5 компонентов здорового образа жизни
Предполагаем, что вряд ли встретится кто-то, кто не мечтал бы быть всегда красивым, полным сил и счастливым. Порой многие пробуют разные виды спорта, тренажерные залы, диеты, прогулки по паркам. Однако, что нам известно про здоровый образ жизни? Редко встретишь того, кто полностью его соблюдает. Из-за чего это происходит? Что мешает людям следить за своим здоровьем? Чем придется заниматься, чтобы выглядеть и чувствовать себя отлично? И как прожить долго и успешно? На все эти вопросы мы попытаемся дать ответы немного ниже.
Сегодня жизнь каждого полна событий, технологий и соблазнов. В наше развитое время люди привыкли куда-то бежать и торопиться, успеть максимум. Быстро работать, изучать новое, питаться фастфудом, лечиться лекарствами с моментальным эффектом. Нет лишней минуты на расслабление и элементарное внимание к себе. Однако рано или поздно здоровье даст сбой. Это не бывает вовремя и всегда приносит плохие плоды.
Избежать этого исхода легко. Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни. Что же это за «зверь» такой? ЗОЖ – это комплекс полезных привычек, только положительно влияющих на жизнедеятельность человека. С его помощью можно укрепить здоровье, увеличить длительность жизни и быть счастливым. ЗОЖ особенно актуален в последнее время. Технологический прогресс, плохая экология и малоподвижность губительно влияют на людей. Появляются различного рода нагрузки, приводящие к болезням, часто хроническим. В связи с этим ЗОЖ крайне важен для нашего общества.
Из чего состоит ЗОЖ?
Ведение ЗОЖ помогает каждому заботиться и ухаживать за своим организмом. Он способствует его укреплению, устойчивости и силе. Это так только при одном условии. Нужно использовать все его компоненты. Существует множество их классификаций. Мы выбрали простую и содержательную. Итак, ЗОЖ состоит из:
- правильного питания;
- спорта;
- личной гигиены;
- разных видов закаливания;
- отказа или сведения к минимуму вредных привычек.
Правильное питание
Питаться правильно, прежде всего, подразумевает под собой употреблять только полезные продукты питания. Они обеспечивают пополнение организма разными веществами, помогающими ему расти и функционировать. Правильно питание должно быть исключительно сбалансированным.
Человеку, особенно с проблемой лишнего веса, стоит придерживаться нескольких принципов правильного питания:
- Еда должна быть разнообразной. Это значит, что в рацион необходимо включить продукты и животного и растительного происхождения;
- Калорийность рациона не должна превышать суточную норму. У каждого она своя. При расчете нормы калорий учитываются многие аспекты образа жизни. Например, наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней и т.д.
- Не менее 5 приемов пищи в сутки. Они включают три основных и два перекуса. Голодать нельзя – это аксиома. Чтобы всегда чувствовать себя хорошо, научитесь кушать 5 раз в день в одно и то же время;
- Кушайте медленно. Таким образом, вы вовремя ощутите чувство насыщенности, не переедите и насладитесь вкусом;
- Хорошо пережевывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз;
- Ешьте жидкое. Обязательно ежедневно употреблять супы. Они способствуют выделению желудочного сока. Этим супы упрощают процесс переваривания других блюд;
- Кушаем богатые на витамины овощи и фрукты. Это отличный вариант для перекуса. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ;
- Пить, пить и еще раз пить. Норма воды в сутки – 1,5-2 литра. Чай, кофе и супы не в счет. Утром натощак выпивается стакан воды. Для вкуса можно добавить лимон;
- Употребляем кисломолочные продукты. Лучше всего низкой жирности, но не обезжиренные. Они содержат полезный белок и способствуют скорейшему пищеварению;
- Не ленитесь, ешьте только свежеприготовленные блюда. Со временем еда теряет полезные свойства.
Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков. Сегодня доступна масса сервисов, где каждый найдет рецепты по своему вкусу, сможет контролировать калорийность блюд и количество потребляемой воды.
Спорт и физические нагрузки
Наше тело – это наш главный инструмент. С его помощью мы можем выполнять все свои функции. Поэтому очень важно, чтобы тело всегда было в порядке. В первую очередь им нужно пользоваться.
В интернете можно найти огромное количество информации про упражнения и техники утренней зарядки. Помимо вышеперечисленного, отлично влияет на организм человека бег. Утренняя или вечерняя пробежка поднимает настроение. Выбрав для бега живописные места, вы сможете очистить мозг от лишних мыслей и расслабиться. Неважно, какой вид физических нагрузок вы выберете. Важно, чтобы они доставляли вам удовольствие.
Личная гигиена и здоровый сон
Держите тело в чистоте. Это избавит вас от риска получить заболевания, связанные с размножением бактерий и паразитов. А здоровый сон поможет быть всегда активными и полными сил и энергии. Старайтесь спать не менее восьми часов. Наиболее приемлемым временем для сна приходится временной отрезок с 22.00 до 6.00.
Закаливание
Чтобы свести риски заболеваний к минимуму стоит заниматься закаливанием. Оно помогает организму бороться с неблагоприятными внешними факторами. Известно много способов повысить сопротивляемость и иммунитет:
- Принятие воздушных ванн. Это наиболее доступный и легкий способ. Старайтесь часто устраивать прогулки на свежем воздухе, проветривайте помещения. Летом выезжайте загород. Чистый лесной воздух – самая лучшая профилактика заболеваний;
- Принятие солнечных ванн. Не менее эффективным для человека является нахождение на солнце. Однако с ним стоит быть осторожным и избегать прямых лучей в полдень. Также нельзя допускать появление ожогов и тепловых ударов;
- Прогулки босиком. Наши ступни имеют множество чувствительных точек. Их массаж приводит к нормализации работы важных органов;
- Обтирания – мягкий и нежный способ закаливания. Он подходит даже для маленьких детей. Процесс предполагает растирание тела с помощью массажной рукавицы, мочалки или мокрого полотенца;
- Обливания холодной водой – самый известный способ. Можно обливаться полностью или частично. Важно после процедуры обтереться сухим полотенцем;
- Контрастный душ. Чередование холодной и горячей воды придает коже тонус, омолаживает и закаляет организм.
- Моржевание. Этот вид закаливания требует ответственного и осторожного отношения. Перед началом процедур стоит проконсультироваться с врачом.
Отказ от вредных привычек
Мы не станем углубляться и долго говорить о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Это общеизвестный факт. Мы очень надеемся, что каждый из вас, наших читателей, ценит свое здоровье и уже давно отказался от этих губительных привычек или сейчас на пути к этому.
Из чего состоит здоровый образ жизни школьника
Соблюдение здорового образа жизни очень важно для каждого из нас. Ведь разумно относясь к своему здоровью, мы надолго остается бодрыми, продуктивными и молодыми.
Особенно актуален этот вопрос среди школьников, ведь именно в их возрасте психика и тело еще только формируются.
В школьный период наступает половое созревание, из-за которого ребенок становится просто неуправляемым и ранимым, происходит становление личности, а также возрастает нагрузка и дополнительные занятия.
Свою лепту вносит и плохая экология, сидячий образ жизни, употребление вредных продуктов, а также зависимость от компьютеров, смартфонов и прочих популярных гаджетов. Все это неминуемо приводит к проблемам с физическим и психическим здоровьем подрастающего поколения. Поэтому так важно формировать ЗОЖ у своего чада еще со школьной скамьи.
Какие же составляющие должны входить в здоровый образ жизни школьника? Ответ на этот вопрос знает Интернет-издание estet-portal.com.
1. Здоровый образ жизни школьника: рациональный режим дня
2. Полноценный сон, как важная часть жизни подрастающего поколения
4. Закаливание подрастающего организма – эффективная защита от вирусов
5. Правильное питание – обязательное условие для роста и ежедневной активности
6. Отсутствие вредных привычек – важная часть здорового образа жизни школьника
Здоровый образ жизни школьника: рациональный режим дня
Формируя здоровый образ жизни своего сына или дочки, не забывайте о таком пункте, как правильно составленный режим дня, так как он минимизирует энергозатраты, восстанавливает организм и повышает его работоспособность, что положительно сказывается на здоровье и психическом равновесии ребенка.
Упорядочивайте расписание уроков, дополнительных занятий, отдыха и всего прочего вместе со своим чадом. Можете даже попробовать сделать это в игровой форме. Но не забывайте о том, что сделать все за один день нереально. Поэтому не отправляйте сына или дочку в несколько кружков сразу. Время отдыха должно быть равноценно времени деятельности.
Режим дня для каждого школьника индивидуален. Он зависит как от особенностей организма ребенка, так и от общей загруженности. Для того, чтобы выбрать оптимальный режим дня, составьте распорядок так, чтобы работа и отдых чередовались.
Обычно режим дня ученика или ученицы состоит из следующих частей:
• уроки в школе;
• выполнение домашних заданий;
• питание;
• физические упражнения;
• отдых;
• свободное время.
Подписывайтесь на нас в Instagram.
Полноценный сон, как важная часть жизни подрастающего поколения
Здоровый образ жизни школьника сложно представить без качественного сна. Ведь это естественное физиологическое состояние восстанавливает организм маленького человечка, который за весь день активной умственной деятельности выматывается.
К тому же, во время сна запускаются механизмы, которые способствуют правильному росту и развитию ребенка. Поэтому проследите, чтобы Ваше чадо спало не 10 часов в сутки. А для того, чтобы сон был эффективным, обеспечьте в детской комнате соответствующую атмосферу: поставьте кровать с ортопедическим матрасом и хорошей подушкой, проветрите помещение и поддерживайте оптимальный температурный режим.
Также очень важно, чтобы ребенок перед сном не смотрел телевизор и не засиживался допоздна за компьютером. В противном случае сон окажется некачественным, самочувствие ухудшиться, появиться быстрая утомляемость, а концентрация внимания упадет.
Физическая активность – главное условие отменного здоровья
Поскольку большую часть времени школьник сидит за партой и письменным столом, а занятия физкультурой не дают достаточной физической нагрузки, которая нужна для отменного здоровья, необходимо, чтобы ребенок обязательно вел подвижный образ жизни.
Поэтому привейте своему чаду любовь к спорту. Приучите его по утрам делать зарядку, после школы посещать спортивную секцию, будь то футбол, хоккей, плавание или айкидо, а в свободное время подольше гулять и играть в подвижные игры на свежем воздухе.
Являясь неотъемлемой частью здорового образа жизни школьника, активные физические нагрузки способствуют росту ребенка, нормализуют обмен веществ, а также дисциплинируют.
Закаливание подрастающего организма – эффективная защита от вирусов
Многие дети после посещения школы часто болеют простудными заболеваниями и гриппом, что нарушает принятый распорядок дня. Связано это с тем, что их иммунитет ослаблен нехваткой витаминов и стресса.
Поэтому в период разгула эпидемии так важно повышать сопротивляемость организма к вирусам и эпидемиям. Для этой цели прекрасно подходит закаливание.
Популярными закаливающими процедурами являются следующие:
• обтирание;
• купание в проруби;
• контрастный душ;
• хождение босиком.
При закаливании очень важно, чтобы температура воды или воздуха снижалась постепенно. Резкое ее снижение может обернуться серьезными последствиями в виде переохлаждения, простудных заболеваний и даже воспаления легких.
Но подходить к такой процедуре необходимо тщательно. Ведь закаливание может, как принести пользу, так и навредить. Поэтому, прежде чем приступить к оздоравливающим процедурам, необходимо проконсультироваться с врачом.
Правильное питание – обязательное условие для роста и ежедневной активности
Здоровый образ жизни школьника сложно представить и без правильного питания. Ведь оно играет огромную роль для подрастающего организма. Проследите, чтобы в рационе Вашего ребенка были те продукты, которые нужны ему для роста, развития и достаточной энергии, нужной для повседневной деятельности.
Количество приемов пищи школьника должно быть не 4-5 раз в день.
Питание должно быть полноценным и сбалансированным, а также соответствовать возрасту ребенка. В рационе обязательно должны присутствовать белки, жиры, углеводы, а также витамины и минералы.
Калорийность продуктов должна покрывать энергозатраты растущего организма. Но следует помнить о том, что как ее избыток, как и ее недостаток приносит вред здоровью.
Отсутствие вредных привычек – важная часть здорового образа жизни школьника
Курение, употребление алкоголя, наркотики и прочие вредные привычки никак не вписываются в понятие «здоровый образ жизни». Ведь они задерживают рост и развитие, а также приводят к различным заболеваниям и даже летальному исходу.
Поэтому оградите своего ребенка от вредных привычек. Пропагандируйте здоровый образ жизни и рассказывайте своему чаду, чем может закончиться курение, распивание спиртных напитков и прочие вредные привычки. Также оградите школьника от рекламы и фильмов, где фигурируют вредные привычки.
Если Вы будете действовать совместно с учителями, социальными педагогами и медиками, неокрепший ребенок не возьмется за сигарету, бутылку пива или шприц.
Сформировать здоровый образ жизни школьника не так и сложно. Главное – все делать комплексно. Также важна регулярность. Если ребенок будет заниматься зарядкой только раз в неделю, обливаться холодной водой периодически, а здоровое питание чередовать с чипсами, гамбургерами и прочей не полезной пищей, он наверняка получит проблемы со здоровьем.
Только при условии постоянного соблюдения ЗОЖ и комплексного подхода, ребенок будет правильно расти и развиваться, а его энергии хватит на напряженную ежедневную деятельность.
Насколько безопасна гомеопатия для детей и стоит ли ее применять
Вам может быть интересно: Идеальный живот за 5 минут в день.
Формирование здорового образ жизни в школе.
Сысоева Лариса Николаевна
учитель физической культуры первой категории
МБОУ «СШ №11», Республика Адыгея, город Майкоп
E-mail: [email protected]
Котылевская Наталья Павловна
учитель физической культуры первой категории
МБОУ «СШ №11», Республика Адыгея, город Майкоп
Проблема ЗОЖ развития подрастающего поколения сегодня справедливо рассматривается в качестве одной из приоритетных социально государственных задач. В последние годы поступают все более тревожное информация о не благоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояния здоровья учащихся. Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте. Первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье. Именно родители учат его мыть руки, чистить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребенку о том, что необходимо заботиться о своем здоровье, что вредно курить, пить крепкие спиртные напитки и т.д. В то же время дети часто видят, что взрослые пьют спиртное во время праздничных застолий дома и в гостях, курят и т.д.
Школа должна и может помочь ребенку понять, что здоровье — это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а также дать ученику необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ.
Для этого в школе определяется исходный уровень здоровья с первого класса. Необходимо знакомить детей с базовыми понятиями здорового образа жизни. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С самого начала вести беседы о гигиене, о правильной осанке.
Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления.
Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры. Занятия физической культурой должны быть систематическими, нагрузки при этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка.
Здоровые дети — это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья —социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье. Хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников стал реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитии. Занятия физическими упражнениями в любой форме совершенствуют физическое развитие и обеспечивают устойчивость к заболеваниям простудного типа и заболеваниям, связанными с опорно-двигательным аппаратом.
Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать следующие условия: достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни — ЗОЖ.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
1. Оптимальный режим двигательной активности.
В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности — важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка. Основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков.
2. Личная гигиена — «Гигиена» (в переводе с греческого означает: «приносящий здоровье», «содействующий здоровью») — это одна из наук о здоровье человека, средствах и методах его сохранения и укрепления.
«Личная гигиена» — это соблюдение основных принципов и правил данной науки каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни.
Личная гигиена включает в себя: уход за телом, уход за одеждой и обувью, индивидуальные меры профилактики поражений кожи, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта отравляющими веществами и болезнетворными микроорганизмами.
3. Закаливание— система мер, используемых для повышения устойчивости организма к неблагоприятному действию факторов окружающей среды за счет тренировки защитных физиологических механизмов путем систематического дозированного и комплексного воздействия этими факторами.
4. Рациональное питание- необходимо для нормального развития сердца и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы ребёнку. Следует приучить ребенка к соблюдению режима питания, приём пищи в одно и тоже установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма. Рациональное питание — важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма потребления достаточного количества витаминов. Овощи и фрукты — важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты — полноценных белков. Важно, чтобы все они включались в рацион ребёнка в достаточном количестве и правильном соотношении, — это позволит на долгие годы сохранить его сердце здоровым.)
5. Искоренение вредных привычек, (табакокурение, алкоголизм, наркомания) — является одним из основных условий формирования ЗОЖ подрастающего поколения.
Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, не имели вредных привычек: не курили, не стали алкоголиками, наркоманами и токсикоманами, не страдали от венерических болезней, ВИЧ-инфекции и т.д.
Поэтому на уроках ведется беседа с детьми о вреде табакокурения, алкоголя и наркотических веществ. Коварство этих веществ состоит в том, что со временем возникает зависимость организма и развиваются так называемые болезни химической зависимости — алкоголизм, токсикомания и наркомания).
Необходимо прививать детям любовь и стремления к занятиям физкультурой и спортом, к спортивным соревнованиям.
Статья по ЗОЖ по теме: Значение формирования понятий здорового образа жизни у младших школьников
Значение формирования понятий здорового образа жизни
у младших школьников
Бредихина Е.В.
учитель начальных классов
Здоровье современных школьников—серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья» [1].
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Вполне очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений детей о здоровом образе жизни с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов дополнительного образования формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Для выявления представлений младших школьников о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ проводятся анкеты. По данным анкет одна часть детей считает, что, ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о другой группе учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но всё-таки большинство детей имеет элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: одни считают, что у них здоровье «отличное», другие— «не очень хорошее» и лишь немногие считают, что у них здоровье «удовлетворительное». Почти треть опрошенных часто беспокоят вирусные заболевания.
К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, кроме того, многие учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, дзю-до, футбол, теннис).
Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно. Так всего лишь менее половины анкетируемых детей делают по утрам зарядку каждый день. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся класса. Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о «ЗОЖ» можно выделить 4 уровня их развития.
Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться.
Средний уровень: имеются элементарные представления о ЗОЖ.
Поверхностный уровень: знания фрагментарны. Интереса к собственному здоровому образу жизни почти не проявляет.
Низкий уровень: не способен отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу.
Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на здоровье учащихся. Традиционное построение урока и однообразная работа снижают интерес к обучению, утомляет детей, вызывает эмоциональный дискомфорт. Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс [3].
Для выявления уровня тревожности, среди учащихся класса было проведено анкетирование, вопросы которого направлены на выявление положительных или отрицательных эмоций, связанных с учебой. По результатам опроса, корректируется работа учителя, психолога, родителей.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся — важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями [2].
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле—здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Анкета, для выявления знаний учащихся о ЗОЖ.
- Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?
- Что ты знаешь о своем здоровье?
- Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят.
- Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?
- Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
- Как ты занимаешься на уроках физкультуры?
- Занимаешься ли ты спортом?
- Чувствуешь ли усталость после уроков?
Анкета на выявление положительных и отрицательных эмоций, связанных с учёбой.
- Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?
- Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что плохо выучил урок?
- Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?
- Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?
- Бывает ли, что надолго портится настроение из-за полученной двойки?
- Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?
- Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?
- Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?
- Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?
- Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, в контрольной работе?
Литература:
- Концепции структуры и содержания общего и среднего образования (в 12-летней школе)//Математика в школе. 2000. №2.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2006.
- Царёва С.Е. Гуманитарное образование как социальная и педагогическая проблема// Вопросы совершенствования профессиональной подготовленности учителя на современном этапе развития высшей школы. Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 1997.
Здоровый образ жизни –это разумное поведение человека · оптимальный режим труда и отдыха · достаточная физическая активность · правильное питание · закаливание · отказ от вредных привычек · позитивное восприятие жизни
ЗОЖ для школьника
Здоровый образ жизни школьников. Здоровье человека зависит от многих факторов — внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п. Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом: — Наследственность (биологические факторы) — определяет здоровье на 20% — Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20% — Деятельность системы здравоохранения — на 10% — Образ жизни человека — на 50% Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о ЗДОРОВОМ ОБРАЗА ЖИЗНИ), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его ЖИЗНИ.
Здоровый образ жизни школьников На заметку родителям: — образ жизни должен соответствовать возрасту человека; — образ жизни должен быть обеспечен энергетически; — образ жизни должен быть укрепляющим; — образ жизни должен быть ритмичным; — образ жизни должен быть эстетичным; — образ жизни должен быть нравственным; — образ жизни должен быть волевым; -образ жизни должен быть самоограничительным (аскетичным).
Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на: -создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома; -рациональная организация труда и отдыха школьников; -воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).
Здоровый образ жизни школьников Недостаточно осведомлены школьники о здоровом образе жизни. Например, на то, что здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, указали лишь 44,4% мальчиков и 40,7% девочек старшего школьного возраста. Не случайно, по-видимому, только 35,4 % мальчиков и 28,4 % девочек свой уровень знаний о здоровом образе жизни оценивают положительно. Интересно отметить, что с возрастом повышается число учащихся, безразлично или даже положительно оценивающих своих сверстников, которым были свойственны такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, разных наркотических веществ. Так же, как и в случае знаний о физической культуре и спорте, основными источниками знаний о здоровом образе жизни явились средства массовой коммуникации (на это указали 27,9% мальчиков и 25,9% девочек), родители (соответственно 17,1 и 18,9%), учителя биологии (13,6 и 11%) и физической культуры (6,1 и 4%). Хотя с возрастом число школьников, которых совсем не интересуют вопросы о здоровом образе жизни, снижается, процент их остается высоким (с 21,2% в младших классах до 10,4% в старших — среди мальчиков (р<0,01) и с 18,7 до 4,5% (р<0,001) — среди девочек) Снижение физической активности может стать причиной ослабления физических возможностей человека. Вместе с тем меняющуюся деятельность в свободном времяпрепровождении учащихся помимо негативных условий социальной среды обусловливает и потребностно-мотивационная сфера, формирование которой зависит от единства врожденных и приобретенных свойств личности. Среди них в формировании интересов постепенно повышается значение приобретенных свойств, которые с возрастом превалируют над врожденной потребностью детей к двигательной активности. В этом плане на формирование интересов более значительно влияют окружающая среда, процесс воспитания в семье и школе. Если окружающая среда неблагоприятна, а процесс в семье и школе обходит стороной вопросы физкультурно-спортивной активности, тогда в свободном времяпрепровождении школьников постепенно начинает формироваться физически пассивный стиль поведения личности. Это означает, что индивидуум меняет физическую активность не только на ему нужную (например, учебу), но и на обществом навязанную (курение, употребление алкоголя и других наркотических веществ) или другую деятельность. Недостаточная физическая активность и негативное отношение взрослых (родителей и учителей) не позволяют им стать предметом для подражания. Роль последних в формировании положительного отношения учащихся к физкультурно-спортивной активности усугубляется еще и тем, что, по данным наших исследований, 40% учителей физической культуры свои знания в области здорового образа жизни оценивают как неудовлетворительные. Поэтому побуждение к здоровому образу жизни (так же, как и к физической активности) в школе пока является проблематичным. Имеет смысл пересмотреть содержание самих уроков физической культуры, ибо данный предмет психологически не удовлетворяет школьников, часть которых (35,2% мальчиков и 41,7% девочек) чувствуют себя на них недостаточно уверенно. Не случайно, по-видимому, 50% девочек и 29% мальчиков безразлично относятся к этому школьному предмету, что особенно заметно в старших классах. При этом физическая культура, по мнению учащихся, является единственным предметом в школьном обучении, по которому знания не являются столь важными (лишь одна треть опрошенных школьников положительно оценивает учебник по физической культуре). Вместе с тем учащиеся на уроках хотели бы заниматься теми видами физических упражнений, которые им нравятся. Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка. По данным НИИ педиатрии: — 14% детей практически здоровы; — 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; — 35 – 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Здоровый образ жизни школьников. Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным спутником жизни нового поколения? Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Для этого у нас в школе определяется исходный уровень здоровья с первого класса. Мы сразу знакомим детей с базовыми понятиями здорового образа жизни. После прохождения ежегодного медицинского осмотра классные руководители получают анализ результатов обследования и ведут дальнейшую работу с родителями. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С само начала ведём беседы о гигиене, о правильной осанке. Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно-сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Движение и сон. Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. Для того, чтобы не допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, ему необходимо соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время для отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить здоровье ребёнка. Нельзя перегружать его занятиями, жертвуя сном и отдыхом. После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка – сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора – часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма. Основными моментами рациональной организации учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузке; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течении дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учёбы и отдыха. Одной из причин, способствующих возникновению многих заболеваний сердца и сосудов, является недостаток двигательной активности. Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Исследования, проведённые различными медиками в различные годы показали, что детская активность у большинства детей ниже физиологического минимума. Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки. Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры. Рациональное питание. Для нормального развития сердца и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы ребёнку необходимо правильное и рациональное питание. Необходимо приучать ребёнка обязательно завтракать. Завтрак всегда должен быть полноценным. Здоровый образ жизни школьников. Следует приучить ребёнка принимать пищу в определённое время, небольшими порциями, 4 – 5 раз в день. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и тоже установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма. Повседневная пища должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Ребёнок получает их в том случае, если он питается разнообразно, ему необходимы белки, жиры и углеводы. Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма потребления достаточного количества витаминов. Овощи и фрукты – важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты – полноценных белков. Важно, чтобы все они включались в рацион ребёнка в достаточном количестве и правильном соотношении, — это позволит на долгие годы сохранить его сердце здоровым. |
Как объяснить важность здорового образа жизни для школьников?
Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447
На сегодняшний день проблема воспитания здоровых детей очень важна, так как довольно много школьников имеют плохое состояние здоровья. Оно может ухудшаться по многим причинам, в их число входит и неправильное отношение к здоровью.
Стоит отметить, что ухудшается не только физическое состояние ребенка, но и психологическое. На это влияет в первую очередь образ жизни тех семей, в которых растут дети. Зачастую родители питаются вредной пищей, не уделяют внимания физическому развитию детей, в итоге получается, что дети приходят в школу вялые и болезненные.
Поэтому педагоги и родители должны принять участие в школьной деятельности, чтобы в итоге дети значительно повысили свой уровень здоровья, окончили школу здоровыми и успешными.
Для начала нужно разобраться, что являет собой здоровье. Полностью здоровым человек считается тогда, когда его не тревожат болезни организма, когда его психологическое, а также социальное состояние в норме. Поэтому если отсутствуют физические дефекты, это не означает, что человек здоров.
На сегодняшний день выделяют такие компоненты здоровья:
- Физическое здоровье – рост и развитие всех органов и систем организма без сбоя.
- Психическое здоровье – нормальное состояние психической сферы. Человек тогда психически здоров, когда все его органы и системы пребывают в душевном комфорте.
- Нравственное здоровье – хранение человеком ценностей, установок и мотивов его поведения в обществе. Если у человека все в порядке с нравственным здоровьем, он ценит добро, любовь и красоту на земле.
Признаками здоровья являются следующие:
- Иммунная система способна противостоять повреждающим факторам;
- Полноценный рост и развитие организма;
- Функциональное состояние организма;
- Уровень моральных и ценностных установок.
Здоровый образ жизни для школьников очень важен, так как именно в школьном возрасте закладываются основы для формирования личности. Ведь известно, что около половины как физических, так и психологических заболеваний приходят к человеку именно из детства. Поэтому нужно с самого детства закладывать фундамент физической культуры для будущего зрелого человека.
Для того чтобы сформировать здоровый образ жизни школьника, нужно организовать для ребенка полноценный режим дня, питания, отдыха и труда, двигательной активности, а также принять во внимание медико-профилактические меры, полностью исключить вредные привычки.
Для младших школьников соблюдать режим дня очень важно. Ведь незрелый организм имеет далекую от идеальной нервную систему. Поэтому нужно постепенно привыкать к новым условиям жизни, адаптироваться к большим школьным нагрузкам.
Родители должны постепенно чередовать труд школьника с отдыхом, ведь именно в этом случае организм будет оптимизировать правильно свои функции, будет легче адаптироваться к школе, требуя незначительные физиологические затраты. Если
Если же нарушить режим дня, то будут сразу заметными отклонения в здоровье, а главное – увеличиться нервозность, что негативно скажется на учебном процессии и общении с родными и одноклассниками.
Зож для школьников включает в себя пребывание как можно больше времени на свежем воздухе (прогуливаться, играть в подвижные игры, заниматься физической культурой и разными видами спорта). Нужно ложиться спать в одно и то же время, не забывая о длительности сна, а также о том, что учебная деятельность должна быть правильно организована как в школе, так и дома.
Сюда относится также правильный режим питания и соблюдения правил личной гигиены. Также нужно с самого рождения проводить с ребенком процедуры закаливания, именно они помогут избежать в будущем многих болезней.
Естественно, с возрастом, режим и распорядок дня будет меняться, также будут по-другому чередоваться как умственные, так и физические нагрузки, не такими длинными будут прогулки. Кроме того, могут появляться совершенно новые виды деятельности, к примеру, внеурочные кружки и другие мероприятия. Но даже с возрастом нужно так рассчитывать разные виды деятельности, чтобы они были под силу ребенку, а во время отдыха организм должен полностью смог восстановиться.
Огромную роль в формировании ЗОЖ является питание школьника, так как рациональное питание должно поддаваться таким критериям: регулярность, разнообразие, безопасность и удовольствие. Для того чтобы сформировать здоровый организм ребенка, нужно также отказаться полностью от вредных привычек.
У младших школьников это может прием вредной пищи и увлечения компьютеров, а у старших – алкоголь, курение, наркомания и токсикомания. Подростки также могут проводить много времени за компьютером. Нужно знать всему меру, так как они могут с головой погрузиться в виртуальный мир, отвергнув настоящую жизнь, которая им грозит плохими оценками и дефицитом общения с окружающими.
Также важным моментом в формировании ЗОЖ, о котором упоминалось выше, является пример родителей и педагогов. Ведь дети очень сильно доверяют взрослым, они всячески стараются им подражать, считают их своими авторитетами. Для каждого ребенка слово учителя, его похвала, поступки и оценки имеют огромное значение. Это же касается и родителей, дети всегда копируют поведение и речь взрослых, именно благодаря этим факторам происходит формирование личности.
Если родители в семье стремятся быть здоровыми, красивыми и успешными в должности, то это является своего рода ценностью, которая передается младшему поколению. Ведь очень приятно видеть те семьи, в которых все веселы и бодры, полны энергии и позитивного настроения.
В таких семьях никогда не скучно, все проводят время с интересом, обоюдно выполняют домашнюю работу и увлекаются спортом. Очень хотелось бы, чтобы таких семей было больше, тогда дети будут расти уверенными в себе и своих силах.
Если же ребенок совершил не совсем хороший поступок, не стоит сразу же наказывать ему, нужно поговорить с ним по душам, узнать, по какой причине он сделал такое. Ведь если родители научаться контролировать себя и свои эмоции, то и дети станут подражать им, отдавая отчет своим поступкам.
Но если родители имеют не слишком развитую культуру ЗОЖ, нарушают режим дня, не занимаются спортом, много времени проводят перед телевизором, прибегают к вредным привычкам и нарушают режим питания, то формирование здорового ребенка в таком случае сводиться к минимуму.
Методами «здорового» воспитания ребенка являются следующие. В первую очередь нужно дать ребенку необходимые знания о здоровой жизни. Для этого в школе нужно проводить как можно больше бесед, практическим занятиям, «уроков здоровья», рисования, игр и так далее.
Очень хорошим методом деятельности является игра. Ведь с помощью ее будет дольше сохранятся работоспособность ребенка.
Именно игры помогают детям вступать в отношения сотрудничества, взаимопомощи и взаимного контроля. К примеру, подвижная игра будет расширять кругозор ребенка, ориентировать его в пространстве, добавлять ему впечатлений и представлений о мире.
Нужно использовать также игры с соревнованиями, таким образом, у ребенка будут развиваться многие качества – ответственность, стремление к победе, преодоление трудностей, активность и так далее.
Что касается форм организации учебного процесса, то ими могут быть и занятия на природе, посещение экскурсий, путешествий, проведение уроков – КВН, викторин и так далее.
Нужно помнить, что знания о ЗОЖ будут тогда эффективными, когда педагог будет предлагать детям самые разные методы, учитывая возраст детей и индивидуальные особенности школьников.
Разработка рекомендация для формирования здорового образа жизни школьника
Каждый педагог должен проводить занятия комплексно, учитывая многие детали. К сожалению, во многих современный школах работа над ЗОЖ носит эпизодический характер. К примеру, учитель провел одну беседу и думает, что дети все запомнили и примут во внимание. Но нужно постоянно работать над этим, устраивать как можно больше мероприятий, показывать много примеров здоровых и успешных людей.
Желательно разработать настоящую профилактическую программу, которая будет направлена на здоровое воспитание детей. В школе желательно организовать специальные программы под названием «Полезные привычки», «Полезные навыки», которые будут формировать здоровые установки для детей, давать детям навыки ответственного поведения и так дальше.
Отличной профилактикой воспитания ребенка является внеклассная работа, а также дополнительное образование. Каждый год уместно проводить недели акций «Мы за здоровый образ жизни», в которых будет задействовано много детей и разработано много форм работы:
- тематическая выставка книг;
- проведение классного часа, на котором будет организовано заседание «круглого стола»;
- проведение конкурса плакатов, рисунков;
- проведение спортивных соревнований.
Как показывает практика, дети очень активно участвуют в данных мероприятиях, поэтому их можно проводить как можно чаще, они будут нести огромный воспитательный эффект. Большой эффект оказывает оздоровительная работа, которая включает в себя проведение соревнований, организацию спортивных секций и так далее.
Правильная организация труда и отдыха ребенка
Нужно стараться создавать такие условия, в которых ребенок будет иметь стремление к труду на протяжении всего времени занятий, без утомления и переутомления. Как известно, каждый урок по времени занимает 45 минут.
Согласно исследованиям, большее количество времени будет значительно утомлять ребенка. Уроки нужно делать интересными, добавлять в них интересные приемы, чтобы для ребенка это время пролетало очень быстро. Желательно в первой половине урока объяснять новый материал, так как она более продуктивная, а во второй половине работоспособность ребенка уменьшается, поэтому можно проверить домашнее задание. Именно профессионализм учителя поможет тогда, когда дети ежедневно имеют по 6-7 уроков.
Важно на протяжении урока устраивать небольшие по времени «физкультминутки». Они будут помогать в укреплении мышц кисти, нижних конечностей и других мышц. Для этого нужно совершать наклоны туловища, приседания, вращения головой, стопами. Также нужно делать короткие упражнения для глаз, ведь глаза также подвергаются нагрузке.
Работа над правильным питанием ребенка
С этой целью должна быть проведена работа с родителями. Им нужно провести беседы, в которых показать жизненные примеры, когда дети серьезно заболевали из-за того, что ели вредную пищу дома и на переменах. Родители должны знать, что пища должна содержать в себе достаточное количество полезных веществ. В ежедневном меню должны быть и белки, и жиры, и углеводы.
Также нужно пополнять рацион фруктами и овощами, ведь в них много клетчатки, которая очень полезна для развития мозга. Лучше положить ребенку с собой яблоко, чем бутерброд. Ведь еще одной проблемой школы на сегодня является ожирение детей, поэтому над ней нужно активно работать.
Стоит отметить, что школа с родителями должны быть хорошими партнерами. В школе целесообразно проводить работу с родителями, объясняя им, как важен здоровый образ жизни для ребенка. Педагоги обязательно должны проводить как индивидуальные консультации с родителями, так и групповые уроки для родителей, тренинги и конференции. Такую же работу нужно проводить на родительских собраниях, так как она окажет большую пользу.
Для того чтобы ребенок был здоровым, нужно участвовать комплексно в учебной, игровой и трудовой деятельности, постоянно работать над собой, улучшать собственную работоспособность, участвовать в разных мероприятиях.
Работа над здоровым образом жизни только тогда покажет первые результаты, когда педагоги и родители научат детей ценить, укреплять и беречь свое здоровье. Только на личном примере можно добиться этого.
Здоровый образ жизни современного школьника
Классный час на тему:
« Здоровый образ жизни современного школьника»
Цель: формирование психически здорового и физически развитого обучающегося.
Задачи:
Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Повышение мотивации на сохранение здоровья обучающихся.
Научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно — гигиенических навыков.
Расширение знаний школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Оборудование: плакаты и рисунки учащихся, на доске пословицы и поговорки:
Ход занятия:
Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья. Цицерон
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Шопенгауэр А.
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Гораций
Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.
Платон
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.
Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить со школьной скамьи. Почему со школьной скамьи? Давайте разберёмся. Забота о здоровье маленьких детей целиком и полностью лежит на их родителях. Именно они решают, что есть и пить их чадам, сколько гулять, как одеваться и так далее. Как только ребёнок попадает в школу, начинается его постепенное взросление, появляются карманные деньги и то, что совсем недавно было полностью запрещено или покупалось по великим праздникам, становится доступным. Жевательные резинки, чипсы, сухарики, кола. Добавим сюда телевизор и компьютер, которые заменили некогда популярные подвижные игры и в результате получим, сидящего большую часть дня, жующего, стучащего по клавиатуре хомосапиенса, то есть человека разумного, которого разумным и назвать-то сложно.
И сегодня мы попробуем разобраться, как в современном мире не потерять, сохранить и приумножить своё здоровье. Какие факторы влияют на здоровье современного школьника.
Итак для начала, давайте продолжим суждение ЗДОРОВЬЕ ВАЖНО И ЦЕННО, ПОТОМУ ЧТО… .
Примерные высказывания детей:
· «оно является основой жизни»,
· «быть здоровым, значит быть полностью уверенным в себе»,
· «для меня важно прожить долгую и счастливую жизнь»,
· «здоровые родители — здоровые дети»,
· «здоровый организм — залог жизни»,
· «оно самое ценное, что есть у меня»,
· «от здоровья зависит будущее».
Некоторые молодые люди говорили, что БЕСПОКОИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА, ПОТОМУ ЧТО:
· «его и так нет»,
· «если заболеешь, то вылечишься»,
· «об этом беспокоится моя мама»,
· «это не главное в жизни»,
· «я здоров».
Итак, те, кто считают, что от образа жизни зависит здоровье человека, сегодня получат несколько важных советов, как остаться здоровым на долгие годы. А те кто уверен, что для этого ничего не надо делать и человеческому организму в современном мире ничего не угрожает, убедятся, я надеюсь, в обратном.
Какие компоненты, на ваш взгляд включает в себя понятие «здоровый образ жизни школьника»? Совершенно верно, это:
· правильное питание;
· занятие физическими упражнениями;
· соблюдение режима дня;
· отказ от вредных привычек;
Здоровье современного школьника, несомненно, зависит от выполнения вышеперечисленных пунктов, но я бы добавила в этот перечень ещё один пункт. Это — ограничение количества времени, проводимого за компьютером.
Остановимся на каждом пункте отдельно.
Давайте немного поговорим о том, что мы пьем? Наблюдения показывают, что компоты в столовой не пользуются популярностью, все конечно хотели бы видеть на своих столах разного рода газировку. Однако, важно знать, что именно газированными напитками можно нанести реальный вред своему организму. Во-первых, в них содержится огромное количество углеводов. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них — белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды — они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.
Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса.
Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки — беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр.
Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.
1 Народные американские рецепты по использованию КОКА-КОЛЫ в быту:
Чтобы почистить раковину, вылейте в неё банку Колы и не смывайте в течение часа. Эффект удивительный – раковина засверкает как новая!
2 Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.
3 Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.
4 Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.
О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы — фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.
Все еще хотите бутылочку Колы?
Теперь поговорим о беде нашего класса, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, что мы едим?
Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».
Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет — ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.
Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатаны и раздаются детям)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466
Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых жирах, заправленных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..
Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые, кисломолочные продукты и т. д.
Компьютер – наш друг или враг?
Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.
Совсем недавно, проблемой было отвлечь молодых людей от телевизоров, так как захватывающие сюжеты приключенческих фильмов, боевиков и комедий притягивали взоры к голубым экранам. Сейчас молодёжь предпочитает проводить время в виртуальной реальности. А с появлением жидкокристаллических экранов многие решили, что компьютер уж точно никакого вреда для здоровья больше не представляет, ведь воздействие электромагнитного излучения монитора сведены к минимуму. Однако существуют другие угрозы, над которыми стоит призадуматься.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
— сидячее положение в течение длительного времени;
— утомление глаз, нагрузка на зрение;
— перегрузка суставов кистей;
— стресс.
Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей — сколиоз.
Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана. Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа с компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения.
Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс. Влияние компьютера на психику.
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку… В результате — стресс. Или же кому не известна такая картина – захватывающая игра, игрок полностью поглощён и, вдруг, не может пройти какой-то рубеж или уровень, он снова и снова возвращается на уровень ниже, всё отчаяннее бьёт по клавиатуре или щёлкает мышкой….. и это может продолжаться несколько часов. Отсюда очередной нервный срыв, раздражённость. Игромания и интернет-зависимость тоже становятся серьезными проблемами современного человека. Для того чтобы современные технологии не причинили вреда здоровью и психике, необходимо соблюдать несколько нехитрых правил: не играть в компьютерные игры перед сном, через каждые 20 – 30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв; продолжительность работы на компьютере не должна превышать 1,5 – 2 часов в день. Работайте на компьютере и будьте здоровы!
Учитель: Следующий фактор, влияющий на наше здоровье, но влияющий положительно — это занятие спортом и физическая активность. В нашем классе много ребят, которые занимаются в спортивных клубах и секциях..
Физическая активность
Как известно основное время учебных занятий школьники сидят, т.е. их организм обездвижен (4-6 часов школьных занятий и еще до 2-3 часов домашних заданий). Если к этому прибавить время, затрачиваемое на дополнительное чтение, настольные игры, просмотр телевизора и работа и/или игра на компьютере, то получится, что большую часть времени дети не двигаются.
Физические упражнения положительно влияют не только на состояние здоровья человеческого организма, но и ведут к появлению бодрости, жизнерадостности, в пробуждении энергии активности, в развитии устойчивости организма к внешним влияниям, в том числе и заболеваниям инфекционного характера.
Физические упражнения могут использоваться в различных формах: утренняя гимнастика, длительные прогулки, различные подвижные игры на свежем воздухе, уроки физкультуры в школе, туристические походы и т.п. Конечно, уроков физической культуры в школе недостаточно для того, чтобы поддерживать себя в форме. Поэтому обязательно необходимо начинать свой день с утренней зарядки, тем более тем, кто не занимается в спортивных секциях.
Утренняя зарядка облегчает переход от сна к бодрствованию, позволяет организму активно включиться в работу. Предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.
Это важно запомнить:
Физическая активность улучшает работоспособность;
Физическая активность улучшает настроение и помогает снизить стресс;
Физическая активность помогает достигать и поддерживать идеальный вес;
Физическая активность увеличивает физические возможности, это делает жизнь приятной;
Для того чтобы получить пользу для здоровья от физической активности, необходимо продолжать занятия физической активностью всю жизнь.
Польза физической активности для здоровья может быть получена уже при умеренной интенсивности физических нагрузок.
Учитель: немаловажную роль в здоровье человека играет то, как правильно он может распорядиться своим временем и своими силами.
Режим дня — это разумное распределение времени на учёбу, прогулки, занятия любимым делом, встречи с друзьями, своевременный приём пищи и отдых. Во всём должна быть мера и всему должно быть своё время.
При составлении режима дня стоит соблюдать основные его положения: выполнение различных видов деятельности в строго определённое время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать.
Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе. Особое внимание уделите полноценному сну — основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Прежде всего, стараться ложиться спать всегда в одно и то же время, не есть и не пить много на ночь. Очень полезно в свой режим ввести регулярные прогулки перед сном.
Подросток должен спать 10-11 часов.
Учитель: Я начинаю пословицу, а вы попробуйте их закончить.
1. От хорошего сна … (молодеешь)
2. Сон – лучшее … (лекарство)
3. Выспался – будто вновь… (родился)
О привычках полезных и вредных
Привычки—это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил:
«Привычка свыше нам дана, замена счастию она».
Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой
личности, вредные, — наоборот, тормозят ее становление. Привычки
чрезвычайно устойчивы.
Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом.
Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и
решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.
Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению
знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным
формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино,
прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных
параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее,
способствуют самосовершенствованию.
Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним
можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям.
Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.
Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах Америки Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы. Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин». Очень скоро люди поняли, что никотин пагубно влияет на дыхательную систему курящего, его сопровождает кашель, он быстро утомляется, становится раздражительным, кроме того стало явным, что курящий человек – плохой работник, физически он слабеет.
В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…» В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть эти картинки заставят вас задуматься стоит ли начинать (фотографии: легкое здорового человека, легкое курильщика)
Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в
любом его виде (водка, вино, пиво и т. д.). Помимо отрицательного
воздействия на биологическую природу человека, он оказывает сильное влияние на его социальную сущность. При постоянном употреблении алкогольных напитков происходит деградация личности. Рассмотрим физиологическое воздействие алкоголя на организм. Попадая в кровь, он действует на мозг. При этом нарушаются восприятие, деятельность двигательных центров мозга и органов равновесия. Из-под контроля выходят примитивные инстинкты. Этим можно объяснить необузданные вспышки гнева, повышенную агрессивность. Уменьшается также физическая работоспособность, сила мышц, нарушаются двигательные навыки и умения.
У некоторых школьников бытует мнение, что небольшие дозы спиртных
напитков улучшают аппетит. Мнение это неправильное. Вместо ожидаемой пользы от частых приемов спиртного развивается привыкание к нему, ведущее к алкоголизму. Происходит постепенное «падение» человеческой личности. Причинами его становятся ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличие окружающих людей.
К сожалению, человек находит для себя всё новые и новые способы подорвать в своё здоровье. К ним относятся употребление наркотиков, которое сопровождается психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. В течение последних 6 лет смертность подростков от наркомании увеличилась в 10 раз.
В заключении учащимся предлагается нарисовать рисунок, которому соответствовала бы надпись: Я — здоровая личность. Готовые рисунки размещаются на доске.