Что такое досуга: Что-то пошло не так (404)

Досуг | Понятия и категории

Иллюстрация: картина Валентина Губарева.

ДОСУГ — проведение свободного времени, совокупность видов деятельности для удовлетворения физических, духовных, социальных потребностей в свободное от работы, домашней занятости время. Включает как отдых, развлечения, так и творческую, любительскую деятельность, занятия физической культурой, туризмом.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 137.

 

ДОСУГ. Часть свободного времени, которым человек располагает по своему усмотрению. В узком смысле слова под ним понимаются отдых и развлечения: посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д. Основные параметры досуга – продолжительность, место и способ проведения, структура. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени.

Последнее включает время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, отдых, общественную деятельность.

Tags: 

Социология

Само понятие досуга, определяемое как противопоставление понятию «вознаграждающей работы», которое также всецело определено и подогнано под ранжир, входит в категорию, к которой китайское мышление испытывает истинное отвращение: это категория объектов, наглухо закрытых в своей статичной идентичности. С тем же успехом, как если бы мы решили, что способны обнаружить в Китае школы мысли, обладающие жестким, непоколебимым догматизмом, что позволило бы нам строго ранжировать их, приклеивая к ним фиксирующие их этикетки, мы могли бы ожидать, к примеру, от чиновника, что он посвятит свое служебное время политическим задачам, а время отдыха тому, чего он пожелает, при условии, что это никак не затронет его служебных дел…

Tags: 

История

Досуга, как мы его понимаем в наши дни, в Византии не было. Скорее так можно назвать деятельность, которой люди посвящали себя помимо основного занятия: для людей из народа — различные работы, для аристократии — служба, для женщин — домашние хлопоты. Причем одни выполняли конкретные задачи, а другие, относящиеся к верхушке общества, просто следили за этим и руководили своими домочадцами. Стоит добавить, что христианство играло в этом особую роль: Церковь считала, что христианин должен большую часть своего свободного времени посвятить Богу, и строго осуждала за безнравственность некоторые общественные игры, которые были в ходу в городах…

Tags: 

История

СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА — направление в прикладной социологии, связанное с изучением социальных аспектов развития сферы досуга посредством социологических методов и процедур. Возникновение социологии досуга следует отнести к 20—30-м годам 20 века и связать сначала с исследованиями ученых США и стран Западной Европы массовых социальных феноменов (работы, семейных отношений, жизни горожан), а затем и специальных обследований досуговой деятельности в этих странах.

Поток материалов о досуге нарастает во 2-й половине 20 века, что объясняется широким распространением в странах Запада 8-часового рабочего дня, двух выходных дней в неделю, массовым развитием туризма и др. Немалый интерес к социологии досуга проявляют также специалисты маркетинговых коммуникаций и исследователи потребительского поведения людей…

Tags: 

Социология

ДОСУГ ДЕТЕЙ — свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг детей проводился разумно, т. е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация досуга детей в выходные дни и во время каникул (посещение утренников и вечеров, просмотр спектаклей и телевизионных передач, занятия спортом и туризмом, участие в физкультурно-спортивных соревнованиях и пр.

).

Tags: 

Педагогика

ДОСУГ — время, свободное от профессионально-трудовой деятельности и домашних обязанностей, предназначенное для отдыха, для восстановления затраченных в сфере профессионального труда психофизических сил, для т. н. любимых занятий, хобби, увлечений и развлечений.  В индустриально развитых странах количество свободного времени в настоящее время составляет от 3,5 до 4 тыс. часов в год, рабочее время — 1,8—2,3 тыс. часов в год. С тенденцией увеличения свободного времени тесно связаны быстрые темпы роста индустрии досуга, обеспечивающей различные способы его проведения.

Tags: 

Социология

ДОСУГ (LOISIR). У античных мудрецов существовало понятие otium, под которым они понимали свободное время, отведенное просто для жизни и не пожираемое работой. Это не лень и не отдых, а возможность располагать собой, своего рода открытость миру и себе, настоящему и вечности; это пространство, открытое для действия, созерцания, гражданственности и человечности. Сегодня досугом называют также совокупность развлечений, помогающих пережить это свободное время. Платой служит то, что свободное время перестает быть таковым.

Tags: 

Социология

ДОСУГ — это что такое ДОСУГ

  найдено в  «Российской педагогической энциклопедии»

возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группамотдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и напряжение, восстанавливает физич. и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе — не вызывающей утомление физической или культурной деятельностью (физкультурой, работой на садовом участке, чтением, слушанием музыки и пр.). Развлечение как до-суговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой Д. те физич. и духовные способности и склонности, к рые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются просмотр худож. кинофильмов, посещение концертов и театр, представлений, спорт, соревнований, а также путешествия и прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. В любом празднике — народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном — человек в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения своих чувств. Самообразование как досу-говая деятельность направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с проф. подготовкой, повышением квалификации и, в отличие от образования в уч. заведениях, не дает к.-л. формальных прав на занятие определенной должности, продолжение образования и т. п. К самообразоват. досуговой деятельности относятся чтение лит-ры, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскурсиях, слушание лекций, музыки, просмотр науч.

популярных и док. кинофильмов. Нек-рые из этих видов деятельности (напр., слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний (см. также Самообразование) и развлечение. Повышая общую культуру личности, образоват. деятельность развивает ум, способности и познават. интересы, эстетич. и нравств. чувства. наиб. высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве Свободное время создает человеку возможность заниматься непроф. творче ством и тем самым расширять свою деятельность за пределы профессии. Содержанием непрофессионального творчества могут быть занятия разл. видами иск ва, техническое творчество, всевозможные «хобби» и любительские занятия. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень — от потребителя духовных ценностей до их создателя. Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в спец. учреждениях, задача к-рых создавать необходимые условия для Д. В число учреждений сферы Д. входят б-ки, музеи, клубы, учреждения иск-в, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и др.
, разл. обществ. организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать. Масштабы и уровень развития сферы Д. зависят от экономики, уровня развития культуры. В России до нач. 20 в. сфера культурного Д. населения была развита слабо. Действовали немногочисл. добровольные просветительные об-ва (см. Внешкольное образование). Театры, музеи посещала лишь небольшая часть населения крупных городов. Клубы были доступны также не-значит. части населения. Лишь б ки, по сравнению с др. учреждениями сферы Д., получили Значит. развитие и имели читателей не только в городах, но и в селах. В первые годы сов. власти развернулась просветительная деятельность к дубов, б-к, а также профсоюзных, молодежных орг-ций, ряда добровольных обществ. Гл. задачей просветительной работы считалась ликвидация неграмотности и малограмотности населения. В кон. 20 х — в 30 с гг. произошло обособление учреждений иск-в, физкультуры и спорта и культ.-просветительных (клубы, б-ки). Создавалась сеть здравниц и др.
учреждений длит. отдыха людей. Наряду с просветительной деятельностью все большее значение приобретали и др. виды Д., особенно худож. самодеятельность. В годы Великой Отеч. войны учреждения сферы Д. вели пропагандистскую работу в армии и в тылу, участвовали в шефской работе, способствовали воспитанию народа в духе патриотизма. В послевоен. годы сеть учреждений сферы Д. расширялась; одновременно происходила их дальнейшая дифференциация. Из клубной сети выделились в самостоят. системы кинотеатры, б-ки, нар. музеи, дет. внешкольные учреждения. Быта созданы нар. ун-ты. Осн. типом учреждении Д. стали гос. и проф. клубы, дома и дворцы культуры. Организацией Д. стали заниматься также массовые обществ.орг-ции, прежде всего молодежные, творческие союзы и разл. добровольные об-ва, парки культуры и отдыха. Выбор видов досуговой деятельности индивидуален. Тем не менее можно выделить типичные для данного этапа развития общества тенденции в использовании каждой социально демографич. группой населения своего свободного времени.
Они обусловлены характерными для этих групп населения образом жизни, традициями, уровнем образования, бытовыми условиями, потребностями и ценностными ориентациями. Социологич. иссчедова-ниями, проводившимися в кон. 1980-х гг., установлено, что Значит. часть свободного времени большинство населения СССР проводило дома (в будни — до 70%, в выходные дни -ок. 50%). При этом преобладали пассивные формы досуговой деятельности общение с родными и знакомыми, просмотр телевизионных передач, чтение газет. Менее V? свободного времени занимали пребывание на открытом воздухе. Эти черты характерны для всех половозрастных групп взрослого населения, но у молодежи часть свободного времени, проводимого дома, несколько меньше, и второе место в структуре Д. занимали физкультура и спорт. Очень небольшая часть свободного времени проводилась в учреждениях Д., св. 50% опрошенных не бывали в театрах, музеях, клубах. В 1989 на одного взрослого жителя СССР приходилось за год в среднем посещений театров 0,5, музеев 0,8, кинотеатров 11. Из каждой 1000 взрослых жителей страны в постоянных коллективах худож. самодеятельности, любительских объединениях и клубах по интересам при-нимато участие всего 6 чел. Важная роль в организации Д. отводится клубной работе. Клуб представляет собой обществ. организацию, объединяющую людей в целях удовлетворения и развития их интересов, потребностей в общении, в повышении своего культурного уровня, в творческой деятельности. Эти потребности реализуются через коллективные виды самодеятельности коллективы и кружки худож. самодеятельности, худож. и техн творчества, клубы по интересам, любительские объединения. Такие коллективы самостоятельно определяют содержание и формы своей деятельности они могут создаваться при территориальных органах управления жилищным хозяйством, добровольных обществ. организациях. При клубных учреждениях организуются также раз т курсы, лектории, нар. ун ты, проводятся массовые и групповые мероприятия, концерты, праздники, экскурсии. Организацией досуговой деятельности в учреждениях длит. отдыха людей занимаются организаторы-методисты, проф. подготовка к-рых ведётся в уч-щах и ин-тах культуры. Литеоколов Э. В., Свободное вре* мя и культура досуга, Л., 1977; Трио-дин В. Е., Клуб и свободное время, М., 1982; его же, Педагогика клубной работы, М., 1984; Д арийский А. В., Просветительная работа клубов, М. 1986; Ар гай л М., Психология счастья, пер. с англ., М., 1990, гл. 4. А. В. Дорийский.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры досуга

досуг

Богатые должны были иметь больше досуга времени.

Из Атлантики