Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) — что это, определение и ответ
Вопрос о природе человека, его происхождении, назначении и деятельности является самым значительным в системе знаний об обществе.
Сложным и дискуссионным до сих пор остается вопрос о происхождении человека. Можно выделить несколько подходов к данной проблеме.
Теории происхождения человека:
Религиозная (теологическая) теория
Божественное происхождение человека. Душа ― источник человеческого в человеке.
Теория палеовизита
Человек ― создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческих существ.
Эволюционная теория (Ч. Дарвина)
Человек имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.
Теория Ф. Энгельса
Главная причина появления человека ― труд. Под его влиянием сформировались такие качества человека, как сознание, язык и творческие способности.
Человек ― это высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, физической силой, мозгом, органами чувств, физиологическими потребностями, которые функционируют определённым образом. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. При этом биологические свойства человека во многом диктуют стиль его жизни и направление развития человеческого общества.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими индивидами, выступая субъектом социальных, экономических, моральных и других отношений. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Факторы, влияющие на формирование человека:
Биологические:
Половозрастные особенности
Физическое строение, конституция тела
Свойства нервной системы
Темперамент
Задатки
Первичные потребности
Наследственность и т. д
Социальные:
Когда человек становится социальным существом, то биологические свойства не исчезают, они являются предпосылками для формирования образа жизни человека. Без их обеспечения жизнь человека как социального существа немыслима.
Важно отметить, что человек как социальное существо может вступать в конфликт со своей изначальной биологической природой, подавлять инстинкты и даже преодолевать наиболее важные из них, но перечеркнуть полностью биологические данности он не может.
Основные отличия человека от животного:
Человек производит свою собственную окружающую среду, изменяя и преобразуя природу, а животное использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе.
Человек существо универсальное, способное действовать «по меркам любого вида», животное не может преодолеть свою видовую ограниченность.
Потребности людей постоянно изменяются и растут, у животных потребности практически не изменяются.
Человек развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной, существование животных направляется толькинстинктами.
Человек обладает сознанием, свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, изменяет, планирует, животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.
Для упрощения понимания термина «человек» люди придумали 3 слова, каждое из которых со своей стороны описывает человека. Когда мы имеем в виду отдельно взятого представителя Homo Sapiens, мы говорим «индивид». Нас при этом не интересуют индивидуальные качества человека, его особенности как личности, стиль жизни, вес, цвет глаз и т.д.
Если же мы хотим подчеркнуть какие-то особенности конкретного человека, мы используем термин «индивидуальность».
Если же мы хотим поговорить о социальных качествах человека, подчеркнуть чье-то трудолюбие, ответственность, честность (или, наоборот, алчность, невежество, лень), то мы говорим «личность».
Сравните: «Отсутствие людей приводит к замкнутости отдельных индивидов», «она яростно отстаивала свою потребность в путешествиях и страсть к впечатлениям, – свою индивидуальность», «личностью он был заурядной, не умел поддержать разговор, был скуп на эмоции и мало кому нравился».
Индивид ― отдельный организм, который существует самостоятельно, единичный представитель человеческого рода
(качества, которые объединяют нас с остальными людьми. Например, наличие речи)
Индивидуальность ― совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики, неповторимость, уникальность.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов.
Личность ― человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Качества личности формируются только в процессе взаимодействия с людьми.
! Чтобы лучше запомнить разницу терминов, запомните цитату: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов).
Социальная сущность человека — что это, определение и ответ
Вопрос о природе человека, его происхождении, назначении и деятельности является самым значительным в системе знаний об обществе.
Сложным и дискуссионным до сих пор остается вопрос о происхождении человека. Можно выделить несколько подходов к данной проблеме.
Теории происхождения человека:
Религиозная (теологическая) теория
Божественное происхождение человека. Душа ― источник человеческого в человеке.
Теория палеовизита
Человек ― создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческих существ.
Эволюционная теория (Ч. Дарвина)
Человек имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.
Теория Ф. Энгельса
Главная причина появления человека ― труд. Под его влиянием сформировались такие качества человека, как сознание, язык и творческие способности.
Человек — это высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, физической силой, мозгом, органами чувств, физиологическими потребностями, которые функционируют определённым образом. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. При этом биологические свойства человека во многом диктуют стиль его жизни и направление развития человеческого общества.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими индивидами, выступая субъектом социальных, экономических, моральных и других отношений. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Биологические:
Половозрастные особенности
Физическое строение, конституция тела
Свойства нервной системы
Темперамент
Задатки
Первичные потребности
Наследственность и т. д.
Социальные:
Когда человек становится социальным существом, то биологические свойства не исчезают, они являются предпосылками для формирования образа жизни человека. Без их обеспечения жизнь человека как социального существа немыслима.
Важно отметить, что человек как социальное существо может вступать в конфликт со своей изначальной биологической природой, подавлять инстинкты и даже преодолевать наиболее важные из них, но перечеркнуть полностью биологические данности он не может.
Основные отличия человека от животного:
Человек производит свою собственную окружающую среду, изменяя и преобразуя природу, а животное использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе.
Человек существо универсальное, способное действовать «по меркам любого вида», животное не может преодолеть свою видовую ограниченность.
Потребности людей постоянно изменяются и растут, у животных потребности практически не изменяются.
Человек развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной, существование животных направляется только инстинктами.
Человек обладает сознанием, свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, изменяет, планирует, животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.
Для упрощения понимания термина «человек» люди придумали 3 слова, каждое из которых со своей стороны описывает человека. Когда мы имеем в виду отдельно взятого представителя Homo Sapiens, мы говорим «индивид». Нас при этом не интересуют индивидуальные качества человека, его особенности как личности, стиль жизни, вес, цвет глаз и т.д.
Если же мы хотим подчеркнуть какие-то особенности конкретного человека, мы используем термин «индивидуальность».
Если же мы хотим поговорить о социальных качествах человека, подчеркнуть чье-то трудолюбие, ответственность, честность (или, наоборот, алчность, невежество, лень), то мы говорим «личность».
Сравните: «Отсутствие людей приводит к замкнутости отдельных индивидов», «она яростно отстаивала свою потребность в путешествиях и страсть к впечатлениям, – свою индивидуальность», «личностью он был заурядной, не умел поддержать разговор, был скуп на эмоции и мало кому нравился».
Индивид ― отдельный организм, который существует самостоятельно, единичный представитель человеческого рода
Индивид ― качества, которые объединяют нас с остальными людьми, например, наличие сердечно-сосудистой системы, внутренних органов и т.д.)
Индивидуальность ― совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики, неповторимость, уникальность.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов.
Личность ― человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Качества личности формируются только в процессе взаимодействия с людьми.
Личность формируется и проявляется в коллективе, при взаимодействии с другими людьми: когда мы вступаем в сообщества по интересам, общаемся с людьми, учимся/работаем и т.д.
! Чтобы лучше запомнить разницу терминов, запомните цитату: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов).
Построение сообщества совместной жизни
Достопочтенный президент Джо Байден,
Уважаемые коллеги,
Мне очень приятно присоединиться к вам на саммите лидеров по климату в День Земли. Я хочу поблагодарить президента Байдена за любезное приглашение. Хорошо, что у нас есть возможность провести с вами углубленный обмен мнениями об изменении климата и обсудить пути решения этой проблемы и найти путь вперед, чтобы человек и природа могли жить в гармонии.
Со времен индустриальной цивилизации человечество создало огромные материальные богатства. Тем не менее, это произошло за счет усиленной эксплуатации природных ресурсов, которая нарушила баланс в экосистеме Земли и обнажила растущую напряженность в отношениях между человеком и природой. В последние годы изменение климата, утрата биоразнообразия, усиление опустынивания и частые экстремальные погодные явления создали серьезные проблемы для выживания и развития человечества. Продолжающийся COVID-19пандемия усложнила экономическое и социальное развитие стран. Столкнувшись с беспрецедентными проблемами в области глобального управления окружающей средой, международное сообщество должно проявить беспрецедентные амбиции и действия. Нам нужно действовать с чувством ответственности и единства, и работать вместе, чтобы создать сообщество жизни для человека и природы.
— Мы должны стремиться к гармонии между человеком и природой. «Все, что растет, живет в гармонии и получает пользу от питания Природы». Мать-природа является колыбелью всех живых существ, в том числе и человека. Он обеспечивает все необходимое для выживания и процветания человечества. Мать-природа вскормила нас, и мы должны относиться к ней как к нашему корню, уважать ее, защищать и следовать ее законам. Неуважение к Природе или следование ее законам только вызовет ее месть. Системная порча Природы отнимет у человека основу выживания и развития и оставит нас, людей, как реку без истока и дерево без корней. Мы должны защищать природу и окружающую среду так же, как мы защищаем наши глаза, и стремиться к созданию новых отношений, в которых человек и природа могут процветать и жить в гармонии.
— Мы должны стремиться к зеленому развитию. Зеленые горы — золотые горы. Защищать окружающую среду — значит защищать производительность, а улучшать окружающую среду — значит повышать производительность — правда так проста. Мы должны отказаться от моделей развития, которые наносят ущерб окружающей среде или подрывают ее, и должны отказаться от недальновидных подходов, направленных на достижение краткосрочных результатов в области развития за счет окружающей среды. Наоборот, нам нужно идти в ногу с тенденцией технологической революции и промышленных преобразований, использовать огромные возможности перехода к «зеленой» экономике и позволить силе инноваций побуждать нас модернизировать наши экономические, энергетические и промышленные структуры и обеспечивать надежное окружающая среда должна способствовать устойчивому экономическому и социальному развитию во всем мире.
— Мы должны придерживаться системного управления. Горы, реки, леса, а также сельскохозяйственные угодья, озера, луга и пустыни составляют неделимую часть экосистемы. Защита экосистемы требует большего, чем упрощенный паллиативный подход. Нам необходимо следовать врожденным законам экосистемы и правильно сбалансировать все элементы и аспекты Природы. Это путь, который может привести нас туда, где мы хотим быть, в экосистеме, находящейся в здоровом круговороте и общем равновесии.
— Мы должны придерживаться подхода, ориентированного на людей. Окружающая среда касается благополучия людей во всех странах. Мы должны в полной мере учитывать стремление людей к лучшей жизни и хорошей окружающей среде, а также нашу ответственность перед будущими поколениями. Нам необходимо искать способы одновременно защищать окружающую среду, развивать экономику, создавать рабочие места и искоренять бедность, чтобы обеспечить социальную справедливость и справедливость в ходе перехода к «зеленой» экономике и повысить у людей чувство пользы, счастья и безопасности. .
— Мы должны быть привержены принципам многосторонности. Нам необходимо работать на основе международного права, следовать принципу равноправия и справедливости, ориентироваться на эффективные действия. Мы должны поддерживать международную систему, ориентированную на ООН, соблюдать цели и принципы, изложенные в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и ее Парижском соглашении, и стремиться реализовать Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Каждый из нас должен предпринимать более решительные действия, укреплять партнерские отношения и сотрудничество, учиться друг у друга и добиваться общего прогресса на новом пути к глобальной углеродной нейтральности. В этом процессе мы должны взяться за руки, а не указывать друг на друга пальцами; мы должны поддерживать преемственность, а не менять курс легко; и мы должны выполнять взятые на себя обязательства, а не отказываться от обещаний.
Китай приветствует возвращение США к многостороннему процессу управления климатом. Не так давно китайская и американская стороны опубликовали Совместное заявление о климатическом кризисе. Китай надеется на сотрудничество с международным сообществом, включая Соединенные Штаты, для совместного продвижения глобального экологического управления.
— Мы должны придерживаться принципа общей, но дифференцированной ответственности. Принцип общей, но дифференцированной ответственности является краеугольным камнем глобального управления климатом. В настоящее время развивающиеся страны сталкиваются с многочисленными проблемами в борьбе с COVID-19., развивать экономику и бороться с изменением климата. Нам необходимо полностью признать вклад развивающихся стран в борьбу с изменением климата и учесть их особые трудности и проблемы. Развитым странам необходимо активизировать климатические амбиции и действия. В то же время им необходимо предпринять конкретные усилия, чтобы помочь развивающимся странам укрепить потенциал и устойчивость к изменению климата, поддержать их в финансировании, технологиях и наращивании потенциала, а также воздержаться от создания барьеров для «зеленой» торговли, чтобы помочь развивающимся странам ускорить переход к зеленому и низкоуглеродному развитию.
Коллеги,
Китайская цивилизация всегда ценила гармонию между человеком и Природой, а также соблюдение законов Природы. Мы постоянно стремились к тому, чтобы человек и природа могли жить в гармонии друг с другом. Экологический прогресс и охрана окружающей среды были прописаны в Конституции Китая и включены в общий план Китая по построению социализма с китайской спецификой. Китай будет следовать Идее об экологической цивилизации и внедрять новую философию развития. Мы будем стремиться к более экологичному экономическому и социальному развитию во всех аспектах, уделяя особое внимание развитию экологически чистой и низкоуглеродной энергетики. Мы будем и впредь уделять первостепенное внимание сохранению окружающей среды и следовать экологически чистому и низкоуглеродному пути развития.
В прошлом году я сделал официальное заявление о том, что Китай будет стремиться к достижению пика выбросов углекислого газа до 2030 года и достижению углеродной нейтральности до 2060 года. Это важное стратегическое решение принято на основе нашего чувства ответственности за создание сообщества с общим будущим для человечества. и наша собственная потребность в обеспечении устойчивого развития. Китай взял на себя обязательство перейти от углеродного пика к углеродной нейтральности за гораздо более короткий промежуток времени, чем это потребовалось бы многим развитым странам, и это требует от Китая чрезвычайно напряженных усилий. В общий план Китая по сохранению окружающей среды были добавлены цели достижения пика углерода и углеродной нейтральности. Сейчас мы разрабатываем план действий и уже предпринимаем решительные общенациональные действия по достижению углеродного пика. Поддержка оказывается первопроходцам из населенных пунктов, секторов и компаний. Китай будет строго контролировать проекты по выработке электроэнергии на угле и строго ограничивать рост потребления угля в период 14-й пятилетки и поэтапно сокращать его в период 15-й пятилетки. Более того, Китай решил принять Кигалийскую поправку к Монреальскому протоколу и ужесточить правила в отношении выбросов, не связанных с двуокисью углерода. Национальный углеродный рынок Китая также начнет торговлю.
Как участник, вкладчик и первопроходец в области сохранения окружающей среды в глобальном масштабе, Китай твердо привержен реализации принципа многосторонности и продвижению справедливой и равноправной системы глобального экологического управления для взаимовыгодного сотрудничества. В октябре этого года Китай примет у себя КС-15 Конвенции о биологическом разнообразии и надеется на сотрудничество со всеми сторонами для улучшения глобального управления биоразнообразием. Мы поддерживаем COP26 и UNFCCC в достижении положительных результатов. Как мы в Китае часто говорим: «Важнее показать людям, как ловить рыбу, чем просто дать им рыбу». Китай сделал все возможное, чтобы помочь развивающимся странам создать потенциал для борьбы с изменением климата посредством различных форм ориентированного на результаты сотрудничества Юг-Юг. От спутников дистанционного зондирования для мониторинга климата в Африке до демонстрационных зон с низким уровнем выбросов углерода в Юго-Восточной Азии и энергосберегающего освещения в малых островных странах такое сотрудничество принесло реальные, ощутимые и прочные результаты. Китай также сделал экологическое сотрудничество ключевой частью сотрудничества «Один пояс, один путь». Был запущен ряд экологических инициатив, охватывающих широкомасштабные усилия в области «зеленой» инфраструктуры, «зеленой» энергетики, «зеленого» транспорта и «зеленых» финансов, чтобы принести долгосрочную пользу населению всех стран-партнеров «Пояса и пути».
Коллеги,
Как говорят в Китае: «Когда люди работают вместе, нет ничего слишком тяжелого, чтобы его можно было поднять». Изменение климата ставит перед всеми нами неотложные, огромные и долгосрочные проблемы. Тем не менее я уверен, что, пока мы объединяемся в наших целях и усилиях и работаем вместе в духе солидарности и взаимопомощи, мы поднимемся над глобальными климатическими и экологическими проблемами и оставим будущим поколениям чистый и прекрасный мир.
Спасибо.
Есть ли у людей что-то, чего нет у природы?
Великий астроном и физик Карл Саган сказал: «Человек — это способ, с помощью которого природа может понять себя». Он знал важный факт: у нас, людей, есть то, чего нет у природы.
Внутри каждого из нас есть сознание, которое позволяет нам делать то, что не может сделать сама природа: думать, размышлять, мечтать, ценить видимое и рассматривать невидимое. Некоторые с духовными наклонностями называют это человеческим духом; те, у кого более научная ориентация, могли бы назвать его человеческим разумом, но как бы вы его ни называли, это сознание превосходит физическое.
Но как люди мы не отделены от природы — на самом деле мы млекопитающие, которые всем своим физическим существованием обязаны миру природы. Однако как вид мы иногда совершаем ошибку, коллективно думая о себе как о чем-то отдельном от нашей естественной среды. Несколько сотен лет назад, когда человечество начало переходить от наземной экономики к городскому и индустриальному миру, наше отчуждение от природы усилилось. Массовое перемещение населения планеты от сельской жизни к более городской жизни усилило эту тенденцию. Как до, так и во время этого сдвига возникла идея, что нам нужно завоевывать, доминировать и подчинять природу, чтобы процветать и выживать.
Однако в прошлом столетии мы начали наблюдать значительное изменение этой тенденции. Экологическое движение, растущее научное осознание важности мира природы и растущее признание нашей взаимозависимости с ним подпитывают новый образ мышления, согласно которому мы, люди, по сути, просто еще одно существо в паутине жизни. Мы не отделены от природы, говорят нам современные философы, — мы просто ее часть, ничем не отличающаяся от растения или мыши. Некоторые антиутопические мыслители даже пришли к выводу, что Земле было бы лучше без людей.
Вы можете увидеть эту идею в вездесущих наклейках на бампер и лозунгах, таких как «Земные летучие мыши в прошлом». Эта бейсбольная метафора предполагает, что ничто из того, что делает человечество, не будет иметь постоянного влияния — что последнее слово всегда будет за природной средой, независимо от того, что мы, люди, делаем, чтобы ее разграбить. Другими словами:
… из предпосылок, выдвинутых материалистами, делаются выводы, что природа является правителем и правителем существования и что все добродетели и совершенства являются естественными потребностями и результатами. Кроме того, отсюда следует, что человек есть лишь часть или член того, целостным для которого является природа. – Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира , с. 80.
В некотором смысле — особенно учитывая глобальный экологический беспорядок, который мы, люди, несомненно, создали — это может показаться правильным и утешительным. Если люди просто представляют собой еще одно природное существо в глобальном биоме, то неизбежно в какой-то момент мы переживем свою полезность и станем исчезающим видом, как и другая флора и фауна, на которую мы чрезмерно охотились, вылавливали или чрезмерно выращивали. Эта темная философия предполагает, что рано или поздно люди вымрут, и планета вернется к своему нормальному, здоровому жизненному балансу.
Учение бахаи прямо противоречит этому античеловеческому взгляду. Поскольку у людей есть то, чего нет у остальной природы, мы не только обязаны быть добрыми хранителями природы, у нас также есть способность, разум и воля изменить наш разрушительный курс и жить в гармонии с Землей и с друг другу:
Человек обладает определенными достоинствами, которых лишена природа.
Он проявляет волю; природа без воли. Например, потребность солнца есть дарование света. Оно управляемо — оно не может иначе, как излучать свет, — но оно не произвольно. Актуальность явления электричества состоит в том, что оно проявляется в искрах и вспышках при определенных условиях, но не может добровольно дать освещение. Необходимость или свойство воды — влажность; она не может отделиться от этой собственности по своей воле. Точно так же все свойства природы врожденные и послушные, а не произвольные; поэтому философски утверждается, что природа лишена воли и врожденного восприятия. В этом утверждении и принципе мы согласны с материалистами. Но вопрос, который дает пищу для размышлений, таков: как получается, что человек, являющийся частью вселенского плана, обладает определенными качествами, которых природа лишена? Мыслимо ли, чтобы капля была наделена качествами, которых совершенно лишен океан? Капля — это часть; океан — это целое. Могло ли быть явление горения или свечения, которого не являло само великое светило солнце? Возможно ли, чтобы камень обладал врожденными свойствами, которых нет в совокупном минеральном царстве? Например, может ли ноготь, являющийся частью анатомии человека, быть наделен клеточными свойствами, которых лишен мозг?Человек разумен, инстинктивно и сознательно разумен; природы нет. Человек укреплен памятью; природа его не имеет. Человек — открыватель тайн природы; природа сама не осознает этих тайн. Таким образом, очевидно, что человек двойственен в аспекте: как животное он подчинен природе, но в своем духовном или сознательном существе он выходит за пределы мира материального существования. Его духовные силы, будучи более благородными и высокими, обладают добродетелями, о которых природа не имеет внутренне свидетельств; следовательно, они торжествуют над природными условиями. Эти идеальные добродетели или силы в человеке превосходят или окружают природу, постигают законы и явления природы, проникают в тайны неведомого и невидимого и выводят их в царство известного и видимого. Все существующие искусства и науки когда-то были сокрытыми тайнами природы. Своим командованием и контролем природы человек вывел их из плана невидимого и раскрыл в плане видимости, тогда как по требованиям природы эти тайны должны были оставаться скрытыми и сокрытыми. В соответствии с потребностями природы электричество должно быть скрытой, таинственной силой; но проницательный разум человека открыл его, вывел из царства тайны и сделал послушным слугой человека.
По своему физическому телу и его функциям человек является пленником природы; например, он не может продолжать свое существование без сна, что является требованием природы; он должен вкушать пищу и питье, чего требует и требует природа. Но в своем духовном бытии и разуме человек господствует и контролирует природу, владыку своего физического существа. Несмотря на это, выдвигаются противоположные мнения и материалистические взгляды, которые полностью низводят человека до физического подчинения законам природы. Это равносильно утверждению, что сравнительная степень превосходит превосходную, что несовершенное включает в себя совершенное, что ученик превосходит учителя, — все это нелогично и невозможно. Когда ясно и очевидно, что разум человека, его созидательная способность, его способность проникновения и открытий превосходят природу, как мы можем говорить, что он раб и пленник природы? Это указывало бы на то, что человек лишен милостей Божиих, что он возвращается к состоянию животного, что его острый сверхразум не имеет функции и что он оценивает себя как животное, не делая различий между своим царством и царством животных.– Там же, стр. 80-81.
Так что же в конечном счете означает тот факт, что люди обладают чем-то, чего не хватает самой природе? С точки зрения бахаи это означает, что у нас есть нечто чрезвычайно ценное, то, что в учении бахаи называется «божественным идеализмом»:
Человек наделен волей и памятью; у природы нет ни того, ни другого. Человек может искать тайны, скрытые в природе, тогда как природа не осознает своих собственных скрытых явлений. Человек прогрессивен; природа стационарна, без силы прогресса или регресса. Человек наделен идеальными добродетелями, например умом, волей, верой, исповеданием и богопознанием, а природа лишена всего этого. Идеальные способности человека, включая способность к научным приобретениям, находятся за пределами понимания природы. Это силы, благодаря которым человек дифференцируется и отличается от всех других форм жизни. Это дар божественного идеализма, венец, украшающий человеческие головы. Несмотря на дар этой сверхъестественной силы, самое удивительное, что материалисты все еще считают себя в узах и пленении природы.