Что такое психология человека: Урок 4. Мотивация деятельности человека

Содержание

Что такое психология

Психология является важной составляющей жизни человека, ведь наша жизнь полна стрессов и переживаний, которые расшатывают нервную систему. Множество факторов влияют на психику человека, в первую очередь — это возраст, ведь в течение всей жизни любого человека преследуют различные проблемы психологического характера.

Психология — это очень интересная и не до конца изученная наука. Психология изучает подсознание человека и то, как себя ведёт человеческий мозг в различных ситуациях. Психологию можно разделить на два вида: фундаментальную и прикладную. Основными процессами, которые рассматривает фундаментальная психология, являются такие, как ощущения, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление и речь. Также фундаментальная психология изучает психические свойства и психические состояния. Прикладной психологией называют науку, изучающую практическое значение поведения людей. Если углубиться в эту науку, то можно узнать, что она изучает такие явления, как пубертатный период, социальное мышление и вообще все психологические изменения, которые происходят с человеком на протяжении всей его жизни.

Психологию в древности связывали с философией, так как она изучала вещи, которые люди не видели. Психология — одна из наук, которая исследует организм человека, но изучила лишь малую долю.

Практическое значение психология получила во время холодной войны между США и СССР, в то время, когда война велась не армиями, а разведчиками и шпионами. На разведчиков оказывалось весьма серьёзное психологическое влияние, и Советский Союз достиг определённых высот, используя психологическое оружие. Одним из видов такого оружия являлся ультразвук, человеческие уши не воспринимают его, но воздействие такого звука на человеческий мозг велико. Холодная война закончилась, и данные о психологическом оружии были засекречены, а после уничтожены, лишь малая доля просочилась в общественность.

В современном мире человек как никогда нуждается в психологии. Ведь каждый из нас окружён стрессами и проблемами, часто встречаются детские психологические травмы от какого-либо испуга или стресса. Больше всего психологическим заболеваниям подвержены дети, так как в современном мире везде похоть разврат насилие. Большое влияние оказывает компьютер, ведь если ребёнок с детства играет в жестокие игры, то потом эту жестокость он будет выплёскивать на окружающих. Чтобы доказать это, достаточно привести пример Саши из Украины. В свои четырнадцать лет Саша всё время проводит за компьютером и жестокими играми, и это серьёзно сказывается на его психике. Он перестаёт воспринимать правила уважения как должное, избивает родных, выплёскивает всю злобу на самых близких. Группа психологов решила помочь ему и вынесла не утешающий вердикт — тяжёлое психическое отклонение от нормы. Сашу поместили в психологический диспансер, где он пройдёт курс реабилитации. Но даже если он выйдет, то всё равно никогда не станет полноценным человеком, ведь пережив такое, невозможно вернуться к привычному образу жизни.

Психология на сегодняшний день изучила лишь малую долю тех знаний, что скрывает человеческий мозг, ведь пределы познания его безграничны и велики.

Но психология — это не только заболевания, это и познание самого себя и своих способностей. Ведь каждому интересно, как устроен его мозг, и на что он способен. Миллионы учёных составляют психологические тесты для людей, которым интересно познать самих себя. Все эти тесты указывают на предрасположенность того или иного человека к различного рода занятиям. Ведь зная к чему ты больше склонен, и что тебе лучше даётся, можно легко занять своё место в жизни и получать от неё удовольствие не только физическое, но и умственное. Но изучать загадки подсознания можно бесконечно, ведь, как только ты разгадаешь одну загадку, тут же появятся новые и тоже не дадут покоя, и так может продолжать до бесконечности.

Психология человека в образовании

Общие сведения о журнале

Название: «Психология человека в образовании»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 74247, выдано Роскомнадзором 09.11.2018

ISSN онлайн-версии: 2686-9527

Периодичность: 4 выпуска в год

Язык публикуемых материалов: русский, английский

Тематика: психология образования, в том числе психологическое благополучие субъектов образования, психологическая безопасность образовательной среды в современной социокультурной ситуации и т. п.

Рецензирование: двойное слепое

Плата за рецензирование и публикацию статей не взимается

Объем: 10–20 статей в выпуске

Форма распространения: сетевое издание

Принцип распространения: журнал открытого доступа

Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны

Год учреждения: 2018

Учредитель/издатель: ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Адрес учредителя/издателя: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Индексация:

Архивация: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)

 

Основные рубрики журнала

  • Теоретические исследования
  • Особенности познавательной деятельности и личности современных детей, подростков и молодежи в контексте проблем обучения
  • Личность как субъект образования на различных этапах жизненного пути и проблемы психологии воспитания
  • Психологическая безопасность образовательной среды
  • Психологические исследования детской и подростковой одаренности
  • Цифровая эволюция современного образования: психологическая теория и практика
  • Клинические и образовательные аспекты психологии здоровья
  • Психология современного педагога
  • Психологические технологии в образовании
  • Новости научной жизни
  • Краткие сообщения

 

Приблизительные сроки подготовки выпусков (2021)

Формирование выпуска  — до 11 января / 29 марта / 21 июня / 20 сентября

Предпечатная подготовка — до 9 марта / 14 июня / 30 августа / 29 ноября

Публикация на сайте журнала — до 16 марта / 21 июня / 6 сентября / 6 декабря

Индексирование — до 22 марта / 28 июня / 13 сентября / 13 декабря

20 культовых книг по психологии

Несколько лет мы в MakeRight методично собирали материал, чтобы в итоге представить вам этот список. В него мы включили самые рейтинговые и необходимые для прочтения в первую очередь книги по психологии. Некоторые книги, представленные в статье, ещё не переведены на русский язык.

{«id»:79195,»url»:»https:\/\/vc.ru\/books\/79195-20-kultovyh-knig-po-psihologii»,»title»:»20 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043a\u043d\u0438\u0433 \u043f\u043e \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438″,»services»:{«facebook»:{«url»:»https:\/\/www.facebook.com\/sharer\/sharer.php?u=https:\/\/vc.ru\/books\/79195-20-kultovyh-knig-po-psihologii»,»short_name»:»FB»,»title»:»Facebook»,»width»:600,»height»:450},»vkontakte»:{«url»:»https:\/\/vk.com\/share.php?url=https:\/\/vc.ru\/books\/79195-20-kultovyh-knig-po-psihologii&title=20 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043a\u043d\u0438\u0433 \u043f\u043e \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438″,»short_name»:»VK»,»title»:»\u0412\u041a\u043e\u043d\u0442\u0430\u043a\u0442\u0435″,»width»:600,»height»:450},»twitter»:{«url»:»https:\/\/twitter.com\/intent\/tweet?url=https:\/\/vc.ru\/books\/79195-20-kultovyh-knig-po-psihologii&text=20 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043a\u043d\u0438\u0433 \u043f\u043e \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438″,»short_name»:»TW»,»title»:»Twitter»,»width»:600,»height»:450},»telegram»:{«url»:»tg:\/\/msg_url?url=https:\/\/vc.ru\/books\/79195-20-kultovyh-knig-po-psihologii&text=20 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043a\u043d\u0438\u0433 \u043f\u043e \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438″,»short_name»:»TG»,»title»:»Telegram»,»width»:600,»height»:450},»odnoklassniki»:{«url»:»http:\/\/connect.ok.ru\/dk?st.cmd=WidgetSharePreview&service=odnoklassniki&st.shareUrl=https:\/\/vc.ru\/books\/79195-20-kultovyh-knig-po-psihologii»,»short_name»:»OK»,»title»:»\u041e\u0434\u043d\u043e\u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043d\u0438\u043a\u0438″,»width»:600,»height»:450},»email»:{«url»:»mailto:?subject=20 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043a\u043d\u0438\u0433 \u043f\u043e \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438&body=https:\/\/vc.ru\/books\/79195-20-kultovyh-knig-po-psihologii»,»short_name»:»Email»,»title»:»\u041e\u0442\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0447\u0442\u0443″,»width»:600,»height»:450}},»isFavorited»:false}

454 542 просмотров

1. «Подчинение авторитету» Стэнли Милгрема

В основе этой книги серия шокирующих психологических экспериментов, проведённых в начале 1960-х годов. В экспериментах участвовали обычные люди, но итог практически всегда оказывался одинаковым — все они готовы были причинять боль другому человеку, подчиняясь указаниями авторитета — экспериментатора.

Несмотря на то что эксперименты Стэнли Милгрэма вызвали серьёзную дискуссию в научном сообществе и споры об их этичности не утихают до сих пор, работа «Подчинение авторитету» — обязательное чтение для всех, кто хочет понять, почему так часто хорошие люди совершают плохие поступки, которые не согласуются с их ценностями.

2. «Тело ведёт счёт» Бессела Ван Дер Колка

Один из главных бестселлеров 2015 года по психологии. Критики и читатели практически единогласны в своих оценках, о чём свидетельствуют очень высокие рейтинги книги: на сайте Amazon около тысячи положительных ревью (95% от общего количества), на GoodReads — около 3500 положительных оценок (также 95% от общего количества).

В основу книги Бессела ван дер Колка легли его многолетние исследования душевных травм и их последствий. Постепенно он пришёл к выводу, что классические методы лечения психических расстройств (а сводятся они в основном к подбору антидепрессанта или нейролептика) устраняют внешние проявления болезни и притупляют ощущения, но не дают устойчивый результат. Ван дер Колк использует целый комплекс методов, среди которых фармакология — лишь небольшая часть.

3. «Семь грехов памяти» Дэниела Шактера

“The seven sins of memory”

Эта удивительная книга расскажет вам об особенностях восприятия, искажениях воспоминаний и избирательности нашей памяти.

4. «Опасные личности» Джо Наварро

Бестселлер о том, как распознать хищников, нарциссов и других ядовитых людей, с которыми нам, к сожалению, иногда приходится иметь дело. У книги более 100 положительных ревью на сайте Amazon и более 350 положительных оценок на GoodReads.

Книга основана на личном опыте работы Джо Наварро в полиции и ФБР. Она рассказывает о потенциально опасных людях, о том, как избежать встречи с ними, а если это невозможно — как им противостоять.

5. «Спотыкаясь о счастье» Дэниела Гилберта

Международный бестселлер, который неоднократно попадал в списки лучших книг по психологии от авторитетных изданий. Но эта книга вовсе не пособие по достижению счастья, как можно подумать из названия. «Спотыкаясь о счастье» — это захватывающий рассказ о том, как мы заглядываем в будущее и почему так мало знаем о потребностях и желаниях наших будущих «я».

6. «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана

«Эмоциональный интеллект». Фото книги

В своей культовой книге «Эмоциональный интеллект» психолог и научный журналист Дэниел Гоулман рассказывает о том, почему понимание своих эмоций и умение контролировать свои импульсы имеет для личного и профессионального успеха не менее важное значение, чем академические достижения и уровень коэффициента интеллекта, и почему не стоит недооценивать роль эмоций в нашей жизни.

7. «Психология влияния» Роберта Чалдини

Американский психолог Роберт Чалдини прославился благодаря книге «Психология влияния», в которой он изложил шесть принципов социального влияния. Книга до сих пор входит в рейтинги лучших книг по популярной психологии, а изложенные в ней принципы влияния должен знать каждый уважающий себя маркетолог и продажник.

8. «Биология добра и зла» Роберта Сапольски

«Биология добра и зла». Фото книги

Автор книги рассказывает об особенностях человеческого поведения и сложных механизмах, которыми оно обусловлено.

9. «Интроверты» Сьюзан Кейн

Бестселлер о том, как интроверту открыть свою силу и использовать свои преимущества в экстравертном мире. Невероятный успех этой книги показал, что её тема близка очень многим людям.

Работа Сьюзан Кейн стала лучшей книгой 2012 года по версии Amazon, изданий Inc, Fast Company, Kirkus Review, книжного магазина Barnes and Nobles. У книги более 5000 положительных отзывов на сайте Amazon и более 185 тысяч (!) положительных оценок на книжном сайте GoodReads.

10. «Человек, который принял свою жену за шляпу» Оливера Сакса

В своей культовой книге «Человек, который принял жену за шляпу» невролог и писатель Оливер Сакс рассказывает истории людей с врождёнными и приобретёнными дисфункциями мозга. Но в центре книги не столько болезни, сколько удивительное стремление людей сохранить свою индивидуальность даже перед лицом утраты способностей, необходимых для нормальной жизни.

За всеми историями, которые рассказывает Оливер Сакс, можно увидеть стремление автора найти ответ на самые важные вопросы — что такое «я», что составляет центр личности человека, может ли человек сохранить свою личность, даже несмотря на необратимые нарушения в работе мозга.

11. «Племя» Себастьяна Юнгера

“Tribe”. Фото книги

Автор рассказывает о чувстве солидарности, почти потерянном в современном цивилизованном обществе, и о том, как это чувство нам необходимо.

Книга стала одним из главных бестселлеров в жанре нон-фикшн в 2016 году, у нее около 1000 положительных ревью на сайте Amazon и более 14 тысяч положительных оценок на книжном сайте GoodReads.

Книгу рекомендуют издания New York Times, The Washington Post, The Boston Globe.

12. «Общаясь с психами» Марка Гоулстона

С людьми, которые мешают жить, вы можете столкнуться на работе и в личной жизни. Они становятся причиной страданий и проблем коллег, родных, друзей, снижают производительность организаций, в которых работают, и разрушают отношения.

В своей книге «Общаясь с психами» (в российском издании «Как разговаривать с м*даками») известный психиатр и консультант Марк Гоулстон рассказывает, как выйти из деструктивного общения победителем и самому сохранить при этом рассудок.

13. «Гипотеза счастья» Джонатана Хайдта

Бестселлер о поисках современной истины в древней мудрости. Основоположник позитивной психологии Мартин Селигман так отозвался о книге: «Для читателя, который хочет понять, что же такое счастье, мой совет: начните с Хайдта».

У книги более 400 положительных ревью на сайте Amazon и около 12 тысяч положительных оценок на GoodReads.

Книга известного социального психолога и философа Джонатана Хайдта посвящена морали и эмоциям, понятию счастья во всех его аспектах и тому, как древняя мудрость может обогатить жизнь современного человека.

14. «Сила воли» Келли Макгонигал

«Сила воли». Фото книги

Международный бестселлер и одна из самых известных книг последнего времени в жанрах популярной психологии и саморазвития.

У книги более 600 положительных ревью на сайте Amazon и более 16 тысяч положительных оценок на GoodReads.

В своей книге Келли Макгонигал рассказывает, что мы ошибаемся, когда считаем, что сила воли — это что-то навсегда заданное. На самом деле сила воли похожа на мускул, который можно тренировать и развивать.

15. «Хватит быть славным парнем» Кипа Торна

Книга американского психотерапевта Роберта Гловера “No More Mr. Nice Guy”, изначально изданная в 2003 году, стала настоящим феноменом и была переведена на несколько языков. На сайте Amazon книга получила более 500 положительных ревью, на GoodReads — более 2700 положительных оценок.

Если вы постоянно ощущаете, что действуете в угоду окружающим в ущерб своим интересам и самоуважению, то возможно, вы — «славный парень», и это — не комплимент. Книга психотерапевта Роберта Гловера рассказывает славным парням, как перестать искать одобрения окружающих и начать получать желаемое в любви и в жизни.

16. «Истоки морали» Франса де Вааля

«Истоки морали». Фото книги

В этой книге всемирно известный приматолог Франс де Вааль подвергает критике убеждение о том, что человек от природы зол и бессердечен и что лишь общественные институты сдерживают его агрессивную природу.

Наблюдения за нашими ближайшими родственниками — человекообразными обезьянами шимпанзе и бонобо и за другими млекопитающими показывают, что альтруизм и эмпатия — качества, заложенные природой, а забота о других — естественна.

Книгу рекомендуют: Роберт Сапольски, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии Стэнфордского университета и автор бестселлеров «Кто мы такие», «Биология добра и зла»; Десмонд Моррис, зоолог и этолог, автор бестселлера «Голая обезьяна».

17. «Кто в овечьей шкуре» Джорджа Саймона

Бестселлер в жанре популярной психологии, посвящённый истинным мотивам манипуляторов и техникам, которые помогают от них защититься. Книга получила множество положительных отзывов критиков и читателей. У книги более 600 положительных ревью на сайте Amazon и более 100 положительных оценок на GoodReads.

Зачастую мы не можем избежать общения с манипуляторами, нам приходится работать с ними в одной компании или жить с ними под одной крышей. Какую линию поведения выбрать в общении с такими людьми? Есть ли эффективные средства защиты собственной личности от манипуляций? На эти и многие другие вопросы отвечает книга доктора Джорджа Саймона, психолога с многолетним опытом работы с манипуляторами и их жертвами.

18. «Истинноверующий» Эрика Хоффера

Книга, которая прославила её автора, Эрика Хоффера, стала культовой и со времён своего первого издания в 1951 году многократно переиздавалась. Её включают в списки самых значимых книг по психологии и философии, что особенно удивительно, если учесть, что у её автора не было академического образования и он долгое время работал грузчиком в порту Сан-Франциско.

Тем не менее это не помешало Хофферу сделать удивительно точные наблюдения о природе и распространении массовых движений, о том, что заставляет людей примыкать к ним, забывая о своей индивидуальности.

19. «Карты смысла» Джордана Питерсона

Клинический психолог и философ, автор одной из самых нашумевших книг последнего времени «12 правил жизни», разошедшейся миллионными тиражами по всему миру. В своей первой книге «Карты смысла. Архитектура веры» (“Maps of Meaning”, на русском языке не издавалась) он более полно выразил свои взгляды.

Эта книга представляет собой переплетение современных и древних идей из психологии, нейробиологии, мифологии, философии и глубокое исследование движущих сил, определяющих поведение человека.

Автор исследует вопросы, почему мы ненавидим других, как обычные люди оказываются способны на самые невообразимые жестокости, почему одни люди выбирают путь добра, а другие — зла, для чего нам нужны дисциплина и поиск смысла.

20. «Сказать жизни “да”» Виктора Франкла

Книга была впервые издана в 1946 году, через год после освобождения её автора, австрийского психолога Виктора Франкла, из концлагеря. Со временем книга стала всемирно известной, а Виктор Франкл прославился как создатель логотерапии — направления психологии, которое помогает человеку найти смысл жизни.

Виктор Франкл оказал огромное влияние на послевоенную философию и психологию, и отголоски его идей можно найти в работах таких авторов, как Абрахам Маслоу, Мартин Селигман и даже Стивен Кови.

В книге «Психолог в концлагере» Виктор Франкл рассказал о своей жизни заключённого нацистского концлагеря. Но основная тема его книги — не ужасы концлагерей, а психология заключённого в её динамике. Виктор Франкл описывает, почему одни заключённые ломались, а другие в тех же условиях сохраняли непоколебимую силу духа.

На этом, конечно же, не всё. Книг по психологии, которые достойны внимания, ещё очень много. Поэтому, продолжение следует…

«Психология человека с оружием усиливается в сторону агрессии»

Есть еще одна проблема. У нас травматическое оружие визуально является полным аналогом боевого. Демонстрация такого оружия для человека, который воспримет его как боевое, может вызвать сильнейшую ответную агрессию. Обычно защитники травматики аргументируют свою позицию тем, что кухонным ножом и топором у нас совершено гораздо больше преступлений. Зачем забирать травматику, мы же ножи и вилки не запретим? Нет не запретим, но разрешение на травматическое оружие сегодня сформировало неправильное представление о собственной безопасности, самообороне и возможности адекватного поведения в конфликтной ситуации. Люди перестали разговаривать друг с другом, уступать друг другу, а сразу же достают пистолет и стреляют. Все сдерживающие факторы, все человеческие инструменты в общении ушли в никуда. 

Выдача травматического оружия широкому кругу лиц, имеющих разный психологический статус, разный жизненный опыт, культуру поведения, создала реальные предпосылки увеличения волны насилия в обществе. Только за последний год количество совершенных преступлений с использованием травматики выросло по отдельным регионам в 6-7 раз.

В обществе изменилось отношение к самообороне. На протяжении последних лет с момента принятия закона «Об оружии» (его приняли 15 лет назад) мы с вами имеем ряд негативных тенденций, которые формируются в обществе, как некий тренд поведения. Это заслуживает оценки законодателей, правоохранительных органов и критической оценки общества. 

Когда начала работу Дума 6-го созыва, в комитете прошел аудит тех законодательных инициатив, которые были накоплены за предыдущие годы. И должна сказать, что законотворческая активность субъектов РФ по вопросу оборота оружия достаточно высока. В комитете имелся целый ряд законодательных инициатив, которые накапливались не один год. Мы поставили задачу разобраться, почему регионы проявляют такую обеспокоенность по целому ряду вопросов. На мой взгляд, несмотря на то, что регионами не было найдено правильного технико-юридического решения, сама проблема была обозначена верно. 

Я напомню эти проблемы, которые требуют решения. Это, например, вопросы, связанные с ношением оружия в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Вопросы, связанные с единообразным унифицированным учетом оружия с момента его производства. С тем, чтобы было понятно, какой путь проходило оружие, если совершено противоправное действие с его использованием. И сегодня проблема создания такой системы учета действительно существует, потому что ее отсутствие создает сложности при раскрытии преступлений. Более того, законопослушные владельцы оружия заинтересованы в том, чтобы находиться вне подозрений. Закон должен позволять четко отслеживать путь оружия от момента его производства до смены пользователя. 

Сегодня существует и другая проблема, и она будет адресована Министерству образования. Были приняты правильные решения по поводу разработки образовательных программ. Мы дали право учебным заведениям лицензионно осуществлять подготовку граждан к ношению оружия, но процесс тормозится. К сожалению, мы констатируем, что не проработана важнейшая часть вопроса, которая должна быть решена в первую очередь, до того, как приняты решения о вооружении населения. Не проведя образовательную работу, психологическую подготовку принимать решения по вооружению было нельзя. 

Кроме того, мы понимаем, что сегодня существует достаточно формальный поход о предоставлении информации о состоянии здоровья. Не все люди, которые страдают алкоголизмом, наркоманией или имеют традицию регулярно принимать алкоголь, состоят на официальном учете. И сегодня формальный подход к проведению медицинского освидетельствования и отсутствие сбора информации по месту жительства, с места работы по поводу психологического статуса человека формируют ситуацию, когда получая те или иные справки мы, на самом деле, не имеем уверенности в том, что оружие дается адекватному человеку, который может правильно оценивать свое положение и свою ответственность. 

Цифры, которые мы имеем по Российской Федерации, достаточно серьезные. 5 млн наделены правом ношения оружия. Из них – около полутора миллионов – имеют травматику. В силу того, что мы не накопили достаточно информации или ее просто нет, слишком мало данных о том, что травматика используется для самообороны. Это оружие чаще используется для нападения. Вместо диалога действует оружие … 

Психология человека с оружием усиливается в сторону агрессии. Хотелось бы предостеречь те горячие головы, которые предлагают разрешить населению носить огнестрельное оружие. 

На площадке комитета мы готовим законодательные инициативы по усилению ответственности субъектов по фактам ношения оружия в алкогольном и наркотическом опьянении. Мы считаем, что сегодня необходимо рассмотреть вопрос об ограничении права на ношение оружия по всем фактам неосторожного применения оружия. Потому что мы имеем дело с неуравновешенной формой поведения или склонностью к причинению вреда здоровью человека. 

Часто обсуждается вопрос установления комиссионного порядка решения по выдаче разрешения на оружие. Сейчас мы постоянно говорим об общественном контроле. Тогда почему мы боимся общественного контроля и включения представителей общественных организаций в комиссионное принятие решений? Это не отменяет лицензирования, но у нас будет дополнительный уровень и дополнительная стадия в принятии решения по обеспечению общественной безопасности. 

 

Полностью обсуждение темы «Легализация огнестрельного: «за» и «против»» читайте в разделе «ЧТО ВОЛНУЕТ ОБЩЕСТВО?»

 

Психологические рекомендации о поведении и деятельности человека в экстремальной ситуации пандемии (COVID-19)

Актуальная ситуация жизни современного человека, в соответствии с решением ВОЗ о пандемии, государственными и административными решениями, медицинскими рекомендациями, связанными с угрозой заражения и распространения коронавируса (COVID-19), является экстремальной ситуацией. В ней существование человека выходит за пределы обычной, повседневной реальности, нарушая привычный уклад жизни, в новую реальность с высокой угрозой здоровью и жизни человека, его окружения и общества. Перед каждым из нас встаёт фундаментальная жизненная, экзистенциальная задача ресоциализации – пересмотра ценностно-смысловых отношений человека к миру и трансформации его образа жизни.

С учётом психологии человека в экстремальной ситуации рекомендуем:

  1. В этой критической ситуации каждый гражданин, хотя он первоначально может и не отражать реальную угрозу, должен занять ответственную личностную и гражданскую позицию: осознать и принять новую экстремальную логику жизни и новые требования реальности. В соответствии с этим, он должен перестроить свой образ жизни, деятельность, поведение, общение и свои отношения к различным сторонам жизни, в том числе, к самому себе и другим.
  2. Экстремальный стиль существования НЕ ОЗНАЧАЕТ ни капитулирование, душевное или духовное (впадая в отчаяние, предаваясь панике и апокалиптическим умонастроениям), ни игнорирование новой реальности, в том числе, медицинских и иных рекомендаций (относясь к ней легкомысленно, несерьезно).
  3. Это ОЗНАЧАЕТ активное, позитивное, оптимистическое, жизнеутверждающее, что важно, реалистичное отношение к жизни, позволяющее даже задействовать новые глубинные ресурсы личности. Притом так, чтобы продолжать существовать полноценно, осуществляя свою жизнедеятельность, в том числе, в разных формах дистантной работы, цифровой коммуникации, в то же время учитывая реальную угрозу и заботясь о здоровье и жизни как своей, так и окружающих.
  4. Конструктивно работать с информацией. Получать информацию о пандемии COVID-19 из официальных источников и делиться со своим окружением проверенными данными. Минимизировать чтение, просмотр, прослушивание и обсуждение негативной информации. Не втягиваться в активные дискуссии, споры с окружающими, перепалки в соцсетях и мессенджерах и исключить массовые рассылки и репосты из непроверенных источников.
  5. Работать над собой. Люди должны серьезно относиться к угрозе, связанной с коронавирусом, и в то же время реально и рационально оценивать летальные последствия. Мыслить, переживать и действовать в позитивном ключе. Сохранять спокойствие, дистанцироваться от негативных образов, воспринимать их отстранённо, концентрироваться на хорошем, на приятных впечатлениях и сторонах жизни. Переключать себя от бесконечного муссирования угроз, мысленной «жвачки» вокруг тем о коронавирусе. Не «заводить» себя рисованием в воображении страшных картин и ожидаемых угроз, а направлять себя на выполнение всевозможных рабочих и домашних дел и забот, творческую деятельность, хобби, общение с близкими.
  6. Заботиться о других: заботясь о себе, не забывайте о других. Помогите детям соблюдать медицинские и иные рекомендации, перестроить их жизнедеятельность, в том числе, учебную, образовательную, воспитательную деятельность, творческие занятия, игры. Поддерживайте близких, помогите пожилым родственникам, которые попадают в зону особого риска. Проявляйте сопереживание и соучастие в жизни своего окружения, с учетом требований к дистантности. Забота о других поддерживает в Вас позитивный настрой и повышает осмысленность жизни.
  7. Строго выполнять медицинские рекомендации, правила гигиены, безопасного поведения и дистантного режима функционирования. Продолжайте вести здоровый образ жизни и в превентивной ситуации, и в ситуации карантина, и в случае заболевания коронавирусом. Соблюдайте режим работы, отдыха и сна, поддерживайте физическую активность для повышения иммунитета, делайте дыхательную гимнастику, проветривайте помещения – патогенный вирус боится кислорода.
  8. Если вы находитесь на карантине, не поддавайтесь упадническому настроению и негативным состояниям, а настройте себя на лучшее, благоприятный исход, позитивно отнеситесь к жизни. С другой стороны, не игнорируйте потенциальную угрозу и не покидайте самовольно медицинское учреждение или иное место карантина. Помните, что вы являетесь потенциальной угрозой для других людей.
  9. Если вы инфицированы коронавирусом, то воспринимайте ситуацию как ситуацию испытания, требующую от вас стойкости и мужества, четко выполняйте указания врачей, работайте над собой и помогите своему организму справиться с недомоганием.
  10. Помните: экстремальная ситуация – это не только ситуация страдания и расстройства, но и ситуация стойкости, мужества, просветления и роста личности».

Автор : Мадрудин Шамсудинович Магомед-Эминов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологической помощи и ресоциализации факультета психологии Московского государственного университета 

Полный текст опубликован на ресурсе «Психологическая газета»

https://psy.su/feed/8043/

 

Что и как ускользает от внимания человека – Наука – Коммерсантъ

текст Мария Фаликман кандидат психологических наук, иллюстрация Родион Китаев

Внимание человека не может быть направлено на все внешние воздействия сразу, оно ограничено. Можно даже измерить его объем, предъявив человеку много потенциальных объектов внимания на короткое время и подсчитав, сколько он успеет разглядеть. Главное следствие этого ограничения заключается в том, что от нашего внимания постоянно что-то ускользает, и мы то и дело допускаем разнообразные ошибки. Но если в одних случаях эти ошибки не более чем забавны, то в других — например, во время управления автомобилем или в работе авиадиспетчера — могут быть опасны.

В лаборатории когнитивных исследований Высшей школы экономики изучают одну из ошибок внимания, разгадку которой психологи ищут уже не первое десятилетие, — так называемую «слепоту к изменению» (change blindness). Эта ошибка заключается в том, что нам очень трудно обнаружить изменение в поле зрения, если оно происходит вне фокуса внимания. Любому известно по собственному опыту, как трудно бывает найти десять отличий в двух идентичных на первый взгляд изображениях, переводя взгляд с одного на другое. Психологи для изучения этого явления изобрели целый ряд методик: например, поочередное краткое предъявление двух вариантов одной и той же картинки в режиме циклического «обрыва пленки», во время которого на исходной картинке может исчезать (а потом вновь появляться и вновь исчезать) существенная часть изображения — допустим, дерево в городском пейзаже или турбина самолета. Без прерывания любое изменение автоматически обнаруживается детекторами движения, которыми вооружена наша сетчатка. Казалось бы, для реальной жизни такие прерывания не характерны, но на самом деле они встречаются сплошь и рядом, их наиболее частые причины — мигание и перевод взгляда.

Исследуя слепоту к изменению, кандидат психологических наук Игорь Уточкин, заведующий лабораторией когнитивных исследований НИУ ВШЭ, открыл еще одно удивительное явление: если наблюдателю все-таки удалось отыскать изменение, то второе изменение рядом с первым придется искать существенно дольше, а в некоторых случаях оно и вовсе не найдется. Для обозначения этого явления пришлось даже придумать специальный термин — «мертвая зона внимания». Чтобы обнаружить этот эффект, достаточно показать человеку картинку с тремя изменениями: центральным — хорошо заметным, даже бросающимся в глаза, чтобы человек нашел его сразу, и еще двумя, расположенными рядом с центральным и подальше от него. Если первое изменение наблюдатель находил в среднем за 5 секунд, то отыскание второго далекого изменения занимало около 20 секунд, а второго изменения в «мертвой зоне» внимания — около 40-50; примерно в половине случаев участники эксперимента либо отказывались от решения этой дополнительной задачи, сообщая, что больше ничего не меняется, либо допускали ошибку в обнаружении изменения. Эффект оказался очень устойчивым. Исследования в лаборатории, которые Уточкин проводил совместно с кандидатом психологических наук Юлией Стакиной, показали, что даже если человеку рассказать о «мертвой зоне внимания», это не помогает ему быстрее найти изменение рядом с тем, которое только что было обнаружено. А значит, дело в том, что наше внимание избегает возвращаться к тем местам в окружающем мире, где оно уже побывало: видимо, с эволюционной точки зрения возвращаться менее полезно, чем рассматривать новые, еще не обследованные места.

Еще одну ошибку, типичную для нашего внимания — «слепоту по невниманию» (inattentional blindness), — изучают на факультете психологии Санкт-Петербургского университета. Эта ошибка состоит в том, что мы, выполняя определенную задачу, не замечаем появления неожиданных и не связанных с этой задачей объектов, даже если смотрим прямо туда, где эти объекты появляются. Самый известный пример слепоты по невниманию — «невидимая горилла», главное действующее лицо серии экспериментов, проведенных профессором Иллинойского университета Дэниелом Саймонсом совместно с Кристофером Шабри и описанных в одноименной книге, вышедшей несколько лет назад на русском языке. Если группа людей смотрит видеоролик, в котором передают друг другу баскетбольный мяч две команды игроков — в белом и в черном, и считают количество передач в одной из команд (как правило, в белых футболках, хотя можно и в черных), то не менее половины из них не заметят гориллу, которая проходит через весь экран и даже останавливается в самой середине спортивного зала, чтобы несколько раз ударить себя в грудь.

Незаметный рабочий


Пожалуй, самый знаменитый эксперимент со «слепотой к изменению» был проведен в конце 1990-х в Иллинойском университете Дэниелом Саймонсом и Дэниелом Левиным. Прелесть его состояла в том, что эксперимент был проведен прямо на улице, в университетском городке, где к прохожему подходил помощник экспериментатора с картой в руках и просил объяснить, как пройти к библиотеке. В процессе объяснения между собеседниками проходили двое рабочих, которые несли дверь. Помощник экспериментатора менялся местами с одним из рабочих, и разговор продолжался: высокий процент участников этого эксперимента не замечал подмены собеседника! Аналогичные результаты были получены в другом исследовании, где помощник экспериментатора, который должен был зарегистрировать участника эксперимента, приседал за стойку регистрации, чтобы достать анкету, а поднимался оттуда другой помощник. На этом эксперимент заканчивался. Обнаружилось, что даже в этом случае очень немногие замечали, что регистратор поменялся. В течение полутора десятилетий психологи, а потом и нейрофизиологи пытались понять, почему так происходит, и выяснили, что дело, по всей видимости, в пространственном направлении внимания: нам кажется, что мы видим все вокруг, но на самом деле в момент изменения смотрим не туда, где оно происходит.

Доцент СПбГУ Мария Кувалдина с коллегами работают с моделью этой ситуации, которую предложил американский психолог Стивен Мост. По экрану хаотически движутся белые и черные фигурки, похожие на крестики, и участник эксперимента подсчитывает количество соударений фигурок одного из наборов (например, тоже белых) с краями экрана. В это время из-за правого края экрана выплывает хорошо отличимая фигурка светло-серого цвета и, проплыв через весь экран, исчезает за левым краем. Опрос участников показывает, что эту фигурку они замечают столь же редко, как и гориллу в ролике с баскетболистами, то есть не более чем в половине случаев. Причем, сколь бы ни был похож неожиданный объект на нужные, наблюдатель все равно не замечает его появления! Видимо, настройки нашего внимания слишком специфичны для того, чтобы включить туда предмет с чуть отличающимися от остальных свойствами.

Исследователи решили проверить гипотезу о том, что на «слепоту» может повлиять готовность наблюдателя к появлению чего-то еще помимо той информации, с которой он работает. В очередной серии экспериментов Марии Кувалдиной и ее коллеги Ники Адамян на экране компьютера были разбросаны буквосочетания, из которых участники эксперимента должны были составить слово. Помимо основного набора буквосочетаний с буквами черного цвета на экране возникала еще пара букв светло-серого цвета. Эти буквы можно было не заметить, а можно использовать в задании: например, без них могло получиться слово «пример», а с ними — слово «примерка» или «примерно». В эксперименте приняли участие 132 человека. Обнаружилось, что даже в этом случае возникает «слепота по невниманию»: люди часто не замечают «лишний» — пригодный, но отличающийся от остальных — слог. Однако, если оказывалось, что слово с добавленным слогом встречается в русском языке чаще, чем слово без него, то «слепота по невниманию» наблюдалась реже: если высокочастотного продолжения («примерно») не замечают 50% участников, то низкочастотного («примерка») — уже 77%. Это означает, что, даже если незамеченный объект не достигает сознания, он все равно обрабатывается и при определенных условиях может быть использован для решения стоящих перед нами задач.

В наших экспериментах тоже неоднократно было показано, что если отдельные объекты-буквы входят в состав слова родного языка, то наблюдатель способен обнаружить их, — а иначе не заметил бы. Это явление, получившее название «эффект превосходства слова», было описано в психологии на самых ранних этапах научного изучения внимания, во второй половине XIX века: уже тогда американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл, стажировавшийся в лейпцигской лаборатории основателя психологии Вильгельма Вундта, экспериментально показал, что человек за короткое время может узнать и назвать намного больше букв, если они образуют слово. Сравните сами: ЕОСАЗКРТ и СТРЕКОЗА — сколько букв удалось запомнить с первого взгляда в каждом случае?

Мы с коллегой Еленой Горбуновой обнаружили, что если ставить перед наблюдателем задачу назвать одну букву из такой строки и при этом отвлекать его внимание от этой строки, то человек решает задачу лучше, когда буква входит в состав слова. При этом отвлекать внимание можно разными способами. Самый простой: стрелочкой показать, в какой стороне экрана компьютера появится буква в составе слова, а сразу после этой подсказки показать стимул с другой стороны. Посложнее: быстро предъявлять стимулы друг за другом в центре экрана, предварительно поставив перед наблюдателем не одну, а две задачи: например, найти среди множества строк из цифр две строки из букв и назвать среднюю букву. При этом если первая и вторая буквенные строки разделены менее чем половиной секунды, то вторую строку человек обычно не замечает — эта ошибка внимания, описанная канадскими психологами в начале 1990-х, называется «миганием внимания» (attentional blink). Наблюдатель постоянно, не мигая, смотрит на ряд стремительно сменяющих друг друга в одном и том же месте зрительных объектов, среди которых нужно обнаружить и опознать два, но его внимание как будто мигает сразу после обнаружения первого объекта, и заметить второй уже не удается, пока первый не будет полностью обработан.

Слово как курсор


В России внимание изучают не только в Москве и Петербурге, но и в университетах других городов. Например, в Томском университете сотрудники лаборатории когнитивных исследований языка Алексей Миклашевский и Оксана Царегородцева совместно с болгарским психолингвистом Арминой Джанян исследуют, как на направление нашего внимания влияют прочитываемые нами слова. Достаточно человеку прочесть слово «солнце», и его внимание автоматически соскальзывает вверх, туда, где солнце располагается в реальном мире. Иначе говоря, слово играет роль подсказки-курсора, управляя вниманием помимо наших намерений и доказывая, что все наше познание развивается из взаимодействия с окружающим миром и отражает его структуру. А психологи из Ярославского университета Илья Владимиров и Сергей Коровкин исследуют загрузку внимания в ходе решения задач на догадку, требующих только сообразительности, и задач на применение правил, предполагающих реализацию известного алгоритма. Для этого в дополнение к основной, мыслительной задаче участники экспериментов параллельно решают еще одну, требующую внимания. Подобранные задачи позволяют понять, насколько загружено внимание человека на разных этапах решения основной задачи. Исследователям удалось показать, что алгоритмические и творческие задачи решаются по-разному: чем мы ближе к решению алгоритмической задачи, тем больше внимания она требует, а при решении задач на догадку требования к вниманию по мере приближения к ответу не возрастают.

Наши исследования показали, что буква в составе слова замечается в таком ряду более успешно, чем буква в случайно подобранном наборе букв (допустим, КЬНЦП). То же самое верно и для случая, когда мы отвлекаем внимание в другую сторону экрана: слово помогает нам более успешно опознать букву в его составе. Но, помимо сходства в том, как работает «эффект превосходства слова» в этих двух условиях, есть и различия. На самом деле, мы использовали не только слова и случайные последовательности букв, но и последовательности, похожие на слова русского языка (например, ПОШКА) — психологи и психолингвисты называют их «псевдословами». Эти три типа стимулов предъявлялись в трех разных условиях. В первом внимание было направлено на слово (например, мы дали подсказку стрелочкой влево и показали слово слева). Во втором мы отвлекали внимание от места появления слова неверной подсказкой-стрелочкой. А в третьем наблюдатель смотрел прямо на место появления слова, но его внимание было отвлечено из-за «мигания внимания». Обнаружилось, что во всех случаях, когда человек смотрит на место предъявления слова, вне зависимости от того, занято его внимание или нет, можно получить не только эффект превосходства слова, но и «эффект превосходства псевдослова». Иначе говоря, в фокусе пространственного внимания опознанию буквы помогает не только наше знание слов родного языка, но и представление о допустимом порядке букв в словах. А если отвлечь внимание от места появления буквенной строки, то слово увеличивает успешность отчета о букве, а псевдослово воспринимается просто как случайная буквенная строка и не помогает решить задачу. А значит, внимание вниманию рознь: пространственные перенаправления и умственная перегрузка по-разному влияют на закономерности решения зрительных задач.

Конечно, это лишь несколько штрихов, намечающих общую панораму исследований в отечественной психологии, и несколько примеров экспериментов, которых несравненно больше даже в упомянутых лабораториях и научных группах. Но хотелось бы верить, что эти исследования вносят посильный вклад в разгадку этого самого загадочного из наших познавательных процессов.

Открытое образование — Психология

  • 16 weeks
  • from 6 to 7 hours per week
  • 3 credit points

Курс «Психология» ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации. Слушатели получат знания об основных психологических понятиях и феноменах. Курс позволит сформировать навыки психологического анализа, прогнозирования и объяснения поведения человека в различных ситуациях.

About

Курс ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации.

В рамках курса слушатели познакомятся с основными психологическими понятиями и феноменами, получат представление о психологии как науке и практике, а также навыки психологического анализа различных психических феноменов, прогнозирования и объяснения поведения человека в различных ситуациях.

К чтению лекций привлекаются ведущие сотрудники департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Format

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 20 вопросов и в конце курса будет итоговый тестовый экзамен.

Information resources

Основная литература: 

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М: Юрайт, 2011.
  2. Гулевич О.А., Сариева И.Р. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. :АСТ, 2015
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство “Питер”, 2000

Дополнительная литература:

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб., 2002.
  2. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.
  3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб-М., 2002.
  4. Барлас Т.В. Психологический практикум для начинающих. М., 2014
  5. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. СПб: Питер, 2003.
  6. Брайнт Д., Джонс Ф. Стресс: теории исследования, мифы. СПб-М., 2003.
  7. Гейвин Х. Когнитивная психология. СПб: Питер, 2003.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1996.
  9. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб., 2004.
  10. Дружинин  В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2000.
  11. Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории исследования. М., 2012.
  12. Личностный потенциал: структура и динамика. М., 2011.
  13. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 2014.
  14. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. -СПб., 1999.
  15. Мацумото Д. Культура и эмоции // Психология и культура / Под  ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. Глава 10.
  16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  17. Социальная психология  / Под ред. С. Московичи. СПб., 2007.
  18. Тернер Д. Социальное влияние. СПб:, 2003.
  19. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
  20. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. СПб., 2004.
  21. Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб-М., 2003.
  22. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / Пер. с англ. — М.:, 1997. Главы 2-4, 7,8, 14.
  23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999.
  24. Шабри К., Саймонс Д. Невидимая горилла, или История о том, как обманчива наша интуиция. М., 2011.
  25. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.

Requirements

Этот курс рассчитан на слушателей без предварительной подготовки.

Course program

НЕДЕЛЯ 1: История и методология психологии

НЕДЕЛЯ 2: Познавательные процессы: Ощущение, восприятие, внимание

НЕДЕЛЯ 3: Познавательные процессы: Память

НЕДЕЛЯ 4: Познавательные процессы: Мышление

НЕДЕЛЯ 5: Мотивация

НЕДЕЛЯ 6: Эмоции

НЕДЕЛЯ 7: Подходы к пониманию личности. Часть 1.

НЕДЕЛЯ 8: Подходы к пониманию личности. Часть 2.

НЕДЕЛЯ 9: Психология индивидуальных различий. Часть 1. 

НЕДЕЛЯ 10: Психология индивидуальных различий. Часть 2.

НЕДЕЛЯ 11: Психология развития

НЕДЕЛЯ 12: Человек в обществе

НЕДЕЛЯ 13: Человек в группе

НЕДЕЛЯ 14: Прикладная психология: психология в организации  

НЕДЕЛЯ 15: Прикладная психология: решение практических проблем и задач

НЕДЕЛЯ 16: Психология в междисциплинарном пространстве: психофизиология и психогенетика

Education results

  • способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
  • способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
  • способность к самоорганизации и самообразованию;

Education directions

Для бакалаврских программ любых направлений подготовки.

Психология человека — обзор

Понимание того, как работает профилирование

Некоторые люди, в том числе некоторые сотрудники правоохранительных органов, считают криминальное профилирование экзотической тактикой расследования «в крайнем случае». Эти скептики приравнивают работу профилировщика к работе «судебных экстрасенсов», которые предлагают свои способности ясновидения для помощи в раскрытии преступлений. Однако профилирование — это процесс, основанный на сборе информации и последующем ее анализе с применением логики.

Профайлеры делают выводы о личности преступника и других характеристиках на основании следующих показателей:

Их наблюдения за местом преступления и места преступления

Показания свидетелей и потерпевших

Их знания в области психологии человека и психологии преступников

Существование закономерностей и взаимосвязей между различными преступлениями

John E.Дуглас, бывший аналитик ФБР, говорит в своей книге Mindhunter : «Поведение отражает личность». Профайлеры исследуют поведение преступника и разрабатывают описание его личности.

Часто важной частью работы криминального профилировщика является сравнение фактов и впечатлений от группы преступлений и определение вероятности того, что преступления были совершены одним и тем же лицом. Неудивительно, что неоднократные преступники являются созданиями привычки, не считая того факта, что они продолжают совершать преступления.Они склонны делать что-то каждый раз одинаково; в обиходе это известно как modus operandi преступника (метод действия, или МО). Поведение, которое преступник повторяет на каждом месте преступления, особенно если такое поведение, кажется, удовлетворяет психологическую потребность (в отличие от практических соображений), также известно как подпись преступника . Киберпреступники, как и другие преступники, часто выдают себя по своим МО или подписям.

Существует два основных метода профилирования: индуктивный и дедуктивный.Каждый основан на определенном методе рассуждений или логики. Как правило, индуктивное рассуждение , работает от частного к общему, тогда как дедуктивное рассуждение работает от более общего к более конкретному.

При индуктивном рассуждении вы начинаете с наблюдений или информации, а затем придумываете теорию, которую применяете к новым обстоятельствам. Используя дедуктивное рассуждение, вы начинаете с предпосылки, а затем делаете конкретные выводы, основанные на этой предпосылке. Для лучшего понимания см. Упражнения по индуктивным и дедуктивным рассуждениям Университета Сан-Хосе на сайте www.sjsu.edu/depts/itl/graphics/induc/ind-ded.html.

Индуктивное профилирование

Индуктивное профилирование Метод основан на статистике и сравнительном анализе для создания профиля. Собирается информация о преступниках, совершивших определенный вид преступления. Информация может принимать форму официальных исследований осужденных преступников, неформального наблюдения за известными преступниками, клинических или иных интервью с преступниками, которые, как известно, совершили определенные преступления, а также данных, уже имеющихся в базах данных.

Анализируя данные и устанавливая корреляции, составитель профилей делает вывод, что характеристики, общие для статистически значимого числа преступников, совершающих определенный тип преступления, применимы и к другим преступникам, совершающим тот же тип преступления. Модель индуктивного профилирования обычно дает конкретные и обобщенные результаты.

Дедуктивное профилирование

Согласно Аристотелю, дедукция — это аргумент, в котором, когда устанавливаются определенные вещи, через них обязательно происходит нечто иное, чем они.

Метод дедуктивного профилирования основан на применении дедуктивного рассуждения к наблюдаемым свидетельствам. Следователи собирают общую информацию о преступлении, а профилировщик делает конкретные выводы о характеристиках преступника, основываясь на опыте, знаниях и критическом мышлении профилировщика. Виктимология, место преступления, судебно-медицинские доказательства и поведенческий анализ — все это компоненты дедуктивного процесса.

Дедуктивный метод включает в себя несколько отдельных шагов:

1

Проблема сформулирована.

2

Информация собрана.

3

Сформулирована рабочая гипотеза.

4

Гипотеза проверена.

5

Проверяются результаты тестирования.

6

Сделан один или несколько выводов.

Гипотезы можно проверить с помощью , если / тогда мышление . Мы могли бы начать с такой гипотезы, как «Хакеры в большинстве своем безвредны.«Если наша гипотеза верна, данные должны показать, что подавляющее большинство инцидентов взлома не причиняют денежных потерь или другого вреда компаниям или лицам, чьи системы были взломаны. Обнаружение одного или двух случаев потери или вреда не опровергнет гипотезу, но если мы обнаружим большое количество случаев, несовместимых с нашей гипотезой, мы можем считать ее недействительной. Таким образом, наш вывод может быть противоположным гипотезе, с которой мы начали: хакеры , а не «в основном безвредны.

Профилировщики, использующие дедуктивный метод, часто упоминают, что успех зависит от способности «проникнуть в разум» преступника, думать так, как думает преступник, понимать мотивы преступника и предсказывать его будущие действия. Лучшие дедуктивные профилировщики могут заявить, что они полагаются на интуицию или что они используют здравый смысл для разработки профилей. Однако тщательное изучение обычно показывает, что «здравый смысл», на который они ссылаются, — это процесс логического мышления, примененный к твердым свидетельствам, которые они собрали и наблюдали.Этот мыслительный процесс может происходить подсознательно, приводя к «интуитивным ощущениям», которые на самом деле не возникают ниоткуда, а являются результатом долгих часов или дней подсознательной обработки массы информации.

В отличие от индуктивного процесса, который основан на статистических данных (и которые могут обрабатываться компьютером не хуже человека), дедуктивное мышление требует интеллекта, на который машины еще не способны. Дедуктивное мышление — это не только навык, но и талант, с которым некоторые люди, кажется, родились, а другим никогда не научиться.Самые талантливые детективы, как правило, мастера дедуктивного мышления. Мы обсудим квалификацию и характеристики хорошего следователя позже в этой главе, в разделе «Понимание кибериследователей».

Note

Возможно, одним из самых известных сторонников дедуктивного мышления был сэр Артур Конан Дойл, шотландский писатель и врач, создавший персонажа Шерлока Холмса в 1880-х годах. Дойл резюмировал дедуктивный метод довольно лаконично: «Это моя старая максима: когда вы исключили невозможное, все, что остается, каким бы невероятным оно ни было, должно быть истиной.”

Использование уголовного профиля

Профиль не может сам по себе раскрыть уголовное дело. Однако профиль может использоваться для нескольких целей:

Для сужения круга подозреваемых

Для связи связанных преступлений

Чтобы дать следователям ценные зацепки для отслеживания

Хотя профиль сам по себе не является доказательством вины конкретного подозреваемого, его можно использовать в суде вместе с показаниями свидетеля-эксперта. Свидетели-эксперты , в отличие от других свидетелей по уголовному делу, могут высказывать свое мнение. Свидетель-эксперт может ссылаться на профиль преступника как на основание для заключения о высокой вероятности связи между конкретным подозреваемым и конкретным местом преступления. Мы обсуждаем свидетелей-экспертов и показания экспертов более подробно в главе 17.

Профилирование, основанное на сборе больших объемов данных о киберпреступности и тех, кто ее совершает, может служить другой цели.По мере того как картина типичного киберпреступника начинает проясняться, мы можем быть вынуждены пересмотреть наши собственные заблуждения о киберпреступниках, основанные на мифах СМИ и нескольких анекдотических случаях.

Психология как наука о человеке

Психологический факультет Университета Дюкен известен во всем мире своими стипендиями в области психологии гуманитарных наук. Что значит представлять психологию и практиковать ее как «науку о человеке»? Этот подход включает в себя множество интерпретационных точек зрения, имеющих общие корни и сходные представления о том, что значит быть человеком.Эти точки зрения определяют цели и методы исследования и практики.

Традиционно естественные науки полагались на количественные экспериментальные методы исследования для достижения своей цели прогнозирования и контроля. Психологи-гуманитарии давно считают, что, хотя этот подход может быть уместен в применении к физическим объектам (например, изучаемым физикой и химией), он часто неуместен в применении к человеческим явлениям, таким как история, культура, искусство и многое другое в психологии. .

Психологическое изучение людей часто требует особых методологий, которые стремятся понять людей и которые позволяют делиться этим пониманием на службе здоровья и благополучия. Следуя с этой точки зрения, психология гуманитарных наук делает упор на качественные исследования, которые исследуют вопросы, касающиеся смысла, ценностей, опыта и культуры. Точно так же в области клинической психологии психологи-гуманитарные специалисты включают эту точку зрения и результаты ее исследований в практику психотерапии.

Дюкен делает упор на психологию как науку о человеке означает, что курсовая работа способствует критическому и творческому мышлению о природе психологических явлений и предполагаемых фактах, обнаруженных в ходе исследований и практики. Студентам предлагается рассмотреть предположения о людях, которые лежат в основе различных терапевтических и исследовательских подходов, теорий и практик, и обнаружить значимость психологии в их собственном опыте и повседневной жизни.

Стипендия нашего факультета психологии высоко ценится в Соединенных Штатах и ​​во всем мире.Как и в других дисциплинах в Duquesne, студенты имеют значительное преимущество, поскольку их преподают эти престижные ученые и извлекают выгоду из их передовых исследований.

Что такое «гуманитарная наука»? Принимая во внимание разнообразие точек зрения, точное определение термина «гуманитарная наука» неуловимо и в конечном итоге зависит от ваших определений «человека» и «науки». Тем не менее, термин «гуманитарный научный подход» в психологии относится к множеству родственных точек зрения, которые имеют некоторые общие корни и предположения о целях и методах нашей дисциплины.

Первым, кто стал рассматривать психологию как науку о человеке, был Вильгельм Дильтей, чей двухтомный трактат «Введение в гуманитарные науки» вышел в 1893 году. Дильтей утверждал, что естественные науки используют экспериментальные и количественные методы исследования, которые стремятся предсказывать и контролировать поведение людей. объекты и поэтому не подходят для изучения истории человечества, психологии или искусства. Изучение человеческого разума и его артефактов требует отдельной методологии, которая не стремится предсказать или контролировать поведение людей, но вместо этого стремится понять его.

Чтобы понять, что имел в виду Дильтей, рассмотрим различие между немецкими словами Erklären и Verstehen. Erklären означает объяснение объектов, событий и процессов с точки зрения предшествующих причин в натуралистических терминах, как это делают естественные науки. Это в равной степени применимо к поведению неодушевленной материи, других видов животных и людей, если рассматривать их с материалистической и детерминистской точки зрения.

В результате процесс Erklären стремится сделать мир понятным, минимизируя, отменяя или превосходя человеческую субъективность, а также объясняя содержание и качества опыта в терминах естественных процессов, происходящих вне его.Так, например, гравитация, гамма-лучи, естественный отбор не являются объектами опыта, хотя они глубоко формируют наш опытный мир.

Слово Verstehen, напротив, применимо только к человеческому поведению и к попытке сделать человеческую субъективность понятной в ее собственных терминах. Это интерсубъективный или межэкспериментальный процесс понимания другого человека в свете значений, которыми они сами наделяют свою ситуацию или окружение, который Дильтей назвал герменевтикой.В отличие от Erklären, который стремится ограничить или исключить субъективный опыт, Verstehen стремится полностью прояснить его, уделяя особое внимание содержанию сознания и неявным или «живым» значениям, которые бессознательно воплощаются в структурах человеческой субъективности.

После Дильтея двумя движениями в континентальной философии, которые охватили и поддержали перспективу гуманитарных наук, были феноменология и экзистенциализм. Феноменология подчеркивает, что существует мир непосредственного или «живого» опыта, который предшествует объективированному и абстрактному миру естественно-научного исследования.Чтобы восстановить свежесть изначального опыта, часто требуется, чтобы мы отучились от старых привычек мышления через терпеливое и беспристрастное внимание к нюансам «субъективного» опыта, подвергая сомнению многие широко распространенные культурные предрассудки об организме и окружающей среде, разуме и теле, субъективности и объективности, фактах. и ценности, восприятие, память, аффект, воля и так далее.

Экзистенциализм подчеркивает, что, несмотря на несопоставимые социальные и исторические ситуации, различия в возрасте, поле, способностях и т. Д., Все люди обладают одной и той же базовой структурой существования — заброшенностью, случайностью и необходимостью придавать или придавать ценность придавать смысл жизни через действия и решения и брать на себя ответственность за свою личную судьбу.

Как и феноменология, экзистенциализм пустил корни в настроении глубокого разочарования в европейском духе времени XIX и XX веков. К концу XIX века стремительный рост естественных наук сулил обильные моральные и материальные благословения всем верующим в культ прогресса. В этом дивном новом мире позитивисты предложили философии взять на себя ее миссию в качестве служанки естественных наук. Кьеркегор и Ницше были двумя известными мыслителями, которые отказались от удушающих объятий позитивизма и утверждали, что истинные цели философии, самопознания и свободы нельзя найти на этом пути и что идеология прогресса скрывает тревожные тенденции к конформизму, банальности и т. Д. рутинный самообман.

Эти опасения, в разной степени поддержанные экзистенциалистами 20-го века, послужили основой для развития экзистенциальной феноменологической психологии. Исторически сложилось так, что кафедра психологии в Duquesne подчеркивала экзистенциальный и феноменологический подходы к изучению и лечению психических расстройств. В настоящее время, однако, мы определяем себя и свой подход менее узко и рассматриваем психологию как «гуманитарную науку» как науку, глубоко опирающуюся на многие непозитивистские традиции континентальной философии.

Таким образом, герменевтика, психоанализ и глубинная психология, феминизм, критическая теория и постструктурализм также исследуются в постоянных усилиях отдела по развитию психологии как гуманитарной науки. В основе этого проекта лежит забота о множестве смыслов человеческой жизни, важности культурного разнообразия в стремлении к истинно гуманной науке, а также об освобождении и благополучии людей как индивидуально, так и в обществе.

лучших курсов, тренингов и других ресурсов

Если вы заинтересованы в изучении человеческой психологии, вы находитесь в хорошей компании.Специальность по психологии остается одним из самых популярных способов получения степени бакалавра в Соединенных Штатах, и каждый год издатели выпускают тысячи новых изданий по психологии и смежным предметам как для академической, так и для неспециализированной аудитории.

Но популярность — это одновременно и благословение, и проклятие. Не все опубликованное в этой области является результатом высококачественных психологических исследований и надежных научных практик, но неподготовленному глазу может быть трудно понять, каким утверждениям и выводам можно доверять.

Прежде чем вы сможете изучать человеческую психологию по-настоящему, вы должны знать, по крайней мере, основные принципы того, что делают психологи и ученые-психологи. В этом руководстве мы исследуем область, существующую сегодня, и предлагаем курсы психологии человека и ресурсы, которые помогут вам начать работу.

Что такое психология человека?

Психология человека — это научное исследование разума и поведения людей. В частности, психологи стремятся лучше понять психические процессы, лежащие в основе наших различных способов взаимодействия с миром и восприятия мира, как типичных, так и нетипичных.

Найдите свой учебный лагерь