 лет и старше

    Взгляните на советы, рекомендации, рекомендации и преимущества поддержания здорового питания и физических упражнений по мере того, как вы…

  • Иммунизация

    Прививки безопасны, эффективны и необходимы для многих занятий, включая школу. Соблюдение графика прививок защитит вас от многих…

  • Сохраняйте свое сердце здоровым

    Здоровое сердце – залог хорошего здоровья в целом. Ведение здорового образа жизни в любом возрасте может предотвратить сердечные заболевания…

  • Упражнения Кегеля для мышц таза

    Упражнения Кегеля укрепляют мышцы под маткой, мочевого пузыря и кишечника (толстой кишки).

  • Планы питания и как они помогают

    Планы питания — отличный ресурс для здорового питания в любом возрасте.

  • Рот и зубы: как сохранить их здоровыми

    Правильный уход за полостью рта и зубами может помочь предотвратить проблемы. Вы можете сделать это, чистя зубы щеткой и пользуясь зубной нитью…

  • Передача здоровых привычек вашим детям

    Научите своих детей вести здоровый образ жизни. Начинайте, когда они молоды. Это помогает им избежать нездорового выбора и…

  • Профилактические услуги для здорового образа жизни

    Профилактической услугой может быть анализ, иммунизация или вакцина, а также консультация врача. Эти сервисы могут обнаруживать…

  • Здоровый образ жизни: MedlinePlus

    На этой странице

    Основы

    • Краткое содержание
    • Начало здесь
    • Диагностика и тесты

    Узнать больше

    • Связанные вопросы

    Смотрите, играйте и учитесь

    • Ссылки недоступны

    Исследования

    • Журнальная статья

    Ресурсы

    • Справочная служба
    • Найти эксперта

    Для вас

    • Дети
    • Пожилые люди
    • Раздаточные материалы для пациентов

    Многие факторы влияют на ваше здоровье. Некоторые из них вы не можете контролировать, например, свой генетический состав или возраст. Но вы можете внести изменения в свой образ жизни. Делая шаги к здоровому образу жизни, вы можете помочь снизить риск сердечных заболеваний, рака, инсульта и других серьезных заболеваний:

    • Получите необходимые скрининговые тесты
    • Поддерживайте здоровый вес
    • Ешьте разнообразную здоровую пищу и ограничьте потребление калорий и насыщенных жиров
    • Быть физически активным
    • Контролируйте артериальное давление и уровень холестерина
    • Не курить
    • Защитите себя от слишком яркого солнца
    • Употребляйте алкоголь в умеренных количествах или не пейте вообще
    • Высыпайтесь каждый день
    • Работайте над улучшением своего психического здоровья, например, практикуя медиацию, техники релаксации или благодарность

    Агентство медицинских исследований и качества

    • Создание здоровых привычек: сделать лучший выбор проще (Национальные институты здоровья) Также на Испанский
    • Советы для здоровых детей и семей (Американская академия семейных врачей) Также на Испанский
    • Что вы можете сделать, чтобы сохранить свое здоровье (Американская академия семейных врачей) Также на Испанский
    • Изменение привычек для улучшения здоровья (Национальный институт диабета, болезней органов пищеварения и почек) Также на Испанский
    • Инвалидность и здоровье: здоровый образ жизни (Центры по контролю и профилактике заболеваний) Также на Испанский
    • Справочники по здоровью: здоровье — это состояние души и тела (Американская академия семейных врачей) Также на Испанский
    • Связь разума и тела: как ваши эмоции влияют на ваше здоровье (Американская академия семейных врачей) Также на Испанский
    • Создание здоровых районов: сообщества влияют на здоровье (Национальные институты здоровья) Также на Испанский
    • Растения: партнеры в области здравоохранения? Овощи, фрукты, травы и вы (Национальные институты здоровья) Также на Испанский
    • Статья: Сочетание рисков ИМТ и здорового образа жизни для функции почек. ..
    • Статья: Влияние общественной программы здорового образа жизни (группа 1) на заедание при стрессе…
    • Статья: Разработка вмешательства на основе ИТ для поддержки здорового послеродового.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *