Чтение вертикальное: Вертикальное чтение – чтение на сверхскоростях

Как научиться быстро читать? Техника вертикального чтения

Учитывая загруженность школьников и студентов, а также катастрофическую нехватку времени у занятых взрослых людей, усвоить необходимый объем информации или прочитать нужную книгу зачастую непросто. Если вы из тех людей, для кого медленное чтение является проблемой или потенциально может ею стать, пришла пора уделить внимание технике, которая позволяет научиться читать быстро. Но речь не идет о простом тренинге навыка быстро прочитывать слово за словом. Как раз наоборот. У нашего мозга есть способность и достаточный ресурс для того, чтобы выхватывать основную суть из всего, что напечатано на странице. Для этого вовсе не обязательно читать каждое слово. Нужно просто овладеть вертикальным чтением, иначе говоря, научиться читать сверху вниз.

В чем суть вертикального чтения и почему оно так экономит время

Дело в том, что человек, владеющий этим навыком, может мысленно легко разделить страницу на текстовые блоки, вычленить из каждого блока ключевые фразы, которые содержат весь смысл текстового послания, а затем, проделав ту же манипуляцию со всеми блоками на странице, получить полное представление о том, что хотел сказать автор. Таким образом, вместо 5 минут блуждания глазами по странице, время чтения сокращается до 30-40 секунд (в зависимости от того, насколько это умение натренировано).

К сожалению, методики освоения чтения в детском возрасте в основном построены на традиционном способе. Сначала ребенок учится читать по слогам, потом складывает слоги в слова, а затем слово за словом складывает в окрашенное смыслом предложение. Это действительно эффективно в начале. Но затем, когда объемы информации увеличиваются, воспринимать ее становится сложнее. Что же нужно делать, чтобы научиться читать вертикально?

1. Выбрать правильный текст

Для обучения вертикальному чтению лучше всего подойдут структурированные тексты и учебники с выраженными абзацами, выделением главного шрифтом. А также с разделением текста на тезисы, подзаголовки, нумерованные и маркированные списки. При таком оформлении неопытному чтецу будет проще ориентироваться и концентрироваться на том, что является главным.

2.

Окинуть страницу беглым взором

Со стороны кажется, что такое действие может мало что дать в плане понимания. Однако мозг подсознательно фиксирует то, что пока не улавливает наше сознание. Так что доверьтесь ему и его немалым возможностям. При выработке этого навыка важно учиться избегать соблазна бегать глазами по строчкам. А время, которое рекомендуется тратить на страницу, не должно превышать 20 секунд.

3. Все внимание в центр строчки

Блуждание глазами по словам ничуть не ускорит процесс, если вы хотите научиться читать вертикально. Поэтому приучите себя всегда смотреть прицельно в центр строчки. Остальное за вас сделает ваше периферическое зрение, которое, кстати, тоже рекомендуется тренировать.

4. Упражнение на вертикальное чтение

Если у вас пока не получается охватывать строчку взглядом сразу, попробуйте потренироваться следующим образом. Вам нужно написать слова в столбик и быстро, насколько можете, перечитать их. Затем напишите два столбика, три и т. д. Увеличивайте количество и сложность по мере освоения вертикального чтения.

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:
Что необходимо, чтобы научиться скорочтению

Поделитесь постом с друзьями!

«Метод штурма» — Урок 7 «Читаем вертикальным движением глаз»

Штурм — это преодоление вашей инерции, искоренение ваших привычек. В возможности чтения текста вертикальным движением глаз убедили нас результаты экспериментов, которые были проведены в лаборатории процессов зрительного восприятия Института психологии России (под руководством зав. лабораторией Н. Ю. Вергилеса) при участии авторов настоящей книги и старшего научного сотрудника А. Н. Коренева. Изучалось движение глаз испытуемых, предварительно обученных быстрому чтению. Движения глаз при чтении записывались с использованием стандартной присоски А. Л. Ярбуса.

Испытуемый, сидя в кресле, читал текст, расположенный вертикально перед ним на расстоянии 30 см. Чтобы привыкнуть к чтению с присоской Ярбуса, укрепленной на внешнюю поверхность глазного яблока, проводились тренировочные занятия. После двух-трех дней тренировки присоска уже не мешала. Перед чтением давалась инструкция: читать только методом быстрого чтения. Тексты после одного прочтения менялись. Рассмотрим экспериментальные записи движений глаз.

На рис. 28 дана запись движений глаз по тексту заметки газеты испытуемой, прошедшей обучение за три месяца до этого исследования. Она прочла статью в пять абзацев за 20 с, показав при этом скорость чтения 4800 зн./мин.


Рис. 28. Запись движения глаз. Скорость чтения 4800 зн./мин.

Если выделить в тексте ключевые слова, на которых фиксировались глаза испытуемой, то получится следующая свертка текста: «Патриоты наступают. Луанда, 13. Силы Анголы заняли город Лузу — крупный транспортный узел железной дороги. Вся трансангольская железная дорога перешла под контроль патриотов.

Начато ее восстановление. Освобожден у границы Серпа-Пинту. Штаб-квартира мятежников застряла между двумя этими городами. Освобождено восемь крупных городов. Патриоты контролируют конечные пункты дороги Мосамедиш — Серпа-Пинту. Главари УПИТА расписываются в своем поражении. Мятежники заявляют о переходе к скрытым действиям. Воинские части ЮАР заняли рубежи у гидроэнергетического комплекса на р. Кунене. Под предлогом защиты электростанций заняли полосу ангольской территории шириной до 80 км. «Правда», 13 апреля 1976 г.» Как следует из трассограммы, фиксации глаз и трасса взора располагаются в большей части именно на ключевых словах или в их смысловом поле, где находятся смысловые ряды. Примечательно чтение последнего абзаца заметки: траектория взора проходит по первой половине абзаца посередине, и ключевые слова также равно отстоят от центра вправо и влево. Последняя же треть абзаца характеризуется ассиметричным переносом траекторий движения глаз слева направо — посередине смысловых рядов:
«защиты электростанций», «полосу ангольской территории шириной до 80 км».
От середины второй колонки заметки до слов «защиты электростанций» глаза двигались в течение 0,6 с — происходил «дрейф» глаз на равномерно распределенном поле, т. е. относительно вертикали смысла связности текста.

На рис. 29 дана запись движений глаз испытуемой М., которая была обучена за год до экспериментального исследования. Текст (репортаж из Французского Национального центра по космическим исследованиям), состоящий из шести абзацев, был прочтен испытуемой за 25 с. Ключевые слова расположены равномерно относительно условной вертикали, проведенной через середину колонок.


Рис. 29. Запись движения глаз. Скорость чтения 3000 зн./мин.

Траектория движений взора и здесь отражает стремление к балансировке ключевых слов и тяготению к смысловым рядам как ядерной основе. Мы видим, что М. использует вертикальное чтение, однако есть много горизонтальных Движений глаз, неоправданные регрессии.

Сравнив эту запись с предыдущей, можно судить о конечных успехах ученого человека. На этапах самого процесса обучения записи теперь используются как подкрепляющая обратная связь.

Из приведенных записей видно, что фиксация взора слагается именно на ключевых словах и смысловых рядах, т. е. центральное поле зрения наведено на определеннее смысловые группы, значимые как для автора, так и для читателя. Это происходит вследствие обучения быстрому чтению по методике, направленной на понимание смысловых связей в тексте. Развитое периферическое поле зрения у обученного читателя, сочетающееся к тому же с чтением без артикуляции, и есть та достаточная обратная связь, которая наводит центральное поле зрения на наиболее весомые смысловые центры в тексте — «золотое ядро». Если провести усредненную линию, определяющую траекторию движения глаз при чтении текста во всех разобранных экспериментах, то она будет проходить почти вертикально сверху вниз по центру страницы.

Упражнение «Метод штурма» помогает освоить такую технику движения глаз. Однако вертикальное движение глаз не самоцель. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы помочь мозгу так изменить программу восприятия текста, чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество смысловой информации. Необходимо постоянно помнить об избирательной способности мозга. Установлено, что в процессе чтения при фиксации взора на строке текста по зрительному нерву в сжатом виде направляется только самое главное, второстепенное остается «на потом» или не берется вовсе. Зрительная система не просто переносит в мозг сведения о распределении букв и их конфигурациях на отдельных участках страниц книги, а уже с самого начала, когда изображение текста только попадает на сетчатку, выявляет характерные элементы конфигурации слов, не реагируя на те участки текста, которые передают малозначащую информацию об увиденном. Как установили психологи, при чтении слова распознаются благодаря их ассоциативной связи с понятиями, с некоторой алгоритмической схемой или совокупностью соотношений, смыслов, которые конструирует сам читающий.

Таким алгоритмическим распознаванием зрительных образов люди занимаются постоянно. По-видимому, оно основано на процессе, в котором слова служат лишь своего рода «ключами», помогающими конструировать (генерировать) образное представление смысла того сообщения, которое задается мозгом в данный момент чтения.

На рис. 23 мы уже видели в сопоставлении схемы движения взора при медленном и быстром чтении. Движение взора по центру страницы обеспечивает наиболее эффективную стратегию чтения. Если посмотреть со стороны на человека, читающего быстро, создается впечатление, что он как бы разрезает подбородком страницу сверху вниз. Но если внимательно наблюдать этот процесс длительное время, то можно заметить, что иногда глаза читающего слегка отклоняются от вертикали — то вправо, то влево. Такое чтение можно объяснить следующим образом.

Когда глаза читающего двигаются вертикально по центру страницы, идет восприятие текста и его опознание в соответствии с имеющимися в памяти эталонами. Но вдруг взгляд отклонился от вертикальной линии, а глаза побежали по строчке, впитывая существенно новую информацию. Глаза выполняют непроизвольную команду мозга. Тут же, мгновенным перебором было установлено: в кладовой памяти нет таких сведений. Прочитанные данные представляют интерес и должны быть осознаны более глубоко, но как только это сделано, можно вновь вернуться к вертикальному чтению. Возникает вопрос, как часто отклоняются глаза от генерального вертикального движения?

Наблюдения показывают, что у обученного человека это происходит достаточно редко. Причина — избыточность текста. Найти и обработать только содержательную часть текста — вот задача быстрого чтения. И навык вертикального движения глаз — один из наиболее эффективных путей решения этой задачи. В основе упражнения «Метод штурма» лежит создание стрессовой ситуации. На чтение одной страницы книги отводится только 15 с. И за это время вы должны действительно прочитать, а не просмотреть и не пробежать глазами текст.

Представьте себе, что вы находитесь в лабиринте. Долгое время вы ищете выход, силы на исходе, осталась последняя спичка. Наконец вы подошли к указателю, где записаны правила выхода из лабиринта. За 15 с, которые горит спичка, вы должны успеть прочитать, понять и запомнить инструкцию. От этого зависит ваша жизнь. Максимальная мобилизация всех сил, внимание и сосредоточенность. Вы приготовились, начали чтение…

Описанная ситуация и представляет собой упражнение «Метод штурма», с той только разницей, что прочитать в таком режиме нужно не одну страницу, а 10—12 книг объемом 50—100 страниц каждая. Что читать? Как отмечать время? Что понимать в прочитанном? Давайте разберемся в этих вопросах.

Правила выполнения упражнения «Метод штурма».

  1. Необходимо подготовить 10—12 книг научно-популярного характера объемом 50—100 страниц каждая. Желательный формат книги — такой же, как у этой.
  2. Первые две-три книги необходимо предварительно подготовить — сделать разметку — провести простым карандашом легкие линии вертикально сверху вниз по центру каждой страницы.
  3. Читать книгу, затрачивая на чтение каждой страницы не более 15 с.
  4. Время чтения каждой страницы фиксировать по секундомеру, расположенному в поле зрения. Можно воспользоваться секундомером сайта, расположенном во вкладке слева.
  5. Главное при таком чтении — строго вертикальное движение глаз по центру страницы с полным охватом всего поля текста. Фиксации глаз — их остановка и частично горизонтальные движения — допустимы, но только в местах с наибольшей информативной плотностью.
  6. Полностью понимать и усваивать прочитанное при таком чтении пока не нужно. Следует помнить, что «Метод штурма» — это не способ чтения, а только методический прием, формирующий навык вертикального движения глаз по центру страницы.
  7. Каждая книга читается вами от начала до конца без перерыва. По окончании чтения надо письменно ответить на следующие вопросы: название книги, ее автор, выпускные данные, о чем эта книга и какие наиболее интересные события, факты, явления вам запомнились.

 

Назад

Перейти к упражнению

 

 

Боковое чтение против вертикального чтения: различия и преимущества

Учителя начальной школы могут быть не знакомы с терминами грамотности боковое чтение или вертикальное чтение . Эти описания чтения более распространены в среднем и высшем образовании, поскольку они относятся к пониманию, анализу и проверке фактов с помощью информационного и убедительного письма.

Новости — лучшие примеры текста, требующего как бокового, так и вертикального чтения для понимания фактов и предубеждений. Сегодня это особенно важный навык чтения, поскольку «фейковые новости» наводняют ленты социальных сетей и онлайн-контент, доступный двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю.

Сегодня новости и информация представлены во многих новых формах, поэтому учащимся необходимо хорошо понимать как цифровую грамотность, так и медийную грамотность. Понимание разницы между двумя стилями чтения поможет читателям определить, как выявлять предвзятость, различать заслуживающие доверия источники, понимать текущие события и стать более сообразительным читателем.

Что такое вертикальное чтение?

Вертикальное чтение имеет место, когда читатель просто смотрит на один источник, и много раз на первый взгляд, чтобы собрать информацию. Читатель полагается исключительно на сам источник, чтобы определить надежность или достоверность информации. Читатели часто быстро просматривают логотипы, ссылки, домен веб-сайта и Страница «О нас» для определения ее легитимности. Обычно это первый шаг, когда дело доходит до чтения исследований или новостей. Это очень упрощенный способ оценки ресурсов и цифровых медиа.

К сожалению, вертикальное чтение не всегда дает самую полную, ценную или достоверную информацию. Это скорее метод сканирования и прокрутки одной статьи или одного и того же фрагмента для определения ложного доверия. Вертикальное чтение не ведет к более глубокому чтению или ценным исследованиям, потому что это такой базовый процесс.

Что такое боковое чтение?

Боковое чтение представляет собой более глубокое чтение, которое позволяет учащимся находить ответы на интересующие их вопросы и собирать факты. В этом случае читатели явно читают несколько источников из различных источников и публикаций, чтобы получить информацию. Этот тип чтения заставляет читателей на самом деле смотреть на представленные факты в документах и ​​находить исследования за всем, что они находят. Эта форма чтения обеспечивает углубленный анализ многочисленных текстов.

При боковом чтении читатели действительно проверяют информацию в статьях и фрагментах, которые они читают. Читатели ищут знания и ищут достоверность и достоверность, поэтому боковое чтение имеет важное значение в процессе исследования.

Каковы преимущества?

В то время как вертикальное чтение часто является начальным шагом, который учащиеся используют для распознавания, чтения и оценки источников, преимущества бокового чтения для читателей гораздо значительнее. Библиотекари и учителя английского языка в первую очередь являются преподавателями, ответственными за обучение студентов тому, как исследовать, получать доступ и интерпретировать цифровую или медиаграмотность. Фактически, многие младшие школьники проводят семестр, анализируя убедительный текст. Учащиеся читают две статьи, одну по теме, а другую против темы, и должны расшифровать язык, используемый для обмена точками зрения и выявления предвзятости. В процессе бокового чтения учащиеся могут научиться распознавать предвзятость в публикациях, проверять источники и подтверждать их достоверность.

Как учащиеся распознают предвзятость?

Учащиеся должны назвать определенные слова или фразы, которые могут передать определенное чувство по теме, чтобы попытаться убедить читателя поверить в то, что думает автор. Когда новость пытается убедить читателя в чем-то, а не просто представляет факты, существует предвзятость. Читателям также необходимо определить, кто может являться целевой аудиторией публикации и есть ли какие-либо достоверные факты, не вошедшие в статью. Понимание цели автора и справочной информации об источнике также поможет учащимся распознать предвзятость.

Как читатели проверяют источник?

Проверка источников для определения того, что является заслуживающим доверия и действительным, является следующим шагом в процессе бокового чтения. Студенты должны найти несколько источников по одному и тому же предмету, чтобы сравнить и сопоставить факты и содержание в тексте. Учащиеся должны следить за авторами и издателями каждого источника и исследовать точку зрения, стоящую за каждым источником. Этот процесс помогает учащимся научиться подтверждать достоверность.

Как вы определяете достоверность?

Достоверные источники, скорее всего, написаны с нейтральным повествованием и непредвзятой точкой зрения с единственной целью просто предоставить информацию по теме. Чтобы определить, заслуживают ли доверия источники, задайте следующие вопросы.

  • Кто автор?
  • Каковы его или ее знания в предметной области?
  • В каких источниках ранее публиковался этот писатель?  

Научные статьи или статьи, написанные образовательными организациями и пользующиеся хорошей репутацией, всегда считаются лучшими источниками для анализа и интерпретации во время бокового чтения. Когда учащиеся-читатели реализуют этот последовательный процесс анализа посредством бокового и вертикального чтения, они расширяют свои знания по предмету и полностью понимают, как идентифицировать реальные факты.

Разница между боковым и вертикальным чтением

13.7k

Просмотров

FacebookTwitterПодписаться

by Терри Хейк

Если что-то изменится, изменится все.

Например, чтение — оно изменилось, потому что изменилось письмо.

Написание изменилось, потому что изменились барьеры и средства публикации.

Издательство изменилось, потому что изменилась технология, которая сама по себе изменилась, потому что технология порождает технологию, и люди, создающие ее, просто не могут ничего с собой поделать.

Технологии кажутся подавляющими и неоспоримыми. Что подводит нас к чтению.

Что такое грамотность?

В Почему студенты должны читать Я написал:

«Однако понимание находится где-то ближе к желудку. Это личное — когда читатель берет усвоенные символы и, используя свою собственную схему и фоновые знания, превращает символы во что-то, что он может распознать, и его душа подмигивает и кружится. Это человек означает ».

Дело в том, что ваше «чутье» и его постоянные догадки о том, что вы читаете, являются основной частью грамотности.

В «Почему так много учеников не любят читать » я снова упомянул «человеческую» сторону чтения:

«Но это не освобождает нас от наших собственных неудач в том, как мы обучаем чтению в школах. Мы даем студентам процессов, для письма и инструментов, для чтения, не останавливаясь, чтобы очеловечить все усилия. Механизированная грамотность имеет всевозможные тревожные последствия. Вы и я — мы учим студентов переоценивать свои собственные мнения, когда они все еще часто необоснованны и неосведомлены, что похоже на то, как учить их читать, не помогая им по-настоящему понять, почему они должны читать».

Именно в этом контексте я прочитал сообщение в NPR о «латеральном чтении».

Что такое боковое чтение?

Вкратце, боковое чтение (в отличие от вертикального чтения) — это акт проверки того, что вы читаете, пока читаете. Подробнее об этом чуть позже.

В сообщении NPR (сосредоточенном на идее сокращения «фейковых новостей») автор ссылается на документ, опубликованный Стэнфордом в октябре, в котором объясняется стратегия.

Итак, читая сбоку, я перестал читать сообщение NPR и начал просматривать газету. Резюме статьи приводится ниже (абзац прерывается и выделяется моим).

«Интернет демократизировал доступ к информации, но при этом открыл шлюзы для дезинформации, фальшивых новостей и непристойной пропаганды, маскирующейся под беспристрастный анализ.

Чтобы выяснить, как люди определяют достоверность цифровой информации, мы выбрали 45 человек: 10 кандидатов наук. историки, 10 профессиональных фактчекеров и 25 студентов Стэнфордского университета. Мы наблюдали за ними, когда они оценивали живые веб-сайты и искали информацию по социальным и политическим вопросам.

Историки и студенты часто становились жертвами легко манипулируемых функций веб-сайтов , таких как официально выглядящие логотипы и доменные имена. Они читают вертикально , оставаясь на сайте, чтобы оценить его надежность.

В отличие от этого, специалисты по проверке фактов читают сбоку, покидают сайт после быстрого сканирования и открытия новых вкладок браузера, чтобы судить о достоверности исходного сайта.

По сравнению с другими группами специалисты по проверке фактов пришли к более обоснованным выводам за меньшее время. Мы сопоставляем идеи, полученные в ходе проверки фактов, с общепринятыми подходами к обучению достоверности информации в Интернете».

Боковое чтение как интеллектуальное чтение

Боковое чтение звучит сразу знакомо — последовательное чтение «сквозь» тексты, прежде всего с целью оценки достоверности текста. Процесс достаточно прост: чтобы разобраться с вводящими в заблуждение данными, «фейковыми новостями» и откровенно нечестной и даже вредной риторикой, читатели отделят мнения от фактов, выявят в них важные/уместные утверждения, а затем оценят их, не заканчивая исходный текст.

Например, представьте, что вы столкнулись с точкой данных о времени использования экрана детьми. Возможно, статистика звучит надуманно (например, «Дети в возрасте от 8 до 14 лет проводят в среднем 12,6 часов в день, глядя на экран). Вместо того, чтобы продолжать читать, либо принимая данные без рассмотрения, либо скептически и подрывая доверие ко всему остальному, что вы читаете с этого момента, «боковое чтение» заставит вас остановиться и проверить фактическую точку данных.

Чаще всего это означает открытие новой вкладки в браузере и поиск соответствующих данных в поисковой системе. После проверки, опровержения или иного контекстуализации рассматриваемых данных вы возвращаетесь к исходному тексту и продолжаете чтение. Я предполагаю, что это что-то более сильное, критически настроенные читатели делают это естественным образом, не думая об этом как о «стратегии». называйте, практикуйте и иным образом подчеркивайте то, что «хорошие читатели делают» естественно, в надежде, что они сами имитируют эти усилия.

Игнорирование того, как эта практика противоречит призыву к меньшему количеству задач (например, меньшему количеству вкладок в браузере) и большему «сосредоточению на чем-то одном», при чтении научно-популярных цифровых текстов (или просмотре видео на YouTube) в этом отношении), боковое чтение кажется здравым смыслом при правильном использовании.

«4 движения и привычка»

В сообщении NPR автор также сослался на более широкий процесс чтения и оценки, частью которого является «боковое чтение». Стратегия взята из бесплатного онлайн-учебника по оценке цифровых источников информации. Это называется «4 движения и привычка», что звучит примерно так:

Проверить предыдущую работу:  Оглянитесь вокруг, чтобы увидеть, не проверял ли кто-то еще утверждение или предоставил обобщение исследований. [Некоторые места для поиска: Википедия, Snopes, Politifact и собственный сайт проверки фактов NPR.]

Перейти к источнику: Большая часть веб-контента не является оригинальной. Обратитесь к первоисточнику, чтобы понять достоверность информации. Это авторитетный научный журнал? Есть ли оригинальный новостной аккаунт известного СМИ? Если это сразу не очевидно, перейдите к шагу 3.

Читать сбоку:  Как только вы доберетесь до источника утверждения, прочитайте, что другие люди говорят об источнике (публикация, автор и т. д.).  Правда в сети.

Обратный круг:  Если вы заблудились, зашли в тупик или оказались в кроличьей норе, вернитесь назад и начните сначала.

Оценка того, что вы читаете, когда читаете

Основная идея заключается в том, чтобы рассматривать текст в контексте как связанный с другими текстами, источниками данных, читателями, издательскими платформами и всеми присущими им предубеждениями.

Вынос для читателей или учителей чтения? Для начинающего или даже среднего читателя чтение текста в одиночку — особенно цифрового текста в 2018 году — в одиночку опасно.

Конечно, все это параллельно тому, что преподаватели пытались делать веками: учить учащихся оценивать достоверность текста, заявлений, информации, данных, первичных и вторичных исходных документов и т. д. Эта часть не нова. .’

Но что есть новое, так это то, как и где происходит большая часть нашего ежедневного чтения. Недостаточно просто думать о чтении как о «цифровом» или даже как о «цифровом/социальном» 9.0007

В эпоху хорошо финансируемой пропаганды (например, российского спонсорства «новостных» статей в Facebook) одной грамотности недостаточно. Он должен сочетаться с критическим мышлением, чтобы перейти от однонаправленного, пассивного потребления к всенаправленному, подвижному, динамичному, активному «осмыслению». , ментальные образы и постоянный набор догадок, которые позволяют читателям читать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *