Алчность Знаний | Креативность, идеи, инновации
Опубликовано 27 января, 2022 автором
Дистанционная учеба — это вызов своей прокрастинации (отвлекаешься на что угодно, кроме учебы) и лени (становишься медленной бездеятельной улиткой). Чтобы находясь дома в окружении уютного диванчика и полного холодильника вкусняшек все же засесть за учебники, нужна система самомотивации и самоконтроля. В мире уже давно все придумано — это техники продуктивности, используя которые ты становишься успешным в своих делах и доделываешь все домашки вовремя.
Давайте поочередно пройдемся по техникам продуктивности, а в конце статьи ты сможешь выбрать подходящую и протестировать ее на практике. Читать далее →
Рубрика: Дистанционное образование | Оставить комментарий
Опубликовано 28 июля, 2021 автором
Много лет назад я наткнулась на крайне оригинальное резюме финансового аналитика компании Interstock, составленное с юмором и креативом. Если делать объявление о найме — искать профессионала-аналитика, то эти идеи также помогут выделиться среди других компаний на рынке.
Рубрика: Примеры резюме | Оставить комментарий
Опубликовано 28 июля, 2021 автором
Я вам рассказывала, как давным-давно, году так в 2008 мы с Игроглазом собирались заниматься бизнесом и открыть свое креативное агентство. Мы делали вебсайты, Игроглаз активно занимался дизайном, я собиралась учиться на менеджера. И мы часами проводили брейншторминги в кафешках, придумывая сотни идей бизнес-проектов. Нам казалось, что свое дело — это наше! Сфера, конечно же, должна быть креативной. Все делалось «по науке». Вот даже докУменты остались с тех пор: Читать далее →
Рубрика: Свой бизнес | Оставить комментарий
Опубликовано 26 августа, 2020 автором
Historia est magistra
vitae(История – наставница жизни)
Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, — это знали люди во все времена. Великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов писал, что история дает руководителям «примеры правления, правосудия, а молодым людям – старых разум». Многовековой исторический опыт и сложившиеся в мировой практике модели государственного управления показывают, что эффективное функционирование современного государства невозможно без налоговой службы. Ведь налоги – это основной источник поддержания и повышения качества нашей жизни. Высокий уровень профессионализма и эффективности работы российской налоговой службы в современных условиях обязан богатому историческому наследию и трудному пути, который она прошла во время становления и развития российского государства и общества. Читать далее →
Рубрика: Налоги и бухучет | Оставить комментарий
Опубликовано 20 марта, 2020 автором
Функциональная и институциональная характеристика финансовой системы. Управление финансами и финансовый контроль.
Субъекты и объекты финансовой системы.
Различают узкое и широкое толкования «финансовой системы«.
Узкий подход к толкованию может включать следующие субъекты:
- Общегосударственные финансы;
- Финансы фирм;
- Финансы граждан;
- Территориальные финансы.
Читать далее →
Рубрика: Финансовый менеджмент | Оставить комментарий
Опубликовано 19 марта, 2020 автором
Фьючерсы — вид финансовых инструментов для обеспечения права на покупку / продажу товара в будущем.
Фьючерсный товарный контракт дает владельцу право купить или продать определенное количество данного товара по установленной цене в будущем (дата будущей покупки фиксируется в контракте). Необходимо иметь в виду, что контракт представляет собой только право купить или продать, но не право собственности на товар — предмет контракта. При планировании фьючерсной сделки предприниматель исходит из того, что если (по его собственному мнению) цена в будущем на какой-то товар повысится, то он будет стремиться к покупке контракта, а при обратном ожидании — к продаже такого контракта. Читать далее →
Рубрика: Финансовый менеджмент | Оставить комментарий
Опубликовано 4 ноября, 2019 автором
Когда я думаю, чем мне сейчас заняться, куда двигаться дальше? Как составить план дел на день, чтобы вписаться с общую стратегию своей жизни — хочется спросить «зачем все это»? Это и это очень хороший вопрос, только поняв свой горизонт событий, свои мечты и фантазии об успехе, можно с уверенность нарисовать свое желаемое будущее. И каждый день знать, что и зачем ты делаешь. И тогда получается «доделывать дела» (англ.
Какова же цель жизни? Зачем я родилась и что я хочу сделать за жизнь?
Моя цель — реализовать те свои фантазии, которые сделают меня счастливой. Я хочу добиться успеха в этом. Сейчас в моих фантазиях 1 миллион подписчиков на ютуб канале, заработок на своем деле Читать далее →
Рубрика: Домашний офис | 4 комментария
Опубликовано 21 октября, 2019 автором
Как самозанятый автор я сталкиваюсь с необходимостью вести списки дел и работать в команде с Игроглазом, с которым мы ведем более 50 ютуб каналов и множество других проектов. За 7 лет деятельности мы создали удобную для нас систему организации дел и планирования, которую я вам презентую. Наш основной инструмент — это Google Docs, а именно Гугл Таблицы. Дополнительный — Google Calendar (Гугл календарь) на телефоне. Мы пробовали использовать Trello, разнообразные планеры и органайзеры, и в итоге нашим запросам удовлетворили именно эти два инструмента.
Как мы используем Google Календарь? Читать далее →
Рубрика: Домашний офис | Оставить комментарий
Опубликовано 7 октября, 2019 автором
Вы договорились с бизнес-партнером или другим человеком о встрече, добавили дело в Google-календарь, приехали в намеченное время на апойнтмент, взяли кофе. А вот уже 12:00, вы поглядываете на часы и вокруг. Через 7 минут вы пишете человеку, где вы его ждете, уточняете адрес и время. В ответ тишина. Через 30 минут вы понимаете, что встречи уже никакой не будет. Что же делать?
У меня подобные случаи встречались довольно редко, но все же бывали.
Рубрика: Работа и Карьера | 4 комментария
Опубликовано 5 октября, 2019 автором
Спустя более 15 лет после своего поступления на 1 курс на факультет почвоведения в МГУ им. М.В. Ломоносова, понимаешь самые полезные и совершенно бессмысленные дела, которыми занимался в универе.
Что было важным и полезным для моей будущей жизни:
- Фото и видео учебных будней, мне эти материалы пригодились не раз. Я очень жалею, что в те времена не было инстаграма и ютубчика.
- Английский язык! Это правда очень полезно. Остальные языки можно не учить дальше уровня basic, мне они особой пользы не дали.
- Здоровый образ жизни — побольше спать, поменьше есть, почаще гулять.
- Обращать внимания на свои школьные / детские увлечения, они дают ключ к тому, чем стоит заниматься по жизни. Я всегда любила гаджеты (компьютеры, телефоны, камеры), любила выступать публично, писала письма и тексты друзьям / в дневник, срисовывала фотографии с экрана монитора на лист бумаги, любила все яркое и блестящее. В итоге после многолетних поисков я стала автором видеоблогов, постов, книг и картин.
Читать далее →
Рубрика: Советы выпускников, Студенту | Оставить комментарий
Опубликовано 8 сентября, 2019 автором
Постмодерн характеризует не только направление в искусстве, но и всю нашу с вами окружающую действительность. Искусство и культура — это зеркало происходящих в обществе процессов. А общество меняется, и сегодня мы вроде бы те же люди, что и сто и двести лет назад, но суть нашей жизни и ее восприятия принципиально меняется. А вместе с этим и меняется технология управления человеческими ресурсами, меняются политические технологии и многое другое.
- Глобальный рынок, сегментирование экономики => появляется и развивается виртуальная экономика. Мгновенный перелив капитала из одной сферы в другую. Соответственно, глобализация = интеграция + дезинтеграция. Эти параллельные процессы объединения всех со всеми через соцсети и онлайн платформы и раздробленности общества на микро- и нано-социальные группы. Многие люди становятся самозанятыми, кто-то организует стартап вдвоем или втроем… В итоге, люди все вместе в одном интернете, но все-таки каждый немного сам по себе.
Читать далее →
Рубрика: Политология | Оставить комментарий
Опубликовано 8 сентября, 2019 автором
1. Объект и предмет политической науки.
2. Теоретическая и прикладная политология.
3. Функции политической науки.
4. Отличительные черты и основные тенденции развития современной политической науки.
5. Основные парадигмы политической науки.
6. Методы политических исследований. Читать далее →
Рубрика: Политология | Оставить комментарий
Опубликовано 8 сентября, 2019 автором
Транспортной называется задача линейного программирования, основанная на поиске оптимальных «маршрутов перевозки» путем создания циклов. По сути задача сводится к тому, чтобы найти оптимальный способ перевозки груза из точки А в точку B при минимальных затратах.
Условие сбалансированной транспортной задачи:
Необходимо перевести 140 единиц продукта от производителей на склады. Цены перевозок по маршрутам указаны также в таблице. Требуется найти наиболее дешевый вариант перевозки. Читать далее →
Рубрика: Математические методы в управлении | Оставить комментарий
Опубликовано 8 сентября, 2019 автором
Изучая тему «Глобализация», стоит обратиться к следующей литературе:
- Фукуяма Ф. «Конец истории?» // США-ЭПИ 1990 №5
- Хантингнтон С. «Грядущее столкновение цивилизаций» // Полис 1994 №1
- Валлерстайн И. «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире» // СПб 2001
- Бек У. «Общество риска. На пути к другому модерну» // М. 2000
- Бек У. «Что такое глобализация?» // М. 2001
- Социология. Под редакцией ДС Клементьева // М. 2004 Глава 4 (параграфы 13,14)
- Панарин АС «Глобальное полтитическое прогнозирование» М. 2000
- Яковец ЮВ «Глобализация и взаимодействие цивилизаций» М. 2001
- Мартин ГП, Шуман Х. «Западная глобализация: атака на процветание и демократию» Перевод с немецкого. М. 2001
Читать далее →
Рубрика: Социология | Оставить комментарий
Опубликовано 31 августа, 2019 автором
- Становление социологии управления как науки.
- Социологизация управления. Технократизм и социократизм в управлении. Технократы.
- Предмет, приципы и методы менеджмента и социологии управления.
- Задача и функции менеджмента и социологии управления.
- Социальная среда. Видф социальной среды.
- Среда как совокупность условия (природных и социальных).
- Среда как источник ресурсов. Читать далее →
Рубрика: Менеджмент | Оставить комментарий
Алчность это чувство, что значит алчность, примеры
Алчность людей – это сребролюбие, стяжательство, корыстолюбие, другими словами, это неумеренная тяга к получению денежных средств либо иных материальных благ. В католическом богословии человеческая алчность считается одним из главных изъянов, основных пороков, смертных грехов, поскольку ведет к приумножению хлопот и забот, внутренней озлобленности, нелюдимости. Кроме того, описываемый порок неустанно провоцирует страх потери и гневливость.
Слово алчность связано с жадностью (любостяжанием), что порицается всеми народами. Часто данный грех служит мотивом для совершения тяжкого противоправного деяния или является причиной трагедии.
Чувство алчности
Стяжательство или алчность является пороком, который заключается в отсутствие у личности контроля над собственным желанием получить материальные блага. При этом по мере накопления этих самых благ, чувство удовлетворения не появляется, наоборот, все больше распаляется жадность. Другими словами, жадность, алчность значение – это аномальное влечение, патологическая тяга к получению прибыли, легкой наживы.
Данный порок является крайним проявлением стремления к непомерному приобретению чего-либо. Всякое чувство алчности порицается как идолопоклонство.
Стяжательство порождает в индивиде жгучую жажду получить много денег. Нередко такое стремление приводит людей к прекращению любых денежных трат. Однако при этом алчные личности не ощущают себя счастливыми, они ведут себя словно небезызвестный сказочный персонаж Кощей – над «златом» чахнут. Скупердяи перестают замечать людей, окружающий мир. Они видят лишь то, что может принести им наживу или доход.
Алчность людей опасна тем, что порождает множество иных не менее тяжких пороков. Так, например, алчность и зависть неразделимы. Зависть словно съедает человека изнутри, истощает его душу. Кроме того, алчность пробуждает в личности корысть, которая заключается в неуемном стремлении извлекать выгоду из всего. Такой человек ни перед чем не останавливается, не гнушается бедами других. В его душе стремление получить выгоду не оставило места для сострадания или жалости.
Алчный субъект сам себя лишает счастья. Ведь счастье не живет в корыстолюбивых и жадных сердцах. Его питает доброта, искренне стремление отдавать, помогать. Именно поэтому жадность, алчность, корыстолюбие не могут принести истинного успокоения, радости и благополучия.
Еще одним пороком, сопровождающим алчность — это жадность, отталкивающая людей корыстолюбивого человека. Стремление сберечь для себя всю свою прибыль оборачивается одиночеством для алчной личности.
Причина алчности людей заключена в подмене понятий морально-этических и культурных жизненных ценностей. Ненасытный до денег субъект ошибочно принимает материальные блага за счастье.
Алчность и зависть, жадность и корысть являются порождениями человеческого «Эго». Сребролюбцы, движимые влечением компенсировать жажду утверждения собственной значимости, пытаются заглушить личностную неудовлетворенность, внутреннюю опустошенность, одиночество накоплением материальных ценностей. Поэтому считается, что алчность – это проявление эгоизма. Она объединяет в себе две стороны: скупость и жадность.
Человеческая алчность, кроме вышеприведенных недостатков, имеет также следующие негативные проявления. Она не разграничивает свое или чужое, толкает людей на тяжелые преступления, нарушения закона, превращает человека в завистливое и беспринципное существо. Сребролюбие порождает устойчивую боязнь потерять материальные блага. При этом страх, испытываемый корыстолюбцами, намного больше, нежели радость от обладания деньгами.
Чувство алчности неизменно приводит к деградации личности, разрушению ее внутренних основ. Корыстолюбивые люди утрачивают способность сострадать и становятся «бездушными», а, следовательно, теряют возможность ощущать себя счастливыми и любимыми.
Ряд исследователей считает, природа алчности заключена в психологической патологии, именуемой силлогомания, патологическое накопительство или синдром Плюшкина (в соответствии с одноименным персонажем поэмы Н. Гоголя «Мертвые души»). Данное расстройство обнаруживается в склонности собирать и сберегать ненужные вещи. Описываемый недуг может являться следствием дефицита материального внимания в детском возрасте или патологического чувства ненужности другим людям, никчемности, которые индивид стремится компенсировать обладанием вещами.
Еще одним губительным проявлением алчности является шопоголизм или ониомания. Выражается данное расстройство в неуемной страсти совершать покупки. Удовольствие, которое получают шопоголики от покупок, сродни наркотическому. Кроме того, оно вызывает психологическую зависимость, что ведет к увеличению потребительских кредитов, следствием которых становится нужда, распад и деградация.
Проблема алчности, заключается не столько в желании накапливать материальные блага, сколько в стремлении их сохранить. Порой такое влечение заставляет людей влачить нищенское существование, имея за спиной солидный капитал. Поэтому нужно понимать, что быть скупердяем и желать большего – это не синонимы.
Существует отдельный тип людей, которые никогда не останавливаются на достигнутом, они всегда хотят большего. Такие субъекты обогащаются не ради собственной наживы, а вследствие того, что постоянно ставят перед собой все новые цели.
Стремление к самосовершенствованию, тяга к самореализации, устремление на переделку мира в лучшую сторону являются положительной стороной чувства алчности.
Кроме того, прогресс неразрывно связан с человеческой жадностью, которая является своеобразным двигателем развития. Ведь ученые, медики, профессора, промышленники постоянно желают достичь больших высот. Побочным эффектом такого влечения является прогресс. Без жажды знаний современный мир был бы лишен множества открытий, а гомо сапиенс не далеко ушел бы от первобытного человека.
Что значит алчность
Термин алчность значение его сегодня чаще подразумевает жадность. Данный термин имеет два толкования. Первое – это корыстолюбивый и жадный человек, а второе – индивид, страстно желающий чего-либо. Пороком принято считать первое толкование, поскольку если субъект жгуче стремится к новым впечатлениям, знаниям, а не к денежным средствам, то вряд ли стоит его осуждать за это.
Грех алчности считается вторым по счету из семи величайших пороков человечества (смертных грехов). Это связано с отрицательными чертами, которые пробуждает алчность, такими как: гневливость, зависть и злодеяния. Религия допускает лишь одну разновидность оправданной алчности – «счастливы жаждущие и алчущие правды, поскольку они насытятся» (Евангелии от Матфея). Толковать эту фразу можно следующим образом – неутолимая жажда знаний оправдана.
Таким образом, алчность значение, которой для успешной и счастливой жизни сложно переоценить, является путем в никуда. Многие ученые считают алчность своеобразным идолопоклонством, где в роли идола выступают денежные средства.
Алчность можно представить в виде не поддающейся утолению жажды наживы и материальных благ. Она заключается в подмене духовных ценностей материальными. Алчного человека нельзя считать душевно здоровым. Стремление жить в комфорте является вполне нормальным желанием личности, но когда такое стремление объединяет в себе чрезмерную жадность и скупость, оно становится зависимостью, болезнью.
Истоки любостяжания восходят к далеким временам истории человечества, когда прародителям современного человека постоянно не хватало ресурсов, например, пищи. Отсюда можно предположить, что зачатки жадности заложены в индивиде на генетическом уровне. Жадность с появлением денежных единиц позже трансформировалась. Изменилось ее содержание. Теперь человек стремится не просто выжить, а сконцентрирован на жажде наживы, на деньгах, которые позволяют приобрести практически все на свете.
Можно привести яркие примеры алчности из литературы. Красочно описан данный порок в произведение «Скупой рыцарь» Пушкина и в поэме Гоголя «Мертвые души». В этих литературных шедеврах показана неприкрашенная страсть к богатству, наживе, собирательству ненужных вещей. Писатели показали, как вполне нормальное для человека желание трансформируется в навязчивую идею, сверхценную манию, способную уничтожить ее носителя. Ведь она трансформирует сознание личности, заменяя слепой страстью разум.
Проблема алчности
Под грехом алчности часто понимают такие человеческие установки, как стремление обладать большими материальными благами, жадность до денег, нежелание с ними расставаться, жажда накопительства и стяжательства. При этом нежадный индивид нередко совершает действия, которые можно отнести к описываемому пороку условно.
Например, жалеет денег на близких или собственную персону. Порой подобное поведение может быть оправдано нуждой или благоразумием, но зачастую не поддается разумному объяснению.
Считается, что проблема алчности всегда скрывается за психическим расстройством, которое зарождается под воздействием факторов внешней среды. К сожалению, современный мир, навязывает повышенную ценность материальных благ, тогда как духовную составляющую все больше обесценивает.
Алчность не способна привести человека к удовлетворению собственных потребностей. Она, наоборот, приводит к еще большей нужде, вследствие которой индивид не может познать радость и счастье. Это разрушительно действует на психику.
Слово алчность имеет следующие синонимы: стяжательство, корыстолюбие, жадность, ненасытность.
Не существует более мучительного изъяна, чем алчность. Сребролюбивый индивид всегда тщательно подсчитывает стоимость даже самого незначительного приобретения. От кассы он не отойдет пока не пересчитает всю сдачу. Нехватка одной копейки может привести к скандалу. Алчные субъекты говорят исключительно о деньгах. Им постоянно их не хватает. Их съедает зависть к людям, которые больше зарабатывают. Сребролюбивые индивиды способны напакостить тем, кто имеет больше материальных благ, нежели они. При этом неважно, что сами они занимают высокую должность и хорошо зарабатывают. Алчные личности покупают исключительно самую дешевую еду, одежду. На развлечения они не потратят и копейки. Любое хобби скупердяев всегда связано со стремлением сэкономить. Например, личность, предрасположенная к любостяжанию, может приобрести дачный участок ради обеспечения себя пищей, которая будет иметь стоимость в разы дешевле магазинной, или она купит швейную машину, чтобы шить одежду самостоятельно либо перешивать старую.
Кроме того, алчные субъекты никогда не упустят шанса получить наживу незаконными действиями. Такие люди не гнушаются шантажом, всегда берут взятки, спокойно идут на воровство. Они постоянно требуют у близких деньги взаймы, при этом «забывая» отдавать. Скупердяи неизменно провоцируют скандалы. Они могут совершить кражу у близкой особы или друга, даже если он живет намного хуже их самих. Любостяжание нередко доводит человека до крайности. Так, например, алчный субъект не побрезгует копошиться в мусорных баках, поскольку он надеется там отыскать то, что поможет сэкономить (старую мебель или одежду).
Корыстных людей постоянно мучает страх потерять собственные сбережения и одновременно с этим их преследует желание как можно быстрее скопить огромную сумму денег, которые для них являются гарантом психологической свободы и физической безопасности.
Однако нельзя утверждать, что все скупердяи одинаковы. Каждый алчный индивид проявляет собственное стремление к наживе по-разному. Так, одни могут не скрывать собственной жадности, присущей им: донашивают старые поношенные вещи, ограничивают в еде себя, не ездят отдыхать, экономят буквально на всем. Другие, могут наоборот, скрывать собственную жадность под личиной щедрого человека. Такие люди всегда бахвалятся своей безмерной добротой, щедростью, рассказывают, как много они делают для близких, сколько денег тратят на них.
Жадность сравнима с болезнью. Она опасна, поскольку часто сопровождается психическими срывами. Кроме того, неутомимая жажда денег может привести к тому, что в один день человек спустит все заработанное. Сначала они доводят скупость до абсурда, потом также безудержно тратят деньги.
Исход алчности довольно неблагоприятен, впрочем, как и последствия любых иных зависимостей. В первый черед, стяжательство пагубно влияет на взаимоотношения внутри семьи. Ведь стремясь к накопительству, он ограничивает во всех собственных чад. Если бы они старались сэкономить ради приобретения более комфортабельного жилья, подобное поведение было бы объяснимо, но у субъектов, сребролюбием, нет конкретных целей. Они просто сберегают собственные финансы, отказывая во всем семье.
Кроме того, алчные люди всегда имеют проблемы в коммуникативном взаимодействии с окружающими, так как желающих с ними общаться либо вести дела практически нет. Скупердяи не имеют друзей и в коллективе их недолюбливают. Ведь алчный субъект, никогда не будет скидываться на презенты коллегам. При этом он никогда не откажется посетить банкет задарма, даже обидится, если его «забудут» позвать.
Примеры алчности из художественной литературы, да и из жизни показывают, что чрезмерная скупость, жадность доводят лишь до греха и счастью обладателю сих качеств не приносят.
Кроме того, человеческое сребролюбие влияет на здоровье разными путями. Например, посредством психосоматических связей, проходящих между внутренними органами и корой полушарий мозга, через нарушение нейроэндокринной регуляции метаболических процессов, через расстройство сна. Ведь когда стремление получить много денег трансформируется в навязчивую идею, она даже ночью не дает человеку покоя. Вследствие этого, индивид не высыпается, по утрам ощущает себя разбитым и усталым. Зависть и гнев, которые являются неизменными спутниками алчности, приводят к повышению продуцирования адреналина и увеличению уровня норадреналина в крови, что способствует развитию сердечнососудистых недугов, гипертонической болезни. Физическое состояние осложняется еще и тем, что алчные людишки экономят даже на собственном здоровье.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Можно ли считать стремление к знаниям жадностью?
По Бенджамин Росси / 29 марта 2021 24 апреля 2021 / Эпистемология, Этика (Моральная философия) / Аристотель, Желание, Знание, Локк, Возможность, Порок, Добродетель
Спасибо, Саджад Али, за этот интересный вопрос.
Известно, что Аристотель считал, что добродетель — это среднее между двумя крайностями, например, храбрость — это среднее между безрассудством и трусостью. Работает ли это и со стремлением к знаниям? В частности, может ли быть избыток такого желания?
У добродетели, которая соответствует стремлению к знаниям, нет названия, поэтому я предлагаю следующее: «надлежащее любопытство». Быть должным образом любопытным значит желать знаний в нужное время, в отношении правильных объектов, с правильным мотивом и правильным способом. Очевидно, что нам может не хватать нашего любопытства; к сожалению, многие люди нелюбопытны. Что менее ясно, так это то, можем ли мы быть чрезмерными в нашем любопытстве.
Я могу назвать два случая, когда любопытство можно считать чрезмерным — в некотором смысле жадным. Во-первых, мы можем захотеть узнать то, чего не должны знать. Например, нам не следует знать секреты, которыми люди делятся со своими самыми близкими людьми. Стремление узнать эти секреты означало бы нарушение частной жизни, которая абсолютно необходима для поддержания этих отношений, которые сами по себе являются частью хорошей жизни.
Во-вторых, чрезмерное любопытство может заставить нас игнорировать другие вещи, которые делают жизнь стоящей, или наши обязательства перед другими. Представьте себе ученого, который, одержимый своей работой, проводит большую часть своего времени в лаборатории, фактически отказываясь от своей семьи и всех других занятий ради научных знаний. Такое мономаниакальное стремление к знанию вполне может быть пороком.
Может быть и пороком, если наше стремление к знаниям направлено только на познание тривиальности. Примером такого порока может быть тот, кто хочет много знать о бейсбольной статистике.
Итак, есть ряд причин, по которым стремление к знаниям можно считать жадным, если под «жадным» мы подразумеваем «чрезмерное». С другой стороны, однако, трудно понять, как стремление к знанию могло когда-либо быть жадным. «Жадность» обычно относится к желанию получить больше, чем наша справедливая доля. Но разговор о нашей «справедливой доле», по-видимому, имеет смысл только в отношении определенного вида товара: конечных товаров. По словам Джона Локка, мы не можем наслаждаться конечным благом, оставляя «достаточно и столько же хорошего» для других. Однако для всех практических целей нет предела тому, что может быть познано, и мое знание чего-либо не исключает того, что кто-то другой также может это знать.0009 . Короче говоря, мы не можем брать больше, чем наша справедливая доля знаний, и поэтому мы не можем быть жадными к знаниям так же, как мы можем быть жадными к другим вещам.
Что вы думаете? Может ли любопытство зайти слишком далеко? Дайте нам знать об этом в комментариях.
Если у вас есть вопрос к кабинетным философам, не стесняйтесь обращаться к нам. Вы можете найти нас в Twitter (@armchair_o) или заполнить эту форму.
Обязательно ознакомьтесь с нашим подкастом!
Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете поддержать нас, купив нам кофе!
Изображение: Пан Твардовский и дьявол , Михал Эльвиро Андриолли. В этой польской фольклорной легенде Пан (колдун) продает свою душу дьяволу в обмен на особые силы (или знания), но в конце концов встречает трагический конец…
Бенджамин Росси
Веб-сайт | Armchair Opinions
Я получил степень бакалавра философии в Чикагском университете и докторскую степень в Университете Нотр-Дам. Я специализируюсь на этике, уделяя особое внимание природе нормативных оснований и этике лицемерия в его бесчисленных формах. Мой любимый философ — Генри Сиджвик, поскольку я считаю, — если позаимствовать строчку у Альфреда Норта Уайтхеда, говорящего о Платоне, — что большая часть аналитической этики в 20 -й век — это серия сносок к Сиджвику.
Жажда знаний
Если бы наука была религией, насколько жестокой она была бы по сравнению с христианством?
Крестовые походы, инквизиция и так называемые священные войны — все это может указать любой, кто хочет обвинить христианство в насилии. Некоторые зашли так далеко, что заявили, что на самом деле насилие присуще любой религии, потому что, как и политика, это лишь одна сторона медали под названием «власть»[1]. Они утверждают, что Просвещение освободило человечество от тисков религиозных догм и наделило массы естественной, а не сверхъестественной силой: разумом.
Эпоха Просвещения оказала такое глобальное влияние, что ее хорошая репутация продолжает склонять многих к научному позитивизму — мнению, что единственный путь к подлинному знанию лежит через науку. С благоговением опытного верующего многие сегодня надеются на неподражаемую, однонаправленную эволюцию науки, убежденные, что истина может быть и будет познана во всей ее полноте когда-нибудь в будущем.
С той же силой, с которой они отвергают религию, некоторые последователи научного позитивизма принимают веру в то, что однажды тайна существования будет полностью разгадана и что Вселенная станет достаточно доступной для нас, чтобы мы могли понять ее тайны.
Часто те, кто пренебрежительно относится к религии, проявляют столь же сильную степень оптимизма в отношении способности науки создать лучший мир. Но насколько разумен этот оптимизм? Чтобы серьезно отнестись к такому вопросу, мы должны сначала исключить научный дениализм, а не потому, что у научного дениализма нет высокопоставленных представителей (см. президента Южной Африки Табо Мбеки, который на протяжении всего своего восьмилетнего срока отрицал, что ВИЧ вызывает СПИД[2]). ), а потому, что взвешенная дискуссия должна признать реальную проблему и разоблачить экстремистскую риторику.
Хотя это невозможно подсчитать, влияние науки на качество жизни (по крайней мере, в развитых странах) нельзя отрицать. Хотя ряды тех, кто готов отбросить десятилетия научных исследований, особенно в области медицины, чтобы принять сомнительные и непроверяемые видения, кажется, растет, ряды тех, кто демонстрирует слепую уверенность в прогрессе непрерывности науки, также растут. увеличение. И незнание жестоких неудач науки в значительной степени способствует этому неуместному доверию.
История науки полна трагических эпизодов, о которых редко говорят. Но краткий экскурс в недавнее, но темное прошлое науки откроет правду не только о науке, но и о людях.
Лечебный ад
В начале ХХ века хосписы, в которых находились больные с различными психическими расстройствами, уже не справлялись с растущим числом больных. В процветающей Европе терапевтический нигилизм заразил врачей-специалистов, что вызвало ужасающий консенсус в отношении того, что врачи практически неспособны излечить страдания, даже с помощью медикаментозного лечения, которое в то время считалось самым передовым. Терапевтический нигилизм был настолько распространен, что в некоторых странах стал политическим заявлением. Хорватско-австрийский философ Иван Ильич, один из самых известных сторонников терапевтического нигилизма, утверждал, что из-за того, что европейские общества были перенасыщены врачами, которые проводили слишком много операций и прописывали слишком много лекарств, увеличилось количество случаев врачебной ошибки. и поэтому были болезни.[3]
Но в середине века всплеск терапевтических инноваций, основанных на хирургии, нанес смертельную рану этому нигилизму. Именно в этом контексте произошел один из самых жестоких шагов науки: появление лоботомии. Лоботомия, разработанная португальским неврологом Эгашем Монишем, была введена в медицинские науки в категории «психоопераций», также созданной Монишем. Мониш был не первым, кто обсуждал возможность решения проблем психиатрических пациентов путем физического вмешательства в их мозг. Но он был первым, кто перешел от теории к практике и, вдохновленный эффектом, который он считал замечательным при лоботомии у шимпанзе в 1919 году. 35 лет он провел первую «лейкотомию» (старое название лоботомии) у пациента-человека.
Оправдание пыток
Принцип, который оправдывал операцию, заключался в том, что психические заболевания можно облегчить или даже вылечить, разрушив нейронные связи в префронтальной коре. Это разрушение, произошедшее силой скальпеля, уменьшило «сложность психической жизни пациента», которую такие психиатры, как Морис Партридж, считали симптомом психического расстройства.[4]
Однако после операции ментальное присутствие, самосознание, самоконтроль и спонтанность пациентов значительно снизились. В послеоперационном периоде пациенты были инертны, эмоционально онемели и имели ограниченный интеллектуальный спектр. Но все это считалось незначительными потерями по сравнению с рисками, связанными с проживанием с психическими заболеваниями. «Я полностью осознаю, что эта операция окажет минимальное влияние на ее психическое заболевание», — отметил законный опекун пациентки «Хелен Штраус» в форме согласия. Заметка (которую Джек Прессман обсуждает в монументальной книге по истории медицины, Последнее средство ) продолжает: «Но я готов согласиться, в надежде, что она займет более удобное положение и будет легче заботиться о ней».[5]
Но что многие люди получили взамен ибо эта надежда была совершенно иной. Оперированные больные в большинстве своем были неспособны функционировать самостоятельно. Многие были социально раскованы (больше не следовали правилам здравого смысла), больше не обладали способностью сопереживать (из-за сниженных когнитивных способностей), были сбиты с толку и несдержанны. У некоторых повысился аппетит, и они набрали много веса. Другие были сведены к тому, что американский невролог Уолтер Фриман назвал «хирургически индуцированным детством». По словам Фримена, в результате операции у пациентов осталась «детская личность», которую необходимо было перевоспитать, и для этой цели Фримен рекомендовал использовать систему, состоящую из поощрений (мороженое) и наказаний (ударов по телу). 6]
Розмари Кеннеди
Фриман был ярым поклонником Эгаша Мониша, но смог прооперировать только одного пациента, который умер на операционном столе. После трагического события его право на практику было аннулировано. Его страсть к новаторской области лоботомии, которую он считал чрезвычайно многообещающей, подтолкнула его к компромиссу с другим неврологом по имени Уатт, который будет оперировать вместо него по его указанию.
По этой формуле Фримен и Ватт оперировали Розмари Кеннеди, старшую сестру бывшего президента США Джона Ф. Кеннеди. Операция, которая состоялась в 1941 год, когда Розмари было всего 23 года, закончилось очень плохо, и вся история вокруг нее скрывалась семьей Кеннеди до 1987 года. По словам биографа Рональда Кесслера, Розмари страдала умственной отсталостью, которую ее семья выявила в раннем детстве. . Ее родители позаботились о том, чтобы девочка ходила в спецшколы и воспитывалась частными учителями в школах-интернатах, которые семья Кеннеди щедро поддерживала материально. Но в последнем специальном учебном заведении, в которое она поступила, Розмари не могла приспособиться к условиям, тайно сбегая по ночам и срываясь в ответ на фрустрацию.
Обеспокоенный тем, что слухи о распущенности его дочери могут поставить под угрозу политическую карьеру братьев Кеннеди, отец Розмари решил подвергнуть свою дочь лоботомии, даже не посоветовавшись с женой. Учитывая диагноз умственной отсталости, врачам нужно было только согласие отца, чтобы приступить к операции. Вмешательство, по описанию биографа, было ужасно варварским. Розмари привязали к кровати, ей дали легкое успокоительное, после чего доктор Уотт проколол череп дрелью. Через двухсантиметровый разрез в мозг вонзился медицинский стержень, пока врачи разговаривали с Розмари. Они попросили ее произнести молитву «Отче наш», спеть гимн Соединенных Штатов и вести обратный отсчет. «Мы продвигались вперед в зависимости от того, насколько хорошо она реагировала, и мы остановились, когда она стала бессвязной». Это был отчет, сделанный доктором Ваттом в единственном интервью, которое он когда-либо давал. [7]
После лоботомии интеллект Розмари достиг уровня двухлетнего ребенка. Она больше не могла ходить и у нее началось недержание мочи. Отец поместил ее в лечебное учреждение, а мать не навещала ее два десятка лет после операции. Только после смерти ее отца семья Кеннеди начала навещать Розмари, которая умерла в 2005 году в возрасте 86 лет в том же медицинском учреждении, где провела всю свою жизнь. Говорят, что Розмари была единственным членом семьи Кеннеди, умершим естественной смертью.
Что сделало это возможным
Исследование всех пациентов, перенесших лейкотомию в Великобритании в период с 1942 по 1954 год, включало 10 365 пациентов, перенесших одну операцию. Еще 762 человека перенесли две и более таких операции. Из всех этих пациентов 9 284 были обследованы после операции, и было установлено, что 41% значительно выздоровели, 285 выздоровели в минимальной степени, 25% не показали улучшения, 2% находились в ухудшении состояния, 4% умерли. 8]
Многие клиницисты с безупречной репутацией были убеждены, что лоботомия является эффективным методом лечения. Исследования, проведенные в то время, смогли убедить элитных врачей в богатых странах, сообщая истории успеха, которые были просто случайными. Современные неврологи, которые смотрят на приведенные в то время проценты, настроены более чем скептически. Один из ведущих британских нейрохирургов Генри Марш сказал Би-би-си, что лоботомия — это просто плохая наука: «Неправильная медицина, неправильная наука, потому что было ясно, что пациенты, подвергшиеся этой процедуре, никогда не выздоровеют должным образом. Если вы видели пациентов после операции, они выглядели хорошо: они ходили, разговаривали и говорили: «Спасибо, доктор». Тот факт, что они были полностью разрушены как социальные люди, наверное, не имел значения» [9].]
Но учитывая, что лоботомия появилась в то время, когда научная элита больше не верила в возможность излечения психически больных, медицинское сообщество уцепилось за лоботомию как за возможность, которой стоит воспользоваться. К тому же, благодаря ему пациентов можно было наконец выписать из переполненных хосписов.
Открытие этого нового поля битвы или, возможно, призыв к оружию против психических заболеваний принесло Эгашу Монишу Нобелевскую премию по медицине в 1949 году. Мониш умер в 1955 году, когда мода на лоботомию уже угасала, а новые психиатрические методы лечения нейролептическими препаратами занимая свое место. Однако на странице, посвященной Эгасу Монишу, на веб-сайте Фонда Нобелевской премии по-прежнему находится статья, подписанная Бенгтом Янссоном, шведским профессором психиатрии и членом Нобелевской медицинской ассамблеи между 1976 и 1997 г., в которых он дает очень благоприятный отзыв о наследии португальского невролога: «Я думаю, нет никаких сомнений, что Мониш заслужил Нобелевскую премию».[10]
Отказать гению
Нобелевский комитет был менее благосклонен к Дмитрию Менделееву, который, сформулировав периодическую таблицу элементов, дал алфавит для каждого утверждения в химии. Хотя с 1869 (год открытия) по 1906 (год, когда Нобелевский комитет обсуждал присуждение Менделееву премии) его вклад игнорировался в течение четырех десятилетий, несмотря на его сейсмическое воздействие. Даже в одиннадцатый час члены комитета не проголосовали за то, чтобы признать то, что весь мир признает основами химии. Из-за неприязни двух весьма влиятельных членов комитета к Менделееву он был «опущен» на 19-й сессии.06, а в 1907 году сильный грипп оборвал жизнь химика в возрасте 72 лет.
Эксперимент в Гватемале
Если можно попытаться оправдать лоботомическую лихорадку, указав на добрые намерения врачей, которые ее практиковали, то этого нельзя сказать о врачах, принимавших участие в эксперименте в Гватемале, одном из самых печально известных научных экспериментов. опыты, происходившие в свободной стране в мирное время.
Проведенные в течение двух лет, между 1946 и 1948 годами, в Гватемале несколько экспериментов под руководством американского врача Джона Чарльза Катлера были направлены на заражение нескольких тысяч гватемальцев из уязвимых социальных категорий сифилисом и другими венерическими заболеваниями. Эти люди были солдатами, проститутками, заключенными, психиатрическими больными, детьми из государственных школ, сиротами в интернатах и крестьянами. Никакого согласия на участие в таких исследованиях они не давали. Целью эксперимента было проверить эффективность пенициллина в лечении заболеваний, и с этой целью экспериментаторы оставили группу испытуемых без лечения и под угрозой смерти, чтобы проанализировать развитие болезни в отсутствие каких-либо лекарств.
В 1946 году, когда Катлер только начинал этот эксперимент, 23 нацистских врача и чиновника предстали перед судом в Нюрнберге, чтобы дать ответ за бесчеловечное обращение с узниками концлагерей во время Второй мировой войны. В результате этого процесса был создан Нюрнбергский кодекс — международная конвенция, предписывающая добровольное согласие участников научных экспериментов.
Только в октябре 2010 года президент США официально извинился перед Гватемалой за то, что произошло в те годы. Жест был сделан сразу после того, как исследователь с американского факультета обнаружил информацию об экспериментах в архивах доктора Джона Катлера (умершего в 2003 году). Председатель Комиссии по изучению биоэтики доктор Эми Гутманн назвала эксперимент «позорной частью медицинской истории». «Лица, участвовавшие в исследовании, не продемонстрировали даже минимального уровня соблюдения прав человека и морали», — сказал Гутманн.
Но урок трудно усвоить, и развивающиеся страны продолжают притягивать медицинских исследователей, как магнит. В 2010 году, когда президент Барак Обама извинялся за то, что произошло в Гватемале, Министерство здравоохранения и социальных служб США обнаружило, что в 2008 году почти 80 процентов заявок на новые лекарства были основаны на результатах экспериментальных исследований в других странах.
В 2015 году почти 800 человек — многие из них выжившие и потомки жертв — потребовали материальной компенсации за свои потери и подали жалобу на Университет Джона Хопкинса, обвинив его исследователей в предоставлении большинства комиссий, отвечающих за утверждение необходимого федерального финансирования. для эксперимента в Гватемале. Представители вуза свою вину отрицали, а вместо этого обвинили потерпевших в попытке нажиться на скандале.
Косвенное насилие
Во всех описанных выше случаях наука была непосредственной причиной зверств, совершенных над невинными людьми. Но мы можем легко упомянуть случаи, когда наука была косвенным источником насилия над людьми. Например, когда он создал научный расизм — идею о том, что существуют эмпирические доказательства расовой иерархии и, следовательно, оправдание расовой дискриминации. Научный расизм получал одобрение научного сообщества с 1600-х годов до конца Первой мировой войны, когда он был официально отвергнут ЮНЕСКО.[11] Поэтому его историческое влияние нельзя реально оценить с точки зрения количества жертв. Но мы можем получить представление о статистике, взглянув на количество жертв исторического рабства в Соединенных Штатах или в штатах, которые колонизировали слаборазвитые страны.
Мы также можем подумать о нерешительности научного сообщества в осуждении потребления табака как чрезвычайно вредного, поскольку в медицинском мире ходили первые слухи о том, что вдыхаемый табачный дым излечивает различные заболевания.[12] Ежегодно во всем мире курение убивает 7 миллионов человек. И на каждого человека, который умирает от курения, приходится еще 30 человек, живущих с заболеванием, связанным с употреблением табака. [13]
Капля в море
Помимо этого краткого подсчета, крестовые походы и инквизиция, вместе взятые, уже не занимают столь внушительного места в истории человеческой жестокости по отношению к человеку. Мы, как человечество, жестоки, иногда без какой-либо явной мотивации, иногда мотивируемой беспринципной попыткой удовлетворить потребность в научных знаниях. Но даже если бы мы могли перечислить все трагедии, порожденные ложной или искаженной религией, и все трагедии ложной или искаженной науки, это сравнение на самом деле не решило бы основную проблему. Невозможно ранжировать моральную испорченность, потому что нет степеней сравнения, когда речь идет о моральной испорченности.
В действительности ни христианство, ни наука сами по себе не являются генераторами насилия. В обоих случаях участие человека может привести к разрушительному или трагическому концу. Возможно, более честной позицией было бы признать, что жадность к знаниям сосуществует с жадностью к вере и что обе они являются паразитическими отклонениями от цели, ради которой существуют и наука, и религия. И если наука нам дороже, то мы должны по ее духу объективно заметить, что как не следует избавляться от науки из-за ее темных эпизодов, так и мы не можем отречься от христианства, несмотря на его известные исторические грехи. Нам нужны оба. Это не необузданная жадность, а просто человеческое состояние, которое изо всех сил пытается найти свои права.
Алина Картман — старший редактор ST Network и Semnele timpului .
Сноски
[1] „Морис Блох, Добыча в Охотника. Политика религиозного опыта, издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1992».
[2] «Элис Парк, «Законное изнасилование»? Тодд Акин и другие политики, которые запутали науку», Time, 20 августа 2012 г., запутать-науку/слайд/подвергнуть сомнению-происхождение-СПИДа/. ».
[3] «Пол Старр, «Политика терапевтического нигилизма», в отчете Центра Гастингса, том. 6, нет. 5, октябрь 1976 г., с. 24-30».
[4] «Морис Партридж, Префронтальная лейкотомия, Blackwell Scientific Publications, Oxford, 1950».
[5] «Джек Прессман, Последнее средство: психохирургия и пределы медицины, издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2002».
[6] «Микал Раз, Письма о лоботомии: создание американской психохирургии, University of Rochester Press, 2013».
[7] «Рональд Кесслер, Грехи отца: Джозеф П. Кеннеди и династия, которую он основал, Warner Books, 1996».
[8]„G.C. Зуб и М.П. Ньютон, Лейкотомия в Англии и Уэльсе, 1942–1954 гг., Канцелярия Ее Величества, Лондон, 1961 г.».
[9] «Хью Левинсон, «Странная и любопытная история лоботомии», BBC News, 8 ноября 2011 г., https://www.bbc.com/news/magazine-15629160».
[10] «Бенгт Янссон, «Спорная психохирургия привела к Нобелевской премии», 29 октября., 1998 г., https://www.nobelprize.org/prizes/medicine/1949/moniz/article/».
[11] «Расовый вопрос», ЮНЕСКО, 1950 г., https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000128291_eng.
[12] «Дж. М. Аппель, «Дым и зеркала: один случай этических обязательств врача как общественная ролевая модель», в Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics, no. 1 января 2009 г.».
[13] ««Курение и употребление табака, быстрые факты», Центры по контролю и профилактике заболеваний, https://www.cdc.gov/tobacco/data_statistics/fact_sheets/fast_facts/index.htm».
„Морис Блох, Добыча в Охотника. Политика религиозного опыта, издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1992».
«Элис Парк, «Законное изнасилование»? Тодд Акин и другие политики, которые запутали науку», Time, 20 августа 2012 г., запутать-науку/слайд/подвергнуть сомнению-происхождение-СПИДа/. ».
«Пол Старр, «Политика терапевтического нигилизма», в отчете Центра Гастингса, том. 6, нет. 5, 19 октября76, с. 24-30».
«Морис Партридж, Префронтальная лейкотомия, издательство Blackwell Scientific Publications, Оксфорд, 1950».
«Джек Прессман, Последнее средство: психохирургия и пределы медицины, издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2002».
«Микал Раз, Письма о лоботомии: создание американской психохирургии, University of Rochester Press, 2013».