Бассейн для детей польза и вред: с какого возраста можно начинать и что дает детское плавание

почему бассейн укрепляет здоровье, есть ли вред и со скольки лет можно отдавать на занятия?

В этой статье поговорим о том, в чем именно состоит полезность плавания для детей и с какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в бассейн.

Постараюсь избежать банальных и избитых фраз из серии “плавать полезно” и рассмотреть этот вопрос более углубленно с точки зрения особенностей детского возраста.

Чем можно заниматься детям без вреда?

Плавание – это единственный вид спорта, где не идет осевой нагрузки на позвоночник и суставы, поскольку тело пловца находится в горизонтальном положении.

Для детей это особенно актуально, поскольку главное правило детского спорта – не навредить здоровью и развитию организма ребенка.

В силу этого правила, дети (особенно небольшого возраста) не могут заниматься накачиванием мышц подобно взрослым, а одним бегом и легкой физкультурой связки, сухожилия, суставы и мышцы не очень укрепишь.

Потому для детей это по сути является единственным видом физической активности, которым можно заниматься без вреда организму практически с самого рождения.

Что это дает для здоровья?

О том, как именно воздействует плавание на организм, у меня написана отдельная статья по этой ссылке.

Она касается полезности занятий в бассейне для взрослых, здесь я воспроизведу в том же порядке основные плюсы плавания, с комментариями об их актуальности для детей.

1. Аэробная нагрузка

Детям менее актуально тренировать сердечно-сосудистую систему, чем взрослым, для которых это является важной частью профилактики риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Тем не менее, аэробная нагрузка – это развитие выносливости и общее укрепление организма, а это очень актуально и для детей.

2. Развитие легких и грудной клетки

Плавание очень сильно отличается от других видов спорта особенностями дыхания: вдох делать сложнее, так как на грудную клетку давит вода, а выдыхать еще сложнее, так как при правильной технике выдох делается после погружения в воду лица.

Дышать в воде не легко!

Этому же начинают учить и детей с самого начала занятий плаванием: малыши учатся пускать в воду пузырики носом и ртом, у детей постарше одним из первых упражнений является плаванhttps://iplav. com/?p=2748&preview=trueие с доской за счет работы ногами, в котором они, держась руками за доску, поднимают голову для вдоха и затем опускают лицо в воду, плывя на выдохе.

Такие “сложности” способствуют тому, что у детей, занимающихся в бассейне, улучшается развитие легких и грудной клетки, что благоприятно сказывается как на общем развитии организма, так и на профилактике заболеваний дыхательных путей.

Если у ребенка не хватает сил легких для того, чтобы надуть воздушный шарик – отдайте его в бассейн ))

3. Укрепление мышц, суставов. Рост организма

Для детей этот пункт особенно актуален, с этого я и начал данную статью. Плавание – это возможность укрепить мышцы и суставы спины, плеч, рук, груди, ног без каких-либо вредных нагрузок на них.

При этом во время плавания ребенок вытягивается, при регулярных занятиях это может благоприятно сказаться и на его росте. В части роста, конечно, здесь главенствующее значение имеют генетика, питание и другие факторы, однако общее укрепление позвоночника и суставов тоже важно.

Плавание укрепляет и физически, и морально!

4. К вопросу об избавлении от лишнего веса

В уже упомянутой статье о пользе плавания для взрослых также говорится про снижение лишнего веса. Для детей это чаще всего не актуально – потому в отдельный пункт не выношу.

Однако если у ребенка появился лишний вес, то это еще один очень значимый повод для того, чтобы начать ходить в бассейн. За счет постоянной физической активности в воде можно в том числе и похудеть без вреда для организма.

5. Закаливание и иммунитет

Вода в детских бассейнах не должна быть такой холодной, как во взрослых (подробнее про то, какой должна быть температура, я писал здесь).

Тем не менее, для детского организма пребывание в воде с температурой 29-32 градуса по Цельсию все равно является приличным охлаждением.

Такое охлаждение, если регулярно посещать занятия, является хорошим закаливанием организма, способствует укреплению иммунитета.

Почему стоит отдавать в бассейн с детства?

Все вышеперечисленные плюсы касались только укрепления детского здоровья.

В то же время, каждому человеку необходимо уметь плавать не только для здоровья, но и для безопасности собственной жизни.

Речь идет не только о пляжном отдыхе, который всегда должен быть под присмотром взрослых, но и о разных непредвиденных ситуациях из серии “Титаник”, которые, к сожалению порой случаются в жизни.

Таким образом, это не только спорт, но и жизненно необходимый навык. Чем раньше этот навык начнет прививаться – тем лучше он сформируется к моменту вступления в подростковую и затем во взрослую жизнь.

Чувство воды

Особенность детей состоит в том, что именно в детском возрасте закладываются двигательные рефлексы, подсознательная память тела на выполнение тех или иных движений.

Если ребенок в детстве научится плавать неправильно – переучить его во взрослом возрасте будет крайне непросто, а на все сто процентов скорее всего и невозможно.

У пловцов есть такое понятие как “чувство воды” – когда человек не мучается во время плавания для того, чтобы преодолеть сопротивление воды, а легко скользит по ней, чувствует правильную опору во время гребков, интуитивно принимает правильное положение тела.

Это самое “чувство воды” лучше всего прививается и закладывается на подсознание в детском возрасте, посредством регулярных занятий с квалифицированным, грамотным тренером.

Со скольки лет начинать и чему учить?

Врачи говорят, что помещать малыша в воду можно сразу же после того, как после рождения зажила пуповина.

Это называется “грудничковым плаванием”, хотя в действительности правильно было бы назвать это “занятия с грудничком в воде”: об обучении именно плаванию там речи еще не идет.

Приучение грудничка к воде

В младенческом возрасте (1-2 года) можно только аккуратно приучать ребенка к воде.

Чаще всего и в 3 года ребенок еще не в состоянии осмысленно выполнять задания в воде, то есть не в состоянии обучаться правильной технике плавания, а неправильно учить ни в коем случае не стоит – лучше уж тогда подождать, пока ребенок дойдет в развитии до возможности обучения.

Как правило, отдавать ребенка в бассейн имеет смысл начиная с 4-5 лет.

У меня есть отдельные статьи о том, чему можно и нужно учить ребенка в зависимости от его возраста

, очень рекомендую с ними ознакомиться перед принятием решения о начале обучения плаванию:

  • чему стоит, и чему не стоит учить детей в возрасте 1-2 лет? Там же подробнее говорится и про грудничковое плавание;
  • как обучать плаванию дошкольников (3-6 лет);
  • как учить детей школьного возраста (6-7 лет и старше).

Каких ошибок следует избегать?

В силу особенностей детской психики, привыкание к воде и первые шаги в плавании должны происходить исключительно в веселой, игровой манере.

Не должно быть никакого принуждения, угроз, критики – это является основной ошибкой, которую следует избежать.

Об этом и о других ошибках, которые порой допускают родители, очень хорошо рассказывает тренер Денис Тараканов в этом видео:

Надеюсь, эта информация была полезной и Вы сделаете для себя правильные выводы!

Запретить бассейны для занятий ранним плаванием с детьми

Ситуация на данный момент.
Занятия плаванием с грудничками стало довольно популярным и модным мероприятием. Родители с первых дней жизни несут своих малышей в бассейн. Они искренне верят, что это прекрасное средство профилактики сезонных болезней, укрепления здоровья и закаливания. Инструктора по раннему плаванию уверяют, что занятия в бассейне регулируют функции центральной нервной системы, положительно сказываются на развитии опорно-двигательного аппарата и способствуют гармоничному развитию ребенка. Такие занятия рекомендуют и некоторые врачи. Для общего развития и в случаях гипотонуса и гипертонуса, вальгусных стоп, слабого мышечного корсета.

Они утверждают, что такие мероприятия обладают лечебно-терапевтическим действием.
Но не существует ни одного исследования, доказывающего пользу плавания для малышей. Единственным доказанный факт — укрепление мышечного корсета ребенка. В то же время есть множество научных данных, подтверждающих вред этих процедур.
История появления грудничкового плавания.
Этот вид плавания появился во второй половине тридцатых годов прошлого века. Спортсменка из Австралии обучила свою маленькую дочку и начала обучать других детей. Важно отметить, что у основателя этой идеи не было образования в области детской физиологии и психологии. Этот опыт был обычным экспериментом над маленькими детьми.
В нашей стране занятия плаванием с детьми грудного возраста практикуются с 60-х годов, начало было положено И.Б.Чарковским. Он придумал методики выхаживания недоношенных малышей, но они не получили официального признания. З.П.Фирсов в 70-е годы разработал методику «Плавать раньше, чем ходить» для домашних ванн.
Сейчас, спустя 50 лет с начала эксперимента, мы можем подвести итоги, сделать выводы и внести изменения в рекомендации для родителей.
Профессиональные тренера по плаванию против.
Инструкторы по раннему плаванию не являются профессиональными тренерами. У них нет знаний об особенностях детского организма и влияния водной среды на ребенка. Получить сертификат инструктора можно через 40 часов обучения методике. В то время как для получения диплома профессионального тренера необходимо пять лет обучения в институте. Тренеры, в отличие от инструкторов, изучают детскую физиологию и педагогические дисциплины.
Дипломированные профессиональные тренеры по плаванию категорически против раннего детского плавания.
Рекомендованный возраст для начала обучения плаванию – 6 лет. Самый ранний – 4 года. Тренировки в более раннем возрасте — не обучение плаванию. Младенцы совершают хаотичные движения, тем самым закрепляя неправильные паттерны поведения в воде на подсознательном уровне. Позже переучить ребенка на правильную технику практически невозможно. Проще говоря, он так и будет всю жизнь плавать «собачкой» с неэффективным дыханием на максимальной задержке.
Исследователи-физиологи тоже озвучивают возраст начала занятий по плаванию — шесть лет. Именно в это время запускается врожденная программа обучения плаванию у ребенка. Также они приводят в пример другие биологические виды сухопутных, которые никогда не тащат своих новорожденных в воду.
Данные об опасности раннего плавания для детей.
1. Острые отиты. Первая и самая очевидная проблема, с которой сталкиваются плавающие груднички – острые отиты. За последние 50 лет их количество среди детей первого года жизни резко возросло: 62% детей переносят отит один раз, 17% — три и более. Особенности строения органов слуха и дыхания у новорожденных абсолютно не предназначены для водной среды. У маленьких детей слуховая трубка, которая соединяет носоглотку и внутреннее ухо — в отличие от взрослых — короткая, широкая и расположена более горизонтально. Такое строение способствует проникновению инфекции из носоглотки в среднее ухо, где вместо гладкой тонкой слизистой оболочки и воздуха – рыхлая студенистая соединительная ткань с малым количеством кровеносных сосудов. Идеальная среда для развития микроорганизмов. Стенки барабанной полости у детей первого года жизни тонкие, в отдельных участках вообще не имеют кости, представлены соединительной тканью, в результате чего возможно беспрепятственное распространение инфекции. Попадание воды в уши и нос младенца опасно возникновением острых отитов.
2. Постоянный стресс. Основная идея, на которую опираются защитники методики — врожденный рефлекс задержки дыхания. Предлагается начинать занятия уже на второй-третьей неделе жизни малыша, чтобы успеть «закрепить» рефлекс, пока он не угас. Здесь важно понимать, что задержка дыхания у новорожденного — это защитный механизм, который нельзя сохранять. Срабатывает защитный рефлекс не сам по себе. Каждый раз его сопровождает выделение высокого уровня гормонов стресса – кортизола и адреналина. При регулярной активации рефлекса младенец находится в постоянном перенапряжении, что истощает незрелую нервную систему и отрицательно влияет на психоэмоциональное развитие.
Как на бытовом уровне отследить стрессовое состояние ребенка?
Длительный сон — от 3 до 8 часов без пробуждения.
Изменения поведения у груди. Частые длительные прикладывания, либо напротив — отказ от груди.
Маленький набор веса. Меньше 500 грамм в месяц.
3. Эпилепсия. Инструкторы по раннему плаванию уверяют, что возникающая при погружении «мини-гипоксия» очень полезна для мозга и развития лёгких. Но никаких научных оснований это утверждение не имеет. Помеха дыханию через погружение в воду — банальное придушивание, которое по заключению профессора С.В.Савельева впоследствии приводит к эпилепсии в 8 из 10 случаев.
4. Проблемы с легкими. Как бы не оправдывались сотрудники бассейнов, что используют экологичные способы очистки бассейнов, чаще всего это далеко не так. Регулярное вдыхание хлора наносит непоправимый вред легким детей и нередко вызывает такие заболевания как пневмосклероз, эмфизема легких, бронхо-эктатическая болезнь и подобное.
5. Нарушение работы ЖКТ. Грудничкам до шести месяцев рекомендуется питаться исключительно грудным молоком матери. Даже обычную очищенную воду не дают детям первых месяцев жизни, так как она смывает защитный молозивный слой в кишечнике, что приводит к проблемам ЖКТ. Вода в бассейне далека от чистоты и стерильности, как бы качественно ни старались ее очистить. Она содержит дезинфицирующие вещества и остатки микроорганизмов от всех посетителей бассейна. Во время занятий младенец так или иначе глотает эту воду. Эта одна из частых причин возникновения хронических воспалительных заболеваний верхнего отдела ЖКТ и других нарушений пищеварительной системы у малышей.

Закон, запрещающий бассейны для раннего плавания детей:
1. Значительно снизит количество детей, которых подвергают этому жестокому эксперименту.


2. Заставит задуматься родителей и изучить глубже тему вреда здоровью ребенка от подобных процедур, что снизит число плавающих детей дома в ванной.
3. Повысит общий уровень физического и психического здоровья детей в России.

Health & You: Дети с особыми потребностями и плавание

Плавательные бассейны представляют серьезную опасность для детей всех возрастов. Те, кто живет с особыми потребностями, особенно подвержены риску травм или смерти, когда речь идет о плавательном бассейне, поэтому важно обучать навыкам и технике плавания. Но обучение плаванию имеет ряд других преимуществ для детей с особыми потребностями, помимо безопасности.

  1. Опасности для детей
  2. Преимущества обучения плаванию
  3. Обучение плаванию детей с особыми потребностями

Опасность для детей

Плавательные бассейны могут быть опасны для детей независимо от возраста. Важно сделать приоритетом обучение и прививание техники плавания в раннем возрасте. Несчастные случаи в бассейне распространены среди детей, потому что они не обучены и не имеют достаточного опыта плавания или плавания.

Утопление является основной причиной смерти от травм среди детей младшего возраста в возрасте от 1 до 4 лет, а также пятой по значимости причиной смерти от несчастных случаев среди детей всех возрастов. На каждого ребенка в возрасте до 15 лет, погибшего в результате утопления, десять других получат неотложную помощь в случае несмертельных травм. Эти несмертельные травмы могут включать травмы, связанные с повреждением головного мозга, такие как неспособность к обучению и потеря основных функций.

Знакомство с водой и уроки плавания – лучший способ предотвратить несчастные случаи, позволяя детям привыкнуть к воде и плавать с большим комфортом. Ребенок любого возраста готов к урокам плавания и может снизить риск утопления до 88%.

Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями подвержены большему риску утонуть, и еще более важно обучать их базовым навыкам плавания. Для сравнения, утопление — причина смерти номер один среди детей с аутизмом. Почему это? Дети с аутизмом сочетают в себе три характеристики, которые могут привести к летальному исходу в плавательном бассейне или любом водоеме. Этими чертами являются: склонность к блужданиям, увлечение водой и, наконец, отсутствие понимания или чувства опасности.

Обучение плаванию особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Помимо обучения плаванию в целях безопасности, существуют и другие важные аспекты, которые плавание может обеспечить или добавить в жизнь любого ребенка. Плавание также позволяет ребенку собираться с другими детьми и развивать социальную жизнь, плавание позволяет детям стать активными и здоровыми, и, конечно же, уроки плавания дают понимание опасности воды и цель предотвращения утопления.

Преимущества обучения плаванию

Обучение плаванию дает множество преимуществ: от обучения расслаблению в воде до тренировок и упражнений для развития мышц, баланса и силы. Также известно, что плавание уравновешивает два полушария мозга и способствует физиологическому росту мозга. Детям с ограниченными возможностями может быть сложно найти рекреационную деятельность, которая помогает сосредоточиться на способностях ребенка и обеспечивает социальное взаимодействие, но плавание обеспечивает и то, и другое.

Сопротивление, обеспечиваемое водой, повышает мышечный тонус, плавучесть снижает вес тела, снимая 80% веса со стоп. Плавание также развивает двигательные навыки, способствует фитнесу и, как уже упоминалось, социальному взаимодействию. Пребывание в воде может позволить некоторым детям почувствовать независимость, которую иначе нельзя было бы найти, участвуя в мероприятиях на суше.

Дети с ограниченными возможностями могут получить интенсивную сенсорную стимуляцию в плавательных бассейнах, чего нет в других условиях. Занятия могут укрепить уверенность, пространственное восприятие, координацию движений, контроль и физическую форму для детей всех возрастов. Они могут изучать пространство в воде и вокруг нее, используя ориентиры, такие как лестницы, поверхности и уровни воды.

Плавательные бассейны позволяют детям снизить уровень стресса, с которым они сталкиваются. Плавание также повышает умственные способности детей любого возраста. Плавание помогает снизить кровяное давление и снизить уровень холестерина и жировых отложений, улучшая при этом легочную функцию.

Взаимодействие с другими людьми в бассейне может развить социальные навыки и поднять боевой дух. Плавание также уникально тем, что оно учит индивидуальному совершенствованию, а также имеет сплоченную командную среду.

Обучение плаванию детей с особыми потребностями

Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями очень важно. Прежде чем приступить к ней, выберите эффективную программу или подход и помните, что терпение необходимо в любой программе обучения плаванию. Убедитесь, что дети чувствуют себя комфортно, входя в воду, и медленно уговаривайте их привыкнуть к воде и научиться основам, прежде чем обучать плаванию.

Прежде чем обучать плаванию, важно убедиться, что у ребенка есть базовые знания, предшествующие гребку. Основные техники включают в себя перемещение по поверхности, задержку дыхания под водой, выдувание пузырей и плавание. Изучение основ может занять много уроков, иногда много сезонов плавания. Потерпи.

Дети с особыми потребностями нуждаются в индивидуальном подходе. Особенно потому, что плавание — это новый опыт для большинства детей с особыми потребностями, они, как правило, неохотно или нерешительно лезут в воду. Работайте с ними на их скорости и будьте терпеливы. Дети с ограниченными возможностями всегда должны находиться в бассейне с инструктором или наблюдателем; всегда на расстоянии вытянутой руки.

Некоторым детям полезно использовать оборудование при обучении плаванию. Спасательные жилеты USCG можно использовать для повышения безопасности детей с двигательными нарушениями. Могут быть полезны подножки, лапша для бассейна и другие приспособления для плавания. Убедитесь, что они правильно одеты в купальный костюм и предложите им защитные очки или маску. Запланируйте веселое времяпрепровождение, чтобы облегчить первоначальный страх, который они могут испытать при первой встрече с бассейном.

Очень важно, чтобы уроки были последовательными. Многие дети с особыми потребностями преуспевают благодаря определенным предсказуемым рутинам в своей повседневной жизни. Детям могут быть полезны визуальные подсказки, такие как демонстрации или диаграммы. Для многих детей они могут быть более полезными, чем словесные инструкции.

Самое важное, что вы можете сделать, это обучить основам плавания и моторики, а также сделать воду интересным местом, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно в воде. Все дети должны освоить эти основные навыки плавания; это не врожденное знание. Не забудьте запастись терпением, и скоро у нас будет еще один безопасный пловец!


Каталожные номера:

[1] «Соблюдайте безопасность в плавательных бассейнах и рядом с ними». Центры по контролю и профилактике заболеваний . CDC, 16 августа 2011 г.

[2] «SpecialNeeds.com». Плавание: навык спасения жизни .

[3] «Водная терапия для детей с особыми потребностями». Водная терапия для детей с особыми потребностями .

[4] «Дети с особыми потребностями». Swimkids Дети с особыми потребностями Комментарии.

[5] «Польза плавания для детей с трудностями в обучении». Livestrong.com . 17 августа 2010 г. Интернет.

[6] «Sunsationalswimschool.com». Советы инструктора по обучению плаванию учащихся с особыми потребностями . Веб.

почему ограниченный доступ к плаванию вредит детям и молодежи

Плавание – уникальное занятие. Это не только олимпийский вид спорта, но и форма упражнений и попытка спасти жизнь. Сколько других видов физической активности могут похвастаться таким заявлением?

Поэтому неудивительно, что плавание пользуется такой популярностью в Великобритании, где есть самые разные любители. У нас есть олимпийские чемпионы, мировой рекордсмен в возрасте до десяти лет, новая волна ныряльщиков в холодной воде, соревнующиеся пловцы и группы родителей и малышей, которые любят воду. Для детей плавание является одновременно и спортом, и увлекательным досугом, который часто ассоциируется с жаркими летними каникулами.

Именно поэтому недавние сообщения о плачевном состоянии детского плавания вызывают такую ​​тревогу. Прошлым летом отчет BBC показал, что в период с 2019 по 2022 год каждый шестой местный орган власти в Великобритании видел, как по крайней мере один бассейн был закрыт либо на постоянной, либо на временной основе. Swim England, национальный руководящий орган по плаванию, подсчитал, что примерно каждый четвертый ребенок, окончивший начальную школу, не может проплыть 25 метров. Ожидается, что к 2025 году это число вырастет до 6 из 10.

В Уэльсе ситуация еще более плачевная. Исполнительный директор Swim Wales Фергус Фини недавно сосредоточился на некоторых тревожных статистических данных, когда он дал показания комитету местного правительства Сенедда в рамках его расследования муниципальных служб досуга.

Особо следует отметить, что стоимость уроков плавания почти удвоилась с 6,50 фунтов стерлингов до COVID до 12,50 фунтов стерлингов в настоящее время. Он также сообщил, что только 50% начальных школ Уэльса участвуют в программах обучения плаванию. Фини оставил запрос с тревожным заявлением:

У нас очень скоро будет ситуация, осмелюсь сказать, что белые дети из среднего класса будут уметь плавать, а остальные нет.

Возникает вопрос о том, какими могут быть последствия снижения доступа к плаванию для молодежи. В широком смысле существует риск для жизни, если дети не умеют плавать, но также и влияние на физическое здоровье, психическое здоровье и жизненные навыки.

Утопление

Почти 20% населения Англии проживает в прибрежных районах. В Шотландии около побережья проживает более 40% населения, а в Уэльсе — более 60%.

Наряду с ростом интереса к плаванию в открытой воде в озерах, реках и море, эти совокупные факторы вызывают опасения по поводу безопасности в связи с сокращением числа детей, не умеющих плавать в воде.

Многие академические исследования показали, что уроки плавания обеспечивают надежную защиту от утопления. Хотя это может показаться интуитивным, жизнь детей подвергается повышенному риску в наших водах и за рубежом, если тенденция к ограничению доступа к урокам плавания сохранится.

По данным Управления национальной статистики, почти 20% населения Великобритании проживает в прибрежных районах. Саво Илич/Shutterstock

В настоящее время хорошо известно, что физическая активность оказывает положительное влияние на физическое здоровье и может защитить от болезней и ухудшения здоровья. Участие в физической активности в раннем возрасте может оказать значительное влияние не только на физическое здоровье ребенка, но и на его здоровье по мере того, как он переходит в подростковый и взрослый возраст.

Важный вопрос, поднятый Фини из Swim Wales, касался ограничения доступа для молодежи в неблагополучные районы. Эти люди уже подвержены высокому риску ожирения. Таким образом, удаление доступа к урокам плавания лишает детей не только удовольствия, но и защитного фактора от раннего ожирения.

Плавание также является малотравматичным видом деятельности, при котором нагрузка на суставы и мышцы минимальна, что делает его идеальной формой упражнений для детей, склонных к травмам или имеющих ограниченную подвижность. В то же время это также тренировка всего тела, которая задействует все основные группы мышц и способствует развитию основных двигательных навыков.

Психическое здоровье

Помимо неоспоримого воздействия на физическое здоровье, плавание оказывает положительное влияние на психическое здоровье и общее самочувствие. Доказано, что плавание улучшает симптомы депрессии, снижает тревогу и защищает от психических заболеваний.

Майкл Фелпс, возможно, величайший пловец всех времен, подробно рассказал о том, как плавание помогло ему справиться с СДВГ.

Американский пловец Майкл Фелпс за свою карьеру выиграл 23 золотые олимпийские медали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *