Человек живет природой. Это значит, что природа…
Mariula Мелюзга
- Регистрация:
- 13 дек 2013
- Сообщения:
- 0
- Симпатии:
- 0
Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело … Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. … Природа влияет на развитие общества и как среда его обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы – все это весьма существенно влияет на жизнь общества, его ячеек. Вместе с тем, природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества. Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля – общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений – эти и подобные природные явления универсальны, они не знают границ государств, не знают классовых и иных различий, они одинаково воздействуют на всех. В настоящее время, на наш взгляд, следует ставить вопрос не только о локальной среде обитания человека, но и о глобальной среде жизнедеятельности, ибо значение последней непрерывно возрастает. (В. С. Барулин) Вопросы: 1) Найдите в тексте и выпишите две позиции (авторских суждения), определяющие роль природы в жизни человека, и авторское пояснение каждой их этих позиций. 2) Приведите положение текста, в котором автор называет основные факторы влияния природы на общество. Проиллюстрируйте примером любой из этих факторов. 3) Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте тремя примерами результаты влияния дефицита природных ресурсов на развитие общества.
UncleSAM88 Мелюзга
- Регистрация:
- 26 май 2013
- Сообщения:
- 0
- Симпатии:
- 0
1) 1 Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. … 2 Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д.2) Природа влияет на развитие общества и как среда его обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы – все это весьма существенно влияет на жизнь общества, его ячеек. Фактор из жизни… Деревья это источники чистого воздуха и их вырубка способствует истощению чистой атмосферы 3) дефицит это вырубка леса Животные конторы истребляются, а они играют не малую роль в развитии природы… а природа это человечество
Поделиться этой страницей
Родовая сущность человека (по 1-й рукописи К.Маркса)
«Художник», картина Геннадия Голобкова
В первой философской рукописи Маркс рассуждает о родовой жизни и родовой сущности человека, об отчуждении родовой сущности, к которой приводит отчуждённый труд. Хочу остановиться на родовой сущности человека: как Маркс объясняет, что выделяет человека из природной среды (чем человек отличается от животного), то есть в чём заключается его родовая сущность.
Маркс начинает с тезиса, что физически родовая жизнь человека (то есть жизнь человеческого вида) и животного состоит во взаимодействии с природой: из природы они получают необходимое для жизни. Но по-сравнению с животным человек, во-первых, проявляет себя более универсальным в этом взаимодействии, во-вторых использует природу как предмет и орудие этого взаимодействия:
“Родовая жизнь как у человека, так и у животного физически состоит в том, что человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, которой он живет… Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а именно – природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.“
Грубый пример: китовая акула питается почти только одним планктоном, по-сравнению с ней человек питается не только готовыми плодами природы, но путём приготовления пищи может сделать съедобным то, что изначально таким не являлось, используя для этого орудия (нож, огонь, посуду и т.д.) — то есть человек более универсален. Это пример понятый, но грубый, потому что даже физическая жизнь человека не сводится к пропитанию, а ведь у человека есть ещё жизнь духовная. Маркс говорит, что универсальность человека превращает всю природу в неорганическое тело человека — то есть человеческий вид в своей жизни может использовать всю природу, вся природа становится его “неорганическим телом” (то есть телом не в буквальном смысле слова — руки, ноги и т.д., — а в широком: одежда, жилище и т.д.).
Но, пишет Маркс, универсальность не единственное, что отличает человека от животного. Человек, в отличие от животного, обладает волей и сознанием, он не предопределён своей жизнедеятельностью (не сливается с ней):
“Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность – сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Именно лишь в силу этого он есть родовое существо. Или можно сказать еще так: он есть сознательное существо, т.е. его собственная жизнь является для него предметом именно лишь потому, что он есть родовое существо. Только в силу этого его деятельность есть свободная деятельность.”
То есть для человека собственная жизнь является предметом (человек может сознательно и волево изменять свою жизнь), и это возможно потому, что человек — родовое существо, то есть изменяет жизнь не в одиночку, а через через человеческий род, то есть через общественный труд. Та же мысль, сказанная другими словами: животное предопределено средой, а человек способен изменять среду (и природную, и социальную). Изменение среды человеческий род делает коллективно: общество и совместная деятельность (труд) позволяют человеку сознательно и волево изменять среду.
Маркс ещё развивает и усиливает свой тезис:
“Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни, человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире.”
То есть человек преобразует природу и создаёт предметный мир, мир во-человеченной природы. Человек проявляет себя в предметном мире, смотрится в него, как в отражение самого себя (”деятельно созерцает самого себя”).
“Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного – родового существа, т.е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу. Животное, правда, тоже производит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т.д. Но животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально: оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты.
Маркс подчёркивает, что в отличие от животного, деятельность которого предопределена его потребностями, человек опредмечивает (во-человечивает) природа тогда, когда от свободен от физической потребности. Маркс делает ещё более сильное утверждение: только это и есть производство (человеческий труд) в истинном смысле слова — свободный труд, труд по “собственной мерке”, труд по “законам красоты”, то есть преобразование природы в соответствии со своими идеалами, а не только физическими потребностями.
И это и есть родовая сущность человека, сущность человеческого рода — свободное во-человечивание мира по собственной мерке, свободное от животной предопределённости.
***
P.S. Интересно соотнести написанное Марксом со словами С.Е.Кургиняна. Вот что о вопросе соотношения культуры и природы, человека и природы сказал С.Е.Кургинян в цикле Суть Времени, выпуск №1:
«Обсуждая это, мы не можем не давать представление о человеке, о человеческом обществе. Мы должны договориться сначала (и это всем очевидно), что, кем бы ни был человек, тайна человека велика, и она будет исследоваться до тех пор, пока человек существует, и, вероятно, до этих же пор так и останется не до конца разгаданной. Что в любом случае человек не зверь, мы все понимаем. И что он не зверь не только потому, что имеет разум. Он обладает чем-то еще. Кто-то называет это душой, кто-то говорит о том, что он обладает сверхсознанием или чем-то еще, какой-то способностью
ориентироваться на смыслы.
В любом случае, человек принадлежит не только природе, хотя он принадлежит, конечно, и природе тоже. Он, как и зверь, ест, спит, пьет, производит потомство, защищает территорию, конкурирует с себе подобными, с кем-то кооперируется в коллективы (что на зверином языке называется стаей) и т.д., и т.п. Он во многом подобен зверю, но он не равен ему, не тождествен. Он представляет собой качественно другое. Разница между человеком и зверем столь же велика, как разница между культурой и природой. Человек создает свой социальный мир, свою среду, в которой он живет.
Внутри этого различия между человеком и природой возникает двуслойность или бинарность. Человек, с одной стороны, является в каком-то смысле зверем, а в каком-то
смысле чем-то иным. В том смысле, в каком он является зверем, у него есть потребности физические, отчасти психофизиологические и другие. В том смысле, в котором он является
чем-то иным, у него есть высшие мотивы, он реагирует на смыслы, он живет в мире ценностей, он имеет представление о чести, долге и о многом другом.
Это можно называть по-разному. Можно просто остаться при тех определениях, которые я сейчас даю, и их совершено достаточно.»
А вот что о человеческой сущности, предопределённости, Марксе сказал С.Е. в Смысле игры 46:
http://www.youtube.com/watch?v=QJk5FTODfac
Природа человека — Википедия
Природа человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия[1], в той или иной мере присущие всем людям[2].
Изучением и интерпретацией природы и сущности человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.
Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой[3]. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле человека можно описать как существо, обладающее волей[4], разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации[5] и труду[6].
- Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[7]
- Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [8]) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.[9]
Душа и тело[править | править код]
В концепции материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей.[10]
В оккультных и эзотерических учениях человек понимается как существо, соединяющее в себе множество планов («миров») (душа[11], эфирное тело[12], монада[13], аура, тело).
В каббале человек рассматривается в «системе пяти миров», которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания человека.
В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.
Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности. Древнегреческий поэт Солон выразил в стихе «Седмицы человеческой жизни»[14] основные этапы человеческой жизни.
В философии Нового времени тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.
Авраамические религии призывают к раскрытию духовного начала:
«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру» [15]
В христианской традиции считается, что человек есть творение Бога. Так Августин называет человеческую душу загадкой, тайной для самого человека.
Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи[16] и социализации[17].
Самоценность и уникальность человека[править | править код]

В библейской книге Бытия говорится (Быт. 1:26—27), что человек задуман «по образу и подобию [Бога]» и создан «по образу Божию», чтобы с помощью Бога достичь Его подобия самостоятельно. Целью человека считается вечная жизнь в гармонии с Творцом, ближними и мирозданием.
Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.
Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма[18]. В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога[19].
В философии и культуре Нового времени акцентируются такие понятия, как индивидуальность и самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito Ergo Sum). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.
Согласно принципу Коперника Земля и возникновение на ней разумной жизни в виде Homo Sapiens — скорее не уникальное, а рядовое явление.
Происхождение человека[править | править код]

С научной точки зрения человек произошёл от приматов и представляет собой биологический вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид.
Согласно фундаменталистским и близким к ним религиозным представлениям, предки человека были созданы Богом в том же виде, в котором существует человек сейчас. Деятели же модернистского направления в современном богословии разделяют эволюционную точку зрения на происхождение человека, считая её не противоречащей вере в Божественное творение
Мораль и гуманизм[править | править код]
Одним из утверждений морального абсолютизма является то, что единая и универсальная мораль выводима из самой природы человека. Моральный релятивизм утверждает обратное: моральные нормы относительны.
Во времена рабовладельческого строя зачастую считалось, что раб обладает другой природой и сущностью, которую передаёт своим детям, и поэтому ничего аморального в том, чтобы обращаться с ним как с рабом нет.
Понятие гуманизма перекликается с понятием человечности — способности сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту.
По Ницше, природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных[21] и религиозных норм.
Судьба и характер человека[править | править код]
В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого предопределён законами судьбы, а сущность — неким божеством.[22] В Средние века личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Однако суеверия о зависимости судьбы от положения линий на ладонях и от расположения планет и светил бытуют по сей день.
По Дарвину, природа человека и животных эволюционна и недетерминированна, то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид. Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба.
Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления.
Джон Локк считал, что люди поступают хорошо потому, что это естественно для разумных существ, для него общественный договор — естественный безальтернативный процесс. Томас Гоббс же считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили из чувства самосохранения, опасаясь «войны всех против всех».
Христианская церковь считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём появилась склонность к отступлению от норм, выраженных в заветах Бога. Ересиарх Пелагий же усматривает в первородном грехе лишь единичный акт отклонения свободной воли человека от добра[23].
Неклассическая философия XIX—XX веков о природе человека[править | править код]
В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как:[24]
Сравнение природы человека и животных[править | править код]
С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ,[25] несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:
Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми[29], а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.
В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости[30], красоты[31], и даже аналог суеверий[32].
Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице. [33]
С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму[34], инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.
То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов.[35] Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками.[36]

После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.[37]
![]() | Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!Максим Горький — «На дне» | ![]() |
![]() | Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики.Стругацкие — «Малыш» | ![]() |
- ↑ Хомич Е. В. Человек // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — С. 1247
- ↑ Buller, David J. (2005). Adapting Minds: Evolutionary Psychology And The Persistent Quest For Human Nature. MIT Press: 428.
- ↑ Бертран Рассел — История западной философии — Глава XXII
- ↑ Человек // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Человек // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
- ↑ Account Suspended
- ↑ И. Кант — Собрание сочинений, т. 6, М., 1966, с. 351
- ↑ Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3
- ↑ Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
- ↑ Институт философии АН CCCP — Диалектический материализм ** Госполитиздат ** 1954, Глава 8 — Материальность мира и объективность закономерностей развития материи
«Марксистский философский материализм отметает лженаучные построения идеализма, показывая, что многообразные явления в мире есть различные виды и проявления движущейся материи.» - ↑ Человек // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
- ↑ {title} (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 23 апреля 2009. Архивировано 30 апреля 2009 года.
- ↑ Эзотеризм: Энциклопедия.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.(Мир энциклопедий)
- ↑ Русский перевод В. В. Латышева
- ↑ Схимонах Иларион. На горах Кавказа
- ↑ Карл Саган — Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 января 2009. Архивировано 2 февраля 2009 года.
- ↑ Запорожец А. В. — Избранные психологические труды / Под редакцией Давыдова В. В., Зинченко В. П. — М., «Педагогика», 1986. С. 223—257 Архивная копия от 3 июля 2007 на Wayback Machine
- ↑ В Италии возникает гуманизм, основанный на каббале и на талмуде
- ↑ В. В. Карева. История Средних веков
- ↑ Протоиерей Александр Мень. Человек во Вселенной. Творение, эволюция, человек (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 декабря 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ А. А. Радугин — Культурология (учебное пособие) c.218
- ↑ Человек // Символы, знаки, эмблемы
- ↑ Что такое Пелагий? — В. Соловьев. Толковый словарь по философии
- ↑ Человек // Энциклопедия социологии
- ↑ Библия. Ветхий завет. Пятикнижие Моисея ст.26
- ↑ Цицерон М. Т. Об обязанностях // Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 61.
- ↑ Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2487 дней] — история, копия)
- ↑ В. Д. Косарев — Феномен табу и «первородный грех».
- ↑ Ю. В. Новиков — Кот и мышь, волк и заяц (Добро и зло в природе)
- ↑ У шимпанзе есть чувство справедливости, подобное человеческому — на сайте membrana.ru
- ↑ Н. Ю. Феоктистова — О зубастых строителях и птицах из Эдема Архивировано 17 февраля 2011 года.
- ↑ Гараджа В. Религиоведение Глава IV. Психология религии
- ↑ Этологи указывают на соотношение между вооружением вида и т. н. «естественной моральностью». Впервые эту связь выявил Конрад Лоренц. См. также, например:
- ↑ Представление о Боге связывается с понятием сверхдоминанта.
- ↑ В. Р. Дольник. Непослушное дитя биосферы
- ↑ В. Ф. Турчин. Феномен науки. Глава 4. Человек
- ↑ Андрей Галактионов — Диоген Синопский (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 января 2009. Архивировано 20 мая 2007 года.
- Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.
Философский анализ взаимодействия природы и общества. Учения о смысле жизни (стр. 3 из 6)
Не ошибся Маркс и тогда, когда он говорил, что природа есть неорганическое тело человека. «Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой есть не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.[3].
Помимо понятий « природа» и «географическая среда» с середины 20 века все шире употребляются понятия «биосфера», «экосфера» и ноосфера». Последнее в данном ряду понятие ввел французский ученый Э.Леруа. Под ноосферой в буквальном смысле слова понимается сфера мыслящего разума. Понятие «ноосфера» основательно было разработано философом из Франции Т.де Шарденом в работе «Феномен человека» и русским ученым академиком В.И. Вернадским в «мыслях натуралиста» и «Научная мысль как планетное явление (1938 г.). Данные исследователи показали, что современная эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия общества и природы. Речь идет о более активном, чем когда-либо, проникновения человечества в тайны природы и овладении ее закономерностями. В результате она все больше становится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Человеческий разум рассматривается как специфический компонент природного мира, значение которого постоянно возрастает.
В.И. Вернадский считал, что по мере того, как связь общества с природой становится более глубокой и органичной, человеческая история все больше совпадает с историей природы, и наоборот, история природы все больше совпадает с историей человечества, испытывает на себе возрастающее воздействие последней. И надо сказать, что состояние мира и гармонические отношения людей в обществе более благоприятны не только для самого общества, но и для природы, чем войны или социальные и межнациональные конфликты.
Концепция ноосферы характеризует общество во всех его взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, научно-технические и нравственные стороны, указывает на научные основы морали, демократии и гуманизма. Главная ее цель – определение научных и нравственных принципов достижения гармоничных отношений между природой и обществом.
На основе использования энергии и вещества природы, практического применения ее законов создан мир современной цивилизации, ставший важнейшей частью ноосферы. Этот мир не без оснований называют «второй природой» ибо предметы цивилизации чаще всего представляют собой материал природы, подвергшийся воздействию человеческого труда. В результате они приобретают свойства и формы, благодаря которым могут удовлетворять потребности людей. Современная цивилизация, будучи наиболее динамичным элементом ноосферы, расширяет и качественно совершенствует свое воздействие на природу. Это, однако, не означает, что результаты данного воздействия всегда положительные.
В 60-70 годы 20 века, особенно, обозначился круг вопросов, который привел (например, в учениях представителей «Римского клуба» — Месарович, Пестель, Печчеи, и др.) к возникновению экологии. Термин «экология» происходит от латинского и означает «обиталище, местопребывание». Зачатки идей экологии, одним из центральных понятий которой выступает категория «ноосфера» находятся в русском космизме Н.Федорова (в работе «Философия общего дела»). Экология трактуется сейчас как междисциплинарное исследование проблем взаимодействия живого (человека, общества) с внешними условиями своего существования с целью поддержания динамического равновесия системы «общество-природа». Термин «экология» ныне широко употребляем. Говорят об экологии души, экологии культуры.
В этой связи стоит отметить, что все исторические генерации человека – архантроп, палеантроп, неантроп сильны были своим единством с природой, что давало право Ж.Ж. Руссо благоговеть перед природным человеком, высоко ценить его обуславливаемые природой физические и моральные качества. Во всяком случае процессы социоантропогеза, формирования и развития общества и человека шли на основе человеческого труда, взаимодействия общества и природы. Человек и труд на одной стороне, природа и ее материалы на другой. Противопоставление социогенеза антропогенезу, социального – природному ослабляет и материально-производственное общение, и трудовую деятельности людей, и межчеловеческие взаимодействия. Культура, язык, нравственность, хотя и носят надбиологический характер, не могут не зависеть от природных явлений. Человек как часть природы, и как продукт общества в историческом аспекте есть единство биоантропогенеза и социогенеза.
Обострение экологической ситуации, под которым мы понимаем в самом общем виде загрязнение природной среды существования общества и человека, все большую исчерпанность природных ресурсов, непомерную техногенную нагрузку на животный и растительный мир, а также и самого человека, в начале 21 века перед наукой и мыслящей частью общества ставит вопрос: выживет ли человечество?
В любых видах человеческой деятельности, в том числе и политике нельзя недооценивать, а тем более пренебрегать экологическими критериями. В хозяйственной деятельности природа не только должна потребляться, но и воссоздаваться. И через природу будет облагораживаться человеческий мир. Экологическую катастрофу можно предотвратить, если резко сократить антропогенное, в том числе техническое воздействие на природу, особенно со стороны военной и ракетно-ядерной техники и технологии. Человечеству необходимо закрыть избыточные и грязные производства, важно в производственные процессы включить биотехнологию, выпускать экологически чистую продукцию. Цивилизация встала перед необходимостью в разумных пределах вести военно-химическую и космическую деятельность. Важно решать вопросы экологического воспитания людей. Обществу и каждому человеку необходимо развить свое экологическое сознание, систему экологических ориентаций, понять, что природа не только теоретическая и потребительская ценность, а основа жизни, сама человеческая жизнь. Духовное отупение и социальное нищенство человека существует и потому, что люди разрушили культ природы.
Необходимо отказаться от философии гигантизма и покорительства. Человек разумный не должен представлять себя как царя природы. Идеология потребительства рождает психологию рвача: на наш век хватит. Это приводит и к обессиливанию и к обесчеловечиванию людей, краху их сущностных сил и потенций.
Разумеется, к глобальным проблемам относятся не только экологические. В теории глобалистики под глобальными проблемами понимают их всеобщий, планетарный, общечеловеческий характер; их взаимосвязанность, взаимозависимость, обнаженный, обострившийся характер, неотложность их решения.
Специалисты по глобалистике выделяют три группы глобальных проблем.
К первой группе относят вопросы войны и мира, разоружения вместо гонки вооружений, предотвращения ракетно-ядерной войны.
Вторую группу глобальных проблем составляют энергетико-сырьевые. продовольственные и экологические.
Третье группу проблем составляют собственно человеческие, личностные проблемы, а именно: образование и культура, научно-технического прогресса, свободы, роста народонаселения планеты.
К глобальным проблемам человечества относится и вопрос о здоровье людей, о необходимости излечить сердечно-сосудистые болезни, раковые, СПИД, и другие. При скученности населения в главных ареалах планеты, ставших гигантскими мегаполисами, а по сути человеческими муравейниками, землян подстерегают все новые болезни, которые могут полностью уничтожить иммунную системы человека, лишить его защитных механизмов, уничтожить сопротивляемость организма. Человечеству нужно преодолеть вандализм в культуре, разлагающие человека формы масскульта, зовущего к садизму, подавлению личности. А это – и терроризм, и религиозный фанатизм, отупляющий человека, национализм, и стремление к расовому превосходству. Особенно нужно отметить пагубную роль тоталитаризма, насаждение всеобщей несвободы людей, культивирование рабства.
Развитие человечества, его производительных сил столкнули человека с возможным нарушением динамического равновесия системы общества и природы. Человечество, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострить в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип «чем полнее свобода, тем выше ответственность».
В настоящее время глобальность прежде всего экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания. Это прежде всего означает, что человек должен осознать себя как единое целое в своем отношении с природой. Самое первое и главное условие сохранения равновесия и гармонии с природой – это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решении этих проблем.
Термин «прогресс» означает движение вперед, усовершенствование, улучшение чего-либо. Идея общественного прогресса возникла в философии Ренессанса и окончательно выкристаллизовалась во французском, немецком и итальянском Просвещении 18 века, в учениях Д.Вико, Руссо, Кондорсэ, Гердера. Много о прогрессе рассуждал Г.Гегель, у которого понятие прогресса связывается с развитием человеческого духа, идеей свободы. Прогресс – это и прогресс человеческого разума, и науки, и техники, и производительных сил общества. Но в комплексном критерии прогресса нужно подчеркивать прежде всего прогрессивное развитие человека как деятеля и творца. Наука и техника могут развиваться и в отрицательном значении, когда их достижения направляются против человека, уничтожают гуманизм. Развитие морали, общественного сознания, литературы и искусства, творческих сил и дарований человека – все это составляющие общественного прогресса.20 век показал, что прогресс в обществе носит односторонний характер. Вместе с вершинами достижений человеческого гения имело место падение миллионов людей в бездонную бездну, вместе с величайшим самоограничением, самопожертвованием, общепланетарным альтруизмом имели место широко распространившиеся стадные инстинкты людей, их моральная порча, бурный расцвет неразумных потребностей, и среди них – алчность, человеконенавистничество, жестокость.
Тема 2 природные основы бытия общества
1
Основная идея темы: Природа — это вечное и естественное условие существования человека и общества
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…» Ф.И.Тютчев
ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
2. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА, ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
Понятие природы, ее роль в жизни человека || и общества
В социальной философии под природой принято понимать непосредственно окружающий нас материальный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм проявлений и выступающий в качестве естественного условия существования человека и общества. Природа — это не-общество, нечто несоциальное, к чему еще не притронулась рука деятельного человека. Вышедший когда-то из природного («дикого») мира, человек своей судьбой оказался быть обреченным на присутствие и существование в нем. И.Гете так писал об этом: «’Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски, и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее». Все люди, подчеркивал немецкий мыслитель, находятся внутри ее, а она пребывает в каждом из нас.
Природный мир представляет собой тесное единство живого («текучего») и неживого («застывшего»), органического и неорганического. В социальной философии к понятию природы непосредственно примыкает понятие биосферы. Под ней понимают «мир живого», который является тонкой, хотя и предельно насыщенной и многообразной оболочкой нашей планеты. Биосфера зародилась примерно 3—4 миллиарда лет назад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни как уникального явления Космоса. Жизнь — это специфический способ бытия материального мира, существование органических тел на Земле. Для всего живого характерны обмен веществ с окружающей средой, рост и размножение, наследственность, борьба организмов между собой и естественный отбор наиболее приспособленных к существованию, способность создавать порядок из хаоса. Большой вклада изучение биосферы внесли Ж.Ламарк и Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие ученые. Жизнь — это постоянное обновление мира посредством неизбежной смерти, ухода в небытие. Дело в том, что смерть в природе уступает дорогу для новой жизни, и тем самым как бы «оправдывает» себя, свое «право» на существование.
Для характеристики природной среды как сложной динамической системы, с которой человек непосредственно соприкасается и взаимодействует, в науках применяются и другие понятия. Так, под географической средой понимается та часть природы, которая оказалась вовлеченной в хозяйственную деятельность человека и активно используется им в своих целях. Наука выделяет и исследует также литосферу (почвы), гидросферу (воды) и атмосферу (воздух) как основные компоненты биосферы.
В ходе своей трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную «вторую природу», т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера. Она включает в себя многочисленные и весьма разнообразные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир — это одно из самых ярких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного, творческого.
В XX веке в научный оборот вошло понятие «ноосфера» (Э.Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский}. Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее «мыслящий пласт». Ноосфера —-. это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она явилась закономерной ступенью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала в наше время не только мощной геологической, но и космической силой, фактором глобальных изменений на Земле. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития, и это открывает новые перспективы для существования человечества. Ноосфера являет собой убедительное подтверждение уникальности и величия человека, его колоссальных сил и возможностей. Мы хотим подчеркнуть, что ноосфера есть одновременно и антропосфера, т.е. это — очеловеченный мир, среда его повседневного существования.
В последние годы очень популярным в нашем лексиконе стало слово «экология». Но, к сожалению, в него нередко вкладывают совершенно неприемлемый смысл: «экология духа», «плохая экология», «борьба за экологию» и т.п. Между тем, в строгом смысле слова экология — это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов (включая и человека) со средой своего обитания (греческое слово «ойкос» означает «дом»). Организмы — это все живое на нашей планете, а среда обитания есть то, что их непосредственно окружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Что же касается социальной экологии, то она исследует отношения в системе «общество—природа» и в настоящее время становится все более актуальным и перспективным направлением научного познания.
Какое же значение для человека и общества имеет природа? Во-первых, природа — это наша мать («рождающее начало»). Уже в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь и эфир), из которых якобы произошел и состоит мир. Породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил. Вот почему разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в ее лоне. Подчеркивая это, К.Маркс писал: «Природа есть неорганическое тело человека, а именно — природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть». Человек — органическая часть природы, и этот тезис является «альфой» и «омегой» современной философии и науки.
Во-вторых, природа является источником всех потребительских благ, «питающим началом». Пища, одежда и жилье, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые—все это в итоге получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека. Природа является также и важнейшим источником физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.), что особенно важно в наше время. Истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей. Очевидно, что природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда.
В-третьих, природа выступает также и как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения («прекрасное начало»). Природа — это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице. Неудивительно, что образ природы неизменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства. Ее изображали на своих полотнах знаменитые художники И.К.Айвазовский и И.И.Левитан. Ею восторгались русские поэты А.С.Пушкин и С.А.Есенин. О ней размышляли Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие писатели. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества — чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.
Обобщая, можно сказать, что природа —это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Дамам для человеческого рода, величайшей и непреходящей ценностью материального и духовного порядка.
Раскрывая историю взаимоотношений между обществом и природой, подчеркнем, что эти отношения (взаимодействия) в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности. Покажем это на следующих исторических иллюстрациях и примерах.
Собирателъская (присваивающая) цивилизация была самым ран-ним периодом в истории человека, когда он не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней, к ее стихиям и капризам. Следы его деятельности в то время были практически незаметны и носили локальный (ограниченный по масштабу) характер. Тем не менее, уже в эту эпоху человек смог обрести первую власть над силами природы. Он сумел создать простейшие орудия труда (каменный топор, лук, копье и др.), научился пользоваться огнем. Однако природа все еще воспринималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку, и поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и религии.
В рамках аграрной (земледельческой) цивилизации природа еще во многом представлялась человеку как внешняя и слепая сила. Кос-моцентризм, как мировоззрение Древнего мира, требовал от человека жить «по Логосу»*, т.е. в согласии и гармонии с природой. Считалось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека. Однако в это время масштабы практической деятельности человека значительно расширились. Появились земледелие и скотоводство, торговля и ремесло как специальные виды занятий. Формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противопоставляли его окружающей природе как якобы чему-то низшему, объекту практической деятельности. В средние века христианство уже провозгласило человека «царем» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над всеми рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, которые населяют планету.
Промышленная (индустриальная) цивилизация в основном завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противопоставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека. В это время все больше утверждалась претензия человека, как «венца» природы, на осо-бость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов (в том числе и социального характера). Природа постепенно стала рассматриваться, прежде всего, как гигантская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы якобы не следует ожидать милостей, и поэтому ее надлежит подвергать настойчивому штурму. Тем самым формировалась своеобразная психология покорения природы, а на последнюю стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко — любым путем. В итоге сложился «системно-преобразовательный» тип природопользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды.
К середине XX столетия человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив ее в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчета. К такой ситуации привело бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также и сама психология «пользования» природой. Позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему, говоря словами Ф.М.Достоевского, якобы «все дозволено». Между Человеком и Природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть. Природа же, со своей стороны, «отомстила» человеку, который преступил рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный (всемирный) экологический кризис. С началом постиндустриальной цивилизации этот кризис стал, наряду с гонкой ядерных и иных вооружений, самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человека, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном сознании, включая и философию.
Таким образом, история взаимоотношений между человеком и природой свидетельствует о наличии отчетливой тенденции —нарастающей экспансии (вторжении) человека в природную среду. В этом состоит одно из проявлений «богоборчества»‘ — стремления человека к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению тотальной (всеобъемлющей) власти над природой.
Человек и природа
Человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, которой он живет. Подобно тому как в теоретическом отношении растения, животные, камни, воздух, свет и т. д. являются частью человеческого сознания, отчасти в качестве объектов естествознания, отчасти в качестве объектов искусства, являются его духовной неорганической природой, духовной пищей, которую он предварительно должен приготовить, чтобы ее можно было вкусить и переварить, — так и в практическом отношении они составляют часть человеческой жизни и человеческой деятельности. Физически человек живет только этими продуктами природы, будь то в форме пищи, отопления, одежды, жилища и т. д. Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку оно служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а именно — природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с при-
родой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.
Там же. Т. 42. С. 92.
Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности.
Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного — родового существа, т. е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу. Животное, правда, тоже производит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т. д. Но животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально; оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредств£нным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты.
Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечи-вание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не
только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире.
Там же. С. 93—94.
Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине. В этом естественном родовом отношении заключено его отношение к человеку, а его отношение к человеку есть непосредственным образом его отношение к природе, его собственное природное предназначение. Таким образом, в этом отношении проявляется в чувственном виде, в виде наглядного факта то, насколько стала для человека природой человеческая сущность, или насколько природа стала человеческой сущностью человека. На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека. Из характера этого отношения видно, в какой мере человек стал для себя родовым существом, стал для себя человеком и мыслит себя таковым. Отношение мужчины к женщине есть естественное отношение человека к человеку. Поэтому в нем обнаруживается, в какой мере естественное поведение человека стало человеческим, или в какой мере человеческая сущность стала для него естественной сущностью, в какой мере его человеческая природа стала для него природой. Из характера этого отношения явствует также, в какой мере потребность человека стала человеческой потребностью, т.е. в какой мере другой человек в качестве человека стал для него потребностью, в какой мере сам он, в своем индивидуальнейшем бытии, является вместе с тем общественным существом.
Там же. С. 115-116.
Человек неразрывно связан с природой. Влияние природы на духовное состояние человека
Человек неразрывно связан с природой. Влияние природы на духовное состояние человека
Общество является составной частью ландшафтной оболочки. Общество – это совокупность конкретных людей. Человек – часть природы. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связано с природой. Природа – это среда, в которой человек живет и именно оно обеспечивает его изначальные потребности.
Об эстетическом наслаждении человека с природой можно долго писать. Ведь природа насыщает дух гармонией. Звуки природы, как правило, влияет позитивно на духовное состояние человека; шум весеннего ручья, звука дождя, пение птиц в лесу и т.п. активно сказывается на самочувствии человека.
Жизнь человека возможна только во взаимодействии с природой. Это взаимодействие проявляется в различных формах, прежде всего в обмене веществ и энергии. Но человек – не только биологическое существо, но и общественное. Условия его жизнедеятельности зависят и от общественного окружения. Между человеком и природой есть не только биологическое, но и экономическое взаимодействие.
Человек и природа не противостоят друг другу, но было бы ошибочно утверждать, что человек и природа в гармонии друг с другом. Если бы они представляли собой гармоничное целое, то не возникали бы экологические проблемы, которые в современных условиях приобретают глобальный характер. Все в мире влияет друг на друга!
Многие философы, писатели высказывались о природе и человеке в целом, многие высказывания прославились на весь мир, например:
В озоновую дыру посмотрел ангел:
— Господи, скажи им, чтобы они опомнились!
Л. Костенко
Вот еще одно высказывание, глася о том, что не следует забывать природу, т.к. мы без нее — ничто! В прямом смысле этого слова. Человек – это природа. Неотъемлемая часть ее составляющей.
Люби природу не как символ
Души своей, Люби природу не для себя,
Люби для нее.
М. Рыльский
Многие действия человека по отношению к природе приводили к непредсказуемым последствиям и часто были не удачными. По сути, большинство проблем, связанных с окружающей средой, которые сейчас угрожают технической цивилизации, являются результатом открытий, направленных на решение других проблем и увеличения продолжительности жизни человека.
Связь человека с природой. Наши партнеры
Связь человека с природой
Человек — часть природы. Жизнь человека, как и жизнь других организмов, зависит от условий природы — достаточного количества пищи, воздуха, воды. Человек живет в окружении тел природы. Растения и животные обеспечивают ее продуктами питания.
Неодинаковое количество солнечного света и тепла в разных уголках земного шара сказалась на расселении людей. Так, в районах полюсов, где господствуют низкие температуры и лед, нет условий для роста и развития растений и животных, проживания людей. Вблизи экватора, где земная поверхность получает наибольшее количество тепла и влаги, никогда не бывает зимы и пышно развивается растительность. Однако и такие условия неблагоприятны для жизни людей. Скопления населения наблюдается на равнинных территориях с умеренным количеством тепла и влаги. Там наиболее комфортные условия для жизни человека.
В древние времена человек полностью зависел от природы. В природе она находила растения для питания, мясо добывала, охотясь на зверей и птиц, ловила рыбу. Впоследствии человек окультурила различные растения, то есть научился выращивать их на специально отведенных и обработанных участках земли (рис. 173). Сейчас человек разводит разнообразных домашних животных (рис. 174), поэтому постоянно имеет мясо, молоко, яйца для своего питания.
Природа обеспечивает человека водой. И хотя воды на Земле много, но пресной, пригодной для питья и хозяйственных нужд, совсем мало. Зато использование воды стремительно растет. Подсчитано, что за последние 40 лет оно выросло втрое. Больше пресной воды идет на орошение полей и потребности промышленных предприятий. На личные нужды человек использует ее значительно меньше (рис. 175). Если использование воды будет увеличиваться и в дальнейшем, то многие страны мира скоро чувствовать ее недостаток.
Вы уже знаете, что для существования человека необходим воздух, а точнее — имеющийся в нем кислород. Поставляемого природе зеленые растения. Без воздуха человек не проживет и нескольких минут.
Итак, человек является частью природы, и ее существование зависит от влияния природных факторов.
Человек — часть живой природы, она живет в естественной среде, берет с него необходимые для жизни пищу, воду, воздух. Человек и природа — одно целое.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Во времена, когда человек полностью зависел от природы, она принимала от нее столько, сколько ей нужно было для жизни. С развитием хозяйства произошло много изменений, которые отразились на среде. На больших территориях было вырублено леса, осушено болота, вызвано опустынивания земель (рис. 176). Большие площади заняли города с промышленными предприятиями, в различных направлениях пролегли пути с асфальта и бетона, мощные машины нарушают земную поверхность, добывая полезные ископаемые. Для своих нужд люди выплавляют металлы, изготавливают разнообразные бытовые приборы, строительные материалы, пластмассы, ткани, продукты питания.
Все это требует огромных затрат природного сырья, воды и воздуха. Зато в окружающую среду попадает большое количество вредных для живой и неживой природы веществ.
Создавая лучшие условия существования для себя, человек невольно ухудшает состав воды, воздуха, уничтожает растения и животных.
Активная деятельность человека ухудшает состав воздуха. Вместе растений становится меньше, и они не успевают образовывать кислород. Еще 6 тыс. лет назад леса покрывали большие площади на Земле. Теперь площади сократились в несколько раз. Рассмотрите на рис. 177 примеры негативного влияния человека на природу. Наведите собственные примеры.
Вследствие такой деятельности человека в воздухе увеличивается содержание углекислого газа, водяного пара и других веществ. Они больше задерживают отраженное от земной поверхности солнечное тепло. От этого на нашей планете становится теплее. Так, за последние 100 лет среднегодовая температура на Земле повысилась на полградуса. Для отдельного города или села такое потепление незаметно. Но для всей планеты в целом последствия ощутимы: начала таять многолетняя лед в полярных районах и горах. Вследствие этого повышается уровень воды в морях и океанах. Вода наступает на сушу, затопляя снижены территории.
Человек должен ответственно относиться к превращению природы на среду своего обитания. Безответственное вмешательства в природу никому не приносит пользы.
Копилка знаний
Влияние хозяйственной и других видов деятельности человека-а природу случаев оказывается нежелательным для отдельных видов организмов. Проследим это на примере самой большой птицы Украины дрофы. Дрофа — степная птица массой 10-15 кг. К 1975 дрофа гнездилась в 18 областях Украины, а с 1985 — только в 7. Сейчас в Украине насчитывается около 1000 особей. В Харьковской области есть питомник дроф, в котором проживает около 130 птиц. Так человек стремится увеличить численность этого вида птиц.
Взаимоотношения человека и природы. Связь человека с природой
Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако на сегодняшний день ясно, что мы – всего лишь крошечная частица в мире.
Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия.
Человек – неотъемлемая часть мира
В процессе своей жизнедеятельности мы во многом зависим от природы. Она дает нам столь необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Только от нас зависит, в каком виде мы сохраним все эти ценные ресурсы для себя и последующих поколений. Население во всех уголках планеты развивается, строит свой быт и трудовую деятельность, ориентируясь на природные условия, климат в месте проживания. Образ жизни людей, живущих у теплого моря, сильно отличается от жизни в суровых северных условиях.
Несмотря на свою, казалось бы, довольно сильную способность менять природные условия, изменять русла рек и ландшафт, человечество по-прежнему сильно зависит от среды обитания. Такие катаклизмы, как извержения вулканов, землетрясения, цунами и многие другие способны уничтожить целые города и даже цивилизации. Экономическое развитие и создание новых прогрессивных технологий также не представляется возможным без использования природных ресурсов.
В последние десятилетия все более очевидным становится тот факт, что природа не может бесконечно удовлетворять все потребности людей, если те не будут ничего давать взамен. Основой гармоничной жизни должно стать осознание, что человек является неотъемлемой частью окружающего мира, а, значит, должен заботиться и охранять его, разумно использовать все ресурсы без вреда для природы.
Как человечество влияет на Землю
С тех пор, как человек стал разумным и получил возможность использования орудий труда, начинается его влияние на окружающие условия и их изменение. Под воздействием наших сил произошло множество изменений в окружающей среде, как положительных, так и негативных. К позитивным сторонам влияния людей можно отнести создание национальных парков и заповедников, где многие редкие виды животных и растений стало возможным сохранить от исчезновения. Такая деятельность позволяет расширить биологическое разнообразие существующих на планете видов. Создавая искусственные оросительные системы, мы помогаем увеличить площадь плодородных почв и эффективно их использовать.
К сожалению, от неразумных и непродуманных действий людей природа терпит большой ущерб. Например, вырубка лесов разрушает естественную среду обитания многих животных и растений, ведет к снижению выработки кислорода, что, в свою очередь, неизбежно вызывает глобальное потепление. На месте вырубленных лесов зачастую образуются пустыни, поскольку после исчезновения деревьев верхний плодородный слой почвы легко размывается.
Быстрый рост населения приводит к тому, что для его обеспечения пищей приходится применять новые технологии в сельском хозяйстве. Если раньше плодородную почву не эксплуатировали постоянно, давая ей некоторое время отдохнуть, то сейчас люди распахивают все новые площади и используют их без перерыва, тем самым снижая плодородие.
Для более быстрого роста применяют современные удобрения, которые оказывают отрицательное влияние на грунт и воду. Мы строим огромное количество заводов, но мало заботимся о том, какое количество отходов они выбрасывают в атмосферу и сколько мусора оказывается в воде. В Тихом океане существует огромная зона, сплошь покрытая плавающим по поверхности мусором, что неизбежно ведет к вымиранию многих видов океанических животных. Города, стоящие на пресноводных реках, ежедневно сбрасывают в них канализационные отходы, отходы промышленного производства.
Таким образом, мы не только вредим природе, но и загоняем себя в ловушку, сокращая количество пригодной для питья воды. Отсутствие пресной воды уже сейчас является большой проблемой в некоторых районах планеты.
Советы по сбережению природы
Если мы хотим научиться не столь губительно влиять на природу, стоит предпринять несколько несложных действий:
- для эффективного и рационального использования минеральных ресурсов нужно совершенствовать способы их добычи, уменьшая количество отходов и вредных выбросов;
- использовать ресурсы животного и растительного мира нужно в таких количествах, чтобы это не приводило к исчезновению отдельных видов.
- необходимо широко внедрять применение альтернативных источников энергии в быту и производстве.
Для более детального ознакомления с темой рекомендуется просмотреть познавательные презентации , где вся информация изложена в доступной и понятной форме. Чем скорее человечество начнет более бережно относиться к природе, тем лучше мы сможем сохранить всю ее красоту и богатство для наших детей и внуков.
Источник: https://zdorovkrasota.ru/stati/chto-takoe-dlya-cheloveka-priroda-chto-znachit-priroda-dlya-cheloveka