Айкью как пишется: Словарь и онлайн перевод на английский, русский, немецкий, французский, украинский и другие языки

Содержание

«Брат» Монеточки и «Бригада» Лапенко – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А

Обычная версия сайта

«Лихие 1990-е» в российском кино XXI века

«Брат», 1997 год

В массовом сознании первое постсоветское десятилетие часто оценивается негативно — как время обнищания, безработицы, бандитских разборок, всплеска наркомании. Всё это, несомненно, было, но история не пишется только чёрными красками. Противостоит коллективной памяти миф о «лихих 1990-х», сложившийся в нулевые годы, главным образом благодаря кино. Фильмы «Бригада», «Бандитский Петербург», «Бумер», «Антикиллер», снятые в 2000-е, абсолютизировали романтику «самого свободного десятилетия» новейшей истории России. В последнее время активно формируется другой киномиф о первой постсоветской декаде. В нём сочетаются ирония, ностальгия и попытка объективного осмысления тех самых «лихих» годин. IQ.HSE рассказывает об особенностях кинорепрезентации 1990-х на основании доклада политолога Анны Уваровой на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Домашние 1990-е

В социологическом опросе, проведённом Левада-центром (некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента) в марте 2020-го, среди главных негативных примет 1990-х респонденты назвали «криминал» («беспредел»), бедность, пустые полки магазинов и коррупцию. Все эти реалии и правда помнятся спустя годы. Сегодня они превратились в стереотипы, которые нередко воспроизводят даже молодые россияне — миллениалы (поколение Y) и зумеры (поколение Z), то есть те, кто родился в 1982–2000 годах либо уже в XXI веке. Часть из них была в 1990-е детьми, а кто-то и вовсе знает об этом времени понаслышке. Это носители «постпамяти» (термин, введённый в 1992 году американской исследовательницей Марианной Хирш) о том десятилетии — благодаря фильмам, видеоклипам, песням и семейным рассказам.

Также читайте

У тех, кто родился в 1990-е, немало теплых воспоминаний о той эпохе: VHS-кассеты, тамагочи, нескончаемая «Санта-Барбара», латиноамериканские мыльные оперы, футболки с героями фильма «Титаник», лосины, жвачка «Love is…», судьбоносная фраза Бориса Ельцина «я устал, я ухожу». Однако есть пугающие: война в Чечне, теракты, стрельба и взрывы на улицах в ходе криминальных разборок, групповые драки подростков-неформалов.

Также читайте

В обоих случаях отчётливо проявляются два момента. Первый — ностальгия. Второй — некая гиперболизация плюсов и минусов 1990-х, картина с яркими и порой кричащими красками.

«Карнавальное» десятилетие

1990-е при взгляде из нашего времени выглядят, как венецианский карнавал, в котором соседствуют смех и страх, а ощущение свободы «корректируется» иронией и драматизмом.

Если подбирать к такому «видеоряду» саундтрек, то это, наверное, будет песня певицы Монеточки (Елизаветы Гырдымовой) о том, как «в 90-е убивали людей». В клипе, цитирующем сцены из культовой картины Алексея Балабанова «Брат» с Сергеем Бодровым-младшим в роли Данилы Багрова, девушка ходит по «багровским» местам Санкт-Петербурга. И эти реминисценции отчасти демонстрируют, как сложился миф о 1990-х.

О формировании и трансформации этого киномифа рассказала в докладе «Эволюция нарратива “лихих девяностых” в российских фильмах и сериалах 1990-х-2020-х» Анна Уварова, аналитик Центра реализации третьей миссии университета, аспирант факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Это исследование — часть готовящейся диссертации, а также большого проекта по изучению памяти о 1990-х под руководством политолога Ольги Малиновой.

Отстройка от «лихих годин»

Большинство респондентов (62%) в опросе Левада-центра (выполняет функции иностранного агента) отметили, что «90-е годы принесли стране больше плохого». В отношении тех лет сложился своеобразный общественный консенсус. Для многих то время было сложным, травматичным, дезориентирующим. Одновременно такое восприятие, воплощенное в нарративе «лихие девяностые», — важная конструкция символической политики, которая поддерживает стабильность современной политической системы.

Также читайте

«Коммеморация прошлого как совокупность действий, направленных на запоминание или забвение исторических событий, позволяет как “дистанцироваться” от прошлого, так и приблизить, “нормализовать” его, — отмечает Уварова. — Сегодня “лихие 1990-е” — это мрачный праздник, который всегда с тобой, и в случае доминирующей символической политики акцент оказывается на слове “мрачный”».

Коммеморативные практики изучают в memory studies, но направление исследований коллективной памяти о 1990-х, по словам исследовательницы, пока разработано недостаточно. В силу междисциплинарности memory studies, это исследовательское поле является очень гибким, и его можно изучать с разных сторон. Одна из них — это современная поп-культура. Фильмы, сериалы, видеоклипы, музыка — инструменты культурной памяти, которые закрепляют и развивают те или иные представления о прошлом.

Для миллениалов и зумеров впечатления о 1990-х складываются во многом благодаря массовой культуре, в том числе комиксам. Но это уже иной нарратив — challenging narrative, «оспаривающий» официальный.

Cinema studies, посвящённые 1990-м, часто оказываются сосредоточены на отдельных фильмах и не учитывают их роль в политическом контексте. Нужно более широкое видение предмета, анализ внушительного пула фильмов. Анна Уварова отобрала 17 фильмов и сериалов о 1990-х, снятых за последние 30 лет, и изучила, как со временем менялось представление о «лихом десятилетии».

«В чём сила, брат?»

Теоретическая рамка исследования — работы Алейды Ассманн, Яна Ассманна, Ивоны Ирвин-Зарецкой, Марианны Хирш, а также труды по политике памяти. Исследовательница использовала метод структурного сфокусированного сравнения фильмов и визуальный контент-анализ. При этом использовались категории, предложенные в исследованиях мифологии Джозефом Кэмпбеллом (например, в книге «Тысячеликий герой» 1949 года). В них вошли элементы путешествия героя (мономифа): сам герой, противостоящий ему злодей, ландшафт (среда, в которой происходят действия) и конец приключений (как символ пути, пройдённого героем).

В выборке были ленты со статусом «культовых» и маркировкой «фильм о 1990-х» (например, слоган криминальной комедии «Жмурки» Алексея Балабанова — «Для тех, кто выжил в 90-е»; сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» адресован «тем, кто вырос в 1990-е»). Значим был и высокий рейтинг на портале «Кинопоиск». Все картины разделены по периодам выхода на экраны (см. Таб. 1).

Таблица 1. Фильмы по периодам производства

1990-2000-й

2000-2010-й

2010-2020-й

«Брат», 1997, реж. Алексей Балабанов

«Бандитский Петербург», 2000-2007, реж. Владимир Бортко

«Бык», 2019, реж. Борис Акопов

«Мама, не горюй», 1997, реж. Максим Пежемский

«Бригада», 2002, реж. Алексей Сидоров

«Чужая», 2010, реж. Антон Борматов

«Кикс», 1991, реж. Сергей Ливнев

«Бумер», 2003, реж. Петр Буслов

«Хрусталь», 2018, реж. Дарья Жук

«Ширли-мырли», 1995, реж. Владимир Меньшов

«Сёстры», 2001, реж. Сергей Бодров-младший

«90-е. Весело и громко», 2019, реж. Игорь Волошин

«Небеса обетованные», 1991, реж. Эльдар Рязанов

«Жмурки», 2005, реж. Алексей Балабанов

«Мир! Дружба! Жвачка!», 2020, реж. Илья Аксенов

 

«Антикиллер», 2002, реж. Егор Кончаловский

«Внутри Лапенко», 2019, реж. Алексей Смирнов

 

От бандитского романтизма к юмористическим скетчам

Если рассматривать фильмы по периодам, то можно заметить, что для каждого из них характерно своё «видение» эпохи. Кино, снятое в 1990-х, скорее несло нейтральный образ реальности. Тогда это десятилетие было не прошлым, а настоящим. Концепта «лихих 1990-х» ещё не существовало. То время показано, как обычный непростой исторический период, в котором есть как минусы, так и плюсы.

Постперестроечное кино — почти «документальная съёмка». Тогда же появляются первые культовые образы, связанные с 1990-ми. Прежде всего, Данила Багров, герой фильмов «Брат» и «Брат-2».

Негативный образ десятилетия формировался прежде всего в нулевые, когда нарратив о «лихих 1990-х» складывался и на официальном уровне. В этот период кино показывало первую постсоветскую декаду как время криминальных разборок и социальных проблем. Популярность получили криминальные драмы и боевики с налётом «бандитского романтизма» (например, «Бригада» и «Бумер»). Нейтральные и положительные приметы времени (ощущение свободы, новых возможностей) были минимизированы.

В последнее десятилетие кинорепрезентация 1990-х — совсем другая. «В отличие от предшествующего контента, который создавался свидетелями 1990-х годов для аудитории, которая помнит этот период, фильмы и сериалы 2015-2020-х годов ориентированы на молодых людей, которые не помнят 1990-е, — комментирует исследовательница. — Для них миф об этом времени создаётся заново».

При этом кино цитирует фильмы предыдущих периодов, обыгрывает штампы и стереотипы о 1990-х. Появляются хорошо узнаваемые образы, которые подаются с юмором и иронией. Например, герой Антона Лапенко примеряет на себя роль Данилы Багрова, а «стереотипные» бандиты из сериала «Внутри Лапенко» — в неизменных чёрных очках, всегда с мобильными телефонами и синтезатором, чтобы играть зловещую музыку — пародируют «Бригаду».

Благодаря юмору и иронии 1990-е уже не выглядят «демоническими». Происходит некая реабилитация той эпохи, появляются оспаривающие нарративы. Сериалы (например, «Мир! Дружба! Жвачка!» о подростке Саньке Рябинине) обладают эффектом ностальгии, они просматриваются зрителем, как семейный фотоальбом.

Герои и злодеи, искатели правды и трикстеры

В кино 1990-х герои либо ищут правду, как Данила Багров, либо пытаются противостоять обстоятельствам. Это могут быть и трикстеры, как вор-рецидивист Кроликов в комедии «Ширли-мырли». Однако все они пытаются адаптироваться к сложной среде. Им противодействуют полиция, бизнес, бандиты, отношения с которыми могут выступать как часть общего нестабильного ландшафта.

В нулевых истории нередко рассказываются от лица бандитов («Бумер», «Бригада», «Жмурки»). В кино этого периода одни преступники сражаются против других, а также против криминальных бизнесменов, полиции, спецслужб и политиков (например, в «Бандитском Петербурге» и «Антикиллере»).

В кино последнего десятилетия главные герои — уже подростки. Картины адресованы прежде всего молодежи. Расклад сил таков: «простые люди» и «хорошие бандиты» борются с «плохими людьми» и «плохими бандитами».

В таких фильмах переосмысляется «опыт самих режиссеров, которые прошли 1990-е годы и хотят вспомнить что-то хорошее из этого периода», отмечает исследовательница. 1990-е приближаются к современности и отчасти теряют свою «лихость».

Путь героев: полёты во сне и наяву

Кино последнего десятилетия в некоторых моментах оказывается стилистически близким картинам 1990-х. И здесь, и там обыгрываются попытки героев приспособиться к окружающей их нестабильности и непредсказуемости, но чаще всего это не удаётся: Данила Багров не может изменить судьбы близких ему людей в Санкт-Петербурге. Так, его друг — немец Гофман — говорит ему «Город — это злая сила. Сильные приезжают, становятся слабыми. Город забирает силу. Вот и ты пропал».

Герои 1990-х появлялись из «ниоткуда» и уходили в «никуда». Багров в конце фильма уезжает в Москву, растворяется в зимнем пейзаже. У истории открытый финал. 

«В комедии “Ширли-мырли” персонажи улетают в неопределённое светлое будущее на Канарские острова, драматично пролетая над городами и странами, где самолёту машут “близнецы” Кроликова, — говорит исследовательница. — В “Небесах обетованных” герои, которым не нашлось места в России 1990-х, также улетают в поезде на другую планету».

В фильмах 2010-2020-х годов тоже встречается открытый финал. Так, в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» — опять-таки на фоне пейзажа — возникает интрига, выжил ли один из главных героев. История явно не закончена. Если за этим не усматривать маркетинговый ход (клиффхэнгер, или «продолжение следует»), то можно увидеть намеренную неоднозначность, которая наблюдалась в кино в первую постсоветскую декаду.

«Здесь можно разглядеть мотив, что 1990-е годы не закончились, — отмечает Анна Уварова. — Не завершились социально-политические процессы. 1990-е находятся где-то вне времени, это период без начала и конца, который абстрактно существует где-то рядом».

Это хорошо показано в сериале «Внутри Лапенко», где всё как будто замерло в одном времени. Хотя с другой стороны, ясно, что кино 2010-2020 годов — это уже не категоричный нарратив, а попытка взвешенного осмысления времени.

Вместо монолита — мозаика

И действительно, представлять себе то десятилетие «монохромным» — не совсем правильно. В конце концов, 1990-е были очень разными, не гомогенными. Одно дело — их сложное начало, другое — более благополучная середина (если не считать войны в Чечне).

Представления о том десятилетии действительно перестают быть монолитными, а, скорее, напоминают витраж или мозаику, комментирует исследовательница: «Они состоят уже не только из нарратива “лихие 1990-е” с бандитами и разборками. Мы не говорим о том, что 1990-е становятся “хорошими”, они становятся разными. Бандиты никуда не исчезают, но в представлениях о периоде находится место для семьи, приключений, знакомой музыки». Происходит гуманизация, эстетизация и романтизация 1990-х, говорит Уварова. Причем противоречивые образы могут спокойно сосуществовать вместе.

Показательно высказывание продюсера сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» Антона Щукина. «Девяностые оставили шрам на всю страну, в этом отпечатке наша любовь к силе, желание урвать кусок, готовность оправдать свои нечестные поступки, — подчёркивает он. — И всё равно я остаюсь оптимистом, ведь Рябинины и Волковы [две семьи в сериале — ред.] смогли пройти испытания девяностыми, значит, и мы сможем остаться людьми в самые сложные времена».
IQ

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 18 мая, 2021 г.

Все материалы автора

Культура Статья


5 способов максимально улучшить свои когнитивные способности / Хабр

Не стоит преследовать цели, которые легко достичь. Стоит нацеливаться на то, что удается сделать с трудом, приложив немалые усилия — Альберт Эйнштейн

Несмотря на то, что Эйнштейн не был нейробиологом, он точно знал все, когда говорил о способности человека добиваться чего-либо. Он интуитивно догадывался о том, что лишь сегодня нам удалось подтвердить с помощью данных, а именно: что заставляет когнитивные способности работать на максимально высоком уровне. По существу: То, что тебя не убивает, делает тебя умнее.

Совсем недавно мой преподаватель сказал мне, что людям плохо удаётся контроллировать свой интеллект. Это было генетически заложено при рождении. Он объяснил, что усилия, приложенные для развития интеллекта у детей (например, с помощью таких программ, как Head Start), увенчались незначительным успехом после применения их на практике, и кроме того, как только «обучение» заканчивалось, они сразу же возвращались к первоначальному низкому уровню когнитивных способностей.

Действительно, данные подтверждали это, и он (наряду со многими другими исследователями интеллекта) пришел к выводу, что интеллект нельзя улучшить, или, по крайней мере, изменения не будут продолжительными.

Тем не менее, я возразила.
Видите ли, перед тем, как приступить к этому этапу моих исследований, я начала работать Специалистом в Поведенческой Терапии, обучая маленьких детей, больных аутизмом. У этих детей был ряд нарушений когнитивных способностей – моя задача заключалась в том, чтобы обучить их в сферах, которые были недостаточно развиты, чтобы максимально приблизить их к уровню функционирования, как у их сверстников. Чтобы достичь цели, в процессе лечения мы использовали множество методов, или Мультимодальное Обучение (когда используют максимальное количество методов ввода информации).

Одним из моих первых клиентов был маленький мальчик с PDD-NOS (Первазивная задержка психического развития), неострой формой аутизма. Когда мы начали лечение, мы проверили его IQ, и он оказался приблизительно 80 – это практически считается умственной отсталостью.

После того, как я поработала с ним в течение около трех лет – индивидуально, обучая его в таких областях, как коммуникация, чтение, математика, поведение в социуме, навыки игры, развлечения и отдых – используя технологии мультимодальних методов — его повторно проверили. Его IQ был теперь намного больше 100 (учитывая, что 100 считается «средним», по сравнению со среднестатистическим жителем). Это повышение на 20 баллов, улучшение больше, чем на один уровень у ребенка с синдромом аутизма!

Это был не единственный ребенок, который на моих глазах значительно прогрессировал во время моей врачебной практики. Мне очень повезло увидеть, как много детей стремительно развивалось — не чудом, и даже не принимая медикаменты, также есть данные, подтверждающие их успехи. Я подумала — если эти дети с серьезными проблемами в обучении смогли так прогрессировать и достигли таких успехов в каждом аспекте когнитивного функционирования — почему среднестатистический человек не может так же прогрессировать? Или даже достичь больших успехов, учитывая, что у него нет дополнительных проблем в плане аутизма?

Хотя данные ранних исследований дали не очень точные результаты, я не опустила руки. Я все еще полагала, что есть шанс значительно увеличить когнитивное функционирование, предоставляя подходящее обучение — поскольку я видела это своими глазами, когда работала врачом.

Затем в 2008 г. было проделано потрясающее исследование, «Повышение уровня подвижного интеллекта с помощью тренировок кратковременной памяти» по методу Джегги, Бушкул, Джонидс и Перриг. Это исследование было в некоторой степени прорывом для тех, кто исследует эту тему. Они первыми показали, что фактически возможно развить интеллект до достаточно высокого уровня с помощью обучения. Что они сделали по-другому?

Людей в исследовании Джегги обучали с помощью интенсивных, мультимодальных (визуального и слухового входа информации) заданий для кратковременной памяти (задача n-назад) в течение временных периодов разной длины, за одну или две недели, в зависимости от группы. После этого обучения их проверили, чтобы определить, насколько они повысили свой уровень. Скорее всего, можно было бы предположить, что после обучения их уровень повысился. Но они пошли еще дальше. Они хотели увидеть, можно ли перенести прогресс на абсолютно другой тест когнитивных способностей, которые бы стали показателями увеличения абсолютной когнитивной способности. Что они обнаружили?

После тренировок кратковременной памяти, с использованием n-назад теста, люди действительно смогли перенести существенное увеличение уровня на когнитивный аспект, который абсолютно не относится к другим. Это было грандиозным событием.

Далее показан график их результатов, подробнее обо всем исследовании можно прочитать здесь.

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом — это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта, или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.

Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.
Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один — слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» — каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.

Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, — которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным — все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

1. Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это — их индивидуальность.

Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это — черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться — новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис — создание новых нейронов — и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее — они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.

Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще — это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт — после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

3. Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.

В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг, бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга, он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?»

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения, заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, — он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

4. Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.

Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон — город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся — я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе, даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

5. Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон, написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо — это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.

Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с Институтом Общественных наук METODO, американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере @AndreaKuszewski.

Воздействие свинца в прошлом веке снизило показатели IQ половины американцев

Предупреждение о свинце на бензоколонке в Киллер-Корнер, Линнвуд, Вашингтон. (Джо Мэйбл)

Дэн Вахаба @DukeBrain

ДАРЕМ, Северная Каролина — В 1923 году в бензин впервые был добавлен свинец, чтобы поддерживать двигатель в исправном состоянии. Тем не менее, автомобильное здоровье было достигнуто за счет нашего собственного благополучия.

Новое исследование подсчитало, что воздействие выхлопных газов автомобилей со свинцовым газом в детстве украло в совокупности 824 миллиона баллов IQ у более чем 170 миллионов живущих сегодня американцев, что составляет около половины населения Соединенных Штатов.

Выводы, полученные Аароном Рубеном, кандидатом медицинских наук в области клинической психологии в Университете Дьюка, и его коллегами из Университета штата Флорида, показывают, что американцы, родившиеся до 1996 года, теперь могут подвергаться большему риску проблем со здоровьем, связанных со свинцом, таких как более быстрое старение мозг. Свинцовый бензин для автомобилей был запрещен в США в 1996 году, но исследователи говорят, что любой, кто родился до конца той эпохи, и особенно те, кто находился на пике его использования в 1960-х и 1970-х годах, в детстве подвергались относительно высокому воздействию свинца.

Статья группы появилась 7 марта в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Свинец нейротоксичен и может разрушать клетки головного мозга после попадания в организм. Таким образом, эксперты в области здравоохранения говорят, что не существует безопасного уровня воздействия в любой момент жизни. Маленькие дети особенно уязвимы к способности свинца нарушать развитие мозга и снижать когнитивные способности. К сожалению, независимо от возраста, наш мозг плохо приспособлен для того, чтобы держать его в страхе.

«Свинец может попасть в кровоток при вдыхании в виде пыли, проглатывании или потреблении воды», — сказал Рубен. «В кровотоке он может проникать в мозг через гематоэнцефалический барьер, который неплохо защищает мозг от многих токсикантов и патогенов, но не от всех».

Одним из основных способов проникновения свинца в кровоток был автомобильный выхлоп.

Чтобы ответить на сложный вопрос о том, как использование этилированного газа в течение более 70 лет могло оставить неизгладимый след на здоровье человека, Рубен и его соавторы Майкл МакФарланд и Мэтью Хауэр, профессора социологии в Университете штата Флорида, выбрали достаточно простая стратегия.

Используя общедоступные данные об уровне содержания свинца в крови детей в США, использовании этилированного газа и демографической статистике, они определили вероятное пожизненное бремя воздействия свинца на каждого живого американца в 2015 году. На основе этих данных они оценили воздействие свинца на нашу интеллект путем подсчета баллов IQ, потерянных в результате воздействия этилированного газа, в качестве косвенного показателя его вредного воздействия на здоровье населения.

Исследователи были ошеломлены результатами.

«Честно говоря, я был потрясен, — сказал Макфарланд. «И когда я смотрю на цифры, я до сих пор в шоке, хотя я к этому готов».0003

По состоянию на 2015 год более 170 миллионов американцев (более половины населения США) имели клинически опасные уровни свинца в крови, когда они были детьми, что, вероятно, приводило к более низкому IQ и подвергало их более высокому риску других долгосрочных нарушения здоровья, такие как уменьшение размера мозга, большая вероятность психических заболеваний и учащение сердечно-сосудистых заболеваний во взрослом возрасте.

Потребление этилированного бензина быстро росло в начале 1960-х годов и достигло своего пика в 1970-х годах. В результате Рубен и его коллеги обнаружили, что практически все, кто родился в течение этих двух десятилетий, почти гарантированно подверглись воздействию вредных уровней свинца из выхлопных газов автомобилей.

Еще более поразительным было воздействие свинца на интеллект: воздействие свинца в детстве, возможно, снизило совокупный показатель IQ американцев примерно на 824 миллиона баллов — в среднем почти на три балла на человека. Исследователи подсчитали, что в худшем случае люди, родившиеся в середине-конце 1960-х годов, могли потерять до шести баллов IQ, а дети, у которых регистрировался самый высокий уровень свинца в крови, в восемь раз превышающий текущий минимальный уровень, чтобы вызвать клиническое беспокойство. дела обстояли еще хуже, потенциально теряя в среднем более семи баллов IQ.

Снижение IQ на несколько баллов может показаться незначительным, но авторы отмечают, что эти изменения достаточно драматичны, чтобы потенциально привести к тому, что люди с когнитивными способностями ниже среднего (оценка IQ менее 85) будут классифицированы как лица с умственной отсталостью (оценка IQ ниже 70).

Двигаясь вперед, МакФарланд анализирует расовые различия в воздействии свинца на детей, надеясь выявить несправедливость в отношении здоровья, от которой страдают чернокожие дети, которые подвергались воздействию свинца чаще и в больших количествах, чем белые дети.

Следующим шагом Рубена будет изучение долгосрочных последствий прошлого воздействия свинца на здоровье мозга в пожилом возрасте, основываясь на предыдущих выводах о том, что у взрослых, подвергшихся высокому воздействию свинца в детстве, может наблюдаться ускоренное старение мозга.

«Миллионы из нас ходят с историей воздействия свинца», — сказал Рубен. «Это не похоже на то, что вы попали в автомобильную аварию и у вас был разрыв вращательной манжеты плеча, который заживает, а затем вы в порядке. Похоже, что это оскорбление, переносимое в организме различными путями, которые мы все еще пытаемся понять, но которые могут иметь последствия для жизни».

ЦИТАТА: «Половина населения США подвергалась воздействию неблагоприятных уровней свинца в раннем детстве», Майкл Дж. МакФарланд, Мэтт Э. Хауэр, Аарон Рубен. Proceedings of the National Academy of Sciences, 7 марта 2022 г. DOI: 10.1073/pnas.2118631119

Topics in Text iQ

О создании текстовых тем

Темы — отличный способ пометить ваши текстовые ответы в Text iQ. Они помогают выявить общие темы в отзывах и могут использоваться в графиках и таблицах в отчетах.

Существует несколько способов создания тем.

  • Поиск текстовых ответов: Создавайте темы путем поиска сложных связанных терминов. Это может быть полезно для одновременной пометки множества ответов. См. раздел «Создание тем из результатов поиска» ниже.
  • Вручную: Щелкните синий значок плюса ( + ) рядом с ответом и введите название темы. Определив тему, нажмите клавишу Enter на клавиатуре. Это добавит тему только к выбранному ответу.
  • Рекомендуемые темы: Qualtrics будет рекомендовать вам темы на основе часто обсуждаемых терминов. См. раздел «Рекомендуемые темы» ниже.
  • Импорт тем : Импорт тем, используемых в других анализах, или использование тем из библиотеки тем Qualtrics. См. раздел «Импорт тем» ниже
  • .

Qtip:  Возможности Text iQ зависят от того, используете ли вы Basic или Advanced Text iQ. Чтобы узнать больше о различиях, см. Основной и расширенный текст.

Внимание: Мы создали текстовые темы специально для анализа ответов о COVID-19. См. раздел «Импорт тем» для получения информации о том, как использовать эти темы.

Создание тем из результатов поиска

Вы можете использовать функцию поиска для создания тем, которые обновляются по мере добавления новых ответов. Это означает, что вам не нужно вручную помечать каждый отзыв о вашей еде как «еда» — это произойдет автоматически!

Qtip: Ответы без текста (т.е. респондент ввел только пробел) могут быть помечены темами только вручную. Ответы, в которых респондент не ответил на вопрос, не будут отображаться в Text iQ.

  1. Введите поисковый запрос и нажмите Введите или , верните на клавиатуре.
  2. Нажмите Создайте тему .
  3. Назовите тему.
  4. Решите, хотите ли вы вложить свою тему. У вас есть следующие варианты:
    • Поместить новую тему в существующую тему
    • Поместить существующие темы в новую тему
  5. Щелкните Сохранить .

Теперь всякий раз, когда создается ответ с соответствующим поисковым запросом, он будет помечен этой темой.

Qtip: Создавайте более надежные поиски со сложными логическими строками и построителем запросов.

Внимание: Логика выделения отличается от логики тегирования. Иногда слово будет выделено, но это может привести к сбою логики тегов.

Строительные запросы

Как и многие системы ключевых слов, Text может распознавать сложные логические строки, построенные с помощью нескольких простых команд.

Одно слово
Например, если вы ищете слово платье , вы найдете ответы не только со словом платье, но и с орфографическими ошибками и вариациями (дрисс, платья и т. д.).
Фраза
Например, если вы выполните поиск по фразе официальное платье , вы найдете ответы, содержащие фразу «официальное платье».
И/&/&&
Соединяет 2 слова вместе. Вместо того, чтобы искать только slow , было бы полезнее искать slow и Internet , чтобы убедиться, что мы получим именно те комментарии, которые нам нужны.
Или / | / ||
Независимый поиск 2 слов. Вместо того, чтобы искать просто cost , может помочь поиск cost или price , так как эти слова часто используются взаимозаменяемо.
Нет / — /
Ищет 1 слово без другого. Вместо того, чтобы искать просто еда , мы могли бы сказать еда, а не гамбургер , чтобы увидеть комментарии о нашей еде, но не о наших гамбургерах. Вы также можете назвать этот поиск как еда-гамбургер для достижения тех же результатов. Как и многие другие операторы, вы также можете использовать его со скобками; например, еда -(гамбургер || сэндвич) для поиска еды, но исключая и гамбургер, и сэндвич.
Скобки
Позволяет сгруппировать логические операторы и убедиться, что ваш запрос достаточно специфичен для ваших целей. Использование такой строки, как билет и (стоимость или продажа или цена) не (попкорн) , позволяет нам точно определить, что мы хотим пометить — информацию о продаже билетов.
Точные операторы
Точные пары операторов, такие как «», «» и 「」, используются для точного соответствия терминов написанному. Например, поиск «мороженое» выдаст ответы с точно такой же формулировкой, но не ответ с «мороженое» или «мороженое» или другие подобные лемматизированные результаты. Кроме того, зарезервированные ключевые слова, такие как и , или и , а не , можно искать в рамках точных операторов (например, «не»). Для поиска двойных кавычек включите пару двойных кавычек подряд (например, «»»»). Например, «»»не доволен»»» будет соответствовать Я «не доволен» но не Я не доволен .

Рядом с операторами
Иногда вам нужна не точная фраза, а слова, расположенные близко друг к другу в предложении. Например, вас интересуют жалобы на медленный интернет, но вы не хотите помечать ответ, в котором, возможно, кто-то упоминает интернет и жалуется на медленное питание в том же ответе. Вы можете указать, насколько близки слова друг к другу, используя ~#.

Использование точных операторов будет соответствовать точным терминам с максимальным расстоянием, тогда как использование круглых скобок будет использовать лемматизацию для поиска подходящих результатов. Например, выполните поиск « интернет медленный»~2 , чтобы найти ответы, в которых «интернет» и «медленный» отличаются не более чем на 2 слова, и выполнить поиск (интернет медленный)~2, чтобы включить все ответы, в которых корневые слова интернет и медленный отличаются не более чем на 2 слова. слова отдельно.

Qtip: Поиск ~3 будет квалифицировать результаты, в которых слова разделены 1, 2 или 3 словами. Поиск ~1 будет квалифицировать результаты только в том случае, если слова находятся на расстоянии 1 слова друг от друга или рядом друг с другом.

Вы также можете найти другие примеры в разделе «Текст», нажав информационную кнопку рядом со строкой поиска.

Qtip: Слова и , или и не обрабатываются особым образом и не могут быть найдены напрямую, если они не включены в точные операторы. Все зарезервированные слова и поисковые операторы выделены синим цветом.

Qtip: Запрос dress вернет результаты, включающие слово dress и его варианты, такие как dress, а также некоторые опечатки, такие как driss . Результаты, в которых одежда персонажей является частью другого несвязанного слова, например 9. 0142 адрес не будет включен.

Построитель запросов

Qualtrics также предложит вам Связанные термины при поиске, чтобы помочь вам создавать лучшие темы. Эти термины предлагаются на основе модели английского языка и частоты совпадения этих терминов в наборе данных.

Внимание: Конструктор запросов — это функция Advanced Text iQ. Чтобы получить информацию о том, как получить доступ к этим функциям, обратитесь к менеджеру по работе с клиентами Qualtrics или к администратору бренда.

Использование родственных терминов

  1. Перейдите к строке поиска.
  2. Введите интересующие слова или фразы.
  3. Нажмите на Связанные термины, когда они появятся, чтобы добавить их к вашему поиску. Они будут добавлены в конце запроса.

Подсказка: Если вы наведете курсор на слово в поле поиска, появятся связанные термины. Это может быть полезно, если вы создаете длинные запросы и хотите получить предложения по каждой части.

Qtip: Text iQ часто пытается предсказать, что вы собираетесь печатать, основываясь на терминах, которые появляются в ваших ответах вместе. Эти прогнозы будут отображаться серым цветом. Нажмите Tab на клавиатуре, чтобы принять это написание и предварительно заполнить строку поиска.

Qtip: Рекомендуемые темы доступны только для клиентов Advanced Text.

Внимание: Рекомендуемые темы могут создаваться через некоторое время после того, как вы добавите свои ответы в Text iQ.

Qualtrics порекомендует вам темы на основе терминов, которые часто встречаются в получаемых вами отзывах. Рекомендуемые темы доступны для ответов на английском, французском, немецком, испанском, португальском, японском, голландском, тайском, упрощенном китайском и корейском языках.

  1. Войдите в режим редактирования, нажав Редактировать темы .
  2. Рекомендации по темам перечислены в правом верхнем углу вместе с тем, как часто каждый термин появляется в вашем отзыве. Щелкните тему, которую хотите добавить.
  3. Text iQ покажет вам все результаты для этого термина. Если вы обнаружите, что хотите создать тему на основе этих результатов, нажмите Создать тему .

    Подсказка: Если вам не нравится предложение, которое вы получили, наведите на него курсор и щелкните значок корзины, чтобы отправить его в Закрытые темы . Вы всегда можете вернуться к этим темам, развернув заголовок Dismissed Topics .

  4. При желании измените название темы.
  5. Щелкните Сохранить .

Управление темами

Расширение и редактирование тем

Условия поиска, прикрепленные к теме, позволяют автоматически помечать новые ответы по мере их поступления.

  1. Выберите термин в меню слева.
  2. Изменить условия поиска. К вашей теме могут не присоединяться термины, и в этом случае строка поиска будет пустой. Нажмите Введите или , верните на клавиатуре, когда закончите.

    Qtip: Подробнее о том, что здесь вводить, см. на странице Поиск комплексов зданий.

  3. Если вы хотите вернуться к исходному, щелкните стрелку.
  4. Если вы хотите создать из этих результатов совершенно новую тему, нажмите Сохранить как новую тему .
  5. Если вы хотите добавить эти результаты в выбранную тему, нажмите Обновить эту тему .

Удаление нескольких тем одновременно

Внимание: При удалении темы восстановить ее невозможно! Удаляйте тему только в том случае, если вы абсолютно уверены.

  1. Рядом с Все темы выберите раскрывающийся список.
  2. Нажмите  Выберите темы для удаления .
  3. Выберите темы, которые вы хотите удалить.
  4. Нажмите  Удалить # выбранных тем .

Переименование или удаление одной темы за раз

Наведите указатель мыши на тему, нажмите на 3 точки и выберите либо Переименовать тему , либо Удалить , в зависимости от того, что вы хотите сделать с выбранной темой.

Возможности тематического меню

В меню слева вы можете:

  • Сократите перечень тем по поисковым запросам. Этот поиск не имеет ничего общего с созданием тем или поиском ответов.
  • Щелкните синюю линию, чтобы просмотреть все отмеченные ответы (независимо от темы).
  • Щелкните серую линию, чтобы просмотреть все непомеченные ответы.
  • Нажмите, чтобы выбрать тему и просмотреть ответы на нее.

Иерархические темы

Родительские темы — это темы, которые включают другие темы, что позволяет создавать иерархию текстовых тем. Если щелкнуть родительскую тему, отобразятся все ответы из вложенных в нее тем.

Пример: Вы проводите опрос с просьбой оставить отзыв о вашем ресторане. У вас есть темы под названием «гамбургеры», «напитки» и «десерты». Вы хотите сгруппировать эти концепции вместе, поэтому добавляете родительскую тему под названием «Меню», поскольку это все отзывы о меню.

Вы можете создать родительскую тему или добавить темы в существующие родительские темы, выполнив следующие действия:

  1. Наведите курсор на тему и нажмите на 3 точки.
  2. Выбрать Переместить ниже .
  3. Выберите Создайте тему .
  4. Назовите тему.
  5. Щелкните Сохранить .

Чтобы переместить другую тему в эту же родительскую тему, просто выделите тему, нажмите точки и выберите Переместить ниже существующей темы. Вы также можете перетаскивать темы, чтобы упорядочить их в существующих родительских темах. После того, как вы создали свои родительские темы, вы можете перемещать свои текстовые темы, щелкнув тему и перетащив ее в родительскую тему, к которой вы хотите, чтобы она относилась.

Родительские темы не могут находиться в дополнительных родительских темах. К ним также нельзя прикреплять запросы.

Экспорт тем

Внимание: Мы не рекомендуем редактировать этот файл, если вы не умеете программировать. Хотя служба поддержки Qualtrics не занимается программированием, вы можете обратиться за помощью к нашему сообществу пользователей.

Вы можете экспортировать темы и их родительские элементы для использования в текстовых анализах других опросов.

  1. Войдите в режим редактирования, щелкнув значок карандаша.
  2. Нажмите на 3 точки в правом верхнем углу панели тем и выберите Экспорт тем .
  3. Нажмите Загрузить .

Будет загружен файл JSON с вашими темами.

Импорт тем

Вы можете импортировать темы и их родителей, которые вы создали в других опросах, или вы можете импортировать темы из стартового пакета, созданного учеными Qualtrics XM.

Qtip: Каждый вопрос в Text iQ имеет ограничение в 350 родительских тем и всего 350 тем. Если импорт содержит больше, чем максимум, или приведет к тому, что вопрос превысит максимум, никакие темы не будут импортированы, и вы получите сообщение с объяснением причин. Каждый вопрос не может превышать этот лимит в 350, но на уровне опроса или бренда ограничений нет.

Импорт тем из других опросов

  1. Экспорт тем из вашего опроса с анализом существующего текста.

    Qtip: Этот файл имеет формат JSON. Мы не рекомендуем редактировать этот файл, если вы не умеете программировать. Хотя служба поддержки Qualtrics не занимается программированием, вы можете обратиться за помощью к нашему сообществу пользователей.

  2. Перейдите к опросу, в который вы хотите добавить эти темы.
  3. Перейдите к тексту на вкладке «Данные и анализ».
  4. Войдите в режим редактирования.
  5. В нижней части списка тем выберите Импорт тем .
  6. Выберите  Загрузить файл .
  7. Нажмите Browse и выберите файл JSON, который вы экспортировали на шаге 1.
  8. Вы получите предварительный просмотр тем, которые собираетесь импортировать. Если вы загрузили родителей, вы сможете разворачивать и сворачивать темы под ними. Если вы импортируете темы с уже существующими именами, темы будут переименованы с _1 в конце, чтобы отличать их от оригиналов.
  9. Нажмите Import для подтверждения.

Темы стартового пакета

Вы хотите быстро начать работу с Text iQ, но не знаете, с чего начать создание тем? Вы можете импортировать готовые темы, разработанные экспертами в данной области Qualtrics.

Qtip: В настоящее время эти библиотеки доступны только в том случае, если язык вашей учетной записи установлен на Английский (США) .

  1. Перейдите к опросу, в который вы хотите добавить эти темы.
  2. Перейдите к тексту на вкладке «Данные и анализ».
  3. Войдите в режим редактирования.
  4. Нажмите на 3 точки в правом верхнем углу панели тем и выберите Импорт тем .
  5. Выберите Starter Pack .
  6. Выберите тип тем, которые вы хотите импортировать.
  7. Щелкните заголовки, чтобы развернуть список тем, которые будут добавлены к вашим ответам.

    Qtip: Вы сможете сузить эти темы, если хотите, но не сейчас.

  8. Щелкните Импорт .
  9. При необходимости отредактируйте темы, например удалите темы, переименуйте темы или отредактируйте определяющие их запросы.

    Подсказка: См. Управление темами для получения инструкций по каждому из этих типов редактирования, а также по другим вопросам.

  10. Сохраните изменения.

Подсказка: Если вы не хотите добавлять эти темы, вы можете отменить свои изменения после шага 10 вместо подтверждения изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *