Что такое стыд своими словами: что такое стыд и совесть своими словами ​

Содержание

Стыд мой враг мой //Психологическая газета

Что такое стыд?

Стыд – неприятное чувство, и каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал его.  При переживании стыда  хочется спрятаться, скрыться, исчезнуть. Не просто так в языке существуют выражения: «провалиться под землю от стыда», «сгореть от стыда» и даже «умереть от стыда».

Испытывая стыд, мы как будто сжимаемся внутри, теряем опору, способность мыслить логично и эффективно.

Кровь приливает к лицу и нам кажется, что чужие взгляды «обжигают» нас. Если стыд смешан со страхом, мы напротив, бледнеем – кровь отливает от лица и устремляется внутрь тела, как будто «прячась» от посторонних взглядов.

Человек остро и болезненно переживает  ощущение собственной никчемности, чувствует себя маленьким, беспомощным, скованным и глупым.  При этом  часто он не может выразить свои переживания, теряет способность мыслить и проявлять себя в свойственном ему стиле.

В этот момент он чувствует свою отчужденность от других, как будто они отвергают и отворачиваются от него.

С другой стороны он сам становится отчужденным от окружающих, потому что страх кажущегося отвержения как бы «парализует его», ограничивая возможность отреагировать на ситуацию.

Стыд как регулятор социального поведения

Несмотря на то, что переживание стыда является крайне неприятным ощущением для многих  людей, мало кто отказывается от такого мощного инструмента психологического воздействия, как возможность пристыдить другого.

Слова, которые родители говорят своим детям: «Как тебе не стыдно! Хорошие дети так себя не ведут!»  можно услышать где угодно и когда угодно. Или такие:  «Совсем стыд потерял…».

Потому что для большинства – стыд – эффективный регулятор социальных норм и правил, инструмент, позволяющий быстро и без применения физического насилия принудить «непокорного общим устоям»  и их соблюдению.

Кто чаще всего использует стыд в подобных целях? Тот, кто на себе познал всю степень его воздействия. Тот, кому много и часто бывает стыдно.

Стыдно за свои сексуальные побуждения, потому что мама и папа отвергали его в детстве, когда он проявлял их – ведь им тоже было стыдно – их так родители научили. Стыдно за свое стремление быть первым – у нас в русском языке даже выражение такое есть: «Я – последняя буква алфавита». Стыдно за свою любовь и нежность к другому человеку – потому что в моменты стремления к близости, опять же в детстве, кто-то из взрослых осуждающе смотрел на него и говорил: «Ну что ты опять ведешь себя как маленький. Взрослые так себя не ведут». Стыдно за свои слезы и за проявление собственных эмоций – по той же причине.

Стыдно, стыдно, стыдно…

При этом в каждом обществе и отдельно взятой семье есть собственные поводы стыдиться чего-либо.

Вспомните советское время и классический интерьер семьи среднего достатка: основная комната – два ковра, один почему-то на стене. Почему? Да так принято… Цветной телевизор, мягкий уголок, стенка, гардины, тонны хрусталя.  Зачем? Да так принято.

Чтобы как у всех. Иначе – будет стыдно.

Сейчас другие истории. В определенных социальных группах у нас в стране стыдно, когда ты не в одежде элитных марок и не на машине соответствующего класса. Иначе – стыдно, не примут, отвергнут. И неважно, что у кого-то из этой группы деньги есть либо на бензин, либо на ужин с друзьями – поэтому он заказывает чай со словами: «Я на диете..»     В Европе во многих социальных классах, напротив, стыдно кичиться своим достатком – поэтому появление богатого нувориша из России, одетого «во все самое лучшее» на вычурной дорогой машине вызывает лишь улыбку. «Ну что с них взять?…Папуасы…».

В мусульманских странах свои устои. А  человек, приехавший к нам с этими устоями, часто вызывает раздражение и порицание. «Понаехали тут…»

Про стыд реальный и вымышленный

Поэтому встает вопрос: как часто чувство стыда  бывает адекватно окружающей обстановке? Ведь,  несмотря на вроде бы одно общество, глобализацию, телевидение, интернет и все прочие объединяющие людей радости жизни,  мы все еще принадлежим к совершенно разным, порой противоречащим  друг другу социальным группам со своей культурой, устоями и правилами. И то, что хорошо в одной группе, может быть совершенно неприемлемо в другой.

Но здесь возникает интересное противоречие. Очень часто, человек, попавший в новый социальный слой или общество, продолжает придерживаться прежних установок и убеждений и стыдится тех же вещей, по отношению к  которым он испытывал стыд и раньше. Даже, несмотря на тот факт, что в новом месте «стыдно»  и порицаемо совсем другое. И тогда он, выражаясь современным сленгом, оказывается вдвойне «не в кассу». Во-первых, многие его проявления сдерживает собственный стыд, а во-вторых – отвержение со стороны новых участников группы, причины которого он зачастую понять не может.

А почему не может?

Да потому, что, как было отмечено выше – чувство стыда является крайне неприятным и болезненным для человека. По этой причине он  всеми возможными способами  пытается свой стыд не чувствовать – сбежать от него как можно быстрее, выйти из этого состояния. И для того, чтобы сохранить собственную психику, он его вытесняет.

Как мы это делаем?

А очень просто. Если стыд вызывают наши собственные представления, убеждения и принципы, мы стремимся избегать любых действий, поступков и проявлений, которые, по нашему мнению, могут это чувство вызвать. Но мы также пытаемся  избежать и того стыда, который потенциально может в нас вызвать наше окружение.

Каким образом?  Не замечая собственного несоответствия окружающей обстановке и контексту, ослабляя свою чувствительность к сигналам внешней среды, забывая и вытесняя в бессознательное неприятные для нас намеки от окружающих. Реагируя на замечания и упреки злостью и обидой – ведь злиться и обижаться намного легче, чем переживать стыд.

Простой пример. Молодая девушка из приличной семьи, в которой все по правилам, родители ведут себя очень сдержано и целомудренно. Никаких проявлений чувств между папой и мамой, никаких разговоров о сексе. И правильное воспитание дочери. «Приличные девушки так себя не ведут… Хорошие девочки так не поступают… Так нельзя… Это некрасиво… Как тебе не стыдно?!».

И вот, наша девушка вступает во взрослую жизнь. Она правильно себя ведет, поступает согласно канонам семейных устоев. Но парня, который ей так нравился, увела лучшая подруга.  Она же не показывала ему свою симпатию. Это же неприлично… А подруге – прилично. И теперь у них семья и двое детей.

На работе тоже все тихо. Эта выскочка Маринка стала начальницей, хотя и образование у нее хуже, и навыки не такие и вообще – хабалка она. Вечно лезла со своими инициативами…

А еще над ней смеются. Плохо выглядит, говорят. А выглядит она, как мама завещала – все по правилам. Стыдно же ходить  в облегающих джинсах и юбке выше колена и не дай Бог, не серо-буро-малинового цвета…Что люди подумают? А эти так называемые коллеги, которые над ней подтрунивают… Да они просто злые, нечувствительные и завистливые люди. Им нравится унижать других. И начальник, который намекает, что ее нельзя посылать на сделки из-за не очень презентабельного вида, пусть лучше на себя посмотрит…

И  так не складывается жизнь, проходит мимо.

Как будто ты стоишь на перроне,  а мимо, в сказочное прекрасное будущее проносятся чужие поезда. А ты им машешь платочком и с болью в сердце думаешь: «Ну почему не я?!…Ну почему не меня?!…»

Вот и  получается, что это могучее и ужасное чувство стыда обладает удивительной способностью делать нашу жизнь серой и безжизненной. Потому что не дает нам быть в полной мере, проявляться, желать и действовать. Как вечный охранник, приставленный к нам и следящий, не нарушаем ли мы условия заключения.
 
Как бороться со стыдом?

Стыд – то чувство, которое можно научиться переживать. Конечно, лучше всего это делать при помощи квалифицированного психолога. При этом главным условием его квалификации является большой опыт прохождения личной терапии, так как тот, кто не встретился с собственным стыдом, никогда не сможет помочь другому в его преодолении.

Физиологически ощущение стыда переживается как разрыв с внешней средой – это похоже на ситуацию, когда человек внезапно лишается воздуха. Поэтому, при переживании стыда важно не уходить еще глубже в себя, не прерывать контакт с реальностью, а стараться смотреть на других, на окружающую обстановку, чувствовать свои ноги, свое тело, дыхание – и не сдерживать его.

Стыд тесно связан с другими неприятными чувствами: виной, злостью, обидой. Весь этот спектр переживаний, если его не выражать, создает мучительный, болезненный комок внутри и поэтому естественной реакцией организма является избегание этих ощущений. Но в перспективе такая тактика приводит к обострению и ухудшению ситуации. Стыд загоняется внутрь и превращается, выражаясь медицинским языком, в хронический воспалительный процесс с периодами ремиссии и обострения. Поэтому чувства не нужно загонять внутрь. Да, это больно и страшно, но когда мы осознаем и рискуем выражать свои чувства, мы одновременно избавляемся от них – происходит разрядка и расслабление.

В заключение хотелось бы сказать, что все тяжелые для переживания чувства становятся особенно грандиозными и страшными, когда мы, пытаясь сбежать от них, вытесняем их в глубины своего бессознательного. Но, не просто так в русском языке существует пословица: «не так страшен волк, как его малюют». Только для того, чтобы понять это, прежде нужно приблизиться  к «волку».

Поэтому не бойтесь приближаться к своим чувствам – даже неприятным. Потому что чаще всего оказывается, что они вполне выносимы и переживаемы. И переживая их, вскрывая душевные нарывы, мы тем самым освобождаем себя от воспаления и открываем себе дорогу в более полную и счастливую жизнь.

Счастья Вам!

Источник

Стыд или совесть? | Правмир

«Ни стыда, ни совести» ­– так принято говорить об очень плохом человеке. Но в чем, собственно, разница между этими двумя понятиями? Об этом рассуждает российский библеист, переводчик, публицист, писатель Андрей Десницкий.

В прошлой статье я рассуждал о том, как по-разному может быть описано христианское понимание спасения: через метафору суда (Христос понес наказание, положенное грешнику) или через метафору патроната (Христос выкупает человека из рабства греху и делает его вольноотпущенником и Своим клиентом).

Андрей Десницкий

Я говорил тогда, что любая метафора связана с константами национальной культуры и что в разных культурах константы могут быть неодинаковыми при всём своем сходстве.

Вот, например, вина и стыд – универсальные понятия, чувства, знакомые каждому человеку. Вина – это осознание своей личной ответственности за поступки, высказывания и даже мысли и чувства, она не обязательно связана с восприятием других людей. Стыд, напротив, может не подразумевать никаких дурных поступков, но он обязательно связан с негативным мнением окружающих.

Проще говоря, вина – это чувство горечи при воспоминаниях о некоторых моих поступках, о которых может никто не знать, а стыд – ощущение неловкости, когда человек оказывается в публичном пространстве в грязной или рваной одежде, даже если в этом нет никакой его вины.

Таким образом, стыд – нечто внешнее, а вина – внутреннее.


Принято считать, что в одних культурах люди стараются избегать чувства вины, в других – стыда. Часто говорят, что «культуры вины» скорее западные, «культуры стыда» – скорее восточные. Так, японский самурай совершает ритуальное самоубийство (харакири), чтобы покончить с непереносимым стыдом, даже если в том нет его вины – например, ему нанес незаслуженное оскорбление его господин.

Для человека западной культуры это кажется бессмысленным и жестоким… но в то же время японское общество не знает таких мучительных размышлений о коллективной ответственности простых граждан за преступления против человечности, совершавшихся во время Второй мировой, какие характерны для европейских стран, прежде всего Германии.

Впрочем, в последнее время культурологи всё чаще задаются вопросом: а не есть ли само это противопоставление чисто западный конструкт?


Ведь всегда приятнее думать, что ты руководствуешься внутренними убеждениями, а не впечатлением, которое произвел на окружающих. Безусловно, полярное противопоставление тут неуместно, стыд и вина присутствуют в любой человеческой культуре, но они по-разному действуют, и разнится их «удельный вес».

В Библии представление о стыде значат намного больше, чем в современных западных обществах (включая и российское). Представления о вине или правоте связаны, прежде всего, с судом, который устанавливает вину или невиновность, и суд нам прекрасно понятен, потому что он играет важную роль и в нашем обществе. Он устанавливает, виновен или невиновен данный человек.

А кто устанавливает, чего и когда нам стыдиться? Культуры мира выглядят такими разными – в одних женщине неприлично появляться на людях с открытым лицом, в других – вполне допустимо прийти на совместный нудистский пляж.

Откуда мы узнаем, что почетно и что позорно? Кто определяет степень почета и позора данного индивида в данном социуме?


При всём разнообразии конкретных проявлений общие принципы сходны для всех традиционных обществ. Почет и позор, прежде всего, основаны на рождении, усыновлении, принадлежности к социальной группе. В то же время почет может быть приобретен личными достижениями или линией поведения в соответствии с общественными ожиданиями. Соответственно, так же приобретается позор как анти-почет или отсутствие почета. Вспоминая статью о патронате, добавлю, что почет – важнейший ресурс, которым патрон делится с клиентами.

В библейской культуре, как и во многих других, почет или позор применяются, прежде всего, к «имени» – это и социальное положение, и родство, и репутация. Соответственно, внутри этих социальных групп почетом или позором можно поделиться или «заразиться»: оскорбление посла является оскорблением пославшего его царя, а действия мудрого слуги добавляют почета его господину.

Злые виноградари

В библейских текстах почет и позор занимают гораздо больше места, чем в современных, и в результате переводчики и комментаторы нередко упускают из вида нечто важное. Вот притча о злых виноградарях из 21-й главы Евангелия от Матфея. Почему хозяин виноградника безрассудно посылает к этим злым арендаторам сына, надеясь, что они его «постыдятся»?

Для той культуры это было понятно: не воздав чести сыну хозяина, они тем самым обесчестят хозяина, а это противоречит правилам общественной жизни и навлечет позор на них самих.


А вот притча о званых и избранных из следующей главы того же Евангелия. Гости, приглашенные на пир, один за другим отказываются прийти, и вот кульминация: «Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (22:6). Если они их всё равно убили, какая разница, оскорбляли ли они их перед смертью? Для человека библейской культуры это очень важно: убийство было не простым уголовным преступлением, оно было намеренным и тяжелым оскорблением господина, отправившего своих слуг (как, кстати, и в прошлом примере).

Особенно наглядно это выглядит там, где речь идет о богословских идеях, выраженных при помощи метафор. В Послании к Евреям (6:6) упоминаются некие люди, для которых закрыта возможность покаяния – уникальная ситуация для Нового Завета, где всё время говорится о возможности покаяния для всех и в любой ситуации. Что именно делают эти люди, не очень понятно – вероятно, отрекаются от некогда принятой веры. Об этом сказано так: ἀνασταυροῦντας ἑαυτοῖς τὸν υἱὸν τοῦ θεοῦ καὶ παραδειγματίζοντας. Синодальный перевод: «Они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему».

Опять-таки, если они распинают Христа, то уже не очень важно, что при этом они «ругаются», по крайней мере, с нашей точки зрения. Но здесь мы видим важнейшую составляющую распятия: демонстративный позор, крайнюю степень публичного унижения. Человечество, к сожалению, изобрело много способов постепенно замучить отдельного человека до смерти. Но далеко не все из них предполагают такую степень унижения, беспомощности и демонстративности, как римское распятие, для евреев к тому же отягощенное обнажением и древним проклятием всякого, кто «повешен на древе».

Таким образом, здесь говорится, что эти люди не только заново убивают своими поступками и словами Христа, но и стремятся Его опозорить. Я бы предложил такой вариант перевода: «Сына Божьего заново предают распятию и выставляют на позор».


Древнеримская карикатура на первых христиан

Чтобы представить себе, как это выглядело в первые века нашей эры, можно взглянуть на карикатуру на первых христиан, граффити в Риме (около Палатинского холма) с малограмотной надписью на греческом: «Алексамен почитает бога».

Мы видим здесь человека в традиционном жесте приветствия, он воздает почет… существу с ослиной головой, распятому на кресте.

Неизвестный карикатурист соединил здесь давний антииудейский мотив: иудеи поклоняются ослиной голове, – с христианским почитанием Распятого. Он изобразил, с его точки зрения, самое бессмысленное зрелище: воздание высших почестей самому позорному, что только можно себе представить – ослу, да еще и распятому!

«Для иудеев соблазн, для эллинов безумие» – именно об этом и говорил Павел такими словами (1 Коринфянам 1:22), и всё христианство рождается из принятия этого абсурда и парадокса.

Христос принимает на себя наивысший мыслимый позор, чтобы наделить Своих последователей наивысшим мыслимым почетом.


В истории христианства представления о совести (виновен ли я) и стыде (опозорен ли я) вступали меж собой в причудливые отношения. Но в целом можно сказать, что христианство, начиная с Голгофы – преодоление архаичных представлений о позоре и постепенное осознание индивидуальной вины, которая может быть снята в покаянии.

Но удержаться на этой высоте трудно, и человек то и дело соскальзывает в старую добрую архаику с ее представлениями о коллективном почете: мы самое великое племя, у нас самый крутой вождь, самые позолоченные храмы и самая обширная империя, и так будет всегда. Вопрос о вине и личной ответственности при этом, как правило, снимается: будем поступать не так, как правильней, а так, чтобы выглядеть как можно почетней. Похоже, нынешнее российское общество испытывает именно такое искушение.

Только одно мешает в этом увлекательном деле христианину: память о Голгофе.


Читайте также:

  • Метафоры спасения
  • Нужно ли нам всенародное покаяние?
  • Задачник на XXI век для русских православных

Словарь Правмира — Совесть

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

190 Синонимов и антонимов слова СТЫД

1

как в раскаяние

чувство ответственности за проступок терзаемый стыдом за свои действия на прошлой неделе

  • раскаяние

  • вина

  • сожалеть

  • раскаяние

  • грусть

  • раскаяние

  • раскаяние

  • горе

  • раскаяние

  • улица

  • печаль

  • самобичевание

  • обвинять

  • тоска

  • смущение

  • раскаяние

  • извинение

  • сомнения

  • угрызения совести

  • ответственность

  • виновность

  • огорчение

  • опасения

  • угрызения совести

  • уколоть

  • бедствие

  • вина

  • Рут

  • оправдания

  • обязанность

  • рэп

  • моя вина

  • заламывание рук

  • вина за кровь

  • виновность в кровопролитии

  • нераскаяние

  • беспощадность

  • нераскаяние

  • беспощадность

2

как в жалость

прискорбный или предосудительный поступок это позор ты не сможешь прийти на вечеринку

  • жалость

  • позор

  • преступление

  • грех

  • скандал

  • возмущение

3

как в позор

состояние потери уважения окружающих вышел из комнаты в позор после своего гнева

  • позор

  • презрение

  • унижение

  • бесчестие

  • позор

  • клеймо

  • позор

  • дискредитировать

  • презрение

  • дискредитировать

  • упрек

  • ненависть

  • осуждение

  • оскорбления

  • скандал

  • неодобрение

  • обесценивать

  • портить

  • презрение

  • несмотря на

  • деградация

  • пятно

  • неодобрение

  • пыль

  • унижение

  • унижение

  • пятно

  • бренд

  • устаревание

  • смиряющий

  • немилость

  • оскорбление

  • унизительный

  • тень

  • место

  • ухмыляться

  • уважать

  • честь

  • почитать

  • страх

  • внимание

  • признательность

  • восхищение

  • оценка

  • слава

  • благоговение

  • трепет

  • слава

  • известность

  • репутация

Подробнее

  • уважать

  • честь

  • почитать

  • страх

  • внимание

  • признательность

  • восхищение

  • оценка

  • слава

  • благоговение

  • трепет

  • слава

  • известность

  • репутация

Подробнее

Body-shame Определение и значение — Merriam-Webster

ˈbä-dē-ˌshām 

переходный глагол

: подвергать (кого-либо) телесному стыду : критиковать или высмеивать (кого-либо) за предполагаемые телесные недостатки или недостатки

На протяжении многих лет она получала множество негативных комментариев в социальных сетях, критикующих ее выбор одежды и стыдящих ее тело, но это не помешало ей принять свою красоту и свое тело. — Амира Расул

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Кэндис Оуэнс нацелилась на появление Лиззо на этой неделе, и поклонники поп-звезды вмешались, чтобы защитить ее от комментария , позорящего тело головореза. — Гленн Роули, Billboard , 13 апреля 2023 г. Веру Пау обвинили в бодишейминг игроков во время тренировки в N.W.S.L. — Джере Лонгман, New York Times , 11 апреля 2023 г. Этот обмен дал представление об образе жизни основателя SpaceX, который стал жертвой интернет-позора , когда его изображение без рубашки на яхте с боссом агентства талантов Ари Эммануэлем стало вирусным. — Алекса Михаил, Fortune Well , 30 марта 2023 г. В то время как Селена Гомес явно благодарна своим поддерживающим фанатам, она откровенно говорила о платных социальных сетях и жестоких бодишейминг комментариев о ее психическом здоровье. — Эмили Танненбаум, Гламур , 19 марта 2023 г. Этот TikTok был опубликован вскоре после того, как Гомес была широко раскритикована за некоторое увеличение веса, связанное с ее лекарствами от волчанки, и некоторые подписчики подумали, что Хейли ссылается на бывшего мужа. — Эме Луткин, ELLE , 12 марта 2023 г. Селена Гомес приняла участие в новом эпизоде ​​сериала Apple TV+ «Дорогой…» в пятницу (10 марта), чтобы обсудить свой опыт с волчанкой и бодишейминг троллей. — Гленн Роули, Billboard , 10 марта 2023 г. Слияние личного и профессионального Шани Паллоне начала сомневаться в своем опыте диетической культуры после того, как врач опозорил ее на приеме. — Мадлен Холкомб, CNN , 3 марта 2023 г. 9 января 2023 г .: Некоторые люди начали утверждать, что синхронизация губ Бибера была насмешкой над Гомесом, получившим 9 баллов.0005 пристыжен после того, как недавно надел бикини в отпуске. — Стервятник , 23 февраля 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «позор тела». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Первое известное использование

2009 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *