Что изучает психологическая наука: Что такое психология?

Психология как наука. Ее предмет и практическое значение

Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корригирует допускаемые ошибки.

Все это является психической деятельностью человека, а наука, изучающая психическую деятельность — психологией. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях. Только та наука, которая способна изучить законы психической деятельности с возможной точностью, «может обеспечить не только no-знание этой деятельности, но и управление ею на научных основах, Именно поэтому научная психология становится одной из самых важных дисциплин, значение которой будет все более возрастать с развитием общества и с дальнейшим совершенствованием ее методов.

К истории психологии как науки

Психология как наука имеет очень короткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, например, еще в древности врачи понимали, что для распознания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

Этот материалистический подход к поведению человека был на многие века оттеснен идеалистической философией и церковью, которые подходили к сознанию человека как к проявлению его духовной жизни, считая, что духовная жизнь не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа, и к ее анализу нельзя подходить с причинным объяснением явлений.

Вот почему в течение столетий к психическому миру человека и к его сознанию подходили как к явлениям особого рода, обособленным от всех остальных естественных процессов, философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума, или результатом субъективных ощущении, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов — идеалистов объединяло убеждение, что психическую жизнь следует понимать, как проявление особого субъективного мира, который раскрывается только в самонаблюдении и недоступен ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения.

Такой подход к психическим процессам на многие столетия задержал развитие научной психологии, и даже после того, как процессы внешнего мира стали предметом точного научного исследования, явления психической жизни человека продолжали рассматриваться как проявление особого, духовного мира, доступного только для субъективного описания.

Разделение всех явлений на две большие категории физических — доступных для причинного объяснения, и психических -недоступных для объективного научного анализа, было закреплено основными положениями дуалистической философии Декарта, который считал, что все физические процессы, включая и поведение животного, подчинены законам механики, в то время как психические явления следует рассматривать как формы духа, источника познания которых может быть только разум или интуиция.

Дуалистический подход сохранился в зарубежной философии и психологии до последнего времени, и, если ученые 19 века начали рассматривать элементарные физиологические и психофизиологические процессы (включающие ощущения и движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлением духовного мира подойти к которому можно только путем субъективного описания происходящих в нем явлений. Это положение привело к тому, что к кощу XIX века психология фактически разделилась на две области: естественнонаучную иди физиологическую психологию. которая пыталась точно изучить и причинно объяснить элементарные психические процессы и установить ее объективные законы, и описательную или субъективную психологию. которая рассматривала высшие формы сознательной жизни человека, подходя к ним, как к проявлениям духа. Дуалистический подход к явлениям психической жизни нашел свое отражение в трудах классиков психологии как немецкие психологи В. Вундт (I832-I920), Г.Эббинггаус (I856-I909), американский психолог У.Джемс (I842-I9IO) и представителей идеалистической философии как В.Дильтей (1833-19П) и др.

Влияние дуалистического подхода к психическим явлениям привело психологическую науку к тупику и вызвало естественные попытки преодолеть возникший в психологии застой, ввести в изучение психических процессов естественнонаучные методы и подходить к этим процессам так же, как и ко всем другим явлениям природы.

Эта тенденция, проявившаяся уже у французских материалистов и отчетливо сформулированная в середине XIX века русскими революционными демократами, нашла свое яркое отражение в трудах выдающегося русского физиолога И.М. Сеченова (I829-I905), который в своей книге «Рефлексы головного мозга» высказал мысль, что и наиболее сложные процессы психической жизни следует рассматривать материалистически, как сложные рефлексы, что мысль является тем же рефлексом, но заторможенным, оставшимся без своего внешнего моторного конца, и что явления психической жизни должны изучаться естествоиспытателем теми же путями, которыми изучаются и другие явления природы. Эта материалистическая линия была продолжена другим выдающимся русским физиологом И. П. Павловым (I849-I936) — основоположником объективного изучения высшей нервной (психической) деятельности при помощи условного рефлекса. Попыткам подойти к объективным, физиологическим основам психической деятельности и обосновать возможность объективной. естественнонаучной психологии были посвящены труды выдающихся представителей русской науки как В.М. Бехтерев (1857—1927), Д.А. Ухтомский (I875-I942) и др.

Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, которое он сам расценивал как физиологическую основу психологической науки, оказало большое влияние на развитие американской психологии. В конце XIX века американский психолог Э.Торндайк начал исследовать поведение животных, применяя методы, позволявшие проследить как вырабатываются новые навыки животных в лабиринте. Эти исследования легли в основу нового направления в психологии, названного американским психологом Дж.Уотсоном бихевиоризмом (наукой о поведении). В ней он видел естественнонаучную форму психологической науки, которая должна заменить психологию. Исходя из положения, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, представители американского бихевиоризма предложили сделать предметом научного исследования лишь внешнее поведение животного, которое, по их предположениям, является результатом его биологических влечений (потребностей) и надстроенных над ними условных рефлексов. Так создалось новое направление в науке, которое отбрасывало всякое изучение субъективного мира и ограничивалось описанием внешних форм поведения, законы которого трактовались как механически образованная система навыков, полностью подлежащих естественнонаучному рассмотрению. Попытка заменить психологию изучением внешнего поведения и законов выработки сложных навыков была отражением борьбы за психологию как объективную науку, и в свое время имела прогрессивное значение.

Однако американский бихевиоризм, как пример крайне механистического подхода к психической жизни уже очень скоро проявил свою ограниченность и привел психологию к кризису, не менее выраженному, чем кризис дуалистического подхода к психическим явлениям.

С одной стороны, как стало отчетливо видно уже через несколько лет бурного развития бихевиоризма, господствовавшее в нем механистическое объяснение таких процессов как образование навыков не раскрывало их подлинных физиологических механизмов и заменяло их научное физиологическое исследование внешним описанием и механистическим толкованием этих явлений. С другой стороны, огромная часть сложных форм психической жизни человека, проявляющихся в сознательной деятельности высших, специфических для человека способах и приемах его поведения, активного внимания, произвольного запоминания и логического мышления оставалось вообще вне сферы научного исследования.

Вот почему ухе в пределах самого бихевиоризма начинала возникать потребность выйти за пределы упрощенных механистических описаний элементарных навыков и перейти к научному анализу наиболее сложных форм психической деятельности человека.

Эта потребность в создании подлинно научной психологии, способной подойти с объективными научными методами к наиболее сложным формам психической жизни человека и стала основной задачей, которая к 30-м годам этого века была осознана, как условие, которое могло бы вывести психологию из состояния кризиса.

Пути выхода из кризиса психологии были впервые сформулированы выдающимся советским психологом Л.С. Выготским (1896-1934) и стали исходными для дальнейшего развития психологической науки, сначала в Советском Союзе, а затем и за его пределами.

Как мы yжe упоминали выше, исторический смысл кризиса психологии заключался в том, что психология стала развиваться по двум направлениям. Одно, продолжавшее традиции естественнонаучного подхода к явлениям, ставило перед собой задачу объяснить психические процессы, фактически ограничиваясь лишь наиболее элементарными психофизиологическими процессами и отказываясь от рассмотрения сложных, специфических для человека явлений сознательной жизни. Второе делало объектом своего рассмотрения именно эти внешние, специфические для, человека явления сознательной жизни, но ограничивалось описанием их субъективных проявлений, рассматривая их как проявление духа и отказываясь от их научного, причинного анализа.

Основная задача выхода из этого кризиса, как ее видел Л. С. Выготский, заключалась в том, чтобы сделать предметом исследования, высшие, специфические для человека формы сознательной, деятельности, и подойти к ним с точки зрения научного анализа, причиню, объяснить их происхождение и установить объективные законы, которым они подчиняются.

Выполнение этой задачи требовало, однако, коренного пересмотра основных исходных положений психологии.

Как отметил Л.С. Выготский, попытка подойти к психике как к непосредственной функции мозга и искать ее источники в глубинах мозга так же безнадежна, как и попытка рассматривать психику как форму существования духа. Психическая жизнь животных возникает в процессе их деятельности и является формой отражения действительности осуществляемая мозгом, но которая может быть объяснена лишь объективными законами этой отражательной деятельности. Подобно этому, те высшие формы сознательной деятельности, активного внимания, произвольного запоминания и логического мышления, которые являются специфическими для человека, не могут рассматриваться как естественный продукт эволюции их мозга, но являются результатом той особой общественной формы жизни, которая характерна для человека. Чтобы причинно объяснить высшие психические функции человека нужно выйти за пределы организма и искать, их истоки не в глубинах духа или в особенностях мозга, а в общественной истории человечества в тех формах общественного труда и языка, которые сложились в истории общества и вызвали к жизни наиболее совершенные виды общения и новые формы сознательной деятельности.

Психология, стремящаяся стать подлинной наукой, должна изучить общественно историческое происхождение высших форм сознательной деятельности и обеспечить научный анализ тех законов, которые лежат в их основе.

Такие исходные положения в корне перестраивают традиции дуалистической психологии и ясно очерчивают предмет научной психологии.

Психология человека должна заняться анализом сложных форм отражения действительности, которые сформировались в общественной истории и осуществляются человеческим мозгом. Она должна заменить прежнее субъективное описание сложных форм сознательной жизни их объективным научным анализом, не подменяя этой задачи изучением физиологических процессов, лежащих в их основе, и не ограничиваясь их внешним описанием. Это и составляет задачу психологической науки, которая должна установить законы человеческого ощущения и восприятия, регуляцию процессов внимания и памяти, протекания логического мышления, формирования сложных потребностей и личности, рассматривая их как продукт общественной истории и не отрывая этого изучения от анализа тех физиологических механизмов, которые лежат в их основе. Это и будет составлять содержание общей психологии в целом и психологии человека в частности.

 

Отношение психологии к другим наукам

Психология может развиваться, сохраняя лишь тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией для того, чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет.

Первой наукой, с которой психология должна сохранять теснейшую связь, является биология.

Если психология животных имеет дело с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия со средой, становится совершенно ясно, что полное понимание законов их поведения не может иметь место без знания основных форм жизни, которые составляют предмет биологии. Нужно достаточно отчетливо представлять те различия, которые имеют место в существовании растений и животных, чтобы выделить то основное, что отличает всякий вид активного поведения, основанного на ориентировке в окружающей среде, от тех форм жизни, которые исчерпываются процессами обмена веществ и могут протекать вне условий активной ориентировки в действительности. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной водной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизмеримо большие требования к активной ориентировке в условиях среды, ориентировке, которая только и может обеспечить успешное получение пищи и избегание опасности. Нужно хорошо усвоить различие в принципах существования между миром насекомых, у которых прочные врождённые программы, обеспечивающие успешное выживание в устойчивых условиях и все же способных сохранить вид даже при меняющихся условиях и высших позвоночных с их немногочисленным потомством, которое может выжить только при развитии новых индивидуально-изменчивых форм поведения, обеспечивающих приспособление к меняющейся среде. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления никакое отчетливое понимание особенностей поведения животных не может быть обеспечено, и всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу.

Вот почему совершенно необходим для научной психологии учет основных законов биологии и таких ее новых разделов, как экология (учение об условиях среды и ее влияний) и этология (учение о врожденных формах поведения). Естественно, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.

Второй наукой, с которой психология должна сохранять самую тесную связь, является физиология и, в частности, тот ее раздел, который посвящен высшей нервной деятельности.

Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, осуществляющими «уравновешение» организма со средой.

Легко видеть, что знание той роли, которую в этом последнем процессе играют различные этажи нервной системы, тех законов, по которым протекает регуляция обменных процессов в организме, законы работы нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения и торможения и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, замыкания нервных связей, обеспечивают -процессы иррадиации и концентрации возбуждения так же, как и знание основных форм работы нервных клеток, находящихся в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии- все это совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают. Игнорировать законы физиологии значило бы лишить психологию одного из важнейших источников научного знания. Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками.

Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности. опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка. Человек, который был бы лишен общения с окружающими, развивался бы вне условий предметного мира, сложившегося в истории общества, не пользовался бы орудиями и языком, человек, который не усваивал бы опыта всего человечества, передаваемого с помощью языка, этого хранителя информации, не имел бы и небольшой доли тех возможностей, которыми располагает его фактическое поведение. Естественно, что формы деятельности человека осуществляются его мозгом и опираются на законы его высших нервных процессов, но никакая нервная система сама по себе не могла бы обеспечить формирования употребления орудий и языка и объяснить возникновение сложнейших, возникших в общественной истории, форм человеческой деятельности.

Подлинное отношение психологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы и способы деятельности, которые возникли в процессе общественной истории и которые определяют его поведение, а физиология высшей нервной деятельности — те естественные механизмы, которые осуществляют или реализуют это поведение.

Попытаться свести психологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как это одно время предлагалось механистически мыслящими учеными, было бы аналогично той ошибке, которую допустил бы архитектор, если бы он попытался свести происхождение и анализ стилей готики и барокко или ампира к законам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые ни в коей мере не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.

Успех дальнейшего развития психологии во многом зависит от правильного понимания соотношения этих обеих наук, и как всякое игнорирование физиологии, так и попытки свести психологию к физиологии неизбежно задержат развитие психологической науки.

Только что сказанное делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории, создающей такие новые формы сложного, опосредствованного условиями труда, отношения к действительности, которые являются источниками новых, специфически-человеческих форм психической деятельности.

Мы еще сможем увидеть ниже, что первое применение орудия, первая форма общественного труда внесли коренную перестройку в основные биологические законы построения поведения и что возникновение, а затем и использование языка, позволяющего хранить и передавать опыт поколений, привело к появлению новой, не существующей у животных формы развития — развития путем усвоения общественного опыта. Современная психологическая наука, изучающая прежде всего специфически-человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета тех данных, которые она получает от общественных наук «- исторического материализма, обещающего основные законы развития общества, языкознания, изучающего основные формы сложившегося в общественной истории языка.

Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии получить свою прочную научную основу. Мы встретимся с применением этого принципа на протяжении всех последующих страниц, при рассмотрении всех конкретных фактов психологической науки. Таково отношение научной психологии к тем смежным дисциплинам, в тесном контакте с которыми она развивается.

Становление психологии как науки — Logoprofy.ru

Первые представления о психических явлениях возникли в период античности. Пифагор, Платон, Аристотель считали, что душа («псюхе») бессмертна и может существовать вне тела (анимизм), странствуя по телам животных и растений. Платон разделял душевные явления на разум — в голове, мужество (воля) — в груди и вожделения (мотивация) — в брюшной полости. Аристотель определяет функции памяти (хранение и воспроизведение ощущений, чувственных восприятий) и мышления (составление суждений и умозаключений). Он признавал существование божественного разума («нуса»).

Развитие науки способствует развитию учения о всеобщей одушевленности природы — гилозоизма — пришедшего с Востока. По Гераклиту, природа материальна и духовна одновременно. Космос — «вечно живой огонь», душа — его искра. По Демокриту, душа состоит из атомов и является источником энергии для тела.

На Востоке Ибн Сина изучает возрастные особенности психических процессов, процесс зрительного восприятия и его осмысление. Душа по его мнению смертна и умирает вместе с телом.

В средние века в Европе под влиянием церкви наблюдается обожествление души. Изучение психических процессов разрешается только богословам. Развивается учение Фомы Аквинского (1225-1274) — томизм — теологическая интерпретация учения Аристотеля. Теологическая психология включает в работу души акт познания (ощущение и восприятие) объекта или явления, осознание и познание самое себя.

В эпоху Возрождения идет возвращение к учению Аристотеля о душе как движущей силы поведения.

XVII в. — новая эпоха в развитии психологического знания с общефилософских, умозрительных позиций. Р. Декарт (1596-1650) закладывает основы детерминистской концепции поведения, разделяет понятия души и тела, вводит понятие рефлекса как двигательного ответа на раздражение. Идеи по Декарту имеют врожденный характер.

Б. Спиноза (1632-1677) объединяет душу и тело. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Человек целостное телесно-духовное существо.

Г. Лейбниц (1646-1716) вводит понятие о бессознательной части психики. Мир состоит из бес численного множества монад (от греч. «монос» — единое). Каждая из них «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной.

Гоббс (1588-1679) считал, что и психические явления подчиняются законам механики. Воздействие материальных вещей на организм, вызывает ощущения, из которых по закону инерции возникают представления (следы ощущений), образующие цепи мыслей, что позднее Дж. Локком (1632-1704) будет названо ассоциацией. Дж. Локк считал, что знания происходят из опыта, т. е. психика формируется в процессе жизни, а идеи имеют приобретенный характер.

В XVIII в. X. Вольфом вводится понятие «эмпирической психологии» как направления в психологической науке, основанном на наблюдении и опыте. Душа, по Вольфу, чистая доска, которая под воздействием чувственных впечатлений наполняется простыми идеями, а те в процессе мышления образуют сложные идеи.

Основоположником ассоциативной психологии и теории рефлекса является Д. Гартли (1705-1757). По Гартли структура психики состоит из большого круга (от органов чувств через мозг к мышцам — рефлекторная дуга) и малого, расположенного в белом веществе мозга и являющегося основой психической жизни, процессов познания и обучения. Ассоциация возникает при внешнем воздействии, вызывающем вибрацию органов чувств и мозга, а тот в свою очередь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращения и движения тела. Вибрация, исчезая в большом круге, оставляет следы в малом. Так происходит запоминание.

Становление психологии как науки.

В начале XIX в. наблюдается расцвет физиологической психологии. Подтверждается рефлекторная схема Декарта, доказывается зависимость поведения организма во внешней среде от телесного субстрата, а не от сознания (или души), как особой бестелесной сущности, идет изучение органов чувств.

Иоганнес Мюллер (1801-1858) показывает причинную зависимость ощущений от внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата.

П. Флуранс (1794-1867) доказывает, что основные психические процессы (восприятие, интеллект, воля) являются продуктом головного мозга как целостного органа. Он определяет функции мозжечка (координация движений), четверохолмия (участвует в процессе зрительного восприятия), спинного мозга (проведение возбуждения по нервам).

Идеи ассоцианизма получают продолжение в работах Дж. Милля (1773-1836). Он считает сознание психической машиной, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Опыт получается через ощущения, образующих сначала простые, а потом сложные идеи. Его сын Д. С. Милль (1806-1873) основал направление, которое получило название психологизма. Все науки, по его мнению, подчиняются действию психологических законов. Ассоциация — ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам.

А. Бэн выдвигает теорию проб и ошибок, по которой между «чисто» рефлекторным и «чисто» произвольным имеется обширный спектр действий, благодаря которому, постепенно, шаг за шагом, иногда дорогой ценой, достигается искомая цель. Эта концепция касается как движения, так и психических процессов.

Получает начало эволюционная психология. Г. Спенсер (1820-1903) считает, что психика — механизм адаптации к среде в процессе эволюции. К частным формам приспособления он относит: рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, и ощущения, память, волю, разум, существующие в сознании.

И.Ф. Гербарт (1776-1841) сторонник ассоциативной психологии, основанной на опыте. Предмет психологии — факты и явления сознания.

Методы: самонаблюдение, наблюдение, анализ продуктов деятельности, математические методы.

Элементом душевной жизни Гербарт считал представление, т. е. сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют качественные и количественные характеристики. К количественным характеристикам относ ится сила представления, показателем которого является его ясность. Психология Гербарта состояла из «статики духа» (данные измерения представлений в период покоя) и «динамики духа» (условия движения представлений в сознании). Говоря об ассоциации представлений, Гербарт приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.

В середине XIX в. психология выделяется в самостоятельную науку. Создаются специальные научно-исследовательские учреждения: психологические лаборатории и институты, кафедры, появляется экспериментальная психология.

В. Вундта (1832-1920), создает первую психологическую лабораторию. Он полагает, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Эббингауз занимается экспериментальным изучением мнемонических процессов, более сложных, ч ем сенсорные. Он впервые посредством экспериментов и количественного анализа открыл собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания, объективно, что поставило под сомнение равенство психики и сознания, принимавшееся до этих пор за аксиому.

История развития отечественной психологии.

Формирование отечественной психологии началось в середине XIX в. Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). Он придерживался физиологической трактовки психологических процессов. Как и рефлексы, они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Однако, сознание, по его мнению, не является рефлекторным и потому лишено той причинности, которая присуща телесному миру. Сеченов недооценивал специфику психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учитывал роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

В конце XIX в. идет развитие психологии личности в концепции К.Д. Кавелина. На первый план выдвигается идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества.

А. А. Потебня изучает психологию народов, анализируя эволюцию умственных структур. Он создает культурно-историческую психологию, черпающую информацию об интеллектуальном строе личности в объективных данных о прогрессе национального языка как органа, образующего мысль.

Под руководством Г.И. Челпанова в 1912 г. в России открывается первый институт психологии. Развиваются первые университетские психологические школы.

М.М. Троицкий развивает идеи ассоциативной психологии, доказывая, что все психические процессы формируются благодаря различным законам ассоциаций: смежности, сходства, контраста. Он стремился разграничить области знания и веры.

Н.Н. Ланге разрабатывает естественнонаучное направление психологии, изучает объективные методы исследования сознания, акт внимания, создает моторную теорию внимания. Изучая рефлексы, он заменяет понятие «дуга» на — «кольцо», выделяет ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой.

Успешно развивается экспериментальное направление. В Университетах Москвы и Новороссийска открываются первые лаборатории экспериментальной психологии.

И.П. Павлов создает учения об условно-рефлекторной деятельности, по которому для порождения условного рефлекса нужен не только раздражитель, воспринимаемый органами чувств (в виде звука, запаха и т. д.), но и подкрепление правильности реакции на него. Условный рефлекс возникает на основе безусловного рефекса. Выработка условных рефлексов — основа обучения, приобретения опыта. Зная набор условий, от которых зависит создание условного рефлекса, можно предписать программу поведения.

В.М. Бехтерев разрабатывает психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. Он разрабатывает рефлексологические методы изучения младенцев и изучает закономерности психического развития детей раннего возраста.

А.А. Ухтомский разрабатывает понятие о доминанте, как господствующем очаге возбуждения, который подавляет активность других центров. Это понятие позволило трактовать поведение организма в единстве его физиологических и психологических проявлений.

В 20-е — 50-е гг. К.Н. Корнилов развивает учение о реакциях организма — реактологию. Он считает реакцию основным элементом психики.

В эти же годы развивается психология социального бытия, разрабатываемая Г.Г. Шпетом. Он анализирует социально-исторические причины развития психики человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности.

Л.С. Выготский изучает развитие детей, имеющих аномалии и становится основоположником дефектологии.

Познакомьтесь с нашей следующей статьей: Понятие деятельности человека.

Пособие для детских психологов: «Игровой тренажёр: Школа супергероев» для детей дошкольного возраста



Чему вы научитесь на программе психологии

Чему вы научитесь на программе психологии?

Существует множество специальностей колледжей, которые готовят студентов к одной конкретной профессии путь. Студенты, которые изучают психологию, однако, испытывают разносторонность в своих исследованиях. которые могут подготовить их к тому, чтобы следовать нескольким различным карьерным путям.

Специалисты по психологии узнают о теории, исследованиях и практическом применении психологических наука. Студенты могут рассчитывать на получение широкого круга знаний о человеке. поведение. И хотя есть очевидные преимущества, которые может дать степень по психологии те, кто надеется продолжить карьеру в науке о поведении, навыки, полученные в бакалавриате Программа также поможет учащимся лучше ориентироваться в ситуациях, с которыми они столкнутся в их повседневная жизнь.

Если вам интересно: «Что вы изучаете на программе по психологии?» — мы здесь, чтобы помощь. Присоединяйтесь к нам, чтобы узнать, как степень в области психологии может помочь вам понять людей лучше, вооружая вас многогранным набором навыков, которые вы можете использовать независимо от того, где ваша карьера берет вас.

Что такое психология?

Изучение психологии естественно для тех, кто хочет помогать людям путем обучения о различных факторах, влияющих на здоровье и поведение. Американская психологическая ассоциация (АПА) поясняет, что тематика этой области простирается от биологии до социологии. психологи изучают две критически важные взаимосвязи: взаимосвязь между функциями мозга и поведение, а также отношения между окружающей средой и поведением.

АПА добавляет, что наука психология построена на следующих целях:  

  • Исследовать, как работает разум 
  • Чтобы оценить, как люди учатся и ведут себя 
  • Чтобы помочь людям сделать выбор в пользу здорового образа жизни 

Психологи используют научные исследования, чтобы лучше понять, как люди учиться, интерпретировать события и принимать решения.

Затем они переводят эти знания в методы, помогающие людям делать более здоровый и осознанный выбор.

Психологи становятся экспертами в проведении фундаментальных и прикладных исследований. Они используют свои знания и навыки, чтобы служить консультантами для сообществ и организаций, диагностировать и лечить людей, а также учить и обучать будущих ученых-бихевиористов.

Область включает в себя как исследовательскую, так и практическую роль с рядом подполей выпускники психологии могут преследовать. Хотя это и не исчерпывающий список, APA подчеркивает следующие направления специализации в психологии:  

  • Клиническая психология
  • Когнитивная и перцептивная психология
  • Общественная психология
  • Педагогическая психология
  • Эволюционная психология
  • Судебная психология
  • Промышленная/организационная психология
  • Нейропсихология 
  • Реабилитационная психология
  • Школьная психология
  • Спортивная психология

Разнообразие возможностей для обладателей степени в области психологии означает здоровое перспективы занятости в этой области в целом.

Бюро трудовой статистики (BLS) отмечает, что общая занятость психологов, по прогнозам, вырастет примерно на восемь человек. процентов к 2030 году, и ожидается, что ежегодно будет открываться более 13 000 новых вакансий.

Чему вы научитесь на программе по психологии?

Психологические программы будут отличаться от школы к школе, но учащиеся, которые посещают высококачественные, аккредитованные учреждения могут рассчитывать на то, что уйдут с теми же базовыми знаниями. Главной целью всех программ психологии является помочь выпускникам лучше понять людей путем глубокого изучения разных личностей.

Студенты могут рассчитывать на курсы, охватывающие самые разные темы, от карьеры и призвания до поведение животных к физическим упражнениям и спортивной психологии. Магистранты также столкнутся темы, связанные с этикой, методами исследования, критическим мышлением и коммуникацией.

Независимо от сложности учебного плана конкретной программы, сильный бакалавр Программа психологии предоставит обладателям степени следующие навыки на рабочем месте:  

Когнитивные навыки

когнитивные навыки, которые пригодятся им как в личной, так и в профессиональной жизни. Позиции в психологии требуют новаторского мышления и острой способности оценивать исследования действенным способом. В конечном итоге задача психолога связана со сложным решение проблем. Таким образом, студенты-психологи должны ожидать укрепления важных такие компетенции, как аналитическое мышление, критическое мышление, креативность, информация управление и принятие решений.

Технологические навыки

Большая часть психологии основана на взаимодействии полезные технологические навыки, которые профессионалы должны поддерживать. Практики в поле должно быть в состоянии учиться и адаптироваться к новым компьютерным платформам, операционным системам и программное обеспечение. Важно продемонстрировать компетентность в использовании различных систем и инструменты, при устранении технических ошибок и при использовании программных приложений проводить статистические анализы.

Коммуникативные навыки

Сильные коммуникативные навыки необходимы в различных отраслях промышленности. Студенты-психологи станет особенно искусным в устном и письменном общении, оттачивая навыки, связанные с к активному слушанию и межличностному общению. Программы в этой области также помогают молодые специалисты учатся доносить сложную научную информацию до разнородных аудитории четко и лаконично.

 

Личные навыки

Помимо изучения психологических теорий и методов исследования, некоторые социальные навыки, которые APA выделяет как важные для студентов бакалавриата можно ожидать. Например, практикующие психологи должны демонстрировать сильное чувство честности. и саморегулирование. Начинающие специалисты должны научиться выполнять свою работу честным, надежным и подотчетным образом, а также демонстрируя важные компетенции как настойчивость, приспособляемость и надежность.

Социальные навыки

Хотя в области психологии существуют исследовательские роли, большинство специалистов могут рассчитывать на работу в средах, требующих последовательного и динамичного взаимодействия с другими — как с пациентами/клиентами, так и с другими практикующими врачами. Квалифицированные психологи научиться эффективно работать с другими, демонстрируя компетенции, связанные с инклюзивностью, лидерство и управление. Как сервис-ориентированная область, обладатели степени психолога также научитесь искать способы помочь людям, проявляя сочувствие и проявляя искренность.

 

Сделайте следующий шаг вперед со степенью психолога

Теперь, когда у вас есть более четкое представление о том, что вы изучаете в психологии, следующий шаг найти школу, которая будет сотрудничать с вами на пути к успеху. Конкордия Техасский университет (CTX) помогает студентам-психологам полностью раскрыть свой потенциал с помощью опытные инструкторы, возможности практического обучения и динамичный бакалавриат учебный план.

Узнайте больше о том, что вы можете ожидать, изучив наш 

Программа бакалавриата по психологии

8 Преимущество изучения психологии в приятной жизни

Может ли изучение психологии помочь вам в повседневной жизни? Абсолютно. Вот 8 хороших способов, которыми изучение психологии приносит пользу лично вам.

Мы опросили выпускников факультетов психологии, чтобы выяснить преимущества изучения этого предмета в университете на протяжении всей жизни. Эти 8 лучших преимуществ были определены. Все они могут помочь вам в обычной повседневной жизни. И они могут помочь вам на протяжении всей вашей карьеры — даже если вы не станете профессиональным психологом.

1. Навыки общения с людьми

Изучение психологии, даже в онлайн-режиме, дает вам преимущество в общении с друзьями, семьей, коллегами, работодателями и даже в романтических отношениях. У вас больше шансов достичь гармонии и взаимного удовлетворения.

Академические курсы знакомят с важными понятиями и инструментами. Вскоре вы обнаружите, что собираете кусочки вместе, чтобы лучше управлять своими межличностными взаимодействиями. Позитивные отношения являются ключом к счастью, равновесию и общему улучшению качества жизни.

Помните, что область психологии посвящена пониманию и объяснению человеческого поведения — почему мы думаем, чувствуем и ведем себя так, а не иначе — и как жизненные обстоятельства влияют на людей. Вникание в мотивы и намерения других помогает вам развивать навыки межличностного общения. Вы лучше взаимодействуете с людьми в любых ситуациях.

2. Стратегии успеха

Еще одним преимуществом является то, что вы разрабатываете стратегии личного роста и успеха. Это должно быть результатом вашей учебы — если вы обращали внимание и связывали учебу с личной жизнью.

Изучая психологию, вы сможете создать платформу для личного роста и развития. Вы естественным образом начинаете лучше осознавать свои собственные мысли и убеждения, то, как вы видите себя, и то, как эти познания влияют на вашу повседневную жизнь. Таким образом, вы лучше подготовлены к разработке стратегий и привычек, которые приведут вас к большему жизненному успеху.

Представьте себе человека, который принял неверное инвестиционное решение, потому что прочитал рекламную статью, в которой подчеркиваются потенциальные выгоды, но при этом замалчиваются недостатки. Это пример психологического эффекта предвзятости кадрирования; под влиянием способа представления информации, а не сосредоточения внимания на содержании.

Чтобы преуспеть в своих инвестициях и других финансовых решениях, вам не следует ничего делать, не изучив как риски, так и возможные выплаты с использованием нейтральных источников. Хорошие инвесторы должны быть способны быть объективными и проводить беспристрастные исследования.

3. Персональная терапия

Вы можете преодолеть свой ужасный страх перед клоунами, пауками или чем-то еще после изучения психологии. На самом деле, изучая когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), вы получаете инструмент самопомощи для исправления всевозможных моделей негативного мышления. Например, вы можете использовать его, чтобы уменьшить беспокойство.

КПТ — важная терапевтическая техника, с которой вы знакомитесь на курсах психологии. Немного попрактиковавшись, вы научитесь применять CBA самостоятельно, когда это необходимо. Хотя курсы психологии на уровне бакалавра не углубляются в лечение расстройств, вы узнаете некоторые основы когнитивно-поведенческой терапии и ее применения.

У всех нас время от времени возникают негативные мысли. КПТ фокусируется на замене негативных мыслей и реакций более позитивными альтернативными мыслями и поведением. КПТ учит, что наши мыслительные процессы формируют то, как мы себя чувствуем, ведем себя и даже наши отношения с другими людьми.

Со временем и практикой мы можем внедрять и закреплять позитивные мысли и модели реагирования. Со временем они становятся неотъемлемой частью нашего когнитивного репертуара. Польза от улучшения мыслительных процессов может быть огромной. Доказано, что люди, которые позитивно воспринимают окружающую среду, ведут более здоровую и успешную жизнь.

4. Навыки решения проблем

Ваши навыки решения проблем улучшаются благодаря изучению психологии, что означает, что вы лучше справляетесь с жизненными обстоятельствами, достигаете личных целей и добиваетесь успеха.

Изучение психологии учит рассматривать проблемы с разных точек зрения, что жизненно важно для поиска наиболее эффективных и выгодных решений. Психология учит вас думать о том, как вы думаете. Это дает большое преимущество при столкновении с жизненными проблемами и принятии решений. У вас больше шансов сделать выбор обдуманно и обдуманно, чтобы преодолеть любые нежелательные предубеждения и привычки, которые есть у всех нас.

5. Концептуальное мышление

Если вы хотите стать лучше мыслить, изучение психологии — хороший способ сделать это. Знакомство с научными принципами психологии помогает вам думать, задавать вопросы и рассуждать как ученый. Ваши аналитические и логические способности будут усилены.

Процесс обучения происходит не только в классе. Постепенно вы начнете делать наблюдения и применять полученные знания в общении с другими. Это позволяет вам увидеть и испытать многие теории человеческого поведения в реальных сценариях.

6. Навыки общения

Выпускники факультета психологии обладают хорошими навыками общения, которые можно применять во многих ситуациях. Например, вы можете лучше понять, как написать убедительное заявление о приеме на работу, гладко пройти собеседование или эффективно представить себя новой группе людей.

Улучшение навыков общения происходит по двум основным причинам. Во-первых, вы получаете возможность развивать свои навыки письма и презентации в ходе курса. Во-вторых, мышление психолога помогает вам направлять свои сообщения, чтобы получить те ответы, которые вы хотите. Выпускников часто нанимают на маркетинговые должности из-за их способности достигать аудитории и влиять на нее.

7. Навыки обучения поведению

Изучение психологии также дает преимущество в качестве тренера по поведению, независимо от того, хотите ли вы обучать свою собаку, ребенка, супруга или даже себя.

Учащиеся начинают понимать, как люди и животные могут учиться (и разучиваться) поведению, в том числе то, как возникают (или подавляются) страхи. Эти вещи происходят посредством процессов обусловливания и/или подкрепления.

Изучение психологии поможет вам понять, почему люди убегают, когда видят насекомое, почему наше сердце начинает биться быстрее, если мы слышим громкий шум, или почему некоторые люди боятся полета или высоты. В университете или колледже у вас, вероятно, будет по крайней мере один или два курса, которые познакомят вас с классическим и оперантным обусловливанием. Это два основных процесса, которые способствуют обучению.

8. Техники запоминания

Еще одним преимуществом психологии, которое может быть полезным при подготовке к экзамену или презентации на работе, является знание техник запоминания.

Курсы психологии обучают студентов процессу приобретения и использования памяти, а также методам улучшения памяти. В программе на получение степени у вас, вероятно, будет хотя бы один модуль, в котором вы изучаете неврологические основы памяти и способы консолидации и извлечения памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *